Танцующий дом – символ всей Чехии периода постмодернизма

Танцующий дом в Праге

Танцующий дом — нестандартное здание, расположенное в центральной части Праги вблизи Ресловой улицы. Здание, спроектированное архитекторами Владо Милуничем и Фрэнком Гири, издалека напоминает двух танцующих балерин. И неспроста — ведь основной архитектурной идеей была параллель с известнейшей танцевальной парой того времени Фредом Астером и Джинджер Роджерс. «Танцующий дом» вызывал споры среди дизайнеров и критиков, но последнее слово было за президентом Вацлавом Гавелом, который одобрил интересный проект.


Танцующий дом в Праге состоит из двух башен – причудливо изогнутой и нормальной. Нормальная башня символизирует мужское начало Ян в китайской философии, а изогнутая башня – женское начало Инь. По мысли архитекторов, женское начало побеждает мужское, чтобы преобразовать его. Изогнутая, женская башня получила название Джинджер, в честь танцовщицы Джинджер Роджерс, а мужская башня была названа Фредом в честь танцовщика Фреда Астера.

Что внутри здания

Танцующий дом является символом современной архитектуры Праги, но для туристов он интересен не только своим необычным экстерьером. Внутри здания находятся офисы международных компаний, просторный конференц-центр площадью 400 квадратных метров, несколько кафе, бар Glass и ресторан французской кухни Ginger & Fred с выходом на смотровую площадку.

Смотровая площадка Танцующего дома

Вид на Прагу со смотровой площадки

В 2016 году в здании открылся 4-звёздочный отель Dancing House Hotel. Из каждого его номера открывается прекрасный вид на чешскую столицу. Особой популярностью пользуются два верхних номера Ginger Royal Suite и Fred Royal Suite.


В 2016 году в здании открылся 4-звёздочный отель Dancing House Hotel. Из каждого его номера открывается прекрасный вид на чешскую столицу. Особой популярностью пользуются два верхних номера Ginger Royal Suite и Fred Royal Suite.

Что говорили про Танцующий дом жители Праги

После окончания строительства жители Праги и Чехии находились в ужасе, свое непринятие они выражали в постоянных митингах и забастовках. Группы активистов требовала аудиенции с президентом, чтобы добиться сноса несуразного здания. К слову, даже представители элиты соглашались с мнением большинства – Танцующему дому не место в Праге, ведь город знаменит архитектурными постройками в стиле классицизма. Тем не менее, президент не пошел на уступки, он был полностью доволен результатом и не планировал от него отказываться, поэтому история двух башен продолжилась. Постепенно жители смирились с существованием странного здания в городе.

Интересный факт! Спустя годы мнение жителей Праги и Чехии кардинально изменилось – положительно воспринимают Танцующий дом 70% пражан, 15% — нейтрально и 15% — отрицательно.


Что находится внутри:

Особенности Танцующего дома

Конструкция сооружения базируется на железобетонной плите, которую поддерживают буронабивные сваи. На плите закреплены 99 фасадных панелей. Дом состоит из двух зданий «Джинжер» и «Фред», которые по форме напоминают танцующую пару. На крыше 9-этажного Фреда установлена куполообразная конструкция из нержавеющей стали — Голова медузы. Большинство комнат в этом здании, которое слегка нависает над улицей, являются несимметричными, а стены — наклонными.

«Голова медузы»

Шесть этажей Танцующего дома занимают офисные помещения общей площадью 2965 м², а на верхнем этаже находится ресторан (679 м²). В подвале раньше был расположен конференц-центр (400 м²), однако в последствии он был также переоборудован под офисы. Сегодня первый этаж полностью открыт для посетителей. Главный вход находится со стороны набережной.

Архитектор Милунич спустя годы сожалел о том, что не удалось настоять на первоначально предложенной форме Фреда — более красивой и высокой. Также его проект предусматривал не куполообразную конструкцию из стали, а стеклянный купол в форме земного шара, который должен был гармонировать с земным шаром, расположенным на соседнем доме. Медуза, по его мнению, наклонена под неправильным углом и с перекрёстка выглядит не как шар, а как что-то странно плоское. Недостатками здания Милунич считает, например, вид на его макушку с Палацкого моста и в некоторой мере вид сверху, со стороны Карловой площади.

