Фотографии плато Болавен

Полезные советы путешественникам

Не везде дорога хорошая, есть участки, где придется ехать по грунтовке. И речь не только о подъездах к водопадам, но и о шоссе. Путь от городка Бан Бенг Пу Кан (Bane Bengal Phou Kham) в сторону Паксонга (Paksong) придется преодолевать по грунтовке. Или же рискнуть поехать по страшной по местным легендам дороге, которая постоянно строится.

Говорят, от Секонга (Sekong) до Паксонга практически не встречаются заправки, так что нужно заправить полный бак именно в Секонге. Но на практике вышло, что первые заправочные станции появляются сразу после трудного участка дороги, в деревне Бан Нонг Ой (Bane Nong Oy).

Участок “страшной” дороги проваливается, несмотря на постоянный ремонт

Но подобное чудо техники (ручная бензоколонка) есть почти в каждой деревне!

Кроме того, на плато Болавен часто идут дожди, поэтому дождевики будут не лишними. А поскольку высокий туристический сезон в Южном Лаосе приходится на прель-май, о в это время тут бывает невероятно жарко, но дожди не обязательно будут каждый день. Обычно дождь прорывается после пика температуры во второй половине дня. Так что утро – лучшее время для осмотра достопримечательностей.

Байк оставляйте на парковках, иногда за парковку нужно заплатить. Вход на водопады – от 3000 или бесплатно. Вот и все, пожалуй, советы перед путешествием.

Самый красивый на мой взгляд водопад – Тад Се Катамток

Кроме того, на плато Болавен часто идут дожди, поэтому дождевики будут не лишними. А поскольку высокий туристический сезон в Южном Лаосе приходится на прель-май, о в это время тут бывает невероятно жарко, но дожди не обязательно будут каждый день. Обычно дождь прорывается после пика температуры во второй половине дня. Так что утро – лучшее время для осмотра достопримечательностей.

Описание плато

Более десяти тысяч квадратных километров плато Болавен высоко вознеслись над долиной реки Меконг. Плато включает в себя земли четырех разных провинций Лаоса и расположено на высоте 1200 метров над уровнем моря. Отличительной особенностью плато является его уникальный умеренный климат. Колебания температур здесь минимальны, а верхняя планка показателя тепла редко превышает +20°C. Благодаря этому плато радует пышной растительностью, обширными лесами, многочисленными реками, раздольными лугами и полями.

Именно здесь фермеры выращивают знаменитые на весь мир сорта кофе. Поставки кофе с плантаций, заложенных еще во времена колонизации французами, прекращались лишь во времена вьетнамской войны. Сегодня фермеры полностью восстановили их. Правда, по оценке экологов, именно сельское хозяйство наносит природе плато наибольший урон.

Паксе, столица провинции Чампасак, служит отправной точкой для большинства экскурсий и туристических маршрутов. На западных склонах плато расположена национальная природоохранная зона Донг Хуа Сао. Пешие маршруты в тени ее густых лесов даруют ощущение величественности и покоя. Нарушают его лишь пение разнообразных птиц, да шум водопадов. Предприняв прогулку к самым отдаленным из них, вы не только насладитесь великолепным видом падающей со скал воды, но и в полной мере ощутите себя первооткрывателем.

Живописные водопады вообще составляют одну из привлекательных особенностей Болавена. Приятно искупаться прямо под широким водопадом высотой десять метров. Такую возможность получают те, кто побывает на реке Сесет в Таат Ло в северо-восточном направлении от Паксе. А вот под водопады Катамток или Таат Фан заплывать никто не рискует – они обрушивают свои воды с высоты около ста метров. Обширность плато и богатое разнообразие его природы, множество достопримечательностей и удивительный климат позволяют здесь жить и путешествовать долгое время. И каждый день находить повод удивляться и восхищаться.

Именно здесь фермеры выращивают знаменитые на весь мир сорта кофе. Поставки кофе с плантаций, заложенных еще во времена колонизации французами, прекращались лишь во времена вьетнамской войны. Сегодня фермеры полностью восстановили их. Правда, по оценке экологов, именно сельское хозяйство наносит природе плато наибольший урон.

Бронирование отелей, вилл, апартаментов

Harvest » 07 июн 2015, 11:05

Плато Болавен

На юге Лаоса недалеко от города Паксе располагается живописное плато Болавен (Bolaven Plateau), которое характеризуется уникальным климатом.

Что представляет собой плато?

Долина находится между горным массивом Аннамит (Annamite) и рекой Меконг (Mekong) на высоте от 1300 до 1350 м над уровнем моря. Плоскогорье расположено на территории провинции Чампасак (Champasak) и знаменито своей потрясающей природой.

Плато Болавен играет важную как повседневную, так и историческую роль в жизни страны. Такие события, как восстание Фумибун, война во Вьетнаме и французская колонизация сильно повлияли на формирование долины. Захватчики, например, ориентировались на сельское хозяйство: занимались скотоводством, добывали каучук и разводили коммерческие культуры, а также засаживали кофейные плантации.

Во время боевых действий плато Болавен в Лаосе подвергалось массовой бомбардировке и сильно пострадало. Плоскогорье являлось стратегическим объектом для враждующих сторон, поэтому за него постоянно велись бои. В настоящее время разрушения восстановлены и практически не заметны, но до сих пор кое-где обнаруживаются неразорвавшиеся боеприпасы.

