Фотографии Рейксмузеума

Адрес Рейксмузеума

Галерея расположена по адресу Museumstraat 1. Пройти мимо него будет сложно, здание занимает целый квартал.

В холле вполне бесплатно можно взять буклеты музея. Есть они и на русском языке. Подробный план поможет лучше ориентироваться в здании и попасть именно туда, куда хочется.

Время работы

Посетить Рейксмузеум можно ежедневно с 9.00 до 17.00.

Центральное место в экспозиции крупнейшего музея Нидерландов занимает картина Рембрандта “Ночной дозор”. Она принадлежит Амстердаму и в музее находится на временном хранении.

Рейксмузеум в Амстердаме

  • Страна:Голландия
  • Город:Амстердам
  • Адрес: Museumstraat 1 1071 XX Amsterdam

На набережной одного из каналов Амстердама на целый квартал протянулось огромное здание. Традиционные в Голландии островерхие крыши, красные кирпичные стены роднят его с окружающей застройкой. Здание не отличается особыми архитектурными достоинствами, но естественно входит в общий облик города. Это Рейксмузеум – один из крупнейших художественных музеев мира.

Уже в середине прошлого века, через пятьдесят лет после создания музея, было ясно, что прекрасный старый Триппенхейс, в котором он находился, не может вместить быстро растущих коллекций. В 1876 – 1885 годах архитектор Кёйперс выстроил гигантское кирпичное здание. Неоднократно подновленное и переделанное внутри, оно продолжает служить до сих пор.

Амстердамский Рейксмузеум (голл. Rijksmuseum) – это музей истории искусства Северных Нидерландов. В его залах можно получить на редкость широкое представление о художественном развитии страны. Как уже было сказано, от средних веков здесь мало что сохранилось. Лишь начиная с XV столетия наши сведения о художественном развитии этих земель становятся более или менее подробными и полными. В музее показаны образцы деревянной и каменной скульптуры, украшавшей некогда алтари церквей, произведения ювелиров и шитые золотом облачения духовенства.

Однако наибольший интерес несомненно представляет живопись. Уже в XV веке станковая живопись была в Северных Нидерландах ведущей областью искусства, а станковые произведения, как известно, значительно лучше подходят для музейной экспозиции, чем настенные росписи или монументальная скульптура, созданные для украшения определенного здания. Последние утрачивают часть художественной выразительности, когда их переносят в музей, вырвав из первоначальной архитектурной среды. Благодаря преобладанию станковых произведений голландское искусство может быть показано в музее полнее, чем искусство многих других стран.

В XV—XVI веках культура и искусство Северных и Южных Нидерландов (то есть современных Голландии и Бельгии) составляет более или менее единое целое, причем местные школы на Севере испытывают мощное влияние крупных художественных центров, процветающих на Юге. Подобно тому как мы называем Северные Нидерланды Голландией, на Южные Нидерланды обычно распространяют название самой значительной, передовой из входивших в них областей — Фландрии. Уже в эту раннюю эпоху голландские живописцы отличаются от их фламандских собратьев большей интимностью, бытовой простотой и непосредственностью своих произведений.

На Севере первым крупным художником, с чьим творчеством мы достаточно хорошо знакомы, был Гертхен тот Синт Яне (то есть «маленький Геррит из монастыря св. Иоанна»). Гертхен работал в 80-е годы XV века в Гарлеме; там до сих пор сохранилась маленькая, потемневшая церковь монастыря, в котором он был послушником.

Среди первых картин, купленных в 1808 году по приказу Людовика-Наполеона, находилась одна любопытная вещь, внесенная в инвентарь музея под следующим названием: «Ян ван Эйк. Готический храм с фигурами». Ян ван Эйк, великий основатель нидерландской школы живописи, автор Гентского алтаря, был в то время едва ли не единственным нидерландским художником XV века, чье имя было широко известно собирателям; ему приписывали любую вещь, которая казалась достаточно старой. На этот раз его сочли автором «Св. семейства» работы Гертхена.

Написанное на небольшой деревянной доске, произведение Гертхена воспроизводит не канонический текст Евангелия, а апокрифическую легенду. Согласно этой легенде, св. Анна, мать Марии, имела еще двух дочерей, дети которых впоследствии стали апостолами — учениками Христа.

В интерьере готической церкви (церковь — «дом божий») художник помещает престарелую Анну, ее трех дочерей, их мужей и детей. Не только дети, но и взрослые отличаются ясной безмятежностью и наивностью. Женщины нянчат младенцев, старая Анна отдыхает от чтения, положив на раскрытую книгу свои очки. На каменном полу стройного храма, в самой середине картины, расположились трое маленьких мальчиков в длинных теплых рубашечках и шерстяных чулках с красными заплатками на пятках; но будущие апостолы Павел, Иаков и Иоанн играют своими атрибутами — мечом, бочечкой и чашей. Они обладают очарованием забавных живых ребятишек. С восхитительной простодушной непосредственностью Гертхен объединяет в одно целое реальность и фантазию, бытовые детали и величественную архитектуру храма. Для него интересно и привлекательно все — и великое и малое. Рядом висят еще две работы Гертхена: «Корень Иессея» и «Поклонение волхвов» с его замечательным пейзажным фоном.

Иной характер носит творчество крупного голландского художника, работавшего в последней четверти XV века и известного как Мастер Virgo inter Virgines. Условное «имя» анонима происходит от картины, еще в 1801 году находившейся в Национальной художественной галерее и поступившей оттуда в Рейксмузеум. Это «Мария с младенцем и святыми девами», или по латыни «Virgo inter Virgines» («Дева среди дев»).

Подобно свите придворных дам, богоматерь окружают роскошно одетые святые Екатерина, Цецилия, Варвара и Урсула. Их атрибуты (колесо, на котором погибла св. Екатерина; стрела — символ мученичества св. Урсулы) превращены в изящные золотые украшения. Стройные нежные женщины застыли в задумчивости, из которой их не может вывести даже игра с миниатюрным младенцем. Художник повторяет свой излюбленный, очень необычный тип женского лица с непомерно большим выпуклым лбом, тонкими бровями и полуопущенными, чуть припухшими веками. Бледные лица, неяркие, часто сероватые краски, среди которых даже красный цвет теряет свою звучность, — все это вызывает у зрителя странное ощущение чуть печальной, холодноватой отрешенности от всего земного. По своему внутреннему строю картина противостоит произведениям Гертхена, висящим в том же зале.

