Пенсия в Австралии в 2022 году: пенсионный возраст, выплаты

Частная накопительная пенсия

Работающие граждане могут рассчитывать на частную пенсию, которая формируется из взносов, отчисляемых с зарплаты работника. Размер этих взносов — 9 %. Распространяется данное положение на граждан, достигших 18 лет и работающих от 30 часов и более в неделю. В планах правительства увеличить сумму до 12 %. Произойдет это к 2025 г.

Пенсионных фондов в стране много. Действуют они по-разному: в одних более крупный размер первоначального взноса, в других небольшой процент ежемесячных отчислений и др. Работник самостоятельно выбирает фонд. Сменить его можно в любой момент, причем, сделать это не составит труда. Следует просто заполнить форму на сайте вновь выбранного фонда.

После того как работник определится с фондом, ему предстоит сделать еще 1 выбор: можно оставить перечисляемые средства на хранение и получать за это определенный процент, а можно инвестировать их в акции компаний — австралийских или международных, а также в недвижимость. Если инвестиции будут успешными, то будущая пенсия вырастет.

Достигнув 60-летнего возраста, гражданин может забрать накопленную сумму из фонда. Как с ними поступить, зависит от желания самого человека. Он может добавить сумму к государственной пенсии, а может купить что-то крупное, например, дом у моря.

Накопительную часть пенсионного пособия можно увеличить, воспользовавшись одной из специальных программ, например, Super Co-contribution. Суть ее заключается в том, что государство увеличивает накопленную сумму, если работник делает дополнительный взнос в фонд. Размер государственной доплаты зависит от того, какую сумму работник внес дополнительно.

Еще 1 возможность увеличить будущие пенсионные пособия — создать собственный пенсионный фонд. Это позволено сделать предпринимателям. Такие фонды могут принести значительный доход, если правильно инвестировать деньги. Государство поощряет создание фондов предпринимателями, снижая им ставку налога на прибыль в 2 раза.

Для открытия собственного фонда необходимо соблюсти ряд условий:

  • подыскать 2-4 членов, которыми могут быть физические или юридические лица;
  • нотариально оформить траст;
  • открыть счет в банке;
  • зарегистрировать фонд в соответствующих органах.

Вернуться к оглавлению


Не только одинокие родители могут рассчитывать на помощь государства, воспитывая детей. Положена пенсия на малышей и семейным парам, если они имеют маленький доход. Получить эту помощь не так просто: разработан целый ряд условий и требований, которые необходимо выполнить претендентам на получение пособий.

Сравнительная таблица пенсий в странах мира

Приведем цифры размера пенсий в Российской Федерации и европейских странах по состоянию на 2018 год:

Страна Средняя пенсия, доллары
Россия 285
Германия 1200
Испания 1190
Швеция 833
Италия 583
Венгрия 400

Становится ясно, что в европейских странах пенсии гораздо выше, чем в России. Даже в Венгрии пожилые люди получают больше, чем в РФ, что уж говорить о таких странах, как Германия и Испания. Однако нужно учитывать, что цены в европейских странах, как и налоговые взносы, достаточно высокие, особенно если сравнивать с Российской Федерацией.


Приведем цифры размера пенсий в Российской Федерации и европейских странах по состоянию на 2018 год:

Какой средний размер выплат

Зависимость пенсии австралийца от его прежнего дохода всё-таки существует – но обратная. Чем больше человек зарабатывал, тем меньше будет сумма пенсионных выплат (пожил красиво – мог бы откладывать): 500-700 австралийских долларов. Максимальную выплату получают те, чей годовой доход не превышал 4000 – им полагается 1590 долларов в месяц, если человек одинокий, и 1200, если состоит в браке.

Если гражданин владеет дорогой недвижимостью, государство не назначает ему компенсаций, так как недвижимость можно сдавать. А если он имеет детей на иждивении – получает дополнительные начисления. То есть поддержка распределяется по принципу “кому нужнее”.

Кроме этого, существуют другие льготы:

  • дотация на аренду жилья, если нет своего дома;
  • скидки на лекарства по спецкарте и оплату коммунальных услуг;
  • налоговые льготы для работающих пенсионеров;
  • льготный проезд в общественном транспорте и т.д.


Основная причина создания бизнесменами собственного пенсионного фонда в том, что на сумму пенсионных перечислений существует льготное налогообложение (15% вместо 30% на прибыль предприятия), правда, и максимальная сумма перечислений строго лимитирована законодательством.