Местные жители и сегодня занимаются туризмом, разведением и продажей овощей, пряностей и фруктовых деревьев: бананов, папайи, маракуйи и т.д. На территории долины часто выпадают обильные осадки, а температура здесь более низкая, чем в других регионах. Это идеальные условия для выращивания кофе двух сортов: робуста и арабика. Годовой урожай составляет от 15000 до 20000 т.

Туризм в долине

Плато Болавен привлекает путешественников такими местами, как:

  • индуистский буддийский храм Ват Пху, который внесен в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО;
  • национальный природоохранный заповедник Донг Хуа Сао;
  • обширными лесами, где можно послушать пение птиц;
  • бескрайними пастбищами, на которых пасутся коровы;
  • небольшими чайными плантациями;
  • пышной растительностью на лугах и полях;
  • многочисленными реками;
  • различными млекопитающими, например, слонами, которые приходят на водопой.

Очень популярными достопримечательностями на плато Болавен являются водопады и этнические поселения. Первые привлекают туристов своей живописностью и многочисленностью. Здесь потоки воды удивляют особой многогранностью: то они падают с огромной высоты (примерно 100 м), то плавно перетекают каскадом.

Самыми знаменитыми водопадами на плоскогорье являются Катамток, Таат Фан, Тат Ло, Кхон-папенг и другие. Здесь можно искупаться в прохладной и чистой воде, послушать ее звук, найти островок среди шумного потока или устроиться на пикник. Посещение некоторых объектов платное и составляет примерно $1 (5000 кип).

Многие водопады, расположенные на плато Болавен, не указаны на карте, и чтобы их найти, следует ориентироваться по указателям с надписью Lakе. Также во время экскурсии можно заехать в деревню, где туристов познакомят с местным бытом, дадут попробовать традиционные блюда и предоставят место для ночлега.

Особенности посещения

Водопады входят в состав различных экскурсий, цена которых составляет около $25 за одного человека. Если вы решите отправиться на плато Болавен самостоятельно, то имейте в виду, что удобней всего путешествовать на мотобайке.

По всему маршруту имеются места для заправки топливом и для парковки. Стоянка, кстати, платная и равняется примерно полдоллара (3000 кип). С собой в дорогу следует брать дождевики, удобную спортивную одежду и обувь, головные уборы и питьевую воду.

Как добраться?

Из города Паксе до плато Болавен можно доехать на автомобиле или мотоцикле по дороге №13, время в пути занимает до 2 часов. Это не всегда гладкая асфальтированная трасса, здесь бывает и грунтовка.

На юге Лаоса недалеко от города Паксе располагается живописное плато Болавен (Bolaven Plateau), которое характеризуется уникальным климатом.

Лаос. Плато Болавен на байке

Чем интересно плато Болавен? В основном, конечно, природой — водопадами и джунглями. На плато расположены аутентичные деревни различных местных племен, кофейные плантации, да и еще много чего, судя по карте маршрутов. Кофейных плантаций насмотрелись в разных частях Индонезии, а аутентичные деревни после деревень на Флоресе, и Сапе, вряд ли могут удивить. Поэтому внимание было сосредоточено в основном на посещении водопадов, хотя сезон был не самый подходящий (воды немного, зато нет необходимости ездить по полдня под дождем, как в окрестностях Сапы или рисовых террасах Гуйлиня)

Поэтому был выбран маршрут малый круг с посещение наибольшего количества водопадов, который значился как 180 км по плато. По факту пробег за 3 дня по этому маршруту, с заездами в пару-тройку деревень, подъездов к водопадам и прочее, составил 280 км.Вот такие развлечения встречаются по дороге, наверняка вечерами здесь многолюдно/ Дорога широкая — везде асфальт, трафик небольшой, больших перепадов высот нет, скорость от 55 до 70 км/час. Полиция видели только в Паксе, у кучка полицейских у участка, проводила нас лишь любопытными взглядами. Чтобы не пересекаться с туристами, которых с утра везут сначала к Tad Fan, поехали в противоположном направлении по маршруту по часовой стрелке.

По дороге обязательно — попробовать сок из сахарного тростника с лаймом

Tad Pasuam — первый водопад по дороге, рядом реконструкция традиционной деревни.Билет 5 000 кип с человека, 2 000 – байк.

Местный Пепелац, и конечно же здесь он деревянный

Импровизированный рынок у входа на водопад В этнической деревне, кроме построек представлены и местные ремесла

Tad Lo – два водопада верхний и нижний. – два водопада верхний и нижний. На верхнем за отдельную плату, можно на плоту проплыть по струями водопада. Вход на смотровую площадку – 3 000.

Верхний каскад Tad Lo Парень катает туристов на плоту под струями верхнего каскада

Нижний каскад – смотровая площадка — 2 000. Над ним место для купания и мытья местных жителей. Хотя туристы тоже встречаются.

Любимое занятие туристов и местных жителей сидеть в струях воды между каскадамиОбязательный вечерний ритуал, жители деревни идут со своими корзиночками, в которые мыло шампуни и предметы личной гигиены, к реке помыться и постирать вещи Транспорт местных крестьян Центральный перекресток деревниСудя по плакатам, в регионе много карстовых пещер, маршруты по которым так же предлагают туристам

Вокруг водопадов довольно много отелей, ниже по реке деревня с несколькими гестхаусами и хомстеями. В одном из них было решено остановиться. На утро были планы продолжить поездку по плато в сторону Tad Fan .

