Где находится Дворец Богдо-гэгэна. Местоположение дворца Богдо-гэгэна на карте Улан-Батора и описание

Видео: Дворец Богдо-гэгэна



В музее дворцового комплекса хранится уникальнейшая библиотека, которую начал создавать еще Ундэр-гэгэн Данабадзар, она пополнялась каждым последующим правителем, и представляет собой невероятное количество раритетных рукописей и печатных изданий. В экспозиции музея представлены также личные вещи, принадлежащие Богдо-гэгэну, коллекция монгольских национальных инструментов, демонстрируется трон, созданный специально для коронации правителя в 1911 году самыми искусными монгольскими резчиками и живописцами.

Дворец богдыхана – знаменитая достопримечательность Улан-Батора

Богдыханы (в другой транскрипции богдоханы) управляли Монголией в последние годы многовековой китайской оккупации, а затем были духовными и светскими руководителями страны в краткий период ее независимости перед ее вхождением в советский блок. Итак, предлагаем вашему вниманию обзор о богдыханах Монголии и их дворце, сохранившемся в монгольской столице Улан-Баторе.

  • аудио файл №1

единственного богдыхана

Дворец богдыхана, построенный на стыке XIX и XX веков специально для единственного монарха Монголии, принявшего в новейший период такой титул, на десятилетия — с 1924 г., времени кончины правителя, превратился в музей. Ныне дворцовый комплекс богдыхана является одним из самых посещаемых исторических памятников во всей Монголии. (Наряду с развалинами Каракорума — чингизидской столицы).

Что касается титула богдыханов, то в русском языке могут быть приняты и другие варианты написания этого слова — богдохан, богд хан — все от монгольского слова «священный государь».

Если не считать китайских императоров, также носивших титул богдыханов, и претендовавших на власть в Монголии, когда та перестала быть империей, то богдыханом Монголии в новейшее время был только один человек — восьмой богдо-гэгэн.

Богдо-гэгэны сначала являлись лишь духовными правителями монгольской ламаистской церкви, имея власть, которую им первоначально пожаловали тибетские далай-ламы. Затем, с ослаблением Китайской империи и монгольских региональных феодалов, богдо-гэгэны постепенно стали влиять и на светские дела страны. В переводе с монгольского титул богдо-гэгэн или, можно написать, богдо-геген — значит «царственный просветленный».

Первым богдо-гэгэном был провозглашен в 1640 году в пятилетнем возрасте сын одного из крупных региональных князей Внешней Монголии Тушэту-хана Дзанабадзар (также известен как Занабазар), позднее прославившийся благочестием. Уже и до Дзанабадзара в монгольских степях действовали ламаистские священники, приобретавшие все большие влияние среди кочевников. В период, предшествующий избранию Дзанабадзара, Монголия, уже забыв о своем имперском прошлом, вела жизнь раздробленной на несколько феодальных княжеств территории, находясь в стороне от основного русла мировой истории.

Начиная с 1636 года Монголия по частям переходила под контроль Маньчжурской династии Цин в Пекине — сначала т.н. Внутренняя Монголия (ныне одноименный район КНР), затем Внешняя Монголия (нынешняя независимая Монгольская Республика), а позднее и территории ойратских родов (ныне Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР). Несмотря на то, что уже Дзанабадзар основал в землях Тушэту-хана свою кочевую ставку и каждый последующий богдо-гэгэнов укреплял свой статус, Монголия продолжала оставаться колонией Китая еще 270 лет.

Только восьмой из богдо-гэгэнов, воспользовавшись революцией в Китае в 1911 году, смог официально провозгласить себя богдыханом — светским правителем единой Монголии (Включая Внешнюю и Внутреннюю Монголии). Он обладал в различные периоды своего правления различными объемами полномочий. Сначала богдыхан несколько месяцев был почти абсолютным монархом над Внешней Монголией с претензий на управление другими монгольскими территориями, но потом, по результатам монголо-русско-китайского Кяхтинского соглашения 1915 года, Россия смогла гарантировать богдыхану власть только над Внешней Монголией в рамках автономии в составе Китая.

В 1919 году военное правительство в Пекине, почувствовав что России не до Монголии, восстановило свою власть над Внешней Монголией. Пекинское правительство на торжественной церемонии 1920 года заставило правительство богдо-гэгэна официально закрепить отказ монгольских властей от автономии. Но ненадолго. Вскоре барон Унгерн — антикоммунистический военачальник, отступая под напором большевистских армий, вошел со своей дивизией в Монголию из России, восстановив правительство богдо-гэгэна. При этом барон заставил богдо-гэгэна передать управление монгольскими вооруженными формированиями под свой контроль, стал фактическим военным диктатором Монголии. В то же время, необходимо отметить, что богдо-гэгэн сочувственно относился к белому движению и лично к Унгерну, считая его меньшим злом, чем китайцы и красные.

Одна революция — в Китае, хотя Китай был враждебен власти богдыхана, позволила богдо-гэгэну выйти на политическую арену, другая революция — в России после свержения Унгерна в 1921 году лишила его ключевой поддержки старой России.

Красная армия вместе с монгольскими радикалами сначала отстранила богдыхана от реальной власти. А 1924 году революционеры, дождавшсь кончины богдо-гэгэна, упразднили теократическую монархию вообще.

Богдыханов больше не было, но новый девятый богдо-гэгэн, т.е. только духовный руководитель Монголии, буддийским духовенством был избран (Его нашли в Тибете в лице мальчика как перерожденца предыдущего богдо-гэгэна, согласно ламаистской практике. Монгольское духовенство выезжало в Тибет для помощи в опознании). Однако просоветское монгольское правительство нового богдо-гэгэна так и не признало. Весь коммунистический период он находился в эмиграции рядом с далай-ламой, а делами ламаистской церкви все эти годы в Монголии управлял настоятель столичного дацана.

Лишь в самое последнее время правительство Монголии стало менять свое отношение к богдо-гэгэну.

Музей

во дворце богдыхана

Предлагаем далее заметку Радио «Голос Монголии» о дворце богдыханов в тексте и в аудиофайле (файл в левом верхнем углу этой страницы), в записи Portalostranah.ru (Стилистика текста первоисточника сохранена):

«. Весна, вместе с тем и начало туристического сезона в Монголии. Один из самых интересных и посещаемых туристами мест в Монголии — это Дворец последнего монгольского монарха Богд Хана VIII. Он находится в столице Улаанбаатаре. Итак, сегодня мы познакомим вас с дворцом-музеем монгольского монарха Богд хана.

