Фото Памятника Юрию Долгорукому в Москве (7 фото)

Памятник Юрию Долгорукому

Сегодня мы расскажем обо всем известном памятнике Юрию Долгорукому и покажем малозаметные детали памятника в сильном приближении. История более чем примечательная и достойна отдельного рассказа.
Немного расскажем и об истории самой Тверской площади.

О гламурном непринятом варианте памятника, о том, как из лошади Юрия Долгорукого сначала сделали коня, а потом оскопили, о том как памятник чуть не снесли, как памятник не любили москвичи и немного об истории самой Тверской площади —>

Начнем с того, что незадолго до Первой Мировой войны Тверскую площадь переименовали в Скобелевскую, т.к. в 1912 году на площади поставили памятник «белому генералу», герою русско-турецкой кампании 1877-1878 гг. Михаилу Скобелеву. Памятник был поставлен на народные деньги и был многофигурным.

Но простоял он недолго – уже в 1918 году новая власть сносит памятник «слуге царизма» и на скорую руку возводит вместо него Обелиск Конституции, через год дополненный Статуей Свободы, напоминающей богиню Нику.

Средств у новой власти было мало, а выполнять монументальную пропаганду надо было, поэтому сам обелиск был сложен из кирпича, а статуя отлита из бетона. Поэтому понятно, что к концу 1930-х вся композиция советской свободы приобрела жалкий вид. В апреле 1941 г. обелиск взорвали. На счастье рядом оказались сотрудники Третьяковской галереи, которые наняли под одним данным машину, по другим подводу с лошадью и голову статуи увезли в запасники.

А в 1946 г. вдруг принимается решение пышно праздновать 800-летие Москвы. Наряду со множеством приуроченных к юбилею мероприятий решено подарить Москве высотки и памятник основателю.

Да и не просто памятник хотелось поставить. По замыслу Сталина самого Юрия Долгорукого предстояло торжественно перезахоронить в Москве . Для чего в 1946 г. в Киев была отправлена группа ученых во главе с известным антропологом и археологом Михаилом Герасимовым.
Да только случился конфуз: в официальной могиле Долгорукого оказались останки другого человека. Перезахоронение отменилось и об этой идее предпочитали больше не вспоминать, а памятник, конечно, поставили.

Удивительно то, что в конце 1940-х гг., в сталинское время, вдруг ставят памятник не кому иному, как самому настоящему князю, «эксплуататору крестьянства и поборнику феодального строя». Парадокс, да и только!

Но дальше больше, точная дата рождения Юрия Долгорукого неизвестна, предположительно он был шестым сыном Владимира Мономаха от его первой жены, принцессы Гиты Уэссекской, дочери последнего англосаксонского короля Гарольда II, убитого нормандцами в битве при Гастингсе в 1066 г., что привело к воцарению Вильгельма I Завоевателя и фактическому уничтожению прежнего англосаксонского государства.
Таким образом, великий русский князь потенциально ровно наполовину был самым натуральным исконным англичанином , но об этом в сталинское время тоже широко не рассказывали.


Какие однако у Юрия Долгорукого «перетренированные» руки с выступающими венами .

В 1946 г. объявляется конкурс на лучший вариант памятника.
Участие в конкурсе приняла и знаменитая Вера Мухина, к тому времени уже признанная и известная всей стране автор монумента Рабочему и Колхознице и множества других изваяний.

О.И. Воронова в своей книге о Мухиной писала:

…Даже проектируя памятник Юрию Долгорукому, первому московскому князю, который было решено установить напротив здания Моссовета, на месте, где в эпоху монументальной пропаганды стоял исполненный Николаем Андреевым монумент Свободы. Это один из самых необычных замыслов художницы — праздничный, нарядный. Статую Долгорукого она хотела сделать из разноцветной эмали — в пышной древнерусской княжеской одежде, в длинном белом плаще, отороченном золотой вышивкой, схваченном драгоценной сверкающей пряжкой. «На каком металле лучше всего держится эмаль? — спрашивала она Качалова. — Какая разница между прозрачной и непрозрачной эмалью? Можно ли крепить эмаль горячим способом посредством не общего нагрева вещи, а частями, разогревая лампой или каким-либо другим способом?»