Нижний каскад водопада Tad Lo

Вечерние посиделки, в кафе гестхауса и LaoLao (местный настоянный на чем то самогон) внесли коррективы в эти планы. День прошел в полном релаксе – Lao Beer, гамак, купание в ваннах водопада, прогулки вокруг каскадов.

Кстати, несмотря на то, что это высокогорье и реки горные, вода в водопадах имеет температуру 28-29 градусов.

С утра посетили соседнюю этническую деревню и водопад Tad Suong и небольшую ГЭС под ним.В водопаде (в единственном по пути) не было воды, но это не помешало местным паковщикам взять с нас плату за парковку 3 000 , а потом на обратном пути клянчить билет обратно ( так поступают абсолютно все билетеры) хорошо сто за водопад не взяли а это еще по 5 000.

Ширина потока и высота водопада впечатляют, как и виды сверху. В сезон дождей наверняка картина совсем другая Небольшой храм притаился на верху водопада В сезон дождей водопад наверно очень красив ( к сожалению не сделали фото снизу тк близко не подъедешь охраняемая территория ГЭС.Типичный лаосский завтрак по дороге. Как всегда не обходится без ЛаоБир со льдом

Дальше долгая дорога через плато и вот первый съезд к Tad Young и Tad Fane. Tad Yuang – пожалуй самый впечатляющий из увиденных на плато водопадов. Вход – 10 000, байк – 5 000.

Вокруг водопада разбит парк со множеством тропинок и мостиков, через ручьи

На карте была тропинка от верха Tad Yuang , к подножию Tad Fane. И мы пошли. Вначале навигатор показывал метров 800, потом метров через 500 показал еще 1 500, по еле заметной тропинке по джунглям, да еще с перепадом высот порядка 80 метров. Хорошо, что вовремя одумались и вернулись.

Tad Fane – заметно разочаровал. Вход – 10 000, байк – 5 000. Смотровая площадка на территории дорогого отеля. Водопад — далеко, воды – мало.

Следующий Tad Thamchampy – очень душевное место с небольшими кафешками у парковки. Вход – 5 000, байк – 3 000.

В чаще водопада натянуты веревки с помощью, которых можно подплыть на плоту под струи водопад

По широченной трассе до города идут масштабные многокилометровые ремонтные работы, что сильно ограничивает скоростной режим. Только к вечеру добрались до Паксе.

По дороге в Паксе большое количество лавок с фруктами, апрель-май — сезон дуриана

Сдали байк и здесь же купили трансфер до Don Khon (4 000 островов) от отеля включая ферри до острова 65 000 с носа.

Вокруг водопадов довольно много отелей, ниже по реке деревня с несколькими гестхаусами и хомстеями. В одном из них было решено остановиться. На утро были планы продолжить поездку по плато в сторону Tad Fan .

Ночевки на плато Боловен

Ночевать можно в любом гостевом доме. Проблем с арендой не будет. Мест очень много на любой вкус.

Мы жили в бунгало, в настоящем бунгало из бамбука. Цена смешная – 7 долларов. Это бунгало, где мы остановились в первый день нашего путешествия.

Фото: одно из наших бунгало в Боловен

Фото: на фоне водопада

Ват Пху

До вата Пху можно добраться на мопеде или на велосипеде. Стоимость проката городского велосипеда в плохом состоянии — 12-15 тыс кип. Велосипедов в хорошем состоянии здесь не найти. До кхмерского храма 15 км. Можно доехать на плохом велосипеде. За храмом возвышаются красивые карстовые горы, заросшие зеленью.

Стоимость входа — 50000 кип, вместе с посещением музея.

ват Пху Лаос

Но можно зайти и посмотреть бесплатно, с бокового входа для местных, слева, в 1 км от центрального.

Храм неплохо сохранился. Центральное здание находится на горе, до которой нужно дойти по крутым ступенькам.

Оттуда прекрасные виды. Желательно остаться до заката — весьма красиво.

Неподалеку от этого кхмерского вата есть еще несколько, не таких больших. Имея в запасе немного времени (а не как у меня — 2 часа) и используя мопед, можно осмотреть все за 1 день.

Но можно зайти и посмотреть бесплатно, с бокового входа для местных, слева, в 1 км от центрального.

Путешествие длиною в жизнь

– купите в аптеке пару тканевых повязок-масок – очень пригодится от пыли.

Путеводитель по половине мира

В каждой деревне какое-то свое производство.

Многодневная программа Паксе — плато Болавен — Ват-Пху — 4000 островов — Паксе (3 дня)

Благодаря географическому расположению, плато Болавен отличается уникальным климатом. Здесь намного прохладнее, чем во всем регионе, что создает благоприятные условия для местной растительности — это, пожалуй, одно из самых зеленых мест в Лаосе.

Путешествие в Лаос. Водопады плато Болавен…

Мечта увидеть водопады засела во мне давно… Прелюдией было путешествие по северному Лаосу шестилетней давности.

Вьентьян, Ванг Вьенг, Паксе (центральный и южный Лаос).