Сегодня Танцующий дом олицетворяет первое постсоциалистическое строительство совместно со всемирно известными архитекторами. Он является одним из символов города и настоящим магнитом для туристов. В некоторой степени дом стал иконой девяностых годов, дал начало новой эре в архитектуре. Для гостей чешской столицы он является одной из главных достопримечательностей Праги, не менее известной чем Карлов мост или Собор святого Вита.

Архитектор Танцующего дома Владо Милунич: «Это произведение – символ новой эпохи»

По задумке одного из авторов проекта Танцующего дома Владо Милунича, он стал символом новой эпохи, которая наступила после «Бархатной революции» 1989 года.

Владо Милунич – бесспорно один из выдающихся чешских архитекторов современного периода. Он известен своими неординарными взглядами на проектирование жилых кварталов и социальных объектов. А его главное детище – Танцующий дом – стал после Карлова моста и Градчан третьей самой фотографируемой достопримечательностью чешской столицы.

Владо Милунич родился в Загребе (Хорватия), но с 16 лет постоянно проживает в Праге, куда эмигрировали его родители. Он окончил Чешский технический университет, после несколько лет работал в Париже. Потом долгие годы трудился в различных архитектурных бюро Праги. Почти четверть века назад архитектор создал собственную студию под названием «Свободные мысли».

Нам посчастливилось побеседовать с Владо Милуничем во время его визита в Czech Prestige – языковую школу имени Натальи Горбаневской. Архитектор провел лекцию для студентов, показал рисунки и модели проектов своих произведений, рассказал о работе с Фрэнком Гери – вторым автором Танцующего дома и о своей дружбе с Вацлавом Гавелом. Владо охотно и подробно ответил на все вопросы студентов.

Множество людей в Праге и по всему миру знают или видели Танцующий дом. Но многим неизвестно, какая невероятная история связана с возведением этого объекта. Расскажите, почему Танцующий дом появился именно неподалеку от набережной Влтавы?

– Место, где построили Танцующий дом, выбрали не случайно. Когда-то тут находилось здание. Но после бомбежки Праги, в конце Второй мировой войны угловое здание было разрушено бомбой, также был разрушен соседний дом. Свою роль в постройке Танцующего дома сыграл Вацлав Гавел. Семья Гавелов жила по соседству с разрушенным домом.

Рассказывая предысторию, архитектор показывает черно-белые снимки, сделанные Вацлавом Гавелом, где на месте танцующего дома – развалины. Тогда во время бомбежки погибло 800 человек, 1500 были ранены…

После войны родители будущего архитектора работали в Министерстве здравоохранения Югославии. В то время шло соперничество между США и СССР за влияние на Балканах. Американцы предложили стипендии для врачей. Родители Владо Милунича уехали в США на два года на стажировку. В 1948 году они возвращались на самолете, который совершал промежуточную посадку в Праге. Политическая ситуация в мире резко изменилась, и они осознали, что не могут вернуться на родину. В 1956 году Владо удалось соединиться с семьей, на то момент ему было уже 16 лет.

По какому-то невероятному стечению обстоятельств семью эмигрантов поселили по соседству с семьей Гавелов.

– В 1968 году Вацлав попросил меня перепланировать его квартиру – сделать две части, для него и для брата Ивана. В то время из-за своей деятельности Вацлав много времени проводил за решеткой, поэтому я решил немного подшутить над ним. Поставил решетку и тюремные нары к нему в кабинет, чтобы у Вацлава не возникало шока и не приходилось снова привыкать к дому после тюрьмы.

