Средняя зарплата учителя в Москве и регионах РФ в 2022 году

Как рассчитывается зарплата учителей в Москве и регионах

Зарплата педагога, как правило, состоит из нескольких частей:

  1. Базовая часть. Ведение уроков и дополнительных занятий, проверка тетрадей.
  2. Стимулирующая часть. Порядок её формирования определяется управляющим советом школы. В качестве критериев начисления могут быть установлены стаж, повышение квалификации, внедрение новых технологий в образовательный процесс, достижения и победы учеников на олимпиадах, успехи учеников на экзаменах.
  3. Компенсирующая часть. Сюда входят добавки за работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, разные формы поддержки сельских учителей, как, например, оплата им коммунальных услуг.
  4. Премии. Решение о выплате премий принимает руководство учебного заведения.

В настоящее время, многие надбавки начисляются и выплачиваются по решению руководства учебного заведения. Поэтому, у двух педагогов со схожей учебной нагрузкой, доход может существенно различаться.

Более 85% сотрудников образовательной сферы, в настоящее время, трудятся сверхурочно. При чём, по опросам, классное руководство и сверхурочная работа, часто оплачиваются в размере 40% от реальных часов. Также на общественных началах приходится заниматься организацией избирательных участков, организацией ЕГЭ ведением отчетности и иногда уборкой помещений.


Более 85% сотрудников образовательной сферы, в настоящее время, трудятся сверхурочно. При чём, по опросам, классное руководство и сверхурочная работа, часто оплачиваются в размере 40% от реальных часов. Также на общественных началах приходится заниматься организацией избирательных участков, организацией ЕГЭ ведением отчетности и иногда уборкой помещений.

Собянин: «Средняя зарплата московских учителей достигла 114 тысяч рублей». Насколько реальны суммы?

Например, московский Центр образования № 109. Как сказано на его сайте, средняя начисленная зарплата учителя в апреле — 114 тысяч, в мае — 118 тысяч рублей. Сколько получают московские педагоги, рассказывает заслуженный учитель России, директор Центра образования № 109 Евгений Ямбург.

Зарплата учителей 2022-2022 в России — важные сведения сегодня

На поддержание уровня зарплат в учебных заведениях и медицинских учреждениях России выделяется 41,7 млрд рублей. Как передала пресс-служба Кремля в начале июня 2022 года, соответствующее поручение дал правительству президент России Владимир Путин по итогам совещания, посвященного ситуации в системе образования во время пандемии Covid-19. Уже с 1 сентября 2022 года будет введена специальная доплата за классное руководство из федерального бюджета размером в пять тысяч рублей при сохранении всех уже имеющихся выплат. Цифра, конечно, скромная, но и она даёт надежду на то, что ситуация с учительским «капиталом» будет выправляться. С содержанием и ПЛАНОМ подготовки работы учреждений начального общего и основного общего образования на 2022-2022 учебный год можно ознакомиться ЗДЕСЬ https://regioninformburo.ru/struktura-i-soderzhanie-raboty-shkoly-na-2020-2021-uchebnyj-god-primer/

Пока же существующий дисбаланс в экономике регионов не позволяет хоть как-то выровнять региональные различие в оплате учительского труда. Пока базовый оклад учителей в большинстве регионов составляет лишь 10 процентов от средней цифры зарплаты в регионе, а должен быть не ниже семидесяти. Достаточно сравнить получаемые сегодня 15 тысяч рублей почти в половине регионов России с зарплатами «передовиков», станет понятным масштаб проблемы.

На Чукотке учителя получают зарплату почти в сто тысяч рублей. В Москве – эта сумма на три тысячи меньше. На Сахалине около восьмидесяти шести тысяч. Разрыв огромный. С другой стороны регионы уже начали процесс получения федеральных денег на выплату учителям в регионах России. Так, например, уже в июне 2022 года Владимирская область и Министерство просвещения подписали соглашение, по которому, ежемесячные выплаты за классное руководство учителей составят дополнительно не менее 5 тысяч рублей. В 2022 году в регион из федерального бюджета на эти цели поступят 175 миллионов рублей. В последующие два года сумма составит по 524,8 миллиона рублей. В регионе выплату получат более 6700 педагогов в 24 государственных и 333 муниципальных общеобразовательных учреждений. При этом сохранят все доплаты, которые ранее установлены на региональном и муниципальном уровнях. Дополнительные пять тысяч учителя начнут получать с 1 сентября.

Также, с 1 сентября 2022 года за классное руководство и учителя Костромской области будут получать ежемесячную федеральную доплату 5 тысяч рублей вне зависимости от комплектации классов. На эти цели в 2022 году Костромская область привлечёт из федерального бюджета 96 млн рублей, в 2022 и 2022 гг. — по 288 млн рублей. При этом, ранее установленные региональные выплаты за классное руководство при этом сохранятся.

Улучшить ситуацию поможет реализация национального проекта «Образование». Директор Фонда «Национальные ресурсы образования» Т. Половкова отметила, что в федеральном бюджете на повышение зарплаты учителям выделена сумма на период 2022 года в 1 миллиард 226 миллионов рублей, и на 2022 – еще 1 миллиард 179 миллионов. Есть и ещё одна до сих пор не решенная проблема – деньги из регионального бюджета выделяются в соответствии с числом учеников. Эдакий «подушный» подход, который заставляет учителей из малокомплектных школ искать себе другое место под солнцем.

Профсоюзы справедливо предлагают зафиксировать ставку на уровне не меньше 2-х минимальных размеров оплаты труда и 18 часов. ИТОГО, в 2022 году указанные изменения коснутся работников системы общего образования из всех регионов России: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО.

