Станцы Рафаэля в музее Ватикана – история, фото, описание, где находится, цены 2022, карта

Станца делла Сеньятура Рафаэля

Рабочий кабинет стал первым помещением, которое оформил художник. Он называется станца делла Сеньятура или комната подписей. Папа на столько был восхищен фресками, что приказал зачистить стены остальных залов специально для Рафаэля.

По задумке роспись должна была олицетворять истину, красоту и добродетель. Первое отражено на двух стенах с изображением спора о святом причастии и великих умов древности. Красотой стал «Парнас», прославляющий музыку и поэзию. Последняя фреска называется «Добродетели и закон».

На ней изображены Аристотель, Гераклит, Диоген, Евклид, Зороастр, Микеланджело, Пифагор, Платон и Птолемей. Также художник не забыл про себя. Его можно увидеть, стоящим справа в берете черного цвета.

Рабочий кабинет стал первым помещением, которое оформил художник. Он называется станца делла Сеньятура или комната подписей. Папа на столько был восхищен фресками, что приказал зачистить стены остальных залов специально для Рафаэля.

Станцы Рафаэля

Станцы Рафаэля: описание комнат Рафаэля в Ватикане, сюжеты главных фресок Рафаэля, станца делла Сеньятура и др., где находятся Станцы

Одна из главных достопримечательностей Вечного города, входящих в музейный комплекс Ватикана, включает в себя четыре комнаты, расписанные великим художником вместе с его талантливыми учениками в период с 1508 по 1524. «Станцы Рафаэля» в переводе с итальянского языка обозначает «комнаты Рафаэля» (la stanza-комната).

  • Станца делла Сеньятура
  • Станца ди Элиодоро
  • Станца дель Инчендио ди Борго
  • Зал Константина

Одной из первых и самых масштабных работ Рафаэля Санти в Риме стала художественная роспись папских апартаментов. Джулиано делла Ровере, будучи избранным Папой Римским под именем Юлия II, отказался использовать в качестве личной резиденции апартаменты, где ранее проживал Папа Александр VI Борждия.

Юлий II выбрал несколько просторных комнат на втором этаже Апостольского дворца и нанял известных художников для работы над декоративным оформлением помещений. Среди привлеченных мастеров был Браманте, Бальдассаре Перуцци, Лоренцо Лотто, и даже Пьетро Перуджино — один из первых учителей Рафаэля. Кстати, роспись потолка одной из комнат, над которой работал Перуджино, настолько не пришлась по душе Понтифику, что тот, едва увидев работу мастера, приказал ее немедленно смыть. Таким же образом Юлий II не оценил и старания других привлеченных художников. По свидетельствам Вазари, именно Браманте, будучи на тот момент главным архитектором базилики Святого Петра, посоветовал пригласить молодого и малоизвестного Рафаэля для выполнения поставленной задачи.

Удовлетворенный первыми итогами работы талантливого художника, Юлий II целиком и полностью доверил Санти роспись апартаментов, приказав полностью удалить работы предыдущих мастеров.

Одной из первых и самых масштабных работ Рафаэля Санти в Риме стала художественная роспись папских апартаментов. Джулиано делла Ровере, будучи избранным Папой Римским под именем Юлия II, отказался использовать в качестве личной резиденции апартаменты, где ранее проживал Папа Александр VI Борждия.

Cтанцы Рафаэля в Ватикане, которые принесли ему первую славу

Станцы Рафаэля в Ватикане – это 4 помещения в старой части Папского дворца, расположенные рядом друг с другом. Стены этих комнат расписывал Рафаэль Санти, откуда станцы и получили название. Именно эти фрески принесли великому живописцу первую славу. Но для начала давайте разберемся, что же такое фреска.

  1. Фреска
  2. История создания
  3. Станцы Рафаэля
  4. Станца делла Сеньятура
  5. Станца д’Элиодоро
  6. Станца дель Инчендио ди Борго
  7. Станца Константина
  8. На карте
  9. Полезная информация


В переводе с итальянского, «фреска» означает «свежий», «сырой». Фреска – это живопись по сырой штукатурке, т. е. искусство нанести шедевр в те короткие десятки минут, пока раствор еще не «схватился» и свободно впитывает краску.