О водопадах плато я услышал от веселой и немного пьяной группы бекпекеров, сгрудившихся на юте слоубота, державшего свой курс по течению спокойного Меконга в Луангпрабанг в октябре 2014 года… И с тех пор из мечты это превратилось в непреодолимое желание, собственно, как и любое другое… в неизведанные мною места ЮВА.

Исколесив за это время страны почти всего Юго-восточного Азиатского региона я, наконец то, добрался до путешествия по Лаосу.

Маршрут по Лаосу

В маршрут по Лаосу вошли: Вьентьян, туристическая деревушка Ванг Вьенг и далее предстоял 13-ти часовой переезд в столицу южного Лаоса, Паксе, откуда планировалось арендовать скутер и отправиться в круиз по плато протяженностью около 400 километров.

Как всегда, приземлившись в Бангкоке, а большинство моих маршрутов начинается именно с города Ангелов, я сел на метро и полетел над городом до станции Маккасан ‒ там находится стыковка с подземной веткой, ведущей до центрального железнодорожного вокзала столицы Хуа Лампонг.

Там, перед тем как заселиться в гест, я хотел заранее купить билеты на ночной плацкарт до приграничного с Лаосом Нонг Кхая. Билеты обошлись мне в 900 бат. Поезд стартовал через три дня в 20.00 с 5-ой платформы. Три дня ушли на визит к шаману аджану Кобу в Аюттайе.

Тайский плацкарт довольно комфортный поезд, чистый и модернизированный по последнему слову… Ну, а заправляющие вам постель тайские проводники приводят в шок, вежливо принося к ночи подогретые одеяла, т.к. вагонные сплит-системы работают на совесть. В общем, к раннему утру следующего дня, поезд прибывает к границе с Лаосом, и я уже к обеду, преодолевая знакомую процедуру заполнения и переходов приграничного контроля, еду по мосту Дружбы через широкий Меконг, разделяющий две страны.

Заселяясь в одну из многочисленных гостиниц вялотекущего Вьентьяна, сразу арендую байк и еду осматривать достопримечательности, заранее забитые в мой пешеходник Гармин.

Надо успеть как можно больше, у меня перед отъездом в Ванг Вьенг всего день, график плотный…

Замечу сразу, что подробное описание будет приоритетно только непосредственно для участка водопадов плато Болавен, т.к. весь маршрут очень объемный и требует отдельного рассказа… Буду отмечать лишь значительные, с моей точки зрения, моменты…

Посетив храмы Лаоса и арку Путасай, я пообедал, и рванул в Будда-парк за 25 км от города вдоль по течению Меконга. А вечером в гесте карма столкнула меня с одним неординарным челом ‒ звали его Павел, и как выяснилось это был довольно известный гид по Лаосу и Мьянме в русскоязычном пространстве. Проболтали мы до утра и условились встретиться в Ванг Вьенге через день. Он уезжал раньше на каком-то драндулете, купленном за дешево накануне.

Утром следующего дня меня забрал из геста мини-бас и через четыре часа, минуя горные серпантины, я подъезжал к Ванг Вьенгу…

Что сказать о Ванг Вьенге ?!

Побывать здесь стоит, хотя бы один раз, это очень красивое место! Оно поражает своей уникальностью и первобытной новизной!

Посетив все, что только можно объехать на байке и излазив местные возвышенности, я купил билет Ванг Вьенг-Вьентьян-Паксе и через 3 дня, утром отправился к следующей точке моего трипа.

Путь от Вьентьяна до Паксе прошел довольно безболезненно… Проснувшись часов в 5 утра и обнаружив, что мои соседи сошли где-то ночью, я, развалившись на втором этаже слип-баса, устроился у огромного лобового стекла и начал впитывать достопримечательности.

В Паксе мы въехали в районе обеда в самое пекло… Пришлось взять тукера и ехать в центр на улицу, где находились основные конторы аренды байков.

Короче, благодаря азиатской волоките неторопливости и бюрократии, стартовал я часа через два и после выезда из города (примерно километров через 10) увидел указатель заезда на первый водопад.

Сказать, что это зрелище завораживает, гипнотизирует, приводит в ступор ‒ это не сказать ничего… На воду и огонь можно смотреть долго. На водопады Болавена ‒ БЕСКОНЕЧНО!

После первого водопада Лаоса я решил заехать на плантации местного кофе. Небольшой городок Паксонг — здесь выращивают великолепный сорт Робусты (климат плато помогает) … И здесь же можно его приобрести и снять пробу.

В первый день я объехал около 10 водопадов и после 200 км пробега выбился из сил. Вечерело и надо было искать жилье, но это была не «БУКИНГ.комовая» зона покрытия, поэтому поиск в интернете ничего не дал…

Видно БУДДА сжалился над уставшим русским бекпеккером на свистящем подшипником японском мопеде и… на въезде в очередной поселок нарисовалась реклама местного геста (неучтенного во всемирной паутине).

Я въехал в широкий двор и сразу снял рюкзак, который настолько исправил мою осанку, что весь оставшийся вечер я проходил с вывернутыми назад плечами…

Я устал настолько, что сон переборол голод, и приняв «лаосский душ» мгновенно провалился в нирвану.