Также, с 1 сентября 2022 года за классное руководство и учителя Костромской области будут получать ежемесячную федеральную доплату 5 тысяч рублей вне зависимости от комплектации классов. На эти цели в 2022 году Костромская область привлечёт из федерального бюджета 96 млн рублей, в 2022 и 2022 гг. — по 288 млн рублей. При этом, ранее установленные региональные выплаты за классное руководство при этом сохранятся.

Считать педагогам нужно правильно

Пожалуй, наиболее драматичным в ходе отчёта Михаила Мишустина был момент, когда выяснилось, что механизм подсчёта усреднённой зарплаты учителей, мягко говоря, не совсем корректный. По бумагам из Росстата педагоги получают 40 тысяч рублей, а в реальности — значительно меньше. Об этом прямо заявил председатель Госдумы Вячеслав Володин.

«Когда звучит цифра 40, нам сразу наши избиратели говорят — где мы нашли такие зарплаты», — обратился он к Мишустину. Средняя зарплата учителей – порядка 28 тысяч, начинающих – 18 тысяч. Такая же ситуация и у врачей, привёл данные спикер палаты.

Мишустин назвал среднюю зарплату учителей в России

Правильно было бы эти темы обсудить именно в привязке возможностей регионов, считает Володин, потому что их бюджетная обеспеченность отличается почти в семь раз. Председатель палаты счёл важным обсудить эту проблему с Минфином до начала законодательной работы над федеральным бюджетом.

Мишустин, в свою очередь, согласился, что при «измерении средней температуры» её следует соотносить с конкретными показателями региона. Он предложил обсудить параметры новой системы измерений благосостояния российских учителей, призвав поучаствовать в процессе присутствовавшего на заседании министра экономразвития.

В итоге, Минпросвещения совместно с Минтрудом, Минфином и Общероссийским профсоюзом образования поручено представить предложения по установлению единых требований к оплате труда педагогических работников с учётом формирования базовой ставки заработной платы. При её расчёте предлагается учитывать установленную продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) и показатели, предусмотренные майскими указами президента 2012 года. Результаты должны появиться до 1 ноября 2022 года.

Мишустин заверил тогда, что Правительство очень старается в этом направлении. Он напомнил про популярную программу «Дальневосточный гектар», которой воспользовалось около 83 тысяч человек, про ипотеку под 2 процента и 450 инвестпроектов в территориях опережающего развития и свободного порта Владивосток.

Зарплата учителей в 2022 году

Общие требования к зарплате педагогов такие: не ниже уровня средней по экономике региона. А дальше уже все зависит от экономического благополучия субъекта — кто может, доплачивает бюджетникам больше. Учитываются и региональные коэффициенты, в том числе, “северные”.

Поэтому, если считать в рублях, то одни из самых низких зарплат у учителей на Алтае и Северном Кавказе. Средняя зарплата педагога там колеблется на уровне 20 тысяч рублей. Больше всего получают учителя на Дальнем Востоке и в автономных округах — там средняя зарплата доходит до 90 тысяч рублей.

– В Москве средняя зарплата учителей за февраль 2018 года получилась в районе 90 тысяч, – привел цифры Исаак Калина, руководитель столичного Департамента образования. Есть, конечно, учителя, которые получают больше. Есть, которые меньше. Но мы договорились с директорским корпусом, что в 2017 году нижней планкой зарплаты учителя было 64 тысячи в месяц, а в 2018 — 68 тысяч. По 2017 году всеми школами это обязательство выполнено.

Точный размер зарплаты рассчитывается уже в самой школе. Итоговая сумма складывается из 4 частей:

    Базовая часть. Это ведение уроков, проверка тетрадей, дополнительные занятия и кружки.

Стимулирующая часть. Критерии для этой надбавки составляет управляющий совет школы. Обычно, это высокие результаты учеников на экзаменах и олимпиадах, использование новых технологий, стаж и повышение квалификации.

Компенсирующая часть. Это добавка за работу с детьми с ограниченными возмоджностями здоровья, или же оплата коммуналки учителям сельских школ.

Премии. Опять же, решение о размерах премий принимает управляющий совет.

На деле же часто получается, что премий нет, а правила для стимулирующих выплат постоянно меняются. Так учителям аукаются последствия экономического кризиса 2013-2014 года — общий уровень зарплат просел, налогов собирается меньше, а значит, и выплаты бюджетникам сокращаются.

В итоге получается, что некоторые работы учителям не оплачиваются. Или, в лучшем случае, педагоги получают за неё только треть положенного:

– Мы опросили 5 тысяч учителей по всей стране, и обнаружили, что это обычная ситуация — когда классное руководство и сверхурочные оплачивается, максимум, на 40 процентов, – приводит пример Франц Шереги, руководитель Центра социального прогнозирования при Минобрнауки. – Кроме того, учителям приходится делать и то, чего у них в контракте нет — заниматься уборкой класса, готовить документацию, помогать с организацией участков для выборов. И все это на общественных началах.

Другой пример — это помощь с организацией ЕГЭ. Учителя тратят на это уйму времени —сидят как общественные наблюдатели в аудиториях, настраивают компьютеры, готовят классы к экзамену. А оплачивается это далеко не всегда.

– Учитель работает на экзамене в дополнение, а не вместо своей обычной работы, – объясняет Всеволод Луховицкий, сопредседатель профсоюза “Учитель”. – То есть, его зарплата должна сохраняться, и вдобавок к этому начисляться надбавка за госэкзамен. Но часто директорам говорят оплачивать эту работу из общего фонда, и им приходится сокращать премии другим сотрудникам. А те и так лишаются рабочего места на то время, когда в их школе проводится ЕГЭ — в эти дни присутствие посторонних запрещено.