Стилистика и сюжеты фресок

Сюжетные линии воспроизводят цельную эпопею Италии. Экскурсант, рассматривая фрески, как бы присутствует на грандиозном представлении, где один образ сменяется другим. Даже не зная истории Древнего Рима, не будучи знакомым с библейскими сюжетами, зрителя потрясает и завораживает духовная и физическая красота изображенных персонажей, их величие, благородство, мудрость.

В этой работе раскрылся художественный дар Рафаэля как монументалиста. Это первая работа мастера в подобной технике. Никогда ранее ему не приходилось сталкиваться со столь глобальными картинами. Однако он гениально справился с задачей, сумев собрать в стройные композиционные ряды множество отдельных персоналий. Повороты головы, жесты, фигуры, световые решения плавно и непринужденно разворачиваются в роскошные панорамы.

Первая фреска Рафаэля «Афинская школа» – достойный образец монументальной живописи. В Ватикане множество достопримечательностей, но вот уже более 500 лет Станцы Рафаэля производят неотразимое впечатление. Фрески размещаются в четырех комнатах: Станца делла Сеньятура, Станца д’Элиодоро, Станца дель Инчердио ди Борго, Станца Константина. Современный экскурсионный маршрут начинается с последней, к оформлению которой мастер уже не успел приложить кисть. Наше описание пойдет в хронологическом порядке, по мере создания шедевров.

«Месса в Больсене» отображает божественно проведение, которое произошло 1263 году во время литургии. В честь чуда был учрежден праздник Тела Господня. На картине присутствует и Юлий II со своей стражей.

Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura)

Первая и наиболее прославленная станца Рафаэля из четырех, сделанных им в Ватикане, именуется Станца делла Сеньятура. Когда художник приступил к ее созданию, ему только исполнилось 25 лет, но юность не стала препятствием для воплощения в жизнь настоящего шедевра.

Работа над Делла Сеньятура длилась 3 года – с 1508-го по 1511-й. Роспись стен помещения посвящена одной теме – человеческой деятельности в области духовных достижений. Станцы Рафаэля, являющиеся украшением стены, отображают 4-е ипостаси подобной деятельности: философию (работа «Афинская школа»), теологию («Диспута», иначе – «Спор о Святом Причастии»), правосудие (роспись «Мудрость, умеренность и сила»), поэзию («Парнас»).

Лишь Станца делла Сеньятура сберегла собственное изначальное имя, а не была переназвана по тематике главных фресок. Дословно имя можно перевести как «комната подписи» (от латинского глагола «signature» — расписываться, помечать, ставить печать либо знак). Как раз в данном помещении Папа Римский подписывал отправленные ему бумаги.

Приобретайте билеты заранее по интернету в Станцы Рафаэля в Ватикане, избегая очередей. Для этого перейдите по ссылке.

Первая и наиболее прославленная станца Рафаэля из четырех, сделанных им в Ватикане, именуется Станца делла Сеньятура. Когда художник приступил к ее созданию, ему только исполнилось 25 лет, но юность не стала препятствием для воплощения в жизнь настоящего шедевра.

Станца делла Сеньятура

В станце делла Сеньятура собраны самые выдающиеся фрески Рафаэля. Все они, кроме первой Ватиканской работы великого художника, относятся к началу периода Возрождения. Название станцы буквально переводится как “комната подписи” – до середины XVI века понтифик проводил здесь встречи и подписывал важные документы. Изначально, правда, она использовалась Юлием II в качестве библиотеки и личного кабинета, о чем красноречиво повествуют фрески, написанные между 1508 и 1511 годами. Они отражают три величайших стороны человеческого духа: Истину, Добро и Красоту. Сверхъестественная Истина проиллюстрирована в “Диспуте”, а Истина разумная – в “Афинской школе”.

Добро представлено в “Добродетели и законе”, а Красота – в “Парнасе”. “Афинская школа” по праву считает одной из величайших работ Рафаэля. Художник изобразил на полотне выдающихся философов (порядка пятидесяти персонажей), поместив в центр Аристотеля и Платона: первый указывает вниз в знак связи с землей, второй – воздевает руки к нему.

