Фото Борисоглебского монастыря в Торжке (7 фото)

Борисоглебский монастырь в Торжке

Как правило, путешественники по Тверской и Новгородской области делают в Торжке короткую остановку, в лучшем случае осматривая Новоторжский монастырь. На самом деле, этот маленький городок достоин более внимательного рассмотрения. Я пробыла здесь два дня и программа была очень насыщенной и интересной, в чем большая заслуга нашего экскурсовода Валерия Чукова. В своей авторской экскурсии Город золота, бархата и серебра он показал нам самые интересные места маленького Торжка.

Торжок – один из старейших городов России. Он никогда не был захвачен иностранцами и всегда находился в составе России. Много интересного и уникального сохранил город до наших дней.

По пути в Торжок мы проезжали много мест, интересных своей историей, ноя хочу сказать несколько слов про один храм. Он находится в Хотилово, и стоит прямо на Государевой дороге. Его история начинается во времена правления Елизаветы, дочери Петра I. Детей у нее не было, и главным претендентом на престол был ее племянник, Петр. В одном из путешествий, во время возвращения из Твери Петр заболел черной оспой. Он практически умирал и Елизавета Петровна дала обет, что она будет молиться днем и ночью до исцеления будущего императора. И если он выздоровеет, она построит храм, здесь на Государевой дороге. Два месяца, молитвами и лекарствами пытались спасти жизнь Петра. Он излечился и по указу императрицы в Хотилово был построен храм и это место по праву можно назвать чудесным, здесь произошло чудесное исцеление будущего императора.

А тем временем, мы приехали в Торжок и первая наша остановка в Борисоглебском монастыре, старейшем монастыре Тверской области. О нем я и расскажу вам подробнее.

Легендарная история его основания возвращает во времена князя Владимира Святославовича, князя новгородского (970-988 гг.) и князя киевского (978-1015 гг.). В опасении потерять киевский престол он убил своих родных братьев Бориса и Глеба. У братьев был верный конюх Ефрем, и когда он узнал о страшной семейной трагедии он оставил мирскую жизнь и ушел искать тишину и покой. На реке Тверце он нашел тихое место на холме, где и остался молиться за упокой Бориса и Глеба. Сначала он основал здесь небольшой монастырь, и упоминания об этом датируются 1037 годом. Сюда начинают стекаться монахи, ищущие уединения, обитель постепенно разрасталась. Бориса и Глеба причислили к лику святых и монастырь получил название Борисоглебский. От него и начинает свою историю город Торжок.

В 1138 году к монастырю пришли жители Великого Новгорода и попросили у монахов разрешения поселиться около него. Так появилась крепость, а позже — город Новый Торг около монастырских стен.

Скоро Борисоглебскому монастырю будет 1000 лет, но первоначальные постройки уже не сохранились. И дело не в том, что они были разрушены или уничтожены. Торжок всегда был богатым городом, монастырь получал большие пожертвования и было достаточно средств для перестройки или обновления обветшалых строений. Сейчас самое старое здание монастыря – это храм конца XVII века.

На другом берегу реки Тверцы, напротив мужского Борисоглебского монастыря, находился женский монастырь, но до наших дней он не сохранился. Эти места были центром культурной жизни города, здесь находились иконописные мастерские, библиотеки. Есть даже версия, что книги из монастырской библиотеки использовал Карамзин при написании «Истории государства Российского».

Главный храм монастыря, храм святых мучеников Бориса и Глеба, был построен архитектором Николаем Львовым. Он родился недалеко от Торжка, провел здесь свое детство, и сохранил о себе память в прекрасных зданиях города. Сейчас храм закрыт, находится на реставрации, и возможно уже ближайшим летом жители и гости города смогут увидеть сохранившиеся росписи в его интерьере.

От храма открывается красивый вид на реку Тверца.

Не менее красивая свечная башня 1870 года.

В башне находилась монастырская библиотека, и, по преданию, отсюда отправляли книги Карамзину, для написания «Истории государства Российского».

Колокольня с надвратным храмом Спаса Нерукотворного образа была построена в 1804-1811 гг. Строительством руководил городской архитектор Ф. Ананьин, которого иногда называют «талантливый архитектор-самоучка». Колокольня возвышалась над монастырем и «своей красотой придавала величественный вид всей обители».

Сейчас колокольня находится на реставрации, но все равно выглядит красиво и празднично.

В колокольне храма Спаса Нерукотворного Образа есть смотровая площадка, с которой открывается шикарный вид на монастырь и окрестности. Очень рекомендую подняться!

А когда будете идти наверх, внимательно смотрите по сторонам. В интерьерах сохранились большие фрагменты великолепной росписи, выполненные в 1809 году художником М.Л. Ротокановым. Эта живопись относится к числу лучших образцов церковного искусства своего времени.

Вид с высоты смотровой площадки.

На территории монастыря есть действующая церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы.

Внутри красиво и спокойно. Можно поставить свечи или просто прогуляться в тишине.

Глядя на одну из построек монастыря, не сразу можно догадаться, что это монастырский холодильник. Он сохранился с XIX века.

Было жаль покидать это приятное место, но нас ждали другие новоторжские истории.

Прошли через входные ворота 1809 года.

Прощальный взгляд на монастырь…

Борисоглебский монастырь в Торжке я посетила во время экскурсии Город золота, бархата и серебра, авторского тура Валерия Чукова. Очень рекомендую эту экскурсию, подробное описание и запись на сайте компании Серебряное кольцо. А я уже готовлю другие истории о достопримечательностях Торжка. Stay tuned!

Было жаль покидать это приятное место, но нас ждали другие новоторжские истории.

Исторические периоды и стили Русской Архитектуры

Обратите внимание на кладку. Кирпич усилен вставкой из гранитных валунов. Такая стена намного прочнее, чем просто кирпичная.

Земля Обетованная в Тверской области. Академическая дача.

Доброго всем пятничного вечера! В эфире моя постоянная рубрика – “Путешествия с Серебряным Кольцом”. Уже скопилось много не рассказанных историй и я…

На территории монастыря есть действующая церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы.

Борисоглебский монастырь

Дата основания: 1038г
Адрес: г. Торжок, ул. Старицкая, д. 7

Новоторжский Борисоглебский монастырь. Одна из главных архитектурных достопримечательностей Торжка. Это не просто архитектурный комплекс, а целая россыпь удивительных архитектурных шедевров, обладающих своей неповторимой историей.

Борис и Глеб одни из первых святых на Руси. А новоторжский монастырь один из первых монастырей во всей России. Свое начало он берет в далеком 1038 году. До сих пор вам может повезти обнаружить на территории фрагменты плинфы (тонкого прямоугольного кирпича) из которого был построен самый первый храм. Вы можете в прямом смысле прикоснуться к истории.

Какие же секреты скрывает за своими стенами данный монастырь?

Начнем с самого храма, главной доминанты этого комплекса. Все мы слышали о Владимире Красное Солнышко, крестителе Руси. Мало кто знает, что у него было 13 сыновей, и каждый хотел занять престол. Однако народ всегда хотел видеть у престола доброго и богочестивого правителя. Поэтому самыми желанными претендентами на престол были Борис и Глеб, которые всю свою жизнь проводили в помощи страждующим и в молитвах. Однако мечтам народа было не суждено сбыться. Брат Бориса и Глеба, Святополк, в дальнейшем прозванный окаянным, подослал к своим братьям убийц. Вместе с несчастными царевичами погиб и один из их слуг Георгий. Его братья Моисей и Ефрем отправились в монашеское странствие. Ефрем остановился недалеко от Торжка, основал странноприимный дом, а затем, вместе с учеником Аркадием на территории современного монастыря заложил первый, еще деревянный храм, в честь святых Бориса и Глеба. Ну а первый каменный храм появился на данной территории уже в 1071 году

БОРИСОГЛЕБСКИЙ СОБОР В КОНЦЕ 16В

Но все же постройки требуют реконструкции. И вот, для перестройки храма, в 1785 году был привлечен известнейший новоторжский архитектор Николай Александрович Львов. Он разработал проект, ориентируясь на своего любимого итальянского архитектора Андрео Палладио. И именно поэтому храм был оборудован огромным количеством световых проемов. Это позволяло падать свету внутри помещения именно на алтарь. А вмонтированные в стену голосники отражали звук и делали атмосферу максимально чудесной. Для закладки собора в Торжок была приглашена Екатерина2. Специально для нее были изготовлены серебряная лопаточка и золотой кирпичик. Хотя, торговый люд нашего города схитрил. Как выяснилось в дальнейшем – лопаточка была лишь медная, ее просто посеребрили.

