Как отказаться от вида на жительства в России без последствий

Общие сведения

Миграционное законодательство Российской Федерации содержит огромный перечень обстоятельств, одно из которых может стать причиной для лишения иностранца столь важного для него документа.


Какой бы ни была причина аннулирования ВНЖ, человек всегда может оспорить решение и защитить свои права.

Что можно сделать после отказа в ВНЖ?

Если в предоставлении вида на жительство отказали, можно осуществить процедуру обжалования решения. Вариантов действий несколько. Допустимо обжалование в административном порядке. Заявление направляется руководству ГУВМ. Допустимо обращение в прокуратуру. Лицо не обязано дожидаться, пока ему дадут ответ в первой инстанции. Можно обратиться сразу в обе из них.

Разбирательство в судебном порядке предполагает направление искового заявления для оспаривания вынесенного решения. Лицо обязано определиться с перечнем требований, а также подготовить доказательную базу. Лучше обратиться к юристу, специализирующемуся на миграционном праве. Однако это повлечет за собой дополнительные затраты. Суд изучает обстоятельства дела, а также оценит соответствие выполненных действий нормам законодательства. Если будут выявлены факты нарушения, представители МВД обяжут устранить их. Мигранту может быть возвращен вид на жительство.


Аннулирование ВНЖ в РФ может осуществляться при несоблюдении норм действующего законодательства, наличии судимости или аннулировании брака, если он стал поводом для получения права на длительное нахождение в России. Решение можно обжаловать. Для этого необходимо направить заявление в уполномоченный орган и дождаться его рассмотрения. Процедура не приводит к приостановлению срока, в течение которого лицо обязано покинуть РФ. Нарушение норм приведет к принудительной депортации. Исключением выступает судебное разбирательство. Иностранец имеет право оставаться на территории РФ в течение всего периода рассмотрения дела.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопрос № 1. Могу ли я оспорить решение органов, если я непреднамеренно представил недействительные документы при оформлении вида на жительство?

Да, оспорить решение ФМС можно, если в суде будут предоставлены исчерпывающие доказательства непреднамеренного (это важно) предъявления документов, срок действия которых, к примеру, недавно истёк.

Для результативного обжалования решения при предъявлении недействительных документов необходимо подробно описать в суде все обстоятельства дела, свои аргументы против постановления ФМС, предъявить существенные доказательства и объяснения. Есть обширная положительная судебная практика, которая подтверждает возможность обжалования решения в таком случае.

Князькин Сергей, юрист, г. Москва

Вопрос № 2. Можно ли получить вид на жительство после заключения брака с гражданином государства?

Да, этот способ получения довольно часто встречается в практике. Но стоит помнить, что документ аннулируется, если брак признан недействительным или фиктивным.

Вопрос № 3. Органы ФМС после обращения об обжаловании направляют меня в суд для подачи иска, что делать?

В таком случае, если получения вида на жительство действительно необходимо, нужно составлять иск в суд и начинать судебное разбирательство. Не всегда в административном порядке удаётся разрешить вопрос.

Ошибка № 2. Несоблюдение сроков подачи обжалования решения ФМС. Заявление, которое подано непосредственно в миграционную службу или в суд позднее чем через 3 дня после принятия решения, не рассматривается. Затягивать с этим не стоит.

Как отказаться от ВНЖ без последствий

На основании Федерального Закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», мигрант имеет право аннулировать свой статус и отказаться от разрешения на проживания в России. Однако надо отметить тот факт, что не существует регламента по данной процедуре.

Иностранному лицу достаточно составить заявление в свободной форме, где он должен указать причину своего отказа, и подать его в миграционную службу, выдавшую ему документы.

После того, как будет получен ответ на прошение об отказе вида на жительство в России, мигрант обязан покинуть страну в течение пятнадцати дней. Если же данное условие не будет выполнено в срок, его ждут неприятные последствия, в виде:

  • депортации;
  • запрета на 5 лет на въезд в РФ.

После аннулирования вида на жительство для иностранца и в трудовых отношениях произойдут следующие изменения:

  • прекращается действие трудового договора с работником;
  • необходимо заключение трудового патента с ФМС.

Российские законы не запрещают мигранту, после отказа от вида на жительство, оформить статус ВКС (высококвалифицированного специалиста).

Однако для этого надо будет выехать из страны и после возвращения оформить разрешение на работу в соответствии с условиями трудового законодательства. Именно соблюдение правил и законов РФ даст возможность иностранному лицу отказаться от вида на жительство без последствий.


Однако для этого надо будет выехать из страны и после возвращения оформить разрешение на работу в соответствии с условиями трудового законодательства. Именно соблюдение правил и законов РФ даст возможность иностранному лицу отказаться от вида на жительство без последствий.

Аннулирование вида на жительство РФ

На законодательном уровне определяется отчетливый и детальный список ситуаций, которые аннулируют вид на жительство с последующей экстрадицией иммигранта на родину. Заключение, в соответствии с которым выполняется аннулирование вида на жительство,предоставляется службой, занимающейся миграционными вопросами. Аспекты, связанные с видом на жительство, регулируются ФЗ №115 от 25.07.2002 г.