И вот уже сделан эскиз из тонированного гипса. Одной рукой князь Юрий держит меч, другая опущена указующим перстом: «Здесь будет город заложен!» Военная цитадель? Нет, столица мира, добра, искусства. Не в кольчуге Долгорукий, не на коне — в кафтане, в мягких сафьяновых сапогах. Серьезное и доброе лицо созидателя, строителя. Да и меч в его руках лишь символ, не такими были русские боевые мечи. На что он похож? Немного на меч легендарного Довмонта, но еще больше на оружие былинных богатырей, а русские богатыри никогда не нападали на чужие земли, только оберегали свои.

Кончик меча упирается в капитель — наконец-то Вере Игнатьевне удалось одолеть труднейшее: найти новую органичную для скульптуры форму постамента. Постамент — словно часть вырастающего из земли древнерусского града: фрагмент белокаменной крепостной стены и рядом с ней увитая прихотливой вязью резьбы колонна; на стене — барельеф льва, добродушного, почти улыбающегося, какого можно увидеть только в русской тератологии…

….Вот только место… Замкнутый тяжелыми современными зданиями полукруг площади Моссовета совсем не подходит для такого памятника. «Долгорукий… который стоял бы близ Кремля как точки основания города психологически и по фону гораздо более убедителен», — утверждает Мухина.

Впрочем, увидеть памятник ей не суждено ни здесь, ни там: принят проект Сергея Орлова — вооруженный воин на тяжелом боевом коне. Мухина делает единственно возможное — переводит свой эскиз в фарфор, расписывает его цветной глазурью, оживляет золотом.

Замечательное такое, сказочное и очень женское изваяние получилось бы с золотом, эмалью и стразами.

Однако выиграл конкурс никому до этого толком не известный скульптор Сергей Орлов, который до этого-то и монументами не занимался, а работал с малыми скульптурными формами (птички, рыбки, пионеры).

А вышла следующая история:

В 1946 г. в Манеже проходила выставка народных промыслов, и Вячеслав Молотов водил по ней американского посла Аверелла Гарримана, тогда еще вчерашнего союзника по Великой Отечественной войне, не успевшего пока еще стать противником по войне Холодной. Отношения были дружескими.

На одном из стендов Гарриману понравилась скульптурка петушка, и Молотов никого толком не спрашивая с легкой руки подарил его послу. Петушок тот был работой Сергея Орлова, который после выставки написал жалобу и просил пояснить ему, что же делать дальше, поскольку петушка он уже обещал одному из домов пионеров. Дело случайно дошло до Сталина, после чего тот вызвал Орлова на заседание, дружески пожурил Молотова за измену советским пионерам и лично предложил Сергею Орлову в качестве компенсации поучаствовать в конкурсе на установку памятника перед Моссоветом.

Стоит ли уточнять, что конкурс Орлов довольно легко выиграл, хотя его скульптуру позже и сильно критиковали.

Живший в соседнем доме Илья Эренбург как-то высказался: Я видел скульптуры Фидия и каждое утро вижу памятник Долгорукому. Если это прогресс — я готов выброситься из моего окна.


Кентавры, василиски, птицы Сирин и Феникс, грифоны на постаменте были навеяны мотивами Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, Владимирской области.

Конечно же, к неопытному в монументальном искусстве Сергею Орлову приставили целую коллегию консультантов.
Изначально на постаменте должно было начертано: Основателю Москвы Юрию Долгорукому от Советского правительства.
Вторую часть фразы убрали по убедительному и упорному настоянию самого Орлова.


Памятник был изготовлен к 1952 году на Скульптурно-художественной фабрике №3


Вокруг постамента стоят вот такие шары


На щите у Юрия Долгорукого Георгий Победоносец — Святой Покровитель Москвы. По иронии истории, он же святой покровитель Англии.


Памятник весь подробно проработан в деталях, которые издалека-то и не видны.

Еще одна примечательная история связана с «достоинством коня».
По легенде, осматривая модель памятника Сталин изрек: «А почему у Вас Юрий Долгорукий въезжает в Москву на кобыле? Сделайте ему коня, это подчеркнет мужественность князя».
Лошади приделали соответствующую деталь.