Также по проекту Львова, но уже после его смерти в 1804 году, архитектором Федором Ананьиным была создана Надвратная церковь-колокольня. Интересно, что раньше люди проходили на территорию храма только через нее. Ну а сейчас мы с вами попадаем на территорию через большие хозяйственные ворота. Надвратная церковь многоярусная. Каждый ярус обладал своими функциями. Первый это святые врата – вход на территорию. Второй – алтарь. Третий – колокольня. Самый тяжелый колокол на ней весил аж 13 тонн. Следующий ярус – это ярус с часами. Они были с часовым и получасовым боем и вплоть до 1913 года новоторы всегда очень точно знали время в Торжке. Ну а сейчас каждый может подняться на смотровую площадку этой самой высокой постройки Торжка и увидеть прекрасную панораму на город. Стоимость подъема 100 рублей. Лестницы удобны – можно подняться даже с маленькими детьми. Практически целый день открыта колокольня для посещения. С 10 утра до 7 вечера

Бросается в глаза своей необычностью Свечная башня. Построена она была в 1860 году. Служила для изготовления свеч, но и также выполняла функции местного гидрометцентра. Так как каждый день на смотровую площадку данной башни выходил монах. Если он был в светлых одеждах, значит ожидали день солнечный, если в темных, то пасмурный. Монах практически никогда не ошибался. С наступлением советских времен вера в чудеса ослабла и когда прошли в келью монаха, то обнаружили там барометр.

Самая древняя постройка этой территории – это каменная церковь Введения в храм Богородицы 1620 года. Она построена на месте кровавой драмы. Во время польского нашествия деревянную церковь на этом месте сожгли, вместе со многими молящимися в ней. Каменная церковь, которую вы можете увидеть на территории, построена монахом Иосаафом, ставшим в дальнейшем патриархом московским и всея Руси. Это теплая зимняя церковь с печным отоплением. Она до сих пор действует. Вы можете посетить ее поставить свечку, помолиться. Женщинам предоставляются платки. Ну а порой вам даже может повезти и вы услышите колокольный перезвон с Введенской колокольни, которая была тайно достроена во время строительства Санкт-Петербурга. На данный момент территория монастыря открыта для вас с 8 утра до 8 вечера. Ежедневно проводятся службы.

Для того, чтобы открыть для себя все секреты Борисоглебского монастыря — закажите экскурсию на нашем сайте.

Дата основания: 1038г
Адрес: г. Торжок, ул. Старицкая, д. 7

Как добраться

Адрес: 172006, Россия, Тверская обл., г. Торжок, ул. Старицкая, д. 7

Проезд: Торжок находится почти посередине автомобильной трассы Москва – С.Петербург (примерно 240 км на север от Москвы).

  • Из Москвы: Электричкой (поездом до Твери) или автобусом (отправление от Ленинградского вокзала по заполнению) до Твери.
  • Из Твери электричкой или автобусом (от автовокзала, каждые 30-40 мин) до Торжка.


Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы

Торжок

57° 2.1888 ′N , 34° 57.1218 ′E
57.03648N, 34.95203E
57°2′11.33″N, 34°57′7.31″E

47 материалов по 16 объектам, 909 фотографий

  • Карта
  • Заметки 27
  • Фотографии 909
  • Отели 1 / 1
  • Кафе, рестораны 2 / 1
  • Достопримечательности 14 / 11
  • Шоппинг 3 / 3
  • Транспорт 0
  • Полезное 0
  • Дневники 2 Сообщество

    Ссылки от бывалых

    Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки.
    Подробнее

    • в Моих лентах

    Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
    Подробнее

    В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы о Торжке.

    Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

    Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
    Подробнее

    Интерьеры Борисоглебского собора в Торжке, Тверская область, арх. Н.А. Львов

    17 ноября день памяти Екатерины II, в годы правления которой Российская империя стала великой европейской державой. Екатерининская эпоха, ставшая эпохой великих побед , преобразований и реформ по праву считается и временем расцвета одного из самых ярких периодов русского искусства – эпохой классицизма, чье значение пока еще до сих пор недооценено в контексте общеевропейской истории искусства.

    Одним из ярких примеров классицизма является собор Борисоглебского монастыря в Торжке. Он был заложен в 1785 году при непосредственном участии Екатерины II и построен по проекту архитектора Н.А. Львова. А я вместе с искусствоведом Борисом Бочарниковым bbocharnikov приглашаю вас поразмышлять над архитектурой собора и посмотреть уникальные интерьеры. Благодарим за помощь в подготовке поста тверского краеведа и градозащитника Павла Иванова и Дмитрия Черниговского за предоставленный материал.

    Дата фотографий: 2016 год, 15 мая и 2014 год, 6 июня.

    Екатерина Великая, взошедшая на российский престол, с глубоким почтением относилась к древним святыням, а классицизм, как стиль, в котором воплотились идеалы императрицы, как и устремления эпохи просвещения, в полной мере выразил духовные и эстетические идеалы своего времени. Именно в этом ключе представляет особое значение 1785 год – год завершения губернской реформы, запомнившийся одним из важнейших событий екатерининского времени, когда 2 мая государыня подписала два законодательных акта: «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» и «Грамота на права и выгоды городам Российской, в значительной мере определившие дальнейшее развитие России как мощной и развивающейся державы. В этом контексте Борисоглебский собор в Торжке, заложенный вскоре этого события меж двух Русско-Турецких войн, по сути, стал главным храмом-памятником екатерининского времени, образно выражающим как символические аспекты, так и характеризующий черты устремлений эпохи.

    Торжок – древний город, величаво раскинувшийся на ломах долины реки Тверцы, впадающей в Волгу. Но, несмотря на большую историю, его облик сложился на рубеже XVIII-XIX вв., что, несомненно, определило классицистических характер города. К сожалению, от большей части его застройки до наших дней дошли лишь его величавые архитектурные доминанты – храмы, из которых Борисоглебский собор, подобно Петербургскому Исаакию и собору Святого Петра в Риме, бесспорно, играет главную роль в панораме города.

    История собора прослеживается с 1315 года, а по «Истории российской иерархии» Амвросия – с 1038г., когда бывшим конюшим киевского князя Владимира боярином Ефремом в память об убиенных Святополком в 1015 году мучениках-страстотерпцах Борисе и Глебе на этом месте была основана обитель. В ставшей третьей по старшинству после Киево-Печерского и Выдубицкого монастырей первый храм на этом месте был построен между 1015-м и 1053 гг. . В конце XII века на месте деревянного храма был построен каменный собор, ставший первой известной каменной постройкой Тверской земли. В 1989 г. при проведении археологических работ были обнаружены остатки его фундаментов ленточного типа, также и незначительные остатки плинфы и фрагментов фресковой стенописи. Анализируя находки и систематизируя полученные данные удалось установить, что в плане собор восходил к тому же типу, к которому принадлежал тоже известный лишь археологически и древний собор Отроч монастыря в Твери, сооружённый в 1280-1290-х гг. В своём внешнем облике собор относился к традиции Полоцко-Смоленского зодчества, как считает А.М.Салимов, косвенным аргументом в объяснении этой причины может служить факт того, что епископ Симеон, занимавший в то время тверскую кафедру, прежде был Полоцким епископом и потому мог вполне пригласить знакомых ему мастеров.

    Облик храма, от которого дошли незначительные фрагменты, в основном реконструируется на основе иконографических образов преподобного Ефрема 1770-х гг., а также на основе аналогичных сохранившихся храмов. По представленной в Торжокском краеведческом музее реконструкции мы видим, что в своём облике древняя Борисоглебская церковь походила в своих формах и декоре, прежде всего, на сохранившуюся с небольшими утратами церковь Архангела Михаила (Свирскую) в Смоленске, построенную в 1190 году, т.е. – за 100 лет до храма в Торжке. Четверик, четырёхстолпный с одной апсидой без притворов был завершён главою на барабане, скрытого трёхлопастными кокошниками. Покрытие кровель было из «белого железа», как и у большинства храмов того времени.

