Замок святого Ангела в Риме в Риме — подробная информация с фото

Второй уровень Замка святого Ангела

Второй уровень замка начинается с Зала Урн, в котором в глубоких арочных нишах расположены урны с прахом Адриана, его жены Сабины и их сына Элио Цезаря. Рядом расположены тюремные камеры, где содержали узников Замка святого Ангела, а также Зал правосудия, в котором зачитывались их смертные приговоры. В этой части замка в ходе археологических раскопок были найдены многочисленные ниши и помещения для хранения стратегических запасов на случай осады (зерно, масло, фураж).

В 1871 году Рим стал столицей объединённого Итальянского государства, и новые власти закрыли тюрьму, давно ставшую символом феодализма и засилья Церкви. Короткий период времени замок выполнял функции казармы и военного склада. Со стен исчезли фрески скрытые под тяжёлым слоем белой штукатурки, а многочисленные залы старинного замка находились в запущенном состоянии. По инициативе начальника казармы, полковника Луиджи Дюрана де ла Пенне и капитана Мариано Боргатти была начата реставрация замка и открыт военный музей, который в 1901 году был преобразован в Национальный музей.

Внутри

Во внутренней части сооружения до наших дней не сохранились старинные усыпальницы императора и его семьи, а также других императоров — Антония Пия, Марка Антония. Гробницы и урны были разграблены и разрушены во времена нападения варваров.

А в Средневековье, когда крепость перешла во власть Ватикана, она была соединена с последним специальным коридором и использовалась в качестве убежища для римских пап. С другой стороны, они же внесли огромный вклад в реставрацию замка и его сохранения вплоть до наших дней.

Во времена правления папы Бонифация IX (Bonifacio IX) в замке была устроена капелла святого Михаила (Cappella San Michele Arcangelo), а также усилены стены сооружения и возведены бастионы. Этими работами руководил архитектор Никколо Ламберти (Niccolò Lamberti).

Фото: Elena Odareeva / Shutterstock.com

Фото: NickArm / Shutterstock.com

Фото: Harnisch Kitti / Shutterstock.com

В дальнейшем работы по укреплению замка проводились архитектором Антонио да Сангало старшим (Antonio Giamberti da Sangallo) по приказу папы Александра VI (Alessandro VI) в 15 веке. В резльтате было возведено еще четыре бастиона и вырыт ров. Внутри замка появились апартаменты для папы римского, украшенные фресками Пинтуриккьо (Pinturicchio).

Для последующего укрепления замка Урбан VIII (Urbano VIII) в 17 веке разрушил значительную часть военных бастионов для устройства еще более мощного сооружения.

Фото: kavalenkava / Shutterstock.com

Режим работы и стоимость билетов

Режим работы замка Святого Ангела с 9.00 до 19.30, кроме понедельника, первого воскресенья каждого месяца, 1 января, 1 мая, 25 декабря.

Стоимость билетов (2017 год):

  • Взрослые – 10 евро
  • Европейские граждане от 18 до 25 лет – 5 евро

Также билеты можно посмотреть здесь. Есть акции и скидки, если покупать билеты в музеи Ватикана – https://www.romeandvaticanpass.com/rome-attractions/national-museum-castel-st-angelo.html

В 16 веке на мосту были установлены статуи Петра и Павла. При содействии Бернини к ним добавилось 10 скульптур ангелов. Также в 16 веке на мосту вывешивали казнённых преступников.

Замок Святого Ангела, Рим (Castel Sant’Angelo, Roma)

Одной из главных достопримечательностей Вечного города, безусловной является замок св. Ангела. У замка очень богатая история, за время своего существования он побывал гробницей, крепостью, тюрьмой, папской резиденцией и стал, наконец, музеем. То, что сейчас мы видим как замок, изначально строилось в качестве мавзолея для императора Адриана.

В 130 г. н.э. стареющий император Адриан принял решение построить новую усыпальницу для себя и своих близких. Место для строительства было выбрано за чертой города, на противоположном берегу Тибра. Тогда же был построен и мост Элио, соединивший мавзолей с Марсовым полем, где начиналась погребальная церемония. Адриан не дожил до окончания строительства, оно было завершено год спустя его преемником Антонином Пием. В 139 г. останки Адриана были перенесены в мавзолей, который стал затем местом захоронения всех последующих императоров вплоть до Каракаллы, погребенного здесь последним в 217 г.

На протяжении последующих 60 лет усыпальница была заброшена. В конце III-го в. н.э. для защиты города от варварских набегов император Аврелиан возвел крепостные стены, в значительной мере сохранившиеся и поныне. В оборонительное кольцо Аврелианских стен в качестве бастиона был включен мавзолей Адриана. На протяжении нескольких веков его неприступные стены служили римлянам надежной защитой от вражеских нашествий, особенно участившихся в V-VI-х веках. Существует предание, что, когда заканчивались метательные снаряды, горожане сбрасывали на головы нападавших мраморные статуи, некогда украшавшие мавзолей.

