Система образования в Литве

Русские школы

В стране функционируют учебные заведения, ведущие преподавание не только на литовском языке. Это позволяет мигрантам поддерживать национальные традиции. Русские школы в Литве работают наряду с остальными. Выбор остается за родителями, так как именно они решают, в какую из них определить ребенка. Обучение на русском языке в 2022 году имеет и преимущества, и недостатки. Одним из минусов является необходимость сдачи обязательного испытания – экзамена на знание литовского.


На первой осуществляется изучение предметов общеобразовательной программы. Ее прохождение обязательно для всех, независимо от того, продолжится ли обучение в вузе или нет. На второй стадии начинается углубленное преподавание некоторых предметов и подготовка к зачислению в гимназию. Здесь изучают профильные дисциплины на выбор.

Дошкольное образование

Первая ступень получения образования проводится в детских садах по специальной программе, утвержденной соответствующим министерством.

В государственные учреждения принимаются дети до 6 лет, а полный цикл воспитательного процесса рассчитан на 4 года.

За это время малышей учат общаться друг с другом, предоставляют азы логического мышления, а также тренируют моторику рук. Все занятия проходят весело и беззаботно, без давления на ребенка.

К дошкольному образованию в Литве относятся достаточно серьезно, поэтому его получение контролируется на государственном уровне и считается обязательным. По окончании, каждый обучающийся дошкольник проходит своеобразное тестирование, которое позволяет выявить особенности характера, а также уровень полученных знаний. Результат испытания является первым неофициальным документом о прохождении первой ступени образования.


За это время малышей учат общаться друг с другом, предоставляют азы логического мышления, а также тренируют моторику рук. Все занятия проходят весело и беззаботно, без давления на ребенка.

Система образования в Литве

Система формального образования в Литве состоит из 7 уровней, которые можно сравнить уровнями Международной стандартной системы классификации (ISCED). Образовательные учреждения бывают государственные и негосударственные (муниципальные, частные и другие школы).

В Литве учеба является обязательной для всех людей до 16 летнего возраста (1 и 2 уровни).

Формальное образование – это:

Начальное образование в Литве является обязательным. Дети могут посещать начальные классы в начальных школах, школах-детсадах и в других школах по единой программе обучения, которая рассчитана на 4 года.
Первый класс начальной школы ребенок начинает посещать после того, как ему исполнится 7 лет. В основном, родители выбирают школу, которая расположена ближе к дому. Однако можно выбрать любую другую, понравившуюся школу (или школу – детсад), если в ней есть свободные места. Раньше времени ребенок может начать ходить в начальную школу, если об этом просят его родители и если сам ребенок достаточно зрелый для этого.
В начальной школе детям не выставляются оценки. Но два или три раза в год учителя обсуждают результаты учеников с ними и с их родителями.

Основное образование в Литве так же является обязательным. Его программа рассчитана на 6 лет обучения (с 5 по 10 класс). Основное обучение проходит в различных школах: основных, средних школах и в гимназиях. Обучение ведется по единой основной образовательной программе, состоящей из 2-х частей: первая часть охватывает 5 – 8 классы, вторая – 9 – 10 классы.

Подростки 12 – 16 лет, которые не хотят или не могут обучаться в основной или средней школе из-за недостатка мотивации, социальных или других проблем, могут посещать школу молодежи. Эти школы обеспечивают базовое образование 6 – 10 классов.

Среднее образование это 11-12 классы школы, в которых учатся 16 – 17-летние подростки. Закончив обучение по этой программе и сдав выпускные экзамены, выпускники получают среднее образование.

Экзамены на зрелость (выпускные экзамены): литовский язык – обязательный, а другие 3 на выбор.

В средней школе изучают общеобразовательные предметы, которые обязательны для всех учеников и предметы по выбору учащихся, которые зависят от выбранного профиля.

Ученики могут выбрать один из 4-х профилей: гуманитарный или технический (во всех средних школах), технологический (в профессиональных школах и профессиональных гимназиях), а так же художественный (в гимназии искусства, в Национальной художественной школе, консерватории).

Среднее образование можно получить в гимназии и в международной школе бакалавриата. Гимназии и международные школы бакалавриата предоставляют углубленное и профилированное общее образование и предъявляют ученикам более высокие требования.

Среднее образование может быть получено и в профессиональных школах соответствующего уровня.

Взрослые люди среднее образование могут получить в общеобразовательных школах для взрослых (учебных центрах), в отделениях (классах) для взрослых в общеобразовательных школах.

Специальное обучение предназначено для детей с ограниченными возможностями. Они могут учиться во всех общеобразовательных школах в общем или в специальном классе, а также в специальных образовательных учреждениях, в профессиональных школах, а также в высших учебных заведениях.

Основное образование 9-10 класса может быть завершено и в профессиональных школах. Если в профессиональных школах учатся 3 года, то ученики получают основное образование и профессиональную квалификацию. Если обучаются 2 года, то получают только профессиональную квалификацию. В профессиональных школах молодежь может учиться по программам профессионального обучения разного уровня.

Окончив среднюю школу, молодежь также может выбрать профессиональное обучение и получить профессиональную квалификацию. На обучение по таким программам принимается молодежь 18-19 лет. Длительность обучения 1-2 года, в зависимости от сложности профессии.

Профессиональное обучение может быть первоначальным и продолжающимся. Первоначальное профессиональное обучение – получение первой квалификации. Ее обычно присваивают тем, у кого есть основное или среднее образование. Также – не закончившим основную школу, но не младше 14 лет подросткам.

В продолжение профессионального обучения могут участвовать те, кто получил первую квалификацию. По программе продолжительного обучения обучаются те, кто хочет повысить свою квалификацию или приобрести новую.

Для того чтобы получить высшее образование необходимо окончить университет, академию, семинарию или коллегию.

В коллегию принимаются молодые люди в возрасте 19 лет и взрослые, желающие получить ориентированное на практику высшее неуниверситетское образование.

По окончании 3-4 лет обучения (дневного или заочного) выпускники приобретают профессиональную квалификацию. В коллегиях ведется обучение экономике, администрированию, искусству, технологиям, языку и другим предметам, которые преподаются и в университете. Но в коллегии обучение больше основано на практических исследованиях, а в университете на научных основах.

Основное обучение в университете длится 3,5-4,5 года. Окончившим университет присваивается квалификация и (или) степень бакалавра.

Обучение в магистратуре открыто для тех, у кого есть степень бакалавра. Продолжительность обучения 1,5-2 года. Завершившим обучение по данной программе, присваивается степень магистра.

Объем обучения в Литве исчисляется кредитами. Один кредит соответствует 40 рабочим часам студента (в аудитории, лаборатории и т.п.) или одной рабочей неделе.

