Как предохранялись наложницы в гареме Султана: факты, интересно знать

Молодая? Танцуй, пока можешь

Танцев было много. Наложницы танцевали до тех пор, пока оркестр в прямом смысле не падал от огромной усталости. Документы ясно свидетельствуют, что женщины разучивали примерно 20 типов разных танцев. При этом все они были с нагрузками.

Как во время репетиций, так и в танце перед султаном наложницы имели на себе тяжёлые браслеты на лодыжках и запястьях. Также на них могли быть надеты ожерелья. Иногда в руках девушки держали гранаты, апельсины и прочие фрукты. Если танцевать в таком наряде пару раз в неделю – это гарантирует незабываемый эффект.

Ещё одним типом физических нагрузок было плавание. В гареме насчитывалось 3 больших бассейна. В XV столетии уже присутствовали первые элементы аэробики в воде: наложницы становились парами и занимались растяжками. Именно возле бассейна султан наблюдал за своими жёнами и выбирал себе ту, которая будет ночью его ублажать. Танцы, плавание, бег не были сверхэнергозатратными упражнениями. Поэтому и эффективность их была на высоком уровне.


Ещё одним типом физических нагрузок было плавание. В гареме насчитывалось 3 больших бассейна. В XV столетии уже присутствовали первые элементы аэробики в воде: наложницы становились парами и занимались растяжками. Именно возле бассейна султан наблюдал за своими жёнами и выбирал себе ту, которая будет ночью его ублажать. Танцы, плавание, бег не были сверхэнергозатратными упражнениями. Поэтому и эффективность их была на высоком уровне.

Гарем был госаппаратом

Гарем также был важным, хоть и неформальным, государственным органом. Известно, что иной раз обитательницы гарема имели такое сильное влияние на султанов, что даже вмешивались в государственные дела.

А период с 1550 по 1656 годы и вовсе известен под названием «Женский султанат» — в это время целая череда женщин оказывала большое влияние на государственные дела Османской империи. Период, правда, ознаменовался постепенным упадком государства, но, разумеется, это было просто совпадение.

Вот, например, султан Ибрагим I (1640-1648 гг.) питал слабость к тучным женщинам. Невольниц, обладающих выдающимися размерами, разыскивали по всей империи и привозили в султанский гарем, где заставляли вести малоподвижный образ жизни и объедаться сладостями, чтобы они поправились ещё сильнее. Вес красавиц гарема Ибрагима варьировался в пределах 114-220 кг. Любимая наложница Ибрагима Шекер Пара («Сахарок») была внушительной дамой весом около 230 кг.

Секреты султанского гарема: «Как наложниц готовили к ночи любви»

Какие ассоциации возникают у нас при упоминании гарема? Красивые девушки, сидящие на софах и пьющие шербет, сауны, где наложницы натирают себя ароматическими смесями, дорогие украшения, битва, в которой сотни красавиц сражаются за внимание повелителя. Это место, пропитанное негой, очарованием, соблазном, женскими флюидами и ароматом мускуса.

Пока мы изо всех сил соревнуемся с мужчинами за равные права, иногда забывая о своей сути, женщины востока относятся к мужчине как к повелителю. Они пользуются древними техниками, которые услаждают мужчин и надолго превращают их в рабов любви.

Предлагаю перенестись на несколько веков назад, во времена процветания Великой Османской Империи и посмотреть на жизнь гарема изнутри. Давайте приоткроем завесу тайны и возьмем несколько уроков подготовки к близости и развития привлекательности у наложниц султана.

Слово «гарем» означает тайное, недоступное и закрытое. Действительно, место, где обитали наложницы и жены султана, было закрыто для всех, кроме избранных членов султанской семьи.

Турецкий летописец Дурсун-Бей однажды написал: «Если бы солнце было мужчиной, то даже ему было бы запрещено заглядывать в гарем».

Самым знаменитым гаремом был дворец Сераль, расположенный в Стамбуле. Он состоял из 400 просторных комнат, где проживало более двух тысяч наложниц. Дворец был размером с небольшой город в окружении высоких стен. Обитательницей этого рая могла стать только настоящая красавица, прошедшая строгий отбор.

В гарем султана никогда не попадали случайные девушки. Существовал специальный план, согласно которому выбиралось определенное количество блондинок и брюнеток. Больше всего восточные падишахи ценили бедра и талию. Идеальным соотношением считалось 2/3 (талия/бедра).

Разница между объемом талии и бедер должна была составлять около тридцати сантиметров. А вот груди и рост девушек были второстепенными показателями. В особом почете была славянская красота.

Девушек отбирали не только по внешним критериям. Будущая наложница должна была быть умна. Кандидатки, которым посчастливилось попасть в гарем, проходили тщательный медицинский осмотр.

Девушки, отобранные для служения султану, проходили специальное двухлетнее обучение. Учили их калфы – старые, умудренные опытом рабыни. Будущие наложницы учили язык, основы Корана, литературу, поэзию, каллиграфию.

Изучали стихосложение и игру на музыкальных инструментах. Девушки постоянно поддерживали физическую форму, много времени уделяя танцам. Одалиски досконально изучали придворный этикет, учились подавать кофе и сладости, набивать трубку и вести беседы с султаном.

На втором году обучения жительницы гарема изучали искусство ухода за собой. Готовили маски и специальные ароматические составы, наносили макияж. Учились правильно одеваться и подбирать украшения.

Все девушки изучали танец «Ракс шархи». Это нечто среднее между танцем живота и стриптизом. Этот танец возбуждал любовное настроение и желание султана.

Затем они осваивали тонкости интимной гимнастики, которую мы называем вумбилдингом. По окончанию обучения, каждая девушка проходила экзамен. Помимо танцев, стихосложения и правил этикета в экзамен входило несколько очень пикантных упражнений.

Упражнение первое: нефритовое яичко. Девушку усаживали на скамейку с отверстием. Ноги широко разводили, а во влагалище испытуемой закладывали нефритовое яичко небольшого размера, к которому были прикреплены несколько нитей. Девушка должна была сжимать мышцы так, чтобы нити порвались, когда за них тянули.

Упражнение второе: танец «Ракс шархи». В чашу наливали 100 мл окрашенной жидкости. Девушка впрыскивала жидкость в свое лоно и танцевала. Танец длился в течение получаса. За это время будущая одалиска не должна была потерять ни капли жидкости.