Решение об аннулировании ВНЖ в Российской Федерации регламентируется теми же правилами, что и в других государствах. Прежде чем выносится решение, производятся мероприятия по проверке гражданина. В процессе которых выясняется или проверяется информация, подтверждающая, либо опровергающая нежелательное пребывание иммигранта по федеральному закону. Сведения получают за счёт проведения опроса, отправки официальных запросов о персональных данных гражданина, а также его деятельности.


Решение об аннулировании ВНЖ в Российской Федерации регламентируется теми же правилами, что и в других государствах. Прежде чем выносится решение, производятся мероприятия по проверке гражданина. В процессе которых выясняется или проверяется информация, подтверждающая, либо опровергающая нежелательное пребывание иммигранта по федеральному закону. Сведения получают за счёт проведения опроса, отправки официальных запросов о персональных данных гражданина, а также его деятельности.

Проблемы с законом и отказ в выдаче ВНЖ

Из-за двух административных правонарушений за год можно лишиться статуса

Основания и причины для отказа в выдаче вида на жительство

Иностранцу может быть отказано в выдаче ВНЖ или РВП по нескольким причинам:

  1. Если заявитель выступает за то, что основы правового строя РФ нуждается в насильственном изменении, совершает действия, создающие угрозу безопасности страны;
  2. Если мигрант осуществляет финансирование или занимается планированием террористических актов, содействует иным лицам в их совершении или принимает непосредственное участие. Отказ в выдаче ВНЖ выдается и во всех иных случаях, когда человек прямо или косвенно поддерживает экстремистскую деятельность;
  3. Если заявитель, на протяжении пяти лет, предшествующих дню подачи документов на оформление РВП или ВНЖ, был привлечен к административной ответственности в виде выдворения за пределы страны, депортации или в течение десяти лет был неоднократно привлечен к таким видам наказания;
  4. Если в МВД были сданы поддельные документы или иностранец указал в заявлении недостоверные сведения;
  5. При наличии у гражданина другого государства судимости за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, деяния, связанного с оборотом наркотических веществ;
  6. Если у мигранта есть непогашенная или неснятая судимость, данная за совершение тяжкого или особо тяжкого преступного деяния. Отказ в оформлении ВНЖ по данному основанию будет вынесен вне зависимости от того, где было совершено преступление;
  7. Если человек неоднократно был привлечен к административной ответственности за совершение российского административного законодательства, связанного с обеспечением безопасности, нахождением иностранных граждан в стране;
  8. Если у заявителя отсутствует возможность предоставления сотруднику ГУВМ документа, являющегося подтверждением факта получения средств, размера которых достаточно для обеспечения ему прожиточного минимума. Исключение из этого правила допускается только в ситуациях, когда у человека есть подтверждение нетрудоспособности;
  9. Если иностранец в течение трех лет с начала проживания в России не смог обзавестись постоянным местом жительства (недвижимость в собственности);
  10. Если мигрант выехал за пределы страны, с целью постоянного проживания в другом государстве;
  11. Если гражданин иного государства находился за пределами РФ более полугода в отчетный период;
  12. Если заявитель оформил отношения с россиянином, что и послужило основанием для получения ВНЖ, но впоследствии этот брак был признан недействительным по результатам решения суда;
  13. Если мигрант — наркоман или у него нет документа, подтверждающего отсутствие ВИЧ-инфекций или иных болезней, которые могут представлять опасность для общества;

Иностранцу может быть отказано в выдаче ВНЖ или РВП по нескольким причинам:

Административный порядок обжалования отказа в ВНЖ

Административный порядок обжалования отказа в выдаче вида на жительство подразумевает подачу жалобы на полученное решение руководству ГУВМ МВД, а не в суд с целью доказать неправомерность принятого сотрудником УВМ МВД решения или совершения ошибок в процессе рассмотрения заявления и пакета документов.

Не смотря на процессуальную простоту, практика показывает, что административный порядок обжалования отказов в виде на жительство очень редко приводит к желаемым результатам, в отличие от судебного, который считается более перспективным.

После чего суд, в качестве независимого арбитра, оценивает оспариваемое решение на его соответствие законодательству. И если в процессе судебного разбирательства устанавливаются факты нарушения, суд имеет право обязать УВМ МВД устранить их и выдать иностранному гражданину вид на жительство в России.

Дальнейшие действия

Если Вы получили отказ, имейте в виду , что закон отводит Вам немного времени на его обжалование, например отказ в выдаче РВП в соответствии с федеральным законом может быть обжалован в течение 3-х дней с момента вручения Вам учведомления. Имейте ввиду, что в случае отказа Вам не обойтись без помощи профессионального миграционного адвоката, имеющего высшее юридическое образование, статус адвоката, и опыт работы в сфере миграционного права.

Обжалование отказа в выдаче РВП и вида на жительство не быстрый и достаточно сложный процесс, однако , как показывает практика, не редко встречаются положительные решения судов о признании незаконным решений миграционной службы.