Отъезд был ранним… Я попрощался с хозяевами и поехал не спеша по маршруту, который уже закруглялся на северную границу плато. Там по пути, было еще несколько каскадных водопадов, но не таких больших как предыдущие, но тоже запоминающихся!

Утром деревни оживали, ученики в национальной форме и пионерских галстуках спешили в школы. Крестьяне убирали рис…

И все поголовно пялились на меня как на чудо… А если мне приходилось делать остановки, то я превращался в музейный экспонат.

Добравшись до Паксе я сдал мопед и пошел искать автовокзал, с которого можно было добраться до Бангкока. Переезд обошелся мне в 950 бат и 15 часов дороги с неугомонной тайкой по соседству. Короче, в Тай я приехал в 4 часа утра на автовокзал Мочит, совершенно убитый и добравшись на первом метро до гостиницы, в район Ратчатеви, завалился спать.

Далее было недельное пребывание в родном Бангкоке, но это уже другая история…

Автор статьи: Олег Басов ‒ организатор туров по Азии

Добравшись до Паксе я сдал мопед и пошел искать автовокзал, с которого можно было добраться до Бангкока. Переезд обошелся мне в 950 бат и 15 часов дороги с неугомонной тайкой по соседству. Короче, в Тай я приехал в 4 часа утра на автовокзал Мочит, совершенно убитый и добравшись на первом метро до гостиницы, в район Ратчатеви, завалился спать.

Красоты Лаоса – водопады плато Болавен и храм Ват Пху.

С утра отправился решать подвисшие вечером вопросы. С обменом получилось быстро – обменник нашёлся в 50 метрах от гостиницы, курс – 8420 кип за бакс. Зато с автобусом не было ни хрена понятно. Предложений было много, но у всех – какие-то сильно разные и по цене, и по времени в пути, начиная от явно лживых довезти до Хюэ за 8 часов, и заканчивая депрессивными двенадцатью. Но самое главное – не было ни одного варианта ночного буса, прочитав о котором на форуме Лонли плэнет, я построил нашу логистику перемещений. Все, что предлагалось, выезжало в районе 6-7 утра, таким образом отжирая у нас день. Тем временем дело шло к полудню, и дальнейшее соплежуйство могло привести к бездарной потере ещё одного дня, поэтому оставил окончательное решение на завтра и пошёл через дорогу в прокат байков.

Тут надо начать издалека – в процессе подготовки, ещё весной предварительно читая отчеты, понял, что с арендой машин в Лаосе, мягко говоря, не очень. А во Вьетнаме до последнего времени вообще не давали машину напрокат без вьетнамских прав (сейчас, правда, появилась инфа, что МВУ стали признавать, но полной уверенности нет). Зато мотобайки можно взять в аренду на каждом углу, стоит это не в пример дешевле, и лично мне сулило некий новый экспиренс и скиллы. Поэтому в начале лета я записался на обучение на категорию А, а заодно и загнал туда сына. Моё обучение в одной из нижегородских автошкол, из-за распиз. ва которой я так и не успел получить права, и то, как у них поставлен учебный процесс – тема отдельная, может, я и сподоблюсь написать когда-нибудь наполненное лучами поноса эссе. Как бы то ни было: необходимые навыки я приобрёл, заодно освежив в памяти ПДД, а к отсутствию у клиента прав в Лаосе относятся философски (господи, да всем насрать!). Поэтому без проблем были взяты в аренду два полуавтомата Honda Wave по 65000 кип (меньше 8$) за каждый. Кстати, замечу по интересовавшему меня вопросу безопасности – к байку выдают специальный замок в качестве противоугонки, а то я подумывал привезти тросик из дома.

Залив на ближайшей заправке полные баки (аж 3 литра влезло!), мы двинули в сторону плато Болавен. Плато – живописный уголок Лаоса, заросший лесами, с многочисленными речками и водопадами. В отношении него доступно три степени фанатизма: вариант лайт – однодневная экскурсия с посещением ближайших (они же самые красивые) водопадов; промежуточный вариант – сделать малый круг по плато (примерно 240км), посмотрев полтора десятка, и для фанатов – большой круг с осмотром всех каскадов, число которых приближается к тридцати. Мой изначальный план был рассчитан на малый круг с ночевкой, но неясность с ночным автобусом побудила ограничиться лайтовой поездкой.

На карте: 1. Здесь 4 первых водопада в радиусе трёх километров. 2. Водопад Pha Suam. 3. Храм Ват Пху.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Накануне решил съездить на вокзал, и попробовать ещё раз разузнать насчёт автобуса там. Отдельной сложностью было понять, с какого именно вокзала идут автобусы во Вьетнам – в Паксе не меньше пяти разнообразных автостанций. После долгих поисков в интернете понял, что автобусы отправляются с Северного терминала, который находится в 7 км от города. В итоге всё это нагромождение каких-то трудностей с билетами меня так достало, что, когда мне на глаза попалась вывеска известной Pakse travel, я мысленно плюнул, зашёл внутрь и купил билеты на sleeping bus в Хюэ на следующее утро. Цена вопроса – 210000 кип с носа.
В прокате моциков какая-то сволочь с утра пораньше уволокла наши вчерашние полуавтоматы, в наличии остался только один, и пришлось брать его, и ещё автомат (который стоит почти вдвое дороже). Сегодня едем в храм Ват Пху неподалёку от городка Тямпасак. У жены за этот храм были ко мне дополнительные предъявы – на фотографиях объект выглядел абсолютно невразумительно (как, впрочем, и болавенские водопады), слава богу, что на деле всё оказалось по другому. На сей раз надо пересечь Меконг по мосту прямо в Паксе, и ехать в сторону камбоджийской границы по другой стороне реки примерно 40 км до места. После вчерашнего мы уже опытные байкеры, поэтому доезжаем быстро и без каких-либо приключений. Единственное неудобство – каски мы забирали тоже последние, и одна из них – ну полное дерьмо, постоянно под воздействием встречного ветра съезжает на затылок. Перед тем, как попасть к храму, проезжаем насквозь городок Тямпасак, про который я с удивлением узнаю, что это древняя столица одного из королевств первого тысячелетия. По виду – деревня деревней.