Обучение в докторантурах и художественных аспирантурах происходит в высших учебных заведениях университетского типа и в исследовательских институтах. Задача обучения в докторантуре – подготовить ученых. В конце обучения студент должен предоставить и защитить докторскую диссертацию. После этого они получают ученую степень доктора науки. Длительность обучения 3-4 года.

Назначение обучения в художественной аспирантуре – подготовить преподавателей искусства в высших школах, а также специализация художников. Студенты 2 года готовят художественный проект, после этого его представляют и защищают. Успешно окончившие обучение получают квалификационную степень лицензиата.

Так же об университетском и высшем образовании, о финансировании обучения читайте на странице ” Высшее образование в Литве”

По образованию в Литве различаются следующие личные квалификации:

– учащийся (ученик старших классов);
– учащийся профессиональной школы;
– студент – учащийся высшей школы (коллегии, академии, университета);
– бакалавр (ВА, BSc);
– магистрат;
– магистр (MA, MSC), лицензиат, дипломированный специалист;
– докторант, аспирант (std. doct.).

Для желающих учиться или работать в Литве, полученная за границей средняя или высшая учебная квалификация, должна быть признана в Центре оценки качества образования (SKVC).

Основное обучение в университете длится 3,5-4,5 года. Окончившим университет присваивается квалификация и (или) степень бакалавра.

4mama

Страны Прибалтики, вступив в Европейский союз, обрели право на качественное образование для своих детей. Дипломы университетов этих стран признаются во всем мире.

Образование в Литве строится на трех ступенях. Начальное образование предполагает посещение ребенком детского сада с 3-х летнего возраста. Начальное образование является обязательным и длится 4 года. Программа дошкольного образования рассчитана на развитие моторики, навыков общения и логического мышления. Занятия проходят в виде развивающих игр, которые лучше помогают ребенку усвоить материал и обрести навыки. Оценок за результаты деток в детсадах Литвы не ставят, зато проводятся родительские собрания, на которых обсуждаются успехи детей. По окончанию дошкольного обучения дети проходят тестирование, с результатами которого идут в первый класс. Чтобы отдать ребенка в садик родителям придется раскошелиться – годовая стоимость обучения около 1 тысячи евро.

Школьное образование в Литве в годы независимости и в советское время

Понятие «качество населения» комплексно включает в себя экономические, социальные, культурные, экологические и другие условия жизни людей. Одна из важнейших характеристик этого понятия ― уровень образования населения, часто сводимый к обыденной грамотности.

Первые данные об образовательном уровне жителей Литвы были получены в результате переписи населения 1923 г. Две трети населения (без Вильнюсского и Клайпедского краев) были отнесены к грамотным и полуграмотным, а 32,6 % литовцев были неграмотными (грамотными считались люди, умеющие читать и писать, полуграмотными — умеющие только читать, а также те, кто не умел ни писать, ни читать, но мог расписаться. Все остальные были неграмотными).

Надо отметить, что Литва с начала своей независимости имела систему образования, которая включала в себя бесплатную начальную школу для детей от 7 до 14 лет и платные среднюю и высшую школы.

Платная форма получения среднего (неполного среднего) образования делала его труднодоступным для малоимущих слоев населения. Почти половина средних школ содержалась за счет клирикальных организаций.

В 1933 г. «Летувос Айдас» писала: «Все-таки кажется, что мы в области просвещения подошли к такой грани, которую перешагнуть навряд ли было бы возможно… Поэтому следует считаться с создавшимся неприятным положением и найти способы для ограничения прироста интеллигенции».

Газета «Вайрис» в 1935 г. утверждала, что

«средних школ создано так много, что кое-кого берет сомнение, необходимо ли вообще такое количество школ и что избыток интеллигенции внушает некоторым людям страх».

В 1939 г. удельный вес неграмотных в стране оценивался в 15%. По данным статистических органов (а эти данные даже в 1960 г. запрещалось публиковать в открытой печати), в предвоенной Литве на 1000 человек населения приходилось лишь 2 человека с высшим образованием, 64 человека — со средним и неполным средним образованием и почти 30% населения в возрасте от 9 лет и старше были неграмотными (в том числе Вильнюсском крае, где неграмотных было больше, чем в остальной части Литвы).

В то же время в соседних Прибалтийских республиках соответствующие показатели были значительно лучше: в Латвии на 1000 человек населения приходилось 7 человек с высшим образованием и 140 — со средним и неполным средним; в Эстонии, соответственно, 8 и 129.

Политические события в стране в 1939–1940 гг. привели к решительным изменениям в деятельности всех без исключения отраслей и ведомств народного хозяйства Литвы. Значительная трансформация произошла и в школьном образовании республики. До литовского населения было доведено одно из положений сталинской Конституции 1936 г., в соответствии с которым каждый гражданин СССР имел право на образование. Более того, школьное образование в Литве стало бесплатным (была отменена плата за обучение в прогимназиях и низших классах гимназий).

Интерес к получению образования в республике был проявлен сразу, поэтому потребовалось расширение школьной сети. В 1940-м г. общее количество школ планировалось увеличить на 48, а в 1941-м — на 98.

Впервые в Литве была поставлена задача открыть средние школы для взрослых.

В 1940 г. таких школ открыли 11, в 1941-м их количество не увеличивалось, но предусматривался рост числа классов в этих школах. Кроме того, при школах планировалось организовать курсы ликвидации безграмотности.

Оккупация Литовской ССР немецкими войсками привела к прекращению деятельности советской системы школьного образования. Часть школ была закрыта, в остальных занятия велись нерегулярно, учеба прерывалась из-за материальных трудностей; многие дети не могли посещать начальную школу.

По данным литовских исследователей, за 3 года немецкой оккупации было разрушено 682 школы.

Восстановление экономики и культуры Советской Литвы было предусмотрено пятилетним планом восстановления и развития народного хозяйство СССР (1946–1950). В соответствии с этим планом значительно расширялась школьная сеть

республики, причем речь шла не просто о всеобщем обязательном начальном обучении детей школьного возраста, но и расширении среднего образования в целях подготовки большего количества молодежи для поступления в средние специальные и высшие учебные заведения. Для решения этих задач потребовались реорганизация всей структуры образования и включение литовских школ в единую систему народного образования СССР.

Усилия советской власти по ликвидации неграмотности (по сравнению с предвоенными данными) давали определенные результаты. Но непростые социально-политические особенности развития республики в 1940-х — начале 1950-х гг. продолжали сказываться, что нашло отражение в материалах переписи. Статистические данные свидетельствуют: численность населения, имеющего среднее и неполное среднее образование, на 1000 жителей в 1959 г. в Литовской ССР составила (в городах) 303 человека.

