Карта Ростовского Борисоглебского монастыря, где находится Ростовский Борисоглебский монастырь на карте мира

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Святые
  • 4 Святыни
  • 5 Видео
  • 6 Как добраться
  • 7 Ссылки

Особую известность получил преподобный Иринарх Затворник, живший в монастыре в конце XVI — начале XVII веков, его мощи под спудом сберегаются в паперти соборного храма монастыря. Согласно житию святого, у него в 1612 году получили благословение на защиту Москвы от поляков князь Дмитрий Пожарский и нижегородский посадский человек Кузьма Минин.

Борисоглебский монастырь в Ростове

Автобус До Ростова Великого поездом или автобусом, далее от железнодорожного вокзала местным автобусом 18 км до поселка Борисоглебский

Сотни паломников ежегодно приезжают в село Борисоглебское, расположенное на пути из Углича в Ростов Великий. Данное место популярно и у туристов, совершающих путешествие по российскому Золотому кольцу. Привлекает их всех сюда известный многим Борисоглебский монастырь, чье существование неразрывно связано с несколькими православными святыми.

Этот величественный мужской монастырь находится в удивительно красивых местах, на возвышенности, окруженной извилистым руслом реки Устье. Известен он со времен Дмитрия Донского. В 1363 году пустынниками Феодором и Павлом здесь началось строительство церкви, посвященной русским святым страстотерпцам князьям Борису и Глебу. Это место отшельникам указал преподобный Сергий Радонежский, с благословения которого возводилась церковь.

Архитектура монастырского комплекса очень разнообразна. Сюда включается собор в честь Бориса и Глеба, храм Благовещения, с располагающейся там палатой для трапез, надвратная церковь во имя Сергия Радонежского, храм, посвященный Иоанну Предтече со звонницей, келья, в которой жил Иринарх Затворник.

Жизнь Борисоглебского монастыря тесно переплеталась с жизнью князей из Москвы и царских семей. Он был для них почти «домашним», поэтому недостатка в средствах на его содержание не было. До XVII века обитель была одной из самых богатых в Ростовской митрополии.

Борисоглебский монастырь имел важное значение для религиозной жизни, но, кроме того, играл значительную роль в экономической жизни Ростова. Первоначально сюда устремлялись верующие со всех городов. В свою очередь это притягивало купеческую братию, ведь они понимали, что у паломников есть не только духовные интересы. Так со временем около Борисоглебской обители разрослись Борисоглебские слободы, ставшие центром Борисоглебской волости. В этом большом селе Ростовского уезда Ярославской губернии по великим праздникам проводились широкие ярмарки.

В советскую эпоху российской истории Борисоглебская обитель была преобразована в Народный музей. Позже — филиал Ростовского музея-заповедника. В наши дни обитель и музей успешно сосуществуют, словно олицетворяя собой единство божественной и земной жизни.

В Борисоглебском монастыре до сих пор сохраняется не одна святыня, чтимая православными людьми. Например, крест, сделанный из дерева, — благословение преподобного Сергия Радонежского, тяжелые вериги из железа преподобного Иринарха, которые хранятся в алтаре и выносятся для поклонения православным.

В обители находятся мощи основавших его святых преподобных Феодора и Павла, обладающие чудотворной силой. Под спудом на паперти соборной церкви обители размещаются мощи преподобного Иринарха Затворника, который жил здесь в период Смутного времени. В описании жития преподобного указано, что в 1612 году к нему за благословением обращались князь Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин, которые отправлялись на спасение Москвы от польских захватчиков. По свидетельствам православных христиан, когда святой почил, около его гроба происходило большое количество чудесных исцелений людей, которые были больны или одержимы бесом. При соприкосновении с крестами и цепями, которые находились на святом при жизни, люди исцелялись.

На расстоянии 40 километров от обители находится источник преподобного Иринарха, расположенный рядом с родным для святого селом под названием Кондаково. Ежегодно накануне праздника Ильи Пророка от стен монастыря к источнику верующие идут крестным ходом.

Верующие люди прибывают в Борисоглебский монастырь помолиться и приобщиться к миру духовному, здесь можно получить исцеление от болезней и недугов и наполнить свою душу умиротворением и радостью. Но и обычные туристы, некоторые из которых далеки от веры, не останутся равнодушными к этому удивительному месту, впечатлений здесь можно получить массу.

Борисоглебский монастырь имел важное значение для религиозной жизни, но, кроме того, играл значительную роль в экономической жизни Ростова. Первоначально сюда устремлялись верующие со всех городов. В свою очередь это притягивало купеческую братию, ведь они понимали, что у паломников есть не только духовные интересы. Так со временем около Борисоглебской обители разрослись Борисоглебские слободы, ставшие центром Борисоглебской волости. В этом большом селе Ростовского уезда Ярославской губернии по великим праздникам проводились широкие ярмарки.

История монастыря

Основан пришедшим из Новгородской земли иноком Феодором и присоединившимся к нему позднее Павлом по благословению Сергия Радонежского в 1363 году. Согласно «Повести о Борисоглебском монастыре», Сергий Радонежский сам выбрал место для обители. Основатели монастыря прославлены как преподобные и входят в Собор ростово-ярославских святых. Их погребение находится в северо-западном углу Борисоглебского собора и служит местом почитания этих святых.

Особую известность получил преподобный Иринарх Затворник, живший в монастыре в конце XVI — начале XVII веков, его мощи под спудом сберегаются в паперти соборного храма монастыря. Согласно житию святого, у него в 1612 году получили благословение на защиту Москвы от поляков князь Дмитрий Пожарский и нижегородский посадский человек Кузьма Минин.

Среди церковных деятелей, подвизавшихся в Ростовском Борисоглебском монастыре, — архиепископ Ростовский и Ярославский Тихон (Малышкин). Настоятелем монастыря уже в Новое время некоторое время являлся известный археограф и палеограф, собиратель и исследователь памятников древнерусской письменности Амфилохий, будущий епископ Угличский.

Монастырь стал духовным и экономическим центром, вокруг которого возникли Борисоглебские слободы — крупное торговое село Ростовского уезда Ярославской губернии, центр Борисоглебской волости. В 1764 году слободы из владения монастыря были переданы Екатериной II своему фавориту графу Г. Г. Орлову. В праздник Бориса и Глеба у стен монастыря традиционно проходила богатая ярмарка.

