Фотографии Золотых ворот Киева

История Киевских Ворот

Золотые ворота не просто получили свое название. Историки придерживаются нескольких мнений. В древности возле основания врат стоял Благовещенский храм с куполом из золота.

По одной из версий считается, что свое название они получили от церковного купола. По другой версии, Киевские ворота старинного города названы в честь Константинопольских.

Этот памятник считается одним из главных сооружений Ярослава Мудрого, они выстроены примерно в период воздвижения Софийского собора, по крайней мере так трактуют летописи 1037 года. Когда хан Батый взял Киев (1240 г.), воротам был нанесен серьезный ущерб.

Этому доказательством служат заметки, оставленные путешественниками (16-17 век) и рисунки Ван Вестерфельда (1651 г.). По ним видно, что строение почти разрушено.

Постараюсь рассказать про Золотые ворота в древнем Киеве кратко. С виду въезд напоминал широкую арку, по центру располагалась площадка для бойцов, вверху возвышался белокаменный храм Благовещения, указывающий на то, что град Киев – город христиан.

Это было триумфальное сооружение, ими пользовались для въезда с церемонией, встреч послов из других стран, важных гостей. Через центральный вход выпроваживали воинов на защиту своей Земли. Своды врат открывали для возвратившихся с походов княжеских дружин. Так как сооружение расположено со стороны юга, изначально его называли «Южные ворота».

Князь Ярослав Мудрый гордился своим строением, считая его своим основным сооружением. Также правитель выстроил Лядские ворота (на этом месте расположена теперешняя Площадь Независимости), Львовские – современная Львовская площадь. В те времена вокруг города было укрепление из высоких земляных валов и глубоких рвов.

На пустыре перед главенствующими вратами был пятнадцатиметровый ров (по ширине), вглубь до 9 метров. На сегодняшний день расположение этого рва можно разглядеть в перепадах по Золотоворотскому проезду.

В 70-х годах 19 века рядом с остатками этого памятника расположился маленький музей, в котором были представлены тематические экспонаты, фото, рисунки, летописи об этом сооружении. Когда Золотые ворота были реконструированы, музей переместили внутрь строения, где он находится и сейчас.

Однако время безжалостно разрушало памятник, строение превращалось в руины. Частичное сохранение культурного наследия началось в 1832 г. Когда Киеву исполнилось 1500 лет (1982 г.), памятник был открыт после реконструкции.

Восстановление строения проводили до первозданного вида, опирались строители при этом на малодостоверные источники. Так как работа проводилась быстро, реконструкцию сделали похабно: использовали низкокачественный бетон и сделали фасад из недолговечного дерева.

Памятник в первоначальном обновленном облике простоял недолго, с годами потерял красиво обличье практически полностью. Поэтому к 2007 г. была сделана и закончена новая реконструкция. Строители и архитекторы провели большую работу:

  • консервировали и реставрировали все воротные детали;
  • придали вид уцелевшим фрагментам еще со времен строения входа Ярославом Мудрым;
  • много времени понадобилось на обновление внешнего вида сооружения;
  • была проведена замена деревянных деталей.

И теперь достопримечательность стала выглядеть, как подобает памятнику Всемирного наследия ЮНЕСКО: величественно и красиво.

  • консервировали и реставрировали все воротные детали;
  • придали вид уцелевшим фрагментам еще со времен строения входа Ярославом Мудрым;
  • много времени понадобилось на обновление внешнего вида сооружения;
  • была проведена замена деревянных деталей.

Золотые ворота

Золотые ворота по рисунку 1651 года

1890-е годы. Золотые ворота

1890-е годы. Руины Золотых ворот

1890-е годы. Золотые Ворота, останки

1890-е годы. Золотые Ворота, цветное фото

1890-е годы. Ярославов Вал и Золотые Ворота

1900-е годы. Золотые ворота

1900-е годы. Золотые ворота в зарослях

1912 год. Золотые ворота

1954 год. Золотые Ворота, вид на Ярославов Вал

1959 год. Золотые Ворота

1960-е годы. Золотые Ворота до реконструкции

1970-е годы. Заросли вокруг Золотых ворот

1970-е годы. Золотые Ворота

1973 год. Золотые Ворота

1980 год. Золотые Ворота

1981 год. Золотые Ворота, люди внутри памятника истории

1981 год. Золотые Ворота, общий вид

1980-е годы. Работы по строительству современного памятника Золотых Ворот

1890-е годы. Руины Золотых ворот

Имперский период

В 1654 году, по случаю присоединения Украины к России, в Киев через ворота входит посольство с боярином Василием Бутурлиным. В 50-е годы 18 столетия киевская власть признала ворота аварийными, и решила как-то их укрепить. Для осмотра и анализа пригласили инженера Дебоскета. Но Дебоскет порекомендовал засыпать их землёй, а рядом построить новые. Ну, так что бы не заморачиваться. Так и сделали, в 1755 году. Новые же ворота простояли до 1977 года. За годы “забвения” успели подзабыть где именно Золотые Ворота находяться, и за это дело взялись археологи. Ничего удивительного в этом нет. Ведь на то время существовал земляной вал, в котором найти нужно было не так просто.

В 1832 году архелог-любитель Кондратий Лохвицкий находит пропажу, но уже в более плачевном состоянии чем раньше. Если Дебоскет описал остатки церкви над воротами, и свод, то сейчас это были уже самые настояние руины… Под воздействием дождей ворота начали быстро разрушаться, и Лохвицкий пищет письмо “комитету по сохранению древностей”. Просит выкрасить их известью и укрепить землёй. Комиссия произвела осмотр, и стянула ворота железными стяжками, а также построила контрфорсы. Вы и сейчас можете их увидеть. В 1834 году выходит первая книжка, по истории Золотых Ворот, московской типографиию. С тех пор внимание публики не прекращается, в многочисленные туристы уже больше 100 везут на родину фотографии этой древности. Открытки и фото ворот начали продавать еще в 1890-х годах, и к нашему времени их проданно миллиоными экземплярами.

