Межправительственные соглашения России с Великобританией

повышение юридических знаний

Форма налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов (далее — Налоговый расчет) утверждена Приказом МНС России от 14.04.2004 № САЭ-3-23/286@.

ДВУСТОРОННИЕ СОГЛАШЕНИЯ

1. Стороны в соответствии с законодательством своих государств и настоящим Соглашением будут сотрудничать в области борьбы с преступностью, особенно в ее организованных формах, в случаях, когда предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений требуют взаимодействия компетентных органов обоих государств.

Советско-английские договоры и соглашения

Торговое соглашение 1921 – подписано 16 марта в Лондоне главой сов. торг. делегации, наркомом внеш. торговли РСФСР Л. Б. Красиным и министром торговли Великобритании Р. С. Хорном. Провал попыток уничтожить Сов. власть вооруж. путем, серьезные экономич. затруднения – недостаток сырья, сокращение рынков сбыта и др. – заставили державы Антанты прекратить прямую поддержку рус. контрреволюции и искать пути для установления торг. связей с Сов. Россией. Соглашение 1921 по существу носило не только торг., но и политич. характер. Обе стороны заявили о возобновлении взаимных торг. сношений и о том, что они будут воздерживаться от враждебных действий и пропаганды против друг друга. Сов. пр-во обязывалось воздерживаться от всяких попыток к поощрению воен., дипломатич. и иных действий, враждебных брит. интересам в Индии и Афганистане, а брит. пр-во принимало тождественное обязательство в отношении сов. Средней Азии. Подданные обеих стран получали право беспрепятственно вернуться на родину. Обе стороны соглашались не устанавливать и не поддерживать блокаду одной из сторон, не ставить взаимную торговлю в худшие условия по сравнению с торговлей, ведущейся с др. гос-вами, не чинить препятствий финансовым операциям и т. д. Стороны обменивались торг. представителями, к-рым предоставлялся ряд привилегий (дипломатич. иммунитет, право шифра, дипломатич. переписки и т. д.). Брит. пр-во заявляло, что оно не предпримет действий для ареста или завладения золотом, имуществом и товарами, принадлежащими Сов. пр-ву. В приложении к соглашению 1921 обе стороны условились разрешать вопросы о взаимных претензиях при последующем заключении мирного договора. Сов. пр-во признало в принципе необходимость “. уплатить возмещение частным лицам, предоставившим России товары, либо услуги, за которые им не было уплачено”. Осуществление этого обязательства также откладывалось до подписания общего договора. Соглашение означало фактическое (но не юридическое) признание Сов. пр-ва и было первым договором, заключенным Сов. Россией с великой капиталистич. державой. Оно прорвало дипломатич. и экономич. блокаду Сов. России и положило начало ряду подобных полуторговых, полуполитич. соглашений Сов. пр-ва с зап.-европ. странами. Соглашение 1921 подлежало отмене в 1924 ввиду подписания 8 авг. 1924 общего и торг. договоров между пр-вами СССР и Великобритании, но т. к. эти договоры не были ратифицированы парламентом Великобритании, то соглашение 1921 сохраняло силу до разрыва сов.-англ. отношений 27 мая 1927. 3 окт. 1929 был подписан протокол между СССР и Великобританией о процедуре урегулирования спорных вопросов, к-рая будет применяться после возобновления дипломатич. отношений в полном объеме. Торговые отношения определялись затем временными торг. соглашениями 1930 и 1934.

Соглашение 1937 (морское) – подписано 17 июля в Лондоне сроком на 5 лет. Оно установило осн. качеств. лимиты для различных категорий воен.-мор. судов (водоизмещение, вооружение и др.), к-рые соответствовали лимитам, установленным в англо-франко-амер. договоре от 25 марта 1936 о мор. вооружениях. Предусматривался взаимный обмен информацией о воен.-мор. строительстве. Ограничения не распространялись на ВМС СССР на Д. Востоке, где этот вопрос мог быть разрешен только в переговорах между СССР и Японией. Соглашение 1937, лишь частично сдерживавшее рост мор. вооружений, было подписано Сов. пр-вом при условии принятия Германией обязательств, подобных соглашению 1937. 6 июля 1938 в Лондоне по инициативе пр-ва Великобритании был подписан сов.-англ. протокол о повышении макс. предела стандартного водоизмещения линейного корабля с 35 тыс. до 45 тыс. т. В сент. 1939 пр-во Великобритании приостановило действие этого соглашения.

Соглашение 1941 О совместных действиях правительств СССР и Великобритании в войне против Германии – подписано 12 июля в Москве наркомом иностр. дел СССР В. М. Молотовым и послом Великобритании в СССР С. Криппсом. Оно было заключено в тех условиях, когда определенная часть британских правящих кругов, проводивших традиционно недружелюбную по отношению к СССР политику, осознала реальную опасность вторжения Германии в СССР для судеб самой Англии. По соглашению 1941 Сов. и брит. пр-ва обязывались оказывать друг другу помощь и поддержку всякого рода в войне против фаш. Германии и не вести с ней переговоров, не заключать перемирия или мирного договора, кроме как с обоюдного согласия. Соглашение вступало в силу с момента подписания и ратификации не подлежало. Оно положило начало оформлению антигитлеровской коалиции и в 1942 было заменено договором.

Договор 1942 О союзе и войне против гитлеровской Германии и ее сообщников в Европе и о сотрудничестве и взаимной помощи после войны – подписан 26 мая в Лондоне наркомом иностр. дел СССР В. М. Молотовым и мин. иностр. дел Великобритании А. Иденом. Переговоры о ведении войны и послевоенной организации мира и безопасности в Европе начались в дек. 1941 во время пребывания А. Идена в Москве. 1 янв. 1942 СССР и Великобритания вместе с 24 другими гос-вами подписали Декларацию Объединенных Наций, обязывавшую их употребить все свои ресурсы на борьбу против фаш. Германии и ее союзников и завершившую создание антигитлеровской коалиции. Переговоры между пр-вами СССР и Великобритании продолжались во время визита В. М. Молотова в Лондон и закончились подписанием договора.

Первая часть договора была тождественна соглашению 1941. Во 2-й части устанавливались основные принципы послевоен. сотрудничества СССР и Великобритании. Обе стороны заявляли о своем желании “. объединиться с другими единомышленными государствами в принятии предложений об общих действиях в послевоенный период в целях сохранения мира и сопротивления агрессии” и обязались принять все меры, “. чтобы сделать невозможным повторение агрессии. ” Германией или любым из гос-в, связанных с ней в актах агрессии в Европе. Обе стороны обязывались оказывать в послевоен. период военную и др. помощь, если одна из сторон снова окажется вовлеченной в войну с Германией или ее союзниками. Пр-ва СССР и Великобритании обязывались также сотрудничать после восстановления мира на благо безопасности и экономич. процветания в Европе, не стремиться к терр. приобретениям, не вмешиваться во внутр. дела др. гос-в, оказывать друг другу экономич. помощь, наконец, не заключать никаких союзов и не принимать участия ни в каких коалициях, направленных друг против друга. Часть 1-я договора оставалась в силе до конца войны и восстановления мира. Часть 2-я заключалась сроком на 20 лет. Однако вскоре после окончания 2-й мировой войны правящие круги Великобритании предприняли ряд действий, противоречивших этому договору (создание направленного против СССР воен. блока НАТО, отказ от сотрудничества с СССР в деле восстановления Германии на миролюбивой и демократич. основе, содействие возрождению милитаризма в Зап. Германии и включение ее в НАТО, объявление ряда товаров “стратегическими” и запрещение их вывоза в СССР и т. д.). Сов. пр-во нотами от 20 дек. 1954 и 1 марта 1955 указывало пр-ву Великобритании, что эти действия находятся в полном противоречии с теми целями, во имя к-рых был заключен договор 1942. 7 мая 1955 этот договор был аннулирован Указом Президиума Верх. Совета СССР.

В послевоенный период между СССР и Великобританией был заключен ряд соглашений, имеющих важное значение для развития отношений между ними (Соглашение о рыболовстве 1956, Консульская конвенция 1965, Соглашение об урегулировании взаимных финанс. и имуществ. претензий 1968 и др.).