Оперативная подача жалоб позволит Вам законно находится в РФ в период ее рассмотрения , кроме того, если Вы подаете жалобу в судебные инстанции, суд вправе приостановить действие оспариваемого отказа на период рассмотрения миграционного спора.

Основания

Иностранное лицо, ходатайствующие о предоставлении вида на жительство, уведомляется сотрудником отдела по вопросам миграции территориального подразделения Министерства внутренних дел о своих правах и обязанностях, возникающих на основании выдачи соответствующего документа. Также иностранец обязан под роспись ознакомиться о последствиях несоблюдения требований, предусмотренных федеральным законодательством для лиц, проживающих в РФ на основании ВНЖ.

Правительством России предусмотрены следующие причины, по которым могут закрыть ВНЖ:

  • Нарушение норм действующего законодательства Российской Федерации, повлекших угрозу безопасности граждан (например, совершение террористического акта, участие в его совершении или покушение и др.);
  • Вынесения судом решения, которым ранее заключенный брак иностранного лица с гражданином (гражданкой) России признается недействительным. Для вынесения соответствующего документа должны быть неопровержимые доказательства фиктивности брачного союза, т.е. подтверждение единственной цели создания семьи – получение вида на жительство или гражданства РФ;
  • Деятельность гражданина, имеющего индигенат стороннего государства, направленная на диструкцию установленного и действующего конституционного строя Федерации;
  • Выявление у владельца ВНЖ инфекционных заболеваний, несущих угрозу окружающим людям при условии указания в медицинских документах о состоянии здоровья (подаваемых вместе с ходатайством на вид на жительство) заведомо неправдивых сведений. К представленным патологиям относится туберкулез, ВИЧ, венерологические заболевания и др.;
  • Вынесение судебного приговора, которым владелец ВНЖ признается виновным в совершении на территории России или за ее пределами деяния, квалифицированного в соответствии с действующим нормативным правовым регулированием (Федеральным Уголовным законодательством) как особо тяжкое;
  • Выявление у иностранца заболеваний наркоманией, хронической алкогольной или иных тяжелых форм зависимости, несущих угрозу окружающим и провоцирующих больного вести асоциальный образ жизни;
  • Опровержение факта достаточного финансового обеспечения для нормальной жизнедеятельности. Представленное положение не может применяться к лицам, признанным в установленном порядке нетрудоспособными.
  • Наличие доказанного факта финансирования иностранным гражданином любого вида деятельности, признанной на территории России террористической (или оказание любой иной помощи террористическим группировкам и образованиям);
  • Отсутствие у ходатайствующего лица жилища, в котором он имеет право проживать на постоянном (длительном) основании;
  • Если на основании положений ФЗ №115 принято решение о депортации;
  • Отсутствие в ГУ МВД на протяжении 24 месяцев подряд сведений о постоянном проживании иностранца в РФ;
  • Пребывание в пределах территориальных границ РФ менее шести месяцев (в суммарном подсчете) на протяжении одного календарного года;
  • Пересечение государственной границы России с целью переезда на постоянное проживание в иное государство;
  • Наложение на иностранного гражданина административного взыскания за совершенный в течении минувших 12 месяцев проступок, наказуемый в соответствии с КоАП РФ;
  • Признание поддельными документов, поданных гражданином стороннего государства при подаче заявки на предоставление вида на жительство;
  • Признание несоответствующими действительности и заведомо неправдивыми сведений, указанными иностранцем в бланке заявки-анкеты на оформление документа-ВНЖ.
  • Нарушение норм действующего законодательства Российской Федерации, повлекших угрозу безопасности граждан (например, совершение террористического акта, участие в его совершении или покушение и др.);
  • Вынесения судом решения, которым ранее заключенный брак иностранного лица с гражданином (гражданкой) России признается недействительным. Для вынесения соответствующего документа должны быть неопровержимые доказательства фиктивности брачного союза, т.е. подтверждение единственной цели создания семьи – получение вида на жительство или гражданства РФ;
  • Деятельность гражданина, имеющего индигенат стороннего государства, направленная на диструкцию установленного и действующего конституционного строя Федерации;
  • Выявление у владельца ВНЖ инфекционных заболеваний, несущих угрозу окружающим людям при условии указания в медицинских документах о состоянии здоровья (подаваемых вместе с ходатайством на вид на жительство) заведомо неправдивых сведений. К представленным патологиям относится туберкулез, ВИЧ, венерологические заболевания и др.;
  • Вынесение судебного приговора, которым владелец ВНЖ признается виновным в совершении на территории России или за ее пределами деяния, квалифицированного в соответствии с действующим нормативным правовым регулированием (Федеральным Уголовным законодательством) как особо тяжкое;
  • Выявление у иностранца заболеваний наркоманией, хронической алкогольной или иных тяжелых форм зависимости, несущих угрозу окружающим и провоцирующих больного вести асоциальный образ жизни;
  • Опровержение факта достаточного финансового обеспечения для нормальной жизнедеятельности. Представленное положение не может применяться к лицам, признанным в установленном порядке нетрудоспособными.
  • Наличие доказанного факта финансирования иностранным гражданином любого вида деятельности, признанной на территории России террористической (или оказание любой иной помощи террористическим группировкам и образованиям);
  • Отсутствие у ходатайствующего лица жилища, в котором он имеет право проживать на постоянном (длительном) основании;
  • Если на основании положений ФЗ №115 принято решение о депортации;
  • Отсутствие в ГУ МВД на протяжении 24 месяцев подряд сведений о постоянном проживании иностранца в РФ;
  • Пребывание в пределах территориальных границ РФ менее шести месяцев (в суммарном подсчете) на протяжении одного календарного года;
  • Пересечение государственной границы России с целью переезда на постоянное проживание в иное государство;
  • Наложение на иностранного гражданина административного взыскания за совершенный в течении минувших 12 месяцев проступок, наказуемый в соответствии с КоАП РФ;
  • Признание поддельными документов, поданных гражданином стороннего государства при подаче заявки на предоставление вида на жительство;
  • Признание несоответствующими действительности и заведомо неправдивыми сведений, указанными иностранцем в бланке заявки-анкеты на оформление документа-ВНЖ.