Правда, эту легенду специалисты опровергают, говоря, что если любой мало-мальски разбирающийся в лошадях скульптор изначально лепит либо кобылу, либо коня, т.к. они отличаются не только одной видимой деталью, но и самой фигурой: крупом, грудной клеткой и т.п. У Юрия Долгорукого здесь конь по всем параметрам.

Еще одна легенда связана с Хрущевым. Говорят, Никита Сергеевич очень не любил этот памятник и даже как-то проезжая по Тверской выразил неудовольствие по поводу размеров «достоинства» коня. Дескать, тут дети гуляют и смотрят на такой срам. «Достоинство» коня укоротили и сделали более скромным.

Но на этом Хрущев не успокоился, а, более того, подписал указ о демонтаже этого памятника, переносе его в сквер Новодевичьего монастыря и восстановлению снесенного в 1941 г. Обелиска Свободы к 7 ноября 1964 г.

Однако вместо памятника в октябре 1964 г. сняли самого Хрущева, а новые власти было не до переноса памятника. Так он и остался на Тверской.


Поскольку никто точно не знал, как выглядел Юрий Долгорукий, то слепили такого сказочного богатыря с шлемом-шишаком с бармицей (свисающая кольчуга) на голове, древнерусском доспехе и байданами на торсе.

По этому поводу ходила шутка, что вовремя открытия памятника 6 сентября 1952 г. после снятия покрывала кто-то не удержался и так и выкрикнул: «Ну до чего ж похож!»
По другой легенде фраза была прямо противоположна: «Не похож»


Опять же внимание к деталям: подковы, стремена — все очень любовно проработано


Археологи утверждают, что на самом деле Юрий Долгорукий выглядел совсем не так, а был низок и толстоват. А прозвище Долгорукий вероятно получил даже не потому, что все время руки свои тянул на киевский престол, чего наконец и добился, а просто потому, что у него чисто физически были непропорциональной длины руки.


И, да! Мы знаем, что вам понравилась эта фотография. Ей и завершаем рассказ.

Этот рассказ — лишь маленькая часть нашей увлекательной экскурсии по Тверской . Погода становится все теплее и теплее. Скоро мы откроем экскурсионный сезон (пока экскурсии доступны только под заказ, см. условия здесь ).

В новом сезоне вас ждут НОВЫЕ экскурсии и новые интересные истории!

Настройте свой интернет на нашу волну!

На нашем сайте имеется страница с Избранными статьями, доступная также по ссылке в самом верху сайта.

Напоминаем, что Вы всегда можете подписаться на наш RSS поток,
а также на рассылку наших статей по электронной почте:

Если вы разместили интересный материал о Москве или планируете проводить мероприятие с московской тематикой, то пишите нам на redaktor@moscowwalks.ru
Ваша активность и отзывы помогают нам работать над улучшением и наполнением этого сайта.

Мы всегда готовы рассматривать любые интересные коммерческие и некоммерческие предложения, связанные московской тематикой.
Пишите нам на redaktor@moscowwalks.ru или звоните 8-916-832-21-13

Если Вам нравится этот проект, то Вы хотите помочь нам писать интересные статьи для Вас и дальше, то сделать это можно заказав экскурсию

На щите у Юрия Долгорукого Георгий Победоносец — Святой Покровитель Москвы. По иронии истории, он же святой покровитель Англии.

Памятник Юрию Долгорукому

Написать свою историю памятника и прислать её нам

  • Медиа
  • Карта
  • ФОТО

    Открыт 6 июня 1954 года на Советской (ныне Тверской) площади.

    Скульпторы: С.М. Орлов, А. П. Антропов, Н. Л. Штамм. Архитектор В. С. Андреев

    800-летие Москвы осенью 1947 года (годом основания города считается 1147-й – первое летописное упоминание) планировали отметить с размахом, как первый послевоенный большой праздник. 7 сентября 1947 года на Советской площади был заложен памятник Юрию Долгорукому. Известно, что по распоряжению И.В. Сталина, в 1946 году была снаряжена экспедиция в Киев, чтобы найти останки князя и во время празднеств торжественно их перезахоронить. Но успехом она не увенчалась. Тогда же, в сентябре 1946 года, состоялся конкурс на лучший проект, победителем стал проект С.М. Орлова.

