Получение статуса беженца — развернутая инструкция + ТОП 5 лучших стран

1. Финляндия

Одним из самых популярных и отличных вариантов политического убежища – это Финляндия. Потому что беженцы могут получить большую помощь от правительства. Власти государства проводят тщательный отбор беженцев. Поэтому всех сильно проверяют каждого кандидата. При этом стоит учесть, что устроиться на работу сразу невозможно. Потому что должно пройти около трех месяцев. Экономика в стране стабильна, медицина достаточно развита, качественное образование и высокий уровень жизни.

  • Бесплатное проживание и питание в специальных лагерях
  • Социальная защита и поддержка
  • Предоставляются рабочие места и оказывают различную медицинскую помощь

Швеция

По статистике Швеция занимает одно из первых мест по количеству принимаемых беженцев. В процессе того, как власти принимают решение о присвоении статуса беженца, иммигранты размещаются в специализированных центрах. Семью могут поселить в одну комнату, одиноким придется жить в комнате с незнакомыми людьми.

После получения статуса и ВНЖ Вам помогут найти жилье, но первые несколько месяцев можно жить в коммуне. ВНЖ обычно дают на 3 года, вместе с ним выдают проездной документ, который используется в качестве удостоверения личности за пределами Швеции.

В большинстве случае беженцы с видом на жительство переезжают жить в крупные города, где проще найти работу. Но в любой момент можно вернуться в государственный центр для получения поддержки.

Также предоставляется материальное пособие, которое покрывает необходимые нужды: еду карманные расходы, одежду. Тем, кто самостоятельно готовит еду, дают 2000 евро, паре – 3600 евро, при наличии ребенка дополнительно выдают 1350 евро, и за каждого следующего – 675 евро.

  • Можно легально трудоустроиться во Франции или арендовать квартиру.
  • Можно перевезти к себе родственников из других стран.
  • Бесплатно устроить детей в детские сады и школы.
  • Получить бесплатное образование в образовательных учреждениях Франции.
  • Выезжать в любую страну, кроме той, где вас преследуют.

2 США

Привилегии, которые получает беженец в США: возможность получения медицинского страхового полиса, пособия и талонов на питание, посещения специальных языковых курсов. Уже через два года беженец имеет право перевезти к себе членов семьи (несовершеннолетних детей, своего супруга или супругу).

Беженцы в Швейцарии имеют практически те же права, что и других странах. Но есть особенность, которая привлекает внимание многих – даже при отказе иностранцы могут остаться в стране. Для этого необходимо получить разрешение, позволяющее временно проживать на территории государства. Таким людям присваивается статус «лица под защитой».

Экспертное мнение к вопросу о том, как обжаловать отказ в присвоении статуса беженца

Текст пункта 143 Административного регламента указывает на то, что решение миграционной службы об отказе в рассмотрении ходатайство иностранного гражданина по существу может быть обжаловано претендентом на получение статуса беженца. На обжалование дается 30 дней с даты получения решения (или 90 дней с даты, когда иностранцу стало известно об отказе). Аппликант должен подать заявление в вышестоящие миграционные органы. В тексте жалобы должны содержаться следующие сведения:

  • название миграционного органа, решение которого заявитель желает обжаловать;
  • личные данные заявителя;
  • актуальные контактные данные заявителя;
  • информацию о том, почему заявитель обжалует решение миграционного органа, и какие имеются основания для удовлетворения его первоначального требования.

На изучение жалобы вышестоящим органам дается 15 суток, после чего на следующий день заявителю будет направлено решение. Если в удовлетворении требований вновь отказано, имеется возможность подачи искового заявления в суд. Если не воспользоваться таким правом в течение 30 дней, придется вместе с семьей выехать за пределы России.

  • название миграционного органа, решение которого заявитель желает обжаловать;
  • личные данные заявителя;
  • актуальные контактные данные заявителя;
  • информацию о том, почему заявитель обжалует решение миграционного органа, и какие имеются основания для удовлетворения его первоначального требования.

Как принимают беженцев в разных странах ЕС

Переполненные лагеря беженцев или радушный прием, интеграция или депортация? Беженцы прибывают в ЕС с надеждой на помощь и поддержку. Однако получают они ее далеко не везде.

Фото: Reuters

Политику Швеции в отношении беженцев, по сравнению с другими странами ЕС, можно назвать достаточно открытой. Если учитывать население Швеции — 9,6 миллиона человек — и число беженцев, которых она принимает, то страна оказывается на самой верхней строчке в рейтинге европейских стран. После Германии это страна, куда стремится попасть больше всего мигрантов. В 2014 году там подали прошения о предоставлении убежища 81 300 человек; 30 600 прошений в этом же году были одобрены. Больше всего шансов на получение официального статуса беженца у просителей из Сирии. Что касается внешней политики, то шведское правительство уже давно призывает к более равномерному и справедливому распределению беженцев по всем странам Евросоюза.

Процесс оформления намного упрощён по сравнению со статусом «беженец»

В случае разрешения временного убежища, у иностранного подданного изымают национальный паспорт, который заменяют на соответствующее свидетельство.

Оформление временного убежища:

— при наличии оснований для одобрения статуса беженца, чужестранец сделает выбор в пользу временного убежища;

— оформление статуса беженца не представляется возможным, но его депортация по установленным фактам недопустима (угроза для жизни, здравия, отказ от принятия участия в войне).

Основное различие промеж беженцем и временным убежищем состоит в периоде пребывания на территории государства, где оформляется помощь.

Положение «беженец» даёт право получения пособия от властей, что не предусмотрено для временного убежища. У чужестранца имеются дополнительные привилегии.

Права и обязанности беженцев в РФ:

— уведомление о правах и обязанностях, переводчик;

— право на житьё в местах временного размещения беженцев;

— гарантии въезда без препятствий;

— предоставление питания и коммунальных услуг, нужных лекарств;

— возможность на учёбу, работу, открытие малого бизнеса, общественная деятельность;

— выезд с российской территории России без препятствий.

Обязанности иностранных граждан:

— следование законодательной базе Российской Федерации;

— выполнение требований и регламента, которые установлены в центре временного пребывания, не нарушение сроков своевременного пребывания в центр;

— уведомлять органы ГУВМ МВД РФ о смене персональных данных, статуса, зоны временной регистрации, выдаче российского гражданства;

— в строго установленный период проходить процедуру переучёта.


— оформление британского заграничного паспорта, подходящего для путешествий в остальные страны.

Я беженец. Я выбираю страну. Мысли вслух.

Данная статья родилась из очень популярных вопросов, наподобие: ГДЕ больше вероятности получить одобрение прошения? В какой стране?

Я отвечала всем в комментариях, но.. «аппетит приходит во время еды», да и недавнее сообщение, пришедшее не сайт, вынудило меня систематизировать всё по теме выбора страны.

Честно говоря, я давно ждала подобного вопроса. И, когда люди, обращали свой взгляд на Нидерланды, Австрию, мне вспоминались совсем другие страны, в прошлом такие заманчивые для иммиграции : Австрия, США, Канада, Новая Зеландия… Но, стоп, думала я…. мы же беженцы. нам туда не до плыть. И все же.. А если?

И вот он вопрос, наконец-то, задан: Где больше шансов получить статус — в Европе или США?

На самом деле, вопрос очень полезный!

Давайте еще раз вспомним все, что мы знаем про разные страны, и все, что мы знаем про беженцев в них.

Мысль первая.

1. Уместно ли вообще задаваться вопросом о том, где процедура легче и быстрее? Ведь в Женевской конвенции- едином на все страны документе- жестко и четко прописан и порядок обращения и порядок ответов, и все возможные варианты как одобрения, так и отказов. Однако, люди, почему-то упорно спрашивают, где легче?

Закон жизни, раз люди спрашивают, значит, есть «нечто», что эти вопросы рождает и подпитывает. Люди просто так ни о чем не спрашивают.

Значит, надо искать ответ.

Мысль вторая.

2. Чтобы ответить, давайте зададимся элементарным бытовым анализом ситуации в Европе и Америке.