Обращение в суд

Подавать исковое заявление стоит, когда для изъятия ВНЖ не было оснований. Если аннулирование действующего в России вида на жительство было обоснованным, истцу придется еще и оплачивать судебные издержки. Однако в данном случае мигранту предоставляется отсрочка. Он сможет оставаться в РФ до окончания процесса и представлять свои интересы в ходе разбирательства.


Если иностранец сам виноват в лишении его ВНЖ, обжалование ему не поможет. Дело в том, что в случае аннулирования вида на жительство даже при апелляции руководству ГУВМ иностранцу придется покинуть пределы РФ в отведенные сроки. В России его интересы сможет защищать адвокат или любое доверенное лицо.

Порядок проведения

Аннулирование вида на жительство происходит поэтапно. Так, о допущенном нарушении сразу становится известно сотрудникам ГУВМ МВД РФ, которые начинают разбирательство и проводят проверку по поступившей информации. Если в ходе проведенной проверки полученная информация о нарушении законодательства иностранцем подтверждается, руководством миграционного ведомства определенной территориальной единицы выносится решение об аннулировании вида на жительство.

Рядовые сотрудники управления МВД по вопросам миграции таких решений принимать не могут. Они лишь проводят проверку и докладывают о результатах руководству. Как только решение принято, о нем иностранец в обязательном порядке уведомляется в течение трех календарных дней. При этом уведомление происходит при личном контакте.

Результатом встречи иностранца и сотрудника регионального УВМ должно стать подписание документов, подтверждающих тот факт, что лицо осведомлено об утрате своего статуса. Также сотрудник ведомства должен забрать документ, подтверждающий вид на жительство, и проставить отметку о его аннулировании в паспорте. Под подпись вручается уведомление о том, что иностранцу дается 15 дней на добровольный выезд за пределы страны, разъясняются последствия отказа от выезда.

Если иностранец отказывается подписываться в уведомлении, об этом делается соответствующая отметка в графе бланка при наличии двух свидетелей, удостоверяющих этот факт своими подписями. Иностранец, не выехавший из страны в пятнадцатидневный срок, подлежит обязательной принудительной депортации.

Результатом встречи иностранца и сотрудника регионального УВМ должно стать подписание документов, подтверждающих тот факт, что лицо осведомлено об утрате своего статуса. Также сотрудник ведомства должен забрать документ, подтверждающий вид на жительство, и проставить отметку о его аннулировании в паспорте. Под подпись вручается уведомление о том, что иностранцу дается 15 дней на добровольный выезд за пределы страны, разъясняются последствия отказа от выезда.

Последствия аннулирования вида на жительство в Российской Федерации для иностранных граждан

Ситуация: иностранный гражданин намерен отказаться от вида на жительство (ВнЖ) и получить разрешение на работу высококвалифицированного специалиста (ВКС).

Для принятия такого рода решения необходимо взвесить все за и против:

  • ​положительные аспекты статуса постоянно проживающего в РФ иностранного гражданина (имеющего вид на жительство);
  • положительные аспекты статуса высококвалифицированного специалиста;
  • последоват ельность действий иностранного гражданина после аннулирования вида на жительство.

I. Плюсы и минусы, которыми пользуется в Российской Федерации иностранный гражданин, получивший вид на жительство, и его работодатель:

«+» не требуется получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников (в случае, если иностранный работник гражданин государства с визовым режимом въезда в РФ);

«+» не требуется получать для работника разрешение на работу;

«+» получает возможность трудоустроить работника на любую вакантную должность, осуществлять внутреннее перемещение работника;

«+» вправе принять на работу иностранца с ВнЖ, выданным в любой точке России

«+» вправе направить работника в командировку или служебную поездку в любой регион России [1];

«+»не обязан оформлять работнику полис ДМС;

«-» Работодатель начисляет и уплачивает взносы во все фонды социального страхования (ФСС, ФОМС, ПФР).

