Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев в РФ, их статус и права

Законодательные акты по теме

Федеральный закон от 19.02.1993 № 4530-1 О вынужденных переселенцах
Постановление Правительства РФ от 16.06.1997 № 724 О размерах единовременного пособия вынужденным переселенцам

Ответы на распространенные вопросы о том, каков правовой статус вынужденных переселенцев в РФ

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

  • Понятие, предмет и методы конституционного права
  • Государственное право
  • Место конституционного права в системе права
  • Конституционное право как отрасль права
  • Конституционное право как наука
  • Наука конституционного права, её понятие и предмет
  • Система конституционного права
  • Конституционно-правовая ответственность
  • Источники и методы науки конституционного права

Беженцам и вынужденным переселенцам предоставляется беспроцентная долгосрочная ссуда на приобретение жилья (строительство), местные органы государства и органы самоуправления обязаны оказывать содействие беженцам и вынужденным переселенцам в решении их жизненных проблем. Эти лица пользуются определенными правами граждан РФ и несут соответствующие обязанности, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации

Беженец — это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (п. 1 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах»).

Правовой статус беженца регламентируется ст. 8 этого же Закона. Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право:

  • 1) на получение услуг переводчика и получение информации о своих правах и обязанностях, а также иной информации в соответствии с указанной статьей;
  • 2) получение содействия в оформлении документов для въезда на территорию РФ в случае, если данные лица находятся вне ее пределов;
  • 3) получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания;
  • 4) получение питания и пользование коммунальными услугами в центре временного размещения до убытия к новому месту пребывания;
  • 5) полицейскую охрану в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц;
  • 6) пользование жилым помещением, предоставляемым из фонда жилья для временного поселения;
  • 7) медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами Российской Федерации;
  • 8) получение содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве наравне с гражданами Российской Федерации;
  • 9) работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами Российской Федерации;
  • 10) социальную защиту наравне с гражданами Российской Федерации;
  • 11) получение содействия в устройстве детей в дошкольные и общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального образования, а также в переводе их в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования наравне с гражданами Российской Федерации;
  • 12) содействие МВД России в получении сведений о родственниках лица, признанного беженцем, проживающих в государстве его гражданской принадлежности;
  • 13) обращение в территориальные органы МВД России по месту пребывания лица и членов его семьи в целях оформления проездного документа для выезда за пределы территории РФ данных лиц;
  • 14) обращение с заявлением о предоставлении права на постоянное проживание на территории РФ или на приобретение гражданства Российской Федерации;
  • 15) участие в общественной деятельности наравне с гражданами Российской Федерации;
  • 16) добровольное возвращение в государство своей гражданской принадлежности;
  • 17) выезд на место жительства в иностранное государство.

Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи

  • 1) соблюдать Конституцию РФ, другие нормативные правовые акты;
  • 2) своевременно прибыть в центр временного размещения или иное место пребывания, определенное МВД России;
  • 3) соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания в центре временного размещения;
  • 4) сообщить в течение семи дней в территориальный орган МВД России, сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства либо о получении разрешения на постоянное проживание на территории РФ;
  • 5) сообщать о намерении переменить место пребывания на территории РФ либо выехать на место жительства за пределы территории РФ;
  • 6) сняться с миграционного учета при перемене места пребывания и в течение семи дней со дня прибытия к новому месту пребывания встать на миграционный учет;
  • 7) проходить ежегодный миграционный переучет.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» вынужденный переселенец — гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Правовой статус вынужденного переселенца регламентируется ст. 6 того же Закона.

Вынужденный переселенец имеет право:

  • 1) самостоятельно выбрать место жительства на территории РФ;
  • 2) при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории РФ получить направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;
  • 3) на получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания.

Вынужденный переселенец обязан:

  • 1) соблюдать Конституцию РФ и законы;
  • 2) соблюдать установленный порядок проживания в центре временного размещения вынужденных переселенцев и жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;
  • 3) при перемене места жительства перед выездом сняться с миграционного учета и в течение одного месяца встать на миграционный учет;
  • 4) проходить ежегодный миграционный переучет.

Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в РФ

Как всякая демократическая страна, Россия сталкивается с проблемой миграции. Миграционные потоки, часто весьма мощные, порождают необходимость решения сложных вопросов граждан­ства и обеспечения прав человека. Законодательство закрепляет в отношении таких людей два правовых статуса:

    1. беженца – Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. N 4528-I “О беженцах”;
    2. вынуж­денного переселенца – Законом РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-I.

Беженцами признаются лица, не имеющие российского граж­данства, прибывшие или желающие прибыть на территорию РФ. Эти лица не могут или не желают пользо­ваться защитой страны своей гражданской принадлежности из опасений стать жертвами преследований по признаку расы, на­циональности, гражданства, вероисповедания, принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениям.

Беженцем не может быть признано лицо, совершившее пре­ступление против мира, человечности, военное преступление или другое тяжкое преступление неполитического характера. Право­вой статус беженцев регулируется Международной конвенцией о статусе беженцев, принятой 28 июля 1951 г., к которой в 1992 г. присоединилась и Россия.

Ходатайство лица, желающего получить статус беженца, рас­сматривается компетентными органами, которые при наличии не­обходимых данных выдают ему свидетельство, предоставляющее ряд прав (проживать в центре временного размещения, получать питание, пользоваться медицинской помощью, получать посо­бие). Такое лицо несет обязанность соблюдать Конституцию РФ, законы и иные правовые акты, своевременно прибыть в центр временного размещения, проходить медицинские осмотры и др.

Компетентный орган МВД принимает решение о признании лица беженцем и выдает ему удостоверение, на основании кото­рого лицо пользуется правами российского гражданина, а также рядом льгот по налогам и сборам. Лицо, ходатайствующее о при­знании его беженцем и находящееся на территории РФ, в соответствии с законодательством РФ проходит процедуру идентификации личности, включая обязательную государственную дактилоскопическую регистра­цию, по месту подачи ходатайства. Лицо признается беженцем на срок до трех лет. При сохранении обстоятельств, вынудивших его покинуть свою страну, этот срок может продлеваться на каждый последующий год.

Как всякая демократическая страна, Россия сталкивается с проблемой миграции. Миграционные потоки, часто весьма мощные, порождают необходимость решения сложных вопросов граждан­ства и обеспечения прав человека. Законодательство закрепляет в отношении таких людей два правовых статуса:

Конституционно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

Специфической группой субъектов конституционного права являются беженцы и вынужденные переселенцы. Правовой статус этих категорий помимо таких предпосылок его наполнения как отношения к гражданству и нахождения на территории того или иного государства, обладает еще одной, которая позволяет группировать рассматриваемые категории лиц в отдельную весьма специфическую группу субъектов конституционного права. Речь идет о сходстве фактических обстоятельств возникновения правовых статусов.

