Вынужденные переселенцы: проблемы, помощь государства, порядок оформления

С изменениями и дополнениями от:

20 декабря 1995 г., 7 августа 2000 г., 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г., 18 июля 2006 г., 23 июля 2008 г., 16 октября 2010 г., 1 июля 2011 г., 2 июля, 25 ноября 2013 г., 28 ноября, 30 декабря 2015 г., 27 декабря 2018 г.

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Проблемные вопросы получения жилья

К сожалению, бюрократические процедуры и ограниченность бюджетных средств усложняют получение жилья. Судебная практика показывает, что в судах часто слушаются дела, где вынужденно переехавшего гражданина не включают в списки для получения жилья на основании того, что он не доказал свою малоимущность.

Таким образом, выполнение принятых государством обязательств, согласно постановлению Правительства РФ от 21 марта 2006 № 153 по оказанию вынужденным переселенцам мер социальной поддержки в виде предоставления выплаты на жилье, ставится в зависимость от их малоимущности, что противоречит законам РФ. А согласно статье 40 Конституции РФ, малоимущие граждане и так имеют право на получение бесплатного жилья.


К сожалению, бюрократические процедуры и ограниченность бюджетных средств усложняют получение жилья. Судебная практика показывает, что в судах часто слушаются дела, где вынужденно переехавшего гражданина не включают в списки для получения жилья на основании того, что он не доказал свою малоимущность.

Пособия, предусмотренные для ВП

Пособие вынужденным переселенцам выплачивается в соответствии с постановлением Правительства РФ «О размерах единовременного денежного пособия и Порядке его выплаты лицу, получившему свидетельство о регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем» от 16 июня 1997 года № 724 (ред. от 10.08.2016). Единовременное денежное пособие составляет 100 рублей на каждого члена для семьи и 150 рублей для малоимущих семей. Все другие виды социальных пособий выплачиваются как для граждан РФ (помощь инвалидам, ветеранам, одиноким, малоимущим и т.д.)

  • предоставляется жилье для временного поселения;
  • выдаются государственные жилищные сертификаты (ГЖС).

Кто такие вынужденные переселенцы

Переезжать из одной страны в другую человека может заставить неблагоприятная обстановка: например, политические, либо военные конфликты. В соответствии с законом №4530-1 от 19.02.1993 «О вынужденных переселенцах», под вынужденными переселенцами (ВП) понимают граждан, которые покинули свою страну в связи с совершенными в отношении них или членов его семьи насилиями, либо в связи с опасностью быть подвергнутым преследованию по расовому признаку, по вероисповеданию, по национальной принадлежности, а также по политическим убеждениям. Под вынужденными переселенцами признаются следующие граждане:

  • Которые вынуждены были уехать из страны проживания;
  • Которые были вынуждены переехать из одного региона страны в другой;
  • Члены семьи переселенца (то есть, его супруга/супруг, родители, дети, иные родственники и нетрудоспособные иждивенцы, которые ведут с ним обще хозяйство).

На основании обстоятельств, в связи с которыми человек был вынужден покинуть свое постоянное место проживания и определяются граждане, входящие в группу вынужденных переселенцев. Под такими обстоятельствами подразумевается преследование по:

  • Религиозному признаку;
  • Расовому или национальному признаку;
  • Языку общения;
  • Политическому убеждению.
  • Религиозному признаку;
  • Расовому или национальному признаку;
  • Языку общения;
  • Политическому убеждению.

Какая помощь предоставляется

Теперь важно разобраться, на что действительно может рассчитывать лицо, которое получило статус переселенца. Поскольку помощь полагается, но в каком именно объеме, и на каких условиях?


Продление статуса вынужденного переселенца осуществляется на основании представления нескольких бумаг. В первую очередь предстоит вновь писать ходатайство. К нему прилагают удостоверение переселенца. Еще понадобится справка из ЕГРП. Повторное заявление рассматривается в течение 21 дня.

Срок действия удостоверения

Первоначально оно выдается на 5 лет. Продление статуса вынужденного переселенца происходит по заявлению ежегодно до истечения срока действия. В отделение ГУВМ надо представить:

  • просьбу о продлении удостоверения;
  • согласие на обработку личных данных;
  • выписку из ЕГРП;
  • сам документ с истекающим сроком действия.

Заявление рассматривается не дольше 3 недель.


Без этих бумаг получить удостоверение вынужденного переселенца не удастся. Могут понадобиться и дополнительные, связанные с причинами переезда.

Порядок оформления статуса вынужденного переселенца

Чтобы оформить статус, необходимо обратиться в отделение Федеральной миграционной службы с соответствующим ходатайством. С процедурой оформления и перечнем документов, которые нужно предоставить сотрудникам службы, возможно ознакомиться на сайте ФМС или на портале Госуслуг. Бланк ходатайства также можно скачать с данных ресурсов.

