Фотографии Церкови Сурб Хач

Фотографии Церкови Сурб Хач

Храм Сурб-Хач — древнейшее строение донской столицы

Церковь Сурб-Хач — одно из самых красивых и древних строений донской столицы. Храм и окружающий его парк располагаются на холмистом высоком берегу Северного водохранилища в балке реки Темерник. Здесь можно помолиться, погулять в саду и даже поискать клад.

Тоска по родине и храм Сурб-Хач

История церкви Сурб-Хач связана с появлением на Дону в 1780-х годах большой диаспоры крымских армян. Крестьян и ремесленников армянского происхождения переселили сюда по указу Екатерины II. Это было частью большого плана императрицы по присоединению Крыма к России. Екатерина II хотела ослабить позиции богачей Крымского ханства, лишив их рабочей силы, что ей в итоге и удалось.

Вот так выглядит церковь Сурб-Хач внутри

В 1779 году крымские армяне забрали с собой всё самое ценное и отправились на Дон. Целых полтора года переселенцам понадобилось, чтобы сюда добраться. Многие из них погибли, не выдержав тяжелой дороги. Когда изможденные путники наконец-таки дошли до устья реки возле крепости Димитрия Ростовского, они осели здесь и основали город Новый Нахичеван (позже Нахичевань-на-Дону, ныне находится в составе Ростова — Прим. ред.).

Глубоко верующие крымские армяне нуждались в месте для молитв. Тоскуя по своему дому, они решили возвести новый монастырь, который бы напоминал им о старой общине. Назвали они его так же, как и крупнейший армянский монастырь в Крыму — Сурб-Хач, что переводится, как «церковь Святого Креста».

«Сурб-Хач» переводится как «церковь Святого Креста»

Строился Сурб-Хач с 1786 по 1792 год по проекту известного русского архитектора-классициста Ивана Старова, создателя Троицкого собора Александро-Невской лавры и Таврического дворца в Петербурге. Стены церкви украшали снятые с армянских церквей Крыма и привезенные в монастырь на берегу Темерника 13 древнейших хачкаров — каменных стел с резным изображением креста. Спустя какое-то время при монастыре открыли семинарию и первую на юге России типографию.

После революции, в начале 1920-х годов, монастырь закрыли, а на его подворье разместили детский дом. До 1931 года в церкви продолжались богослужения, а потом ее передали местному совхозу под зернохранилище.

Зимой природа на территории церкви Сурб-Хач выглядит особенно прекрасно

В 1935 году удар молнии разрушил колокольню и часть крыши храма. А в середине 60-х годов церковь настолько обветшала, что ее собирались снести. И снесли бы, если бы Сурб-Хач не отстоял армянский художник Мартирос Сарьян. В 1968–1972 годах церковь восстановили и открыли здесь Музей русско-армянской дружбы. А в 2000 году в храме Сурб-Хач возобновились богослужения.

Хачкар и закрытый родник

К сожалению, сам монастырь до наших дней не сохранился, но остался храм Сурб-Хач. Он действующий, в нем регулярно проходят богослужения. Любой желающий могут прийти сюда, поставить свечку за здоровье своих близких, помолиться или просто отдохнуть от мирской суеты и спокойно подумать.

В церкви Сурб-Хач можно помолиться за своих близких

Главная реликвия церкви — это хачкар или крест-камень VI века, который, по преданию, армянские переселенцы в свое время вывезли из древней армянской столицы Ани, а уже в XVIII он попал на донскую землю.

Хачкар VI века — главная реликвия церкви Сурб-Хач

У стен церкви похоронены известные армянские поэты и писатели: Арутюн Аламдарян, Микаэл Налбандян и Рафаэл Патканян.

Возле храма лежат надгробия известных армянских поэтов и писателей

Возле храма располагается небольшой парк, обнесенный изгородью. Здесь высажены деревья, кустарники, зеленеет аккуратно подстриженный газон. За прицерковной территорией тщательно следят, здесь никто не мусорит.

За чистотой на территории парка тщательно следят

Рядом располагается лавка с сувенирами. Однако, как выяснил корреспондент 161.ru, выбор в ней совсем невелик.

Желающие могут приобрести здесь сувениры

За церковью находится длинная каменная лестница, спускающаяся вниз по монастырскому кургану к роднику Салых-Су. Здесь устроена купальня, которая является одним из традиционных мест во время крещенских купаний. Правда, сейчас дорогу к этому водоему перекрыли и повесили запрещающие таблички.

Лестница за церковью Сурб-Хач спускается к роднику Салых-Су

Рядом с церковью Сурб-Хач раскинулось озеро, в котором плавают утки. Ростовские рыбаки приходят сюда с удочками в надежде на хороший улов. А другие жители Ростова неспешно прогуливаются вдоль водоема.

Пройти к роднику сейчас нельзя

Тайна клада монастыря Сурб-Хач

Территория церкви как будто создана для спокойного и комфортного времяпрепровождения. Но и для романтиков и любителей приключений на территории церкви Сурб-Хач тоже найдется дело. Вот уже несколько поколений ростовчан упорно ищут здесь клад.

Поговаривают, что на территории монастыря «Сурб-Хач» спрятали клад

Согласно легенде, во время революции нахичеванские армяне спрятали здесь от большевиков свое накопленное добро. В то время по краям балки реки Темерник располагались заброшенные пещеры, в которых добывался известняк. Нахичеванские армяне решили спрятать сундуки в одной из них и тщательно засыпать их землёй. Клад пролежал здесь до начала Великой Отечественной войны. 21 июля 1942 года во время бомбежки один из снарядов попал в балку. Произошел обвал, и сундуки оказались на поверхности. Советские бойцы нашли здесь серебряные подсвечники, золотые украшения, фарфоровую посуду, шкатулки и книги, инкрустированные драгоценными камнями. Чтобы вывезти драгоценности, они вызвали транспортную роту. Но когда она подошла к церкви Сурб-Хач, налетели немецкие мессершмиты и снова начали бомбить территорию. В результате погибли несколько человек, а сундуки снова оказались под землей. О кладе рассказали выжившие солдаты при том налете, но документально это зафиксировано не было.

О богатствах армянских купцов, спрятанных под землей, ходили не только солдатские байки. В архиве аномальных явлений Российской государственной библиотеки, например, есть запись, которую сделал кладоискатель по фамилии Мариков. Он написал о том, что в 1952 году он купил карту катакомб монастыря Сурб-Хач у человека, который, по его словам, видел клад собственными глазами.

Есть ли клад на территории церкви или нет, доподлинно неизвестно

— В подтверждение своих слов он задрал рубаху. На его спине я увидел большой бурый шрам по форме напоминающий человеческую руку с непропорционально длинными пальцами. Зверь пометил меня, — сказал продавец карты. — И теперь он преследует меня во снах. Двум моим товарищам он оторвал голову, а меня вот только пометил. Он смотрит через меня на мир — я нужен ему для этого, — написал кладоискатель.

Мариков рассказал о том, как он с двумя своими помощниками искал клад монастыря Сурб-Хач. Они начали рыть яму в том месте, где на карте отмечался вход в катакомбы, и наткнулись на камень. Он был похож на надгробную плиту с нарисованными на ней непонятными знаками. Под камнем можно было пролезть в катакомбы, что они и сделали. Там с кладоискателями, по их собственным рассказам, стала происходить непонятная чертовщина. Сначала погасла керосиновая лампа, потом Мариков услышал крик, получил удар по голове и потерял сознание.