В 1832 году архелог-любитель Кондратий Лохвицкий находит пропажу, но уже в более плачевном состоянии чем раньше. Если Дебоскет описал остатки церкви над воротами, и свод, то сейчас это были уже самые настояние руины… Под воздействием дождей ворота начали быстро разрушаться, и Лохвицкий пищет письмо “комитету по сохранению древностей”. Просит выкрасить их известью и укрепить землёй. Комиссия произвела осмотр, и стянула ворота железными стяжками, а также построила контрфорсы. Вы и сейчас можете их увидеть. В 1834 году выходит первая книжка, по истории Золотых Ворот, московской типографиию. С тех пор внимание публики не прекращается, в многочисленные туристы уже больше 100 везут на родину фотографии этой древности. Открытки и фото ворот начали продавать еще в 1890-х годах, и к нашему времени их проданно миллиоными экземплярами.

Заметки IT-специалиста и калининградца

Посты коллег-путешественников на темы, которые не затронул я:

Частица древней Руси

Золотые ворота упоминаются еще в “Повести временных лет”. В то время Киев был окружен земляными валами, которые должны были стать первым препятствием для неприятеля в случае нападения на город. Золотые ворота находились внутри одного из таких валов. То есть, по бокам от них была большая земляная насыпь, перебраться через которую было крайне тяжело. А сами Золотые ворота были одним из въездов в город. Также попасть в Киев можно было через Лядские ворота в районе нынешнего Майдана или через Софийские ворота около Софийского собора , который приходится Золотым воротам ровесником.

На момент открытия Золотые ворота представляли собой арку со специальной военной площадкой сверху. Благодаря своему расположению, с военной площадки открывался широкий обзор. Это позволяло увидеть приближающихся путников на большом расстоянии. Свое название Золотые ворота получили вовсе не из-за украшения золотом, а попросту в честь аналогичных ворот в Константинополе.

В 1240 году у орды хана Батыя так и не вышло прорваться в Киев через Золотые Ворота.

Золотые ворота Киева

Золотые ворота Киева — один из немногих памятников архитектуры, сохранившихся с XI века нашей эры. Были построены в годы правления Ярослава Мудрого. На сегодняшний день сооружение восстановлено и имеет статус музея. Входит почти во все экскурсии по украинской столице.


Сооружение возводили из камня и обожженного кирпича, которые формировали смешанную кладку. Между собой их скрепляли раствором из гашеной извести, песка и каменной крошки.

infoportal.kiev.ua


Золотые ворота были главными среди сооружённых князем Ярославом Мудрым помимо Лядских (район Площади Независимости) и Львовских (сторона нынешней Львовской площади) ворот. Киев тех дней окружали высокие земляные валы с глубокими рвами.

Золотые Ворота

Золотые ворота в Киеве – одна из главных достопримечательностей исторического района Древнего Киева. Золотые ворота представляют собой архитектурный памятник оборонительного зодчества Киевской Руси в период правления Ярослава Мудрого. Золотые ворота в Киеве поистине уникальное сооружение. Это важнейший объект многих киевских экскурсий различных тематик.

Строительство Золотых ворот относится к периоду 1017-1037-х годов, к эпохе расцвета средневеково Киева. Ворота были сооружены в одном оборонительном комплексе вместе с валами (часть сегодняшней улицы Ярославов Вал) вокруг Верхнего Киева, а также ряда других въездов в город – Софийскими, Лядскими и Львовскими воротами. Золотые ворота исполняли не только оборонительную функцию, но и являлись парадным входом в Киев.

Золотые ворота в Киеве. Старая гравюра

Существует две версии названия «золотые». На верху золотых ворот находилась церковь Благовещенья, и первый вариант гласит о том, что купола церкви были позолочены, что и дало основания для название ворот. Второй вариант – «золотые» ворота, значит главные, торжественные врата (по подобию с воротами Константинополя).

Вид на Ярославов Вал и Золотые ворота на старой фотографии 1890-х годов

Золотые ворота очень серьезно пострадали во время нашествия орд хана Батыя на Киев в 1240-м году. Причем разрушены ворота были изнутри, так как татаро-монголы не смогли зайти через них в Киев, а разрушили их после взятия Киева. Не смотря на то, что после, практически, полной разрухи киева, ворота больше никогда не восстанавливались. В полуразрушенном виде Золотые ворота были главным въездом в город еще многие века. В середине 18-го века то, что оставалось от ворот было засыпано землей и пролежало в таком состояние около века. В 1832-м году архитекторы и историки заинтересовались средневековой постройкой – ворота были откопаны, вычищены и стали местной достопримечательностью. Тот вид, который мы видим сейчас, Золотые ворота в Киеве приобрели лишь в 20-м веке в 1970-х годах.

Руины Золотых ворот на фотографии начала 20-го века

Сначала, был построен Музей Золотых ворот, который изначально располагался возле руин ворот, а лишь потом был перенесен в реконструированное здание самих ворот. В 1982 году Золотые ворота были полностью отреставрированы. Довольно спорным остается вопрос об оригинальном виде ворот, так как их макет или иллюстрации нигде не сохранился. Историки и архитекторы исходили из исторических соображений и макета подобных ворот в Суздале и Новгороде. Руины настоящих Золотых ворот находятся в середине конструкции.

Золотые ворота на фотографиях 1950-х

Золотые ворота имеют въезд с подъемной, деревянной решеткой из кованного метала, фасад ворот отделан узорами из кирпича. Посередине внутреннего павильона Золотых ворот находится галерея, посвященная тому, как возводились Золотые ворота, отражающая полностью хронику всех лет. В 1997-м году у Золотых ворот состоялась торжественная установка памятника Ярославу Мудрому, в руках у которого макет храма Святой Софии.

Золотые ворота. Фотографии 1970-80-х годов

Золотые ворота являются одной из достопримечательностей Киева со времен средневекового государства Киевская Русь. И несмотря на то, что мы не можем уже точно определить, какой внешний вид имели ворота, внутри Вы найдете оригинальные руины, которые Вам помогут собрать в голове определенный образ постройки.

Во времена средневекового Киева Золотые ворота были парадным въездом в Киев. Этот статус сохранялся за ними вплоть до 18-го века

Орды Батыя так и не смогли прорваться в Киев через Золотые Ворота

Сначала, был построен Музей Золотых ворот, который изначально располагался возле руин ворот, а лишь потом был перенесен в реконструированное здание самих ворот. В 1982 году Золотые ворота были полностью отреставрированы. Довольно спорным остается вопрос об оригинальном виде ворот, так как их макет или иллюстрации нигде не сохранился. Историки и архитекторы исходили из исторических соображений и макета подобных ворот в Суздале и Новгороде. Руины настоящих Золотых ворот находятся в середине конструкции.

