Мариацкий костёл в Кракове — подробная информация с фото

Мариацкий костёл в Кракове

Мариацкий костёл обладает титулом малой базилики, присвоенным папой римским в 1962 г. В 1973-м одна из основных достопримечательностей Кракова была включена в список культурных памятников Малопольского воеводства.

Храм расположен в районе Старого города. Его центральный фасад выходит на Главный рынок — крупнейшую средневековую площадь Европы. Именно с нее многие туристы начинают свое знакомство с городом, его историей и ключевыми объектами. Необычный снаружи и богато декорированный внутри, костел мгновенно привлекает внимание, оставляя в памяти незабываемые впечатления. Его включают в список обязательных для посещения мест второго по величине города Польши.

В работах польского историка и дипломата Яна Длугоша (1415–80 гг.) упоминается о деревянном храме, на месте которого в первой половине XIII ст. возвели каменный костел. Однако вскоре, при очередном нашествии на Польшу монгольских полчищ, он был разрушен. Следующий христианский храм в раннеготическом стиле начали строить в конце XIII в., частично воспользовавшись прежним фундаментом. Освящение костела состоялось в период 1320–21 гг.

Краков — Мариацкий костёл

Вид на Мариацкий Костёл с Главного Рынка, Краков

Мариацкий костёл (Kościół Mariacki) — это главный городской собор Кракова и располагается на площади Главного Рынка. Более полное его название — Архипресвитеральный костёл Успения Пресвятой Девы Марии (Kościół archiprezbiterialny pw. Wniebowzięcia Najświętszej Marii Panny). И если собор Святых Станислава и Вацлава в Вавеле служил религиозным нуждам королевских династий Пястов и Ягеллонов, то этот костёл был главным приходом самого города.

Первое здание костёла было деревянным. В 1221-22 его перестроили в камне, но почти сразу же разрушили татары-монголы во время вторжения. Но нет худа без добра, ибо только благодаря татарским разрушениям выстроили современный вариант собора.

Конечно же, это нельзя уже считать чистокровной кирпичной готикой, однако её влияние чувствуется. Поэтому Мариацкий костёл можно считать одним из самых южных образцов кирпичной готикой.

Когда вы будете задирать голову перед храмом, то обязательно заметите, что башни — разные. Северная башня возвышается на 82 метра над землёй. Она также называется Хейналица, потому что с неё каждый день ровно в 11 часов 15 минут издают знаменитый Мариацкий хейнал.

Хейналица не только выше своей южной сестры, но и заметно интереснее. За счёт купола. Шлем — как ещё называют купола в храмовом зодчестве — изготовил Матиас Херингкан в 1478 году.

Южная башня заметно ниже. Её высота составляет 54 метра и служит обыкновенной колокольней для костела. Она так и называется — Колокольня. На ней висит пять колоколов. И один из них, носящий название Ползигмунт (Polzygmunt), в одиночку поднял силач по имени Станислав Циолек.

Названия башен — говорящие! С правой переливается колокольный звон, а с левой по-над крышами Кракова летит хейнал.

Первое здание костёла было деревянным. В 1221-22 его перестроили в камне, но почти сразу же разрушили татары-монголы во время вторжения. Но нет худа без добра, ибо только благодаря татарским разрушениям выстроили современный вариант собора.

Мариацкий костел – грандиозное творение истории, окутанное флером легенд

Оцените материал и оставляйте комментарии: (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Архитектура Кракова колоритна и неповторима: готические башни и шпили здесь сочетаются с ультрасовременными строениями. В этом европейском городе как-будто застыло время и величие средневековых ансамблей соединилось с современными стилевыми течениями, наделив Краков самобытностью, которая присуща только ему. Такой необычный дух города воссоздается благодаря многочисленным архитектурным формам, сохранившимся в своей первозданной красе и дошедшими к нам сквозь века. Именно таким предстает перед глазами туристов и жителей города величественный Мариацкий костел, история которого такая же необычайно захватывающая, как и самого Кракова.