По рассказам Марикова, с ним произошли ужасные вещи на территории церкви

Кладоискатель уверяет, что, когда он очнулся, его товарищи были мертвы. Он побежал к выходу и возле него увидел «зверя, походившего на человека». Затем раздались выстрелы из катакомб. Пуля попала Марикову в правую ногу, и он снова потерял сознание. Очнулся он неподалеку от входа в катакомбы, а в руках сжимал серебряный кувшин, украшенный замысловатой вязью.

— Потом откуда-то появились военные и забрали меня. Мне инкриминировали кражу культурных ценностей и отправили в лагеря. Мне повезло, и я вернулся в Ростов уже в 1956 году. Как я попал в то место? Кто стрелял? И откуда взялся кувшин — до сих пор не могу понять. Но еще раз спуститься в катакомбы не хочу и другим не советую, — закончил свой рассказ Мариков.

Вот такие есть обитатели в церкви Сурб-Хач

Трудно сказать, насколько правдива эта история. Каждый может сам для себя решить, верить в нее или нет. А пока пусть это останется неразгаданной тайной церкви Сурб-Хач.

Напомним, ранее в нашей рубрике мы рассказывали о другом культовом месте — Зеленом острове.

Фото: Александр Подопригора, Ростовский словарь, Александр Подопригора

— Потом откуда-то появились военные и забрали меня. Мне инкриминировали кражу культурных ценностей и отправили в лагеря. Мне повезло, и я вернулся в Ростов уже в 1956 году. Как я попал в то место? Кто стрелял? И откуда взялся кувшин — до сих пор не могу понять. Но еще раз спуститься в катакомбы не хочу и другим не советую, — закончил свой рассказ Мариков.

Чем интересен Армянский монастырь для туристов?

Армянский монастырь Сурб-Хач – действующая мужская обитель. Соответственно, в его новые корпуса и хозяйственные помещения вход женщинам запрещен. Открыты для просмотра лишь прекрасно сохранившиеся останки древнего здания – братский корпус (кельи), трапезная, внутренний дворик и фонтаны.

Но площадка перед архитектурной достопримечательностью Старого Крыма — место, где христиане-монофизиты любого пола в середине июля отмечают Вардар (армянский аналог праздника, посвященного Ивану Купале). У красивого портала по «красным» дням армянского апостольского календаря устраиваются выставки шедевров народного ремесла и даже концерты народных коллективов.

Под звуки дудука на автопарковке собираются армяне со всего СНГ, иногда – из стран дальнего зарубежья. Зачастую организаторами мероприятий у этого религиозного комплекса выступают жители городского округа Судак. При этом любой гость празднества, независимо от национальности и вероисповедания, может посетить каждую часть ритуального торжества, в том числе обливание.

На память о посещении Сурб-Хач туристы обычно набирают в бутылку воду, освященную местным католикосом. Она сбегает по водоводу, идущему прямо из стены культового сооружения. Армянский монастырь в Старом Крыму на подъезде украшен стелами с ритуальной армянской резьбой. В окружающем их монастырском саду можно увидеть план всего комплекса. Уже отсюда слышна музыка богослужений.


Гора Монастырская (украинское название – Грыца) – фрагмент северного склона Крымских гор. Из других таврических городов проехать к ней можно по дороге Р-29 или Р-23. Путешественники, двигающиеся из сел Кировского района, попадают сюда по узкому шоссе «Приветное — Старый Крым».

Монастырь Сурб-Хач в Крыму: особенности и месторасположение

Особый интерес для путешественников представляет Старый Крым, охвативший подножье Монастырский горы. На самой вершине этой живописной лесистой местности можно увидеть очертания апостольской церкви. Именно здесь располагается Сурб-Хач – старейший действующий армянский монастырь.


Среди историков существует мнение, что этот монастырь стал своеобразным символом сопротивления против обращения армян в католицизм. Так и началась история армянской Церкви Святого Креста, многие десятки и даже сотни лет она была связана с разрушениями – в результате атак со стороны генуэзцев, татар и турков здание постоянно разрушалось и восстанавливалось вновь, многократно перестраивался братский корпус и появлялись новые кельи.

Монастырь Сурб-Хач


Сурб-Хач входит в число самых известных святынь Крыма. Древний армянский монастырь находится в трех километрах по направлению на юго-запад от города Старый Крым – одного из старейших городов на всем полуострове. Монастырский комплекс расположен на северо-западном склоне горы Святого Креста (Грызя, Монастырская), откуда открывается хороший обзор на необыкновенно красивый ландшафт Старокрымской долины.

Сурб-Хач и Сурб-Стефанос – армянские монастыри Крыма

Сурб-Хач. Первый раз мы были там в 2001 году. Никакой широкой дороги, никаких туристов, никакой активной реставрации. Мы шли по узкой грунтовке через густой лес, укутанный утренним июньским туманом. Неожиданно вековые деревья расступились, и из тумана выглянула древняя стена с маленьким полуразрушенным балконом на уровне третьего этажа. Незабываемые впечатления, оставшиеся навсегда, невероятное зрелище, утраченное навсегда.

Сейчас Сурб-Хач действующий монастырь Армянской апостольской церкви и популярное туристическое место.

Армянский монастырь Сурб-Хач находится в самом верховье лесистого оврага на северо-западном склоне горы Грыця (она же Святая, Монастырская, Святого Креста) всего в 3,5 километрах к юго-западу от Старого Крыма. Несколько лет назад группой из пятнадцати человек мы путешествовали в этих местах и, посмотрев интересности Старого Крыма, отправились в Сурб-Хач, а позже в расположенный неподалеку разрушенный монастырь Субр-Стефанос.

Сурб-Хач (монастырь Святого Креста) был основан в 1358 году Ованесом Себастаци. Эта информация не затерялась в веках и дошла до нас благодаря надписи на барабане купола церкви монастыря: «Сей божественный храм славы, на земле – рай древа жизни: он подобие горного неба, обиталище Троицы. От рождения во плоти Христа в 1358 году, начав, воздвигнут во имя св. Знамения усердием служителя его Ованеса инока и родных братьев его и по духу сынов». Армяне, конечно, молодцы! Старались сохранить память о себе. Оставили много информации в виде высеченных в камне надписей как на постройках, так и на хачкарах – резных посвятительных крестах. К примеру, хачкар из Кафы (Феодосии) с надписью в память о мальчике Мануке, утонувшего в море в 1047 году. Подумать только – какой-то мальчик утонул тысячу лет назад, а я об этом знаю.

Армяне начали селиться на Крымском полуострове еще с античных времен. Массовые переселения происходили, когда в Армении были какие-то потрясения, и люди покидали родные места в поисках лучшей жизни. Из-за активной миграции армян в конце XIII – начале XIV в Восточном Крыму появилась армянская община, были построены церкви и монастыри, в том числе Сурб-Хач и Сурб-Стефанос.

Некоторое время назад считалось, что Сурб-Хач основан в 1338 году. Это подтверждает табличка еще времен СССР, размещенная на стене монастыря.

