Родина-мать в Киеве — подробная информация с фото

Сэкономь на путешествии!

Существует интересная история, связанная с мечом, который “Родина-мать” держит в руке. Согласно народной легенде, его укоротили по рекомендации киевского митрополита. Он убедил руководителей проекта в том, что оружие, символизирующее войну, не должно быть выше расположенной неподалеку лаврской колокольни. Неизвестно, насколько эта версия отвечает действительности. Вероятнее всего, длину меча уменьшили в целях безопасности и для сохранения архитектурного равновесия.

Можно ли подняться на вершину памятника?

Восхождение на смотровую площадку разрешено, но при соблюдении определенных правил. Женщин, в частности, на каблуках не пустят, что связано с техникой безопасности. Поэтому, отправляясь к памятнику, нужно надевать удобную обувь и одежду, которые не будут сковывать движения. В лифт больше двух человек не пускают. Доехав до пояса статуи на первом лифте, посетителей просят выйти и надеть страховочный пояс. После подробного инструктажа по технике безопасности происходит подъем на втором лифте, который довозит людей до лестницы. Далее нужно подняться по ней и пройти небольшой участок пути ногами по круговому туннелю.

Перед выходом на смотровую площадку можно снять пояс, а потом открыть люк, который ведет в клетку. Она и выполняет роль обзорной точки, расположенной возле щита Родины-матери.

Есть и другие интересные факты, без которых сложно представить историю Родины-матери. Среди них стоит отметить:

Технические особенности

Высота Родины-мать в Киеве – 102 метра, а высота статуи от пьедестала до острия меча – 62 метра. Металлический каркас статуи выполнен из нержавеющей стали. Листы размером 50 на 50 сантиметров и толщиной в полтора миллиметра были изготовлены в городе Запорожье, а затем сварены на базе Института Электросварки имени Патона в Киеве. Если сложить длину всех швов монумента, получится около тридцати километров.

Каждый год Родина-мать подвергается строгой проверке. По утверждениям специалистов монумент способен простоять более ста пятидесяти лет и может выдержать даже девятибалльное землетрясение. Благодаря углублению основания скульптуры в землю на несколько десятков метров она защищена от сползания к воде и подтопления.

Памятник Родина-мать в Киеве привлекает многочисленных туристов приезжающих в город. Обязательная часть экскурсионной программы – посещение монумента. Внутри памятника есть два лифта – наклонный и вертикальный. Первый поднимается в пьедестале, а на втором можно попасть в грудь статуи, затем по лестнице пройти в руки и голову, где расположены смотровые площадки.

Описание конструкции

Памятник, проект которого был создан архитектором Е. Вучетичем, был построен коллективом украинских скульпторов в середине 70-х годов прошлого века. Скульптура представляет собой женщину, которая в одной руке держит меч, а во второй – большой щит. Обшивка статуи Родина-мать была создана в Запорожье, но в единое целое листы нержавеющей стали были сварены специалистами института имени Е. Патона уже в Киеве.

Внутри скульптуры есть два лифта – вертикальный и наклонный. Также имеются лестницы, которые ведут в узкопроходные места монумента, в том числе и на самую верхнюю смотровую площадку.


Общая высота монумента вместе с мечом составляет 102 метра. Сама скульптура достигает 62 м, а ее постамент – 32 м. Общий вес сооружения составляет более 450 тонн, из них 9 тонн весит меч, расположенный в правой руке, и еще 13 тонн – щит в левой руке.

Описание памятника «Родина-мать»

Статуя выполнена в эклектическом стиле. В ее образе соцреализм гармонично переплетается с ренессансным идеалом физически развитого человека. «Родина-мать» символизирует женское начало, силу национального духа и победу в Великой Отечественной войне.

Расчетный период эксплуатации памятника составляет не менее 150 лет. Его конструкция может выдержать 8–9 бальное землетрясение, а благодаря установленному в верхней части скульптуры оборудованию, подавляющему ветровые колебания, — даже штормовые ураганы. Статую регулярно обследуют на предмет динамического равновесия с помощью геодезических и инструментальных методов. До сих пор проблем с отклонениями по вертикали и горизонтали зафиксировано не было.

  • Высота памятника «Родина-мать» — 62 метра.
  • Высота конусного постамента — 40 метров.
  • Вес цельносварной статуи — почти 500 тонн.
  • Заглубление основного каркаса — 20 метров.
  • Размер щита — 8 на 12 метров.
  • Высота меча — 16 метров.

В конструкции имеется два лифта — наклонный, перемещающийся под углом 75 градусов, и вертикальный, заканчивающийся в голове статуи. Они используются для поднятия посетителей на смотровые площадки, но прежде всего — для технического обслуживания «Родины-матери».