    Поэт Анатолий Мариенгоф писал: «Площадь . меняла памятники, как меняет мужей современная женщина. Перед ампирным дворцом сначала стоял белый генерал по фамилии Скобелев; потом олицетворявшая свободу замоскворецкая молодуха в древнеримском одеянии; она была высечена из шершавого серого камня и держала в руке гладкий шар. Художник Якулов называл его арбузом. Теперь на этой площади высится монумент основателю Москвы Юрию Долгорукому. Он крепко оседлал лошадь Васнецова с картины “Три богатыря”».

    Поэт прав, меньше чем за полстолетия на площади успело постоять целых три памятника: в 1912-м здесь открыли памятник «Белому генералу» М.Д. Скобелеву, первый конный памятник, кстати. О достоинствах его долго судачили, но потом наступила Первая мировая война, и споры затихли. Вновь о памятнике вспомнили после революции. Один московский обыватель недоумевал: «В Пензе ставят первый в Европе памятник Карлу Марксу, а в Москве приступлено к снятию памятника Скобелеву. Скобелев дал России завоеванные области и славные победы, а что дал России, в частности Пензе, Карл Маркс?» 1 мая 1918 года рабочие завода «Гужон» («Серп и молот»), сняли статую, распилили ее, а на постаменте соорудили трибуну. А в августе 1918 года было принято решение поставить новый, пусть временный, памятник и открыть его уже 25 октября. Опять состоялся конкурс, формальный, т.к. всем было ясно, что пройдет вариант архитектора Осипова – простенький обелиск, украшенный текстами Конституции. Ничего другого возвести за месяц просто бы не успели. 7 ноября обелиск открыли. Смотрелся он довольно невзрачно, поэтому перед обелиском решили поставить статую Свободы. В качестве прообраза взяли известную “Нику Самофракийскую”. Работу поручили скульптору Андрееву, автору памятника Гоголю. Поскольку статуя не помещалась в мастерской, ее пришлось лепить из двух частей. Когда части соединили вместе, выяснилось, что фигура получилась гораздо худшей, нежели ожидал ее автор. Но переделывать не было времени. А в тридцатые годы возник известный анекдот:

    «Почему у вас Свобода против Моссовета?

    – Потому что у нас Моссовет против свободы».

    В ночь с 21 на 22 апреля 1941 года памятник был взорван, т.к. он не вписывался в градостроительный контекст реконструированной улицы Горького. А по неофициальной версии – лично по указанию Сталина. Во времена репрессий статуя Свободы выглядела слишком провокационно.

    В 1954 году настала очередь Юрия Долгорукого. Ждать пришлось долго, потому что между соавторами постоянно возникали разногласия: Сергея Орлова, обладавшего неуживчивым характером, было трудно убедить в том, что художественные приёмы, допустимые в малой пластике, не всегда подходят для монументального искусства. Кроме того, говорят, что Орлов конфликтовал с властями и был категорически против текста посвящения на памятнике: «Основателю Москвы от Советского правительства». Как ни странно, ему удалось отстоять свою точку зрения.

    Юрий Олеша писал в дневнике: «Памятник Долгорукому готовится к открытию. Пока что он покрыт брезентом – непоместительным, я бы сказал, шатром брезента… Видна черная нога лошади, согнутая в колене, повисшее копыто. Постамент довольно высокий, черный куб. Над всем этим майский пасмурный день, вот-вот пойдет дождь».

    Вскоре после открытия возникли две легенды, по одной Сталин, утверждая проект, отметил: « Не мог Юрий Долгорукий в Москву на кобыле въезжать» и пришлось пририсовывать недостающие детали. По другой, напротив, Сталин велел сделать анатомию коня не слишком вызывающей. Правда, по другой версии, анатомия не понравилась уже Хрущеву. Раскипятившись, Хрущев приказал немедленно исправить безобразие. На следующий день бронзового коня под Юрием Долгоруким «оскопили». Москвичи на это сразу же отреагировали шуткой: «при царях Скобелев скакал на жеребце, а при Советской власти Долгорукий — на мерине».

    Злые языки говорили, что Илья Эренбург реагировал на скульптуру так: « Я видел скульптуры Фидия и каждое утро вижу скульптуру Долгорукого. Если это прогресс, то я готов выброситься из окна».

