Налоги в Швеции для физических и юридических лиц в 2022 году

Налоговое резидентство юридических лиц

Шведские компании несут неограниченную налоговую ответственность в Швеции, если иное не оговорено в специальных правилах.

Это может произойти, если хозяйственная деятельность в Швеции осуществляется через агента, находящегося на иждивении.

Налог на наследство и дарение ступенчатый – от 10% до 60%. Наследство (дарение) до 200 000 крон для супругов и по 50 000 крон для каждого ребенка не облагается налогом. Высшая ставка применяется для дальних родственников и при стоимости, превышающей 8 млн крон.

Налоги в Швеции для физических лиц и предпринимателей. Налоговая система Швеции

  • 21 Апреля, 2019
  • Бухгалтерия
  • Юлия Абдулбарова

Прежде чем иммигрировать в какую-либо страну, а уж тем более с целью вести там бизнес, нужно досконально изучить ее налоговую государственную систему на вопрос всех нюансов и подводных камней. Возможно, это изменит ваше решение или, наоборот, подтвердит его. В статье мы подробно разберем налоговую систему Швеции. Многим она кажется сложной. Кого-то отталкивает слишком большая сумма налоговых сборов в этой стране. Объективно она считается самой высокой среди стран Европейского союза. Но так ли все плохо?

Структура налоговых поступлений в шведский государственный бюджет такова:

Что почём в шведском налогообложении

Налоговая система Королевства взимает с капитала всего 15% от общего налогообложения. Соответственно, остальные 85% в казну поставляет труд.

Сравнение ставки подоходного налога в Швеции с другими государствами

Если говорить о физическом или юридическом лице, то в совокупности всех выплат его отчисления могут доходить до 45% от всех доходов. Есть и более высокий процент выплат – это 75%, которые взимаются с шоу-бизнеса. Тем не менее, на территории государства успешно функционируют тысячи предприятий шоу-бизнеса, и отрасль не считается бесперспективной.

Подоходный налог с физических лиц начинает взиматься с 45 тыс. евро в год. Чьи заработки ниже, платят по нулевой ставке. Те, кто превзошёл указанную разницу, должны отдавать в казну 20%. И это не предел. Ставка растёт в зависимости от суммы и может достигать 57%. Дивиденды, получаемые физическими лицами, облагаются 10%.

График сравнения шведских налогов на доход корпораций с налогами в других странах

НДС в Швеции приведён к общим требованиям, созданным для всех стран Евросоюза. В стандартном варианте он равен 25%. Нулевая ставка предусмотрена для экспорта, медицинских товаров, авиатоплива и т. д. Сниженные ставки – 6 и 12% предусмотрены для средств массовой информации, ресторанного и гостиничного бизнеса и т. д.

Налог на прибыль в стране равен 22%. Это базовый показатель. Если речь идёт о прибыли, получаемой паевыми инвестиционными фондами, он будет равен 30%. Тем, кто планирует обзавестись в стране недвижимым имуществом, важно узнать, что представляет собой налогообложение жилых и промышленных площадей.


Сравнение ставки подоходного налога в Швеции с другими государствами

В чем особенности местной системы налогообложения

Если вы решили перебраться именно в эту страну Евросоюза, не лишним будет еще раз подчеркнуть, что Швеция является страной с самыми высокими подоходными налогами. При этом шведов считают наиболее исправными плательщиками государственных податей. Примечательно, что налоговое ведомство этой страны занимает третье место в рейтинге популярности среди 30 основных действующих государственных институтов.

Практический совет. Перед тем как оформлять визу или покупать билеты в другую страну, рекомендуем проверить наличие запрета на выезд из страны. Сделать это быстро, безопасно и в режиме онлайн можно при помощи проверенного сервиса Невылет.рф

Это свидетельствует о доверии граждан к своему государству и властям. Данное обстоятельство необходимо учитывать в контексте интеграции в местный социум. И чтобы этот процесс прошел успешно, следует изучить не только менталитет жителей этой страны, их привычки и культурные традиции, но и стоимость продуктов питания, недвижимости, предметов первой необходимости, а также величину налогов.

Что касается системы взимания налогов, то она сложна для понимания не только для граждан других государств, но и для тех, кто живет внутри него. Это обусловлено разветвАленностью налоговой структуры. В ней предусмотрено множество отделов, которые отвечают за определенные направления. Так, например, здесь существует департамент, который занимается исключительно торговлей в интернете.

Налогообложение в Швеции, как и в большинстве стран, предполагает разделение всех взимаемых сумм на две категории:

  • прямые налоги;
  • косвенные.

К ним также можно отнести еще налог на труд и на капитал.

Прямым налогом облагается имущество и все доходы (юридических и физических лиц). При этом данную категорию налогов подразделяют на три группы:

То, какие налоги в Швеции придется платить, определяется в первую очередь статусом гражданина. К примеру, косвенные сборы касаются только юридических лиц, точнее, оборота средств. Эти налоги принято делить на две подгруппы – НДС и акциз.

Что касается источников доходов, то их законодательство выделяет два:

  • капитал;
  • труд.

Подоходный налог в Швеции взимается не только с заработной платы, но и с НДС, социальных и других видов выплат. Что касается капитала, то налоговая служба Швеции берет проценты с состояния, недвижимости и полученной прибыли. При этом предприятия обязаны отчислять налог на доходы с капитала.


Прямым налогом облагается имущество и все доходы (юридических и физических лиц). При этом данную категорию налогов подразделяют на три группы:

Страховые взносы работодателя в 1970–2015 гг.

