Храм Гора в Эдфу на карте

Храм бога Гора в городе Эдфу в Египте

Многие называют этот храм просто “храм Эдфу”, и у многих туристов складывается ложное впечатление, что Эдфу является одним из многих древних египетских богов. Однако это не так, храм находится недалеко от города Эдфу, а посвящен он богу Гору, который в разные моменты истории Египта играл разнообразные роли.

Этот храм можно назвать одним из самых не древнеегипетских, как бы странно это не звучало. Дело в том, что он был построен уже в эллинистический период, когда Египтом правили потомки македонского полководца, близкого друга и соратника Александра (Великого) Македонского, Птолемея.

Строительство началось около 250 года до нашей эры, что по меркам древнего Египта “совсем недавно”. C этим и связана его великолепная сохранность, особенно надписей, которые являются самым ценным источником знания о древней письменности для египтологов.

В храме можно посмотреть не только классическую Египетскую письменность, но и древнегреческие черты, что, опять же, связано со смешением культур, которое произошло после завоевания Египта в 332 году. Чтобы читателю было лучше понятно, почему так произошло, мы совсем немного окунемся в эту часть истории страны.

В 332 году в Египет вошел Александр, которому не оказали никакого сопротивления, так как он устраивал местную знать и жречество гораздо больше, чем персы. Самая боеспособная часть египетской армии к этому моменту уже погибла в битве при Иссе, сражаясь на стороне Персии. В связи с этими обстоятельствами Александра провозгласили сыном бога Амон-Ра и фараоном.

Александр больше не появлялся в Египте, он провел всю жизнь в походах и умер в Вавилоне в 323 году до нашей эры, к этому моменту у него был наследник, но он еще даже не родился, без сильной власти империя развалилась.

Ее начали делить полководцы Александра, самым успешным из которых был Птолемей, служивший вместе с царем в отрядах тяжелой кавалерии, которых называли “гетайрами”. Выше вы видите кадр из фильма “Александр”, Птолемей на этом кадре крайний слева.

Более 20 лет после смерти великого полководца, его соратники, которых прозвали “диадохами” воевали друг с другом. Эта серия войн так и была названа “войны диадохов”, мало кто из тех, кто сражался вместе с Александром при Иссе и Гавгамеллах пережил их.

Птолемей объявил себя фараоном Египта, и в этих войнах добился значительных успехов, присоединив к Египту Сирию и часть Палестины, остров Кипр и даже некоторые территории полуострова Малая Азия. На фото слева самый знаменитый бюст, изображающий Птолемея I Сатора.

Этого задела его потомкам хватило, чтобы править более 300 лет, все последующие фараоны, потомки Птолемея, традиционно носили его имя, последним был Птолемей XIV, его участь не завидна, он был отравлен, хотя был еще Птолемей XV, его сложно называть полноценным участником династии, он был сыном Юлия Цезаря и Клеопатры.

В этой династии всех цариц звали Клеопатрами, а знаменитая Клеопатра была по счету уже VII. Она тоже была фараоном, регентом при малолетних братьях и их женой, но женой только формальной.

История падения династии Птолемеев достаточно длинная, кровавая и грустная. Никто из последних представителей рода не умер своей смертью.

Храм бога Гора в Эдфу начал строить Птолемей III, а закончил строить Птолемей XII, а открылся храм для богослужений при Птолемее X. Мы понимаем, что вы уже устали от этого имени и больше его упоминать не будем, скажем только, что храм строился почти 200 лет.

После того, как греки стали управлять Египтом, они не стали препятствовать местной религии или навязывать египтянам свои верования. Греки нашли массу параллелей между богами, например, бог Амон-Ра считался одной сущностью с греческим Зевсом, а бог Гор, которому посвящен наш храм, считался воплощением бога Аполлона, повеливающего Солнцем.

В город Эдфу, обычно, туристы прибывают на корабле по Нилу, город находится в 100 километрах вверх по течению. От берега реки храм Гора находится не так далеко, всего около одного километра, можно было бы пройтись пешком. Но, для туристов устраивают небольшое развлечение и везут на повозках, запряженных лошадьми.

Не обходится и без посещения небольшого рынка с очень назойливыми торговцами. После всех этих небольших приключений вы попадете к храму, до которого придется немного пройтись пешком.

Храм нельзя ни с чем перепутать, массивные каменные ворота, которые часто называют “пилонами”, хорошо сохранили древние надписи и рисунки, чего не увидишь на воротах (пилонах) ни в Карнакском храме, ни в Луксорском храме.

Еще до ворот вы можете увидеть черты греческой архитектуры.

Считается, что храм очень хорошо сохранился, хотя ваше собственное впечатление может быть немного другим. В 4-м веке уже во времена Римской империи богослужения древним богам тут были запрещены законом, и храм пришел в упадок.

Именно в это время были повреждены многие фрески, ярые христиане пытались уничтожить лики богов, но надписи на древнем языке не трогали, и надписи сохранились почти полностью. Результаты религиозного рвения мы хорошо запечатлели на фото ниже.

Больше фото настенных надписей и рисунков смотрите в нашей галерее фото из храма Гора в Эдфу, нет смысла публиковать их внутри самой статьи.

Сразу после входа вы попадете на площадь с колоннадой, в которой тоже увидите много греческих “ноток”.

Важным место внутри центрального святилища является церемониальная лодка, символизирующая лодку, на которой Гор перемещался по Нилу. Тут много святилищ, каждой из которых посвящено либо своему богу, либо части знаменитой легенды о вражде Гора и Сета. По легенде, Сет был братом верховного бога Осириса. Сет обманул Осириса и убил его, чтобы занять трон. Гор, который чудесным образом был зачат уже мертвым Осирисом, отомстил Сету, а после победы основал город Эдфу.

Сказать точно о значении каждого святилища в храме мы не можем, так как даже у египтологов на это есть разные мнения.

Это место было заселено людьми очень давно, сам храм построен на месте другого храма, построенного фараоном Рамзесом III, на территории храма вы увидите руины ворот храма Рамзеса, вы легко их отличите по плохой (по сравнению с другими элементами) степени сохранности.