При составлении заявления необходимо как можно детальнее описать причины, по которым заявитель и члены его семьи покинули постоянное место жительства. Документ подается лично заявителем, либо уполномоченным лицом. Во втором случае представитель должен предоставить нотариально заверенную доверенность, на основании которой он имеет право подать ходатайство вместо своего доверителя.

После подачи материалов сотрудники государственного органа, в которое обратилось лицо, рассматривают заявление и тщательно изучают обстоятельства переезда и причины их возникновения.

Сведения, учитываемые при рассмотрении обращения:

  • анкетные данные заявителя;
  • результат индивидуального собеседования, которое прошло претендующее лицо;
  • итоги проверок, проведенных с целью подтверждения либо опровержения предоставленной ходатаем информации;
  • обстоятельства, ставшие причиной миграции в Россию.

В результате принимается решение о дальнейшем рассмотрении ходатайства либо об отказе в рассмотрении, ФМС выдаст соответствующее уведомление. По завершении процедуры заявитель получает удостоверение вынужденного переселенца, которое содержит сведения о его обладателе и несовершеннолетних членах его семьи. Процесс оформления статуса длится не более 3 месяцев.

Следует отметить, что наличие данного статуса дает его обладателю определенные права и наделяет обязанностями, которые будут рассматриваться далее.

Срок действия удостоверения, подтверждающего наличие статуса, составляет 5 лет. По истечении данного периода его можно продлить.

Перечень документов, необходимых для продления действия удостоверения:

  • заявление с просьбой продлить срок действия статуса с подписью заявителя;
  • согласие лица, подавшего заявление, на обработку его персональных данных;
  • прежнее удостоверение, срок действия которого истек;
  • выписка из ЕГРП. Если заявитель не предъявил данный документ, сотрудник государственной структуры, который занимается вопросом продления удостоверения, может послать запрос в госреестр самостоятельно.

Процедура пролонгации занимает максимум 21 день. Отсчет установленного периода начинается с того момента, когда зарегистрировано заявление о продлении статуса. Основания для аннулирования статуса вынужденного переселенца:

  1. Имеет место прекращение российского гражданства;
  2. Обладатель удостоверения переезжает в другую страну на ПМЖ;
  3. Срок действия удостоверения истек и дальнейшего продления не осуществлено;
  4. При условии использования неправдивой информации и фальшивых документов во время оформления статуса. Помимо аннулирования удостоверения, совершение данного правонарушения предусматривает привлечение к ответственности.

к содержанию ↑

  1. Имеет место прекращение российского гражданства;
  2. Обладатель удостоверения переезжает в другую страну на ПМЖ;
  3. Срок действия удостоверения истек и дальнейшего продления не осуществлено;
  4. При условии использования неправдивой информации и фальшивых документов во время оформления статуса. Помимо аннулирования удостоверения, совершение данного правонарушения предусматривает привлечение к ответственности.

к содержанию ↑

РЕКОМЕНДАЦИИ: Как государство должно помогать вынужденным переселенцам

19 июня в Секретариате Уполномоченного по правам человека по инициативе команды «Восток СОС» и Крымского правозащитного центра “Действие” при поддержке Омбудсмана состоялся круглый стол «Государство и переселенцы: взаимодействие общественности с государственными органами власти». Представители общественных инициатив поделились с присутствующими общей ситуацией в регионе и рассказали о проблемах, с которыми сталкиваются вынужденные переселенцы после того, как покидают свои дома в зоне конфликта и военных действий для обеспечения безопасности жизни и здоровья.

По неофициальным данным, со времени оккупации Россией территории Крыма и начала вооруженных действий боевиков на Востоке Украины эти территории покинули десятки тысяч людей, официальных цифр нет. По результатам обсуждения участники круглого стола пришли к выводу о необходимости обеспечения органами власти четкой координации действий, необходимых для эффективной реализации прав вынужденных переселенцев из АРК и Востока Украины.