Если все испытания были пройдены успешно, она становилась законной жительницей гарема.

По Золотому пути

Недостаточно было просто попасть в гарем. Можно пробыть там несколько лет и так и не удосужиться приглашения в султанскую спальню. Перед султаном ежедневно красовались сотни прекраснейших, соблазнительных девушек.

Но удача улыбалась лишь немногим. Чтобы обратить на себя внимание падишаха, наложницы тщательно ухаживали за собой. Одевали самые красивые платья, по несколько часов в день тратили на макияж. Тренировали походку и осанку, учились соблазнять одним только взглядом.

Если падишаху приглянулась одна из рабынь, она получала приглашение в султанские покои. Девушки очень старательно готовились к интимной близости с султаном, ведь от их умений зависело, повезет ли им снова.

Путь от общей спальни до покоя повелителя назывался Золотым. Чтобы пройти по нему, девушка проходила целый ряд ритуалов красоты.

Одним из самых главных ритуалов ухода за собой для наложниц являлся поход в хамам (баню). Девушки купались в воде, настоянной на лепестках гибискуса и фиалок. Это средство не только смягчало кожу, но и наполняло ее тонким ароматом. Затем на волосы и кожу наносилась маска из глины.

Перед походом в сауну девушки удаляли волосы со всех частей тела с помощью специального крема. В его состав входили яйца, мед и лимонный сок.

В те времена пилинг восточным женщинам заменяло кесе. Распаренную кожу наложницы массировали жесткой шелковой варежкой. Такая процедура позволяла удалить омертвевшие клетки кожи и делала ее мягкой, как у ребенка.

Тело, достойное султана

После мытья мылом волосы становились жесткими. Чтобы смягчить их, османские красавицы использовали крем для волос из цветов мальвы. Во дворец ежегодно доставлялись сотни килограммов этих цветов.

Восточные красавицы тщательно ухаживали за своими волосами. Готовили маски из хны и перемолотой скорлупы грецких орехов. После такой маски шевелюра росла очень быстро.

Чтобы тела наложниц оставались упругими и молодыми, на их кожу наносили маски из глины с настоями цветов и трав.

После тщательного купания распаренное тело девушки готово к массажу. Специально обученные служанки расслабляли мышцы и тела наложниц в преддверии ночи любви.

Распаренная кожа быстро затвердевает и морщится. Поэтому кожу девушек после хамама намазывали маслами. В оливковое или кунжутное масло добавляли несколько капель ароматического масла. Летом обычно добавляли масло фиалки или розы, а зимой – гвоздики.

Перед сном красавицы умывались розовой водой. Она смягчает кожу и разглаживает морщинки. Масло турецкой розы до сих пор используют при изготовлении элитной косметики.

Перед походом в опочивальню султана, наложницы наносили макияж. Особое внимание уделялось глазам. Чтобы глаза поразили сердце падишаха с первого взгляда, девушки рисовали стрелки сурьмой с примесью золы.

Чтобы придать губам алый оттенок, восточные женщины жевали бетель – пасту с перцем, известью и семенами льна. Освежить дыхание накануне ночи помогали палочки корицы.

Распалить желание избалованного женским вниманием султана было не так легко. Каждая девушка старалась подчеркнуть свои лучшие черты. Закончить образ помогали рисунки из хны. Рабыни-художницы рисовали на телах одалисок узоры.

Ими покрывали кисти рук, лодыжки, заднюю часть шеи или ключицы. Иногда их наносили на нижнюю часть поясницы или под пупок, рисуя тропинку к удовольствию.

В отличие от христианства, в исламской религии удовольствие от интимной близости не считалось грехом. Но Коран запрещал анальный, групповой и однополые отношения. Поэтому, представляемые многими европейцами оргии и лесбийские утехи между скучающими наложницами, скорее всего, были сказочной выдумкой.

Распалить желание избалованного женским вниманием султана было не так легко. Каждая девушка старалась подчеркнуть свои лучшие черты. Закончить образ помогали рисунки из хны. Рабыни-художницы рисовали на телах одалисок узоры.

О ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ В ЧЕТЫРЕХ СТЕНАХ

Видеть женщин султана не могли другие мужчины, кроме родственников и евнухов. Однако жительницы гарема покидали пределы дворца и спокойно передвигались по Стамбулу и даже выезжали за его пределы. Роксолана сопровождала мужа на охоту, отдых и регулярно наведывалась в провинции, где служили наместниками ее сыновья. Еще чаще султаны начали путешествовать в 17—18 веках. Мать Мехмеда IV, Хатидже Турхан (украинка Надя), сопровождала сына во время похода на Каменец-Подольский и Хотин 1672—1673 годов, а жена Гюльнуш (гречанка Евгения) была с ним рядом во время большинства военных кампаний. Своего второго сына, будущего султана Ахмеда III, она родила во время похода на Подолье. Напоминанием о Гюльнуш жителям Каменец-Подольского служит мусульманский минбар (место, откуда имам читает проповеди) в костеле Святого Николая, который во время господства османов был превращен в мечеть. Султан Мехмед IV назвал ее в честь фаворитки.

После переезда гарема в Новый дворец Топкапы всех наложниц умершего султана переводили в Старый дворец на площади Баязид. Если они не выходили замуж, то жили на полном обеспечении наследника. Судя по показаниям казначея британского посольства в Стамбуле в первой половине 17 века, с хорошими апартаментами, высокими фруктовыми деревьями, банями и фонтанам, напоминало это место райский сад. Итальянский паломник писал, что женщины в Старом дворце имели сладкую жизнь, ведь там выполняли все их прихоти. Правда, матерям усопших султанов такой переезд казался хуже смерти. Они отлучались от казны и теряли право влиять на политику империи. Хоть на праздники с подарками и наведывался султан-внук, жизнь в Старом дворце без приемов, интриг, лести чиновников и дипломатов казалось очень скучной.