На прекраснейшей фреске “Парнас” Рафаэль нарисовал Аполлона, играющего на лире, и девять муз с талантливыми писателями: Гомером, Данте, Горацием, Овидием и др. Во время правления Льва X комната использовалась как учебный или музыкальный класс, здесь он хранил свои музыкальные инструменты. Обстановку времен Юлия II заменил Фра Джованни да Верона. Он покрыл древесиной все стены.

В станце делла Сеньятура собраны самые выдающиеся фрески Рафаэля. Все они, кроме первой Ватиканской работы великого художника, относятся к началу периода Возрождения. Название станцы буквально переводится как “комната подписи” – до середины XVI века понтифик проводил здесь встречи и подписывал важные документы. Изначально, правда, она использовалась Юлием II в качестве библиотеки и личного кабинета, о чем красноречиво повествуют фрески, написанные между 1508 и 1511 годами. Они отражают три величайших стороны человеческого духа: Истину, Добро и Красоту. Сверхъестественная Истина проиллюстрирована в “Диспуте”, а Истина разумная – в “Афинской школе”.

Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura)

Первая и самая знаменитая станца из четырех, оформленных Рафаэлем Санти в Ватикане, носит название Станца делла Сеньятура . Когда художник начал расписывать ее, ему едва исполнилось 25 лет, однако юность не помешала ему создать подлинный шедевр.

Работа над Делла Сеньятура продолжалась три года – с 1508-го по 1511-й. Роспись стен помещения посвящена единой теме – человеческой деятельности в сфере духовных свершений. Фрески, украшающие стены, отражают четыре ипостаси такой деятельности: философию (работа «Афинская школа»), теологию («Диспута», иначе – «Спор о Святом Причастии»), правосудие (роспись «Мудрость, умеренность и сила»), поэзию («Парнас»).

Только Станца делла Сеньятура сохранила собственное первоначальное название, а не была переименована по тематике основных фресок. Буквально название можно перевести как «комната подписи» (от латинского глагола «signature» — подписывать, помечать, ставить печать или знак). Именно в этом помещении Папа Римский подписывал присланные ему бумаги.

Первая и самая знаменитая станца из четырех, оформленных Рафаэлем Санти в Ватикане, носит название Станца делла Сеньятура . Когда художник начал расписывать ее, ему едва исполнилось 25 лет, однако юность не помешала ему создать подлинный шедевр.

Кратко об истории

Галерея географических карт была создана во время понтификата Папы Григория XIII между 1580 и 1582 годами. Папа Григорий XIII из рода Бонкомпаньи был сам по себе интересной личностью, образованным человеком с разносторонними интересами. Он родился в Болонье, закончил Болонский университет, получив должность профессора права.

Папа Григорий XIII (7 января 1502 г. – 10 апреля 1585 г.)

Став наместником Святого Петра, Уго Бонкомпаньи, принявший имя Григория XIII, активно поддерживал науки и искусства. Самым главным достижением за время его понтификата стала разработка и введение в обиход нового, более точного по сравнению с юлианским календаря. Этот календарь, которым мы пользуемся до сих пор, был назван в честь Папы григорианским календарем.

В целях разработки нового календаря и проведения астрономических изысканий по распоряжению Григория XIII была построена башня, которую также назвали Григорианской в его честь (второе ее название – «Башня ветров»). Постройкой башни занимался земляк Папы болонский архитектор Оттавиано Маскерино. Доступ публики, к сожалению, в Башню ограничен, это часть Секретных архивов Ватикана.

Башня ветров

В 1578-1580 гг. под руководством Маскерино западное крыло Бельведерского дворца выросло на один этаж, соединивший Башню ветров, Сикстинскую капеллу и Бельведер. Один из коридоров этого этажа было решено украсить географическими картами регионов Италии, которые позволили бы понтифику «виртуально» путешествовать по стране, не покидая стен Ватикана, а также соединить две науки – географию и астрономию.

Для составления карт и разработки нового календаря Папа Григорий пригласил доминиканца ­– талантливого астронома, картографа и космографа Игнацио Данти, занимавшего на тот момент пост профессора математики в Болонском университете.

Игнацио Данти (30 апреля 1536 г. – 19 октября 1586 г.)