Компенсирующая часть. Это добавка за работу с детьми с ограниченными возмоджностями здоровья, или же оплата коммуналки учителям сельских школ.

Из класса – в кассу

Низкие оклады – одна из самых наболевших проблем для педагогов. В некоторых регионах оплата за норму учебной нагрузки учителя – три-четыре тысячи рублей. Все остальное – компенсационные и стимулирующие выплаты, которые на местном уровне начисляются порой по очень сложным и запутанным схемам. А в некоторых субъектах действует система баллов. Они даются за разные достижения: от побед учеников в олимпиадах до общественной работы. Чем больше баллов заработал учитель, тем больше надбавка. “Провинился” в чем-то перед директором? Заветные баллы можешь и не получить.

И это при том, что из года в год Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений направляет рекомендации в регионы о том, как должен распределяться фонд заработной платы учителей: 70 процентов должно гарантированно идти на ставки и оклады.

– В 2022 году в сфере образования проведен очередной мониторинг оплаты труда педагогов. Данные неутешительные. Более чем в половине регионов доля ставок и окладов, то есть гарантированной части в структуре заработной платы учителей, не достигает 30 процентов, – рассказала “Российской газете” заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования Татьяна Куприянова. – Более того, по нашим данным, в 80 процентах российских регионов ставки (должностные оклады) учителей за норму учебной нагрузки не достигают даже уровня федерального МРОТ.

Что это значит на практике? С одной стороны, в России средняя зарплата учителя “привязана” к средней по экономике региона. С другой, чем меньше оплата за норму учебной нагрузки – 18 часов, тем меньше учитель защищен и чаще соглашается работать с большей нагрузкой. Многие педагоги вынуждены работать на полторы-две ставки. А ведь кроме преподавательской работы в классе есть еще подготовка к занятиям, проверка тетрадей, классное руководство, бесконечные отчеты и работа с родителями.

– По экспертным данным профсоюза, средняя нагрузка учителя в России – не менее 1,7 ставки. И средняя зарплата по региону достигается за счет того, что учителя берут больше нагрузки. Как это происходит? Конец учебного года, май: директор школы объявляет вакансию, затем все лето ждет, что кто-то на нее придет. И если к сентябрю новый сотрудник так и не появился, нагрузка распределяется между педагогами, которые уже работают в школе, а вакансия закрывается, – говорит Татьяна Куприянова. – Поэтому подсчитать реальную нехватку педагогов в стране очень сложно.

В прошлом году в российских школах были открыты более 13 тысяч вакансий для учителей. Но на самом деле, как считают эксперты, нехватка может быть гораздо больше.

– “Дистанционка” показала всем, насколько важен и сложен труд учителей. Благодаря их самоотверженной работе образовательный процесс в период самоизоляции не прекращался ни на минуту, – рассуждает Татьяна Куприянова. – Поэтому поддержка учителей, так же как и врачей, должна быть первоочередной задачей. Нужно начинать разрабатывать отраслевую систему оплаты труда уже сейчас, не дожидаясь принятия закона. Готовить подзаконные акты. Тем более что есть многолетние наработки: нужно увеличивать гарантированный уровень оплаты труда учителей – а это ставки и оклады. Нужно установить на федеральном уровне четкий перечень обязательных для сферы образования компенсационных и стимулирующих выплат.

По поручению председателя правительства РФ Михаила Мишустина к 1 ноября минпросвещения совместно с минтрудом, минфином, Общероссийским профсоюзом образования должны представить предложения по установлению единых требований к оплате труда педагогов. Что важно – с учетом формирования базовой ставки зарплаты педагога исходя из продолжительности рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), а также с целевыми показателями уровней зарплаты педагогов, определенными в 2012 году указами президента России. Поручение опубликовано на официальном сайте кабмина.

“На рассмотрении в Госдуме находится законопроект “О внесении изменений в статью 144 ТК РФ в части установления требований к отраслевым системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений”. Законопроектом предлагается наделить правительство России правом устанавливать требования к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, включая требования к установлению окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, применяемым перечням и условиям назначения выплат компенсационного и стимулирующего характера, – рассказали “Российской газете” в минтруде. – Наделение правительства этим полномочием позволит при необходимости устанавливать требования к отраслевым системам оплаты труда с учетом специфики конкретной отрасли. Предварительная работа по утверждению требований к структуре заработной платы педагогических работников ведется Минпросвещения России в рамках реализации основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников, утвержденной распоряжением правительства РФ от 31 декабря 2019 г. N 3273-р”.

Что это значит на практике? С одной стороны, в России средняя зарплата учителя “привязана” к средней по экономике региона. С другой, чем меньше оплата за норму учебной нагрузки – 18 часов, тем меньше учитель защищен и чаще соглашается работать с большей нагрузкой. Многие педагоги вынуждены работать на полторы-две ставки. А ведь кроме преподавательской работы в классе есть еще подготовка к занятиям, проверка тетрадей, классное руководство, бесконечные отчеты и работа с родителями.

Из чего складывается зарплата учителя в России

Зарплата учителя – это:

  1. Базовый оклад – за ведение уроков, проверку тетрадей и дополнительные занятия
  2. Стимулирующие надбавки – за олимпиадников, стаж, квалификацию, внедрение новых технологий
  3. Компенсации – за работу с детьми-инвалидами, сельским учителям за коммунальные платежи
  4. Премии – устанавливаются самим образовательным учреждением

Зарплата учителей даже в одной школе может существенно отличаться и зависит от стажа, категории, нагрузки и, наконец, самой школы. Поэтому в Госдуме предложили приравнять базовую часть оклада учителя к МРОТ.