Меня через день вызывали на допросы в госбезопасность, хотели, чтобы я поставил подслушивающее устройство в квартиру к Вацлаву Гавелу. Многие коллеги порицали меня за дружбу с Вацлавом Гавелом. А потом случилось так, что Гавел из «врага государства №1» стал его президентом. Примерно в это время у меня появилась идея как-то улучшить эту зону, что-то построить на месте разрушенного бомбежкой дома. Создать что-то полезное, культурный объект.

Я хотел, чтобы будущий объект был символом Бархатной революции. Первый вариант был такой – построить скульптуру – чехословацкую Жанну Д¨Арк, которая бы смотрела в направлении Пражского града. Вторая идея – открывающийся стручок фасоли, из которого фонтаном плещется национальный триколор. Я начал готовить эскизы. Хотелось, чтобы там находилось кафе с отличным видом на город.

Как проходила работа над проектом?

– Я всегда работал с объемными моделями. Сейчас молодые архитекторы делают только визуализацию, но я считаю, что этого мало, это взгляд лишь с одной точки. Я планировал на крыше дома разместить скульптуры и сферу, внутри которой был бы снек-бар и концертный зал.

У меня была идея построить тоннель-пассаж, который бы вел на нижнюю часть набережной реки Влтавы, подземную стоянку и зеленую зону, отделяющую дом от проезжей части.

Владо показывает свои схемы, где действительно предполагался тоннель. Прекрасное решение, которому не суждено было сбыться. Когда архитектор опубликовал проект дома в журналах, с ним ознакомились другие архитекторы, власти и общественность.

На Владо Милунича обрушился поток возражений и негатива. Старшие коллеги заявляли, что архитектор намеревается уничтожить прекрасный внешний облик района. Как реакция на смелую идею появились статьи, одну из них – «Танец вне паркета»написал хороший друг архитектора…

– Я показал проекты своему другу архитектору Павлу Коху. Идея ему очень понравилась. Он посоветовал начать сотрудничество с каким-нибудь знаменитым архитектором из-за рубежа. Я встречался с некоторыми мировыми знаменитостями. Многие просто отказывались. Главная причина – маленький размер проекта и «какой-то неизвестный чешский бедняга».

Мне повезло, на мою просьбу откликнулся знаменитый американский архитектор Фрэнк Гери. Гери принадлежат самые известные образцы архитектуры деконструктивизма – музей Фредерика Вейсмана в Миннеаполисе, обшитый титановыми листами музей Гуггенхейма в Бильбао, концертный зал имени Уолта Диснея в Лос-Анджелесе, застройка прибрежной части Дюссельдорфа, Корпус Массачусетского технологического университета. Я сразу понял, что мы сработаемся, я обожал его чувство юмора.

Однако помешать нашей работе могло расстояние. Его студия находилась в Лос-Анджелесе. Мы встретились в Женеве, я показал ему свои эскизы, и он сказал, что это будет действительно грандиозный проект. Я начал изготавливать модели разных масштабов, которые летали на джамбоджете из Праги в Лос-Анджелес.

Архитекторы не только сработались, но и стали добрыми друзьями. Преодолевая сложности, они создавали шедевр. Во время работы над проектом Владо и Гери много переписывались, поддерживали и хвалили друг друга. Сам архитектор называет это «любовными» письмами.

– Знаете, архитекторы такой народ – они часто обманывают друг друга, крадут идеи и вообще не особо искренние. Но у нас сложились невероятно потрясающие отношения, несмотря на расстояния в тысячи километров. К сожалению, моя идея построить сферу, где бы находился снек-бар, не реализовалась. Не разрешило руководство городского совета, которое требовало, чтобы высота дома не превышала высоту соседних зданий.

В процессе работы мы решили, что наш будущий дом, состоящий из двух объектов, представляет собой отношения мужчины и женщины. Я предположил, что это похоже на танец. Мы периодически представляли свои проекты общественности, проводили пресс-конференции, объясняли людям, что это не какая-то дурацкая затея, а нужный и полезный объект.

Владо Милунич показывает фотографии, где они вместе с Фрэнком Гэри на вручении престижной Притцкеровской премии в Пражском граде.