    Следующий этап в истории собора относится к 1577 году, когда велением Иоанна Грозного к храму были пристроены два придела – преподобного Ефрема (с юга, возведенный вместо внутреннего, устроенного в южном нефе собора ок. 1315 г.) и Иоакимовского придела (с севера) , освещенного в 1589 г. Позже оба предела были перестроены – в 1669-1670-гг. Преп. Ефрема (Иоакимом Макарьевым и Лукой Степановым) и предел во имя Иоакима и Анны в 1676–1677 гг. Салимов считает, что перестройка северного предела была связана с обретением мощей преподобного Аркадия – ученика преподобного Ефрема, чья рака была установлена на паперти у северных дверей храма. Тогда же были возведены к западу галерея и притворы, что зафиксировано в описи 1685–1686 гг.

    После пожара 1742 года, когда ушли в небытие деревянные стены городища, а оставшиеся в городе храмы пришли в ветхость, то по решению Священного синода древний Борисоглебский собор с пределами по ветхости был разобран. Вопреки представлю о том, что храм можно было спасти, имеющиеся сведения и реконструкция возможного состояния собора на тот момент говорит о невозможности сохранения древней святыни. Многочисленные пожары, перестройки, и ненадлежащий уход, в отличии от «любви к благолепию», как в Свято-Боголюбове монастыре, стали главной причиной необходимых мер по разборке собора, поскольку внутреннее разрушение стен несло необратимый характер. Ещё в 1766 году тверской епископ Гавриил в своём донесении в Государственную коллегию экономии писал, что «церковь во имя страстотерпцев Бориса и Глеба вверху в сводах и по стенам во многих местах расселась», «даже самые столпы внутренние, на которых утвержден был свод церковный, начали изгибаться от верхней тяжести. Был случай, что даже каменная стена в левом приделе упала и только чуду приписать нужно то, что при падении своем она никому не причинила вреда». Вероятно, в силу этих причин, решение в пользу возведения нового собора одержало верх, а в 1784 г. предопределило разборку старого храма. Факт разборки собора здесь стоит рассматривать как исключительный пример в тогдашней практике, поскольку в екатерининскую эпоху почтение к древностям носило не эпизодический, а всеобщий характер, о чём свидетельствует и пример о стремление сохранить в прежнем виде и Кремлёвские святыни при строительстве нового Большого дворца.

    Минул год, и 9 июня 1785 года, по возвращении из Москвы, в присутствии двора, Екатерина II собственноручно положила первый камень в основание будущего нового Борисоглебского собора, на возведение которого выделила необходимые средства. Возведение собора велось по проекту Н.А.Львова, чей день рождения приходился на день памяти Бориса и Глеба, отмечаемый 15 мая. Наверное, именно поэтому, для творчества зодчего эта работа стала особо значимой. В письме, адресованному А.Р.Воронцову, Н.А.Львов оставил следующее упоминание: «Изволила Государыня закладывать в Торжке соборную мою церковь и тут, при закладке, удостоила меня своим разговором несколько слов». Стоит заметить, что в тот год Н.А.Львов разработал и проект нового Казанского собора в Санкт-Петербурге, утверждённый императрицей, но так и нереализованный. На тот момент это был второй, после собора Иосифа обручника в Могилёве, храм, заложенный Екатериной по проекту Н.А.Львова.

    Новый монастырский собор встал почти на прежнем месте, но севернее, относительно Борисоглебского престола, поскольку место бывшего придела св. Ефрема осталось свободным. Главный престол был освящен во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба, правый (южный) придел – во имя преподобного Ефрема, а левый придел — (до 1841 г.) во имя св. Екатерины, а позже, как и в древнем храме, переосвещённый вновь во имя преподобного Аркадия, ученика Ефрема. С восточной стороны склон холма был значительно увеличен, отчасти за счёт строительного мусора от прежнего собора. Для постройки храма был вырыт большой котлован в котором были устроены мощные каменные фундаменты.

    Размышляя над обликом нового Борисоглебского собора будет опрометчиво повторить утверждение, что главным его прототипом храма стала Вилла Ротонда Андреа Палладио. Конечно, шедевр великого зодчего Ренессанса в значительной мере считывается в силуэте и композиции памятника, что даёт основание считать его одним из возможных прототипов для Борисоглебского храма. Однако, при сопоставлении двух памятников заметны и значительные отличия, которые не дают права утверждать, что только творение Палладио стало единственным «образцом» для этой работы Н.А. Львова. К тому же, можно привести немало примеров храмового зодчества современников и предшественников Львова в европейской архитектуре, что, несомненно, несколько размывает несколько предвзятое суждение.

    Проектируя Борисоглебский собор, Львов творчески переосмыслил работы своих предшественников и современников, выступив не только в качестве зрелого архитектора эпохи классицизма, но и в качестве интерпретатора античного и ранехристианского наследия. При кажущейся полной симметрии, в отличии от Софийского храма Камерона в Царском селе, Львов посредством антовых портиков выделил центральную ось запад-восток, а перпендикулярную ось несколько облегчил простыми шестиколонными портиками. Эта деталь в данном случае неслучайна, поскольку здесь наиболее ярко воплотилось стремление не только следовать образцам Греческим (т.н. «Византийским») или творениям гениев Ренессанса, но и боговдохновенному прототипу – храму Соломона, бесспорно, и по сей день служащим символическим прототипом для сооружения храмов во всех христианских конфессиях. Это особенно сильно чувствется в трактовке и рассматриваемой нами западной паперти, отсылающей к облику притвора Первого иерусалимского храма, вход которого фланкировали две колонны -«Боаз» (левая) и «Яхнин» (правая), что выражено и символически связанными столпами-пилонами, творчески развивающими пластическое решение фасада.

    Особое художественно-символическое значение в облике храма занимает купол, венчающий его почти равносторонний объём, достигая высоты 31 метра. Его форма особо выделяется за счёт расположенных зрительно ниже небольших малых куполов. Обращаясь к избранной, на первой взгляд, необычной его форме, стоит вспомнить об архитектуре раннехристианских храмов, мартириев и баптистериев, чьи внешние октагональные очертания обликали центрические постантичные пространства. Полусфера скрыта на три четверти ложным бараном, а на одну четверть близка абрису купола Пантеона, что характерно, прежде всего, для архитектуры Рима. Может быть именно поэтому, как и в творчестве Львова и Кваренги, такая форма купола чаще встречается именно в культовых, а не в светских постройках. В классицизме, античная (греческая и римская) и византийская архитектура переосмыслены, являясь нерасторижимым целым. Скромная гладь позднеримских форм мастерами классицизма наделяется строгой декорацией фасада с вкраплениями архитектурных деталей, скульптуры и живописи, соподчинённых в единое целое посредством классических пропорций и логики христианского мировозрения.

    Фасадная декорация собора отличается строгостью очертаний, спокойным величием, лапидарностью. Дорика, как главное звено в декоративной обработке здания подчёркивает его монументальные и благородные формы. Антаблемент с триглифо-метопным фризом и фронтоны портиков нерасторжимы с плоскостями стен, оживлёнными по углам филёнками с размещёнными в них прямоугольными и трёхчастными «паллидиевыми» окнами. В портиках дорика сплавлена с тосканским ордером, тем самым внося некотороую приподнятость и лёгкость каждой стороне храма.

    Говоря о внутреннем пространстве и его художественной декорации нельзя не обратить внимания на то, что до наших дней интерьеры храма дошли не первоначальном виде, поскольку в 1839-1840 гг. были в значительной степени видоизменены. Но, тем не менее, поздние элементы органично согласуются к первоначальными, являя целостную картину синтеза классицистического и историзирующего направлений в русском православном искусстве XVIII-XIX вв.

    Беря за основу схему крестовокупольного храма, Львов вносит дополнительные ломанные перекрёстные оси, тем самым стремясь внести дополнительные художественные акценты. Рукава креста как бы пересечены, тем самым подчёркивая скрытую центричность собора. Это особенно заметно и посредством немаловажной детали как двойные купола, расположенные в угловых частых храма, в которых свет лишь рассеивается, в отличии от главного купола, в котором свет проходит сквозь большие полуциркульные арки. Если своды малых куполов лишь расписание в технике гризайль под кессоны, то свод главного купола оформили лепные ромбовидные кессоны с позолотой. Однако, свод главного купола первоначально должен был быть оформлен другими – восьмигранными, или квадратным, со скошенными углами кессонами, наподобие тех, что украшают оставшиеся своды базилики Константина и Максенция в Риме (нач. 4 в.) и центральную конху Пантеона (2 в.). Эта деталь, вносящая особое понимание в раскрытие первоначального замысла облика храма, зафиксирована в гравированных чертежах из ГНИМА им. А.В.Щусева, подчёркивая мемориальность всей архитектурной программы собора. Выделение центра храма наподобие октагона – мартрия, а посредством развитой системы арок, усиливающих впечатление «монументальной лёгкости», в которой проявлено пусть и отдалённое, но осознанное стремление приблизиться к византийским прототипам, дало возможность Львову создать пример собора, выражающего в своём внешнем и внутреннем облике сплав греко-византийских идеалов екатерининской эпохи.