Символ статуса

Гаремы существовали, чтобы наложницы и близкие родственницы, законные супруги и рабыни жили вместе. Особенности отношений определялись статусом семьи и обеспеченностью дома, религиозными правилами и нюансами традиций страны. Гарем всегда был местом, указывающим на мужские привилегии. Его посещение было под строгим запретом для всех прочих представителей мужского пола. Исключением были лишь евнухи. Женское уединение рассматривали как символ мужской обеспеченности. Владелец дома заводил гарем, будучи в силах обеспечить своим женщинам комфорт в повседневной жизни. Гарем был средством скрыть женщин от глаз чужих мужчин. Такое явление получило широчайшее распространение по всему Ближнему Востоку в древности. Пока ученые сомневаются относительно происхождения этого явления. Известно, что гаремы были еще в Ассирии в 25-м веке до начала текущей эпохи – ими располагал правитель государства.

Гаремы существовали, чтобы наложницы и близкие родственницы, законные супруги и рабыни жили вместе. Особенности отношений определялись статусом семьи и обеспеченностью дома, религиозными правилами и нюансами традиций страны. Гарем всегда был местом, указывающим на мужские привилегии. Его посещение было под строгим запретом для всех прочих представителей мужского пола. Исключением были лишь евнухи. Женское уединение рассматривали как символ мужской обеспеченности. Владелец дома заводил гарем, будучи в силах обеспечить своим женщинам комфорт в повседневной жизни. Гарем был средством скрыть женщин от глаз чужих мужчин. Такое явление получило широчайшее распространение по всему Ближнему Востоку в древности. Пока ученые сомневаются относительно происхождения этого явления. Известно, что гаремы были еще в Ассирии в 25-м веке до начала текущей эпохи – ими располагал правитель государства.

Все наложницы и младшие евнухи оказались на улице, а султанский дворец превратили в музей и открыли для посещения.

Стандарты красоты в гареме

Известно, что на вкус и цвет товарища нет, поэтому при разных султанах в гаремах находились наложницы разных типажей. Повелитель сам задавал стандарт красоты, опираясь на свой вкус и свои представления о прекрасном, зачастую очень своеобразные.

Например, правивший Османской империей с 1640 по 1648 год султан Ибрагим отдавал предпочтение пышным женщинам. Для султана по всей стране разыскивали красавиц «в теле», а затем в гареме доводили их до кондиции, откармливая сладостями и ограничивая подвижность.

Благодаря усилиям специалистов гарема вес наложниц находился в пределах от 114 до 220 кг. Фавориткой Ибрагима была наложница весом 230 кг с ласковым прозвищем Шекер Пара («Сладкая как сахар»).

А вы знаете, что гаремы были и у некоторых европейских монархов? Организованы они были несколько иначе и назывались по-другому, но суть их была той же.

Страшилки для европейцев

Автор книги «Повседневная жизнь восточного гарема» (Москва, 2006 год издания) Шапи Магомедович Казиев считает, что многие страшные истории о жестоких истязаниях и казнях несчастных девушек, которыми изобилуют европейские источники, были придуманы авторами, чтобы впечатлить читателей.
Разумеется, без интриг и козней не обходилось, все-таки за стенами гаремов порой шла очень жесткая борьба за власть и влияние в целой империи. Соперниц травили в прямом и переносном смысле этого слова, но не в тех масштабах, как принято считать.

Мифом Ш.М. Казиев и ряд других историков называют рассказы средневековых европейских авторов, что за малейшую провинность живых девушек выбрасывали в воды Босфора зашитыми в кожаные мешки. Якобы даже существовал настоящий желоб, по которому будущих утопленниц отправляли на смерть. В реальности же, дворец султана всегда находился на приличном расстоянии от морского берега, да и подобные массовые захоронения обязательно были бы обнаружены водолазами.
На самом деле, главный евнух или мать правителя могли приговорить провинившихся женщин, например, к недолгому заточению в подвале или нескольким ударам деревянной палкой по ногам. А самым страшным наказанием для девушек было изгнание из гарема, ведь это означало расставание с роскошной жизнью при дворе правителя.

Властью прогнать женщину из закрытых покоев дворца обладали сам султан, его мать и главный евнух. Разумеется, исчезновение простой танцовщицы или девушки, не входящей в число фавориток, хозяин и не замечал. Если же речь шла об одной из любимиц султана, то решение принимал он сам.

Мифом Ш.М. Казиев и ряд других историков называют рассказы средневековых европейских авторов, что за малейшую провинность живых девушек выбрасывали в воды Босфора зашитыми в кожаные мешки. Якобы даже существовал настоящий желоб, по которому будущих утопленниц отправляли на смерть. В реальности же, дворец султана всегда находился на приличном расстоянии от морского берега, да и подобные массовые захоронения обязательно были бы обнаружены водолазами.
На самом деле, главный евнух или мать правителя могли приговорить провинившихся женщин, например, к недолгому заточению в подвале или нескольким ударам деревянной палкой по ногам. А самым страшным наказанием для девушек было изгнание из гарема, ведь это означало расставание с роскошной жизнью при дворе правителя.

Правила жизни в турецком гареме

О приличиях в султанской спальне, гаремной иерархии, наследных принцах, евнухах и свободе.

Воздух, напоенный похотью, сластолюбивые правители, разврат и роскошь — таким представлялся европейцам гарем восточных владык. Способствовало само значение арабского слова haram — запретное, тайное, недоступное (а значит, греховное). Но в этом скрытом от чужих глаз месте шла обычная жизнь со своей четкой иерархией, сводом неукоснительных правил, взлетами и падениями по «карьерной лестнице».

Соитие — дело божественное

Джулио Розати. Танцы в гареме

В средневековой Европе полагали: рядом с любовным ложем всегда соседствует бес. Именно он распаляет, лишает разума, толкает на греховные безумства. Так же и на Руси: перед тем как вступить в любовную связь, снимали крест — Бог и похоть несовместимы. А вот на Востоке перед тем, как познать женщину, непременно произносили: «Бисмилляхи Рахмани Рахим». Фраза эта, означающая «во имя Аллаха Милостивого», служила гарантией искренности намерений свершений ради довольства Аллаха, а говорящий ее таким образом заручался благословением Всевышнего и вовсе не предавался разврату, а совершал благое дело, которое в Судный день среди прочих помогло бы избежать ада. А уж если результатом сближения станет рождение дитяти, то список добрых дел будет существенно пополняться до тех самых пор, пока жив последний из потомков этого ребенка.