В творчестве обоих мастеров большую роль играет фантазия. У Мастера Virgo inter Virgines она изысканна и условна, как мадригал придворного поэта того времени, у Гертхена — пропитана реальными впечатлениями и близка к живой, разнообразной фантастике народной сказки. В произведениях многих соотечественников Гертхена сцены из христианских легенд выглядят так, как если бы они происходили в обстановке, окружающей художника и хорошо ему знакомой. Особенно последовательно этого принципа придерживается автор серии картин, изображающих «Семь дел милосердия».

Серия была исполнена в 1504 году для церкви св. Лаврентия в г. Алкмаре, поэтому ее автора условно называют Мастером из Алкмара. Семь картин составляют фриз. На каждой из них благочестивые бюргеры, исполняя завет Христа, то дают одежду нищим, то кормят голодных, то хоронят умерших и т. д. Все это происходит на чистых, вымощенных булыжником улицах голландского города. Каждое из «дел милосердия» благодаря своей бытовой конкретности напоминает жанровую сцену. В толпе уродливых нищих, слепых и калек есть один человек, который не принимает участия в действии, которого не замечают остальные. Это Христос. По мысли художника и его заказчиков, он незримо присутствует здесь, напоминая о религиозном смысле происходящего. Суховатая работа Мастера из Алкмара вводит нас в мир повседневной прозы и сурового морального долга, отдаленно предвосхищая некоторые черты голландского искусства XVII столетия.

Рейксмузеум располагает несколькими произведениями крупнейшего нидерландского художника начала XVI века — Луки Лейденского (возможно, 1489—1533). Среди них особенно интересна «Проповедь в церкви». Ренессансное церковное здание заполняет лишь две трети фона; справа вдали видна улица, где богато одетый дворянин раздает милостыню беднякам. На переднем плане тот же самый дворянин с интеллигентным, тонким лицом изображен стоящим у правого края картины; сняв шляпу он слушает церковную проповедь. Возможно, что художник работал по заказу этого человека, и группа людей вокруг него состоит из портретов его родных и друзей. От них заметно отличаются слушатели, усевшиеся полукругом перед кафедрой: тут и странные уроды и оживленный ребенок; красивая молодая женщина с улыбкой смотрит на зрителя, не обращая внимания на слова проповедника; наконец еще одна женщина спит, и на голове ее сидит маленькая сова – символ плутовства и глупости в нидерландском фольклоре. Эта странная жанровая сцена, полная неясных намеков, написана полупрозрачными жидкими мазками светлых, неопределенных красок; и мазок и цвет передают тревожное настроение, характерное для живописи Луки Лейденского.

Крупнейшим пейзажистом первой половины XVII века был Ян ван Гойен (1596—1656). В 1641 году написал он свой «Дальний вид с двумя дубами». Это ничем не примечательная местность с песчаными дюнами, типичными для голландского побережья. На вершине дюны, у подножья корявых старых дубов остановились отдохнуть двое путников; удаляющаяся фигура третьего прохожего уводит наш взгляд вдаль, к плоскому побережью, где на горизонте, слева, виднеется поблескивающая полоска воды. Облака затягивают просторы неба, сквозь них прорывается солнечный луч на дюну и на мощные полузасохшие стволы. Художник как бы изучает их с близкого расстояния, прослеживая неровности коры, почти по-человечески выразительный, напряженный изгиб сучьев. В то же время широкий простор дали воспринимается как их естественная среда и это «родство» с бесконечным пространством помогает нам ощутить величие и мощь гигантских деревьев.

Наряду со своими основными разделами — старого нидерландского искусства и голландской живописи XVII века — Рейксмузеум располагает значительным собранием голландских картин XVIII, XIX и XX веков. Среди произведений XVIII века представляют интерес работы Корнелиса Троста (1697—1750), автора портретов и жанровых сцен, часто воспроизводящих эпизоды из театральных спектаклей. Следуя традициям предшествующего столетия, Трост пишет огромный групповой портрет попечителей приюта в Амстердаме (1729). Однако значительно интересней и привлекательней небольшой этюд одного из попечителей — Яна Лепелтака, висящий в том же зале. Он написан легко и непринужденно. В нем более, чем в большом портрете, заметно воздействие национальной живописной традиции.

Есть в Рейксмузеуме и произведения иностранных мастеров — итальянцев, испанцев, фламандцев. Их немного, но некоторые из них не могут остаться незамеченными: парные портреты флорентийского архитектора Джулиано да Сангалло и его отца Франческо Джамберти, работы Пьеро ди Коэимо (1462— 1521), «Распятие» Эль Греко (1541—1614), ряд портретов Ван Дейка (1599—1641), «Портрет дона Рамона Сатуэ» (1823), Гойи (1746—1828) и др. Однако, как бы они ни были интересны, они составляют лишь второстепенное, боковое ответвление в коллекции Рейксмузеума.


Наряду со своими основными разделами — старого нидерландского искусства и голландской живописи XVII века — Рейксмузеум располагает значительным собранием голландских картин XVIII, XIX и XX веков. Среди произведений XVIII века представляют интерес работы Корнелиса Троста (1697—1750), автора портретов и жанровых сцен, часто воспроизводящих эпизоды из театральных спектаклей. Следуя традициям предшествующего столетия, Трост пишет огромный групповой портрет попечителей приюта в Амстердаме (1729). Однако значительно интересней и привлекательней небольшой этюд одного из попечителей — Яна Лепелтака, висящий в том же зале. Он написан легко и непринужденно. В нем более, чем в большом портрете, заметно воздействие национальной живописной традиции.

Режим работы и стоимость билетов

Государственный музей Рейксмузеум работает каждый день вне зависимости от праздников с 9.00 до 17.00. Магазин при музее и местное кафе открыты на час дольше — до 18.00.

Стоимость билетов в музей:

  • взрослый — 20 евро (онлайн 19 евро)
  • детский (до 18 лет) — бесплатно.

Бесплатное право посещения музея также имеют обладатели музейных карт (Museumkaart) и карт I Amsterdam City Card, музейные сотрудники, а также «Друзья музея».

Билеты можно купить онлайн на официальном сайте музея. Билет действителен в течение 12 месяцев с даты покупки. Приобретая билет онлайн, вы избегаете очереди в кассу. В среднем в самые загруженные месяцы (это апрель, май и август) время ожидания в кассе составляет 20–30 минут. Меньше всего людей приходит до 10 утра и после 3 часов дня.

Обратите внимание, что билеты, купленные на сайте, стоят дешевле.

Купить билеты в Рейксмузеум без очереди

Данные билеты действительны на протяжении всего дня. Можно выйти из музея, а затем вновь вернуться для осмотра выставок. В музее проводятся разнообразные экскурсии и игровые квесты для настоящих ценителей искусства.