    Интерьер собора, как внешний его облик, отличается строгой и благородной изящной простотой, в которой главенствующую роль играли не росписи, а пространство, залитое светом. В отличии от нынешней довольно тёмной цветовой гаммы, сменившей желтовато-розовое покрытие колонн на зеленовато-синее, а тон стен со светло-палевого на сероватый, с мелкой орнаментикой в духе русско-византийского стиля. Эти, как и другие искажения интерьерной программы интерьера, особенно исказили алтарную часть, сменив небольшой ротондальный иконостас с иконами кисти В.Л.Боровиковского на большой, выдержанный в стилистике барокко. По предписанию Тверского и Кашинского архиепископа была изменена не только общая стилистика алтарной преграды, но и её масштаб, из-за чего были написаны дополнительные образы в той же стилистике, вместе с прежними иконами составившие ансамбль из 37-ми икон. До настоящего времени от всего этого ансамбля сохранилось три образа – один, кисти Боровиковского, в Тверской картинной галерее, и два в Торжкокском краеведческом музее – Боровиковского (?) и неизвестного автора его круга.

    Минул год, и 9 июня 1785 года, по возвращении из Москвы, в присутствии двора, Екатерина II собственноручно положила первый камень в основание будущего нового Борисоглебского собора, на возведение которого выделила необходимые средства. Возведение собора велось по проекту Н.А.Львова, чей день рождения приходился на день памяти Бориса и Глеба, отмечаемый 15 мая. Наверное, именно поэтому, для творчества зодчего эта работа стала особо значимой. В письме, адресованному А.Р.Воронцову, Н.А.Львов оставил следующее упоминание: «Изволила Государыня закладывать в Торжке соборную мою церковь и тут, при закладке, удостоила меня своим разговором несколько слов». Стоит заметить, что в тот год Н.А.Львов разработал и проект нового Казанского собора в Санкт-Петербурге, утверждённый императрицей, но так и нереализованный. На тот момент это был второй, после собора Иосифа обручника в Могилёве, храм, заложенный Екатериной по проекту Н.А.Львова.

    Нетленные мощи

    Из Киева он отправился в землю Древлянскую, что находилась рядом с современным Торжком, и организовал там странноприимный дом на берегу реки Дорогоще. С большой христианской любовью и глубоким смирением он ухаживал за больными, служил страждущим и обремененным страстями тленного мира, успокаивал и давал приют бедным и убогим.

    Случившееся потом божие проведение указало ему выстроить Новоторжский Борисоглебский монастырь, который он основал ближе к Торжку на горе берега реки Тверцы.

    Прожив после убиения князей Бориса и Глеба 38 лет, он мирно отошел к Господу (10 февраля 1053 года). И только через 500 лет во времена Иоанна Грозного нетленные и благоухающие мощи были обретены. Этот день (24 июня) отмечается теперь празднованием открытия чудотворных мощей преподобного Ефрема.

    А еще через сто лет были обретены мощи преподобного Аркадия Новоторского – архимандрита этой обители и ученика преподобного Ефрема. В строительстве Борисоглебской обители он принимал самое активное участие. Всенародное почитание и молва о его святости подтвердились обретением его святых мощей через 600 лет после его кончины. Поминают святого 27 августа и 26 декабря.

    Литовцы и поляки часто были незваными гостями. Впервые они пришли на эту землю при Александре Невском в 1258 году: литовцы захватили город Торжок, разорили монастырь и разогнали монашескую братию.

    Патриарший визит в Тверскую митрополию. Литургия в Борисоглебском монастыре г. Торжка

    21 июля 2019 года

    21 июля 2019 года, в Неделю 5-ю по Пятидесятнице, праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Первосвятительский визит в город Торжок Тверской области.

    По прибытии в Торжок Предстоятель Русской Православной Церкви посетил Новоторжский Борисоглебский мужской монастырь — старейшую обитель Верхневолжья.

    У врат монастыря Святейшего Патриарха Кирилла встречали: управляющий делами Русской Православной Церкви митрополит Тверской и Кашинский Савва, губернатор Тверской области И.М. Руденя, архиереи, прибывшие на Патриаршее богослужение в Торжок, настоятель Борисоглебской обители игумен Арсений (Леонов).

    На монастырской площади Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию у престола, установленного под временной сенью близ Борисоглебского собора.

    На богослужение был принесен чтимый чудотворный список Казанской иконы Божией Матери из Нило-Столобенской пустыни. Икона был установлена на аналое напротив сени с престолом — для поклонения священнослужителей и верующих.

    На богослужении присутствовали: губернатор Тверской области И.М. Руденя; председатель Законодательного собрания Тверской области С.А. Голубев; и.о. главы администрации города Торжка Р.С. Чеканов; глава Торжокского района Н.А. Лашина.

    Среди молившихся были игумении женских монастырей Тверской митрополии.

    Богослужебные песнопения исполнил сводный смешанный хор Тверской митрополии под управлением игумена Иова (Тараканова).

    На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Литургии. Многочисленные верующие, прибывшие на Патриаршее богослужение, могли наблюдать за трансляцией на большом экране, установленном на территории монастыря.

    На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов. После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву о мире на Украине.

    Проповедь перед причастием произнес протоиерей Вадим Желябовский, настоятель церкви в честь Рождества Иоанна Предтечи п. Козлово Конаковского района Тверской области.

    По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил славление Пресвятой Богородице.

    Митрополит Тверской и Кашинский Савва приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству Тверскую икону Божией Матери «Тучная Гора».

    Затем выступил губернатор Тверской области И.М. Руденя. Глава региона передал Его Святейшеству ковчег с частицей мощей преподобного Аркадия Новоторжского.

    Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

    В дар обители Святейший Патриарх Кирилл передал икону трех святых — преподобномученика Макария Каменецкого, преподобномученика Афанасия Брестского и святителя Никифора Экзарха. «Их молитвами да хранит Господь сию святую обитель и славный город Торжок», — сказал Предстоятель.

    «Город, действительно, очень красивый. Я мимолетно посмотрел на него, но даже этот быстрый взгляд согрел душу, — продолжил Святейший Владыка. — Самое замечательное это то, что этот город не подвергся никаким революционным преобразованиям и уничтожению исторической застройки. Такие города как Торжок нужно бережно сохранять. Через этот город мы как через маленькое окошечко подсматриваем в нашу историю, в прошлое. Мы можем понять, как жили наши люди, как хорошо они жили, как мирно была устроена их жизнь. Я желаю всем, кто имеет власть и возможности, заботиться об этом городе, не нарушая эту культурную, духовную экологию сего места. Мы очень нуждаемся в таких памятниках прошлого, которые способны помогать нам лучше понимать историю и чувствовать себя сопричастными тому великому героизму, тому великому духовному опыту и тем великим духовным деяниям, которые в прошлом совершал наш народ. И верю, что не иссякли силы к тому, чтобы совершать все это и сегодня во благо Церкви и Отечества нашего. Аминь».

    Митрополиту Савве Святейший Патриарх вручил памятный крест, изготовленный к 10-летию Поместного Собора Русской Православной Церкви 2009 года и интронизации Его Святейшества.

    Во внимание к помощи Тверской епархии Предстоятель Русской Церкви наградил руководителя фонда «Преобразование захолустья» (г. Торжок Тверской области) Д.С. Соловьева орденом святого благоверного князя Даниил Московского III степени.

    Всем участникам богослужения были вручены иконки Казанской Божией Матери с Патриаршим благословением.

    Затем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сопровождении митрополита Тверского Саввы и настоятеля монастыря игумена Арсения осмотрел территорию и архитектурный комплекс Новоторжского Борисоглебского мужского монастыря:

    • собор святых страстотерпцев Бориса и Глеба (не действующий), построен в 1796 году;
    • церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделом святых богоотец Иоакима и Анны (действующая), построена в 1833 году, под церковью находится трапезная, при церкви — колокольня;
    • церковь в честь Входя Господня в Иерусалим (не действующая), при настоятельских кельях;
    • надвратный храм Спаса Нерукотворного над святыми вратами (ведутся ремонтно-реставрационные работы), построен в 1811 году, над церковью устроена колокольня.