Бронзовая скульптура, которую можно увидеть сегодня, увенчала замок в 1753 г. Ее автор, Пьетро ван Верскаффельт, дабы подчеркнуть, что ангел именно убирает меч, а не достает его, заставил статую повернуть голову и смотреть на ножны.

Любопытно, что предыдущая версия небесного вестника (каменный ангел с железными крыльями работы Рафаэля ди Монтелупо, XVI в.) этой идеи столь четко не выражала; о добрых вестях от Бога свидетельствовало лишь миролюбивое выражение лица ангела. Но, конечно, не это обстоятельство послужило причиной замены одной скульптуры на другую, а удар молнии, от которого каменное изваяние сильно пострадало.

С X-го по XV-й век замок Святого Ангела переходил из рук в руки. Это было время кровавых междоусобиц и нередко хозяева скрывались за крепкими стенами от преследующих их представителей враждебного клана или от гнева понтификов. Последние и стали в конце концов владельцами замка – в XV-м веке сооружение перешло в собственность римской католической церкви.

В последующие годы здание подверглось многочисленным реконструкциям, периодически проводившимся на протяжении всей эпохи Возрождения. Были укреплены стены цилиндрической части замка и его квадратного основания. По углам последнего, в дополнение к круглым башенкам XIV в., были возведены мощные восьмиугольные бастионы, посвященные четырем Евангелистам. Строительство массивных бастионов в форме сердца по вершинам пятиугольника, образуемого внешними стенами, завершило трансформацию замка Святого Ангела в неприступную крепость. На протяжении веков она служила надежным убежищем для пап в случае угрозы со стороны врагов как внешних, так и внутренних.

Для того чтобы папа и его верные соратники могли быстро и беспрепятственно покинуть Ватикан и укрыться в крепости, сооружения соединил так называемый коридор-виадук – прочная и высокая каменная стена, по поверхности которой могла свободно проехать запряженная повозка.

Одним из самых ярких и драматических событий в истории замка-крепости стала девятимесячная осада Рима ландскнехтами Карла V в 1527 году. Защищаемый верными швейцарскими гвардейцами замок Святого Ангела был последним оплотом папы Клемента VII. Помимо прочих, в обороне крепости принимал участие знаменитый скульптор и ювелир Бенвенуто Челлини, подробно описавший этот эпизод в своей автобиографии. По словам Челлини, ему суждено было сыграть решающую роль в этом противостоянии, поскольку именно он сумел сразить наповал главнокомандующего бурбонской армии метким выстрелом из аркебузы со стены замка. Следует добавить, что историки находят этот факт весьма спорным, однако и опровергнуть его тоже не берутся.

Последними заключенными замковой тюрьмы стали патриоты Рисорджименто, боровшиеся против временного правительства в середине XIX века.


Параллельно тому, как реконструкции оборонительных сооружений превращали замок Святого Ангела в неприступную твердыню, во внутренних покоях велась совсем другая работа, в результате которой мрачноватый лабиринт сооружения преобразился в роскошное аристократическое жилище, богато украшенное фресками эпохи Возрождения. К декоративным элементам относится и лоджия Юлия II – приватный балкон, с которого Папа мог не без удовольствия взирать на мощный людской поток, движущийся по мосту Святого Ангела. Бывший мост Элио, переименованный одновременно с мавзолеем, со временем обрел новое назначение – по нему в сторону собора Св. Петра двигались с противоположного берега бесчисленные толпы паломников.


Интересен двор Славы, где нашел пристанище поврежденный каменный ангел с железными крыльями, а также собрано большое количество каменных ядер. Другой двор называют двором Колодца – в честь колодца, из которого брали воду во время осады крепости.


Сооружение представляло собой несколько соединенных друг с другом цистерн, оснащенных системой фильтрации воды. Сохранились также входы в масло- и зернохранилища. Лесенка в левой части двора приведет к оригинальной ванной комнате Клемента VII, разогревавшейся античной системой императорских терм: горячая вода циркулировала по терракотовым трубам под полом. В полумраке можно рассмотреть на стенах фрески Джулиано Романо в помпейском стиле – изысканные эротические сценки с участием Венеры и Адониса.


МОСТ СВЯТОГО АЕГЕЛА

К замку ведёт самый красивый мост Рима – мост Святого Ангела.