Но МРОТ, который в 2019 году составляет 11 280 рублей, – это далеко не средняя зарплата по региону. Молодой учитель, работающий на 1 ставку, получает зарплату намного ниже той, которую ему гарантирует Указ Президента.

Минпросвещения рекомендует властям регионов установить базовую часть оклада учителя в размере 70% от средней по экономике региона.

В топ-10 регионов с самой высокой зарплатой учителей вошли:

Сколько на самом деле получают учителя

Официальные зарплаты школьных учителей и средние зарплаты по регионам мы взяли на сайте Росстата. Так как статистики предоставляют данные о педагогах по итогам первого квартала, среднюю зарплату по регионам мы тоже посчитали сразу за три месяца.

Средняя заработная плата в России в 2022 году

Средняя заработная плата в России в 2022 году составила 46 965 рублей. Она представляет собой экономический показатель, который отражает начисленную заработную плату, приходящуюся на одного работника. Данный показатель может рассчитываться как по одному предприятию, так и по стране в целом. Формула для расчета средней заработной платы:

СЗП=фонд заработной платы/среднесписочную численность работников

Однако прежде всего нужно знать как рассчитывается сама заработная плата. При приеме на работу оговаривается должностной оклад, который прописан в договоре, но итоговая цифра зависит от множества других факторов:

  • из номинальной зарплаты работника высчитываются налоги;
  • при наличии таковых из средств работника высчитываются алименты, стоимость форменной одежды, питание и т.д.;
  • мотивация – дополнительные надбавки, премии и коэффициенты.

Таким образом, в зависимости от ситуации, заработная плата может быть как выше, так и ниже должностного оклада.

Средняя заработная плата в России в 2022 году составила 46 965 рублей. Она представляет собой экономический показатель, который отражает начисленную заработную плату, приходящуюся на одного работника. Данный показатель может рассчитываться как по одному предприятию, так и по стране в целом. Формула для расчета средней заработной платы:

Как изменится заработная плата учителей и воспитателей в 2022 году?

Ожидать ли рост заработной платы работникам образования?

Мы проанализировали множество авторитетных информационных источников и не нашли конкретных распоряжений по увеличению зарплат учителей и воспитателей в 2022 году. Несмотря на то, что в новых “майских указах” президента предполагается увеличение расходов на образование на треть, основная часть этих денег уйдет на строительство школ и общежитий вузов, а также цифровизацию учебников и пособий. Однако, номинальная зарплата все же вырастет — как минимум, за счет индексации с учетом инфляции.

В «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2022 и 2022 годов» содержится указание на увеличение зарплаты бюджетникам:

• в 2022 году на 5,4%;

• в 2022 году на 6,1%;

• в 2022 году на 6,5%.

Традиционно индексация произойдет 1 октября.

Таким образом, серьезных изменений здесь можно не ждать, так как система начисления зарплат остается в том же виде, что и была.

Каковы же реальные заработные платы педагогических работников в регионах?

Официально средняя зарплата школьного учителя в России составляет 42 тысячи рублей. По информации Росстата о зарплатах педагогических работников, учитель в Москве получает почти 97 тысяч рублей в месяц, в Тюмени — чуть меньше 50 тысяч, в Екатеринбурге — около 40 тысяч. Детальная статистика Росстата – справа от статьи, в файле прикрепления.

Оговоримся, что это официальные данные Росстата, и реальная зарплата учителей может быть ниже. ОНФ опросил 5 тысяч учителей в России и выяснил, что данные статистики в части оплаты труда педагогов сильно завышены, а те специалисты, чья зарплата более-менее дотягивала до официальной, отмечали, что это достигается за счет колоссальной нагрузки. Источник : ОНФ.

Кстати, реальные суммы можно найти в вакансиях на сайте «Работа в России». Здесь публикуют вакансии все центры занятости страны, куда бюджетные учреждения должны сообщать о свободных ставках. Условный директор школы вряд ли станет вводить в заблуждение центр занятости.

«На ставку есть нечего, на две — некогда» — такая горькая поговорка ходит среди учителей.

Сильнее всего реальные и официальные зарплаты различаются в Московской области: в вакансиях предлагают 31,7 тысячи рублей — 42,4% от 55 тысяч, о которых говорит Росстат. На втором месте по этому показателю — Липецкая область: здесь предлагают 14,1 тысячи, что составляет 45,2% от средней зарплаты по данным статистиков — 31,3 тысячи. На третьем — Оренбургская область: обещают платить в среднем 17,3 тысячи рублей, то есть 46,1% от заявленных Росстатом 32 тысяч.

Ближе всех к росстатовским зарплатам подобрались школы в Ингушетии: средняя в вакансиях — 20 тысяч рублей. Это 87,4% от официальных 22,9 тысячи.

А каковы зарплаты воспитателей?

При всей значимости профессии и отнюдь не низким требованиям к нанимаемым, зарплата воспитателя по-прежнему всё еще довольно невысокая, в среднем 22 000 руб. в месяц.

Так, старшие воспитатели, по данным на конец 2019-начало 2022, года зарабатывают:

• 13-24,7 тыс. руб. – 43,7% работодателей;

• 1,3-13 тыс. руб. – 31,1% работодателей;

• 24,7-36,4 тыс. руб. – 19,9% работодателей.

А согласно вакансиям воспитателя детского сада в городе Санкт-Петербург, средняя оплата труда составит от 15 000 до 35 000 руб. ( по состоянию на июнь 2022 года). По регионам, если и есть существенная разница, то только в нижней границе.