А храм Рамзеса, в свою очередь, был построен на месте более древнего храма, датируемого 3-й династии. Раскопки еще ведутся, и элементы зданий всех периодов еще до конца не раскопаны. Можно точно сказать, что богослужения на этом место проводятся уже более 4500 лет.

Бог Гор почитаем в Египте с очень древних времен, точно установлено, что ему поклонялись уже в додинастический период, когда Египет еще не был централизованным государством, а состоял из самостоятельных провинций, называемых “номами”.

Бога Гора изображают либо как человека с головой сокола, либо просто в форме сокола. Самая знаменитая на весь мир статуя бога находится именно тут, на площади храма, статуя 3 метра в высоту, она очень популярна для фотографирования у туристов. Две статуи стоят на входе в храм около ворот.

В разное время он был ответственен за разные аспекты жизни. Традиционно он является покровителем фараонов и царской власти, а сами правители являются воплощением его на земле. В разные периоды он считался и богом силы и войны, считалось, что он дарует мощь армии, греки даже ассоциировали его с богом Аресом, а в некоторые времена он повиливал Солнцем, греки его ассоциировали с Аполлоном.

Храм не очень большой, если сравнивать с Карнакским, всего 140 на 80 метров, вся экскурсия и свободное время на осмотр занимают около 2,5-3 часов, времени точно хватит, чтобы посмотреть на все поближе.

В городе Эдфу, кроме храма, есть еще достопримечательности, которые туристам не показывают, просто они не такие значимые, и в экскурсионную программу не входят. В 5 километрах от города есть древние пирамиды.

На первый взгляд, на пирамиду даже не очень похоже, но это королевская гробница, высота ее не более 5 метров, и сейчас уточняется, кто именно в ней похоронен. По основной гипотезе это усыпальница Хуни, фараона 3-й династии.

Смотрите больше фото в нашей галерее, и читайте следующую статью об экскурсии по достопримечательностям вдоль Нила, храме Ком Омбо.

Бог Гор почитаем в Египте с очень древних времен, точно установлено, что ему поклонялись уже в додинастический период, когда Египет еще не был централизованным государством, а состоял из самостоятельных провинций, называемых “номами”.

Храм Эдфу

Храм построен в честь бога Хора, однако в силу некоторых особенностей культа первоначально считалось, что божество имеет местное происхождение. Город Эдфу (Эджбо) во II номе Верхнего Египта упоминается под названием Бехдет в текстах времён Среднего царства и позднее; в текстах самого храма бог фигурирует под именем Хор Бехдетский. Однако затем было установлено, что культ Хора проник в Эдфу во времена Древнего царства из города Бехдет (в настоящее время — Тель-эль-Баламун) в Дельте, что позволило окончательно отождествить его с Хором. Древние греки, при которых началось восстановление древнего храма, сопоставляли Хора с Аполлоном, из-за чего Эдфу они называли Аполлонополь Магна.

Храм Гора в Эдфу на карте

Эдфу – город на западном берегу Нила, в 100 км к югу от Луксора. Там находится Храм Гора. Имея 137 метров в длину, 79 метров в ширину, при высоте пилонов в 36 метров, этот храм считается вторым по размерам после Карнакского.

В декабре 2011г. года наша экспедиция впервые посетила храм Гора в Эдфу. Нашей приоритетной задачей тогда, являлось выявление сходных с храмом Дендеры архитектурных и строительных особенностей. Мы их нашли, и отметили в отчете о Дендере. Храмовый комплекс Эдфу вызывает большой интерес и требует подробного изучения каждого его элемента, от надписей и рисунков до архитектуры крыши и подземных сооружений (крипт). Одним посещением на все накопившиеся вопросы не ответить. Поэтому, мы решили более детально изучать отдельные элементы храма, и во время экспедиции 2012г., особое внимание уделили криптам.

Для начала, приведем результаты некоторых основных замеров:

Наклон стен – 85-87град.
Ширина дверных проемов – 1,29-1,34 м
Ширина центрального проема – 1,67 м
Общий радиационынй фон – 10 мкР/ч
Ориентация внутренней части храма – магнитный север.
Ориентация наружной части (коллонада) – 3 градуса к западу.
Ориентация от центральных пилонов – 2 градуса к востоку
Окошки в стенах – в форме усеченной пирамиды. Уклон “подоконника” – 28,5-30 градусов.

Перед тем, как переместиться в подземную часть Храма Гора (сына Исиды и Осириса), рассмотрим его основные помещения.

Добро пожаловать в Эдфу!

Крипты

А теперь, совершим небольшое видеопутешествие в так называемую “невидимую” часть храма. Во время второго визита в Эдфу нашей съемочно-исследовательской группы, именно эта часть храма представляла для нас особый интерес.

(Для удобства ориентации, приведем схему храма, на которой осещенные крипты обозначены цифрами: 1, 2, 3 и помечены желтым цветом.)

Из видеоматериала видно, что крипты храма не только не имеют никакой настенной живописи, но и даже намеков на остатки ее пребывания. Зато видны хорошо обработанные стенки и безупречно подогнанные друг к другу блоки из песчаника.

Для того чтобы детально рассмотреть элементы конструкций всех трех посещенных нами крипт, в дополнение к видео, была произведена подробная фотосъемка основных узлов этих внутренних помещений.

Рассмотрим каждую крипту в отдельности.

Крипта № 1 в полу

Для удобства ориентации внутри помещения, приведем схему крипты. Стрелками показаны направления, по которым сделаны фотографии. “Уровень 1-4” – уровни пола крипты по возрастающей. Нажмите на значок фотоаппарата, чтобы получить фотографию данного узла сооружения.

Крипта № 2 в полу

Нажмите на значок фотоаппарата, чтобы получить фотографию данного узла сооружения.

На первых трех фото последнего ряда показана тупиковая стена крипты. В ней имеется небольшое рукотворное отверстие. Кем и когда оно было проделано – сказать сложно. Разглядеть что-либо за ним, возможным не представилось, т.к. в него не проходил ни фонарик, ни объектив фотоапарата. Но из отверстия поступал свежий воздух, и время от времени вылетали летучие мыши, напуганные светом в 200 люмен. Это говорит о том, что за оригинальной стеной кладки крипты имеется еще, как минимум, одно помещение.