По итогам круглого стола общественные активисты разработали рекомендации по организации работы государственных органов для помощи переселенцам, а также по урегулированию нормативно-правовой базы для урегулирования проблем, с которыми сталкиваются жители АРК и Донбасса:

1. В кратчайшие сроки разработать с привлечением представителей гражданского общества и принять нормативные документы, необходимые для реализации вынужденными переселенцами их прав и свобод. Таким документом должен стать Закон, который определит статус и правовые гарантии для вынужденных переселенцев. Также важным является принятие нормативно-правового акта, содержащего порядок оформления документов, подтверждающих гражданство Украины, удостоверяющих личность или ее специальный статус, гражданам, которые проживают на временно оккупированной территории (согласно ч. 2 ст.6 ЗУ “Об обеспечении прав и свобод граждан, а также правовой режим на временно оккупированной территории Украины”);

2. Незамедлительно обеспечить организацию работы государственных органов, вовлеченных в предоставление помощи временно перемещенным лицам с Востока Украины и АР Крым, по принципу «Единого Окна» на базе областных, городских и районных в городах органов исполнительной власти – для помощи в решении проблем переселенцев:

– оформление и восстановление документов: паспорта гражданина Украины, паспорта гражданина Украины для выезда за границу, внесение изменений в документы, оформление детских проездных документов;

– оформления документов для самозанятого населения, предпринимателей, владельцев предприятий, перерегистрация адресов ведения деятельности, информации о налоговых для оплаты налогов и отчетности, консультаций;

– оформление документов для получения социальных выплат, пенсий, пособий и пр.;

– оформление документов для поступления детей в дошкольные и школьные учреждения, информирования об адресах, условиях и наличии свободных мест;

– консультации по вопросам трудоустройства и увольнения с места работы, находящегося в АР Крым или на территории проведения АТО, получения расчета, получение трудовой книжки, восстановления на рабочем месте, сохранение беспрерывного стажа и пр.;

3. Создать при Министерстве социальной политики Украины Единого Координационного Штаба по предоставлению помощи вынужденным переселенцам из Донецкой, Луганской областей и АР Крым – при участии представителей центральный органов исполнительной власти (министерств и ведомств) с привлечением представителей общественных организаций и инициатив, которые уже занимаются предоставлением помощи переселенцам на волонтерской основе – для обсуждения проблемных вопросов и комплексного эффективного их решения;

4. Перенести пункт регистрации переселенцев с пр. Комарова, 7 в городе Киеве в здание Министерства социальной политики, или в другое учреждение, которое находится в центре города Киева – в месте вблизи станции метрополитена. Обеспечить информирование о данном пункте, графике его работы и контактных телефонах на информационных стендах, размещенных на железнодорожном вокзале, а также на автовокзалах города Киева;

5. Обеспечить на уровне областей регулярный выезд чиновников Департамента труда и социальной политики, Департамента образования региональных ОГА, управлений Государственной миграционной службы Украины, Центра занятости в места временного коллективного размещения переселенцев – для сбора информации по потребностям и предоставление консультации на местах;

6. Создать вблизи границы с Донецкой и Луганской областями на территории Харьковской, Днепропетровской, Запорожской и Херсонской областей Транзитные (перевалочные) пункты для оказания медицинской помощи, психологической поддержки, временного размещение перемещенных лиц, их опроса по потребностям, регистрации и т.д. и передать эти пункты в оперативное ведение Государственной службы по чрезвычайным ситуациям

7. Провести широкомасштабную информационную кампанию с целью информирования временно перемещенных лиц о том, кто, где и какую помощь им может оказать в каждом регионе, включая информирование в поездах и sms-информирование жителей Донецкого и Луганского региона о номерах телефоном «горячей линии» помощи переселенцам, а также контактов служб, которые занимаются вывозом мирных жителей с территории боевых действий;

8. Министерствам и службам создать на официальных сайтах отдельный раздел, посвященный нормативно-правовому регулированию вопросов, входящих в компетенцию их ведомства, для переселенцев (принятые порядки оформления документов, приказы, решения, контакты центров помощи, образцы документов и пр.), а также информировать о принятии таких документов профильные общественные организации и инициативы, СМИ.

9. Разместить полную информацию о местах для временного размещения переселенцев (включая наименования населенных пунктов областях, количества мест), а также контактов координационных штабов на сайте Министерства социальной политики с ежедневным обновлением данной информации о наличии свободных мест.


4. Перенести пункт регистрации переселенцев с пр. Комарова, 7 в городе Киеве в здание Министерства социальной политики, или в другое учреждение, которое находится в центре города Киева – в месте вблизи станции метрополитена. Обеспечить информирование о данном пункте, графике его работы и контактных телефонах на информационных стендах, размещенных на железнодорожном вокзале, а также на автовокзалах города Киева;

Жилье для переселенцев и беженцев как социальная гарантия от государства

В последние несколько лет количество людей, которые приезжают из других стран для проживания в РФ, резко возросло, что вызвано различными причинами. Причем большинство из них являются беженцами и вынужденными переселенцами.

Это вызвало острую необходимость более тщательного правового регулирования статуса таких граждан и предоставления им определенных привилегий. В частности, одной из них является возможность получения от государства жилья, особенности которой стоит рассмотреть более подробно.