В 1924 году монастырь был официально упразднен. В советский период в зданиях монастыря были размещены различные учреждения районного центра — почта, отделение госбанка, склады организаций по заготовке льна и зерна.

Богослужения в храмах уже упраздненного монастыря продолжались до октября 1928 года. года в помещениях бывшего монастыря был открыт краеведческий музей (филиал Ростовского музея-заповедника). Он был закрыт приказом по Ярославскому управлению культуры от г. Краеведческий актив поселка Борисоглебского объединился, итогом объединения стал образованный г. народный музей. Этот музей позднее вновь стал филиалом Ростовского музея-заповедника, такой статус он сохраняет в настоящее время.

С 1994 года музей делил помещения с возрождённым монастырём вплоть до 2015 года, когда последнему было возвращено всё имущество. Здания монастыря как составляющие значительный памятник истории и культуры находятся под охраной государства.

Церковь Сергия Радонежского (1679)

История Ростовского Борисоглебского монастыря

Точных документальных данных о времени создания монастыря до наших дней не дошло. Самым первым построил для себя жилье на берегу Устьи отшельник Федор, который пришел сюда из-под Новгорода. Через три года к нему присоединился Павел. Эти два инока и стали первыми жителями нового мужского монастыря.

Южные ворота и Сергиевская надвратная церковь

В 1363 году на Ростовскую землю с целью усмирить вражду между местными князьями приехал Сергий Радонежский. Это был период, когда Русь стала заметно укрепляться, готовясь нанести решающий удар Орде. И важно было добиться единства раздробленных княжеств для совместных политических и военных действий. С этими целями по периметру Руси стали строить монастыри-крепости.

Федор и Павел побывали у Сергия Радонежского и просили его о содействии об устройстве новой монашеской обители. Тот, в свою, очередь, убедил в этом правившего тогда в Ростовской земле князя Константина Васильевича. Решение было принято, и святыми покровителями монастыря выбрали особо почитаемых на Руси святых благоверных князей Бориса и Глеба.

По своему географическому положению обитель оказалась на северо-восточных рубежах крепнущего Московского государства. Она быстро росла, собирая иноков и ремесленников, и в скором времени здесь были построены первые деревянные церкви и кельи. А территорию монастыря обнесли большой укрепленной стеной, которая прослужила несколько сот лет, защищая его вначале от татар, а потом о польско-литовских захватчиков.

Слава о новом монастыре очень быстро распространилась далеко вокруг, и паломники приходили в обитель со всех сторон. Навещая родные места, здесь бывал преподобный Сергий Радонежский. В монастыре, спасаясь от преследования Юрия Звенигородского, нашел убежище великий московский князь Василий II Темный. А позже в стенах Борисоглебской обители он даже окрестил своего сына и наследника – будущего русского царя Ивана III.

Сретенская надвратная церковь

По распространенному преданию именно в стенах обители стал монахом легендарный Пересвет. Ей оказывали свое особое расположение все правители Руси, принадлежащие к династии Рюриковичей, а также первые государи фамилии Романовых, которые почитали этот монастырь в качестве «домашнего». В результате такой особой монаршей милости, обитель превратилась в одного из самых крупных в России владельцев земли. Ей принадлежало 360 сельских поселений и 22 000 десятин земельных угодий.

Особая страница монастырской истории связана с жизнью преподобного Иринарха (1547-1616), который в миру носил имя Ильи. До 30 лет он занимался торговлей, а затем принял постриг в Борисоглебской обители. В последующие годы этот монах вел жизнь затворника и не снимал с себя тяжелые вериги. Чтобы получить благословение Иринарха, в монастырь приезжали Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.

Почти весь XVIII век обитель пережила без особых потрясений, процветала и стала центром Борисоглебских слобод. Вокруг нее проводились традиционные пышные ярмарки и развивались местные ремесленные промыслы.

Но в конце XVIII века произошли события, сильно повлиявшие на дальнейшую историю монастыря. Повелением царицы Екатерины II часть монастырских слобод в одночасье изъяли в пользу царского фаворита графа Орлова. В последующие годы было разворовано и распродано многое из ценностей, хранящихся в Борисоглебской обители, и ее благосостояние оказалось под угрозой. В дальнейшем монастырю так и не удалось восстановить былую мощь и величие.

Сретенская надвратная церковь с внутренней стороны монастыря

С приходом советской власти начались годы гонения на религиозные учреждения, и в 1924 году обитель упразднили. В ее помещениях разместили отделение Ростовского государственного музея. В это время было уничтожено много старинных икон и колоколов. И только благодаря вмешательству Наркомпроса, удалось избежать уничтожения монастырской звонницы. Те ценности, которые успели переправить в московскую Третьяковскую галерею или в Ярославский кремль, все же спасли. Но большая часть старинной утвари и реликвий были безвозвратно утрачены. Богослужения в монастырских храмах, тем не менее продолжались до 1928 года.

С 30-х годов прошлого века в монастыре размещались местная милиция, почтовое отделение, сберегательная касса, склады для хранения льна и зерна, и даже кондитерское производство. Музейным экспозициям принадлежали лишь здания Благовещенского храма и настоятельского корпуса. Музей даже закрывали на период с 1954 по 1961 год. Правда потом ему возвратили всю монастырскую территорию целиком. В эти годы начались большие реставрационно-восстановительные работы, благодаря которым удалось возвратить архитектурным памятникам их изначальный образ.

В 1994 году часть монастырской территории отдали православной церкви. А в 2015 году вся обитель целиком передана в ее управление.

Почти весь XVIII век обитель пережила без особых потрясений, процветала и стала центром Борисоглебских слобод. Вокруг нее проводились традиционные пышные ярмарки и развивались местные ремесленные промыслы.

Борисоглебский на Устье монастырь в Ростове Великом

Если о Ростовском кремле-красавце слышали многие, то его «старший брат» – Борисоглебский мужской монастырь на Устье – сумел схорониться от людских глаз. Чтобы найти его, нужно ехать по трассе из Ростова в Углич, и вовремя свернуть. Экскурсионным автобусам туда ходить неудобно, а между тем эта обитель ничуть не менее интересна, чем Ростовский кремль, т.е. бывшая резиденция митрополита Ионы Сысоевича, горячо любимая и туристами, и туроператорами.