Как правило, лицо становится беженцем или вынужденным переселенцем:

– вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия;

– при осуществлении преследования в различных формах;

– вследствие несоответствия политических убеждений преследуемых официальной государственной доктрине;

– вследствие расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе.

Совокупность этих предпосылок позволяет классифицировать граждан как собственно граждан и граждан, обладающих статусом вынужденного переселенца; а иностранных граждан – как собственно иностранных граждан и иностранных граждан, обладающих статусом беженца.

Из этого видно, что к указанной категории не относятся так называемые «экономические беженцы», которые покидают свою страну по экономическим соображениям. Не может претендовать на статус беженца лицо, совершившее преступление против мира, военное преступление или преступление против человечности; совершившее ранее тяжкое преступление неполитического характера.

Основная работа с беженцами и вынужденными переселенцами возложена на федеральные миграционные органы, входящие в структуру органов внутренних дел.

В принципе государство обязано предоставить беженцам статус, которым пользуются иностранцы вообще. Что же касается правительственной помощи, то они приравниваются к местным гражданам. Запрещено накладывать взыскание на беженца за незаконный въезд. Государства по возможности облегчают ассимиляцию беженцев. Особое значение имеет правило о недопустимости высылки беженцев в страну, в которой их жизни или свободе угрожает опасность.

Лицо, признанное беженцем на территории России, наделяется определенным кругом прав и обязанностей, а также обладает рядом гарантий.

Среди прав:

– получение услуг переводчика и информации о своих правах и обязанностях;

– получение содействия в оформлении документов, в переезде и провозе багажа к месту пребывания;

– получение питания и пользование коммунальными услугами;

– охрана в целях обеспечения безопасности;

– пользование жилыми помещениями;

– медицинская и лекарственная помощь;

– получение содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве, работы по найму;

– социальная защита, в том числе социальное обеспечение;

– содействие в устройстве детей в государственные и муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения;

– получении сведений о родственниках лица, признанного беженцем;

– обращение за помощью в оформлении документов для выезда за пределы территории России;

– участие в общественной деятельности государства;

– добровольное возвращение в государство своей гражданской принадлежности (прежнего, обычного местожительства).

Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи обязаны на территории России:

– соблюдать Конституцию, федеральные законы, иные нормативные правовые акты, в том числе субъектов Федерации;

– своевременно прибыть в центр временного размещения или иное место пребывания, которое определено миграционными органами;

– соблюдать установленный порядок проживания;

– в течение семи дней известить миграционные органы об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства России;

– проходить ежегодный переучет в сроки, установленные территориальными миграционными органами.

Юридическую основу статуса беженца и вынужденного переселенца составляют международно-правовые акты:

– Конвенция о статусе беженцев от 28 августа 1951 г.;

– Протокол, касающийся статуса беженцев, от 31 января 1967 г.;

– Устав управления Верховного комиссариата ООН по делам беженцев (УВКБ) от 14 декабря 1950 г.;

– Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам от 24 сентября 1993 г.

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о статусе беженцев в 1992 г. Тогда же в Москве были открыты постоянные представительства УВКБ и международной организации по миграции.

Статус беженца и вынужденного переселенца определяются также:

– Конституцией РФ (ст. 63 и др.);

– Федеральным законом от 19 февраля 1993 г № 4528-1 «О беженцах»;

– Федеральным законом от 19 февраля № 4530-1 1993 г. «О вынужденных переселенцах».

Вынужденными переселенцами могут быть признаны:

– гражданин России, который покинул место жительства на территории одного из субъектов Федерации и прибыл на территорию другого субъекта или вынужден покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибыл на территорию России;

– иностранец, лицо без гражданства, которые покинули место постоянного жительства на территории одного из субъектов Федерации и прибыли на территорию другого субъекта.

Обстоятельствами, которые послужили для признания лица вынужденным переселенцем и заставили изменить место жительства, являются:

1) насилие, совершаемое в отношении лица или членов его семьи;

2) преследование в иных формах;

3) наличие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, принадлежности к определенной социальной группе или политические убеждения, ставшие поводом для проведения враждебных камланий в отношении конкретного лица или группы лиц;

4) массовые нарушения общественного порядка в месте постоянного проживания лица.

Вынужденным переселенцем признается также гражданин бывшего СССР, постоянно проживающий на территории республики, входящей в состав бывшего СССР, который получил статус беженца в России и утратил его в связи с приобретением российского гражданства, но по объективным причинам не мог в период действия статуса беженца обустроиться на территории России.

Вынужденным переселенцем не может 6ыть признано лицо:

– совершившее преступление против мира, человечности, и. другие преступления, которые признаются таковыми по российскому законодательству;

– в течение 12 месяцев со дня выбытия с места жительства или в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением российского гражданства не обратилось, без уважительной причины с ходатайством о признании его таковым;

– покинувшее место жительства по экономическим причинам, либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Процедура признание лица вынужденным переселенцем состоит из следующих этапов:

– обращение заинтересованного лица с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем;

– выдача свидетельства о регистрации ходатайств;

– принятие решения о признании лица вынужденным переселенцем.

Решение о признании лица вынужденным переселенцем принимается территориальными миграционными органами в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства и сопровождается, выдачей соответствующего удостоверения. Статус вынужденного переселенца устанавливается сроком на пять лет с последующим продлением ежегодно по заявлению вынужденного переселенца.

Вынужденный переселенец обладает правом:

– самостоятельно выбирать место жительства в одном из пунктов, предложенных миграционными органами, или проживать у родственников при наличии их согласия;

– получать поддержку в проезде и провозе багажа к новому месту жительства или месту пребывания.

Вынужденный переселенец обязан:

– соблюдать Конституцию России, федеральные законы;

– соблюдать правила проживания в центре временного размещения;

– при перемене места жительства сняться с учета в территориальном миграционном органе;

– проходить ежегодный переучет в сроки, установленные миграционными органами.

Вынужденные переселенцы и лица, ходатайствующие о приобретении данного статуса, не могут быть без их согласия возвращены на территорию, которую они вынужденно покинули, или переселены в другой населенный пункт. Они вправе обжаловать в суд действия органов государственной власти и должностных лиц.

Статус вынужденного переселенца утрачивается в случаях:

– прекращения гражданства России у лица, приобретшего указанный статус, будучи гражданином России;

– выезда за пределы России для постоянного проживания;

– осуждения за преступление на основании приговора суда;

– умышленного сообщения ложных сведений или предъявления заведомо фальшивых документов, которые послужили основанием для признания вынужденным переселенцем.

Кроме вышеперечисленных категорий иностранцев выделяют и такие, как дипломаты, консульские работники и представителя международных организаций.