Золотые ворота Киева

В самом центре Киева, в Золотоворотском сквере, на небольшом холмике еще совсем недавно можно было видеть хорошо знакомые всем киевлянам руины Золотых ворот — памятника седой старины. Сейчас Золотые ворота стоят во всей своей первозданной красе. О том, что произошло с этим известным памятником древнерусской архитектуры XI века, наш рассказ.

Откроем «Повесть временных лет» под 1037 годом: «Заложи Ярославъ городъ великый, у него же града суть Златая врата; заложи же и церковь святыя Софья, митрополью, и посемь церковь на Золотыхъ воротехъ святыя Богородица благовещенье, посемь святаго Георгия монастырь и святыя Ирины». Так летопись, воздавая похвалу строительной деятельности великого киевского князя Ярослава Мудрого, перечисляет главные постройки, сооруженные по его велению в Киеве. Расширенную территорию верхнего Киева обнесли огромным валом, названным летописцем «городом великым», протяженностью в три с половиной километра и высотой вместе с заборолами-брустверами около шестнадцати метров. Построили трое ворот: восточные — Лядские, западные — Львовские (где сейчас Львовская площадь) и главные, южные — Золотые, на пересечении современных улиц Ярославов вал и Золотоворотская. Доминантой новой части города стал тринадцатиглавый Софийский собор — русская митрополия, богато убранный мозаиками, фресками, в изобилии украшенный произведениями прикладного искусства.

Даже из лаконичной летописной записи видно, что Золотые ворота в Киеве необычная постройка того времени. Да это и понятно: ведь они являлись торжественным въездом в Киев — «мати городов русских», столицу обширного Древнерусского государства, которое было хорошо «ведомо и слышимо» в тогдашнем мире.

Золотые ворота представляли собой, как можно заключить из летописной записи, большую воротную башню с проездом, прорезавшим вал, и надвратным храмом благовещения сверху, по словам летописца, названным так, «дабы благие вести шли в град». Купол церкви, а может быть, и створы были оббиты листами золоченой меди, откуда и пошло название — Золотые. Хотя не лишено оснований и мнение, что они получили свое название по главным воротам Константинополя — столицы Византийской империи.

Золотые ворота ценны для нас как памятник древнерусской истории и оборонительного зодчества XI века, в котором удачно сочетались наиболее распространенные на Руси культовая и оборонительная архитектура. Но кроме этого для киевлян Золотые ворота были гордостью, символом неприступности и величия их города.

Под 1146 годом в летописи упоминается «дикий половчанин» Севенч Бонякович, хваставшийся «посечи Золотые вороты», как и его отец — известный половецкий хан Боняк, в 1069 году сделавший неожиданный набег на Киев и едва не ворвавшийся в город через Золотые ворота. Но этим хвастливым посулам не суждено было сбыться, враги не вошли в Киев через Золотые ворота, а Севенч Бонякович бесславно погиб в одной из битв.

Даже монголо-татары с их огромным войском и стенобитными машинами не решились атаковать главную твердыню города, а предпочли значительно более уязвимые — Лядские ворота.

После монголо-татарского нашествия на Киев в 1240 году известия о Золотых воротах совершенно исчезают со страниц летописей. И только путешественники XVI—XVII веков начинают снова упоминать их в своих путевых записках и дневниках. О них писал Эрих Ляссота — посол германского императора к запорожским казакам, Павел Алеппский и другие. Важные зарисовки ворот сделал А. ван Вестерфельд — придворный художник польско-литовского гетмана Януша Радзивилла, побывавший в Киеве в 1651 году. На двух сохранившихся в копиях XVIII века его рисунках Золотые ворота изображены уже в руинах, но еще с хорошо видными остатками надвратного храма.

После воссоединения Украины с Россией в 1654 году Золотые ворота вошли в оборонительную систему верхнего города и снова стали главным въездом в Киев. К середине же XVIII века Золотые ворота настолько обветшали, что необходимо было срочно предпринимать что-то, чтобы сохранить их. Однако инженер-подполковник Д. Дебоскет, проводивший обследование этой постройки, пришел к выводу, что ворота лучше всего засыпать землей, а новые построить рядом. Его предложение было одобрено Сенатом, и в 1755 году Золотые ворота оказались под землей.

Они пробыли там 80 лет. В 1832 году их откопал археолог-любитель Кондрат Лохвицкий. Вновь увидевшие свет. Золотые ворота оказались в гораздо худшем состоянии, чем мы видим на рисунке 1651 года, обрушились арки проезда и остатки надвратного храма.

Сразу же по открытии Золотых ворот возник вопрос об их сохранности, и в 1838 году при участии архитектора В. Беретти у восточной стены соорудили контрфорсы — подпорные стенки, верхние части руин покрыли черепицей, а позднее — железом, стены кое-где обложили кирпичом и соединили железными затяжками. Так к концу XIX века Золотые ворота постепенно приобрели тот вид, который нам был так хорошо известен.

Руины в Золотоворотском скверике с каждым годом приобретали все большее и большее число поклонников и к концу XIX века стали любимой реликвией киевлян. Они были овеяны славой, эти руины, они были романтичны и привлекали художников; предприимчивые фотографы и дельцы издавали открытки, гравюры и альбомы. (Возможно, что даже на сайте PremiumBook можно найти старинные фотокниги ручной работы, где есть старые и от этого еще более ценные фото Золотых ворот). Но не всем нравились эти руины. Так, известный археолог и любитель старины А. А. Спицын на одном из заседаний Киевского общества охраны памятников старины и искусства заявил: «В настоящем виде остатки ворот являются лишенными какого-либо смысла, нагромождением стен, дурно и грязно содержимых и не представляющих ни малейшего интереса ни для киевлянина, ни для туриста. Было бы необходимо привести их в более приличный, наглядный и осмысленный вид».

Замечено было, что Золотые ворота, находившиеся под открытым небом, постепенно разрушаются. Это вызвало целую бурю дискуссий и критических замечаний среди любителей старины — археологов, архитекторов, историков.

Известный исследователь киевских пещер A. Д. Эртель писал в 1912 году: «Лично я считал бы долг Киевского общества охраны памятников старины по отношению к Золотым воротам и украинскому народу выполненным лишь тогда, когда по его инициативе… был бы, пользуясь описаниями, сохранившимися рисунками и руководствуясь пока оставшимися следами архитектурных деталей всего сооружения, восстановлен древний внешний вид постройки». И все же в то время данных для научной реконструкции явно недоставало: несколько скупых сообщений летописи, путевые заметки путешественников, два рисунка 1651 года, первые обмеры К. Лохвицкого и Ф. Солнцева, фотографии руин XIX века — вот, по сути, и все, что можно было привлечь для работы.