Табличка времен СССР

Причиной несоответствия была опечатка в переводе текста на барабане храма, появившись в печати еще в XIX веке, она переходила из издания в издание и вводила в заблуждение. Сейчас эта ошибка устранена. В 2008 году праздновалось 650-летие со дня основания монастыря с участием президента и высшего духовенства Армении. К юбилею были проведены серьезные восстановительные и реставрационные работы в монастыре, а от трассы Симферополь-Керчь была проложена современная дорога с асфальтным покрытием.

За свою длинную жизнь Сурб-Хач многократно достраивался и перестраивался. В итоге монастырский комплекс включает в себя церковь с примыкающим к ней гавитом (притвором) с колокольней, трапезную, кухню, двухэтажный братский корпус (монашеские кельи), гостиницу для паломников, два внутренних дворика, террасный сад с двумя фонтанами. Все строения гармонично дополняют друг друга, и единство комплекса создает впечатление, что их строили одновременно. Но это не так. Благодаря посвятительным надписям на зданиях сохранилась информация о датах их сооружения или последующих перестроек.

Вход в монастырь

Самой ранней постройкой является церковь Сурб-Ншан (Святого Знамения). Начало ее строительства считается датой основания монастыря.

Церковь Сурб-Ншан, гавит и колокольня

Вход в храм осуществляется через гавит – прямоугольный притвор, пристроенный к главному фасаду. В гавит ведут два входа: из главного двора и внутреннего дворика братского корпуса. По-видимому, гавит был построен вскоре после церкви, самая ранняя сохранившаяся надпись в нем относится к 1401 году. Над одним из углов гавита возвышается башня-колокольня с висящим на кронштейне колоколом. Возможно башня использовалась как сторожевая, когда монастырь как укрепленная крепость защищал своих обитателей.

Справа от церкви расположен братский корпус – двухэтажное г-образное здание с внутренним двориком, отделенным от главного двора высокой каменной стеной с входным проемом, над которым сохранилась посвятительная надпись с датой постройки. Согласно надписи, монашеские кельи были сооружены в 1694 году. Скорее всего до этого были другие строения, в которых жили монахи, учитывая то, что монастырь уже существовал более трехсот лет. Монастырские кельи – небольшие комнаты, каждая с отдельным входом, окном и камином, дымоход которого упрятан в стене. Кельи второго этажа имели выход на галерею, которая держалась на деревянных столбах, от них осталась лишь основания – камни с выдолбленными круглыми гнездами.

По другую сторону от церкви Сурб-Ншан через внутренний двор расположена трапезная. Ее внешние, укрепленные мощными контрфорсами стены с узкими окнами-бойницами (ныне переделанными) встречали и продолжают встречать путников, идущих по дороге в монастырь. Точная дата строительства трапезной не известна, исследователи считают, что это одна из ранних построек, неоднократно перестраиваемая. Верхний этаж трапезной – со двора второй, с внешней стороны третий с маленьким балконом, был построен в XIX веке и первоначально служил монастырской гостиницей, пока для этих целей в начале XX века не было построено за пределами внешних стен отдельное здание. Трапезная состоит из двух помещений. В одном сохранился камин с полукруглой топочной аркой и дымовой трубой, упрятанной внутри стены. Справа от камина печь с похожей аркой.

Внешние стены трапезной

Несмотря на то, что монастырь Сурб-Хач находится в лесу, вокруг него на пологом горном склоне несколькими террасами был заложен сад. На террасах сохранились два фонтана, построенных в конце XVIII – начале XIX века. Верхний фонтан более прост в оформлении. Около сорока лет назад исчезла мраморная плита с изображением двух ангелов, парящих в облаках и держащих богослужебный сосуд и крест. Она не восстановлена до сих пор, а месте ее расположения над аркой прямоугольная выемка.

Нижний фонтан украшен богаче. В его узорчатой нише на камнях вырезаны орнаменты, хачкар, фигуры святых. Питались фонтаны родниковой водой, которая поступала от родника по трубам и накапливалась в колодце-цистерне сзади фонтана.

Лестница между террасами

Армянский монастырь Сурб-Хач действовал до 1925 года. Уже через год в его зданиях был оборудован санаторий для больных туберкулезом, а затем — пионерский лагерь. После Второй мировой войны монастырь был заброшен и разрушался. В 70-е годы XX века на его территории проводились археологические раскопки и произведено частичное восстановление комплекса. Духовная жизнь вернулась в Сурб-Хач в 1993 году. Тогда над храмом был установлен крест и начали проводить богослужения. С 2002 года Сурб-Хач был возвращен Армянской апостольской церкви, и ныне является действующим монастырем.

Армянский монастырь Сурб-Хач

В трех километрах южнее Сурб-Хач находятся развалины другого армянского монастыря Сурб-Стефанос. Когда-то оба монастыря стояли у дороги, соединяющей Солхат (Кырым) и Судак. Сейчас от Сурб-Хач до Сурб-Стефанос через буковый лес проходит хорошо утоптанная тропа. В конце ноября на самом исходе осени вся листва с деревьев уже накрыла землю мягким рыжим ковром. А некоторые деревья, ушедшие в свой древесный рай, лежали на склонах или перегораживали путь.

На поиски Сурб-Стефаноса

Все деревья попадают в рай

Пройдя километра два от Сурб-Хач, с правой стороны по ходу движения, мы обнаружили источник, к которому ведет лестница из старых камней. Источник, по-видимому, тоже старинный, судя по кладке.

Лестница к роднику

Когда был основан монастырь Сурб-Стефанос, точно не известно. Считают, что он старше своего собрата, и судьба у него намного трагичнее. Сейчас от монастыря остались одни развалины. Это остатки фундаментов и фрагменты стен монастырских построек. По ним просматривается очертания церкви, по размерам превосходящей храм Сурб-Ншан. Исследователи считают, что монастырь был окончательно оставлен уже в XVI веке. Что именно привело его к упадку, не известно. Это могли быть разрушения в результате землетрясения или оползней, возможно близкое соседство Сурб-Хач, который находился территориально в более выгодном положении и перетягивал на себя людей и их деньги.

Развалины армянского монастыря Сурб-Стефанос

В 90-е годы XX века на территории монастыря проводились исследования и раскопки археологами из Армении. До этого толстый слой грунта, поросший лесом, надежно прятал руины. Церковь была полностью раскопана с внутренней стороны. Наш гид-проводник считает эти раскопки «варварскими», так как грунт с внешней стороны давит на стены, и от этого ускоряется разрушение.

Вернувшись к монастырю Сурб-Хач, наша группа неожиданно оказалась за праздничным столом. В тот день армянская семья крестила ребенка, и, как принято, по этому поводу устраивала торжество. Рядом с монастырем были накрыты большие столы и всех, оказавшихся рядом, приглашали к столу и угощали блюдами национальной кухни и вином. Вот так необычно закончился этот насыщенный день, в котором сплелись мусульманская и христианская культуры, прогулки по осеннему лесу и армянское гостеприимство.

Нижний фонтан украшен богаче. В его узорчатой нише на камнях вырезаны орнаменты, хачкар, фигуры святых. Питались фонтаны родниковой водой, которая поступала от родника по трубам и накапливалась в колодце-цистерне сзади фонтана.