В настоящее время статус дипломатических агентов регулируется Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г., а статус консульских должностных лиц регулируется Венской; конвенцией о консульских сношениях 1963 г. Согласно этим международным документам данные лица пользуются абсолютной неприкосновенностью, а обеспечению их прав и свобод уделяется особое внимание. Особенности режимов пребывания указанной категории иностранцев на территории Российской Федерации, как правило, устанавливаются в двустороннем порядке путем подписания международных соглашений Российской Федерации с зарубежными государствами

Что же касается работников международных организаций, то на них так называемый «режим дипломатической неприкосновенности» в Российской Федерации распространяется либо вследствие международного договора о создании международной организации (в котором предусмотрена подобная норма), подписанного Российской Федерацией, либо вследствие специального распоряжения уполномоченного на то органа государственной власти Российской Федерации.

Юридическую основу статуса беженца и вынужденного переселенца составляют международно-правовые акты:

Правовое положение беженцев в РФ

Мигрант, получивший свой статус и зарегистрировавшийся в налоговом органе с получением ИНН, имеет право на следующие процедуры на территории РФ:

  • Официально трудоустраиваться в компанию и работать в качестве специалиста в соответствии со своей квалификацией, получать зарплату и оплачивать налоги.
  • Открыть собственный бизнес на территории страны, а также ИП, либо действовать как легитимный хозяйствующий субъект.
  • Покупать подлежащее госрегистрации движимое и недвижимое имущество, обладая при этом правами иностранного гражданина с отличными от коренных жителей условиями.
  • По прошествии 3 лет адаптации претендовать на обретение статуса ВНЖ, а затем и гражданства РФ с получением российского паспорта.

Трудоустройство беженцев

Важно! При соблюдении действующего в стране законодательства лицо, обладающее удостоверением беженца, не может быть депортировано из РФ против своего желания, так как правовой статус беженцев и вынужденных беженцев, определяемый по ФЗ, не даёт сделать это.

Трудоустройство беженцев

Статус беженцев и вынужденных переселенцев

Правовая база для определения статуса беженцев и вынужденных переселенцев заложена в Федеральном законе от 19 февраля 1993 года (в ред. от 22 декабря 2014 года) N 4528-I «О беженцах» и Законе РФ от 19 февраля 1993 года (в ред. от 30 декабря 2015 года) N 4530-1 «О вынужденных переселенцах». Указанные нормативно-правовые акты:

– определяют понятия беженца и вынужденного переселенца;

– регламентируют порядок обращений с ходатайствами о признании подобного статуса;

– описывают права и обязанности обратившихся с ходатайствами лиц;

– устанавливают порядок признания человека в статусе беженцев или вынужденных переселенцев;

– перечисляют их права и обязанности в этом статусе и т.д.

Согласно российскому законодательству термин «беженец» применяют по отношению к лицам, статус которых соответствует следующим требованиям:

  • они не являются гражданами РФ;
  • они находятся вне страны собственной гражданской принадлежности (а при отсутствии определенного гражданства – вне государства своего прежнего и обычного места жительства);
  • они покинули данную страну по причине обоснованного опасения стать жертвой преследований по признакам вероисповедания, национальности, расы, гражданства, политических убеждений, принадлежности к определенной социальной группе;
  • они не могут (не желают) прибегнуть к её защите (вернуться в неё) ввиду подобных опасений.

Вынужденный переселенец – это обычно гражданин РФ, который по тем же причинам был вынужденно покинуть место своего жительства на территории другой страны и прибыл на территорию России либо был вынужден покинуть своё место жительства на территории одного субъекта России и прибыть на территорию другого субъекта.

Вынужденными переселенцами также признаются иностранные граждане (либо лица без гражданства), которые постоянно и на законных основаниях проживают на территории России и изменили своё место жительства в пределах страны по вышеуказанным основаниям. В законодательстве определяются и иные основания для признания за индивидом статуса вынужденного переселенца.

В ФЗ «О беженцах» и Законе «О вынужденных переселенцах» установлен порядок получения и оформления статуса беженца и вынужденного переселенца, права и обязанности лиц данной категории. В целом они имеют схожий порядок.

Получение статуса беженца и вынужденного переселенца требует от заинтересованного человека подачи соответствующего ходатайства в территориальное учреждение федерального органа исполнительной власти, который уполномочен на осуществление функций по надзору и контролю в области миграции, по месту пребывания (за рубежом – в консульское учреждение или дипломатическое представительство РФ).

Подобное ходатайство подается и рассматривается в установленные законодательством сроки. По итогам проверки представленных сведений уполномоченный орган выдает свидетельство о принятии и регистрации ходатайства. Это обстоятельство распространяет на данное лицо комплекс необходимых прав и позволяет поселиться в центр временного размещения. После предварительного рассмотрения ходатайства уполномоченный орган принимает решение по существу о предоставлении лицу статуса вынужденного переселенца или беженца. Подобное решение сопровождается выдачей удостоверения установленного образца, которое действительно на всей территории РФ в течение трех лет для беженца и пяти лет для вынужденного переселенца.

В необходимых случаях по заявлению заинтересованного лица статус вынужденного переселенца либо беженца может быть продлен на каждый последующий год. Для лиц, признанных беженцами, предусмотрен ежегодный переучет.

Согласно статье 2 ФЗ «О беженцах» положения данного нормативного акта не распространяются на лица, которые:

– совершили военное преступление, преступления против мира или человечества;

– совершили вне пределов РФ тяжкое преступление неполитического свойства;

– виновны в совершении деяний, которые противоречат целям и принципам деятельности ООН,

– в настоящее время находятся под защитой или пользуется помощью иных органов либо учреждений ООН, за исключением Верховного Комиссара ООН по делам беженцев и т.д.

В законодательстве установлены основания для отказа в предоставлении вышеуказанных статусов.

Отказ в предоставлении статуса беженца и отказ в принятии ходатайства могут быть обжалованы в вышестоящем органе миграционной службы либо в суде.

Лица, которые были признаны в статусе беженцев либо вынужденных переселенцев, наделяются всеми правами и несут все обязанности наряду с гражданами РФ, но за исключением предусмотренных законодательством случаев.

Данная категория лиц имеет право в течение трех месяцев выбрать в качестве места своего постоянного жительства населенный пункт либо из числа предложенных органами миграционной службы, либо из числа тех, в которых проживают их родственники при согласии последних.

Для лиц со статусом беженца в законодательстве предусмотрены льготные условия при приобретении ими гражданства России.

Органы государственной власти и местного самоуправления должны оказывать вынужденным переселенцам и беженцам содействие и всестороннюю помощь при решении ими комплекса жизненных проблем, которые связаны с поиском и устройством на новом месте жительства.