В давние времена по этому мосту страждущие попадали через Тибр к ватиканским святыням. В годы юбилеев число жаждущих прикоснуться к святыням возрастало до невообразимых пределов, и на мосту начиналась страшная давка. Говорят, что посетивший Рим в юбилейный 1300 г. Данте был заворожен этим зрелищем, и людская давка на мосту Святого Ангела помогла воображению поэта создать образ страждущих душ в аду. Впрочем, однажды паломникам довелось пережить ад наяву: в декабрьский день юбилейного 1450 г. перила моста не выдержали и обрушились в реку. Много людей разбилось, утонуло, было задавлено толпой, в панике бежавшей с моста. С тех пор улица, идущая от площади Навона, называется via del Panico. После этого трагического события решено было разобрать старый мост и построить новый, однако три центральных арки моста сохранили, и они остались подлинным фрагментом античного сооружения, включенным в более позднее. Изначально мост украшали статуи Петра и Павла; позже, в середине XVII в., к ним присоединились фигуры десяти ангелов работы Джан Лоренцо Бернини и его учеников.

Ещё одно печальное событие, произошедшее у стен замка, связано с несчастным семейство Ченчи, обвиненном в убийстве своего деспотичного главы и казненное на площади перед замком.

Историю этой трагедии можно узнать из книги Александра Махова «Караваджо» .

Опасавшийся за свою жизнь, барон жил затворником и держал в чёрном теле молодую жену Лукрецию и совсем ещё юную дочь Беатриче, приставив к ним надёжных охранников. Обе жили, как узницы, взаперти, не смея покидать своё жилище с зарешёченными окнами. Однажды барону удалось перехватить письмо дочери к братьям с просьбой прислать ей яду. После этого он жестоко избил девушку и, как полагали, даже надругался над ней.

Элизабетта Сирани. Беатриче Ченчи

По приказу папы делом Ченчи было поручено заниматься кардиналу викарию Марцио Колонна, который страшно обеспокоился, поскольку преступление было совершено на землях его семейства. Как выяснилось, среди замешанных в эту криминальную историю оказался один из его подчинённых, некто Кальветти, скрывшийся с места преступления. Была назначена премия за его поимку, и вскоре в Рим доставили отрезанную голову беглеца, что ужаснуло многих. Хранившему анонимность исполнителю варварского акта была выплачена обещанная премия, но через пару дней его нашли в лесу с перерезанным горлом. Всё это ещё пуще подогрело распространяемые слухи. Нашлись свидетели, которые указали на убитого Кальветги как главного виновника преступления и любовника Беатриче Ченчи.

Чарльз Роберт Лесли. Предостережение Беатриче Ченчи. 1853 г.

Дело застопорилось из-за недостаточности прямых улик, так как главный подозреваемый был убит, и следствие зашло в тупик. Но в ходе очередного допроса с пристрастием один из злоумышленников сознался под пыткой в содеянном и выдал остальных. Дочь с мачехой препроводили в женскую тюрьму Савелла, а братья Джакомо и Бернардино Ченчи оказались в мужской тюрьме Тор ди Нона, в которой успел побывать и Караваджо, где, как было выше отмечено, он встречался со знаменитым узником Джордано Бруно и вёл с ним беседы, оказавшие на него неизгладимое впечатление.

Процесс тянулся не один месяц, и вина подозреваемых в содеянном была доказана. Защита потерпела поражение. Самонадеянный Фариначчи не учёл главного — всё решали деньги, а не его познания в области римского права. После дорогостоящей поездки по городам и весям и в преддверии больших затрат в связи с празднованием Юбилейного года папу Климента меньше всего занимала несчастная судьба юной Беатриче и её братьев. Ему позарез нужны были принадлежавшие их покойному родителю недвижимость и крупные денежные вклады, замороженные в банке. Поэтому каковы бы ни были доказательства невиновности детей барона Ченчи, приводимые крючкотвором Фариначчи, всем наследникам был заранее уготован смертный приговор. На адвоката жалко было смотреть — бедняга чуть не плакал от досады, но признавать своё поражение никак не хотел, пока ему не дали понять, что для него будет лучше, если он успокоится и будет молчать в тряпочку.

Акилле Леонардо. Гвидо Рени рисует портрет Беатриче Ченчи в ночь перед казнью.

Многие стали сравнивать Беатриче за её мужественное поведение на эшафоте и брошенное папе проклятие с библейской Юдифью, убившей злейшего врага своего народа. Не зря имя «Юдифь» дал своему боевому кораблю знаменитый мореплаватель и непримиримый враг Испании, убеждённый протестант Фрэнсис Дрейк, о чьих подвигах много говорилось в римских салонах, в которых резко возросли антииспанские настроения, особенно после смерти ненавистного Филиппа II.

Эта драматичная история затронула сердца многих и послужила сюжетом для многочисленных литературных произведений, оперы, балета и кинематографа. Беатриче Ченчи стала героиней произведений Дюма, Стендаля, Шелли, многих других писателей, а также скульпторов и живописцев.

Гарриет Хосмер (1830 – 1908). Беатриче Ченчи

Несчастная судьба девушки вызывала слёзы у Диккенса и сочувствие у Оноре де Бальзака.