Самое старое здание Ростова: 227 лет назад был освящен храм Сурб-Хач

27 ноября 2019 06:00

Ростов-на-Дону, 27 ноября 2019. DON24.RU. 27 ноября 227 лет назад в Ростове освятили церковь монастыря Сурб-Хач. В настоящее время это здание – старейшее из сохранившихся в границах современного Ростова. В одной из построек монастыря вблизи церкви располагалась первая на юге России типография. За шесть лет, с 1790 по 1796 годы, здесь было напечатано больше 20 книг.

Первый камень церкви заложили в 1783 году, строительство началось только через три года и продолжалось шесть лет. Основали мужской монастырь Сурб-Хач и одноименную церковь армяне, переселившиеся из Крыма.

14 ноября 1779 года Екатерина II издала Указ, разрешивший переселение в Приазовье значительных по численности групп христианского населения из Крыма. Это были армяне. Сделано это было якобы для того, чтобы защитить братьев-христиан от притеснений мусульманского населения Крымского ханства. Но был в действиях императрицы и расчет: в расслоенном обществе Крымского ханства крестьянами и ремесленниками являлись в основном армяне, а крымские татары составляли другие, менее «трудящиеся» классы. Лишив ханство рабочей силы, Екатерина II хотела его ослабить, чтобы в дальнейшем присоединить Крым против воли хана. Через три с половиной года задуманное правительницей удалось.

Армяне брали с собой самое ценное, садились в повозки и приезжали на Дон. В память о брошенных домах и поселках здесь они давали поселениям и церквям привычные названия.

К моменту закладки монастыря Ростову было больше 30 лет, но религиозные деятели, предпочитающие уединение, решили построить обитель примерно в 7 км от города, на необычном для донских степей возвышении, вблизи от бьющего из-под земли родника.

С собой основатели Сурб-Хача привезли главную реликвию – хачкар Сурб-Хач (святой камень-крест). Каменное изваяние было создано примерно в VI веке в городе Ани, столице Армянского царства.

В XI–XIII веках, гонимые турками, а затем монголо-татарами, люди покидали свою страну. Большая часть переселенцев отправилась в Крым. Вывезенный из Ани хачкар Сурб-Хач послужил основой для крымского одноименного монастыря, воздвигнутого в 1385 году в окрестностях города Старый Крым. В течение пяти веков хачкар находился в крымском армянском монастыре Сурб-Хач, затем его привезли в Ростов.

Церковь строили по проекту архитектора Ивана Старова, который создал Таврический дворец и Троицкий собор Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Но как выглядел Сурб Хач в те времена, доподлинно неизвестно, так как здание не раз перестраивали.

Фото: ru.livejournal.com Армянский монастырь Сурб-Хач в Старом Крыму

Известно, что к западу от фасада церкви была колокольня, а к востоку находился двухэтажный архиерейский дом. В нем была расположена школа, которую позже преобразовали в семинарию с пансионатом. Здесь же создали библиотеку, а при ней типографию, первую на всем юге страны. Монастырю принадлежали около 50 га земли, которую сдавали в аренду под пашни и огороды.

Фото: ru.wikipedia.org. Церковь Сурб-Хач на марке России 2001 года

В 1862 году сюда приезжал архиепископ Армянской апостольской церкви Габриэл Айвазовский, родной брат художника-мариниста Ивана Айвазовского. К моменту его визита монастырь обветшал, и архиепископу удалось запустить сбор средств на реставрацию обители.

Габриэл был старшим ребенком в семье обедневшего армянского купца Константина Айвазовского. Средний брат, Иван, стал известным художником, а младший, Григорий, был капитаном Феодосийского карантинного порта. Также в семье была младшая сестра.

Фото: ru.wikipedia.org Архиепископ Армянской апостольской церкви Габриэл Айвазовский

Габриэл родился в 1812 году в Феодосии, окончил церковно-приходскую школу, а потом получил гуманитарное и богословское образование в Европе. В возрасте 28 лет Габриэл принял постриг, позже получил звание профессора. Он стал католиком, преподавал и писал научные книги. Но под влиянием брата, художника Ивана Айвазовского, Габриэл отказался от католической веры, вернулся в Армянскую церковь и возвратился в родную Феодосию.

В те времена монастырь часто становился объектом разбойничьих налетов, потому что он находился далеко от города. Вокруг обители росли деревья и кустарники, поэтому увидеть приближающихся налетчиков или догнать их после ограбления было непросто. Кроме того, многие считали, что в обители хранятся несметные сокровища.

Не раз жертвами разбойников становились священнослужители. Так, в мае 1834 года семеро грабителей ворвались в здание ночью. Братья доверяли свои жизни Богу, поэтому надежных засовов на двери не было. Сонных монахов связали и принялись искать деньги. Но неожиданно на незнакомцев напал архимандрит Аламдарян, который во время налета не спал и успел спрятаться. Он избил нескольких злоумышленников, но и сам получил пулю. А добычей разбойников оказались только шубы и прочие вещи монахов – богатств они не нашли. Некоторых из грабителей позже задержали.

Через 54 года жертвой налетчиков стал архимандрит Тер-Никохосян. На этот раз налетчики оказались более жестокими: они перерезали горло священнослужителю, а похищенные окровавленные деньги были найдены далеко от монастыря, у одной из родственниц разбойников. Самих убийц так и не нашли.

Монастырь существовал до 1920-х годов. Потом советская власть решила передать его постройки совхозу, их использовали как зернохранилище. Колокольня и архиерейский дом были разрушены.

Восстанавливать церковь начали в 1968 году, а после окончания работ в здании храма открыли Музей русско-армянской дружбы. Богослужения здесь снова стали проводить в 2000 году, а в 2007-м музей переехал в дом Искидарова (особняк Гайрабетовых) на площади Свободы.

Главной реликвией храма по прежнему остается хачкар Сурб-Хач.

Никаких надписей на кресте нет, но в его верхней части изображено символическое солнце – знак вечности, а под розеткой расположен большой крест – символ христианства. Сейчас сделанный из базальта крест выглядит не так, как раньше.

В конце XIX века хачкар Сурб-Хач обрамляла позолоченная стеклянная рама, дополняли его два креста: большой медный и небольшой серебряный, которые исчезли после разграбления церкви в 1920-е годы. После этого крест-камень перевезли в храм в Нахичевани, но в 1930-е годы его закрыли, а святыню установили в кладбищенской церкви Святого Карапета. Позже крест доставили в Музей русско-армянской дружбы, который располагался в здании закрытой церкви Сурб-Хач. Когда музей переезжал на площадь Свободы, крест хотели забрать, но прихожане попросили оставить его в храме.

На территории церкви похоронены армянские поэты и писатели Арутюн Аламдарян, Микаэл Налбандян и Рафаэл Патканян.

В настоящее время храм окружен жилыми микрорайонами. Вокруг церкви разбили парк «Дружба», а сам Сурб-Хач теперь стоит на берегу верхнего из двух северных водохранилищ в балке реки Камышеваха.

Из-под холма, на котором расположен храм, как и много десятилетий назад, бьет ключ. Но теперь возле него устроены купальня и зона отдыха. Летом здесь загорают и купаются сотни горожан, а каждый год 19 января верующие собираются здесь для совершения обряда крещенского купания.

Церковь строили по проекту архитектора Ивана Старова, который создал Таврический дворец и Троицкий собор Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Но как выглядел Сурб Хач в те времена, доподлинно неизвестно, так как здание не раз перестраивали.