Для обеспечения временного размещения вынужденных переселенцев и беженцев должны создаваться центры временного размещения лиц, которые просят признать их в статусе переселенца либо беженца.

В ФЗ «О беженцах» и Законе «О вынужденных переселенцах» также установлены и основания, при наличии которых лицо утрачивает статус вынужденного переселенца или беженца.

– совершили вне пределов РФ тяжкое преступление неполитического свойства;

Конституционное право

Вынужденный переселенец утрачивает право: (1) на проживание в указанных помещениях при получении (приобретении) другого жилья или при завершении строительства индивидуального жилья, а также если он отсутствует без уважительных причин свыше шести месяцев; (2) на получение содействия в обеспечении их проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания. При этом семья, состоящая только из пенсионеров и (или) инвалидов, одиноких родителей с ребенком или детьми в возрасте до 18 лет, обеспечивается правом на бесплатный проезд и провоз багажа.

ГАРАНТ:

См. Справку по материалам изучения судебной практики в РФ, касающейся процедуры определения статуса беженца, подготовленную совместно Верховным Судом РФ, судами республик, краевыми, областными, соответствующими им судами РФ и Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев)

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Настоящий Федеральный закон определяет основания и порядок признания беженцем на территории Российской Федерации, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации о беженцах состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Права лиц, получивших статус переселенца в Российской Федерации

После того как перемещенное лицо оформит ходатайство на получение статуса вынужденного переселенца, а органы Главного управления по вопросам миграции (ГУВМ) МВД РФ его зарегистрируют, ему по закону предоставляются определенные права.

Что дает статус вынужденного переселенца:

  1. Право получить единоразовое денежное пособие; размер его определяет Правительство РФ, но сумма не должна быть меньше ста рублей.
  2. Получить направление на проживание в центре для вынужденных переселенцев, если перемещенному лицу негде жить.
  3. Право получить компенсацию проезда от места регистрации ходатайства до места временного проживания. Условие справедливо для малоимущих семей или лиц, иным переселенцам государство только содействует в обеспечении проезда или провоза багажа.
  4. Право жить в центре временного проживания, получать питание, пользоваться коммунальными услугами.
  5. Право получать медпомощь и лекарственные препараты в медицинских учреждениях.

Конституционное право России рассматривает вынужденного переселенца как гражданина РФ (либо иностранца или лицо без гражданства, но проживающего на законных основаниях в России), вынужденного покинуть место своего жительства и прибыть на иную территориальную единицу Федерации. Определение «беженец» можно применить к лицу, прибывшему на территорию России из другой страны и не являющемуся гражданином РФ.

Основы конституционно-правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в РФ, то есть совокупность прав и обязанностей этих лиц сходны. В течение трех месяцев после подтверждения своего положения переселенцы имеют право:

  • выбрать место для постоянного места жительства из числа предложенных ГУВМ МВД;
  • приобрести российское гражданство на льготных условиях;
  • рассчитывать на всестороннюю помощь со стороны органов власти.

Вынужденные переселенцы также могут потребовать ссуду на строительство или приобретение жилья в РФ, причем государство должно предоставить долговременный и беспроцентный заем.

Административно-правовое положение беженцев, вынужденных переселенцев и перемещенных лиц в Российской Федерации – это система прав и обязанностей, свобод и гарантий, которые предоставляются вышеперечисленным объектам российским государством. Важными элементами административно-правового статуса этой категории населения РФ являются гражданство, право- и дееспособность. Причем согласно административно-правовому статусу беженцев и вынужденных переселенцев последние имеют более широкие правоспособности.


Конституционное право России рассматривает вынужденного переселенца как гражданина РФ (либо иностранца или лицо без гражданства, но проживающего на законных основаниях в России), вынужденного покинуть место своего жительства и прибыть на иную территориальную единицу Федерации. Определение «беженец» можно применить к лицу, прибывшему на территорию России из другой страны и не являющемуся гражданином РФ.

Сроки действия

Статус вынужденного переселенца выдается лицу на 5-летний срок. По его истечению статус продлевается ежегодно при условии, что гражданин не приобрел себе жилье.

Статус беженца предоставляется бессрочно. Раз в полтора года лица, обладающие этим статусом, должны проходить переучет в органе, его предоставившем. По итогам рассмотрения статус подтверждается или аннулируется по причине изменения существенных условий.

Главное, чего лишаются беженцы и переселенцы, это родной дом, поэтому первоочередной задачей для них является поиск нового места проживания. Одной из обязанностей государства в отношении таких лиц является поиск места жительства на временной или постоянной основе.

Правовой статус вынужденных переселенцев

Правовой статус вынужденных переселенцев на территории Российской Федерации регулируется Законом « О вынужденных переселенцах» ФЗ « О вынужденных переселенцах» (от 22.08.2004г. №122-ФЗ). Настоящий Закон определяет статус вынужденных переселенцев, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Статья 1 настоящего Закона дает определение понятия « вынужденный переселенец:

. вынужденный переселенец- гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

. По обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, вынужденным переселенцем признается:

* гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации;

* гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого объекта Российской Федерации.

. Вынужденным переселенцем также признается иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории Российской Федерации по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи.

. Вынужденным переселенцем признается также гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в Российской Федерации и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства Российской Федерации, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории Российской Федерации.

Однако, существует и ряд обстоятельств, по которым лицо не может быть признано вынужденным переселенцем, в частности:

при совершении лицом преступления против мира, человечности или другого тяжкого преступления, признаваемого таковым законодательством Российской Федерации;

в случае не обращения по уважительным причинам с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение 12 месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением гражданства Российской Федерации;

в случае, когда лицо покинуло место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Лицо, покинувшее место жительства по обстоятельствам, которые предусмотрены п.1 ст.1 настоящего Закона и претендующее на признание его вынужденным переселенцем, должно лично или через уполномоченного представителя обратиться с ходатайством о признании его вынужденным

переселенцем в территориальный орган миграционной службы по месту своего нового пребывания.

При положительном решении вопроса о регистрации ходатайства каждому лицу, претендующему на признание вынужденным переселенцем, выдается или направляется свидетельство о регистрации его ходатайства.

Права и обязанности лица, получившего свидетельство о регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем во многом схожи с правами и обязанностями беженцев. Вынужденные переселенцы имеют права на:

* получение единовременного денежного пособия на каждого члена семьи в размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, но не ниже 100 рублей;

* получение направления территориального органа миграционной службы на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев при отсутствии возможности самостоятельного определения места жительства или места пребывания на территории Российской Федерации;

* содействие в обеспечении их проезда и провоза багажа в месту временного поселения. При этом малообеспеченные лица (одинокий пенсионер, одинокий инвалид, семья, состоящая только из пенсионеров и (или) инвалидов, одинокий родитель ( заменяющее его лицо) с ребенком или детьми в возрасте до восемнадцати лет, многодетная семья с тремя и более детьми в возрасте до восемнадцати лет), получившие свидетельства о регистрации ходатайства, имеют право на компенсацию расходов на проезд и провоз багажа от места регистрации ходатайства к месту временного переселения на территории Российской Федерации ;

* проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев, получение питания по установленным нормам и пользование коммунальными услугами ;

* медицинскую и лекарственную помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Обязанности вынужденного переселенца аналогичны обязанностям беженцев, о которых я уже говорил выше.

