Борьба с коррупцией в Сингапуре: высокие заработные платы чиновников и высокая ответственность

Основы антикоррупционной стратегии Республики Сингапур

Борьба с коррупцией в Сингапуре была ориентирована на три важнейших направления:

  1. Исключение из госаппарата взяточников;
  2. Максимальное упрощение государственных процедур;

Успешность проводимой антикоррупционной политики обеспечили обширные реформы в области законодательства. Все назначения чиновников стали прозрачными и понятными. Свою роль сыграла и жесткая регламентация служебных полномочий каждого чиновника.

Опыт борьбы с коррупцией в Сингапуре свидетельствует о том, что новое правительство поставило во главу угла человеческий фактор и доверие населения.

Коррупция была названа угрозой, препятствующей успешному развитию страны. В результате «быть честным и неподкупным» стало нормой общества, отклонение от которой осуждается и сурово наказывается.

Неслучайно то, как победил коррупцию Сингапур, является примером для всего мира.


Борьба с коррупцией в Сингапуре была ориентирована на три важнейших направления:

  1. Исключение из госаппарата взяточников;
  2. Максимальное упрощение государственных процедур;

Борьба с коррупцией в Сингапуре: высокие заработные платы чиновников и высокая ответственность

Если гражданин или бизнесмен пострадавший от коррупции попытается наказать коррупционера-чиновника с помощью закона, у него это не получится, полиция не примет заявление, а суды не будут принимать обвинительное заключение. Более того на гражданина или бизнесмена может начаться банальная травля со стороны проверяющих органов или даже могут против него сфабриковать дело и отправить под суд. Газеты и телевидение не расскажут о коррупционных делах, ибо они подконтрольны административному ресурсу.

Сингапур и другие страны мира: Зарплата госслужащих и демократия, эффективность и отрицательный отбор

«При обретении независимости Сингапур страдал от высокой коррупции. Ли Куан Ю так охарактеризовал положение: «Коррупция является одной из черт азиатского образа жизни. Люди открыто принимали вознаграждение, это являлось частью их жизни». Борьба с коррупцией началась «путём упрощения процедур принятия решений и удаления всякой двусмысленности в законах в результате издания ясных и простых правил, вплоть до отмены разрешений и лицензирования». Были резко подняты зарплаты судей, на судейские должности были привлечены лучшие частные адвокаты. Зарплата сингапурского судьи достигла нескольких сот тысяч долларов в год (в 1990-е годы — свыше 1 млн долл.)» (ссылка)

Теперь проведем небольшое сравнение:

(В этом параграфе я, в основном, опираюсь на статью из «Российской Газеты» «А судьи кто» от 7 июня 2010 года.)

«Зарплата судьи в США не так уж велика, но считается достойной. В среднем она составляет 100-170 тысяч долларов в год в зависимости от статуса суда. Председатель Верховного получает 223 тысячи долларов в год.» (ссылка)

«Жалованье английского судьи не оставляет желать лучшего. Даже районный судья получает годовое жалованье, практически равнозначное зарплате министра — 102 тысячи 921 фунт стерлингов (свыше 150 тысяч долларов). Судья в Высоком суде — 172 тысячи 753 фунта. Лорд Верховный судья — 239 тысяч 845 фунтов.»( ссылка)

«Профессия «вершителя» судеб в Китае не очень популярна. Причина проста: платят мало, а спрос большой. Например, работники низших инстанций получают не более 150 долларов в месяц. При этом зачастую не обеспечены жильем и другими социальными льготами. Официальные зарплаты судей в крупных городах также не поражают своим размахом: 500-600 долларов в месяц. Правда, злые языки утверждают, что случаются так называемые откаты: судья получает 10-20 процентов от стоимости услуг адвоката, участвующего в заседании. Но проверить истинность такой информации непросто. Все сведения о судьях, особенно Верховного или высшей инстанции, приравниваются чуть ли не к государственной тайне.»( ссылка)

Зарплата судьи в Германии: от 4,5 до 10 тысяч евро в месяц и больше. (ссылка, ссылка)

Испания: «Зарплата начинающего судьи в провинции составляет 37 800 евро в год, судьи Национальной коллегии по судебным делам получают в два с половиной раза больше.»( ссылка)

Южная Корея: «В зависимости от уровня суда зарплата служителя Фемиды может составлять от пяти до десяти тысяч долларов.»( ссылка)

Турция: «Зарплаты большинства обычных судей здесь невелики. Так, например, судья первой инстанции получает в Турции около 1,5 тысячи долларов. Однако многие судьи рангом выше пользуются определенными государственными благами. Например, служебным комфортабельным жильем на юге Стамбула на побережье Мраморного моря, откуда их доставляют на работу в суды специальные автобусы.»( ссылка)

Нашел любопытную статью о зарплатах сингапурских министров от 2000 года «The Tuth About Ministers’Pay» на сайте оппозиционной Singapore Democratic Party.

Во-первых, там любопытная риторика. Во-вторых, там любопытная статистика:

1. Singapore Minister: US$819,124

2. UK Minister: US$146,299

3. US Cabinet Secretary: US$157,000

Получается, что хороший программист (не говоря уж про адвокатов и хирургов) может получать больше министра в США.

Напоминаю, что это 2000 год. Сейчас зарплата министра в Сингапуре около 2 миллионов долларов (где-то указывается даже 2,5 миллиона) а зарплата премьер министра — 3 миллиона долларов.( ссылка)

Теперь приведу пример из личного опыта. В настоящее время я ищу специалиста по получению разрешений и лицензий для одной энергетической компании. Что это такое? Для того чтобы сдать в эксплуатацию новый завод или электростанцию (или новый блок электростанции) нужно получить множество разрешений в Ростехнадзоре. Поэтому нужен человек, который соберет все необходимые документы, грамотно напишет заявление и защитит, при необходимости, интересы компании в Ростехнадзоре (грамотно разъяснит все спорные моменты). Для этого нужно хорошее индустриальное образование, отличное знание промышленной нормативной документации (тех же СНИПов), отличное знание проекта объекта и, собственно, самого промышленного объекта, сдаваемого в эксплуатацию. Такой специалист должен иметь опыт взаимодействия с Ростехнадзором и (очень желательно) опыт работы в Ростехнадзоре. Такой индустриальный адвокат получается.

Эти специалисты стоят где-то от 50 до 250 тысяч рублей в месяц на рынке труда (в зависимости от квалификации и связей). И компании готовы эти деньги им платить.

Квалификация этих специалистов очень близка к квалификации специалистов Ростехнадзора. Вопрос: сколько же получают специалисты в Росстехнадзоре? Ответ: где-то 12-20 тысяч рублей (ну наверное кто-то и 30 тысяч там получает). Вопрос: кто же тогда работает в Ростехнадзоре? Ответ: те кого не берут в частную фирму, те кто на зарплату жить не собирается, молодые неопытные специалисты (которые наберутся опыта и уйдут), ну и энтузиасты-бессребреники.

Переходим к выводам: Меня всегда удивляло, почему высокопоставленные государственные служащие получают даже на западе (не говоря уж о России) намного меньше чем аналогичные служащие в частном секторе? Это же прямой ущерб государству и обществу! Тут два ответа: При демократии избирателю не нравится когда «слуга народа» получает значительно больше него самого, поэтому правительство становится легкой мишенью для оппозиции, повышая себе зарплаты. При клептократии коррумпированный диктатор относится к своим подчиненным по принципу «дали пистолет и крутись как хочешь».

Если общество в лице государства за защиту своих интересов готово платить специалисту 10-30 тысяч рублей, а частные компании готовы платить такому же специалисту 50-250 тысяч, значит государство и общество «немного» не в себе.

(В этом параграфе я, в основном, опираюсь на статью из «Российской Газеты» «А судьи кто» от 7 июня 2010 года.)

Можно ли победить коррупцию в России на основе опыта Сингапура?

ИА REX публикует статью эксперта политолога-востоковеда, руководителя аналитического отдела газеты «Служу Отечеству» Александра Тимофеева.