Крипта № 3 в стене

Нажмите на значок фотоаппарата, чтобы получить фотографию данного узла сооружения.

На нижеприведенных фотографиях показан спуск в шахту, ведущую в помещение ниже первого уровня крипты. Представшее взору помещение оказалось тупиковым, с двумя нишами, показанными на первых трех фотографиях первого ряда.

Стоп-кадры с видео:

Шахту №1 без специального снаряжения для спуска посетить не удалось.

Далее пройдемся по основной галерее крипты и рассмотрим элементы архитектуры, а также особенности кладки стен и пола.

Идеальные конструкторские решения и мастерство строителей Храма Гора, без излишних комментариев, внушают уважение, но не добавляют ясности о назначении крипт.

Неудобство для перемещения, теснота, отсутствие вентиляции, массивность и высокая точность конструкций – говорит об их техническом предназначении и требует к себе внимания исследователей-инженеров.

А пока, единственными обитателями крипт остаются лишь летучие мыши, у которых, после нашего визита, видимо, будет о чем друг с другом “поговорить”.


Эдфу – город на западном берегу Нила, в 100 км к югу от Луксора. Там находится Храм Гора. Имея 137 метров в длину, 79 метров в ширину, при высоте пилонов в 36 метров, этот храм считается вторым по размерам после Карнакского.

Первый и Второй Прихожане: Внутренние Алтари Священников

Первый и Второй Прихожане: Внутренние Алтари Священников

Вне Гипостильный зал, Первая прихожая была алтарной областью, где жертвоприношения были оставлены для богов храмовыми священниками. Лестница здесь ведет к крыше, к которой, к сожалению, не могут попасть посетители.

Не пропустите: на фрескальных рельефах на стенах изображена процессия священников во главе с королем, восходящая (восточная сторона) и спускаясь (западная сторона).

Первая прихожая ведет на Вторая прихожая с небольшим судом предложений. Этот номер был бы последним портом для священников, чтобы совершать жертвоприношения богам, прежде чем войти в святое святых в святилище.

Не пропустите: На потолке на фресках изображена небесная богиня Орех, с различными фигурами солнца на лодках под ней.

Первый и Второй Прихожане: Внутренние Алтари Священников

Регионы

Храм Гора в Эдфу (также известный как Храм Эдфу) считают наиболее сохранившимся культовым храмом в Египте. Частично потому, что он был построен позже всех храмов: в эпоху Птолемеев с 237 по 57 гг. до н.э.

Все же несмотря на свою позднюю дату, храм точно отражает традиционную архитектуру фараонов и наглядно представляет, как выглядели египетские храмы. Храм Эдфу также очень большой: второй по величине в Египте после храма Карнака.

2000-летний Храм Гора создает подавляющее впечатление. Основанный на участке более раннего храма, он был посвящен богу солнца Гору, Хатхор из Дендеры и их сыну, юному Харсомтусу, “Объединителю Двух Земель”. История его постройки и описание всего храма сохранились в длинных надписях на внешней стороне окружной стены, особенно в северной части восточной и западной сторон.

В 332 г. до н.э. Александр Великий завоевал Египет. После его смерти в 323 году Египтом управляли его наследники, династия Птолемеев. Это была последняя династия независимого Египта. Птолемеи были греками, но преподносили себя как фараонов по рождению и подражали традициям и архитектуре Древнего Египта.

Храм Гора в Эдфу был построен во времена эры Птолемеев над более ранним храмом Гора, который ориентировался на восток-запад вместо вновь выбранного направления север-юг.

Самая старая часть храма – секция от Праздничного Зала до Святилища; храм был начат Птолемеем III в 237 году до н.э. и закончен его сыном, Птолемеем IV Филопатором. Художественное оформление стен рельефами и надписями закончено в 147 г., во время правления Эвергета II, то есть ровно спустя 90 лет после заложения камней основания. Эвергет II также добавил большой вестибюль (закончен в 122 г.) и украсил его рельефом. Во времена Птолемея IX Сотера II и Птолемея X Александра I была построена передняя площадка с колоннадами, окружными стенами и пилоном, но пилон была украшен рельефом только при Птолемее XII. Полностью здание было закончено в 57 г. до н.э., строительным материалом послужил песчаник.

Храм был окружен высокой кирпичной стеной, часть которой сохранилась. Главные ворота находились на юге по центральной оси храма, также были построены меньшие ворота на западе.

Гор (Хор) с головой сокола первоначально был богом неба, глаза которого – солнце и луна. Позже он ассимилировался в популярный миф об Осирисе и Исиде в качестве ребенка божественной пары. Возрожденный Исидой и Хатхор после убийства Осириса его братом Сетом, Гор отомстил за смерть отца в битве у Эдфу. Сет был низложен, а Гор сел на трон, Озирис управлял через него из подземного мира. Таким образом все фараоны утверждали себя воплощением Гора, “живого царя”.

Храм Эдфу был заброшен после введения христианства в Римской империи, а язычество было объявлено вне закона в 391 году нашей эры. В христианские времена были утеряны некоторые рельефы. Храм лежал скрытый в песках, пока его не обнаружил и раскопал Огюст Мариетт в 1860-х годах. Песок все эти годы защищал памятник от разрушения, поэтому он очень хорошо сохранился до наших дней.

В 2005 году у южной стороны храма появились туристический центр автостоянка, а в конце 2006 года – сложная система освещения, позволившая вечерние посещения.

Установленный Птолемеем IX (88-81 гг. до н.э.), Большой Пилон – одна из последних деталей храма. Возвышаясь на 37 м в высоту, этот пилон – один из крупнейших в Египте. Пилон, первоначально стоявший внутри окружной кирпичной стены, был закрыт двустворчатой дверью. Со всех сторон он покрыт рельефами и надписями. Особенно известен рельеф на фронтоне: внизу царь Неос Деонис, поражающий своих врагов, которых он держит за волосы, с соколом-Гором и Хатхор. По обеим сторонам главного входа – две перпендикулярные ниши для флагштоков.

Перед пилоном стоят два колоссальных сокола из черного гранита ; перед левым соколом – фигура жреца в римской одежде.