Но сведения о Золотых воротах постепенно пополнялись благодаря неутомимой работе иссле¬дователей. Их изучали архитектор П. П. Покрышкин (1915 год), профессор Киевского университета B. А. Ляскаронский (1927 год), архитектор профессор И. В. Моргилевский (1930 год), археолог В. А. Богучевич и архитектор Е. Д. Корж (1948 год) и другие. Начались попытки реконструировать первоначальный вид памятника. Первая реконструкция принадлежала В. Г. Кричевскому. Свои варианты предложили Е. Д. Корж и Ю. С. Асеев. И все-таки недостаток археологического и архитектурного исследования Золотых ворот ощущался очень сильно.

Пока велись исследования и споры об их виде в древности, Золотые ворота, несмотря на многочисленные текущие ремонты, постепенно и неуклонно разрушались. Весьма значительные повреждения ворот за последние сто с лишним лет особенно заметны, если взглянуть на фотографии, сделанные в XIX веке. Главная причина разрушений кроется в атмосферных осадках и температурных колебаниях. Зимой, во время оттепели, стены напитывались влагой, затем при понижении температуры вода в трещинах замерзала и, расширяясь, дробила и откалывала раствор и облицовку стен. Как остановить этот неумолимый процесс разрушений? Неужели современная реставрационная наука здесь бессильна? Как ни покажется невероятным, но это почти так.

В XVII веке умели решать подобные задачи довольно просто. Давно известно, что если древние «мертвые» руины надстроить стенами и ввести в объем новой постройки, то они перестают разрушаться и хорошо сохраняются в дальнейшем. Например, в Киеве в сороковых годах XVІІ века митрополит Петр Могила восстановил на древних руинах церковь Спаса на Берестове. То же самое было и в Чернигове: Пятницкая церковь и Борисоглебский собор, разрушенные фашистскими бомбами во время войны, поднялись затем по проектам архитекторов П. Д. Барановского и Н. В. Холостенко.

Вот почему, когда думали и решали судьбу Золотых ворот, пришли к выводу о необходимости их воссоздать. Мыслилось сделать это так, чтобы остатки древних стен не несли никаких нагрузок и могли быть доступны для осмотра со всех сторон не хуже, чем прежде. Однако было немало и возражений.

Велись споры о том, как реконструировать здание, поскольку древний внешний вид неизвестен, а зарисовок руин XVII века было недостаточно. Пугало и принятое у реставраторов слово с не совсем хорошим оттенком — «новодел». И все- таки нам представлялось, что на основании имеющихся материалов можно создать вполне научную реконструкцию памятника, и если такой «новодел» спасет руины XI века, то наша общая цель — защитить памятник от разрушения — будет достигнута.

В 1970 году Украинское общество охраны памятников истории и культуры приняло решение о необходимости консервации и восстановления Золотых ворот. В авторский коллектив для разработки проекта вошли архитекторы Е. И. Лопушинская (институт «Укрпроектреставрация» Госстроя УССР), Н. В. Холостенко (институт «Киев-проект») и автор статьи археолог С. А. Высоцкий (Институт археологии).

Собрав все данные о Золотых воротах, мы представили их себе вот какими: внешний вид — большая прямоугольная башня высотой около 14 метров и шириной по боковому фасаду около 18 метров, стоявшая в черте вала. Верх башни венчал одноглавый четырехстолпный храм Благовещения. Со стороны поля к главной башне примыкала боевая площадка высотой в 11 метров, предназначавшаяся для защиты ворот. Внутри башни находился проезд, имевший со стороны поля проем высотой 8,4 метра. Воротная башня была встроена в вал так, что давала возможность свободно передвигаться войскам вдоль вала.

Материалы исследования киевских Золотых ворот дали возможность во многом документально воссоздать нижнюю часть сооружения. Что же касается надвратного храма, то это стилистическая реконструкция, хотя его размеры в плане, четырехстолпность и одноглавие достоверны.

Известно, что на Руси был распространен обычай строить монументальные сооружения по образцам, принятым за эталон красоты, с которых снималась «мера». Таким образцом в XII веке был, например, Успенский собор Печерского монастыря в Киеве. По нашему убеждению, Золотые ворота в Киеве послужили образцом для одноименной постройки во Владимире на Клязьме, сооруженной из белого камня с учетом новых тенденций в фортификации XII века. Такой вывод в будущем можно будет проверить и археологически.

В апреле 1981 года в Золотоворотском скверике у древних руин закипела работа, которая сейчас завершена. Древние стены ворот не несут никаких нагрузок, и в то же время памятник можно осматривать со всех сторон, как и прежде. В этом заключается главная особенность предложенного проекта. Как это достигается? Все конструкции, несущие нагрузки, упрятаны в два пустотелых отрезка валов, примыкающих к воротам. На эти силовые конструкции опирается площадка с надвратным храмом и верхние части арок.

Когда вы зайдете в проезд отстроенных Золотых ворот, то справа и слева, как и прежде, увидите знакомые древние стены на высоту до девяти метров, а выше пилястры стен постепенно переходят в свод, при этом четко видно, где оканчивается стена XI века и начинаются достройки. Осмотреть стены с другой стороны можно, зайдя в помещения, оборудованные внутри вала.

Во внутренних помещениях Золотых ворот размещается музейная экспозиция «Золотые ворота в системе оборонительных укреплений древнего Киева», включающая материалы исследований и археологические находки.

Восстановленные к празднованию 1500-летнего юбилея города в мае 1982 года Золотые ворота стали филиалом одного из музеев Киева, и один из самых дорогих и высокочтимых памятников древнерусской истории обрел свою новую жизнь.

Известный исследователь киевских пещер A. Д. Эртель писал в 1912 году: «Лично я считал бы долг Киевского общества охраны памятников старины по отношению к Золотым воротам и украинскому народу выполненным лишь тогда, когда по его инициативе… был бы, пользуясь описаниями, сохранившимися рисунками и руководствуясь пока оставшимися следами архитектурных деталей всего сооружения, восстановлен древний внешний вид постройки». И все же в то время данных для научной реконструкции явно недоставало: несколько скупых сообщений летописи, путевые заметки путешественников, два рисунка 1651 года, первые обмеры К. Лохвицкого и Ф. Солнцева, фотографии руин XIX века — вот, по сути, и все, что можно было привлечь для работы.