Торговое соглашение 1921 – подписано 16 марта в Лондоне главой сов. торг. делегации, наркомом внеш. торговли РСФСР Л. Б. Красиным и министром торговли Великобритании Р. С. Хорном. Провал попыток уничтожить Сов. власть вооруж. путем, серьезные экономич. затруднения – недостаток сырья, сокращение рынков сбыта и др. – заставили державы Антанты прекратить прямую поддержку рус. контрреволюции и искать пути для установления торг. связей с Сов. Россией. Соглашение 1921 по существу носило не только торг., но и политич. характер. Обе стороны заявили о возобновлении взаимных торг. сношений и о том, что они будут воздерживаться от враждебных действий и пропаганды против друг друга. Сов. пр-во обязывалось воздерживаться от всяких попыток к поощрению воен., дипломатич. и иных действий, враждебных брит. интересам в Индии и Афганистане, а брит. пр-во принимало тождественное обязательство в отношении сов. Средней Азии. Подданные обеих стран получали право беспрепятственно вернуться на родину. Обе стороны соглашались не устанавливать и не поддерживать блокаду одной из сторон, не ставить взаимную торговлю в худшие условия по сравнению с торговлей, ведущейся с др. гос-вами, не чинить препятствий финансовым операциям и т. д. Стороны обменивались торг. представителями, к-рым предоставлялся ряд привилегий (дипломатич. иммунитет, право шифра, дипломатич. переписки и т. д.). Брит. пр-во заявляло, что оно не предпримет действий для ареста или завладения золотом, имуществом и товарами, принадлежащими Сов. пр-ву. В приложении к соглашению 1921 обе стороны условились разрешать вопросы о взаимных претензиях при последующем заключении мирного договора. Сов. пр-во признало в принципе необходимость “. уплатить возмещение частным лицам, предоставившим России товары, либо услуги, за которые им не было уплачено”. Осуществление этого обязательства также откладывалось до подписания общего договора. Соглашение означало фактическое (но не юридическое) признание Сов. пр-ва и было первым договором, заключенным Сов. Россией с великой капиталистич. державой. Оно прорвало дипломатич. и экономич. блокаду Сов. России и положило начало ряду подобных полуторговых, полуполитич. соглашений Сов. пр-ва с зап.-европ. странами. Соглашение 1921 подлежало отмене в 1924 ввиду подписания 8 авг. 1924 общего и торг. договоров между пр-вами СССР и Великобритании, но т. к. эти договоры не были ратифицированы парламентом Великобритании, то соглашение 1921 сохраняло силу до разрыва сов.-англ. отношений 27 мая 1927. 3 окт. 1929 был подписан протокол между СССР и Великобританией о процедуре урегулирования спорных вопросов, к-рая будет применяться после возобновления дипломатич. отношений в полном объеме. Торговые отношения определялись затем временными торг. соглашениями 1930 и 1934.

Публикации

В последнее время правовой институт экстрадиции, как на Западе, так и в России, все чаще называют дипломатическим инструментом построения отношений между странами: юристы отмечают, что техническая выдача преступников превращается едва ли ни в обмен заложниками.

Чтобы разобраться, насколько это представление верно, необходимо разобраться в сути, состоящей из множества формальностей, длительной юридической процедуре ареста и последующей выдачи иностранного гражданина по запросу правоохранительных органов другой страны. Почему предугадать исход экстрадиции зачастую оказывается весьма проблематично?

Экстрадиция

Экстрадиция – выдача одним государством другому государству негражданина этого государства для привлечения к уголовной ответственности или исполнения вынесенного приговора. Считается, что первый договор об экстрадиции, был подписан 33 века назад египетским фараоном Рамзесом II и хеттами. Этот договор, в частности, содержал обязательства обеих сторон по выдаче беглых преступников, в число которых входили как уголовники, так и противники власти.

Однако за прошедшие три с лишним тысячелетия механизм экстрадиции ни на одном континенте так и не приобрел достаточно прозрачный и отлаженный формат. Наоборот, все только усложняется.

В соответствии со сложившейся международной практикой требование о выдаче преступника государство предъявляет в случаях, когда: преступление совершено на его территории; преступник является гражданином этого государства; преступление было направлено против этого государства и причинило ему вред.

При этом еще надо учитывать, что согласно Европейской конвенции о экстрадиции 1957 года, подписанной в том числе Россией, не допускается выдача лиц, обвиняемых в политических преступлениях.

Именно поэтому на Украину, очевидно, никогда не будут выданы экс-президент страны Виктор Янукович и его соратники, объявленные в розыск украинским МВД. Так же как и российские политики, оказавшиеся в списках разыскиваемых украинскими силовиками по обвинению в «финансировании незаконных вооруженных формирований, снабжении их оружием, боеприпасами, военной техникой». Среди них: руководители КПРФ Геннадий Зюганов, «Справедливой России» – Сергей Миронов, ЛДПР – Владимир Жириновский, или, например, министр обороны РФ – Сергей Шойгу.

Впрочем, в свою очередь Россия также объявила в розыск целый ряд украинских политиков, которые также вряд ли когда-либо будут депортированы. Это руководитель МВД Украины Арсен Аваков, экс-губернатор Днепропетровской области Игорь Коломойский, лидер запрещенной в России экстремистской организации «Правый сектор» Дмитрий Ярош. Они обвиняются в убийствах мирных граждан в Донецкой области.

Не могут служить основанием для экстрадиции и правонарушения, связанные с гражданско-правовой и административно-правовой ответственностью. Государство должно отказывать в экстрадиции тех лиц, которые просят и получают статус беженца.

Также важным фактором является такое условие: преступление, за совершение которого предъявлено требование о выдаче, должно признаваться преступлением и по законам страны, в которой находится преступник. К выданному не может быть применена смертная казнь.

И, наконец, ни одна страна не должна возвращать гражданина другому государству, если есть основания полагать, что в этой стране нарушаются права человека и обвиняемому может угрожать применение пыток.

Впрочем, и все вышеперечисленное не имеет характера строгих, обязательных к исполнению, правил. В реальности, общепризнано в мире, что выдача гражданина по требованию зарубежных правоохранительных органов не обязанность государства, а лишь его право.

Правовое обоснование

Попытаться вернуть из-за границы подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений на родине можно двумя способами.

Во-первых, обычно для этого используется Интерпол. Прокуратура страны, требующей экстрадиции, должна направить в его штаб-квартиру запрос с разъяснением, в чем обвиняется человек и на каком основании.

Интерпол может арестовать объявленную в розыск персону на территории любого государства. По официальным данным, арестовывается примерно каждый пятый разыскиваемый по каналам Интерпола преступник. Однако после этого суд той страны, где был задержан разыскиваемый, должен принять решение о его выдаче. И на этот процесс повлиять Интерпол уже не может.

Второй путь проще. Если между странами действует договор о взаимной экстрадиции, можно обойтись без Интерпола. Однако решение суда той страны, где попытался укрыться обвиняемый, все равно является обязательным элементом этой процедуры.

При этом ни у одной страны мира на сегодня нет соглашений со всеми странами мира. Например, США не имеют договоров об экстрадиции с более чем пятьюдесятью странами, включая Китай. Россия имеет соглашение о выдаче с 65 странами – членами Интерпола.

Вопросам экстрадиционной деятельности посвящены многие международно-правовые документы и решения. В их числе документы ООН (например, Типовой договор о выдаче, принятый на 45-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 14 декабря 1990 года; Римский статут Международного уголовного суда 1998 года и др.), конвенции (Европейская конвенция о выдаче 1957 года, Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года, Берлинская конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются 1978 года) и межгосударственные договоры.

Остановимся подробнее на национальных особенностях основных акторов экстрадиции, кто в ближайшее время может нас удивить или разочаровать в контексте международной борьбы с преступностью.

Российская Федерация

Россия подписала Европейскую Конвенцию об экстрадиции 1957 года с оговорками, запрещающими выдачу российских граждан. Это обусловлено содержанием главного закона нашей страны. Статья 61 Конституции РФ гласит, что гражданин России не может быть выслан за пределы своей страны.

Таким образом, мы можем говорить лишь о частичном принятии государством такого института, как экстрадиция. РФ в этом смысле отличается от стран Евросоюза, между которыми существует двусторонняя обязанность выдачи преступников. Однако, это не наша исключительная особенность. Аналогичные положения есть, например, в законодательстве Израиля.

Кроме того, согласно статье 471 УПК РФ в передаче лица может быть отказано в случае, если ни одно из деяний, за которое лицо осуждено, не признается преступлением по законодательству государства, гражданином которого является осужденный; в случае непризнания судом или иным компетентным органом иностранного государства приговора российского суда и т.д.

Бросается в глаза, что количество экстрадиций в Россию намного меньше как числа безрезультатных запросов, направляемых Генпрокуратурой РФ, так и преступников, выданных нашей страной. По данным Генпрокуратуры РФ, ежегодно Россия направляет в разные страны примерно около 700 запросов об экстрадиции, из которых доводится до завершения 30-60 в год, т.е. процент эффективности этого института для нас – менее 10%. Относительно успешно контакты в поимке и задержанию преступников из России у нас налажены с Германией и Испанией.