Дворец Богд хана был построен самим VIII богдо-гэгэном Джавдзандамба хутугтом — последним правителем Монголии. В начале века он был и духовным главой буддистов и монархом Монголии. Дворец-музей Богд хана состоит из летнего и зимнего дворца, которые с интересом осматривают многочисленные отечественные и иностранные посетители. Летний дворец в китайском стиле был построен в 1893–1903 гг., зимняя резиденция Богд хана — в 1903 году.

Дворец-музей Богд хана предоставляет на обозрение посетителей 8124 интереснейших экспонатов. Среди них портреты всех монгольских Богд ханов, живших в 17 — 20 веках, шапка из листьев сандалового дерева, подаренная первому Богд хану Занабазару пятым Далай ламой. В монгольском буддизме Богд хан считается живым перевоплощенцем будды Важрадхары. Во дворце-музее представлены многочисленные скульптуры и картины, выполненные самим Занабазаром — первой инкарнацией Богд хана.

Особенно много интересных экспонатов, связанных с жизнью и деятельностью Богд хана, находятся в зимнем дворце. Это двухэтажное белое здание в европейском стиле, построенное по чертежам, подаренным русским императором Николаем II монгольскому Богд хаану. Зимний дворец охраняется несколькими львами с узорами на спинах. Войдя на первый этаж, сразу внимание привлекает карета, на которой ездили Богд хан со своею супругой Дондогдулам (провозглашенной, после того как Богд хан стал царём, матерью нации и воплощением будды Тары). Здесь выставлены «танки» (буддийские картины на ткани), статуи, музыкальные инструменты и другие предметы религиозного культа, которыми пользовался Богд хан. В левом крыле здания посетители смогут увидеть леопардовую юрту (на покрытие которой, ушло 150 шкур).

Первая комната — это зал, в котором Богд хан принимал, благословлял простолюдинов, приезжавших в столицу на паломничество. На стене на желтой шелковой материи надпись на монгольском и тибетском языках — «Богд хан — это перерожденец высшего святейшего Важрадхара, символизирующего счастье и добродетель в этой жизни».

Далее следует приемный зал, где хан вместе с супругой встречали высокопоставленных лам, чиновников и иностранных гостей. Здесь можно увидеть два кресла, которые издавали мелодию, когда на них садились. Это тоже подарок русского царя Николая II. На стене висит портрет первого Богд хана Занабазара, нарисованного последним Богд ханом, когда ему было восемь лет. Став правителем страны восьмой Богд хан организовал в своем дворце мастерскую, в которой работали более ста иконописцев и скульпторов. В зимнем дворце представлена коллекция чучел, изготовленная по заказу царя в 1904 году в Гамбурге. Для того времени это были очень качественно выполненные чучела.

На втором этаже, в спальне Богд хана и его супруги можно увидеть деревянную кровать.

Если у вас представится возможность посетить этот уникальный дворец-музей обратите внимание на картину известного монгольского художника Шарава изображающую жизнь монголов начала века. Примечательна детализация изображений (фигурки на картине не более в сочетании с юмором (порой черным) художника. Интересно, что на картине жизнь дворца Богд хана очень пристойна, а вот жизнь вокруг дворца изображена как она есть.

Летний дворец Богд хана состоит из семи храмов. Над входом в первый храм висит позолоченная надпись «Храм развития способностей» на монгольском, тибетском, китайском и маньчжурском языках. А также на санскрите. Рядом с ним беседка, украшенная изображениями всадников и зверей. В ней два раза в год совершались большие жертвоприношения божеству неба и духам местности. В пяти храмах летнего дворца можно полюбоваться на изображения божеств буддизма, выполненные живописью и на шелке. Среди них также произведения Занабазара, первой инкарнации Богд хана. Отметим, что он был выдающимся зодчим, скульптором и просветителем. Иконы изображают Майдара — будду светлого будущего, будду долголетия Аюша и многих других будд. Есть и изображения высших святителей буддийской религии», передавало Радио «Голос Монголии», русское вещание от 9/03/2009.

Этот обзор подготовлен Portalostranah.ru по следующим материалам: передаче русского вещания «Голос Монголии» русское вещание от 9/03/2009; русского издания многоязычной монгольской публикации «История Монголии» (Автор Б. Баабар б/г, предположительно 2006 год) ; и ряду др. источников.

Подробную историю правления восьмого богдыхана вы можете прочитать на нашем Portalostranah.ru в материале по истории Монголии «Очерк монгольской истории — взгляд из Улан-Батора. » .

Опубликовано 26/04/09; Обновлено 13/07/2016

единственного богдыхана

Зимний Дворец Богдо-гэгэна

В самом центре города Улан-Батора находится знаменитый Зимний дворец Богдо-гэгэна VIII. Это сооружение в духе китайского величественного классицизма.

Дворец был построен в 1983 – 1904 годах. Изначально это был целый комплекс архитектурных сооружений, которые дошли до нас лишь частично. В комплекс музея входят Зимний дворец и некоторые другие постройки: Прикрывающие ворота (или «ямпай») из кирпича с изображением двух драконов – символов власти, силы и непобедимости Китая Центральные ворота – предназначались лично для Богдо-гэгэна и его свиты, ими пользовались во время торжественных и религиозных церемоний Главные парадные (или триумфальные) ворота ворота – символ победы и обретения независимости Монголии от Китая Летний дворец и храм-библиотека.

Современный Зимний Дворец в Улан-Баторе – это два музея: «Национальный музей Монголии» и музей, посвященный непосредственно Богдо-гэгэну: здесь сохранены его личные вещи и предметы религиозного культа.

Координаты: 47.93060600,106.90666700

Среди экспонатов музея главное место занимает картинная галерея с портретами представителей династии, а также некоторые личные вещи ханов. Например, лиственную шапку сандалового дерева первому богдыхану подарил далай-лама, считая его живым перевоплощением Будды Важрадхары.

Богдо-гэгэн VIII – великий хан Монголии

Приезд Богдо-гэгэна IX Джецун Дампа Халха Ринпоче – духовного наставника монгольских народов – всегда является одним из важнейших событий для буддистов Монголии и России. Но не все знают, что в предыдущем рождении он был великим ханом Монголии. Историки часто дают Богдо-гэгэну VIII идеологические оценки, во многом ложные. Но не так давно появились ценные данные, основанные на воспоминаниях и прежде закрытых монгольских архивах (1). Оказалось, что известные в России биографии последнего хана Монголии весьма неточны.

В чем причины краха средневековой Монгольской империи, в результате которых великие ханы сошли с исторической сцены? Если кратко, это межплеменная рознь, борьба крупных феодалов между собой, их попытки опереться на иностранные силы. Империя исчезла, а собственно Монголия, расколотая на враждовавшие уделы, попала под власть маньчжурской династии.

