Положения закона о гражданстве Российской Федерации

С изменениями и дополнениями от:

11 ноября 2003 г., 2 ноября 2004 г., 3 января, 18 июля 2006 г., 1, 4 декабря 2007 г., 1 октября, 30 декабря 2008 г., 28 июня 2009 г., 12 ноября 2012 г., 2 июля, 2 ноября 2013 г., 20 апреля, 4, 23 июня, 14 октября, 31 декабря 2014 г., 1 мая 2016 г., 29 июля 2017 г., 27 декабря 2018 г., 3, 18, 26 июля 2019 г., 18 марта, 24 апреля, 13 июля 2022 г.

Принят Государственной Думой 19 апреля 2002 года

Одобрен Советом Федерации 15 мая 2002 года

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 301-ФЗ

Новый закон о гражданстве РФ 2019

Законопроект, упрощающий получение гражданства, принят и вступил в действие.

Упрощенный закон о гражданстве в 2019 году касается носителей русского языка, то есть иностранцев, постоянно проживающих или проживавших на территории РФ , РСФСР или Российской империи или если их родственники по прямой восходящей линии (родители, прародители) постоянно проживают или проживали на указанной территории.

Новый закон о гражданстве РФ позволяет сократить сроки получения гражданства РФ, однако существует очередь на получение сертификата носителя русского языка.

Регламенты по новому закону о гражданстве РФ утверждены, в том числе по выходу из имеющегося гражданства.

C 1 сентября 2019 года выход из гражданства Украины может быть оформлен нотариально, что значительно облегчает получения гражданства РФ по программе носителей русского языка.

Выход / отказ от имеющегося гражданства оформлять не требуется.

Статья 13. Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке

Общие сведения о законе

Федеральный закон N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» был принят в 2002 году. Документ структурно представлен девятью главами, содержащими 45 статей. Согласно статье 1 62-ФЗ, закон регламентирует основные принципы и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством РФ, определяя основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства России.

Основные моменты, содержащиеся в законе 62-ФЗ:

  • Общие положения: предмет регулирования, основные понятия, принципы и правила, двойное гражданство, гражданство РФ и брак, гражданство детей, удостоверяющие документы;
  • Приобретение: основания, присяга, вступление по рождению, в общем и упрощенном порядке, восстановление в гражданстве, причины отклонения заявлений;
  • Прекращение: основания для удовлетворения, выход, основания для отказа;
  • Гражданство детей и недееспособных лиц;
  • Полномочные органы (Президент, Федеральная Миграционная Служба, дипломатические представительства и консульские учреждения за рубежом);
  • Производство: Порядок подачи и оформления заявлений, признание лица носителем русского языка, взимание госпошлины и сборов, рассмотрение повторных заявок;
  • Обжалование решений полномочных органов и действий должностных лиц;
  • Урегулирование правового статуса отдельных категорий лиц, находящихся в России (лица, являвшиеся на 1991 год гражданами СССР и их совершеннолетние дети без гражданства);
  • Заключительные положения закона.

Последние изменения закон претерпел в текущем году с выходом в свет Федерального закона N 243-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О гражданстве РФ» и статьи 8 и 14 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»».

О конституционном суде в Российской Федерации читайте подробнее в статье здесь:

  • Обязуются соблюдать Конституцию и другие законы РФ;
  • Имеют законный источник заработка (дохода);
  • Отказались от гражданства другой страны. В последний пункт было внесено дополнение, относящееся к украинским гражданам: для отказа им достаточно написать соответствующее заявление и направить его в полномочный орган Украины. Подтверждением будет служить заверенная у нотариуса копия заявления.

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» (62-ФЗ) 2022

Действительное российское законодательство регулярно подвергается определенным изменениям, которые направлены на улучшение и ужесточение определенных мер.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

В миграционной политике России также происходят некие изменения, и в 2022 году были приняты определенные поправки в ФЗ № 62 о гражданстве Российской Федерации.

Согласно данным поправкам, изменились некоторые обстоятельства, по которым иностранец может получать российское гражданство. Какие именно изменения были приняты – расскажем более подробно.


Действительное российское законодательство регулярно подвергается определенным изменениям, которые направлены на улучшение и ужесточение определенных мер.

Федеральный закон “О гражданстве Российской Федерации”: описание, изменения и особенности

Закон о гражданстве конкретного государства регламентирует статус жителей страны. В нем содержатся все основные моменты, которые касаются каждого человека. Всем подданным Российской Федерации полезно знать основные положения закона, ведь в нем отражены все обязанности и права россиян.

Закон о гражданстве конкретного государства регламентирует статус жителей страны. В нем содержатся все основные моменты, которые касаются каждого человека. Всем подданным Российской Федерации полезно знать основные положения закона, ведь в нем отражены все обязанности и права россиян.

Обучавшимся в России

Чтобы стимулировать приток квалифицированных кадров в страну, на основании Указа Президента РФ были дополнены положения о вступлении в гражданство. Получение российского гражданства студентами, которым диплом российских вузов выдан после 1.07.2002, происходит по упрощенной процедуре. В частности, кандидатам не потребуется доказывать знание русского языка.


Изменения экономической и политической ситуации приводят к внесению поправок в законодательство о гражданстве. Основанием для изменений может стать постановление Правительства по вопросу получения гражданства или Указ Президента России. Нововведения могут касаться как самой процедуры, так и списка лиц, которые могут претендовать на получение российского паспорта на льготных условиях.

Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства в Российской Федерации

Отдельного внимания заслуживает правовой статус иностранцев и лиц без гражданства, проживающих в России. Данные категории граждан обязаны находиться в стране с разрешением на временное или постоянное пребывание. Обязательными условиями для таких лиц является строгое соблюдение российских законов и наличие легального заработка. При соблюдении ряда условий, требований и критериев через время эти группы лиц смогут приобрести подданство РФ. Федеральный закон, принятый в апреле 2014 года, с внесенными в него поправками позволяет иностранцам и апатридам в ускоренном режиме получить желанный российский паспорт.