Одна из причин этих неудач – отсутствие двустороннего межгосударственного соглашения об экстрадиции с рядом близлежащих стран (например, с Литвой и Эстонией). Нет его у России и с Великобританией, где Генпрокуратуру постигли самые сильные разочарования.

Гораздо активнее идет обратный процесс – экстрадиция из России. По официальным данным, зачастую Россия выдает более 1000 подозреваемых и обвиненных в преступлениях иностранных граждан в год.

По мнению юристов, причина такой нестыковки в российской и европейской позиции по отношению к экстрадиции заключается в некоторой монополизации данного вопроса в РФ одним органом, что вызывает подозрения в объективности за рубежом. В России решение об удовлетворении просьбы об экстрадиции или отказа в ней принимает Главное управление международно-правового сотрудничества Генпрокуратуры. В то время как в Европе окончательное решение лишь суд, взвешивающий доводы обеих сторон.

Страны Евросоюза

Все страны Европейского союза имеют между собой правовые соглашения, позволяющие выдачу своих граждан. Даже Великобритания, согласно Акту об экстрадиции 2003, обязана выдавать, в том числе и своих граждан государствам, с которыми она имеет соответствующие межправительственные соглашения.
Наибольшего прогресса в упрощении экстрадиции добились члены ЕС, которые приняли «Европейский ордер на арест». Фактически он предполагает автоматическое исполнение запроса о передаче предполагаемого преступника, без проверки этого запроса с точки зрения содержания.

Россия сделала шаг по направлению к европейским правилам в феврале 2015 года, когда генпрокурор Юрий Чайка подписал дополнительный протокол к Европейской конвенции о выдаче правонарушителей 1957 года. Этот документ призван повысить эффективность сотрудничества в вопросах выдачи. Теперь запрашиваемая сторона не должна учитывать срок давности преступления. Кроме того, запросы о выдаче можно будет отправлять в электронном виде. а не в письменном, используя дипломатические каналы, как сейчас.

Великобритания

Особые сложности в возвращении своих граждан, разыскиваемых за совершение преступлений в России, наша страна имеет при запросах в Великобританию. Юристы объясняют это различиями правовых систем наших государств. Система общего права в Англии рассматривает иностранное решение как создающее ответственность одной стороны процесса перед другой, что создает трудности в рассмотрении запроса. Политические причины лишь усугубляют этот процесс.

Юридические причины заключаются в том, что несмотря на то, что между Россией и Великобританией заключен ряд международных договоров о правовом сотрудничестве, ни один из них не содержит четких механизмов для признания и исполнения запросов другой стороны, а также исполнения запросов по экстрадиции.

В 2006 году, казалось бы, был сделан важный шаг для преодоления этой преграды: был подписан меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества между Генпрокуратурой РФ и Королевской прокурорской службой Англии и Уэльса.

Однако первой реальной выдачей из Великобритании за последние 100 лет стала экстрадиция обвиняемого в убийстве по неосторожности Максима Винцкевича в 2013 году. Решение по его делу на тот момент было пятым положительным решением Великобритании по российским запросам о выдаче после подписания меморандума, но каждый раз британская сторона ограничивалась только декларациями.
США

В идеале, России следовало бы брать пример с США. Соединенные Штаты на сегодняшний день располагают всеми необходимыми инструментами для экстрадиции лиц, где бы те не находились и независимо от их гражданства.

Из всех американских ведомственных организаций, привлекаемых для решения вопросов с экстрадицией, на первом плане всегда было Управление по борьбе с наркотиками (DEA). Агенты DEA, как правило, фигурируют в особо сложных случаях – таких, например, как экстрадиция россиян Виктора Бута из Таиланда и Константина Ярошенко из Либерии.

Власти США, инициируя процесс экстрадиции, неизменно опираются на собственное законодательство, результаты следствия, судебные решения и другие документы, в том числе двусторонние договоры об экстрадиции и взаимопомощи по правовым вопросам. С каждым годом эти документы носят все более транснациональный характер.

Так, шесть лет назад Исследовательская Служба Конгресса США признала, что ранее в договорах в обязательном порядке прописывалась территориальная юрисдикция. Однако впоследствии, как отмечается в документе, из-за роста террористической угрозы и распространения наркотиков США стали добиваться более широкого применения своего уголовного законодательства. В результате сегодня вполне правомерно говорить о наднациональном характере юрисдикции, которую установили власти США.

К каким результатам это привело, наглядно показывает история сомнительной с правовой точки зрения экстрадиция Виктора Бута. Когда решением таиландского суда его должны были освободить из-под стражи, список обвинений в его адрес чудесным образом преобразился. Вместо обвинений в попытке продать оружие колумбийским повстанцам из FARC (организация признана террористической США, но не международными институтами, в том числе ООН) вдруг появились новые, беспроигрышные: отмывание денег и мошенничество. В итоге, США добилось желаемого, несмотря на решение местного суда.

Украина

Несмотря на конфликтную ситуацию между правительствами России и Украины, сотрудничество между странами в сфере экстрадиции продолжается. Оно все так же осуществляется на основе двух международных документов: Европейской конвенции о выдаче 1957 года и Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года.

В институциональном плане по вопросам оформления экстрадиции Украина гораздо ближе России, чем Европе. Так же, как и у нас, на Украине решение по запросам иностранных государств в отношении лиц, которых разыскивают следственные органы, принимает Генпрокуратура. Минюст рассматривает запросы в отношении тех, кто скрывается от суда.

После осложнения отношений между соседними государствами российские правоохранительные органы более лояльно относятся к запросам украинских коллег о выдаче разыскиваемых преступников. Так, с января по июль 2015 года Генпрокуратура РФ приняла решение о выдаче на Украину 25 запрашиваемых лиц, в то время как украинская сторона решила выдать российским силовикам только 12 беглецов.

Впрочем, в последние пару лет российская и украинская сторона выдают друг другу практически исключительно только мелких правонарушителей, разыскиваемых за бытовые преступления. Чаще всего это поножовщина в ходе совместного распития алкоголя, после которой преступник пытается спрятаться в соседней стране, пользуясь тем, что граница между Россией и Украиной, по-прежнему, так и осталась фактически прозрачной.

Итог

Таким образом, ни о каких единых международных правилах выдачи обвиняемых и подозреваемых в преступлениях говорить пока, к сожалению, не приходится. А активность отдельных стран по лоббированию собственных интересов на этом фронте, по оценкам юристов, скорее уменьшает шансы на появление реально действенного универсального правового механизма экстрадиции в обозримом будущем.

В таких условиях самым эффективным методом возвращения на родину весомых правонарушителей оказывается не юридические, а дипломатические каналы и т.н. «обмен преступниками». До четкости Рамзеса II в исполнении международных договоров современному миру, к прискорбию юристов, еще далеко.

Однако первой реальной выдачей из Великобритании за последние 100 лет стала экстрадиция обвиняемого в убийстве по неосторожности Максима Винцкевича в 2013 году. Решение по его делу на тот момент было пятым положительным решением Великобритании по российским запросам о выдаче после подписания меморандума, но каждый раз британская сторона ограничивалась только декларациями.
США

Договорно-правовая база, регулирующая торгово-экономическое сотрудничество между Россией и Великобританией

Договорно-правовая база, регулирующая торгово-экономическое сотрудничество между Россией и Великобританией

В настоящее время договорно-правовая база российско-британских отношений включает в себя целый перечень договоров и соглашений, основополагающим из которых является Межгосударственный договор о принципах отношений между Российской Федерацией и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии от 9 ноября 1992г.

В сфере экономического сотрудничества стороны в указанном Договоре отметили важность интеграции Российской Федерации в международную экономическую и финансовую систему, а также выразили стремление поощрять сотрудничество между предпринимателями двух стран в различных областях.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об экономическом сотрудничестве от 9 ноября 1992 года в развитие положений Межгосударственного договора конкретизирует условия для долгосрочного развития экономического сотрудничества и взаимных инвестиций в обеих странах, определяет приоритетные направления такого сотрудничества. На основе данного Соглашения стороны учредили Межправительственный Российско-Британский Комитет по торговле и инвестициям, имеющий целью развивать взаимовыгодное деловое сотрудничество, содействовать созданию благоприятного климата для экономического сотрудничества. Этот Комитет провел пять сессий, последняя из которых состоялась в Москве осенью 2000 г.

В дальнейшем договорно-правовая база российско-британских торгово-экономических отношений пополнялась документами в различных сферах взаимного сотрудничества между двумя странами, в частности, в области образования, науки, культуры, медицины, гражданской авиации, строительства.