Известный советский скульптор Евгений Вучетич начал работу над проектом монумента в 1972 году. По его версии композиция должна была включать 80-метровую статую в образе женщины, выполненную из бронзы с позолотой. У подножия памятника автором предусматривалось сооружение стекающего в Днепр 30-метрового водопада, по обеим сторонам которого должны были располагаться фигуры солдат, форсирующих могучую реку. Кроме того, рассматривались варианты присутствия на статуе «Родина-мать» лаврового венка и ребенка на руке. Однако большинство задумок осталось лишь на бумаге.

Родина-мать в Киеве — подробная информация с фото

Главная страница » Интересное » Родина-мать в Киеве. Внутри памятника

Оказывается, в Киеве не только можно погулять по обычному туристическому маршруту, но и получить незабываемые впечатления.
Если кто-то не смотрел предыдущие записи – мы были в парке-музее ВОВ, вершиной которого (в прямом и переносном смысле) является скульптура Родина-мать.
Скульптура из нержавейки высотой 102 метра имеет 2 площадки для обзора – на 50 метрах и 92 метрах.
Так как некоторые особо одаренные граждане (уже бывшие) пару раз спрыгнули и получили незабываемые впечатления – доступ наверх был разрешен только для обслуживающего персонала.

Орден победы – на потолке пъедестала. В этом зале – проход к двери лифта, у которого сидит вахтёрша.

Планировалось, что монумент будет покрыт сусальным золотом, однако от этой идеи отказались. Металлический каркас сделан из нержавеющей стали, выплавленной в Запорожье. Стальную обшивку сварили специалисты Института электросварки имени Патона из листов размером 50х50 см толщиной 1,5 мм. Суммарная длина швов составила около 30 км. Скульптура таких размеров была сделана впервые в СССР.

Осторожно садимся в мальнький первый лифт:

И доезжаем до второго, еще меньше. Нужно подписаться в книге инструкций по технике безопасности:

Желающие – одевают на головы каски. Но таких, как правило – нет.

Регулярные ежегодные обследования показывают отсутствие каких-либо отклонений относительно динамического равновесия. Согласно выводам специалистов, монумент «Родина-мать» должен простоять свыше 150 лет. По расчетам, статуя может выдержать даже землетрясение силой 9 баллов. Для передвижения людей и технического обслуживания скульптуры в середине смонтированы два лифта — наклонный и вертикальный (движется на катках под углом 75 градусов), оборудованы площадки для осмотра. Один из лифтов поднимается с девятью остановками до самой «головы» Родины-матери, в которой есть люки и технические площадки. Можно подняться в «руку» со щитом и в другую — с мечом. Там тоже есть монтажные площадки.

Доезжаем до груди скульптуры.

Этот туннель – левая рука, со щитом. Лезть нужно осторожно, так как отверстия небольшие (Сергей Доля пока лишен возможности пробраться наверх):

Это – правая рука и лестница в меч. В мече – специальная аппаратура для гашения колебаний. Эта часть длиннее левой руки и уже.

По одной из народных легенд, в ходе сооружения монумента киевский митрополит вел переговоры с первым секретарем ЦК КПУ Владимиром Щербицким о том, чтобы скульптура не была выше Большой Лаврской колокольни, расположенной неподалеку Киево-Печерской Лавры. Якобы после этого было решено укоротить меч скульптуры. Кончик меча действительно ниже верхушки колокольни на 12 метров. Однако архитекторы утверждают, что это сделано для архитектурного равновесия между сооружениями музея Великой Отечественной войны и Лавры.

Суровые украинские мужики привязывают вас к тросу альпийским снаряжением. Это правильно, потому что риск сорваться все равно есть даже со внутренней крутой лестницы.

Площадка огорожена сеткой, наверху – прорези для объективов. В отличие от дубайского самого высокого здания (фотоотчет тут) всё пролазит отлично.

Пальцы руки, которая держит щит.

Меч и вид на Ботсад им. Гришко, мост Патона:

Вообще – вид со стороны площадки не очень.

Платим сопровождающему суровому мужчине 10 евро и он откупоривает сам щит.
Пролазить в него нужно очень осторожно: везде острые края, швы – можно порвать одежду, можно порезаться.

Мы тут были не первые:

Существует еще одна легенда, связанная с монументом. Еще до открытия монумента в народе ширились слухи, что якобы металлическая глыба – создание нечистого, и место для нее выбрано не случайно – Черная гора, над которой и птички не летают.

Вид с другой стороны щита:

Вид на сам парк перед монументом – сравните с наземными фотками:

Как можно вылезти из меча – ума не приложу:

Левый берег, мост Патона, Харьковский, Поздняки:

Лавра, мост Метро, чаша с вечным огнём (комично, но не работает):

Лавра и музей военной техники:

Печерск. В далеке – силуэт телевышки (туда еще мы не добрались). Вблизи – один из самых дорогих районов города (да и страны) – сотка земли тут стоит сумасшедших денег:

Родина-мать, как и женщина на шесте на Площади Независимости, стоят задом к городу и друг к другу. Из-за этого местность между ними называют “междужопье”:

Посещение на двоих будет стоить около 50 евро. Если вы плотной комплекции – не пролезете. Если девушка – подумайте три раза.
Лезть с фотоаппаратом – то еще удовольствие – разбить можно на раз.