Конечно, сравнивать страны вообще, любые страны- очень сложно. Тем более- США и Европу. Слишком разная внутренняя политика у всех государств. Даже внутри Европы у каждой страны- своя негласная политика, притом, что внешне, все они, объединены общей идей привлечения в страну мигрантов, которые нужны в качестве рабочей силы и повышения рождаемости. Известно: с ростом благополучия, уменьшается рождаемость и желание коренного, ныне благополучного народа, трудиться.

Безусловно, Женевская конвенция была заключена в то время, когда 2 эти причины были весьма актуальны. Сегодня странам Европы это нафиг не нужно, у них уже полно рабочей силы, которая произвела себе подобную рабочую силу. Благополучное коренное население продолжает радоваться жизни. Однако отказаться от помощи беженцам сейчас -дурной тон. Что подумает мир?

По сути, гостеприимство стран, участников программе переселения беженцев, это как галстук на важном приеме: снять невозможно, но все время приходиться ослаблять натяжение, уж слишком близко к шее он подбирается, с течением времени.
По поводу Америки — там изначально была несколько иная причина «гостеприимства» для беженцев: идея- американизации всего мира: потому, чем больше будет потенциальных «американцев», людей, всей душой и карманом «за» Америку, тем лучше. А, как известно, проще всего привлечь на свою сторону нищие массы, кинув кость социальных пособий и жилья. Следуя идеи американизации, много десятилетий Америка, горячо раскрыв объятия принимала всех, из всех стран, не взирая ни на что. Массовый исход в Америку евреев во времена советского ( постсоветского) периода, греков в те же 60-80-е, китайцев ( во все времена), ну и конечно, Латинская Америка и Африка. Закосив под «политически» преследуемых, убежища просили все, кто мог вырваться за границу. Понятие «убежище, просить убежища» — появилось в жизни народа именно из США и именно с приставкой- «политическое убежище». о другом тогда и не знали. Америка принимала радостно. Процесс натурализации (в Европе это называется адаптацией) был прост и включал сильную государственную материальную поддержку ( и законодательную тоже). Главная сложность была — получить американскую визу. Так было не только для стран «советского» пространства. Жители любой страны гордились наличием американской визы. Американцы даже разработали дорогостоящую программу обращения за визой. Лучший пример — «виза невесты». Ты американец хочешь пр гласить к себе знакомую в гости? оформляй визу невесты за 500 ( 1000) долларов, суммы разнились в зависимости от года. А там посмотрим.. Может знакомая твоя и не получит эту визу, а может ты и не планировал на ней жениться? Ничего, на всякий случай, оформляй визу невесты. «А все почему? Потому, что 98% приехавших в Америку по любым визам, ни за какие коврижки из страны не уезжали.

Что имеем в наше время?
Нет, от идеи американизации всей земли США никогда не откажется, но.. в настоящее время материальных возможностей у страны значительно меньше. И, в первую очередь это заметно потому, как запросто стало получить туристическую американскую визу. Виза невесты, будоражившая мозги миллионов русских женщин, искавших себе мужа за границей, ныне — страшный, забытый сон. Американскую визу стало получить не просто проще, а значительно проще. Причем значительно проще, чем, к примеру, получить россиянину из Перми , визу в Норвегию.
Американцы перестали бояться, что кто-то останется в их стране. А это, в свою очередь наталкивает на мысли : либо в стране совсем не хочется остаться.. Либо , у государства имеются невидимые простому обывателю ( возможно законодательные, так называемые «круговые») заслоны, преодолеть, которые не возможно. И, просивший убежища, потолкавшись по кругу пару лет, выдворяется из страны, либо попадает в тюрьму.
Подводя итоги вольных рассуждений, можно высказать предположение: чем сложнее в страну попасть, тем проще в ней остаться. Это означает, что права человека в данной стране , внутренние законы страны очень сильно развернуты в направлении !К человеку», находящемуся на территории страны и не могут никоим действием травмировать обратившегося за помощью. Потому, защита у такой страны выставляется на уровне получения визы- попробуй попади в наш человеческий рай.

И, наоборот, если визу страна раздает направо-налево, значит нисколько не опасаться, что люди толпами станут в этой стране оставаться на шее у государства. Либо у данного государства шеи нет. Либо, залезть на нее не представляется возможным, даже для стрессо-устойчивых, упорно-адатированных к невзгодам жителей стран Азии и Африки.
Про США могу добавить только одно- название говорит само за себя: соединенные штаты- в каждом штате свои законы. Это не просто слова. действительно очень разные законы, нет всеобщего единого закона для Америки! И по беженству тоже. Это обязательно надо учитывать. Потому, сравнивать ВСЁ США и ВСЮ Европу не представляется возможным.. Надо выбрать какие-то отдельные территории и сравнивать уже из них.

Мысль третья.

3. Законы шататов США мне ведосмы лишь в общем. иммигранты ( беженцы и «приехавшие на работу на бензозаправку» , те, кто не связан родственными узами с другими штатами, выбирают штат Мен. Уверена, небезосновательно. Вероятно, это не единственный «мягкий» для спорных вопросов штат, но, чтобы разобраться. требуется знаток американских штатов.

Что же касается Европы, имею опыт сравнения. но, сначала..

Мысль четвертая- самая важная.

4. Процесс одобрения прошения о беженстве, как и получения статуса дополнительной защиты- это очень тонкий процесс, зависящий от такого стечения обстоятельств и такого количества мелких факторов… что назвать страны, где легче или сложнее получить одобрение невозможно. Самое главное- не страна Евросоюза, а ваша история, если она «хлипкая», неубедительная, то в любой стране будет отказ!

Мысль пятая. А я хочу выбрать страну. Мне всё равно куда, должен же быть критерий выбора?

5. Должен. Пойдем методом от противного и выделим страны, которые целенаправленно «ищут причины» для отказа, так как сами испытывают экономически-бедственное положение, переполнены беженцами из Африки и Азии, или откровенно коррумпированы ( перечислены в порядке ослабления ситуация) 1. Италия ( самое бедственное положение)2. Испания. 3. Греция 4. Португалия. 6. Польша. 7. Хорватия.
Есть страны, куда обращаются в меньшей степени, они не очень экономически заманчивы для беженцев, что может быть плюсом, так как, в них действуют обще-европейские правила приема беженцев, только квоты другие: Чехия, Венгрия, Ирландия, Эстония, Латвия, Литва ( 3 последних принимают решения весьма эмоционально, есть шанс попасть как под 100% одобрение, так и наоборот, в зависимости от сказанного беженцем).
Так же есть страны, «цивилизованной» Европы, которые стараются найти причину для отказа в силу «данной политики данного правительства», которое настроено на программы по привлечения в страну инвестиций богатых людей: Австрия, Люксембург, Мальта, Республика Кипр, Швейцария ( не Евросоюз). Кстати, стоит упомянуть раз уж вспомнилась Швейцария- ведь обращаться за беженством можно не только в страны Евросоюза.
Такие страны как Дания, Нидерланды, Франция, Бельгия примерно одинаковы в своих условиях и социальных программах.
Мысль шестая.

6. Ну и наконец, «выбирая» страну обращения с прошением , помните, что жизнь продолжается и после прошения. А как? где? с кем? на что?- ожидать прошения? какие права ?

Мало того, жизнь будет продолжаться и даже после одобрения прошения! Опять те же вопросы- где будете жить? на что? Какими правами будете обладать? Будет ли государство поддерживать? Как сами жители будут относиться?
Понятно, что сегодня кажется главное- получить статус. Но.. во многих статус беженства — ноль без палочки. Беженец будет сам искать работу. сам снимать жилье, сам учить язык, сам учить детей, сам себя лечить и т д. И жизнь окажется нисколько не легче, чем на Украине ( России, Таджикистане и т д.).