    В 1962 году памятник даже хотели сослать в сквер Новодевичьего монастыря, а на его месте восстановить монумент Свободы. Но он стоит и до сих пор и даже стал символом Москвы.

    Злые языки говорили, что Илья Эренбург реагировал на скульптуру так: « Я видел скульптуры Фидия и каждое утро вижу скульптуру Долгорукого. Если это прогресс, то я готов выброситься из окна».

    Памятник Юрию Долгорукому

    Фото памятника Юрию Долгорукому

    Памятник Юрию Долгорукому – Москва, Тверская улица, д. 13

    Памятник Юрию Долгорукому – один из символов Москвы. Конная статуя основателя российской столицы установлена в центре города, на Тверской площади. Напротив монумента, через Тверскую улицу, расположено здание Московской мэрии. Памятник отличается высочайшим художественным уровнем и интересной историей.

    Монумент был установлен относительно недавно – в середине XX в. В 1946 г. власти СССР готовились к празднованию 800-летия Москвы. До сих пор ученые спорят, что заставило И. В. Сталина принять решение об установке в центре столицы памятника князю Долгорукому, которого в официальной советской историографии считали достаточно одиозной фигурой.

    Более того, Сталин распорядился найти и перевезти в столицу из Киева останки князя. Была создана археологическая экспедиция, которой так и не удалось обнаружить прах Юрия Долгорукого в предполагаемом для раскопок месте. Экспедицию быстро свернули, не сообщая в прессе об этом провале.

    Конкурс проектов памятника был чрезвычайно разнообразен и представителен. Например, свою идею представила В. И. Мухина, к тому моменту уже бывшая всемирно известным скульптором, автором статуи «Рабочий и колхозница». Мухина увидела Юрия Долгорукого стоящим на берегу реки в полном княжеском одеянии. Вера Игнатьевна хотела сделать памятник ярким и нарядным, украсив монумент разноцветной эмалью.

    Победитель конкурса был выбран весьма неожиданным образом. В 1946 г. в Манеже проходило крупное международное мероприятие – выставка изделий народных ремесел. В выставке принимал участие скульптор С. М. Орлов. Одна из работ Орлова приглянулась послу США, и глава МИД СССР В. Молотов, не спросив разрешения у автора, тут же подарил статуэтку иностранному дипломату. Художник был возмущен и даже отправил жалобу в Кремль. О ситуации стало известно Сталину.

    Иосиф Виссарионович принял сторону художника и предложил тому поучаствовать в конкурсе проектов памятника Ю. Долгорукому. Орлов никогда не создавал монументальных статуй, но это не помешало ему победить в конкурсе.

    В 1947 г. на Советской (ныне – Тверской) площади прошла закладка фундамента монумента. На месте строительства в разное время находилось 2 памятника. С 1912 по 1918-й гг. здесь стояла бронзовая статуя героя Русско-турецкой войны М. Скобелева, затем вплоть до 1941 г. в центре площади размещалась большевистская статуя Свободы.

    Строительство памятника Юрию Долгорукому затянулось на 7 лет. Причиной стало плохое финансирование (много денег из столичного бюджета шло на «сталинские высотки»), творческие конфликты Орлова и его соавторов, нежелание создателей видеть на монументе предложенную руководством надпись «Основателю Москвы от Советского правительства». Орлову каким-то чудом удалось убедить власти отказаться от второй части фразы на мемориальной табличке.

    6 июня 1954 г. при большом стечении народа с памятника были сняты строительные леса. Монумент превзошел все ожидания: это был настоящий шедевр. Фигура привставшего на стременах князя в полном боевом облачении дышала величием и силой. Памятнику свойственна уникальная динамика: кажется, что всадник и конь живые. Энергичным жестом правой руки Юрий Долгорукий указывает прямо перед собой, как бы произнося: «Здесь быть городу». В левой руке князь держит щит с нанесенным на него изображением Георгия Победоносца – этот святой считается заступником Москвы.

    Мраморный постамент Орлов украсил барельефами славянской, античной и мифологической тематики. На лицевой стороне находится бронзовая табличка с надписью: «Основателю Москвы Юрию Долгорукому».

    Памятник окружен невысоким декоративным забором, состоящим из мраморных шаров и цепей. Шары увиты бронзовыми узорами.