Лицу, признанному вынужденным переселенцем, присваивается статус вынужденного переселенца сроком на пять лет и выдается удостоверение, действительное на всей территории Российской Федерации.

Вынужденный переселенец имеет право:

* самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом миграционной службы. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами площади;

* при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории Российской Федерации получить у федерального органа миграционной службы или территориального органа миграционной в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;

* на получение содействия в обеспечении их проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания.

Кроме того, вынужденный переселенец, так же, как и беженец, обязан:

* соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы;

* соблюдать установленный порядок проживания в центре временного размещения вынужденных переселенцев и жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;

* при перемене места жительства перед выездом сняться с учета в территориальном органе миграционной службы и в течение одного месяца встать на учет в территориальном органе миграционной службы;

* проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом миграционной службы.

Органы исполнительной власти уполномочены на местах проживания вынужденных переселенцев:

· предоставлять вынужденному переселенцу полный перечень населенных пунктов, рекомендуемых для постоянного проживания и информацию об условиях проживания и о возможностях трудоустройства в этих населенных пунктах;

· включать вынужденного переселенца в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации в список граждан на получение жилья независимо от срока проживания в данной местности;

· оказывать вынужденному переселенцу помощь при вступлении в жилищный кооператив, помощь в индивидуальном жилищном строительстве, включая предоставление ( приобретение) земельного участка и приобретение строительных материалов в установленном порядке;

· предоставлять вынужденному переселенцу, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, безвозмездные субсидии на строительство (приобретение) жилья;

· содействовать вынужденным переселенцам в организации компактных поселений на территории Российской Федерации в строительстве жилья, создании инженерной, социальной инфраструктуры и рабочих мест в местах компактных поселений;

· предоставлять в первоочередном порядке одинокому переселенцу (престарелому или инвалиду), нуждающемуся в постоянном уходе место в учреждении социальной защиты населения;

· оказывать содействие в устройстве детей вынужденного переселенца в государственные или муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения, учреждения начального и профессионального образования;

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий:

· содействуют реализации прав вынужденного переселенца на занятость, профессиональную подготовку (переподготовку) и повышение квалификации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

· регистрируют вынужденного переселенца в качестве безработного в случае невозможности его трудоустройства;

· оказывают вынужденному переселенцу по его просьбе содействие в получении документов, необходимых для восстановления трудового стажа;

· предоставляют вынужденным переселенцам- детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, места в детских домах;

· оказывают вынужденному переселенцу по его просьбе содействие в возвращении на прежнее место жительства.

Следует заметить, что вынужденный переселенец не может быть возвращен против его воли на территорию, которую он покинул по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 статьи 1 настоящего Закона.

Вынужденный переселенец не может быть переселен без его согласия в другой населенный пункт.

Лицо утрачивает статус вынужденного переселенца при прекращении гражданства Российской Федерации, а также:

· при выезде для постоянного проживания за пределы территории Российской Федерации;

· в связи с истечением срока предоставления статуса.

В случае утраты лицом статуса вынужденного переселенца или в случае лишения статуса вынужденного переселенца удостоверение вынужденного переселенца признается недействительным соответствующим органом миграционной службы.

В случае утраты лицом статуса вынужденного переселенца или в случае лишения статуса вынужденного переселенца данное лицо обязано освободить жилое помещение, предоставленное ему из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев.

Лишение статуса вынужденного переселенца в связи с сообщением им ложных сведений или в связи с предъявлением им заведомо фальшивых документов является основанием для истребования средств, затраченных на проезд, провоз багажа, содержание и обустройство данного лица.

Заключение

В заключение работы можно сделать следующие выводы:

· Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации регулируется Федеральными Законами « О беженцах» (ред. от 22.08.2004) и « О вынужденных переселенцах» (в ред. от 22.08.2004г.)

· Настоящие Законы определяют основания и порядок признания беженцем или же вынужденным переселенцем на территории Российской Федерации, устанавливают экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

· Данные Законы дают четкие определения беженца и вынужденного переселенца:

Беженец – это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находиться вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений или не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Вынужденный переселенец– гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

· Как беженцу, так и переселенцу, предоставляется право временного убежища в местах временного содержания. В случае получения удостоверения беженца или временного переселенца федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления помогают этой категории граждан в их трудоустройстве и жилищном обустройстве, а также социальном и медицинском обеспечении в соответствии с существующими законами, оказывают содействие в устройстве детей в государственные муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения и пр.

Список используемой литературы

Нормативные правовые акты:

1. Федеральный закон от 31.05.2002г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (ред. от 02.11.2004г.).

2. Федеральный закон от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» (ред. от 30.12.2006) // “Российская газета”, № 126, 03.06.1997.

3. Закон РФ от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» (ред. от 18.07.2006) // “Собрание законодательства РФ”, 25.12.1995, № 52, ст. 5110.

4. «Всеобщая декларация прав человека», принята 10.12.1948г.

5. «Международный Пакт о гражданских и политических правах», принят 16.12.1966г.

6. Конвенция «О статусе беженцев» (Заключена г. Женеве 28.07.1951) // Действующее международное право. Т. 1.- М., 1996.

7. Декларация «О территориальном убежище» (Принята 14.12.1967 Резолюцией 2312 (22) Генеральной Ассамблеей ООН) // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. – М., 1990.

8. Соглашение «О помощи беженцам и вынужденным переселенцам» (Заключено в г. Москве 24.09.1993) // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество», № 4, 1993.

1. Абзалова Л.Ф. Международно-правовое регулирование миграционных процессов // Государственная власть и местное самоуправление, 2006, № 5.

2. Алешина А.В., Косовская В.А. Международное частное право. М., 2007. С. 316.

3. Андриченко Л. В., Васильева Л. Н. Законодательство в сфере миграции: проблемы и перспективы // Журнал российского права, 2006, № 1.

4. Андриченко Л. В. Международно-правовая защита беженцев и лиц, перемещенных внутри страны // Миграция, права человека и экономическая безопасность современной России: состояние, проблемы, эффективность защиты: Сборник статей / Под ред. д.ю.н., профессора, академика РАЕН и ПАНИ В.М. Баранова. Нижний Новгород, 2004.

5. Ануфриева Л.П., Бекяшев К.А., Дмитриева Г.К. Международное частное право. М., 2008. С. 688.