Для этого соискателей обязаны признать носителями русского языка, это значит, что люди в повседневной жизни разговаривают на государственном наречии РФ и владеют основами русской речи. Также важными обстоятельствами в данном случае станет наличие родственников, постоянно проживающих в России или бывшем СССР. Для подтверждения данного факта создается специальная комиссия, которую формируют представители исполнительной власти .

Подать заявление о признании человека носителе русского языка необходимо в комиссию за 15 суток до окончания разрешения на временное пребывание в стране. Специалисты проведут обследование, потребуется сдать тесты на знание правил русской речи. В результате соискатель получит письменное уведомление, которое может быть использовано для получения ВНЖ или российского гражданства. Действие документа не имеет ограничений по времени. Если лицу отказали в предоставлении статуса носителя русского языка, он может повторно претендовать на сдачу экзамена, но не ранее, чем через полгода после отказа.


Федеральный закон о порядке предоставления гражданства также регулирует правила подачи и регистрации документов для претендентов на российский паспорт. Подавать бумаги нужно в ГУВМ МВД РФ по месту постоянной или временной регистрации. Направить бумаги можно лично или через интернет. В России сегодня эффективно действует портал предоставления Государственных и муниципальных услуг, на котором соискателям доступны различные виды обслуживания и всевозможные функции.

Поправки в закон “О гражданстве Российской Федерации”

28 декабря 2018 года президент РФ Владимир Путин подписал поправки в федеральный закон “О гражданстве”. Документ наделяет главу государства правом определять в гуманитарных целях категории иностранных граждан и лиц без гражданства, которые вправе подать заявление на приобретение российского гражданства в упрощенном порядке. Это позволяет принять в гражданство РФ в первую очередь тех, кто проживает в странах со сложной общественно-политической и экономической обстановкой, где происходят вооруженные конфликты или неконституционная смена политического режима.

Кроме того, закон упростил процедуру для участников госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников. От них более не требуется обязательное наличие регистрации по месту жительства в субъекте РФ, выбранном ими для проживания. Для получения гражданства в упрощенном порядке достаточно состоять на учете в территориальных органах МВД по месту пребывания в РФ (при наличии РВП или ВНЖ). Данные поправки в закон о гражданстве вступили в силу 29 марта 2019 года.

Заявления о приеме в российское гражданство отклоняются в случае, если заявитель:

Закон о гражданстве РФ ФЗ №62

1) К кому относится глава 8 настоящего федерального закона?

Нужны пояснения, как в общем по всей главе, так и по конкретным статьям.

Статья 41.1 часть 1. пункт Д

Статья 41.1 часть 3.

Относятся ли эти статьи непосредственно ко мне, как гражданину СССР, получившему паспорт РФ до 2002 года?

2) Как можно получить гражданство РФ и быть гражданином РФ если есть следующая статья?

Статья 41.2 часть 4. пункт Г

3) Куда будут депортированы лица не признавшие себя гражданами РФ? Понятно что за пределы РФ, куда конкретно?

Ответы юристов ( 2 )

  • 7,5 рейтинг
  • 6923 отзыва

Здесь несколько условий отнесения к данной категории граждан (не только гражданство бывшего СССР и получение паспорта РФ до определенной даты). В числе этих обязательных условий:

1) наличие гражданства бывшего СССР;

2) получение паспорта гражданина Российской Федерации до 1 июля 2002 года;

3) впоследствии полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, не было определено наличие гражданства Российской Федерации;

4) наличие гражданства иностранного государства, при условии отсутствия у них действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве.

Статья 41.1 часть 3. Относится ко мне?

Здесь тоже зависит от того, подпадаете ли вы под ВСЕ условия:

1) проживание на территории Российской Федерации

2) имели гражданство бывшего СССР,

3) получили паспорт гражданина Российской Федерации до 1 июля 2002 года

4) не приобрели гражданства Российской Федерации в установленном порядке,

5) не имеете гражданства иностранного государства или действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве.

Да подпадаю под все пункты. Не писал заявление о входе в гражданство РФ.

Должен отметить, что после прекращения действия главы VIII.1 (в ней как раз и предусмотрены статьи 41.1 и 41.2) — а это произойдет 1 января 2017 года — для лиц, подпадающих под условия, перечисленные в статье 41.1, предусмотрен 3-месячный срок для обращения с заявлением о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации, то есть до 1 апреля 2017 года (см. Федеральный закон от 12.11.2012 N 182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О гражданстве Российской Федерации“):

Статья 2
2. Лица, подпадающие под действие главы VIII.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ „О гражданстве Российской Федерации“ (в редакции настоящего Федерального закона), не обратившиеся в период действия главы VIII.1 указанного Федерального закона с заявлением о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации не позднее трех месяцев со дня окончания срока действия главы VIII.1 указанного Федерального закона. В случае неисполнения указанного требования такие лица подлежат депортации.
Статья 3
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Положения главы VIII.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ „О гражданстве Российской Федерации“ (в редакции настоящего Федерального закона) применяются до 1 января 2017 года.

Я слышал что закон продлили до 2022 года, т.если. департировать будут в 2022 году. Так ли это?
Александр

С 20 декабря вступил в силу Федеральный закон от 19.12.2016 N 462-ФЗ «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона „О внесении изменений в Федеральный закон “О гражданстве Российской Федерации», которым срок действия главы VIII.1 продлен до 2022 года.

В соответствии с законом депортация возможна по истечении 3 месяцев со дня окончания действия главы VIII.1, то есть с 1 апреля 2022 года.

  • 4246 ответов
  • 1865 отзывов

К кому относится глава 8 настоящего федерального закона?
Александр

Здравствуйте.Согласен с коллегой.

1.Лица, находящихся на территории Российской Федерации постоянно без гражданство или имевшие гражданство СССР и не имевшийся документы подтверждающего право на проживание в иностранном государстве.