Время появления православного мужского монастыря на Устье – 1363 год. Основали его два выходца из Новгородской земли, одного из которых звали Федором. Благословение на строительство дал сам Сергий Радонежский, причем деревянный крест, использованный им для обряда, до сих пор хранится в одном из храмов комплекса. Сергий и место для новой обители указал.

История Ростовского Борисоглебского на Устье монастыря тесно связана с именем святого Иринарха Затворника. Этот человек прожил удивительную жизнь: в ней не было места удовлетворению собственных страстей и прихотей, а было лишь служение Богу и ближним. Иринарх, родившийся под Ростовом в простой крестьянской семье, с детства вызывал любопытство окружающих. Мальчик сторонился шумных игр, не участвовал в мальчишеских драках.

В шестилетнем возрасте он сделал матери такое заявление: «Когда вырасту, приму постриг, буду носить вериги и трудиться для Бога». Так и вышло. Войдя в возраст, юноша принял монашеский сан. Он постоянно носил тяжелые железные цепи (сегодня их в праздничные по церковному календарю дни выносят на поклонение православному народу), раздавал подаяние бедным, молился. Главный же подвиг Иринарха таков.

Однажды Иринарх ясно увидел картину разорения Москвы литвой (под словом «литва» тогда разумели все население польско-литовских земель) и специально совершил путешествие в Москву, чтобы уведомить о грядущих несчастьях Василия Шуйского. Затем он благословил Пожарского и Минина на освобождение русских земель. В благодарность Дмитрий Пожарский выговорил у властей освобождение Борисоглебскому монастырю и окрестным селам освобождение от любых сборов и податей.

Сегодня келью Иринарха, где преподобный приковывал себя цепями, можно увидеть в монастыре. Вызывают изумление ее размеры: разве может быть достаточно человеку такой площади для жизни? Оказывается, для того, кто видит в жизни исключительно духовные цели, этого минимума вполне хватает. Монастырь со временем становился все богаче. Вокруг него выросло целое торговое село – Борисоглебские слободы.

Закрыли Ростовский Борисоглебский монастырь в 1924 году. Но разрушению он не подвергся: в его стенах работали банк и почта. А в 1928 году бывший монастырь стал филиалом Ростовского музея-заповедника. Вот почему мы назвали в начале рассказа эти два уникальные комплекса родными братьями. При этом долгое время (до 2015 года) один храм на территории Борисоглебского монастыря действовал, мирно уживаясь с государственным учреждением – музеем.

Сегодня Борисоглебский на Устье монастырь полностью возвращен церкви. Если вы бывали в Ростове и видели кремль, то, поверьте, Борисоглебский монастырь впечатлит вас гораздо больше. Почему? Здесь нет ничего нового, нарочито подкрашенного и перестроенного. Толстые каменные стены с бойницами, великолепные храмы с остатками росписей – все это сохранилось в первозданном виде. Ничуть не менее интересны, чем в Ростове, здесь длинные крытые переходы. Здесь все дышит подлинной историей – это ее истинный почерк!

А какие яблоки растут в монастырском саду! Душистые, сладкие, они способны быстро насытить изголодавшегося путника. Если хотите воочию познакомиться с ожившей стариной – приезжайте не в Ростов, а в скромный поселок Борисоглебский. «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет», – эти слова будто писаны о Ростовском Борисоглебском старинном монастыре, что стоит на Устье.

А какие яблоки растут в монастырском саду! Душистые, сладкие, они способны быстро насытить изголодавшегося путника. Если хотите воочию познакомиться с ожившей стариной – приезжайте не в Ростов, а в скромный поселок Борисоглебский. «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет», – эти слова будто писаны о Ростовском Борисоглебском старинном монастыре, что стоит на Устье.

Первые русские святые Борис и Глеб
Кратко – кто же они такие?

Летом 2015 года исполнится тысяча лет, как отлетела к Господу душа крестителя Руси — великого князя киевского Владимира. Мало известны подробности его жизни. Да что там подробности! Окутаны туманом как и само его рождение, так и обстоятельства смерти.

Но известно, что Владимир Красное Солнышко в языческий период своей жизни был закоренелым многоженцем. Поэтому и детей от разных жен у него было много. Считается, что одних сыновей было двенадцать человек.

И особенно среди них он выделял младших — Бориса и Глеба. Кто был их матерью? Неизвестно. Долгое время считалось, что ею была дочь и сестра византийских императоров — порфирородная византийская принцесса Анна. Сейчас это утверждение в ученой среде считается необоснованным и не подтвержденным источниками.

Прошло всего несколько дней после неожиданной смерти Владимира, как в разных местах были убиты любимые его сыновья, не пожелавшие участвовать в междоусобной войне с братьями, – ростовский князь Борис и Глеб, княживший в Муроме.

В те далекие времена преемственность власти опиралась исключительно на силу и шла рука об руку с убийством претендентов. Безжалостно расправлялись даже с ближайшими родственниками.

А тут случилось удивительное: имея каждый под началом сильную дружину, они не захотели идти кровавым путем, не стали поднимать руку на братьев. Приняв мученическую кончину, они утвердили новую модель поведения – не все средства хороши для достижения власти.

Борис и Глеб стали первыми святыми, канонизированными русской церковью. В их честь на Руси были построены сотни монастырей и храмов.


О Борисоглебском мужском монастыре, что находится в Ярославская области, я не знала абсолютно ничего, а ведь это младший родной брат нежно любимой мной Троице-Сергиевой лавры. Семь сотен лет назад пришли сюда в лесную чащобу два инока Феодор и Павел и решили основать в здешнем безлюдье монастырь. Место для обители указал им сам преподобный Сергий Радонежский.

Ростовский Борисоглебский монастырь

Борисогле́бский на Устье Росто́вский монасты́рь — мужской православный монастырь на дороге из Ростова в Углич (в посёлке Борисоглебский), входящий в «Золотое кольцо России». Архитектурный комплекс монастыря полностью сложился в допетровское время, когда он был одним из богатейших в Ростовской митрополии, а у московских князей и первых русских царей считался «домашним» [1] . После XVII века архитектурный ансамбль почти не менялся.

Основан пришедшим из Новгородской земли иноком Феодором и присоединившимся к нему позднее Павлом по благословению Сергия Радонежского в 1363 году [2] . Согласно «Повести о Борисоглебском монастыре» [3] , Сергий Радонежский сам выбрал место для обители. Основатели монастыря прославлены как преподобные и входят в Собор ростово-ярославских святых. Их погребение находится в северо-западном углу Борисоглебского собора и служит местом почитания этих святых.