6. Богуславский М. М. Международное частное право. М., 2007. С. 320.

7. Волох В.А. Совершенствование законодательства о беженцах как важнейший фактор формирования государственной миграционной политики Российской Федерации // «Право и политика», 2007, № 11.

8. Воронина Н. А. Международное право и проблемы правового регулирования положения внутриперепещенных лиц // Юрист-международник, 2005, № 3.

9. Гетьман-Павлова И. В. Международное частное право. М., 2009. С. 704.

10. Казанцев В. И. Международное частное право. М., 2008. С. 204.

11. Канашевский В. А. Международное частное право. М., 2006. С. 704.

12. Леанович Е. Б. Международное частное право. М., 2008. С. 192.

13. Попова А. В. Международное частное право. М., 2009. С. 288.

14. Прокопьев Е. В. Международное частное право. Общая часть. М., 2008. С. 272.

15. Шерстнева О. О. Международное частное право. М., 2009. С. 128.

16. Шейнгезихт Л. Г. Правовое и прикладное значение гуманитарной защиты в международном праве. Монография. СПб., 2004.

17. Юрицин А. Е. Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации // Социально-экономические и гуманитарные аспекты модернизации общества: Сб. науч. тр. Омск, 2003.

Органы исполнительной власти уполномочены на местах проживания вынужденных переселенцев:

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. Беженцы и вынужденные переселенцы в РФ.

Понятие «беженец» применяется к лицу, которое:

1) не является гражданином Российской Федерации;

2) находится вне страны своей гражданской принадлежности (а в случае отсутствия определенного гражданства – вне страны своего прежнего обычного места жительства);

3) покинуло указанную страну в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений;

4) не может (не желает) пользоваться ее защитой (вернуться в нее) вследствие таких опасений.

В отличие от беженца, вынужденный переселенец, – как правило, гражданин Российской Федерации, по тем же основаниям вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию России или вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта РФ и прибывший на территорию другого субъекта.

Вынужденным переселенцем признается также иностранный гражданин (или лицо без гражданства), постоянно проживающий на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменивший место жительства в ее пределах по указанным выше основаниям. Закон определил и некоторые иные основания признания лица вынужденным переселенцем.

Установленные рассматриваемыми Законами порядок оформления статуса беженца и вынужденного переселенца, их права и обязанности в основном аналогичны.

Для получения любого из этих статусов необходимо ходатайство лица в соответствующий орган миграционной службы Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики по месту своего пребывания (за рубежом – в дипломатическое представительство или консульское учреждение России; на границе – при отсутствии поста иммиграционного контроля – в орган пограничного контроля). Ходатайство подается и рассматривается в установленные законами сроки. После проверки соответствующих сведений надлежащий орган миграционной службы выдает свидетельство о принятии (регистрации) ходатайства, что влечет распространение на лицо комплекса необходимых прав и направление его в центр временного размещения. После такого предварительного рассмотрения ходатайства названный орган принимает решение по существу о предоставлении лицу статуей беженца или вынужденного переселенца, о чем выдается соответствующее удостоверение установленного образца. Оно действительно на всей территории России в течение пяти лет для вынужденного переселенца и трех лет для беженца. В необходимых случаях статус беженца или вынужденного переселенца может продлеваться на каждый последующий год по заявлению лица. Проводится ежегодный переучет лиц, признанных беженцами.

Законы устанавливают основания, по которым может быть отказано в предоставлении названных статусов. Отказ в принятии ходатайства и отказ в предоставлении соответствующего статуса может быть обжалован в вышестоящий орган миграционной службы или в суд. Лица, признанные беженцами или вынужденными переселенцами, пользуются всеми правами и несут все обязанности гражданина РФ, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Эти лица вправе в течение трех месяцев избрать местом своего постоянного жительства либо населенный пункт из числа предлагаемых органом миграционной службы, либо населенный пункт, в котором проживают их родственники при условии согласия последних. Установлены льготные условия для приобретения беженцами российского гражданства.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны оказывать беженцам и вынужденным переселенцам всестороннюю помощь и содействие в решении их жизненных проблем, связанных с устройством на новом месте жительства. Для временного размещения беженцев и вынужденных переселенцев (на срок не более трех месяцев) создаются центры, являющиеся государственными учреждениями миграционной службы. Вынужденным переселенцам может быть предоставлена долговременная беспроцентная возвратная ссуда на строительство (приобретение) жилья.

Основной принцип, определяющий правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, закреплен в ст. 62 Конституции. В соответствии с ней указанные лица пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства.

Основные принципы правового положения иностранных граждан в Российской Федерации характеризуются демократическими, интернационалистскими началами.

Использование иностранными гражданами прав и свобод не должно наносить ущерба интересам Российской Федерации, законным интересам ее граждан и других лиц. Иностранные граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и ее законодательство.

Постоянно проживающие в России иностранные граждане могут работать в качестве рабочих и служащих или заниматься иной трудовой деятельностью на общих основаниях с гражданами Российской Федерации, если иное не вытекает из законодательства. В федеральных законах назначение на определенные должности или занятие отдельными видами трудовой деятельности увязывается с принадлежностью к российскому гражданству.

Иностранные граждане имеют право на отдых, на охрану здоровья, на пособия, пенсии и другие формы социального обеспечения, па пользование жилым помещением, право собственности на жилой дом и иное имущество, право на образование, на пользование достижениями культуры. Они могут вступать в профсоюзы, кооперативные, акционерные, научные, культурные, спортивные и другие общественные объединения (кроме политических партий), если это не противоречит их уставам.

Наравне с гражданами РФ им гарантируются свобода совести, неприкосновенность личности и жилища.

Иностранные граждане могут заключать и расторгать браки с гражданами Российской Федерации и другими лицами.

К числу особенностей статуса иностранных граждан в Российской Федерации относится отсутствие у них права избирать и быть избранными в выборные государственные органы, занимать государственные должности, а также участвовать во всенародных голосованиях (референдумах). При определенных условиях они могут участвовать в выборах органов местного самоуправления и местном референдуме.

Иностранные граждане не несут обязанности военной службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.

Допускаются передвижение иностранных граждан по территории Российской Федерации и выбор места жительства в порядке, установленном законодательством, а также соответствующими международными договорами Российской Федерации. Однако в интересах обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка могут устанавливаться ограничения в передвижении и выборе ими места жительства.

Постановлением Правительства РФ утверждается Перечень территорий с регламентированным посещением для иностранных граждан, о чем МИД Российской Федерации информирует дипломатические и консульские представительства, аккредитованные в России.

Иностранные граждане, совершившие преступления, административные или иные правонарушения на территории Российской Федерации, подложат ответственности на общих основаниях с ее гражданами. Тем из них, которые нарушают законодательство о правовом положении иностранных граждан, может быть сокращен срок пребывания в Российской Федерации.