На фото – котэ и игра в шашки пивными крышками.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Пройдя между двумя храмами, имеющими явное сходство с храмами Ангкора, дорога, мощёная жёлтым кирпичом камнем, начинает потихоньку забирать вверх, превращаясь в каскад лестниц под изумительно фотогеничными деревьями. Не будучи ботаником, не смог их опознать, но сведущий человек сделает это без труда. Почему-то без листьев, но с бело-жёлтыми цветками с дурманящим запахом, эти деревья выглядят, словно декорация к фильму в жанре фэнтези. (Извиняйте, но навыкладывал про них целую кучу фотографий, уж очень они мне нравятся :))

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Минибас, сцука, конечно же, опоздал. Но не очень сильно, понервничать мы успели в разумных пределах. Отвёз нас на автостанцию, где уже вовсю грузился наш автобус. Это было наше первое знакомство с настоящим sleeping bus (ночной переезд из Уюни в Ла Пас в Боливии не в счёт). Дебютное рандеву оказалось не очень (впрочем, поняли это мы позже). Главная претензия к автобусу – то, что спальные места были какими-то укороченными. Даже наше семейство почти что хоббитов, и то упиралось ногами, что не позволяло нормально вытянуться во всю длину и выпрямить ноги. Мелкие лаосцы – не в счёт, им и так ништяк, а вот единственный, кроме нас, белый ростом 180+ был вынужден всю дорогу ехать, закинув ноги на спинку переднего сиденья. Не представляю, что бы он делал, если бы автобус был полон. Ещё из минусов – автобус старый, спинки не регулируются, а это – одно из главных условий для удобства расположения. Но в целом жить было вполне можно, с тем и поехали, тронувшись всего лишь на 20 минут позже срока.
По дороге во Вьетнам из Паксе автобусы делают большую петлю на север, связано это с гораздо худшим качеством дороги на, казалось бы, заметно более коротком маршруте. Проехать нам предстояло почти 600 км и даже оптимистичный гугл закладывал под это дело 9 с лишним часов. При этом он, конечно же, не знал, что у водителя и всей его шайки команды есть свои способы подзаработать за счёт доставки попутного груза. Как следствие, мы то и дело останавливались, чтобы загрузить всякую херню – от одиночной коробки до штабеля мешков с рисом. Первую половину дня мы благополучно продрыхли – сказался ранний подъём. Потом стали таращиться в окно, я писал отчёт, в общем, старательно убивали время и незаметно около 16 часов прибыли на погранпереход Лао Бао. Здесь опять возник вопрос с денежкой за штамп – доллар, или 10 000 кип. Я было собрался поупираться, но специально обученные люди, собирающие дань, молча показали мне на установленный тут же большой плакат, из которого следовало, что усилия пограничников в выходные дни, и в нерабочее время должно стимулироваться именно такой суммой. Сегодня как раз была суббота. Плохо – я старательно слил почти все кипы, а мелких долларов не было. Отдал 10 000 кип, и протянул 10 баксов. Увидев, что мне собираются сдать сдачу кипами, я быстренько отобрал червонец, всем своим видом давай понять, что кипы мне в дальнейшем вряд ли пригодятся. Это оказалось тактически правильным – порывшись в ящике с деньгами, мужик баксов не нашёл и махнул рукой – иди, мол, так. Вьетнамские погранцы, сидящие на этом переходе попарно в одних будках с лаосскими, в неурочное время трудятся бесплатно, и, должно быть, люто завидуют коллегам.

После границы характер деятельности водилы и его команды изменился – теперь автобус остановился почти сразу после границы, а в салон вместо всякого говна, как было в Лаосе, начали ящиками таскать Heineken, Джонни-прогульщика и прочий алкоголь. Я надеялся только, что это всё не надо будет разгружать до того, как мы прибудем на место. Накаркал. Около 18 часов автобус остановил летучий пост то ли таможенников, то ли полиции, и устроил тотальный шмон с выгрузкой и вскрытием всего, что они напихали внутрь. Два часа потерянного времени. Я только матерился сквозь зубы. В довершение всего, так как автобус шёл дальше, в Дананг, нас высадили на объездной Хюэ, примерно за 15 км до места назначения. Такси в центр стоило ещё 300000 донгов. В итоге дорога заняла 14 часов.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Загляните в гигантские кувшины

Недалеко от города Пхонсаван лежат на земле тысячи каменных кувшинов в человеческий рост. До сих пор непонятно, кто оставил после себя исполинские горшки – древние короли или великаны, устроившие пирушку с рисовым виски лао-лао. Еще и историки подбрасывают дровишек в огонь: мол, найденные украшения и кости указывают на то, что кувшины служили погребальными урнами.