Данные билеты действительны на протяжении всего дня. Можно выйти из музея, а затем вновь вернуться для осмотра выставок. В музее проводятся разнообразные экскурсии и игровые квесты для настоящих ценителей искусства.

Новая жизнь Рейксмузеума в Амстердаме после 10-летней реконструкции

Modern Times. Photography in the 20th Century

Идея состояла в том, чтобы показать этапы развития фотографии. Действительно, отбор требовал смелости и хладнокровия. На 400 снимках запечатлена вся история искусства светописи: появление цвета, развитие документальной схемки и, конечно, формирование фотографии как чисто художественной формы.

Первый этаж: картины, скульптуры, мебель

Первый этаж: искусство XVIII века и искусство XIX века, в этой части выставки представлены работы Ван Гога и других импрессионистов. Это две разные части экспозиции с разными входами и повторными проверками билетов.

Залы XVIII века не произвели на меня сколь нибудь значительного впечатления. В XVIII веке Нидерланды перестали быть мировой морской державой и полностью сосредоточились на растрате раннее добытого в колониях на предметы искусства и интерьера. Единственно, что обратило моё внимание на себя, та это творчество Жана Батиста Ванмура, запечатлевшего на своих полотнах Османскую империю XVIII века. Вызывает удивление, как ему разрешили всё это изобразить в мусульманской стране. Коран ведь запрещает правоверным рисовать человека или европейцам можно? Турки же всегда интерпретировали религиозные правила мягче, чем представители Арабских Эмиратов. Жан Батист Ванмур рисовал не только турок, но и армян и на этих полотнах женщины тоже все с закрытыми лицами.

Жан Батист Ванмур — Первый день в школе , 1720-1737

Так же меня удивили трактовки картин на официальном сайте Рейксмузея. Например, сказано по поводу картины «Первый день в школе»:

Мать в сопровождении группы женщин впервые приводит дочь в школу. О том, что женщины турки, видно из их яркой одежды и желтых шлепанцев, которые разрешают носить только законы мусульман. Слуга несет девичью рамку с вышивкой. Рукоделие было любимым занятием женщин в богатых турецких кругах. Рабы делали домашние дела.

Я же вижу, что женщины привели в школу своих сыновей, возможно дети останутся там на несколько дней или месяцев, девочек держат за руку. Они никуда не отходят от матерей. Интересно, кто сочиняет все эти интерпретации и насколько им можно доверять?

По сравнению с залами представляющими искусство XVIII века, XIX век выглядит динамичнее и масштабнее. Один только наполеоновский зал чего стоит. Главным героем огромного полотна «Ватерлоо» Яна Виллема Пиенмана, 1824 г., является британский полководец герцог Веллингтон, победивший Наполеона. Само собой зал украшают портреты Наполеона, первого короля Нидерландов Вильяма I.

Битва при Ватерлоо, Ян Виллем Пинеман, 1824

Заявленного на официальном сайте автопортрета Ван Гога мы не увидели. Зато посмотрели на два других его полотна не обозначенных вообще нигде — Сад с бабочками (1889 г.) (это название я нашла на Gallerix) и неопознанное полотно с гиацинтами. Помогите мне найти название этой картины, может быть кто-то узнает?

Второй этаж: всё самое интересное — золотой век голландской живописи искусство XVII века. На этом этаже висит знаменитый «Ночной дозор» Рембрандта, «Молочница» и «Маленькая улица Делфта» Вермеера,. Именно для создания достойного обрамления самым выдающимся голландским картинам и была затеяна масштабная реконструкция здания. Людей на втором этаже было заметнее больше, чем в других частях Рейксмузеум.

Стоимость

По стандартному тарифу — 17,50 евро (

1 518 руб. ) ;
Дети младше 18 лет — бесплатно

Экскурсия — дополнительно 5 евро (

434 руб. ) к стоимости билета


434 руб. ) к стоимости билета

Национальный музей Нидерландов (Рейксмузеум) — удивительное собрание шедевров


Оригинал статьи на моем авторском сайте
Забытые истории. Всемирная история в очерках и рассказах

Он был задуман как подражание парижскому Лувру. Самая первая экспозиция музея была открыта для публики в 1800 году, в Гааге. В 1808 году по указу короля Нидерландов Луи Бонапарта, брата Наполеона, было построено собственное здание музея в Амстердаме. В то время он назывался Королевским музеем. Так он выглядел в 1825 году.

Своё современное название музей получил в 1815 году по специальному указу короля Вильгельма I. В 1885 году Рейксмузеум переехал в красивое здание, построенное архитектором Петрусом Кейперсом, в модном в то время стиле неоренессанса.
Вид во время открытия в 1885 году.

Готический фасад сложен из красного кирпича и отделан цветной керамической плиткой.

Этой весной закончилась многолетняя реконструкция Рейксмузеума. Экспозиция слишком обширна, чтобы можно было ознакомиться с ней за одно посещение. Мы с женой выбрали для осмотра залы средневекового искусства и великих голландских живописцев.

Деревянная скульптура XV-XVI вв. нас просто очаровала. К сожалению, у нас, на Руси, этот вид искусства не получил такого развития, хотя, казалось бы, древняя Русь — страна деревянная.

Воскресение Христово (в центре) и не совсем понятная композиция со всадниками (волхвы?).

Обратите внимание на головной убор всадника в среднем ряду — ни дать, ни взять наш российский треух!

Иисус-младенец. Правда, прелесть?

Успение Богородицы. Лица апостолов весьма выразительны.

Св. Витус в котле с кипящим маслом.

Тайная вечеря. Прототипами некоторых апостолов явно были знакомые скульптора из ближайшей таверны)).

Французских Мадонн не перепутаешь с другими — изящество, куртуазность обязательны.

Несколько отличных образцов настоящих прерафаэлитов, а не их эпигонов из XIX в.

Вот что значит стиль, а не стилизация.

Заложены все основы портретной живописи, к которым, по-сути, впоследствии уже не прибавлено ничего существенного.

Такие хорошие лица, такая симпатичная пара, что становится радостно за этих людей (хотя, по виду, явно “неравный брак”).

Дальше представлен Вермеер.

Женщина, похожая на Инну Чурикову, получила любовное письмо.

Исключительно верно передан цвет местного кирпича.

Опять чтение письма. Дама на сносях, что открывает простор для фантазии — о чем пишет папа будущего ребенка, и где он находится? Остановимся на прозаической бюргерской версии — уехал по делам в соседний город. Кстати, сам художник настрогал 11 детишек.