– У Гэри – свой собственный смокинг. А я свой одолжил в одном из пражских театров (смеется). Кстати, Гэри решил, что наша танцующая пара – это метафора в честь пары Джинджер Роджерс и Фреда Астера, и в шутку назвал дом «Джинджер и Фред». Одна из двух цилиндрических частей, та, что расширяется к верху, символизирует мужскую фигуру (Фред), а вторая часть здания визуально напоминает женскую фигуру с тонкой талией и развевающейся в танце юбкой (Джинджер). Он был бешено влюблен в ноги Джинджер Роджерс.

Проект был готов и одобрен. Впереди ждали сложности, связанные со строительством. Кстати, танцующий дом – первый в мире объект, построенный с помощью 3D-технологий.

– Я не терял надежды, что мне когда-нибудь удастся доделать проект – достроить сверху снек-бар и еще несколько важных, на мой взгляд, моментов. Но мне не удалось договориться с нынешними владельцами дома. Кажется, их интересуют только деньги. После постройки дома про него снимали кино, его фотографировали и рисовали… Особенно мне нравятся детские рисунки по мотивам танцующего дома, они помогают взглянуть на мой проект совершенно иначе.

Однако помешать нашей работе могло расстояние. Его студия находилась в Лос-Анджелесе. Мы встретились в Женеве, я показал ему свои эскизы, и он сказал, что это будет действительно грандиозный проект. Я начал изготавливать модели разных масштабов, которые летали на джамбоджете из Праги в Лос-Анджелес.

Танцующий дом в Праге

Есть в Праге здание, которое вызывает восторг или отвращение, но никого не оставляет равнодушным.

«Танцующий дом», «стакан», «пьяный дом», «Джинджер и Фред» – так прозвали жители творение архитекторов-деконструктивистов (на фото справа, кликните на фото для увеличения). Сооружение символизирует мужское и женское начало. По задумке архитекторов женское начало Инь побеждает мужское Ян, желая переделать его.

Мужское начало представлено в башне правильных форм, а женское – в изогнутой и «плавающей» башне, прижимающейся к «мужской» башне. Возможна и другая трактовка сооружения: символично изображается необходимость поддержки женщин мужчинами, опора на сильное и правильное начало.

Особой исторической ценности эта достопримечательность Праги не имеет. Скорее всего, это дань новым архитектурным веяниям. Специально ехать в Прагу ради «Танцующего дома» не стоит. В столице Чехии есть много других, более значимых и важных памятников истории и культуры.

Мужское начало представлено в башне правильных форм, а женское – в изогнутой и «плавающей» башне, прижимающейся к «мужской» башне. Возможна и другая трактовка сооружения: символично изображается необходимость поддержки женщин мужчинами, опора на сильное и правильное начало.

Нить пражской истории

Уникальный архитектурный объект расположен на набережной города всего в нескольких минутах ходьбы от не менее известного Карлова Моста. Танцующий дом стал буквально камнем преткновения для жителей Праги, требующих прекратить строительство этого «чудовищного дома». Однако результат превзошел все самые смелые ожидания и превратил Танцующий дом в современный арт-объект чешской столицы.

До 1945 года на месте самого эпатажного строения Праги стоял обычный дом, пока его не превратили в руины американские бомбардировщики. Неподалеку жила семья Вацлава Гавела — будущего президента Чешской республики. Именно ему принадлежит идея о застройке заброшенного участка.

Для разработки проекта был приглашен хорватский архитектор Владо Милуничу. Но землю уже успела выкупить страхования компания, потребовавшая пригласить западного архитектора. Выбор пал на канадца Фрэнка Гэри. Внутренний интерьер был создан дизайнером из Лондона чешкой Эвой Йиржична.

Архитекторы Танцующего дома выбрали для воплощения своих идей стиль деконструктивизма. Именно так они пытались выразить идею отказа чешского народа от диктатуры тоталитаризма, эволюцию страны и радикальные изменения в обществе.