Кто имеет право на пенсионное пособие

Претендовать на пенсию могут люди, которые жили и работали в Австралии не менее 10 лет. Правда, после достижения определенного возраста, который для иммигрантов из России может стать своего рода сюрпризом. Так, выход на пенсию в Австралии в 2022 году разрешается мужчинам и женщинам в 66 лет.

О том, как происходит процесс адаптации эмигрантов из России к жизни в другой стране, о деятельности русской диаспоры и о других вопросах, касающихся обустройства быта и профессиональной составляющей читайте в статье “Жизнь русских эмигрантов в Австралии“.

Считается, что человек сохраняет работоспособность до этого возраста. На фоне высокого качества жизни и медицины в Австралии такой подход вполне оправдан.

Кроме того, на помощь со стороны государства могут рассчитывать местные жители, столкнувшиеся с финансовыми трудностями при различных обстоятельствах.

Уровень оплаты труда, социальное обеспечение для жителей государства, уровень развития медицины, система образования, климатические условия – эти и другие темы поднимаются в статье “Австралия: жизнь обычных людей“.

Уровень оплаты труда, социальное обеспечение для жителей государства, уровень развития медицины, система образования, климатические условия – эти и другие темы поднимаются в статье “Австралия: жизнь обычных людей“.

О льготах

Каждый гражданин при выходе на пенсию в Австралии в 2022 году получает некоторые льготы:

  • бесплатные медицинские услуги и субсидии на некоторые лекарства;
  • скидки на проезд в общественном транспорте;
  • раз в год пенсионер может бесплатно приобрести билет на междугороднюю поездку в пределах штата.

Пенсионерам положены льготы


По этой причине состоятельные граждане Австралии стараются уменьшить свой средний доход до уровня нормы, так как дорожат особыми льготными возможностями для пенсионеров на континенте. В таком случае после достижения пенсионного возраста они получают минимальные выплаты и сохраняют льготы.

Государственная пенсия

Пенсия в Австралии состоит из двух частей – государственной и частной (накопительной). На государственную пенсию вправе претендовать все жители страны, которые достигли 65 лет и соответствуют цензу оседлости.

Стаж и место работы не имеют значения – государственную пенсию выплачивают даже тем, кто никогда в своей жизни не работал. Размер выплаты зависит от семейного положения, количества детей на иждивении, величины годового дохода и наличия имущества в собственности.

Максимальная сумма – 1590 долларов в месяц на одинокого пенсионера и 1200 долларов для тех, кто состоит в браке.

Рассчитать пенсию можно здесь.

Австралийцы с официальным местом работы могут рассчитывать на частную или накопительную пенсию.

От чего зависит размер пенсии

В большинстве развитых и цивилизованных странах мира у каждого гражданина есть право на получения пенсии, по достижении определенного возрастного порога или пенсионного возраста. Несмотря на наличие пенсии ее размер неодинаков и может отличаться как в разных странах мира, так и внутри одной конкретно страны. Основными факторами, которые влияют на размер пенсии и пенсионных выплат являются:

  • Срок трудового стажа человека
  • Средняя заработная плата
  • Средний размер пенсии в стране и пенсионная система страны

Помимо размера пенсии важным параметром является пенсионный возраст. Возраст выхода на пенсию у мужчин и женщин может различаться в отдельных странах. Как правило женщины в таких странах выходят на пенсию несколько раньше чем мужчины.

Помимо размера пенсии важным параметром является пенсионный возраст. Возраст выхода на пенсию у мужчин и женщин может различаться в отдельных странах. Как правило женщины в таких странах выходят на пенсию несколько раньше чем мужчины.

Уровень медицины

Качество жизни в Австралии опирается также на отличное медобслуживание. В стране предусмотрено наличие широкого выбора лекарственных средств и диагностической аппаратуры. Медицинская помощь в Австралии дорогая. Но ее уровень значительно выше, чем в России. Это касается как амбулаторного, так и стационарного лечения.

Сэкономить на услугах медиков можно при оформлении страховки Medicare. Благодаря ей бесплатно оказывается неотложная помощь и консультации терапевта. При необходимости осмотра специалистов узкого профиля стоимость их услуг снижается по страховке. К стоматологу, косметологу или физиотерапевту обратиться на льготной основе не получится.


Сэкономить на услугах медиков можно при оформлении страховки Medicare. Благодаря ей бесплатно оказывается неотложная помощь и консультации терапевта. При необходимости осмотра специалистов узкого профиля стоимость их услуг снижается по страховке. К стоматологу, косметологу или физиотерапевту обратиться на льготной основе не получится.

Как начисляется и выплачивается пенсия в Австралии?

Все больше людей переезжают жить на постоянное место жительства в Австралию по той причине, что пенсионная система этой страны очень развита и предполагает ряд льгот для австралийцев.