Неизвестный художник. Гвидо Рени рисует портрет Беатриче Ченчи

© SPRATO. Текст из интернета, фотографии автора.

В последующие годы здание подверглось многочисленным реконструкциям, периодически проводившимся на протяжении всей эпохи Возрождения. Были укреплены стены цилиндрической части замка и его квадратного основания. По углам последнего, в дополнение к круглым башенкам XIV в., были возведены мощные восьмиугольные бастионы, посвященные четырем Евангелистам. Строительство массивных бастионов в форме сердца по вершинам пятиугольника, образуемого внешними стенами, завершило трансформацию замка Святого Ангела в неприступную крепость. На протяжении веков она служила надежным убежищем для пап в случае угрозы со стороны врагов как внешних, так и внутренних.

Ежедневная прогулка по Риму

Узнать и полюбить город за 2 часа

Постепенно крепость утратила свое оборонительное значение. При Урбане VIII башни, включая башню Борджия между мостом Ангелов и замком Сант Анджело, были разрушены. Не единожды доказав свое ключевое предназначение в обороне города, мощные стены крепости многие годы служили надежным убежищем для понтификов, обустроивших в них свою резиденцию.

Музей

Открытие музея состоялось в 1906 году после длительной реконструкции под предводительством Мариано Боргатти. Первоначально он, и Луиджи де ла Пенна, мечтали создали исключительно музей военной техники. В ходе реставрации было найдено не мало ценных артефактов, керамика и фотографии, которые были собраны в отдельную экспозицию. К 1911 году состав экспонатов значительно расширился, организацией музея всерьез занялось Министерство образования и культуры. Национальным музеем замок Святого Ангела был наречен в 1925 году.

Большая часть военных сооружений прошлых веков была уничтожена при Папе Урбане VIII, чтобы отстроить новых вариант защитных баррикад, а с 1667 года по 1669 мост, ведущий в замок, украсили статуями Святых Ангелов, выполненных скульптором Джованни Бернини и его учениками. Впрочем, эти ангелы не могли скрыть ужасы, творившиеся в стенах замка. Неугодных нарушителей обезглавливали, а их головы вывешивали на стены в назидание остальным. В темных сырых подземельях проходили жесточайшие пытки над обвиненными в ереси и просто неугодными папской власти людьми.

Крепость, папская резиденция и тюрьма

К 14-ю столетию Замок Святого Ангела в Риме превратился в резиденцию римских пап. Николай III (лат. Nicolaus III), соединил замок с Базиликой святого Петра (Basilica Papale di San Pietro in Vaticano) при помощи крытого коридора названного Пассето (Passetto di Borgo). В ходе вторжения армии Карла V (Carolus V) в 1527 г. в Рим, папа Климент VII (лат. Clemens VII) нашел убежище в стенах замка. Обитатели осажденного форта активно атаковали нападающих, через окна-бойницы. Среди славных защитников был замечен скульптор-ювелир Бенвенуто Челлини (Benvenuto Cellini).

Чуть позже понтификат обустроил на территории мавзолея комфортные апартаменты, на случай, если повторится история с осадой столицы. Как ни печально, но католической церкви также пришлось организовать в стенах укрепленного замка темницу.

Так, знаменитый средневековый ученый, астролог и монах-доминиканец Джордано Бруно (Giordano Bruno) был заточен в стенах Кастело Сан-Анджело 6 лет!

Примечательно, что защитник форта Бенвенуто Челлини, спустя некоторое время впал в немилость понтификата и также угодил за решетку. Ловкий и умелый скульптор, Челлини, сумел совершить побег из замка.

С 1901 года Замок Святого Ангела был официально объявлен национальным музеем (Museo Nazionale di Castel Sant’Angelo).

В 15 веке папа Александр VI (Alessandro VI) из рода Борджиа поставил перед архитектором Антонио да Сангало старшим (Antonio Giamberti da Sangallo) задачу, превратить замок в полноценный боевой оплот. Четыре бастиона укрепили здание, так же вокруг построек был вырыт ров. Крепость была обустроена папскими апартаментами, в которых писал фрески сам Пинтуриккьо (Pinturicchio). Новый дворец Александру VI служил для роскошных приемов и торжеств.

Третий уровень

Попадая на третий уровень, вы очутитесь в том самом Дворике Ангела, о котором написано выше. В восточной стороне двора располагается вход в папские апартаменты, в частности, можно увидеть покои папы Климента VIII. Далее следует Зал Аполлона — отличный пример того, как военная крепость преобразовалась в шикарную резиденцию.

Папа Евгений IV приказал построить капеллу в честь Св. Косма и Даминана рядом с покоями. В 1450 году комната была соединена с капеллой проходом — это было желанием Николая V. В ходе этой реставрации принимал участие и Микеланджело Буонарроти — он расписал стены капеллы. А Мадонну с младенцем на алтаре изобразил Рафаэль да Монтелупо.