Карта Ростовского Борисоглебского монастыря, где находится Ростовский Борисоглебский монастырь на карте мира

Борисоглебский монастырь расположен в центре одноименного поселка. Рядом проходит оживленная дорога и расположились многочисленные магазинчики, в том числе устроенные прямо в стене обители. Напротив – здание местной администрации, перед которым в 2005 году был установлен памятник князю Дмитрию Пожарскому (1578- 1642 гг.), возглавившему Второе народное ополчение, возникшее в Нижнем Новгороде в 1611 году и продолжившее формироваться в Ярославле. В 1612 году году отряды горожан и крестьян разбили польское войско и освободили Москву от интервентов. Ныне Россия отмечает это событие 4 ноября, как День народного единства.

Чуть дальше, возле автовокзала, стоит памятник еще одному легендарному герою Смутных времен – преподобному Иринарху (1548 – 1616 гг.), затворнику Борисоглебскому, благословившему Дмитрия Пожарского перед походом в Москву. Его мощи хранятся в соборе монастыря, который он прославил своей подвижнической деятельностью и чудесами. Трехметровая бронзовая скульптура весом 2,5 тонны создана неоднозначным, но тем не менее популярным художником-монументалистом Зурабом Церетели на собственные средства. Установлена в 2006 году. Кстати, это второе произведение автора в Борисоглебске. Годом ранее в поселке, ведущем свою историю с 1363 года, он воздвиг памятник еще одной исторической личности – монаху Борисоглебской обители, легендарному герою Куликовской битвы Александру Пересвету (ум. 1380 г.).

Уже издалека Борисоглебский монастырь поражает мощью своих башен и стен. Настоящая крепость! На фото 38-метровая северо-восточная угловая башня “Максимовка”. В ней устроена смотровая площадка.

Обширная территория старинной обители, основанной на излете XIV века и отстроенной в первой половине XVI столетия, окружена высокими, прямоугольными в плане стенами с 14 башнями и двумя надвратными храмами. Протяженность стен – 1 040 метров, высота – от 10 до 12 метров, толщина достигает 3 метров. Все башни поставлены по периметру симметрично, на расстоянии 200-300 шагов друг от друга. Их высота – от 25 до 38 метров.

Строились башни в разное время. Наиболее ранними считаются сооружения южной стены, имеющие простые формы. Архитектура башен северной стены, появившихся последними, значительно интереснее.

Сведений об основании монастыря мало. Согласно историческим хроникам, во второй половине XIV века в эти места прибыл пустынножитель Федор из Великого Новгорода. А через три года и его брат Павел. Тихо жили они в келье у реки Устье, пока в 1363 году в Ростов не приехал вершить свои политические и церковные дела Сергий Радонежский. Братья решили встретиться с ним, чтобы испросить разрешения возвести церковь и основать обитель. Преподобный активно поддерживал строительство монастырей-крепостей. А на северо-восточной границе Московского княжества это было особенно важно – вначале для защиты от татар, а позднее от польско-литовской армии.

Сергий Радонежский не только договорился с ростовским князем Константином Васильевичем (1312-1365 гг.) о создании монастыря с оборонительными функциями, но даже сам нашел для него оптимальное месторасположение. Обитель в честь первых русских святых Бориса и Глеба выстроили на возвышенности, окруженной густыми лесами и рекой, огибающей крепостные стены с трех сторон.

События Смутных времен, угроза внешней интервенции, народные бунты диктовали необходимость дополнительной защиты от неприятностей. В XVII веке разворачивается масштабное каменное строительство фортификационных сооружений вокруг монастырей. В Борисоглебской обители оно, вероятно, затянулось на годы, о чем может свидетельствовать различие в архитектуре башен и частей стен.

Со временем обитель становится духовным и экономическим центром на Ярославской земле. Вокруг нее разрастается торговое село Ростовского уезда – Борисоглебские слободы. У монастырских стен ежегодно проводится большая ярмарка.

Обитель всегда была окружена вниманием представителей правящих семей. Здесь бывали все великие Московские князья и многие цари из династий Рюриковичей и Романовых. Среди их пожертвований были и богатые земельные наделы и значительные денежные вклады. Во владении Борисоглебского монастыря находились 22 тысячи десятин земли, 360 сел и деревень. Возведение вокруг монастыря мощных крепостных стен и башен связывают с финансовой поддержкой Ивана Грозного, хотя достоверность этой информации некоторыми исследователями оспаривается.

Процветание обители завершилось с указом Екатерины II (1729-1796 гг.) о секуляризации монастырских земель. В конце XVIII века Борисоглебские слободы перешли во владение графа Орлова. Большинство ценных даров прежних русских правителей к XIX столетию были распроданы или разворованы. Только неприступные стены и грозные башни неизменно сохраняли свое величие.

Необыкновенно нарядна архитектура входа в Борисоглебскую обитель.

Водяные врата, ведущие в монастырь с северной стороны, отличаются щедрым декором. И даже в обветшавшем состоянии древняя постройка смотрится очень эффектно.

Башню украшает трубящий ангел.

Замечательный памятник архитектуры подлежит охране как всенародное достояние. Хотелось бы заострить на этом внимание тех, кто отвечает за его сохранность. Некоторым составляющим монастырского комплекса уже давно требуется тщательная реставрация.

Входим на территорию обители через ворота, справа и слева от которых располагаются выставочный зал, касса и церковная лавка.

У входа установлена схема, на которой указаны все постройки монастыря:

С этой точки хорошо видна надвратная Сретенская церковь, выстроенная над Водяными вратами.

По поводу даты возведения здания существуют разногласия. В литературе, посвященной обители, указывается 1680 год. В монастырских архивах есть информация о том, что храм строился по времена Петра Первого и был освящен в 1692 году.

Считается, что церковь построена ростовскими мастерами по типу надвратных церквей Ростовского кремля.

От Сретенской церкви идем вглубь кажущейся совсем пустынной территории Борисоглебской обители.

Церковь Благовещения (1524-1526 гг.) объединена с настоятельскими покоями (XVI-XVII вв.). Каменные жилые постройки в монастырях являлись редкостью для того времени. Обычно они были деревянными.