Главная страница » Интересное » Родина-мать в Киеве. Внутри памятника

«Родина-мать зовет!» 10 фактов о монументе

П амятник «Родина-мать зовет!» открылся в 1967 году. Как монумент стал самым высоким в мире, чье лицо у женской фигуры и какие у нее есть скульптурные «родственники» — вспоминаем 10 фактов о Родине-матери.

Конкурс без границ. Победа в Сталинградской битве стала переломным событием в истории Великой Отечественной войны. Конкурс на создание памятника в Сталинграде был объявлен уже в сентябре 1944 года. В нем участвовали и известные архитекторы, и солдаты, присылавшие свои эскизы военно-полевой почтой. Архитектор Георгий Марцинкевич предлагал поставить высокую колонну с фигурой Сталина наверху, а Андрей Буров — 150-метровую пирамиду с каркасом из переплавленных танков.

Приходили проекты даже из-за рубежа — из Марокко, Шанхая. Интересно, что в конкурсе не принимал участия будущий создатель Родины-матери Евгений Вучетич. Ходили легенды, что он обсуждал свой проект напрямую со Сталиным.

Изменения в композиции. Скульптурная композиция должна была выглядеть иначе. Предполагалось, что рядом с женской фигурой будет статуя коленопреклоненного солдата, протягивающего Родине-матери свой меч. Однако первоначальная композиция монумента показалась Евгению Вучетичу слишком сложной. Он изменил проект уже после утверждения «сверху». У скульптора был важный идеологический аргумент: солдат не мог никому передать свой меч, ведь война еще не закончилась.

Кто был прототипом? Искусствоведы сходятся во мнении, что Евгения Вучетича вдохновили барельеф «Марсельеза» на парижской Триумфальной арке и античная скульптура Ники Самофракийской. Однако кто конкретно ему позировал, доподлинно неизвестно. Наиболее вероятно, что фигуру Родины-матери скульптор лепил с советской спортсменки-дискоболки Нины Думбадзе, а лицо — со своей жены Веры. Сегодня макет головы статуи хранится в Музее-усадьбе Вучетича в Москве.

Первый железобетонный памятник. Родина-мать стала первым в СССР памятником, полностью выполненным из железобетона. В 1960-е, после войны, не были отстроены еще многие города, в том числе Волгоград, а железобетон был одним из самых дешевых материалов. Однако этот выбор вызвал некоторые сложности. Например, уже через год после открытия памятника на нем стали образовываться маленькие трещинки. Чтобы сохранить монумент, голову и руки скульптуры ежегодно покрывали водоотталкивающим средством.

Укрепление конструкции. Все инженерные расчеты выполнялись под руководством Николая Никитина, который строил Останкинскую телебашню. Монумент «Родина-мать зовет!» при возведении никак не закрепляли: он стоит на земле за счет своего собственного веса. Внутри статуи натянуты металлические канаты, которые делают ее более устойчивой и поддерживают жесткость металлического каркаса. Сегодня на тросы установлены датчики, за состоянием конструкции следят специалисты.

  • 5 новинок исторического парка «Россия — Моя история»
  • Топ-5 достопримечательностей Волгограда
  • 7 самых известных конных памятников Петербурга

Памятник эпохи трех генсеков. Хотя конкурс архитектурных проектов проходил в 1940-е годы, работа над памятником началась после смерти Сталина. Приказ о строительстве подписал в январе 1958 года Никита Хрущев. Монумент возводили почти десять лет — его открыли в октябре 1967 года. На открытии присутствовал и генеральный секретарь ЦК КПСС — в то время уже Леонид Брежнев.

Самая высокая статуя мира. Планировалось, что высота Родины-матери составит 36 метров. Однако Хрущев распорядился «подрастить» женскую фигуру. Статуя на Мамаевом кургане должна была «перегнать» статую Свободы — ее высота без пьедестала составляла 46 метров.

После окончания строительства Родина-мать была самой высокой статуей в мире. Женская фигура возвышалась над пьедесталом на 52 метра, а с учетом длины ее руки и меча высота памятника составляла 85 метров. Весил монумент 8 тысяч тонн без учета меча. Сегодня Родина-мать остается в первой десятке самых высоких статуй мира.

Стальной меч. Меч статуи был сделан по авиационной технологии. Его изготовили из нержавеющей стали и обшили листами титана. Но такое решение не подошло для памятника — меч раскачивался и скрипел на ветру. В 1972 году оружие заменили на стальное с отверстиями для снижения парусности. Из-за «проблемного» меча конструкторы памятника не получили Ленинскую премию.