С 1 декабря 1997г. вступило в силу Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским Союзом. Принципиально важным моментом является закрепление в положениях названного Соглашения перспективы присоединения России к ГАТТ/ВТО, установление сторонами регулярного политического диалога, который они намерены развивать и активизировать, предоставление в области торговли режима наиболее благоприятствуемой нации, описанного в параграфе 1 Статьи 1 ГАТТ, договоренности в вопросах конкуренции, охраны интеллектуальной собственности, сотрудничества в области законодательства.

В 1998 году вступили в силу межправительственные документы в сфере регулирования взаимоотношений стран в вопросах налогообложения, а именно: Конвенция об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества от 15 февраля 1994г. и Соглашение, заключенное в форме обмена нотами, о применении отдельных положений названной Конвенции.

По взаимной договоренности до заключения нового соглашения сохраняют силу документы, заключенные ранее между СССР и Великобританией, в частности, Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 6 апреля 1989 года.

Следует отметить, что 19 сентября с.г. вступили в силу обменные ноты, которые денонсировали Временное торговое соглашение между СССР и Великобританией от 16 февраля 1934 года, и определили правовой статус Торгового представительства России в Великобритании в новых условиях.

Следует отметить, что в области двусторонних инвестиционных отношений ведется работа по подготовке Декларации между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о намерениях по сотрудничеству в области инвестиций, которая, как ожидается, должна быть подписана сторонами в текущем году.

ПЕРЕЧЕНЬ
основных российско-британских международных договоров и соглашений в области экономического сотрудничества

1. Межгосударственный договор о принципах отношений между Российской Федерацией и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии от 9 ноября 1992г.

2. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об экономическом сотрудничестве от 9 ноября 1992г.

3. Меморандум о Понимании между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии относительно сотрудничества в области безопасности гражданской авиации от 9 ноября 1992г.

4. Меморандум о договоренности между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии в отношении помощи Российской Федерации в безопасной перевозке сокращаемого ядерного оружия в целях ускорения его демонтажа и уничтожения от 9 ноября 1992г.

5. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о сотрудничестве в области медицины и здравоохранения от 5 апреля 1993г.

6. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о сотрудничестве в области образования, науки, культуры от 15 февраля 1994г.

7. Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества от 15 февраля 1994г.

8. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, заключенное в форме обмена нотами, о применении отдельных положений Конвенции от 15 февраля 1994г.

9. Соглашение о техническом сотрудничестве по энергоэффективным демонстрационным зонам в Российской Федерации между Министерством топлива и энергетики России, с одной стороны, и Министерством окружающей среды Великобритании, с другой стороны, от 9 декабря 1993г.

10. Обменные ноты о статусе и деятельности Торгового представительства Российской Федерации в Великобритании от 19 марта 2001г.

11. Межправительственное Соглашение между СССР и Великобританией о поощрении и взаимной защите капиталовложений 6 апреля 1989г.

2. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об экономическом сотрудничестве от 9 ноября 1992г.

История отношений и формы взаимодействия между Россией и Великобританией

Размышляя об общественной стороне развития двусторонних отношений, не следует забывать, что культурные связи укрепляют британские и российские художники и исполнители, пользующееся новой свободой, которую принесли перемены. Сотрудничество между британскими и российскими средствами массовой информации переживает настоящий бум. Центры, распространяющие учебные пособия по английскому языку, открылись в Москве и Санкт-Петербурге.

«Столетия соперничества и конкуренции»: как развивались дипломатические отношения между Россией и Британией

Первые контакты с Англией начались ещё во времена Древнерусского государства. Владимир Мономах даже был женат на дочери последнего англосаксонского короля Гарольда Годвинсона — Гите Уэссекской. Некоторые историки полагают, что она могла быть матерью Юрия Долгорукого. В любом случае её прапраправнуком был Александр Невский, а потомками — все московские Рюриковичи. Однако со временем связи между Англией и Русью на несколько столетий были утрачены.

В 1551 году группа британских путешественников, учёных и вельмож основала «Компанию купцов-предпринимателей для открытия стран, земель, островов, государств и владений, неведомых и доселе морским путём не посещаемых». Помимо прочего, перед предприятием стояла задача обнаружить быстрый путь в Китай через Западную Сибирь. И двумя годами позже с одобрения короля Эдуарда VI на север выдвинулась английская экспедиция, состоявшая из трёх кораблей. Капитаном одного из них — «Эдуарда Бонавентуры» — был Ричард Ченслор, 32-летний мореплаватель незнатного происхождения, имевший неплохие связи в Лондоне.

Глава МИД предложил разорвать договор о регистрации самолетов на Бермудах

Министр иностранных дел Сергей Лавров предложил Минтрансу и Росавиации расторгнуть межправительственный договор между Россией и Бермудами (заморская территория Великобритании) о передаче функций надзора над зарегистрированными самолетами, который действует с 1999 года. Это следует из письма министра, направленного 14 декабря депутату Госдумы Михаилу Шеремету (копия письма — ответа на соответствующий депутатский запрос есть в распоряжении РБК, его подлинность подтвердили сам депутат и источник РБК в Росавиации).

В департаменте информации и печати МИДа на запрос РБК ответили, что решение об инициировании расторжения договора относится к Росавиации и Минтрансу, РБК направил запрос в их пресс-службы.

Почему МИД настаивает на расторжении договора с Бермудами

«Если реализация положений соглашения [с Бермудами] ставит под серьезную угрозу безопасность пассажирских перевозок, возможно, Минтрансу России и Росавиации следовало бы рассмотреть вопрос об инициировании прекращения действия рассматриваемого международного договора», — пишет министр. Цель расторжения соглашения — последующий перевод самолетов из иностранных реестров в российский, отмечает он.

Российские власти уже давно обсуждают идею перерегистрировать иностранный флот отечественных авиакомпаний. С 2015 года Росавиация получила право на сертификацию самолетов и с февраля 2019 года стала требовать от авиакомпаний пройти повторную сертификацию уже в России, несмотря на регистрацию судов за рубежом. В мае 2019 года стало известно, что Генпрокуратура, проводившая весной проверки в Росавиации, выявила массу нарушений из-за отсутствия дополнительных сертификатов у машин российских авиакомпаний. Тогда прокуроры совместно с ФСБ выяснили, что около 400 самолетов российских авиакомпаний (это более половины парка всех перевозчиков) не проходили через дополнительные «необходимые исследования и сертификационные работы» в России.

Сейчас помимо межправительственного договора 1999 года между Россией и Бермудами действует приложение 83-bis к Конвенции о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция). Оба документа имеют приоритет над российским законодательством. На изменения в самолете иностранного производства (так называемая перекомпоновка; например, когда перевозчик увеличивает в салоне число кресел), согласно Чикагской конвенции, страна регистрации выдает сертификат. Но ранее МИД заявил, что соглашение с Бермудами не считается международным, поскольку это заморская территория Великобритании и она не правомочна сама заключать международные договоры. А значит, соглашение с Бермудами не имеет приоритета над национальным законодательством. Однако в письме от 14 декабря Лавров подчеркивает, что соглашение с Бермудами все же подпадает под определение международного договора.

Как перерегистрация самолетов отразится на российских авиакомпаниях

Перевод самолетов в российский реестр позволил бы Росавиации следить за поддержанием их летной годности вместо иностранных регуляторов. Сейчас, согласно Росавиации, 725 самолетов российских авиакомпаний зарегистрированы на Бермудских островах, по 35 — в Ирландии и России, еще два — на острове Аруба. Первой переводить самолеты в российский реестр должна была начать компания Azur Air, но после перерегистрации одного Boeing 767 перевозчик отказался от этих планов, объяснив это недовольством лизинговых компаний. Перевод в российский реестр потенциально снижает для лизинговых компаний ликвидность и стоимость лайнера, дальнейший вывод из реестра при продаже сопряжен с дополнительными затратами и осложняет ремаркетинг, пояснил гендиректор исследовательской компании «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров.

Как сообщала газета «Ведомости», из-за отсутствия российских дополнительных сертификатов Росавиация стала запрещать полеты самолетов отдельных перевозчиков — источники издания говорили о проблемах у четырех лайнеров авиакомпании Nordwind и одного Azur Air, «в зоне риска» были три Boeing 777 перевозчика Royal Flight. Но в Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта заявили, что такие меры приведут к росту затрат перевозчиков и простою самолетов. В итоге Минтранс в конце сентября отменил требования Росавиации.