История создания

История церкви Сурб-Хач тесно связана с появлением на Дону в 1780-х годах большой армянской диаспоры. Чтобы переселить сюда крымских армян дипломатам Екатерины II пришлось изрядно постараться. После подписания в 1774 году Кючук-Кайнарджийского мира между Россией и Османской империей Крым был наконец объявлен независимым. Керченский пролив стал российским, и наши торговые суда получили право проходить Босфор и Дарданеллы наравне с английскими и французскими. Екатерина II, желая в конечном счете присоединить Крым к России, договорилась с духовенством армян и греков и при помощи хана Шагин-Гирея (Şahin Geray), проводника российского влияния в Крыму, и организовала переселение христианского населения в Россию.

Переселением командовал молодой генерал Александр Суворов. По данным ведомостей Суворова, за август — сентябрь 1778 года выехало из Крыма 31 тысяча 386 человек, из них: греков — 18 407 душ, армян — 12 598, грузин — 219, валахов — 162. Тремя караванами переселенцы направили свой путь в Россию, помимо имущества, они везли с собой драгоценные книги, древние пергаментные рукописи, церковную утварь, хачкары (каменные кресты).

Пришедшие на Дон армяне (в пути почти треть погибла от голода и болезней) обосновались на землях в устье реки близ крепости Димитрия Ростовского, получив по указу Екатерины II «12 тысяч десятин земли окрест крепости».

Здесь переселенцы основали город Новый Нахичеван (позже Нахичевань-на-Дону, ныне в составе города Ростова-на-Дону) и несколько сел, которые сейчас вошли в состав Мясниковского района Ростовской области.

14 ноября 1779 года была обнародована пожалованная Екатериной армянам-переселенцам грамота, в которой говорилось, что переселенцы-армяне освобождаются от уплаты государственных податей и повинностей сроком на 10 лет, получают право свободно торговать внутри и вне государства, основывать фабрики, заводы и заниматься всякого рода промыслами. Переселенцы также освобождались от воинского постоя и рекрутства.

В 1783 году в нескольких километрах от города архиепископ Иосиф Аргутинский (с 1773 года — епархиальный начальник всех армян, живших в России) основал монастырь Сурб-Хач, названный так же, как и монастырь возле города Старый Крым.

Храм Сурб-Хач строился в стиле классицизма с 1786 по 1792 год по проекту известного русского архитектора Ивана Старова, создателя Троицкого собора Александро-Невской лавры в Петербурге и Таврического дворца.

Стены церкви украшали снятые с армянских церквей Крыма и привезенные в монастырь на берегу Темерника 13 хачкаров, датированные XV, XVI веками и первой четвертью XVIII века. Говорят, что в монастыре также находился хачкар VI века, по преданию, вывезенный из древней столицы Армении — города Ани.

В 1862 году церковь основательно перестроили и рядом возвели двухъярусную колокольню с высоким четырехгранным шатром. При монастыре действовала семинария и первая на юге России типография.

После революции, в начале 1920-х годов, монастырь был закрыт. На его подворье разместился детский дом. Богослужения в церкви продолжались до 1931 года, после чего она была закрыта и передана местному совхозу под зернохранилище. А в 1935 году ударом молнии были разрушены колокольня и часть крыши храма. Постепенно все постройки монастыря, за исключением самого здания церкви, были разобраны. В середине 60-х годов XX века церковь настолько обветшала, что ее собирались снести. И снесли бы, но храм отстоял народный художник Армянской ССР Мартирос Сарьян — уроженец этих мест. В 1968–1972 годах церковь была восстановлена, и в ней открыли Музей русско-армянской дружбы.

Стены церкви украшали снятые с армянских церквей Крыма и привезенные в монастырь на берегу Темерника 13 хачкаров, датированные XV, XVI веками и первой четвертью XVIII века. Говорят, что в монастыре также находился хачкар VI века, по преданию, вывезенный из древней столицы Армении — города Ани.

Армянский монастырь Сурб Хач (1358 г.) Крым (83 фото)

Основание монастыря и устройство в нём Епархиального престола Армянской Апостольской Церкви относится к середине XIV века. Исследователи связывают это событие с массовой миграцией армянского населения из коренной Армении в Крым и религиозной политикой генуэзцев, направленной на окатоличивание подданных Генуэзской Газарии, из которых армяне составляли значительную часть. По замечанию академика В. А. Микаеляна, «армяне в знак пассивной борьбы уходили из Каффы к своим соотечественникам в другие части Крыма. Вероятно, это вызвало необходимость основания в тот период … монастыря Сурб Хач».

Турецкое вторжение 1475 года не прервало духовной и культурно-просветительской деятельности обители. В XVII—XVIII веках обитель неоднократно перестраивается, что наиболее полно отражено в строительных надписях, сохранившихся на стенах зданий монастыря. Обитель становится одним из основных центров паломничества Армянской Церкви в Крыму и в Северном Причерноморье. В середине XVIII века границы епархии, с центром в монастыре, доходят до Молдавии и Балканского полуострова. О монастыре в своей работе упоминает находившийся в регионе автор XVIII века Иоганн Тунманн. В 1778 году духовенство оставляет монастырь и во главе паствы переселяется из Крыма на Нижний Дон — в Нахичевань-на-Дону.
В конце XVIII века усилиями духовенства Армянской Церкви монастырь возрождается. Хотя епархиальный престол в монастыре Сурб-Хач возобновлен не был, обитель традиционно сохраняет значение крупнейшего духовного центра крымских армян. Вплоть до начала XX века в монастыре неоднократно проводятся восстановительные работы. До революции 1917 года монастырь владел обширными наделами земли в горных и степных частях полуострова, в общей сложности более 4000 десятин.

В 1925 году постановлением Советской власти монастырь Сурб-Хач, как духовное учреждение, ликвидируется. После закрытия монастыря здания обители были переданы в ведение Крым Охриса и на его территории вплоть до Великой Отечественной войны, располагался пионерский лагерь и санаторий для больных туберкулезом. В военные годы строения монастыря серьёзно пострадали от боевых действий и разграбления. В послевоенный период здания монастыря были заброшены и, несмотря на проведение некоторых восстановительных работ, активно разрушались. В конце 80-х — 90 годы XX столетия в обители проводились реставрационные работы. В 1994 году в храме Сурб Ншан были возобновлены богослужения. В 2002 году постановлением СМ АРК монастырь возвращён Армянской Апостольской Церкви. Первые нерегулярные Богослужения стали проводиться с 1993 года. В настоящее время (с 25-го декабря 2009-го года) к служению в монастыре приступил викарий Крыма иеромонах отец Хайрик. Всего в монастыре, кроме священника, служат 2 иеродиакона и несколько послушников. Открыт круглогодично для бесплатного посещения и паломничества.





