Например паспорт гр.СССР живет и работает в РФ(регистрирован в по месту жительства в РФ)

Статья 41.1 часть 3. Относится ко мне?
Александр

ДА, если не имеете гражданства иностранного государства или действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве

2) Как можно получить гражданство РФ и быть гражданином РФ если есть следующая статья? Статья 41.2 часть 4. пункт Г
Александр

Обращаетесь в территориальный орган УВМ(ФМС) МВД в упрощенном порядке в соответствии ст.14, без ВНЖ с перечнем документов.Повторное приобретение гражданство невозможно.

3) Куда будут депортированы лица не признавшие себя гражданами РФ? Понятно что за пределы РФ, куда конкретно?
Александр

Да этот вопрос очень уместный, потому что от этого много иностранных граждан, в том числе ЛБГ в том числе у кого нет вообще паспорта страдают.Этим людям пока хозяин не найдется они так и годами остаются в изоляторах.Даже посольства кому они принадлежать не отвечает за них, я сам судился несколько раз и в конце не добился ничего, только сделал документ купил билет на личные деньги отправил их в иностранное государство, где они родились

С Вами надеюсь такого не будет

Сначала СУВСИГ — это Специальное учреждение для временного содержания (пребывания) иностранных граждан миграционной службы.

Надо просто обратиться с заявлением о принятии гражданства, в территориальный отдел миграции отказ не должно быть, а при отказе обжаловать нужно, депортировать не смогуть

2) Как можно получить гражданство РФ и быть гражданином РФ если есть следующая статья? Статья 41.2 часть 4. пункт Г

Не поняли вопроса.

Лицо не признается гражданином Российской Федерации в случае, если:

после первичного получения паспорта гражданина Российской Федерации лицо приобрело гражданство Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

Т.е. никто и некогда не может стать гражданином РФ.

Т.е. никто и некогда не может стать гражданином РФ.
Александр

Александр вот ответ на Ваш вопрос: лишать имеющегося гражданства нельзя.

Глава vIII.1 касается отделной категории лиц(как коллега указал он действовал с 12 ноября 2012 г до 1 января 2017 г.)

Статья 41.1. Предмет регулирования и сфера действия настоящей главы

1. В настоящей главе определяются условия и порядок приема в гражданство Российской Федерации для отдельных категорий лиц, находящихся на территории Российской Федерации. К указанным лицам относятся:а) дееспособные лица, состоявшие на 5 сентября 1991 года в гражданстве СССР, прибывшие в Российскую Федерацию для проживания до 1 ноября 2002 года, не приобретшие гражданства Российской Федерации в установленном порядке, если они не имеют гражданства иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве;. д) лица, имевшие гражданство бывшего СССР, получившие паспорт гражданина Российской Федерации до 1 июля 2002 года, у которых впоследствии полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, не было определено наличие гражданства Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства, при условии отсутствия у них действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве.2. Лица, указанные в части первой настоящей статьи, могут урегулировать свой правовой статус на основании волеизъявления о приеме в гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом или о выдаче вида на жительство в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».3. Настоящая глава также устанавливает условия и порядок признания гражданами Российской Федерации проживающих на территории Российской Федерации лиц, имевших гражданство бывшего СССР, получивших паспорт гражданина Российской Федерации до 1 июля 2002 года и не приобретших гражданства Российской Федерации в установленном порядке, если они не имеют гражданства иностранного государства или действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве, а также их несовершеннолетних детей.
4. Лица, указанные в части третьей настоящей статьи, не желающие быть признанными гражданами Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением о выдаче вида на жительство в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

А в частности Статья 41.2 часть 4. пункт Г касается тех лиц, которые после получения первичного паспорта лишились паспорта в административном порядке(замена паспорта по возрасту, смене фамилии, аннулирование, утери и т.д.)

Но при этом по старому закону тоже человек уже являлся гражданином РФ, НО

Закон РФ от 28 ноября 1991 г. N1948-I «О гражданстве Российской Федерации» (с изменениями от 17 июня 1993 г., 6 февраля 1995 г.)

Статья 10. Документы, подтверждающие гражданство Российской Федерации
Документами, подтверждающими гражданство Российской Федерации, являются удостоверение личности гражданина Российской Федерации или паспорт гражданина Российской Федерации, а до их получения — свидетельство о рождении или иной документ, содержащий указание на гражданство лица.
Глава II. Приобретение гражданства Российской Федерации
Статья 12. Основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации
1. Гражданство Российской Федерации приобретается:
а) в результате его признания;
б) по рождению;
в) в порядке его регистрации;
г) в результате приема в гражданство;
д) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;
е) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами Российской Федерации;
ж) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом.
2. При определении принадлежности к гражданству Российской Федерации применяются акты законодательства Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, бывшего СССР или существовавшего до 7 ноября (25 октября) 1917 года Российского государства, действовавшие на момент наступления обстоятельств, с которыми связывается принадлежность лица к гражданству Российской Федерации.
Статья 13. Признание гражданства Российской Федерации
1. Гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.
2. Лица, родившиеся 30 декабря 1922 года и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если родились на территории Российской Федерации или если хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка был гражданином СССР и постоянно проживал на территории Российской Федерации. Под территорией Российской Федерации в данном случае понимается территория Российской Федерации по состоянию на дату их рождения.

их гражданство РФ не получило необходимого документального подтверждения, в силу признания гражданство, который закон дал год срок(люди принадлежали разным государствам, они должны были высказать свое волеизъявление, чего никто не делал.

Чиновники отказались на то время отдавать взамен паспорта, так как считали они заново должны приобрести гражданство РФ(коллизия в законе тогда была, с одной стороны паспорт является доказательством гражданства РФ, а другой стороны вот так..)

Люди начали по сегодняшнему закону о Гражданстве, получить заново кто через РВП кто ВНЖ (ст.13,14) гражданство РФ.Чтобы избежать этого повторно людям отказывают в гражданстве.