«Сейчас количество воздушных судов, не переведенных в российский реестр, таково, что скорое расторжение договора с Бермудами было бы равносильно уничтожению гражданской авиации», — предупреждает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. По его словам, Бермуды наиболее комфортны для владельцев самолетов, поскольку их авиационные правила гармонизированы с европейскими и вся правовая система понятна для собственников и авиаперевозчиков. К тому же у России нет достаточного числа специалистов по поддержанию летной годности самолетов. Но ситуация вскоре должна измениться. Как рассказывал ранее источник РБК в одной из российских авиакомпаний, проблема сертификации и техобслуживания заключается в том, что стандарты России в отличие от Бермудов не признаны мировым сообществом, поэтому такие самолеты лизинговые компании не хотят выкупать обратно: потом их не перепродать, например, европейским перевозчикам. «Стимулом для перерегистрации самолетов может стать обнуление НДС со следующего года. Нулевая ставка будет распространяться на ввоз иностранных лайнеров, переведенных в российский реестр», — отмечает Пантелеев.

РБК направил запросы в пресс-службы авиакомпаний «Аэрофлот» и S7.

Представитель авиакомпании «Победа» сказал РБК, что она поддерживает перевод самолетов в российский реестр, но для этого нужно реализовать план по присоединению Кейптаунской конвенции без приоритета российской юрисдикции в спорах между владельцами самолетов и авиакомпаниями, чтобы у последних была возможность быстро вернуть лайнер из российского реестра, например при неуплате лизинговых платежей. «Победа» также считает необходимым подготовить достаточное количество технических специалистов не ниже уровня экспертов международного Bureau Veritas, осуществляющего строжайший контроль за соблюдением норм летной годности самолетов, зарегистрированных в Бермудах. Еще одно условие — принятие нормативных актов для защиты собственников двигателей, чтобы можно было выделять их из состава лайнера (у самолетов и двигателей очень часто разные владельцы, а по российскому законодательству двигатели — неотъемлемая часть самолета), заявил представитель «Победы».

«Это (инициатива главы российского МИДа расторгнуть договор с Бермудами. — РБК) — одно из предложений, мы выполняем уже принятые решения, которые будут учитывать отраслевые реалии», — сказал РБК директор по связям с общественностью Nordwind Александр Сухоруков.

В пресс-службе Azur Air отказались от комментариев.

«Это (инициатива главы российского МИДа расторгнуть договор с Бермудами. — РБК) — одно из предложений, мы выполняем уже принятые решения, которые будут учитывать отраслевые реалии», — сказал РБК директор по связям с общественностью Nordwind Александр Сухоруков.

Описание

Двустороннее сотрудничество Минкомсвязи России с иностранными государствами осуществляется с использованием, в первую очередь, таких механизмов, как деятельность двусторонних межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству между Российской Федерацией и зарубежными странами (МПК).

Руководство Министерства и представители департаментов входят в состав российских частей МПК с 32-мя иностранными государствами и непосредственно участвуют в работе, заседаниях, переговорах и выработке договоренностей по своей отраслевой направленности.

С учетом имеющихся вопросов в рамках МПК с основными странами-партнерами созданы 26 отраслевых двусторонних Рабочих групп (Подкомиссий) и Подгрупп, деятельность которых осуществляется под руководством Минкомсвязи России с привлечением заинтересованных российских организаций.

По результатам заседаний МПК оформляются поручения Правительства Российской Федерации по реализации достигнутых договоренностей, которые подлежат исполнению и ежеквартальной отчетности о состоянии дел.

Наряду с участием в деятельности МПК, вопросы развития двустороннего сотрудничества готовятся и обсуждаются в ходе рабочих визитов руководства Министерства в иностранные государства, при участии в международных форумах, конференциях, выставках, а также в период пребывания в Москве делегаций государственных органов и коммерческих структур зарубежных стран.

В сферу деятельности Минкомсвязи России также входит:

  • разработка, согласование и вынесение в Правительство Российской Федерации проектов двусторонних межправительственных и межведомственных соглашений, других документов о сотрудничестве в области ИКТ с последующим проведением переговоров с иностранными партнерами;
  • рассмотрение и согласование международных договоров, программ, меморандумов и иных нормативно-правовых документов, разработанных министерствами и субъектами Российской Федерации;
  • подготовка информационно-справочных и аналитических материалов по вопросам сотрудничества в сфере ИКТ к рабочим и официальным переговорам на высшем и высоком уровне.

Создание благоприятных внешних условий для устойчивого и динамичного роста экономики России, ее технологической модернизации и перевода на инновационный путь развития, повышения уровня и качества жизни населения, укрепления правового государства и демократических институтов, реализации прав и свобод человека;

Посол РФ: Великобритания преувеличивает свою роль во внешней политике России

ЛОНДОН, 21 июля. /ТАСС/. Великобритания преувеличивает свою роль во внешней политике России. Такое мнение высказал, комментируя опубликованный во вторник доклад британского парламентского комитета, посол РФ в Соединенном Королевстве Андрей Келин.

“Этот путь закрывает нам общение. В докладе чрезмерно преувеличена роль Великобритании в российской внешней политике, такой роли у нее нет”, – сказал он, отвечая на вопрос ТАСС. “Мы рассматриваем Великобританию как любую другую страну Запада, будь то Франция, Германия, Швеция, Румыния. Если в Великобритании не хотят работать с нами, тогда и мы не будем стремиться к этой работе”, – заметил Келин.

“Самое плохое заключается в том, что они и сами не хотят восстанавливать с нами отношения, и других пытаются отговаривать от восстановления этих отношений”, – добавил глава диппредставительства.

“Если [охарактеризовать доклад] одной фразой, то это классический шекспировский случай про много шума из ничего. Собственно, это доклад о том, как улучшить координацию спецслужб в Великобритании, подготовленный в парламенте и несколькими экспертами. Если заменить название “Россия” на название любой другой страны, на “Китай”, например, от этого содержание не изменится”, – отметил дипломат.

МИД предложил разорвать договор о регистрации самолетов на Бермудах

Министр иностранных дел Сергей Лавров предложил Минтрансу и Росавиации расторгнуть межправительственный договор между Россией и Бермудами о передаче функций надзора над зарегистрированными самолетами, который действует с 1999 года. Это следует из письма министра, направленного 14 декабря депутату Госдумы Михаилу Шеремету, который цитирует РБК.

“Если реализация положений соглашения [с Бермудами] ставит под серьезную угрозу безопасность пассажирских перевозок, возможно, Минтрансу России и Росавиации следовало бы рассмотреть вопрос об инициировании прекращения действия рассматриваемого международного договора”, – пишет министр. После расторжения соглашения самолеты переведут из иностранных реестров в российский.

Российские власти уже давно обсуждают идею перерегистрировать иностранный флот отечественных авиакомпаний. С 2015 года Росавиация получила право на сертификацию самолетов и с февраля 2019 года стала требовать от авиакомпаний пройти повторную сертификацию уже в России, несмотря на регистрацию судов за рубежом. В мае 2019 года стало известно, что Генпрокуратура выявила массу нарушений из-за отсутствия дополнительных сертификатов у машин российских авиакомпаний. Тогда прокуроры совместно с ФСБ выяснили, что около 400 самолетов российских авиакомпаний (это более половины парка всех перевозчиков) не проходили через дополнительные “необходимые исследования и сертификационные работы” в России.

Сейчас помимо межправительственного договора 1999 года между Россией и Бермудами действует приложение 83-bis к Конвенции о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция). Оба документа имеют приоритет над российским законодательством. Но ранее МИД заявил, что соглашение с Бермудами не считается международным, поскольку это заморская территория Великобритании и она не правомочна сама заключать международные договоры. Однако в письме от 14 декабря Лавров подчеркивает, что соглашение с Бермудами все же подпадает под определение международного договора.

Перевод самолетов в российский реестр позволил бы Росавиации следить за поддержанием их летной годности вместо иностранных регуляторов. Сейчас, согласно Росавиации, 725 самолетов российских авиакомпаний зарегистрированы на Бермудских островах, по 35 – в Ирландии и России, еще два – на острове Аруба. Первой переводить самолеты в российский реестр должна была начать компания Azur Air, но после перерегистрации одного Boeing 767 перевозчик отказался от этих планов, объяснив это недовольством лизинговых компаний. Перевод в российский реестр потенциально снижает для лизинговых компаний ликвидность и стоимость лайнера, дальнейший вывод из реестра при продаже сопряжен с дополнительными затратами и осложняет ремаркетинг, пояснил гендиректор исследовательской компании “INFOLine-Аналитика” Михаил Бурмистров.

Как сообщала газета “Ведомости”, из-за отсутствия российских дополнительных сертификатов Росавиация стала запрещать полеты самолетов отдельных перевозчиков – источники издания говорили о проблемах у четырех лайнеров авиакомпании Nordwind и одного Azur Air, “в зоне риска” были три Boeing 777 перевозчика Royal Flight. Но в Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта заявили, что такие меры приведут к росту затрат перевозчиков и простою самолетов. В итоге Минтранс в конце сентября отменил требования Росавиации.