Скульптурный триптих. Монумент «Родина-мать зовет!» — часть скульптурного триптиха. В него входят памятники «Тыл-фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке. Магнитогорская скульптурная композиция изображает рабочего, который передает выкованный им меч воину. А германский монумент — солдата-победителя со спасенным ребенком на руках и опущенным мечом. Скульптуру «Воина-освободителя» выполнил Евгений Вучетич, а магнитогорский памятник создали Лев Головницкий и Яков Белопольский.

Образ «Родины-матери». Собирательный образ Родины-матери появился на агитационных плакатах еще в 1941 году. Их создал советский живописец Ираклий Тоидзе. Художник вспоминал, что прототипом женщины на плакате стала его жена. Услышав сообщение о нападении на СССР, она вбежала в мастерскую художника с криком «Война!». Ираклий Тоидзе был потрясен ее выражением лица и сразу же сделал первые наброски.

Кто был прототипом? Искусствоведы сходятся во мнении, что Евгения Вучетича вдохновили барельеф «Марсельеза» на парижской Триумфальной арке и античная скульптура Ники Самофракийской. Однако кто конкретно ему позировал, доподлинно неизвестно. Наиболее вероятно, что фигуру Родины-матери скульптор лепил с советской спортсменки-дискоболки Нины Думбадзе, а лицо — со своей жены Веры. Сегодня макет головы статуи хранится в Музее-усадьбе Вучетича в Москве.

Родина-мать осквернена радужным флагом. Что дальше?

В Киеве активисты ЛГБТ-сообщества KyivPride провели акцию в рамках месяца ЛГБТ в мире. На видео снят монумент “Родина-мать” на Спивочем поле, который “держит” на мече радужный флаг.

Накануне 22 июня участники акции запустили дрон с радужным стягом. Во время пролета над монументом аппарат завис над памятником с флагом

“Родина-мать” за равенство для всех! Великий флаг ЛГБТ+ сегодня по всему Киеву. Продолжение следует”, — сообщили в KyivPride.

Как заявил по этому поводу нардеп от ОПЗЖ Олег Волошин, который отметил, что флаг повесили накануне 22 июня — дня, когда в 1941 началась атака немцев на Киев. Он подчеркнул, что потом эти люди “удивляются тому, что их не понимают. А иногда и довольно для них болезненно не понимают. Нет слов. И это в канун 22 июня!” — написал Волошин.

Родина-мать (Киев)

Скульптура
Родина-мать
Батьківщина-мати
50°25′35″ с. ш. 30°33′47″ в. д. H G Я O
Страна Украина Украина
Город Киев
Автор проекта Василий Бородай
Архитектор Евгений Викторович Вучетич
Дата основания 9 мая 1981
Высота 102 м
Материал сталь
Сайт warmuseum.kiev.ua/eng/sk…
Родина-мать на Викискладе

«Ро́дина-мать» (укр. Батьківщина-мати ) — монументальная скульптура в Киеве на правом берегу Днепра. Расположена на территории Музея истории Украины во Второй мировой войне. Открыта в составе музейного комплекса в 1981 году в День Победы. Комплекс открывал Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев.

Изначально предполагалось покрыть монумент сусальным золотом, однако позднее от этой идеи отказались. Металлический каркас был выполнен из нержавеющей стали, выплавленной в Запорожье. Стальную обшивку статуи сварили специалисты Института электросварки имени Патона из листов размером 50х50 см толщиной 1,5 мм. Суммарная длина швов составила около 30 км.

Литература

  • Мемориальный комплекс. Киев: «Мистецтво». 1983 г. Авторы-составители: В. А. Жуковский, В. Д. Ольшанский, В. П. Фомина.
  • Мемориал над Днепром. Путеводитель. Киев: «Мистецтво». 1985 г. Авторы-составители: В. Д. Ольшанский, А. И. Филатова.
  • Мемориал над Днепром. Фотопутеводитель. Киев: «Мистецтво». 1987 г. Авторы-составители: В. Д. Ольшанский, А. И. Филатова.

Что такое wiki.moda Вики является главным информационным ресурсом в интернете. Она открыта для любого пользователя. Вики это библиотека, которая является общественной и многоязычной.

Родина-мать (Киев)

Скульптура
Родина-мать
Батьківщина-мати
Страна Украина
Город Киев
Архитектурный стиль соцреализм
Автор проекта Василий Бородай
Архитектор Евгений Викторович Вучетич
Дата основания 9 мая 1981
Высота 102 м
Материал сталь
Сайт warmuseum.kiev.ua/eng/sk…
Медиафайлы на Викискладе

«Ро́дина-мать» (укр. Батьківщина-мати ) — монументальная скульптура в Киеве на правом берегу Днепра. Расположена на территории Музея истории Украины во Второй мировой войне. Открыта в составе музейного комплекса в 1981 году в День Победы. Комплекс открывал Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев.

Собирали скульптуру специально построенным стометровым краном, после окончания работ кран был демонтирован. Для контроля за состоянием всех строительных конструкций был установлен строгий режим геодезических инструментальных обследований.