Ограничение поз — забота о здоровье ребенка

Жюль Жозеф Лефевр. Одалиска

Тем не менее для совершения «богоугодного дела» существовали ограничения. Женщина становилась «неприкасаемой» во время месячных, к ней нельзя было подходить в течение Рамадана, а также в три ночи месяца по лунному календарю: первую, 15-ю и последнюю — во избежание рождения слабоумного дитяти. Забота о здоровье будущего ребенка диктовала любовникам и позы — зачатый в неестественном положении рисковал родиться косым или горбатым. Не разрешалось смотреть на половые органы партнера во время акта любви, и потому султаны аккуратно прикрывали достоинство парчовым покрывалом. Иначе, считалось, ребенок мог родиться слепым. Существовал запрет и на групповой секс, даже возлежать на ложе сразу с двумя наложницами было греховно.

Из рабынь в жены

Харун ар-Рашид

Считается, что классический гарем возник в Османской империи, созданной турками в 1299 году, хотя легенды о запретном месте касаются гораздо более ранних времен. Согласно им, арабский халиф Гарун аль-Рашид (Харун ар-Рашид, 786–809) содержал в своем дворце более 2000 женщин, 24 из которых носили почетное звание наложницы.

Попадали в святая святых в те времена женщины обычно двумя способами: либо покупались на невольничьих рынках, либо были военной добычей. Так что национальный состав рабынь был весьма пестр. За страстность натуры весьма ценились жительницы Северной Африки из племени берберов. В IX–X веках аристократию гарема составляли византийские гречанки.

Антон Хикель . Роксолана и султан. 1780 год

Частенько в стенах сераля оказывались славянки. Самая знаменитая из них — Хюррем, известная истории под именем Роксолана. От рождения она звалась Анастасией и была дочерью православного священника Гаврилы Лисовского. Похищенная татарами и проданная в Стамбуле на невольничьем рынке в гарем, девушка добилась того, о чем другие не могли и мечтать: стала не только любимой наложницей султана Сулеймана I, но его законной женой, родившей ему трех сыновей.

«Повезло» и француженке Эме де Ривери, кузине жены Бонапарта Жозефины, в 1784 году захваченной в плен алжирскими пиратами и также проданной на рынке рабов. Она стала матерью султана Махмуда II. Во всяком случае так, несмотря на некоторые неувязки в датах, повествует легенда.

Будь здорова, не храпи

Девушки в турецком гареме, 1870 год

Шанс получить в гаремной лотерее призовой фонд был невелик, но все-таки существовал. И заботливые родители из, например, кавказских князей, желая дочерям блистательной доли, продавали девочек в султанский дворец, письменно отказываясь от всяких прав на них. Дальше тем, как и коллегам с невольничьего рынка, предстоял курс обучения. Длительность его зависела от возраста девочки, а конец приходился на подростковый период. Но сначала — осмотр доктора и повитухи. Поступившая в гарем должна была быть девственницей и обладать отменным здоровьем. В первую ночь проверялось также, не храпит ли, не разговаривает ли во сне кандидатка.

Далее девушка могла приступать к изучению Корана (принятие ислама было обязательным), обучению танцам, игре на музыкальных инструментах, искусству беседы, каллиграфии, рукоделию, придворному этикету. Учили, разумеется, и тому, как доставить мужчине удовольствие. Средний возраст молодых рабынь составлял 12–14 лет. По истечении обучения предстоял экзамен, который принимала сама валиде-султан — мать правителя, первый человек в гареме. Не сдавшие экзамен становились прислугой без права повышения в должности.

Сделать карьеру

Роксолана в гареме султана

Гаремом можно было управлять и не имея титула валиде, но будучи женой султана и став хасеки («хасеки-султан» — титул жен и наложниц османских султанов, второй по значимости титул в гареме после валиде — матери). Пример тому все та же Роксолана, управлявшая гаремом 24 года. Именно для нее Сулейман учредил подобное звание. А ведь начинала как все, джарийе — простой рабыней.

Гаремная карьерная лестница насчитывала множество ступенек. Успешно закончившие курс обучения назывались уста. Наложниц, еще не имевших отношений с правителем, но уже добившихся положения, именовали пейк. Гёзде звали тех, на кого уже было обращено высочайшее внимание. Даже если дело ограничивалось одной ночью, им уже полагались апартаменты попросторнее, увеличенное денежное содержание и несколько черных служанок. Икбал — титул постоянной фаворитки, получавшей еще большие возможности. Если гёзде или икбал рожали, они становились кадын (kadin — женщина, госпожа). Самые удачливые из них получали статус кадын-эфенди — жены султана. Таковых правителю предписывалось иметь не более четырех, но бывало и до восьми.

От звания к званию разнились суммы денежного довольствия, выплачиваемого наложницам, покои, количество служанок и прочие блага. При беременности и успешном разрешении от бремени количество подарков и ежемесячно выплачиваемых денег резко увеличивалось.

На свободу с чистой совестью

Жан Леон Жером. Бассейн в гареме. 1876 год

Каждая рабыня мечтала, что наступит день, когда повелитель ее заметит, но автоматического перехода «из класса в класс» не существовало. Претенденток были тысячи, а султан всего один. Даже самые красивые и смышленые могли оказаться обойденными высочайшим вниманием, став жертвой интриг, которые, разумеется, так и бурлили в женском коллективе, или просто не поймать свой миг удачи.

Через девять лет беззаветного служения гаремному делу женщина имела право, получив разрешение господина, уйти на волю — статус свободного человека удостоверялся письменно. В этом случае ей, как правило, подыскивали хорошего мужа, покупали дом, давали немалое приданое, обеспечивали регулярными выплатами из казны.

Османские вельможи такую женитьбу считали большой удачей. В гареме содержались красавицы со всех концов света, имевшие прекрасное воспитание, обученные этикету и уважительному отношению к мужу.

Лучшие евнухи — эфиопы

Открытка с изображением главного черного евнуха султана Абдул-Хамида II. Начало XX века

Девять лет тоже надо было как-то скоротать, и жаждущие любви девицы частенько находили утешение у сторожащих их евнухов (далеко не все из них в результате операции оказывались полностью равнодушны к сексуальным удовольствиям).