И Вообщем сейчас это уже позади, с юридической точки зрения лицо после первичного получения паспорта гражданина Российской Федерации, уже является Гражданином РФ, если приобрел в общем порядке без подложных документов.

Ему уже второй раз с действующим законодательством не нужно получать гражданство РФ и это запрещено цитируемым нами Статья 41.2 часть 4. пункт Г

Есть по этому поводу КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ “О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ” (ПОСТАТЕЙНЫЙ)

подготовленный доктором юрид. наук, проф., заслуженным деятелем науки РФ, чл.-корр. РАО, доктором философии (РЬ.Б), почетным профессором Оксфордского университета (Великобритания) Ю.А. Дмитриевым, известным специалистом в области конституционного права, теории государства и права, политологии, теории власти и практики ее реализации, автором нескольких законопроектов, и Е.Ю. Моисеевой — юристом, специалистом в сфере конституционного права России и вопросах гражданства Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, менеджером компании «ВР Р.Ь.С.» (Лондон), сотрудником организации по содействию миграции соотечественников в Россию.

2) Как можно получить гражданство РФ и быть гражданином РФ если есть следующая статья?

Закон о получении гражданства РФ в упрощенном порядке с 1 сентября 2017 года 1

Основные моменты, связанные с процедурой получения российского гражданства, отражены в Федеральном законе от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации”.

Ускоренная (или упрощенная) схема приобретения гражданства РФ утверждена в статье 14 вышеуказанного закона. В целом требования практически не изменились, но с 01.09.2017 года появилось дополнительное требование, касающееся закона о гражданстве РФ для носителей русского языка.

Иностранные лица, законно проживающие в России, являющиеся носителями русского языка и отказавшиеся от “коренного” гражданства, имеют право на заявление о приеме российского гражданства в ускоренном порядке. Однако, гражданин Украины обязан уведомить о своем отказе посольство Украины, направив нотариально заверенную копию заявления с текстом отказа.

Отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины осуществляется путем направления данным гражданином заявления об отказе от имеющегося у него гражданства Украины в полномочный орган данного государства. Документом, подтверждающим отказ гражданина Украины от имеющегося у него гражданства Украины, является нотариально заверенная копия заявления данного гражданина об отказе от имеющегося у него гражданства Украины.

Подпункт “в” пункта 2.1 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ

К лицам, которым разрешено получить гражданство в упрощенном порядке, относят:

  • свободно русскоговорящих;
  • имеющих родственников, проживающих в России или странах, входивших в СССР;
  • владельцев предпринимательского бизнеса на территории российской Федерации с уставным капиталом не меньше 10 000 000 рублей свыше 3 календарных лет;
  • спонсоров, вложивших денежные средства в уставные капиталы организаций, зарегистрированных на российской территории (вложение не менее 10%);
  • выпускников российских университетов, сотрудников отечественных предприятий, проработавших в России более 3 календарных лет.

Новый закон о гражданстве РФ для русскоязычных иностранцев сегодня практически не претерпел изменений в сравнении с 2016 годом.

Федеральный закон “О гражданстве Российской Федерации” был пересмотрен и утвержден ряд изменений:

ФЗ Российской Федерации о гражданстве Российской Федерации – как получить гражданство РФ

Федеральное законодательство России предоставляет субъектам, прибывшим с территории других государств, а также лицам, не являющимся резидентами иных держав, право получить гражданство Российской Федерации на законных основаниях. Для этого иностранному лицу, сразу по прибытию в русское государство, следует явиться в орган миграционного учета по месту своего пребывания и заявить о своих намерениях. Сотрудниками миграционной службы предложат субъекту заполнить заявление-анкету соответствующего образца и попросят предоставить минимальный пакет необходимых документов.

Следует заметить, что официальный статус резидента нашей страны может получить только субъект, который имеет для этого все основания (какие – читайте далее в данной статье).

Данный законопроект состоит из 9-ти глав и 45-ти статей, и рассматривает все вопросы, касающиеся приобретения гражданства РФ. В частности, статья 11 гл. 2 определяет основания для получения подданства, а именно:

Федеральный закон «О гражданстве РФ» от 31 мая 2002г.:структура ФЗ:основные направления правового регулирования гражданства РФ.

До 1 июля 2002 года в Российской Федерации основными документами, регулирующими правоотношения по вопросам гражданства, являлись Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года и Федеральный закон РФ от 28.11.1991г. N 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации».

Необходимо отметить, что Конституция РФ была принята позднее указанного выше закона, и, следовательно, содержит в себе изменения, которые произошли в сфере правоотношений по вопросам гражданства в период с 1991 по 1993 годы. В связи с этим, в правоприменительной практике выявлялось несоответствие между отдельными положениями этих двух документов. В вышеуказанный Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» неоднократно вносились изменения и дополнения, но, как показывала практика, они не смогли должным образом привести в соответствие нормы закона и реальные правоотношения по вопросам гражданства.

Исходя из этого, был принят разработанный Президентом РФ новый Федеральный закон РФ от 31.05.2002 г. N 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации”, который вступил в силу с 1 июля 2002 года.

Отметим основные положения нового варианта Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации».

Во-первых, частично изменена структура самого Закона. При том что сохраняется общее количество глав (девять), за счет более четкой организации материала число статей сократилось с 51 до 45. В частности, во избежание декларативности в новом Законе отсутствует преамбула. Как не применяемые на практике исключены положения о почетном гражданстве. Вместе с тем в отдельную главу IV выделены вопросы отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации.

Глава I «Общие положения» по структуре и содержанию приведена в соответствие с современными российскими и международными юридико-техническими требованиями.

В более строгой логической последовательности с учетом российского законодательства, правоприменительной практики и международных стандартов в Законе изложены процедурные вопросы (Глава VII «Производство по делам о гражданстве Российской Федерации» и Глава VIII «Обжалование решений полномочных органов, ведающих делами о гражданстве РФ, и действий их должностных лиц. Разрешение споров по вопросам гражданства Российской Федерации»).