Сейчас очень много говорят о борьбе с коррупцией. И почему-то никто у нас до сих пор не смог предложить действенный механизм борьбы с этим явлением. Да, мы регулярно видим случаи «посадок» чиновников и сотрудников правоохранительных органов, но это лишь эпизоды, это всего-навсего борьба с последствиями, а не с причинами. По большому счету, никто в России так и не знает, как справиться с коррупцией. В этой связи было бы полезно обратить внимание на опыт страны, которая когда-то была едва ли не синонимом коррупции, но смогла успешно решить эту проблему. Речь идет о Сингапуре.

Ситуация, в которой оказался Сингапур к моменту обретения независимости в 1965 году очень схожа с той, которую мы наблюдаем в постсоветской России. Страна находилась в очень тяжелом экономическом положении, повсюду царило беззаконие. Госчиновники имели куда более скромный достаток по сравнению с работниками коммерческого сектора. Многие из них использовали должностное положение в личных целях. Население имело низкий уровень образования и правовой культуры. В итоге взятки стали единственным способом получения доступа к ресурсам. Дело усложнялось и тем, что служащие созданного еще британцами Бюро по расследованию случаев коррупции были выходцами из местной полиции и психологически были не готовы к серьезной борьбе с этим явлением. Таможенные чиновники получали взятки за «ускорение» проверки транспортных средств, перевозивших контрабанду и запрещенные товары. Персонал Центральной службы обеспечения за определенную мзду давал заинтересованным лицам информацию о заявках, поступивших на тендер. Чиновники Импортно-экспортного департамента получали взятки за ускорение выдачи разрешений. Подрядчики давали взятки клеркам, чтобы те закрывали глаза на нарушения. Владельцы магазинов и жители домов платили рабочим Департамента общественного здравоохранения за уборку мусора. Директора и учителя школ получали комиссионные от поставщиков канцелярских товаров. Человеческая изобретательность практически бесконечна, когда дело касается конвертации власти в личную выгоду.

Понимая, что страна находится в критическом положении, правительство было исполнено решимостью создать в обществе климат честности и открытости, переводящий коррупцию в разряд социально неприемлемых явлений. В основу работы был положен принцип «оставаться честным и неподкупным». Руководство независимого Сингапура поставило борьбу с коррупцией одной из самых главных задач, понимая, что без этого у страны не будет будущего. Как показали последующие события у правительства Сингапура нашлось достаточно политической воли, чтобы реализовать свои планы и намерения на практике. В настоящее время Сингапур занимает лидирующие места в мировых рейтингах по отсутствию коррупции, экономической свободе и уровню развития.

Конечно, сложно сравнить маленькое островное государство с населением в 4 млн. человек с необъятной Россией, имеющей иную историю и иные традиции. Но пример Сингапура показывает, как можно благодаря политической воле, эффективному антикоррупционному законодательству и неподкупному независимому агентству всего за несколько лет свести коррупцию к очень низкому уровню. Победить коррупцию и выбиться в мировые лидеры экономического развития Сингапур смог за счет политической воли лидеров и грамотного антикоррупционного законодательства. Первым делом были сокращены возможности для совершения коррупционных действий. Затем стратегия борьбы с коррупцией была закреплена в Законе о предотвращении коррупции и наделении Бюро по расследованию коррупции особыми полномочиями. Произошло упрощение процедур принятия решений, была устранена всякая двусмысленность в законах в результате издания ясных и простых правил, вплоть до отмены разрешений и лицензирования. Независимое Бюро занялось борьбой с коррупцией в высших эшелонах власти. Расследования были инициированы даже против близких родственников Ли Куан Ю. Ряд министров, уличённых в коррупции, были приговорены к различным срокам заключения, либо покончили жизнь самоубийством, либо бежали из страны.

Были резко подняты зарплаты судей, на судейские должности были привлечены «лучшие адвокаты». Зарплата сингапурского судьи достигла нескольких сот тысяч долларов в год (в 1990-е годы – свыше 1 млн. долл.). Были жёстко подавлены мафиозные группировки. Госслужащим, занимающим ответственные посты, были подняты зарплаты до уровня, характерного для топ-менеджеров частных корпораций. Ли Куан Ю утверждал, что политическим лидерам стоит платить самые большие зарплаты потому, что они заслужили это тем, что представляют собой порядочное и честное правительство. Если им недоплачивать, они могут поддаться соблазну и вовлечься в коррупционные действия. В соответствии с этим, заработная плата государственных служащих Сингапура неизменно возрастала все эти годы для уменьшения «утечки мозгов» в частный сектор. При пересмотре в 1989 и 1994 гг. зарплаты высшим государственным служащим Сингапура повысили до такой степени, что они стали самыми большими в мире. Тем не менее, эта формула не означает ежегодного автоматического увеличения жалования, потому что доходы частного сектора то повышаются, то понижаются. Когда в 1995 году доходы в частном секторе снизились, в 1997 году было соответственно уменьшено и жалованье всех министров и высших должностных лиц.

Объединенное с офисом премьер-министра, Бюро возглавляется директором, напрямую подчиняющимся главе государства. Агентство, таким, образом, независимо от полиции и других правительственных ведомств, обладая значительной политической и функциональной независимостью от всей бюрократии, включая чиновников в ранге министров. Следователи Бюро наделены следующими полномочиями: производить аресты, в соответствии с Законом (при наличии улик они могут арестовывать и обыскивать без повестки любого человека, подозреваемого в коррупционных преступлениях, к которому имеются разумные претензии, если получена информация из достоверных источников); изымать любые документы и иные вещественные доказательства по выданной повестке, входя в любое помещение (даже силой). Если офицер Бюро имеет разумные основания полагать, что отсрочка в получении повестки сорвет планы расследования, он может воспользоваться правом расследования без получения повестки.

Чем был вызван высокий уровень коррупции в Сингапуре

Ли Куан Ю вошел в мировую историю как президент Сингапура, победивший коррупцию, причиной которой был низкий уровень жизни в стране и маленькие заработные платы госслужащих.

Говоря о том, как боролись с коррупцией в Сингапуре, следует назвать следующие меры:

  • введена ротация чиновников;
  • обеспечена прозрачность проверок нижестоящих чиновников вышестоящими;
  • введена система внезапных проверок вместо запланированных;
  • обеспечено поощрение работы независимых СМИ;
  • налажена система взаимодействия с гражданами, сообщающими о фактах нарушений.

Все эти меры дали ощутимый результат. Кроме того, была повышена заработная плата чиновников, что позволило привлечь на работу в органы власти лучших специалистов и сформировать в стране прослойку профессиональных обеспеченных госслужащих. В настоящее время оклад чиновника составляет 2/3 дохода сопоставимого с ним по рангу работника частной корпорации. Таким образом сотрудники государственных органов утратили мотивацию к взяточничеству. Неудивительно, что руководитель, победивший коррупцию в Сингапуре, пользуется в стране таким уважением.

  1. Исключение из госаппарата взяточников;
  2. Максимальное упрощение государственных процедур;
  3. Ужесточение наказаний за выявленные факты нарушений.

Высокие результаты

За три десятка лет сингапурская антикоррупционная программа дала исключительно высокие результаты. Самым главным показателем победы над сингапурской коррупцией можно считать собственную развитую экономику с высоким индексом доверия инвесторов. Приток инвестиций закономерно привёл к развитию рынка труда, товаров и услуг, что в свою очередь повысило оценку уровня оплаты труда.

Поэтому среднемесячный доход сингапурского жителя сейчас составляет сумму соизмеримую со 150-200 тысячами рублей. Кроме экономических показателей, результатами сингапурской антикоррупционной деятельности можно назвать исключительно высокий уровень сознательности и чистоты рядов государственной службы, прозрачность предоставления государственных услуг и высочайший уровень безопасности страны в целом.


За три десятка лет сингапурская антикоррупционная программа дала исключительно высокие результаты. Самым главным показателем победы над сингапурской коррупцией можно считать собственную развитую экономику с высоким индексом доверия инвесторов. Приток инвестиций закономерно привёл к развитию рынка труда, товаров и услуг, что в свою очередь повысило оценку уровня оплаты труда.