Старость не означает конец жизни – о пенсиях в Австралии

Рано или поздно каждый начинает задумываться, что ждёт его на последнем отрезке жизни, после выхода на на заслуженный отдых. Недавние решения российских властей в области пенсионной темы всколыхнули общество и вызвали в нём огромный резонанс. Процесс преобразования вызвал рост интереса россиян к зарубежному опыту с целью сравнения – а как у “них” заботятся о пожилых людях, которые уже не могут участвовать в трудовом процессе.

Интересным может показаться опыт Австралии. Опыт австралийской пенсионной системы мог бы лечь в основу преобразований в российской, как предлагал ещё в 2016 году министр финансов Антон Силуанов. Однако наши действительность и менталитет оказались к этому не готовы.


Рано или поздно каждый начинает задумываться, что ждёт его на последнем отрезке жизни, после выхода на на заслуженный отдых. Недавние решения российских властей в области пенсионной темы всколыхнули общество и вызвали в нём огромный резонанс. Процесс преобразования вызвал рост интереса россиян к зарубежному опыту с целью сравнения – а как у “них” заботятся о пожилых людях, которые уже не могут участвовать в трудовом процессе.

Западноевропейские страны: Германия, Англия, Франция

Возраст выхода на пенсию в Европе отличается в зависимости от конкретной страны. В Германии, при условии, что гражданин не является инвалидом или представителем иной льготной категории, можно закончить работать в 65. Сейчас пенсионная система реформируется таким образом, что лица, родившиеся в 1964 г. и позже, смогут покинуть службу только в 67. Возрастной ценз един и для женщин, и для мужчин.

Выход на пенсию во Франции: возраст в 2018 году повысили до 62,5 (без разделения по полам). Надо иметь стаж не менее 42 лет, чтобы получать все предусмотренные законом выплаты. Если стажа недостаточно, можно поработать до 67 лет и тоже получать всю сумму.

В Великобритании с ноября 2018 и мужчины, и женщины могут уйти на заслуженный отдых в 65. А в ближайшее время власти планируют увеличить возрастную планку до 67. Получать максимальную пенсию, англичанину позволит минимальный стаж в 44 г.

Если не ограничиваться только странами Западной Европы, а взять такие государства как Швеция, Бельгия, Дания, Италия, Швейцария, Норвегия, Финляндия, то пенсионный возраст в европейских странах (таблица 2022 г.) несколько отличается (страны перечислены в алфавитном порядке):

Государство

Выход на пенсию в странах мира (таблица на 2022 г.), лет

65, но при наличии стажа свыше 41 г. можно уйти в 63

62 — при наличии стажа 38 лет, но в целом работает формула «возраст + трудовой стаж = 100», то есть при большом стаже можно уйти с работы раньше

63, но по различным причинам можно уйти и в 60

65, но некоторые льготники могут покинуть службу и раньше

Женщины — в 64, мужчины — в 65

Женщины — в 60, мужчины – в 65

Во что инвестируют домохозяйки и фермеры Австралии?


Казахстан и Россия строили свои накопительные пенсионные системы на основе чилийской модели.

Экономист рассказал о проблемах старения нации и почему мизерные пенсии

Евгений Гонтмахер: “Наша пенсионная система не соответствует современным мировым стандартам”

Россияне неуклонно стареют: к 2030 году треть населения нашей страны (почти 44 млн человек) будут составлять лица старше трудоспособного возраста. Сегодня таковых 25%, докладывает Росстат. Ситуация порождает ворох взаимосвязанных проблем: растет нагрузка на пенсионную систему и сферу здравоохранения, экономика лишается рабочих рук, ее производительный потенциал падает, ширится пропасть между богатыми и бедными. Способно ли государство справиться с этим вызовом, скорее социально-экономическим, чем чисто демографическим? На какие меры должны пойти власти во избежание худшего сценария? Не придется ли вновь повышать возраст выхода на пенсию? Все эти вопросы «МК» задал профессору Высшей школы экономики, доктору экономических наук Евгению ГОНТМАХЕРУ.

Фото: АГН «Москва»

— Насколько грозен для России вызов, который ей несет увеличение доли пожилых людей в общей численности населения?