Прежде чем Данти занял свой пост в Болонье, он потратил десятилетие, участвуя в создании великолепного Зала карт для палаццо Веккьо во Флоренции, так что у него уже имелся определенный опыт.

Зал карт палаццо Веккьо, Флоренция

Украшение дворцов географическими картами было модным в XVI в. (после открытия Нового света), то есть ватиканский проект не был в этом смысле уникальным. Его амбициозность состояла в масштабах: предстояло создать 40 фресок размером 5,5 на 4,5 м с детализированными картами итальянских регионов, островов, городов и исторических баталий .

Помимо Данти, подготовившего эскизы карт, над проектом работали итальянские художники Джироламо Муциано, Чезаре Неббиа, Джованни Антонио да Варезе, Антонио Данти (брат Игнацио Данти) и двое художников-фламандцев Матеус и Пауль Бриль. Работы начались в 1580 г. и были завершены всего за 1,5 года. Результатом стала крупнейшая в мире серия фресок с изображениями географических карт.

Через пару десятков лет уже при папе Урбане VIII были проведены реставрационные работы, в ходе которых в настенные росписи были внесены некоторые изменения. Под прикрытием этих работ на картах появились и пчелы Барберини (три пчелы изображены на гербе Урбана VIII Барберини, этот Папа прославился тем, что любил повсюду, где только мог, оставлять напоминания о себе в виде символов из своего герба).

На короткой 6-метровой стороне Галереи изображены:

Время работы ватиканских музеев

Музеи Ватикана открыты с понедельника по субботу.

Расписание работы музеев Ватикана

Воскресенье – выходной день, кроме последнего воскресенья месяца, когда с 09:00 до 12:300 туристы вправе пройти бесплатно.

Чтобы воспользоваться этой привилегией, к кассам нужно прибыть на рассвете (учитывая огромные очереди даже в «обычные» дни).

Вот как выглядит бесплатный день в Ватикане:

В отдельные дни график работы ватиканских музеев продлевается или укорачивается. Посмотреть точное расписание на 2019 год можно в календаре, выложенном на официальном сайте государства.

Заказ экскурсии онлайн в Ватикан

Апартаменты Борджиа

Фанатам сериала «Борджиа» здесь останавливаться обязательно. Росписи были выполнены Бернардино Пинтуриккьо (Пинтуриккьо в переводе с итальянского означает просто прекрасная живопись) в самом конце XV века, ранее росписей Рафаэля, по уму надо бы сначала смотреть на них, а уже потом знакомится со станцами Рафаэля, но маршрут составлен так что в эти комнаты можно попасть только после покоев Юлия II, преемника и соперника Александра VI Борджиа.

Люди, смотревшие сериал, припомнят этот сюжет. Папу Александра VI Борджиа до сих пор считают развратником, убийцей и очень не хорошим человеком — это официальная версия. Согласно не официальной версии, он проиграл в политической борьбе своим оппонентам и те его очернили, приписали ему и даже его детям все мыслимые и не мыслимые прегрешения. Его обвиняют даже в том, что он развратил свою 13-летнюю дочь Лукрецию.

Скромностью Александр VI точно не страдал, например, он поместил свое изображение на фреску с известным религиозным сюжетом Воскресение Христово. Но этим он ничем не отличался от своих последователей. В церкви Санта-Мария-сопра-Минерва, что у Пантеона, мы видели, кардинала Карафу, вставленным в сюжет Благовещение.

Воскресение Христово, Папа Борджиа изображен на этой фреске

Но эта грязная история еще не все интересное и загадочное, что могут вам предложить апартаменты Борджиа. Наши ученые Г.В.Носовский, А.Т.Фоменко вычислили дату зашифрованную на потолке зала Сивилл. Они считают, что на потолке изображена дата 28 августа 1228 г.н.э., и она соответствует созданию Птолемеевской системы мира. Официальная историческая наука считает, что Птолемеевская система мироустройства появилась во II веке нашей эры. Не стыковка в 1000 лет налицо. Расчеты Г.В.Носовского, А.Т.Фоменко опубликованы в интернете, желающие могут ознакомится и составить собственное мнение.


Если после Сикстинской капеллы пойти налево, то можно попасть в собор Святого Петра без очереди, а направо продолжение осмотра музеев.

