История возникновения и коллекция музея Кунсткамера в Санкт-Петербурге

Создание первой коллекции

Петр I приказал приносить любые выявленные подтверждения анатомического уродства в аптеку Роберта Арескина в Москве. И вот со всех окраин России стали привозить различные находки, так было положено начало коллекции. Примечательно, что за них даже платили деньги из государственной казны, а несообщение о наличии интересного раритета каралось штрафом.

Цель государя России отличалась от побуждений владельцев европейских коллекций — он приобретал и собирал экспонаты для просвещения своих сограждан. Первые диковинки были им приобретены еще в 1697 г. в Голландии: чучела птиц и рыб, засушенные насекомые и заспиртованные уродцы. Тогда же Петр I приобрел и уникальный рецепт, помогающий с помощью бальзамирования сохранять для истории трупы.

Спустя 4 года экспонаты были перевезены в Кикины палаты, так как во дворце уже не оставалось места. После переезда музея коллекция стала открытой для всех желающих, а Петр I даже иногда самолично проводил в ней экскурсии для иностранных послов и русских вельмож.

Экспонаты музея Кунсткамера в Санкт-Петербурге

Северная столица России — Санкт-Петербург — уже несколько веков носит звание культурного и интеллектуального центра страны. В городе находится много научных учреждений, музейных коллекций, художественных галерей и интерактивных выставок. Одним из самых ярких, этнографических и антропологических собраний считается Кунсткамера СПб, в народе часто именуемая музеем уродов.

Анатомический раздел музея, несмотря на огромную коллекцию экспонатов со всего земного шара, является наиболее посещаемым туристами отделом собрания Кунсткамеры в Санкт-Петербурге. Фото музея, согласно правилам учреждения, опубликованным на сайте, туристы могут делать только с помощью непрофессиональной фототехники. Однако, по негласному правилу работников заведения, съёмка внутри помещения анатомического раздела запрещена.


Северная столица России — Санкт-Петербург — уже несколько веков носит звание культурного и интеллектуального центра страны. В городе находится много научных учреждений, музейных коллекций, художественных галерей и интерактивных выставок. Одним из самых ярких, этнографических и антропологических собраний считается Кунсткамера СПб, в народе часто именуемая музеем уродов.

Здания и интерьер Кунсткамеры

В 1887 году к основному зданию Кунсткамеры сделана пристройка – Музейный флигель. Обе постройки были выполнены в одном стиле петровского барокко, который является важной частьюрусской культуры. Изучение истории будет неполным без упоминания разнообразия архитектурных направлений, которыми богата Россия. Каждое время имеет своё характерное лицо.

Главное здание целенаправленно построено для музея, сейчас оно представляет собой один из самых старых памятников архитектуры. Интересна задумка, согласно которой башня представляетсобой своеобразную модель Солнечной системы. Место под постройку выбирал сам Петр I, не обошлось без него согласование окончательного проекта. Здание состоит из двух одинаковыхкорпусов, между которыми есть соединение в центре, посередине него находится башня с верхушкой в форме сферы.

Первоначально многие конструкции были выполнены из дерева, к их уничтожению привели многочисленные пожары. После восстановления они деревянные элементы заменялись на изделия изболее современного материала. После крупного пожара 1747 года была значительно усовершенствована внутренняя отделка. Спустя 10 лет художник Джанни сделал свою известную лепнину. Примерно в это же время интерьер украсили горельефы скульптора Павлова.

Внутреннее оформление привлекает ничуть не меньше представленных в музее экспонатов. Многочисленные скульптурные композиции и бюсты известных ученых здесь повсюду, что являетсясвидетельством выполнения первоначальной цели Кунсткамеры – служить науке. Каждый зал обладает своими особенностями, интерьер соответствует духу представленных экспонатов. Например, посвященные традиционным культурам и быту разных народов коллекции оформлены в соответствующем стиле, вплоть до подбора цвета.

Наибольшую славу музею принесла коллекция уродств и странностей, она отталкивает и притягивает одновременно. Здесь можно увидеть сиамских близнецов, животных с несколькими головами, странные формы тел. Далеко не всем под силу досмотреть представленные здесь экспонаты до конца. Программа музея разнообразна, здесь есть и научные исследования, и развивающие занятиядля детей.

Постдраматический театр: концепт тревожности и хаоса

ТОП-5 интересных фактов о танцах

ТОП-7 национальных танцев

Выставка анимации “Герои и иллюзии” в Эрарте

Как приобщить ребёнка к театру

Подберем мероприятие для вас

Эстрада – поп, Концерт

Концерт Ярослава Евдокимова

    06 октября 19:00 ДК Ленсовета Билеты от 800 ₽ Е

Эстрада – поп, Концерт

SOPRANO Турецкого

    28 октября 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 2000 ₽ Е

Эстрада – поп, Концерт

Премия ШАНСОН ГОДА

    17 ноября 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 1000 ₽ Е

Эстрада – поп, Концерт

Александр Морозов

    08 сентября 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 600 ₽ Е

Эстрада – поп, Концерт

Ирина Круг

    09 декабря 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 1200 ₽ Е

Эстрада – поп, Концерт

Валерий Меладзе

    22 ноября 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 2400 ₽ Е

Ангелы на крыше

    25 августа 19:00 ДК Ленсовета Билеты от 1200 ₽ Е

Рок музыка, Концерт

ДДТ

    10 октября 19:00 ГАЗПРОМ АРЕНА Билеты от 1300 ₽ Е

Рок музыка, Концерт

Metallica Show S&M

    19 октября 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 1000 ₽ Е

Эстрада – поп, Концерт

Мирей Матье

    25 ноября 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 2800 ₽ Е

Эстрада – поп, Концерт

Филипп Киркоров #Цвет настроения.

    27 марта 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 2500 ₽ Е

Эстрада – поп, Концерт

Филипп Киркоров #Цвет настроения.

    26 марта 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 2500 ₽ Е

Рок музыка, Концерт

“Симфонические РОК-ХИТЫ” CONCORD ORCHESTRA

    19 сентября 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 1000 ₽ Е

Спектакль, Гастроли, Премьера

“Пока наливается пиво” (Е. Гришковец и др.)

    06 ноября 19:00 Театр Балтийский Дом Билеты от 2200 ₽ Е

Классическая музыка, Концерт

Шоу Трёх Роялей “BEL SUONO”

    02 ноября 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 1300 ₽ Е

Эстрада – поп, Концерт

Олег Газманов

    02 апреля 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 1500 ₽ Е

Высоцкий. Рождение легенды

    03 апреля 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 1000 ₽ Е

БАСТА

    28 ноября 19:00 Ледовый дворец Билеты от 1000 ₽ Е

Эстрада – поп, Концерт

Михаил Шуфутинский

    08 апреля 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 1500 ₽ Е

Эстрада – поп, Концерт

Тамара Гвердцители

    03 октября 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 1000 ₽ Е

Эстрада – поп, Концерт

ВЕСНА РОМАНСА (TV съёмка)

    22 октября 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 350 ₽ Е

Мюзикл TODD

    29 сентября 20:00 ДК Выборгский Билеты от 1500 ₽ Е

Концерт, Юмор, Stand up

Сольный концерт Нурлана Сабурова

    06 ноября 19:00 СИБУР АРЕНА Билеты от 1200 ₽ Е

Эстрада – поп, Концерт

Иван Ожогин КИНОХИТЫ Саундтрек

    15 октября 19:00 БКЗ Октябрьский Билеты от 800 ₽ Е

БАСТА

    27 ноября 20:00 Ледовый дворец Билеты от 1000 ₽ Е

Рок музыка, Концерт

История возникновения и коллекция музея Кунсткамера в Санкт-Петербурге

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук (МАЭ РАН) – один из крупнейших и старейших этнографических музеев мира, коллекционные фонды которого насчитывают свыше 1.2 млн. единиц хранения. Он является преемником первого российского государственного публичного музея, знаменитой Петровской Кунсткамеры, основанной Петром I в 1714 г.