По этому показателю среди других советских республик Литва опережала только Казахскую ССР, Таджикскую ССР и Туркменскую ССР. В сельских же поселениях этот показатель вообще был катастрофичен — всего 96 человек на 1000 жителей и 15-е (последнее) место среди всех республик (в Молдавской ССР, занимавшей 14-е место, этот показатель составлял 145 человек, в Латвийской ССР — 241, в Эстонской — 191)

Первые успехи этой работы были отмечены в 1970-х гг., когда школьное образование Литовской ССР вышло на среднесоюзный уровень. В частности, в 1970 г. восьмой класс окончили 86,2% учащихся (среднесоюзный показатель — 85,5%), поступивших восемь лет назад в первый класс; 81,9% (среднесоюзный уровень — 82,1%) от общего числа учеников, окончивших восьмой класс дневных школ, продолжали обучение (в различных его формах), дающее среднее образование.

Развитие школьного образования в Советской Литве во многом способствовало тому базису, на основе которого удалось в относительно краткие исторические сроки превратить отсталую аграрную страну в индустриально-аграрную республику с развитым сельским хозяйством, современной промышленностью, основные отрасли которой выпускали продукцию, использовавшуюся в атомной и космической технологиях, авиации и мореплавании. И движущей силой этого прогресса стали выпускники литовской послевоенной школы.

Источник: Кретинин Г.В. Школьное образование в Литве и Литовской ССР (20-е 50-е годы ХХ века) // Балтийский регион – 2010 – № 3.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram и присоединяйтесь к нам в Facebook!

Надо отметить, что Литва с начала своей независимости имела систему образования, которая включала в себя бесплатную начальную школу для детей от 7 до 14 лет и платные среднюю и высшую школы.

Система среднего образования

С целью получения среднего образования дети от 16 до 17 лет поступают в 11 класс. Здесь они могут отдать предпочтение одному из учебных профилей:

  • техническому,
  • гуманитарному,
  • технологическому (предоставляется в профессиональных учреждениях),
  • художественному (в художественной школе либо гимназии искусств).

Среднее образование в Литве может быть получено и в таких заведениях, как гимназия либо международная школа бакалавриата, а также в одной из профессиональных школ.

Проходя обучение в 11 – 12 классах по любой из направленностей, ученики осваивают общеобразовательные дисциплины и дополнительно те предметы, которые имеют прямое отношение к выбранному профилю. При выпуске из учебного заведения необходимо сдать экзамены, состоящие из проверки знания государственного языка и трех предметов по усмотрению учащегося.

В стране предусмотрена возможность получения среднего образования даже взрослыми – они имеют возможность поступать в учебные заведения, предназначенные специально для лиц, давно вышедших из школьного возраста.

  1. Базовый курс обучения, который за 4 года подготавливает бакалавров либо.
  2. Магистратура или по-иному специальное обучение. Имея на руках диплом, свидетельствующий о получении степени бакалавра, можно продолжить постигать узкопрофильную специальность в течение еще двух лет. По окончании магистратуры специалист получает соответствующий диплом с указанием профессии. Особые интегрированные образовательные программы подразумевают объединение двух уровней университетского обучения. Таким образом, срок учебы при выборе данного варианта может составить от 5 до 6 лет.
  3. Заключительным этапом является уровень получения знаний, в который входят учеба в резидентуре, докторантуре либо аспирантуре. В докторантуре освоение учебных дисциплин происходит в период 4-х лет. В ней имеют право обучаться все те, кто успешно окончил второй уровень вузовского образования либо освоил интегрированную программу. Итогом такого обучения станет большое количество выполненных студентом исследований и обязательная сдача научной диссертации.

Страховка арендованного авто

Здравствуйте!
С Игорем согласен про широкое распространение русского языка в Вильнюсе.
Отвечаю на вопросы:
Дочка была в первом классе, когда я начинал эту тему. Сейчас она в третьем. Учится хорошо, одна из лучших, учительница хвалит. Почти все понимает, может быть иногда некоторые нюансы не понимает. Мы с женой не проверяем ее домашние задания и не делаем вместе уроки. Только контролируем оценки электронном дневнике.
Сейчас у них в классе 20 человек, она одна из не балтийских стран бывш. СССР.
В Вильнюсе есть школы с обучением на английском, но, я не знаю, сколько они стоят и качество обучения.
Есть знакомый из Москвы, дочка которого учится здесь дистанционно по российской образовательной программе.
Русских школ достаточно много, но по доброй воле не отдал бы туда ребенка.
Основные причины:
– низкое качество обучения, судя по отзывам знакомых;
– окончившие русскую школу, в основе своей плохо знают литовский, вследствие чего после окончания работают на низкоквалифицированных должностях и полноценно не могут влиться в общество – замыкаются в своих русскоязычных группах, так и живут всю жизнь;
– атмосфера совковости (напр., уроки физкультуры могут проходить под “Ласковый Май”)
Тем не менее, если бы мы не планировали далее жить в Литве, то не забивал голову ребенка литовским и отдал бы в русскую школу.
Если по возрасту ребенку надо идти в школу, к моменту вашего переезда, то его берут в школу без подготовительного класса. Только тогда вопрос – возьмут ли его в литовскую школу? Не уверен.

Особенности образования в странах Прибалтики

Образование в Литве, Латвии и Эстонии отличается высоким качеством, высшие учебные заведения являются одними из лучших в Европе, а дипломы университетов этих постсоветских стран признаются во всем мире.

Как же организован учебный процесс в прибалтийских государствах? Предлагаем узнать в нашей статье. Какие особенности образовательной системы в Литве? Образование в Литве строится на трех основных уровнях:

1.Начальное образование.

Оно предусматривает посещение ребенком детского сада с 3-летнего возраста. дошкольное образование является обязательным для всех детей и длится 4 года. В основном оно рассчитано на развитие моторики, навыков общения и логического мышления. Занятия проходят в виде развивающих игр, которые лучше помогают ребенку усвоить материал и получить необходимые навыки.

Оценок за результаты детей в детсадах Литвы не ставят, но проводятся родительские собрания, на которых обсуждаются успехи детей. По окончании дошкольного обучения дети проходят тестирование, по результатам которого идут в первый класс.

Сейчас в Литве существует система финансирования образования через ваучеры, когда деньги, выделенные государством на обучение ребенка, поступают непосредственно в выбранное ею заведение (как государственное, так и частное). Благодаря этому в стране существенно возросло количество частных детсадов, работающих по различным образовательным методикам.

2. Среднее образование, получение которого начинается с 6-7 лет.

Провести в школе литовцам нужно 10 лет, после чего перед учеником стоит выбор — поступить в колледж или продолжить обучение еще 2 года.