    Новоторжский Борисоглебский монастырь — один из древнейших российских православных монастырей — был основан в 1038 году преподобным Ефремом Новоторжским, пришедшим в город Новый Торг (ныне Торжок) в 1015 году из Киева. Построенный во времена великого князя Киевского Ярослава I Владимировича, почти в одно время с Киево-Печерской лаврой, монастырь считается одним из первых на Руси.

    Устроитель монастыря преподобный Ефрем был родом из Угорской земли (нынешней Венгрии) и имел двух родных братьев — Георгия и Моисея, вместе с которыми он пришел в Киев на службу к князю Борису, у которого служил в звании конюшего.

    Главный храм Борисоглебской обители был заложен в честь первых русских святых — князей Бориса и Глеба, которым в свое время служил преподобный Ефрем. После их мученической смерти, спустя годы духовных исканий будущий святой пришел в эти места, чтобы построить странноприимный дом, где привечал обездоленных путников и паломников. Позже, по Божиему промыслу, уже в другом месте — на высоком холме, на берегу быстрой Тверцы — он основал обитель, ставшую центром распространения Православия по всему Верхневолжью.

    Духовное наследие преподобного Ефрема укрепил его последователь преподобный Аркадий Новоторжский, который много лет нес крест добровольного юродства. Нетленные мощи основателя Борисоглебского монастыря были обретены в царствование Иоанна Грозного. А спустя столетие, открылись и нетленные мощи его ученика — преподобного Аркадия. Память об этом событии празднуется ежегодно 27 августа. За столетия почитания преподобных Ефрема и Аркадия собралось множество свидетельств чудесной помощи и исцелений по молитвам этим святым. В богоборческое время мощи новоторжских небесных заступников были утрачены. Но, к счастью, и сегодня в главном храме обители можно поклониться святыням, связанным с преподобным. Сохранились параманный крест и завещание, сделанное чудотворцем перед смертью; рака с частицей мощей святого, вышитый жемчугом покров и часть волос с его головы. Также особо почитается в обители икона князей-страстотерпцев Бориса и Глеба и ковчежец с частицей их святых мощей.

    Свой нынешний вид монастырь приобрел при императрице Екатерине II, которая самолично заложила первый камень в основание главного храма обители — собора Бориса и Глеба. Сегодня монастырь входит в федеральную программу «Культура России», благодаря которой постепенно преображается. Уже полностью отреставрированы старинный братский корпус, который сейчас используется как паломническая гостиница, трапезная, настоятельский корпус, Входоиерусалимский храм.

    Символично, что именно в монастыре расположено самое высокое здание Торжка — надвратная церковь Спаса Нерукотворного Образа с колокольней в три яруса. Сейчас это гармоничное сооружение высотой 45 метров находится на реставрации, которая должна завершиться к концу нынешнего года. Самым поздним строением Борисоглебского монастыря стала Свечная башня, которая завершила комплекс монастырских зданий и стен, строившихся с первой трети XVIII столетия. Именно в ней располагалась знаменитая монастырская библиотека, в которой, по преданию, Карамзин работал над своей «Историей государства Российского».

    Новоторжский Борисоглебский монастырь, которому в прошлом году исполнилось 980 лет, — один из 92 памятников федерального значения, расположенных в Торжке. По количеству уникальных объектов культурного наследия — а здесь их без малого 300 — этот древний город превосходит все другие города Тверской области. Историко-архитектурный центр Торжка является заповедником градостроительства, который в ближайшие годы заметно преобразится благодаря значительных государственной поддержке восстановительных работ, рассчитанных до 2025 года.

    Затем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сопровождении митрополита Тверского Саввы и настоятеля монастыря игумена Арсения осмотрел территорию и архитектурный комплекс Новоторжского Борисоглебского мужского монастыря:

    Спасо-Преображенский собор, г. Торжок (Подворье Борисоглебского монастыря)

    Религиозная организация Подворье Новоторжского Борисоглебского мужского монастыря Спасо-Преображенский собор г. Торжка Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

    (Указ от 30.12.2019 г. за №168)

    История и описание:

    Известно, что в феврале 1238 года деревянный храм Спаса сожгли татаро-монголы.Первый каменный собор в центре новоторжской крепости был построен в 1364 г. на средства новгородских и новоторжских купцов. В 1372 г., при разорении Торжка тверским князем Михаилом Aлександровичем, в соборе сгорели и задохнулись в дыму скрывшиеся в нём горожане. В Писцовой книге г. Торжка 1625 г. о нём записано: “в городе храм всемилостивого Спаса камен. да в том же соборном храме придел вверху на полатех вход во Иерусалим . да в том же храме предел Пречистая Богородице Одигитрия муромская . да подле товож соборново храму храм Афонасья и Кирила древен”.

    Среди жертвователей храма были княжна Ирина Мстисловская, царь Симеон, дворяне Иван Тыртов, Иван Урусов, Николай Новокщенов, купец Г. Мишурин.

    В 1406 г. в часовне под правым престолом в каменной гробнице были погребены останки благоверной княгини Иулиании, жены вяземского князя Симеона Мстиславовича, правившего в Торжке вместе со смоленским князем Юрием Святославичем. Иулиания была убита князем Юрием, посягнувшим на её верность мужу. Впоследствии она была причислена к лику святых. Её память отмечается 3 января и 15 июня.

    Доныне сохранившееся здание собора было построено в 1812-1822 гг. по проекту архитектора К.И. Росси, считается «одним из лучших и великолепных» храмов города. На его постройку были употреблены материалы упразднённых церквей: Филипповской, Никитской, Жён Мироносиц. Собор был закрыт для богослужений в 1930 – 1931 гг. В советское время утрачены и мощи св. Иулиании.

    (По материалам изданий Лопатина Н.А. История города Торжка в названиях улиц. Изд. 2-е, испр. – Тверь, “Лилия Принт”, 2002. и Набор открыток. Торжок. Монастыри и храмы.-Торжок, ОАО “Пожтехника”.)

    Спасо-Преображенский собор. Вероятно, в Торжке, с основания сего города в 12 веке существовал соборный храм, может быть, посвященный Преображению Господню. Первый каменный в честь Преображения Господня собор был построен в 1364 году на средства Новоторжских и Новгородских купцов. В 1372 году, при разорении Торжка Тверским князем Михаилом Александровичем, скрывшиеся в соборе многие из граждан сгорели и задохлись от дыма. В 1406 году в этом соборе была погребена в каменной гробнице княгиня Иулиания, пострадавшая за целомудрие от князя Смоленского Юрия. Близ этого (древняго) каменнаго собора встарину было две деревянныя церкви – одна из них посвящена была святым Афанасию великому и Кириллу, Александрийским патриархам, а другая – святому Николаю; здесь же существовал женский Мироносицкий монастырь. В писцовых книгах П. Нарбекова 1625 года находится описание каменнаго Спасо-Преображенскаго собора, но по всей вероятности, не того, который был построен в XIV веке. Из описания собора видно, что он был благоукрашен, имел много ценных икон, богат был церковной утварью. Нарбеков пишет: “Город Торжок, а под ним река Тверца, а по другую сторону ручей Здоровец. А в городе храм Всемиластиваго Спаса камен; а в нем Божия милосердия: деисусов двадцать одна икона, да 11 икон средних на золоте, а поля на красках, да деисус, а в нем десять икон на красках, венцы у них на золоте; царские двери на золоте; да местный образ Преображение Спасово на золоте, прикладу у него шесть гривенок басменных серебряных позолоченных, да шесть копеек, да восемнадцать литых серебряных же; да образ Иван Богослов; да крест серебряной, да образ Симеон Богоприимец, да Екатерина Христова мученица в деянии на празелени; да образ местной Пречистая Богородица Одигитрия на злате, да образ Пречистыя Богородицы на злате за престолом, ветх, да крест запрестольный на празелени ветх; да Пречистая Богородица выносная на злате на киоте, а поставление протопопа с братиею, прикладу у Спаса и у Пречистой Богородицы венец сканный с финифтом; да на престоле Евангелие печатное, оторочено барохатом червчатым; да крест благословенный обложен серебром, позолочен, да сосуды серебряны, а покровцы у них атлас золотной, а Евангелие и крест и сосуды положение царя Симеона (вероятно, Бекбулатовича); да сосуды оловянные положение княжны Ироины Мстиславской, да хоруговь ветха на злате, да образ пречистыя Богородицы пядница обкладная, а поставление царя Симеона, да образ Николы чудотворца пядница большая поставление Ивана Тыртова, да книги, две триоди, да два охтоя, да апостол, да минея общая, да псалтырь, печатные, а положение царя Симеона, Евангелие толковое, печатное ветхо, да потребник, да служебники печатные ветхи, а положение подъячаго Дмитрия Елисеева, да служебник ветхий письменной, а положение Ивана Урусова”. Между облачениями упоминаются ризы бархатныя с золотым оплечьем, повседневных риз четыре и пр. положение разных лиц (царя Симеона, Николая Новаковскаго, Ивана Урусова). В соборе, как видно из из описания его Нарбековым, было два придела – один в честь Входа Иисуса Христа в Иерусалим, на полатях, а другой в честь Пречистой Богородицы Одигитрии Муромской. Этот описанный Нарбековым) Спасо-Преображенский собор существовал до 1814 года. Церковь святых Афанасия и Кирилла давно уже не существует, а церковь святого Николая была разобрана в 1840 году. Последняя церковь была построена в 1769 году иждивением соборнаго протопопа Марка Иванова.