Только в странах Скандинавии ( в широком смысле), в Германии и в Великобритании ( если мы говорим о Европе), имеются адаптационные программы для беженцев и солидная социальная поддержка. Такие программы имеются и в некоторой степени США, в большей степени — Австралии, Новой Зеландии. Особенно хорошая поддержка в Канаде. Во всех остальных странах, люди вынуждены будут выживать сами. А кому нужен на работу беженец без знания языка? Если нет работы, где жить? Как будут дети в школу ходить, медицинское обслуживание и т. д?
Среди стран Скандинавии- Финляндия, Швеция, Дания- наиболее «включены» в борьбу за права человека.
Норвегия, в последние 5 лет придерживается принципа « как можно меньше беженцев, как можно меньше иностранцев вообще», придумывая завлекательные программы для беженцев, чтобы им стало выгоднее страну покинуть, чем оставаться в ней. Самая популярная — отступные ( определённая сумма денег), предлагаемые беженцу, если он вернется на Родину. Норвегия, действительно очень мощно развила защиту прав человека в своей стране, доведя ее, на мой взгляд, до абсурда. Такие права и возможности можно давать только очень подготовленным людям. Даже с детства привыкшие к раю норвежцы не выдержали. Все помнят, что стало, когда этими правами воспользовался умалишенный Брейвик, именно на почве неприятия тех благ, которые раздавались беженцам из третьих стран. Поэтому, Норвегия всеми силами пытается «переломить» ситуацию в стране и открещивается от беженцев, особенно «мусульманского вероисповедания». Ну, а поскольку, невозможно так заявить во все всеуслышание, страна тихонько проводит политику обособленности от иммигрантов любого сорта, любой веры.
Мысль последняя.

Мы очень хорошо порассуждали, покритиковали страны, сравнили, выбрали.. А визу-то получим? Если вы впервые обращаетесь за визой, замышляя «беженство», оцените здраво свои возможности, и, аккуратно подойдите к получению визы, может быть, разумнее будет, выбрать пусть не очень «хорошую» в экономическом плане страну, но все всё же.. «человеческое» государство, чем замахиваться на прекрасную Австралию, не имея опыта в получении виз.

Мысль пятая. А я хочу выбрать страну. Мне всё равно куда, должен же быть критерий выбора?

Неединство Европы. Система убежища в разных странах

Многие спрашивают, правда ли, что по всей Европе (или хотя бы по ЕС) одни и те же правила предоставления убежища, и правила во Франции или Словакии ничем не отличаются от голландских?

Европейский Союз – это союз 27 независимых государств, которые имеют общую денежную, торговую, таможенную политику, единый внутренний рынок и отчасти общую внешнюю политику. Кроме того, данные страны объединены также Шенгенским соглашением.

Шенгенское соглашение – это открытые внутренние границы, единая шенгенская виза для иностранных туристов (не-граждан ЕС) и охрана внешних границ общими усилиями. В Шенгенскую зону не входит член ЕС – Ирландия, но входят не члены ЕС – Швейцария, Исландия и Норвегия. Великобритания ни в ЕС, ни в Шенгене не состоит.

Потенциальный беженец, чтобы подать прошение об убежище, уже должен находиться в той стране, в которой он хочет просить убежище. А чтобы попасть в какую-либу страну Шенгенского соглашения надо выполнить общие шенгенские правила. Например, получить по общим правилам туристическую шенгенскую визу в одну из стран или выполнить общие требования Шенгенской зоны по транзиту через одно из государств для подачи прошения об убежище на границе.

Так что, правила приезда в одну из стран Шенгенской зоны, чтобы вообще иметь право обратиться за убежищем, действительно совпадают. А какие ещё есть сходства?

Потенциальный беженец, чтобы подать прошение об убежище, уже должен находиться в той стране, в которой он хочет просить убежище. А чтобы попасть в какую-либу страну Шенгенского соглашения надо выполнить общие шенгенские правила. Например, получить по общим правилам туристическую шенгенскую визу в одну из стран или выполнить общие требования Шенгенской зоны по транзиту через одно из государств для подачи прошения об убежище на границе.

Насколько реально получить статус беженца?

Получение статуса беженца зависит от многих составляющих. Надо помнить, что любая иммиграционная программа – это, в первую очередь, юридический процесс. Поэтому здесь мелочей не бывает и стоит заручиться действенной поддержкой специалиста (иммиграционного адвоката), не только в процессе подготовки человека (семьи), но и в процессе рассмотрения дела в государстве подачи.

Нужно учитывать все факторы, влияющие на получение статус беженца. Это и история преследовании, и документы, подтверждающие факты преследования, и документы, подтверждающие факты обращения в различные правоохранительные и государственные органы, и еще много доказательств.

По каким причинам просят статус беженца

По каким причинам просят статус беженца

Программы получения статуса беженца в странах Европы и в Канаде.

В этой статье мы попытались изложить простым языком свое видение получения статуса беженца. Хотя пытаться пояснить просто для понимания серьезный юридический процесс, над которым работают сильнейшие специалисты в области международного права оказалось нелегко.

Получение статуса беженца не является в полном смысле эмиграционной программой, т.к. многое зависит не только от заявителя и членов его семьи, но и от иммиграционного законодательства соответствующего государства, иммиграционного чиновника, вернее чиновников, проводящих интервью.

Многое зависит от ситуации, побудившей человека бросить все и уехать из страны, в которой он не может получить защиту для себя и членов своей семьи от произвола.

Нормативная база получения статуса беженца
Какими нормативными актами регулируется процедура получения статуса беженца?

Этот вопрос «всплыл», если можно так выразиться, во время и сразу после окончания Первой Мировой войны, когда огромные массы людей в поисках защиты себя и своих близких вынуждены были искать убежища в других государствах, менее пострадавших от боевых действий.

Но юридическое осмысление и начало процесса создания правовой базы началось уже после Второй Мировой войны.

Основной юридической (нормативной) базой получения статуса беженца являются международные правовые документы – Женевская Конвенция “О статусе беженцев” (1951 г.), Протокол 1967 года, Нью-йоркский протокол к ней (1975 г.), Устав УВКБ ООН регламентирующие понятие «беженец» и определяющие условия предоставления убежища.

Обозначим основные постулаты Женевской Конвенции:
Беженцем считается человек, который в силу обоснованных причин стал жертвой преследования по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе, политических убеждений и находится вне государства своей принадлежности или происхождения и не может или не хочет воспользоваться этой защитой вследствие вполне обоснованных опасений своей жизни и здоровью.

Конвенциальными являются исключительно такие причины преследования:
• Раса
• Национальность
• Религия
• Политические взгляды
• Принадлежность к определенным социальным группам

ВАЖНО!
Причины криминального, экономического характера не являются основанием для получения статуса беженца.

Некоторые страны имеют и свои законодательные акты о беженцах, но они только логично дополняют международные документы, являющиеся обязательными к применению всеми подписавшими их государствами. Кроме указанных выше нормативных актов, являющихся основными, УВКБ (Управлением Верховного комиссариата по делам беженцев) ООН, Совета Европы, СНГ и т.д. принято более сотни нормативных документов регулирующих данный вопрос.

Я не упоминаю о внутренних нормативных актах в каждом из государств, присоединившихся к Женевской конвенции или иных нормативных актах международного сообщества, регулирующих получение статуса беженца и ратифицировавших эти акты полностью или отдельные их положения.

Кто может стать беженцем?
Стоит отметить, что в ряде демократических стран история жизни многих людей может служить достаточным основанием для предоставления статуса беженца с дальнейшим получением гражданства.

Это связано с тем, что мы, привыкшие жить в достаточно суровой, по отношению к правам человека, действительности (с точки зрения норм гражданского общества) об этом даже не догадываемся или мало задумываемся.

• Чтобы человек считался беженцем нужно, чтобы он испытывал давление и угрозу жизни и здоровью из-за своей расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе, политических убеждений. Не может считаться беженцем тот, кто совершил противоправное деяние, связанное с денежными средствами и в отношении кого осуществляются меры правовой защиты интересов государства. Также не может считаться беженцем лицо, которое желает улучшить свое финансовое положение за счет получения статуса.

• В отношении человека должны осуществляться активные действия, связанные с его преследованием. Это может осуществляться не только по отношению к самому человеку, но и по отношению к его родственникам, как близким, так и дальним.

• Преследования человека осуществляют не обычные одиночки, а лица, наделенные властными полномочиями и представляющие государственные органы власти и управления, либо достаточно большое количество людей. Все это побуждает людей стать беженцами.

• Человек не может либо не хочет жить в своей стране вследствие боязни за свою жизнь и здоровье. Это выражается в том, что человек, несмотря на все попытки получить защиту со стороны государства своей национальной или гражданской принадлежности, не получил ее.

Все это должно быть доказано документально, т.е. должны быть факты, подтверждающие слова человека, а не просто история.