Монумент “Родина-мать”

50° 25.5890 ′N , 30° 33.7774 ′E
50.42648N, 30.56296E
50°25′35.34″N, 30°33′46.64″E

Ошибка в координатах?

    Скрыть пустые объекты

Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на этот объект в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее

Советы — это отзывы пользователей об опыте посещения отелей, ресторанов, магазинов и достопримечательностей. Вы тоже можете внести свой вклад, поделившись впечатлениями из поездки или написав об интересных местах своего города.

Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

Национальный музей истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Рядом с Киево-Печерской Лаврой.

Проектирование [ править ]

Планировалось, что монумент будет покрыт сусальным золотом, однако от этой идеи отказались. Металлический каркас сделан из нержавеющей стали, выплавленной в Запорожье. Стальную обшивку сварили специалисты Института электросварки имени Патона из листов размером 50х50 см толщиной 1,5 мм. Суммарная длина швов составила около 30 км. Скульптура таких размеров была сделана впервые в СССР. Она изготовлена на Киевском заводе имени Парижской Коммуны с учётом рекомендаций института электросварки имени Е. О. Патона по сварке элементов из нержавеющей стали отдельными блоками-секциями весом 25—30 т. Скульптуру собирали специально построенным стометровым краном. После окончания работ этот кран демонтировали. Для контроля за состоянием всех строительных конструкций установлен строгий режим геодезических инструментальных обследований.

Над проектом начинал работать известный скульптор, автор мемориала в Волгограде Евгений Вучетич. Первоначально предполагалось, что на постаменте будет возвышаться 80-метровая бронзовая с позолотой фигура женщины. У подножия статуи с 30-метровой высоты должен был течь в Днепр водопад, с обеих сторон которого воины форсировали реку. После смерти Вучетича работу возглавил украинский скульптор Василий Бородай. Композиция впоследствии претерпела значительные изменения. Бородай разработал проект, который был реализован, в содружестве с Фридом Сагояном и Василием Винайкиным, а также с архитекторами Виктором Елизаровым, Георгием Кислым, Николаем Фещенко. По одной из народных легенд, в ходе сооружения монумента киевский митрополит вел переговоры с первым секретарем ЦК КПУ Владимиром Щербицким о том, чтобы скульптура не была выше Большой Лаврской колокольни, расположенной неподалеку Киево-Печерской Лавры. Якобы оружие не может быть выше креста. И после этого было решено укоротить меч скульптуры. Кончик меча действительно ниже верхушки колокольни на 12 метров. Однако архитекторы утверждают, что это сделано для архитектурного равновесия между сооружениями музея Великой Отечественной войны и Лавры. Мемориальный комплекс занимает площадь свыше 10 гектаров. В него входят: музей с монументом «Родина-мать», главная площадь с Аллеей Городов-героев и скульптурными композициями «Форсирование Днепра» и «Передача оружия», галерея героев фронта и тыла с бронзовыми горельефными композициями, чаша «Огонь Славы», выставка боевой техники и вооружения, отдельное здание, где развернуты постоянно действующие реликвийные экспозиции «Трагедия и доблесть Афгана», «На чужих войнах», открытые для посещения экскурсантов самолеты Ли-2, МиГ-23 и вертолет Ми-24В. Главный экспозиционный корпус музея — трехэтажное сооружение с площадью перед ним, которая вмещает до 30 тысяч человек. Именно тут в честь всенародных праздников Победы, освобождения Украины и Киева проводятся общегородские мероприятия с участием ветеранов и их потомков.

Согласно выводам специалистов, монумент «Родина-мать» должен простоять свыше 150 лет. По расчетам, статуя может выдержать даже землетрясение силой 9 баллов. В 1987 году над Киевом пронесся сильный ураган, но памятник не получил повреждений. Регулярные ежегодные обследования показывают отсутствие каких-либо отклонений относительно динамического равновесия. Для передвижения людей и технического обслуживания скульптуры в середине смонтированы два лифта — вертикальный и наклонный (движется на катках под углом 75 градусов), оборудованы площадки для осмотра. Один из лифтов поднимается с девятью остановками до самой головы Родины-матери, в которой есть люки и технические площадки. Можно подняться в «руку» со щитом и в другую — с мечом. Там тоже есть монтажные площадки.

Как открывали монумент «Родина-Мать» в Киеве. Подлинная история

Открывал Музей Великой Отечественной войны, в котором расположен монумент, Л.И.Брежнев. Это было 9-го мая 1981-го года. С открытием этого комплекса связано несколько курьезных моментов, о которых рассказывал режиссер-постановщик этого мероприятия Лев Григорьевич Силаев, режиссер, народный артист Украины.

«Весной 1981 года киевляне с интересом наблюдали за окончанием строительства музея Великой Отечественной войны. Особый интерес вызывала возвышающаяся над музеем громадная несуразная фигура «Родины-матери». Открытие музея намечалось на 9 Мая. Приказом Министра культуры я был назначен автором сценария и главным режиссером ритуала торжественного открытия комплекса.