При совокупном доходе в интервале от 18 824 до 443 300 крон нужно платить муниципальный налог. Ставки налога отличаются в разных муниципалитетах, обычно они составляют 29–35 процентов от брутто-зарплаты.

Налоги в Швеции для юридических лиц

В качестве плательщиков выступают местные компании и нерезиденты. Если фирма прошла регистрацию в Реестре предприятий юрисдикции, она считается резидентом и оплачивает налоги с общемирового дохода. Те, кто не состоит на учете, подают в декларации сумму, заработанную от контрагентов на территории страны. Стандартная ставка налогов в Швеции для предпринимателей составляет 26,3%. Допускается снижение уровня налогообложения до 19,7% в случае, если корпорация использует перераспределение прибыли в фонд периодизации.

Налоговый период для организаций приравнивается к финансовому году. Его протяженность составляет 12 месяцев, однако начинается он с первого числа любого месяца в году. Завершение периода обычно происходит в конце апреля, августа или декабря. Штрафы за просрочку подачи документации, оплаты и предоставление недостоверных данных аналогичны степени наказания, применяемой к физическим лицам.

  1. Допускается уменьшение налоговый базы последующих отчетных периодов при наличии убытков в предыдущем.
  2. В законодательство не включены требования к соотношению акционерного и заемного финансирования, что дает возможность для создания структур по получению процентов в качестве дохода от дивидендов.
  3. Прирост капитала не облагается налоговой ставкой если прибыль получена юридическим лицом от акций другого юридического лица, действующего в пределах границ государства или за рубежом. Физические лица оплачивают пошлину за прирост капитала в размере 30%.

От налога для предприятий освобождаются нелистингованные акции. Листингованные должны быть выпущены не менее года назад и составлять в совокупности более 10% от размера уставного капитала принимающей компании.

При передаче прибыли юридическим лицам возможно освобождение дивидендов от ставок в перечисленных случаях:

На что идут налоговые деньги?

Большие налоги в Швеции – неизбежное следствие высоких требований, которые предъявляют шведы к своей стране и качеству жизни. Отремонтированные дороги, новые школы и поликлиники, общественный транспорт, на который можно положиться, – все это результат высокого налогообложения. Для шведов очень важны гарантии и социальная защищенность, причем они по умолчанию должны быть доступны каждому. Каждый налогоплательщик знает, что если он заболеет или потеряет работу, можно рассчитывать на выплаты из страховой кассы, сравнимые с размером месячной зарплаты. Медицинское обслуживание, которое в Швеции почти бесплатное, тоже финансируется за счет налогов. Добиться всего этого, не повышая налоговые ставки, очевидно, было бы невозможно.

Шведы в большинстве своем воспринимают налоги не как неизбежное зло, а скорее как свою прямую обязанность. Они понимают, что налоговые сборы пойдут на ремонт дорог или школ, на пенсии и медицину – и использованы будут только по назначению. Шведы гордятся тем, что они исправные налогоплательщики, и при случае не прочь похвастать друг перед другом тем, сколько налогов кто заплатил в ушедшем году. Более того, в стране существует открытый доступ к финансовым и бухгалтерским документам компаний: пытаться что-то утаить бессмысленно. Достаточно ввести имя налогоплательщика или название компании на www.allabolag.se, и можно увидеть и сколько он зарабатывает, и сколько налогов заплатил.

И никаких очередей, томительного ожидания и бюрократии. Угораздило вписать данные не в ту строчку декларации – вежливые сотрудники налоговой службы перезвонят сами, уточнят и исправят цифры или пересчитают. Кстати, большинству налогоплательщиков даже не приходится самим подсчитывать доходы за год – налоговая служба присылает по почте уже заполненную декларацию, с подсчитанной суммой налога к выплате. Такую декларацию достаточно только подписать и отослать обратно. Предпринимателям и тем, кто в течение года продал или купил квартиру придется заполнять больше всего данных.

Налоговые льготы для граждан

Налоговые службы очень пристально следят за тем, чтобы ни один гражданин страны не заплатил ничего лишнего. В начале мая каждый год шведы подают свои декларации о доходах. Если кто-то по каким-либо причинам заплатил больше, то свои деньги налогоплательщик получит обратно.

Особые послабления в налогах имеют пенсионеры. Налоговые льготы для пенсионеров будут ещё больше увеличены в 2022 году. Пенсионеры будут получать льготы практически на всё: на лекарства, на недвижимость и т. д. В результате пенсионерам хорошо (это касается людей, возраст которых превысил 65 лет), а казна государства похудеет на 4,3 миллиарда крон.


1,75 % — такова величина налога собственника жилья. И этот сбор взимается с 2/3 рыночной стоимости жилья. При пересчёте на реальные деньги эта сумма в среднем составляет около 300 евро в год. Максимальная сумма взимаемого налога составляет 650 евро. Но если житель Швеции решит купить квартиру, то в первые 5 лет владения квартирой никаких налогов он платить не будет.

Акцизы

Этим видом налогов облагается алкогольная и табачная продукция, энергоснабжение, топливные материалы (газ, уголь и т.д.)

Ещё меньше – 6% для книжной и журнальной продукции, а также общественного транспорта.

Руководство по открытию бизнеса в Швеции. Часть 2

Шведские компании, как правило, уплачивают подоходный налог ежемесячно на основании предварительной декларации о доходах. После окончания отчетного года компания подает налоговую декларацию в Налоговое агентство Швеции, в которой определяется окончательный подоходный налог компании за год. Дата подачи заявки зависит от того, когда заканчивается финансовый год компании.