Подъем на вершину пилона довольно проблематичен. Лестница на южной стороне переднего двора состоит из 242 ступеней и 14 пролетов. Лестницы в двух башнях связаны друг с другом проходом над центральным дверным проемом, в каждой башне дверь ведет на крышу колоннад вокруг переднего двора.

На крыше западной колоннады – отметки рабочих пилона. С платформы открываются виды целого храма, Нильской равнины с зелеными рощами и деревнями.

За Пилоном находится просторный Двор Подношений или Передний двор, где люди приносили пожертвования к изображению Гора. Двор с трех сторон окружен 32 колоннами и украшен праздничным рельефом. Начинаясь на внутренних стенах Пилона и продолжаясь вокруг двора вдоль основания стены, рельеф изображает Праздник Прекрасной Встречи, во время которой образ Хатхор приплыл из Дендеры для свидания с Гором в святилище Храма Эдфу. Ниже западной колоннады – рельеф Птолемея IX (88-81 гг. до н.э.) изображает подношения Гору, Хатхор и Ихи.

В середине двора когда-то находился большой алтарь, на котором приносились жертвы богам Эдфу.

Слева и справа от входа находится пара статуй Гора с двойной короной из черного гранита. Одна статуя возвышается выше человеческого роста и является любимым фотографическим объектов для туристов, другая, без ног, лежит на земле.

В дальнем конце переднего двора – красивый фасад вестибюля, по верху которого проходит карниз. Между колоннами с обеих сторон большого центрального дверного проема – низкие каменные панели, на которых царь Эвергет II изображен в присутствии Сокола-Гора и Хатхор.

В Вестибюле 12 колонн со сложными цветочными капителями. Потолок покрыт астрономическими рельефами, теперь зачерненными до неузнаваемости. На стенах – четыре ряда выгравированных рельефов с Эвергетом, приносящим подношения или совершающим ритуальные действия (например, закладывание здания храма). Дверь в восточной стене ведет во внутренний проход вокруг храма. На каждой стороне вход в часовню. Слева – Зал Посвящения из-за рельефа, на котором Гор и Тот льют священную воду на Царя; справа была Библиотека со списком книг на стене и изображением Сешат, богини письма. На архитраве двери в Гипостильный Зал интересный рельеф солнечной лодки, управляемой двумя сокологоловыми фигурами.

Прямоугольный Гипостильный Зал (был построен при Птолемее VII (145-116 гг. до н.э.)), крыша которого поддерживается 12 колоннами со сложными цветочными капителями, освещен апертурами в стенах и крыше и имеет рельефы, подобные по тематике с рельефами в вестибюле. На каждой стороне расположены по две маленьких комнаты. Одна на каждой стороне ведет во внутренний проход вокруг храма, вторая слева служила лабораторией, а вторая справа выводит на восточную лестницу к крыше храма.

За гипостильным залом находится Праздничный Зал или Первый Вестибюль с лестницами по обеим сторонам, ведущими на крышу. Это зал отмечает начало самой старой части храма, построенной в 237-212 гг. до н.э. при Птолемеях III и IV. Как и в Дендере рельефные фрески изображает процессию жрецов, возглавляемых Царем. Во время празднеств этот зал украшался фаянсом, цветами и травами, ароматическими ладаном и миррой. Подношения возлияний, фруктов и жертвенных животных проносились через проход справа, а подарки для долгого хранения оставались в комнате слева. Комната в дальнем левом (северо-западном) углу – Лаборатория, где на стенах записаны рецепты для ладана и мазей. В комнатах на восточной стороне крыши вероятно отправляли культ Осириса.

Маленький дверной проем, украшенный роскошным рельефом священных лодок Гора и Хатхор, приводит от Праздничного Зала в Зал Подношений или Второй Вестибюль. На восточной стороне Второго вестибюля – маленький Двор подношений, слева – изящная веранда с крышей на двух колоннах; на потолке – богини неба Нут с солнечными фигурами в лодках. С другой стороны Второго вестибюля – маленькая комната, посвященная культу бога Мин.

Во время Новогоднего праздника изображение Гора несли по восходящей лестнице слева, чтобы оживить его солнцем, а затем уносили по нисходящей лестнице. Рельефы на стенах обеих лестниц изображают это событие.

В Святилище, освещенном тремя маленькими квадратными отверстиями в крыше, самые интересные рельефы – в нижнем ряду справа. Царь (Филопатор) снимает замок от Храма Гора, открывает двери часовни, предлагает подношения своим божественным родителям, Эвергету I и Беренис. У задней стены расположена гранитная святыня, посвященная Гору царем Нектанебо II, это самый старый предмет в храме. Когда-то здесь стояло позолоченное деревянное культовое изображение Гора. Рядом со святыней – стол подношений и церемониальная лодка, на которой Гора несли во время празднеств. Рельеф справа (восточная стена святилища) показывает Филопатора (Птолемея IV), поклоняющегося Гору, Хатхор и его обожествленным родителям.

Вокруг святилища идет коридор, в который выходят десять маленьких и плохо освещенных комнат с рельефами, которые служили как кладовые для ритуальной посуды или для неких культовых целей. В углах двух комнат – отверстия в полу (прежде закрытые каменными плитами), ведущие к склепам.

Вокруг храма проложен внутренний проход, ведущий от Гипостильного Зала, который также украшен рельефами и надписями. На внешней стороне храмовой стены находятся львиные головы в качестве водостоков и четыре ряда религиозных рельефов. На западной стене поразительный рельеф – битва Гора с врагами (крокодилами и гиппопотамами).

Описание Нилометра, оставленное греческим географом Страбоном (ок. 63 г. до н.э. – 20 г. н.э.), все еще не потеряло своей актуальности: “Нилометр высечен из камня на берегу Нила и регистрирует повышение уровня воды. На стороне колодца оставлены отметки высоты речной воды, достаточной для орошения и т.д. Крестьянам важно знать уровень воды для сельскохозяйственных работ, а чиновникам – с целью налогообложения на воду”.

Подземная лестница ведет от восточной стороны внутреннего прохода к древнему Нилометру, шахте вне храма, окруженной винтовой лестницей. Шкала на стене шахты отмечает уровни глубин. Нилометр больше не связан с Нилом.