В начале марта меня пригласили в ЦК КПУ, где на самом высоком уровне, была дана установка – сотворить праздник, «которого еще не было». Денег было приказано не жалеть, вызывать любые коллективы, использовать армию, авиацию, речной флот, в общем, все, что я сочту нужным. В конце разговора я понял, чем обусловлен такой размах — на открытие ожидался приезд Леонида Ильича Брежнева и руководителей всех республик СССР.

Началась работа над сценарием. Несколько раз мне пришлось его переделывать: дополнять, вновь и вновь докладывать руководству. Наконец, сценарий был принят и большая постановочная группа приступила к его осуществлению. Территория, на которой должно было происходить действие, была огромной. В театрализованном спектакле предполагалось задействовать более пяти тысяч солдат-факелоносцев (факела были заказаны в Германии), самолеты ДОСААФ, речную флотилию, прожекторную роту (ее привезли из Крыма), несколько ансамблей, духовых оркестров, спортсменов и лучшие артистические силы республики.

Начинался праздник зажжением огня в ритуальной чаше, для чего был приглашен мой друг генерал авиации дважды Герой Советского Союза Владимир Дмитриевич Лавриненков. Лавриненков должен был зажечь факел у Вечного Огня, привезти его на бронетранспортере к чаше, по специальной лесенке на газоне подняться и, поднеся факел к краю чаши как бы зажечь огонь (на самом деле, в этот момент огонь зажигался автоматически изнутри). Проведение этого эпизода (автоматического зажжения) я поручил одному из моих помощников. Финальная точка праздника была задумана так: под горой среди деревьев был заготовлен аэростат, который когда стемнеет, должен был поднять в небо огромное красное полотнище с изображением В. И. Ленина и в нужный момент прожектористы осветят его.

Поручил я этот эпизод еще одному помощнику и, к сожалению, не успел сам все проверить. Лишь, потом узнал, что аэростат не сумели найти и поэтому использовали обычный метеорологический зонд из белой блестящей резины, к которому почти вплотную привязали полотнище с Лениным. Рассказываю я это подробно, ибо этот эпизод был одним из многих курьезов этого знаменательного дня.

Начались продолжительные утомительные репетиции. Вел их я с крыши вестибюля музея, откуда хорошо было видно все происходящее. На одну из последних репетиций неожиданно приехал Владимир Васильевич Щербицкий. С ним были командующий Киевским округом генерал Герасимов и первый секретарь Киевского горкома КП Украины Ельченко. Подойдя, Щербицкий поинтересовался, как идут дела. Я ему ответил, что все идет по плану. Потом Владимир Васильевич спросил, где лучше построить трибуну для гостей. Я посоветовал ничего не строить, а просто сделать настил и перила на том месте, где мы стоим.

Во-первых, – прекрасный обзор, во-вторых, можно подвезти Брежнева прямо к трибуне по верхней дороге. Это предложение очень понравилось Щербицкому. Перед их уходом я предложил, чтобы на трибуну были положены бинокли, дабы гости могли хорошо рассмотреть шикарную панораму строительства на Левом берегу. Щербицкий назвал меня молодцом и поручил Герасимову дать соответствующее распоряжение.

Наступил торжественный день. Все было наготове: бронетранспортер с Лавриненковым стоял у Вечного Огня, тысячи факелоносцев расположились на склонах горы, на фарватере стояли катера, в небе самолеты, знаменосцы ждали команды, прожектористы расположились на набережной. По правому и левому берегу были установлены приспособления для фейерверка. Я вместе со своим радистом, солдатом-узбеком, стоял у лестницы, справа от входа в музей, примерно в десяти метрах от трибуны. Ждем!

Ко мне подошли работники горкома партии, участвующие во встрече Брежнева на вокзале и рассказали о первом курьезе: когда Леонид Ильич шел к автомобилю по расстеленной ковровой дорожке, сильный порыв ветра забросил дорожку ему на голову и если бы не сопровождающие, он бы упал.

Рассказали, что настроение у Брежнева очень плохое и, что, может быть, только завтрак поправит его. Тем временем, на трибуне стали появляться гости: Устинов, Рашидов, Романов и другие. По рации сообщили, что машина с Брежневым выехала к Музею. Я дал команду Лавриненкову зажечь факел и двигаться на исходную точку, по расчетам это должно было занять 7-8 минут.

На верхней дороге появилась вереница черных машин. Из первой вышли Брежнев и Щербицкий, за ними большая группа гостей. Когда Брежнев поднялся на трибуну, я понял, что завтрак был: лицо было багрового цвета, но не улучшил его настроения. Он что-то раздраженно говорил Щербицкому и брезгливо осматривался по сторонам. Ельченко, стоявший у края трибуны дал мне сигнал к началу.