“Служанка, наливающая молоко”. Первое в голландской живописи сочетание желтого с синим и зеленым (рукава). Смотрится потрясающе, обязательно найдите репродукцию с более адекватной цветопередачей.

Ян Стен. Автопортрет

Очень хороший художник.
Вот его пейзаж.

Я насчитал четыре плана. Редкое мастерство.

Чем бы дитя не тешилось. Ребенок счастлив, кот, кажется, не очень.

Ян Стен также запечатлел, как “отрывались” голландцы до эпохи травушки-муравушки. А, как все, собственно.
Сын пивовара, Стен дополнил свой доход художника, став владельцем таверны. Сцена написана со знанием дела.

Встревоженный лебедь Яна Асселейна. Первая картина в коллекции Рейксмузеума, куплена за 100 гульденов.

Венец всего, — конечно, Рембрандт.

Сын Титус в монашеском облачении.

“Еврейская невеста”. Общепринятое название основано на старом, ныне отвергнутом толковании, появившемся в XIX веке. Художник поддерживал отношения с амстердамской еврейской общиной, часто писал портреты евреев, что заставило исследователей сделать ряд необоснованных предположений. Между тем, женщина явно не невеста и не еврейка. Картина выполнена в воображаемом, псевдобиблейском стиле, характерном для исторических полотен Рембрандта. Возможно, перед нами эпизод из Библии: Исаак, живя у филистимлян, на людях называл свою жену Ревекку сестрой и отваживался обнять ее только в минуты уединения. Несомненно лишь то, что эти двое связаны глубокой любовью.

Перед роскошью этой парчи невозможно устоять (точнее, стоять перед ней можно бесконечно).

А руки. Одни из лучших в мировой живописи, на мой взгляд.

“Ночной дозор”. Гильдия местных стрелков выступает под предводительством капитана Франса Баннинга Кока (в черной одежде). Полотно заказано как групповой портрет роты Гражданской гвардии Амстердама, который оплачивали все изображенные стрелки, но Рембрандт ввел в него случайных наблюдателей, которые ему ничего не платили. В результате портрет превратился в многоцветную сцену уличного сборища, своеобразно освещенную.
Современный анализ слоев краски выявил, что первоначально это была дневная сцена. Кроме того, картина урезана с боков, особенно слева, что несколько нарушает композицию.

Сноп света превращает дозорного в ангела Божия.

На соседних стенах представлены другие “Дозоры”. Великолепные портреты, но не более чем портреты, объединенные в картину.

Здесь же — озорная картина ученика Рембрандта, Николаса Маеса, “Молящаяся старуха”.

Великолепный натюрморт — лишь часть картины. Обычный уровень мастерства того времени, уже практически недостижимый для современных художников.

И это лишь малая толика музейных сокровищ. Но, как известно, нельзя объять необъятное.

Французских Мадонн не перепутаешь с другими — изящество, куртуазность обязательны.

Rijksmuseum, Амстердам

Без человека композиция была бы несколько скучной, вы не находите?

Ритмично и симпатично причесано 🙂

Рейксмузеум опять решил удивить своим Рембрандтом

К 350-летию со дня смерти художника амстердамский музей покажет свою, крупнейшую в мире, коллекцию его работ на выставке «Весь Рембрандт»

Рембрандт. «Три дерева». 1643. Фото: Rijksmuseum

«В жизни Рембрандта, как и в его живописи, много теней и темных закоулков» — так начинает свое эссе о мастере художник XIX века Эжен Фромантен, вошедший в историю не столько картинами, сколько своей книгой «Старые мастера», написанной в 1875 году после путешествия в Бельгию и Голландию. С тех пор «теней» и «темных закоулков» в жизни и творчестве Рембрандта Харменса ван Рейна (1606–1669) почти не осталось, но его искусство не перестает завораживать. Каждая выставка становится событием, как и нынешняя — «Весь Рембрандт в Рейксмузеуме», приуроченная к 350-летию со дня смерти художника.

Заявив такую тему, кураторы проекта неизбежно должны были решить непростую задачу: как сгруппировать 22 картины в рамках одного замысла. Ведь практически все они уже находятся в постоянной экспозиции, не говоря уже о гордости музея — «Ночном дозоре» и «Синдиках».

Рембрандт. «Пейзаж с каменным мостом». 1638. Фото: Rijksmuseum

Собрание работ Рембрандта в Рейксмузеуме не только самое крупное в мире — оно охватывает все периоды его творчества и жанры. Поэтому кураторы решили развести их на выставке по трем тематическим разделам, включив туда еще и 60 рисунков художника (среди которых много ранних, редких в других собраниях), а также 300 офортов, отобранных из 1,3 тыс. листов, хранящихся в музее. Столь полно графику Рембрандта Рейксмузеум показывает впервые и вряд ли повторит в обозримом будущем. Для сравнения: на предыдущей выставке «Поздний Рембрандт», прошедшей четыре года назад сначала в лондонской Национальной галерее, а затем и в Рейксмузеуме, было представлено лишь 20 рисунков и 30 офортов.

Рембрандт. «Молодая женщина, сидящая у окна». 1638. Фото: Rijksmuseum

Из трех разделов только первый построен по хронологии и посвящен раннему, лейденскому периоду творчества (1625–1631), когда после недолгого обучения в Амстердаме у модного в ту пору живописца Питера Ластмана Рембрандт вернулся в родной Лейден и открыл мастерскую, где работал с Яном Ливенсом, тоже учеником Ластмана. К этому времени относится небольшая картина «Аллегория музыки» (1626), о сюжете которой спорят до сих пор: то ли это светская сценка, то ли сюжет соблазнения — уж очень старуха на заднем плане напоминает сводницу. Все здесь еще говорит о приемах, усвоенных у Ластмана: насыщенные цвета, тщательно выписанные детали, вплоть до нот и красных туфелек главной героини.

Рембрандт. «Синдики». 1662. Фото: Rijksmuseum

Такие небольшого формата, добротно написанные сценки хорошо раскупались, но молодой Рембрандт не собирался ими ограничиваться и постоянно экспериментировал. В серии включенных в выставку автопортретов того времени, выполненных пером, тушью или в технике офорта, как «Автопортрет с нахмуренным лицом» или «Автопортрет с широко открытыми глазами» (оба — 1630), он пристально вглядывается в свое отражение в зеркале, фиксируя разные эмоциональные состояния: гнев, испуг, удивление. А в живописном «Автопортрете» (1628), где освещена лишь правая щека, а остальная часть лица погружена в тень, он уже приближается к прославившим его светотеневым эффектам. А для большей выразительности еще и энергично процарапывает шевелюру по невысохшей краске обратным концом кисти. Рембрандт никогда не был в Италии, но был хорошо знаком с манерой Караваджо с ее драматичными контрастами света и тени, вероятно через его последователей Дирка ван Бабюрена, Хендрика Тербрюггена и Геррита ван Хонтхорста, работавших в соседнем Утрехте.