Окончание финансового года

Дата подачи налоговой декларации

31 января, 28 февраля, 31 марта или 30 апреля

1 ноября, если декларация была подана на бумажном носителе; 1 декабря, если декларация была подана в электронном виде.

31 мая или 30 июня

15 декабря, если декларация была подана на бумажном носителе; 15 января, если декларация была подана в электронном виде.

31 июля или 31 августа

1 марта, если декларация была подана на бумажном носителе; 3 апреля, если декларация была подана в электронном виде.

30 сентября, 31 октября, 30 ноября или 31 декабря

1 июля, если декларация была подана на бумажном носителе; 1 августа, если декларация была подана в электронном виде.

31 мая или 30 июня

Налоговая система Швеции

Швеция является страной с высоким уровнем развития экономики и социального обеспечения. По политическому устройству Швеция представляет собой конституционную монархию. Номинальным главой государства является король, фактически страной управляет премьер-министр, выбираемый парламентом Швеции. С 1995 г. Швеция входит в Евросоюз, но не вступила в зону евро, поэтому валютой страны остается шведская крона (SEK).

По государственному устройству Швеция является унитарным государством. Административно Швеция разделяется на 290 муниципалитетов и 20 окружных советов (ландстингов), включающих исторически выделенные регионы. Швеция имеет давние традиции местного самоуправления. Автономия и налоговые полномочия местных властей закреплены в Конституции Швеции. Право муниципалитетов и ландстингов на установление и взимание собственных налогов было закреплено еще в 1862 г. соответствующим постановлением о положении органов местного самоуправления.

Швеция наряду с другими скандинавскими странами характеризуется высоким показателем налоговой нагрузки на экономику – около 50%. В 2009 г. отношение налоговых доходов (включая социальные взносы) к ВВП составило 46,7%. На протяжении всей второй половины XX – начала XXI в. налоговая нагрузка на экономику Швеции была выше, чем в Великобритании, Франции и Италии. Структура налоговых платежей в Швеции представлена на рис. 3.7.

Как видно из приведенных данных, доля индивидуального подоходного налога в Швеции весьма значительна и превышает долю взносов и отчислений на социальное страхование (28,9 против 24,0%). Доля НДС в структуре доходов бюджетной системы страны составляет 20,7%.

Рассмотрим основные налоги, действующие в настоящее время в Швеции, более подробно.

Подоходный налог взимается с физических лиц как на уровне центрального правительства, так и на уровне муниципалитетов. На уровне центрального правительства подоходным налогом облагается только та часть дохода, которая превышает установленный минимальный уровень.

Физические лица, признаваемые налоговыми резидентами Швеции, обязаны уплачивать налог со всех доходов вне зависимости от источника получения. Нерезиденты уплачивают только налог с доходов, полученных от источников в Швеции. Налоговым резидентом признается физическое лицо, место постоянного проживания которого находится в Швеции, или если лицо находилось на территории Швеции не менее чем 6 последующих месяцев в году. Кроме того, в отношении граждан Швеции и лиц, признаваемых резидентами Швеции по крайней мере в течение 10 последних лет, применяется так называемое пятилетнее правило. Согласно пятилетнему правилу вышеуказанные лица будут признаваться резидентами Швеции в течение пяти лет с момента их отъезда из Швеции, если они не подтвердят отсутствие у них существенных связей со Швецией.

Рис. 3.7. Структура доходов консолидированного бюджета Швеции (2009 г.)

Для целей налогообложения важно определить категорию и источник дохода. Выделяются три категории доходов: доход от предпринимательской деятельности; доход от капитала; заработная плата и иные доходы. Доход от капитала, заработная плата и иные доходы формируют один источник. Различные виды доходов от предпринимательской деятельности могут относиться к разным источникам: так, доход, полученный от деятельности за рубежом, и доход, полученный в рамках партнерства, рассматриваются как два отдельных источника.

КОММЕНТАРИИ

Швеция является участником Скандинавского соглашения об избежании двойного налогообложения (Nordic Double Tax TreatyNDTT). Его участниками также являются Норвегия, Дания, Финляндия, Исландия и Фарерские Острова. Положения этого соглашения, в частности, устанавливают, каким образом определяется страна, резидентом которой является человек, проживающий (семья которого постоянно проживает) в одной из названных стран, а работающий в другой.

Соглашение устанавливает, что если лицо работает в стране пять дней в неделю, а в другой, где проживет его семья, находится только два дня в неделю, это лицо будет признаваться налоговым резидентом той страны, где проживает его семья и куда он возвращается на выходные. Целью заключения этого соглашения было сформировать свободный рынок рабочей силы на территории стран-участниц, чтобы положения национальных налоговых законодательств не препятствовали гражданам искать и находить наиболее выгодные места приложения их труда.

К доходу от предпринимательской деятельности относится доход, получаемый от различных видов деловой и профессиональной активности, а также от сельского хозяйства. Сюда также относится доход от недвижимого имущества, используемого в предпринимательской деятельности, и доход от использования и реализации движимого имущества, в том случае, если такую деятельность можно рассматривать как предпринимательскую (например, предоставление в аренду транспортных средств).

К доходу от капитала относят дивиденды, проценты и другой доход от капитальных инвестиций. Сюда же включаются доходы от прироста стоимости капитала, возникающие при продаже движимого и недвижимого имущества.

Весь остальной доход, который нельзя отнести к первым двум категориям, попадает в третью группу.

Расчет налогооблагаемой базы осуществляется отдельно по каждой группе доходов. Доход супругов также облагается раздельно. Кроме того, расчет налогооблагаемой базы по первой категории доходов производится раздельно по каждому источнику:

  • – доходы от участия в партнерстве;
  • – доход от деятельности, осуществляемой за рубежом;
  • – доходы от других форм деловой активности.