Коридор, окружающий святилище, содержит несколько интересных комнат. Слева (на западе) – Льняная комната между часовнями Мина и Трона Богов. Позади – ряд комнат, номинально посвященных Осирису, с красочным рельефом Гора, получающего подарки (левая комната), изображением лодки Гора в натуральную величину (средняя комната) и рельефом с его воплощениями (задняя комната в правой/восточной стене). Правый коридор на юг ведет в Новогоднюю часовню с внушительным синего цвета рельефом богини небу Нут на потолке.

Проход в западной стене приводит к коридору с рельефом триумфа Гора над Сетом. Здесь определенно изображена Тайная игра, часть праздничного ритуала, в которой Сет появляется как гиппопотам, скрывающийся под лодкой своего брата. В конце представления жрецы разрезали и съедали пирог в форме гиппопотама.

Маленький дверной проем, украшенный роскошным рельефом священных лодок Гора и Хатхор, приводит от Праздничного Зала в Зал Подношений или Второй Вестибюль. На восточной стороне Второго вестибюля – маленький Двор подношений, слева – изящная веранда с крышей на двух колоннах; на потолке – богини неба Нут с солнечными фигурами в лодках. С другой стороны Второго вестибюля – маленькая комната, посвященная культу бога Мин.

Загрузить чертежи:

  • упрощенный план
  • план и разрезы
  • общий вид комплекса
  • вид на большой храм
  • фасад входа в храм
  • лист 6
  • лист 7
  • лист 8
  • лист 9
  • лист 10
  • лист 11
  • лист 12
  • лист 13
  • лист 14
  • лист 15
  • лист 16
  • лист 17
  • перспективный вид малого храм

В Эдфу Хора изображали в виде крылатого диска, сокола, порой человека с головой сокола. В надписях Эдфу он был также Хором-Ра; храмовые рельефы подчеркивают тесную связь Хора с его отцом Осирисом, матерью Исидой и Хатхор (имя этой богини буквально означает «дом Хора»). Он был также супругом последней и ежегодно она прибывала к нему с торжественной процессией из Дендеры. Кроме того, мы находим в Эдфу Хора Доблестного, Золотого Хора, Хора Хенти-Хети, а среди прочих богов — Мина, Птаха, Шу и Тефнут, Монту, Хонсу. Хотя большой священный текст Эдфу не называет ни одного праздника, в упомянутом выше списке их насчитывается более двадцати.

Храм Гора в Эдфу на карте

Эдфу. Храм Гора. Пилон

332 г. до н. э. армия Александра Македонского вступила в Египет. Египтяне, тяготившиеся властью персов, пропустили войско Александра без сопротивления. Персидский сатрап сдался новому завоевателю без боя и передал ему крепость в Мемфисе, войско и государственную казну. Египетское жречество всячески приветствовало Александра и объявило его «сыном Ра, любящим Амона».

В дельте Нила, между морем и озером Мареоти, Александр построил новый город, названный по имени основателя Александрией. Город имел регулярный план. В конце IV в. Александрия стала крупнейшим торговым и культурным центром греко-восточного мира.

Эдфу. Храм Гора. План: а — пилон; б — двор; в — входной зал перед гипостильным залом; г — гипостильный зал; д — святилище

Большое строительство велось в Египте и после смерти Александра, при его преемниках — царях македонской династии Птолемеях.

Стремясь к укреплению своей власти на покоренной территории, Птолемеи (323—30 гг. до н. э.) всемерно поддерживали культ египетских богов и сооружали в их честь храмы. В архитектуре этих храмов возрождались традиции древнего искусства Египта.

Наиболее прославленный храм эллинистического Египта — храм Гора в Эдфу.

Эдфу. Храм Гора. Двор с видом на входной зал

Строительство храма было начато в 237 г. до н. э. Подобно храмам Нового царства, все помещения храма Гора — пилон, открытый двор, входной зал, гипостильный зал, святилище и молельни — расположены симметрично по одной оси. Храм Гора строился около 200 лет. Сооружение основной части храма — святилища и гипостильного зала — закончилось при Птолемее IV в 212 г. до :н. э. Дальнейшее строительство было временно прекращено, и до 147 г. до н. э. производились только работы по украшению храма рельефами и надписями, покрывшими все его наружные и внутренние стены. Птолемей IX пристроил к храму большой, украшенный рельефами передний зал, закончив его в 122 г. до н. э. Его преемники, Птолемеи X, XI и XII, окружили храм внешней стеной, закрыв при этом его наружные рельефы, добавили колоннаду двора и большой пилон. Только в 57 г. до н. э., при Птолемее XIII, закончились последние отделочные работы. Несмотря на долгий срок строительства, храм Гора обладает цельностью композиции.

Эдфу. Храм Гора. Фрагмент двора и вид сверху

Пилон храма Гора очень массивен: его высота 35 м при ширине 76 м. Боковые стены пилона слегка наклонны, что еще сильнее подчеркивает устойчивость и массивность сооружения. Пилон храма состоит из двух самостоятельных башен, соединенных друг с другом широким карнизом, проходящим над входом. В центре карниза помещен солнечный диск, фланкированный с двух сторон изображениями змей. Справа и слева от входа находятся по две прямоугольных в сечении ниши со специальными креплениями для мачт и флагов. Рельефы, покрывающие всю поверхность пилона, расположены симметрично, причем рельефы правой башни повторяют рельефы левой. В нижнем ряду обеих башен изображены фараон Птолемей XIII, занесший меч над поверженными врагами, бог Гор и богиня Гатор. Над ними помещены сцены приношения даров. Рельефы храма Гора, подобно древнеегипетским рельефам, сохраняют разномасштабность. Фигуры фараонов и богов во много раз превосходят по величине все остальные персонажи.

Эдфу. Храм Гора. Святилище

Уже со времени Нового царства поверхность пилонов покрывалась гигантского размера композициями, выполненными в технике углубленного рельефа. В эпоху эллинизма эти рельефы приобретают еще большую сочность, контуры становятся глубже и, тем самым, усиливается пластичность. Этой особенностью отличаются все эллинистические рельефы. Пластичность поражает нас в композициях храма Гора в Эдфу и в особенности в прекрасном храме Исиды на острове Филе.