Экстравагантный дом состоит из двух башен, в которых отчетливо угадываются мужской и женский силуэты. Прямая и строгая первая башня властно удерживает при помощи мостиков за талию вторую башню, причудливо изогнутую и расширяющуюся в нижней части, словно капризную партнершу в летящей бальной юбке.

Женскую башню назвали Джинджер, в честь Джинджер Роджерс, а мужскую — Фредом, по имени Фреда Астера. Это знаменитая танцевальная пара Голливуда, покорившая в XX веке весь мир кинематографа.

Даже окна в этом доме не просто нависают над тротуаром, а исполняют свой собственный танец, за счет хаотичного искривленного расположения. Дерзкие линии, подчеркнутая деформация конструкций и максимальная усложненность. Танцующий дом живет своей собственной жизнью, создавая конфликт между привычной пражской готикой и абсолютным отрицанием архитектуры.

Сегодня в Танцующем доме расположены десятки офисов, на крыше открыт модный французский ресторан La Perle de Prague. В 2013 году дом был продан за $18 млн Вацлаву Скале, став яркой жемчужиной в его коллекции необычных архитектурных сооружений.

Архитектурные сооружения в стиле деконструктивизма живут сами по себе и не нуждаются в человеке. Наоборот, они абсолютно противоречат здравому смыслу и создают проблемы. Деконтруктивизм перпендикулярен социальному строю и пытается создать свой мир, наполненный динамикой изломанных форм, неприкрытой чувственностью острых углов и абсолютным отрицанием накопленного в архитектуре многовекового опыта.

Что еще посмотреть рядом из достопримечательностей?

Неподалеку от необычного дома находится большое количество достопримечательностей и национальных памятников чешской культуры.

  • Пражский град, где находится Собор Святого Вита. Все здания и храмы выполнены в жанре барокко.
  • Всего в нескольких кварталах от «Джинджер и Фред» располагается Карлов мост, соединяющий два исторических района Праги – Малу Страну и Старое Место. Это средневековое сооружение известно 30 статуями, стоящими вдоль моста.
  • Основной достопримечательностью Праги является Петршинский холм. Он находится по левую сторону реки Влтавы, известен не только своими зелеными садами, но и башней – уменьшенной копией Эйфелевой.

Пьяный дом может стать открытием для многих туристов, любимым местом, куда захочется вернуться, чтобы вспомнить об удивлении и восхищении, пережитых на набережной Влтавы.

  • Пражский град, где находится Собор Святого Вита. Все здания и храмы выполнены в жанре барокко.
  • Всего в нескольких кварталах от «Джинджер и Фред» располагается Карлов мост, соединяющий два исторических района Праги – Малу Страну и Старое Место. Это средневековое сооружение известно 30 статуями, стоящими вдоль моста.
  • Основной достопримечательностью Праги является Петршинский холм. Он находится по левую сторону реки Влтавы, известен не только своими зелеными садами, но и башней – уменьшенной копией Эйфелевой.

История Танцующего дома

Наверняка каждый, кто услышал название строения, представил сложные механизмы, которые позволяют массивному зданию вращаться по своей оси под музыку. Однако в данном варианте все намного проще: никаких движений дом не делает, и заставить его двигаться может только ваша фантазия. И тем не менее, на Танцующий дом стоит посмотреть. Своё название он получил из-за своего внешнего вида. Стиль, в котором построен дом, называется деконструктивизмом и предполагает использование различных, на первый взгляд, невозможных форм для архитектурных строений.

Танцующий дом представляет собой две башни, плотно прилегающие друг другу. Включив воображение, можно представить, что одна из башен – девушка, в то время как другая – мужчина, и оба они слились в страстном танце любви.

Дом построен не так давно, из-за чего значительно отличается от окружающих его построек, однако такой контраст только придает шарм как домам 19 века, так и строению 21. Еще в 19 веке на месте Танцующего стоял обычный дом, каких в округе – несчетное количество. В нем, как и в других, жила обычная семья, чье существование не было отмечено в истории. Однако, в свое время американская авиация бомбардировала Прагу, и одно из сотен взрывных устройств обрушилось на возведенный дом. В разрушенном состоянии дом простоял до второй половины двадцатого века, напоминая всем жителям как Праги, так и Чехии в целом, о разрушительной силе войны.