— Мы имеем дело с глобальной необратимой тенденцией. Во всем мире число пожилых людей неуклонно растет — и в абсолютном исчислении, и в доле населения. Одновременно снижается рождаемость, причем не одно десятилетие. Этот процесс не обошел стороной даже такие мусульманские страны с исторической многодетностью, как Египет, Тунис, Эмираты. Считается, что рост населения за счет естественных причин происходит при суммарном коэффициенте рождаемости (СКР) больше 2,1 (среднее количество детей, рожденных одной женщиной в течение репродуктивного возраста). В развитых странах он стабильно не дотягивает до двух, в России — тоже. Президентский майский указ 2018 года в своей изначальной версии содержал формулировку: до 2024 года обеспечить устойчивый естественный прирост населения, то есть добиться превышения рождаемости над смертностью. В новой, июльской редакции этого года говорится уже об устойчивом росте численности граждан, слово «естественный» исчезло. Такой рост может быть достигнут за счет притока мигрантов. В общем, рассчитывать в перспективе ближайших десятилетий на то, что проблему старения нации удастся решить путем стимулирования многодетности и роста рождаемости, не приходится. Перелома не будет. Это явление неодолимой силы.

— Но можно ли как-то к нему приспособиться, минимизировав потери для рынка труда?

— Трагедии делать не надо. Есть немало примеров, достойных подражания. Скажем, Япония практически не привлекает мигрантов. При этом средняя продолжительность жизни намного выше российской — более 83 лет. Процесс старения населения там идет давно и с явным опережением по отношению к нам. В семьях, как правило, один ребенок. Однако ни о каком фатальном влиянии на экономику речи нет, ВВП потихоньку растет. Японская экономика смягчает эти демографические моменты высокой технологичностью и производительностью труда. Кстати, европейские страны — Германия, Австрия, Чехия и ряд других — также находятся в худшем положении, чем Россия, по количеству граждан в возрасте 65+. Но они, как и Япония, сумели адаптироваться к ситуации. В этом смысле нам сложнее в силу экстенсивности нашего хозяйственного развития, низкой производительности труда и квалификации работников, тесной привязки к добыче и экспорту сырья, значительного теневого сектора экономики, нехватки инвестиций.

Нынешняя мировая промышленная революция базируется на так называемых подрывных технологиях — автоматизации, цифровизации, роботизации. Почему «подрывных»? Потому что за их счет производительность труда увеличивается не на 5–10%, а сразу в разы, зачастую при существенном снижении числа рабочих рук. Такой тип развития обеспечивается массированными инвестициями и благоприятными условиями для частного бизнеса, которые должно обеспечить государство. Штат Калифорния с его Кремниевой долиной нефть и газ не добывает, но имеет ВВП больше российского.

— Получается, что интенсивная экономика способна легко переварить все демографические и, соответственно, кадровые риски. Но как быть с теми людьми, которых из цехов и офисов вытесняет искусственный интеллект? Им-то как жить дальше и на какие деньги? Помнится, луддиты, противники внедрения машин в Англии в начале XIX века, уничтожали ткацкие станки, оставлявшие не у дел опытных вязальщиц.

— Сложности действительно есть. Замена работников среднего и предпенсионного возраста на «безлюдные» технологии должна осуществляться максимально грамотно и деликатно. Высвобождающихся людей надо переводить в другие места, помогать им в поиске работы, переучивать. И это задача не бизнеса, а государства. Но в России, особенно в малых городах, новые рабочие места открываются нечасто: в отличие от Москвы там трудно устроиться даже грузчиком, курьером или водителем. Кроме того, в стране сокращается число малых предприятий, а ведь эта сфера — парикмахерские, рестораны, торговля, консалтинг, стартапы — держится на живых людях, на их интеллекте, компетенциях, навыках. И тут мы упираемся в политический момент — в необходимость проведения структурных реформ, реформ госуправления, правоохранительной и судебной систем. Малый бизнес подвергается жесточайшему административному давлению, значит, нужен хотя бы независимый суд. Чтобы предприниматель был уверен в том, что он получит справедливое решение по своим хозяйственным вопросам. Нужно менять само государство, чтобы оно не перераспределяло финансовые потоки в свою пользу. Вот так, обсуждая демографию, мы выходим на куда более широкую институциональную проблематику.

— Могут ли власти пойти на очередное повышение пенсионного возраста ради затыкания кадровых пустот на рынке труда? Не возникнет ли такого соблазна? Те десять лет, о которых говорит Росстат, — большой срок, сулящий массу разных событий.