Следуя дальше по коридору, видим апартаменты, где в течение полугода скрывался папа римский Клемент VII. Оформлением интерьеров, в частности, фресками и росписью стен, занимались Джулио Романо и Джованни да Удино.

  • Зал Персея с гобеленами, фресками и позолоченной лепниной. Тут висят картины “Дама с единорогом” и “Плач по Христу”.
  • Зал Амура и Психеи, оформленный фресками по теме мифов Апулея. Тут мы видим кровать, небольшой алтарь, портреты Александра VI и Павла III, а также картины “Несение креста” и “Отдых на пути в Египет”.
  • Зал Паолина — этот зал был создан в 16 столетии в качестве приемных покоев Павла III Фарнезе. С того времени здесь принимают важных гостей и послов.

Замок и мост Ангелов

В наши дни в замке Святого Ангела находится Военно-исторический музей, где выставлена неплохая коллекция предметов искусства, в том числе скульптуры и фрески.

Мы рекомендуем вам побывать возле крепости, украшением которой является одноименный мост Ангелов. Это одно из самых красивых мест в Риме! Особенно если любоваться на панораму замка святого Ангела с противоположной стороны Тибра. По выходным на мосту, декорированном скульптурами, можно увидеть пары молодоженов. В Риме это одно из мест обязательного посещения во время свадебных фотосессий.

Стоит ли тратить время на то, чтобы посетить Военно-исторический музей и побывать внутри замка? Стоит, если ваше время в Риме ничем не ограничено. Если же в вашем распоряжении всего несколько дней, то на наш взгляд — внешнего осмотра более чем достаточно.

Замок Святого Ангела расположен недалеко от Ватикана. От площади Святого Петра до него рукой подать — 10 минут пешей прогулки.

Гостиницы рядом с замком Святого Ангела

Рим — один из самых популярных городов мира и одно из важнейших туристических направлений. Гостиниц и апартаментов здесь много, в том числе и рядом с замком Святого Ангела. С предложениям можно ознакомиться ниже.

На метро вам нужна линия A. Выходить следует на станции Lepanto или Ottaviano-San Pietro.

Италия. Замок Святого Ангела в Риме (Castel Sant’Angelo)

Один из символов Рима и одна из наиболее посещаемых достопримечательностей Вечного города – замок Святого Ангела, называемый также Печальным замком. Это одно из самых древних сооружений Рима. Расположен замок совсем рядом с Ватиканом, надо ли упоминать, что туристы сюда валом валят?

Высокое цилиндрическое здание на берегу Тибра в разное время использовалась как мавзолей, крепость и тюрьма. Долгое время замок Святого Ангела был самым высоким зданием в Риме. Сегодня здесь открыт музей с панорамной террасой на вершине замка.

История замка Святого Ангела началась в 123 году, когда император Адриан начал строить для своей семьи мавзолей в форме этрусского тумулуса. На квадратном бетонном основании со сторонами по 80 метров расположили каменный цилиндр диаметром 64 и высотой 20 метров, увенчанный насыпным холмом. На холме была установлена огромная мраморная скульптура, изображавшая императора Адриана в образе божества Гелиоса, управляющий квадригой с лошадьми. Скульптуру окружали кипарисы. От той скульптуры сохранилась лишь голова императора, которую можно увидеть в музеях Ватикана.

Достроили мавзолей уже после смерти императора, сделав облицовку из белого мрамора, а его преемник Антонин Пий изменил статус мавзолея с семейного на государственный, а нем стали захоранивать прах всех римских императоров. В 217 году здесь была захоронена последняя урна императора Септимия Севера.

Замок Святого Ангела соединен с Марсовым полем на противоположном берегу реки пешеходным мостом длиной 135 метров. Мост украшают статуи Апостолов Петра и Павла и 10 Ангелов работы Бернини.

В те времена здание мавзолея было обнесено бронзовой решеткой, украшенной позолоченными павлинами. Снаружи сооружение украшали пилястры с великолепными мраморными статуями.

В конце III века император Аврелиан включил мавзолей в число оборонительных сооружений города, создавая сеть укреплений от набегов варваров. В 15 веке к замку пристроили 4 угловых бастиона, названных в честь Святых апостолов (Сан–Маттео, Сан–Марко, Сан-Лука и Сан–Джованни). Вокруг замка вырыли глубокий ров.

Однако, варвары все-таки захватили замок и полностью его разорили. После этого здание полностью перешло во власть Ватикана. В дальнейшем замок являлся местом папского убежища во время осад Рима. Для безопасного проникновения в замок из Ватикана был сооружен специальный коридор (passetto), по которому можно было проезжать на повозке, запряженной лошадью.

В связи с периодическими пребываниями Пап в замке Святого Ангела, в нем были реконструированы и богато украшены отдельные залы и покои.