Гуще всего усыпана артефактами Первая площадка, где сохранилось более двухсот кувшинов во главе с шеститонным Царем. Заходить за кирпичики с надписью MAG опасно: во времена тайной войны американские самолеты щедро засыпали долину с воздуха бомбами. В окрестностях Пхонсавана полно воронок от многочисленных взрывов и пещер, где местные прятались от налетов.

Гуще всего усыпана артефактами Первая площадка, где сохранилось более двухсот кувшинов во главе с шеститонным Царем. Заходить за кирпичики с надписью MAG опасно: во времена тайной войны американские самолеты щедро засыпали долину с воздуха бомбами. В окрестностях Пхонсавана полно воронок от многочисленных взрывов и пещер, где местные прятались от налетов.

Петляя по плато Болавен

Плато Болавен на юге Лаоса – идеальное место для тех, кто любит небольшие и не слишком обременительные путешествия на мопеде или мотоцикле. По нему легко сделать круг – или петлю, как любят говорить англоязычные бекпекеры, катясь на двухколесном друге по неплохим дорогам (за исключением одного куска) в окружении прекрасных и разнообразных пейзажей. К тому же, одни из самых впечатляющих во всей стране водопадов сконцентрированы в этом регионе. И наконец, на плато можно увидеть жизнь местных практически без туристического налета, причем в большинстве случаев не отклоняясь от основного маршрута.

Чтобы устроить себе это мото-приключение, надо иметь в запасе хотя бы 5-6 дней, арендовать в Паксе мотоцикл, взять маленькие рюкзаки, оставить ненужные вещи в камере хранения при отеле за незначительную плату, поменять доллары на кипы (с обменом денег на плато непросто) – и выехать на трассу № 20. Она начнется почти сразу же после пивного завода Beerlao и встретит вас пышной зеленью.

Первый пункт, до которого вы доберетесь часа через 3-4, если поедете по часовой стрелке, – водопад Тат Ло.

Это место достойно внимания и само по себе, так что если у вас всего пара дней вместо пяти, то без сомнения отправляйтесь туда. Единственное, стоит помнить, что на выходных здесь довольно много отдыхающих из Паксе.

В маленькой деревушке при водопаде 6-7 отелей, причем на любой вкус и кошелек: дешевые хоумстеи, где вам сдадут комнату за 20 тысяч кип (туалет общий), популярный у бекпекеров Palamei Guesthouse, дорогой Tadlo Lodge со своими слонами, и не самый дешевый, но очень приятный Saise Guest House – в нем мы и жили. Его прелесть в том, что он, в отличие от остального жилья, находится по другую, дальнюю сторону водопада, за маленькой речкой, в которую водопад впадает. В нем не номера, а бунгало, стоящие на приличном расстоянии друг от друга в джунглях, поэтому “соседей” вы увидите или услышите вряд ли – зато шум падающей воды будет с вами круглые сутки. А с террасы ресторана открывается лучший вид на сами каскады, окруженные высокими деревьями.

Представьте наше изумление, когда мы только приехали и ждали обед, глядя на потоки воды, – и вдруг увидели заходящего в воду слона – одного, без людей (см. пред. фото)! Он искупался, походил и скрылся. Только потом мы узнали, что он не дикий, а “прописан” в Tadlo Lodge.

Там их всего три, мы еще не раз их видели.

Хотя Тат Ло – далеко не самый высокий и мощный водопад Лаоса, но он очень живописный и умиротворяющий. Здесь так и хочется остаться подольше. Тем более что заняться есть чем. Можно купаться в водопаде – и вверху, и внизу, забраться “внутрь” него – на островок между потоками воды, понаблюдать за купанием слонов

и исследовать окрестности.

Здесь неплохие возможности для трекинга: довольно много маршрутов, есть деревни с племенами, работает информационный центр, который и организует эти походы на несколько часов и на день за небольшую плату.

Что приятно, для трекинга необязательно иметь гида: начало основного маршрута обозначено в верховьях водопада. Дальше надо идти еще выше, ориентируясь на то, что водопад и река, из которой он вытекает, должны быть по левую руку. Впереди же как указатель возвышается гора, с вершины которой падает очередной каскад – он и является венцом этого трека (если ничего не путаю, он называется Tat Suong).

Общую карту местности, кстати, можно взять в информационном центре.

Тропинка идет по деревням, посреди которых стоят хижины для совершения ритуалов (многие племена – анимисты).

Пару раз выходит к ледяной речке, в которой в некоторых местах можно искупаться голышом.

затем вьется и иногда теряется среди кофейных и банановых плантаций и выжженных солнцем полей. Путь к подножию горы с водопадом и мостом на другую сторону реки занимает около двух часов, обратно – по асфальту по другой стороне реки – немного быстрее.

На всю прогулку стоит заложить 3-4 часа.

Еще на въезде в деревню Тат Ло есть кофейня, которую держит белый, а кофе (естественно, местного происхождения и специальной обжарки) готовит вручную его подруга-лаоска. Это целый ритуал – тоже сойдет за самостоятельное развлечение. В Тат Ло мы провели два или три дня.