Единственным общественным слоем, способным интегрировать монгольское общество, оказались ламы. Четкая церковная иерархия, отсутствие междоусобиц, следование канонам привлекали народ. Важно и то, что преемственность высших иерархов не определяется кровным родством или назначением. Хубилган (перерожденец) не имел собственности. Она принадлежала только линии преемственности. Благодаря этому не было оснований для конкуренции родов или придворных группировок.

Среди хубилганов особую роль в истории Монголии сыграла линия Джецун Дампы (совр. монг.: Жавзандамба хутагт, или, как принято транскрибировать со старомонгольского – Джебцзундамба-хутухта). Эта линия перерождений восходит к Ананде, одному из главных учеников Будды Шакьямуни. Далее он перерождался 21 раз в Индии и Тибете и 2 раза в Монголии. Пятнадцатый хубилган Джецун Дампы стал главой Буддийской церкви Внешней Монголии. С тех пор его перерожденцы, имеющие титул хутухта (святой) и Богдо-гэгэн (Великий святитель), занимая этот пост, укрепляли свое влияние на монгольские народы, хотя все перерожденцы, начиная с третьего – тибетцы, а не монголы.

Это сыграло решающую роль в период борьбы за независимость Монголии, которую возглавил Богдо-гэгэн VIII (1870 – 1924). Ему суждено было стать последним великим ханом монголов. Полное его религиозное имя – Агван Лобсан Чойджи Данзан Ванчигбал Самбу. В 1873 г. из монгольской столицы Урги (сейчас Улан-Батор) в Лхасу выехали 8 чел. во главе с Да-ламой, чтобы выявить, в кого переродился седьмой Джецун Дампа, оставивший этот мир в 1869 г. В Тибете среди 9 “кандидатов” выявили четырехлетнего мальчика, восьмого перерожденца. Он родился в семье знатного тибетца Гончигцэрэна, одного из приближенных Далай-ламы XII. По внешности, характеру и нраву мальчик был очень похож на свое предыдущее перерождение, имел незаурядный, подвижный ум. К прибытию Богдо-гэгэна VIII тщательно готовились, в Монголии и Тибете для этого были выделены большие средства. Новый святитель приехал в Ургу 3 октября 1874 г. С ним приехали отец, мать, братья и вся его свита. 5 октября он был возведен на трон Джецун Дампы.

В детстве Хутухта был окружен вниманием и нежностью. Он отличался справедливостью, изучал религиозные книги, монгольский и тибетский языки. Не прекращал он изучение религиозных и светских дисциплин и позже, многие книги знал наизусть. Мать оказывала на него большое влияние. Говорили, что по ее советам он стал обращаться в консульство России, откуда получал европейские механические игрушки, иллюстрированные журналы. Вероятно, это пробудило его интерес к России. В возрасте 10 лет Хутухта лишился отца, в 17 лет – матери. Отца ему заменил учитель, вместо матери стала жена брата.

В отношении маньчжурского двора Богдо-гэгэн VIII вел себя совсем не так, как его предшественники. С малых лет он должен был сдавать особые экзамены на верность императору, но эту обязанность игнорировал. Он даже не стал участвовать в погребении цинского императора Тунчжи, в торжествах в честь коронации нового императора и в честь 60-летия матери последнего. В европейской литературе сложилось превратное представление о молодости Богдо-гэгэна VIII: пьянство, жестокие развлечения со стрельбой, охота и рыбалка, ночные пиры, слепота из-за потребления плохого спирта. Эти сведения напечатаны во многих книгах. Передавали их европейские путешественники и дипломаты в Урге с чужих слов. Сведения из монгольских архивов их не подтверждают (2). Очевидно, не верили им и современники-монголы, иначе Хутухта не пользовался бы таким авторитетом и поклонением. Кто и с какой целью организовывал такие “утечки информации”, можно только догадываться…

Подобно Богдо-гэгэну I, знаменитому монгольскому политику, скульптору и разработчику письменности Дзанабадзару, Богдо-гэгэн VIII снял с себя монашеские обеты и женился. Расставшись с первой женой, он взял вторую, по имени Ц. Дондогдулам и усыновил ее сына (собственных детей у него не было). Среди народа ее уважали за ум, образованность, хорошее чтение нараспев священных книг. Скончалась она в 1923 г., незадолго до смерти своего супруга.

В 1890 г. на берегу р.Тола для Богдо-гэгэна был построен дворец-монастырь. Архитектура соответствовала канонам тибетского буддизма, но дом, где жил и умер сам Хутухта, был построен в русском стиле: за образец взяли здание русского консульства в Урге. При дворце создали богатую библиотеку, а при ней – своеобразный научный центр, где делали переводы, собирали и комментировали книги. За счет подношений, подарков и покупок во дворце постепенно образовалось великолепное собрание предметов религии и искусства, драгоценностей, приборов, музыкальных инструментов, чучел животных и т.д. Это собрание напоминало кунсткамеру. Часть этих предметов сохранилась и составляет экспозицию дворца-музея Богдо-гэгэна в Улан-Баторе. На содержание свое и своих дворцов Богдо-гэгэн VIII тратил только доходы от подношений, сделанных ему лично. Ни от труда монастырских крестьян, ни с доходов подчиненных он ничего не получал.

В 1904 г. в Тибет из Индии вторгся военный отряд английского полковника Ф.Э. Янгхазбенда. Далай-лама XIII вынужден был покинуть Тибет. Через населенный тибетцами и монголами Кукунор (сейчас китайская провинция Цинхай) он направился в Ургу. Когда весть об этом достигла столицы, там прошло совещание. На нем решили встретить высокого гостя с почетом и поселить в старом дворце Богдо-гэгэна.

Маньчжурское правительство не оказало никакой помощи Тибету в отражении нападения англичан. Но, руководствуясь принципом “разделяй и властвуй”, оно проявило недовольство отъездом Далай-ламы в Монголию. Пекин беззаконно “низложил” Далай-ламу, а Джецун Дампе направил предписание “не особенно усердствовать по приему Далай-ламы” (3). Богдо-гэгэну трудно было противиться маньчжурам и китайцам. Незадолго до этого по его настоянию из Урги был отозван маньчжурский наместник, обиравший население. Взамен послали другого, потом третьего. Далай-ламе из Пекина прислали приказ уехать из Монголии; он отказался. За обоими иерархами в Урге следили китайские шпионы. Богдо-гэгэн не выехал из Урги, чтобы встретить гостя, официальная встреча состоялась позже и была короткой. По Урге ходили слухи о разногласиях между двумя иерархами. Эти слухи записывали приезжие, и такое мнение стало почти общепринятым. Факты говорят о том, что отношения Далай-ламы XIII с двором Богдо-гэгэна VIII и с российским консульством в Урге, действительно, стали натянутыми. Осенью 1905 г. Далай-лама XIII выехал из Урги в монгольский монастырь Дайчин-ван-хурэ и зазимовал там, поддерживая контакты с представителями Николая II в Монголии и надеясь получить поддержку России. Он смог получить лишь моральную поддержку царя: российский МИД, настроенный проанглийски, боялся вмешиваться в тибетские дела. Пекин добился своего: летом 1906 г. Далай-лама направился в Тибет через Китай.