Станца д’Элиодоро (Stanza di Eliodoro) – Зал Элиодора

Станца д’Элиодоро расписана Рафаэлем с 1511 по 1514 года.

Папа Римский использовал это помещение для частных приёмов.

Тематика росписи зала носит политический характер и посвящена покровительству Богу, как защитнику церкви на Земле.

Создание фресок совпало с политически напряженным положением на полуострове в связи с угрозой нападения иностранных войск.

Сюжеты раскрываются в росписях:

  • «Изгнание Элиодора»;
  • «Освобождение Петра»;
  • «Месса в Больсене»;
  • «Папа Лев I останавливает Аттилу».

Станца д’Элиодоро.


Эти четыре аспекта отразились в главных фресках зала:

Капелла Николина

Капелла Николина (Cappella Niccolina) — небольшое помещение в одном из старейших помещений Апостольского дворца, в башне папы Иннокентия III.

Капелла Николина

Оно расписано в XV веке доминиканским монахом-живописцем Фра Беато Анжелико, который сделал уникальные фрески сцены жития святых Стефана и Лоренцо.

Галерея канделябров

и начните отслеживать дешевые билеты в Рим заранее – то есть прямо сейчас! Или подпишитесь и получайте предложения по выбранным маршрутам на почту.

Станцы Рафаэля в Ватикане – эталон «высокого Возрождения» в изобразительном искусстве, одно из самых посещаемых мест Музеев Ватикана.

Станцы Рафаэля. Фреска “Диспута” в станца делла Сеньятура

Станцы Рафаэля представляют собой сравнительно небольшие комнаты (от итальянского stanza=комната, примерно 8х10 метров) в Папском Дворце Ватикана, расписанные фресками. Интересно, что время работы Рафаэля над станцами совпадает со временем работы Микеланджело над плафоном Сикстинской Капеллы.

Музеи Ватикана. Схема расположения фресок в Станцах Рафаэля

Из четырех комнат: Станца дель Инчердио ди Борго, Станца делла Сеньятура, Станца д’Элиодоро, Станца Константина, – лишь первые три полностью принадлежат кисти Рафаэля. Последняя комната расписана учениками мастера (Джанфранческо Пенни, Джулио Романо, Рафаэле Колле) по эскизам Рафаэля уже после его смерти в 1520 году.

Станцы Рафаэля в Музее Ватикана. Фреска “Пожар в Борго” в Станца дель Инчендио ди Борго

В 1508 году Рафаэль по приглашению Папа Юлия-II приезжает в Рим и начинает работу над росписями парадных залов Ватикана. Первая фреска, которую написал Рафаэль в Станца делла Сеньятура – «ДиспутА» (ударение на последний слог) или по-другому «Диспут о Святом Причастии». О назначении зала до сих пор идут споры. Принято считать, что Станца Сеньятура (от латинского signature= обозначать, ставить знак, отметку) – это рабочий кабинет Папы Юлия-II, где он подписывал свои буллы и послания.

Станцы Рафаэля в Ватикане. Фреска “Афинская Школа” в зале Сеньятура

Но, вполне возможно, что в этом зале располагались папская библиотека и его коллекция. Это единственная из трех станц, название которой осталось подлинным, не связанным с работами Рафаэля. Фреска «Диспута» изображает беседы о таинстве причастия. Символ причастия – гостия (или «хостия» = облатка из пресного хлеба), – установлен на алтаре в центре композиции. Действие картины происходит в двух планах: небесном и земном.

Фрески этого зала изображают победу императора Константина Великого над язычеством. Начиная с фрески «Видение Креста», которая рассказывает о том, как накануне центрального сражения за власть у Мульвийского моста между Константином и Максенцием,

Экскурсия в музеи Ватикана

Карта схема экскурсии по музеям Ватикана

Музеи Ватикана – это целый комплекс из 54 залов, 9 км. ходьбы пешком. С экскурсией в музеи Ватикана надо приходить на целый день.

Находятся музеи Ватикана на территории карликового государства Ватикан, расположенного рядом с центром Рима. Вход в музеи находится справа от площади Петра. К музеям оттуда надо идти пешком около 5 минут вдоль ватиканской крепостной стены.