  • Законодательное регулирование вопроса
  • Юридический статус беженца
  • Статус вынужденного переселенца
  • Жилищные права

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-34-85 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию 8 (800) 350-34-85 или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Какие права и льготы имеют вынужденные переселенцы?

Вынужденные переселенцы имеют право на выбор места жительства, проживание в местах для размещения вынужденных переселенцев, содействие в обеспечении проезда и провоза багажа либо компенсацию расходов на проезд, социальную выплату на приобретение жилого помещения, а также некоторые другие права и льготы.

Вынужденный переселенец – гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка или по другим причинам (п. 1 ст. 1 Закона от 19.02.1993 N 4530-1).

К вынужденным переселенцам относятся:

граждане РФ, вынужденные покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывшие на территорию РФ;

граждане РФ, вынужденные покинуть место жительства на территории одного субъекта РФ и прибывшие на территорию другого субъекта РФ (п. 2 ст. 1 Закона N 4530-1).

Лицу, признанному вынужденным переселенцем, выдается соответствующее удостоверение. Сведения о признанных вынужденными переселенцами членах семьи, не достигших возраста 18 лет, заносятся в удостоверение одного из родителей (п. 3 ст. 5 Закона N 4530-1).

Права вынужденных переселенцев

Вынужденные переселенцы имеют следующие права, в частности (п. 1 ст. 6, ст. 7 Закона N 4530-1):

1) выбрать место жительства на территории РФ, в том числе в населенных пунктах, предлагаемых территориальным органом МВД России, а также проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание;

2) проживать в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении фонда для временного поселения вынужденных переселенцев на основании направления, выданного МВД или его территориальным органом. Правила предоставления жилых помещений установлены Постановлением Правительства РФ от 15.11.2016 N 1194;

3) встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении;

4) на помощь при вступлении в жилищный, жилищно-строительный или иной специализированный потребительский кооператив, в индивидуальном жилищном строительстве;

5) на содействие в организации компактных поселений на территории РФ, в строительстве жилья, создании инженерной, социальной инфраструктуры и рабочих мест в местах компактных поселений;

6) на место в организации социального обслуживания (одинокому вынужденному переселенцу (престарелому или инвалиду));

7) на содействие в устройстве детей в государственные или муниципальные дошкольные образовательные организации и общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, а также в переводе их в первоочередном порядке в соответствующие профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования;

8) на содействие в обеспечении проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания;

9) на содействие в получении документов, необходимых для восстановления трудового стажа;

10) на содействие на возвращение на прежнее место жительства;

11) на регистрацию в качестве безработного в случае невозможности трудоустройства независимо от срока проживания в данной местности на территории РФ;

12) на содействие в возвращении оставленного на территории РФ имущества.

Льготы, предоставляемые вынужденным переселенцам

Вынужденные переселенцы имеют право на следующие льготы:

1. Социальная выплата на приобретение жилого помещения.

Данная выплата предоставляется вынужденным переселенцам, нуждающимся в получении жилых помещений (пп. 4 п. 1 ст. 7 Закона N 4530-1).

Право на получение выплаты удостоверяется жилищным сертификатом (пп. “ж” п. 5 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153).

Социальная выплата предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения, определяемом исходя из (п. 13 Правила N 153):

норматива общей площади жилого помещения;

норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по РФ;

повышающего коэффициента к нормативу стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по РФ.

Сертификат выдается органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого вынужденные переселенцы состоят в органе местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (пп. “в” п. 18 Правил N 153).

2. Компенсация расходов на проезд и провоз багажа от места временного поселения (места пребывания) к новому месту жительства (месту пребывания).

Данная компенсация предоставляется малоимущим лицам (одинокий пенсионер, одинокий инвалид, семья, состоящая только из пенсионеров и (или) инвалидов, одинокий родитель (заменяющее его лицо) с ребенком (детьми) в возрасте до 18 лет, многодетная семья с тремя и более детьми в возрасте до 18 лет) (пп. 3 п. 1 ст. 6 Закона N 4530-1; п. 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 713).

Компенсация расходов на проезд и провоз багажа выплачивается в определенных пределах территориальным органом МВД России (п. п. 13, 15, 16 Правил N 713).

3. Компенсация за утрату имущества.

Данная компенсация выплачивается при невозможности возвращения имущества, оставленного вынужденным переселенцем на территории РФ или на территории иностранного государства (п. 4 ст. 7 Закона N 4530-1).

4. Освобождение от предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей.

Вынужденные переселенцы освобождены от предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при помещении товаров для личного пользования под таможенную процедуру таможенного транзита в случае ввоза указанных товаров на таможенную территорию ЕАЭС (пп. 1 п. 2 ст. 271 ТК ЕАЭС).