Программы обучения незначительно отличаются в частных и государственных учебных заведениях. Максимальную нагрузку получают ученики закрытых школ и гимназий, где дети еще в школе касаются научных дисциплин, участвуют в практических исследованиях.

Сдав экзамены по литовскому языку и трем предметам на выбор, школьники получают аттестат о среднем образовании, который открывает перед ними двери университетов.

Стоит заметить, что среднее образование в Литве является бесплатным, а ученики играют важную роль в жизни школы — они влияют на принятие важных решений и имеют собственный парламент. В частности, школьники вместе с родителями и учителями участвуют в выборах директора школы.

А еще в Литве существуют профессиональные школы, где могут учиться дети с 14 лет. Но профессиональное образование большой популярностью не пользуется среди литовской молодежи, поскольку передает чрезвычайно узкие знания, которых в современных условиях не хватает для адаптации на рынке труда. Многие молодые люди хотело бы получить более основательное образование, необходимое для работы в частном секторе или для открытия собственного дела.

3. Высшее образование предусматривает возможность получения степени бакалавра (3-4 года), магистра (1-2 года) и доктора наук (3-4 года) в таких учебных заведениях:

  • университеты;
  • академии;
  • семинарии;
  • коллегии.

Как учатся дети в Латвии?

Образовательная система Латвии состоит из следующих уровней:

1.Дошкольное.

2. Среднее (9 обязательных и 3 не обязательно года).

3. Академическое или профессиональное высшее.

Дошкольное образование в Латвии обязательно. Дети должны вступать в садики в возрасте 5-6 лет, однако, определенные заведения предлагают программы и для младших детей. Особенностью латвийского дошкольного образования является обязательная запись ребенка в детский сад через большую очередь желающих. Поэтому мамы в Латвии спешат подать заявку в дошкольное учреждение сразу после рождения малыша. Образование в государственных и муниципальных садиках — бесплатное, в частных — около 350 евро в месяц (но без очередей и заявок).

Базовое школьное образование (Sākumskola) является обязательным для детей в возрасте от 7 до 16 лет. Это 1-9 классы. Дети, достигнув семилетнего возраста, записываются в школу по выбору родителей. Однако, они имеют право начинать обучение на один год позже или раньше в зависимости от состояния здоровья и психологической готовности, пожеланий родителей и советов семейного врача. Государственная школа в Латвии позволяет получать образование бесплатно. В частных стоимость одного года обучения составляет примерно 1000-1200 евро в год.

Количество учеников в классе: минимум — 8; максимум — 30. Школьники имеют право выбирать учебные программы, которые предлагают школы. Содержание любой программы среднего образования предусматривает 8 обязательных предметов (латышский язык и литература, математика, два иностранных языка, история, физкультура, информационно-коммуникационные технологии, основы экономики) и 3 на выбор. Учителя имеют право выбора учебников и методики преподавания предметов, утвержденных Министерством образования и науки.

Продолжительность урока — от 40 до 45 минут (по усмотрению директора школы). Уровень знаний, умений и навыков учащихся в 5-9 классах оценивается с помощью 10-балльной шкалы.

После окончания 9 класса ученик может вступить в колледж или гимназию.

Программа обучения в таких учреждениях может быть:

1) Общей, которая готовит учеников к продолжению обучения, давая максимальный багаж знаний по трем направлениям:

  • общеобразовательной;
  • гуманитарно-социальной;
  • математико-биологической.

2) Профессиональной, направленной на получение конкретных профессиональных навыков в искусстве, бизнесе или, скажем, медицине.

Высшее образование, как и полное среднее, осуществляется по двум программам:

  • Академической (по которой готовят научных сотрудников, которые будут заниматься разработками и исследованиями). Такое образование можно получить только в высшей школе.
  • Профессиональной (направленной на получение конкретных навыков). В отличие от академической, профессиональная программа преподается как в высших школах, так и колледжах.

Как организован учебный процесс в Эстонии?

Система образования эстонцев не делится на начальную и среднюю, но при этом состоит как из государственных учебных заведений, так и из частных школ, обучение в которых строится на единых правилах.

Дошкольное образование в Эстонии получают почти в каждой семье, даже несмотря на то, что большая часть детских садов — платные и частные. По местным законам государство оплачивает около 50% от стоимости содержания ребенка в таком учреждении. Действует четкое правило: родители не должны тратить сумму, превышающую 20% от своей зарплаты на дошкольное образование. Основное внимание в дошкольных учреждениях направлено ​​на формирование социальных, учебных и игровых навыков у детей. Кроме того, в садах готовят к занятиям в школе. Как правило, весь учебно-воспитательный процесс ведется на эстонском языке.

По достижению семилетнего возраста, ребенка зачисляют в школу и он переходит на новый этап, начиная получение среднего образования. Обычно дети ходят в школу своего муниципалитета (местного самоуправления -наименьшей административной единицы Эстонии — прим.ред).Государство предоставляет место за партой в заведении, расположенном как можно ближе к дому будущего школьника. Если же ученик решает пойти в школу за пределами своего муниципалитета, тот должен перечислять деньги за его обучение. То есть в Эстонии реализуется тот принцип финансирования учебных заведений, когда «деньги ходят за ребенком» — в школу поступают деньги из государственного финансирования на обучение этого ребенка (субвенция), а также средства от муниципалитета, с которого ребенок ушел. Минимальная заработная плата учителя в Эстонии — 958 евро в месяц при нагрузке 35 часов в неделю.

Учебный процесс делится на четыре стадии:

  • с 1 по 3 класс;
  • с 4 по 6 класс;
  • с 7 по 9 класс;
  • с 10 по 12 класс (гимназическое образование).

Переход из класса в класс происходит только после усвоения учеником нужной информации. В случае низкой успеваемости школьника могут обязать пройти дополнительное обучение в период летних каникул.

Закончив девять классов, ученик получает сертификат отличника или вкладыш с оценками (они, в свою очередь, выставляются по англосаксонской системе: от 1 до 5 баллов). Ученик имеет право продолжить обучение в общеобразовательной школе, увеличив срок своего пребывания в ней до двенадцати лет, или же вступить в любое учреждение среднего специального образования.

Останавливаясь на первом варианте, школьник приступает к академическому или профессиональному образованию (именно на эти степени делится гимназическое обучение). Выбор между ними осуществляется непосредственно из последующих целей ученика: он или планирует продолжить обучение в университете (тогда выбирает академическое), или намеревается получить возможность трудоустройства (в таком случае выбирает профессиональное, например, медицинское образование).