Как пояснил совладелец авиакомпании iFly Александр Буртин, в случае разрыва соглашения с Бермудами на российские авиакомпании будет оказываться давление, чтобы те более тщательно соблюдали требования. Он отметил, что авиакомпаниям при переводе в российский реестр придется привести все лайнеры к требованиям российских авиационных властей, на что уйдут миллионы долларов.

По оценке других экспертов, количество воздушных судов, не переведенных в российский реестр, таково, что скорое расторжение договора с Бермудами равносильно уничтожению гражданской авиации. Бермуды наиболее комфортны для владельцев самолетов, поскольку тамошние авиационные правила гармонизированы с европейскими и вся правовая система понятна для собственников и авиаперевозчиков. К тому же у России нет достаточного числа специалистов по поддержанию летной годности самолетов.

С другой стороны, по данным одной из российских авиакомпаний, проблема сертификации и техобслуживания заключается в том, что стандарты России в отличие от Бермудов не признаны мировым сообществом: лизинговые компании не хотят выкупать такие самолеты, так как их невозможно перепродать. Стимулом для перерегистрации самолетов может стать обнуление НДС со следующего года: нулевая ставка будет распространяться на ввоз иностранных лайнеров, переведенных в российский реестр.

Российские власти уже давно обсуждают идею перерегистрировать иностранный флот отечественных авиакомпаний. С 2015 года Росавиация получила право на сертификацию самолетов и с февраля 2019 года стала требовать от авиакомпаний пройти повторную сертификацию уже в России, несмотря на регистрацию судов за рубежом. В мае 2019 года стало известно, что Генпрокуратура выявила массу нарушений из-за отсутствия дополнительных сертификатов у машин российских авиакомпаний. Тогда прокуроры совместно с ФСБ выяснили, что около 400 самолетов российских авиакомпаний (это более половины парка всех перевозчиков) не проходили через дополнительные “необходимые исследования и сертификационные работы” в России.

Россия – Великобритания: научное сотрудничество на мировом уровне

Как известно, великие открытия совершаются на стыке наук. А на стыке двух ведущих научных школ мира ведутся глобальные исследования мирового значения. Именно с этой целью в 2010 году была образована Российская часть научно-инновационной сети Великобритании, которая объединила в себе лучшие научные умы Соединенного Королевства и стран СНГ. Что представляет собой эта сеть, какие у неё цели и задачи, мы решили выяснить у руководителя Отдела науки и инноваций при посольстве Великобритании в Москве, доктора биологических наук Джулии Найтс.

СПРАВКА

Джулия Найтс (DrJuliaKnights) – первый секретарь Посольства Великобритании в Москве, руководитель Научно-инновационной сети правительства Великобритании в России, доктор биологических наук.

* Бакалавр по специальности «Почвоведение», магистр по специальности «Защита сельскохозяйственных культур»
* Доктор биохимических наук; приоритетное направление – исследования изменения климата
* Работала журналистом по вопросам науки и сельского хозяйства
* Работала в британском Секретариате кабинета министров Министерства сельского хозяйства Франции в Париже; занималась исследованиями и предоставляла отчёты о биоэнергетике Франции британскому правительству
* Работала старшим советником по вопросам биотоплива в британском государственном Департаменте продовольствия и сельского хозяйства в Лондоне
* В 2007 году стала главой британской правительственной Научно-инновационной сети Восточного Китая в британском консульстве в Шанхае
* В 2010 году на базе посольства Великобритании в Москве организовала новый Отдел науки и инноваций; возглавила Научно-инновационную сеть по России и странам СНГ
* Имеет научные публикации в научных журналах по теме почвоведения, пестицидов и биогеохимии.

Многоуровневый охват

– Джулия, пожалуйста, расскажите нам о британской правительственной Научно-инновационной сети в России. Что она собой представляет и какую цель преследует?

– Научно-инновационная сеть правительства Великобритании на самом деле является глобальной сетью. Мы работаем в 45 городах 25 стран мира в посольствах и консульствах Великобритании. Нас финансирует британское правительство, и наша цель заключается в расширении сотрудничества мирового уровня между Соединённым Королевством и странами с передовой наукой, в число которых, разумеется, входит и Россия. В 2010 году я приступила к работе в британском посольстве в Москве с тем, чтобы организовать там отдел науки и инноваций. Наши проекты охватывают Россию и четыре страны СНГ.

– В России вы работаете только в Москве?

– Нет, мы охватываем все города России с развитой наукой, включая Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Пермь, Томск и Новосибирск.

– В каких странах СНГ осуществляются ваши проекты?

– Мы работаем в Азербайджане, Армении, Узбекистане и Казахстане.

– Какой работой вы в основном занимаетесь, и каковы ваши основные цели?

– Наша работа состоит из двух частей. Во-первых, мы работаем над созданием партнёрской сети мирового уровня между ведущими учёными России и Великобритании, которая может привести к совместным проектам и исследованиям с выдающимися результатами в наиболее значимых областях науки, таких как изменение климата, арктические и полярные исследования, инфекционные заболевания, ускорители и передовые биотехнологии. Вторая цель нашей работы лежит в области научной политики. Мы делаем большое количество докладов об изменениях научной и инновационной политики России для британского правительства. Аналогично, мы информируем российское Министерство образования и науки о ключевых изменениях законодательства Великобритании о науке. Недавно я организовала экспертную встречу по вопросам открытого доступа к научным результатам для представителей Министерства образования и науки в Лондоне в Министерстве по делам бизнеса, инноваций и профессионального образования Великобритании. Таким образом, целью является информирование правительств о лучших практиках на благо наших наций.

– Это сотрудничество происходит между правительствами? Или на уровне университетов, исследовательских институтов? Каким образом эта сеть функционирует?

– На всех уровнях. Недавно на межправительственном уровне мы участвовали в организации очередной встречи Совместного британско-российского комитета по научно-техническому сотрудничеству. Заседание проходило в Королевском обществе в Лондоне 17 октября этого года. Результатом этого заседания было подписание совместного заявления Винсом Кейблом, Министром по делам бизнеса, инноваций и профессионального образования Великобритании и Дмитрием Ливановым, Министром образования и науки России. Заявление включает в себя договоренность о расширении сотрудничества мирового уровня между нашими странами на следующие два года в 5 ключевых областях: климат и арктические/полярные исследования, космическая наука, физика элементарных частиц и ускорителей, медико-биологические науки и энергоэффективность. Что касается сотрудничества, то у нас есть различные проекты и программы, направленные на расширение и создание мировых партнёрств с учёными из университетов, институтов и промышленности.

Мультидисциплинарность: от космоса до олимпиады

– Вы могли бы рассказать о каких-нибудь конкретных проектах, которые сейчас находятся в совместной разработке российской и британской сторонами?

– Да, конечно. В области арктических и полярных исследований мы способствовали подписанию меморандума о намерениях между Антарктическим управлением Великобритании, Научным советом по изучению окружающей среды Великобритании и Лимнологическим институтом Сибирского отделения РАН в Иркутске.

В медико-биологической области мы взаимодействовали с российским Министерством здравоохранения для подготовки к участию Российской делегации в саммите Большой Восьмёрки 11 декабря 2013 года в Лондоне по вопросам лечения деменции и нейродегенеративных заболеваний. Мы провели совместный экспертный круглый стол.

В области физики ускорителей мы сотрудничали с институтом Джона Адамса Оксфордского университета по проекту Британско-российского центра прикладных исследований в области ускорителей. Это проект мирового уровня, и я надеюсь, что он будет финансироваться ядерным кластером Сколково. Цель проекта – создание компактного, мощного и недорогого источника рентгеновского излучения, основанного на новой технологии лазерно-плазменного ускорения электронов. Это даст толчок массовому распространению новой высокоточной технологии исследований и диагностики в промышленности и медицине, в том числе для лечения рака. Можно будет говорить о прорыве, сравнимом с появлением лазеров в XX веке.

В Новосибирске скоро откроется Международной центр фотоники. Это совместная инициатива Университета Астона в Великобритании и Новосибирского университета в России с целью проведения объединённых экспериментальных и теоретических исследований в области фотоники и организации совместных магистерских и докторских программ.

На ближайшей будущее запланировано много событий в рамках Перекрестного Года культуры Великобритании и России 2014 (который включает проекты по космосу) и Европейско-российского Года Науки 2014.

В октябре 2014 года Королевское химическое общество проведёт британскую неделю химии совместно с такими партнёрами, как Сколково и Фонд помощи малым инновационным предприятиям. Для российских молодых учёных-фармацевтов будет проведён особый конкурс, победители которого смогут бесплатно пройти стажировку в ведущих фармацевтических компаниях, где получат необходимый опыт для возможного дальнейшего сотрудничества с этими компаниями. Это точная копия очень успешной программы, которую Королевское химическое общество внедрило в Великобритании.