Сколько зарабатывают учителя и воспитатели в разных странах мира?

Давайте для сравнения рассмотрим, сколько получают школьные педагоги в других государствах. Дороже всего труд учителей оценивается в Европе. Педагоги в Германии в пересчете на доллары получают в среднем 5 000$ в месяц (при средней зарплате по стране 4 200$).

За рубежом специалист дошкольного образования – уважаемая профессия. На свободную вакансию всегда существует конкурс из большого количества желающих. Однако и требования там высокие: как минимум, высшее специальное образование. При этом уровень дохода воспитателей за границей намного превосходит российские зарплаты:

• США – заработная плата воспитателя $23-35 в час.

• Германия, Франция – от €4550 до €15700 в месяц. Начинающий специалист – от 2500 €.

• Канада – $21-43 в час.

• Хорватия – от 13500 HRK (€1806,94) до 46300 HRK (€6197,13) в месяц.

• Венгрия – от 654000 HUF (€1932,69) до 2230000 HUF (€6590,04) в месяц.

• Польша – от 9090 PLN (€2097,61) до 31000 PLN (€7153,56) в месяц.

• Чехия – от 35100 CZK (€1378,74) до 121000 CZK (€4753,27) в месяц.

Ожидать ли рост заработной платы работникам образования?

Средняя зарплата учителя

Власти рапортуют о поэтапном выполнении так называемых «майских указов» президента. Зарплаты учителей растут из года в год. Запланировано, что их средний размер в 2022 году составит почти 45 тыс. рублей. Однако, количество составляющих дохода у школьного педагога настолько велико и многообразно, что однозначного ответа на вопрос о том, какая зарплата у учителей, не существует.

  • научную работу с детьми;
  • обучение учеников с ограниченными возможностями;
  • результаты по предметным олимпиадам и выпускным испытаниям;
  • участие в различных экспертно-аттестационных комиссиях;
  • использование современных технологий при проведении уроков;
  • подготовка самостоятельных программ предметного обучения и использование тематических материалов;
  • иные компоненты качественной составляющей учебного процесса.

Зарплату в детсадах подняли за счет сокращения воспитателей?

Зарплату воспитателей мы будем сравнивать со средней зарплатой в сфере общего образования — те же майские указы предусматривали, что средняя заработная плата дошкольных педагогов должна равняться средней заработной плате в сфере общего образования в регионе. Все субъекты выполнили задачу, кроме Москвы — там воспитатели получают на 10 тыс. меньше (61,5 тыс. руб.), чем в среднем работники школы (71 тыс.). Хотя зарплата в детсадах столицы выросла за минувший год на приличные 34%, в 2016-м дошкольные педагоги зарабатывали около 46 тыс. рублей.

Подняли зарплату воспитателям за счет сокращения кадров и увеличения наполняемости групп. Теперь в большинстве детсадов не два педагога на группу, а полтора, при этом в группах по 30 детей, хотя по СанПиНу положено не более 20.

В рейтинге зарплат без сюрпризов: больше всех получают на Чукотке (71,5 тыс. рублей), в ЯНАО (68 тыс. рублей) и Москве (61,5 тыс. рублей). Получают 54—57 тыс. рублей в месяц на Сахалине, Камчатке и Магадане, 52 тыс. рублей — в ХМАО. В Московской области, Санкт-Петербурге и Якутии — 49 тыс.

Средняя зарплата воспитателя в Татарстане — 26,6 тыс. рублей. С такими показателями республика смогла подняться только до 38-й позиции рейтинга. Средняя зарплата в сфере общего образования в 2017 году в республике была 25,1 тыс. рублей. Среди регионов ПФО лучше всего труд воспитателей оплачивает Нижегородская область — 27,5 тыс. рублей.

Меньше всех традиционно зарабатывают воспитатели Дагестана — 17,1 тыс. рублей.

В среднем зарплата работников детсадов в России составляет 29 тыс. рублей. Это по данным Росстата, а по подсчетам экспертов Института образования НИУ «Высшая школа экономики» (ВШЭ) средняя зарплата воспитателя государственного садика в России в 2017 году составляла 19,8 тыс. рублей. Чтобы выяснить это, социологи опросили 3 887 воспитателей со всех регионов России.

В среднем зарплата работников детсадов в России составляет 29 тыс. рублей. Это по данным Росстата, а по подсчетам экспертов Института образования НИУ «Высшая школа экономики» (ВШЭ) средняя зарплата воспитателя государственного садика в России в 2017 году составляла 19,8 тыс. рублей. Чтобы выяснить это, социологи опросили 3 887 воспитателей со всех регионов России.

Статистика по средней заработной плате в России за 15 лет

Все официальные сведения, представленные Росстатом, даются в российских рублях, поэтому нужно принимать во внимание уровень девальвации национальной валюты. Исчисление производится в российских рублях, и в графике представлен рост заработной платы по годам.

По графику видно, что по годам средняя заработная плата, исчисленная в национальной валюте, растет. В 2017 году она составила 39 167 рублей до вычета налогов. В 2019 году данный показатель вырос до отметки в 47 468 рублей. В феврале 2022 года средняя заработная плата по России выросла на 1,25% и составила 47 257 рублей по сравнению с январем.

Министерство экономического развития сделало прогноз, исходя из которого, можно сделать вывод, что средняя заработная плата в России в 2022 году продолжит расти. Уровень инфляции продолжит сохранение достаточно низкого уровня. С целью улучшения благосостояния пенсионеров, будут проводиться индексации пенсионных выплат.

Средний уровень в зарплате в долларовом эквиваленте в 2022 году составил 650 долларов.

