Положение о паспорте гражданина Российской Федерации

Главным удостоверением личности в нашей стране является паспорт гражданина Российской Федерации, который выдается с 14 лет, что изложено в ФЗ принятом еще в 1997 году, «О паспорте». Также упомянутый документ можно оформить лицу, получившему гражданство РФ. Владелец паспорта имеет право:

  • использовать документ для идентификации собственной личности в пределах РФ;
  • хранить и обменивать документ на новый в сроки, которые диктует закон;
  • свободно перемещаться по территории РФ и стран, которые разрешают пользоваться российским удостоверением на своей территории.


Паспорт гражданина Российской федерации нужен для оформления всех остальных личных документов (права на вождение ТС, свидетельство о браке, трудовая книжка или диплом), а также в любых жизненных ситуациях. Без него невозможно открыть счет в банке, оформить страховку, получить льготы или купить билеты. До 14 лет главным гражданским удостоверением ребенка выступает свидетельство о рождении, а после этого возраста каждый несовершеннолетний обязан подать документы на получение личного паспорта.

Общие сведения о паспорте РФ

С 1997 года в России проводится выпуск паспортов нового формата по правилам, определенным ФЗ «О паспорте гражданина Российской Федерации» — это внешний вид, количество страниц, защита голограммой, печати и водяные знаки. С 2006 года обязанности по оформлению паспортов граждан приняла на себя Федеральная миграционная служба, раньше этим занималось МВД. Обязательными и первоочередными данными паспорта считаются:

  • фамилия, имя и отчество его владельца;
  • серия и номер;
  • наименование органа и код подразделения, выдавшего паспорт;
  • дата.

Серия и номер паспорта РФ доказывают его подлинность. Шифр на странице с фотографией, где он представлен в печатном виде, должен совпадать с шифром на последующих, нанесенном в перфорированном виде.

Дополнением ФЗ о внутреннем паспорте от 2011 года предусмотрено наличие на странице с персональными данными о гражданине (третья страница) машиносчитываемой записи. Это код состоит из букв и цифр, а также знаков, которые предназначены для упрощения идентификации гражданина и защиты документа от подделки.

Вскоре предполагается замена паспортов России старого бумажного образца на новый, электронный вид. Переход на пластиковые карточки с чипом, который будет содержать расширенную информацию о его владельце, планируется на 2019 год.

Как получить паспорт РФ впервые

Чтобы впервые получить паспорт гражданина Российской Федерации, нужно собрать документы и подать их в Федеральную миграционную службу. Сделать это можно в регионе постоянной или временной регистрации. Гражданам РФ, которые вовсе не имеют регистрации в пределах России, закон также разрешает оформить новый или обменять старый паспорт РФ. Сделать это можно в любом территориальном подразделении УФМС России. Документы, которые нужно собрать для первого получения паспорта РФ:

  • свидетельство о рождении;
  • фото 3,5×4,5 см паспортного образца — 4 шт.;
  • чек оплаченной госпошлины;
  • справка, подтверждающая гражданство РФ;
  • заявление формы 1П;
  • документ о регистрации с места проживания.

Если российский паспорт получает несовершеннолетний в 14 лет, то к перечню нужно будет добавить паспорт родителя, который должен сопровождать его в ФМС. Для иностранцев, которые приобрели гражданство и впервые оформляют российское удостоверение, закон предписывает иметь с собой оригиналы и копии своих личных документов, переведенных на русский язык и заверенных нотариусом. При желании проставить в новый документ отметки о детях, семейном положении, регистрации или прохождении воинской службы, нужно предоставить соответствующие бумаги в ФМС.

Паспорт гражданина России дает возможность пользоваться всеми гражданскими правами, действующими в пределах страны. Закон защищает граждан, которые проживают в России легально и имеют удостоверения личности этой страны. Если иностранец проживает в РФ больше года, но у него нет паспорта РФ, он может подать заявление на оформление вида на жительство, если он имеет на это основания, установленные законом. Для этого необходимо собрать немало бумаг, так как такой вид документа, как ВНЖ, предоставляет почти такие же права, как и российский паспорт. На территории РФ существуют такие виды паспортов:
Паспорта РФ

  • внутренний (общегражданский);
  • заграничных (туристический);
  • служебный;
  • дипломатический;
  • некоторые военные удостоверения личности (например, паспорт моряка).

Паспорт гражданина Российской Федерации и любой из вышеперечисленных также имеет свой срок действия, по прошествии которого документ нужно менять.

Переоформление паспорта гражданина России

Положение о паспорте гражданина Российской Федерации гласит, что каждый житель страны обязан заменить свое гражданское удостоверение личности по возрасту в 20 и в 45 лет. ФЗ предусматривает время на сбор и подачу всех справок в 30-дневный срок с начала наступления события. То есть уже на второй день после дня рождения можно принести документацию в ФМС для замены удостоверения. Кроме плановой замены, существуют и такие случаи, когда нужно поменять документ:

  • смена личных данных (имя, отчество, фамилия, пол);
  • кардинальное изменение внешности (до неузнаваемости по фотографии в документе);
  • изношенность, лишняя отметка;
  • потеря или кража удостоверения.