Годом основания Кунсткамеры, как и Библиотеки Академии наук, большинством историков принято считать 1714 год. Указа об основании Кунсткамеры не обнаружено, его, по-видимому, и не существовало. Основание музея связывают с распоряжением царя перевезти из Москвы в новую столицу Российской империи личное собрание коллекций и библиотеку Петра I, а также книги и коллекции «натуралий» Аптекарской канцелярии, в том числе и купленные во время Великого посольства в Европу.

В Петербурге коллекции были помещены в только что построенный для царя Летний дворец, позже переведены в Кикины палаты, где в 1719 г. впервые были показаны посетителям. Создание публичного музея было поручено президенту Аптекарской канцелярии лейб-медику Роберту Арескину и назначенному специально “надсмотрителем редкостей и натуралиев” Иоганну Шумахеру.

Эта дата, 1714 г., названа и И.Д. Шумахером (секретарем Академии наук и директором Кунсткамеры и Библиотеки в 1724–1761 гг.) в книге «Палаты Санктпетербургской Императорской Академии наук…» (издание 1744 г.): «Библиотека и Кунсткамера учреждены в 1714 году, а в 1724 присоединены к Академии Наук».

Еще раньше, начиная с 1704 г. Петром I был издан ряд указов («О приносе родившихся уродов, так же найденных необыкновенных вещей…» и др.), положивших начала собиранию коллекций для будущего музея. Первоначально личные коллекции Петра I и коллекции по анатомии и зоологии хранились в Аптекарском приказе в Москве.

Одновременно с организацией музея было начато проектирование и строительство (1718–1727 гг.) специального здания для музея. Построенное на берегу Невы в стиле петровского барокко, здание это соседствовало с наиболее важными постройками столицы – зданием «Двенадцати коллегий», Биржи, дворцами ближайших сподвижников и членов царской семьи. Здание Кунсткамеры по праву считается одним из самых ранних музейных зданий в мире. Оно является символом и логотипом Российской академии наук .

Через десять лет Петр Великий осуществил вторую часть своего «академического» проекта. 28 января (8 февраля) 1724 г. по распоряжению императора указом правительствующего Сената была учреждена Академия наук. Кунсткамера и созданная одновременно с ней Библиотека стали первыми учреждениями, «колыбелью» Санкт-Петербургской (Российской) академии наук.

Передача первого русского музея в ведение Академии наук сыграла в его судьбе решающую роль. Сосредоточение в его стенах богатейших коллекций, введение научной обработки и систематизации, а также надзор за экспозицией лучших научных сил страны превратили Кунсткамеру в подлинно научное учреждение, равного которому по постановке работы не имелось во всей Европе.

Музей с самого начала был не только научной базой Академии наук, но и важнейшим культурным и просветительским учреждением. В стенах Кунсткамеры работали многие крупнейшие российские ученые, и среди них М.В. Ломоносов, составивший описание хранившихся в Музее минералов.

В указах Петра I 1718 г. предписывалось сдавать за плату в Петербургскую Кунсткамеру «каменья необыкновенные, кости человеческие и скотские, старые надписи на каменьях, железе или меди, старое ружье, посуду, все, что зело старо и необыкновенно».

Эти указы сыграли чрезвычайно важную роль в формировании коллекций Кунсткамеры, а позже Музея антропологии и этнографии – на протяжении более двух столетий сюда поступали коллекции, собранные знаменитыми российскими путешественниками, мореплавателями. В том числе, в различные регионы России были посланы специальные Академические экспедиции для сбора коллекций.

Формирование этнографических фондов музея в XVIII – начале XIX вв. связано с именами И.И. Георги, И.А. Гильденштедта, И.Г. и С.Г. Гмелиных, С.П. Крашенин​никова, Г.И. Лангсдорфа, И.И. Лепехина, Ю.Ф. Лисянского, Ф.П. Литке, Д.Г. Мессер​шмидта, Г.Ф. Миллера, Н.Я. Озерецковского, П.С. Палласа, И.П. Фалька и др. В XIX – XX вв. в МАЭ поступили коллекции от И.Ф. Крузенштерна, И.Г. Вознесенского, Н.Н. Миклухо-Маклая, В.В. Юнкера, А.Л. Ященко, А.М. Манизера, Л.А. и А.М. Мер​вартов, П.К. Козлова, В.К. Арсеньева, Н.С. Гумилева и многих других. Кроме того, в состав коллекций Кунсткамеры вошли и собрания ряда известных европейских путешественников Дж. Кука, И.Ф. ван Овермеера‑Фишера, Ф.Ф. фон Зибольда, Л.Фробениуса и др. В Кунсткамеру, а позже в Музей антропологии и этнографии также передавались многие дипломатические дары российским императорам, коллекции собранные российскими дипломатами в разных частях мира.

В 30-е годы XIX в. на основе коллекций Кунсткамеры было создано семь самостоятельных академических музеев: Этнографический, Азиатский, Египетский, Анатомический, Зоологический, Ботанический, Минералогический и Кабинет Петра I. Этнографический и Анатомический музеи продолжали находиться в здании Кунсткамеры. 5 декабря 1878 по предложению директора Этнографического музея академика А.А. Шифнера и директора Анатомического музея академика К.М. Бэра физико-математическое отделение Академии наук постановило учредить Музей антропологии и этнографии, что 10 ноября 1879 г. и было утверждено постановлением Государственного Совета. Таким образом, Музей антропологии и этнографии (МАЭ) в Петербурге стал не только одним из старейших этнографических музеев мира, большая часть которых создавалась в 1870-1910 гг., но и получил в наследство от Петербургской Кунсткамеры бесценные и старейшие этнографические коллекции, многим из которых нет аналогов в музеях Европы и Америки.

В дни празднования 200-летнего юбилея Санкт-Петербурга в 1903 г. музей получил имя основателя Кунсткамеры – Петра Великого.

Годы, предшествующие 200-летнему юбилею Кунсткамеры в 1914 г. были, несомненно, «золотым веком» в истории Музея антропологии и этнографии. В два раза увеличились экспозиционные площади, были созданы новые экспозиции музея, существенно вырос его бюджет. В 1909 г. при МАЭ был создан Попечительский совет из богатых и влиятельных лиц, на деньги которых был организован ряд экспедиций для пополнения коллекций (на Цейлон, в Индию; в Аргентину, Бразилию и Парагвай, в Абиссинию и пр.). За 20 лет, с 1894 по 1914 гг. этнографические коллекции МАЭ выросли почти на 100 тыс. единиц хранения. В ходе юбилейных торжеств Музей посетил император Николай II, члены Сената и Государственного совета.

Бесценные этнографические, антропологические и археологические коллекции, хранящиеся в Музее, являются одними из наиболее полных и интересных в мире. Они насчитывают более 1.2 миллионов экспонатов, отражают все многообразие культур народов Старого и Нового Света и являются частью культурного достояния всего человечества.