Пришедший в конце 20 века к президентской службе Вацлав Гавел поселился недалеко от разрушенного дома, и ежедневно был вынужден видеть обгоревшие и разрушенный стены. Возмущенный таким положением дел, он долгое время вынашивал, а позже озвучил интересную идею: построить на месте старого здания новое, используя новые архитектурные стили. Это помогло бы не только скрыть следы развалин, но и создать в Праге очередную изюминку, которая станет отличным дополнением к основной архитектуре.

Наверняка каждый, кто услышал название строения, представил сложные механизмы, которые позволяют массивному зданию вращаться по своей оси под музыку. Однако в данном варианте все намного проще: никаких движений дом не делает, и заставить его двигаться может только ваша фантазия. И тем не менее, на Танцующий дом стоит посмотреть. Своё название он получил из-за своего внешнего вида. Стиль, в котором построен дом, называется деконструктивизмом и предполагает использование различных, на первый взгляд, невозможных форм для архитектурных строений.

Архитектурный стиль танцующего дома

В то время как набережная Масарика привлекает аристократическими архитектурными стилями — неоренессансом и неоготикой, — стоящий рядом Танец-дом является определенным вызовом. Его облик выглядит контрастом в архитектурном ряду и соответствует стилю деконструктивизм.

Проект здания принадлежит архитектору хорватского происхождения Владо Милуничу, который с юности проживает в Праге и в этом же городе получил образование. Милунич после долгих поисков архитектора, который помог бы реализовать творческий проект, пригласил в соавторы американского коллегу Фрэнка Гери.

Известнейший архитектор, работающий в стиле деконструктивизма, поддержал идею и внес свое видение. Авторы решили, что будущий дом должен быть похож на танцующую пару, и в процессе работы Фрэнк Гери дал название проекту «Джинджер и Фред» в честь известной танцевальной пары Джинджер Роджерс и Фреда Астера.

Известнейший архитектор, работающий в стиле деконструктивизма, поддержал идею и внес свое видение. Авторы решили, что будущий дом должен быть похож на танцующую пару, и в процессе работы Фрэнк Гери дал название проекту «Джинджер и Фред» в честь известной танцевальной пары Джинджер Роджерс и Фреда Астера.

Танцующий дом в Праге

Прогуливаясь по набережным Влтавы, вы обязательно обратите внимание на это здание, его просто невозможно не заметить. Оно стоит особняком среди готических и барочных достопримечательностей Праги и слегка сбивает с толку всякого неподготовленного туриста. Оно нестандартно, экстравагантно и, возможно, чересчур современно для этого исторического города. Конечно же, речь идет о всемирно известном «Танцующем доме» (Tančící dům).


У всемирно известного «Танцующего дома» непростая история. Прежде на его месте стоял обычный жилой дом, который был разрушен в конце Второй мировой войны бомбардировками авиации, и почти пятьдесят лет это место пустовало. Идея строительства нового здания на месте руин в центре города принадлежала чешскому президенту Вацлаву Гавелу, много лет проживавшему по соседству.

Путешествия от А до Я

Танцующий дом — довольно абсурдное словосочетание, однако такой дом все же существует. Расположен он недалеко от центра Праги. Вопреки ожиданиям, нет никаких сложных механизмов, приводящих дом в движение, просто очертания здания похожи на два силуэта, слившихся в танце. Одна из башен дома расширяется кверху и символизирует мужскую фигуру, а вторая башня, расширяясь и вверх и вниз, визуально напоминает женский силуэт с тонкой талией и развевающейся в танце юбкой.

Танцующий дом построен в стиле деконструктивизма, для которого характерны:
– визуальная усложненность,
– неожиданные изломанные и нарочито деформированные формы,
– агрессивное вторжение в окружающую городскую среду.