Поступление абитуриентов в высшие учебные заведения осуществляется на основе итоговых экзаменов, проведенных школами. Именно по результатам оценок, выставленных в вкладышах и сертификатах, проходит конкурс на места. Все вузы делятся на два типа: прикладные учебные заведения и университеты. Отличие у них только одно — в прикладных заведениях есть всего одно конкретное направление обучения, в то время как университеты предлагают получение степени не только бакалавра, но и магистра или доктора наук по различным специальностям. В среднем на бакалавра в Эстонии учатся не более трех лет, получить степень магистра можно за 2 года.

Конечно, для достижения высокого уровня образования в странах Прибалтики проводится немало реформ, среди которых и изменения в финансировании учебных заведений и формирование нового поколения учителей, которые могли бы создать учебную среду, где обращается внимание на развитие потенциала каждого ребенка. Надеемся, что реформирование учебного процесса в нашей стране также приведет к повышению качества украинского образования и конкурентоспособности наших выпускников на мировом рынке труда.

3. Высшее образование предусматривает возможность получения степени бакалавра (3-4 года), магистра (1-2 года) и доктора наук (3-4 года) в таких учебных заведениях:

Система образования в Литве

Система образования в Литве очень хорошо развита. Обучение по общеобразовательной программе длится двенадцать лет. Общеобразовательная программа состоит из начального образования, неполного среднего (основного) образования и среднего образования.

Кроме того, в Литве существует и система дошкольного воспитания. Она предназначена для детей в возрасте от рождения до 6 лет. Дошкольное воспитание с использованием упомянутой системы не является обязательным и предоставляется только по желанию родителей. Существуют государственные и негосударственные учреждения дошкольного воспитания.

Учащиеся, не желающие учиться в высшем учебном заведении, имеют возможность учиться по программам профессионального обучения. Профессиональное обучение предназначено для приобретения и совершенствования квалификации. По этим программам ведётся обучение в заведениях профессионального обучения.

Одновременно с соответствующей квалификацией в заведениях профессионального обучения можно приобрести неполное среднее (основное) и среднее образование. Продолжительность учёбы по программе может составлять 2–3 года в зависимости от того, предназначена ли она для получения неполного среднего (основного) либо среднего образования или приспособлена к специальном потребностям лиц. Продолжительность учёты для имеющих среднее образование составляет 1–2 года.

После завершения учёбы в профессиональном учебном заведении и сдачи экзаменов учащиеся приобретают профессиональную квалификацию. Получившие и среднее образование могут поступать в коллегии и университеты.

Программа высшего образования состоит из трёх ступеней – программа на соискание степени бакалавра, программа на соискание степени магистра и программа на соискание степени доктора наук. Учебные программы составлены таким образом, чтобы школьники и студенты имели возможность свободного выбора направления образования.

Программа высшего образования подразделяется на программу непрерывного образования, в которую входят программа на соискание степени бакалавра и программа на соискание степени магистра, и программа на соискание степени доктора наук.

Программы высшего образования в Литве соответствуют одной из двух моделей – университетской и коллегиальной (неуниверситетской).

Коллегиальные (неуниверситетские) программы высшего образования предназначены для приобретения знаний, необходимых для профессиональной деятельности. Не менее трети таких программ составляет практическое обучение. После завершения учёбы присваивается степень профессионального бакалавра. Имеющие опыт практической работы, после дополнительной учёбы, могут поступить в магистратуру университетов. Коллегиальные (неуниверситетские) программы предлагают государственные и негосударственные коллегии.

Университетские программы высшего образования предназначены для приобретения универсального общего образования, теоретической подготовки и профессиональных знаний самого высокого уровня. Университетские программы на соискание степени бакалавра длятся четыре года, расширенные университетские программы на соискание степени бакалавра обычно длятся пять лет. После окончания учёбы присваивается степень бакалавра. При наличии степени бакалавра можно продолжать учёбу в магистратуре. Программа на соискание степени магистра длится 1,5–2 года. После завершения учёбы в магистратуре можно учиться дальше по программе на соискание степени доктора наук (продолжительность учёбы – четыре года). Эта программа является основой для дальнейшей академической деятельности. Университетские программы предлагают университеты, академии, семинарии.

В настоящее время в Литве действуют 24 коллегии (11 из них являются негосударственными) и 22 университета (8 из них являются негосударственными).

В Литве оценку приобретённого в других странах среднего и высшего образования производит Центр Оценки качества образования, а оценку приобретённой за границей степени доктора наук (искусств) – Научный Совет Литвы.

Кроме того, в Литве существует и система дошкольного воспитания. Она предназначена для детей в возрасте от рождения до 6 лет. Дошкольное воспитание с использованием упомянутой системы не является обязательным и предоставляется только по желанию родителей. Существуют государственные и негосударственные учреждения дошкольного воспитания.

Иностранцы в Литве: как выбрать школу и выучить литовский язык?

По ее наблюдению, классы в школе небольшие, а в классе дочери Ольги только 14 человек. Поэтому учитель может уделить больше внимания каждому ребенку, а с отстающими тут занимаются дополнительно.

Высшее образование

Обучение в высших учебных заведениях Литвы ведется по программам, включающим присвоение академической степени, и по программам, не включающим присвоение академической степени.

Существует два вида программ, включающих присвоение академической степени: программа колледжа и программа университета. Обучение по этим программам делится на три ступени:

  • I ступень – прикладной бакалавриат и академический бакалавриат,
  • II ступень – магистратура,
  • III ступень – докторантура.

Комплексное образование (бакалавриат + магистратура) – это программа, которая объединяет университетское образование первой и второй ступени. По окончании этой программы студенту присваивается степень магистра и выдается диплом магистра.

Обучение по программам первой ступени прикладного бакалавриата ведется в колледжах, а обучение по программам первой ступени академического бакалавриата – в университетах. Обучение по программам второй ступени могут вести только университеты, а обучение по программам третьей ступени – университеты или университеты совместно с научно-исследовательскими институтами. Университетские программы, включающие присвоение академической степени, могут объединять в себе первую и вторую ступень (комплексное образование).

После получения неуниверситетского высшего образования в колледже при желании можно продолжить обучение на второй ступени – для этого университеты дают возможность окончить выравнивающие программы. Так образование по программе колледжа приравнивается к академическому бакалавриату. Программы, не включающие присвоение академической степени, предназначены для приобретения квалификации или подготовки к самостоятельной деятельности. По окончании этих программ выдается свидетельство.

При наличии у абитуриента диплома об окончании зарубежного учебного заведения ему для поступления на финансируемые государством места первой ступени и комплексного образования необходимо будет сначала обратиться в Центр оценки качества образования, который установит соответствие учебных дисциплин и перевод полученных оценок в литовскую систему. Центр уполномочен на такие действия при наличии двух следующих условий:

  • Абитуриент поступает на финансируемые государством места первой ступени и комплексного образования;
  • Решением об академическом признании квалификации, дающей право на высшее образование, было предоставлено право претендовать на соответствующие места.