Рембрандт. «Ночной дозор». 1642. Фото: Rijksmuseum

Второй раздел выставки посвящен людям в жизни и творчестве Рембрандта, теме на самом деле необъятной. Это и камерные, выполненные с любовью и нежностью портреты матери, жены Саскии и сына Титуса, и большая серия городских сценок и типов — уличных торговцев, нищих, бродячих музыкантов и актеров, среди которых такие шедевры, как схваченный несколькими экспрессивными росчерками пера «Портрет актера Виллема Бартольса Рюйтера» (1638) и неожиданный в этом ряду «Лежащий лев» (1660), где художник использует тростниковое перо, а для получения большей мягкости штриха — влажную кисть и растирку пальцем. В рисунках, часто на тонированной бумаге, он нередко сочетает несколько техник, чтобы добиться разнообразных эффектов и настроений.

Рембрандт. «Лежащий лев». 1660. Фото: Rijksmuseum

В этом же разделе — заказные портреты, которые Рембрандт начал писать, переехав в 1631–1632 годах в Амстердам, где после успеха своего первого группового портрета — «Урока анатомии доктора Тульпа» (1632, Маурицхейс, Гаага) — стал востребованным портретистом. В этих работах, хорошо представленных в Рейксмузеуме, Рембрандт, с одной стороны, следовал правилам заказного портрета, полюбившегося голландским бюргерам: нейтральный фон, тщательно выписанные костюмы и аксессуары, передающие статус модели. С другой — он очень точно схватывал характер и настроение модели. Как в «Портрете Марии Трип» (1639), дочери богатого амстердамского купца, изображенной в черном шелковом платье с золотым шитьем и брюссельскими кружевами, со складным веером в руке, тогда только входившим в моду и стоившим немалых денег.

Особенно же гордится музей представленными здесь же, в этом ряду заказных портретов, двухметровыми парными изображениями супружеской четы Мартена Солманса и Опьен Коппит (оба — 1634), единственными у Рембрандта портретами в полный рост. На их покупку у французского коллекционера Эрика де Ротшильда одновременно претендовали Лувр и Рейксмузеум, и после долгих споров в 2015 году картины были приобретены двумя музеями совместно за €160 млн с условием, что они будут выставляться только вместе, попеременно в Амстердаме и Париже.

Рембрандт. «Еврейская невеста». 1665–1669. Фото: Rijksmuseum

Но Рембрандт не был бы собой, если бы не работал и «для души». Это, конечно, автопортреты, которые он писал всю жизнь, рассказывающие о переменах в его жизни больше, чем любая его биография. В 1630-е годы, самые счастливые и успешные в жизни художника, он изображал себя в образе то гордого патриция, то светского щеголя в шляпе с пером или бархатном берете («Рембрандт, облокотившийся о барьер», 1639), а начиная с 1640-х, когда его жизнь начала драматически меняться, — аскетом в темной робе, пристально смотрящим на зрителя («Рембрандт, рисующий у окна», 1648). К работам «для души» можно отнести и фантазийный портрет «Мужчины в восточном наряде» (1635) или театрально-эффектный «Пейзаж с каменным мостом» (1638) ­— жанр редкий в живописи Рембрандта, как и великолепный «Натюрморт с мертвыми павлинами» (1639).

Рембрандт. «Мужчина в восточном наряде». 1635. Фото: Rijksmuseum

Наконец, последняя глава музейного повествования посвящена Рембрандту как рассказчику библейских историй, куда включен и поздний офорт на мифологический сюжет «Юпитер и Антиопа» (1658). Так сложилось, что в собрании Рейксмузеума нет больших религиозных полотен Рембрандта зрелого и позднего периодов. Зато есть редкие ранние вещи, как «Товит и Анна» (1626), «Старая женщина за чтением (возможно, пророчица Анна)» (1631), «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630), а также исключительное по качеству собрание офортов на ветхозаветные сюжеты и истории из жизни Христа, в ряду которых знаменитые «Христос, распятый между разбойниками (Три креста)», «Положение во гроб», «Христос, исцеляющий больных (Лист в сто гульденов)», где Рембрандт достиг высочайшей художественной силы. Его офорты были востребованы публикой и часто оставались главным источником существования, особенно в поздние годы, когда резко сократились заказы, и особенно после банкротства в 1656 году. Тем не менее в последние годы своей жизни Рембрандт почти полностью переключился на живопись, создав такие шедевры, как «Автопортрет в образе апостола Павла» (1661), и «Еврейская невеста» (1665–1669), которыми Рейксмузеум гордится не меньше, чем «Ночным дозором».

На этом выставка завершается, но не планы музея относительно Рембрандта. В июле начнется реставрация «Ночного дозора». Но, чтобы не разочаровывать посетителей музея, она будет проходить прямо в зале, где находится работа, в галерее Славы. Картину накроют прозрачным кубом, и за ходом работ можно будет наблюдать через стекло, правда на расстоянии 7 м. А в октябре открывается выставка «Рембрандт — Веласкес», где картины Рембрандта, Яна Вермеера и Франса Халса вступят в диалог с привезенными из Прадо полотнами грандов испанского XVII века — Диего Веласкеса, Бартоломе Эстебана Мурильо, Хусепе де Риберы и Франсиско де Сурбарана.

Рейксмузеум
Весь Рембрандт в Рейксмузеуме
15 февраля – 10 июня

Рембрандт. «Ночной дозор». 1642. Фото: Rijksmuseum

Отзыв: Музей Рейксмузеум (Нидерланды, Амстердам) – Отличный музеище! Так бы и ходила по нему несколько дней!

Так вот два часа на музей очень мало – это все равно, что в Эрмитаж первый раз на час сходить!

Как не люблю сравнивать города – у каждого свой колорит, так же не люблю сравнивать музеи. Но здесь приведу две цифры – общее количество экспонатов в нашем Эрмитаже – 3 млн, в Рейксмюсеуме – 1 млн. Так что при планировании посещения надо учесть, что для ознакомления с музеем времени нужно немало!

Немного о истории музея – идея его основания принадлежала королю Голландии Луи Бонапарту (брату Наполеона I) и в 1808 году музей был открыт в Королевском дворце в Амстердаме, затем его несколько раз перевозили из здания в здание, и только в конце XIX веке было выстроено специальное здание, которое было открыто для публики в 1885 году.