История создания архитектурного шедевра

Начало своей истории Мариацкий костел берет в первой половине XIII века, когда на его современном месте был построен небольшой деревянный храм. Позже он преобразовался в каменный костел в романском стиле, который не уцелел после татаро-монгольских набегов. Уже в XIV веке, на месте его разрушенного фундамента, началось возведение нового храма, сочетавшего в себе ранние готические мотивы. Храм совершенствовался и достраивался, был сооружен новый пресвитерий , дошедший до наших дней, изменялось освещение, понижались стены и формировались большие окна. После череды изменений костел преобразился в базилику.

Землетрясение 1443 года, принесшее необычайные разрушения и лишения, повредило и свод храма, частично уничтожив уникальную архитектурную конструкцию тех времен. Но это не остановило процесс развития храма – в XV веке было построены боковые часовни и северная башня, которая использовалась как городская сторожевая башня.

Многочисленные изменения и перестройки меняли и совершенствовали вид костела, но главному его украшению не страшны были никакие перемены и разрушения. Великий немецкий скульптор Вит Ствош в течение 12 лет создавал настоящее чудо готической скульптуры, которое не имеет аналогов в мире. Величественный алтарь являет собой 13-ти метровое панно, состоящее из вырезанных с липы фигур святых и различных сцен из жизни Пресвятой Богородицы и Иисуса Христа. Все детали фигур, созданных рукой мастера, проработаны с большой точностью и тщательностью, что создает впечатление одухотворенности.

Реставрация и восстановление былой красоты

Будучи типичным готическим архитектурным возведением, Мариацкий костел долгое время имел мрачный и мистический вид. В XIX веке его лик был значительно изменен, когда в рамках благоустройства Кракова было закрыто и ликвидировано кладбище, которое располагалось многие века на месте современной Мариацкой площади. Еще большей эстетики добавила отделка храма внутри полихромией в стиле позднего барокко. А грандиозные работы по чистке стен от многовековых загрязнений и реставрация крыши позволили вернуть костелу первозданную красоту и блеск.

Мариацкий костел – это настоящая визитная карточка Кракова. Во-первых, это сооружение великой значимости, так как является объектом паломничества католиков со всей Польши и мира. Его непревзойденный интерьер и убранство захватывает дух и поражает воображение, что поспособствовало непрерывному потоку туристов и экскурсий, нацеленных на посещение грандиозного храма. Да и значимость для горожан Мариацкого костела чрезвычайно велика, ведь кроме своей святости, красоты и грандиозности костел имеет еще и романтический флер – он окружен множеством красивых и невероятных легенд и сказаний.

Фронтальные башни храма – главный объект домыслов и легенд

Одна из них связана с внешним видом Мариацкого костела. Разглядывая его в живую или на фото, сразу бросается в глаза разная высота фронтальных башен. Горожане по своему объясняют эту особенность архитектурного сооружения и передают ее из уст в уста, а далее – из поколения в поколение. Городская легенда повествует, что строительством храма заведовали две семьи, которые враждовали между собою и постоянно пытались доказать свое могущество. Но строительство такого грандиозного здания велось долгие годы, требовало слаженности и компромисса, поэтому семьи решили заключить союз для воссоединения и женили своих детей.

Соперничество между двумя знатными родами никуда не делось и разгорелось с новой силой, когда началось строительство фронтальных башен. И, решив перещеголять оппонентов высотой башни (тем самым показав свое преимущество и торжество), семья невесты задумала тайный заговор, который должен был лишить жениха необходимых для управления строительством сил. Коварная девушка с отчаянной самоотдачей исполняла супружеский долг по ночам, лишая супруга всех сил, что привело к замедлению строительства башни, находящейся под руководством юноши и она значительно отставала от той, которую строила его супруга. Но, как часто бывает, любовь внесла свои коррективы в планы и замыслы заговорщиков. Страстные ночи не прошли даром для молодоженов – они с невероятной силой полюбили друг друга, что положило конец вражде и соперничеству, а за одно и строительству, которое закончилось разным размером башен.