В 590 году произошло событие, давшее сооружению название, дошедшее до наших дней — Замок Святого Ангела. Легенда гласит, что тогдашнему Понтифику явилось видение Архангела Михаила, стоящего на вершине замка и вкладывающего меч в ножны. Явление видения связали с окончанием длительной эпидемии чумы.

Вершина замка Святого Ангела — одна из лучших смотровых площадок Рима. Именно туда, пройдя по коридорам и галереям замка, поднимаются посетители.

В 16 веке на вершине замка появилась каменная статуя Ангела с железными крыльями. В 1753 году после удара молнии ее заменили бронзовой скульптурой. А каменную статую Ангела поместили во внутренний дворик.

В этом дворике под крыльями Ангела проходили театральные представления, а также пытки и казни, при которых Понтифик присутствовал лично. В 16 веке изуродованные тела казненных вывешивали на всеобщее обозрение на мосту Ангелов.

Удар молнии в статую Ангела – недобрый знак, однако. Знак свыше людям, о том, что они что-то делают не то … В это время подвальные помещения замка стали использовать в качестве тюремных камер для особо важных преступников, то есть тех, кто своими взглядами так или иначе подрывал авторитет всемогущей Церкви.

Из подземелий замка после 6 лет заключения отправился на костер обвиненный в ереси Джордано Бруно.

Граф Калиостро смог избежать костра, совершив после 2 лет дознания публичное покаяние в марте 1791 года. Босой, с покрытой чёрным покрывалом головой, граф прошёл от замка Святого Ангела до церкви Санта-Мария-сопра-Минерва. После этого графа помиловали и вместо смертной казни поместили до конца в тюрьму крепости Сан-Лео.

Галилео Галилей после покаяния был назван не еретиком, а только «сильно заподозренным в ереси» и был помилован Папой, но помещен на всю оставшуюся жизнь под строгий домашний арест.

Инженер и архитектор Аристотель Фированти по ложному доносу за сбыт поддельных золотых монет провел в замке 9 месяцев. Не сумев доказать вину, его в конечном итоге освободили, но лишили всех привилегий. Может, если бы не этот факт, Фиорованти не принял бы вскоре поступившее предложение русского царя Ивана III переехать жить и работать в Москву, и не было бы сейчас в российской столице знаменитой Кремлевской стены и Успенского собора. Вот уж точно, не было бы счастья, да несчастье помогло.

Тюрьма замка Святого Ангела считалась самой строгой в Риме. Только одному человеку удалось сбежать отсюда. Побег совершил Бенвенуто Челлини — скульптор, ювелир, живописец, музыкант и автор известных мемуаров. Челлини, между прочим, попал в тюрьму совершенно справедливо (что в те времена случалось нечасто), убив нескольких человек.

Залы замка Святого Ангела роскошны, но их совсем немного.

Зал Сокровищ в том числе хранил Папскую казну.

Есть в замке Святого Ангела Зал Амура и Психеи. Вот это мы как-то не очень поняли, учитывая целибат католических священников.

Замок Святого Ангела переполнен историческими событиями. Честно говоря, мы сильно пожалели, что не попробовали найти экскурсовода. Но так часто бывает, что сначала что-то посещаем, а потом изучаем подробно, что же мы такое видели. Но нередко выясняется, что что-то упустили и не увидели, увы.

Наверняка в истории замка Святого Ангела еще масса интересного, о чем нам уже никогда не узнать…

Попытка сделать панорамное фото замка Святого Ангела:

Залы замка Святого Ангела роскошны, но их совсем немного.

Мавзолей «с двойным дном»

В 130 году, находясь в Египте, император выразил желание посетить так называемый памятник поющего Мемнона (погребальные статуи Аменхотепа III, одного из легендарных фараонов). Памятник находился тогда в Фиванском некрополе, что на западном берегу Нила (берегу умерших).

Императорская усыпальница была задумана Адрианом в 135 году

По прошествии пяти лет Адриан распорядился начать строительство мавзолея на правом берегу Тибра. В этом не было ничего необычного: большинство правителей древнего мира заботились о возведении сооружения, где бы хранились их бренные останки, задолго до смерти.

Необычным, на взгляд современников, был выбор места для строительства. Было бы логичным, если бы Адриан, ранее во всем подражавший Октавиану Августу и мечтавший его превзойти если не в земной, то в посмертной славе, отдал приказ о возведении мавзолея там же, где уже более века покоился его великий предшественник. То есть на левом берегу Тибра, на Марсовом поле.

Все дело было отчасти в желании императора как-то «уравновесить» хаотически расположенные захоронения на окраинах Рима, отчасти – в стремлении отдать своеобразную дань памяти своему любимцу Антиною.