ВАЖНО!
Заявитель получит 100% отказ, если им будут нарушены условия порядка въезда в страну или основания, побудившие человека стать беженцем, окажутся недостаточно убедительными.

Насколько реально получить статус беженца?
Представителям Ассоциации иммиграционных адвокатов регулярно приходится сталкиваться с тем, что многие пишут на форумах, что статус беженца получить невозможно.

Да, можно много рассуждать на эту тему. Зачастую люди используют истории, описанные в «Практическом справочнике по иммиграции», выпущенном в четырех томах. Либо просто находят документы и используют их для получения статуса беженца в интересующем их государстве.

Это не может не вызывать удивления, т.к. любое законодательство нестабильно. Оно развивается динамично.

Динамике подвержен и институт беженства. Со времени выхода последнего четвертого тома справочника, прошло более 5 лет. За это время многое изменилось как в мире, так в государствах бывшего СССР.

Можно вспомнить, как журналисты, граждане РФ получали статус беженца в Украине. Как чеченцы, граждане РФ получали статус беженца в Великобритании, Испании. Как граждане Украины получали статус беженца в Норвегии и Швеции. Перечислять можно много и долго.

Говорить о том, что статус беженца получить невозможно – значит ставить под сомнение наличие нормативных документов, регулирующих получение статуса беженца и всех тех людей, кто получил этот статус.

Мы можем много говорить доказывая тот факт, что статус беженца реален и его возможно получить, но что может свидетельствовать лучше чем копии опубликованных дел, тех клиентов которые получили статус беженца с помощью нашей фирмы.

Ознакомиться с копиями решений вынесенных по беженским делам вы можете на нашем сайте:

Говорить о том, что получение статуса беженца – достаточно простая процедура, ошибочно.

Получение статуса беженца зависит от многих составляющих. Надо помнить, что любая эмиграция – это, в первую очередь, юридический процесс. Поэтому здесь мелочей не бывает.

Что нужно учесть кандидату на получение статуса беженца?
Как писалось выше, нужно учитывать все факторы, влияющие на получение статус беженца. Это и история преследовании, и документы, подтверждающие факты преследования, и документы, подтверждающие факты обращения в различные правоохранительные и государственные органы, и еще много доказательств. Особо нужно обратить внимание на вопрос въезда в государство.

Нужно чтобы человек легально попал в государство. Нелегальный въезд теоретически возможен, однако, ввиду ужесточения пропускного контроля, сделать это на практике сложно. Да и на интервью придется озвучивать много деталей, сильно влияющих на постановку на процесс.

Одна из немаловажных деталей, на которую нужно обратить внимание – подаваться придется в первом демократическом государстве, лежащем на пути беженцев. Т.е. если цель – Франция или Испания, а беженцы из Таджикистана, то добираться придется на самолете, а не на поезде или автобусе.

Кроме того, подаваться придется в аэропорту, но не в транзитной зоне, т.к. тогда отправят дальше «по этапу». Транзитная зона не считается территорией государства. Естественно, человек может податься и в городе, если перерыв во времени между рейсами (пересадка с одного самолете на другой) более 8 часов и для него забронирована гостиница.

Интервью с кандидатом на получение статуса беженца
Процедура прохождения интервью в каждом государстве отличается по срокам и по содержанию. Однако, если рассматривать в целом, то она стандартна. После заявления на убежище заявитель и члены его семьи получают соответствующие анкеты, которые они должны заполнить. После этого у них снимают отпечатки пальцев.

Обычно после этого заявитель и члены его семьи проходят медкомиссию. В течение всего срока рассмотрения заявления, кандидаты на получение статуса беженца проживают в гостинице. Обычно этот срок не превышает 1 месяца.

На интервью присутствуют сам заявитель, переводчик, офицеры иммиграционной службы, адвокат. Само интервью может занимать от нескольких часов до нескольких дней. Во время интервью в обязательном порядке ведется протокол, который по окончанию предается заявителю. Интервьюируются все совершеннолетние лица семьи заявителя. Супруг может участвовать в интервью своего супруга, но не имеет право подсказывать, комментировать и давать показания.

Нужно помнить, что само интервью проводится для того, чтобы убедиться, что сам заявитель и члены его семьи подвергались преследованию, что угроза их жизни и здоровью была реальная, а не мнимая. И что все это побудило заявителя и членов его семьи стать беженцами.

Суть интервью состоит в озвучивании истории преследования и ответов на вопросы по ней. После интервью принимается решение либо позитивное (заявителю вместе с членами семьи предоставляют статус беженца), либо негативное. В случае отказа у заявителя есть право на обжалование решения в суде.

Не стоит думать, что адвокат будет помогать заявителю или подсказывать. Его деятельность сводится исключительно к тому, чтобы в самом процессе не было допущено никаких нарушений, чтобы был предоставлен переводчик, чтобы во время были предоставлены соответствующие бланки и формуляры, чтобы на заявителя и членов его семьи не оказывалось психологического давления. Хотя практически всегда давление на заявителя и членов его семьи оказывается.

После того, как по делу будет принято решение о постановке на процесс, заявителю и членам его семьи выдают информацию о возможном поселении. Это могут быть как социальные квартиры, так и комната на 4-6 человек в лагере для беженцев.

В это же время выдаются талоны на питание, либо небольшая сумма карманных денег, позволяющая приобрести продукты. Надо помнить, что выделяемая беженцам сумма не велика. Обычно их хватает только на самое необходимое, т.е. их размер составляет прожиточный минимум, установленный в государстве.

На какую помощь от государства может рассчитывать беженец?
Кроме денежного пособия, заявитель на убежище и беженец получают целый блок социальных благ. Ниже приведем их характерный перечень для большинства стран, подписавших Конвенцию 1951 года.

Денежные и социальные пособия для беженцев:
• бесплатное медицинское обслуживание (за исключением дорогих стоматологических и косметических операций);
• возможность бесплатного изучения языка;
• возможность посещения бесплатных курсов повышения квалификации или профориентации (получение новой профессии);
• возможность бесплатного или дотационного обучения школьников и студентов;
• широкий спектр различных целевых выплат: на одежду к смене сезона, на мебель, на детские вещи и принадлежности, на бытовую технику и др.

В ряде стран предоставляется муниципальное жилье, а также имеются дополнительные программы и льготы, например для семей с детьми и др.

Имеют ли беженцы право на работу?
Во время «нахождения на процессе» заявителю и членам его семьи, как правило, разрешается работать.

Во многих европейских странах при получении статуса беженца заявитель может получить как срочное (ограниченное по сроку) так и бессрочное разрешение на пребывание. Срочное выдается на определенный срок и не превышает 5 лет. После этого власти пересматривают дело и выясняют, присутствуют ли основания, побудившие человека и его семью покинуть свою родину или нет.

Если присутствуют, то разрешение продлевают. Если нет, то предлагают выехать на родину. У заявителя все же есть право обжаловать решение в суде и доказать, что на родине его ждут угроза жизни и здоровью. В некоторых государствах статус беженца, заменяет получение разрешения на пребывание или разрешения на работу.

Необходимо помнить, что с каждым годом иммиграционное законодательство ужесточается. На сегодняшний день в странах Евросоюза не так много иммиграционных программ, по которым можно реально выехать и легально находиться в стране.

С чего следует начинать?
С чего следует начинать тому, кто задумался о получении статуса беженца за рубежом?

Во-первых, с выяснения причин, которые являются основанием для предоставления статуса беженца.

Во-вторых, с ознакомления с любой информацией по этому вопросу: на консультациях с адвокатом, из газет, из специализированной литературы.

В-третьих, обязательно проконсультироваться с юристом или адвокатом, чтобы оценить свои шансы.

Необходимо помнить, что получение статуса беженца – скрупулезный юридический процесс, требующий правовой, информационной и психологической подготовки.

Легализация в стране путем получения этого статуса – наука, состоящая из множества нюансов, незнание или непонимание которых может свести весь процесс к нулю, то есть к выдворению или депортации. Поэтому обязательно спросите каждого своего консультанта: какие услуги он может оказать вам с целью вашего выезда за рубеж?

Не стоит думать, что адвокат будет помогать заявителю или подсказывать. Его деятельность сводится исключительно к тому, чтобы в самом процессе не было допущено никаких нарушений, чтобы был предоставлен переводчик, чтобы во время были предоставлены соответствующие бланки и формуляры, чтобы на заявителя и членов его семьи не оказывалось психологического давления. Хотя практически всегда давление на заявителя и членов его семьи оказывается.