Академическое признание. Если вы окончили только часть обучения и хотите продолжить его в Литве, вам необходимо обратиться в выбранное вами высшее учебное заведение. Если вы получили высшее образование за рубежом и намереваетесь продолжить обучение в Литве, вам необходимо оформить академическое признание иностранного диплома. Для этого необходимо обратиться в Центр оценки качества образования или уполномоченное высшее учебное заведение.

Лица, которые получили образование за рубежом и собираются поступать в высшие учебные заведения Литвы, должны:

  1. Обратиться в Центр оценки качества образования (далее в тексте – ЦОКО) для признания иностранного диплома (за исключением дипломов международного и европейского бакалавриата);
  2. Сдать зачет по литовскому языку (если выбранная специальность преподается на литовском языке и если абитуриент не может доказать владение литовским языком при помощи документов, выданных посольством, муниципалитетом либо литовской общиной, официально зарегистрированной в зарубежном государстве);
  3. а) Зачет принимает Кафедра литуанистики Вильнюсского университета. Зачет сдается устно и письменно. Стоимость: 31,86 евро);
  4. По интернету подать заявление на поступление в высшие учебные заведения Литвы (как правило, прием заявлений начинается с 1 июня);
  5. Сдать вступительные экзамены (если они предусмотрены для поступления на выбранную специальность);
  6. До установленного срока подать документы в пункт обработки данных ЛАВУЗ ООП.

В пункте обработки данных ЛАВУЗ ООП абитуриенту необходимо представить следующие документы:

  1. Идентификационную карту или паспорт (обязательно);
  2. Документы, выданные ЦОКО в подтверждение того, что образование, полученное в учебных заведениях не Литовской Республики, не ниже среднего или аналогичного образования;
  3. Справку ЦОКО об установлении соответствия учебных дисциплин и перевода оценок;
  4. Справку о сдаче зачета по литовскому языку либо документ о владении литовским языком, выданный компетентным органом (если обучение будет вестись на литовском языке, а абитуриент не сдавал государственный экзамен по литовскому языку и литературе или заключительный экзамен по литовскому языку). Это может быть документ из литовской школы иностранного государства, справка об обучении в Литве до определенного класса. Строгих требований к форме этого документа нет, главное, чтобы он был заверен подписью и печатью;
  5. Документ, выданный литовской общиной по месту проживания или другим компетентным органом (посольством и т. п.) и подтверждающий литовское происхождение (если абитуриент является иностранным гражданином литовского происхождения). Документ и его официальный перевод должны быть представлены на литовском, английском или русском языке;
  6. Документ, выданный компетентным органом иностранного государства (школой, муниципалитетом, посольством и т. п.) и подтверждающий, что абитуриент в течение трех лет проживал в иностранном государстве (если абитуриент является зарубежным литовцем). Документ и его официальный перевод должны быть представлены на литовском, английском или русском языке;
  7. Документ (на литовском, английском или русском языке), выданный компетентным органом и подтверждающий, что абитуриент не менее трех лет проживал в иностранном государстве, а по приезду в Литовскую Республику поступил в местную школу не ниже восьмого класса;
  8. Справку об окончании одной из зарубежных литовских школ:
    • Гимназия им. 16-го февраля (Германия);
    • Пунский общеобразовательный лицей им. 11 марта (Польша);
    • Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с этнокультурным литовским компонентом образования № 1247 имени Юргиса Балтрушайтиса (Российская Федерация);
    • Рижская литовская средняя школа (Латвия);
    • Пелясская частная средняя общеобразовательная школа с обучением на литовском языке (Беларусь);
    • Рымдюнская средняя школа с литовским языком обучения (Беларусь).

Документы по последним четырем пунктам необходимо представить в случае, когда абитуриент является иностранным гражданином литовского происхождения или зарубежным литовцем.

Проходной балл вычисляется с учетом документа о среднем образовании, результатов экзаменов и прочих дополнительных документов об успехах (спортивных достижениях, победах в олимпиадах, участии в международных конкурсах и т. д.). На основании этого балла составляется приоритетный список абитуриентов, после чего в конкурсном порядке происходит зачисление поступивших с учетом мест на конкретной специальности.

Порядок приема в частные и государственные высшие учебные заведения различается. Частные университеты и колледжи могут не принимать участия в общем приеме в высшие учебные заведения. Такие учебные заведения организуют прием самостоятельно. Список всех высших учебных заведений можно найти в Информационной системе AIKOS.

  1. Лица, которые получили среднее образование за рубежом и собираются поступать в высшие учебные заведения Литвы, должны обратиться в Центр оценки качества образования (далее в тексте – ЦОКО) для признания иностранного диплома;
  2. Лица, которые получили высшее образование за рубежом, должны обратиться за академическим признанием своего диплома в ЦОКО (дипломы бакалавра и магистра) или в Ученый совет Литвы (далее в тексте – УСЛ), если оценке подлежит иностранный диплом доктора наук (искусств).

При отправке документов по почте копии дипломов должны быть нотариально заверены. В противном случае ЦОКО либо УСЛ не принимают документы на оценку. При личном визите или подаче документов через уполномоченное лицо, действующее на основании нотариально заверенной доверенности, ЦОКО и УСЛ сами снимут копии с оригиналов документов, в связи с чем их нотариальная заверка не нужна.

Признание образования/квалификации занимает около месяца. Эта услуга является бесплатной.

Льготы для зарубежных литовцев

Министерство образования и науки в целях стимулирования зарубежной литовской молодежи на получение образования в Литве предлагает льготы – при поступлении в высшие учебные заведения зарубежные литовцы получают один дополнительный конкурсный балл. Кроме того, литовцы, которые окончили за рубежом литовские общеобразовательные школы, получают еще один дополнительный балл. Зарубежные литовцы, которые учатся в высших учебных заведениях Литвы, также получают финансовую помощь: они могут получать стипендию, чей размер зависит от их результатов обучения, и единовременное социальное пособие, которое зависит от социального положения студента.

Вы имеете право на финансовую поддержку при получении образования в Литве в следующих случаях:

  • Вы являетесь зарубежным литовцем и получили среднее образование по образовательным программам иностранных государств и международных организаций;
  • Вы являетесь зарубежным литовцем и получили среднее образование в Литовской Республике, не менее трех лет жили за рубежом, а по прибытии в Литовскую Республику поступили в 8–12 класс (I–IV класс гимназии).