Мост Адриана обеспечивал императору быструю переправу через Тибр

Антиной погиб во время путешествия в Египет буквально на глазах Адриана и был похоронен по египетскому обычаю на западном берегу Нила. Территория на правом берегу Тибра в Риме, где спустя год после смерти императора был достроен-таки Мавзолей Адриана, расположена на западе. А называлась эта территория… Агер Ватиканус.

Несмотря на довольно необычное для захоронений такого уровня месторасположение, Мавзолей Адриана имел достаточно традиционную форму – форму этрусского тумулуса (погребальной камеры с купольным насыпным верхом).

Каждая сторона квадратного основания усыпальницы имела 84 м в длину. Диаметр установленного на этом основании цилиндра высотой 20 м, равнялся 64 м.

Сверху, на насыпном холме, была установлена статуя Гелиоса, бога Солнца, управляющего квадригой. В погребальной камере, к которой ведет спиралеобразная галерея, находились урны с прахом императоров и членов их семей – от Адриана до Септимия Севера (годы правления: 193-211).

Мост Адриана обеспечивал императору быструю переправу через Тибр

Смотровая площадка на Рим

Уникальная возможность увидеть Рим с высоты птичьего полета – это подняться на крышу в замке. Со смотровой наверху открывается отличный вид на Рим.

вид с замка в октябре Вид на парк возле замка

Кроме того, на верхних ярусах замка есть небольшое кафе, где можно попить кофе и полюбоваться видом на Рим.

Внутри замка Вид на набережную с замка Святого ангела в январе

вид с замка в октябре Вид на парк возле замка

Замок Святого Ангела: архитектура

Главный архитектурный ансамбль, основа замка, сформировалась еще во времена правления императора Адриана в Риме. В облицовке и без того массивного основания кубической формы был использован дорогой мрамор. Для «шайбы», расположенной наверху, был использован вулканический камень. Для облицовки строения с наружной стороны был применен травертин, а в качестве украшений здесь же добавлены резные пилястры, имеющие вид голов рогатого скота. Окружением для мавзолея Рима стали стены, играющие не только декоративную, но и фортификационную роль.

Сегодня Замок Святого Ангела в Риме выглядит на порядок скромнее чем во времена правления Адриана. Многовековая история замка привела к тому, что в этих веках было затеряно и его великолепное убранство. И все же внешняя структура, которую сейчас имеет Замок Святого Ангела практически не подверглась изменениям.

А вот изнутри преобразования происходили всегда, и в более значительных объемах. Древние усыпальницы Рима, вечный покой в которых обрел император со своей семьей, включая Антония Пия и Марка Антония с приближенными к ним лицами, разрушены были очень серьезно. Сами урны, в которых хранился прах, оказались утерянными.

С XIV в. мавзолей Рима был преобразован в крепость. Стены замка подлежали усилению по поручению папы Бонифация IX, чем занялся архитектор Никколо Ламберти. Им также были оборудованы бастионы и создан единый вход, представлявший собой подъемный мост. Новое помещение появилось и непосредственно в здании мавзолея, это капелла св. Михаила.

Ход истории Рима и дальше сказывался на изменениях замка. Так, папой Александром VI было принято решение создать самый, что ни на есть, настоящий боевой оплот. Именно такая задача с его подачи была поставлена перед исполнителем, которым стал Антонио да Сангало старший. В итоге для укрепления здания было возведено 4 бастиона, а постройки стал окружать глубокий ров. Также обустройство крепости Рима предполагало появление папских апартаментов. Фрески для них в свое время создавал сам живописец Пинтуриккьо. Новый дворец стал местом для проведения торжеств и приемов.

Ход истории Рима и дальше сказывался на изменениях замка. Так, папой Александром VI было принято решение создать самый, что ни на есть, настоящий боевой оплот. Именно такая задача с его подачи была поставлена перед исполнителем, которым стал Антонио да Сангало старший. В итоге для укрепления здания было возведено 4 бастиона, а постройки стал окружать глубокий ров. Также обустройство крепости Рима предполагало появление папских апартаментов. Фрески для них в свое время создавал сам живописец Пинтуриккьо. Новый дворец стал местом для проведения торжеств и приемов.

Замок Святого Ангела (Сант-Анджело) в Риме

  • Обновлено: 20.03.2017
  • Юлия Клаос

Замок Святого ангела или, как его ещё называют, Сант-Анджело, или мавзолей Адриана (итальянское название Castel SantAngelo, английское – Castle of the Holy Angel) находится в одноименном парке Адриана нового Рима, сразу за Элиевым мостом через реку Тибр. До замка можно легко дойти пешком из центра старого Рима, от Ватикана пеший путь займет всего минут 10, а из района Трастевере, вообще минут пять.

Замок Сант-Анджело представляет собой памятник истории и архитектуры периода Древнего Рима. Ни один путеводитель по Риму не обойдет стороной этот замок и поставит его на одно из первых мест по рекомендациям для посещения.