А потом рано утром поехали в Секонг.

По пути заглянули в храм вдоль дороги с кладбищем в типичном лаосском стиле: местные хоронят покойников в ступах, держа сожженный прах в банках за стеклом.

Перекусили арбузом, купленным у улыбчивого семейства.

Когда оказались в Секонге, то поняли, что делать здесь особо нечего: пыльная деревня вдоль трассы (если здесь и было что-то интересное, то все разрушили бомбардировками во время вьетнамской войны), никто почти не говорит по-английски, с подходящей едой напряг, с жильем тоже. Заглянули на местный рынок с музыкой, там и поели – купили шпажки из рыбного фарша (разные на вид, но одинаковые на вкус) и жареный рис.

Решили, что успеем до темноты доехать до Аттапу (Attapeu) – самой дальней точки нашей поездки, города, расположенного неподалеку от границы с Вьетнамом. Успели, но только-только.

Очень жаль, что у меня нет ни одной фотки этого города. Он отличается от других городов Лаоса: в нем нет привычных колониальных кварталов, зато есть коммунистический размах. Центральный квартал – огромную площадь, фонтаны, аллеи и какой-то дворец советов – только-только отстроили (когда мы были, даже еще не все открыли), все сверкает и поражает масштабом и новизной. Очень вероятно, что все это построили вьетнамцы – в городе видно их влияние. Аттапу отличается от других городов еще и тем, что он не сонный и тихий, а оживленный и можно даже сказать деловой. Кстати, здесь мне в продуктовой лавке встретился русскоговорящий лаосец, здесь был один из лучших массажей (где именно – объяснить невозможно, так как названия есть лишь у трех основных улиц), и свадьбы здесь гуляют прямо в центре города дольше, чем работают дискотеки.

В окрестностях Аттапу много кофейных плантаций, возделываемых вьетнамцами,

горы, в которых проходила тропа Хошимина,

и русская ракета – теперь уже памятник, стоящий в деревне Па-Ам.

В гесхаузе при выписке мы встретили пару бодрых американских пенсионеров – они делали “петлю” по плато на велосипедах! Пообщавшись с ними, мы осознали, что нас ждет самый тяжелый участок пути: еще не асфальтированная дорога в горах, начинающаяся в Ban Bengkhua Kham (47 км от Аттапу) и заканчивающаяся почти перед самым Паксонгом. Это сплошные камни разного калибра и на них – слой красного песка.

(на фото – дорога уже в деревне, сразу после поворота, в горах было гораздо хуже, но эти фотки дают хоть какое-то представление.)

И так – на протяжении 70 км, без бензозаправок и человеческого жилья. Когда мы по ней ехали и переживали за тоненькие колеса нашего мотоцикла, иногда чуть не падая, я все время представляла среди этих огромных тропических гор двух людей на велосипедах. Возможно, сейчас там уже приятно лететь с ветерком по новенькому асфальту – год назад эту трассу в некоторых местах начали строить.

Через 34 км после поворота в Ban Bengkhua Kham вы найдете в горах еще один водопад, на который стоит посмотреть. К нему ведет небольшой указатель – Nam Tok Katamtok. Завернув по нему в лесок и почти сразу оказавшись на смотровой площадке, сквозь дыру в деревьях вы увидите глубокое и широкое ущелье – как будто большой провал, а на другой стороне, довольно далеко – длинную мощную струю воды, разбивающуюся о камни внизу и разлетающуюся в радужную пыль. Завораживающее зрелище.

Любуясь этим чудом природы высотой более чем 100 м, можно передохнуть и перекусить – добрые люди построили на смотровой площадке пару столов и скамьи.

Последний пункт, где мы ночевали на плато, – деревня Паксонг, известная тем, что в ее окрестностях производится очень много кофе. Конечно же, здесь есть кофейни, а в простых кафе продаются упаковки обжаренного кофе в зернах. На плантации мы не поехали, так как видели их уже достаточно, а на следующий день отправились прямиком к самому знаменитому и самому высокому (120 м) водопаду страны – Тат Фан.

Он похож на китайские фотообои – кажется, что в реальности таких красивых водопадов, окруженных тропической зеленью, не бывает. Единственный его минус – так как он находится неподалеку от Паксе, уже есть ощущение чего-то туристического: вход, заборы, персонал, таблички. Но все равно людей немного (интересно, что сюда приезжают тайцы), и можно побродить по окрестностям, забраться на вершину водопада,

заглянуть, если не страшно, вниз, потом спуститься к подножию и посидеть в приятной прохладе, наблюдая за бесконечно падающей водой.

А потом еще два часа – и круг замкнулся: мы спустились с плато и вернулись в шумный и жаркий Паксе, грустя, что приключение кончилось, и одновременно радуясь привычному городскому укладу, большому выбору ресторанов и особенно хорошему массажу – постоянные переезды на мотоцикле с рюкзаком за спиной дает о себе знать.

Конечно, на плато можно провести гораздо больше, чем шесть дней – там есть что посмотреть и чем заняться. Просто у нас этого времени не было.

(данные на конец декабря 2012 года, делайте поправку на это)

Вместе по миру

Мы отправились на изучения всего этого самостоятельно, выехав из Паксонга автостопом в сторону водопадов:

[flat_ab id="3"] Ссылка на основную публикацию