граждане РФ, вынужденные покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывшие на территорию РФ;

Продление и утрата статуса

Свой статус переселенец сохраняет в течение 5 лет. Далее этот срок может быть продлен, если имеются серьезные основания. Утрата статуса переселенца происходит по истечении срока его действия, при выезде на ПМЖ в другую страну. Утрата такого статуса одним членом семьи не влечет за собой утрату его всеми членами семьи. Переселенца могут лишить его статуса. Это происходит при выявлении факта подачи ложных документов или заведомо фальшивых сведений о себе.


После получения ходатайства миграционная служба в течение 3 дней принимает решение о его регистрации. Если поданы ходатайства от несовершеннолетних членов семьи, информация о них заносится в свидетельство одного из родителей. Решение о рассмотрении ходатайства выдается в письменном виде не более чем через 5 дней после его принятия. В это время он может находиться по месту своего ПМЖ, если подавал ходатайство, не выезжая. Или в специализированных центрах для беженцев и переселенцев.

Помощь переселенцам

Российское государство оказывает материальную помощь вынужденным переселенцам в виде единоразового пособия на каждого члена семьи. В соответствии с Постановлением Правительства № 724, размер выплат составляет:

  • 100 рублей – взрослые, дети;
  • 150 рублей – малоимущие.

Для получения выплат граждане должны обратиться в территориальный орган МВД с заявлением, в котором указать всех прибывших вместе с ним членов семьи.

Справка: Если лицо признано малоимущим, оно должно предоставить справку о признании его таковым согласно ФЗ № 134.


Российское государство оказывает материальную помощь вынужденным переселенцам в виде единоразового пособия на каждого члена семьи. В соответствии с Постановлением Правительства № 724, размер выплат составляет:

Что дает и как получить статус вынужденного переселенца в России?

Сегодня одной из самых актуальных для вынужденно приезжающих/переезжающих/возвращающихся в Россию граждан является информация о статусе «вынужденного переселенца»: как его получить и кто вообще может претендовать на получение?

Причем преследование это может выражаться в самых разных формах.

Вынужденные беженцы – получение статуса

Если рассмотреть процесс получения статуса вынужденного беженца, то стоит выделить некоторые общие черты существующие во всех странах мира. Во-первых, лицу необходимо обратиться с ходатайством в посольство страны, в которое запланирован вынужденный переезд. Правильная подача заявки на получение статуса вынужденного беженца может послужить залогом успеха, потому что существует определенный комплекс для причин беженства, который, иногда, необходимо качественно и обстоятельно доказать. После того как лицо обратиться в посольство страны начнается процесс рассмотрения заявки беженца, причины послужившие вынужденному беженству, социальные аспекты беженца. После официального рассмотрения заявки следует выдача ответа о положительном решении или отказ в предоставлении статуса вынужденного беженца. После того как подтверждается ходатайство, начинается череда из оформления документов беженца, о переезде и регистрации, в местах где теперь проживают беженцы.

Если говорить об условиях, предоставляемых вынужденным беженцам РФ, то выгода их яляется сомнительной, о чем будет свидетельствовать отсутствие тенденции к переезду в Россию из стран Европы. Кроме того, среди хороших датаций от государства, беженцу может быть предоставлено жильё по выгодной цене или вообще бесплатно, что является более экономным обычного выезда на работу в Англию, где жильё снимать прийдется по рыночной стоимости, потребующих серьёзных средств. Беженец и его семья может иметь льготные условия для детей, среди них, бесплатный детский сад, различные образовательные программы для семей беженцев, а также наделяют льготами в медицинской сфере, коммунальными скидками.

Говоря про Европейские страны, например, Англию, стоит обратить внимание на несколько ярких плюсов, получаемых беженцами вынужденные беженцами при переезде на Туманный Альбион. По началу, вынужденные беженцы получат финансовое пособие в размере от 550 фунтов стерлингов, позволяющее приобретать питание и необходимые в первое время вещи.

Так как постоянно изменяются законы о статусе вынужденных переселенцев, а также специальный подход к беженцам у каждой из стран, стоит посоветовать не предпринимать попыток, чтобы регистрировать заявки на получение статуса вынужденного мигранта не получая консультации специалистов.

Правовые проблемы реализации статуса вынужденных переселенцев. Проблемы самозащиты переселенцев

В первую очередь, коснемся некоторых проблем, непосредственно связанных с определением статуса вынужденного переселенца.