Средний уровень в зарплате в долларовом эквиваленте в 2022 году составил 650 долларов.

Зарплата у учителей

Большинство педагогов не только обучают школьников, но и занимаются воспитательной работой, организовывают различные мероприятия, готовят учеников к различным предметным олимпиадам и т. д. Многообразие форм образовательного процесса сказывается на оплате труда учителей. Основных составляющих зарплаты педагога 4:

  1. Базовый оклад. В него входит почасовая ставка, проверка письменных работ учащихся и т. д. Его размер зависит от стажа, квалификационной категории учителя, а также от количества уроков и учеников в классе. Одна ставка для педагога означает проведение 18 -20 часов уроков в неделю. На практике большинство учителей в крупных населенных пунктах работают с большим количеством часов, набирая по 1,5 — 2,0 ставки. У педагогов сельских школ и учреждений образования с малым количеством учеников, как правило, не набирается и одной ставки. Такая ситуация приводит к сильному расслоению уровня доходов педагогических работников в зависимости от местности осуществления трудовой деятельности.
  2. Стимулирующие выплаты. Они являются второй значительной составляющей зарплаты учителя. В школах разработана система показателей эффективности педагогов, каждый пункт которой оценивается определенным количеством баллов.

К данной системе относят:

  • научную работу с детьми;
  • обучение учеников с ограниченными возможностями;
  • результаты по предметным олимпиадам и выпускным испытаниям;
  • участие в различных экспертно-аттестационных комиссиях;
  • использование современных технологий при проведении уроков;
  • подготовка самостоятельных программ предметного обучения и использование тематических материалов;
  • иные компоненты качественной составляющей учебного процесса.

Например, в г. Москва, учителя получают фиксированную надбавку к базовому окладу за участие в проекте «Московской электронной школы».

В зависимости от объема бюджетного финансирования в каждом учебном заведении устанавливается стоимость одного стимулирующего балла. Кроме того, распределением оценок и определением их стоимости занимается школьное руководство. Поэтому у учителей с одинаковой нагрузкой и квалификацией оплата труда может различаться не только от региона к региону, но и в одном учебном заведении.

Система стимулирования труда педагога по результативности учащихся приводит к тому, что зарплата учителей начальных классов отличается в меньшую сторону от доходов преподавателей-предметников.

Например, учителя старших классов готовят своих учеников к различным предметным олимпиадам и конкурсам, занимаются с ними исследовательской работой. Им добавляют баллы за хорошие результаты выпускных тестирований и т. д. Всего этого нет у педагога младших классов.

  1. Персональные компенсации. К ним относят надбавки за уровень образования учителя (среднее специальное или высшее), наличие ученых степеней, а также районные коэффициенты и т. д. Во многом эта составляющая также зависит от возможностей регионального бюджета, поэтому во многих дотационных регионах педагоги ограничены только обязательными доплатами.
  1. Премиальныедоплаты. Как и все бюджетники, учителя также получают периодические премиальные выплаты. Они могут быть установлены ежеквартально, по итогам рабочего или календарного года, а также являться поощрением к государственным или профессиональным праздникам.

Система стимулирования труда педагога по результативности учащихся приводит к тому, что зарплата учителей начальных классов отличается в меньшую сторону от доходов преподавателей-предметников.

Зарплата учителей (педагогов) с 01.01.2022 года в России: реальные изменения, размер, индексация, повышение – последние актуальные новости

Указом Президента РФ от 24.06.2019 N 288 “Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 – 2022 годы” прописана необходимость в 2022 и 2022 годах обеспечить в рамках осуществления мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда гражданских служащих оптимизацию структуры денежного содержания гражданских служащих (без снижения его уровня) путем поэтапного увеличения в структуре этого содержания доли должностного оклада и соответствующее увеличение размера пенсии за выслугу лет. В документе также обозначен срок – 1 апреля 2022 и 2022 года, когда ответственным федеральным органам исполнительной власти необходимо информировать Президента РФ о ходе выполнения настоящего Указа. В этой связи Бюджетом Российской Федерации на 2022 год и плановый период 2022-2022 гг. предусмотрено, что работникам государственных ведомств и учреждений, в том числе образовательных, следует ожидать повышение оклада в среднем на 5,5%, а в 2022 году — на 6,8%.

Зарплату с 1 января 2022 года и по итогам первого квартала с 1 апреля 2022 года будут поэтапно повышать работникам казенных, бюджетных и автономных учреждений. В первую очередь, финансирование будет направлено на деятельность врачей (медиков), учителей (педагогов), работников культуры и других представителей социальной сферы.

На недавних парламентских слушаниях министр просвещения РФ Ольга Васильева признала, что сейчас базовая (гарантированная) зарплата учителя иногда составляет всего 10% средней заработной платы в регионе, тогда как должна составлять не менее 70%.

Министр Просвещения РФ призвала регионы при расчете заработной платы учителей соблюдать следующую пропорцию: «Базовая зарплата учителя — это 70% средней заработной платы по экономике региона, и она должна быть обязательно прописана в договоре». Остальные 30% зарплаты, по словам министра, должны составлять стимулирующие выплаты — «за внеурочную работу: классное руководство, дополнительные уроки».

Васильева добавила, что сейчас в большинстве регионов пропорция не соблюдается: «Иногда гарантированная часть доходит до 10%». Придерживаться пропорции 70 к 30 призвал также председатель Госдумы Вячеслав Володин. «В тех регионах, где средняя зарплата — 28 тыс. руб., 20 тыс. вы должны в договоре предусмотреть. Не получится, что это 12 тыс., 15 тыс., коллеги»,— обратился он к участникам слушаний.