Противодействие коррупции в Сингапуре

Кроме европейских государств большим историческим опытом в области противодействия коррупции обладают также страны Ближнего Востока (Израиль, ОАЭ, Катар), страны Юго-Восточной Азии (Сингапур, Китай, Тайвань). И если в странах Европы преобладают либеральные (мягкие) модели противодействия коррупции, то в странах Азии с коррупцией борются преимущественно жесткими методами.

Одним из наиболее ярких примеров того, как можно за достаточно короткий исторический период практически нейтрализовать коррупцию и ее проявления, является Сингапур — один из финансовых центров не только Азии, но и всего мира. Сингапур входит в состав стран с наиболее динамично развивающейся экономикой, получивших название «Четыре азиатских тигра» (наряду с Южной Кореей, Гонконгом и Тайванем). Так чем же объясняются столь впечатляющие успехи этого государства по борьбе с коррупцией?

Обращаясь к истории развития Сингапура, необходимо отметить, что это государство вплоть до обретения своей независимости было одним из наиболее коррумпированных в Юго-Восточной Азии. Бывшая британская колония просто погрязла во взяточничестве и казнокрадстве. Необходима была жесткая политическая воля, способная изменить данную ситуацию в лучшую сторону. Человеком, который поднял на качественно новую ступень не только систему государственного управления, но и жизненный уровень населения Сингапура, стал Ли Куан Ю, занявший должность премьер-министра. Многие исследователи считают проведенную им в стране антикоррупционную кампанию исключительно авторитарной, как, впрочем, и сам политический режим в Сингапуре. Хотя при этом ученые не ставят под сомнение достигнутые высокие результаты антикоррупционной деятельности. Каковы же были основные направления борьбы с коррупцией, воплощенные в жизнь Ли Куан Ю?

Во-первых, коренным образом было изменено антикоррупционное законодательство. В 1960 г. в Сингапуре был принят новый Закон о борьбе с коррупцией [1] , который устранил многие недостатки законов, принятых в эпоху британского колониального господства. В частности, был существенно расширен круг деяний, обладавших признаками коррупции. Под «коррупционным вознаграждением» стали пониматься любые блага, имевшие стоимость: деньги, любые подарки, гонорары, займы, награды, комиссионные ценные бумаги, другая собственность, доли в движимой или недвижимой собственности; должность, работа или контракт; любая уплата, освобождение, погашение долга в рамках займа, обязательства и других задолженностей; другие услуги и предпочтения, преимущества различного вида, включая защиту от штрафа или неплатежеспособности, а также освобождение от действий или дисциплинарных взысканий, снисхождение к невыполнению любой обязанности или права в рамках профессиональной деятельности [2] . В антикоррупционное законодательство Сингапура постоянно вносятся изменения и дополнения. За последние десятилетия были внесены следующие поправки:

  • — размер штрафов за коррупционные деяния, назначаемых судом, стал равнозначен размерам полученных взяток;
  • — следователи Бюро по расследованию случаев коррупции были наделены большими полномочиями;
  • — государственных служащих обязали декларировать сведения о своих доходах, а также доходах их жен и детей;
  • — несоответствие доходов государственных служащих и уплаченных на них налогов стало трактоваться судом в качестве доказательства совершения чиновником коррупционных действий;
  • — граждане Сингапура, совершившие коррупционные деяния за рубежом, привлекались к уголовной ответственности по тем же основаниям, как если бы они совершили подобное преступление внутри страны;
  • — стала законной практика получения от граждан следователями Бюро конфиденциальной информации о фактах коррупции.

Закон о коррупции 1989 г. (Конфискация выгод) наделил суд правом конфисковать собственность и денежные средства, происхождение которых лицо, уличенное в коррупции, не может внятно объяснить. В случае смерти ответчика суд вправе принять решение о конфискации его имущества.

Во-вторых, сингапурские власти значительно повысили авторитет и качество государственной службы. Правительство Сингапура стало проводить политику по улучшению престижа работы в органах государственной власти. В системе государственной службы главенствует принцип меритократии, суть которого сводится к тому, что по карьерной лестнице продвигаются самые умные, способные и образованные чиновники. При этом так называемые связи, а также покровительство со стороны вышестоящих должностных лиц полностью исключаются.

В-третьих, в Сингапуре было существенным образом повышено материальное содержание должностных лиц органов государственной власти. Правительство страны решило установить уровень заработной платы чиновников, сопоставимый с аналогичными должностями в частном секторе экономики (не менее 2/3 от размера средней заработной платы в коммерческих фирмах). Расчет был сделан очень простой: и полицейский, и клерк должны иметь такую оплату труда, которая бы исключала соблазн брать взятки.

В-четвертых, в системе органов государственной власти появилось уже упомянутое специально уполномоченное Бюро по расследованию случаев коррупции, которое в соответствии с Законом о борьбе с коррупцией наделено обширными полномочиями. К основным функциям Бюро относятся:

  • — рассмотрение жалоб граждан о фактах коррупции;
  • — расследование случаев коррупционных проступков, допущенных государственными служащими;
  • — проверка законности деятельности чиновников.

Здесь можно провести аналогию с полномочиями по противодействию коррупции органов прокуратуры в России и других государствах. Однако методы деятельности Бюро гораздо жестче и носят ярко выраженное административное содержание.

Бюро состоит из следователей и административных работников и подчиняется непосредственно премьер-министру Сингапура. Оно делится на три подразделения: следственное, справочно-информационное и вспомогательное. Следственное подразделение самое большое, оно ответственно за проведение операций Бюро. Следователи Бюро наделены следующими полномочиями:

  • а) производить аресты в соответствии с законом. Директор и другой особый уполномоченный имеют право арестовывать без повестки любого человека, подозреваемого в коррупционных преступлениях, к которому имеются разумные претензии, если получена информация из достоверных источников. Следователи могут обыскивать любое арестованное лицо при наличии улик незаконной деятельности. Любое лицо, арестованное по таким мотивам, препровождается в отделение Бюро или полиции;
  • б) изымать вещественные доказательства. Сотрудники Бюро по выданной повестке могут входить в любое помещение (в том числе с применением силы), обыскивать его, производить выемку любых документов или имущества, связанных с коррупционными действиями [3] .

В-пятых, в Сингапуре успешно внедрена и давно действует система «Электронное правительство». Уже много лет жители Сингапура обращаются в органы государственной власти при помощи сети Интернет. Более двух тысяч государственных услуг оказываются на основе применения современных компьютерных технологий и не требуют личного обращения граждан в органы власти. Даже судебные иски по многим гражданским делам подаются в электронном виде. Во многом благодаря этому волокита в государственных учреждениях Сингапура фактически отсутствует.

Демократический режим хоть и не гарантирует свободу от коррупции, но обеспечивает больше возможностей для борьбы с ней. Так, конкуренция партий разоблачает коррупцию правящей верхушки, а свобода слова позволяет прессе контролировать государственных чиновников [4] . Гражданское общество как институт, присущий демократическому режиму, способно повысить эффективность деятельности независимых комиссий по борьбе с коррупцией. Подобные органы успешно функционируют также в Гонконге, Малайзии, Тайване.

  • — рассмотрение жалоб граждан о фактах коррупции;
  • — расследование случаев коррупционных проступков, допущенных государственными служащими;
  • — проверка законности деятельности чиновников.

Становление антикоррупционной политики Сингапура

Обладая пальмой первенства по низкому уровню коррупции Сингапур, когда то охватывал колоссальный уровень коррупции в государственном управлении.

Как победили коррупцию в Сингапуре?

Коррупция, это раковая опухоль на теле любого государства. Коррупция, это самое страшное что может произойти с обществом. Коррупция рождает не эффективную экономику, рост цен, преступность, бунты и даже революцию.

Для того чтобы чиновник смог произвести действия коррупционного характера, ему нужны подельники, заместители, бизнесмены, прокуратура, прикрытие от вышестоящих госслужащих. И вот мы уже наблюдаем мафиозную группу, которая повязана друг с другом преступлением, которая обладает административным ресурсом и чувствует себя абсолютно безнаказанно. Они могут совершать и другие преступления ибо знают, что в случае чего, подельники их прикроют.