    Несмотря на все художественные достоинства, многим москвичам памятник категорически не понравился: общественники собирали подписи за перенос бронзового князя в другое место.

    В наше время памятник Юрию Долгорукому – ключевая достопримечательность Москвы. Фотографии монумента являются открыточным видом города с высочайшей степенью узнаваемости во всем мире. Изображение конной статуи размещено на памятных монетах, почтовых марках, конвертах, сувенирах и т.д.

    Мраморный постамент Орлов украсил барельефами славянской, античной и мифологической тематики. На лицевой стороне находится бронзовая табличка с надписью: «Основателю Москвы Юрию Долгорукому».

    Реставрация

    За всю свою историю скульптуру реставрировали всего один раз. Работы по восстановлению московской достопримечательности проводились в 2019 году и длились 6 месяцев. Специалисты устранили коррозию, заделали трещины на блоках лабрадорита, восполнили утраченные буквы на надписи и натёрли фигуры воском. Теперь строительные леса больше не мешают жителям и гостям столицы наслаждаться обновлённым символом Москвы.

    Памятник князю Юрию Долгорукому в Москве на панораме Yandex:

    На автобусах: ближайшая остановка оборудована рядом с книжным магазином «Москва» и называется «Площадь Тверская». К вашим услугам № 101, 904, Н1, м1, м10.

    История в кадре: Как менялся памятник Юрию Долгорукому в столице

    “Неудачное” прозвище генерала

    Дети – жертвы пороков взрослых

    позорный столб для тех, кто без памяти

    эксплуатация детского труда

    Скульптура “Родина-мать зовёт!”. Мамаев курган, Волгоград.

    Кто стоял на месте Юрия Долгорукого на Тверской площади, какой памятник лично сносил Ленин и что было раньше на месте вертолетной площадки Кремля

    100 лет назад (12 апреля 1918 года) Совет народных комиссаров РСФСР принял декрет о сносе памятников, воздвигнутых «в честь царей и их слуг». Согласно ему, в Москве уничтожили 4 уникальных монумента. Кому они были воздвигнуты и чем интересны — в нашем материале.


    Авторы нового памятника — скульптор Александр Рукавишников, архитектор Игорь Воскресенский и художник Сергей Шаров.

    Сильное наводнение в Москве 1908-го года (48 фото)

    Серьезные наводнения в России случались во все времена. Чтобы в этом не было сомнений, предлагаем вам взглянуть на последствия наводнения, произошедшего в столице в апреле 1908-го года. Тогда на Страстной неделе выдалась очень теплая погода, и снег начал быстро таять. 10 апреля началось наводнение, которое продолжалось в течение 5 дней. Пятая часть города оказалась затоплена из-за разливов Москвы-реки, Яузы и Водоотводного канала.

    Река поднялась на девять метров. От Кремля до Замоскворечья на полтора километра разлилось сплошное озеро.



    От наводнения пострадало почти 200 тысяч человек. Среди погибших в основном были люди низших классов.

    Люди, чтобы избежать встречи с водой, спасались на чердаках. Кто-то провёл там ночь, ожидая спасения. Кому-то даже пришлось встретить Пасху на чердаке.

    Из разных частей Москвы, отрезанных наводнением, горожан перевозили через мосты на телегах и пролетках извозчики. А по улицам, между домами, жителей развозили лодочники.







    Москва превратилась в большое озеро. Панорама затопленной Трёхгорки.

    Люди в окружении сплошной воды.

    Вид на Пречистенскую набережную и храм Христа Спасителя. Из воды выглядывает ограждение Крымской набережной.

    Берсеневская набережная. У дома Съезда Мировых судей.

    Во время наводнения особенно пострадали Дорогомилово, Якиманка и Пятницкая.

    Люди смотрят на наводнение или ждут помощи. С парапетов всех мостов спускали к поверхности реки веревки с петлями на конце, чтобы за них могли ухватиться тонущие или случайно смытые течением горожане.


    Разлив Москвы-реки у Новодевичьего монастыря. Вода дошла до подножия станции Потылиха. Монастырский пруд достиг рекордных размеров.

    Остановочный пункт Потылиха.

    Павелецкий вокзал во время наводнения.