Внутри каждого источника убытки по одному виду деятельности покрываются прибылью по другим видам деятельности. Однако зачет убытков при определении итогового результата запрещен. Полученный убыток по какому-либо источнику дохода может быть перенесен на будущее и покрыт за счет прибыли от этого же источника в следующие периоды.

Итоговый положительный результат, полученный от расчета налогооблагаемой базы по каждому источнику дохода, агрегируется и формирует общий налогооблагаемый доход от предпринимательской деятельности.

Налоговая база по доходу от предпринимательской деятельности и заработной платы и иным доходам суммируется, а результат, уменьшенный на разрешенные вычеты, является налогооблагаемым заработанным доходом налогоплательщика (taxable earned income), который используется для целей обложения государственным и муниципальным налогами.

При определении налогооблагаемого заработанного дохода налогоплательщик вправе воспользоваться следующими вычетами:

  • – алименты, выплаченные бывшему супругу (если получатель уплачивает с них налог). Периодические выплаты на детей, которые не живут с налогоплательщиком, не вычитаются (так как не подлежат обложению у получателя);
  • – оплата взносов на формирование личных пенсионных планов (не более установленной суммы);
  • – оплата бытовых услуг (уборка, прачечная, приготовление еды, услуги няни и т.п.) в размере 50% от фактически уплаченной суммы (но не менее 1000 шв. крон), но не более установленного лимита;
  • – стандартные вычеты, размер которых определяется доходом налогоплательщика, и т.д.

Государственный налог с заработанного дохода взимается по прогрессивной шкале: до 316 700 шв. крон налог не взимается, свыше этой суммы и до 476 700 шв. крон налоговая ставка составляет 20%; свыше 476 700 шв. крон налог взимается по ставке 25%.

Муниципальный подоходный налог с заработанного дохода рассчитывается по пропорциональной ставке в зависимости от решения муниципалитета (в среднем 31,6%).

Налоговая ставка на доход от капитала установлена в размере 30% и взимается со всей налогооблагаемой базы (минимальный необлагаемый порог здесь не применяется). На уровне муниципалитетов налог с доходов от капитала не взимается.

Физические и юридические лица и организации также могут быть обязаны уплачивать налог на чистое богатство. Плательщиками данного налога признаются налоговые резиденты, определяемые согласно законодательству о подоходном налоге и налоге на прибыль корпораций. При этом лица, не имеющие шведского гражданства, но признававшиеся налоговыми резидентами не более чем за три года, для целей обложения налогом на чистое богатство не будут признаваться налогоплательщиками.

Объектом налогообложения признается имущество налогоплательщика вне зависимости от места его территориального нахождения, т.е. исчисляется по резидентскому принципу. В состав объектов обложения этим налогом входят как нефинансовые активы (жилые здания и помещения, в том числе для сезонного использования (дачи), сельскохозяйственная собственность, прочая недвижимость, включая землю, транспортные средства), так и финансовые активы (депозиты в банках, паи в инвестиционных фондах (процентных и паевых), акции, обращающиеся на организованном рынке, облигации, страховые полисы, подлежащие налогообложению).

Активы, используемые налогоплательщиком в предпринимательской деятельности, освобождаются от налогообложения. Все виды активов подлежат оценке исходя из их рыночной стоимости. При этом по каждому виду активов предусмотрены некоторые исключения (в виде необлагаемого налогом минимума или в виде допускаемой при определенных условиях скидки). Так, в расчет облагаемой базы включается не вся рыночная стоимость облагаемого имущества, а только ее часть. По большинству активов норматив составляет 75%, а по ценным бумагам, котирующимся на Стокгольмской фондовой бирже, – 80%. Исключаются из обложения ценные бумаги в собственности принципала (если в собственности данного налогоплательщика находится более 25% акций компании). Это также рассматривается как собственность, составляющая предмет бизнеса и источник доходов налогоплательщика.

Концепция, положенная в основу построения данного налога, предполагает обложение “избыточного” для налогоплательщика имущества, т.е. имущества, которое не является для него необходимым. Поэтому установлена целая система вычетов к стоимости того жилья, в котором проживает налогоплательщик и его семья, а также по тому имуществу (в том числе и финансовым активам), которые необходимы налогоплательщику, чтобы получать основной доход.

Налоговая база рассчитывается как стоимость чистого богатства, т.е. как разность между стоимостью объектов обложения и объемом задолженности налогоплательщика, связанной с этими объектами, а также задолженности по студенческим кредитам (ссудам на образование).

Налог рассчитывается ежегодно с суммы чистого богатства налогоплательщика по данным на 31 декабря предшествующего года. Имущество супругов может суммироваться для целей налогообложения, тогда налог уплачивается пропорционально каждым из супругов. Если дети, проживающие совместно с налогоплательщиком, являются собственниками какого-либо облагаемого имущества, активы семьи также облагаются совместно.

Налог взимается с суммы налоговой базы, превышающей 1,5 млн шв. крон для одиноких налогоплательщиков и 3 млн шв. крон для налогоплательщиков, подающих совместную декларацию. Ставка налога в настоящее время составляет 75%, до 2007 г. ставка была равна 1,5%.