Если гражданин или бизнесмен пострадавший от коррупции попытается наказать коррупционера-чиновника с помощью закона, у него это не получится, полиция не примет заявление, а суды не будут принимать обвинительное заключение. Более того на гражданина или бизнесмена может начаться банальная травля со стороны проверяющих органов или даже могут против него сфабриковать дело и отправить под суд. Газеты и телевидение не расскажут о коррупционных делах, ибо они подконтрольны административному ресурсу.

Коррупционер является потенциальным предателем и изменником родины, любая спецслужба проведя небольшие оперативные работы, может запросто выяснить о коррупционных связях чиновника и шантажировать его. Если коррупционер не будет выполнять приказы иностранных спецслужб, то в западной прессе появятся обличительные статьи о махинациях чиновника, чиновник попадёт в черный список стран америки и европы, все его счета в западных банках будут заморожены.

Можно сколько угодно рассуждать о пути развития государства, о борьбе с бедностью и преступностью, о прорыве экономики и т.д., но пока не будет уничтожена коррупция, любые начинания о развитии будут безрезультатны.

Сегодня я хочу вам рассказать как победили коррупцию в одном государстве под названием Сингапур. На самом деле как бы страшна не была коррупция на первый взгляд, она очень уязвима, самое главное чтобы был чист и честен всего один человек – руководитель государства.

Борьба с коррупцией как приоритет

Сингапур – страна, победившая коррупцию буквально за 40 с небольшим лет. При этом удалось не только избежать массовых расстрелов чиновников, как в Китае, но и даже обойтись без особо жестких репрессий.

Когда британцы в середине 50-х годов покинули свою колонию – Сингапур, гражданам Сингапура досталась очень слабая законодательная база, практически необразованное население, низкие зарплаты, непрозрачная экономика, повсеместная коррупция. И крайне смутные перспективы. Ли Куан Ю вместе со своей партией “Народное действие” выиграл выборы и стал премьер-министром, именно он стал символом борьбы с коррупцией, лозунгом которого был: “Хочешь победить коррупцию, будь готов отправить за решётку своих друзей и родственников.”.

Как вы уже поняли, одной из первых задач, которой занялась команда Ли Куан Ю, стало уничтожение коррупции и повышения доверия и уважения к государству среди населения.

Антикоррупционная кампания состояла из четырех элементов, первым из которых стало создание мощной независимой службы по борьбе с коррупцией. От британского колониального правительства осталось Бюро по расследованию коррупции – БРК, но его полномочия были крайне путаны, и занимались его сотрудники очень

мелкими делами в нижних и средних эшелонах полиции, среди инспекторов, контролировавших лоточную торговлю, инспекторов по землеустройству и т.д. Ли Куан Ю значительно усилил БРК, переподчинил его премьеру Сингапура и наделил поистине безграничными полномочиями.

Лишить чиновников неприкосновенности

Параллельно всех чиновников и их семьи лишили неприкосновенности. Агенты БРК получили право проверять банковские счета, имущество не только самих чиновников, но и их детей, жен, родственников и даже друзей! Если клерк и его семья живут не по средствам, бюро автоматически, не дожидаясь команды сверху, начинает расследование. Расследования БРК были сосредоточены на крупных взяточниках в высших эшелонах власти. С мелкими чиновниками-жуликами

боролись путем упрощения процедур принятия решений и удаления всякой двусмысленности в законах, вплоть до отмены разрешений и лицензирования в менее важных сферах общественной жизни. Параллельно судам было предоставлено право конфисковывать доходы, полученные в результате коррупции.

В 1989 г. максимальную сумму штрафа за коррупционные действия увеличили с 10 до 100 тысяч сингапурских долларов. Дача ложных показаний БРК или введение следствия в заблуждение стало нарушением, каравшимся тюремным заключением и штрафом до 10 тысяч сингапурских долларов. Причем БРК не раз проводило расследования и в адрес самого Ли Куан Ю, и в адрес его семьи, но результатов они не имели. За время деятельности БРК было посажено несколько федеральных министров, глав профсоюзов, общественных деятелей, топ-менеджеров государственных компаний.

Без компромиссов

Вот один из эпизодов, как власти Сингапура призывали к ответу высокопоставленных чиновников. Ви Тун Бун был министром министерства охраны окружающей среды в 1975 году, когда он совершил поездку в Индонезию со своей семьей. Поездка была оплачена подрядчиком, строившим жилье, интересы которого он представлял

перед государственными служащими. Он также получил от этого подрядчика особняк стоимостью 500 тысяч сингапурских долларов, а также два кредита на имя его отца на общую сумму 300 тысяч сингапурских долларов для спекуляций на фондовом рынке, которые были выданы под гарантии этого подрядчика. Он был обвинен, осужден и приговорен к четырем годам и шести месяцам тюрьмы. Он обжаловал приговор, но обвинение было оставлено в силе, хотя срок заключения и был уменьшен до 18 месяцев.

Жить по средствам

Второй элемент антикоррупционной программы: в Сингапуре была фактически введена презумпция виновности агента правительства, любого государственного ведомства или государственной общественной организации. В 1960 г. был принят закон, который позволял считать доказательством взятки то, что обвиняемый жил не по средствам или располагал объектами собственности, которые он не мог приобрести на свои доходы, как подтверждение того, что обвиняемый получал коррупционные доходы.

Любое вознаграждение, полученное чиновником от лица, искавшего связи с правительством, будет считаться заплаченным коррупционным путем в качестве стимула или награды, пока не доказано обратное. Это фактически переносит бремя доказывания своей невиновности на служащего, который должен убедить суд, что вознаграждение не было получено в рамках коррупционной схемы. В случае, если вина чиновника доказана, то его имущество подлежит конфискации, чиновник платит огромный штраф, садится в тюрьму на достаточно приличный срок. При этом его семья считается опозоренной, и никто из членов семьи хорошую работу в Сингапуре найти не сможет.

Большая зарплата как залог порядочности

Третий элемент – были радикально повышены зарплаты чиновников. Ли Куан Ю утверждал, что госслужащим стоит платить самые большие зарплаты потому, что они заслужили это, представляя собой порядочное и честное правительство. Если им недоплачивать, они могут поддаться соблазну и вовлечься в коррупционные действия.

Повышение зарплат привело к тому, что в государственный сектор перешли лучшие специалисты. Когда в стране начался быстрый экономический подъем, заработная плата чиновников начала расти пропорционально доходам частного сектора. Госслужащим и судьям, занимающим ответственные посты, были подняты зарплаты до уровня топ-менеджеров частных корпораций. Первоначально заработная плата была установлена фиксировано на высоком уровне.

Ли Куан Ю посчитал эту систему неэффективной и предложил новую, согласно которой пересмотр жалованья министров, судей и высших государственных служащих стал бы автоматическим, привязанным к сумме налогов на доходы, уплачиваемых частным сектором. Сама формула расчета заработной платы, которая работает до сих пор, выглядит так: уровень оплаты труда чиновника определялся как 2/3 дохода работников частного сектора сопоставимого ранга, показанного ими в налоговых декларациях.

Фактор СМИ

Четвертый элемент – формирование независимых, объективных СМИ, освещавших все найденные факты коррупции. Чиновник, пойманный на чрезмерных расходах, взятке, сразу же становится “героем” первых полос.

Вот кратко об основных шагах к успеху в борьбе с коррупцией.

Не пропусти молнию! Подписывайся на нас в Telegram

Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов. Мнение редакции может отличаться от авторского.

Фактор СМИ

Как победили коррупцию в Сингапуре

Антикоррупционная кампания состояла из четырех элементов, первым из которых стало создание мощной независимой службы по борьбе с коррупцией. От британского колониального правительства осталось Бюро по расследованию коррупции — БРК, но его полномочия были крайне путаны, и занимались его сотрудники очень мелкими делами в нижних и средних эшелонах полиции, среди инспекторов, контролировавших лоточную торговлю, инспекторов по землеустройству и т.д. Ли Куан Ю значительно усилил БРК, переподчинил его премьеру Сингапура и наделил поистине безграничными полномочиями.