Зазвучали позывные. Я глянул на исходную точку, где должен был быть бронетранспортер, и мне стало не по себе: транспортера там не было. На мой вопрос, помощник по рации, ответил, что на полпути ветер задул факел, и они приняли решение вернуться к Вечному Огню: ведь, неудобно, на виду у зрителей, зажигать факел спичками. В общем, логично, но что делать мне.

Секунды тянулись для меня как минуты. Наконец, появился бронетранспортер и с ходу двинулся к чаше. Однако, почему-то БТР, не останавливаясь, объехал основание монумента и скрылся за ним. Мне ничего не оставалось, как дать сигнал включить огонь. Вот, такое слишком символическое было зажжение.

Официальная часть открытия прошла нормально, после чего по сценарию начался осмотр наружных скульптур. Брежнева повезли машиной, а все гости пошли по лестнице вниз с трибуны, у основания которой стоял я. Идущий впереди Романов, оступился и чуть не упал. Устинов натолкнулся на Романова и оба оказались на четвереньках. Встав на ноги Устинов громко изрек: «Хохлы…вашу мать, лестницу нормально сделать не можете». Мой радист испуганно спросил: «Кто этот генерал, что так ругается?» «Стой и молчи. Это твой самый большой начальник – Министр обороны!» – шепчу ему я.

После осмотра гости вернулись на трибуну и начался концерт, который здорово затянулся. Гости и зрители хорошо принимали артистов. Лишь, Леонид Ильич безучастно смотрел на все происходящее. На улице совсем стемнело, я дал команду потихоньку поднимать флаг, начиналось самое главное: финал концерта.

Зазвучали торжественные фанфары, зажглись несколько тысяч факелов, которые начали перемещаться по берегу, согласно утвержденному и отрепетированному рисунку. Взлетели фонтаны фейерверка на военных судах и на противоположном берегу. Зрелище было потрясающее. Однако, пришло время ставить финальную точку.

«Прожектора на флаг» – дал я команду прожекторной роте. И тут произошел последний курьез: на небе в ярких лучах военных прожекторов появился какой-то огромный белый блестящий продолговатый баллон, напоминающий известную мужскую часть тела. Прожектористы вместо знамени осветили сам зонд. На площади начался истерический смех. Смеялись и на трибуне. Даже Брежнев улыбнулся и отмахивался от Щербицкого, который пытался что-то ему объяснить. Не смеялся только Ельченко. Наконец, прожектористы сообразили и перевели свет с баллона на флаг с Лениным. Долго после этого мне не поручали проводить ответственные мероприятия » .

Официальная часть открытия прошла нормально, после чего по сценарию начался осмотр наружных скульптур. Брежнева повезли машиной, а все гости пошли по лестнице вниз с трибуны, у основания которой стоял я. Идущий впереди Романов, оступился и чуть не упал. Устинов натолкнулся на Романова и оба оказались на четвереньках. Встав на ноги Устинов громко изрек: «Хохлы…вашу мать, лестницу нормально сделать не можете». Мой радист испуганно спросил: «Кто этот генерал, что так ругается?» «Стой и молчи. Это твой самый большой начальник – Министр обороны!» – шепчу ему я.

В Киеве «декоммунизируют» монумент Родина-мать

Майданные “декоммунизаторы” добрались до монумента “Родина-мать” в Киеве. С памятника будет демонтрирован герб Советского союза.

Со щита монумента “Родина-Мать” в Киеве демонтируют советский герб.

Об этом сообщил руководитель Украинского института национальной памяти Владимир Вятрович на своей странице в Facebook.

“Со щитом, но без совка на нем. Герб СССР будет отстранен от щита скульптуры “Родина-мать”, – написал он.

Он также пояснил, что решение было принято в ходе совещания экспертов, “на базе которого будут отобраны все необходимые юридические решения”.

Родина-мать

Монумент-скульптура «Родина-мать» стоит в Киеве на высоком правом берегу Днепра. Относится к «Музею истории Украины во Второй мировой войне», который расположен у подножия скульптуры.

В 1981 году в День Победы комплекс открывал Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев.

Начинал работу над скульптурой автор мемориала Родина-Мать в Сталинграде Евгений Вучетич. После его смерти проект возглавил украинский скульптор Василий Бородай. Также в работе принимали участие Фрид Сагоян, Василий Винайкин, архитекторы Виктор Елизаров, Георгий Кислый, Николай Фещенко.

Высота скульптуры «Родина-мать» (от пьедестала до кончика меча) – 62 метра.

Общая высота с постаментом – 102 метра.

В одной руке статуя держит 16-метровый меч весом в 9 т, в другой – щит размером 13×8 м с гербом СССР (весом в 13 т).

Всё сооружение – цельносварное и весит 450 т.

Сам каркас начинается на глубине 17,8 м (от входа в музей). На эту глубину уходит бетонный колодец диаметром 34 метра.

Планировалось, что монумент будет покрыт сусальным золотом, однако от этой идеи отказались.