«+» не требуется получать разрешение на работу или патент;

«+» не требуется получать визу;

«+» вправе осуществлять трудовую деятельность по любой профессии, виду деятельности, должности, работать по совместительству и совмещать должности;

«+» может осуществлять трудовую деятельность по всей территории России (в случае направления в командировку или при разъездном характере работы за исключением населенных пунктов и территорий, для въезда на которые требуется специальное разрешение органов ФСБ России [2]) без каких-либо ограничений по времени;

«+» вправе находиться на территории РФ непрерывно в течение 5-ти лет с возможностью неоднократного продления ВнЖ;

«+» подлежит обязательному медицинскому страхованию, имеет право на получение полиса обязательного медицинского страхования, медицинская помощь ему оказывается наравне с гражданами Российской Федерации ( Письмо Минздрава России от 20 июля 2017 г. № 11-8/3077);

«+» имеет право на оплату больничного листа (поскольку постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин признается застрахованным в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности – см. пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»);

«+» законодательство не предъявляет требований к размеру заработной платы иностранца, получившего ВнЖ в Российской Федерации;

«+» НДФЛ с доходов от трудовой деятельности составляет 13%;

«+» правовой статус работника не зависит от работодателя;

«-» получение ВнЖ не дает возможности оформить разрешительные документы на право пребывания и работы в России членам семьи.

II. Плюсы и минусы, которыми пользуется в Российской Федерации иностранный гражданин, получивший разрешение на работу ВКС и его работодатель:

«+» не требуется получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников (в случае, если иностранный работник гражданин государства с визовым режимом въезда в РФ);

«+» разрешительные документы оформляются максимально быстро (по закону – 14 рабочих дней);

«+» не начисляет и не уплачивает взносы в ФОМС, ПФР. Взносы начисляются и уплачиваются только «на травматизм» (см. статью 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ);

«-» обязан выплачивать работнику заработную плату в размере не ниже 167 000 рублей в месяц;

«-» обязан обеспечить работнику и членам его семьи, находящимся в России, полис ДМС

«-» работа за пределами региона местонахождения работодателя возможна, только если она носит разъездной характер и этот нюанс отражен в трудовом договоре, либо при направлении в командировку продолжительностью не более 30 дней;

«-» не вправе привлекать работника по профессии, должности, виду деятельности, не указанным в разрешении на работу ВКС. Выполнение функционала, не предусмотренного указанной в разрешении на работу должности (функционал должен соответствовать требованиям, предъявляемым Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985г. № 31/3/30 [3]), расценивается как осуществление трудовой деятельности без соответствующего разрешения на работу и чревато привлечением к административной ответственности работодателя (часть 1 статьи 18.15.КоАП РФ);

«+» Работник может осуществлять трудовую деятельность по всей территории Российской Федерации (в случае разъездного характера работы) за исключением населенных пунктов и территорий, для въезда на которые требуется специальное разрешение органов ФСБ России) без каких-либо ограничений по времени. При направлении работника в командировку продолжительность ее установлена Приказом Минздравсоцразития РФ от 28.06.2010г. № 564н;

«+» Работник вправе находиться на территории РФ непрерывно в течение 3-х лет с возможностью неоднократного продления разрешения на работу и визы при условии продолжения трудовых отношений с работодателем, готовым выплачивать ему заработную плату в размере не меньшем, чем установлено для иностранных ВКС (как правило – не менее 167 000 рублей в месяц);

«+» НДФЛ с доходов от трудовой деятельности работника составляет 13%;

«+» может получить вид на жительство в пределах срока действия разрешения на работу и трудовых отношений с работодателем;

«+» Членам семьи работника может быть:

– оформлена многократная виза на срок действия визы самого работника;

– оформлен вид на жительство на срок действия разрешения на работу работника;

– оформлено разрешение на работу.

«-» вправе осуществлять трудовую деятельность только по профессии, должности, виду деятельности, указанным в разрешении на работу ВКС. Выполнение функционала, не предусмотренного указанной в разрешении на работу должности, расценивается как осуществление трудовой деятельности без соответствующего разрешения на работу и чревато привлечением к административной ответственности работника (статья 18.10 КоАП РФ);

«-» Иностранные ВКС получают медицинскую помощь на территории России в пределах полиса добровольного медицинского страхования, которым их обеспечивает работодатель. Получение медицинской помощи большего объема производится на платной основе;

«-» не оплачиваются больничные листы;

«-» законодательство предъявляет требования к зарплате работника для поддержания его статуса. Как правило – не менее 167 000 рублей в месяц. Правовой статус работника зависит от размера зарплаты и длительности трудовых отношений с работодателем (в случае расторжения договора работник теряет статус ВКС);

III. Какие последствия для иностранного гражданина повлечет отказ от ВнЖ в России?

Основания аннулирования вида на жительство (ВнЖ) иностранного гражданина в Российской Федерации установлены статьей 9 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон).Несмотря на то, что статья 9 Закона не предусматривает в качестве основания для аннулирования ВнЖ обращение самого иностранного гражданина с указанной просьбой, при условии указания им в обращении в качестве основания аннулирования ВнЖ предполагаемый выезд из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания (подпункт 10 пункта 1 статьи 9 Закона), подобное обращение полагаю возможным;

В случае, если вид на жительство, выданный иностранному гражданину, аннулирован, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение пятнадцати дней (пункт 2 статьи 31 Закона).