Через пять лет к зданию был добавлен ещё один корпус -крыло Филиппа, который был построен из снесённых исторических домов и, таким образом, добавлял немного истории голландской архитектуры.

В 1996 году один зал специально перестроили для размещения картины Рембрандта “Ночной дозор”, которая является главным экспонатом музея.

Виллем Бёйтевех “Сцена ухаживания”

Художник Корнелис ван Пуленбург

Художник Пьеро ди Козимо “Портреты отца и сына, архитектора и музыканта”

Художник Т. Шварц “Портрет Лиззи” 1902 год

Ян Асселейн “Угрожающий лебедь” – а внизу можно подробно рассмотреть детали картины и пояснения к ним.

Картина Бартоломеуса ван дер Гельста – размеры ее грандиозны – 2,35 м в высоту и 7,7 м в длину

Мне нравятся пейзажи и там их очень много.

Ну, а помимо картин, коих великое множество и другие экспонаты притягивают внимание.

Например мебель – красавец-стол

Комод для мелочей из слоновой кости

сундучок или комод

Интересен детский кукольный домик.

Трехэтажный кукольный домик принадлежал жене богатого купца Петронелле Ортман – чудо света того времени!

Макет и все детали выполнены с максимальной точностью 1:9. Материалы для каждого предмета подбирались с учетом тех, из чего изготовлены настоящие предметы – утюг из латуни с деревянной ручкой, корзины для белья – из прутьев, мебель – деревянная, серебро – из натурального серебра.

Снаружи дом облицован черепаховым панцирем и инкрустирован золотом.

700 предметов насыщают домик и знакомят нас с интерьером и бытом богатой семьи конца XVII века.

Стоимость игрушечного домика такова, что при желании на эти деньги можно было бы купить дорогостоящий дом на канале Амстердама. Например такой, как внизу на фото с красными ставнями 🙂

Много ваз для цветов

и, в частности, для тюльпанов

Есть и страшилки

Коллекция винных бокалов из серебра – интересные формы и очень искусное исполнение

предметы прикладного искусства

Здесь же расположена библиотека – из любопытства можно зайти на смотровую площадку и посмотреть вниз – на четырехэтажную библиотеку и работающих в читальном зале.

Музей входит в двадцатку самых посещаемых музеев мира, а это о многом говорит!

По музейной карте вход бесплатный, надо только получить бумажный билет в кассе. А у кого нет музейной карты – стоимость билета 17.5 евро, дети до 18 лет – бесплатно.

Естественно, в музее есть гардероб, туалеты, все оборудовано для людей с ограниченными возможностями.

У входа есть специальный шкафчик с небольшими ячейками для зарядки гаджетов, но я обратила внимание, что некоторые из зарядок были варварски сломаны, а для iPhone были все штырьки заняты.

В целом я ОЧЕНЬ рекомендую музей – огромная коллекция, народу не так уж много – то есть ничто не отвлекает от созерцания прекрасного! На первый осмотр надо закладывать около четырех часов, что бы не спеша и с удовольствием походить, посмотреть, периодически отдыхая на скамейках. Можно зайти в кафе и выпить кофе или чай с пирожными – для лучшего усвоения увиденного.

Спасибо за внимание и приглашаю всех в музей бриллиантов.

и, в частности, для тюльпанов

Директор Рейксмузеума: “Большая ошибка, что мы не купили “Минерву”

Тако Диббитс о недавних важных приобретениях музея и о том, что публика не прощает дешевых ходов

Тако Диббитс (справа) считает, что способ коммуникации с искусством меняется с каждым поколением. Фото предоставлено пресс-службой ГМИИ им. А.С. Пушкина

В Пушкинский музей на открытие выставки «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции», представляющей в Москве собрание четы Каплан (см. «НГ» от 28.03.18), приезжал директор Рейксмузеума Тако Диббитс. Он прочел лекцию «С любовью к Рембрандту». У Диббитса удивительная карьера: он изучал историю искусства в Амстердаме и Кембридже, был руководителем департамента старых мастеров Christie’s, в 2002-м пришел в Рейксмузеум, став куратором собрания живописи XVII века, в 2008-м – директором коллекций, а в 2016 году возглавил музей. В сентябре ему исполнится 50. Перед вернисажем о Рембрандте и жизни Рейксмузеума Тако Диббитса спрашивала корреспондент «НГ» Дарья Курдюкова.

– Тако, на лекции вы назвали коллекцию супругов Каплан потрясающей и упомянули о том, что они часто дают произведения на другие выставки. Как вы познакомились с Томасом Капланом и сотрудничали ли?

– Впервые мы увиделись с Томом в Нью-Йорке в 2008-м, но я уже о нем слышал, поскольку примерно с 2006 года он стал приобретать очень много работ. Я был поражен, поскольку есть не так много молодых людей (Томас Каплан родился в 1962 году. – «НГ»), коллекционирующих старых мастеров. Кроме того, я знал, что его собрание сфокусировано на лейденской школе, а мне интересны люди с очень четким видением того, что они хотят. Наконец, всегда поражает человек, который смог купить столько работ Рембрандта, ведь их не так много в частных руках. С тех пор мы много раз встречались, но никогда не сотрудничали.

– В гастрольном графике Лейденской коллекции есть Лувр и Лувр Абу-Даби, Пекин, Шанхай. Вы не планируете что-то сделать вместе с Капланом?

– Нет, ведь у нас огромное собрание живописи того же периода и тех же мастеров, и это было бы, как говорят англичане, все равно что “возить уголь в Ньюкасл”. Но я вполне допускаю, что мы могли бы позаимствовать отдельные работы.

– Вы рассказывали, что первый каталог с фоторепродукциями произведений Рембрандта появился лишь в начале XX века. Лейденскую коллекцию называют удачей, поскольку она собрана за последние 15 лет, когда большинство важных вещей уже осело в музеях. Известно ли, сколько Рембрандтов хотя бы гипотетически могут появиться на арт-рынке?

– Думаю, в частных руках находится 20–30 произведений, но многие из них не выйдут на рынок, поскольку являются частью старинных коллекций, в том числе королевских.

– Тем не менее в 2015 году Рейксмузеум в складчину с Лувром купили рембрандтовские парные портреты Мартена Солманса и Опьен Коппит 1634 года, которые теперь попеременно экспонируют в обоих музеях.