— Второй раз этого не будет. Нынешний низкий рейтинг властей в значительной степени обусловлен тем, как проводилась пенсионная реформа — в спешке, кулуарно, без консультаций с экспертным сообществом. В то же время в мире есть понимание, что нельзя повышать пенсионный возраст механически и до бесконечности. Это связано с чистой физиологией. После 70 лет человек может ощущать себя вполне здоровым, а его органы (сердце, легкие, почки, печень) — нормально функционировать. Однако мозг уже не тот. Именно старение мозга зачастую не позволяет пожилым людям работать на прежнем уровне, вровень с молодыми. Где-то в районе 70 лет наступает естественный предел, дальше наращивать пенсионный возраст бессмысленно и бесполезно. Разумеется, речь идет об основной массе населения, а не о единичных исключениях. Мы знаем выдающихся ученых, бизнесменов, политиков, не утративших свежести ума и в 80–90 лет.

Да, продолжительность вашей жизни увеличивается, но о работе забудьте. Есть известный термин — возраст дожития, то есть сколько еще лет человек полноценно проживет (а не протянет), выйдя на пенсию. Это — один из международных параметров оценки социальной ситуации в стране. Считается, что чем он больше, тем лучше. Впрочем, властям приходится ломать голову: как выполнить соцобязательства перед гражданами, которые проводят на пенсии не 10 лет, а 20 или 30.

— Действительно, как?

— В России, как и во всем развитом мире, страховая пенсионная система. Пенсии гражданам платят не из бюджета, а из Пенсионного фонда, куда работодатель отчисляет за нас страховые взносы в размере 22% от зарплаты работника. Но поскольку у нас заработные платы низкие (самая распространенная — в районе 25 тысяч рублей), то и пенсии копеечные. В этом корень проблемы. Человек, выйдя на заслуженный отдых, недоумевает: как же так, пахал десятилетиями, а в старости обречен на прозябание. Между тем развитые страны переходят или уже перешли на плавающий, персонифицированный пенсионный возраст. Там схема такая: вы стремитесь повышать свою зарплату, свои официальные доходы, чтобы отчислять как можно больше денег в пенсионные фонды. Допустим, вам исполнилось 65 лет (стандартный пенсионный рубеж для мужчин на Западе), и вам сообщают размер ваших накоплений и потенциальных пенсионных выплат, причем по выбору — рассчитанных на их выплату в течение ближайших лет или пожизненно. Вы говорите, что будете продолжать работать, поскольку сумма не устраивает. Словом, там каждый сам решает, когда становиться пенсионером. Сколько накопил, столько и получишь. Понятие единого для всех пенсионного возраста уходит в прошлое. Надеюсь, когда-нибудь и в России придут к той же схеме. Но для этого нам нужна высокопроизводительная, инновационная экономика. Тогда и зарплаты будут совсем другие и пенсии.

Наша пенсионная система не соответствует современным мировым стандартам и нуждается в институциональном усовершенствовании. Скажем, сейчас вы как физлицо, располагая неким излишком денег, не можете их добавить к своим накоплениям в ПФР. У вас нет права открыть пенсионный счет в банке на 30–40 лет, хотя такая практика существует в других странах. В России вы можете открыть только обычный срочный счет, на пять лет максимум, при этом у вас не будет никаких привилегий — ни гарантий сохранности личных средств от банка, ни освобождения от НДФЛ.

— Очень многие одинокие и при этом больные старики в России предоставлены сами себе, никто за ними не присматривает — ни государство, ни близкие, если таковые есть. Это серьезная социальная проблема и одна из задач соцзащиты, выходящая за чисто финансовые рамки. Как она у нас решается?

— Действительно, у нас все больше престарелых граждан нуждаются в постороннем уходе. В каких-то случаях за ними ухаживают родственники. Это не очень хорошо, поскольку они не ходят на работу и, кроме того, эмоционально выгорают, психологически изнашиваются. Качество жизни критически падает: ни на что другое не остается ни времени, ни сил. Нужны специально обученные люди, нужны сиделки, которые этим будут заниматься за деньги, — та же патронажная служба. В России она есть, но маленькая, маломощная, не способная охватить всех нуждающихся. Это тоже требует кадрового укрепления.

— Мы вплотную подошли к теме состояния здоровья старшего поколения россиян, к теме медицинских услуг, тесно переплетенной с проблемой старения населения. О чем здесь надо говорить?

— Прежде всего нам нужна современная бюджетная модель здравоохранения. Как в Великобритании, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, ряде стран Европы. Она не идеальная, но по всем рейтингам эффективности лучше многих страховых моделей, в том числе и российской. Лучше с точки зрения соотношения между затрачиваемыми ресурсами и состоянием здоровья населения. Механизм обязательного медицинского страхования (ОМС) в России пока не складывается — все по той же причине низких заработных плат. Размер страхового взноса, который работодатель отчисляет на ОМС, — 5,1%. С учетом наших зарплат это вообще копейки, не позволяющие системе ОМС предоставлять необходимый объем качественной медицинской помощи за счет самофинансирования. Сейчас у нас государство тратит на здравоохранение всего 3,5% ВВП, а нужно, по самым скромным оценкам, не менее 5–6%. Поэтому нет денег на новое оборудование, на техническое перевооружение отрасли, так и не стала достойной оплата труда врачей и особенно среднего и младшего медперсонала. В результате пожилых людей, чья доля в населении растет, государственная страховая медицина не способна обслужить должным образом. Накапливаются проблемы и в состоянии здоровья детей школьного возраста, сохраняется так называемая сверхсмертность мужчин в возрасте 40–50 лет.