Имеющиеся сведения складываются в картину интриг в окружении Богдо-гэгэна VIII, режиссированных из Пекина, направленных на раскол сангхи и удаление Далай-ламы XIII в Китай. В результате Богдо-гэгэн VIII попал в сложное положение. Отрывочные сведения говорят о том, что он сохранил нормальные отношения с Далай-ламой, но вынужден был скрывать их. Он тайно встречался с первоиерархом (4), но содержание этих встреч неизвестно. Решение отделиться от Китая и образовать союзное государство Монголии и Тибета при поддержке России (5), возможно, было принято как раз тогда.

Интриги вокруг пребывания Далай-ламы в Урге дорого стоили Богдо-гэгэну: из-за того, что его “подставили” и возникла видимость конфликта, у него пропало зрение (6). Европейцы предполагали, что у него катаракта. Хутухта имел возможность лечиться у европейских врачей, но отказался (7). Чтобы восстановить зрение, в Урге следовало построить самый большой в Монголии храм со статуей бодхисаттвы Авалокитешвары – Мэгжид-Жанрайсэг. Когда Далай-лама был в Урге, он благословил эту работу. Народ делал пожертвования, использовали также заем от России. Статуя высотой 40 локтей (28 м) была отлита в монгольском г. Долоннор (сейчас – в КНР) и привезена в Ургу. Работа закончилась лишь в 1913 г. Зрение, действительно, вернулось к Богдо-гэгэну, хотя и не полностью. Он ходил в черных очках, плохо видел (8). Статуя же бесследно исчезла в период социализма (видимо, переплавлена); в 1996 г. воссоздана в Монголии. В голову воссозданной статуи, в числе прочих святынь, поместили подаренный Далай-ламой XIV бурхан, когда-то принадлежавший Таранатхе, воплощениями которого являются Богдо-гэгэны.

В конце XIX в. в Монголии наступили тревожные времена. Маньчжурская династия, шедшая к упадку, нарушила обязательства, на основании которых монголы признали ее сюзеренитет: она стала заселять их земли китайцами и тем самым создала угрозу традиционной культуре монголов. Последние решили отделиться и образовать свое монархическое государство. Решающую роль в этом сыграло духовенство и лично Богдо-гэгэн VIII. После тайных совещаний, Хутухта издал лундэн (наставление, пророческое писание, булла) о том, что Монголия должно опираться на Россию и Белого царя (9). В Петербург направили посольство, царское правительство поддержало монголов. В конце 1911 г., вскоре после победы Синьхайской революции, уничтожившей маньчжурскую империю Цин, ламы и князья Внешней Монголии заставили маньчжурских и китайских чиновников покинуть их страну.

29 декабря 1911 г. в Урге прошла торжественная церемония возведения Богдо-гэгэна VIII на престол великого хана (Богдо-хана) Монголии. В ней приняли участие посланцы разных монгольских земель, разных слоев населения. Богдо-хан стал править под девизом Многими Возведенный. Внешняя Монголия стала независимым теократическим государством. Стремясь консолидировать страну и избежать социальных потрясений, Богдо-гэгэн VIII в своих лундэнах подчеркивал необходимость прекращения междоусобиц, ссор и взаимной вражды, угнетения высоких и низких людей, важность укрепления семьи и т.п. Лундэны касались самых разных тем – религии, государственного управления, международных связей, финансов, таможенных правил, награждений, охраны природы, возмещения людям, пострадавшим от потерь скота, мерам против голода и т.д. Богдо-хан организовал верхнюю и нижнюю палаты, пять министерств, облегчил налоги, транспортную повинность. Были изданы важные законодательные акты в области политики, экономики, финансов, обороны, торговли, культуры и т.д. Организовали военную школу с русскими инструкторами. Построили несколько мастерских и заводов, типографию, пекарню, больницу, ветлечебницу, мельницы, радиостанцию, телеграф, телефон, автомастерские, электростанцию, банки, военное училище и т.д. Богдо-гэгэн поощрял не только религиозное, но и светское образование, призывал уважать свою историю.

Республиканский Китай пытался вести секретные переговоры с правительством Богдо-хана. Хутухта резонно отвечал, что монголы присягали на верность Цинской монархии, а в результате революции в Китае эта связь порвалась (10). Россия сочувствовала борьбе монголов, но не могла поддержать освободительное движение во Внутренней Монголии и Барге, будучи связанной секретными соглашениями с Японией о разделе сфер влияния. В 1915 г. было подписано трехстороннее Кяхтинское соглашение между Россией, Китаем и Монголией, которое зафиксировало широкую автономию Монголии. На трехсторонних переговорах правительство Богдо-гэгэна рассматривалось как самостоятельная сторона. Фактически, автономная Монголия осталась независимой. Россия и лично Николай II оказывали ей моральную, дипломатическую и материальную поддержку в сохранении этой независимости.

После революции 1917 г. Россия уже не могла помогать монголам. Китай, по своему обыкновению воспользовавшись слабостью соседа и организовав раскол в правящих кругах, в 1919 г. оккупировал Монголию, нарушив Кяхтинское соглашение. Но и после этого Богдо-гэгэн VIII продолжал тайно поддерживать борцов за независимость, просил помощи у Америки, Японии и России, но безуспешно.
Независимость Монголии восстановил барон Р.Ф. фон Унгерн-Штернберг в 1921 г. Когда отряд Унгерна вошел в страну, китайцы арестовали Богдо-гэгэна VIII. Через лам барон наладил тайные контакты с Хутухтой и получил его благословение на изгнание оккупантов. 2 февраля 1921 г. Богдо-гэгэн был освобожден из-под ареста специальным отрядом барона, в то время как другие подразделения вели бои с китайцами. 22 февраля была проведена новая церемония возведения во власть Богдо-хана. Унгерн, белые офицеры и монгольские сановники получили от Богдо-гэгэна VIII титулы и привилегии.

В марте Богдо-хан сформировал новое правительство. Ошибкой является расхожее мнение, будто Унгерн стал диктатором Монголии. В действительности всю полноту власти осуществляло Монгольское правительство, которое действовало под главенством Богдо-хана. Оно просуществовало в условиях разрухи и фактической блокады всего несколько месяцев, и все-таки сумело провести ряд важных политических, экономических и военных мероприятий.