Другая легенда говорит о том, что строительство осуществляло два брата, один из которых был невероятным мастером и умельцем. Видя, как хорошо у него сооружается башня, второй брат потерял рассудок от зависти и гнева. Не выдержав соперничества брат-неудачник убил брата-умельца и продолжил строительство своей башни, ожидая успеха и почета жителей города. Но, когда строительство было завершено, он осознал какой ужасный поступок содеял и, не выдержав упреков совести, сбросился с высоты своей башни. Недостроенная башня убитого брата так и осталась недостроенной, а символичный нож хранился в костеле, как назидание свершенного братоубийства, не стоящего никакой славы и почета.

Существует и более реалистичная история, повествующая о том, почему же одна из башен выше. Во времена средневековья невероятное значение имели фортификационные характеристики сооружений, даже если это был храм. Это объясняет толщину и массивность стен, наличие дозорных башен, с высоты которых можно было наблюдать за приближением непрошеных гостей. Вот и одна из башен костела была достроена в XV веке и играла роль дозорного городского пункта. А так, как денег в казне все время не хватало, то достройка второй башни, до уровня дозорной, так и не была продолжена.

Легенда о трубаче

Относительно дозорной башни существует не менее увлекательная история. Местные жители рассказывают, что в средние века на вершине башни несли свою службу трубачи-дозорные, которые и день, и ночь всматривались вдаль и сообщали о наступлении врага звуком трубы. И вот однажды ночью дозорный увидел, как подступает вражеское войско. Он громко протрубил в свою трубу, разбудив горожан, но тут вражеский лучник выстрелил трубачу прямо в сердце, убив спасителя Кракова. Горожане дали отпор завоевателям, а в память о героической смерти трубача каждый час с высоты башни раздается хейнал , который и сегодня можно услышать, находясь на краковском рынке.

На самом же деле, хейнал с башни Мариацкого костела звучит с 1838 года по инициативе астронома Ягеллонского
университета Максимилиана Вайса , который таким образом предложил сообщать точное время. Нововведение было настолько удобным и практичным, что вскоре и вся Польша смогла слышать Краковский хейнал по радио. И только в 1984 году точный сигнал времени начали передавать с Варшавы. Возможно, легенда о трубаче имеет какую-то долю правдивости, ведь Вайс избрал для сигнала символичный звук трубы, но истинная причина выбора астронома остается неизвестной.

Мариацкий костел поистине уникальное архитектурное творение с грандиозной историей и бесчисленным количеством легенд и домыслов, которые его окутывают. Уникальность этого храма заключается в огромной архитектурной ценности, ведь его строительство и усовершенствование длилось многие века, дополняя различными стилями и направлениями. Он развивался с ходом истории, с развитием человечества, соединяя в себе века и эпохи.

Если ссылка не работает, обязательно прочитайте Как скачать с сайта. Если это не помогло, пожалуйста, выделите неработающую ссылку и нажмите Ctrl+Enter.

Будучи типичным готическим архитектурным возведением, Мариацкий костел долгое время имел мрачный и мистический вид. В XIX веке его лик был значительно изменен, когда в рамках благоустройства Кракова было закрыто и ликвидировано кладбище, которое располагалось многие века на месте современной Мариацкой площади. Еще большей эстетики добавила отделка храма внутри полихромией в стиле позднего барокко. А грандиозные работы по чистке стен от многовековых загрязнений и реставрация крыши позволили вернуть костелу первозданную красоту и блеск.

Мариацкий костёл. Легенда о двух братьях

Есть в Кракове и ещё одна, более распространённая легенда. Говорят, строили башни два брата – каменных дел мастера. Старший быстро завершил свою и уверенный, что его работа неповторима, уехал.