— Государство практически ничего не знает и, похоже, не хочет знать о реальном состоянии здоровья пенсионеров и в целом населения. Как тогда быть с двумя задачами, поставленными президентом Путиным в 2018 году: обеспечить устойчивый естественный рост численности населения и повысить к 2030 году ожидаемую продолжительность жизни до 78 лет? Одно с другим не вяжется.

— Тариф отчисления в ОМС, а также платежи за неработающее население, которые туда перечисляют региональные власти, не строятся ни на какой объективной базе, которой должно быть только состояние здоровья нации. Сейчас мы его не знаем. Человек попадает в официальную статистику только тогда, когда приходит к врачу с жалобой. Из-за крайне низкого качества бесплатных медуслуг распространено самолечение. Между тем нашему населению требуется экстренная помощь: очень много скрытых недугов, их надо выявлять и профилактировать, пока они не перешли в хроническую форму. А у нас онкология в большинстве случаев обнаруживается на третьей-четвертой стадии, когда человека либо уже поздно лечить, либо для этого нужны колоссальные деньги. Та же история — с сердечно-сосудистыми патологиями. Система здравоохранения заточена на больных людей, а заниматься профилактикой никто не заинтересован. Это настоящее растранжиривание денег, все поставлено с ног на голову. Схема должна быть такой: если ты участковый врач-терапевт и за тобой закреплено несколько тысяч человек, то чем меньше у тебя случаев заболеваний, тем больше зарплата. Естественно, что параллельно должна быть создана независимая система контроля качества медицинского обслуживания. А в нашей реальности ты обязан обеспечить поток, чтобы поликлиника получала деньги ОМС за «пролеченные» случаи. Беру в кавычки это слово, поскольку реальной проверки качества обслуживания с соответствующими финансовыми последствиями у нас фактически нет. На месте главы государства я бы инициировал общенациональную дискуссию о путях реформирования здравоохранения, создал бы соответствующий совет при президенте и возглавил его. Надо сначала сформировать действительно эффективную модель здравоохранения, а уж потом влить в нее необходимые деньги.

Но, повторяю, параллельно нам не обойтись без экономической модернизации, основанной на быстром росте производительности труда. Она позволит значительно нарастить абсолютную массу налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и в медицину. Что, в свою очередь, создаст больший объем бесплатных и более качественных медуслуг, в том числе в пользу пожилых людей. Вот первооснова всего.

— Но можно ли как-то к нему приспособиться, минимизировав потери для рынка труда?

Пенсионный возраст в других странах мира

В октябре 2018 г. был подписан предложенный Правительством закон о поэтапном повышении пенсионного возраста в России с 2019 года. Одним из основных аргументов в пользу необходимости срочного принятия решения по этому вопросу Кабмин указывает то, что Россия является последней страной, которая не скорректировала возраст выхода на пенсию, установленный в СССР еще в 30-е годы XX века.

Действительно, во многих других странах подобные изменения уже произошли или планируются в ближайшее время. Так, по информации международной Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), уже 30 из 37 стран-участниц этой организации осуществляют корректировку пенсионного возраста либо планируют это сделать в ближайшей перспективе.

Нужно признать, что новый пенсионный возраст в России (60 лет для женщин и 65 лет для мужчин с учетом переходного периода, который начался в 2019 году) все же ниже, чем во многих других странах мира — причем не только в развитых, но и во многих развивающихся (в том числе в странах СНГ, бывших республиках СССР) — см. таблицу.

Однако при сравнении этого норматива в России и других странах необходимо учитывать множество других параметров:

  • среднюю продолжительность жизни и ее динамику;
  • размер зарплат и налогов;
  • рынок труда и уровень безработицы;
  • размер пенсий, которые будут полагаться гражданам этих государств при достижении пенсионного возраста и т.п.

На текущий момент в большинстве зарубежных стран возраст выхода на пенсию уже сейчас составляет 60-65 лет для женщин и 63-65 для мужчин. Однако в Еврокомиссии уже проходили обсуждения планов по дальнейшему увеличению этой границы к 2060 году до 70 лет.