Чтобы решение о предоставлении статуса принималось на основе объективных данных, ответственным лицам необходимо иметь надежные источники информации о положении в местах исхода переселенцев. Неправительственные организации основным источником информации называют Управление Верховного комиссара ООН. А по сведениям, полученным из самих представительств УВКБ ООН, за информацией к ним чаще обращаются правозащитники и юристы, оказывающие помощь вынужденным переселенцам, а не миграционные службы. Довольно редко органы миграции учитывают мнение экспертов, ученых; их оценки, к сожалению, не принимаются во внимание. Власти, определяя статус, с большим доверием относятся к полученным из страны исхода сведениям, которые не могут служить адекватной информацией и должны использоваться с большой осторожностью.

Как правило, от ходатайствующих о предоставлении статуса требуют подтверждения того, что они подвергались преследованиям в прошлом. Если это и не обязательно, то уж во всяком случае весьма желательно при определении статуса. Однако мы знаем, что существует большая категория лиц, ищущих убежище, которым реальная опасность возвращения служит достаточным обоснованием для обращения за статусом беженца. К сожалению, все это принимается во внимание весьма в малой степени.

Фактически почти не используется возможность применения процедуры, когда статус предоставляется без личных бесед на основании общеизвестных фактов относительно места, откуда человек прибыл. Такая процедура применялась прежде, в советское или непосредственно последовавшее за распадом СССР время, до присоединения наших государств к Конвенции 1951г. и до появления соответствующего внутреннего законодательства. Прискорбно, что с появлением правовой базы такой способ определения статуса перестал применяться.

Не всегда очевидна возможность обжалования отказа в предоставлении статуса вынужденного переселенца и доступность процедуры обжалования.

Есть еще один момент, который необходимо учитывать: на постсоветском пространстве нет традиции обращения в суд. Такой образ действий представляется не слишком этичным. Приходится убеждать не только переселенцев, но и официальных лиц, что это единственный цивилизованный способ разрешения конфликтов, что отношения в судебном процессе не надо переносить в сферу личных отношений. Более того, иногда при отсутствии отработанной законодательной базы чиновник заинтересован в судебном решении, снимающем с него груз ответственности.

Особенно важным становится квалифицированное применение критерия определения статуса вынужденного переселенца: создание эффективных, детально разработанных процедур, позволяющих наиболее точно выяснить, удовлетворяет ли заявитель определению Конвенции 1951г.

Основная часть процедуры определения статуса вынужденного переселенца – доказательство того, что ходатайствующий действительно соответствует определению данного статуса. В этом смысле стандарт доказательства, обоснованности ходатайства о предоставлении статуса – одна из важнейших задач, которую мы должны научиться решать.

Отметим, что в последние десять лет Российская Федерация переживает некий законодательный бум, который характеризуется как количественными, так и качественными показателями. Курс на законодательное регулирование самых различных вопросов общественной жизни (количественный аспект) представляется правильным, когда регулируются вопросы права или процесса. Но законодатель пошел по пути детализации и процедурных правоотношений (качественный или содержательный аспект), что, с одной стороны, заслуживает положительной оценки, так как ограничивает чиновничье усмотрение, но, с другой стороны, делает законодательный акт излишне громоздким и, как следствие, менее гибким и менее приспособленным к динамике современной жизни.

Еще одна проблема, которая возникает при детализации законодательных актов, – это их согласованность между собой, унификация юридической терминологии. Конечно, мы допускаем, что в различных отраслях права могут неодинаково пониматься омонимичные термины. Даже внутриотраслевая терминология может иметь свои нюансы в зависимости от конкретного правоотношения. На это уже не раз обращалось внимание в юридической литературе, поэтому законодатель пошел по пути описания в самом законе терминов, используемых в его тексте.

Коснемся вопросов судебной практики, связанной с правовым статусом вынужденных переселенцев.

Судебная практика, связанная с применением законодательства о вынужденных переселенцах, относительна невелика. На сегодняшний день можно с удовлетворением констатировать, что она стабилизируется. Одним из поводов для этого послужило обобщение судебной практики по данной категории дел, которое было сделано Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации. Обобщение судебной практики рассмотрения дел, связанных с применением законодательства о беженцах и вынужденных переселенцах // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 2000 г., № 5.-С. 20-29

Прежде всего, необходимо отметить, что количество дел с участием вынужденных переселенцев больше, чем с участием беженцев. Причем случаи отказа в принятии исковых заявлений или жалоб по делам данной категории крайне редки. Официальный сайт Управления Миграционной Службы российской Федерации http://www.fms.gov.ru/ Все дела с участием беженцев и вынужденных переселенцев условно можно подразделить на две группы. Во-первых, это рассмотрение требований о предоставлении статуса беженцев или вынужденных переселенцев. Во-вторых, это дела, связанные с реализацией прав указанной категории граждан (трудовых, жилищных и т.п.).