Во-вторых, следует отметить появление новых и отмену некоторых действовавших терминов. Принципиально новым является введение понятий «общего» и «упрощенного» порядка рассмотрения вопросов гражданства. Так, под общим порядком приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации понимается порядок рассмотрения и принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации Президентом Российской Федерации в отношении лиц, на которых распространяются обычные условия, предусмотренные Законом о гражданстве. Под упрощенным порядком приобретения или прекращения гражданства подразумевается порядок рассмотрения и принятия решения по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, на которых распространяются льготные условия, предусмотренные этим нормативным правовым актом. Новым также является и конституционное положение о гражданстве Российской Федерации как о едином и равном независимо от оснований его приобретения. Введение упомянутых понятий значительно упрощает изложение последующих статей Закона, их понимание и применение.

Что касается отмены комментируемым документом некоторых понятий, предусмотренных Законом о гражданстве от 28.11.1991г. N 1948-1, то здесь можно привести следующие примеры. В статье 11 главы II, посвященной основаниям приобретения гражданства Российской Федерации, в качестве оснований приобретения гражданства исключены признание (исчерпало себя) и регистрация (в связи с введением процедуры упрощенного порядка). Соответственно отсутствуют отдельные статьи о приобретении гражданства Российской Федерации в порядке признания и в порядке регистрации.

Существенные изменения и дополнения комментируемый Закон вносит в условия приобретения гражданства. Так, в качестве обычного условия приема в гражданство срок проживания на территории Российской Федерации до подачи заявления увеличивает с трех до пяти лет, что отвечает положениям Европейской конвенции о гражданстве. Вместе с тем с учетом интересов государства и общепринятой практики условия приобретения гражданства дополнены обязательством уважать и соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации, указанием о наличии законного источника существования и отказом от имеющегося иного гражданства, за исключением случаев, предусмотренных международным договором или если такой отказ невозможен в силу не зависящих от лица причин.

Отказ от иного гражданства при приобретении российского гражданства отвечает принципу устойчивой правовой связи лица с государством и согласуется с широко распространенной законодательной и правоприменительной практикой других государств. Это требование не исключает возможности приобретения гражданином Российской Федерации в дальнейшем иного гражданства согласно статье 62 Конституции Российской Федерации.

Особое место в вопросе приема в гражданство Российской Федерации новый Закон уделяет интересам россиян, оказавшихся после распада СССР за пределами России.

С учетом практики реализации Закона о гражданстве от 28.11.1991г. N 1948-1 и международного опыта процедура восстановления в гражданстве теперь будет приравнена к приобретению гражданства. Основным условием при этом является проживание на территории Российской Федерации. Новый Закон не повторяет исчерпавшую себя норму о том, что бывшие граждане РСФСР, лишенные гражданства или утратившие его без их свободного волеизъявления, считаются восстановленными в российском гражданстве.

Комментируя вопросы приема в гражданство Российской Федерации, следует также отметить, что новый Федеральный закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» конкретизирует и значительно расширяет перечень оснований для отклонения заявлений о приобретении гражданства.

Новым также является и то, что теперь в категорию лиц, имеющих право на сокращение обычного срока проживания, будут вноситься лица, состоящие в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет. До 1.07.2002 г. этого требования не существовало, что служило почвой для злоупотреблений в форме заключения фиктивных браков в целях приобретения российского гражданства без всяких условий.

Статья 20 Федерального закона о гражданстве уточняет основания для отказа в выходе из российского гражданства. В соответствии с ней, выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гражданин Российской Федерации: а) имеет невыполненное обязательство перед Российской Федерацией, установленное федеральным законом; б) привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда; в) не имеет иного гражданства или гарантий приобретения иного гражданства.

Рассматривая новый вариант Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации», следует также отметить в нем принципиально новый подход, отраженный в главе IV («Отмена решения по вопросам гражданства Российской Федерации»), согласно которой решение по вопросам гражданства в случае его отмены считается недействительным с даты его принятия. В действовавшем ранее законе такое положение отсутствовало.

Более четко в главе V комментируемого документа («Гражданство детей при изменении гражданства родителей, опекунов и попечителей. Гражданство недееспособных лиц») регулируется порядок рассмотрения и принятия решений по соответствующим вопросам в конкретных ситуациях. Часть первая статьи 26 закрепляет важное положение о том, что «ребенок, являющийся гражданином Российской Федерации, при усыновлении его иностранными гражданами или иностранным гражданином, сохраняет гражданство Российской Федерации».

В соответствии с рассматриваемым нормативным правовым актом, полномочными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются: Президент Российской Федерации; федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и его территориальные органы; федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации за рубежом. В этом перечне отсутствует ранее действующая Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации. Глава VI нового Закона («Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации») уточняет и дополняет функции органов, которые наделяются соответствующими полномочиями данным Федеральным законом.

Подводя итог приведенной характеристике Федерального закона РФ от 31.05.2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», нужно отметить, что он является новым и необходимым документом для российского права.

С учетом практики реализации Закона о гражданстве от 28.11.1991г. N 1948-1 и международного опыта процедура восстановления в гражданстве теперь будет приравнена к приобретению гражданства. Основным условием при этом является проживание на территории Российской Федерации. Новый Закон не повторяет исчерпавшую себя норму о том, что бывшие граждане РСФСР, лишенные гражданства или утратившие его без их свободного волеизъявления, считаются восстановленными в российском гражданстве.

Понятие гражданства. Российское гражданство. Новое законодательство о гражданстве. Принципы гражданства

Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Гражданство означает принадлежность лица к данному государству, вследствие которого на лицо распространяются суверенные права данного государства и обеспечивается защита его прав и интересов как внутри страны, так и за ее пределами. Гражданство выступает как своеобразная общая, длительная, устойчивая связь, не ограниченная территориально-пространственными границами России, как гарант, необходимое условие обеспечения лицу активного и эффективного участия в управлении делами общества и государства. Более широким по отношению к гражданству является понятие «гражданская принадлежность», означающее в соответствии с действующим российским законодательством наличие подданства или гражданства соответственно Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР, Российской Федерации или иностранного государства. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 24 мая 1999 г. «О государственной политике в отношении соотечественников за рубежом» институт российского гражданства соотнесен с принципом непрерывности (континуитета) российской государственности.