В Швеции планируется поэтапная отмена данного налога, а понижение налоговой ставки с 2007 г. рассматривается как первый шаг на пути отмены налога. Если в 2000 г. общее число налогоплательщиков составляло 700 тыс. чел. (семей), то за несколько лет число плательщиков сократилось более чем вдвое и составило всего 334 тыс. чел. Это связано с ростом задолженности населения (в том числе по ссудам на образование и ипотеке) и существенными изменениями в рыночной стоимости целого ряда финансовых активов.

Организации являются плательщиками данного налога по той же схеме, что и физические лица. А именно: налоговая база определяется как разность между общей суммой активов (за некоторым исключением) и суммой задолженности по этим активам.

Швеция относится к группе стран, которые используют налог на чистую стоимость богатства (состояния) как в отношении физических лиц, так и в отношении юридических лиц. Объем налоговых поступлений от юридических лиц (в части налога на чистую стоимость богатства) составляет всего около 3% суммы налога, полученной от физических лиц. Столь низкие поступления налога от юридических лиц связаны, во-первых, с концепцией самого налога, который предполагает обложение имущества, не используемого в целях получения личного дохода (избыточного с производственной точки зрения). Во-вторых, низкие показатели поступлений налога от юридических лиц объясняются значительными объемами вычетов, которые допускаются при исчислении налоговой базы, – вычитается сумма задолженности, связанная с облагаемыми активами.

Взносы на обязательное социальное страхование в основном уплачиваются работодателями и индивидуальными предпринимателями, работники обязаны уплачивать только пенсионный взнос, который вычитается для целей обложения подоходным налогом.

Существует три категории взносов на социальное страхование.

1. Основная часть взносов уплачивается работодателями в качестве налога на фонд заработной платы по общей ставке 32,42% или индивидуальными предпринимателями за себя по ставке 30,71%. Ставки установлены в разрезе основных видов обязательного социального страхования следующим образом (табл. 3.11).

Таблица 3.11. Ставки взносов по основным видам обязательного социального страхования, %

Вид платежа

Работодатель

Индивидуальный предприниматель (за себя)

Муниципальный подоходный налог с заработанного дохода рассчитывается по пропорциональной ставке в зависимости от решения муниципалитета (в среднем 31,6%).

Можно ли рассчитывать на открытие успешного бизнеса в стране

Налоговое бремя в Королевстве является одним из самых высоких в Европе. Тем не менее инвестиционный климат страны, несмотря на кризисы последнего десятилетия, остается благоприятным. Лица, планирующие заняться малым или средним бизнесом, должны учитывать высокие ставки налогов при составлении бизнес-планов. На сегодняшний день прибыльными отраслями в Швеции остаются:

  • дизайн;
  • искусство;
  • торговля;
  • логистика;
  • электронные технологии.

При подготовке проекта необходимо учесть, что местное законодательство разрешает иностранцам учреждать лишь две формы предприятий: ОАО и ООО. Поиск работы в Швеции также содержит в себе массу сложностей и ограничений. Поэтому скандинавское направление не так популярно для граждан из стран СНГ.


Налоговое бремя в Королевстве является одним из самых высоких в Европе. Тем не менее инвестиционный климат страны, несмотря на кризисы последнего десятилетия, остается благоприятным. Лица, планирующие заняться малым или средним бизнесом, должны учитывать высокие ставки налогов при составлении бизнес-планов. На сегодняшний день прибыльными отраслями в Швеции остаются:

«Защита» от России в Швеции – новый налог на банки в бюджет обороны

Правительство Швеции планирует повысить налоги для банков с целью увеличения расходов на военные сборы и оборону страны. Такое заявление сделала Магдалена Андерссон (министр финансов Швеции) 31 августа 2019 года, добавив, что бюджет страны получит дополнительно порядка 508 млн. долларов в год. Эта сумма позволит повысить ВВП на оборону к 2025 году с 1% до 1,5%.

Такая острая необходимость изменения налогового законодательства обусловлена наращиванием споров вокруг военного присутствия России на границах Балтийского моря. Стокгольм планирует ввести новый налог в банковском секторе, что позволит финансировать оборону и укреплять свои военные позиции для противодействия мощи России, пишет Bloomberg.

По словам Андерссон, в случае финансового кризиса, банкам может потребоваться помощь от государства, и потому, они должны заблаговременно платить повышенные налоги для компенсирования возможных расходов в последствии. Также министр финансов отметила, что банковский сектор представляет для экономики страны не меньший риск, чем военные действия со стороны приграничных юрисдикций. Именно по этим причинам, повышение налоговой ставки является вполне разумным решением правительства. При этом Магдалена Андерссон делает акцент на выгоду финансовых учреждений от налоговых изменений.

Не все банкиры согласны с нововведениями и высказали свое видение ситуации, заявив, что на банки и так возложены высокие налоговые обязательства, которых достаточно для урегулирования последствий финансового кризиса. Ассоциация банкиров Швеция напомнила, что банки имеют меньшую прибыль, чем публичные компании Швеции по усредненным показателям.

Глава ассоциации, Ханс Линдберг, заявил в своем выступлении:

  • введение повышенной налоговой ставки для банков юрисдикции негативно отразится на рабочих местах и экономическом росте;
  • ввиду нынешнего замедленного роста экономики в стране, сроки нововведений выбраны не самые удачные, а при их реализации, банки могут ограничить выдачу кредитов для компаний, что, в свою очередь, отразится на инвестициях и экономике в целом;
  • нет никаких законных оснований для увеличения банковского налога, а в случае принятия предложенных правительством мероприятий, будет создана налоговая система с произвольным налогообложением отдельных секторов и операций, что в принципе не допустимо.

Напомним, что ранее социал-демократическая партия Швеции уже пыталась повысить налоги на банковский сектор, что не возымело успеха. Предложение было принято негативно Европейским союзом и дополнено критикой, что рост налогов отразится на конкурентности шведских компаний.