Евнухами становились, как правило, выходцы из Африки. Объяснялась такая выборка чисто практически: белые мальчики тяжело переносили кастрацию и часто от нее умирали. Абиссинцы (эфиопы) оказались гораздо крепче, оттого более ценились на невольничьем рынке, а стало быть, и чаще похищались.

Кизляр-ага в XVIII веке

Выжившие же, как и плененные рабыни, имели шанс сделать неплохую карьеру, вершиной которой была должность главного евнуха (кызлар-ага). Он выбирал на рынке женщин в гарем, рассказывал правителю об их поведении. Мог навсегда загубить репутацию девушки или, наоборот, способствовать ее продвижению.

Сфера влияния кызлар-аги не ограничивалась гаремом — по значимости он был вровень с великим визирем и был единственным, кто мог обращаться к султану в любое время дня и ночи. Главный евнух также имел должность начальника корпуса алебардщиков, охранявших гарем.

Кто первый добрался до трона, тот и султан

Гюстав Буланже. Гарем дворца

С XVI века главный гарем Османской империи располагался в историческом центре Стамбула, во дворце Топкапы. Туда его перевели из Изразцового павильона, где он существовал раньше, по просьбе вездесущей Роксоланы, которой хотелось «быть поближе к мужу». В задней половине дворца всегда звучал хор детских голосов. Их матери могли быть счастливы — они выделились, добились своего. Но теперь их мечты могли простираться дальше: вдруг удастся стать валиде-султан? И надо сказать, надежды эти были не совсем беспочвенны. Хотя формально наследником трона становился старший из сыновей, на деле любой из них имел право претендовать на престол. Так что борьба между матерями шла нешуточная.

До 1607 года в империи не было ясного закона о престолонаследии. Дело решала быстрота: правителем становился тот, кто после смерти отца первым успевал добраться до дворца, сменить стражу и завладеть сокровищницей. Тут спортивные игры кончались и начиналось убийство: родственники не собирались так легко сдаваться. Родни у каждого было немало (Мурад III, например, имел больше сотни детей), и кровопролитие могло длиться бесконечно. Мехмед II (1451–1481) решил перевести дело в законное русло. Его указ не только разрешал, но и предписывал новому султану истреблять всех родственников мужского пола. Чем не преминул, например, воспользоваться его внук Селим I, лишивший жизни двоих братьев, троих сыновей и четверых племянников. Поскольку кровь османов считалась священной, принцев предпочитали душить.

В 1617 году закон стал более гуманен: потенциальных наследников престола не убивали, а запирали в специальные помещения дворца Топкапы — kafes (клетки). Заключение часто оказывалось пожизненным.

Были гаремы и на Руси. Самый многочисленный штат жен и наложниц имел, как ни странно, князь Владимир Святославич, почитаемый как креститель Руси. Подробнее о гаремах в мире — в нашей статье «Гарем и его секреты».

На свободу с чистой совестью

Сулейман и Роксолана Хюррем. Мини энциклопедия самых интересных фактов о Великолепном веке в Османской империи (19 стр.)

Соитие во имя Аллаха

Как ни покажется странным и необычным, но отношение к сексу в исламской цивилизации было принципиально иным, чем в Европе. В христианском мире физическое удовольствие от любви даже с законной супругой воспринималось как нечто грязное, могущее завести в трясину смертных грехов. Тогда как в исламе секс представлялся естественным продолжением любви духовной. Известный в XI–XII веках толкователь священных текстов аль-Газали в своем труде “Счастливый мусульманский брак” писал, что без соития любовь ущербна. Отказываясь от нее, мусульманин отказывается от дара, ниспосланного ему Всевышним, что означает его оскорбление. Именно поэтому в исламской культуре, в отличие от европейской, никогда не было и не могло быть культа платонической любви, как и практики монашеского аскетизма.

По европейским средневековым представлениям, рядом с любовным ложем всегда крутятся бесы, вводя в грех блуда. Перед любовным актом на Востоке произносили: “Бисмиллахир-рахманир-рахим” (“Во имя Аллаха Милостивого ко всем на этом свете и лишь для верующих в День Суда”). Считалось, если после сближения произойдет зачатие и родится ребенок, то родителям небесные ангелы запишут столько же добрых дел, сколько раз будет дышать их ребенок и последний из числа его потомков.

Как пишет журналист П. Котов в статье “Запретная любовь в Сарае”, опубликованной в популярном журнале “Вокруг света”, “Именно это полноправие секса европейцы интерпретировали как разрешение интимной распущенности. На самом деле это было не так. Напротив, в гаремах никогда не было и не могло быть тех оргий, в которые погрузилась европейская аристократическая богема в XVIII веке, уверенная, что в этом она подражает султанам Турции. Последние же никогда не сомневались в том, что хуже, чем отказаться от дара Аллаха, может быть только одно – осквернить этот дар. Поэтому в стамбульском гареме соблюдались все ограничения, налагаемые Кораном на сексуальную сферу. Это касалось анальной, групповой или однополой любви вместе с остальными формами сексуальных извращений. Не разрешалось даже смотреть на половые органы партнера во время соития (в остальное время это было можно), и султаны аккуратно укрывали свое достоинство парчовым покрывалом (иначе, по поверью, зачатый ребенок мог родиться слепым). Именно из-за запрета на разглядывание гениталий в гаремах не изучалась Камасутра, вернее тот ее раздел, который посвящен сексуальным позам (техническими приемами любви одалиски владели в совершенстве).

Семейная идиллия. Художник Амадео Прециози

Была и другая причина: турки считали, что ребенок, зачатый в неестественной позе, родится косым или горбатым. Но надо сказать, что султаны не страдали сексуальным пресыщением – их вполне устраивали две-три традиционные позиции. Некоторые даже отказывались от позы, когда мужчина находится сзади: их смущало все, что могло ассоциироваться с анальным сексом… Сложнее обстояло дело с оральным сексом. Среди придворных философов и теологов в разные времена не было единства – считать ли мужскую жидкость грязной, как кровь и моча, или чистой, как слюна или молоко матери. Те султаны, которые придерживались первой точки зрения, были вынуждены не доводить оральные ласки до семяизвержения. Некоторые даже боялись смотреть на свое семя, полагая, что от этого может помутиться рассудок.