Куда стремятся беженцы?

Самой популярной страной для мигрантов ожидаемо стала Германия. За первое полугодие 2015 года количество заявок на получение статуса беженца уже превысило годовой показатель 2014. При этом в ближайшие месяцы ожидается еще 800 тыс. мигрантов.

В целом же именно в Германию подаются 40% всех заявок, что неудивительно. Это одна из наиболее развитых стран ЕС, а уровень социального пособия там максимально высокий.

В Австрии проблема приобрела общенациональные масштабы. В обустройстве лагерей для беженцев задействована армия, процесс рассмотрения новых заявок на предоставление статуса вообще остановился. На это решение во многом повлиял инцидент на австрийском шоссе, где полиция обнаружила грузовик с 71 беженцами-нелегалами из Сирии, задохнувшимися в кузове от недостатка воздуха.

Критическая ситуация и в Великобритании, куда с марта 2014 по март 2015 въехали около 330 тыс. человек – втрое больше, чем за предыдущий год. Британцев тревожит повысившаяся нагрузка на рынок труда и жилья. Премьер-министр Дэвид Кэмерон еще пять лет назад обещал ограничить приток мигрантов до 100 тыс. в год. Однако сделано это не было, что и привело к серьезным проблемам.

Южный поток

Своеобразным «билетом в Европу» для тысяч мигрантов с Ближнего Востока (там активно идут боевые действия) становится Греция, куда легко добраться из Турции даже на надувной лодке. Отсюда нелегалы бегут на Балканы, а затем – в различные страны Европы.

Только за июль в Грецию в буквальном смысле приплыли 50 тыс. беженцев, однако это – лишь официальная статистика. Прибывшие разбивают огромные лагеря и требуют выдачи документов.

Пока что никаких очевидных ограничений страна не вводит. Однако правительство Евросоюза 10 августа уже выделило Греции 470 млн. евро на решение проблемы с мигрантами. Еще больше (560 млн. евро), получила Италия, которую штурмуют африканские беженцы.

Балканский полуостров, который всегда привлекал нелегальных мигрантов, сейчас переживает небывалый наплыв желающих получить ВНЖ в Европе. Македония стала перевалочной базой для нелегалов, планирующих перебраться в Германию, Австрию или Венгрию. В последнее время через границу с Грецией сюда ежедневно переправлялись до 2 тыс. человек – пока в приграничных районах македонское правительство не ввело режим ЧП.

Беспрецедентное решение приняло правительство Венгрии – для защиты от потока мигрантов из Сербии на границе с этой страной строится защитная стена из колючей проволоки длиной в 175 км. К началу сентября работы должны завершиться.

Невозможно, но необходимо

Многие эксперты отмечают, что у ЕС отсутствует согласованная миграционная политика. В Нидерландах все мигранты, которых в течение нескольких недель не зарегистрируют как беженцы, будут депортированы. Болгария развертывает войска, чтобы удерживать под контролем границу с Македонией. Глава МИД Великобритании Тереза Мэй предложила высылать из страны мигрантов, которые не находят в ней работу, в том числе вчерашних студентов.

Между тем, Еврокомиссия явно не справляется с проблемой, перекладывая ее на плечи правительств отдельных стран. С одной стороны, все страны ЕС боятся потока мигрантов и вводят ограничения на их регистрацию. С другой стороны, игнорировать проблему невозможно, и беженцев нужно где-то размещать и регистрировать.

Глава ООН Пан Ги Мун призвал чиновников расширить меры по легализации мигрантов и обращаться с прибывающими максимально гуманно и в соответствии с международными стандартами. Таким образом, Европа находится в парадоксальной ситуации, когда новых беженцев принимать никому не хочется, но необходимо.

На данный момент Еврокомиссией было принято компромиссное решение: оборудовать в Италии и Греции приемные миграционные пункты, но при этом ужесточить критерии для предоставления статуса беженца. Между странами ЕС будут согласованы квоты, разделены политические и экономические мотивы предоставления убежища.

Нужно ли говорить, что эти решения делают практически невозможным получение статуса беженца в Европе для жителей стран СНГ, так как максимальное количество квот будет отдано мигрантам из стран Третьего мира.

Невозможно, но необходимо

Статус беженца: как получить и что он дает

Чем отличается «беженец» от человека, получившего временное убежище, и нужны ли вообще эти статусы, если вынужденный переселенец владеет русским языком и хочет работать в России и, вероятно, остаться жить здесь постоянно?

Статус «временное пребывание» дает иностранцу право только лишь на житье-бытье на территории России в течение 90 дней (разрешение на работу нужно оформлять отдельно). Статус «временное проживание» — ряд социальных льгот плюс трудоустройство. Статус «беженец» дает гражданам Украины возможность работать без дополнительного разрешения, патента и квот и получать пенсии. Что оформлять?

Статус беженца

Статус беженца обычно дается сроком на три года (хотя с 01.01.2013 года ограничение в сроке, на который лицо может быть признано беженцем, не установлено).

В это время человек имеет право находиться и работать на территории России, однако при этом у него изымается и хранится в органе миграционной службы национальный (например, украинский) паспорт, то есть он не может выехать обратно по первому желанию. Узником России он не становится, документы на выезд в свою страну или за границу оформить все-таки можно и до истечения срока «паспорта беженца».

Чтобы получить статус беженца:

1. Обратитесь в уполномоченный орган с ходатайством о признании беженцем.

Если человек еще не покинул свою страну или сначала выехал не в Россию, а в другое государство, но хочет искать убежища именно в России, то ему нужны консульские представительства или посольство.

Если речь идет о беженцах на территории России — нужно обращаться в органы ФМС (Федеральной миграционной службы). В приграничных областях, как сообщила «Милосердию.ру» адвокат Анна Сердюкова, заявление на признание человека беженцем теперь принимают не только «территориальные» органы ФМС, т.е. центральные учреждения в областных центрах, но и многие другие.

При официальном пересечении границы беженцам приходится заполнять документ, в котором указывается цель въезда. Там есть графа для беженцев. Если человек твердо планирует просить о таком статусе, можно указать это в миграционной карте и обратиться с просьбой о получении статуса к офицеру ФСБ на пограничном пункте. Правда, как показывает сегодняшняя практика, пограничные пункты с потоком беженцев не справляются, и этот вопрос ложится на плечи Федеральной миграционной службы.

Адвокат Анна Сердюкова сообщила «Милосердию.ру», что на словах в ФМС в городе Шахты ей обещали, что людям, которые проведут три месяца в России просто по праву пребывания на ее территории в течение 90 дней, а только потом обратятся за статусом беженца, не будет отказано только на том основании, что они надеялись на скорое урегулирование конфликта у себя на родине и не обратились в ФМС сразу. Однако устное обещание конкретного специалиста ФМС, как бы ни хотелось на него положиться, ничего не гарантирует. Так что если на границе беженцы написали в миграционной карте «туризм», гарантий, что через три месяца у них не будет проблем с легализацией продолжения пребывания в России, нет.

Ходатайство о признании беженцем оформляется со слов заявителя уполномоченным сотрудником территориального органа ФМС России от руки или на компьютере на русском языке. Каждый совершеннолетний человек подает такое ходатайство отдельно, дети вписываются в документы к родителям или опекунам.

При подаче ходатайства проводится опрос заявителя с заполнением анкеты и опросного листа. То есть специалист ФМС задаст очень много вопросов. Чем больше документов у беженца будет с собой, тем лучше, однако все они должны иметь перевод на русский язык. Проблема может заключаться в том, что беженцы с Юга-Востока Украины чаще всего прибывают в Россию без трудовых книжек и некоторых других документов, которые рекомендуется иметь с собой. Также беженцы не имеют денег на нотариальные переводы их на русский язык. Сейчас, впрочем, достаточно минимума документов, а украинские паспорта до сих пор имеют страницы на русском языке и поэтому не требуют перевода.

Кроме того, желающему обрести статус беженца придется сдать отпечатки пальцев и сфотографироваться.

Затем заявителю выдают справку о приеме ходатайства о признании беженцем на территории РФ. Справка действует пять рабочих дней.