Вернувшись, он застал вторую башню всё ещё в строительных лесах, но опытный глаз знатока заметил, насколько постройка брата мощнее, совершеннее, основательнее. Значит, младший брат превзошёл старшего в мастерстве! Он построит свою башню красивее и выше! Зависть и злоба обуяли старшего брата. Он выхватил нож и ударил им соперника. Младший брат упал замертво. Но убийца не смог пережить своего злодейства – бросился вниз с незавершенной башни и разбился насмерть.

Напротив костёла, в Сукеннице, хранится и нож, которым брат убил брата.

Кровавая развязка истории взбудоражила весь город. Горожане решили вычеркнуть из городских книг имена братьев – строителей, так бесславно погибших от своей гордыни. В назидание потомкам, недостроенную башню так и оставили незавершённой, а позже прикрыли ренессансным навершием – шлемом.

Кто знает, какая крупица истины хранится в этой фантастической легенде, что в ней вымысел, а что правда? Точно известно одно: чем выше башня, тем дальше с неё видно пожар или войско. Поэтому с XVI века башни костёла были главными сторожевыми вышками.


Есть в Кракове и ещё одна, более распространённая легенда. Говорят, строили башни два брата – каменных дел мастера. Старший быстро завершил свою и уверенный, что его работа неповторима, уехал.

Мариацкий костёл в Кракове — подробная информация с фото

Мариацкий костел в Кракове

Краков – один из древнейших городов Европы, древняя столица польского государства. Некогда он торговал со всей Европой, на городских улицах можно было встретить даже купцов из далекого Багдада. Центром средневекового Кракова служила рыночная площадь – Главный рынок. Именно здесь, на площади Главного рынка, в начале XIV столетия вырос Мариацкий костел – сердце древнего города.

Его основанию предшествовали драматические события. В 1241 году, пройдя через земли Киевской Руси, на Польшу обрушились орды татар Батыя. Краков был захвачен и разорен, а стоявший на площади Главного рынка небольшой костел Девы Марии до основания разрушен. Предание рассказывает, что трубач-сигнальщик, стоявший на башне костела, первым увидел приближение рати «поганых» (язычников) и затрубил сигнал тревоги – «хейнал». Но в этот момент в горло ему вонзилась татарская стрела, и напев трубы оборвался…

С тех пор каждый час на башне Мариацкого костела появляется фигурка механического трубача, который трубит «хейнал», и старинный сигнал опять и опять обрывается на той ноте, на которой оборвалась жизнь защитника Кракова. «Хейнал» Мариацкого костела стал позывными Краковской астрономической обсерватории как сигнал точного времени, и ежедневно в двенадцать часов дня польское радио разносит его по всей стране.

Что правда, что неправда в этой легенде – неизвестно, однако еще в 1382 году в городских расходных книгах Кракова зафиксирована ежедневная выплата восьми грошей караульщику на башне и еще полгроша – трубачу, который должен был трубить «хейнал» в случае опасности. А часы с фигуркой трубящего сигнальщика появились на башне Мариацкого костела только много лет спустя.

Самая старая сохранившаяся часть храма – главный неф и нижние части башен – относится к первой половине XIV столетия. Собор строился почти сто лет, на протяжении всего XIV века. О его создании рассказывает другая легенда. Возведение башен костела было поручено двум братьям-каменщикам. Старший, более опытный и сноровистый, закончил свою башню, водрузил над ней шпиль и уехал в другой город строить новый храм. Вернувшись в Краков, он увидел, что вторая башня все еще не достроена. Но она была сложена крепче и лучше – значит, она будет выше его башни! Охваченный завистью и злобой, каменщик набросился на своего младшего брата с ножом и убил его. Но потом его замучили угрызения совести, и он в отчаянии бросился с недостроенной башни на камни рыночной площади…

Эта ужасная история настолько потрясла горожан, что советники городской ратуши постановили вычеркнуть из городских книг имена братьев-строителей, которые превратили святое дело возведения Божьего храма в соревнование собственных гордынь. А недостроенную башню в назидание потомкам решили оставить такой, как есть, и только покрыли ее кровлей.