Содержание

  • 1 Архитектура
  • 2 Музей Золотые Ворота
  • 3 Сквер у Золотых ворот
  • 4 Интересные факты
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки

Венчала Ворота надвратная церковь Благовещенья, чтобы каждый путник, подъезжающий к Киеву, мог видеть, что это христианский град. Надвратная церковь в ходе реставрационных работ воссоздана как четырёхстолпный одноглавый храм с утопленными в толще стены апсидами, не выступающими из общего объёма фасада. В качестве архитектурного декора применены орнаменты из кирпича, характерные для искусства того периода. В ходе археологических исследований Золотых Ворот были обнаружены кубики смальты, фрагменты фресковой штукатурки, что свидетельствует о том, что древняя церковь была украшена фресковой росписью и мозаиками.

«Запретный» рисунок из Золотых ворот Киева

В 1981 году в Киеве, при раскопках Золотых Ворот С. А. Высоцким был обнаружен рисунок, который он публиковать отказался. Широкой общественности он стал доступен только в 2005 году, после публикации в статье сотрудника института философии им. Г. С. Сковороды НАН Украины Юрия Писаренко Запретный рисунок из Золотых ворот Киева. Её мы и приводим.

Существенная информационная открытость современного общества позволяет обсуждать темы, которые ещё более десятка лет тому назад публично затрагивать считалось неприличным. По степени табуированности с темой политики в нашей стране могла соперничать только тема секса. Очевидно, именно в области этого запрета, как ни в одной другой, у нас были приумножены традиции христианства.

Неслучайно своеобразным эталоном целомудрия для нас и по сей день остается образ средневековой Руси. Она неизменно предстает перед нами величественно строгой — в иконописных ликах, заботах об «учении книжном», «земельном строении», в аскетическом подвиге лаврских монахов и т. п. Вне пределов официальной истории лежит обширное поле «культуры безмолвствующего большинства», где проявления возвышенные зачастую уступают более низким и обыденным, но от этого не менее интересным для науки.

Тема «женолюбия» изредка прорывается на страницы летописи, в связи с изображением греховного, языческого образа жизни со свойственной ему неупорядоченностью половых отношений. Так, согласно Повести временных лет, в отличие от тихого и кроткого брачного обычая полян, живущие «зверьскым образом» деревляне, якобы, не знали браченья, «но оумыкаху оу воды д[е]вица». Что же касается радимичей, вятичей и северян, то

«срамословье в нихъ пред о[т]ци и пре(д) снохами, и бьраци не бываху в них, но игрища межю селы, и схожахуся на игрищ(а), на плясанья, и на вся бесовьскыя пе(с)ни, и ту оумыкаху жены собе, с неюже кто свещеваше(с), имяху(т) же по две и по три жены» 1 .

«. Нам передавали, — писал учёный, — что в прежние годы, не особенно давно, на свадьбах, молодым (жениху и невесте) давали выпить стакан воды с мужским семенем, преимущественно от монаха. Это делалось для плодородия брачной четы» 4 .

Здесь не остаётся ничего другого, как предположить, что монах в подобных случаях не гнушался роли языческого волхва.
Для представителя традиционной культуры, всей своей повседневной жизнью связанного с производительными силами природы, секс осмысливался не только как область телесных наслаждений, но и как естественный канал включения в общий космический ритм существования окружающего животного и растительного мира 5 . Мало того, мужская сила понималась как способствующая стимуляции и воспроизводству космических сил 6 . Очевидно, воплощением этой языческой, «натуралистической» идеи может считаться знаменитый Збручский идол: изображая общую структуру Вселенной, как мир людей, так и мир богов он делит на «женское» и «мужское», а самому космосу придаёт форму фаллоса 7 . Несмотря на то, что с распространением христианства подобные монументальные символы язычества, как и всякая «срамота», находили упокоение в своей исконной животворящей водной стихии, разгульная аграрная праздничность кое-где уцелела до наших дней. Благодаря публикациям последнего десятилетия, становится очевидным, что вопреки осуждению церковью и различным социальным экспериментам в селе, и в наше время продолжают отмечаться древние земледельческие праздники, сопровождающиеся «ритуально-непристойным» поведением.

Например, человека, выросшего в современном городе, не могут не удивлять этнографические данные конца XX века о праздновании Духова дня (Троицы) в с. Троицком Калужской области, включающем торжественное шествие с культовой куклой, во время которого исполняются «срамные» песни, специально, «чтобы лён хорошо рос» 8 .
Обращая внимание на то, что в аграрных праздниках Средневековья преобладали гротескные образы, представлявшие «низкие» аспекты бытия — пищеварение и размножение, М. М. Бахтин приходил, в то же время, к выводу, что эти образы служили реализации главной задачи праздника, связанной с высшими целями человеческого существования — возрождением и обновлением 9 . Праздничная развязность была выражением временной, эфемерной победы над страхом перед силами природы, но, прежде всего, «над моральным страхом, сковывающим, угнетающим и замутняющим сознание человека: страхом перед всем освящённым и запретным (“мана” и “табу”), перед властью божеской и человеческой.. .» 10 . Если наступающая рано или поздно смерть всего живого в природе может считаться главным символом закрепощения, несвободы, ограничения воли, то одним из ярких проявлений свободы является лежащая в основе зарождения новой жизни сексуальность 11 .

В свою очередь, игнорируя этот немаловажный аспект, нельзя понять, каковы были степень и качество свободы человека прошлого. В последнее время учёные, сознающие это, получили возможность публиковать данные о месте эротики в отечественной культуре, хотя и с полным сознанием того, что областью их исследования является «анти-мир» этой самой культуры 12 .
Как целесообразность подобных исследований, так и познавательный интерес получаемых результатов обосновывает А. Топорков в непревзойденной по колориту статье «Эротика в русском фольклоре». Уже это небольшое вступление к одному из тематических сборников раскрывает нам, насколько мы пока еще далеки от истинного понимания духа народной (читай — древнерусской) культуры. Ученый, в частности, отмечает:

«Для человека, воспитанного в рамках современной городской культуры, сфера пола и материально-телесного низа окружена частоколом запретов и умолчаний, сопряжена с вполне определенным эмоционально-психологическим ореолом: это табуировано, греховно, грязно и стыдно. В народной же традиции половая жизнь воспринимается куда более индифферентно. О ней достаточно свободно говорят, называя вещи своими именами, и при этом не возникает ощущения, что речь идет о чем-то греховном и грязном» 13 .