Последствия невыезда из РФ в течение указанного срока:

Иностранный гражданин, не покинувший территорию РФ в указанные сроки, подлежит депортации (пункт 3 статьи 31 Закона). Депортация – принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации (абзац 17 пункта 1 статьи 2 Закона).

Иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации (пункт 9 статьи 31 Закона).

Из Российской Федерации такие иностранные граждане выезжают на основании решения о депортации (абзац 7 статьи 24 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”).

Въезд в РФ иностранному гражданину, в отношении которого было принято решение о депортации не разрешается в течение пяти лет со дня депортации (пункт 2 статьи 27 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”). В отношении него принимается решение о неразрешении въезда в РФ в течение указанного срока.

Последствия аннулирования ВнЖ в части трудовых отношений:

Аннулирование вида на жительство в Российской Федерации является безусловным основанием для прекращения трудового договора с иностранным гражданином (пункт 4 части 1 статьи 327.6 ТК РФ).

Прекращение трудового договора с иностранным гражданином влечет за собой обязанность работодателя по уведомлению органа власти в сфере миграции по форме, утв. Приложением № 20 к Приказу ФМС России от 28.06.2017г. № 115-ФЗ.

IV. Возможность получения статуса ВКС после аннулирования ВнЖ и выезда иностранного гражданина из Российской Федерации.

Действующее законодательство Российской Федерации не ограничивает иностранных граждан после аннулирования вида на жительство в оформлении статуса иностранного высококвалифицированного специалиста.

Вместе с тем, необходимо принимать во внимание, что такое положение вещей приведет к:

  • ​выезду иностранного гражданина из РФ,
  • разрыву трудовых отношений с текущим работодателем;
  • допуску работника к работе после оформления разрешения на работу и визы (что на практике занимает на практике до 1,5 – 2-х месяцев).

[1] См. Постановление Правительства РФ от 11.10.2002 N 754 “Об утверждении перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение”, Постановление Правительства РФ от 04.07.1992 N 470 “Об утверждении Перечня территорий Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан”;

[3] См., например, Решение Мосгорсуда по Делу № 7-4652.

«-» работа за пределами региона местонахождения работодателя возможна, только если она носит разъездной характер и этот нюанс отражен в трудовом договоре, либо при направлении в командировку продолжительностью не более 30 дней;

Обжалование решения об аннулировании вида на жительство в суде

В Федеральный суд Верх-Исетского района города Екатеринбурга

620019, г. Екатеринбург, ул. Малышева,2 «Б»

Управление Федеральной миграционной службы

по Свердловской области,

Адрес: 620028, г. Екатеринбург, ул. Крылова, д. 2

о признании незаконным решения об аннулировании ранее выданного вида на жительство на территории Российской Федерации

В начале декабря 2014 г. Истец получил уведомление, датированное 03.12.2014 г. № 5-ИК/б/н, в котором сообщается, что 10.10.2014 г. УФМС России по Свердловской области в отношении него, в соответствии с ч. 4 ст. 26 ФЗ от 15.08.1996 года № 114-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», принято решение о сокращении срока пребывания в Российской Федерации и о неразрешении въезда в Российскую Федерацию сроком до 24 октября 2016 г.

Основанием для принятия такого решения отделом УФМС России по Свердловской области послужил факт привлечения к административной ответственности, за совершение административных правонарушений в области дорожного движения.

05.12.2014 г. А. обратился к начальнику УФМС России по Свердловской области с заявлением, в котором просил пересмотреть принятое в отношении него решение. Ответным письмом от 11.12.2014 г. №А-337-у ему было сообщено, что правовых оснований для отмены решения УФМС России по Свердловской области, о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, отсутствуют.

Согласно документу УФМС России по Свердловской области с исх. № 4/4505 16 октября 2014 года в отношении А. УФМС России было принято решение № 1472 об аннулировании ранее выданного вида на жительство на территории Российской Федерации на основании п. 2 ст. 9 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», данный пункт предусматривает, что вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а срок действия ранее выданного вида на жительство не продлевается либо ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае принятия в установленном порядке решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию данного иностранного гражданина.

С указанным решением Истец не согласен по следующим основаниям:

  1. Исходя из положений Постановления Конституционного Суда РФ от 14.02.2013 N 4-П, полагаю, что УФМС России по Свердловской области поступило со мной излишне строго, без учета всех обстоятельств. Органом УФМС России по Свердловской области при принятии решения не были учтены следующие, заслуживающие внимания обстоятельства: прежде всего, на территории г. Екатеринбурга у А. проживают близкие родственники, сложились фактические брачные отношения, то есть у него есть жена, с которой он совместно проживает. Супруга официально трудоустроена и работает в г. Екатеринбурге. В случае оставления решения УФМС России по Свердловской области в силе будут нарушены их права на личную и семейную жизнь, А. будет разлучен с супругой на длительный период времени, одна мысль об этом является для них серьезным потрясением, ведь они испытывают друг к другу только теплые и искренние чувства.
  2. Административные правонарушения, совершенные иностранным гражданином, не являются грубыми. Наказание, в виде наложенных на меня штрафов, я понес в полном объеме, то есть полностью оплатил штрафы.
  3. На территории России Истец проживает с 2006 г., срок его пребывания на территории Российской Федерации довольно длительным, за это время ранее он не привлекался к административной, а тем более уголовной ответственности, что характеризует его как человека, законопослушного и уважающего закон и традиции страны, в которой он проживает в данный момент. В настоящий момент ему выдан вид на жительство, сроком до 21.01.2015 г.
  4. А. имеет в собственности недвижимое имущество – квартиру, расположенную по адресу: г. Екатеринбург, ул. Мамина-Сибиряка. Своевременно оплачивает коммунальные услуги и добросовестно несет бремя собственника.
  5. А. зарегистрирован на территории в качестве индивидуального предпринимателя, в соответствии с налоговым и трудовым законодательством осуществляет трудовую деятельность на территории Российской Федерации. Сдает финансовую отчетность и платит налоги. Более того, он имеет множество благодарственных писем от клиентов, которые, таким образом, выражают признательность и благодарность не только за работу, но и за оказанную им помощь. Помимо организации и ТСЖ, свою благодарность так же выражали ФГКУ «Специализированная пожарно-спасательная часть Федеральной противопожарной службы по Свердловской области» при оказании помощи населению (в условиях чрезвычайных ситуаций), отдел полиции № 3 УМВД России по г. Екатеринбургу (при проведении следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий), привлекался в качестве специалиста представителями Управления Федеральной службы судебных приставов г. Екатеринбурга для оказания помощи при исполнении решений и постановлений судов общей юрисдикции.

ПОЛЕЗНО : смотрите видео и узнаете, почему любой образец иска, жалобы или претензии лучше корректировать с нашим адвокатом, пишите вопрос в комментариях ролика

В связи с вышеизложенным, сокращение срока моего пребывания на территории Российской Федерации ставит меня в крайне затруднительное положение, поскольку оспариваемое решение лишает меня возможности находиться рядом со своей семьей, осуществлять трудовую деятельность, места жительства.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 02.03.2006 N 55-О, оценивая нарушение тех или иных правил пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации как противоправное деяние, и, следовательно, требующее применения мер государственного принуждения, в том числе в виде высылки за пределы Российской Федерации или неразрешении въезда в Российскую Федерацию, уполномоченные органы исполнительной власти и суды обязаны соблюдать вытекающие из Конституции Российской Федерации требования справедливости и соразмерности, которые предполагают дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Вмешательство в право на уважение личной и семейной жизни, допускается в тех случаях, когда оно необходимо в демократическом обществе и соразмерно публично-правовым целям.

В связи с этим, исходя из вышеназванных норм, считаю, что оспариваемое решение является существенным вмешательством в мою личную и семейную жизнь. Полагаю, что УФМС России по Свердловской области не подтвердило действительную необходимость применения данной санкции в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов, допустив вмешательство в право на уважение личной и семейной жизни, право на труд и право на проживание.

В связи с этим, ссылаясь на действующее законодательство, практику Европейского Суда по правам человека и фактические обстоятельства, считаю, что УФМС не указало оснований, по которым принятие решения вызвано крайней необходимостью в интересах национальной безопасности и общественного порядка, целями предотвращения беспорядков или преступлений, целями охраны здоровья или нравственности. В связи с этим, при принятии оспариваемого решения должен соблюдаться баланс публичных и семейных интересов.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 2, 15, 55, 62 Конституции РФ, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, Определением Конституционного Суда РФ от 02.03.2006 N 55-О, Постановлением Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» от 10.10.2003 г. N 5, Постановлением Конституционного Суда РФ от 14.02.2013 N 4-П, ст. 254, 398 ГПК РФ

  • признать незаконным и отменить решение Управления Федеральной миграционной службы по Свердловской области от 16 октября 2014 года об аннулировании ранее выданного вида на жительство на территории Российской Федерации в отношении иностранного гражданина
  • приостановить исполнение решения Управления Федеральной миграционной службы по Свердловской области от 16 октября 2014 года об аннулировании ранее выданного вида на жительство на территории Российской Федерации в отношении иностранного гражданина на время рассмотрения настоящего заявления.


На основании изложенного и руководствуясь ст. 2, 15, 55, 62 Конституции РФ, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, Определением Конституционного Суда РФ от 02.03.2006 N 55-О, Постановлением Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» от 10.10.2003 г. N 5, Постановлением Конституционного Суда РФ от 14.02.2013 N 4-П, ст. 254, 398 ГПК РФ

Welcome в россияне

Этой даты, по словам Казаковой, ждали многие, поскольку было отменено условие предоставления документов о желании выйти из имеющегося гражданства. “У многих причиной отказа от приобретения российского гражданства служил тот факт, что либо нужно было выйти из имеющегося гражданства, либо предъявить этот документ, который направлялся в полномочные органы государства гражданской принадлежности. Вот с 24 июля этот документ никому предоставлять не нужно, независимо от гражданской принадлежности”, – пояснила Казакова.