Тяжелое наследство

К моменту обретения независимости (1965 г.) Сингапур находился в плачевном состоянии – бедность большей части населения, казнокрадство и взяточничество были неотъемлемой частью жизни государства. Стране катастрофически не хватало природных ресурсов – импортировать приходилось даже пресную воду и строительный песок.

Британские колониальные власти хоть и оставили в наследство действенную систему управления, но она была бессильна перед тем уровнем коррупции, который захлестнул Сингапур. Борьбу со злоупотреблениями в органах власти сильно осложняло то, что многие чиновники были вовлечены в коррупционную схему.

Развитию коррупции способствовал скромный заработок государственных служащих в сравнении с сотрудниками коммерческого сектора. Более того, значительная часть населения имела чрезвычайно низкий уровень образования и правовой культуры. В такой ситуации взятки были единственным средством повысить свой достаток.

Развитию коррупции способствовал скромный заработок государственных служащих в сравнении с сотрудниками коммерческого сектора. Более того, значительная часть населения имела чрезвычайно низкий уровень образования и правовой культуры. В такой ситуации взятки были единственным средством повысить свой достаток.

Китай или Сингапур: Какой способ борьбы с коррупцией выгоднее для России

Коррупция есть везде: даже на необитаемых островах более крупные грызуны оттесняют своих мелких сородичей от самых вкусных кореньев. Люди много столетий выдавливают из себя грызунов, но до сих пор – с очень переменным успехом…

Тринадцать с половиной тонн

Очередной крупный коррупционный скандал сотрясает Китай. Арестован бывший мэр города Гуанчжоу Чжан Ци. Из его дома полиция вывезла 13,5 тонн золота, сообщают местные издания.

Сразу вспоминаются отечественные полковники спецслужб – те, правда, предпочитают хранить заработанное непосильным трудом в иностранной валюте. Но товарищ Чжан переплюнул их по масштабам. При нынешней стоимости золота порядка 1500 долларов за тройскую унцию его капиталы составляют примерно 650 миллионов долларов, то есть в два раза больше, чем 12 миллиардов рублей Кирилла Черкалина и 9 миллиардов Дмитрия Захарченко вместе взятых.

Дальнейшая судьба Чжана, сокровища которого вывозили на нескольких военных грузовиках, легко прогнозируется: только чудо, места которому нет в конфуцианском мировоззрении, может спасти его от расстрела.

Обычному человеку, конечно, всё это трудно осознать. Ладно полковник ФСБ, магия ведомства как-то дарит ложную надежду на неприкосновенность. Но мэр? Даже во всепрощающей России за последнее десятилетие реальные сроки получили более сотни мэров и губернаторов, что же говорить о скором на расправу Китае.

Ответ прост. Большая борьба с коррупцией в Китае – хорошо продвигаемый миф. Статистика эффектна: скажем, менее чем за пять лет с июля 2007-го по апрель 2012 года в одной только провинции Шаньдун было заведено 51 508 дел по фактам коррупции. По 30 дел в день без выходных и праздников – сталинские заветы и стахановские темпы. Казалось бы, можно было всех мерзавцев вычислить и вычистить, ан нет, плодятся. Хватают в основном мелкую сошку, которая вовремя не поделилась, в целом же коррупционные отношения пронизывают в Китае всё общество, и жестокость наказаний почти никого не останавливает. Ибо есть многовековые традиции. Коммунисты и их взгляды на жизнь приходят и уходят, а Китай остаётся. Заслуга китайского руководства состоит не в искоренении коррупции, а в уменьшении её воздействия на повседневную жизнь простых людей и на уровень их доходов.

Фото: Daniel Kalker/Globallookpress

Отметим и практически официально одобренные двойные стандарты. Если для Швеции и США – стран с мощной антикоррупционной программой – участие граждан или организаций в незаконных операциях за рубежом является преступлением, то китайские госбанки охотно профинансируют, например, дачу взятки российскому чиновнику за закрытие глаз на вырубку леса. Проблемы лаоваев мандарина не волнуют.

Чудо-остров

А совсем недалеко находится Сингапур, где три четверти населения – всё те же китайцы. И вот там коррупции действительно практически нет. Принято считать, что это целиком и полностью заслуга одного человека – Ли Куан Ю, 31 год проработавшего премьер-министром островного государства.

Важно понимать, что Сингапур долго был британской колонией, и Ли, в отличие от большинства постколониальных лидеров, попытался сохранить весь позитивный опыт ушедших европейцев, в частности английскую правовую систему. Лидер признавал, что «коррупция является одной из черт азиатского образа жизни», но понимал, что на этой основе успешное государство построить сложно: слишком много денег будет утекать коррумпированным чиновникам и далее за рубеж. И он начал выстраивать очень интересный тип государства: с максимальными полномочиями в сфере насилия и минимальными – в сфере регулирования.

Ли Куан Ю. Фото: Then Chih Wey/Globallookpress

  • Составление предельно краткого и ясного свода законов о предпринимательстве, согласно которым государство практически не имело возможности воздействовать на бизнес. Ведь именно регуляторная деятельность часто является основой коррупции.
  • Отмена подавляющего большинства лицензий на те или иные виды деятельности.
  • Расправа с организованной преступностью, часто в нарушение собственных законов. Организованная преступность не может существовать без коррумпированных силовиков, но она же и делает их коррумпированными. Нет мафии – меньше соблазнов для госслужащих.
  • Сюда же можно добавить жестокое подавление деструктивных элементов общества – коммунистов и исламистов. Да, в стране были, а местами и продолжаются репрессии по идеологическим и религиозным признакам. Характерно, что западная пресса об этом красноречиво молчала: англофил Ли регулярно клялся в любви к идеалам цивилизованного мира, чем надёжно прикрыл себя от иностранного вмешательства.
  • Скандально резкое повышение зарплат чиновникам и особенно судьям (одновременно с зачисткой судебного корпуса). Смысл брать взятки уменьшился: риск перевешивал возможную выгоду.
  • Показательные судебные процессы, в том числе против родственников премьер-министра, – общество должно знать, что исключений не будет ни для кого.
  • Ну и самое сложное – в Сингапуре (уже после ухода старика Ли от дел) ухитрились отучить китайцев выплёвывать жвачку на тротуары.

Просто? Красиво? Что ж, попробуйте повторить.

Фото: West Coast Surfer/Globallookpress

Коррупция на службе общества

К сожалению, политико-экономические модели в современном мире не масштабируются. То, что работает в компактных обществах (Сингапур по площади почти в полтора раза уступает «старой» Москве, не говоря уж о «новой»), не может быть автоматически распространено на гигантские страны. Одно дело, когда правитель из окна своего кабинета видит всю страну, другое – когда приходится создавать сложную пирамиду власти, в которой просто не может не быть слабых мест. Ли Куан Ю, безусловно, гениальный правитель, который с помощью чисто восточной беспощадности сумел натянуть экономические идеи либертарианства на глобус Сингапура. Но уже в Китае это, как видим, не работает.

Конечно, Пекину отчасти мешает коммунистическая риторика, не позволяющая открыто обеспечить роскошную жизнь чиновничеству, как это сделали в Сингапуре. Но, судя по всему, Си Цзиньпин просто не готов нанести удар по клановой системе Китая, которая и является основным источником коррупции. Он скорее старается поставить её на службу модернизации.

То есть искоренять коррупцию как таковую, оказывается, не так уж и обязательно.

«Коррупция», то есть «испорченность, разложение», – понятие целиком и полностью западное. Его можно определить как обогащение с использованием служебных возможностей. Обычно пишут «незаконное обогащение», но законы не едины для всего мира, как не един менталитет нации. То, что неприемлемо, например, во Франции, считается совершенно нормальным в Армении.

Фото: Viktor Chernov/Globallookpress

Более того, порой именно неуставные отношения помогают обществу вообще выживать. Напомним, насколько сильно, буквально насквозь, был коррумпирован Советский Союз. Сейчас за давностью лет ностальгирующие товарищи уже не считают господствовавший везде «блат» коррупцией, но копните любого вспоминающего о былом изобилии, и у него непременно обнаружится папа-завскладом или мама из мясного отдела гастронома. При скромных зарплатах, всеобщем дефиците и строгой иерархии доступа к этому дефициту как раз блат, «услуга за услугу», повальное мелкое воровство помогали обеспечивать сколько-нибудь приемлемый уровень жизни в стране-распределителе. Это и был социализм с человеческим лицом, который зачем-то пытался построить ещё один великий, но в несколько ином смысле, реформатор Михаил Горбачёв. В той или иной степени коррумпированы были и высшие структуры – на одного бессребреника Суслова приходился десяток ни в чём себе не отказывавших Микоянов и Брежневых.