В первом случае обращает на себя внимание тот факт, что в судебной практике встречаются попытки получить статус вынужденного переселенца по экономическим причинам (безработица, низкий уровень жизни, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера), что противоречит действующему законодательству. При реализации вынужденными переселенцами своих прав также возникают проблемы, требующие судебного рассмотрения. Однако встречаются и проблемы, относящиеся непосредственно к деятельности судов по осуществлению правосудия. Обобщение практики показало, что суды иногда испытывают трудности в составлении резолютивной части решения. Официальный сайт Управления Миграционной Службы российской Федерации http://www.fms.gov.ru/ Между тем регистрация ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем и принятие решения о признании лица вынужденным переселенцем – два разных решения, отнесенные к компетенции Федеральной миграционной службы России. В случае, если лицо не согласно с принятым в отношении его решением территориального органа ФМС России, оно вправе обжаловать его в суд в порядке, предусмотренном главой 241 ГПК РФ. Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации от 1 февраля 2003г. № 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002г. – № 46. – С. 20 Резолютивная часть решения суда по такой жалобе должна содержать вывод о правомерности либо неправомерности обжалуемого решения территориального органа ФМС России и конкретные меры, необходимые для восстановления прав заявителя.

Кроме того, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации обратила внимание на то, что судам особое внимание следует уделять формированию доказательственной базы. Поскольку в процессе рассмотрения дела интересы территориальных органов Федеральной миграционной службы России и лиц, обратившихся за получением статуса вынужденного переселенца, в ряде случае противоположны, недостаточно использовать в качестве доказательств материалы миграционного дела и документы, удостоверяющие личность заявителя. Проблемой правового статуса вынужденного переселенца является так же и то, что, в виду пробелов правового регулирование и несовершенства правовой базы, в законодательстве Российской Федерации достаточно поверхностно определен статус указанных категорий лиц. В связи с этим, часто встречаются отказы в предоставлении статуса вынужденного переселенца. Официальный сайт Управления Миграционной Службы российской Федерации http://www.fms.gov.ru/

Отказ в предоставлении статуса чаще всего связан с тем, что заявитель не предоставляет сведений об угрозе жизни, насилии или дискриминации, либо указывает иные мотивы миграции. Во многих случаях в ходатайствах указываются экономические мотивы миграции, что не является оснований для признания статуса.

Особую сложность вызывает доказывание дискриминации, которая допускалась в отношении заявителя. Как правило, проверка фактов преследования проводится через посольства РФ в тех странах, откуда прибыл мигрант. Учитывая заинтересованность местных властей представить ситуацию в лучшем свете, такого рода проверки заканчиваются отписками.

Существует так же острая проблема в своевременности обращения мигрантов о продлении статуса. Продление статуса дает возможность пользования льготами, которые для неимущей части мигрантов чрезвычайно важны. В тоже время, необходимо признать, что для большинства вынужденных переселенцев, не получивших за период проживания необходимой и законной помощи, право на продление статуса является справедливым и правомерным.

Как правило, проблемы продления статуса связаны с не информированностью мигрантов. В связи с этим, необходимо признать, что часто отсутствует последовательная работа по разъяснению мигрантам правовых вопросов. Нет также постоянной работы по правовому консультированию мигрантов. Официальный сайт Управления Миграционной Службы российской Федерации http://www.fms.gov.ru/

Проблемой, с которой часто сталкиваются вынужденные переселенцы является то, что возможности оказания помощи в муниципальном жилье, даже временном, у Миграционной службы из года в год снижается. Официальный сайт Управления Миграционной Службы российской Федерации http://www.fms.gov.ru/ Средства, выделяемые федеральной программой, урезаются, финансирование ведется на уровне 20-30% от запрошенных средств. А очередь нуждающихся социально незащищенных граждан растет ежегодно на 15%. Сегодня на очереди на улучшении жилищных условий стоит 3000 человек. Причем, малообеспеченными признается лишь небольшая часть граждан по формально социальному признаку, а не по уровню дохода. В этом случае, мигранты, прибывающие в область, как правило, русского происхождения, вынужденные покинуть бывшее место жительство по экономически – социальным обстоятельствам, лишены какой-либо поддержки и социальных гарантий.

В большинстве случаев имущественные претензии пострадавших не удовлетворяются в связи с отсутствием подтверждающих документов. Между тем, в соответствии с международным гуманитарным правом, эта проблема должна решаться в первоочередном порядке, а пострадавшие должны получить компенсацию в адекватном размере.