Эдфу. Храм Гора. Статуя бога Гора

За пилоном тянется двор, обнесенный с трех сторон колоннадой, состоящей из 32 колонн. Колонны эти не были одинаковы по своему внешнему виду. Почти все капители колонн двора храма в Эдфу различны, но повторяют одна другую на противоположных, симметричных половинах двора. В глубине двора стоит огромная, высеченная из камня статуя самого бога Гора в образе величественного сокола.

За двором расположен входной зал, архитектуре которого было уделено особое внимание. По сравнению с храмами Нового царства во входном зале храма Гора увеличилось число рядов колонн. Вместо обычных для предшествующего периода одного-двух рядов колонн здесь их три ряда. Выходящий во двор фасад входного зала разработан очень богато. Он трактован как пилон, на оси которого находится вход в зал. Стены пилона, имеющие боковой наклон, обведены тонким валиком. 18 колонн входного зала имеют гладкие круглые стволы и капители в виде открытой чашечки цветка.

Дендера. Храм Гатор. Фасад входного зала

На противоположной входу стене входного зала создан путем незначительного утолщения стены декоративный пилон. За расположенным в центре пилона входом находится гипостильный зал. Этот зал гораздо скромнее предшествующего ему входного зала. У него всего 12 колонн, более низких, чем колонны входного и переднего залов; колонны размещены в три ряда. Как входной зал, так и гипостильный освещались верхним светом через отверстие в крыше.

Дендера. Храм Гатор. Фрагмент потолка интерьера входного зала

Проход, расположенный в центре гипостильного зала, вел в святилище. Оно состояло из центрального прямоугольного в плане помещения и окружавших его с трех сторон небольших комнат, служивших святилищами дружественным Гору богам. Возле задней стены центрального помещения стоит высеченный из темно-серого базальта наос со статуей божества. Крышу наоса увеличивала небольшая пирамидка.

Различные архитектурные формы, утратив свое первоначальное значение, получили в храме эллинистического Египта чисто декоративное применение.

Дендера. Храм Гатор. План: а — входной зал; б — гипостильный зал; в — святилище

Наиболее характерная особенность храма Гора в Эдфу, отличающая его от храмов Нового царства, — наличие стены, возведенной вокруг храма параллельно стене, окружающей помещения входного и гипостильного залов и святилища. Вторая стена скрывала от посетителей рельефы, расположенные на наружной стене храма, и делала храм еще более недоступным для большинства посетителей.

Дендера. Храм Гатор. Венчающий карниз фасада и орнаментация ствола колонны входного зала

Храм Гора в Эдфу известен очень важной надписью, высеченной на внутренней стороне ограды храма. В ней сообщается, что фараон расширил храм пристройкой колоннады, пилонов и ограды, следуя при этом книге об устройстве храма Гора, которую сочинил жрец Имхотеп Великий — «Великий сын бога Пта». Эта надпись свидетельствует о том, что существовали, как полагают, специальные письменные руководства для зодчих, передаваемые из поколения в поколение. Изучая эти руководства, мастер осваивал основные традиции и принципы египетского искусства. Характерно при этом, что подобные правила писались, в большинстве случаев, в эпоху эллинизма, т. е. в то позднее время, когда многие традиции уже забылись и мастеру требовалось постоянно обращаться к их изучению.

Искусство эллинистического Египта характеризуется наличием первоклассных мастеров, сумевших по-новому применить старые формы. Одним из примеров этого может служить храм Гатор в Дендере (I в. до н. э.—I в. н э.).

Ком-Омбо. Общий вид храма

Хотя строительство храма велось очень долго, он остался незавершенным: двор и пилон не были построены. Входной зал храма имеет 24 колонны, увенчанные капителями с изображением головы Гатор. Гаторическая капитель ведет свое происхождение от архитектуры Среднего царства. От этого времени сохранились пилястры, увенчанные изображением женской головы с ушами коровы. В Новом царстве, в храме царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, были применены колонны, на капителях которых с двух противоположных сторон была высечена голова Гатор. Гаторические капители в Дендере украшены головой Гатор с четырех сторон, что придает им законченный вид. Голову богини венчает музыкальный инструмент — систр; богиня Гатор считалась покровительницей музыки и игры на систре.

Ком-Омбо. План храма: а — открытый двор; б — входной зал; в — гипостильный зал; г — святилище

В основу храма Гатор, как явствует из строительной надписи, высеченной на стене храма, положен храм Хеопса.

Промежутки между колоннами до половины высоты забраны каменными плитами, украшенными рельефами, которые в отличие от рельефов Древнего Египта более объемны; фигуры людей и богов хорошо моделированы, пластичны, линии контуров — мягкие и плавные.

Ком-Омбо. Деталь портала

К входному залу примыкает гипостильный зал, колонны которого украшены пальмовидными, лотосовидными и гаторическими капителями. За гипостильным залом размещаются святилище богини и молельни.

Ком-Омбо. Рельефы на стенах

Крыша храма была приспособлена для устройства на ней храмовых мистерий: сохранились остатки надстроек, для которых она служила платформой.

Храм Гатор в Дендере — одно из самых замечательных сооружений эллинистического Египта, получившее широкую известность.

Важное место в архитектуре эллинистического Египта занимает храм в Ком-Омбо, строительство которого было осуществлено во II и I вв. до н. э. Его особенность заключается в совмещении в одном храме двух культов, в соответствии с чем храм разделен на две параллельные части: южная (правая) часть посвящена богу Собеку, священным животным которого считался крокодил, а северная (левая) — богу Гору. Каждому культу соответствует свое святилище, к которому ведет проход от двух входов, расположенных на главном портале храма. В результате вместо главного прохода, размещенного по центральной оси, храм имеет два параллельных прохода, расположенных по сторонам от нее.

Ком-Омбо. Колонны гипостильного зала

Пилон, сквозь который вели два входа во двор, очень слабо развит и почти не выделяется из внешней стены, окружающей весь храм. Аналогично храму Гора в Эдфу передний двор был окружен с трех сторон колоннадой, сохранившейся теперь лишь наполовину. Середину двора занимал алтарь.

Высокий входной зал имеет три ряда колонн с богато украшенными капителями. Нижняя часть колонн забрана толстой стеной, покрытой рельефными изображениями. Как и другие помещения, входной зал имеет два входных портала; на оси фасада стоит колонна.