Опять-таки, правда это или вымысел – неизвестно, только из двух башен Мариацкого костела одна действительно заметно ниже другой. А в Сукеннице – средневековых торговых рядах – до сих пор можно видеть тот самый нож, которым брат убил брата… Но вообще-то древний Краков с его тысячелетней историей – это город легенд. Всякое могло быть.

Мариацкий костел – выдающийся памятник польского готического зодчества. Огромный, устремленный ввысь, он своей большой, северной башней вздымается над городом на высоту более шестидесяти метров. Башню увенчивает деревянный шатер с остроконечными башенками, исключительными по красоте и четкости рисунка. Высота второй, южной башни поменьше – чуть более сорока метров. А высота главного нефа Мариацкого костела составляет двадцать восемь метров.

Старейшие цветные витражи собора были изготовлены в 1370 году, но сохранились они далеко не все. Часть существующих витражей относится к началу ХХ века и принадлежит работе мастеров С. Выспянского и Ю. Мехоффера. А алтарная живопись выполнена одним из крупнейших польских художников ХIХ столетия Яном Матейко.

Мариацкий костел в Кракове связан с именем Вита Ствоша – талантливого скульптора, живописца и графика. Именно его трудами созданы главные святыни храма – алтарь и Распятие, относящиеся к самым значительным произведениям средневекового европейского искусства.

Вит Ствош прожил долгую жизнь – он умер в возрасте девяноста трех лет. Он родился в Южной Германии, в Нюрнберге, но в 1447 году переехал в Краков и прожил здесь двадцать два года. Из них двенадцать лет, с 1477 по 1489-й, он провел в работе над алтарем Мариацкого костела – самым большим из алтарей средневековой Европы, который стал главным творением гениального мастера и величайшим сокровищем Мариацкого костела. Трехстворчатый алтарь содержит около двухсот деревянных расписанных фигур, исполненных с необыкновенной тщательностью.

Мариацкий алтарь состоит из центральной части и четырех крыльев. Центральный сюжет – увенчание Богоматери венцом Владычицы Небесной, а на крыльях изображены двенадцать сцен из жизни Девы Марии. Вит Ствош сам резал из липового дерева скульптуры и детали алтаря, сам расписывал их. Его работа поражает своим реализмом. В ней нет упрощенно-схематических черт, характерных для искусства Средневековья – все детали человеческого тела, пропорции, движение воспроизведены со скрупулезной точностью и вместе с тем одухотворены – они живут…

Во время гитлеровской оккупации Кракова алтарь Мариацкого костела был вывезен и спрятан фашистами в подземельях Нюрнбергского замка. В 1946 году его отыскали и после многолетней реставрации вернули на прежнее место – в храм.

В Мариацком костеле можно увидеть и еще один шедевр Средневековья – скульптуру «Пиета» («Оплакивание Христа), относящуюся к 1410 году. Совершенство, с каким выполнена эта композиция, позволяет некоторым исследователям считать, что ее автором был загадочный «Мастер Прекрасных Мадонн» – гениальный безымянный ваятель, оставивший после себя несколько удивительных по совершенству и красоте скульптурных изображений Мадонн.

За многие века Мариацкий костел «оброс» множеством небольших алтарей и часовенок-капелл. Одна из таких часовен, во имя Святого Антония, называлась в народе Часовней Преступников – в ней, по традиции, ксендз исповедовал перед казнью приговоренных к смерти преступников, которым затем отрубали головы – тут же, на площади Главного рынка.