– Расскажите о космическом сотрудничестве с Россией.

– Космос – то направление, где мы проводим большую работу. Великобритания является мировым лидером в области малых спутников, а Европа – в области телекоммуникационных спутников. Россия же специализируется на ракетных запусках, поэтому наши страны идеально подходят для сотрудничества.

Два года назад мы организовали научную платформу под названием «Британско-российский Год Космоса», в рамках которой было проведенo ряд лекций с участием учёных двух наших стран. В результате родилось несколько очень интересных проектов. Например, совместный проект Twin-Sat, призванный предсказывать землетрясения и вулканические извержения с большей точностью путём совмещения спутниковых и наземных данных. Проект представляет собой комплект из нано- и микро-спутника, которые тандемом будут работать в ионосфере – это совместная разработка космической лаборатории Малларда Университетского колледжа Лондона и Института физики Земли с участием космического кластера Фонда «Сколково».

Британская лаборатория Резерфорда-Эпплтона недавно подписала договор с Институтом астрономии РАН по поставке электронного оборудования для российского аппарата «Спектр-УФ», также известного как Всемирная космическая обсерватория.

В октябре 2014 года Лондонский музей науки откроет выставку «Космонавты», где будут демонстрироваться российские комические достижения, начиная с работ Сергея Королёва и первого человека в космосе Юрия Гагарина, вплоть до сегодняшнего дня. Российская сторона готова предоставить нам бесценные экспонаты – побывавшие в космосе ракеты и капсулы, включая посадочную капсулу Валентины Терешковой. Эта выставка продлится 6 месяцев и станет незабываемым мероприятием мирового уровня.

Наше научное кафе по солнечным вспышкам в Институте солнечно-земной физики в Иркутске, на котором профессор Лестер из Университета Лестера прочитал лекцию и продемонстрировал работу сети радаров SuperDARN, было нашим вкладом в проблему предсказания солнечных вспышек, что весьма актуально с учётом сочинской Олимпиады. Очень важно уметь предсказывать, когда солнечная вспышка достигнет Земли, поскольку она может существенно повлиять на телекоммуникации и авиадиспетчерские системы.

– Предположим, мы узнали, что на определённую дату предсказана солнечная вспышка. Как мы можем от неё защититься? Перенесём соревнования? Какие вообще меры могут быть приняты, если солнечная вспышка должна выпасть на день соревнований?

– Это задача правительств, им принимать решение. Я считаю, что вся прелесть науки в том, что она предоставляет правительствам информацию, на основании которой они могут принимать решения в случае солнечной вспышки, затрагивающей определённую территорию. Из предыдущего опыта мы знаем, что солнечные вспышки могут причинить многомиллионный ущерб, поэтому правительства должны серьёзно относиться к этой угрозе. Сейчас благодаря передовой науке в этой области у них есть доступ к ранее недоступной информации по солнечным вспышкам, которые в случае достижения Земли оказали бы влияние на авиацию – все полёты пришлось бы отменить, поскольку авиадиспетчерские службы не могли бы функционировать, а это очень серьёзно.

Взгляд в будущее

– Планируете ли вы расширяться географически, охватывая больше городов? Или ваше движение пойдёт вглубь? Какой вектор развития для вас приоритетный?

– У нас сейчас меняется концепция проведения лекций. Мы осознали силу Интернета и мощь потокового вещания лекций, которые читают ведущие учёные по всей России и в мире. Недавно мы организовали лекцию директора лондонского Музея науки Иана Блэтчфорда на тему того, каким он видит следующее поколение научных музеев, и вскоре эта лекция будет доступна на нашем интернет-сайте.

– Каких успехов добилась ваша научно-инновационная сеть в других странах СНГ?

– У нас есть двухлетний проект по расширению сотрудничества между Великобританией, Россией и странами СНГ (Азербайджаном, Арменией, Узбекистаном и Казахстаном) по глобальным вызовам, таким как ВИЧ/СПИД, космические исследования, исследования климата. Мы провели лекцию по кометам и метеоритам, совместно организованную Открытым университетом Великобритании и Астрофизическим институтом им. В. Г. Фесенкова в Алма-Ате. В результате были достигнуты договорённости о совместных исследованиях и программах докторантуры. Ещё одна лекция была посвящена оптической спектроскопии, которую провёл в Ереванской академии наук профессор Имперского колледжа Лондона Сергей Казарян. Это также привело к предложениям о совместном сотрудничестве.

– Помимо правительств, кто ещё является участником ваших проектов?

– У нас большое число партнёров в России и Великобритании. Королевское общество – наш серьёзный партнёр. Вице-президент Королевского общества профессор Мартин Поляков занимает очень активную позицию – не только потому, что он наполовину русский и свободно говорит по-русски, но ещё и потому, что он уже не одно десятилетие сотрудничает с ведущими российскими учёными в области зелёной химии. Он также является иностранным членом РАН и стремится помочь в расширении научного сотрудничества на мировом уровне между Великобританией и Россией.

Прошедшей весной мы способствовали проведению совместного мероприятия Королевского общества и Российской академии наук – 3-дневной конференции «Горизонты науки» в Казани. В ходе мероприятия 60 молодых учёных (30 из России и 30 из Великобритании) вместе обсуждали междисциплинарные исследования. Результатом стал ряд договорённостей о сотрудничестве. И это очень важно, поскольку молодые учёные – это наше будущее.

Хочу привести ещё один очень показательный пример. В начале этого года Королевское общество попросило нас помочь доставить в Открытый университет Великобритании небольшой осколок челябинского метеорита. Мы провели переговоры с Институтом Вернадского. В результате учёный из Института Вернадского совместно с коллегами из Открытого университета проанализировали образцы метеорита на самом современном оборудовании. Учёные вместе исследовали возраст и происхождение образца и объявили о результатах спустя две недели на международной конференции в Хьюстоне, США. Результаты также были предоставлены журналу Science. Было интересно узнать, что возраст челябинского метеорита равен возрасту Земли!

– Научно-инновационная сеть правительства Великобритании на самом деле является глобальной сетью. Мы работаем в 45 городах 25 стран мира в посольствах и консульствах Великобритании. Нас финансирует британское правительство, и наша цель заключается в расширении сотрудничества мирового уровня между Соединённым Королевством и странами с передовой наукой, в число которых, разумеется, входит и Россия. В 2010 году я приступила к работе в британском посольстве в Москве с тем, чтобы организовать там отдел науки и инноваций. Наши проекты охватывают Россию и четыре страны СНГ.

Великобритания опубликовала доклад о «вмешательстве» России в политику страны

Комитет парламента Великобритании по разведке и безопасности опубликовал доклад о «вмешательстве» России в политику страны. Документ размещен на сайте комитета.

Комитет пришел к выводу, что власти страны недооценили меры, необходимые в качестве ответа на «российскую угрозу». Парламентарии подчеркивают, что российское влияние на Великобританию стало «новой нормальностью» — сменявшие друг друга правительства «с распростертыми объятиями встречали олигархов и их деньги», предоставляя им связи «на высших уровнях» и возможность отмывать деньги через лондонский «ландромат». Это привело к появлению юристов, бухгалтеров и агентов по недвижимости, которые «преднамеренно или невольно де-факто стали агентами российского государства».

Парламентарии подчеркивают, что некоторые члены палаты лордов имеют связанные с Россией бизнес-интересы или работают в компаниях, напрямую связанных с российскими властями. Такие взаимоотношения должны быть «осторожно изучены» из-за того, что Россия якобы потенциально может использовать эти связи в своих интересах, говорится в докладе.

Великобритания также стала целью российской кампании дезинформации, утверждают парламентарии. «Мы не можем спокойно реагировать на то, что враждебно настроенное государство сознательно действует с целью влияния на наши демократические процессы», — говорится в их докладе. Однако защита этих процессов кажется чем-то вроде «горячей картошки», так как ни одна организация не считает себя играющей лидирующую роль в этом и не готова «оценить степень вмешательства», подчеркивают парламентарии. «Это должно измениться», — указывают они.

Комитет указывает на «получившие широкое распространение обвинения» России в попытке повлиять на референдум о выходе Великобритании из Евросоюза. «Исследования указали на преобладание направленных против ЕС историй на RT [телеканал Russia Today] и «Спутнике», а также использование «ботов» и «троллей», — говорится в докладе. При этом парламентарии признают, что доказать факт реального влияния подобного на результат голосования — это «сложно, если не невозможно». «Однако ясно, что правительство медленно распознавало существование угрозы», — говорится в докладе.