Помимо уже упомянутых запретов, в османском гареме было запрещено подходить к женщине в период месячных, во время хаджа и в светлое время месяца Рамадан. Нежелательным считалось и сближение в три ночи месяца по лунному календарю: первую, пятнадцатую и последнюю, иначе ребенок мог родиться слабоумным. Это же могло произойти в случае, если после “первого акта соития не совершить омовения и не испустить мочу” (аль-Газали).

Наконец, нельзя не сказать и о галантности гаремного секса. Считалось недостойным султана оставить женщину неудовлетворенной или начать соитие без ласк. В течение всего процесса женщина должна была чувствовать, что она любима и защищена. Не даром исламские философы говорили, что “секс – это милосердие”. Большую часть ночей султан должен был проводить со своими женами, а не с икбал, причем каждой из кадин-эфенди он должен был оказать одинаковую долю внимания, никого не обижая. А если у властителя половины мира в силу возраста или плохого самочувствия не было сил на любовные утехи, он должен был воспользоваться имитатором своего мужского достоинства”.

“Бахнаме”энциклопедии удовольствий

Интересно узнать, что в XVI–XVII веках в Османской империи появились “Бахнаме” – своего рода энциклопедии сексологии. Украшенные миниатюрами искусных мастеров, они повествовали об афродизиаках, увеличивающих половое влечение, о половом здоровье, о методах контрацепции и даже о сексуальных позах, которые приносят партнерам наибольшее удовольствие.

Для султанского дворца изготовлялись “Книги радости” с великолепными иллюстрациями, тогда как обычные граждане могли купить простые книжки, без картинок, которые продавались в лавках из-под полы.

Любовные игры султанов

Султан Мурад III был охотник до плотских удовольствий. Историки не могут назвать точное количество его детей, приблизительно их было от 106 до 130. Его правление было золотым веком для работорговцев, которые продавали во Дворец рабынь по самым высоким ценам.

Любимыми уголками султанского дворца, где повелитель проводил досуг, были бассейн и Хюнкар софасы (“Комната повелителя”). Веселье обычно начиналось в Хюнкар софасы. Целый день играли музыканты. Распаленный танцами полуголых рабынь, султан останавливал свой выбор на одной из них. Заключительное действие происходило в его спальне или на мраморном полу турецкой бани.

Правление Мурада III было золотым веком для работорговцев

Султан обожал посидеть у бассейна, наблюдая за резвящимися там девушками. Его любимая игра состояла в следующем: через бассейн перекидывался деревянный шест, девушки ползли по нему, султан окатывал их холодной водой и они, как можно живописнее, падали вниз. Самая бойкая из них позднее оставалась с султаном наедине.

Не менее изобретательным был и султан Ибрагим II. В гареме у султана была комната с зеркальными стенами и потолком, в которые он смотрелся, совокупляясь с девушками. Он мог призвать в свои покои всех женщин гарема и приказать им ходить перед ним на четвереньках, изображая кобыл, в то время как сам он исполнял роль жеребца. Но, поговаривают, даже девственницы, которых ему поставляли каждую пятницу, не утоляли его “мужского аппетита”.

Как одалиски предохранялись

Обычно наложниц заставляли предохраняться от беременности, используя всевозможные отвары, мази и приспособления, известные еще с далекой древности. К примеру, знаменитый египетский папирус Кахуна II в. до н. э. содержит подробное описание того, из чего изготовляли контрацептивный тампон: из хлопка, меда и крокодильего навоза. В Индии женщины пользовались похожими тампонами, только вместо крокодильего они использовали слоновий навоз и листья акации. Подобные тампоны были очень популярны и с успехом рекомендовались к применению древними врачами.

Немногим позже рецепт предохраняющих тампонов проник на территорию других арабских стран. Известный врачеватель Аль-Рази, вхожий в гаремы, предписывал их наложницам султанов. Ведь в гаремах рожать детей было дозволено только женам, а наложницы чаще всего служили для приятного времяпровождения и утоления страсти повелителя.

Современные ученые взялась проверить факт применения и пользы от экскрементов животных, которые в давние времена добавлялись в состав тампонов. Оказалось, что именно этот компонент способствует контрацепции, так как экскременты в несколько раз усиливают выделение молочной кислоты, которая и убивает сперматозоиды.

В книге “Восточные услады, или Любовные игры султанов” автор Сема Нильгюн Эрдоган приводит следующий рецепт: “Раздавить и тщательно перемешать ягоды резаки. Затем добавить в смесь немного мускусницы, и, пользуясь чистой тряпицей, перед любовной игрой натереться внизу полученным составом. Это сделает женщину подобной девственнице и она не забеременеет”. Нужно указать, что резаки – это сорт винограда, а мускусница – травянистое растение, известное как адокса мускусная.

Конечно, существовало множество других хитростей, чтобы избежать нежелательной беременности. Но такая защита была не всегда эффективной, так что у султанов довольно часто рождались дети.

Дети: принцессы и шах-заде

С дочками-принцессами было намного проще, их жизни практически ничего не угрожало. Они получали хорошее образование и выдавались замуж за высших чиновников государства. А вот мальчики – шах-заде, наследники – были постоянным источником материнской гордости и тревоги.

Конечно, существовало множество других хитростей, чтобы избежать нежелательной беременности. Но такая защита была не всегда эффективной, так что у султанов довольно часто рождались дети.

Особенности организации турецкого гарема

В гарем девушки попадали чаще всего в детском возрасте, так как за время до достижения половозрелого возраста их обучали многим премудростям и правилам поведения при дворе.

Родители часто сами продавали своих дочерей в гарем к султану, обеспечивая таким образом дочери богатое будущее. При этом деньги выплачивали не сразу, а только после того, как султану будет представлена повзрослевшая девушка и только в том случае, если она ему понравится.

В гареме маленьких девочек обучали различным наукам и искусствам:

  • умению писать и читать;
  • музыке;
  • придворному этикету;
  • танцам;
  • искусству сексуальных наслаждений;
  • умению поддержать беседу.

Подросших девушек после завершения обучения представляли султану. Тех, кто нравился повелителю Османской империи, переводили в наложницы. Родители отказывались от прав на таких дочерей после получения от султана крупной суммы.

Тех девушек, которые не прошли кастинг султана, тоже оставляли в гареме, заплатив родителям меньше. Они выполняли в серале хозяйственную работу.