В первых двух случаях старый паспорт гражданина России обменивают на новый образец. В последних двух — закон предполагает восстановление документа, для чего нужно предоставить другое удостоверение личности с фото. Закон о паспорте гражданина Российской Федерации предусматривает единую форму заявления на выдачу или обмен данного документа. Взять образец можно непосредственно в подразделении ФМС.
Оформление паспорта
При подаче заявки через интернет образец заявления можно найти на портале Госуслуги.рф. Документы, которые понадобятся для переоформления главного удостоверения личности России:

  • старый паспорт (если происходит замена);
  • заявление на выдачу, формы 1П;
  • заявление о восстановлении (в случае потери, кражи или порчи старого образца);
  • свидетельство о рождении или другое удостоверение личности (если происходит восстановление);
  • талон, выданный полицией (при утере или краже);
  • чек оплаченной госпошлины;
  • фотографии 3,5×4,5 см — 2 шт. для замены или 4 шт. для восстановления;
  • документы для внесения обязательных отметок.

Плата за переоформление состоит из государственного сбора (пошлины) и возможного штрафа, размер которого устанавливается законом. Госпошлина за выдачу или замену составляет 500 р., а за восстановление — 1500 р. Штраф, который можно заплатить за то, что паспорт был утерян или испорчен по вине заявителя, может составить от 100 до 300 р.

Кроме такого вида штрафа, есть и другой — за просрочку подачи заявки на замену личного удостоверения. Если не подать документы в 30-дневный срок с момента признания паспорта недействительным (изменились личные данные, наступил возраст для замены, документ испортился или потерялся), как того требует закон, штраф составит 2000-3000 р. Для жителей столицы или Санкт-Петербурга эта сумма выше — 3000-5000 р.

Куда нужно подать документы на получение или замену паспорта

Сбором документации на получение или замену паспорта занимается не только ФМС РФ, но также прием заявок на оформление или переоформление паспортов осуществляется:

  • в многофункциональных центрах;
  • на портале Госуслуги.рф.

Портал Госуслуги
Все собранные бумаги нужно отнести в срок лично или отправить через интернет. Если у заявителя нет возможности лично прийти на прием (например, по состоянию здоровья), закон предоставляет ему право вызвать сотрудника ФМС на дом. Если документы подаются по месту постоянной регистрации, получить готовый экземпляр удостоверения можно уже через 10 рабочих дней, в том же подразделении ФМС.

В случае подачи заявки не по месту постоянной регистрации (в любой точке России), срок затянется до 2 месяцев. Это же время, согласно нормам закона, нужно будет ждать и в случае, когда документы подаются не в том подразделении ФМС, в котором удостоверение выдавалось предыдущий раз (например, первый раз по месту проживания, а второй — по месту регистрации).

В некоторых случаях документы могут не принять, поэтому соискателю может понадобиться помощь юриста или консультанта МФЦ. Иностранцам нужно выяснить, какие именно бумаги нужно перевести на русский язык в их случае. На срок ожидания нового удостоверения гражданину могут выдать временный документ с фотографией, по которому можно будет совершать многие действия (на почте, в билетной кассе, при подаче заявления в ЗАГС).

Для получения готового свидетельства личности нужно явиться с временным удостоверением и совершить обмен. Если документация подавалась через Госуслуги, то принести все оригиналы бумаг и фотографии. Ускоренной выдачи удостоверения личности не предусмотрено, срок один для всех.

Проверка паспорта

Как только удостоверение гражданина РФ стало недействительным (после наступления 20-го или 45-го дня рождения, по случаю выдачи свидетельства о смене инициалов или из-за пропажи документа, что зафиксировано в полиции), паспорт переходит в разряд утративших юридическую силу. Иногда это происходит по ошибке, поэтому существует такой сервис, где можно проверить действительность документа. Это можно сделать непосредственно на сайте ФМС, введя серию и номер удостоверения. Это касается не только паспортов граждан РФ, но и вида на жительство иностранцев (также нужно ввести серию и номер документа).

Часто этой проверкой пользуются работодатели, которые хотят быть уверены, что документы работников не просрочены и соискатели не состоят в черном списке. На сайте ФМС также можно проверить состояние документов граждан, которые попали под депортацию или лишились гражданства РФ.

Также этим пользуются в МВД, чтобы проверить по базе преступников или мошенников, которые используют просроченные или заблокированные личные удостоверения. Чтобы похитители не навредили простым гражданам, которые потеряли свои документы, после случившегося нужно обязательно дать заявку в полицию о пропаже удостоверения и получить талон. Он и будет гарантией, что любые действия, совершенные с участием потерянного документа, не имеют отношения к его владельцу. Заблокированный документ не будет иметь силы по закону, а любые операции с его участием можно будет обжаловать в суде.

После обмена гражданского удостоверения на новый экземпляр, на 19 странице будет внесена информация с серией и номером предыдущего документа. Эта информация может пригодиться при замене других документов после смены паспорта, ведь новый экземпляр уже будет иметь совсем другой номер.

Ссылка на основную публикацию