Сегодня Швеция остается одной из юрисдикций со сдержанными налоговыми ставками для иностранных и местных предпринимателей. За последние годы, правительство подписало ряд налоговых соглашений, в том числе с Португалией. Дополнительный бонус юрисдикции – платежная система для криптовалютного бизнеса, открыть который могут корпоративные клиенты мира.

Портал Internationalwealth.info предлагает поддержку физических и юридических лиц по вопросам регистрации компаний дистанционно, открытия оффшорного счета и выбора налоговой гавани в одном из государств Евросоюза, Азии. Получить консультацию можно по электронной почте info@offshore-pro.info.

Сегодня Швеция остается одной из юрисдикций со сдержанными налоговыми ставками для иностранных и местных предпринимателей. За последние годы, правительство подписало ряд налоговых соглашений, в том числе с Португалией. Дополнительный бонус юрисдикции – платежная система для криптовалютного бизнеса, открыть который могут корпоративные клиенты мира.

Развитие и особенности налоговой системы Швеции

Развитие системы налогообложения в Швеции происходит под влиянием общей экономической ситуации, для которой характерны следующие тенденции:

– Стабильность и неизменность в течение нескольких лет общих правил взимания налогов;

– Высокая степень развития регулятивной системы;

– Постоянная ориентация государства на поддержку структуровид-ляют ювальнои равновесия;

– Гибкость, избирательность по направленности комплекса льгот и санации на реализацию общих целей социально-экономической политики;

– Изменчивость и чувствительность к изменениям в формировании доходов объектов налогообложения;

– Постоянная противоинфляционную направленность;

– Гибкость различных видов налогов и ставок в зависимости от состояния денежного оборота;

– Охват различными налогами денежной, имущественной и натуральной собственности как объектов налогообложения.

Налоги в Швеции довольно большие, в отдельные годы составляли более 50% валового внутреннего продукта (ВВП), в том числе прямые – 25,3, косвенные – 14,7, на социальное страхование – 16,5%.

В Швеции проводится четкое разграничение между налогами, которые относятся к компетенции правительства, и теми, что находятся в компетенции местных органов власти. В соответствии с этим определяется сумма налогов, поступающих в этих уровней. Следует отметить, что большинство этих средств возвращается к плательщикам в виде полученных от государства услуг.

К основных прямых налогов относятся национальный и местный подоходный налог на капитал, наследство, дарение. Кроме того, имеются многочисленные сборы с предпринимателей на социальное страхование, пенсии, помощь на лечение.

К косвенных налогов относятся те, которые в полном объеме поступают в государственный бюджет: налог на добавленную стоимость (НДС), акциз по отдельным товарам и изделий. Центральные органы Швеции определяют как государственные, так и коммунальные налоги, но некоторые из них местные органы власти имеют право устанавливать самостоятельно. Особым является подход в Швеции в структуру налогов. Наибольшую долю занимают налоги на личные доходы, имущество, товары в виде акцизов и НДС. Из всех сумм 88% – налоги на доходы, из которых 41 – на товары и услуги, 28 – на личные доходы, б% – на имущество.

Особенностью государственной налоговой системы Швеции является ее социальная направленность. Около 60% всех расходов бюджета используется на здравоохранение, социальное обеспечение, образование и культуру. Следствием проведения такой политики является высокий уровень социального обеспечения граждан, особенно пенсионеров и инвалидов, экспортная способность шведских компаний, занимающих заметное место на мировом рынке.

Используя механизм перераспределения доходов, государство способствует не только выравниванию доходов различных групп населения, но и текущем потреблению. Решаются социальные проблемы в первую очередь путем повышения занятости, на что тратятся довольно значительные средства.

Однако в 90-х годах прошлого века в экономике Швеции появились и некоторые негативные черты: выросли по сравнению с прогнозируемыми темпы инфляции (на 2%), существенно увеличились затраты на рабочую силу, снизились темпы роста ВВП и производительности труда. Прогрессивное налогообложение высоких доходов существенно повлияло на улучшение уровня жизни различных слоев населения. В результате проведения такой политики в Швеции самая маленькая в мире разница между самым высоким и самым низким уровнем потребления.

Реализация экономических и социальных программ вызвала потребность в дополнительных финансовых ресурсах из государственного бюджета, что, в свою очередь, увеличило налоговую нагрузку на плательщиков. Рост потребностей государства в средствах усилило фискальную функцию налогов за счет увеличения базы и размера ставок, количества налогов к уплате. Это привело к увеличению поступлений от налогов до 56% валового национального продукта (ВНП). Наибольшую долю имеет подоходный налог – 19% в ВНП, взносы на социальное страхование предприятий – 13, акцизы – 5, налоги на потребление – 7%.

Основная цель налоговой реформы, которая проводилась с начала 90-х годов XX в., Была такова:

– Устранение негативных социально-экономических последствий налоговой системы, существовавшей;

– Невозможность для плательщиков с большими доходами уклоняться от уплаты налогов и обеспечения равных условий налогообложения плательщикам с равными доходами.

Новое правительство, пришедшее к власти 2006г., Планирует снизить налоговую нагрузку на 27 млрд шведских крон. Планируется также уменьшить долю государства в некоторых компаниях, то есть провести их частичную приватизацию.