Несмотря на то, что девушки в гареме вели затворнический образ жизни, не могли ни с кем встречаться, кроме султана, многие мечтали о карьере наложниц. Это было связано с тем, что красивая девушка из простой семьи получала возможность попасть в высшие круги турецкого общества и стать материально обеспеченной, независимо от того, становилась она наложницей или нет.

Иностранок, которых захватывали во время походов на соседние народы, или похищали, было значительно меньше, чем урожденных турчанок. Между иноземками и турецкими барышнями часто возникала конкуренция.

Тех девушек, которые не прошли кастинг султана, тоже оставляли в гареме, заплатив родителям меньше. Они выполняли в серале хозяйственную работу.

Идем на восток

Для европейца конца XVIII – начала XIX века Ближний восток был почти неизвестным местом. Там жили “дикие” мавры и турки, с которыми европейцы на протяжении нескольких веков до этого сражались. Все пути на восток из Европы упирались в одну из двух стран: Россию на севере или Османскую империю на юге. С обеими этими странами в разные времена велись войны, и сквозной проезд европейцев был если не заказан, то затруднен. О том, что находилось восточнее, известно было очень мало, в основном по рассказам купцов, привозивших из Индии и Китая различные диковины.

К XVIII веку для Османской империи наступил период заката. За последующие две сотни лет империя растеряла почти все ранее захваченные территории, сократившись до современной Турции. Как известно, закату любой империи присуща атмосфера роскоши и гедонизма. Слухи о пышности султанского двора ползли во все стороны, долетая и до Европы, где в это время набирала обороты индустриализация, уродливая и обезличивающая. Люди искусства задыхались в механистической атмосфере и находили выход в путешествиях в сторону неисследованного мира Востока. К тому времени вражда крестовых походов забылась, а терпимость выросла и на восток стало относительно безопасно путешествовать. Европейские ученые, художники, писатели потянулись в сторону восходящего солнца в поисках вдохновения, новых впечатлений и просто приключений. Это исследование и родившиеся в его процессе произведения искусства получили впоследствии название “ориентализм”. Период ориентализма продолжался до начала XX века, завершившись грандиозным всплеском моды на все восточное.

Каждый, кто хоть немного интересовался Востоком, видел картины художников-ориенталистов. Жан-Леон Жером, Жан Огюст Доминик Энгр и их современники во многом определили общемировое представление о том, как выглядит восток. Их картины полны яркого света, смуглых мужчин в экзотических нарядах и роскошных женщин без экзотических нарядов. Писатели не отставали, мнение европейцев о восточных нравах и обычаях основано на произведениях Монтескье, Флобера и Уайльда.

Ориенталисты, как правило, были людьми, воспитанными в строгом европейском христианстве. Столкнувшись с новыми для себя обычаями, они их воспринимали и излагали по-своему, иногда даже специально искажая или домысливая. Когда они возвращались из путешествий, их рассказы формировали мифы и влекли на восток новых «исследователей». Одним из основных мифотворцев и человеком, во многом создавшим популярное видение гарема, был Ричард Фрэнсис Бертон – известный английский дипломат и путешественник, перу которого принадлежит первый и самый известный английский перевод «Сказок 1001 ночи». Он много путешествовал по Азии и Африке, и именно его путевыми заметками вдохновлялись многие ориенталисты, и неспроста. Основным интересом Бертона было исследование сексуальных обычаев разных народов, что придавало ему скандальную известность в викторианской Англии. В частности, именно Бертон первым перевел на английский знаменитую «Кама Сутру». Можно предположить, что его рассказы о жизни в Османской империи, изложенные с характерным для него акцентом на интимной жизни, и стали источником бытующего на западе представления о гареме, как о месте, где содержались бесчисленные, непременно прекрасные, наложницы султана, и где главный мужчина Османской империи предавался бесконечным увеселениям.

В реальности, конечно, никто из западных путешественников не имел шанса наблюдать тех сцен, которые они впоследствии так ярко живописали пером и кистью. Зато наверняка они находили дорогу в злачные места Каира и Стамбула, общались с танцовщицами и проститутками, не менее для них экзотичными, но зато легкодоступными.

Еще они могли ходить, например, в баню. Турецкая баня – хаммам сохранилась до наших дней практически без изменений, за одним немаловажным исключением. Во времена ориенталистов клиентам в турецких банях прислуживали симпатичные мальчики. Они не только намыливали и массировали посетителей, но и открыто предлагали интимные услуги. Европейца этот обычай не мог не повергать в шок.

Посещая с визитами дома знати, а то и дворец султана, путешественники не могли не заметить, что значительная часть помещений закрыта для посторонних, а в особенности – для мужчин. «Если такие прекрасные непотребства творятся в городе и в бане, насколько же больше разврата должно быть скрыто в императорском гареме» – размышляли они. Фантастические сюжеты полнили им головы и выливались на холсты, а в роли моделей наверняка выступали те же самые уличные танцовщицы.

Только в конце XIX века, с окончательным ослаблением султаната и ростом либеральных и просветительских настроений в Турции информация о внутреннем устройстве гарема стала доступной широкой публике, но прекрасные сказки ориенталистов и по сей день остаются основой представления западного человека о гареме.

Что же все-таки происходило в закрытых покоях султанских дворцов?

Женщины составляли не все население гарема. В покоях султана были должности, на которые женщины не подходили. От них, например, никто не ожидал бы выполнения сторожевых обязанностей или тяжелой физической работы. Вместе с тем, очевидно, султан должен был оставаться единственным мужчиной, вхожим в гарем. Для разрешения этого противоречия во дворце параллельно с армией рабынь-наложниц существовала армия рабов-евнухов.

Как и рабынь для гарема, евнухов покупали на рынках у купцов, причем уже в «готовом» виде, так как ислам запрещал кастрировать рабов. Выше всех ценились чернокожие евнухи. Они, как правило, были лишены всякой способности к размножению еще в детстве, и поэтому допускались до службы во внутренних помещениях гарема. Самым старшим из них был Кызлар Ага («заведующий девами»), в чью ответственность входила охрана женского населения гарема и присмотр за всеми служанками и наложницами. Белые евнухи, попадавшие во дворец, не всегда были полностью лишены пола, а некоторые даже могли становиться отцами, поэтому им доверялась только охрана гарема, отсюда и название должности старшего из них – Капы Ага («заведующий дверью»).