    Прежде нынешняго собора в Торжке существовал второй каменный, в тоже наименование, собор с одним только приделом в честь Пресвятыя Богородицы, именуемой Муромскою, под которою, вероятно, нужно разуметь святочтимую икону Божией Матери – Одигитрии, Выдропуской. Названа же Муромскою, нужно полагать, потому, что эта икона была взята (в плен) в городе Муром, откуда чудесным образом была возвращена в Выдропуск (село Вышневолоцкого уезда), а из Выдропуска – в Торжок. Эта местночтимая за чудотворную икона находится ныне в иконостасе между главным престолом и южным, посвященным в честь Божией Матери Одигитрии, в серебряной позлащенной ризе, в особо устроенном киоте. По преданию, с этою иконою бывал ежегодно 18 июня крестный ход из села Выдропуска в Торжок, где она оставалась на некоторое время в соборе, а затем с крестным ходом возвращали её в Выдропускую церковь; но после одного принесения 18 июня в Новоторжский собор она уже не была возвращена в Выдропуск, где имеется точный с нея список. О Выдропуской иконе хранится (в церкви села Выдропуска) “Душеполезная повесть”, списанная князем Георгием Звенигородским (см. № 13 Твер. Еп. Ведом. за 1901 г.). В серебряном окладе в венце Богомладенца (на Выдропуской иконе) вложен перстень с рубином и бриллиантами; этот перстень был пожертвован новоторжским купцом Григорием Мишуриновым, а ему был подарен в 1818 году (в проезд через Торжок) Прусским королем Фридрихом-Вильгельмом. Ради сей иконы ежегодно 18 июня бывает большой (из Новоторжских монастырей и градских церквей) крестный ход в собор, для крестнаго хода причты всех церквей, после ранних литургий в своих храмах, собираются в Борисоглебский мужской монастырь, а из него уже направляется один всеградский крестный ход в собор, где совершается поздняя литургия; а после оной молебен Пресвятой Богородице. В большой крестный ход 11 июня в Борисоглебский монастырь впереди всех икон диаконы в облачении несут из собора чудотворную икону (тогда как другия иконы несут миряне, мужчины и женщины) и во время хода отправляется молебен Пресвятой Богородице.

    Ныне существующий в Торжке Спасо-Преображенский каменный пятикупольный собор построен на месте прежде бывшаго; начат постройкою по разрешению Тверского епископа Мефодия 16 февраля 1812 года, а окончен в 1822 году. В нем три, под ряд расположенные, престола; главный посвящен Преображению Господню, правый – во имя святой благоверной княгини Новоторжской (Вяземской) Иулиании (в документе о пожаре в городе Торжке, в 1742 году близ городского собора упоминается деревянная церковь в честь святой мученицы Иулиании Никомидийской, память коей совершается 21 декабря; вместо сего сгоревшаго храма в Спасо-Преображенском соборе устроен уже придел не в честь святой мученицы Иулиании Никомидийской, а во имя благоверной княгини Новоторжской Иулиании, что значится и в антиминсе сего престола: “в храме благоверной княгини Иулиании” – выдан Тверским архиепископом, впоследствии Санкт-Петербургский митрополит, Григорием 11-го октября 1842 года). Левый придел посвящен Пресвятой Богородице ради ея чудотворной иконы Одигитрии – Выдропуской (или Муромской) и праздненство ей совершается 18 июня. На постройку собора, между прочим, были употреблены материалы от упраздненных церквей – святого апостола Филиппа (близ Борисоглебского монастыря), святого великомученика Никиты (где ныне Покровская единоверческая церковь) и святых Жен Мироносиц (близ собора, где ныне находится пивоваренный завод Каттербаха).

    В Преображенском соборе осталось довольно старинных икон, бывших в прежних храмах; из них особенно замечательна храмовая, в главном иконостасе, икона Преображения Господня; на эту икону сделана была серебряная риза, как видно из надписи, в 1793 году. Из богослужебных сосудов более других древний, серебряный позлащенный, с надписью по краям онаго: “построен сей сосуд в городе Торжке в соборную церковь Преображения Господня по обещанию протопопа Марка Иванова на собственныя его деньги 1751 году, а весу в них 4 фунта 82 золотника, ценою по 20 копеек золотник, за позолоту 17 рублей, итого 110 рублей”. Из евангелий – самое древнее, напечатанное в 1664 году при патриархе Иоасафе. На окладе евангелия надпись: “Лета 7172 (1664) построил сие Евангелие Живоначальныя Троицы Сергиева монастыря архимандрит Иоасаф, новоторжец, во град Торжок в соборную церковь Преображения Спасова и Пресвятыя Богородицы, никому неотъемлемо во веки”. На первом белом листе написано: “Лета 7201 июля 21 дня по указу великих государей и великих князей Иоанна Алексиевича и Петра Алексиевича всея великия и малыя и белыя России самодержцев. Выдана ризница во град Торжок в соборную церковь Преображения Господня на Москве из приказу большой казны протопопу Никифору Иванову с братиею, а выдал большой казны казначей Гаврила Иванович Головкин, да отец его Иван Семенович Головкин, да того же приказу дьяки Димитрий Степанович, да Роман Титович Смирнов, да подъячий Василий Васильев, сын Юхнов”. Это Евангелие начато печатанием “в лето 7182 (1644 по Р. Хр.) января 22 дня в 31-е лето царствования Михаила Феодоровича, при сыне его благоверном государе Алексие Михайловиче. Окончено в тот же год июля в 20 день в 32 лето державы Михаила Феодоровича, в 3-е лето патриаршения Иосифа”. В конце Евангелия написано обращение к священноначальникам, священноинокам, священникам и ко всем благочестивым людям с просьбой: “аще прилучится некое прегрешение, милостива нам будите и не зазарив ума нашего немощи и недоумения. Сами же сподобльшеся от Богомладенца больших дарований духовных исправляйте, понеже и вы требуюте милости от Бога и человек. И извольшему же вам сие видети, хвалу и благодарение воздавайте во веки, аминь”. Второе Евангелие в четверть листа, напечатанное в Москве, в 1685 году при патриархе Иоакиме. Третье Евангелие в лист напечатано в Москве в 1703 году при Петре I. Есть еще несколько старинных Евангелий (1722 – 1791 г. др.). В часовне, устроенной под правым (в честь благоверной Иулиании) престолом, в каменной гробнице покоятся останки благоверной княгини Иулиании, местночтимой; на гробнице находится металлическое изображение угодницы Божией. Над гробницей устроен балдахин; на стенах этой часовни находится несколько старинных икон.

    Преображенский собор; две церкви теплая и холодная: 1-я) каменная Холодная построена в 1822 году, престола три: главный средний Преображения господня, южный Святой Благоверной Княгини Иулиании, северный Смоленской Божией Матери. 2-я) Теплая построена в 1842 году, престола три: средний Входа Господня во Иерусалим, южный Неопалимыя Купины Божией Матери и Святого великомученика Никиты, левый Святителя Николая и Митрофания Воронежского.