2. Получите свидетельство о рассмотрении ходатайства (действует три месяца)

Ходатайство о признании беженцем подлежит предварительному рассмотрению территориальным органом ФМС. Это еще не решение о признании человека беженцем, а только о том, начинать ли вообще эту процедуру.

Если решение положительное, то беженцу выдают свидетельство о рассмотрении его заявления по существу, которое действует три месяца.

Если решение отрицательное — его можно обжаловать в суде.

В обычное время рассмотрение ходатайства о присвоении статуса беженца занимает три месяца. Иногда этот срок еще и продлевают вдвое. В период кризиса на Украине неоднократно заявлялось, что срок рассмотрения таких заявлений будет сокращен.

3. Подайте заявления в орган ФМС на выплату единовременного денежного пособия и на выдачу направления в центр временного размещения.

На те три месяца, что рассматривается заявление, беженцу (пока еще беженцу по существу, а не беженцу по бумаге) предоставляется жилье. Это может быть не самое комфортное жилье, оно не будет отдельным, но это должна быть крыша над головой.

Также в центрах временного размещения предоставляется питание, лекарственная и медицинская помощь.

Единовременное денежное пособие составляет 100 (сто) рублей на человека (150 рублей для малоимущих и инвалидов).

4. Встаньте на учет и пройдите медицинское освидетельствование.

Человек, получивший свидетельство, что его ходатайство о признании беженцем будет рассматриваться, и прибывшие с ним члены его семьи, должны быть поставлены на учет по месту пребывания (в местном УФМС) и должны пройти обязательное медицинское освидетельствование.

Это медицинское освидетельствование должно проводиться бесплатно, в том числе лабораторные исследования, в том числе на ВИЧ. Медицинские учреждения получают финансирование этих обследований от ФМС — в отличие от освидетельствования за собственный счет, которое необходимо пройти при оформлении разрешения на временное проживание или на получение гражданства по обычной процедуре.

Когда у человека появляется сертификат о прохождении такого обследования, он имеет право на дальнейшую первичную медицинскую помощь, как и на неотложную медицинскую помощь.

5. Получите решение о признании или об отказе в признании беженцем на территории РФ.

6. Получите удостоверение беженца (в случае, если решение принято о человеке, находящемся не в России, ему также выдается билет в Россию).

При получении удостоверения беженца национальный (гражданский) паспорт и (или) другие документы, удостоверяющие личность заявителя, признанного беженцем, остаются на хранении в органе ФМС по месту учета на срок признания этого заявителя беженцем.

Для выезда за пределы РФ и въезда в РФ беженцам оформляется проездной документ.

Для работы беженцам нет необходимости оформлять разрешение или патент, а также учитывать квоты (в соответствии с законом, вступившим в силу 15 мая этого года).

Дети беженцев имеют право ходить в детский сад и школу наравне с детьми граждан России.

Никаких постоянных пособий из бюджета, в том числе на детей, статус беженца не предусматривает. Однако беженцы имеют право на выплату пенсий. Для этого нужно обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда РФ с удостоверением беженца. Другие документы беженца в это время уже хранятся в ФМС, их предоставлять не нужно.

Временное убежище

Временное убежище дается сроком на год. У получившего его гражданина изымается его национальный паспорт, он может работать без специальных разрешений и патентов, получать медицинскую помощь.

Временное убежище можно получить вместо статуса беженца. В случае, если ситуация в стране постоянного жительства человека, получившего убежище, не нормализуется, срок предоставления убежища каждый год могут продлевать еще на год по решению ФМС.

1. Подайте заявление в ФМС о предоставлении временного убежища.

2. После подачи заявления нужно пройти дактилоскопическую регистрацию (сдать отпечатки пальцев). Всем членам семьи нужно пройти обязательное медицинское освидетельствование и получить медицинское заключение (направляют в ФМС).

3. На время рассмотрения заявления лица о предоставлении ему и прибывшим с ним членам его семьи временного убежища ФМС выдает справку о рассмотрении заявления о предоставлении временного убежища или делает отметку в свидетельстве о рассмотрении ходатайства о признании беженцем (справка подтверждает законное пребывание территории Российской Федерации на период рассмотрения заявления о предоставлении временного убежища).

4. После подачи заявления и получения справки нужно встать на регистрационный учет по месту пребывания (также в ФМС).

5. Решение о предоставлении временного убежища принимается ФМС в срок, не превышающий трех месяцев со дня подачи заявления.

6. В случае положительного решения о предоставлении временного убежища ФМС выдает свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации. Свидетельство является документом, удостоверяющим личность его владельца на территории Российской Федерации, а паспорт и другие документы иностранного государства сдаются на хранение в ФМС.

Права детей тех, кто получил временное убежище, на посещение школы и детского сада, не расписаны так же подробно, как права детей беженцев, однако они есть — так же, например, как у детей трудовых или даже нелегальных мигрантов.

Гражданство для носителей русского языка

С 23 июня 2014 года люди, признанные носителями русского языка, могут получить гражданство по упрощенной процедуре. Среди беженцев с Юго-Востока Украины большинство — именно носители языка. Тем из них, кто не планирует возвращаться на Украину, можно не подавать документы на статус беженца или на предоставление временного убежища, а сразу приступить к оформлению гражданства.

Кроме результата экзамена, потребуется отказ от гражданства других стран (если он невозможен по объективным причинам, это учитывается). Также нужны документы о том, что сам заявитель или его прямые родственники по восходящей линии жили в России или в СССР (документ сформулирован неясно: то ли в СССР в пределах современной границы России, то ли в СССР вообще). Документами, подтверждающими это, могут быть вид на жительство, выписка из домовой книги, копия поквартирной карточки, сведения о постановке на воинский учет, архивные справки, выписки.

Комиссии, призванные проводить экзамен по русскому языку, должны собираться под председательством замруководителя отделения ФМС, отвечающий за вопросы гражданства.

После заявление в ФМС о том, что иностранный гражданин хочет пройти экзамен, комиссия должна собраться не позднее чем через пять дней. Еще пять дней отводится на принятие решения.

Далее в приказе написано: в ходе собеседования определяется способность иностранного гражданина понимать и уметь интерпретировать неадаптированные тексты на любую тематику, включая абстрактно-философские, профессиональной ориентации, публицистические и художественные, а также тексты, обладающие подтекстовыми и концептуальными смыслами. Кроме того, максимально полно понимать содержание в том числе записей публичных выступлений, свободно воспринимая социально-культурные и эмоциональные особенности речи говорящих, интерпретируя фразеологизмы, известные высказывания и скрытые смыслы. Уметь достигать поставленных целей коммуникации, продемонстрировать полное знание языковой системы и свободное владение средствами выразительности языка во всем многообразии лексико-грамматических, стилистических, синонимических и структурных отношений.

Какие именно «абстрактно-философские» или «публицистические» тексты с какими именно «подтекстами» та или иная комиссия сочтет показательными — пока неизвестно. Вся надежда на то, что в комиссию должны входить и филологи, а не только чиновники. Кроме того, установлено, что знания грамматики и орфографии проверяться не будут.

Упрощенная процедура получения гражданства предполагает, что за ним можно обращаться, не получив предварительно разрешения на временное проживания и вида на жительство, а также не прожив в России пяти лет, установленных по стандартной процедуре. Кроме того, гражданство будет присвоено носителю языка в течение трех месяцев (а не полугода, как ранее).

Комиссии, призванные проводить экзамен по русскому языку, должны собираться под председательством замруководителя отделения ФМС, отвечающий за вопросы гражданства.

На какой срок беженцы получают разрешение на пребывание?

При получении статуса беженца заявитель может получить как срочное (ограниченное по сроку) так и бессрочное разрешение на пребывание.

Срочное выдается на определенный срок и не превышает 5 лет. После этого власти пересматривают дело и выясняют, присутствуют ли основания, побудившие человека и его семью покинуть свою родину или нет. Если присутствуют, то разрешение продлевают. Если нет, то предлагают выехать на родину.

У заявителя все же есть право обжаловать решение в суде и доказать, что на родине его ждут угроза жизни и здоровью. В некоторых государствах статус беженца заменяет получение разрешения на пребывание или разрешения на работу.