За свою богатую историю замок Святого Ангела использовался как крепость, папская резиденция, мавзолей, хранилище и даже в качестве тюрьмы. Однако в настоящее время бывший мавзолей Адриана открыт для посещения всем желающим и представляет собой музей, рассказывающий об истории замка. А с террасы последнего этажа открывается прекрасный панорамный вид на Рим и реку Тибр с её знаменитыми мостами.

Здание замка представляет собой высокое цилиндрическое строение красно-землистого цвета. Первоначально замок Сант-Анджело строился по заказу римского императора Адриана как мавзолей, а также в качестве гробницы для других императоров, последним из которых был захоронен Каракалла (217 год). Первоначально строение задумывалось как крепость, которая должна была стать самым высоким зданием Рима, когда-то так и было, естественно это уже давно не так.

Позже крепость была захвачена варварами и полностью разорена. Те остатки, которые ещё были пригодны, впоследствии прибрал к рукам Ватикан. Снаружи и внутри были проведены масштабные реконструкции, помещения с урнами императора Адриана и его потомков превратились в роскошные папские апартаменты, а на нижних уровнях располагалась одна из самых строгих тюрем в Риме. Наверное поэтому замок ещё называют Печальным замком. Именно в этот период крепость стала замком. В те годы замок Сант-Анджело внушал римлянам всю безграничную мощь Святого Престола и являлся неотъемлемым атрибутом папской власти.

Своё интересное и ласковое название замок Святого Ангела крепость получила в 590 году. Во время эпидемии чумы и тотального вымирания жителей Рима. Папе Григорию Великому привиделся на крыше замка архангел Михаил, вкладывающий меч в ножны. Это видение папа растолковал как знак свыше, означающий конец разбушевавшемуся бедствию. Именно после этого крепость стала называться замком Святого Ангела.

Вход на территорию замка свободный, но платный, билет стоит в районе 10-12 евро за человека. Сказать честно, для такой достопримечательности это дороговато, тем более что вход в некоторые музеи на территории замка тоже платный. Единственное, что производит впечатление в мавзолее Адриана это вид на Рим с верхней площадки и красивая скульптура на самой макушки замка. Однако цену загибают благодаря тому, что сегодня замок Сант-Андежло является одним из самых посещаемых архитектурных памятников не просто в Риме, но и во всей Италии.

Что рассказать про замок?

На его территории расположено несколько уровней, соединенных между собой лестницами и переходами. Проход от этажа к этажу замка порой представляет собой узкие ступеньки, идущие вверх или небольшие каменные арки.

Гуляя по замку ты как бы идешь по кругу, поднимаясь вверх при этом переходя от этажа к этаже на которых расположены смотровые площадки с выставочными экспонатами и музеи. В музеи мы не заходили, поскольку вход в них за отдельную плату, стоит это не дорого, но заглянув внутрь сразу видно небольшое помещение с несколькими выставочными экземплярами. Так что мы решили не стоит оно этих денег.

На одной из открытых площадок замка разбит военно-исторический музей. Здесь выставлены оборонительные пушки, ядра.

Есть и небольшое кафе с панорамным видом на город

Гуляя по территории замка Святого Ангела можно видеть стоящие то тут, то там статуи и памятники

Вот в принципе и всё удовольствие. Дальше поднимаемся на верхнюю площадку замка Святого Ангела.

И вот здесь, самое интересное, чем может похвастаться замок: панорамный вид на окрестности Рима, реку Тибр и знаменитые римские мосты. О мостах Рима мы расскажем в следующей статье, прочитать и посмотреть фотографии можно здесь.

На этом фото, белое большое строение слева, это Дворец Витториано на площади Венеции, что недалеко от железнодорожного вокзала Термини. Вот так всё в центре Рима близко расположено, можно легко обойти пешком все достопримечательности города.

Площадь возле замка Сант-Анджело

Ещё одном красивейшим экспонатом замка является статуя Ангела на самой вершине мавзолея. Изначально статуя Ангела была каменной с железными крыльями, однако в 1753 году её заменили бронзовой скульптурой, потому что каменный ангел сильно пострадал от удара молнии.

На фоне статуи Ангела так и норовят сфотографироваться туристы

Эта новая статуя действительно производит неизгладимое впечатление, она как-будто парит в воздухе нависая над тобой. И кажется, что Ангел убирает в ножны, а не достает меч для защиты и наведения страха. Такое ощущение достигается благодаря тому, что взор ангела обращен к оружию, а не от него.

В темное время суток замок Сант-Анджело и одноименный мост возле замка через реку Тибр освещаются теплым светом прожекторов.

Вход в парк свободный и бесплатный, нужно просто пройти за замок и спуститься по ступенькам.

[flat_ab id="3"] Ссылка на основную публикацию