Существуют документальные свидетельства, что возведением храма занимался один из лучших ростовских зодчих XVI века, “церковных каменных дел мастер” Григорий Борисов со своей артелью. В конце XVII столетия Благовещенская церковь претерпела значительные изменения в своей архитектуре и нам уже не дано увидеть, как она выглядела по замыслу автора.

Собор Бориса и Глеба, датируемый XVI веком, также не раз реконструировался. В частности, была разобрана паперть, позакомарное покрытие заменено на четырехскатную кровлю.

В 1810 году к храму пристраивают западный придел в честь Илии Пророка, в котором покоятся останки затворника Иринарха. Преподобный жил в обители в конце XVI – начале XVII веков, 38 лет находясь в веригах. Он прославился различными подвигами, предсказаниями, а после кончины мощи святого стали чудотворными.

У северной стены храма находится гробница основателей обители – братьев Федора и Павла.

В эпоху советской власти судьба Борисоглебской обители не стала исключением. В 1924 году она была упразднена. Монастырские здания заняли отделение почты, госбанка, милиции. Часть строений отдали под зерновые склады. Из ценностей сохранились только те, что в тот период были переданы в Третьяковскую галерею и Ярославль. Оставшиеся реликвии почти все утрачены.

В 1961 году на территории монастыря открывается народный музей, который потом станет филиалом Ростовского музея-заповедника. Он сохранил этот статус и после возрождения обители в 1994 году. В настоящее время в Просфорном корпусе XVI-XVII века располагается администрация музея. В архимадричьих кельях XVIII века устроен выставочный зал.

Все постройки Борисоглебской обители находятся под охраной государства, как памятники русской истории и культуры. При этом печальны свидетельства сотрудников музея о том, что переданные монастырской общине древние памятники начали перестраиваться по усмотрению новых хозяев. Постройки реконструируются под собственные нужны, в процессе чего теряется их историческая ценность.

Однако, пока мы еще можем видеть древние строения в их былых формах. Необыкновенно красивая, изящная звонница Борисоглебского монастыря дошла до наших дней почти без изменений в своих архитектуре и декоре.

Сооружение было возведена в 1680 году, предположительно, ростовскими мастерами. Освящение состоялось в 1682 году.

Трехъярусная прямоугольная в плане постройка имела многоцелевое назначение. Нижний этаж занимала ризница, над которой был устроен небольшой храм в честь Иоанна Предтечи.

В арочных пролетах верхнего яруса на балках из кованого железа висели 10 крупных колоколов. В северо-западном углу здания сделали шахту, куда разместили механизм часов с боем, соединенный системой тросов с колоколами. Увы, старинные часы были утрачены в конце XIX-начале XX века. В 1929 году, благодаря бурной деятельности советских властей, исчезли и колокола.

В 1680-х годах с северной стороны было пристроено массивное и щедро украшенное крыльцо. Входные арки декорированы висячими гирьками. В нише сохранилась фреска «Вход в Иерусалим». Очень красиво смотрятся на фасадах цветные изразцы.

Русское искусство керамики было известно еще в X—XIII веках. Цветные изразцы встречались в архитектуре многих церквей. Развитие поливной керамики прервалось в татаро-монгольскую эпоху, но с начала XVII века оформление ею храмовых фасадов вновь обретает большую популярность.

В XVII столетии крупным центром производства изразцов становится Ярославль. Город входил в Ростовскую митрополию, что обусловило распространение такого декора в ростовском и борисоглебском зодчестве.

Сооружения Борисоглебского монастыря украшают полихромные муравленые (от слова “мурава”, то есть травяного, зеленого цвета) изразцы.

В 1931 году на заседании президиума райисполкома было принято безумное решение разобрать звонницу. К счастью, вмешательство сектора науки Наркомпроса спасло этот чудесный древний памятник от гибели.

Интересна архитектура старинного корпуса настоятеля, возведенного в XVI столетии.

Здание была перестроено в XVII веке, и впоследствии стало использоваться под хозяйственные нужды.

Казначеский корпус был возведен в начале XVI столетия.

По сравнению с другими сооружениями Борисоглебской обители, это здание выглядит скромно. Старинное сооружение признано памятником архитектуры.

Мы обходим монастырские строения со всех сторон по несколько раз, не переставая восхищаться мастерством русских зодчих, трудившихся над созданием обширного архитектурного ансамбля. И наблюдаем, как жизнь в обители течёт своим неспешным чередом.

Монахиня с энтузиазмом поливает клумбы, иногда перекидываясь новостями с проходящими мимо нее сестрами.

Местная кошка, явно привыкшая к частым гостям, провожает нас прищуренным взглядом.

А мы с сожалением покидаем один из впечатляющих монастырей Ростовской земли.

За стенами обители уже другая жизнь. Ее быстрый ритм подхватывает нас и резвый автомобиль уносит дальше по Ярославским дорогам. Путешествие продолжается.

Поселок Борисоглебский находится в 18 километрах к северу от Ростова Великого.

От Сретенской церкви идем вглубь кажущейся совсем пустынной территории Борисоглебской обители.

История монастыря

Основан пришедшим из Новгородской земли иноком Феодором и присоединившимся к нему позднее Павлом по благословению Сергия Радонежского в 1363 году [2] . Согласно «Повести о Борисоглебском монастыре» [3] , Сергий Радонежский сам выбрал место для обители. Основатели монастыря прославлены как преподобные и входят в Собор ростово-ярославских святых. Их погребение находится в северо-западном углу Борисоглебского собора и служит местом почитания этих святых.

Особую известность получил преподобный Иринарх Затворник, живший в монастыре в конце XVI — начале XVII веков, его мощи под спудом сберегаются в паперти соборного храма монастыря. Согласно житию святого, у него в 1612 году получили благословение на защиту Москвы от поляков князь Дмитрий Пожарский [4] и нижегородский посадский человек Кузьма Минин.

Среди церковных деятелей, подвизавшихся в Ростовском Борисоглебском монастыре, — архиепископ Ростовский и Ярославский Тихон (Малышкин). Настоятелем монастыря уже в Новое время некоторое время являлся известный археограф и палеограф, собиратель и исследователь памятников древнерусской письменности Амфилохий, будущий епископ Угличский.