Богдо-хан, по-видимому, надеялся на реставрацию Российской империи, но затем понял, что это невозможно. Когда Унгерн решил идти из Монголии в поход на Сибирь, Богдо-хан договорился с ним, что это будет собственная инициатива барона и, в то же время, приказал монголам оказывать ему содействие. Как известно, белые потерпели поражение. До самого вступления красных в Ургу Хутухта старался убедить их сохранить Монгольское автономное правительство, но получил отказ.

Авторитет Богдо-гэгэна VIII среди монголов был столь высок, что коммунисты, захватившие власть в Монголии, не посмели его свергать. 11 июля 1921 г. во дворце состоялась новая церемония: возведение Богдо-хана на престол ограниченного монарха. 1 ноября 1921 г. Богдо-хана вынудили подписать так называемый “Клятвенный договор”, которым он лишался права влиять на важные государственные решения. Этот договор подписан под внешним давлением, потому его легитимность сомнительна. В 1921 г. Далай-лама XIII получил от Богдо-гэгэна VIII письмо о том, что Советы, уничтожив свои храмы и священные книги, добрались до Монголии и при содействии Монгольской народной партии сместили его с престола (11).

Иногда пишут, что подчинение Хутухты внешнему диктату – признак беспринципности. Но к чему привел бы отказ? Не к сохранению власти, а лишь к новым репрессиям и жертвам. Поэтому действия Богдо-гэгэна были оправданы буддийским принципом сострадания. Революционное правительство формально докладывало о важнейших мероприятиях монарху, но он не мог их менять или блокировать. Он не смог отменить даже вынесенные красными смертные приговоры ламам и феодалам – героям национально-освободительной борьбы.

В конце 1923 г. Богдо-хан почувствовал себя плохо. Он скончался 20 мая 1924 г. Причиной смерти был рак горла, а по другим сведениям, убийство. Народное правительство отклонило желание министерства по делам Хутухты и шабинаров об изготовлении субургана (ступы) и выявлении следующего хубилгана. Тем не менее, в конце мая 1924 г. по Урге ходили слухи, что новый хубилган уже родился в хошуне (уделе) Жонон-вана. В том же году начали искать хубилгана высшие ламы монастыря Их-Хурэ (12). Новый слух прошел в 1925 г.: что это ребенок одной женщины из северной Монголии.

Ходатайство о новых поисках правительство отклонило. 7 июля 1925 г. вышло постановление пленума ЦК МНРП, по которому этот вопрос решили отложить и организовать комиссию от правительства, чтобы спросить у Далай-ламы. Тем не менее, в Лхасу было отправлено письмо, что Монголия – республика, и Богдо-ханов или Богдо-гэгэнов больше не должно быть.

В ноябре 1926 г. III Великий хурал МНР принял специальную резолюцию, в которой постановил: “В отношении приглашения девятого Хутухты воздержаться, т.к. об этом нет никаких указаний в священных сказаниях, вследствие чего необходимо детальное выяснение этого вопроса в высших инстанциях буддийской иерархии” (13). Хотя Конституция МНР 1924 г. провозглашала отделение церкви от государства (как, впрочем, и Конституции 1960 и 1992 гг.), в главе 2 “Закона об отделении религии от государства” 1926 г. говорилось, что для поисков новых перерождений хутухт надо испрашивать разрешение правительства. В 1928 г. на VII съезде МНРП и V Великом народном хурале окончательно запретили искать перерождение Джецун Дампы, о чем велели агитировать среди народа (14). Раз церковь отделена от государства, то данный запрет и государственное регулирование незаконны: это дело верующих.

Несмотря на все препятствия, новый хубилган Джецун Дампы был выявлен достоверно и согласно традиции. Он родился в 1932 г. в семье тибетцев в Лхасе (15). В возрасте 4 лет его признали хубилганом Джецун Дампы регент Лхасы, государственные оракулы Тибета и другие высшие ламы. Дело в том, что Далай-лама XIII умер в 1933 г., а Далай-лама XIV родился в 1935 г. Впоследствии он признал истинность девятого перерождения Богдо-гэгэна. В Тибет выехал Дилова-хутухта Джамсаранжав (его хубилганом является нынешний Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче). Джамсаранжав знал Богдо-гэгэна VIII. По дороге в Тибет он был арестован в Китае, и смог приехать позже. В связи с репрессиями против религии в СССР и МНР и давлением, оказываемым на Монголию, выявление Богдо-гэгэна IX долго держали в тайне.

Религиозное имя ныне живущего Джецун Дампы – Джампел Намдрол Чокьи Гьялцен (монг.: Жамбалнамдолчойжижанцан). В детстве он дружил и учился вместе с Далай-ламой XIV. В течение 14 лет изучал буддийскую философию в тибетском монастыре Дрепунг, затем, в возрасте 21 года совершал религиозные практики и паломничества по святым местам Тибета, в возрасте 25 лет снял с себя монашеские обеты и 4 года находился в монастыре Ганден-Пунцоглинг, основанном Таранатхой. В 1959 г., после оккупации Тибета Китаем, вместе с Далай-ламой XIV ушел в Индию, где много лет жил как простой беженец. В 1991 г. был возведен Далай-ламой на трон Джецун Дампы. Так что прекратилась монархическая власть, но не линия преемственности.

Итак, Богдо-хан проявил себя как гениальный политик, его роль соизмерима с ролью создателей Монгольской империи. Теократия, опираясь на духовенство как наиболее сплоченный слой общества, имела спасительное значение для народа, обеспечив его консолидацию в критический период становления современной Монголии. Это весьма актуально сейчас, когда монголы сталкиваются с опасностью утраты своей цивилизационной идентичности и духовности. Поэтому визит в Монголию Богдо-гэгэна IX, которого там давно ждут – поистине, историческое событие.

Имеющиеся сведения складываются в картину интриг в окружении Богдо-гэгэна VIII, режиссированных из Пекина, направленных на раскол сангхи и удаление Далай-ламы XIII в Китай. В результате Богдо-гэгэн VIII попал в сложное положение. Отрывочные сведения говорят о том, что он сохранил нормальные отношения с Далай-ламой, но вынужден был скрывать их. Он тайно встречался с первоиерархом (4), но содержание этих встреч неизвестно. Решение отделиться от Китая и образовать союзное государство Монголии и Тибета при поддержке России (5), возможно, было принято как раз тогда.

Достопримечательности

Теперь прогуляемся самим Улан-Батором.

Улица Мира – это главная улица Улан-Батора. На этой улице расположены правительственные учреждения, банки, крупные магазины, театр. Здесь всегда очень много гуляющих жителей города и туристов с различных стран.

Площадь Сухэ-Батора – центральная площадь города. В центре площади стоит памятник вождю монгольской революции Дамдину Сухэ-Батору. Здесь же находится монгольский парламент.