Изложенные выше положения распространяются и на лиц без гражданства в Российской Федерации, если иное не вытекает из законодательства. Однако они не затрагивают установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами привилегий и иммунитетов глав и сотрудников иностранных дипломатических и консульских представительств, а также других лиц.

Основанием предоставления политического убежища является преследование (или его реальная угроза) лица, ищущего убежища и защиты, в стране его гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права.

При наличии ряда оснований политическое убежище не предоставляется: если действия, явившиеся поводом для преследования, признаются в России преступлением, или лицо виновно и совершении действий, которые признаются в России преступлением, или противоречат целям и принципам ООН; если лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование; если лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека; если лицо прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ (без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Федеральным законом «О беженцах»); если лицо представило заведомо ложные сведения; если лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется.

Ходатайство на имя Президента о предоставлении политического убежища направляется в территориальный орган миграционной службы. Этот орган рассматривает вопрос, запрашивает заключение Министерства внутренних дел, Министерства иностранных дел, Федеральной службы безопасности Российской Федерации и направляет все материалы в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ со своим заключением. Комиссия вносит свои предложения Президенту для принятия им решения. Предоставление Российской Федерацией политического убежища производится указом Президента РФ.

Лицу, которому предоставлено политическое убежище, выдается свидетельство установленного образца по месту обращения лица с ходатайством и оформляется вид на жительство.

Получившее политическое убежище лицо пользуется на территории России правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Право на политическое убежище утрачивается в случаях возврата лица в страну, которую оно покинуло; выезда на жительство в третью страну; добровольного отказа от политического убежища на территории России; приобретения российского гражданства или гражданства другой страны.

В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлениями.

Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации (ст. 63 Конституции).

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; Нарушение авторского права страницы

Иностранные граждане могут заключать и расторгать браки с гражданами Российской Федерации и другими лицами.

Конституционно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации

Российское законодательство закрепляет правовой статус двух особых категорий лиц: беженцев и вынужденных переселенцев.

Беженец — это категория международного права. Статус лиц, признанных беженцами, регулируется в первую очередь международными актами. Это Конвенция о статусе беженцев 1951 г. и Протокол к ней 1967 г., распространивший положения Конвенции на лиц, ставших беженцами после 1951 г. Вместе с тем в ряде государств, в таких как США, Великобритания, Германия, Италия, Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Латвия, Литва, Таджикистан, Туркменистан, Украина и др., имеется свое внутренне законодательство, регулирующее статус беженцев. В Российской Федерации также принят специальный Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах» (далее — Закон о беженцах). В соответствии с Законом о беженцах беженец — это лицо, которое:

  • • не является гражданином Российской Федерации (иностранный гражданин или апатрид);
  • • находится вне страны своей гражданской принадлежности (иностранный гражданин) или вне страны своего обычного местожительства (апатрид);
  • • покинуло свою страну в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений;
  • • не может пользоваться защитой своей страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие указанных опасений.

При этом в соответствии с законом не может быть признано беженцем лицо:

  • 1) в отношении которого имеются серьезные основания предполагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества;
  • 2) которое совершило тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории Российской Федерации и до того, как оно было допущено на территорию Российской Федерации в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем;
  • 3) которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций (ООН);
  • 4) за которым компетентные власти государства, в котором оно проживало, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства;
  • 5) которое в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений ООН, кроме Верховного Комиссара ООН по делам беженцев;
  • 6) лицо, покинувшее государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с Законом о беженцах иностранному гражданину или лицу без гражданства вместо статуса беженца может быть предоставлено временное убежище в Российской Федерации. Это возможно в двух случаях:

  • • если они имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;
  • • если они не имеют оснований для признания беженцем, но из гуманных побуждений (например, состояние здоровья) не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.

Порядок предоставления временного убежища устанавливается постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2001 г. № 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации». Для получения временного убежища лицо должно подать заявление в территориальный орган внутренних дел. Лицо, подавшее заявление, и прибывшие с ним члены его семьи подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации по месту подачи заявления. Кроме того, они должны пройти обязательное медицинское освидетельствование в соответствии с установленным порядком и получить медицинское заключение. Территориальный орган внутренних дел в трехмесячный срок принимает решение о представлении временного убежища. На основании данного решения территориальный орган внутренних дел выдает лицу свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации установленного образца. Свидетельство является документом, удостоверяющим личность его владельца на территории Российской Федерации. При получении свидетельства паспорт и другие документы, удостоверяющие личность владельца, передаются им на хранение в территориальный орган внутренних дел, выдавший свидетельство. Временное убежище предоставляется на срок до одного года. Срок предоставления временного убежища может продлеваться на каждый последующий год решением территориального органа Федеральной миграционной службы РФ на основании письменного заявления лица и при наличии обстоятельств, послуживших основанием для предоставления лицу временного убежища.

Помимо категории «беженец» в российском законодательстве имеется категория «вынужденный переселенец». Международное право не знает понятия «вынужденный переселенец». Его появление в российском законодательстве связано с внутренними военными и межнациональными конфликтами на территории Российской Федерации, вспыхнувшими после распада СССР. В результате этих конфликтов многие граждане Российской Федерации были вынуждены покидать места своего постоянного проживания и переселяться в другие регионы государства. С целью оказания помощи этим лицам и оформления их правового статуса в Российской Федерации был принят Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» (далее — Закон о вынужденных переселенцах).

Вынужденный переселенец — это прежде всего гражданин Российской Федерации, покинувший место своего жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка. Это может быть:

  • 1) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации;
  • 2) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации.

Вынужденными переселенцами Закон о вынужденных переселенцах признает иностранных граждан или лиц без гражданства, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации и изменивших место жительства в пределах территории Российской Федерации по тем же обстоятельствам.

Вынужденными переселенцами признаются также граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие на территории республики, входившей в состав СССР, получившие статус беженца в Российской Федерации и утратившие этот статус в связи с приобретением гражданства Российской Федерации, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории России.

Вынужденным переселенцем не может быть признано лицо:

  • • совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое преступление, признаваемое таковым законодательством РФ;
  • • не обратившееся без уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение 12 месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением гражданства Российской Федерации;
  • • покинувшее место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Таким образом, главным отличием вынужденных переселенцев от беженцев является то, что вынужденный переселенец обладает гражданством Российской Федерации либо это постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, который перемещается внутри Российской Федерации. То есть между вынужденным переселенцем и Российской Федерацией существует правовая связь в виде гражданства или наличие права на постоянное проживание в Российской Федерации.