Считалось, что евнухи, не являясь ни свободными людьми, ни мужчинами, лишены мирских привязанностей и потому верны только своему хозяину. Тем не менее, евнухи часто преследовали свои интересы и были замешаны в самых грязных дворцовых и государственных интригах.

Только в конце XIX века, с окончательным ослаблением султаната и ростом либеральных и просветительских настроений в Турции информация о внутреннем устройстве гарема стала доступной широкой публике, но прекрасные сказки ориенталистов и по сей день остаются основой представления западного человека о гареме.

Гарем — необходимость, похоть ни при чем

Кстати, изначально гарем представлял собой менее неприятную идею. Ведь возникла она у воинственных людей, чьи мужчины то и дело погибали, оставляя женщин вдовами или вовсе не заводя их.

А поскольку в традиционном исламском обществе прав у женщин было несколько меньше (да-да, смягчил углы), им было гораздо сложнее обеспечить себя — вот тут и пригодилась система многоженства. Ведь по сути, мужчина должен был обеспечивать и свою жену, и всех ее родственников.

Похоть была вовсе ни при чем

Если верить записям, первые гаремы в классическом понимании (ну, те, о которых как раз вы подумали, прочитав заглавие статьи) появились на территории Османской империи и изначально формировались исключительно из рабынь.

В жены же брались только наследницы христианских правителей государств, расположенных по соседству.

Но все изменилось с приходом Баязида II — с этого времени султан вообще не ограничивал себя брачными узами, обзаводясь детьми от своих рабынь.

Бесспорно, самым главным в гареме был султан, затем в цепочке иерархии находилась его мать, валиде. Когда правитель в стране менялся, его мать обязательно переезжала в роскошные хоромы, а сам процесс переезда сопровождался шикарной процессией.

После матери султана главными считались его суженые, которых называли кадын-эфенди. Дальше шли бесправные рабыни, именуемые джарийе, которыми часто гарем был просто заполонен.

Будущих рабынь повелители могли покупать, когда

их воспитывали и растили до наступления половой зрелости, то есть до 12-14 лет. Родители девочек письменно отказывались от прав на своего ребенка после того, как добровольно продавали султану дочь.

Пока девочка росла, она обучалась не только всем правилам светского общения, но и тому, как доставить мужчине удовольствие. По достижении подросткового возраста повзрослевшую девушку показывали во дворце.

Если при осмотре у рабыни выявлялись дефекты во внешности или на теле, она так и не научилась этикету и показывала дурное поведение, то

считалась негодной для гарема и стоила дешевле других

Поэтому ее отцу выплачивалась меньшая сумма, чем та, на которую тот рассчитывал.

Счастливицы, которых султан предположительно подумывал взять себе в наложницы, должны были на отлично знать Коран и освоить женские премудрости

И если рабыне все-таки удавалось занять почетное место жены, ее жизнь радикально менялась. Фаворитки султана занимались организацией благотворительных фондов, финансировали постройки мечетей. Жены султана почитали мусульманские традиции, были очень умны. Высокий интеллект этих женщин подтвержден уцелевшими до наших времен письмами.

К наложницам отношение было относительно достойным, о них прекрасно заботились, регулярно дарили подарки. Ежедневно даже самые простые рабыни получали выплату, размер которой султан устанавливал лично. В дни праздников, будь то день рождения или чья-то свадьба, рабыням выдавались деньги и различные дары.

Однако если рабыня была непослушной, регулярно нарушала установленные порядки и законы, наказание для нее было суровым — жестокое избиение кнутами и палками.

Через 9 лет проживания в гареме рабыня получала право уйти из него, но при условии, что господин это одобрит

В случае положительного решения султана женщина получала от него бумагу, что она свободный человек. Султан или его мать в этом случае в обязательном порядке покупали ей роскошный дом, дополнительно давали приданое и искали ей мужа.

Поэтому ее отцу выплачивалась меньшая сумма, чем та, на которую тот рассчитывал.

Образование

Принятие ислама было обязательным условием, поэтому все девушки изучали Коран. Самые красивые и одаренные обучались светской грамоте: изящной словесности, литературе, поэзии, каллиграфии, придворному этикету. Наложница должна была уметь танцевать, играть на музыкальном инструменте, заниматься рукоделием. Стать профессиональной соблазнительницей – залог успеха для рабыни. Чтобы стать замеченной из тысяч, красоты было мало, надо было обратить на себя внимание выдающимися способностями, только тогда тебя ждали успех и карьерная лестница. Ведь положение женщины в гареме зависело от степени приближенности к правителю. Способных наложниц обучали любовной науке: как доставлять мужчине удовольствие. Те, кто попал в опочивальню государя, имел хорошее денежное содержание и более просторные апартаменты.

Как и в любом отдельном государстве, во дворце существовала своя иерархия. Первый человек в гареме – валиде-султан, мать правителя, она распоряжалась девушками и выбирала наложницу на ночь. Следить за порядком ей помогали вторые по значимости после валиде хасеки (позже они назывались кадын-эфенди) – главные жены. Все эти титулы нам известны из популярного сериала «Великолепный век».

Прослужив в гареме девять лет, с письменного согласия господина женщина могла стать свободной и уйти на волю. Такие «выпускницы» являлись желанными женами для османских вельмож. Жениться на красавице с прекрасным воспитанием и уважительным отношением к мужчине мечтали приближенные ко двору.

Как и в любом отдельном государстве, во дворце существовала своя иерархия. Первый человек в гареме – валиде-султан, мать правителя, она распоряжалась девушками и выбирала наложницу на ночь. Следить за порядком ей помогали вторые по значимости после валиде хасеки (позже они назывались кадын-эфенди) – главные жены. Все эти титулы нам известны из популярного сериала «Великолепный век».

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Свежие записи
  • Архив
  • Друзья
  • Профиль
  • Избранное

Наложницы ограничивали себя только в части сладкой выпечки. Она разрешалась только наутро, после ночи в покоях султана. До полудня! Учитывая, как редко наложницы попадали в спальню владыки, многие из них годами не ели пирожных.

[flat_ab id="3"] Ссылка на основную публикацию