В качестве подтверждения древности, укоренённости традиций эротического фольклора, автором приводятся данные материальной культуры, — фаллоподобные славянские идолы и снабженные эротическими надписями севернорусские прялки 14 .
Среди работ киевских археологов, изучающих древнюю Русь, выделяется публикация В. Н. Зоценко, посвященная шиферному пряслицу из Вышгорода под Киевом, предположительно второй половины XI — первой половины XII вв. с надписью «БЛЯТЫ» 15 . Очевидно, это слово отвечало на вопрос: «Кого, чей (пряслень)?», тем самым указывая на имя владелицы данного предмета — «БЛЯТА» (по В. Н. Зоценко — «БЛЯТЬЯ») 16 . Этот антропоним автор статьи производит от существительного «БЛЯДЬ» и подчеркивает, что последнее в древности отнюдь не всегда наделялось негативным смыслом. Вывод ученого достаточно неожиданен. Надпись на вышгородском пряслице он относит к числу «заклинаний (пожеланий, сохранения) лучшей доли, благосостояния, человеческого согласия. Социальная карточка этого имени на фоне древнерусского общества принадлежит широчайшим народным кругам, непосредственно связанным с миром материальных вещей и производства, в недрах которых долго удерживались мировоззренческие основы языческой архаики» 17 .
Данная публикация призвана продолжить начатую не так давно традицию.

В конце 80-х годов прошлого века, в пору моей работы в отделе археологии Киева Института археологии АН Украины, ко мне в руки попала фотография необычного рисунка-граффито из Золотых ворот в Киеве, из раскопок, проведённых С. А. Высоцким 18 в 1981 г. Абсолютная табуированность содержания рисунка не вызывала ни малейшего сомнения в том, что он никогда не будет опубликован автором находки. Судя по всему, к тому времени тема курьёзного граффито в отделе уже никого не интересовала, и никто не возражал, чтобы я взял лежавшую без дела фотографию себе. Даже спустя несколько лет после смерти С. А. Высоцкого (1998 г.), граффито так и осталось неопубликованным 19 .
Итак, что же собой представляет запретный рисунок? В гротескной и очень условной манере он передаёт половой акт: мужчина, стоящий на коленях с комично разведёнными руками, изображён в момент близости с женщиной, лежащей на спине, с ногами, согнутыми в коленях.
Партнёр — молодой, безбородый и безусый человек с тонкими чертами лица и намёком на улыбку — полуодет: на голове шапка в виде колпака или клобука, из-под которой сзади, над затылком выбиваются пряди длинных волос или какие-то ленты. На нём также кафтан (рубаха?), застёгнутый до пояса на пять больших пуговиц. Нижняя часть тела обнажена, детально прорисован половой член.

В сравнении с мужчиной, партнёрша изображена небрежно. Лицо передано грубо, карикатурно. Рук и чётко обозначенной груди не видно. Возможно, процарапать горизонтально расположенную фигуру было сложнее. Женщина полностью обнажена, хотя несколько поперечных рисок на левой ноге, кажется, указывают на наличие какого-то чулка (Рис. 1, 2).


Рис. 1. Граффито из Золотых ворот. Фото (раскопки С.А. Высоцкого 1981 г.)


Рис. 2. То же граффито, прорись по фотографии

Приведённое изображение занимает собой часть целого, склеенного при реставрации из двух, куска цемяночной штукатурки (22 x 13 см), ранее частично опубликованного автором находки С. А. Высоцким в монографии «Киевские граффити XI-XVII вв.» под № 301 20 . Здесь помещено погрудное изображение лысого (?) человека в профиль и однострочная надпись: «Господи, по[мози] рабу Дми[тру]». На таблице VI в книге Высоцкого (см. наш рис. 3) можно увидеть в левой стороне этого рисунка нижние части ног «партнёрши» и туловища «партнёра» приводимого нами изображения. Судя по глубине и толщине линии рисунка, «портрет Дмитра» и «любовная сцена» разновременны: профиль с надписью о Дмитре процарапан чем-то тонким и неглубоко, тогда как «сцена близости» — очень основательно, «с чувством». Думаем, что надпись: ГИ ПОМО[ЗИ], которой касается левая рука «партнёра» также относится к «дмитровской композиции», так как процарапана намного тоньше. Вероятно, вся композиция с профилем появилась раньше.

Об обстоятельствах находки этого куска штукатурки, как и ряда других, С. А. Высоцкий писал:

«. Летом 1981 г. во время восстановления Золотых ворот обнаружено несколько фрагментов древней штукатурки XI в. с начертанными на них надписями и рисунками. Куски штукатурки лежали на глубине примерно 2,5 м от уровня современной поверхности земли и относились к несохранившейся южной части западной стены ворот. В склеенном виде они представляют собой куски отделочного раствора шириной 13-13,5 см, чередовавшегося первоначально с рядами плинфы, образуя кладку с утопленными рядами. Снизу и сверху штукатурка подрезана фаской, поверхность её гладкая, хорошо затёртая».


Рис. 3. Фото и прорись граффити № 301. Таблица VI, по С. А. Высоцкому


Рис. 4. Место находки фрагмента штукатурки с граффито № 301 на плане Золотых ворот, по
С. А. Высоцкому

Приблизительное место, где был найден фрагмент штукатурки с граффито (№ 301), указано на плане, приводимом в монографии учёного 21 (Рис. 4). О первоначальном местоположении рисунка можно судить по замечанию С. А. Высоцкого о том, что большинство граффити, прослеженных непосредственно на стенах, находилось внутри проезда ворот на уровне, доступном росту человека, а именно на этой высоте древние авторы обычно писали на стенах 22 . Граффити Золотых ворот учёный датировал XI-XII веками 23 .
Можно лишь гадать о том, кто и при каких обстоятельствах нацарапал рассматриваемый рисунок на стене Золотых ворот. Портретная тщательность изображения мужчины и его платья говорит о том, что это либо сам автор, либо кто-то из его знакомых, кого он увидел в подобной ситуации. Если же это — автопортрет, то, возможно, он фиксировал уже случившееся или же передавал эротическую фантазию «неизвестного художника».