“Значительное количество лиц из дальнего зарубежья, имеющих виды на жительство для проживания на территории РФ, с учетом изменившихся условий об отказе от имеющегося гражданства теперь скорее всего обратятся с заявлениями о приобретении гражданства”, – прогнозирует Казакова.

Кроме того, понимая, что большое количество документов иностранный гражданин собирает для получения того или иного статуса, вместе с заявлением о приобретении гражданства не нужно будет предоставлять документы, подтверждающие источник средств существования. Так как это происходит, по словам начальника миграционного главка МВД, при подаче документов на вид на жительство.

С 24 июля произошли также следующие изменения – граждане Украины, Белоруссии, Молдовы и Казахстана при получении вида на жительство сразу без срока проживания (ранее не менее 5 лет) смогут подавать документы на приобретение гражданства. На сегодняшний день это более 240 тысяч человек, проживающих в России с видом на жительство и подпадающих под процедуру упрощения приобретения гражданства.

Упростится процедура получения гражданства и для иностранцев, окончивших российские вузы. “По ранее действующему законодательству необходимо было представлять документы о том, что человек после окончания вуза отработал официально 3 года с отчислением в различные фонды социального страхования определенных денежных средств. Но, учитывая такую категорию иностранных граждан как выпускники вузов, которая востребована на рынке труда и адаптирована в российское общество, срок осуществления трудовой деятельности был снижен с 3 лет до 1 года. И я надеюсь, что данной нормой воспользуются многие иностранные граждане”, – считает Валентина Казакова.

Зашел в беседе начальником миграционного главка МВД несомненно разговор и о том, как коронавирус отразился на миграционной ситуации в России. “С учетом закрытия границ с марта месяца на территорию России не въезжает большое количество иностранных граждан, с теми же гражданами, которые находятся в России, мы продолжаем активно работать. С учетом указов президента, которые определили особый порядок правового статуса на территории РФ иностранных граждан, все миграционные подразделения принимают иностранных граждан. И с марта месяца к нам обратилось более полутора миллионов иностранных граждан, которые хотели урегулировать свой правовой статус, то есть получить разрешительные документы, соответственно, продлить визы”, – рассказала Валентина Казакова.

В связи с осложнившейся эпидемиологической ситуацией миграционщики предсказуемо зафиксировали спад в обращениях к ним – приблизительно на 30 процентов. При этом по вопросам получения гражданства, даже несмотря на коронавирус, фиксируется рост количества соискателей. Прирост – в два с лишним раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. “Если говорить в абсолютных цифрах, то порядка 300 тысяч человек за первое полугодие приобрели гражданство Российской Федерации. И, конечно, этому способствуют те изменения в законодательстве, которые произошли в текущем году. В июне вступили в силу изменения, которые сократили срок рассмотрения заявления о приобретении гражданства с 6 до 3 месяцев”, – напомнила Валентина Казакова.

Кроме того, граждане Белоруссии и Украины освобождены от процедуры прохождения собеседования, если они попадают под условия носителей русского языка. Это означает, что украинцам и белорусам, свободно владеющим русским языком, не придется проходить собеседование специально образованной комиссией МВД России.

Как будет проходить собеседование для всех остальных граждан иностранных государств, попадающих под условия нормы носителей русского языка, можно будет вскоре узнать на сайте МВД. “Очень было много нареканий о том, что в одном субъекте спрашивают правила русского языка, в другом заставляют писать диктанты – вот для того, чтобы унифицировать эти процедуры, МВД разработало контрольно-измерительные материалы”, – пояснила начальник главка МВД по вопросам миграции.

В целом же в МВД фиксируют тенденцию ежегодного роста числа иностранцев, желающих приобрести гражданство РФ. Если в прошлом году в российское гражданство было принято порядка 500 тысяч человек, то только за первое полугодие этого года изъявили желание и были приняты в гражданство РФ уже более 300 тысяч человек.

Стоит отметить, что вступившие в силу 24 июля поправки – не последние из числа вводящих послабления для иностранцев, желающих стать россиянами.

12 октября текущего года вступят в силу изменения в закон “О гражданстве”, которые позволят работоспособным гражданам, имеющим совершеннолетних детей – граждан РФ и проживающих на территории России, приобрести наше гражданство. Пока российское гражданство могут приобрести только нетрудоспособные родители пенсионного возраста, имеющие совершеннолетних детей – граждан России. А с 12 октября уже трудоспособные, то есть люди, еще не достигшие пенсионного возраста, смогут приобрести гражданство “по детям, проживающим на территории России”. “Я думаю, что после этих изменений количество трудоспособных граждан в возрасте от 40 до 60 лет увеличится”, – заключила Валентина Казакова.

Кроме того, понимая, что большое количество документов иностранный гражданин собирает для получения того или иного статуса, вместе с заявлением о приобретении гражданства не нужно будет предоставлять документы, подтверждающие источник средств существования. Так как это происходит, по словам начальника миграционного главка МВД, при подаче документов на вид на жительство.

[flat_ab id="3"] Ссылка на основную публикацию