«Нам необходимо, чтобы другие страны активизировались вместе с Великобританией», — также отмечает комитет. «Действия Путина» должны иметь последствия, а реакция на события в Солсбери не должна стать примером максимально возможного международного объединения в ответ на «российскую угрозу».

Отвечая на вопрос о докладе, пресс-секретарь президента России Владимира Путина Дмитрий Песков подчеркнул, что Россия никогда не вмешивалась в электоральные процессы других стран. «Россия никогда не вмешивалась в электоральные процессы ни в одной стране мира — ни США, ни Великобритании, ни других стран. Мы не делаем это сами и не терпим, когда другие страны пытаются вмешиваться в наши политические дела», — отметил он.

The Times писала, что в докладе будут названы имена девяти российских бизнесменов, якобы пожертвовавших деньги Консервативной партии, которую возглавляет премьер-министр Великобритании Борис Джонсон. По данным газеты, некоторые из них близки к премьеру лично. Однако в выложенной в публичный доступ версии докладов имена не упомянуты.

Доклад готовил еще прошлый состав комитета на протяжении 18 месяцев. Документ должны были представить парламенту 4 ноября 2019 года, но затем публикацию отложили — изначально только на месяц из-за проведения парламентских выборов. Премьер Борис Джонсон одобрил публикацию сведений в декабре. Отсрочка публикации доклада привела к появлению слухов о том, что в документе содержатся порочащие консерваторов детали, но правительство отрицало влияние политических мотивов на задержку, отмечает Би-би-си.

16 июля министр иностранных дел Великобритании Доминик Рааб заявил, что Россия «почти наверняка» пыталась вмешаться и в парламентские выборы в Великобритании 2019 года. В тот же день британский Национальный центр кибербезопасности (NCSC) сообщил, что российские хакеры пытались взломать британские, американские и канадские организации, исследующие коронавирус и разрабатывающие вакцину от него. В докладе NCSC говорится, что за атаками стоит хакерская группировка APT29, также известная как Cozy Bear. NCSC отметил, что с «вероятностью больше 95%» эта группировка связана с российскими спецслужбами.

Комитет указывает на «получившие широкое распространение обвинения» России в попытке повлиять на референдум о выходе Великобритании из Евросоюза. «Исследования указали на преобладание направленных против ЕС историй на RT [телеканал Russia Today] и «Спутнике», а также использование «ботов» и «троллей», — говорится в докладе. При этом парламентарии признают, что доказать факт реального влияния подобного на результат голосования — это «сложно, если не невозможно». «Однако ясно, что правительство медленно распознавало существование угрозы», — говорится в докладе.

“СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ СОЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА ВЕЛИКОБРИТАНИИ И СЕВЕРНОЙ ИРЛАНДИИ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ”
(Заключено в г. Москве 15.02.1994)

СОГЛАШЕНИЕ
МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ СОЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА ВЕЛИКОБРИТАНИИ
И СЕВЕРНОЙ ИРЛАНДИИ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ В ОБЛАСТИ
ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ

(Москва, 15 февраля 1994 года)

Правительство Российской Федерации и Правительство Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (далее именуемые Сторонами),

стремясь к укреплению и развитию дружественных отношений между двумя странами и их народами,

будучи убеждены в том, что обмены и сотрудничество в области образования, науки и культуры, равно как и в других областях, способствуют сближению и углублению взаимопонимания между народами Российской Федерации и Соединенного Королевства,

имея в виду договоренности, достигнутые в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и Совета Европы,

согласились о нижеследующем:

Стороны будут поощрять развитие отношений между двумя странами в области образования путем:

а) поощрения и содействия прямому сотрудничеству, контактам и обменам между людьми, университетами и другими учебными заведениями, учреждениями и организациями обеих стран в сфере образования;

б) поощрения и содействия изучению, преподаванию и распространению языков и литературы обеих стран;

в) поощрения и содействия сотрудничеству и обменам в таких областях, как разработка методики обучения и учебных пособий, образовательных стандартов, программ, проведение экзаменов и другие способы проверки знаний;

г) предоставления стипендий для обучения и стажировки в университетах и других учебных заведениях, а также содействия иным способам образования и исследований;

д) поощрения и содействия обмену информацией о международных мероприятиях в области образования и исследований.

Стороны будут поощрять и способствовать развитию связей, обменов и исследований по проблемам, представляющим взаимный интерес в области науки и техники, включая прямое сотрудничество между научно-исследовательскими институтами, академиями, центрами и другими организациями обеих стран.

Стороны будут поощрять и способствовать прямым контактам в сфере литературы, изобразительного и исполнительского искусств, музыки, кино, архитектуры, а также между музеями, галереями, библиотеками и архивами и в других областях культуры.

Каждая Сторона будет поощрять открытие на своей территории центров культуры, образования и информации другой Стороны с целью организации и осуществления деятельности в соответствии с целями настоящего Соглашения. В рамках своего законодательства и в меру своих возможностей они будут предоставлять всяческое содействие таким центрам.

Деятельность таких центров может быть предметом отдельного межправительственного соглашения.

Стороны будут поощрять прямое сотрудничество между печатной прессой, издательствами, телерадиовещательными и другими организациями двух стран в области массовой информации.

Стороны будут поощрять обмен информацией относительно мер по защите национального культурного наследия.

Стороны будут поощрять сотрудничество между соответствующими официальными учреждениями с целью взаимного обеспечения авторских прав.

Стороны будут поощрять сотрудничество между официальными учреждениями, ведающими вопросами молодежи, а также прямые контакты между молодежью и молодежными организациями обеих стран.

Стороны будут поощрять развитие туризма между двумя странами.

Стороны будут поощрять сотрудничество между спортивными организациями и взаимное участие в спортивных мероприятиях в обеих странах.

Стороны будут содействовать соответствующими способами участию в проводимых на их территориях конференциях, симпозиумах, семинарах, фестивалях, выставках, встречах и других мероприятиях в областях, подпадающих под действие настоящего Соглашения.

Стороны будут содействовать прямому сотрудничеству и обменам между породненными городами и неправительственными организациями в областях, подпадающих под действие настоящего Соглашения.

Любая деятельность в рамках настоящего Соглашения будет осуществляться в соответствии с законодательством и правилами, действующими на территории того государства, в котором проводится указанная деятельность.

В качестве основного агента Правительства Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии по реализации настоящего Соглашения будет действовать Британский совет.

С Российской Стороны аналогичную роль будут исполнять соответствующие российские ведомства.

Представители Сторон по мере необходимости или по просьбе одной из Сторон будут проводить заседания Смешанной комиссии с целью наблюдения за ходом выполнения настоящего Соглашения и рассмотрения предложений по дальнейшей деятельности, связанной с настоящим Соглашением.

1) Настоящее Соглашение вступает в силу с даты получения последнего из письменных уведомлений, подтверждающих выполнение Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.

2) Настоящее Соглашение будет оставаться в силе в течение пяти лет и далее будет оставаться в силе до истечения шести месяцев со дня, когда одна из Сторон в письменном виде по дипломатическим каналам уведомит другую Сторону о своем намерении прекратить его действие.

Совершено в Москве 15 февраля 1994 года в двух экземплярах, каждый на русском и английском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Деятельность таких центров может быть предметом отдельного межправительственного соглашения.

Д. Нота, врученная великобританским послом российскому министру иностранных дел

С.-Петербург, 18/31 августа 1907 года

Ссылаясь на соглашение относительно Тибета, подписанное сегодня, имею честь сделать вашему прев-ству нижеследующее заявление:

британское правительство считает полезным, поскольку от него будет зависеть, не допускать, кроме как по предварительному соглашению с российским правительством, в течение трех лет со дня настоящего сообщения доступа в Тибет какой-либо научной экспедиции, под условием, однако, чтобы подобное же заверение было дано со стороны российского императорского правительства.

Британское правительство предполагает, кроме того, обратиться к китайскому правительству с целью побудить последнее принять на себя подобное же обязательство на соответствующий срок; само собою разумеется, что таковой же шаг будет предпринят российским правительством.

По истечении трехлетнего срока, приводимого выше, британское правительство обсудит, по взаимному согласию с российским правительством, вопрос о желательности, если к тому представится надобность, принятия дальнейших мер в отношении научных экспедиций в Тибет.

В ответ на ноту вашего прев-ства от сего числа имею честь, в свою очередь, заявить, что императорское российское правительство считает полезным, поскольку от него будет зависеть, не допускать, кроме как по предварительному соглашению с британским правительством, в течение трех лет со дня настоящего сообщения доступа в Тибет какой-либо научной экспедиции.

[flat_ab id="3"] Ссылка на основную публикацию