Приведённое граффито заслуживает нашего внимания уже потому, что со времени своего начертания (XI-XII вв.) это было первое, что «встречало» въезжавших в Киев через Золотые ворота — как простых людей, так и выдающихся исторических деятелей. Это вносит некую шутливую нотку в привычно серьёзную и даже драматическую историю древнерусской столицы 24 .
Естественно, попадись нам на глаза аналогичное современное граффито, оно справедливо будет оценено как непристойное. Но по прошествии столетий подобное произведение интимного жанра воспринимается совсем по-иному, как сказали бы философы — экзистенциально, ибо ничто так не трогает нашего современника, как столкновение с прошлым в его непреходящей человеческой сущности.


Также рекомендуем прочитать про любовь и сексуальность в Древней Руси соответствующую главу из книги В. Долгова “Быт и нравы Древней Руси”.

1 ПСРЛ. Т. 2. Стб. 10.
2 Там же. Стб. 67.
3 Аничков Е. В. Язычество и древняя Русь. СПб., 1914. С. 385; Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981. С. 36.
4 Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. Тома первый, второй. Репринтное издание. М., 2000. Т. 2. С. 40. «Слово некоего христолюбца и ревнителя по правой вере» по списку конца XV в. даёт вариант: «устроивьше срамоту моужьскоую и въкрадывающе в ведра и в чаше, пьють и, вынемьше, осморкывають и облизывают и целоують» (Цит по: Аничков Е. В. Указ соч. С. 375). Именно к этому варианту свадебного обряда может относиться набор реквизита — ведро и деревянный фалл из раскопок в Ленчице (Польша) XII в. (Рыбаков Б. А. Указ. соч. С. 36, рис. С. 39).
5 Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990. С. 48.
6 Каюа Р. Людина та сакральне. Пер. з фр. К., 2003. С. 152.
7 Можно предположить, что истинный благоговейный страх перед подобным культом достигался совершенно противоположными свободе отношений полов средствами — строгими половыми табу. Аналогичная догадка принадлежит Вл. Соловьеву: «Намеренное, напряженное, возведенное в религиозный принцип бесстыдство, очевидно, предполагает существование стыда» (Соловьев Вл. Оправдание добра. Нравственная философия. Соловьев В. С. Сочинения в 2 т. М., 1988. Т. 1. С. 122). Это подтверждают современные данные о сочетании в фаллических культах неистового разгула с суровым аскетизмом (Семёнов Ю. И. Как возникло человечество. М., 1966. С. 301).
8 Миненок Е. В. Обряд Духова дня в селе Троицком Калужской области. Русский эротический фольклор. Народный театр. Заговоры. Загадки. Частушки. Сост., научн. редакция А. Л. Топоркова. М., 1995. С. 275
9 Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. 2-е изд. М., 1990. С. 14, 27, 28, 352 и др. Сравн.: замечание Роже Каюа: «Достаток рождается из крайности. Сексуальную оргию праздник дополняет ужасным поглощением еды и напитков» (Каюа Р. Указ. праця. С. 153). О взаимодополняемости секса и потребления пищи в качестве двух проявлений обилия говорит как их праздничное сочетание, так и совместное ограничение в предшествующий празднику период поста (Семёнов Ю. А. Указ. соч. С. 435).
10 Бахтин М. М. Указ. соч. С. 104.
11 «Раблезианско-бахтинский» праздничный триумф не знающего стыда «народного тела», по существу, на все времена воплощает утопическую мечту человечества о всеобщем братстве — communitas (по В. Тэрнеру), в идеале известном только лиминальным, пороговым ситуациям, временно снимающим противоречия структурных обществ (Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983). И здесь оголённость, обнажённость, сексуальность может выступать символом социального освобождения. Кажется, об этом говорит и недавно впервые опубликованный Гр. Грабовичем автопортрет Т. Г. Шевченко, где тот изобразил себя в ссылке энергично шагающим по берегу Арала полуобнажённым — с открытыми гениталиями. (Грабович Гр. Шевченко, якого не знаемо (З проблематики символiчноi автобюграфи та сучасног рецепци поета). К., 2000. Рис. 15). Здесь улавливается примерно такой подтекст: «Несмотря на царские запреты и ссылку, я — вольный, живой, внутренне свободный!» (сравн.: мысли об этом портрете самого Грабовича: Указ. праця. С. 300-301). Такой смысл данного рисунка отвечал бы показанному в другой книге того же автора credo поэта как певца communitas, отрицающего любую власть (Грабович Гр. Поет як мiфотворець (Семантика символiв у творчостi Тараса Шевченка). Пер. С. Павличко. К., 1998. С. 76, 173).
12 В числе известных нам работ — два сборника из серии «Русская потаённая литература»: Русский эротический фольклор. Сост. научн. редакция А. Л. Топоркова. М., 1995. 640 с.; Антимир русской культуры. Язык. Фольклор. Литература. Сб. статей. Сост. Н. Богомолов. М., 1996. 409 с.
13 Топорков А. Эротика в русском фольклоре. Русский эротический фольклор. С. 10.
14 Там же. С. 15, 16.
15 Зоценко В. М. Про один давньоруський жшочий антропошм. Археологiя. К., 1991. № 3. С. 108-110.
16 Аналогичны надписи на пряслицах, указывающие на их владельцев: «Янка въдала пряслень Жирце», «Невесточь», «Княжо есть», «Потворин пряслень» (Киев) (Высоцкий С. А. Киевские граффити XI-XVII вв. К., 1985. С. 104); «Лолин пряслень» (Преслав, Болгария) (Медынцева А., Попконстантинов К. Надписи из Круглой церкви в Преславе. София, 1985. С. 74).
17 Зоценко В. М. Указ. праця. С. 110.
18 Об авторе находки, известном археологе и палеографе Сергее Александровиче Высоцком см.: Сергш Висоцький 1928-1998. Народжеш Укратою. Меморгальний альманаху двох томах. К., 2002. Т. I. С. 332-333.
18 Сама штукатурка с граффито хранится в Музее истории Киева, но, к сожалению, остаётся пока недоступной в связи с упразднением музея в прежнем здании т. н. Кловского дворца XVIII века в 2004 г. и его «эвакуацией» в новое, неподготовленное, помещение.
20 Высоцкий С. А. Киевские граффити XI-XVII вв. С. 15; Табл. VI: 1, 2.
21 Там же. С. 15 (план).
22 Там же. С. 11.
23 Там же. С. 16.
24 Не смысловым, но чисто внешним интересным совпадением является то, что в международном фольклоре город может уподобляться женщине, въезд в город через ворота — половому акту, соответственно, сами ворота — женскому органу воспроизводства (Фрейденберг О. М. Въезд в Иерусалим на осле (из евангельской мифологии). Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. 2-е изд. М., 1998. С. 630).