– Да, но для Рейксмузеума тут особый случай, ведь у нас самая большая коллекция Рембрандта в мире, и сейчас осталось, пожалуй, четыре его работы, которые нам хотелось бы приобрести. Не хочу говорить, какие. Кроме того, уникальность покупки в 160 млн евро (по 80 млн евро от каждой страны. – «НГ») в том, что на тот момент она стала самой масштабной в музейном мире. Кстати, в 1980-х у Рейксмузеума была возможность купить «Минерву», которая сейчас выставлена в коллекции Каплана, и я считаю большой ошибкой, что этого не сделали. Думаю, это одна из самых важных рембрандтовских работ периода 1630-х.

– Как вообще пополняется ваша коллекция, и помогает ли вам государство?

– У нас два критерия приобретения работ. Первый – работа должна менять лицо коллекции, для которой мы ее покупаем. А второй – произведение должно притягивать, завораживать посетителей, чтобы они пришли ради этой вещи. Потому что у нас миллион произведений, и просто приобрести еще одно не так интересно.

Что касается финансирования, обычно это два источника – частные фонды и национальная лотерея (она тоже частная). Но в очень важных случаях государство тоже выделяет средства. И когда Нидерланды и Франция приобретали две упомянутые работы Рембрандта, покупка была так велика, что правительство ее оплатило. Но при приобретении других работ Рембрандта это всегда взаимодействие правительства, индустрии и частных спонсоров. Для покупки его работ частные спонсоры учредили Фонд Рембрандта, куда можно вступить, уплатив 80 евро, и дают деньги.

– Нет ли противоречия в этих критериях – значимости для коллекции и привлечения публики?

– Нет, поскольку мы служим обществу, и наука – для общества. Если вы рассказываете научную историю, зрители заинтересуется – люди любопытны.

– Какие для вас были самые интересные пополнения собрания последних лет?

– Во-первых, портреты Рембрандта, о которых мы говорили, интересны качеством исполнения: когда встаешь перед ними, они поражают. Кроме того, портретов кисти Рембрандта в полный рост известно всего три (третий – изображение Андриса де Граффа 1639 года из Кассельской картинной галереи старых мастеров). Наконец, представленные на них люди рассказывают интересную историю о воплощенных амбициях: помимо того, что написать ростовые портреты уже само по себе амбициозно, здесь есть еще и амбиции молодости. Рембрандту было всего 28 лет, мужчине – 21, а даме – 23. И это, в свою очередь, показывает амбиции молодой республики Нидерланды и людей торговых интересов, поскольку изображенные были детьми торговцев, которые построили эту республику.

А другое приобретение – лакированный японский сундук XVII века, его мы купили, кажется, в 2014-м. Сундуков подобного высочайшего уровня было произведено всего 12, потому что после 1640 года император Японии запретил экспорт таких предметов с использованием лаков высшего сорта. Все 12 сундуков были экспортированы Голландской Ост-Индской компанией, поскольку Голландия была единственной страной, которой разрешалось вести торговлю с Японией. Мы возили эти произведения в Нидерланды и продавали европейским монархам и высшему сословию. Однако в самой Голландии такого сундука не было, поскольку остальные 11 находятся в музеях других стран. Сундук, о котором идет речь, был продан кардиналу Мазарини. Во время Второй мировой войны этот предмет пропал. И недавно вдруг появился на одном маленьком региональном аукционе во Франции. Покупка обошлась недешево – мы заплатили 7,5 млн евро, однако когда речь идет о высочайшем качестве, публика быстро забывает о стоимости. Если же вы делаете что-то из разряда Оk, но дешевое, публика никогда этого не простит.

– Вы занимались дигитализацией собрания – теперь на сайте музея можно составлять свои мини-коллекции произведений, а главное, рассмотреть и даже скачать репродукции в хорошем разрешении. Вы затеяли этот дорогостоящий проект (в СМИ писали о 1,5 млн евро в год) ради привлечения публики или в образовательных целях, или что это дало?

– Прежде всего, это документация на будущее, поскольку она дает подробный отчет о сегодняшнем состоянии произведения, что важно для последующих реставрационных работ. Во-вторых, это нужно для исследований. Когда оцифровано много объектов, это может помочь продвинуться в понимании и истории, и истории искусства. В-третьих, для образовательных целей. В-четвертых, это хорошо привлекает публику: когда человек увидел работы в оцифрованном виде, ему хочется посмотреть то же самое вживую. Но должен сказать, что Пушкинский музей уже многое сделал, оцифровывая свою голландскую живопись.

– Но их еще нельзя скачивать в хорошем разрешении.

– Мы приняли решение о возможности скачивания иллюстраций высочайшего качества, поскольку картины старых мастеров не защищены авторским правом, и мы, в конце концов, служим публике – это не только наша коллекция. Ну, и администрация музея сочла, что дороже платить зарплаты людям, которые отслеживали бы такие скачивания.

– У вас в музее необычные акции по привлечению аудитории, в частности, в прошлом году вы наградили 10-миллионного посетителя Стефана Каспера, позволив ему провести ночь в музее один на один с рембрандтовским «Ночным дозором», что обсуждалось в Интернете по всему миру. Еще у вас есть ежегодный конкурс дизайна.

– Хотя само искусство не меняется, способ коммуникации с ним меняется с каждым поколением. Сегодня доминирует цифровой формат общения, поэтому нужно искать неординарные решения, чтобы они разошлись по Сети. Особенно учитывая то, что музейные бюджеты очень ограничены. Мы думали, что же мы можем дать 10-миллионному с момента открытия музея после реконструкции (она длилась в 2003–2013 годах. – «НГ») посетителю, и решили предложить то, о чем мечтает каждый: провести одному ночь в музее. А последний конкурс дизайна выиграл Леша Лимонов из Белоруссии, у которого была отличная задумка с масками для сна – проект «Шедевры никогда не спят», вдохновленный нашей картиной Верспронка «Девочка в голубом платье». На масках – глаза с наших «недремлющих» произведений. Часто замечательные идеи замечательно просты.

– У вас поразительная карьера, вы курировали успешные выставки («Рембрандт и Караваджо» в 2006-м и «Поздний Рембрандт» в 2015-м), писали книги, отвечали за создание новой постоянной экспозиции после реконструкции, теперь руководите музеем. Для вас как для искусствоведа что во всем этом главное?

– Делиться с максимальным количеством людей любовью к искусству и верой в то, что оно делает нас людьми.

– Когда Рейксмузеум открылся после реконструкции, вы говорили, что это уникальный случай, поскольку площади стали не больше, а меньше. Кроме того, вы шли к синтезу искусств и к уменьшению числа произведений в постоянной экспозиции ради большего эффекта, поскольку прежде люди уставали от перенасыщения. Это сработало?

– Есть знаменитая английская пословица “Меньше – это больше”. Да, сработало, поскольку Рейксмузеум все равно большой, а чтобы людям было комфортно, им нужен человеческий масштаб. Это помогло им сосредоточиться.