С Музеем связана научная деятельность таких выдающихся отечественных исследователей XIX в., как основоположник российской и европейской антропологии академик К.М. Бэр, путешественник, ученый, общественный деятель Н.Н. Миклухо-Маклай (традиционные культуры Австралии, Океании). В стенах МАЭ сформировались отечественные научные школы, связанные с именами и творческим наследием таких ученых, как И.И. Зарубин (среднеазиатские исследования), Н.В. Кюнер (традиционная культура народов Восточной Азии), Р.Ф. Бартон (Филиппины), Л.И. Лавров (кавказоведение) Д.А. Ольдерогге (африканистика), Ю.В. Кнорозов (дешифровка древних письменностей Южной Америки). Трудно переоценить роль таких выдающихся этнографов-сибиреведов, как Л.Я. Штернберг, В.Г. Богораз и В.И. Иохельсон, в становлении не только отечественного сибиреведения, но и мировой этнографической науки в целом. Особая роль в развитии отдела археологии МАЭ и формировании его коллекционного фонда принадлежит выдающимся ученым-археологам России – П.П. Ефименко и С.Н. Замятнину.

На всем протяжении своей истории Музей занимал в структуре Академии наук особое место. Среди людей, руководивших Музеем в различные годы, были выдающиеся ученые: естествоиспытатель, зоолог, путешественник академик Л.И. Шренк, ЕСтествоиспытатели академики П.С. Паллас, С.Г. Гмелин, Н.Я. Озерецковский, востоковеды и историки академики В.В. Бартольд, Б.А. Дорн, В.В. Радлов, В.В. Струве, А.А. Шифнер, африканист, член-корреспондент АН СССР Д.А. Ольдерогге, языковеды академики Е.Ф. Карский и И.И. Мещанинов.

В 1933 г. Президиум АН СССР принял решение о создании на базе Музея антропологии и этнографии научно-исследовательского Института этнографии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая (ИЭА АН СССР). В годы Второй мировой войны в связи с остро ощущавшейся потребностью оперативного получения аналитических материалов по народам, оказавшимся вовлеченными в зону стратегических интересов и боевых действий Советской армии, в Москве в 1943 г. было создано головное подразделение ИЭА АН СССР, а Музей стал Ленинградской частью этого института.

В 1992 г. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) вновь становится самостоятельным учреждением в составе Отделения истории РАН (ныне Историко-филологическое отделение РАН).

Сегодня Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН – это не только академический музей, но и один из ведущих исследовательских центров Российской академии наук. Здесь продолжаются традиции великих русских этнографов и антропологов XVIII – XX вв. Указами Президента Российской Федерации (№ 294 от 18 декабря 1991 г. и № 1487 от 30 ноября 1992 г.) МАЭ РАН отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ, включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ.

В 2014 г. Кунсткамера праздновала 300-летие. 24-25 ноября 2014 г. прошла международная научная конференция «Кунсткамера – первый музей России: 300 лет традиций и развития». 26 ноября состоялось торжественное заседание, посвященное 300-летнему юбилею старейших научных учреждений России – Первому общедоступному музею России Кунсткамере и Библиотеке Академии наук. С юбилеем Кунсткамеру и Библиотеку Академии наук поздравил Президент России Владимир Путин. Подарки и грамоты от правительства Петербурга вручил Андрей Максимов, председатель городского Комитета по науке и высшей школе.

Через десять лет Петр Великий осуществил вторую часть своего «академического» проекта. 28 января (8 февраля) 1724 г. по распоряжению императора указом правительствующего Сената была учреждена Академия наук. Кунсткамера и созданная одновременно с ней Библиотека стали первыми учреждениями, «колыбелью» Санкт-Петербургской (Российской) академии наук.

Палеолитическая Венера

Ученые назвали Венерами подобные фигурки эпохи верхнего палеолита (40–12 тысяч лет назад) отчасти в шутку: не сильно они похожи на изображения прекрасной античной богини Афродиты. А отчасти потому, что в них гипертрофированы признаки женственности — грудь и ягодицы, важные для деторождения. В пещерные времена таких дам ценили высоко.

По одной версии, палеолитические Венеры — это образы богини-прародительницы, символ плодородия; по другой — обереги или изображения реальных женщин. Эта фигурка, вырезанная из бивня мамонта, — возрастом примерно в 21–23 тысячи лет. Ее раскопали на стоянке Костёнки в Средней России в 1936 году.

Одна из работ великого антрополога Михаила Герасимова, придумавшего метод скульптурного восстановления облика человека по черепу. В Кунсткамере находится большая коллекция его произведений. Бюст владимирского князя, погибшего от рук убийц, профессор создал в 1939 году. В этот период Герасимову были доступны для работы останки многих великих правителей Руси — ведь большинство из них стали святыми, их останки покоились в раках, которые большевиками вскрывались и изымались из церквей.

Кунсткамера — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук

Кунсткамера в Санкт-Петербурге – уникальный и самый древний из общедоступных музеев в России. Создали его по инициативе Петра I в 1714 году. Здание Кунсткамеры возводили специально для размещения коллекций еще при жизни правителя, а первые экспонаты лично отбирал Петр. Сегодня же, это крупнейший музей естествознания, науки и быта разных народов разных эпох.

Здание Кунсткамеры в Санкт-Петербурге

Название музея неслучайно. Kunstkammer переводится с немецкого как «собрание диковинок». И действительно, коллекции всяческих редкостей были популярны в Европе в эпоху Возрождения, на волне роста интереса знати к научно-естественным знаниям. Вначале в кунсткамерах собирали необычные находки научных экспедиций, предметы быта и древние произведения искусства и ремесла. Такие реликвии никак не классифицировались и были рассчитаны впечатлить окружающих только по факту своей безусловной ценности и уникальности. В основном, кунсткамеры были призваны продемонстрировать академический интерес и финансовое благосостояние в княжеских домах Западной Европы.

Согласно легенде, однажды Петр I случайно заметил березу, ствол которой врастал в основание другого дерева, и эта природная аномалия натолкнула правителя на идею создания музея.

Петр Великий, портрет

Но более реальная версия заключается в том, что идею таких хранилищ ценностей правитель подсмотрел во время своего путешествия в Европу в 1697-1698 году. Тогда он приобрел в Голландии несколько экспонатов, которые показались ему уместными – чучела птиц, скелеты рыб и несколько анатомических препаратов – заспиртованных уродцев. Вместе с секретными рецептами бальзамирования тел, Петр Первый привез в Россию «Кабинет Фредерика Рюйша», который поражает сохранностью препаратов и сегодня.

Фредерик Рюйш был профессором ботаники и анатомии, который полвека изготавливал свою уникальную коллекцию по анатомии и эмбриологии. Все 937 экспонатов редчайшей коллекции Рюйш согласился продать только императору России – видимо, Петр умел производить впечатление человека, который не только понимает ценность таких редкостей, но и сумеет их бережно сохранить и оставить потомкам.

Экспонаты Кунсткамеры — анатомические аномалии человека

И действительно, Петр Великий приложил массу усилий, чтобы коллекции музея пополнялись.

Так, в 1704 году он издал указ: «О приносе родившихся уродов, также найденных необыкновенных вещей».