Дом Ханддорж-чинвана – интересный архитектурный памятник в центре Улан-Батора. Построен в начале двадцатого столетия. Дом принадлежал монгольскому государственному деятелю М. Ханддоржу.

Центр культурного и религиозного наследия Занабазара – находится на холме Зайсан. Здесь есть красивая статуя Будды, а в постаменте собственно размещён и сам центр наследия. Вокруг центра раскинулся красивый парк Будды.

— памятник Дашдоджийну Натсагдорджу, основателю современной монгольской литературы;

Улан-Батор

Панорама современного Улан-Батора в августе 2009.

Ула́н-Ба́тор, Улаанбаатар (монг.), Ulan Bator или Ulaanbaatar (англ.), Ulaanbaatar (нем.), Oulan-Bator или Ulaanbaatar (франц.) — столица Республики Монголия, самый большой город страны, отдельная административная единица (Улсын нийслэл монг.).

Улан-Батор протянулся на 20 км в долине реки Тола на высоте 1350 м над уровнем моря на севере Монголии [1] .

Улан-Батор разделен на 9 районов (дүүрэг монг.) [2] .

Дата основания:

1639 – основание буддистского монастыря, около которого возникло кочевое поселение, с 1778 – оседлое.

Этимология названия:

Название “Улан-Батор” (Ulaɣan Baɣatur монг.) – “Красный богатырь” – присвоено городу в 1924 в честь лидера монгольской революции Сухэ-Батора (1893-1923).

Вид на Зимний дворец богдо-гэгэна (построен в 1893—1903, Богд гэгээний ордон монг.) в Улан-Баторе в октябре 2006.

Исторические названия

  • 1639-1706: Өргөө (монг.) – “дворец, ставка”, откуда возникло русское название “Урга”.
  • 1706-1911: Их-хуре (Их хүрээ монг.) – “Великий монастырь”.
  • 1911-26 ноября 1924: Нийслел-хуре (Нийслэл хүрээ монг.) – “Столичный монастырь”.
  • 26 ноября 1924-по настоящее время: Улан-Батор.

Улан-Батор — столица:

  • 1691-1 декабря 1911: местопребывание китайского наместника Внешней Монголии и монгольского религиозного лидера богдо-гэгэна.
  • 1 декабря 1911-1924: столица автономной Внешней Монголии, резиденция богдо-гэгэна.
  • 1924-1990: столица Монгольской Народной Республики
  • 1992-по настоящее время: Республика Монголия

В Улан-Баторе находятся центральные государственные органы Республики Монголия:

  • ПрезидентРеспублики Монголия
  • Премьер-министр.
  • Парламент – однопалатный Великий государственный хурал.

Географические координаты: 47°50´ с.ш., 106°45´в.д. [3]

Население: 1 млн 44,5 тыс . человек (май 2008) [4] .

Монастырь Гандантэгченлин (Гандан Тэгчинлин хийд монг.) в Улан-Баторе в ноябре 2006. Монастырь был построен в XIX в. и в 1944-1990 являлся единственным действующим местом отправления культа в Монголии. В монастыре находится знаменитая 26-метровая статуя бодхисаттвы Авалокитешвары.

Площадь: 4704 км² [5] .

Ула́н-Ба́тор, Улаанбаатар (монг.), Ulan Bator или Ulaanbaatar (англ.), Ulaanbaatar (нем.), Oulan-Bator или Ulaanbaatar (франц.) — столица Республики Монголия, самый большой город страны, отдельная административная единица (Улсын нийслэл монг.).

Интересные места Монголии

Нетронутая природа Монголии является ее главной достопримечательностью. В стране насчитывается 22 национальных парка, где обитают и произрастают уникальные эндемики. Ландшафт в Монголии меняется от горного до таежного, и от степного до пустынного. Отсюда большое биоразнообразие.

Хребты нагорья Хэнтэй высоко поднимаются к северу от Улан-Батора. С их вершин шумным потоком устремляются вниз горные ручьи и реки. А на юге нагорья путешественников ждет таежный ландшафт. В национальном парке хорошо развита туристическая инфраструктура: здесь можно остановиться на ночь в отеле юрточного типа, попробовать местную еду в многочисленных ресторанах и кафе, а также купить сувениры. По парку проложены пешеходные и конные маршруты. На пути следования туристы обязательно увидят скалы-останцы самых причудливых форм и ледниковое озеро Хагин-Хар.

Достопримечательности Улан-Батора, что посмотреть в столице Монголии?

Давайте сразу расставим все точки над «i» — каких-то настоящих must see в Улан-Баторе нету. Если вы пропустите что-то из местных достопримечательностей – можете особо не переживать. Этот город крут своим колоритом. Поэтому лично мне намного интересней было разглядывать людей на улицах или, например, бродить по продуктовым магазинам, чем бегать в поисках тех или иных исторических мест. Настоящий восторг у меня вызвали не дворцы, памятники и буддийские монастыри – а самые обычные юрты, которые стали попадаться мне на глаза сразу после того, как мы вышли из аэропорта. В центре их практически нет, поэтому перед тем, как уезжать в город из аэропорта Чингисхана, я рекомендую вам сначала побродить немного по окраинному району Нисэх. Вот именно тут – среди гор песка, грунтовых дорог и обычных многоэтажек – чувствуется ритм и атмосфера настоящей Монголии. Монголии «для своих», а не той показушной страны, созданной для европейских и американских туристов.

Плюс, как я и говорил, именно здесь вы сможете «в естественно среде» посмотреть на самые настоящие монгольские юрты. Да, они существуют до сих пор. И да, около 30% населения Монголии даже сегодня ведет кочевой образ жизни. Чтобы поставить юрту в центре Улан-Батора, в районах с плотной застройкой, нужно серьезно заморочиться, оплачивая и собирая различные разрешения. А вот на окраине или тем более где-то в степи – для этого достаточно только твоего желания.

Из-за большого количества юрт в Улан-Баторе есть серьезная проблема с чистотой воздуха, который в холодное время года наполняется дымом домашних печей. Малообеспеченные монголы топят юрты и частные дома всем, что попадается под руку – от автомобильных покрышек до нелегально добытого угля.

В общем – посмотреть на юрты со стороны намного интересней, чем жить в них в условиях современного города-миллионника. Погуляйте часик по району Нисэх, а затем ловите подходящий транспорт и отправляйтесь в город. А о том, как добраться из аэропорта Чингисхана в центр Улан-Батора у меня как раз есть отдельная статья.