Налог на добавленную стоимость (НДС). Система обложения НДС в Швеции подобная системе обложения внутри ЕС. Шдприемство, которое имеет обороты, подлежащих обложению НДС, в размере более 1 млн шведских крон, должен зарегистрироваться в налоговых органах как плательщик НДС. Если обороты меньше 1 млн шведских крон, то регистрация необязательна. Обычная ставка НДС – 25%. Снижена – 12% из продуктов питания и услуг туризма. Самая низкая ставка – 6% с газетных изданий. Отчеты по НДС предоставляются ежемесячно вместе с подтверждающими документами оплаты НДС.

Резиденты обязаны платить налог по ставке 1,5% от чистой стоимости имущества, превышающей 800 000 шведских крон, расположенного как в Швеции, так и за ее пределами. Имущество, составляющее оборотный капитал, налогом не облагается. Различные фонды и благотворительные организации платят имущественный налог по ставке 0,15% от чистой стоимости имущества, превышающей 25 000 шведских крон.

Нерезиденты уплачивают этот налог только за имущество, расположенное в Швеции. Если имущество, находящееся за рубежом, освобожденное от налогообложения, оно может быть включено в налогооблагаемую базу нерезидента при определении соответствующей налоговой ставки.

Начисления на заработную плату такие (%):

1) на пенсионное обеспечение – 13;

2) медицинское страхование – 8,43;

3) народную пенсию (для обеспечения тех, у кого нет выслуги лет) – 5,86;

4) пенсионную страховку – 0,2;

5) страхование от производственного травматизма – 1,38;

6) превентивную защиту сотрудников – 0,17;

7) выплату помощи по безработице, переквалификацию потерявших работу – 2,12;

8) страхование жизни – 0,61;

9) групповую страховку – 0,95;

10) пособие при увольнении – 0,28;

11) дополнительную пенсию – 3,1;

12) гарантию заработной платы при банкротстве компании – 0,2;

13) страховку от травматизма – 1;

14) в гарантийный фонд – 0,06;

15) налог на пенсионные платежи – 0,6. Общая сумма начислений составляет 38.

Если речь идет не о наемного работника, а о владельце фирмы, то структура платежей меняется, а сумма начислений составляет 39,3%.

Корпоративный налог в Швеции. Важное место в системе налогов занимает прибыль корпораций. Все компании и другие виды организационно-правовой формы, такие как общества с ограниченной ответственностью, должны зарегистрироваться в Патентном и Регистрационном отделах для того, чтобы получить статус юридического лица. Конечно как минимум 50% управляющих директоров и главный директор должны быть резидентами страны ЕС или европейских государств. Однако возможны исключения из правил, которые предоставляются отделом патентов и регистраций или правительством, в отношении юридических лиц, большая часть совета директоров которых состоит из нерезидентов Швеции.

Национальный налог на прибыль взимается с резидентов по всему дохода, а с нерезидентов – с доходов, полученных из шведских источников. Компания считается налоговым резидентом, если она образована в Швеции или имеет постоянное представительство на ее территории.

Ставка налога на прибыль корпорации установлена в размере 28%. Нет расхождений при налогообложении распределенной и нераспределенной прибыли компании. Также нет местных налогов для корпораций.

Прибыль определяется в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета, с небольшим корректировкой в целях налогообложения. При подсчете прибыли, акции оцениваются по более низкой рыночной цене. Альтернативный метод оценки – 97% цены приобретения, но он должен применяться при оценке всего акционерного портфеля.

Налогооблагаемая база уменьшается на суммы расходов на ведение бизнеса, включая проценты по кредитам на инвестирование филиала или приобретение нового оборудования. Есть перечень расходов, не вычитаются, такие как расходы на развлекательные мероприятия, и расходы, связанные с операциями с алкогольными напитками, превышающих установленные нормы.

Для оборудования, патентов, торговых марок, имиджа фирмы суммы амортизационных отчислений списываются прямолинейным методом по ставке 20% в год или методом уменьшения балансовой стоимости по ставке 25%.

Дома амортизируются по ставкам, варьируют от 2 до 5% от стоимости приобретения. Амортизационные ставки зависят в основном от целей использования зданий. Земля не является предметом начисления амортизации, хотя затраты на рекультивацию земель могут амортизироваться по ставке 5% в год.

Прибыль от реализации материальных и нематериальных основных средств и других активов должно быть включено в совокупный налогооблагаемый доход предприятия и, следовательно, облагаться по ставке 28%. Убыток, полученный при реализации капитальных активов, списывается в счет совокупной прибыли без всяких временных ограничений. Однако ущерб, возникающий от реализации инвестиционного портфеля акций и других подобных финансовых инструментов, может приниматься к зачету только в счет прибыли, полученной по такому же видом собственности.

Дивиденды, полученные от шведских компаний, освобожденных от налогообложения. Дивиденды, полученные от зарубежного филиала, также могут быть освобождены от обложения налогом при условии, что филиал облагается по ставке не менее 15%.

Причиненные убытки могут быть зачислены на счет полученного дохода в следующем году и не могут переноситься на счета прошлых лет.

Работодатель обязан выплачивать взносы в социальные фонды за своих работников в размере 33% от валовой заработной платы, включая стоимость дополнительных выплат и льгот. Граждане ЕС, работающие в Швеции, руководствуются законодательными актами ЕС. Снижена ставка взносов в размере 21,39% установлена на предпринимательский и трудовой доход граждан, возраст которых превышает 65 лет. В некоторых сельских северных районах Швеции действующая ставка может быть снижена на 5-10%.