В тексте говорилось: «Если кто найдет в земле или на воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, как у нас ныне есть… да зело велики или малы перед обыкновенными, также старые надписи на каменьях, железе или меди…» и предлагалось пополнять такими необыкновенными вещами коллекцию, а бывающим за границей – привозить диковинки из поездок и передавать на хранение в Московскую аптеку Роберта Арескина, который был назначен хранителем коллекций.

Спустя 10 лет, в 1714 году обширная уже коллекция перемещается в Санкт-Петербург и получает временную прописку в здании Старого Летнего дворца. Роберт Арескин по-прежнему главный «казначей» диковинок, а Иоганн Шумахер становится его помощником, «надсмотрителем редкостей и натуралиев». Так 1714 год считается датой основания первого русского музея.

Экспонаты Кунсткамеры — анатомические аномалии животных

Во время следующего путешествие царя в Европу в 1716-1717 годах, Арескин помогал Петру I закупать новые экспонаты. Так Кунсткамера пополнилась коллекцией минералов, численностью в три тысячи экземпляров «каменьев необыкновенных» из Германии.

В 1719 году Петр издал Указ о том, что коллекции Кунсткамеры могут быть доступны для осмотра. Местом для демонстрации экспозиции стал дом обвиненного в заговоре против царя дворянина, Александра Кикина. Конфискованный под выставку дом у Смольного собора в Северной столице стал местом собрания не только анатомических и зоологических экспонатов, но и местом формирования и оформления первой исторической коллекции. Ею стали образцы одежды и предметы быта народов, населявших Россию. Сам Петр с удовольствием демонстрировал иностранным гостям и дипломатам собранные диковинки и с энтузиазмом рассказывал о них.

Примечательно, что в первые годы своего функционирования музей демонстрировал посетителям и живые экспонаты. Ими служили люди с врожденными уродствами и генетическими нарушениями. После смерти, скелеты карликов, великанов и прочих «уродцев» оставались там же, в музее, пополняя коллекцию.

Когда в 1725 году была основана Российская академия наук, коллекции Кунсткамеры стали пополняться экспонатами из «академических экспедиций» отечественных ученых. Заграницей же продолжали покупать отдельные коллекции чучел животных, птиц, рыб, амфибий и насекомых.

Лишь в 1727 году коллекции обрели новый, привычный обывателям дом – в специально выстроенном здании на стрелке Васильевского острова. Там Кунсткамера располагается и сегодня.

Главный фасад Кунсткамеры — чертеж XVIII века

Строили здание по проекту известного русского архитектора М.Г. Земцова. И сегодня это изящное здание зеленого цвета с белыми колоннами остается выдающимся образцом архитектуры в стиле барокко.

С самого первого дня открытия музей стал бесплатным для посетителей. Царь распорядился предельно ясно: «следует охотников приучать и угощать, а не деньги с них брать», и даже выделил на эту цель средства из казны. И «охотников», действительно, угощали. Да не чем-нибудь, а в лучших западных традициях – «кофе и цукербродами». Вошедших встречал «суббиблиотекарь» и другие сотрудники музея, которые показывали посетителям экспонаты и рассказывали об их происхождении, а после экскурсии – угощали вином и закусками. Результат такой политики не заставил себя ждать: в Кунсткамере всегда было «много разного звания народу».

К 1740 году в состав Кунсткамеры входили уже четыре группы «кабинетов»: «Натур-камера» (редкости естествознания), «Мюнцкамера» (коллекция монет», «Кунсткамера» (предметы прикладного искусства и быта разных народов), «Кабинет Петра Великого» (личные вещи царя).

На период 1741-1765 года приходится превращение музея в серьезный академический центр. Так, в здании башни в этот период работал Михаил Ломоносов, основатель Академии наук и первого университета в России. В это же время в башне здания появляется первый планетарий и начинает свою работу астрономическая обсерватория.

Астрономическая обсерватория — Кунсткамера, Санкт-Петербург

И, по трагическому стечению обстоятельств, на эти годы выпадает страшный пожар 1747 года, когда здание было буквально уничтожено огнем, вместе со многими ценными экспонатами.

Реконструкция и даже частичная перестройка здания музея заняла целых 20 лет. Но в 1766 году Кунсткамера вновь открыла свои двери всем желающим. В башне здания расположили астрономическую обсерваторию, кабинет физики, мастерские и две типографии Академии наук. Там же, в башне, разместился Анатомический театр.

Что касается пополнения музейных коллекций, то они росли за счет активных научных экспедиций, причем не только русских ученых, но и их западных коллег. В итоге к 1830 году в музее накопилось столько коллекций и экспонатов, что их систематизация и классификация заняла 7 лет, и привела к решению рассредоточить материалы по самостоятельным музеям. Так на базе Кунсткамеры появились Этнографический, Азиатский, Египетский, Анатомический, Зоологический, Ботанический, Минералогический музеи и Кабине Петра I. Причем территориально, основная часть образованных музеев осталась в здании, а другая часть переехала в соседнее строение (желтый дом с белыми массивными колоннами, современное здание Зоологического музея, Санкт-Петербург).

Вид на Кунсткамеру и Академию Наук России с Университетской набережной, Санкт-Петербург

В 1878 году Антропологический и Этнографический музеи объединили в единый Музей антропологии и этнографии. Планировалось, что он объединит в своих экспонатах все научные данные о происхождении человека и о его культуре, включая археологию и этнографию. В конце XVIII века коллекции музея пополнились уникальными экспонатами, собранными экспедицией В.В. Юнкера в Африке и Н.Н. Миклухо-Маклая в Новой Гвинее.

Этнографические экспонаты музея

В честь празднования двухсотлетия основания Санкт-Петербурга, музей переименовали в Музей антропологии и этнографии им. императора Петра Великого. Во времена СССР на его базе был открыт Институт этнографии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Академии Наук СССР.

После блокады и Великой Отечественной войны, в 1946 году, двери музея вновь открылись публике. Коллекции стали пополняться, появились новые, посвященные этнографии народов мира, экспозиции. Созданный еще в начале XIX века музей М.В. Ломоносова, располагавшийся в здании Кунсткамеры, снова вошел в состав Музея (при Советах он был частью Института истории естествознания и техники РАН).

На сегодняшний день Кунсткамера – это музей антропологии и этнографии им. Петра Великого, в котором представлены коллекции и экспозиции, раскрывающие этнографические и исторические особенности разных народов мира.

Перечень экспозиций музея на официальном сайте

Тематические экспозиции посвящены культуре и быту, верованиям и ремеслам народов стран Азии и Африки, Северной Америки, Среднего и Ближнего Востока.

Природные экспонаты и, особенно популярная у туристов коллекция аномалий анатомии человеческого тела – Анатомический театр, располагается в башне здания и занимает всего один зал, но тем не менее, продолжает вызывать устойчивую ассоциацию Кунсткамеры с «уродцами в формалине».

Музей располагается в самом центре Северной столицы, на Университетской набережной, рядом со стрелкой Васильевского острова. Рядом находятся ст. м. «Адмиралтейская» и «Василеостровская».

Работает музей с 11 до 19 часов, кассы – до 18 часов. В понедельник Кунсткамера не работает, как и в праздничные дни.

Официальный сайт Кунсткамеры — главная страница

Подробнее ознакомиться с экспозициями и коллекциями музея, уточнить режим работы и даже оставить заявку на экскурсию позволит Кунсткамера Санкт-Петербург официальный сайт.