У заявителя все же есть право обжаловать решение в суде и доказать, что на родине его ждут угроза жизни и здоровью. В некоторых государствах статус беженца заменяет получение разрешения на пребывание или разрешения на работу.

Континент беженцев: как ЕС заработает на мигрантах $45 млрд

​С лета 2015 года в Европу перебрались сотни тысяч нелегальных мигрантов с охваченного войной Ближнего Востока. По данным пограничной службы Frontex, за прошедший год были зафиксированы 1,82 млн случаев нелегального перехода границ ЕС. Eurostat сообщает, что за этот же период свыше 1,25 млн человек запросили в странах Евросоюза статус беженца, 95% из них — впервые. «Никаких других данных нет. Но логично предположить, что реальное число беженцев будет гораздо больше, нежели сообщается официально: многие из мигрантов просто не учтены», — говорит РБК профессор Индианского университета Элизабет Данн.​

Шенген и Дублин под ударом

С началом кризиса Брюссель не смог предложить общеевропейскую политику по его решению, и многие страны объявили о восстановлении пограничного контроля на внутренних границах ЕС. На данный момент режим проверок на границах введен в Германии, Дании, Швеции и Франции. В середине января о приостановке действия Шенгенского соглашения на своей территории объявила Австрия.

25 января главы МВД и Минюстов стран ЕС собрались на неформальное двухдневное совещание в Амстердаме. По его итогам они призвали руководство ЕС продлить период проверок на национальных границах внутри ЕС. «Год назад мы все предупреждали, что, если мы не примем какого-то решения, судьба Шенгена будет поставлена под вопрос. И вот, это уже происходит», — пояснил глава голландского Минюста Клас Дейхофф.

Кодекс о границах позволяет национальным правительствам вводить подобные ограничения на срок до полугода и продлевать не более трех раз. Тем самым непрерывно Шенгенское соглашение может быть приостановлено максимум на два года. Во всех перечисленных странах пограничный контроль был возвращен после терактов в Париже 13 ноября 2015 года.

На министерской встрече в Амстердаме и после нее европейские политики подвергли жесткой критике Грецию за неспособность охранять свои рубежи, обвиняя в нарушении Шенгенских соглашений. На исправление ошибок Брюссель дал три месяца, угрожая в противном случае исключить страну из безвизовой зоны.

По сути, Греция оказалась заложницей других принципов европейской миграционной политики — Дублинских соглашений 1990 года. Согласно им, заявка на предоставление статуса беженца должна подаваться в первой стране Евросоюза, в которую прибыл соискатель. Эта страна и должна обработать заявку, внести данные просителя в общеевропейскую базу и вынести решение: отказать человеку и выслать его или предоставить убежище.

В реальности же нелегалы с Ближнего Востока попадают на территорию ЕС лишь по трем основным маршрутам: через Венгрию, Грецию и Италию. Миграционные службы этих стран не справляются с потоком желающих получить убежище и прибегают к различного рода уловкам, пропуская нелегалов вглубь Европы.

Примеры таких уловок приводит профессор Университета Бирмингема Нандо Сигона. Например, в Италии чиновники уклонились от обязательного сбора отпечатков пальцев у мигрантов. В Греции беженцев пропускали в другие европейские страны, а затем намеренно создавали настолько плохие условия в лагерях для перемещенных лиц, чтобы власти стран Западной Европы под давлением правозащитников отказывались возвращать мигрантов в «страну прибытия».

Косвенно это подтверждается европейской статистикой. Так, в 2015 году нелегально пересекли итальянскую границу 157 тыс. человек, но заявок на получение статуса беженца за январь—ноябрь было подано всего 80 тыс. По «восточному» маршруту в Грецию попали 881 тыс. человек, из них менее 11 тыс. подали обращение по месту прибытия (данные за 10 месяцев). В Венгрии из 764 тыс. перешедших в 2015 году границу беженцев задержались лишь 177 тыс.

Как живут беженцы

Условия жизни беженцев в странах Западной Европы тоже становятся предметом критики правозащитников. Например, во французском Кале, рядом с железнодорожным тоннелем в сторону Британских островов, действует один из крупнейших подобных лагерей под названием «Джунгли». Сейчас в нем живут не менее 4,5 тыс. человек. Для них на территории самого палаточного городка развернуто около 50 предприятий обслуживания: от булочной до парикмахерской и ремонта велотехники.

В ФРГ беженцы живут в основном в бытовках на окраинах городов или в старых зданиях на балансе государства. «Я приехал в Германию, потому что все говорили, что там рай на земле. Сейчас я жалею о своем решении», — рассказал The Wall Street Journal уроженец Дамаска Амер. Проведя четыре месяца в выделенном для нужд беженцев заброшенном административном здании, он принял решение вернуться в Сирию. На то, чтобы перебраться с семьей в Германию, у него ушло €15 тыс.

Признанием неэффективности Дублинской системы стало предложение главы Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера вручную распределить беженцев между странами Евросоюза. Летом 2015 года политик сообщил, что в программу расселения включены 40 тыс. мигрантов, в сентябре квота была расширена до 160 тыс. человек. План оказался провальным: 14 января еврокомиссар по делам беженцев Дмитрис Аврамополус на заседании Европарламента сообщил, что с начала осени из запланированных 160 тыс. беженцев централизованно были размещены лишь 272 человека.

Тогда же политик объявил о планах Брюсселя реформировать Дублинские соглашения: отменить правила о размещении мигрантов в стране прибытия и создать полуавтоматическую систему распределения заявителей-беженцев между странами союза. Активным сторонником такой реформы Дублина является премьер-министр Швеции Стефан Левен. Напротив, страны «Вышеградской группы» (Венгрия, Польша, Словакия, Чехия) отвергают систему квот как таковую. Взамен они призвали к созданию системы «проблемных зон» для наблюдения за работой пограничной службы.

Как сообщает источник The Financial Times, раньше марта 2016 года какого-либо финального решения от Брюсселя ждать не стоит. Вероятнее всего, поясняет собеседник издания, будет согласована реформа Дублинских соглашений с учетом системы квот: постоянно действующая система размещения беженцев между странами ЕС с учетом их экономического и демографического потенциала.

Немецкое гостеприимство

Каждый третий из попросивших убежище сделал это в Германии. По статистике Eurostat, в 2015 году на долю Германии пришлось 477 тыс. прошений о получении статуса беженца. Это втрое больше, чем у Венгрии, которая занимает второе место по числу принятых заявлений. Общее же число въехавших в страну нелегальных мигрантов за первые 11 месяцев прошлого года уже превысило 1 млн человек.

«В последние месяцы 2015 года в Германию въезжали по 100 тыс. человек, что сопоставимо с населением небольшого города. В зимние месяцы интенсивность въезда упала, что объясняется погодой, но весной Берлин ожидает нового притока и готовится к нему», — рассказал РБК сотрудник МВД Германии. По его словам, 45% приезжающих в Германию составляют выходцы из Сирии, 21% — из Афганистана, 15% — из Ирака.

С самого начала правительство ФРГ исповедовало принцип «открытых дверей» в своей политике приема беженцев. Меркель в ноябре в интервью телеканалу ZDF объясняла: закрытие внутренних границ решить проблему не сможет, нужен иной подход: легализация мигрантов, борьба с торговлей людьми, защита внешних рубежей Евросоюза и кооперация с региональными игроками. Именно поэтому Меркель, в частности, является активным сторонником сотрудничества с Турцией по сдерживанию миграционных потоков в пределах Ближнего Востока. В начале декабря американский журнал Time назвал Меркель человеком года. Причины: под ее руководством ФРГ (и весь ЕС) выстояла перед лицом долгового кризиса еврозоны и наплыва мигрантов.

«Веселое настроение — празднования проходят в целом мирно», — написала в своем Twitter пресс-служба полиции Кельна в полдень 1 января 2016 года. Той ночью, выяснилось впоследствии, далеко не все проходило мирно — полиция была завалена сообщениями о домогательствах со стороны «мужчин арабской внешности». К концу месяца в одном только Кельне было подано свыше 800 заявлений от женщин, подвергшихся нападениям в новогоднюю ночь. Большинство из тех нападавших, чьи личности уже установлены полицией, оказались новоприбывшими мигрантами из Сирии.