Коррупция в современной России не просто есть, но она носит институциональный характер, то есть встроена в систему существования государства, причём практически независимо от социально-экономического строя. Более того, если одномоментно отключить у нас все способы незаконного обогащения, это приведёт к серьёзному экономическому кризису. Навыки честной конкуренции утеряны, и возобновление их займёт минимум десятилетие.

Особенности российской коррупции

Основная линия современной российской коррупции – это получение наёмными менеджерами платы за совершение покупок в интересах нанявшей их компании. Проще говоря, откаты. Учитывая, что более 70% экономики страны принадлежит государству (на самом деле нанятым им менеджерам), то наиболее известны откаты именно в сфере госзакупок, однако и в чисто коммерческих отношениях частных фирм их не меньше. Другой вопрос, что это уже не расхищение народных денег.

Сюда же можно отнести заключение контрактов с аффилированными фирмами родственников или партнёров (этим особенно грешат региональные и местные власти) – прямых откатов при этом нет, но жена мэра или губернатора всё равно стремительно богатеет.

Другая важная сторона коррупции, испокон веков процветавшая в России, – бытовое взяточничество – при этом сходит на нет. Распространение электронных услуг выбило почву из-под ног «конфетниц», их должности сокращаются, а реального контакта с просителями почти не остаётся. Практически исчезло взяточничество на дорогах – разговор о деньгах идёт только при поимке нетрезвого водителя. Очень внимательно следят за учителями и врачами, большинство из которых теперь буквально шарахаются от самых невинных сувениров.

Фото: Nikolay Gyngazov/Globallookpress

Зато расцвела ещё одна форма – вымогательство денег за невозбуждение или закрытие уголовного дела, на этом, собственно, и подвизались вышеупомянутые полковники. Противоречивость наших законов приводит к тому, что найти прегрешения можно у любого предпринимателя, после чего добрые посредники доводят до его сознания нехитрую дилемму «или – или».

Формой коррупции можно назвать также распространённый у нас непотизм – продвижение по службе своих родственников или добрых знакомых независимо от их профессиональных навыков. Впрочем, опять же о разнице цивилизаций: в Китае это основа основ карьерного роста. Любой сколько-нибудь состоявшийся человек обязан своим успехом главным образом своему клану, но это не мешает экономике развиваться.

Меньше государства!

Россию и Сингапур объединяет то, что в этих странах европейская цивилизация наложена на азиатскую культуру. Но если на маленьком острове это было сделано по конкретному плану и заняло три десятилетия, то в огромной России с её постоянно меняющимися границами – стихийно, процесс затянулся уже на три столетия, а мы всё ещё не решили, нужен ли он нам вообще.

Сингапурский кейс надо иметь в виду, но растянуть его на пространство от Калининграда до Владивостока не получится. Любое ужесточение приведёт не к сингапурскому, а к китайскому варианту – репрессии на потеху публике без решения глубинных проблем являются неплохим пиаром, но откаты от этого никуда не исчезнут.

Для уменьшения бюджетных потерь от коррупционных отношений нам нужно в первую очередь демонтировать «новый социализм», при котором формально государственные компании работают на благо своих руководителей, а не номинальных владельцев, то есть нас с вами. Но делать это нужно не через приватизацию имеющихся компаний (спасибо, проходили), а через рост экономики без роста госсектора. Это – стимулирование создания новых производств, развитие частного несырьевого сектора с какими угодно налоговыми льготами, лишь бы он был, давал людям работу и генерировал какую-никакую прибыль. Чем меньше доля государства в экономике, тем меньше государственных закупок по завышенным ценам, тем меньший ущерб наносит стране такое привычное казнокрадство.

И вот за коррупционные действия, мешающие этой программе, действительно можно и расстреливать. Остальное – пока потерпим.


Отметим и практически официально одобренные двойные стандарты. Если для Швеции и США – стран с мощной антикоррупционной программой – участие граждан или организаций в незаконных операциях за рубежом является преступлением, то китайские госбанки охотно профинансируют, например, дачу взятки российскому чиновнику за закрытие глаз на вырубку леса. Проблемы лаоваев мандарина не волнуют.

Как Сингапур поборол коррупцию. Применим ли его опыт в борьбе с коррупцией в Кыргызстане. Часть II

Заслуженный юрист КР Мурат Укушов – специально для Elgezit.kg

Антикоррупционное законодательство Сингапура

В законодательстве многих стран декларируется необходимость борьбы с коррупцией (это касается и Кыргызстана), но лишь некоторые правительства применяют такие строгие и последовательные действия, как в Сингапуре. Дела о коррупции среди государственных и муниципальных служащих, особенно занимающих высокие посты, рассматриваются в Сингапуре с суровостью, граничащей с жестокостью.

В конце 50-х — в начале 60-х годов XX века Сингапур был бедной страной, правительство было не в состоянии поднять зарплаты служащим. Альтернативой стало усиление существующего законодательства по уменьшению возможностей для совершения коррумпированных действий и повышения наказания за них.

Закон о предотвращении коррупции был принят в июне 1960 года для обеспечения более эффективных мер борьбы с этим явлением. Согласно закону президент страны может назначать директора Бюро, его заместителя и такое количество его помощников и особых следователей, сколько посчитает нужным.

Вид преступления, называемый обычно взяткой, описан в Законе термином «коррупционное вознаграждение». Вознаграждения могут принимать разные формы и включать в себя: а) деньги или любые подарки, гонорары, займы, награды, комиссионные, ценные бумаги, другую собственность или долю в любой собственности, движимой или недвижимой; b) любую должность, работу или контракт; c) любую уплату, освобождение, погашение долга в рамках любого займа, обязательства и других задолженностей полностью или частично; d) любые другие услуги, предпочтения, преимущества любого вида, включая защиту от любого штрафа или неплатежеспособности, настоящей или ожидаемой, а также освобождение от действий или дисциплинарных взысканий, назначенных либо нет, или снисхождение к выполнению любой обязанности или права в рамках профессиональной деятельности; e) любое предложение, попытку или обещание любого вознаграждения.

В разделе 8 Закона закреплен, по сути, принцип презумпции виновности агента правительства, любого государственного ведомства или государственной общественной организации (т.е. служащих). Любое вознаграждение, полученное чиновником от лица, искавшего связи с правительством, будет считаться заплаченным коррупционным путем в качестве стимула или награды, пока не доказано обратное. Это фактически переносит бремя доказывания своей невиновности на служащего, который должен убедить суд, что вознаграждение не было получено в рамках коррупционной схемы.

В соответствии со статьей 5 Закона, лицо виновно в коррупции, когда оно само, либо в соучастии с другими, незаконно подкупает, получает, или выражает согласие на получение любого вознаграждения для себя или другого человека. Незаконно дает, обещает или предлагает любому человеку вознаграждение, независимо от того, в своих или сторонних интересах делая это, вознаграждая или подстрекая любого человека к действию или бездействию в отношении любого дела, реального либо лишь задуманного.

В соответствии со статьей 6, коррупционное действие считается совершенным, когда агент незаконно принимает вознаграждение или действует, либо соглашается принять или пытается действовать в интересах любого человека, оказывает покровительство либо пренебрежение к чьим-либо интересам.

Любой человек, вина которого в соответствии со статьей 5 и 6 Закона доказана, должен будет выплатить штраф, сумма которого не превышает $100 тысяч, либо заключен в тюрьму на срок до 5 лет, либо и то и другое. Если преступление связано с правительственными контрактами, гражданской службой или в него был вовлечен член парламента, срок заключения может вырасти до семи лет. Помимо штрафа и тюремного заключения, лицу, уличенному в коррупционном преступлении, судом может быть предписано вернуть сумму взятки в виде штрафа.