Размер ежемесячной стипендии составляет 3,25 базовых социальных выплаты (БСВ), т. е. 123,5 евро в месяц. Стипендия назначается на один семестр и выплачивается ежемесячно до окончания этого семестра. Социальное пособие – это единовременная выплата, которая назначается с учетом социального положения претендента (от 230 до 319 евро). Студент имеет право на финансовую поддержку обоих видов. На финансирование не могут претендовать студенты, изучающие язык страны, из которой они прибыли.

Для получения финансирования зарубежные литовцы должны зарегистрироваться на сайте Государственного фонда образования.

Заявка по интернету заполняется: на осенний семестр – до 30 сентября; на весенний семестр – до 20 февраля.

Плата. Размер платы за обучение устанавливается высшим учебным заведением самостоятельно. Студенты могут получить стипендию или компенсацию стоимости обучения.

Язык преподавания. Литовский, английский, русский.

Информация подготовлена на основании данных Министерства образования и науки, Государственного фонда образования и ЛАВУЗ ООП

Размер ежемесячной стипендии составляет 3,25 базовых социальных выплаты (БСВ), т. е. 123,5 евро в месяц. Стипендия назначается на один семестр и выплачивается ежемесячно до окончания этого семестра. Социальное пособие – это единовременная выплата, которая назначается с учетом социального положения претендента (от 230 до 319 евро). Студент имеет право на финансовую поддержку обоих видов. На финансирование не могут претендовать студенты, изучающие язык страны, из которой они прибыли.

Образование в Литве

Добавлено в закладки: 0

Высшее образование в Литве уходит глубоко своими ростками в историческое прошлое. В настоящее время самым первым образовательным заведением Литвы является Вильнюсский, который был построен в шестнадцатом столетии. Несмотря на долгую историю существования, университет до сих пор обладает званием главного университета Литвы.

В настоящий период в учебном заведении проводят свое обучение примерно 20000 людей. По статистическим материалам в Литве функционируют 24 ВУЗа. Система образования в Литве полностью изменилась после подписания Болонской декларации. Теперь она происходит по европейским канонам. Курс обучения состоит из трех основных уровней: бакалавриат, магистратура, докторантура. Учебный год представляет собой 10 месяцев (сентябрь-июнь).

Необходимо начать обучение литовскому языку, так как учеба в Литве идет исключительно на литовском языке. Конечно, есть высшие учебные заведения, которые осуществляют образовательные программы на английском, немецком, русском языках, но если Вы решили жить в Литве, то наилучшим вариантом будет выучить литовский язык. Таким образом, Вы не только освоите новые знания, но и будете иметь большой шанс получения высокооплачиваемой работы.

Преимущества обучения в Литве

Республика расположена на балтийском побережье в Восточной Европе, хотя по своим культурным стремлениям больше похожа на западноевропейские страны. Из-за этого за годы независимости власти привели систему обучения Литвы к общеевропейским стандартам.

Большую пользу для развития отрасли принесли капитальные вложения, на которые Литва не скупится. Кроме классических гуманитарных университетов, в республике можно учиться в политехнических вузах. Есть также заведения со специализацией.

Очень популярен среди иностранных студентов Вильнюсский университет, который начал работать ещё в 16 веке. Кроме него, известны далеко за пределами республики Каунасский политехнический и Государственный пединститут.

Абитуриенты из других стран имеют такие преимущества при поступлении в литовские вузы:

  • Доступная стоимость обучения в Литве. На это придётся потратить 4 тысячи евро. Аналогичное обучение в других европейских государствах обойдётся в два раза дороже;
  • Многие литовские вузы присоединились к международным программам по обмену. Иностранцы могут получить образование в республике на английском языке. К их услугам экономические, финансовые и политические направления;
  • Многие небольшие вузы готовят профессиональных работников для отдельных отраслей. В таких вузах углублённо изучаются профильные предметы;
  • Литовские учебные заведения выдают дипломы общеевропейского образца. После окончания учёбы выпускники имею возможность стажировки в различных странах ЕС.
  • Обязательное базовое обучение. Студент через четыре года получает степень бакалавра;
  • Специальное обучение. Следует за базовым курсом. Перед магистратурой студенты выбирают специализацию и более глубоко изучают нужные для будущей карьеры предметы. Общий срок обучения, таким образом, растягивается на 5-6 лет;
  • Получение научных степеней. Желающие посвятить свою будущую жизнь научной и исследовательской деятельности могут пройти обучение в аспирантуре, резидентуре или докторантуре. Здесь происходит углублённое изучение выбранной темы, большое значение имеет и самостоятельный поиск материалов. Для защиты докторской диссертации необходимо учиться 4 года. На обучение принимаются только те, кто успешно учился на предыдущих курсах и имеет степень магистра. Будущие учёные успевают провести массу интересных и полезных исследований. Итогом обучения является сдача и защита диссертации.

Нацменьшинства

В Латвии, Литве и Эстонии, которые в 1940-1991 годы входили в состав СССР, проживают представители многих национальностей помимо титульных – русские, белорусы, украинцы, поляки и др. При этом в Латвии и Эстонии русские являются крупнейшим нацменьшинством, в Литве – вторым после поляков.

Латвия начала проводить политику по переводу обучения на латышский язык в школах нацменьшинств уже в 1990-х годах. В октябре 1998 года был принят закон об образовании, одна из статей которого обязывала все государственные школы нацменьшинств начать осуществление программ по переводу преподавания на латышский язык, а с 1 сентября 2004 года в старших классах вести на нем все предметы. Однако в феврале 2004 года вступили в силу поправки к закону, ограничившие преподавание на латышском 40% предметов.

Как поступить в Литву? История студентки Литовского университета наук о здоровье

Поступить в медицинский вуз на родине для многих белорусских абитуриентов становится испытанием: большой конкурс и высокие проходные баллы ежегодно создают горячую атмосферу. А как обстоят дела за границей? Адукар разузнал у Екатерины Печниковой — студентки Литовского университета наук о здоровье, — как поступить в Литву на английскую программу.

Наша героиня оканчивает 11 класс гимназии № 18 г. Минска. В апреле этого года поступила в Литовский университет наук о здоровье (Каунас) на специальность «Фармакология». Основное время отдаёт на подготовку к учёбе в вузе: совершенствует английский язык и изучает иностранную литературу по профилю «биология-химия»

Легко ли ты выбрала будущую профессию?

В средней школе (в классах седьмом-девятом) приходило в голову много разных идей: и учитель географии, и библиотекарь, и мультипликатор. Но когда окончила 9 класс, нужно было выбирать направление. Я подумала, что из предложенных профилей химико-биологический интереснее всего. Профессия врача меня никогда не привлекала, а вот научная деятельность, лабораторная работа, преподавание всегда были мне интересны.