Эснэ. Храм Хнума. Фасад

Далее следует гипостильный зал с десятью колоннами внутри, по пяти в каждом поперечном ряду. Средние пролеты между колоннами, соответствующие каждому из входов, подобно тому, как это имело место в храмах с одним входом, шире крайних. За гипостильным залом следуют три неглубоких зала и, наконец, два стоящих рядом святилища, вокруг которых расположены небольшие помещения.

Основная часть храма окружена внутренним обходом и стеной, за которой следует еще один внешний обход с новой стеной. Количество и значение внешних стен, окружающих храм, возросло здесь по сравнению с храмом в Эдфу.

Эснэ. Храм Хнума. Капители колонн входного зала

Капители храма в Ком-Омбо отличаются большим разнообразием; в них заметны черты эллинистической архитектуры.

Храм в Эснэ, посвященный богу Хнуму, который изображался с бараньей головой, был построен в птолемеевское время. На его стенах есть изображение Птолемея VI (Филопатора, II в. до н. э.). Фасад этого храма напоминает входной зал храма в Эдфу. Это большой пилон (размерами 3 x 15 м) с проемом в середине; на фасаде шесть колонн поддерживают архитрав с обычным египетским карнизом. Входной зал с 24 колоннами, богато украшенными капителями, занимает площадь 16,5 x 38 м. Колонны достигают высоты в 11,3 м.

Эснэ. Храм Хнума. Рельеф на стенке между колоннами входного зала

Задние части храма плохо сохранились. Наиболее интересный элемент архитектуры храма — сложные капители, похожие на капители храма в Ком-Омбо.

Появление новых принципов в зодчестве Египта сказалось не столько в основных архитектурных формах, сколько в декоративных приемах. Очень разнообразные по своему оформлению капители значительно отличаются от капителей Древнего Египта. В эллинистической архитектуре сохраняются все типы ранних капителей — папирусообразные, лотосообразные, пальмовидные, но формы их все более усложняются. Разные типы сливаются между собой, комбинируются в различных сочетаниях. Листья, цветы, бутоны, травы, виноград, гроздья фиников образуют пышные букеты. Большие гладкие поверхности папирусообразных капителей, напоминавшие прежде гигантские венчики колокольчика, теперь расчленяются пучками бутонов и листьев. Богатство капителей еще более подчеркивается пестротой расцветки: зеленый, желтый, красный, синий цвета умело используются и создают гармоничное впечатление. Возможно, что в этой чрезвычайной пышности египетских капителей греко-римского времени сказалось влияние такой же декоративной классической акантовой капители.

Эснэ. Храм Хнума. Капители колонн входного зала

Наиболее прославленный памятник эллинистического Египта — храм Исиды на острове Филе (южная граница Египта). В яркой зелени пальмовой рощи, окруженное водами великой реки, стоит прекрасное здание, сложенное из точно пригнанных каменных квадров и украшенное стройными колоннами с резными капителями, нависающими карнизами и сочными, живописными рельефами. Необычайной красотой отличаются рельефы на пилонах храма Исиды, в особенности фигуры самой богини на внутренних плоскостях пилонов, обращенных во двор. Эти изысканные, полные грации фигуры свидетельствуют о позднем этапе развития искусства, проникнутом большой утонченностью, и в то же время они несут в себе традиции древнего искусства, но по-новому осмысленные.

Остров Филе. Пилон храма Исиды

За пилонами располагается двор. По сторонам его размещаются самостоятельные постройки, среди которых слева от входа находится «Дом рождения» Исиды — изящное помещение типа периптера, где колонны на углах заменены отрезками стен. Перед большим пилоном находится площадь, окруженная колоннадой с весьма разнообразными капителями. Особенностью всего этого комплекса является неправильная форма дворов и входной площади, обусловленная изгибом реки. Некоторые части комплекса симметричны и имеют правильную форму, общая компоновка их живописна.

Остров Филе играл в эллинистическом римском Египте ту же роль, которую в свое время играл Карнак. Почти каждый властитель строил какое-либо сооружение на: этом острове, ставшем в начале нашей эры как бы архитектурным музеем. Помимо основного комплекса — храма Исиды — представляют интерес незаконченная часовня, построенная императором Августом, и ряд малых храмов.

Промежутки между колоннами до половины высоты забраны каменными плитами, украшенными рельефами, которые в отличие от рельефов Древнего Египта более объемны; фигуры людей и богов хорошо моделированы, пластичны, линии контуров — мягкие и плавные.

Храм бога Гора в Эдфу: описание, история, фото

Храм состоит из Входного пилона, который полностью покрыт надписями и рельефами как внутри, так и снаружи. Большой Двор, где когда-то на большом алтаре делались подношения Гору, представляет собой просторное помещение, окружённое с трех сторон галереей, поддерживаемой тридцатью двумя колоннами. Гипостильный зал состоит из 12 колонн в три ряда. Они стройные и имеют декоративные капители. В задней части храма мы находим две прихожие и святилище, где на низком алтаре стояла священная барка Гора. Во внешнем коридоре храма есть рельефы, связанные с преодолением зла (представленного крокодилом или бегемотом) добром, представленного Гором. Снаружи Храм также украшен рельефами.

Легенды

Согласно мифам, Гор (или Хор) – сын богини Изиды и бога Осириса – отомстил Сету за убийство своего отца в битве при городе Эдфу. Легенда гласит, что мать зачала Гора уже от мертвого Осириса для того, чтобы он отомстил за его смерть и возвратил свое законное наследство. В результате длительного разбирательства между богами Сета изгнали, а Гор вступил на престол. Воскрешенный Гором Осирис остался править царством мертвых.

Традиционно Хора изображают в виде человека с головой сокола. Его символ – диск солнца с распростертыми крыльями. Древние египтяне считали этого бога прообразом всех фараонов.

Храм в Эдфу построен в период Птолемеев в III столетии до н.э. Строительство продолжалось в течение 180 лет с большими перерывами. После распада Римской империи храм Гора оказался заброшенным. Его засыпало песком, а сверху возводились другие сооружения. В 1860 году храм был раскопан сотрудником Лувра Огюстом Мариеттом. Святилище, погребенное под песком на несколько столетий, отлично сохранилось. В начале 21 века здесь появилась автостоянка для туристов, а также хорошее освещение, благодаря которому посещать это место стало возможным в вечернее время.