Опрошенные изданием “КоммерсантЪ” эксперты считают необходимым зафиксировать базовую ставку учителя на 2022 год на уровне двух минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Они заявили, что сейчас учителя в российских регионах зачастую получают меньше 70% средней зарплаты по региону, потому что зарплатных фондов «едва хватает на базовые выплаты».

На слушаниях Васильева сообщила, что сейчас Минтруд и Минпросвещения ведут работу над определением фиксированной ставки для учителей и минимального оклада. По словам оргсекретаря профсоюза «Учитель» Ольги Мирясовой, регионы уже утверждают свои фиксированные ставки, однако в реальности учителя получают меньше, чем 70% от средней зарплаты по региону, потому что сейчас «учреждение само устанавливает оклад и ставку за работу в час». «Директор с коллективом сам разрабатывает нормативные акты»,— говорит Ольга Мирясова.

По ее словам, деньги из регионального бюджета поступают в школы в зависимости от числа учеников: «В этот “подушевой” норматив в том числе входит зарплата. Эта сумма делится руководством, которое само решает, по какому принципу будет платить. И сейчас того, что приходит, едва хватает на базовую выплату. Денег на стимулирующие надбавки не хватает». В профсоюзе предлагают зафиксировать ставку на уровне не менее двух минимальных размеров оплаты труда (федеральный МРОТ с 1 января 2019 года составляет 11 280 руб.) и 18 часов. «Такая ставка была придумана в 30-е годы прошлого века, мы бы ее оставили. Это нормальная ставка: к каждому уроку учитель должен не меньше часа готовиться, так и получается — 36 часов»,— сообщил порталу kommersant.ru сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий.

Вместе с тем, повышение зарплат бюджетников в 2022 году связано с запланированным масштабным сокращением госслужащих федерального, регионального и муниципального уровня. О том, кого и как, примерно, будут сокращать можете прочитать ниже.

На 2022 год в России действительно намечена реализация реформы в сфере госуправления, которая приведет к масштабному сокращению армии госслужащих и повышению зарплат оставшихся, рассказала в интервью РИА “Новости” первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко.

По ее словам, если этого не сделать, то зарплаты чиновников в дальнейшем будут индексировать только на уровень инфляции, поскольку для увеличения размера оплаты труда до конкурентного уровня всем госслужащим потребуется дополнительно сто миллиардов рублей в год из бюджета.

“Экономия — не самоцель реформы, очевидно. Но высвобождающиеся при этом средства будут направлены на повышение оплаты труда гражданских служащих. Если не провести запланированное сокращение, конкурентного уровня оплаты труда на госслужбе не достичь”, — сказала Нестеренко.

Сокращение госаппарата, по замыслу Минфина, пройдет в два этапа.

Сначала — “автоматически”: численность центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти в следующем году сократят на десять процентов, территориальных органов — на пять процентов, а к 2022-му этот показатель в регионах достигнет 15 процентов.

На втором этапе предполагается структурное совершенствование госаппарата, что приведет к дополнительному сокращению численности. На этом этапе территориальные органы министерств и ведомств преобразуют в филиалы без статуса юридического лица и без подразделений.

“То есть мы планируем создать компактные фронт-офисы, в которых будут упразднены подразделения, занятые решением вопросов организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, административно-хозяйственного обеспечения деятельности”, — пояснила Нестеренко.

Эксперты неоднозначно подошли к объяснению действий Минфина. Вице-президент Конфедерации труда России, депутат ГД РФ Олег Шеин в беседе с «ФедералПресс» ушел от ответа о планируемом сокращении в органах исполнительной власти, сославшись на то, что «нельзя комментировать, будет ли это вообще».

«Я не могу это комментировать, потому что мы являемся очевидцами тридцатого или сорокового заявления Минфина на эту тему. Я бы не сказал, что мы по итогам этих заявлений видим какие-то реалистичные перемены. Невозможно комментировать год от года одних и тех же людей, одни и те же слова», – заявил в беседе с обозревателем «ФедералПресс» Шеин.

В перспективах масштабных сокращений сомневается и директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.

«Я бы здесь не делал далеко идущие выводы. У нас этих сокращений за последние 20–25 лет на моей памяти широко анонсировано было пять-семь. В итоге это как минимум не приводило к реальному сокращению числа госслужащих, а как максимум приводило к их увеличению», – заявил Салин.

По его словам, если анонсируемые Минфином планы дойдут до стадии реализации, то сокращаться будут в первую очередь не сотрудники, а незаполненные ставки в ведомствах.

«Несмотря на миф о привлекательности госслужбы, достаточно много ставок в силу ряда причин не заполнены, и когда речь идет о сокращении, то всегда руководство прибегает к испытанному методу. Оно сокращает не людей, которые работают, а ставки, которые не заняты», – отметил Салин.

Кадровый вопрос

Политика сокращения госслужащих вызывает массу вопросов у некоторых экспертов. Прозвучавшее из уст заместителя министра финансов РФ заявление стало поводом порассуждать над критериями, которыми будет пользоваться Кабмин для увольнения сотрудников. Как оказалось, не во всех ведомствах на данный момент наблюдается достаточная численность специалистов.

«Например, штат департамента металлургии и материалов Министерства промышленности и торговли России вряд ли можно назвать большим и тем более раздутым, а между тем его сотрудникам приходится решать кучу задач, связанных с огромным металлургическим комплексом. Если его численность уменьшится, то оставшиеся сотрудники в прямом смысле слова могут «зашиться» под грузом решаемых вопросов, работая на износ», – заявил промышленный эксперт Леонид Хазанов, добавив, что в советское время металлургию курировали сразу два ведомства – Министерство черной металлургии СССР и Министерство цветной металлургии СССР, каждое из которых имело большой штат специалистов.