    Нижний Лесной переулок.

    Рухнувшая Москворецкая набережная во время наводнения

    Болотная площадь. Во время наводнения были уничтожены колоссальные запасы овса, сахара, яблок, муки и круп, из-за чего к лету резко возросли цены на эти продукты. А Болотный рынок был одним из крупнейших в Москве.

    Большая Полянка. Люди с вещами бегут от воды.

    Бегут, собрав свои вещи, оставив дома, которые уже затопило.


    Тот, кто не дождался помощи, спасается на самодельных плотах.


    Ещё как-то могли перемещаться по самодельным подмосткам, вернее, по доскам.

    Вода всё не отступала.

    Бульвар затоплен водой.

    Москва продолжает тонуть.



    Вид с Москворецкого моста.

    Дома ушли под воду.

    Сергиевский мост – сейчас Андреевский.

    После того, как река вошла в свои берега, на многих постройках появились отметки уровня наводнения. Например, такая отметка сохранилась на Якиманской набережной, дом 4, стр. 1.

    Болотная площадь. Во время наводнения были уничтожены колоссальные запасы овса, сахара, яблок, муки и круп, из-за чего к лету резко возросли цены на эти продукты. А Болотный рынок был одним из крупнейших в Москве.

    Подмена Жукова: Зачем Путин подарил Москве другого маршала Победы

    Но возможный перенос акции на осень уже вызвал волнения в обществе

    Памятник Юрию Долгорукому в Москве

    Так как раскопки могилы Долгорукого не дали результатов, о внешности князя имелись очень смутные представления. В итоге был принят вариант, где Долгорукий представал в виде могучего русского богатыря, хотя, как говорят историки, в реальности князь был довольно полный и небольшого роста.

    Памятник Юрию Долгорукому в Москве

    Напротив здания московской Мэрии гордо высится один из символов города — памятник Юрию Долгорукому

    В 1947 году Москве исполнялось 800 лет, а так как это был первый крупный послевоенный праздник — его было решено отпраздновать с особым размахом

    Годом основания Москвы принято считать 1147 год, хотя на самом деле в этом году город всего лишь был впервые упомянут в летописях, а селение на этом месте существовало уже как минимум два столетия

    Для того, чтобы придать празднованию юбилея ещё больше торжественности, в 1946 году Сталин даже отправил в Киев группу археологов с целью найти останки князя, которого считают “основателем” Москвы — Юрия Долгорукого. Сталин хотел произвести торжественное перехахоронение его праха, но археологическая экспедиция успехом не увенчалась — выяснилось, что “официальное” место захоронения князя является фикцией. В сентябре этого же года был объявлен конкурс на лучший проект памятника, по итогам которого победителем стал проект Сергея Орлова, никогда до этого не занимавшегося скульптурой — такой вот парадокс)

    Есть и другая версия столь стремительного возвышения малоизвестного Сергея Орлова. Когда-то давно, на выставке народного творчества американскому дипломату Гарриману понравился один из экспонатов — глиняный петушок, которого незамедлительно подарил послу сопровождавший его Молотов. Автором этого петушка был тот самый Сергей Орлов, который, по окончании выставки, решил узнать, куда же делся его экспонат. Устроители выставки оказались не в курсе, куда делась глиняная фигурка, и Орлов написал письмо с жалобой на имя самого Сталина. Примерно в это время “опустился” железный занавес, а вскоре Орлова вызвали в Кремль, на заседание Политбюро, во время которого Сталин отругал Молотова за неуважение к соотечественнику, а после этого лично предложил Орлову в знак “возмещения ущерба” заняться памятником Юрию Долгорукому

    Памятник Юрию Долгорукому, как и планировалось, был заложен 6 сентября 1947 года, в день празднования 800-летия столицы, но работы по его созданию сильно затянулись

    Ещё один интересный случай связан с утверждением Сталиным окончательного варианта памятника, когда Иосиф Виссарионович, внимательно рассмотрев модель, сказал: “Почему у Вас, товарищ Орлов, Долгорукий сидит на кобыле? Жеребец подчеркнёт мужественность основателя Москвы”. Это было настолько неожиданно, что скульпторы не нашлись что ответить, а в проект срочно были внесены соответствующие изменения)