Кунсткамера в Санкт-Петербурге – уникальный и самый древний из общедоступных музеев в России. Создали его по инициативе Петра I в 1714 году. Здание Кунсткамеры возводили специально для размещения коллекций еще при жизни правителя, а первые экспонаты лично отбирал Петр. Сегодня же, это крупнейший музей естествознания, науки и быта разных народов разных эпох.

Монголия

Галерея содержит экспонаты быта, домашнюю утварь, разнообразие одежды, музыкальные инструменты и предметы искусства. Отдельно выставлены экспонаты из области скотоводства. Есть различные виды снаряжений для езды верхом на лошади. Особенно интересно созерцать изделия из кожи, которые выполнены на высоком уровне и вызывают гордость у самих монголов. Также здесь выставлено традиционное жилище кочевого народа — юрта. Много масок и предметов культа, используемых шаманами.

Среди музыкальных инструментов есть флейта, сделанная из бедренной кости человека. Её изготовил монгольский шаман. Согласно поверью, живым запрещалось на ней играть.

К первым коллекциям относятся и заспиртованные человеческие органы, живые и мёртвые уроды, купленные у голландца Фредерика Рюйша. Данное приобретение положило начало развитию анатомической науки в России.

Научная работа сотрудников музея

Стоит отметить, что экскурсионные мероприятия проводятся исключительно квалифицированными специалистами, которые имеют высшее образование в той или иной области.

На сегодняшний день ведется активная деятельность сотрудников в следующих сферах:

  1. Антропологическое изучение строения человека, ход эволюции, каким образом происходило развитие древних народностей, современные проблемы этногенеза
  2. Исследование развития древних культур, что собой представляют различные процессы в области этногенеза и этнической культуры, определение духовной и материальных культур
  3. Стадии развития и изменения древних культур, материальные особенности их существования и организации быта, специфика социального поведения
  4. Изучение этнических языков, современные проблемы, с которыми сталкиваются сотрудники в формировании теории
  5. Проблематика, связанная с сохранением первобытности культурного наследия.
  1. Антропологическое изучение строения человека, ход эволюции, каким образом происходило развитие древних народностей, современные проблемы этногенеза
  2. Исследование развития древних культур, что собой представляют различные процессы в области этногенеза и этнической культуры, определение духовной и материальных культур
  3. Стадии развития и изменения древних культур, материальные особенности их существования и организации быта, специфика социального поведения
  4. Изучение этнических языков, современные проблемы, с которыми сталкиваются сотрудники в формировании теории
  5. Проблематика, связанная с сохранением первобытности культурного наследия.

Цены в Кунсткамере в Санкт-Петербурге в 2022 году

  • Полная стоимость билета (для взрослых без льгот) — 300 рублей;
  • Льготный билет (школьникам, пенсионерам, студентам, курсантам высших военных училищ РФ) — 100 рублей.

Список категорий граждан, имеющих право на бесплатное посещение музея, — на официальном сайте Кунсткамеры Санкт-Петербурга.

Билет можно купить в кассе музея или онлайн на сайте. К оплате принимаются наличные деньги и банковские карты.

Каждый третий четверг месяца (в период с сентября по апрель) музей открывает свои двери бесплатно. Билет на бесплатное посещение можно взять в кассе Кунсткамеры.

Музей закрыт: 1 января, 9 мая, 31 декабря.

Кунсткамера

Однажды, согласно легенде, прогуливаясь по Васильевскому острову Пётр I наткнулся на две необычные сосны. Ветвь одной из них вросла в ствол другой так, что было совершенно невозможно определить, какой из двух сосен она принадлежит. Такой раритет будто бы и подсказал Петру I место для строительство здания для первого музея в России – Кунсткамеры, основанного в 1714 году.

С 1714 года царская библиотека и коллекции музея располагались в примыкавшем в Летнему дворцу корпусу. Через четыре года они переехали в конфискованный дом А. В. Кикина. Но так как в то время район, в котором находятся “Кикины палаты” был весьма далёк не только от центра Петербурга, но и вообще от города, то возникла необходимость постройки отдельного музейного здания.

Проект специального здания для “Кунсткамеры”, что в переводе с немецкого означает “палата искусств”, в 1718 году составил архитектор Г. И. Маттарнови. Он предусматривал устройство смотровой площадки на боковых крыльях здания, плоское завершение трёхярусной башни.

Маттарнови руководил строительством Кунсткамеры с момента закладки здания в июле 1718 года вплоть до своей смерти в конце следующего. За это время успели устроить фундамент и начать возводить стены.

С 1719 года руководство строительством Кунсткамеры было возложено на Н. Ф. Гербеля. Из-за занятости на других проектах он не мог должным образом следить и за этой постройкой. Уже в 1721 году Меншиков докладывал в Канцелярию городовых дел о том, что Гербель “к тому строению не бывает и оного не надсматривает, отчего оному строению чинится остановка” [Цит. по: 2, с. 179]. Вместе с тем, к декабрю 1722 года стены здания были завершены, в нём уже начали настилать полы и потолки, делать рамы для 64 дверей и 174 окон. В июле 1723 года начали сооружать башню, в ноябре покрыли крышу. В июне следующего года здание просохло и в нём начали проводить штукатурные работы.

Н. Ф. Гербель несколько изменил проект Маттарнови. В объём башни он включил ещё один этаж, из-за чего усилился распор стен. Высота башни увеличилась на восемь с половиной метров, вследствие чего она осела на полметра, и как следствие усилилось давление на стены боковых флигелей. Ризалиты теперь завершались не мансардными окнами и балюстрадами, барочными фронтонами. Двухскатную крышу с галереей заменила высокая крыша с переломом.

Строительство Кунсткамеры подходило в концу. Но 29 июля 1724 года директор Канцелярии от строений У. А. Сенявин заметил трещины в двух опорных столбах-пилонах и сводах. На следующий день в Кунсткамере собралась комиссия из Г. Киавери, И. К. Ферстера и Н. Ф. Гербеля. Они решили подпереть столбы брусьями, связать своды железными скобами и обложить слабые места дополнительной кирпичной кладкой. 1 августа указом Петра I Гербель был отстранён от работ в Кунсткамере.

Архитектора Гербеля заменил Гаэтано Киавери, который уже подменял заболевшего коллегу в мае-июне. Он предложил подперев своды, разломать потрескавшиеся пилоны и сложить их заново. Но начав эти работы Киавери обнаружил, что трещины пошли по всем остальным пилонам. Брать на себя дальнейшую ответственность он отказался, из-за чего 14 августа в Канцелярии от строений произошёл скандал. В результате на архитектора наложили штраф в 1 000 рублей. 12 сентября в Кунсткамере собрались все работающие в Петербурге архитекторы: Б. К. Растрелли, Д. Трезини, С. ван Звитен, Г. Киавери, Т. Швертфегер, И. К. Ферстер и “архитектурии гезель” М. Г. Земцов. Отсутствовал лишь тяжело больной Н. Ф. Гербель, который спустя четыре дня умер. Через две недели было принято решение о полной разборке башни Кунсткамеры, что заранее уже начал делать Киавери.

Итогом переделки башни стало более чёткое визуальное разделение единого здания на три части. У центральной башни и двух боковых флигелей появились отдельные входы с высоким крыльцом. Каждая часть получила свою крышу. Киавери внёс в проект башни дополнительный четвёртый ярус, завершающийся фонариком.