Политтехнолог Марат Баширов указал, что для сокращения госслужащих необходим более глубокий подход, связанный с анализом дублирующихся или ненужных функций, о чем сейчас, по словам эксперта, разговора нет.

«Мы же с вами слышим, что есть идея реализовать «регуляторную гильотину». Она подразумевает сокращение контрольных функций, но помимо контрольных функций у госорганов еще есть разнообразные функции, от которых, на мой взгляд, нужно отказаться. Мы же понимаем, что отказ от функций вызывает реальное сокращение госаппарата. Соответственно, если человек не приносит пользу, то нужно от этой функции отказаться, а человека либо уволить, либо перепрофилировать», ­– заявил Баширов.

Кто в списках на увольнение?

Если анонсируемые Минфином масштабные сокращения все же состоятся, то, вероятно, основным критерием для них будет эффективность сотрудников. Об этом рассказал директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергей Мясоедов.

«С моей точки зрения, эта реформа должна коснуться тех, кто плохо работает. В последнее время наш президент поставил радикальную задачу повышения производительности труда, потому что опять-таки Россия – одна из наиболее отстающих стран в Европе по производительности. Людей много, а эффект от их деятельности небольшой», – пояснил Мясоедов, добавив, что останутся при должности те, кто имеет наиболее высокие показатели KPI.

По мнению политолога Марата Баширова, при существующем подходе могут остаться без работы низкооплачиваемые сотрудники.

«Обычно это выглядит следующим образом: идет разнарядка на министерство, например сократить 10 % численности. Если вы не закладываете механизмы аудита, а здесь, очевидно, будет предложено просто сокращение на 10 %, то кого ты уволишь, неважно. Каждое министерство будет искать кого-то, кого, с его точки зрения, нужно уволить или можно уволить. Обычно это самые низкооплачиваемые сотрудники, самого низкого грейда», – пояснил Баширов.

По его словам, это не принесет большой бюджетной экономии, но поспособствует «вымыванию» слоя госслужащих, которые занимаются «подготовкой многочисленных материалов, отчетов, справок и так далее для вышестоящих начальников».

«Мы знаем, что у большинства людей, которые работают в должностях директоров департаментов, управлений, а тем более у замминистров и министров фактически весь рабочий день – это или рабочие встречи, или совещания. Они реально подготовкой внутреннего контекста, содержания не занимаются. Этим занимаются работники низших звеньев», – рассказал Баширов.

Как отметил эксперт, ослабление этого слоя госслужащих может в перспективе привести к ослаблению госаппарата и упадку качества госуправления в целом.

Уловка государства?

Сокращение госслужащих не всегда означает сокращение людей, занятых в государственном управлении. Существует вероятность, что уволенные сотрудники просто перейдут в подведомственные учреждения, которыми напрямую управляют министерства.

«Подведы» обычно получают деньги на реализацию проектов из того же самого федерального бюджета. Получится, что федеральный бюджет заплатит те же самые деньги, только из другого кармана. Это известная уловка, и бороться с ней просто невозможно. Реальное сокращение может быть, только когда вы сокращаете дублирующие или ненужные функции», – рассказал Марат Баширов.

Впрочем, вероятно применение и других схем аутсорсинга. Сергей Мясоедов уверен, что это вполне позитивное явление.

«Мы можем говорить о том, что чиновники мимикрируют и постараются остаться на коште государства, по-прежнему используя свои близкие связи в течение какого-то времени. Это негативная сторона. А есть позитивная сторона: люди, предлагающие свои услуги, будут проходить через процедуру тендеров, а это при всех недостатках нынешних тендеров, процедура все-таки конкурентная и на тендер будет проходить несколько человек, соответственно, аутсорсинговые услуги – это государственно-частное партнерство», – заявил Мясоедов, добавив, что эта концепция позволит увеличить качество предоставляемых услуг.

Куда пойдут сокращенные госслужащие?

Первый заместитель председателя комитета ГД РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Тарасенко уверен, что сокращенные госслужащие в перспективе без работы не останутся: «Эти люди, которые работают там, наверняка на рабочие профессии не пойдут, но это достаточно подготовленные люди, которые найдут место в жизни, потому что, как мне представляется, у нас слишком много вакансий на сегодняшний день».

Эксперты сделали и более радикальные прогнозы. По мнению директора Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергея Мясоедова, масштабное сокращение госслужащих – повод для интенсификации политики переучивания старых кадров, чтобы они могли осваивать профессии или заниматься малым и средним предпринимательством.

«Я думаю, что появится еще одна категория, которой надо постепенно перестраиваться на ментальность рыночную и предпринимательскую: учиться не сидеть на шее государства, на «проедании» госбюджета, а эффективно работать. Появятся новые категории, которых нужно будет переучить, чтобы люди могли стать самозанятыми», – заявил Мясоедов.

Если процесс реформирования госаппарата активно заработает, то в 2022 году кадровые сокращения коснутся не только работников федеральных ведомств, но и региональных (муниципальных) органов управления во всех субъектах РФ: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения – Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО.

Первый заместитель председателя комитета ГД РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Тарасенко уверен, что сокращенные госслужащие в перспективе без работы не останутся: «Эти люди, которые работают там, наверняка на рабочие профессии не пойдут, но это достаточно подготовленные люди, которые найдут место в жизни, потому что, как мне представляется, у нас слишком много вакансий на сегодняшний день».

[flat_ab id="3"] Ссылка на основную публикацию