Крайне сложно получить мигрантам ссуду на приобретение и строительство жилья. Также трудно получить социальную помощь, Обратимся к проблеме самозащиты прав вынужденных переселенцев. Официальный сайт Управления Миграционной Службы российской Федерации http://www.fms.gov.ru/

В большей или меньшей степени, но вынужденные переселенцы, как категория населения, находящегося на территории РФ, обладает пакетом прав, свобод и обязанностей. Соответственно, на них распространяется действие гарантий в механизме реализации прав, свобод и обязанностей человека. Гарантии – это условия и средства, обеспечивающие фактическую реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод человека. Согласно Конституции РФ (ст.45) Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного Суда РФ и вступительной статьей. – 6-е изд. – М.: ИНФРА – М, 2010. – С. 20 и мнению специалистов Тишков В.А. Вынужденные мигранты и государство .- М., ЭКОС., 1998.- С.119. юридические гарантии прав и свобод человека можно разделить на объективные и субъективные. Объективные гарантии – это условия и средства осуществления прав и свобод, которые создаются, и в особенности используются, в охранительной деятельности общества, государства, его органов и должностных лиц. Субъективные гарантии – это условия и средства, которые применяет человек для защиты своих прав и свобод по собственному усмотрению.

Часть вторая ст.45 Конституции РФ определяет, что “каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом”. Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного Суда РФ и вступительной статьей. – 6-е изд. – М.: ИНФРА – М, 2010. – С. 20 Таким образом, человеку, законно находящемуся на территории РФ, а гражданам РФ и вне ее пределов, предоставляется широкий выбор возможностей самостоятельной защиты своих прав. Обязательным условием его действий должно быть отсутствие противоречия законам, установленным в обществе. Законодатель, употребляя формулировку “каждый вправе”, подчеркивает признание данного права за любым человеком, находящимся на территории России, независимо от того, является ли он ее гражданином, иностранцем или лицом без гражданства, т.е. право на самозащиту распространяется, в том числе, и на вынужденных переселенцев.

Таким образом, самозащита – это субъективное право и юридическая гарантия осуществления прав и свобод личности (человека или гражданина), выражающаяся в правомерном деянии (действии или бездействии) управомоченного лица, связанное с защитой своих прав и свобод от нарушений.

Хотя Конституция РФ и закрепила право каждого на самозащиту прав и свобод, в текущем законодательстве оно детальной регламентации (например, в федеральном законе) пока еще не получило. Поэтому реализация права на самозащиту остается в РФ большой проблемой. Сложность заключается в определении способов, пределов и границ самозащиты, а также в создании необходимого механизма реализации данного субъективного права.

Как уже упоминалось, такие категории населения РФ, как вынужденные переселенцы, также обладают правом на самозащиту. Но на данный момент они больше надеются на государственную поддержку и защиту, на защиту их интересов со стороны международных организаций, а именно Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, которое активно действует на территории РФ, и на помощь иных общественных организаций. Безусловно, нельзя недооценивать огромного значения этих организаций в обеспечении элементарных прав и свобод человека, но следует заметить, что из-за большого числа нуждающихся в такой помощи она становится незначительной. Государство должно пересмотреть свою политику по отношению к вынужденным переселенцам, создав действенный механизм самостоятельной защиты и обеспечения ими своих прав, свобод и обязанностей.

На сегодняшний момент вынужденные переселенцы, согласно российскому законодательству, имеют право на следующие способы самозащиты своих прав и свобод: право на труд, на обращение, право на мирные публичные мероприятия и на участие в управлении делами государства (только граждане РФ), право на информацию, необходимую оборону, на выбор места жительства и на свободу передвижения. Закон РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1993.- № 290

Таким образом, законодательство РФ предусматривает достаточно большой объем возможностей самостоятельной защиты вынужденными переселенцами своих прав и свобод, но их реализация во многом безосновательно ограничивается самим государством. Изменив свою политику в этом вопросе, разработав и реализовав соответствующий механизм, государство, возможно, разрешит одну из самых сложных, болезненных и насущных проблем России.

Часть вторая ст.45 Конституции РФ определяет, что “каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом”. Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного Суда РФ и вступительной статьей. – 6-е изд. – М.: ИНФРА – М, 2010. – С. 20 Таким образом, человеку, законно находящемуся на территории РФ, а гражданам РФ и вне ее пределов, предоставляется широкий выбор возможностей самостоятельной защиты своих прав. Обязательным условием его действий должно быть отсутствие противоречия законам, установленным в обществе. Законодатель, употребляя формулировку “каждый вправе”, подчеркивает признание данного права за любым человеком, находящимся на территории России, независимо от того, является ли он ее гражданином, иностранцем или лицом без гражданства, т.е. право на самозащиту распространяется, в том числе, и на вынужденных переселенцев.

[flat_ab id="3"] Ссылка на основную публикацию