Немного предыстории… Если вы следите за мной в ВК или Инстаграме, то, наверно, знаете, что мы приехали в Монголию после 12 дней, проведенных в Китае. В Пекине я жил прямо напротив местного Храма Ламы. И вот на фоне того впечатляющего комплекса его монгольский аналог выглядел, как Владимир Ухтинский на концерте Imagine Dragons. Как ОКА на фоне БЕЛаза… Как Ведрич-93 на фоне мадридского Реала… Как Мивина на фоне Биг Бона… Как я на фоне Варламова.

Далай-лама XIV сообщил, что духовный лидер монгольских буддистов вернулся на Родину

Недавний нашумевший визит Далай-ламы XIV завершился долгожданным завершением волнующего всех вопроса. Его Святейшество прямо перед отбытием провёл пресс-конференцию, где сообщил о том, что в Монголии переродился умерший несколько лет назад духовный лидер монгольских буддистов Богдо-гэгэн. Какое значение он имеет для Бурятии в частности и российских буддистов вообще?

– Сейчас он слишком маленький, поэтому об этом говорить пока рано. Через 2 – 3 года, когда ему будет 4 – 5 лет, о реинкарнации Х Богдо объявят открыто и будет произведено возведение его на трон, – сказал Далай-лама, отвечая на вопросы журналистов.

Напомним, что мы после кончины IX Богдо-гэгэна писали о том, что некоторые бурятские буддисты предлагали молиться за то, чтобы он переродился в Бурятии. Сегодня мы хотели бы разъяснить читателям, кто такой Богдо-гэгэн, как появился его институт и как он влиял на нашу историю. Наш собеседник – известный буддолог, доктор исторических наук Николай Цыремпилов. Сейчас он профессор Назарбаев Университета в столице Казахстана Астане.

– Начнем с того, что расскажем читателям, кто такой Богдо-гэгэн и как появился его институт у монголов.

– Кто такой Богдо-гэгэн, он же Джебзундамба-хутухта? Это монгольское и тибетское обозначение титула самого авторитетного перерождающегося ламы Монголии. Линия восходит к крупному тибетскому учителю Таранатхе Гунга-Нимбу, который жил в XVI – XVII веках в Тибете. Но умер в 1634 году в Монголии. Годом позднее в семье монгольского Тушету-хана родился мальчик, которого в Тибете признали перерождением Таранатхи. Позднее он получил имя Занабазар, стал монахом, изобрел для монголов новую письменность, основал будущую столицу страны, а еще стал выдающимся буддийским скульптором. Ваша газета недавно сообщала, что одну из его скульптур какой-то китайский миллионер купил за баснословные деньги.

Занабазара за высокий рост называли Ундур-гэгэном, т.е. долговязым святым. Это чрезвычайно важная историческая фигура для монголов. Отношение к нему неоднозначное.

Удивительная Земля — Интернет-журнал о путешествиях

Храм-музей Чойджин-ламы является одним из интереснейших памятников монгольской архитектуры 20-го века, созданный в 1904-1908 годах в честь государственного прорицателя Лувсанхайдава. Находится он в одном из кварталов вблизи центральной площади Сухэбатора. Храм предназначался для проведения богослужений и религиозных обрядов, защищающих Монгольское государство.

Мемориальный комплекс «Зайсан»

«Зайсан» построили в честь очередной годовщины боев под Халкин-Голом (1939 г.) в 1979 г. Здесь установлен вечный огнь в чаше из красного гранита, который, к сожалению, с 90-х годов не горит. К 70-летию победы, комплекс все же облагородили, посадили множество кустов и деревьев, поставили лавки.

До 1071 г., на холме Зайсана располагался памятник воинам, погибшим во имя свободы Монголии. Здесь стояла статуя Советского человека с серпом, молотом и соембо. Со смотровой площадки вам откроется замечательный вид на Улан-Батор и его окрестности.

До 1071 г., на холме Зайсана располагался памятник воинам, погибшим во имя свободы Монголии. Здесь стояла статуя Советского человека с серпом, молотом и соембо. Со смотровой площадки вам откроется замечательный вид на Улан-Батор и его окрестности.

Выберите сервис которую Вы хотите и получите интересные предложения от нас

  • Авиабилеты
  • Отели
  • Туры
  • Жилье
  • Экскурсии
  • Аренда авто
  • Страховка
  • ЖД
  • Автобусы
  • Авиабилеты
  • Отели
  • Туры
  • Жилье
  • Экскурсии
  • Аренда авто
  • Страховка
  • ЖД билеты
  • Автобусы

Информация

Дворец Богдо-гэгэна

Дворец
Дворец Богдо-гэгэна

Триумфальные ворота дворца
Страна Монголия
Город Улан-Батор
Архитектурный стиль китайский; классицизм
Основатель Богдо-гэгэн VIII
Дата основания 1893 год
Строительство 1893—1903 годы
Реликвии и святыни личные вещи Богдо-хана
Состояние частично сохранившийся
Сайт bogdkhaanpalace.mn
Медиафайлы на Викискладе

Дворец Богдо-гэгэна (монг. Богд гэгээний ордон ) — ургинская резиденция Богдо-гэгэна VIII, в настоящее время — посвящённый ему музей в Улан-Баторе (Монголия).

Комплекс расположен в юго-восточном улан-баторском районе Баянзурх по дороге на Зайсан. Изначально состоял из четырёх зданий, [1] построенных по распоряжению Богдо-гэгэна VIII, с 1911 года — Богдо-хана Монголии, где он и жил вместе с супругой Цэндийн Дондогдулам. После смерти Богдо-гэгэна VIII в 1924 году народно-революционное правительство Монголии запретило поиски его новой реинкарнации. Значительная часть имущества была утрачена, роздана или распродана на аукционах. В помещении Зимнего дворца был открыт Национальный музей Монголии, с 1961 г. преобразованный в Музей-резиденцию Богдо-хана. До настоящего времени из всего ансамбля дворца сохранилась только центральная часть. [2]

В комплекс музея входят Зимний дворец и следующие постройки. [3] Прикрывающие ворота (ямпай) из кирпича с изображением двух драконов – символов власти, силы и непобедимости. Центральные ворота – предназначались для Богдо-гэгэна и его свиты во время церемоний. Главные парадные или триумфальные ворота ворота – символ победы и обретения независимости от Китая. Построены с 1912 по 1919 г. мастерами из разных хошунов Монголии под руководством известного архитектора Багажава. Высокие столбы для флагов – на правом в период теократического Монгольского государства развевался государственный флаг, на левом – религиозный желтый флаг. Летний дворец (монг. Зуны ордон ) строился в 1893—1903 годах в китайском стиле. Состоит из семи храмов: Храм Развивающий и Расширяющий Мудрость – в нем находятся изображениями махараджей-охранителей четырех сторон света: Елхорсурэн (Дхритараштра), Жамийсан (Вирупакша), Пагжийбуу (Вирудхара), Намсрай (Вайшравана). Четыре храма – в них экспонированы произведения аппликативной или шелковой живописи, живописи тханка, скульптуры божеств, музыкальные инструменты и ритуальные предметы. Главный храм (лавран) – в нем Богдо-гэгэн VIII ежедневно совершал молитвы. В храме находится в частности, изображение Богдо-гэгэна I Занабазара. Библиотека – храм, в котором во времена Богдо-гэгэна VIII помещались его многочисленные книги. После превращения дворца в музей большая часть религиозных книг была перевезена в центральную Государственную библиотеку.