Необычный дом очень сильно контрастирует с соседними зданиями, построенными намного раньше. Когда-то и на его месте стоял обыкновенный дом, но он был разрушен в феврале 1945 года во время бомбардировки американской авиацией. В тот день погибли сотни мирных граждан, и были разрушены многие городские здания, в том числе и исторические достопримечательности. Американцы утверждают, что эта страшная бомбардировка была случайной ошибкой: пилоты перепутали Прагу с немецким Дрезденом. Долгое время руины разрушенного дома напоминали о страшной войне. Идея строительства нового здания на месте руин, портивших лицо города, принадлежит бывшему президенту Чехии Вацлаву Гавелу, который на протяжении многих лет проживал по соседству с разрушенным домом. Проект получился международным: над необычным объектом трудились чешский архитектор хорватского происхождения Владо Милунич и американский архитектор польского происхождения Фрэнк Гери.


Танцующий дом построен в стиле деконструктивизма, для которого характерны:
– визуальная усложненность,
– неожиданные изломанные и нарочито деформированные формы,
– агрессивное вторжение в окружающую городскую среду.

С легкой руки президента

Странное не столько само строение, а место, выбранное для него. На берегу Влтавы, где расположены только характерные для Праги строения, здание резко обращает на себя внимание, но, удивительным образом, вписывается в центр города.

Человек, рискнувший включить в устоявшийся городской ансамбль танцующую пару — Вацлав Гавел, президент Чехословакии, а впоследствии Чехии. Его семья до 1939 г., кроме киностудии «Баррандов» и сети ресторанов «Люцерна», владела рядом зданий на Набережной, которые, как и другое имущество, после войны были национализированы пришедшими к власти коммунистами в 1948 г.

Один из этих домов за несколько месяцев до конца Второй мировой войны был разрушен бомбардировщиками США по нелепой ошибке. Вот на этом месте в 1994—1996 гг. и был возведен «Танцующий дом».

Владельцем сначала была американская брокерская компания CBRE Global Investors, продавшая в 2013 г. чудо-дом за 15 млн евро частному коллекционеру. Нынешний хозяин — Пражское управление недвижимости, во главе которого находится Вацлав Скала.

Символизировала постройка современную Чехию, новый этап развития демократической страны. А прообразами необычных башен стали голливудские артисты: Фред Астер и Джинджери Роджерс, обладатели премий «Оскар». Они снялись в десятке фильмов, имевших ошеломительный успех в Америке благодаря танцевальному мастерству творческого дуэта.

Как добраться

Дом, ставший одной из изюминок Праги, находится на пересечении набережной с улицей Ресслова. Точный адрес: Rasinovo nabrezi, 80.

Как добраться общественным транспортом:

  • Трамваем — маршрут № 17, 5, остановка Площадь Йирасека;
  • Автобусом — маршрут № 176, 510, 504, та же самая остановка;
  • На метро — ст. Карлова площадь.

Надо сказать, «Джинджер и Фред» настолько популярен, что вы найдете его на всех туристических картах Праги.

В настоящее время «Танцующий дом» принадлежит Вацлаву Скале — чешскому магнату и ценителю необычных зданий, который приобрел его в конце 2013 года за 18 миллионов долларов. В связи с этим было изменено и название здания — теперь его официальное имя «Джинджер и Фред», хотя в народе он все так же зовется «танцующим» или даже «пьяным».

Постмодернизм в архитектуре: 15 фото и факты

Главная / Квартиры и дома / Архитектура / Постмодернизм в архитектуре: 15 фото и факты

Карина Кавьяр, Roomble.com Mon, 21 Jan 2019 17:00:24 +0300

Ирония постмодернизма: псевдостиль, о котором все молчат

Тип архитектурного дизайна, который мы называем постмодернизмом, не всегда можно узнать с первого взгляда. Модернизм визуально более знаком, а вот его преемник — один из самых странных и наименее понятных стилей XX века.

Поскольку постмодернизм приходит как реакция на модернизм, как страсть к чистым формам, он представляет себя как антагонист и нарушает все правила, призывает к анархии, борется с утончённой классикой и традициями в любых формах.