Сегодня на площади Главного рынка голов уже не рубят. Сотни туристов щелкают фотоаппаратами, желая запечатлеть себя на фоне овеянного легендами Мариацкого костела, или, прикрывая ладонью от яркого солнца глаза, таращатся ввысь, пытаясь разглядеть маленькую фигурку трубача, вновь и вновь играющего свой тревожный, внезапно обрывающийся сигнал… О чем он хочет предупредить нас-

Старейшие цветные витражи собора были изготовлены в 1370 году, но сохранились они далеко не все. Часть существующих витражей относится к началу ХХ века и принадлежит работе мастеров С. Выспянского и Ю. Мехоффера. А алтарная живопись выполнена одним из крупнейших польских художников ХIХ столетия Яном Матейко.

Архитектура

Современный внешний облик костёл обрел в результате перестройки в 1392—1397 гг.

В начале XIX века, в рамках благоустройства города, было ликвидировано прикостельное кладбище, на месте которого сейчас находится Мариацкая площадь.

Костел святого Андрея

Вернувшись на улицу Градскую, продолжим прогулку по ней. Почти в самом конце улицы мы увидим строгое, величественное здание церкви из белого камня, на котором видны вкрапления кирпичной кладки. Это костел святого Андрея – один из самых древних храмов города. Он был воздвигнут в конце XI столетия в романском стиле. Вдохновителем строительства костела выступил намесник верховного правителя воевода Окул. В начале XIII века костел перестроили. Вероятно, во время той реконструкции храм был украшен двумя башнями, которые сейчас увенчаны барочными куполами.

По свидетельству летописцев, этот костел — единственный в Кракове — остался целым и невредимым после татаро-монгольского нашествия. В 1316 году он перешел в ведение ордена кларисок. В то время к нему были присоединены хоры, которые сейчас превращены в ризницу. Интерьер костела претерпел некоторые изменения в конце XVII — начале XVIII веков. Над его декором трудился скульптор Бальтазар Фонтана.

Добравшись по Градской улице до Вавельского замка и осмотрев кафедральный собор святых Станислава и Вацлава – местом коронации и последнего успокоения польских королей, который находится на его территории, можно отправиться в район Кракова под названием Казимеж, расположенный за пределами исторического центра города. Для этого нужно пройти по улице Страдомской, которая, пересекая проспект Йозефа Детла, уже именуется Краковской. Небольшой переулок святой Катаржины приведет нас к одноименному готическому костелу, который был возведен монахами Ордена августинов в XIV веке.

Костел святого Иосифа (Kościół św. Józefa w Krakowie, Podgórze) Памятник архитектуры, Краков, Польша – отзыв

Во внутрь я не заходила, хотя осмотреть храм можно беспрепятственно. Но, естественно, нужно предусмотреть, чтобы ваш наряд был соответствующим.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Архитектура
    • 2.1 Башни
    • 2.2 Фасад
    • 2.3 Крухта
    • 2.4 Пресвитерий
    • 2.5 Интерьер
    • 2.6 Кандалы
  • 3 Произведения искусства
  • 4 Примечания
  • 5 Литература

Согласно информации Яна Длугоша, первый каменный костёл в романском стиле был основан в 1221-1222 годах епископом Иво Одровонжем на месте прежнего деревянного храма. Вскоре, однако, костел был уничтожен в результате татарских набегов.

Крухта [ править | править код ]

Внутрь храма со стороны главного фасада ведёт барочная крухта. Она была построена в 1750—1753 гг. по проекту Франческо Плациди. Её прообразом стала архитектурная форма Гроба Господня. Деревянные двери, украшенные резными изображениями голов польских святых, пророков и апостолов, были изготовлены в 1929 г. Каролем Хуканом.

Над крухтой находится большое арочное окно с витражами, спроектированными Юзефом Мехоффером и Станиславом Выспяньским. Декоративное деление окна было выполнено в 1891 г., согласно концепции Яна Матейко.

На башне находится часовой колокол, отлитый в 1530 году, диаметром в 165 см.