Беженцем и вынужденным переселенцем становятся лица, признанные в качестве таковых в установленном законом порядке. Процедура признания лица беженцем или вынужденным переселенцем в самом общем виде включает следующие этапы:

  • 1) обращение с ходатайством о признании беженцем или вынужденным переселенцем в уполномоченные органы о признании беженцем или вынужденным переселенцем;
  • 2) рассмотрение ходатайства;
  • 3) принятие решения по ходатайству. Итогом принятия положительного решения является выдача лицу соответствующего удостоверения. Удостоверение беженца выдается на три года, а вынужденного переселенца — на пять лет.

По своему статусу лица, признанные беженцами и вынужденными переселенцам, обладают правами и обязанностями наравне с гражданами Российской Федерации. Вместе с тем приобретение этого статуса дает лицу дополнительные права и устанавливает для него дополнительные обязанности, помимо тех, которыми обладают российские граждане. К таким дополнительным правам могут быть отнесены:

  • • получение направления на проживание в центре временного размещения;
  • • получение питания и пользование коммунальными услугами в центре временного размещения;
  • • получение единовременного денежного пособия;
  • • получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания и др.

Лица, признанные беженцами, имеют право на содействие в трудоустройстве, профессиональном обучении, в устройстве детей в образовательные учреждения, право на содействие в получении сведений о родственниках.

Дополнительные обязанности беженцев и вынужденных переселенцев включают:

  • 1) обязанность соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания в центре временного размещения;
  • 2) обязанность при перемене места жительства перед выездом сняться с учета в территориальном органе Федеральной миграционной службы РФ и встать на учет по новому месту жительства;
  • 3) обязанность проходить ежегодный переучет в органах миграционной службы;
  • 4) обязанность сообщать в территориальный орган Федеральной миграционной службы РФ сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства.

Иностранным гражданам и лицам без гражданства может быть предоставлено политическое убежище в Российской Федерации. Порядок предоставления политического убежища утвержден указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746. Основанием для предоставления политического убежища является преследование лица или реальная угроза стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно- политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. При этом в отличие от оснований признания беженцем такое преследование должно быть направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища.

Лицо, желающее получить политическое убежище, в течение семи дней по прибытии на территорию Российской Федерации обращается лично с письменным ходатайством в территориальный орган внутренних дел по месту своего пребывания. На период рассмотрения ходатайства лицу выдается справка, которая подтверждает законность его пребывания в России. При рассмотрении ходатайства лица запрашиваются заключения Министерства иностранных дел РФ и Федеральной службы безопасности РФ, после чего направляет все материалы в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ. Итоговое решение о предоставлении лицу политического убежища принимается Президентом РФ. Президент РФ издает указ о предоставлении политического убежища. Лицу выдается соответствующее свидетельство установленного образца. На основании этого свидетельства лицу оформляется вид на жительство. Следует отметить, что в отличие от статуса беженцев и вынужденных переселенцев политическое убежище предоставляется на неопределенный срок.

  • 1) обязанность соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания в центре временного размещения;
  • 2) обязанность при перемене места жительства перед выездом сняться с учета в территориальном органе Федеральной миграционной службы РФ и встать на учет по новому месту жительства;
  • 3) обязанность проходить ежегодный переучет в органах миграционной службы;
  • 4) обязанность сообщать в территориальный орган Федеральной миграционной службы РФ сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства.

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в РФ. – Шпаргалки по конституционному праву Российской Федерации

Их положение регулируется ФЗ» о беженцах» и « о вынужденных переселенах»

Понятие беженец применяется к лицу которое :

1)не является гражданином РФ,

2)находится вне своей гражданской принадлежности( а в случае отсутствия граждансвтва- вне страны своего прежнего обычного места жительтсва,

3) покинуло указанную страну в силу обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства или политических убеждений,

4) не может или не желает пользоваться ее зазитой вследствии таких опасений

Вынужденный переселенец – гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

2. По обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, вынужденным переселенцем признается:

1) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации;

2) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации.

3. Вынужденным переселенцем также признается иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории Российской Федерации по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи.

4. Вынужденным переселенцем признается также гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в Российской Федерации и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства Российской Федерации, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории Российской Федерации.

Статья 2. Лицо, которое не может быть признано вынужденным переселенцем

1. Вынужденным переселенцем не может быть признано лицо:

1) совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое преступление, признаваемое таковым законодательством Российской Федерации;

2) не обратившееся без уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение двенадцати месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением гражданства Российской Федерации;

3) покинувшее место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В основном их права и обязанности аналогичны.

1)получение услуг переводчика и получение информации о своих правах и обязанностях, а также иной информации в соответствии с настоящей статьей;

2) получение содействия в оформлении документов для въезда на территорию Российской Федерации в случае, если данные лица находятся вне пределов территории Российской Федерации;

3) получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

4)получение содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве наравне с гражданами

5)социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами
6)получение содействия в устройстве детей лица, признанного беженцем, в государственные или муниципальные дошкольные образовательные организации и общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации

Вынудденные переселенцы:

1) самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади;

2) при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории Российской Федерации получить уполномоченного ораган , направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев

3) на получение содействия в обеспечении их проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания

2. Вынужденный переселенец обязан:

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы;

2) соблюдать установленный порядок проживания в центре временного размещения вынужденных переселенцев и жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;

3) при перемене места жительства перед выездом сняться с учета в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и в течение одного месяца встать на учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции;

4) проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

3. Вынужденный переселенец утрачивает право на проживание в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев при получении (приобретении) другого жилья или при завершении строительства индивидуального жилья, при утрате или при лишении статуса вынужденного переселенца, а также в случае, если он отсутствует без уважительных причин свыше шести месяцев.

Для получения любого из этих статусов необходимо обращения с ходатацством лица в соответствующий орган Федеральной миграционной службы по месту пребывания . после проверки сведений орган выдает свидетельство о принятии ходатайства, что влечет распространения на лицо комплекса необходимых прав и направляет его в центр временного размещения. После предварительного рассмотрения ходатпйства орган принимает решение о предоставлении статуса о чем выдается удостоверение.

Лица признанные беженцами и вынужденными переселенцами пользуются всеми правами и несут все обязанности гражданина если иное не предусмотрено ФЗ. Органы гос власти обязаны оказывать беженцам и ВП всестороннюю помощь и содействие в решении их жизненных проблем , связанных с устройством на новом месте жительтсва. Для временного размещения беженцам(на срок не более 3 мес) создаются специальные центры. Им так же может быть предоставлена долговременная беспроцентная возвратная ссуда на строительтсво приобретения жилья.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в РФ.

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в РФ.

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в РФ.

3. Вынужденным переселенцем также признается иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории Российской Федерации по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи.

[flat_ab id="3"] Ссылка на основную публикацию