После смерти Петра I в январе 1725 года финансирование строительства резко сократилось, что повлияло на скорость последующих работ.

В 1725 году ещё не завершённое здание передали только что открытой Академии наук. По требованию астронома Ж. Н. Делиля вокруг башни по нижнему ярусу была обустроена обходная галерея.

Одним из самых известных экспонатов Кунсткамеры является Готторпский глобус, привезённый в Санкт-Петербург из Готторпского замка в Голштинии в 1717 году. Пока строилась Кунсткамера этот огромный глобус-планетарий хранился в павильоне на Большом лугу (на Марсовом поле). В августе 1725 года Екатерина I повелела установить его в музее. Практические работы по его перемещению начались только следующим летом. В них принимали участие архитектор Х. Марселиус, мастер астрономических инструментов П. Виньон, такелажный мастер из Адмиралтейства Катнис, 100 рабочих, 25 плотников. Глобус перевезли по Неве на большой платформе. От берега по наклонному помосту его вкатили в Циркульный зал третьего этажа 25 августа 1726 года.

На следующий день началась достройка башни Кунсткамеры. Её стены вывели за один год. 18 августа 1727 года Меншиков уволил архитектора Киавери, после отъезда которого строительством руководил М. Г. Земцов. Под его началом башню накрыли металлическим куполом, в здании Кунсткамеры проводили отделочные работы.

В ноябре 1728 года в ещё не до конца оборудованном здании Кунсткамеры был торжественно открыт первый в России естественно-научный музей. Для привлечения посетителей всем мужчинам бесплатно наливали рюмку водки с закуской в придачу. Газета “Санкт-Петербургские ведомости” 26 ноября сообщила:

Сразу после торжественного открытия музея “Санкт-Петербургские ведомости” сообщили, что библиотека “повседневно дважды, а именно во вторник и пятницу пополудни, от 2 до 4 часа отперта, и всякому вход в оную свободен, но кто Кунст- и Натуркамору осмотреть пожелает, тому надлежит о том за день библиотекарю объявить и о удобном времени у него известие получить“. [Цит. по: 3, с. 36]

После открытия музея в него ещё в течение двух лет из Кикиных палат перевозились библиотека и коллекция редкостей. Отделочные работы в здании Кунсткамеры продолжались до 1734 года. Купол первоначально венчала не армиллярная сфера а деревянный шпиль, первый раз упоминающийся в связи с устройством иллюминации в ноябре 1729 года. В марте 1741 года обсуждался вопрос его замены на каменный или железный.

Точных данных о посещаемости Кунсткамеры в середине XVIII века не сохранилось. Но в книге П. Я. Канна “Стрелка Васильевского острова” упоминается документ 1741 года, в котором говорится, что в музее “всегда великое людство“, так как “ежедневно всякого чина люди приходят и просятся“. [там же]

Здесь, в Академии наук, работали Л. Эйлер, Д. Бернулли. С 1741 по 1765 год в здании Кунсткамеры работал М. В. Ломоносов.

Башня и два верхних этажа Кунсткамеры сгорели в пожаре, случившемся 5 декабря 1747 года. Несколько лет после этого здание стало обгоревшим с заложенными кирпичами окнами и дверьми. 5 января 1748 года Кунсткамеру обследовали Ф. Б. Растрелли, П. А. Трезини, К. Дж. Трезини и “полатный мастер” И. Г. Вейс. Они доложили в Канцелярию от строений, что фундамент Кунсткамеры можно использовать и в дальнейшем, а стены необходимо сложить заново.

С 1751 года восстановлением Кунсткамеры занимался архитектор И. Я. Шумахер. Но работы шли медленно, спустя четыре года он был уволен. В марте 1756 года Академией наук была создана “Комиссия по выстройке погорелых палат” в составе Я. Штелина и И. К. Тауберта. Руководство восстановительными работами взял на себя архитектор С. И. Чевакинский. Им была изменена верхняя часть здания. Были разобраны фигурные фронтоны, упрощена крыша, визуально снова сведены в единое целое башня и боковые корпуса. Для создания плавного перехода от второго яруса башни к третьему вокруг второго появились четыре павильона. Третий ярус Чевакинский накрыл низкой конусообразной крышей, закрытой от обзора глухим парапетом [2, с. 321].

Большой Готторпский глобус был воссоздан по сохранившемуся каркасу мастерами Ф. Н. Тюрютиным и Б. Скоттом. Современники утверждали, что он “наилучшей прежнего искусством”. Карта мира на его поверхности были изображена с учётом всх “случившихся на земле перемен и обогативших землеописание открытий”. Новый глобус называли уже не Готторпским, а Академическим. Уточнения в него вносились вплоть до 1790-х годов. Его поместили в специальный павильон, построенный по проекту И. Я. Шумахера в 1750-1753 годах на площади перед зданием Двенадцати коллегий. Там глобус простоял до 1828 года, когда павильон был снесён при перепланировки стрелки Васильевского острова.

Популярность Кунсткамеры среди петербуржцев была чрезвычайно велика. Многие экспонаты со временем обзавелись своеобразными легендами. Одна из них рассказывает о заспиртованной голове казнённой ещё при Петре I за детоубийство Марии Гамильтон. Голова хранилась заспиртованной в стеклянной колбе. Однажды неким посетителем спирт был использован по прямому назначению, а голова исчезла. Обеспокоенные хранители музея обратились к морякам стоящего напротив Кунсткамеры корабля с просьбой найти экспонат. Моряки пообещали, однако корабль ушёл и матросы надолго пропали. А чуть ли не через год они появились в музее и предложили взамен одной головы английской леди целых три головы подстреленных басмачей.

Другая легенда рассказывает о Николае Буржуа. В 1717 году во Франции Пётр увидел этого человека ростом почти 2 метра 30 сантиметров. Царь привёз его в Россию и сделал своим личным лакеем. В 1724 году Николай Буржуа умер, его скелет был передан в Кунсткамеру. Во время пожара в 1747 году череп скелета пропал, на его место укрепили другой подходящий череп, коих в собрании музея было превеликое множество. С тех пор, как гласит легенда, по ночам скелет ходит по залам и ищет свою голову.

В 1777-1779 годах в связи с 50-летием Академии наук в Кунсткамере были установлены аллегорические группы, бюсты и медальоны с портретами учёных. Из них в восточном зале сохранился барельеф “Празднующая Европа”, бюст Екатерины II, барельеф “Россия”, медальон с изображением Л. Эйлера.

При переустройстве стрелки Васильевского острова архитектор А. Д. Захаров предлагал свой проект объединения зданий Академии наук. По его замыслу в единый классический архитектурный ансамбль включались как Кунсткамера, так и соседние бывший дворец Прасковьи Фёдоровны и здание Академии наук. Архитектор хотел придать всем им общий фасад. Центр композиции – Кунсткамера – выделялась многоколонным портиком. Проект Захарова был утверждён, но оказался не реализован. Как могла бы выглядеть Кунсткамера в противном случае, показывает акварель Б. Патерсена.

Тем не менее, облик здания Кунсткамеры со временем корректировался. В 1818 году было разобрано среднее крыльцо. На его месте появился оконный проём. По всей видимости, из-за ветхости в 1838 году разобрали и крыльцо на восточном торце дома. [3, с. 37]

На основе коллекций Кунсткамеры в 1836 году было создано ещё несколько академических музеев: зоологический, ботанический, этнографический и другие. В 1839 году находящаяся в башне Кунсткамеры обсерватория была переведена в новый научный комплекс в Пулково. Библиотека Академии наук заняла все помещения здания на берегу Невы. В 1878 году здесь открылся Музей антропологии и этнографии.