В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 г. «О гражданстве РФ» (ст. 5) гражданами РФ являются: а) лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу данного Закона; б) лица, приобретшие российское гражданство по основаниям и в порядке, предусмотренном данным Законом.

Новое законодательство о гражданстве. Действовавший до 1 июля 2002 г. Закон РФ от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве» (с изм. и доп. от 17 июня 1993 г. и от 6 февраля 1995 г.) разрабатывался в переходный период становления новой российской государственности и не мог учитывать особенностей последующего развития России и ее правовой системы, а также характера взаимоотношений с новыми независимыми государствами. Отдельные положения действующего Закона не полностью согласуются с соответствующими положениями Конституции РФ, которая была принята в 1993 г., после вступления его в силу. Содержащееся в действующем Законе положение о гражданстве РФ и гражданстве республик в составе РФ не согласуется с положениями Конституции РФ о суверенитете России и верховенстве федеральных законов, о равноправии субъектов РФ, о едином и равном гражданстве независимо от оснований его приобретения, об отнесении вопросов гражданства к ведению РФ. Действовавший Закон отличался чрезмерным либерализмом в сравнении с зарубежным законодательством в области гражданства. Это в особенности касается условий приема в российское гражданство, оснований отказа в его приобретении и трактовки двойного (множественного) гражданства. Кроме того, в 1997 г. РФ присоединилась к Европейской конвенции о гражданстве.

Разработанный при участии европейских экспертов Федеральный закон о гражданстве РФ существенно отличается от ранее действовавшего Закона. Главы нового Закона по структуре и содержанию приведены в соответствие с современными российскими и международными требованиями законодательной техники. Исключены не применяемые на практике положения действующего Закона о почетном гражданстве; в отдельную главу выделены вопросы отмены решения по вопросам гражданства РФ. Новым является введение понятий «общего» и «упрощенного» порядка рассмотрения и принятия решений по вопросам гражданства. Исключены положения о приобретении гражданства в порядке признания и в порядке регистрации. Существенно изменены условия приобретения гражданства: с трех до пяти лет увеличен в качестве обычного условия приема в гражданство срок проживания на территории Российской Федерации до подачи заявления. Условия приобретения российского гражданства дополнены рядом обязательств (соблюдение Конституции и законодательства РФ, наличие законного источника существования, отказ от имеющегося иного гражданства). С учетом практики применения действовавшего Закона о гражданстве в специальную статью выделены льготные условия приема в гражданство в упрощенном порядке. Процедура восстановления в гражданстве приравнена в новом Законе о гражданстве к приобретению гражданства. При этом основным условием признается проживание на территории России. Конкретизирован и значительно расширен перечень оснований отклонения заявлений о приобретении гражданства, а также оснований отказа в выходе из российского гражданства. В более строгой логической последовательности с учетом российского законодательства, правоприменительной практики и международных стандартов изложены процедурные вопросы.

Принципы гражданства. Конституция РФ, Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве РФ» закрепляют следующие принципы российского гражданства: право каждого человека в РФ на гражданство и недопустимость лишения гражданства или права его изменения; недопустимость выдачи гражданина РФ другому государству и высылки за пределы России; защита и покровительство граждан РФ, находящихся за пределами Российской Федерации; принцип единого и равного гражданства; принцип сохранения гражданства РФ за лицами, проживающими за пределами РФ; сохранение гражданства при заключении или расторжении брака; сокращение состояния безгражданства; признание двойного гражданства.
§ 2. Приобретение гражданства Российской Федерации. Общий и упрощенный порядок приобретения российского гражданства

Приобретение гражданства – это предусмотренное федеральным законом получение физическим лицом российского гражданства по признаку или причине, соответствующим одному из положений, выдвигаемым этим законом. Закон РФ от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве» определял, что гражданство РФ приобретается:

а) в результате его признания;

в) в порядке его регистрации;

г) в результате приема в гражданство;

д) в результате восстановления в гражданстве РФ;

е) по иным обстоятельствам, предусмотренным законом.

Новый Закон о гражданстве, вступивший в силу с 1 июля 2002 г., в числе оснований приобретения российского гражданства не указывает те, которые перечислены в пунктах «а» и «в».

Приобретение гражданства по рождению. Гражданство по рождению (филиация – от лат. filius – сын) означает, что ребенок приобретает гражданство родителей либо по факту рождения на определенной территории.

Для определения гражданства по рождению применяются два принципа: а) принцип «права крови», согласно которому гражданство ребенка определяется гражданством его родителей, и б) принцип «права почвы», означающий, что гражданство в данном государстве предоставляется всякому лицу, родившемуся на его территории независимо от гражданства родителей. Принцип «права крови» является приоритетным в странах Западной Европы, принцип «права почвы» – в США, некоторых других странах. Некоторые государства, в том числе Россия, применяют смешанную систему приобретения гражданства, при которой преобладающее «право крови» сочетается с влиянием «права почвы». Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве РФ» следующим образом регулирует вопросы гражданства детей: 1) если оба родителя (или единственный родитель ребенка) являются гражданами РФ, то родившийся у них ребенок является гражданином РФ независимо от места его рождения; 2) при различном гражданстве родителей, при условии, что один из них является гражданином РФ: а) если другой родитель является лицом без гражданства, то ребенок признается гражданином РФ, независимо от места рождения; б) если один из родителей – иностранец, то ребенок приобретает российское гражданство; 3) если оба родителя неизвестны, то находящийся на территории РФ ребенок признается гражданином РФ при условии, что его родители не объявятся в течение 6 месяцев со дня его обнаружения; 4) если оба родителя состоят в гражданстве других государств, то ребенок признается гражданином РФ, если он родился на территории РФ, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ребенку своего гражданства (в этом находит отражение принцип сокращения безгражданства в РФ); 5) если ребенок родился на территории РФ, а его родители являются лицами без гражданства, то ребенок признается гражданином РФ. В соответствии с вышеупомянутым Законом гражданство детей в возрасте до 14 лет следует гражданству родителей; гражданство детей в возрасте от 14 до 18 лет определяется соглашением родителей; если родители лишены родительских прав, то с изменением их гражданства гражданство детей не изменяется; если оба родителя или единственный родитель приобретает гражданство РФ или у них прекращается гражданство РФ, то соответственно изменяется гражданство детей.