Пожалуйста, посмотрите видео, пока мы генерируем ссылку на архив

В 1925 году постановлением Советской власти монастырь Сурб-Хач, как духовное учреждение, ликвидируется. После закрытия монастыря здания обители были переданы в ведение Крым Охриса и на его территории вплоть до Великой Отечественной войны, располагался пионерский лагерь и санаторий для больных туберкулезом. В военные годы строения монастыря серьёзно пострадали от боевых действий и разграбления. В послевоенный период здания монастыря были заброшены и, несмотря на проведение некоторых восстановительных работ, активно разрушались. В конце 80-х — 90 годы XX столетия в обители проводились реставрационные работы. В 1994 году в храме Сурб Ншан были возобновлены богослужения. В 2002 году постановлением СМ АРК монастырь возвращён Армянской Апостольской Церкви. Первые нерегулярные Богослужения стали проводиться с 1993 года. В настоящее время (с 25-го декабря 2009-го года) к служению в монастыре приступил викарий Крыма иеромонах отец Хайрик. Всего в монастыре, кроме священника, служат 2 иеродиакона и несколько послушников. Открыт круглогодично для бесплатного посещения и паломничества.

Сурб-Хач – армянский храм на Дону

В северной части Ростова-на-Дону находится уникальный историко-архитектурный памятник — комплекс бывшего здесь когда-то монастыря Сурб-Хач.

Он уникален во многом. Вот только несколько интересных фактов. Храм Сурб-Хач — самое старое каменное здание нашего города Ростова. Церковь Святого Карапета была первой из всех ростовских церквей увенчана золотым крестом.

Здесь, на территории монастыря, работала типография, первая на юге России, основанная в начале 1780-х годов.

Книги, напечатанные в типографии монастыря Сурб-Хач. Ростовский областной музей краеведения

Тут хранились древние армянские реликвии – хачкары.

Рядом с храмом имеются святые источники. В одном из них организована купальня – в ней круглый год купаются «моржи».

Он уникален во многом. Вот только несколько интересных фактов. Храм Сурб-Хач — самое старое каменное здание нашего города Ростова. Церковь Святого Карапета была первой из всех ростовских церквей увенчана золотым крестом.

История армянского монастыря Сурб-Хач

Основан он Ованесом Себастаци в 1358 году и долгое время был резиденцией главы крымской епархии Армянской Апостольской Церкви. Строительство было вызвано двумя основными причинами. Во-первых, к этому времени в Крыму имелась крупная армянская диаспора. Армяне составляли большинство населения в Сугдее (Судаке), Кафе (Феодосии), Салхате (Старый Крым). Много их было и в других городах Крыма. В основном это были купцы, ремесленники, строители, врачи. Они нуждались в духовном окормлении, и количество армянских церквей росло вплоть до татаро-монгольского нашествия.

Вторая причина — генуэзцы активно насаждали католицизм в своих прибрежных колониях, а именно им принадлежали Сугдея, Кафа, Луста (Алушта), Чембало (Балаклава) и пр. Поэтому армяне, принадлежащие к другой ветви христианства, перебирались вглубь полуострова. А так как в Старом Крыму большая часть населения была армянами, то и монастырь было решено построить в паре миль от него.

Сначала была построена церковь Знамения — Сурб-Ншан. Другие постройки того времени не сохранились, возможно были разрушены во время захвата Крыма татаро-монголами. Впрочем, ордынцы лояльно относились к чужим религиям и монастырь продолжил свое существование. Те корпуса с кельями и трапезной, что мы видим сейчас, построены в XVI-XVIII вв., видимо на месте старых.

Сурб-Хач был центром духовной жизни армян Крыма. Здесь писались книги, часть из которых сохранилась до наших дней, в стенах монастыря в XVII веке преподавал поэт и педагог Степанос Тохатеци, работал шведский историк Иоганн Тунманн.

В середине XVIII века при переселении христиан Крыма в Россию, монастырь Сурб-Хач также покидается духовенством, которое у только основанного города Нахичевань-на-Дону закладывает одноименную обитель. Но в конце века в старый Сурб-Хач возвращается жизнь и практически до твердого становления советской власти на полуострове в нем продолжаются службы.

В 1925 году духовное учреждение ликвидируют и в монастырских зданиях открывают детский лагерь и санаторий для больных туберкулезом. Во Время Великой Отечественной войны монастырь был разграблен и сильно разрушен. После нее стоял заброшенным и, хотя в нем проводили кое-какие работы, их явно было недостаточно, чтобы прекратить разрушение строений.

Всерьез на него обратили внимание только в конце 1980-х, возобновили реставрационные работы, а в 1993 году возобновили богослужения. В 2002 году крымские власти вернули монастырь Сурб-Хач Армянской Апостольской Церкви.

Сурб-Хач был центром духовной жизни армян Крыма. Здесь писались книги, часть из которых сохранилась до наших дней, в стенах монастыря в XVII веке преподавал поэт и педагог Степанос Тохатеци, работал шведский историк Иоганн Тунманн.

Как добраться до монастыря

Попасть к месту достопримечательности можно несколькими путями:

  1. На автомобиле: от города Старый Крым на автомобиле нужно ехать на юго-запад по проселочной дороге. Из других городов добраться до монастыря можно по дороге Р-29 или Р-23.
  2. На автобусе: с автовокзалов Крыма нужно купить билет до автостанции Старого Крыма и продолжать путь пешим ходом.
  3. Пешком: на пересечении трассы и улицы Ленина выйти из населенного пункта, пересечь реку Чурук-Су и продолжать путь по специальной дороге по склону горы.
  4. Обратиться в местные туристические агентства Крыма и заказать организованную экскурсию.


Попасть к месту достопримечательности можно несколькими путями:

Легенды армянского монастыря Сурб-Хач. Гравюры.

660 лет со дня основания посвящается.

“Священный монастырь Святого Креста Сурб-Хач в крымских горах” / Автор: Владимир Деркач

Сурб-Хач — является памятником национального значения и состоит на государственном учёте с 1963 года. Является единственным сохранившимся монастырским комплексом Армянской Апостольской Церкви XIV—XIX веков на территории Крыма. Уникальные рукописные книги, созданные в Солхате, хранятся в институте древних рукописей Матенадаране (Ереван). Армянские колонии не имели территориальных границ, собственного централизованного управления, административной связи с метрополией. Все это им заменяла церковь, духовно сплачивая армян, благодаря чему они сохраняли на чужбине родной язык, обычаи, письменность, веру. В разное время в Сурб-Хаче жили и работали многие деятели армянской культуры.

Вода – это источник всего живого. Сначала строился фонтан и потом уже вокруг него начиналось строительства храма/ Автор: Владимир Деркач

Два фонтана и лестница, ведущая к ним, находятся на территории сада к юго-западу от монастырского комплекса. Все фонтаны были построены по единому принципу — это прямоугольное в плане сооружение с декорированным фасадом и глухими стенами, с примыкающим к нему с тыльной стороны колодцем-цистерной. Вода к фонтанам подводилась по водопроводам, сложенным из керамических труб, из расположенных выше по склону источников воды. Сад монастыря был заложен несколькими террасами на пологом горном склоне. От трапезной, с уровня внешнего открытого двора монастыря, в сад, к нижнему фонтану вела пятимаршевая лестница. В этой части усадьбы сохранились четыре террасы с подпорными стенами из бутового камня.

“Возведение храма” / Автор: Владимир Деркач

Сооружение храма датируется 1358 годом по стихотворной надписи, выполненной на верхней части барабана купола церкви. Надпись гласит: «Сей божественный храм славы, на земле — рай древа жизни: он подобие горного неба, обиталище Троицы. От рождения во плоти Христа в 1358 году, начав, воздвигнут во имя св. Знамения усердием служителя его Ованнеса инока и родных братьев его и по духу сынов…».