Краков

Город расположен на левом берегу реки Висла в месте впадения притока реки Рудава. Второй по численности населения город Польши.

Еврейский квартал в Казимеже

Частью Казимежа также является еврейский квартал с несколькими синагогами и другими исторически важными объектами.
Одна из старейших синагог Кракова — Старая синагога (Synagoga Stara) на ул. Шерока 24 (ul. Szeroka 24), — построена в 16 столетии.

Краков достопримечательности: Старая синагога (фото)

Краков достопримечательности: Старая синагога (фото)

Сегодня в Старой синагоге можно посетить музей „ История и культура евреев“, который является частью Исторического музея Кракова.
Часы работы:
С апреля по октябрь:
Пн 10.00-14.00
Вт-Вс 9.00-17-00

С ноября по март:
Пн 10.00-14.00
Вт-Чт, Сб-Вс 9.00-16-00
Пт 10.00-17-00

Недалеко от Старой синагоги находятся Синагога Исаака (Bożnica Izaaka) — на ул. Купа 18 (ul. Kupa 18), Высокая синагога (Bożnica Wysoka) — на ул. Йозефа 38 (ul. Józefa 38), Сингога Рему (Bożnica Remuh) — на ул. Шерока 40 (ul. Szeroka 40).

Краков достопримечательности: Вход в Синагогу Рему (фото)

Далее можно прогуляться на улицу Мёдова (ul. Miodowa), где расположены Храмовая синагога (Synagoga Tempel) — на ул. Мёдова 24, которая в настоящее время используется как еврейский культурный центр, а также Новое еврейское кладбище — на ул. Мёдова 55, основаное в 19 столетии и сильно разрушенное во время Второй мировой. Кладбище занимает большую территорию и имеет около 10 тысяч захоронений. Посещение этого кладбища со множеством полуразрушенных надгробий оставляет неоднозначное впечатление. У входа на территорию кладбища находится памятник в честь убитых в Кракове во время войны еврейских семей.
Печально, что люди уничтожают себе подобных (( В таких местах это осознаешь особенно остро.

Краков достопримечательности: Храмовая синагога (фото)

Краков достопримечательности: Новое еврейское кладбище (фото)

Краков достопримечательности: Новое еврейское кладбище (фото)

Прогуляться по Казимежу можно самостоятельно, что мы и сделали, достаточно лишь запастись картой. Также можно купить экскурсию по Старому городу или по Еврейскому Казимежу в одном из туристических бюро.
К примеру, цена у турбюро SeeKrakow составляет 50 злотых. Подробную информацию можно найти здесь: www.seekrakow.com

Рекомендую к посещению музеи в Королевском дворце Вавель и Национальный музей, который наряду с основным зданием располагает также несколькими филиалами (среди которых достойны упоминания художественная галерея в Суконных рядах, музей Чарторыжских и дом-музей Яна Матейко).

История

Согласно информации Яна Длугоша, первый каменный костёл в романском стиле был основан в 1221—1222 годах епископом Иво Одровонжем на месте прежнего деревянного храма. Вскоре, однако, костёл был уничтожен в результате татарских набегов.

В 1290—1300 годах, частично на прежнем фундаменте, был построен раннеготический зальный храм, освящённый около 1320—1321 годов. Между тем, строительные работы продолжались.

В 1355—1365 годах на средства Миколая Вежинка, краковского мещанина и сандомирского стольника, выстроен современный пресвитерий.

В 1392—1397 годах мастер Миколай Вернер выполнял заказ на улучшение освещения костёла. С этой целью были понижены стены боковых нефов, а в главном были добавлены большие оконные проёмы. Таким образом костёл из зального храма превратился в базилику.

В результате землетрясения 1443 (или 1442) года частично был повреждён свод храма.