Спиральная лестница находится в холле главного входа в музеи Ватикана

Как и другие известные музеи мира, Ватикан так же осаждают толпы туристов. Ежегодно музеи Ватикана посещает более 5 млн. человек! Уже на подступах к входу в музеи Вы увидите многокилометровую очередь, в которой можно простоять от 2 до 4 часов. Однако, не все так страшно. Есть несколько способов того, как этого можно избежать.

Шишка – символ Ватикана. Фото сделано в внутреннем дворе (саду).

Способ первый. Купить билет через интернет. Он обойдется на 4 евро дороже, чем обычный. Так же, он имеет определенную дату посещения. Т.е. по нему можно прийти в музеи Ватикана в определенный день в определенное время. Однако, имея распечатку с этим билетом, вы можете спокойно пройтись вдоль гигантской очереди желающих попасть во внутрь и войти с отдельного входа (для тех, у кого организованная экскурсия или уже есть билет). Здесь Вам надо будет обменять электронную распечатку из интернета на настоящий билет и все. Вы в музее. Иногда, правда, и возле этого отдельного входа так же набирается большая толпа (ее создают экскурсионные группы), но все равно, зайти отсюда получится гораздо быстрее, чем с общей очередью.

Способ второй. Купить билет по двойному тарифу на стойке информации возле входа в собор Петра. Получится так же дороже, но зато вы сэкономите много времени.

Знаменитая скульптура Лаокоон и его сыновья в музее Пия-Климента.

Музеи Ватикана были основаны в 16 веке. Они представляют собой коллекцию предметов искусства, которые римские Папы собирали на протяжении многих веков. Фактически, это не один музей, а целый комплекс различных музеев. Единственное, чего здесь нет – это современного искусства.

Один из залов музеев, посвященный эпохе Античности (Древняя Греция и Рим).

Главный вход (холл) музея имеет современный облик. Здесь вы увидите спиральную лестницу, построенную в 1932 году архитектором Джузеппе Момо. Отсюда, вы можете попасть в большой внутренний двор (сад), а уже дальше пойти по залам музейных экспозиций. Здесь в саду находится гигантская шишка – символ Ватикана, а так же золотой шар, который символизирует современный мир.

Музеи Ватикана: переход из одного зала в другой. Интересно рассматривать не только экспонаты, но и сами залы.

Путешествие по залам Ватикана обычно начинается с осмотра Пинакотеки (собрание картин). Здесь есть старинные иконы 12 века, работы таких мастеров, как Рафаэль, Тициан, Леонардо, Рубенс, Караваджо, Леонардо да Винчи и других). Самые известные здесь экспонаты, это работы Рафаэля “Благовещение” и “Преображение”, “Святой Иероним” Да Винчи и другие.

Станцы Рафаэля – несколько залов, расписанных Рафаэлем и его учениками возле помещения Сикстинской капеллы

Музеи Ватикана

Ежегодно в город-государство Ватикан прибывают миллионы туристов, и если одну часть из них интересует религиозная составляющая визита, то другую – бесценные сокровища музеев Ватикана. Художественные и культовые коллекции, которые собирались папами на протяжении веков, в наше время представлены в многочисленных музеях, расположенных в пределах границ Ватикана. Прекрасные античные и ренессансные скульптуры, фрески, мозаики, собрание древних манускриптов и средневековых рукописей, изысканные интерьеры папских дворцов – все это великолепие предстает перед глазами восхищенных посетителей, которых в конце экскурсионного маршрута ожидает встреча с настоящим шедевром эпохи Возрождения – Сикстинской капеллой.

  1. Историческая справка
  2. Основные музеи комплекса и их экспозиции
  3. Посещение

Музей был основан папой Григорием XVI в феврале 1837 года. Экспозиции расположены в 22 залах и посвящены этрусским артефактам, которые были обнаружены при раскопках на территории Ватикана. Здесь представлены саркофаги и погребальные урны этрусков, части рельефов из некрополей, изделия из терракоты, слоновой кости и стекла. Благодаря тому, что музей расположен во дворце папы Иннокентия VIII, в выставочных залах можно увидеть фрески 16-18 веков.

[flat_ab id="3"] Ссылка на основную публикацию