Просмотров: 40197

Источник: Ruthenica, 2005. Т. 4. С. 22—31

«. Летом 1981 г. во время восстановления Золотых ворот обнаружено несколько фрагментов древней штукатурки XI в. с начертанными на них надписями и рисунками. Куски штукатурки лежали на глубине примерно 2,5 м от уровня современной поверхности земли и относились к несохранившейся южной части западной стены ворот. В склеенном виде они представляют собой куски отделочного раствора шириной 13-13,5 см, чередовавшегося первоначально с рядами плинфы, образуя кладку с утопленными рядами. Снизу и сверху штукатурка подрезана фаской, поверхность её гладкая, хорошо затёртая».

Владимир: образ старого города. Часть 1. От Студеной горы до Золотых ворот.

Первое здание привлекающее внимание это Дворянская богадельня имени З.Д. Рахмановой 1905 года. Построено оно на средства Рахмановой и по её завещанию для бедных дворянок. С 1920 года, там размещалась детская больница, сейчас здание пустует.

1. Вид на “Студеную гору”. Несколько лет назад при реконструкции дороги, высоту срезали чуть ли не на два метра.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

2. Бывшая дворянская богадельня.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Следущим пунктом прогулки является Церковь Архангела Михаила 1893 года постройки. Место для постройки уступило Владимирское благотворительное общество. Церковь и всё, что её наполняло и украшало, создавалось на средства благотворителей. Построена в византийском стиле.

3. Церковь Архангела Михаила

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Если взглянуть на частный сектор слева от церкви, то можно заметить шпиль еще одной церквушки. Это Сретенская церковь 1807 года. Место где она построена раньше называлось Солдатская слобода.

5. Сретенская церковь

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Дальше по улице видно здание Мальцовского ремесленного училища, ныне Владимирский авиамеханический колледж 1885 года. Стеклозаводчики Мальцовы, Иван Сергеевич и его наследник Юрий Степанович Нечаев-Мальцов, были меценатами и благотворителями. На их средства строилось, оснащалось и содержалось это учебное заведение.

6. Мальцовское ремесленное училище

Посмотреть на Яндекс.Фотках

7. Ритмичность фасада.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Далее впечатляющий вид со Студеной горы на Золотые ворота. Мы еще даже не в пределах старого города.

8. На месте одного из зданий слева до 30х годов ХХ века была немецкая кирха.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

9. Вот она

Не доходя до Золотых ворот и обернувшись направо можно увидеть католический костёл Розария Божией Матери или же просто Польский костёл. Построен в 1892 году.

13. Он же вечером.

«Польский костел» на Яндекс.Фотках

Несколько купеческих особнячков поблизости.

15. В этом снимали фильм “Цареубийцы”, так как посчитали что он похож на Ипатьевкий дом.

Слева от Золотых ворот разместилось здание женской гимназии 1870 года.

16. здание бывшей женской гимназии

Посмотреть на Яндекс.Фотках

17. Детали

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Напротив него расположена Троицкая церковь 1916 года постройки, внутри которой музей хрусталя. Это последняя дореволюционная церковь во Владимире.

18. Троицкая церковь

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Наконец подходим к Золотым воротам. Здесь начинался Владимир в 12 веке. В обе стороны от ворот отходили городские стены. Справа от ворот остался кусочек крепостного вала. Расцвет города начался при Андрее Боголюбском ворота построены как раз при нём. Золотые ворота строились после переноса статуса столицы из Киева во Владимир. В Киеве от ворот сохранилась груда камней, остальное — новодел. В Киеве Золотые ворота строились на манер Константинопольских, которые в свое время строились на манер Иерусалимских. Эдакий вход в божественный город.

19. Золотые ворота. Оригинальный куб с аркой и перемычкой постройки 12 века. Башенки построены в 18 веке в них спрятаны контрфорсы. Когда валы по краям убрали то ворота потеряли устойчивость и их укрепили. Тогда же перестроена надвратная церковь. Средневековый вид они конечно потеряли но арка сама по себе впечатляет.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

20. Вечерний вид.

«Золотые ворота» на Яндекс.Фотках

21. Арка ворот.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

22. Вечерний вид.

«Арка Золотых ворот» на Яндекс.Фотках

Слева от ворот на месте крепостного вала в 1908 году построено здание Реального училища. Фасад украшают бюсты Столетова и Менделеева.

23. Реальное училище, ныне Музыкально-педагогический факультет Владимирского государственного педагогического университета

24. Бюст владимирского уроженца, великого физика Александра Григорьевича Столетова.

25. Бюст химика Дмитрия Ивановича Менделеева.

Справа за остатками крепостного вала стоит водонапорная башня ныне музей «Старый Владимир». Здание построено в 1912 году. Изначально хотели из Золотых ворот сделать водонапорную, даже проект был готов, но вовремя одумались.

26. Водонапорная башня.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

27. Вид с обзорной площадки на водонапорной башне. В левом нижнем углу Спасская церковь 18 века. Вдали виден успенский собор.

Продолжение прогулки в следующей части.

Владимир: образ старого города.
Введение
Часть 1. От Студеной горы до Золотых ворот.

16. здание бывшей женской гимназии

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Как добраться до Золотых ворот

Удобнее всего доехать до Золотых ворот на метро (станция «Золотые ворота»).

Из музея ступени ведут на террасу, откуда открывается чудесная панорама Киева. Золотые ворота вместе с Софийским собором, Кирилловской и Андреевской церквями входят в Национальный заповедник «София Киевская» — крупнейший музейный центр Украины.

Золотые ворота в Киеве

Киев – это город, который буквально наполнен историей. Но есть в нем места, где это чувствуется особенно, например Золотые ворота – старинное оборонное сооружение, которое во времена Ярослава Мудрого служило входом в город. Сегодня оно включено в список Всемирного Наследия Юнеско.

В XI веке во времена правления Ярослава Мудрого территория Киева расширялась и обрастала новыми постройками, в том числе и защитными сооружениями.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Архитектура
  • 3 Сквер у Золотых ворот
  • 4 См. также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки

В 1240 году ворота сильно пострадали во время осады и взятия города полчищами Батыя.

[flat_ab id="3"] Ссылка на основную публикацию