В соответствии со статьей 26 Закона, действия человека, отказывающего директору или другому уполномоченному офицеру Бюро в доступе в помещение или в обыске, мешающего офицеру совершать действия, на которые он имеет полномочия в соответствии с Законом, не подчиняющегося законным требованиям офицера Бюро, и скрывающего информацию, которая на разумных основаниях может быть от него затребована, рассматриваются как правонарушение. Что может повлечь наказание в виде штрафа, не превышающего $10 тысяч, или заключение под стражу на срок до года, либо оба наказания.

Несмотря на то, что Закон о предотвращении коррупции обеспечивает защиту личности информаторов, заявляющих о коррупционных преступлениях в Бюро, эта защита сразу теряется, если суд подозревает, что человек предоставил ложные сведения в своей жалобе. Любой гражданин, пойманный на даче ложных показаний сотруднику Бюро или гражданскому служащему, расследующему дело, связанное с коррупцией, преследуется по суду за ложный донос.

Антикоррупционное законодательство Сингапура регулярно пересматривается с тем, чтобы закрыть коррупционерам лазейки для ухода от ответственности. За прошедшие годы были внесены следующие изменения:

1) Суд получил право назначать преступникам штрафы, эквивалентные размерам полученных взяток, независимо от основного наказания или срока тюремного заключения. Для тех, кто не в состоянии произвести полное возмещение, выносится более строгий судебный приговор.

2) Следователи Бюро были наделены более широкими полномочиями. Стало необязательным доказывания того, что лицо, получавшее взятку, было в выгодном положении. Следователи Бюро получили возможность получать информацию об уплаченных налогах.

3) Чиновников обязали декларировать сведения о своем богатстве, (о недвижимости, счетах в банке, пакетах акций и другом), а также о богатстве их жен и детей.

4) Суд получил право признавать несоответствие богатства и уплаченных налогов в качестве подкрепляющего доказательства факта коррупционных действий.

5) Граждане Сингапура были наделены ответственностью за коррупционные преступления, совершенные за пределами страны, и судимы, как если бы они их совершили внутри страны.

6) Усилена ответственность за дачу заведомо ложных показаний или ложной информации.

7) Показания сообщника отныне считаются судом не заслуживающими доверия, пока не доказано обратное.

8) Законной практикой стало предоставление гражданами по требованию следователей Бюро нужной им конфиденциальной информации.

9) Закон о коррупции 1989 года (Конфискация выгод) наделил суд правом конфисковать собственность и денежные средства, происхождение которых лицо, уличенное в коррупции, не может внятно объяснить. В случае смерти ответчика, суд вправе принять решение о конфискации его имущества.

Между тем, правовая система Сингапура настроена на профилактику коррупции. Глава министерства юстиции Йонга Пунг Хо сказал в 2002 году: «Я не сомневаюсь, что в судах можно применять куда более жесткие наказания, чтобы воспитать в обществе недоверие и отвращение к действиям, наделяющим гражданскую службу сомнительной репутацией, и серьезно вредящим беспристрастной работе нашей уголовной системы. Легкое попустительство преступлению, сделанное сегодня, выведет из равновесия эффективность нашей гражданской службы, уменьшив доверие населения к правоприменительным органам, и откинув назад усилия правительства по созданию в международном сообществе облика Сингапура как безопасного и свободного от коррупции государства».

Жесткие рамки государственной службы

Любой служащий, в отношении которого есть информация об участии в коррупционных действиях, должен быть наказан. Коррумпированный чиновник может быть обвинен в уголовном преступлении, если имеется достаточно доказательств. Если доказательств для возбуждения уголовного дела недостаточно он может быть подвергнут дисциплинарной процедуре. Чиновник, осужденный за коррупцию, лишается работы, пенсии и прочих льгот.

Внутриведомственные дисциплинарные действия могут включать в себя: временное отстранение от службы, понижение в ранге, задержку повышения зарплаты, штраф, выговор и отставку в интересах общества.

Несколько предупредительных мер было принято для уменьшения возможностей чиновников включиться в коррупцию. Эти меры включают в себя: замещение второго полицейского офицера постоянными гражданскими следователями; устранение благоприятных возможностей для коррупции как в действующих нормах, так и в организации работы ведомств; выбор оптимальных административных процедур; сокращение и облегчения для граждан разного рода бюрократических процедур; соразмерный пересмотр жалования чиновников; напоминание государственным поставщикам при подписании контрактов, что дача взятки чиновникам может привести к разрыву контракта.

«Сингапурский подход к проблеме коррупции опирается на эффективность административного управления. В условиях неэффективного государственного правления есть множество лазеек для незаметного и неконтролируемого процветания коррупции, появляются способы провести и обойти систему. Эффективное администрирование могут обеспечить лишь люди, имеющие самоуважение и достаточную оплату, достоинство и полноту намерений. Обеспечив им все это можно, скорее всего, оградить их от коррупции и уменьшить возможность для предательства ими своей гражданской и личной совести».

С чиновниками, особенно из правоприменительных органов, проводятся регулярные беседы о ловушках коррупции. Им даются советы о том, как случайно оказаться не вовлеченным в коррупционные схемы. Чиновников предостерегают об ответственности в рамках Закона о предотвращении коррупции. Сотрудники Бюро также регулярно читают студентам колледжей лекции об опасности коррупционных схем как для них, так и для общества.

Применяется разного рода профилактические меры для уменьшения возможностей возникновения коррупционных отношений, особенно в государственных учреждениях. Облегчаются громоздкие процедуры, принимаются меры для устранения задержек в предоставлении разрешений и лицензий и т.п.

Государственные служащие каждый год обязаны подать специальную декларацию об отсутствии у них долгов. Считается, что погрязший в долгах чиновник скорее пренебрежет своими должностными обязанностями ради собственной выгоды, то есть скорее будет вовлечен в коррупционные схемы. Предоставление чиновником ложных сведений в такой декларации приводит к увольнению чиновника с госслужбы.

Как уже отмечалось, каждый чиновник при приеме на службу и далее ежегодно обязан декларировать свое имущество и инвестиции в бизнес, включая вложения жены и зависимых от него детей. Несоответствие богатства и получаемого жалования ведет, как минимум, к административному расследованию. Если чиновник владеет долями в частных компаниях, ему могут предложить продать паи и акции во избежание конфликта интересов.

Чиновникам запрещено принимать любые подарки в виде денег или в любой другой форме от людей, состоящих с ними в деловых отношениях. Запрещено также принимать приглашения, способные поставить его в любого рода зависимость. Если чиновник не может отказаться от подарка (например, в соответствии с протоколом визита иностранной делегации), чиновник может его принять, но должен незамедлительно передать его главе своего департамента. Впрочем, чиновник может взять предмет, если предварительно заплатит за него по цене, определенной официальной бухгалтерией.

Государственным служащим позволено только то, что разрешено

Вот список того, что чиновникам Сингапура делать позволено:

— сообщать о любых коррупционных проявлениях;
— избегать неформальных отношений с членами общества, вступающими с чиновником в официальные отношения, чтобы избежать предвзятости и фаворитизма;
— указывать на интерес в любом бизнесе не только в своих интересах, но и в интересах семьи, отстраняться от надзора над такими проектами;
— общаться с любым человеком, с которым он вступает в официальные отношения, равноправно и честно без боязни и протекции;
— знакомиться с положениями Закона о противодействии коррупции, а также установками и инструкциями ведомства,
— управляющего сопровождением служащих;
— консультироваться с начальником в случаях, когда возникают сомнения относительно обоснованности того или иного действия;
— всегда быть лояльным ведомству и придерживаться его интересов.