Натурализация (укоренение) как способ приобретения гражданства. Натурализация или укоренение (от лат. naturalis) есть прием в гражданство лица по его заявлению (ходатайству) при соблюдении необходимых для этого условий. Лиц, приобретающих таким способом гражданство государства, именуют натурализованными гражданами. Правовой статус таких лиц фактически не отличается от тех, кто приобретает гражданство по рождению. В то же время законодательство о гражданстве некоторых стран отдает последним некоторое преимущество (в частности, при занятии должностей в государственном аппарате, избрании депутатами и др.).

Термин «натурализация» российское законодательство не использует. Действовавший до 1 июля 2002 г. Закон о гражданстве оперировал понятием «приобретение гражданства по ходатайству». Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве РФ» для характеристики натурализации вводит два понятия: «прием в гражданство РФ в общем порядке» и «прием в гражданство РФ в упрощенном порядке».

Федеральным законом «О гражданстве РФ» (п. 1 ст. 13) право приобретения российского гражданства в общем порядке предоставлено дееспособным иностранным гражданам и лицам без гражданства при достижении ими 18-летнего возраста. Указанные лица могут обратиться с заявлением о приеме в гражданство РФ при условии, если они: а) проживают на территории РФ со дня получения вида на жительство в течение 5 лет непрерывно. Срок проживания на территории РФ считается непрерывным, если лицо выезжает за пределы РФ для учебы или лечения не более чем на 3 месяца (п. «а» ч. 1 ст. 13 Закона «О гражданстве РФ»); б) обязуются соблюдать Конституцию и законодательство РФ; в) имеют законный источник средств к существованию; г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у них иного гражданства; д) владеют русским языком (порядок определения уровня знаний устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ). Закон предусматривает обстоятельства, смягчающие прием в гражданство РФ, т.е. дающие право на сокращение указанных требований, вплоть до полного их исключения. Так, лицо, имеющее особые заслуги перед РФ, может быть принято в гражданство РФ без соблюдения перечисленных условий. До 1 года сокращается обязательный срок проживания в РФ при наличии хотя бы одного из таких оснований, как: рождение лица на территории РСФСР и состояние в гражданстве бывшего СССР в прошлом; состояние в браке с гражданином РФ не менее 3 лет; наличие у нетрудоспособного лица дееспособных и совершеннолетних сына или дочери, имеющих гражданство РФ; наличие высоких достижений в области науки, техники и культуры, а также обладание профессией или квалификацией, представляющими интерес для РФ; получение политического убежища на территории РФ; признание лица беженцем.

Упрощенный – это льготный порядок приобретения российского гражданства, исключающий в отношении определенной Законом категории лиц требование о 5-летнем сроке проживания на территории РФ. Это право предоставляется Законом (ст. 14) лицам, которые имеют хотя бы одного нетрудоспособного родителя – гражданина РФ; имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются лицами без гражданства. Без соблюдения всех условий, предусмотренных Законом (ч. 1 ст. 13), в гражданство РФ в упрощенном порядке принимаются являющиеся иностранными гражданами (лицами без гражданства) ребенок и недееспособное лицо, если: один из родителей ребенка – гражданин РФ; единственный родитель ребенка имеет гражданство РФ; опекуны или попечители ребенка или недееспособного лица являются гражданами РФ. Для приобретения в указанном порядке гражданства РФ во всех этих случаях родитель ребенка (являющийся гражданином РФ), опекун, попечитель ребенка или недееспособного должен обратиться с заявлением в соответствующий орган.

Восстановление в российском гражданстве. Предусмотренный законом порядок приобретения гражданства лицом, которое состояло в гражданстве данного государства, но по каким-то причинам утратило его. Такой способ приобретения гражданства РФ распространяется на бывших граждан РФ, лишенных гражданства или утративших его без их свободного волеизъявления. По сравнению с ранее действовавшим законодательством о гражданстве такой порядок представляется несколько более жестким. В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 г. «О гражданстве РФ» (ст. 15) иностранные граждане и лица без гражданства могут быть восстановлены в российском гражданстве в общем порядке приема в гражданство РФ. При этом срок проживания для такой категории лиц на территории РФ сокращается до 3 лет. Федеральный закон от 24 мая 1999 г. «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» устанавливает, что лица, проживавшие за рубежом и лишенные гражданства РСФСР, Российской Федерации или утратившие его без их свободного добровольного волеизъявления, считаются восстановленными в гражданстве РФ, если они не заявят о своем нежелании признать это решение.

Оптация как способ приобретения российского гражданства. Оптация (от лат. optatio – желание) означает добровольный выбор гражданства лицом, проживающим на территории, изменившей государственную принадлежность. Федеральный закон о гражданстве (ст. 17) устанавливает, что при изменении границы РФ в соответствии с международным договором, т.е. при включении какой-либо территории в состав РФ, лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, установленные соответствующим международным договором РФ. Приобретение гражданства таким способом осуществляется без специального личного обращения (обращение требуется от тех лиц, которые по тем или иным причинам не желают приобретать российское гражданство и делают на этот счет специальное заявление) с заявлением в полномочные органы государства. Юридически приобретение гражданства путем оптации выражается выдачей паспорта гражданина РФ.