“Монастырские ворота” / Автор: Владимир Деркач

Единственные ворота монастыря были всегда радушно открыты для доброго человека, купца, паломника или путешественника. Но в трудные времена осады превращались в непреступную стену. Эти ворота являются входом в другой мир. И не важно, в каком направлении вы идете…

“Монастырские подвалы” / Автор: Владимир Деркач

Находясь на довольно оживленной дороге из Солхата (Старого крыма) в Сугдею (Судак), монастырь процветал. Его подвалы были богаты и обильны. И в народе ходят слухи о подземном ходе, ведущем в Солхат.

“Старец” / Автор: Владимир Деркач

Мудрость приходит к человеку с возрастом и опытом. Также и дерево набирается силы от земли медленно и величественно. И приходит время, когда наступает пора поделиться плодами своими, грецкими орехами то ли это случится, или истиной, необходимой молодой поросли для процветания…

“Тревожное письмо” / Автор: Владимир Деркач

Всякие вести приходили в монастырь Сурб-Хач. Иногда – тревожные, а иногда и обнадеживающие. Но духовная крепость братьев его была готова к любым испытаниям. И раз Спаситель заповедовал любовь к миру, то этой заповеди монастырь и придерживался. И стоит на горной лесной дороге напоминанием великой мудрости…

“Сокровищница монастыря” / Автор: Владимир Деркач

Богатейшие сокровищницы охранял Сурб-Хач в своих подвалах и библиотеке, и самым бесценным из них было Священное Слово. И дошло оно до наших дней, привлекая каждый год все больше паломников и жаждущих увидеть и услышать Святую Красоту Божественного Слова…

“Сурб-Хач! Ты защита и убежище нашего народа. Ты единственный, нет тебе подобных… И вид и положение твое дивны” / Автор: Владимир Деркач

Владимир Деркач – современный писатель, художник, путешественник. В 1970-х гг. работал в монастыре Сурб Хач на раскопках в разных экпедициях. В 1994 году он защитил диплом в линогравюре, посвященной легендам Старого Крыма или Сурхата, как он назывался в средневековье. Сегодня эти гравюры, немного дополненные, выставлены на ваше обозрение.


Два фонтана и лестница, ведущая к ним, находятся на территории сада к юго-западу от монастырского комплекса. Все фонтаны были построены по единому принципу — это прямоугольное в плане сооружение с декорированным фасадом и глухими стенами, с примыкающим к нему с тыльной стороны колодцем-цистерной. Вода к фонтанам подводилась по водопроводам, сложенным из керамических труб, из расположенных выше по склону источников воды. Сад монастыря был заложен несколькими террасами на пологом горном склоне. От трапезной, с уровня внешнего открытого двора монастыря, в сад, к нижнему фонтану вела пятимаршевая лестница. В этой части усадьбы сохранились четыре террасы с подпорными стенами из бутового камня.

Крым: Старый Крым и армянский монастырь Сурб Хач (aпрель 2011)

Как оказалось, поселившись в Судаке мы с Алёнкой очень сильно ограничили себя в свободе передвижения. Дело в том, что из Судака более-менее регулярно автобусы ходят только в одно место на Земле – в Симферополь. Все остальные рейсы тоже по-своему регулярны – от пары раз в день до пары раз в неделю 🙁 Скажем, в Феодосию автобус ходит 1 раз в день, причём вечером. А ведь именно феодосийский автобус нам бы максимально подошёл в нашей поездке в Старый Крым – небольшой городок на границе гор и степи километрах в 30 от Судака.

Но мы всё-таки выкрутились, как вынуждены выкручиваться все местные жители. На поездку в Старый Крым ушло больше половины следующего дня, 25 апреля. Ещё накануне мы усмотрели в расписании некий утренний автобус, идущий в никому не известный посёлок Кировское. Посёлок внезапно оказался райцентром (с населением меньше чем в Старом Крыму, принадлежам к тому же району!). Но главное, что автобус этот останавливался в Старом Крыму! Вот на нём-то мы туда и поехали.

Автобус высадил нас на автостанции на северной окраине города. Погода радовала второй день подряд, было тепло, по небу летали всякие несерьёзные облачка. Поиски ларька с прессой и картами или книжного магазина ни в окрестностях автостанции, ни где-либо ещё в городе результата не дали, и мы были вынуждены ходить по городу наугад, руководствуясь интуицией и собственным зрением. Указателей в городе нет никаких и нигде. Но интуиция нас практически не подвела – за час с небольшим нами были последовательно обнаружены в Старом Крыму новёхонькая православная церквуха, руины то ли армянской, то ли греческой церкви X века, мечеть хана Узбека с руинами медресе, и – предположительно – руины мечети султана Бейбарса. Предположительно – потому что некоторые считают, что это монетный двор или что-то подобное, а вовсе не мечеть. К большому сожалению, интуиция не справилась с поисками Свинцовой мечети и Пантелеимоновского источника – видимо, сказалась жара 🙁 Кстати, насчёт отсутствия в городе указателей я, пожалуй, немного приврал – указатели на музей Грина в городе всё же есть, но в музей мы не пошли из-за нехватки времени.

Пройдя довольно однообразный одноэтажный городок насквозь, с востока на запад, мы с Алёнкой вышли к новой мечети, и повернули от неё на дорожку, уходящую на юг, в горы. Дорожка, судя по указателю на шоссе, через 4 км должна была привести нас к армянскому монастырю Сурб-Хач. Так оно и вышло: слегка забравшись в горы и сделав с десяток поворотов, дорожка вывела нас к монастырю. У входа нас встретил суровый монах-армянин, который рассказал, куда в монастыре можно зайти и что можно посмотреть. Кроме древней церкви и разваливающихся братских корпусов, в одном из зданий можно абсолютно бесплатно посмотреть маленький монастырский музей. На фоне очень невзрачного Старого Крыма, который представлялся мне чуть ли не вторым Бахчисараем, а оказался обыкновенной деревней, монастырь оставил о себе приятные воспоминания. Наверно, незнакомая архитектура на меня так подействовала 🙂

До руин второго армянского монастыря, Сурб Степанос, мы решили не ходить, так как было уже около трёх часов дня, и вернулись в Старый Крым. Здесь нас ждал квест с возвращением в Судак на перекладных. Квест в итоге оказался несложным: мы поймали автобус Феодосия-Симферополь, доехали на нём до Грушевки, а в Грушевке на автобусной остановке поймали частника до Судака.

Вечером, уже традиционно, пытались загорать на пляже, смотрели на прыжки местных юных паркурщиков, а также ели чебуреки из единственной открытой на Кипарисовой аллее чебуречной. Короче, неумело прикидывались настоящими курортниками 🙂 Даже трогали воду ногами, но вспоминали прошлогодний августовский Байкал, и понимали, что он, пожалуй, был немного теплее.

Церковь Пантелеимона (2008-11 гг.) в Старом Крыме. Была закрыта, внутрь мы с Алёнкой не попали.

Церковь (X-XII в.). Посвящения её история не сохранила.

Полумесяц на ограде мечети. Городок, вообще-то, абсолютно мусульманский.

Мечеть хана Узбека (1314 г.).