Действительно, во многих других странах подобные изменения уже произошли или планируются в ближайшее время. Так, по информации международной Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), уже 30 из 37 стран-участниц этой организации осуществляют корректировку пенсионного возраста либо планируют это сделать в ближайшей перспективе.

Пенсионная система Австралии

Австралийская пенсионная система в ее нынешнем виде основывается на сочетании двух компонентов — государственной и частной пенсии.

Государственная пенсия по старости (age pension) — это вполне традиционная перераспределительная пенсия, финансируемая из государственного бюджета. Она выплачивается любому гражданину или постоянному резиденту Австралии, который достиг 65-летнего возраста. Полный размер государственной пенсии по старости в настоящее время составляет A$500 в месяц на пенсионера-одиночку и A$900 на семейную пару (суммы приведены по состоянию на сегодня и округлены). Для сравнения — среднемесячная зарплата в Австралии составляет A$4,500 до налогов и A$3,200 чистыми. И размер пенсии, и другие указанные далее нормативы проиндексированы и регулярно пересматриваются в соответствии с ростом цен.

Для получения государственной пенсии по старости не требуется, чтобы человек вообще когда-либо работал. Не имеет значения и его былая зарплата. Цель государственной пенсии — обеспечить любому пожилому австралийцу минимально необходимый уровень жизни. К пенсии прилагается немало дополнительных льгот, самые важные из которых — полностью бесплатное медицинское обслуживание и субсидируемые лекарства. Кроме того, владельцы пенсионных удостоверений имеют право покупать билеты на общественный транспорт с большой скидкой, а раз в год им предоставляется бесплатный проезд на междугороднем транспорте в пределах штата.

Размер государственной пенсии зависит от дохода и собственности. Полная пенсия выплачивается только тем австралийцам, собственность которых оценивается меньше чем в $160,000 при условии владения недвижимостью (в эту сумму не включается цена недвижимости) или $280,000 при отсутствии недвижимости. Для семейных пар и лиц, не имеющих собственного жилья, установлены иные нормы. Если собственность — дома, автомобили, мебель, акции и пр. — оценена в большую сумму, то размер положенной пенсионеру государственной пенсии уменьшается в соответствии со специальной формулой, которая принимает в расчет размеры собственности. Если у пенсионера окажется собственности больше чем на определенную государством сумму, то вообще никакой государственной пенсии ему не полагается. Считается, что ему следует жить на тот доход, который приносит или может приносить его собственность.

Такие же правила действуют в отношении дохода: чем больше доход, тем меньше государственная пенсия (при этом негосударственная пенсия тоже считается доходом). Пенсионер-одиночка будет получать полную пенсию в том случае, если его месячный доход меньше $130, а для семейной пары этот уровень составляет $230. Далее начинает работать уже знакомый принцип: дополнительный доход ведет к снижению размеров пенсии, и по достижении определенного уровня дохода в месяц пенсионер опять-таки лишается право на государственное пособие.

Те старики, доходы которых находятся на верхней грани дозволенного, обычно делают все, чтобы удержать свои доходы чуть ниже порогового уровня и таким образом сохранить право на получение хотя бы символической государственной пенсии. Разумеется, несколько десятков долларов не очень изменят финансовую ситуацию пенсионера, но получатель даже самой минимальной государственной пенсии имеет право на все положенные льготы — дешевые билеты, бесплатную медицину и многое другое.

Разумеется, государство всячески стремится к тому, чтобы австралийцы брали на себя заботу о собственном обеспечении в старости. Как и все развитые страны, Австралия быстро стареет, и к 2030 году 25% ее населения составят люди, которым будет за 65. Уже сейчас пенсии и пособия являются крупнейшей статьей государственных расходов — на них уходит около трети федерального бюджета. Дальнейший рост расходов по этой статье немыслим, и постепенное сокращение размеров государственных пенсий кажется неизбежным делом — хотя в демократической Австралии политики не очень стремятся брать на себя ответственность за заведомо непопулярное у их избирателей решение.

Поэтому все большее значение имеет деятельность частных пенсионных фондов (superannuation funds). Вот уже несколько десятилетий все работающие австралийцы в обязательном порядке делают взносы в такие фонды. Размер обязательного взноса неоднократно увеличивался и в настоящее время составляет 9% зарплаты до вычета налогов. Помимо этого, в большинстве случаев работодатель обязан вносить в тот же пенсионный фонд аналогичную сумму, так что регулярные выплаты составляют не менее 18% зарплаты. Разумеется, работникам также не возбраняется делать в пенсионный фонд дополнительные выплаты после выплаты налогов.