    Церковные документы: опись 1863 года, метрики с 1788 года, исповедные с 1820 года, план на землю.

    В 1901 году служили: Протоиерей Александр Евфимович Соколов 60-ти лет, окончил духовную семинарию, священником с 1863 года, Протоиереем с 1894 года, состоял Директором тюремного отделения, уездным наблюдателем церковно приходских школ, награжден в 1896 году наперстным крестом. Священник Иоанн Васильевич Знаменский 36-ти лет, студент семинарии, в служении с 1885 года, священником с 1888 года, состоял Директором тюремного отделения и законоучителем городского училища, награжден в 1898 году скуфьей. Диакон Феодор Владимирович Образцов 25-ти лет, диаконом с 1895 года. Диакон, в должности псаломщика, Арсений Иоаннович Ильинский 26-ти лет, в должности с 1893 года, диаконом с 1899 года. Псаломщик Николай Георгиевич Томилин 43-х лет, в должности с 1884 года. Церковный староста мещанин Иаков Васильевич Новоселов в должности с 1876 года, награжден в 1897 году золотой медалью.

    Прихожан – 49 дворов (159 мужчин, 174 женщины).

    В 1914 году служили: Протоиерей Александр Соколов 74-х лет, окончил семинарию, на службе 51 год, в Преображенском соборе 21 год. Священник Иоанн Знаменский 50-ти лет, окончил семинарию, на службе 29 лет, в Преображенском соборе 26 лет. Штатный диакон Василий Колтыпин 42-х лет, на службе 22 года, в Преображенском соборе 5 лет. Псаломщик Василий Лебедев 30-ти лет, на службе 2 года, в Преображенском соборе 1 год. Псаломщик-диакон Василий Понамарев 42-х лет, на службе 20 лет, Преображенском соборе 7 лет.

    Прихожан – 176 мужчин и 182 женщины.

    (По материалам изданий Монастыри и приходские церкви г. Торжка и их достопримечательности. – Тверь, 1903., Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. – Тверь, 1901. и Справочная книга по Тверской епархии. – Тверь, 1915.)

    В 1914 году служили: Протоиерей Александр Соколов 74-х лет, окончил семинарию, на службе 51 год, в Преображенском соборе 21 год. Священник Иоанн Знаменский 50-ти лет, окончил семинарию, на службе 29 лет, в Преображенском соборе 26 лет. Штатный диакон Василий Колтыпин 42-х лет, на службе 22 года, в Преображенском соборе 5 лет. Псаломщик Василий Лебедев 30-ти лет, на службе 2 года, в Преображенском соборе 1 год. Псаломщик-диакон Василий Понамарев 42-х лет, на службе 20 лет, Преображенском соборе 7 лет.

    История XI века от первого лица Игумен Арсений:

    – Первые русские святые Борис и Глеб, не желая братоубийственной распри со сводным братом, отказались от великокняжеского престола в Киеве, на который вполне могли рассчитывать. А получивший в истории титул “Окаянный” Святополк решил их убить.

    Я думаю, потому что они были горячо любимы народом, и по одному их слову весь Киев бы восстал. Поэтому Святополк и не успокоился: сегодня не хотят власти, а вдруг завтра передумают. Борис и Глеб отказались от распри под впечатлением христианских учений. Тому, о чем читали в житиях и акафистах, слышали в молитвах, они решили следовать в жизни. И стали первыми русскими святыми – страстотерпцами.

    Наш монастырь заложен святым Ефремом Новоторжским, вместе с двумя родными братьями, служившим Борису и Глебу. Их убийство и гибель одного из братьев вместе с Борисом заставили Ефрема отвернуться и от политического мира, и от мира вообще и основать монастырь. Первая память о святых Борисе и Глебе установилась в Торжке.

    Мне кажется, преподобный Ефрем удалился из политики, чтобы не касаться всего того, что творилось в политическом мире после смерти князя Владимира – постоянные междоусобицы, брат на брата, город на город. В те времена считалось спасительным трудиться, принимая странников. Он удалился в наши края и устроил странноприимный дом.

    Занимался им до начала 30-х годов XI века. А потом, видимо, вокруг него собралась община, захотевшая устроить монастырь. И он на нынешнем месте поставил храм и основал монастырь. Изначально, говорят историки, он назывался Давидоромановским: Роман и Давид – крестильные имена Бориса и Глеба. А когда Бориса и Глеба в 70-х годах XI века прославили как святых, храм переименовали в Борисоглебский.

    В XVIII веке сама Екатерина Великая участвовала в закладке нового Борисоглебского собора и внесла первый, по тем временам огромный, взнос. Но деньги все-таки закончились, и строительство растянулось на 10 лет, тяжелым бременем ложась на плечи монастыря. А если учесть, что параллельно шла политика секуляризации, монастырь лишили земельных угодий, крепостных, переправ, мельниц, своих огородных хозяйств и садов, компенсировав это символической суммой денег, то он с великим трудом и скрипом достраивал заложенный императрицей красавец собор. А все остальное ветшало и приходило в упадок.

    Фото Борисоглебского монастыря в Торжке (7 фото)

    В этот раз решили позволить себе такую роскошь, как прогулка-импровизация. В последнее время гуляли по городам либо с путеводителем в руках, или же с геокешерскими распечатками, поэтому захотелось просто погулять по городу, без карт и без планов. Надо сказать, что такой способ познания города не лишен особой приятственности.

    Припарковались мы недалеко от больших храмов, впрочем, одетых в не слишком опрятные леса. Сначала подивились, что огромный собор на основной трассе города не приведен в надлежащий вид, но быстро поняли, что количество храмов в Торжке слишком велико и для небогатого города содержать всё в надлежащем виде, видимо, чересчур накладно. А собор оказался Спасо-Преображенским, местные краеведы полагают, что он построен по проекту Карла Росси. Рядом одноглавая церковь Входа Господня в Иерусалим, перекликающаяся с собором по своему облику.

    Торжок – один из самых древних городов России, считается, что город был основан на рубеже X—XI веков. Это был новгородский город, стоящий на юго-восточной границе Новгородской республики. И как пограничному городу на заре своей жизни, Торжку сильно доставалось от врагов – суздальцев, татаро-монгол, литовцев. В конце концов Торжок, как и вся новгородская земля, отошел Москве.

    В годы Великой Отечественной войны Торжок, в отличие от соседней Твери, не был захвачен немцами и здесь много чего сохранилось, в том числе и деревянная застройка.

    К сожалению, историческая застройка часто захламлена рекламными вывесками, а можно было бы из центра сделать конфетку, типа как в Муроме или Гороховце.

    Одна из фишек Торжка – ротонды. В конце 18-начале 19 веков главным имджмекером Торжка стал талантливый архитектор Николай Львов, а он страсть как любил ротонды с колоннами и вообще всё кругленькое.

    Круглые творения Николая Львова в Питере:

    Кулич и Пасха.

    (фото с Инета)

    Уткина дача

    (фото с Инета)

    Церковь св. Ильи Пророка на Пороховых

    (фото с Википедии)

    Одна из ротонд в Торжке находится на территории бывшего Воскресенского монастыря.

    Сам Воскресенский монастырь сейчас пребывает в живописном запустении, некоторые монастырские здания занимает швейная фабрика.

    К слову, Торжок неприятно удивил обилием мусора на улицах. Я понимаю, что нет денег на реставрацию, но мусор-то убрать можно?


    Я не Варламов, мусор не фотографировала:))

    Но если не заползать во всякие закоулки или смотреть на Торжок с высоты, то глаз радуется.

    Старый мост через Тверцу.

    Его сделали пешеходным, дабы праздные туристы и гуляющие могли делать открыточные виды отреставрированной Тверецкой набережной.

    Впрочем, самые лучшие виды на Торжок всё равно открываются с автомобильного моста.

    Торжок вообще очень выгодно расположен в качестве туристического города, смотровых площадок здесь более, чем достаточно. Правда, со многих из них вид будет приблизительно такой:

    Что еще порадовало в Торжке – это его размер. Город небольшой и компактный, все интересности легко обходятся пешком. На одном из сайтов даже встречала такой термин – «торжкоразмерный».

    На самом высоком месте Торжка находится главная интересность города – Борисоглебский монастырь. Он изумительно смотрится от моста через Тверцу.

    Тот же вид, но сто лет назад.


    (фотография С.М. Прокудина-Горского)

    У Борисоглебского монастыря потрясающая история.