Металлический каркас сделан из нержавеющей стали, выплавленной в Запорожье. Стальную обшивку сварили специалисты Института электросварки имени Патона из листов размером 50х50 см толщиной 1,5 мм.

Суммарная длина швов составила около 30 км.

Скульптура таких размеров была сделана впервые в СССР. Она изготовлена на Киевском заводе имени Парижской Коммуны с учётом рекомендаций института электросварки имени Е. О. Патона по сварке элементов из нержавеющей стали отдельными блоками-секциями весом 25—30 т.

Скульптуру собирали специально построенным стометровым краном. После окончания работ этот кран демонтировали.

Для контроля за состоянием всех строительных конструкций установлен строгий режим геодезических инструментальных обследований.

Над проектом начинал работать известный скульптор, автор мемориала в Волгограде Евгений Вучетич. Первоначально предполагалось, что на постаменте будет возвышаться 80-метровая бронзовая с позолотой фигура женщины. У подножия статуи с 30-метровой высоты должен был течь в Днепр водопад, с обеих сторон которого воины форсировали реку.

После смерти Вучетича работу возглавил украинский скульптор Василий Бородай. Композиция впоследствии претерпела значительные изменения. Бородай разработал проект, который был реализован, в содружестве с Фридом Сагояном и Василием Винайкиным, а также с архитекторами Виктором Елизаровым, Георгием Кислым, Николаем Фещенко.

По одной из народных легенд, в ходе сооружения монумента киевский митрополит вел переговоры с первым секретарем ЦК КПУ Владимиром Щербицким о том, чтобы скульптура не была выше Большой Лаврской колокольни, расположенной неподалеку Киево-Печерской Лавры. Якобы оружие не может быть выше креста. И после этого было решено укоротить меч скульптуры.

Кончик меча действительно ниже верхушки колокольни на 12 метров.

Однако архитекторы утверждают, что это сделано для архитектурного равновесия между сооружениями музея Великой Отечественной войны и Лавры. Мемориальный комплекс занимает площадь свыше 10 гектаров. В него входят: музей с монументом «Родина-мать», главная площадь с Аллеей Городов-героев и скульптурными композициями «Форсирование Днепра» и «Передача оружия», галерея героев фронта и тыла с бронзовыми горельефными композициями, чаша «Огонь Славы», выставка боевой техники и вооружения, отдельное здание, где развернуты постоянно действующие реликвийные экспозиции «Трагедия и доблесть Афгана», «На чужих войнах», открытые для посещения экскурсантов самолеты Ли-2, МиГ-23 и вертолет Ми-24В. Главный экспозиционный корпус музея — трехэтажное сооружение с площадью перед ним, которая вмещает до 30 тысяч человек.

Именно тут в честь всенародных праздников Победы, освобождения Украины и Киева ранее проводились общегородские мероприятия с участием ветеранов и их потомков.

Согласно выводам специалистов, монумент «Родина-мать» должен простоять свыше 150 лет. По расчетам, статуя может выдержать даже землетрясение силой 9 баллов.

В 1987 году над Киевом пронесся сильный ураган, но памятник не получил повреждений. Регулярные ежегодные обследования показывают отсутствие каких-либо отклонений относительно динамического равновесия.

Для передвижения людей и технического обслуживания скульптуры в середине смонтированы два лифта – вертикальный и наклонный (движется на катках под углом 75 градусов), оборудованы площадки для осмотра. Один из лифтов поднимается с девятью остановками до самой головы Родины-матери, в которой есть люки и технические площадки. Можно подняться в «руку» со щитом и в другую – с мечом. Там тоже есть монтажные площадки.

Летом 2002 года был разрешен подъём экскурсантов на площадки отметок 36 метров и 92 метра. Однако после того, как в апреле 2003 года посетитель упал с верхней площадки и разбился, доступ туристов был ограничен.

В 2009 году начата реставрация сооружения, сроки окончания которой постоянно переносятся из-за отстуствия средств.

Однако архитекторы утверждают, что это сделано для архитектурного равновесия между сооружениями музея Великой Отечественной войны и Лавры. Мемориальный комплекс занимает площадь свыше 10 гектаров. В него входят: музей с монументом «Родина-мать», главная площадь с Аллеей Городов-героев и скульптурными композициями «Форсирование Днепра» и «Передача оружия», галерея героев фронта и тыла с бронзовыми горельефными композициями, чаша «Огонь Славы», выставка боевой техники и вооружения, отдельное здание, где развернуты постоянно действующие реликвийные экспозиции «Трагедия и доблесть Афгана», «На чужих войнах», открытые для посещения экскурсантов самолеты Ли-2, МиГ-23 и вертолет Ми-24В. Главный экспозиционный корпус музея — трехэтажное сооружение с площадью перед ним, которая вмещает до 30 тысяч человек.

[flat_ab id="3"] Ссылка на основную публикацию