Монастырь стал духовным и экономическим центром, вокруг которого возникли Борисоглебские слободы — крупное торговое село Ростовского уезда Ярославской губернии, центр Борисоглебской волости. В 1764 году слободы из владения монастыря были переданы Екатериной II своему фавориту графу Г. Г. Орлову. В праздник Бориса и Глеба у стен монастыря традиционно проходила богатая ярмарка.

В 1924 году монастырь был официально упразднен. В советский период в зданиях монастыря были размещены различные учреждения районного центра — почта, отделение госбанка, склады организаций по заготовке льна и зерна.

Богослужения в храмах уже упраздненного монастыря продолжались до октября 1928 года. 8 ноября 1928 года в помещениях бывшего монастыря был открыт краеведческий музей (филиал Ростовского музея-заповедника). Он был закрыт приказом по Ярославскому управлению культуры от 8 февраля 1954 г. Краеведческий актив поселка Борисоглебского объединился, итогом объединения стал образованный 29 сентября 1961 г. народный музей. Этот музей позднее вновь стал филиалом Ростовского музея-заповедника, такой статус он сохраняет в настоящее время.

С 1994 года музей делил помещения с возрождённым монастырём вплоть до 2015 года, когда последнему было возвращено всё имущество. Здания монастыря как составляющие значительный памятник истории и культуры [5] находятся под охраной государства.

Церковь Сергия Радонежского (1679)

Спасо-Яковлевский монастырь

Спасо-Яковлевский мужской монастырь располагается на берегу озера Неро. Его основателем является Епископ Иаков, который в 1549-ом году был канонизирован к лику святителей. Ещё будучи молодым, Иаков был настоятелем в Копырском монастыре, но его изгнали с этого поста за то, что он отказался казнить женщину, и отправил её на покаяние в монастырь. Недолго скитавшийся по земле, Иаков поселился возле озера Неро, где своими руками построил церковь Зачатия Пресвятой Богородицы. После смерти Иакова эта церковь охранялась как святыня, а спустя сотню лет на её месте был построен Зачатьевский собор.

В 17-ом веке к собору был пристроен северный Зачатьевский придел и Димитриевский собор. Также взамен прежней деревянной, была выстроена каменная ограда.

Координаты: 57.17478400,39.38764600

Со временем деревянный монастырь превратился в кирпичный и оброс другими православными зданиями. В советские времена многое было разрушено, но вовремя реконструировано. Сегодня монастырь работает, и каждый день привлекает туристов и паломников.

Настоятели

  • Авраамий (Флоринский) (1773-1775)
  • Ириней (Клементьевский) (25 декабря 1784 – 30 июня 1788)
  • Арсений (Тодорский) (30 июня 1788 – 22 мая 1792)
  • Евгений (Романов) (1794 – 1795)
  • Анатолий (Ставицкий) (1802 – 1 ноября 1808) [1]
  • Феофан (Александров) (1814 – 1816)
  • Неофит (Докучаев-Платонов) (25 сентября 1816 – 6 февраля 1820)
  • Павел (Морев-Павлов) (май 1821 – 21 мая 1823)
  • Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) (1852 – 1858) [2]
  • Даниил (Сивиллов) (9 августа 1863 – 1871)
  • .
  • Иоанн (Титов) (упомин. 2013)

С 1924 г. на территории Борисоглебского монастыря существует музей-филиал Государственного музея-заповедника “Ростовский кремль”. В музее действует несколько экспозиций, к показу предлагаются переходы крепостных стен и смотровая северо-восточная башня.

Символ примирения

Ольга Савичева, «АиФ-Ярославль»: Наталья Сергеевна, как сегодня живёт и развивается ваш музей?

Наталья Шеина: Борисо-Глебский монастырский музей ведёт научно-исследовательскую, архивную, издательскую, экскурсионную деятельность.

Летом этого года мы закончили работу над книгой «Сокровенная обитель. Троица на Бору», рассказывающей об истории местности, которая является частью нынешнего Борисоглеба, с момента основания там девичьего монастыря до современности. Для нас и жителей посёлка, любящих и интересующихся историей своей малой родины, это стало событием.

Если говорить об экспозиционной деятельности музея, то в январе этого года к нам из Воронежа поступила в дар большая коллекция предметов, имеющих историческую ценность, для организации выставки «История развития армии и флота». На ней представлены модели кораблей, самолётов, танков, оружие, военные карты армий и флотов разных стран мира. Но история русской армии и флота проходит красной нитью через всю экспозицию.

Сейчас выставка начала уже свою работу, но помещение, где она функционирует, очень маленькое и вместить все экспонаты не может. Так что мы в поиске удачного помещения. Кроме того, нам стало понятно, что экспозицию нужно доработать, дополнить, расширить.

– Когда возник монастырь, и как возрождалась обитель?

– Борисо-Глебский монастырь – древняя обитель, основанная в 1363 году по благословению преподобного Сергия Радонежского двумя монахами – Фёдором и Павлом. В то время междоусобиц, вражды и «Золотой орды» она явилась символом примирения двух русских князей – Ростовского князя Константина Васильевича и Московского князя Димитрия, будущего Донского. Ведь преподобный Сергий пришел в Ростов именно с целью примирить враждующие стороны и тем укрепить Русь.

У монастыря богатейшая история. Сначала он был митрополичьим. После того, как во время княжеских распрей Великий князь Василий Тёмный и мать его София находят здесь убежище и называют монастырь своим, обитель становится великокняжеской. А когда игумен монастыря Питирим крестил будущего самодержца Всея Руси Иоанна III и тот встал на царство, обитель делается царской.

Расцвет обители пришёлся на XVII-XVIII века. В начале XX века его храмы пережили поругание и забвение, святыни были вывезены, судьба многих из них до сих пор неизвестна.

С 1924 года на территории обители начал действовать музей антирелигиозной пропаганды, а в 1928-м монастырь был ликвидирован.

В 1989 году собор Бориса и Глеба был передан Церкви и действовал как приходской храм. Возрождение монашеской жизни в обители началось 4 ноября 1994 года. А в 2013 году было принято решение о создании своего монастырского музея.

– Сохранилась ли келья святого преподобного Иринарха Затворника Борисоглебского, с чьего благословения «начиналась всякая победа в Смутное время»?

– Келья преподобного Иринарха – это особое место монастыря, она находится в восточной монастырской стене. По преданию, на этом месте в древности рос большой кедр, под которым состоялась беседа преподобного Сергия Радонежского с монахами-основателями монастыря Фёдором и Павлом. И именно на этом месте некогда игумену Феофилу, начавшему каменное строительство монастыря, было видение святых благоверных князей Бориса и Глеба, в котором они пообещали никогда своей помощью этого места не оставлять.