– В документальном фильме Уке Хогендайк «Новый Рейксмузеум» (см. «НГ» от 11.09.15), посвященном реновации, рассказывалось о тормозивших процесс велосипедистах, которые отстаивали велодорожку. Они действительно так сильно мешали? Там звучала фраза прежнего директора о том, что ему некогда заниматься Рембрандтом, поскольку он занят велосипедистами.

– Мой предшественник занимался именно реконструкцией, сосредотачиваться на Рембрандте не было его задачей. Велосипедисты не помешали завершить строительство в срок, но они выявили типичный для реалий Нидерландов аспект: для голландцев велосипед символизирует свободу. Наверное, как машина в Москве, если, конечно, вы не стоите в пробке. Они показали, что эмоции людей – важный фактор, и нужно бережно относиться к человеческой свободе.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

В Пушкинский музей на открытие выставки «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции», представляющей в Москве собрание четы Каплан (см. «НГ» от 28.03.18), приезжал директор Рейксмузеума Тако Диббитс. Он прочел лекцию «С любовью к Рембрандту». У Диббитса удивительная карьера: он изучал историю искусства в Амстердаме и Кембридже, был руководителем департамента старых мастеров Christie’s, в 2002-м пришел в Рейксмузеум, став куратором собрания живописи XVII века, в 2008-м – директором коллекций, а в 2016 году возглавил музей. В сентябре ему исполнится 50. Перед вернисажем о Рембрандте и жизни Рейксмузеума Тако Диббитса спрашивала корреспондент «НГ» Дарья Курдюкова.

Национальный музей Рейксмюзеум (Rijksmuseum)

Национальный музей Рейксмюзеум (Rijksmuseum) в Нидерландах (дословно переводится, как “Государственный музей”) – э то художественная галерея, с более чем 200-летней историей, является крупнейшим и самым значимым музеем в стране. В нем собрано 1 200 000 экспонатов и, чтобы понять масштаб коллекции, нужно мысленно объединить московские Третьяковскую галерею с Пушкинским музеем.

Национальный музей “Rijksmuseum”

Уникальность “Рейксмюзеум” не только в накопленной, на протяжении веков, крупнейшей в мире коллекции шедевров голландского и мирового искусства, но и богатейшей экспозицией азиатского искусства, делфтского фарфора, обширной коллекцией гравюр, рисунков и классической фотографии.

История главного музея голландского королевства берет начало с 1800 года, именно тогда, в Гааге, открылась Национальная художественная галерея. В ней находилось порядка 200 картин, но постоянно растущая коллекция музея вынуждена была несколько раз переезжать с места на место, пока наконец, по указу короля Нидерландов Луи Бонапарта, брата Наполеона, не обосновалась в Амстердаме.

Музей Амстердама Rijksmuseum

С 1885 года, Государственный музей Rijksmuseum располагается в импозантном здании, построенном в смешанном стиле готики и ренессанса, по проекту известного голландского архитектора Пьерра Кейперса, которое внешне больше напоминает сказочный замок, чем музей.

Музейная площадь Амстердама

С 2003 года Государственный музей находился на масштабной реконструкции, которая в общей сложности длилась 10 лет и обошлась стране в 375 млн. евро. Реконструкция завершилась только к весне 2013 года, но даже неполная коллекция музея, выставленная в отдельном крыле, являлась одной из главных достопримечательностей Амстердама .

“Ночной дозор”, Рембрандт

В самом сердце обновленного музея располагается Галерея славы , где собраны лучшие работы художников голландского Золотого века, таких как Йоханнес Вермеер, Ян Стейн. Главной жемчужиной музея, безусловно, является всемирно известная картина Рембрандта “Ночной дозор”.

Музей Rijksmuseum, предлагает посетителям несколько аудиотуров на английском и голландском языках, а также медиаторы для мобильных устройств и телефонов, доступные на нескольких языках, в том числе и на русском.

Специальное предложение для читателей моего блога! Аудиотуры, конечно, доступный и бюджетный вариант, НО разве могут они сравниться с рассказом живого человека, посвятившего свою жизнь искусству и влюбленному в свою профессию? Рекомендую воспользоваться услугами официального гида Rijksmuseum Елены Бекман. Подробнее о ней и о экскурсии можно почитать в анонсе, пройдя по ссылке здесь: “Экскурсия в музей Рейксмюзеум“


История главного музея голландского королевства берет начало с 1800 года, именно тогда, в Гааге, открылась Национальная художественная галерея. В ней находилось порядка 200 картин, но постоянно растущая коллекция музея вынуждена была несколько раз переезжать с места на место, пока наконец, по указу короля Нидерландов Луи Бонапарта, брата Наполеона, не обосновалась в Амстердаме.

Новаторство фламандского художника в жанре портрета

Рамки портретной живописи в стиле барокко и классицизма, весьма популярных в искусстве Нидерландов начала 17 столетия, оказались для Хальса слишком тесными, и мастер выступил реформатором жанра практически в самом начале своей карьеры. Он буквально выискивал индивидуальный характер человека в присущих лишь ему движениях, жестах, взглядах и в мимике.

Благодаря новаторству Франса Хальса герои полотен перестали изображаться в одной единственной канонической позе, которая господствовала веками. Художник упорно экспериментировал с положением человеческих фигур в пространстве, отказываясь от традиционных условностей фронтального или профильного портрета.

Хальс запечатлевая своих героев в действии, в конкретной жизненной ситуации, делал акцент на мимику, жесты, позу, мгновенно и точно схватывая их. Он не только реформировал единичный заказной и групповой портреты, но стал создателем портрета, граничащего с бытовым жанром, при этом не детализируя его.

Begijnhof

Begijnhof – это уютный внутренний дворик времен Средневековья. Здесь жили католические женщины, который вели почти монашеский образ жизни. В то время католическая вера была запрещена, поэтому они построили “скрытую церковь”. Begijnhof расположен в центре Амстердама, в пяти минутах ходьбы от площади Дам. Самый простой способ добраться до него – через указатель на Spuiplein. Среди белых домов есть один коричневый, где и находится вход во внутренний двор. Больше информации о Begijnhof – на их официальной страничке.


С панорамной смотровой площадки Adam Lookout открывается потрясающий вид на город. Советуем подниматься на смотровую перед закатом, а входные билеты купить заранее вот тут, чтобы не стоять в очереди в кассу. Наверху есть ресторан и roof-top бар, а те, кому не хватает адреналина в крови, могут покататься на качелях над Амстердамом.

[flat_ab id="3"] Ссылка на основную публикацию