Зимний (монг. Өвлийн ордон ) построен в 1903 – 1905 гг. по проекту российских архитекторов. В этом дворце Богдо-гэгэн VIII проводил зиму каждый год до своей смерти в 1924 г. Покои Богдо-хана и его супруги Дондогдулам находились на втором этаже, обслуживающий персонал жил на первом. Экспозиция представляет личные вещи Богдо-хана, собрание произведений религиозного искусства, чучел животных, узорную обрядную юрту и церемониальные сапоги, подаренные российским императором Николаем II. [4] [5] Экспонируются также парадные и ритуальные одежды и головные уборы Богдо-хана и его супруги, копии печатей по делам религии и государственной, зонты из павлиньих перьев и желтого шелка, паланкин, письменные принадлежности, мебель, посуда, музыкальные шкатулки. Экспозиция включает портрет Занабазара, написанный Богдо-гэгэном VIII, детскую одежду Богдо-гэгэна VIII и его игрушки. Имеется несколько картин, написанных известным монгольским художником Б. Шаравом, а также ряд предметов, перенесенных в музей из Желтого дворца, который сгорел в 1924 г. [6]

В комплекс музея входят Зимний дворец и следующие постройки. [3] Прикрывающие ворота (ямпай) из кирпича с изображением двух драконов – символов власти, силы и непобедимости. Центральные ворота – предназначались для Богдо-гэгэна и его свиты во время церемоний. Главные парадные или триумфальные ворота ворота – символ победы и обретения независимости от Китая. Построены с 1912 по 1919 г. мастерами из разных хошунов Монголии под руководством известного архитектора Багажава. Высокие столбы для флагов – на правом в период теократического Монгольского государства развевался государственный флаг, на левом – религиозный желтый флаг. Летний дворец (монг. Зуны ордон ) строился в 1893—1903 годах в китайском стиле. Состоит из семи храмов: Храм Развивающий и Расширяющий Мудрость – в нем находятся изображениями махараджей-охранителей четырех сторон света: Елхорсурэн (Дхритараштра), Жамийсан (Вирупакша), Пагжийбуу (Вирудхара), Намсрай (Вайшравана). Четыре храма – в них экспонированы произведения аппликативной или шелковой живописи, живописи тханка, скульптуры божеств, музыкальные инструменты и ритуальные предметы. Главный храм (лавран) – в нем Богдо-гэгэн VIII ежедневно совершал молитвы. В храме находится в частности, изображение Богдо-гэгэна I Занабазара. Библиотека – храм, в котором во времена Богдо-гэгэна VIII помещались его многочисленные книги. После превращения дворца в музей большая часть религиозных книг была перевезена в центральную Государственную библиотеку.

Тур в сокровенные земли Монголии.

В 2019 г. исполняется 150 лет со дня рождения Богдо гэгэна Джебцзундамба​ хутухты VIII – последнего великого хана монголов, заложившего основы. Богдо гэгэн VIII. Последний великий хан и глава буддистов Монголии – Богдо гэгэн Джебцзундамба хутухта VIII имел в столице страны четыре дворца:. Восстановлен один из дворцов Богдо гэгэна VIII в Улан Баторе. Монголы называли его Богдо гэгэн Светлейший святой, Она знала, что у дворца каждый день VIII Джебдзун Дамба хутухта или Богдо гэгэн.

В 2019 г. исполняется 150 лет со дня рождения Богдо гэгэна Джебцзундамба​ хутухты VIII – последнего великого хана монголов, заложившего основы. Богдо гэгэн VIII. Последний великий хан и глава буддистов Монголии – Богдо гэгэн Джебцзундамба хутухта VIII имел в столице страны четыре дворца:. Восстановлен один из дворцов Богдо гэгэна VIII в Улан Баторе. Монголы называли его Богдо гэгэн Светлейший святой, Она знала, что у дворца каждый день VIII Джебдзун Дамба хутухта или Богдо гэгэн.

Природные объекты

Монголия имеет огромную территорию, большую часть которой занимает дикая природа. Из-за этого здесь есть много интересных достопримечательностей, поражающих своей красотой даже самого требовательного туриста. Среди наиболее известных природных объектов выделяют следующие:

  1. Гора Уушгийн-Уул. Эта монгольская достопримечательность известна далеко за пределами страны. На её вершине находится знаменитый погребальный курган, в котором захоронены представители коренных кочевых племён. Рядом с горой расположены большие каменные глыбы, покрытые рисунками, сделанными несколько веков назад. В этих местах всегда много туристов, желающих прикоснуться к истории не только города, но и всей страны.
  2. Пески Хонгорын элс. Это уникальное место находится в северной части пустыни Гоби. Оно представляет собой песчаную гряду, протяжённость которой составляет более 180 м. Между дюнами протекает небольшой ручей, образовывающий живописное ущелье. Особенно прекрасно оно на закате солнца, когда небесное светило озаряет дюны своим светом.
  3. Хребет Хан-Хухийн нуруу. У южной оконечности города расположен природный заповедник, образовавшийся на месте потухших вулканов. В северной части этого уголка природы находится небольшой, но очень красивый горный хребет. По внешнему виду он напоминает мост, отделяющий вулканическое озеро от остальной части котловины. В эти места приезжают туристы, желающие совершить продолжительные походы, подышать свежим воздухом и заночевать под звёздами.
  4. Озеро Хар-Ус нуур. Этот пресный водоём является одним из самых крупных в столице. Главная его особенность заключается в цвете воды, которые намного темнее традиционного синего или голубого. Это объясняется наличием большого количества органических и минеральных веществ, которые скопились на дне озера за несколько сотен лет его существования. Территория около водоёма практически не заселена, поэтому любой желающий может остаться один на один с природой.
  5. Национальный парк Горхи-Тэрэлж. Он находится в нескольких десятках километров от центра столицы. На территории заповедника есть несколько горных хребтов, но большая часть занята равниной. Гуляя по парку можно увидеть много природных объектов, а также установленных древних скульптур и возведённых храмов.

При свете солнца можно сходить в многочисленные музеи, посмотреть театральное представление, а также прогуляться в городских парках.

[flat_ab id="3"] Ссылка на основную публикацию