Интересен гипостильный зал. Его крышу поддерживают 12 колонн, венчающие части которых очень сложно оформлены. Рельефы стен зала сходны с рельефами вестибюля. На каждой его стороне – по две небольшие комнатки, ведущие во внутренний проход по храму.

Содержание

  • 1 Хор Бехдетский
  • 2 История
  • 3 Описание
  • 4 Примечания
  • 5 См. также
  • 6 Ссылки

Храм в Эдфу существовал с древнейших времен египетской культуры, но был отстроен заново при Птолемеях, по древним планам; от более раннего времени уцелел только наос, на котором сохранились картуши Нектанеба II. Первый камень в основание восстанавливаемого храма был заложен 23 августа 237 года до н. э. [5] при Птолемее III Эвергете. В 212 году до н. э. завершился первый этап строительства храма, а 10 сентября 142 года до н. э. [5] в присутствии Птолемея VIII Эвергета и его жены [5] храм был первый раз освящён: в него торжественно внесли статую Хора [4] .

lorien22

Еще немного главного пилона. Мне очень нравится этот кадр

Петроглифы из оазиса Харга

Точно так же, как история Египта не остановилась на фараонах, она и не началась с них. Петроглифы из оазиса Харга в Западной пустыне представляют собой наскальные рисунки из песчаника, датируемые доисторическими временами. В районе между Аль-Харгой и оазисом Дахла есть несколько наскальных рисунков, и добраться туда нелегко, поэтому вам нужно будет спросить Аль-Харгу о гиде с автомобилем 4×4, чтобы отвезти вас в соответствующие места. Одно можно сказать наверняка: на вашем пути не будет толпы, чтобы исследовать животных, лодки, людей, геометрические узоры и надписи, найденные на скалах. Настоятельно рекомендуется путешественникам в Египет осмотреть этот район, чтобы получить более полную картину истории страны, если вы думаете, что пирамиды были старыми, вы будете поражены резьбой жирафов, слонов, ослов, рыб и даже гиппопотамов, сделанных сотни тысяч лет назад.

И хотя остатки времен фараонов – это то, что ищет большинство посетителей Египта, но это только одна часть богатой истории страны. Христианство и монашество распространились по стране еще в 45 году нашей эры, и христианские общины процветали, отвергая старые языческие традиции.

Храм Дакка

Из местечка Дакка, расположенного в Нубии, на берег озера Насер был перевезен замечательный храм, посвященный Тоту и Тефнут – богине в образе львицы.

Из местечка Дакка, расположенного в Нубии, на берег озера Насер был перевезен замечательный храм, посвященный Тоту и Тефнут – богине в образе львицы. Перенесенный на 40 км от первоначального местонахождения, храмовый комплекс из Дакки включает в себя большой пилон, двор под открытым небом, гипостильный зал, а также вестибюль и часовню, которая была построена во время правления нубийского вождя Аркамани, современника Птолемея IV.

На стенах часовни нанесена надпись, которая гласит, что царь”соорудил памятник для могущественной матери Исиды, госпожи Абатона, госпожи Филе, госпожи южных чужеземных стран”. На настенных рисунках изображена поклоняющаяся Маат и Тоту царица. В основной сцене изображен Тот в виде павиана, успокаивающего разъяренную львицу Тефнут. По легенде она отправилась в Нубию, уничтожая все живое на своем пути. Но мудрый Тот нашел способ возвратить ее в Египет, так нуждавшийся в силе этой грозной богини.

Координаты: 22.58358300,31.65161100

Строительство этого необычного двойного храма началось при Птолемее VI Филометоре. Считается, что ему предшествовали культовые сооружения XII, XVIII и XIX династий. Внутреннюю отделку храма завершили только во II—III веках нашей эры. Одна часть здания посвящена почитавшемуся в облике крокодила богу Себеку, покровителю изобилия и творцу мира. Себек считался главой божественной триады, в которую входила его супруга Хатхор и их сын Хонсу. Вторая половина посвящена сокологоловому богу Хорура. Хорура египтяне почитали как главу триады, в которую входила также его жена, богиня Тасенетнофрет, и их сын Панебтауи. В передней части храма устроено небольшое святилище в честь Хатхор. Сейчас в этом месте хранятся мумии крокодилов, происходящих из погребения, расположенного поблизости от храма.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

В день празднования новолетия процессия со статуями богов поднималась на крышу храма. Во главе шли царь и царица, за ними жрецы в масках, символизировавшие богов, и девять жрецов, служивших в наосе. Они направлялись в северо-восточный угол к «обелиску обновления». Солнце освещало предметы и статуи, наполняя их божественной силой, необходимой для совершения обрядов.

Храмовая гора

Храмовая гора находится в Иерусалиме, на востоке Старого города. Ее обнесенная высокими стенами территория примыкает сразу к двум кварталам — Мусульманскому и Еврейскому, и контролируется исключительно мусульманской стороной. Священная земля является предметом многовековых споров, военных и гражданских конфликтов между мусульманами и иудеями, которым долгое время не разрешалось даже ступить на нее. Сегодня путь к Храмовой горе открыт, но для немусульман — только в установленные часы и дни недели, а также при условии соблюдения определенных правил.

Размеры Храмовой горы:

  • длина (восток и запад) — 470–485 м;
  • ширина (юг и север) — 280–313 м;
  • абсолютная высота — 774 м;
  • относительная высота — около 20 м;
  • максимальная высота окружающей стены — 45 м.

Храмовая гора находится в Иерусалиме, на востоке Старого города. Ее обнесенная высокими стенами территория примыкает сразу к двум кварталам — Мусульманскому и Еврейскому, и контролируется исключительно мусульманской стороной. Священная земля является предметом многовековых споров, военных и гражданских конфликтов между мусульманами и иудеями, которым долгое время не разрешалось даже ступить на нее. Сегодня путь к Храмовой горе открыт, но для немусульман — только в установленные часы и дни недели, а также при условии соблюдения определенных правил.

[flat_ab id="3"] Ссылка на основную публикацию