Список того, что делать нельзя чиновникам:

принимать любые награды от любого члена общества в качестве платы за услугу;
— принимать подарки за уклонение от действий;
— принимать плату за проявление или не проявления расположения кому-либо против долга;
— намеренно допускать ошибки в официальных документах, а также делать лживые и неверные заявления;
— принимать подарки, приглашения на обед или совместные развлечения от любого лица, с которым чиновник состоит в официальных отношениях;
— заниматься какой-либо внеурочной работой или коммерческой деятельностью без письменного разрешения властей;
— принимать вознаграждение за свои услуги от кого-либо в качестве платы за свои профессиональные обязанности;
— принимать вознаграждение или компенсацию от любого поставщика за внеурочную работу по надзору за его проектом;
— вкладываться в бизнес любого предпринимателя, с которым чиновник состоит в официальных связях;
— принимать комиссионные и откаты от поставщиков, оказывающих услуги;
— соглашаться на предложения по бесплатному обслуживанию в личных делах (помощь с транспортом, реконструкцией) от любого лица, с которым чиновник имеет дела;
— вступать в неформальные отношения с любым лицом, с которым чиновник имеет официальные отношения, и проявлять фаворитизм;
— принимать предложения отправиться в заграничную поездку от поставщиков под прикрытием повода обучения или обзора заграничной продукции;
— проводить официальные встречи или переговоры на территории поставщика или в публичных местах, если нет причины для этого;
— посещать офис или дом любого лица, с которым чиновник состоит в официальных отношениях; занимать деньги (открыто или тайно) у поставщика, с которым чиновник состоит в отношениях;
— позволять поставщику оплачивать свои счета или займы;
— давать личным интересам перевешивать служебный долг;
— наносить вред правительству, например, давая советы поставщику по использованию лазеек в контрактах.

Выводы: как Сингапур поборол коррупцию

В отличие от Китая, Сингапур смог обойтись «малой кровью» — в этой стране чиновников не расстреливали. Сингапур пошел другим путем.

1) Перестроил Бюро по расследованию коррупции (БРК), переподчинил непосредственно премьер-министру страны и расширил его полномочия.

2) Все чиновники, в том числе депутаты парламента, были лишены неприкосновенности, агенты БРК получили право проверять банковские счета чиновников и их семей. Причем самого премьер-министра Ли Куан Ю и его семью БРК проверяло несколько раз!

3) Законодательство дало право судам конфисковывать всё имущество коррупционера, а так же дача ложных показаний агентам БРК стало уголовным преступлением с серьезным штрафом

4) Установил «презумпцию виновности» для чиновников. Чиновник должен был доказывать законность своих доходов и если не мог, то автоматически считался виновным в коррупции. Если чиновник жил «не по средствам», к нему проявлял интерес БРК.

5) Помимо ужесточения контроля за доходами чиновников и наказаний за коррупцию, принимались также меры по стимулированию честно работы чиновников. Были серьезно увеличены заработные платы для чиновников. Исходили из того, что у чиновника не должно быть желания или соблазна брать взятки, он служит для народа и должен достойно зарабатывать. Так как в государственном секторе значительно выросли заработные платы, умные и высококвалифицированные люди пошли работать на чиновничьи должности, что сказалось на дальнейшем развитии государства.

6) Создание объективных СМИ и освещение дел взяточников. Взяточник становился «героем первых полос» газет уже на следующий день, то же самое и с телеканалами. При этом стоит отметить крайнюю разумность такого решения. Когда народ видит, что чиновника-коррупционера наказывают, это повышает уровень доверия к действующей власти.

Таким образом, эти разумные мероприятия правительства Сингапура во главе с Ли Куан Ю позволили практически искоренить коррупцию в стране.

В итоге Сингапур в соответствии с международными рейтингами последние три десятилетия входит в группу наименее коррумпированных государств мира и, соответственно, преимуществами страны стали благоприятный инвестиционный климат, ведущие места в рейтингах экономической свободы, высокообразованное и законопослушное население, высокий уровень благосостояния граждан. В рейтинге конкурентоспособности экономика Сингапура заняла в 2018 году 2-е место в мире.
(продолжение следует)

Часть I настоящей статьи размещена здесь.

Редакция ответственности за публикацию не несет и мнение автора может не разделять.

9) Закон о коррупции 1989 года (Конфискация выгод) наделил суд правом конфисковать собственность и денежные средства, происхождение которых лицо, уличенное в коррупции, не может внятно объяснить. В случае смерти ответчика, суд вправе принять решение о конфискации его имущества.

Сингапур: схватка в два этапа

Получив независимость в 1965 году, страна вынуждена была одновременно решать множество проблем. Одной из них была коррупция. Попытки противодействовать ей начались раньше – в 1952 году было создано Corrupt Practices Investigation Bureau (CPIB), директор которого подчинялся напрямую премьер-министру страны, однако скудный бюджет страны, недостаток средств и отсутствие правовой базы мешали проводить эффективную антикоррупционную работу. В 1960 году был принят «Акт о предотвращении коррупции» (РОСА). Он преследовал две цели: нейтрализовать коррупционно емкие статьи и ужесточить наказание за взяточничество. РОСА устранил несколько серьезных препятствий. Во-первых, он дал четкое и емкое определение всех видов коррупции. Взяточники не могли больше увиливать, получая «благодарность» в форме подарков и прячась за размытыми формулировками. Во-вторых, РОСА регламентировал работу CPIB и дал ему серьезные полномочия. В-третьих, он увеличил тюремные сроки за взятки.

Все это развязало руки CPIB: бюро получило разрешение задерживать потенциальных взяточников, проводить обыск в домах и на работе, проверять банковские счета и т.д. В ведомстве три отдела: оперативный, административный и информационный. Два последних кроме поддержки оперативной работы отвечают и за «чистоту» бюрократии. В их ведении были отбор кандидатов на высокие государственные должности, профилактические меры и даже организация тендеров на госзаказы.

Позже сингапурское законодательство несколько раз дополняли, например, в 1989 году ввели конфискацию имущества. Жесткий контроль дал неплохие результаты, поэтому власти перешли ко второму этапу борьбы с взяточничеством — «мягкому».

Начиная со второй половины 1980-х, правительство стало работать над «качеством бюрократии» Чиновникам серьезно подняли зарплаты (в дальнейшем это делали каждые несколько лет), что должно было удержать их от взяток. Сейчас оклады высших должностных лиц страны высчитываются в зависимости от средних заработков в бизнесе и доходят до $20-25 тыс. в месяц. И парламентарии, и население восприняли эту инициативу с недоверием, но создатель «сингапурского экономического чуда» премьер-министр Ли Куан Ю публично обосновал ее целесообразность.

Правительство задумало сделать профессию чиновника не только высокооплачиваемой, но и уважаемой. В Сингапуре на государственном уровне проповедуется принцип меритократии. Путь наверх открывается перед самыми умными, прогрессивно мыслящими и способными. За это отвечает CPIB. Вербовка происходит еще в школе, а дальше будущую элиту ведут: помогают поступить в университет, отправляют на учебу и стажировку за границу, поощряют успехи. Так постепенно чиновничий аппарат обновлялся правильно выученными и воспитанными кадрами, многие из которых пополняли ряды агентства. Все это на фоне жесткого подавления коррупционеров.

Политика кнута и пряника принесла плоды: уровень коррупции в Сингапуре упал в разы. Изменилось отношение инвесторов к Сингапуру. «Мы приветствовали каждого инвестора. Мы просто из шкуры вон лезли, чтобы помочь ему начать производство, – писал Ли Куан Ю. – В результате американские транснациональные корпорации заложили фундамент масштабной высокотехнологичной промышленности Сингапура».

Местная бюрократия считается одной из самых эффективных в мире. И самой высокооплачиваемой — заработки чиновников выше, чем у равных им по статусу служащих в США.

Работа ICAC стала приносить плоды уже через год. В 1974 году количество доведенных до суда коррупционных дел удвоилось по сравнению с предыдущим годом — 218 против 108. Сейчас Гонконг – одна из наименее коррумпированных стран в мире. Но в целом процесс борьбы с коррупцией занял почти 30 лет.

Рассмотрение опыта реформирования государственного сектора в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Изучение основных мероприятий сингапурской стратегии борьбы с коррупцией. Значение этики в антикоррупционной борьбе в сфере государственной власти.

Рубрика Государство и право
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 24.02.2018
Размер файла 23,4 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Профессор К. Махбубани выделил три принципа, которые исповедовали сингапурцы, строя свой, новый, способ бытия, свободный от коррупции:

[flat_ab id="3"] Ссылка на основную публикацию