Законодательством установлен налоговый кредит на суммы налогов на доход от капитала, уплаченных за границей. Относительно иностранных дивидендов налоговый кредит предоставляется только на сумму налога, удержанного из источника, но не на сумму зарубежного корпоративного налога. Вместо этого дивиденды, полученные от зарубежного филиала (минимальный пакет акций не менее 25%), также освобождены от обложения при условии, что филиал облагается по ставке не менее 15%. Если эти условия невыполнимы, то стандартный налоговый кредит в размере 13% добавляется к кредиту с налога, удержанного из источника выплаты, но дивиденды в Швеции облагаются по ставке корпоративного налога (26%). Доход, полученный от зарубежного представительства, должен быть включен в налогооблагаемую базу главного шведского отделения, если нет поправки на налоговое соглашение.

Налогообложение физических лиц. Важная роль в доходах бюджета разных уровней принадлежит подоходному налогу с граждан. Физические лица считаются резидентами Швеции для целей налогообложения, если они присутствуют в стране более 183 дней в году.

Резиденты Швеции обязаны платить национальный и муниципальный подоходный налог на их доход, полученный как в Швеции, так и за ее пределами, а нерезиденты – только с доходов, полученных на территории Швеции.

Резиденты Швеции, выезжающих за границу на срок не менее 6 месяцев, освобождены от уплаты шведского подоходного налога при условии, что физическое лицо уплатило подоходный налог в стране пребывания. Независимо от того, облагается полученный доход налогом в зарубежной стране, резиденту Швеции может быть предоставлен годовой налоговый кредит на сумму причитающихся шведских налогов при следующих условиях:

– В течение года он должен находиться в одной и той же стране и работать на том же предприятии;

– Все отчисления и льготы, применяемые к полученному доходу в зарубежной стране, установленные общим правилам законодательства той же страны для всех ее резидентов, а не регламентированы международными налоговыми соглашениями;

– Работодателем является правительство Швеции.

Нерезиденты Швеции платят налоги с доходов, полученных из шведских источников, а также доход от операций с недвижимым имуществом, оплаты оказанных услуг, пенсий и некоторых видов дохода и капитала.

Заработная плата, включаемая в совокупный доход, состоящий из всех видов выплат, пенсий и натуральной оплаты труда. Возможно получение налогового кредита по заграничным прямыми налогами в пределах сумм шведского национального и муниципального подоходного налога, уплаченного по видам зарубежного налога. Согласно большинству налоговых соглашений налоговый кредит в размере уплаченных налогов за рубежом гарантируется за счет муниципального подоходного налога. Супружеские пары облагаются налогом отдельно.

Доход в размере не более 209 100 шведских крон облагается муниципальным налогом по ставке примерно 32%. Доход свыше этих сумм облагается также национальным налогом в 25%. Следовательно, максимальная ставка подоходного налога – 57%.

Доход от капитала облагается отдельно по ставке 30%.

Физическое лицо, находящееся на территории Швеции менее шести полных месяцев, имеет ограниченную налоговую ответственность. Налог по ставке 25% должен быть удержан работодателем при оплате произведенных в Швеции работ и услуг. Нерезидент, работающий по найму, не обязан подавать декларацию о доходах в налоговые органы.

Большую часть налога в социальные фонды уплачивает работодатель, однако работник, возраст которого не превышает 65 лет, имеет также уплачивать взносы на индивидуальное медицинское страхование – 3,95% и пенсионное обеспечение – 1%.

Нерезиденты уплачивают налоги на доходы от недвижимости, расположенной в Швеции. Если резидент Швеции становится нерезидентом, то прибыль от шведских акций в течение десяти лет со дня отъезда может облагаться налогом в некоторых случаях по сниженным ставкам. Доход от инвестиций обычно облагается по единой ставке – ЗО%. Нет никаких льгот.

Все граждане, получающие доходы от работы по найму, обязаны составлять налоговые декларации, хотя на практике применяются упрощенные формы декларации. Для большинства граждан срок подачи декларации установлен в августе. Налоговое уведомление о сумме, подлежащей уплате, направляется налоговыми органами в сентябре. Сумма недоплаченного налога взимается работодателем из заработной платы работника за первые месяцы следующего года. Индивидуальные предприниматели платят остаточную сумму налога самостоятельно не позднее апреля. Налоговые уведомления хранятся еще пять лет, соответственно, возможны корректировки для получения возмещения излишне уплаченных сумм налогов.

– Охват различными налогами денежной, имущественной и натуральной собственности как объектов налогообложения.

Отмена льготных налоговых режимов кантонами с 1 января 2022 года

В результате отмены льготных налоговых режимов МНП подлежат налогообложению по обычным ставкам корпоративного налога для целей кантонального и коммунального налогообложения (в настоящее время эффективные налоговые ставки варьируются от 12% до 24%).

Учитывая, что это приведет к существенно более высокому налоговому бремени, кантоны объявили о снижении ставок корпоративного налога для всех компаний (предлагаемые эффективные налоговые ставки между составят от 11,27% (кантон Люцерн) до 14%, и соответственно в трех больших кантонах: Цюрих ( 16,16–18,19%), Берн (20,03%) и Ааргау (18,61%).

Снижение ставок корпоративного налога в кантонах станет важной частью налогового пакета, предложенного и предусмотренного кантонами.

  • введение пониженной специальной налоговой ставки для повышения налоговой базы в качестве переходной меры для компаний, утрачивающих свой льготный налоговый статус (обратите внимание, что некоторые кантоны уже допускают повышение налоговой нейтральности в соответствии с действующим кантональным налоговым законодательством);
  • введение патентной коробки;
  • нейтральное с точки зрения налогообложения увеличение скрытых резервов после миграции в Швейцарию.
[flat_ab id="3"] Ссылка на основную публикацию