Расскажи, как проходила твоя подготовка к поступлению

В середине 10 класса я решила: стоит попробовать поступить куда-нибудь за границу. Я знала, что за рубежом это происходит гораздо раньше, чем у нас, поэтому активно занялась вопросом поступления. Нашла Литовский университет наук о здоровье и поехала на день открытых дверей. Мне настолько там понравилось, что я поставила конкретную цель и с того момента начала усердно готовиться к поступлению.

С 10 класса стала ходить на курсы по химии в Адукар. Мне этот предмет казался сложнее биологии, и он требовал более длительной подготовки. А вот в 11 классе присоединилась ещё и к группе по биологии. Так как я поступала на английскую программу, мне нужно было подтянуть иностранный язык до уровня В2 и подтвердить его знание, сдав тест IELTS.

Литовский университет наук о здоровье (LSMU) — крупнейший вуз в Литве в области медицинского образования. LSMU состоит из Медицинской и Ветеринарной академий и предлагает шесть английских программ I ступени обучения. Срок обучения в бакалавриате — от 4 до 6 лет, стоимость обучения — от 5 до 12 тысяч евро

Расскажи поэтапно, как поступить в Литву

Сначала нужно было подтвердить знание английского языка. Поэтому после окончания 10 класса летом я сдала тест IELTS. Так как мой результат был положительный (набрала 6,5 баллов), в ноябре подала заявление в университет. Для этого на сайте вуза необходимо создать личный кабинет, чтобы все результаты и ответы приходили из университета тебе на электронную почту. Для подачи заявления я подготовила справку со школы, медицинскую справку, сам сертификат на знание английского языка, мотивационное письмо (эссе о себе). Если заявление принимают, следующий шаг — записаться на экзамен в университет.

Сколько времени было у тебя на подготовку к экзамену и что он собой представляет?

На сайте и белорусских, и заграничных университетов есть документ со списком тем, которые будут в экзамене. С сайта медвуза я скачала такой документ, распечатала и от этого уже отталкивалась. Литовская программа отличается от нашей, и не все темы, особенно по химии, проходят в белорусской школе. Поэтому некоторые вопросы я изучала самостоятельно. Например, брала русскоязычные источники, в частности, конспекты Адукар, и основное переводила на английский язык. Рисовала себе схемы, чтобы проще было запомнить, учила термины на английском. Преподаватель биологии в Адукар Мария Казакова посоветовала каналы на YouTube и сайты, где есть обучающие видео на иностранном языке. Так совмещала различные виды деятельности, и это мне очень помогало.

После подачи документов с 1 января началась регистрация на экзамен . Сдавать экзамен можно было с января по июнь (кроме мая). Я думала писать вступительные испытания в начале июня, но, так как у меня в это время школьные экзамены и выпускной, решила сдавать их в апреле.

Экзамены были в виде теста с открытыми вопросами: как наше ЦТ, только без части В и на английском языке. Я предполагала, что результатов придётся ждать долго и остальное время буду нервничать. Но закончился экзамен — и буквально через 10 минут меня позвали на собеседование. Оказывается, я получила очень хороший результат. Мне рассказали о программе и о том, что нужно зайти на сайт и отправить согласие на учёбу в университете на платной форме.

А сколько баллов нужно набрать, чтобы поступить?

Экзаменаторы не акцентируют внимание на результатах, для них это неважно. У меня было, насколько я помню, 84−85 баллов. Мне сказали, что результат выше 65 баллов считается хорошим.

Ты будешь учиться на платной форме? Варианты бюджетного обучения для иностранцев есть?

Английские программы обучения в литовском университете только платные. Но есть международные программы, благодаря которым абитуриенты получают право на скидку или бесплатное обучение. Эти гранты работают отдельно от университета и имеют конкурсную основу. Но так как мои родители в состоянии оплатить обучение, я решила уступить возможность получить грант кому-нибудь другому.

А для подстраховки ты готовилась к ЦТ?

Я записалась на ЦТ больше за компанию с одноклассниками. До этого ходила на первый и второй этапы РТ, так как хотела проверить себя в условиях ограниченного времени и более-менее стрессовой ситуации. Хоть задания и на русском языке, но какая-никакая практика.

Писала РТ по химии и биологии. Результаты первого РТ были не очень хорошие, где-то около 60 баллов, потому что за каникулы многое забыла. Летом старалась сильно не загружать себя, чтобы не перегореть за учебный год. А второй этап уже сдала на более высокий балл (около 70) из-за того, что в основном готовилась по литовской программе. А в ней, например, нет зоологии и ботаники. Соответственно, их я не учила, а делала упор на анатомию, общую биологию. Я рассчитывала, что если вдруг не сдам экзамен в литовском университете, а буду сдавать ЦТ, то успею до июня эти темы подтянуть.

В апреле уже стала студенткой литовского вуза, но продолжаешь ходить на курсы. Почему?

Хожу в Адукар, чтобы довести начатое до конца и потом было легче учиться в университете. Потому что в с первого курса начинается органическая химия. А на экспресс-занятиях в Адукар мы как раз изучаем органику. И вот чтобы не идти с забытыми школьными знаниями за 9−10 классы, я решила доходить на курсы.

Литовский университет предоставляет общежитие? Что для этого нужно?

По желанию студента за дополнительную плату можно получить общежитие. Необходимо зарегистрироваться, заполнить заявление, заплатить и за недели две до начала учёбы въезжать.

Литовский язык знаешь? Какой у тебя настрой на учёбу?

Лишь несколько дежурных фраз. Но для иностранных студентов на первом и втором курсе есть пары литовского языка. Чтобы увереннее чувствовали себя в чужой стране.

Наверное, будет тяжело, какой бы ни был хороший уровень английского языка. Сейчас занимаюсь дополнительно иностранным и к концу учебного года получу уровень С1. Судя по тому, что было на дне открытых дверей, преподаватели говорят очень чётко и понятно. Стараются объяснять простым языком. За счёт того, что лекторы преподают ещё с советских времен, они все достаточно хорошо говорят по-русски. Также узнала, что в университете есть кабинеты для иностранных студентов, куда можно обратиться за помощью в течение учёбного года. Как оказалось, я буду единственной русскоговорящей. И кроме преподавателей, похоже, ни с кем по-русски поговорить не смогу.

Что ты посоветуешь белорусам, которые поступают за границу?

В первую очередь, нужно зайти на сайт университета и узнать, какие процедуры необходимо сделать и какие экзамены сдать. Там всё прописано, остаётся чётко следовать этим правилам. Например, готовиться к экзамену, практиковаться на пробных вариантах прошлых лет и решать тесты. Мне кажется, такой алгоритм необходим каждому абитуриенту даже для ЦТ.

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.

А для подстраховки ты готовилась к ЦТ?

[flat_ab id="3"] Ссылка на основную публикацию