– Какие праздники у стен Борисо-Глебского монастыря сегодня популярны?

Расписание богослужений

Борисоглебскую пустынь посещают с 7:00 до 20:00, с разрешения настоятеля туристы могут фотографировать процесс богослужений и внутреннее убранство церквей.

Богослужения совершаются в будни с 7:30 до 19:00, а во время торжеств — с 8:00 до 21:00.

Сегодня в обители живут десять монахов под руководством одного игумена. Они служат в храмах, а также занимаются огородом и пасекой. Здесь также работает церковная лавка и музей, где расскажут о многовековой истории комплекса.

С 1997 г. от монастыря к чудотворному источнику, расположенному в 40 км, совершается чтимое Иринарховское крестное шествие.

На заметку! С 1990-х гг. в обители возобновилась традиция Большого распева, который отличается присутствием в своей композиции мелодичных внутрислоговых оборотов. Часть богослужений целиком исполняется в этом древней и красочной технике, распространяющей внутреннее умиротворение и духовную радость. Чтобы подготовить исполнителей, в пустыни организовали хоры для мальчиков и мужчин.

Пустынь находится в селе Борисоглебском, что в Ярославской области, по адресу: улица Советская площадь, дом № 10. Чтобы добраться до поселения на собственном автомобиле из Ростова Великого, следует ехать в сторону города Углича. Из Москвы до Ростова доставляют экспресс-поезда, отправляющиеся ежедневно в 8:20 и 16:20. Транспорт находится в пути примерно три часа. От ростовского автовокзала до самого поселка идут рейсовые автобусы.

Центральная Россия, Ярославская область, поселок Борисоглеб, Ростовский Борисоглебский монастырь.

В Ростове Великом, тот, что находится в Ярославской области, я бываю часто. Там живет моя мама и брат с семьей. Но рассказать я хочу об одном очень душевном месте о действующем православном мужском монастыре в поселке Борисоглебский (в просторечье Борисогле́б). Борисогле́б находится по дороге из Ростова в Углич, в 19 км к северо-западу от Ростова.

Поселок, сам по себе, мне не показался примечательным. Это вполне рядовой посёлок городского типа, административный центр Борисоглебского района Ярославской области. Расположен в южной части области, на реке Устье (бассейн Волги), Добраться туда можно как я на автомобиле или автобусом от Ростова, Ярославля или Углича. Ближайшая жд станция находится в Ростове. Население составляет приблизительно 5,5 тыс. человек.

Но вот первое что меня удивило это именно люди, которые там живут. Когда я попал в Борисоглеб в первый раз я сначала подумал что какой то фестиваль старины проходит, настолько странными мне показались местные жители. Во первых, одежда. Фестиваль или съемки фильма отпали при более внимательном рассмотрения местной моды, уж больно обыденно они носили картузы, щеголяли в хромовых сапогах. Сарафаны у девчонок, тоже явно, были не из бабушкиного сундука и не со склада киностудии. Это все носилось и выглядело вполне обыденно и повседневно. ОНИ ТАМ ТАК ХОДЯТ.

Нет, конечно, не все кругом так одеты, там достаточно людей во вполне привычной одежде, но это еще и усиливает странность восприятия.

Раз уж я начал о жителях, то нельзя не сказать о лицах людей. С первого взгляда мне показалось, что во внешности местных жителей присутствуют какие-то национальные черты, причем очень знакомые, но поначалу мной никак не уловимые. Но в какой-то момент меня осенило, где еще я видел такие же черты лица — на русских православных иконах! Вы понимаете, что после таких для себя открытий у меня сформировался вполне определенный настрой восприятия, с которым я и попал в главную достопримечательность этого места — мужской православный монастырь, входящий в «Золотое кольцо России».

Согласно сведений из Википедии, монастырь был основан пришедшим из Новгородской земли иноком Феодором (инок — степень православного монашества, как бы «новоначальный монах»), и присоединившимся к нему позднее Павлом по благословению Сергия Радонежского в 1363 году. Согласно «Повести о Борисоглебском монастыре», Сергий Радонежский сам выбрал место для обители. Основатели монастыря прославлены как преподобные и входят в Собор ростово-ярославских святых. Их погребение находится в северо-западном углу Борисоглебского собора и служит местом почитания этих святых.

Особую известность получил преподобный Иринарх Затворник, живший в монастыре в конце XVI — начале XVII веков, его мощи под спудом сберегаются в паперти соборного храма монастыря. Согласно житию святого, у него в 1612 году получили благословение на защиту Москвы от поляков князь Дмитрий Пожарский и нижегородский посадский человек Кузьма Минин.

Среди церковных деятелей, подвизавшихся в Ростовском Борисоглебском монастыре, — архиепископ Ростовский и Ярославский Тихон (Малышкин). Настоятелем монастыря уже в Новое время некоторое время являлся известный археограф и палеограф, собиратель и исследователь памятников древнерусской письменности Амфилохий, будущий епископ Угличский.

Монастырь стал духовным и экономическим центром, вокруг которого возникли Борисоглебские слободы — крупное торговое село Ростовского уезда Ярославской губернии, центр Борисоглебской волости. В 1764 году слободы из владения монастыря были переданы Екатериной II своему фавориту графу Г. Г. Орлову. В праздник Бориса и Глеба у стен монастыря традиционно проходила богатая ярмарка.

В 1924 году монастырь был официально упразднен. В советский период в зданиях монастыря были размещены различные учреждения районного центра — почта, отделение госбанка, склады организаций по заготовке льна и зерна.


Богослужения в храмах уже упраздненного монастыря продолжались до октября 1928 года. 8 ноября 1928 года в помещениях бывшего монастыря был открыт краеведческий музей (филиал Ростовского музея-заповедника). Он был закрыт приказом по Ярославскому управлению культуры от 8 февраля 1954 г. Краеведческий актив поселка Борисоглебского объединился, итогом объединения стал образованный 29 сентября 1961 г. народный музей. Этот музей позднее вновь стал филиалом Ростовского музея-заповедника, такой статус он сохраняет в настоящее время.

Монастырь возрожден в 1994 году, делит здания с музеем. Здания монастыря как составляющие значительного памятника истории и культуры, находятся под охраной государства.