В первой половине XV века были достроены боковые часовни. Большая часть из них была результатом работы мастера Франтишека Вехоня из краковского предместья Клепажа. В это же время была надстроена северная башня, исполнявшая тогда функции городской сторожевой. В 1478 году плотник Матиас Херингкан увенчал башню шлемовидной главой. На ней в 1666 году установлена позолоченная корона.

В конце XV века Мариацкий костел обрёл одно из главных своих украшений — скульптурный шедевр поздней готики — Большой алтарь — творение Вита Ствоша.

В XVIII веке, по заказу архипресвитера Яцека Августа Лопацкого, внутреннее убранство костёла приобрело позднебарочный характер. Автором этих работ был архитектор Франческо Плациди. Было сменено 26 алтарей, а также другое убранство, лавы, образы, а стены были украшены полихромией кисти Анджея Радваньского. С тех же времен происходит позднебарочная крухта.

В начале XIX века, в рамках благоустройства города, было ликвидировано прикостельное кладбище, на месте которого сейчас находится Мариацкая площадь.

В 1887—1891 годах под руководством Тадеуша Стрыенского убранству костёла был придан неоготический облик. В храме появилась новая полихромия — на этот раз по проекту и в исполнении Яна Матейко, которому помогали Станислав Выспяньский и Юзеф Мехоффер — авторы витражей в пресвитерии и над главными органами.

8 марта 1973 года церковь была внесена в реестр памятников Малопольского воеводства.

С начала 1990-х гг. проводились комплексные реставрационные работы, в результате которых костёл был очищен от загрязнений, которые оседали на его стенах на протяжении всего XX века, скрывая изумительную полихромию. Костёлу был возвращен его первоначальный блеск. Завершающим этапом работ была реставрация крыши костёла, оконченная в 2003 году.

18 апреля 2010 года в Мариацком костёле проходила церемония прощания с президентом Польши Лехом Качиньским и его супругой Марией, погибшими в авиакатастрофе под Смоленском 10 апреля 2010 года. После президентская чета была похоронена в одной из крипт Вавельского собора.

В 1392—1397 годах мастер Миколай Вернер выполнял заказ на улучшение освещения костёла. С этой целью были понижены стены боковых нефов, а в главном были добавлены большие оконные проёмы. Таким образом костёл из зального храма превратился в базилику.

Мариацкий костёл (Краков)

Памятник культуры Малопольского воеводства [1] : регистрационный номер А-3 от 8 марта 1973 года.

Мариацкий костёл или Церковь Успения Пресвятой Девы Марии— католический приходской костёл готической архитектуры в Кракове (Польша). В 1962 году получил от Ватикана титул малой базилики. В настоящее время полное официальное наименование церкви — Архипресвитериальный костёл Взятия на небо Пресвятой Девы Марии (польск. Kościół archiprezbiterialny pw. Wniebowzięcia Najświętszej Marii Panny ).

Мариацкий костёл является одним из основных архитектурных доминант краковского Главного Рынка, выходя на него главным фасадом, но находясь по адресу Мариацкая площадь, 5. Костел находится на трассе Малопольской дороги святого Иакова.

Мариацкий костёл или Церковь Успения Пресвятой Девы Марии— католический приходской костёл готической архитектуры в Кракове (Польша). В 1962 году получил от Ватикана титул малой базилики. В настоящее время полное официальное наименование церкви — Архипресвитериальный костёл Взятия на небо Пресвятой Девы Марии (польск. Kościół archiprezbiterialny pw. Wniebowzięcia Najświętszej Marii Panny ).

12. Костёл Святого Франциска Ассизского

Католическо-римский храм 13 века, основателем которого стал Болеслав Пятый. Фасад лишь незначительно изменился при реконструкции в 19 столетии, и по большей части сохранил свой первоначальный готический дизайн.

Католическо-римский храм 13 века, основателем которого стал Болеслав Пятый. Фасад лишь незначительно изменился при реконструкции в 19 столетии, и по большей части сохранил свой первоначальный готический дизайн.

[flat_ab id="3"] Ссылка на основную публикацию