    Это один из самых древних монастырей России. Он возник в одно время с Киево-Печерской Лаврой. Основан он Ефремом Угрином. Брат Ефрема Георгий погиб, защищая князя Бориса, убитого по приказу Святополка Окоянного. Ефрем нашел только голову убитого брата и хранил ее до самой своей смерти, и был погребен вместе с нею.

    Именно убийство святых Бориса и Глеба подвигло Ефрема удалиться от светской жизни и заложить монастырь на берегу реки Тверцы. И уже в 1038 году был построен храм, получивший название Борисоглебского в честь Бориса и Глеба и давший название всему монастырю. Этот храм, естественно, не сохранился, но главный храм монастыря так и остался Борисоглебским и построен он был по проекту вездесущего Николая Львова.

    В 1925 году монастырь был распущен, а на территории монастыря была размещена тюрьма строгого режима, которая находилась там около 50 лет. После неё в монастыре разместился лечебно-трудовой профилакторий для алкоголиков, а в конце 1980-х годов разместился Всероссийский историко-этнографический музей. Руководство музея приложило немало усилий для реставрации архитектурного ансамбля, изуродованного тюрьмой.

    Но до сих пор вид у монастыря немного пошарпанный.

    На территории монастыря находится надвратный храм-колокольня – одна из визитных карточек города. Построена в 1804-1811 гг. архитектором Ананьиным (предположительно по проекту Николая Львова).

    Церковь Николая Львова в Мурино. Похоже, не правда ли?


    (фото с Инета)

    А это фотография Прокудина-Горского. Таким храм-колокольня был в начале 20 века. Тюремные годы никому на пользу не идут, даже колокольням.

    За небольшую плату в 100 рублей на колокольню можно подняться.

    Внутри сохранились фрески.

    Здесь когда-то висели колокола.

    Сверху открывается годный вид на Торжок. Очень зелёный город.

    Беленький с синими куполами – это храм Благовещения Пресвятой Богородицы.

    Борисоглебский монастырь, вид сверху.

    Напоследок посетили деревянную Старовознесенскую церковь. Храм XVII века, недавно его отреставрировали.

    А такой Старовознесенскую церковь увидел С.М. Прокудин-Горский сто лет назад.

    То, как церковь выглядит сейчас, мне нравится больше.

    В планах у нас было съездить в музей деревянного зодчества Василёво и навестить символическую могилу Анны Керн в селе Прутня, но тут небеса разверзлись и полил настоящий тропический ливень. Пришлось сворачивать программу и ехать в неблизкий обратный путь.

    А Торжок так и остался в памяти милым провинциальным городом, утопающим в зелени и цветущей сирени, немного обтерханным, но оттого более живым и очаровательным:))

    На самом высоком месте Торжка находится главная интересность города – Борисоглебский монастырь. Он изумительно смотрится от моста через Тверцу.

    ТОРЖОКСКИЙ БОРИСОГЛЕБСКИЙ СОБОР

    Торжокский Борисоглебский собор

    Собор во имя святых страстотерпцев благоверных князей Бориса и Глеба в городе Торжке Борисоглебского монастыря Тверской епархии

    Старая церковь, построенная св. Ефремом, к XVIII веку обветшала, и потому по высочайшему соизволению была разобрана в 1784 года. Императрица Екатерина II благоволила назначить 7750 рублей ассигнациями из казны на строительство нового монастырского собора.

    Новая соборная Борисоглебская церковь была заложена во время высочайшего проезда Императрицы Екатерины II из Москвы в Санкт-Петербург через Торжок. Первый камень в основание сего храма положен был собственными ее Императорского Величества руками 9 июня 1785 года. На сей случай были сделаны медные посеребренные молоточек и лопатка, которые затем хранились в соборе.

    На сооружение собора по повелению императрицы с 1785 по 1798 годы было ассигновано 22750 рублей ассигнациями. Всего же на построение соборного храма, с церковными и пожертвованными суммами и с вышеозначенною, употреблено было до 50 тысяч рублей ассигнациями. Построение всего собора, сооружение иконостаса и писание образов производилось под смотрением сведущего в архитектуре действительного статского советника и кавалера Николая Александровича Львова и новоторжского архитектора Франца Ивановича Буци, а суммами распоряжалась новоторжская градская дума совместно с архимандритом монастыря. Все местные большие и малые иконы живописного искусства, на картонах, числом 37, писаны были в 1795 году на казенный счет с высочайшего разрешения известным художником Российской Императорской Академии поручиком Боровиковским за 1600 рублей ассигнациями.

    11 июня 1796 года новая соборная церковь была освящена: главный престол во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба, правая придельная во имя преподобного Ефрема, а левая придельная во имя великомученицы Екатерины. К освящению их императрицею Екатериною II, как соорудительницею собора, пожертвованы были из золотой жаркой парчи с золотыми позументами: три одежды на все престолы и одежда на главный жертвенник, покров на святые мощи преподобного Ефрема и ризы.

    В 1839-1840 годах в соборе были проведены ремонтные работы: чугунный пол в связи с сыростью разобрали, заменив его деревянным сосновым на каменных сводах. Стены и колонны в главном храме были оштукатурены под мрамор. По предписанию архиепископа Тверского и Кашинского Григория соорудили новый, более грандиозный иконостас столярной работы резной с позолотой.

    Самый большой иконостас был сооружен при главном престоле в 1840 году и освящен в 1841 году при архимандрите Сергии III. Он был столярной работы, резной, около колонн, образов и вокруг клейм внизу и вверху весь сплошь вызолочен червонным золотом и состоял из трех отдельных частей: средняя в два яруса, с большими царскими вратами между двумя колоннами коринфского ордера и с сиянием над ними. Этот иконостас заменил прежний, созданный в 1789 году по проекту Н.А. Львова, но все образа, написанные художником Боровиковским в 1795 году, остались и помещены были во всех трех частях главного иконостаса.

    В храме было три престола в одной связи. Главный, с верхнею кипарисною доскою, во имя св. благоверных князей Бориса и Глеба, придельный по правую сторону во имя преподобного Ефрема, по левую сторону придельный с 1796 года до 1841 года – во имя св. великомученицы Екатерины, а с 1841 года переименован во имя преподобного Аркадия, ученика преподобного Ефрема.

    До настоящего времени из внутреннего убранства собора ничего не сохранилась. В советское время утрачены все иконы в том числе кисти В.Л. Боровиковского, лишь одна из них, “Притча о мудрых и неразумных девах”, находится в Тверской картинной галерее.

    На 2004 год внутри собора стоят старые строительные леса, роспись стен и купола почти полностью утрачена, собор нуждается в капитальном ремонте и реставрации.

    В храме было три престола в одной связи. Главный, с верхнею кипарисною доскою, во имя св. благоверных князей Бориса и Глеба, придельный по правую сторону во имя преподобного Ефрема, по левую сторону придельный с 1796 года до 1841 года – во имя св. великомученицы Екатерины, а с 1841 года переименован во имя преподобного Аркадия, ученика преподобного Ефрема.

    Войти

    Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

    • Recent Entries
    • Archive
    • Friends
    • Profile
    • Memories

    19. на территории монастыря.

    В Торжке парочка занялась любовью на колокольне Борисоглебского монастыря

    Утехи молодых попали на видео, снятое квадрокоптером.

    Скандальное видео в YouTube выложил пользователь Григорий Злых.

    «Тот момент, когда пытаешься снять красивые кадры, приходишь домой, и обнаруживаешь…» — прокомментировал видео Григорий.

    Мужчина при помощи квадрокоптера снимал красивые виды Торжка в Тверской области. В то время, когда квадрокоптер облетал Борисоглебский монастырь, он запечатлел, как на колокольне парочка занимается любовью. Утехи молодых прервал турист, который неожиданно для них поднялся на колокольню по лестнице и тем самым спугнул возлюбленных. Сделав вид, что ничего не случилось, мужчина и женщина стали изображать из себя туристов и разглядывать захватывающую дух панораму, открывающуюся с высоты колокольни.

    За пару дней ролик набрал порядка миллиона просмотров. Автор видео Григорий решил удалить его со своей страницы. Однако многие пользователи Интернета успели его скопировать и, в итоге, ролик разлетелся по соцсетям, «прославив» Торжок.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


    [censored] идиоты у меня слов других просто нет. За такую [censored] бить просто надо,может и голова заработает.просто позор им.

  • [flat_ab id="3"] Ссылка на основную публикацию