Но это я потом почитал про историю монастыря, а пока мне предстояло в тишине, без толп туристов пройти по внутренней территории монастыря. Что отличает этот монастырь от многих похожих мест «Золотого кольца России» ? Нет «новодела»! Реставрация наверняка велась, но с такой осторожностью и любовью, что это не заметно. Полностью создается ощущение, что ты попал в другой век, но это не развалины, а действующий монастырь со своей другой жизнью, которая вот течет рядом и не перемешивается с современностью. Очень похоже на то, когда две реки с разным цветом воды сливаются и долго текут, не перемешивая свои воды. Путешествуя, я много посещал храмов, монастырей и других культовых и религиозных мест, во многих был своеобразный дресс-код контроль (дресс-код — форма одежды, требуемая при посещении заведений), женщин заставляют одеть поверх не подходящей, по мнению контролера, одежды выданную тут же юбку, а мужчина в шортах и за мужчину не признается и на территорию «заведения» не допускается. Меня всегда раздражали эти правила навязываемые не очень сведущими в причинах этих правил людьми. Но вот на территории Борисоглебского монастыря, никто никому не навязывает своих представлений о том, как ты должен быть одет, но тем не менее мне самому было как то неловко из-за того, что я даже не в шортах, а в джинсах.

Борисоглебский монастырь — памятник истории и культуры федерального значения говорят, что он самый целостный в России архитектурный ансамбль XVI—XVII веков.

Комплекс сооружений Борисоглебского монастыря с построенным зодчим Григорием Борисовым собором Бориса и Глеба (1522—1523 года), Благовещенской церковью с трапезной палатой (1524—1526 года), Сергиевской и Сретенской надвратными церквами (конец XVII в.) и др.

Стена монастыря в 10—12 метров высотой и три метра толщиной, трапеция в плане, имеет длину чуть больше километра (по периметру). Стены с башнями современном виде были сооружены в середине XVII века. Всего башен четырнадцать, названий у башен нет, только те которые располагаются по углам монастыря называются по сторонам света куда они направлены: северо-западная, северо-восточная (самая высокая), юго-западная и юго-восточная. В западную и восточную стены монастыря встроены по две промежуточных башни, еще две примыкают к воротам в южной стене, две (круглые) — к воротам в северной, а еще две находятся в северной стене между воротами и угловыми башнями.

В обеих надвратных церквях прекрасно сохранились резные галереи. Пятиглавая Сергиевская церковь (южная) была построена XVI веке Григорием Борисовым (говорят, что это спорный факт, но и я не диссертацию пишу, извините).

В 1679 году, церковь престраивалась во время грандиозного строительства затеянного Митрополитом Ионом III Сысоевичем, епископом Русской православной церкви, митрополитом Ростовским и Ярославскийим в результате этого «строительного бума» стали Ростовский кремль, перестройка близлежащих монастырей (ансамбль Успенского собора, Толгский монастырь в Ярославле, Воскресенский монастырь в Угличе и Михайло-Архангельский монастырь в Великом Устюге. включая Борисоглебский)

Никогда не понимал, почему раньше люди (по нашему мнению дикие и не образованные) строили, оставляя после себя памятники архитектуры дошедшие в пригодном для использования виде, а мы, имея на вооружении современные технологии, достижения науки строим так, что еще при жизни строителей все рушится оставляя жертвы и кучи мусора.


Но вернемся к Борисоглебскому монастырю. Церковь как минимум перестраивали в конце XVII века — специалисты утверждают. Что резьба на галерее однозначно выдает время постройки. На Святых воротах под церковью сохранились фрески XVII века. Северные ворота со Сретенской церковью (1692) соединяют монастырь с бывшей слободой, а теперь поселком Борисоглебский.

На территории монастыря самое большое здание— кубический пятиглавый Борисоглебский собор, построенный в 1522—1523 годах. В этом соборе хранятся мощи Феодора, Павла и Иринарха. В XVII веке собор также был перестроен, добавлены внешние декоративные элементы, а в начале XIX века был построен придел Ильи Пророка. Росписи собора были выполнены в начале XX века художником Егоровым по мотивам росписей Виктора Михайловича Васнецова в киевском Владимирском соборе.

Благовещенская церковь с трапезной палатой (1524—1526) — домовая церковь настоятеля монастыря. Позднее в XVII веке к ней было пристроено крыльцо. С другой стороны к церкви примыкают настоятельские покои, первый этаж которых был сооружен в первой половине XVI века, а второй — в XVII веке.

Наконец, третье крупное здание внутри монастыря — звонница, построенная в 1690 году. Колокола звонницы были утеряны при советской власти, сейчас на звоннице 19 новых колоколов. Звон очень впечатляет особенно зимой в тихую погоду.

Кроме этого, на территории монастыря сохранились двухэтажные старые настоятельские покои (XVI—XVII века), братский корпус (XVI век), просфорный корпус (монастырская кухня, XVI—XVII века) и архимандричьи кельи (XVIII век). В целом монастырь производит удивительное впечатление. Во внутреннем дворе монастыря проложены дорожки, растет небольшой фруктовый сад, виден огород, где монахи выращивают для своего стола овощи, кругом тишь и благодать.

Меня жена даже приревновала к этому месту, побоялась, что я уйду в монахи и останусь в монастыре, я ее успокоил, но задумался…

Кроме этого, на территории монастыря сохранились двухэтажные старые настоятельские покои (XVI—XVII века), братский корпус (XVI век), просфорный корпус (монастырская кухня, XVI—XVII века) и архимандричьи кельи (XVIII век). В целом монастырь производит удивительное впечатление. Во внутреннем дворе монастыря проложены дорожки, растет небольшой фруктовый сад, виден огород, где монахи выращивают для своего стола овощи, кругом тишь и благодать.

Примечания

  1. ↑Ростов Великий. Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль»
  2. ↑Память преподобных Феодора и Павла Ростовских, основателей Борисоглебского монастыря (недоступная ссылка)
  3. ↑Повесть о Борисоглебском монастыре от коликих лет и како бысть ему начало
  4. ↑и В п. Борисоглебский открыли котельную и памятник Дмитрию Пожарскому
  5. ↑Ансамбль Борисоглебского монастыря

Звонница 1690 года

[flat_ab id="3"] Ссылка на основную публикацию