В 1884-1886 годах по проекту Р. Р. Марфельда в Таможенном переулке для нужд музея был построен новый двухэтажный корпус (Таможенный пер. 1). В 1909 году по проекту А. В. Друкера он был надстроен третьим этажом.

Кунсткамера пострадала во время Великой Отечественной войны. Осколки бомб и снарядов оставили на его крыше множество пробоин. В ночь на 18 октября 1941 года в здание попала зажигательная бомба, из-за чего начался пожар.

В 1947-1949 годах по проекту архитектора Р. И. Каплан-Ингеля был восстановлен верхний ярус башни, сгоревший ещё в середине XVIII века. После этой реконструкции 5 января 1949 года в башне открылся музей М. В. Ломоносова, где с 1958 года хранится Большой академический глобус.

Точных данных о посещаемости Кунсткамеры в середине XVIII века не сохранилось. Но в книге П. Я. Канна “Стрелка Васильевского острова” упоминается документ 1741 года, в котором говорится, что в музее “всегда великое людство“, так как “ежедневно всякого чина люди приходят и просятся“. [там же]

Где находится

Кунсткамера расположена в центре Санкт-Петербурга, на Университетской набережной, рядом со стрелкой Васильевского острова, музей находится в 15 минутах ходьбы от станции метро «Адмиралтейская», в 30 минутах от станции «Василеостровская».

Стоимость билета в музей составляет:

  • 200 руб. для взрослых,
  • 50 руб. для детей,

Часы работы — с 11.00 до 18.00 каждый день кроме понедельника.

В двух шкафах хранились гербарии и ящики с бабочками, раковинами и животными. В следующей комнате были размещены анатомические образцы на различных стадиях развития, а также ящерицы, чучела слонов и монстров. В трех других комнатах хранились коллекции животных и птицы, янтарь и много других удивительных экспонатов. В «мюнц-кабинете» выставлялись медали и монеты. В рамках выставки демонстрировались также карлики и люди-уроды.

История появления музея

А история появления музея Кунсткамеры в городе Санкт-Петербурге достаточно интересна и занимательна. По старым преданиям, в один прекрасный день на знаменитом Васильевском острове великий царь всея Руси Петр Великий совершенно случайно заметил интересную березку, у которой ствол врос в ствол другого лиственного дерева. И как раз это уродство натолкнуло царя Петра Первого на отличную мысль о скорейшем создании уникального музея Кунсткамеры.

Точной датой основания данного музея является далёкий 1714 год. И именно в данное время великолепная и удивительная коллекция всевозможных редкостей нашего необъятного государя — Кунсткамера, была впервые перевезена из Великой Москвы в отремонтированный Летний дворец Санкт-Петербурга. А по личному особому указу царя Петра 1 в данный музей необходимо было нести различные выявленные свидетельства какого-либо анатомического уродства или нарушения. А в самые первые годы, когда музей только только открылся в этой непривычной для людей коллекции. Присутствовали живые экспонаты – это были различные монстры, карлики очень малого роста, великаны. Все эти люди с явными генетическими отклонениями жили при данном музее. А посетители всегда охотно и с нескрываемым интересом осматривали эту экстраординарную коллекцию. В настоящее время сильный интерес к коллекции нисколько не уменьшился.

Правда, уже через четыре года практически все музейные экспонаты были перемещены в Кикины палаты. Это произошло из-за того, что во всем Летнем дворце для экспонатов уже не оставалось никакого свободного места, и некоторые желающие не могли спокойно их осмотреть и изучить. А с этим переездом абсолютно вся коллекция стала полностью доступна для всеобщего обозрения.

Михаил Васильевич Ломоносов, знаменитый на весь мир основатель Великой Российской Академии наук, а так же Российского университета, работал в данном музее, начиная с 1741 года по 1765 год. А в высокой башне здания музея был впервые открыт знаменитый и пользующийся просто огромной популярностью планетарий. Так же в Кунсткамере располагалась астрономическая обсерватория. Именно в этом месте наглядно и подробно была представлена практически вся история раннего периода Великой Петербургской Академии наук. В музее находились такие уникальные и бесценные экспонаты как великолепные коллекции различных научных приборов восемнадцатого и девятнадцатого веков. В огромном Круглом зале — располагается очень большой Академический глобус (а именно Готторпский) и выше описанный удивительный планетарий, который был построен еще в семнадцатом веке. А сам глобус представляет собой достаточно большую полую вращающуюся сферу. Размер этой сферы в диаметре был более 3,1 метра, а на наружной стороне сферы была изображена точная поверхность Земного шара, а на внутренней стороне сферы — была смоделирована удивительная карта звездного неба. Во внутренней части сферы находился стол и одна скамейка на двенадцать чел. Данный удивительный глобус был сконструирован и построен в городе Готторп, который располагается в Германии. Глобус был с почестями подарен Великому царю Петру Первому, в знак безграничного уважения. Он был доставлен в город Санкт-Петербург в далеком 1717 году. На сегодняшний день он является культурным памятником двух долгих веков, а также представителем немецкой и русской культур.

Точной датой основания данного музея является далёкий 1714 год. И именно в данное время великолепная и удивительная коллекция всевозможных редкостей нашего необъятного государя — Кунсткамера, была впервые перевезена из Великой Москвы в отремонтированный Летний дворец Санкт-Петербурга. А по личному особому указу царя Петра 1 в данный музей необходимо было нести различные выявленные свидетельства какого-либо анатомического уродства или нарушения. А в самые первые годы, когда музей только только открылся в этой непривычной для людей коллекции. Присутствовали живые экспонаты – это были различные монстры, карлики очень малого роста, великаны. Все эти люди с явными генетическими отклонениями жили при данном музее. А посетители всегда охотно и с нескрываемым интересом осматривали эту экстраординарную коллекцию. В настоящее время сильный интерес к коллекции нисколько не уменьшился.

Корея

Жителям Корейского полуострова посвящен отдельный раздел. В нем собраны древние артефакты и предметы, представляющие самобытную культуру корейцев. Особого внимания заслуживает подборка фарфоровых и керамических изделий, выполненных в технике прозрачной глазури (селадон).

  • Фредерика Рюйша
  • Альберта Себы

Экспонаты

Во время Великого посольства Петр I приобретал вещи, которые в Голландии и Англии составляли «кабинеты редкостей». Это были приборы, инструменты, книги, оружие, природные диковинки. По возвращении он организовал из них «государев Кабинет», которые разместил в Летнем дворце. Он стал носить название Куншткамера, что на немецкий манер означало «кабинет редкостей».

Что касается анатомического собрания музея, то большинство препаратов принадлежало Ф. Рюйшу, который собрал целую коллекцию по эмбриологии и анатомии. В 1717 году Петр I выкупил 937 их ее экспонатов.

Коллекция музея пополнялась за счет экспедиций начала 18 века, а также приобретений из Европы, которые осуществлялись по приказу государя. Кроме того, по указу Петра Великого различные диковинные предметы стали поступать со всех уголков нашей страны, а также привозиться из-за границы.

В первой половине 18 века Кунсткамера была представлена четырьмя залами:

  • натюр-камера, содержащая предметы, относящиеся к естественным наукам;
  • мюнцкамера, демонстрирующая древние монеты;
  • кунсткамера, представляющая предметы быта и искусства;
  • «государев Кабинет», хранящий личные вещи Петра I.