В 1960-е орнамент и скульптура вернулись на пьедестал. Увы, ещё более ненужные из-за полной несовместимости урезаний строительного бюджета и существования настоящего искусства. С 1960-х до конца 1980-х в мире появилось много зданий в стиле постмодерна, и многие из них до сих пор служат предметом жарких споров и обсуждений.

Постмодерн на смену модернизму

Архитектура модернизма основана на принципе, который впервые сформулировал американский архитектор Луис Салливан: «Форма следует за функцией». Салливан — известный архитектор, наставник Фрэнка Ллойда Райта, но сам не был приверженцем типично модернистского дизайна.

Его заявление хорошо приняли в узких (а затем и в широких) кругах и истолковали как концепцию для всего, что станет позже модернизмом.

Форма действительно выполняла свою функцию, но архитектура в стиле модернизм пренебрежительно относилась к деталям — здание «очищали» от всех якобы избыточных элементов, украшений. Несмотря на определённое признание, которое модернизм получил в первой половине XX века, его всегда критикуют за отсутствие индивидуальности. Да, Ле Корбюзье говорил, что «дом — это машина для жизни», но уже через пару десятков лет все задавались вопросом — а действительно ли мы хотим жить в машинах?

Постмодернистская архитектура как вызов

Как любое постдвижение, в архитектуре постмодернизм стремится бросить вызов или ответить на тренд, словно в первую очередь показывая несовершенства своего предшественника. Мы говорим о новых элементах постмодернизма — именно о том, что напрочь отсутствует в модернизме — об орнаментах, сложных формах, некоторой витиеватости и даже театральности. Критики модернизма и поклонники постмодернизма называли такую современную архитектуру с проблесками этнической или тематической мысли «настоящей, перспективной» и максимально «нативной».

Постмодернизм оказался стилем, не приспособленным к реальности. Из-за инноваций и стремления к декоративности основа зданий уступала в практичности даже своему предшественнику — модернизму. Эстетическая часть в дизайне фасада (а иногда и в его причудливой форме) была настолько ироничной и сюрреалистичной по сравнению с фоном, где использовались готовые формы, ячейки, блоки зданий, что выглядела откровенно вульгарно.

Постмодернизм часто толкуют как безрассудную, упрямую форму отрицания модернизма и оппозиции ему. На самом деле это всего лишь здоровая попытка пересмотреть любимую догму модернистов. Благодаря ей мы узнали, «как делать не надо», и наконец-то осознали минусы самого модернизма, которые были не менее реальны, чем неуклюжесть постмодерна.

Постмодернизм в Москве: яркие примеры

Постмодернизм в Москве не так распространён, как модернизм или конструктивизм, тем более примечательны примеры зданий в этом стиле. Рассмотрим некоторые из них.

Новый корпус Военно-политической академии им. Ленина

Новый корпус Военно-политической академии им. Ленина построен в 1989 году по проекту архитектора Виталия Гинзбурга в сотрудничестве с другими советскими архитекторами. Академик АН СССР и лауреат Нобелевской премии по физике, он имел особый взгляд на архитектуру и будущее городской среды. В Москве по его проекту построено много общественных зданий, но главной его страстью всегда была физика. Новый корпус Военно-политической академии им. Ленина стал одним из примеров архитектуры постмодернизма в Москве и стал популярен даже за рубежом. Интересно, что у здания нет дверей на парадных фасадах.

Как любое постдвижение, в архитектуре постмодернизм стремится бросить вызов или ответить на тренд, словно в первую очередь показывая несовершенства своего предшественника. Мы говорим о новых элементах постмодернизма — именно о том, что напрочь отсутствует в модернизме — об орнаментах, сложных формах, некоторой витиеватости и даже театральности. Критики модернизма и поклонники постмодернизма называли такую современную архитектуру с проблесками этнической или тематической мысли «настоящей, перспективной» и максимально «нативной».

[flat_ab id="3"] Ссылка на основную публикацию