Пенсионные фонды являются частными учреждениями, хотя деятельность их довольно жестко регламентируется и контролируется. В прежние времена компании обычно имели постоянное соглашение с каким-нибудь фондом, в который и перечислялись все взносы персонала и работодателя. По нынешнему законодательству, австралийцы имеют право выбора пенсионного фонда, хотя большинство по инерции продолажет иметь дело с теми фондами, которые когда-то установили постоянные связи с их компаниями.

Либерализация пенсионного законодательства привела к появлению огромного количества малых пенсионных фондов, многие из которых имеют вообще одного вкладчика, по совместительству являющегося и владельцем. Закон позволяет любому австралийцу создать свой собственный пенсионный фонд — от него требуется лишь делать положенные минимальные отчисления и соблюдать иные требования, предъявляемые к пенсионным фондам. На март 2007 года в Австралии действовало около 338 тысячи фондов, но подавляющее их большинство являются малыми — на долю 331 тысячи таких фондов приходится лишь 23.1% всего капитала пенсионной системы. Основную роль в системе играют около 7,000 средних и крупных фондов.

Пенсионный фонд работает с полученными им деньгами так же, как с ними работал бы обычный инвестиционный фонд — вкладывает их в ценные бумаги и недвижимость. При этом пенсионные фонды обязаны предоставлять своим вкладчикам на выбор несколько инвестиционных стратегий, которые отличаются степенью риска и, соответственно, степенью доходности. Разница между пенсионным и обычным инвестиционным фондом заключается в том, что пенсионный фонд пользуется рядом серьезных налоговых льгот. В стране, где даже у среднего класса в налоги уходит где-то 35-40% дохода, подобные льготы весьма ощутимы. Поэтому для австралийца, который хочет скопить деньги на старость, инвестиции в пенсионный фонд являются едва ли не лучшей стратегией. Проблема, однако, в том, что большинство австралийцев не слишком склонны копить деньги, готовясь к некоему отдаленному будущему, да и свободных денег на руках у них не так уж много. Поэтому, несмотря на все призывы, только треть австралийцев когда-либо делала дополнительные взносы в свои пенсионные фонды.

Право на получение накопленных денег появляется только по достижении определенного возраста. Сейчас этот возраст увеличивается, и в будущем достигнет 60 лет. В этом возрасте австралиец может получить на руки накопившуюся на его пенсионном счету сумму. В настоящее время размер накоплений обычно невелик — сказывается влияние куда более либеральных законов, которые действовали до 1983 года, и более низких норм обязательных отчислений в пенсионные фонды. В 2002 году средний австралиец к окончанию своей трудовой жизни имел в пенсионном фонде всего лишь A$40,000. Этой суммы совершенно недостаточно, чтобы обеспечивать пенсионера в течении тех 20 лет, которых ему по статистике предстоит прожить.

Получив причитающиеся ему деньги, пенсионер может распорядиться ими по своему усмотрению. Довольно часто деньги забираются в виде единовременной выплаты и потом тратятся на решение разнообразных текущих проблем — ремонт и перестройку дома, выплату накопившихся долгов и т.п. Разобравшись с этими проблемами, человек обращается за государственной пенсией — к великому неудовольствию чиновников, которые обеспокоены финансово-демографической ситуацией. Поэтому сейчас в Австралии различными методами пытаются уговорить население отчислять больше денег в пенсионные фонды и оставлять их там на более продолжительный срок.

Эффективна ли австралийская пенсионная система? Австралийские специалисты не совсем довольны тем, что основная масса пенсионеров по-прежнему зависит от традиционных государственных пенсий. Однако на общемировом фоне Австралия выглядит чуть ли не образцом. В марте 2003 года вашингтонский Центр стратегических и международных исследований опубликовал свой доклад, в котором рассматривалась способность 12 ведущих развитых государств обеспечивать будущие поколения стариков. По данным доклада, в этом отношении Австралия находилась в наиболее благоприятном положении и являлась примером того, как следует готовиться к неизбежному старению населения — одной из важнейших проблем XXI века.

Те старики, доходы которых находятся на верхней грани дозволенного, обычно делают все, чтобы удержать свои доходы чуть ниже порогового уровня и таким образом сохранить право на получение хотя бы символической государственной пенсии. Разумеется, несколько десятков долларов не очень изменят финансовую ситуацию пенсионера, но получатель даже самой минимальной государственной пенсии имеет право на все положенные льготы — дешевые билеты, бесплатную медицину и многое другое.

[flat_ab id="3"] Ссылка на основную публикацию