В результате пожара 1747 года коллекция сильно пострадала, ее восстановление было закончено только в 1766 году. С 19 века она начала пополняться за счет экспедиций, например, Кука в Полинезию, Миклухо-Маклая в Новую Гвинею, а также исследований Сибири, Камчатки, Антарктики.

В 1836 году создаются зоологический, ботанический, этнографический, минералогический, египетский, азиатский музеи на основе экспонатов Кунсткамеры. Расположены они были в двух зданиях. В 1878 году их опять объединили в одном строении, а в 1903 году музей получил свое современное название.

В настоящее время Кунсткамера хранит множество экземпляров, отражающих быт и культуру различных народов Китая, Монголии, Японии, Австралии, Северной Америки, Индии, Индонезии, Океании и т.д.

Отдельный музей посвящен М. Ломоносову. В нем представлены его личные вещи, инструменты, с которыми он работал, а также книги, скульптура, живопись, мебель.

На пятом этаже музея расположен Готторпский глобус. В 1726 году он был привезен Петром Великим как дар от правителя готторпского герцогства. Его диаметр составлял около 3 метров. Внутри находилось звездное небо, а снаружи – карта. Во время пожара он был сильно поврежден, но в 1750 году была создана удачная копия.

Среди наиболее примечательных предметов коллекции выделяются – скелет слуги Петра I, живые экспонаты, флейта из бедренной кости, препараты Рюйша, детский скелет с двумя головами, ладья небесная, палеолитическая Венера, бюст Андрея Боголюбского, астролябия Арсениуса, гейша О-Мацу, индонезийский кинжал крис и многое другое.

Кунсткамера петровского времени совсем не была похожа на настоящую. Любопытным взглядам первых посетителей открывалось множество невиданных вещей – искусно препарированные головки детей, заспиртованные и бальзамированные части человеческого тела, препараты из коллекции голландского анатома Рюйша в стеклянных сосудах, различных мелких животных и птиц, гербарии, ящики с бабочками и красивыми раковинами и многое другое.

Самыми занятными экспонатами в Кунсткамере петровского времени были “монстры” – живые люди, отличающиеся от прочих различными странными анатомическими особенностями. Их показывали посетителям Кунсткамеры, как и все прочие экспонаты, они жили при музее.

В настоящее время Кунсткамера хранит множество экземпляров, отражающих быт и культуру различных народов Китая, Монголии, Японии, Австралии, Северной Америки, Индии, Индонезии, Океании и т.д.

Что посмотреть

Коллекция первого русского музея изначально включала самые разные экспонаты: от археологических находок до заспиртованных тел. Поэтому еще в 19-м веке из этого разнородного собрания выделилось несколько тематических музеев: Зоологический, Этнографический, Минералогический и т.д. В 1878 году два из них слились воедино и образовали Музей антропологии и этнографии имени Петра I (так звучит официальное название Кунсткамеры и сегодня). В отдельных зданиях буквально в двух шагах находятся Зоологический музей и Санкт-Петербургский архив РАН.

Зоологический музей был частью Кунсткамеры до 1832 года

Экспозиции Кунсткамеры

Всего музейный комплекс содержит 16 экспозиций, из которых 5 можно назвать скорее историческими, а остальные посвящены культуре, религии, обычаям и быту народов мира.

Зал М. Ломоносова и Петербургской академии наук — в эту коллекцию вошли личные вещи первого российского академика, а также книги, инструменты и приборы 18-го века, препараты из химической лаборатории, мебель и скульптуры. Здесь можно почувствовать атмосферу той самой петровской Академии наук, которую император основал, вернувшись из своих странствий по Европе.

Первая русская обсерватория — на верхнем этаже башни Кунсткамеры ученые 18-го века вели наблюдения за звездами в то время, когда здание известной Пулковской обсерватории было еще в проекте. С тех пор здесь сохранились телескопы, астролябии и подзорные трубы, среди которых есть и личные инструменты Ломоносова.

В обсерватории хранятся старинные (18 века) телескопы и прочие астрономические приспособления

Большой Академический глобус — этот впечатляющий по своим размерам экспонат диаметром более 3 метров занимает целый зал! Он был создан еще в середине 17-го века на территории современной Германии, в герцогстве Шлезвиг-Гольштейн-Готторп (поэтому его также называют Готторпским). Спустя почти полвека глобус с картой мира снаружи и картой звездного неба внутри был подарен Петру I, а тот привез его в Северную столицу.

Большой Академический глобус — создан в Германии и в конце 16 века подарен императору Петру 1

История строительства Кунсткамеры — этот зал рассказывает о том, как появилось здание, о его основателях и архитекторах. Посетители могут увидеть макет постройки и даже оценить его устройство изнутри. Один же из самых необычных экспонатов — кусок сосны, на месте которой, согласно легенде, Петр Первый решил возвести музей.

Макет Кунсткамеры и кусок сосны, на месте которой Петр решил возвести музей

Коллекции «Кабинета натуралий» — в зале можно увидеть знаменитую анатомическую коллекцию Фредерика Рюйша, а также другое важное приобретение Петра I, чучела животных и рептилий аптекаря Альберта Себы. Препараты человеческих органов и тела эмбрионов, привезенные Петром, в свое время стали мощным толчком для развития анатомии и медицины.

Огромную часть Кунсткамеры занимают залы Северной и Латинской Америк, Африки, Индии, Индонезии, Японии, Китая, Кореи, Монголии и стран Востока. В каждом из них можно увидеть манекены в человеческий рост, одетые в соответствии с традициями той или иной страны, старинное оружие, украшения и предметы быта. Здесь есть ритуальные костюмы шаманов Аляски и головные уборы индейцев, африканские статуэтки, маски тайских актеров, индийская вышивка надкрыльями жуков и китайские расписные веера… Все многообразие мира собрано в залах этого дворца.

Самые яркие экспонаты:

  • Несколько тел сиамских близнецов и скелет ребенка с двумя головами — жемчужины коллекции Ф. Рюйша.
  • Китайская механическая игрушка «Небесная ладья», созданная в начале 18-го века и привезенная в Россию послом Л. Измайловым.

Китайская механическая игрушка «Небесная ладья» 17 века производства

  • Палеолитическая Венера — статуэтка из бивня мамонта возрастом около 21-23 тысяч лет.

Статуэтка Палеотическая Венера создана приблизительно 23 тысячи лет назад

  • Астролябия фламандского мастера Гуалтеруса Арсениуса 16-го века; всего сохранился лишь 21 инструмент руки Арсениуса, и в России хранится только этот экземпляр.

Астролябия (прибор для определения широты) 16 века — известного мастера Гуалтеруса Арсениуса

  • Скульптура гейши О-Мацу — привезенная Николаем II кукла в человеческий рост, изображающая реальную гейшу, с которой был знаком император.

Скульптура гейши О-Мацу — знакомой императора Николая 2

Кроме экскурсионной деятельности Кунсткамера и сегодня ведет большую научно-исследовательскую работу. Здесь регулярно проводятся конференции и семинары, работают научные отделы, проходят защиты диссертаций и выпускается свой научный журнал.


Метро:от ст. Маяковская ехать до ст. Василеостровская 6 минут.

[flat_ab id="3"] Ссылка на основную публикацию