Общество было возмущено тем, что городские власти четверо суток скрывали факты массового сексуального насилия. Начальник городской полиции был отправлен в отставку, а канцлер Ангела Меркель вынуждена была отказаться от поездки на форум в Давосе.

Недовольство канцлером теперь открыто выражают ее однопартийцы из «Христианско-демократического союза»: глава его парламентской фракции Фолькер Каудер, министр транспорта Александр Добриндт, министр финансов Вольфганг Шойбле. Входящие в правящую коалицию социал-демократы также не остались в стороне. Министр экономики и лидер социал-демократов Зигмар Габриэль провозгласил Меркель лично ответственной за то, что Германия в скором времени вынуждена будет закрыть границы: без обещанного единого европейского подхода к беженцам это станет неизбежным.

Кто бежит в Европу

Анализируя демографические показатели последней миграционной волны, профессор Техасского университета Валери Хадсон отметила, что превалирование среди беженцев молодых мужчин могло поспособствовать массовому насилию в Кельне. Среди молодежи ФРГ, подсчитала она, и без того на 100 девушек приходится 114 парней.

В целом, по данным ООН, не менее 58% прибывших в 2015 году в Европу беженцев являются совершеннолетними мужчинами. «Например, в Швецию в составе последней миграционной волны прибыл 71% мужчин. Среди подростков 16–17 лет число мальчиков достигает 90%, — утверждает Хадсон. — При этом среди коренного населения Швеции этого возраста на 100 девочек приходится 123 мальчика».

По итогам январского опроса телеканала ZDF 56% немцев стали негативно оценивать работу Меркель по преодолению миграционного кризиса (за месяц число скептиков выросло на 7%). С высказыванием «Германия не может осилить большее количество беженцев» согласны 60% опрошенных (против 46% в декабре).

По данным немецкого центра Wahlrecht, проводящего социологические опросы, популярность в ФРГ правоконсервативной партии «Альтернатива для Германии» (AfD) за полгода миграционного кризиса выросла вдвое: с 5 до 10%. Параллельно падает поддержка правящей ХДС/ХСС, до 37 против 42% на выборах осенью 2013 года. На том голосовании AfD не набрала достаточно голосов для прохода в бундестаг, теперь же она способна сформировать третью по величине фракцию.

Вызовы и возможности

С финансовой точки зрения миграционная волна будет стоить Европе десятки миллиардов евро. Общей оценки не существует из-за разницы трат национальных служб на каждого получившего убежище. Еще в октябре немецкий Commerzbank подсчитал, что ФРГ способна за полтора года (к весне 2017 года) принять и разместить около 2 млн беженцев. Немецкому бюджету это обойдется в €28 млрд, причем около 85% этой суммы придется на прямые расходы (в первую очередь пособия и содержание мигрантов). На одного беженца государство может потратить €979 в месяц. Четверть этой суммы составляет бесплатное (для пациентов) медицинское обслуживание, треть — коммунальные расходы. Остальное (около €360 в месяц) — различного рода пособия.

За прошедшие полгода оценки изменились в сторону увеличения: 1 февраля Институт немецкой экономики в Кельне сообщил, что к концу 2017 года Германия потратит на беженцев €50 млрд казенных средств. Сумма выведена из расчета €12 тыс. на человека в год плюс €3,3 тыс. на языковое обучение и социализацию. По оценкам же берлинского Института немецкой экономики, в 2015 году ФРГ уже потратила на беженцев €6 млрд, планируя использовать сэкономленные €12,1 млрд (профицит бюджета в 2015 году) на размещение мигрантов. Но этой суммы на один только 2016 год может оказаться мало.

Собеседник РБК в германском МВД пояснил, что в одной только Германии подсчитать траты на обустройство беженцев довольно сложно: все зависит от того, в какой федеральной земле он размещен. Однако все мигранты могут рассчитывать на бесплатное жилье, питание, медицинское обслуживание и карманные деньги. На основании данных предыдущих лет немецкое правительство в сентябре заявило, что интеграция одного мигранта стоит бюджету в среднем €12,5 тыс. в год. По итогам опроса региональных правительств Die Welt сообщила, что в 2016 году немецкие земли ожидают потратить на размещение беженцев €16,5 млрд. Например, Бавария готова выделить €3,3 млрд, а Баден-Вюртемберг — около €2,3 млрд. Казначеи Берлина готовы потратить на обустройство беженцев €600 млн.

Миграция в ЕС в цифрах

4 млн человек могут приехать в страны Евросоюза в 2015–2017 годах, по оценке директора — распорядителя МВФ Кристин Лагард

0,5% ВВП в год готова выделить ФРГ на интеграцию мигрантов

Свыше 1,8 млн случаев нелегального пересечения границ было зафиксировано в 2015 году

€12,5 тыс. стоит размещение одного мигранта бюджету ФРГ

400 тыс. жилых домов требуется построить в Германии для размещения беженцев

Источники: МВФ, Deutsche Welle, Deutscher Städtetag, Frontex

В целом по Европе, как следует из ноябрьского доклада ОЭСР, ежегодная стоимость размещения беженцев оказывается чуть ниже, чем в ФРГ: от €8 тыс. до €12 тыс. Пока же расходы германского бюджета на беженцев на 2016 и 2017 годы зафиксированы на уровне 0,5% от ВВП. По прогнозу МВФ эта сумма составит соответственно €18,3 млрд и €18,9 млрд по текущему курсу евро к доллару США. Австрия в бюджете на 2016 год заложила расходы на обустройство беженцев в размере 0,3% ВВП, а Швеция — 0,9% ВВП.

С другой стороны, опрошенные агентством Bloomberg экономисты считают, что успешная интеграция беженцев поможет Германии исправить дефицит на трудовом рынке. Так, согласно оптимистичному прогнозу UniCredit, к 2022 году вклад мигрантов в ВВП ФРГ может составить до 1,7%.

Глава МВФ Кристин Лагард несколько более консервативна в своих оценках. По ее словам, если нынешние беженцы начнут массово выходить на трудовой рынок стран ЕС, их вклад в экономику Австрии, Германии и Швеции к 2022 году достигнет 1% для каждой из них. Для всей Европы показатель составит около 0,25%. По текущим оценкам МВФ, это составляет свыше $45 млрд (или €41 млрд).

«Необходимость легализации в том, что иначе мигрант не сможет получить разрешение на работу. Отсюда возникает проблема гетто, которая создает вызовы безопасности, — объясняет профессор Университета Индианы Элизабет Данн. — Тщательное планирование и включение беженцев в социальную жизнь создает из них не только рабочую силу, но и потребителей». Ярким примером, по ее словам, является интеграция беженцев из Вьетнама в США, которые вскоре стали ценными сотрудниками в области здравоохранения и сельского хозяйства, а также сделали свой вклад в культурное разнообразие Штатов — в частности, в плане национальной кухни.

На министерской встрече в Амстердаме и после нее европейские политики подвергли жесткой критике Грецию за неспособность охранять свои рубежи, обвиняя в нарушении Шенгенских соглашений. На исправление ошибок Брюссель дал три месяца, угрожая в противном случае исключить страну из безвизовой зоны.

Как люди уезжают из России: правовой статус беженца

Люди уезжают из России по ряду причин. Иногда их категорически не устраивает та или иная религия в стране, отношение к собственной вере, порой – политическая система, власть. Они борются против определенного режима и сталкиваются с активным противостоянием. Иногда их преследуют представители криминального мира. В любом случае, бывают ситуации, когда нужно срочно покидать страну. В таком случае единственным выходом представляется получение статуса беженца. На сегодняшний день это наиболее демократичный способ иммиграции. Вам ненужно иметь много денег, не требуется время для открытия визы на ПМЖ, Вы не должны владеть языком или же иметь какое-либо образование. Кроме того, государство, в которое Вы хотите въехать не только не предъявляет каких-либо требований к Вашему состоянию здоровья, а, напротив, готово бесплатно лечить Вас. Вместе с тем, Вам предоставляют широкий спектр социальных благ и гарантий, к примеру, пособие, жилье, медицинское обслуживание, бесплатное обучение т.д. Именно они и делают правовой статус беженца настолько привлекательным для многих эмигрантов.

Для получения статуса беженца Вам необходимо:

[flat_ab id="3"] Ссылка на основную публикацию