За прошедшие века несколько раз сильно перестраивалась. Говорят, она была гораздо выше.

Развалины прямо у стен мечети – руины медресе (духовного училища) примерно тех же годов постройки, что и мечеть.

Резной портал мечети Узбека. Всё, кроме верхней (более светлой) части – начало XIV века!

Медресе. Видимо, оно никому не нужно, в отличие от мечети.

Основание минарета – ровесник мечети.

Каменные надгробия у стен мечети Узбека.

Мечеть султана Бейбарса (XIII в.).

Султан Египта и Сирии Бейбарс I – человек, между прочим, с совершенно феерической биографией! Вот казалось бы, где Крым – а где Египет? А вот!

Новая мечеть на въезде в город со стороны Симферополя.

Домик, довольно типичный для города.

Фонтан. Вода – холоднющая!

Хребет Агармыш – горный массив, прикрывающий город от северных ветров. Создаёт в Старом Крыму уникальный микроклимат, здесь даже лечатся от лёгочных болезней.

Это мы уже пошли в армянский монастырь Сурб Хач (Святого Креста).

Дорога в монастырь.

С У Р Б Х А Ч. Армянские буквы видите?


Монастырь этот основан в 1358 году во время армянской колонизации Крыма.

Так он выглядит со стороны фонтанов, из ямки. На крепость похож, правда?

Церковь Святого Креста (1358 г.).

Почувствуйте себя на пару минут в горах Армении 🙂

Потолок в келье. Это единственный кадр, сделанный в монастыре – снимать там нельзя, а втихаря у нас с Алёнкой не получается: и очень уж громко затворы щёлкают в тишине 😉

Резьба на втором фонтане красивая – там ангелы, кипарисы, птицы, и даже какие-то солярные символы, по-моему.

Ну и цветочков немножко с горки над монастырём. Это – молочай миндалелистный.

А это – живучка восточная.

Пролеска сибирская. Штука в Крыму редкая, только около Старого Крыма и водится!

Полумесяц на ограде мечети. Городок, вообще-то, абсолютно мусульманский.

Джермук

39° 50.1052 ′N , 45° 40.0698 ′E
39.83509N, 45.66783E
39°50′6.31″N, 45°40′4.19″E

43 материалa по 7 объектам, 579 фотографий

  • Карта
  • Заметки 35
  • Фотографии 579
  • Отели 1 / 1
  • Кафе, рестораны 2 / 2
  • Достопримечательности 4 / 4
  • Шоппинг 0
  • Транспорт 0
  • Полезное 1
  • Дневники 2 Сообщество

    Ссылки от бывалых

    Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки.
    Подробнее

    • в Моих лентах

    Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
    Подробнее

    В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы о Джермуке.

    Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

    43 материалa по 7 объектам, 579 фотографий

    В Турции установлен крест на куполе армянской церкви Сурб Хач

    Вечером 30 сентября на куполе армянской церкви Сурб Хач на острове Ахтамар (Турция) был установлен крест. Для проведения всех работ понадобилось несколько часов.

    Власти Турции пояснили это техническими сложностями и пообещали 18 сентября, что крест на куполе армянской церкви “Сурб Хач” будет установлен через полтора месяца, однако выполнили обещание раньше срока.

    На куполе церкви Сурб Хач установлен железный крест весом в 70 кг, шириной в 130 см и длиной в 2,5 м, передает Panorama.am со ссылкой на турецкое агентство Cihan.

    Представители турецкой стороны еще раз подтвердили, что именно по техническим, а не по политическим причинам крест не удалось установить в срок – до 19 сентября, когда была совершена литургия.

    Планируется, что 2 октября губернатор турецкой провинции Ван Мунира Караоглу и заместитель главы Константинопольской епархии Армянской апостольской церкви, архиепископ Арам Атешян в связи с установлением креста проведут церемонию открытия церкви, сообщает News.am.

    В течение 1 октября остров Ахтамар был закрыт для всех, в том числе для туристов.

    04 августа 2022, 09:45

    Полностью восстановлена подача электроэнергии в дома жителей всех сел горного региона Рача, нарушенная во время наводнения. Без транспортного сообщения остаются пять населенных пунктов.

    04 августа 2022, 09:22

    Военнослужащие дислоцированной в Чечне 42-й мотострелковой дивизии приняли участие в маневрах в Шалинском районе, в учениях задействовано 150 единиц военной техники, сообщила комендатура республики.

    04 августа 2022, 08:23

    Владельцу заправки в Динском районе, на которой 31 июля произошел взрыв, вменяется несоблюдение правил безопасности, сообщили следователи. Предприниматель работал без разрешительных документов, в крае будет проведена проверка всех заправок, заявил губернатор Кубани Вениамин Кондратьев.

    04 августа 2022, 08:02

    В Азербайджане до 31 августа продлены многочисленные ограничения из-за COVID-19, а в 13 городах и районах сохраняется строгий карантинный режим, сообщил оперативный штаб при кабинете министров. При этом с 5 августа в стране смягчается режим ограничений, разрешается посещение пляжей в рамках установленных правил, а в городах и районах Азербайджана, в которых действует ужесточенный карантинный режим, отменяется система SMS-оповещений и разрешений.

    04 августа 2022, 07:02

    Жителям Чечни, чтобы вылететь в Москву из столиц соседних республик по более дешевым билетам, нужно почти всю разницу с ценой авиабилета из Грозного потратить на проезд до аэропорта. Сэкономить на покупке билетов можно, покупая их непосредственно на сайтах авиакомпаний, пояснили в “Вайнахавиа”.

    04 августа 2022, 08:02

    Власти Азербайджана смягчили карантинный режим

    04 августа 2022, 07:02

    Аэропорт Грозного объяснил высокую стоимость перелетов в Москву

    04 августа 2022, 02:06

    Предприниматели в Каменск-Шахтинском перекрыли вход на рынок после конфликта с дорожниками

    04 августа 2022, 01:55

    Конкурс в честь Аймани Кадыровой подчеркнул авторитарный характер власти в Чечне

    03 августа 2022, 19:12

    “Новая газета” подверглась преследованию по делу о фейках про коронавирус

    03 августа 2022, 17:33

    Жители Геленджика потребовали закрыть город для туристов

    04 августа 2022, 09:45

    Подача электричества в дома жителей грузинских сел восстановлена после наводнения

    03 августа 2022, 23:04

    Суд снял с Хусея Бабаева обвинение в убийстве

    03 августа 2022, 19:48

    Сотрудница администрации Нальчика обвинена в злоупотреблении полномочиями

    03 августа 2022, 18:22

    Суд смягчил приговор футболисту Павлу Мамаеву

    03 августа 2022, 16:06

    Спасатели эвакуировали альпиниста с Эльбруса

    03 августа 2022, 14:30

    Четвертый участник похищения в Ингушетии приговорен к принудительным работам

    03 августа 2022, 13:59

    Альпинист получил травмы в горах Кабардино-Балкарии

    03 августа 2022, 12:17

    Умер один из пострадавших при взрыве АЗС на Кубани

    Военнослужащие дислоцированной в Чечне 42-й мотострелковой дивизии приняли участие в маневрах в Шалинском районе, в учениях задействовано 150 единиц военной техники, сообщила комендатура республики.

  • [flat_ab id="3"] Ссылка на основную публикацию