Как отмечалось, Закон РФ от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве» предусматривал приобретение российского гражданства в порядке признания и путем регистрации, что не характерно для действующего Закона о гражданстве*1. Изменившиеся за последнее десятилетие условия делают излишними закрепление указанных обстоятельств в качестве оснований предоставления российского гражданства.
_____
*1. В соответствии с Законом приобретение гражданства РФ в порядке признания означало законодательное подтверждение статуса гражданина РФ за лицами, проживавшими на территории РФ и состоявшими в ее гражданстве на момент вступления в действие Закона о гражданстве, т.е. с 6 февраля 1992 г. Соответственно Закону (ст. 13) гражданами РФ признавались все граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие на территории РФ на день вступления в силу Закона. Приобретение гражданства в порядке регистрации – это упрощенный порядок приобретения лицом российского гражданства, основанного на связях с РФ его родственников либо самого ходатайствующего. Правом приобретения гражданства РФ в порядке регистрации согласно Закону от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве» обладали лица, у которых супруг или родственник по прямой восходящей линии являлся гражданином РФ либо на момент рождения хотя бы один из родителей был гражданином РФ; граждане бывшего СССР, проживавшие на территории государств, входящих в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию РФ после 6 февраля 1992 г. и др.

Новое законодательство о гражданстве исчерпывающе закрепляет основания отклонения заявлений о приеме и восстановлении в гражданстве РФ. Закон от 31 мая 2002 г. (ст. 16) устанавливает, что заявления могут быть отклонены в отношении лиц, которые: а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя РФ, а равно иными действиями создают угрозу безопасности РФ; б) в течение 5 лет до дня обращения с заявлениями выдворялись за пределы РФ; в) использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения; г) состоят на военной службе, службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства; д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории РФ или за ее пределами; е) преследуются в уголовном порядке компетентными органами РФ или иностранного государства за преступления, признаваемые таковыми российским законодательством; ж) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые уголовным законом РФ; з) не имеют законного источника средств к существованию.

е) по иным обстоятельствам, предусмотренным законом.

Гражданство Российской Федерации

Под гражданством понимается устойчивая правовая связь лица с государством, в силу которой на него в полном объеме распространяются конституционные права, свободы и обязанности.

Институт гражданства – совокупность взаимосвязанных юридических норм, регулирующих приобретение, восстановление и утрату российского гражданства.

Таким образом, гражданство представляет собой правовую принадлежность лица к данному государству, т.е. признание государством этого лица в качестве полноправного субъекта конституционно-правовых отношений. Состояние гражданства создает права и обязанности для лица не только на территории своего государства, но и за рубежом. Зарубежные посольства и консульства Российской Федерации обязаны оказывать помощь своим гражданам в случаях задержания, ареста и других возникших у них затруднений.

Основу института гражданства составляют конституционные нормы, посвященные регулированию гражданства (ст. 6, 61, 63, 71 Конституции РФ). Болес подробно вопросы гражданства регулируются Федеральным законом от 31.05.2002 № 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации”.

В случае добровольного волеизъявления гражданство может быть прекращено по следующим основаниям: 1) вследствие выхода из гражданства; 2) вследствие отмены решения о приеме в гражданство, так как подданство было приобретено на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов; 3) путем выбора гражданства при изменении границы Российской Федерации (оптация); 4) иные основания, в частности для недееспособных и детей.

ФЗ-62 (Закон о гражданстве) статьи: 13; 14;15. Статья 13. Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке

ФЗ-62(Закон о гражданстве) статьи: 13; 14;15

Статья 13. Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке

1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:

а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства;

в) имеют законный источник средств к существованию;

г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или настоящим Федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;

д) владеют русским языком; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

2. Срок проживания на территории Российской Федерации, установленный пунктом “а” части первой настоящей статьи, сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

а) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

б) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;

в) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.

3. Лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных частью первой настоящей статьи.

4. Граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках или воинских формированиях, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных пунктом “а” части первой настоящей статьи, и без представления вида на жительство.

Статья 14. Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке

1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом “а” части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:

а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;

б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;

в) являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 года.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного пунктом “а” части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:

а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;

б) состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;

в) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации;

г) имеют ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, – в случае, если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;

д) имеют сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, являющихся гражданами Российской Федерации и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, – в случае, если другой родитель указанных граждан Российской Федерации, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах.

3. Нетрудоспособные иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания на территории Российской Федерации, установленного пунктом “а” части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и без представления вида на жительство.

4. Иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами “а”, “в” и “д” части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если они до 1 июля 2009 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

5. В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами “а”, “в”, “г” и “д” части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, и без представления вида на жительство ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории Российской Федерации.

6. В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных частью первой статьи 13 настоящего Федерального закона, ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:

а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, – по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;

б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, – по заявлению этого родителя;

в) ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, – по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации.

7. Иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, могут быть приняты в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами “а”, “в” и “д” части первой статьи 13 настоящего Федерального закона.

Статья 15. Восстановление в гражданстве Российской Федерации

1. Иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации в соответствии с частью первой статьи 13 настоящего Федерального закона. При этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, ранее имевшие гражданство Российской Федерации и оформившие выход из гражданства Российской Федерации в установленном порядке, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации в общем порядке в соответствии с частями второй – четвертой статьи 13 настоящего Федерального закона и в упрощенном порядке в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, если они относятся к категориям лиц, указанным в частях второй – четвертой статьи 13 и в статье 14 настоящего Федерального закона.

Лица, заявления которых о признании гражданами РФ или о приеме в гражданство РФ отклонены по основаниям, предусмотренным пунктами “а”, “б” и “в” части четвертой статьи 41.2 и пунктами “а”, “б” и “в” части первой статьи 16 (в редакции Федерального закона от 01.01.2001 N 182-ФЗ), обязаны выехать из Российской Федерации в течение трех месяцев со дня получения ими соответствующего решения об отказе в признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство РФ. В случае неисполнения указанного требования такие лица подлежат депортации.

б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, – по заявлению этого родителя;

[flat_ab id="3"] Ссылка на основную публикацию