    Памятник Юрию Долгорукому был торжественно открыт лишь 6 июня 1954 года — окончательная смета проекта составила 5,5 млн рублей

    К сожалению, подлинные изображения князя до нас не дошли, поэтому он был изображён в виде русского богатыря в ратных доспехах с геральдическим Георгием Победоносцем на щите

    Памятник установлен на постаменте, украшенном орнаментальными фольклорными и античными образами

    Общественность и власти восприняли памятник Юрию Долгорукому по-разному

    Например, согласно одной из легенд, в момент снятия брезента с памятника на торжественном открытии, из толпы кто-то выкрикнул: “Ну до чего похож!”, хотя есть и противоположная версия, что крикнули наоборот: “Не похож!”, но в любом случае это обусловлено тем, что памятник личности полулегендарной был исполнен слишком подробно и досконально

    Существует ещё одна интересная легенда, согласно которой откровенно недолюбливавший памятник Никита Хрущёв однажды обратил внимание, что гениталии у жеребца изображены довольно крупно и чересчур натуралистично. Разозлившись, он приказал исправить это безобразие, и долгоруковского коня “оскопили”. А из-за того, что в 1912—1918 годах здесь находился многофигурный монумент генералу Скобелеву, также в виде всадника на коне, то москвичи на действия Хрущёва сразу же отреагировали шуткой: “При царях Скобелев скакал на жеребце, а при Советской власти Долгорукий — на мерине”

    Сразу же после открытия памятника Юрию Долгорукому в Моссовет хлынули потоки гневных писем от коммунистов, призывающих убрать с Советской площади памятник “представителю эксплуататорских классов”) Хотя удивительно было бы, если бы коммунисты наоборот промолчали=)

    Но на самом деле можно их в какой-то степени понять, ведь памятник Юрию Долгорукому был первым в СССР памятником не коммунисту и не революционеру

    В 1997 году в честь 850-летия Москвы была отчеканена монета достоинством в 100 рублей, с изображением памятника Юрию Долгорукому

    Во время перестройки постепенно прижилась традиция праздновать День города на фоне памятника его “основателю”, а при Лужкове родилась даже своеобразная шутка: “Один Юрий — Долгорукий, а другой — Долгосрочный”. Моментом окончательного признания памятника считается “переодевание” князя в костюм Деда Мороза накануне новогодних праздников в декабре 2005 года

    Инициатором этой новогодней акции также выступил мэр Москвы

    Кстати, композиция памятника Юрию Долгорукому немного напоминает установленный в Киеве памятник Богдану Хмельницкому — он также указывает куда-то в пространство, правда не рукой, а булавой, да и смотрит не в ту сторону, но некоторая схожесть всё-таки есть=)

  • 8 ноября 2010 | Категории: Места, История

    Памятник Юрию Долгорукому был торжественно открыт лишь 6 июня 1954 года — окончательная смета проекта составила 5,5 млн рублей

    Художественные особенности [ | ]

    Изображений князя не сохранилось, поэтому авторы скульптуры создали собирательный образ русского богатыря на боевом коне, облачённого в ратные доспехи. Всадник, остановив коня и привстав в стременах, властным жестом как бы указывает на место для новой крепости. Подробно исполнены все элементы боевого облачения: шишака с бармицей на голове, байданы на торсе. Так же тщательно прорисованы элементы конской сбруи. Круглый щит, закреплённый на левой руке князя, украшен древним геральдическим знаком Москвы — Георгием Победоносцем (князь Юрий — тезоименитый святому Георгию).

    Постамент памятника украшен поверху орнаментальной резьбой на мотивы рельефов знаменитого памятника древнерусского зодчества — Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Использованы изображения кентавра, птицы Сирин, василиска, птицы Феникс, грифонов, стилизованные изображения льва и оленя. Обращает на себя внимание то, что наряду с фольклорными образами славянской мифологии в рельефе широко использованы античные мотивы, воспринятые древнерусскими мастерами через византийское искусство. Тем самым авторы памятника иллюстрировали, на какой богатой почве расцвела культура колыбели Москвы — Владимиро-Суздальской Руси [5] .

    В скульптурном памятнике ярко проявились тенденции советского искусства конца 1940-х — начала 1950-х: склонность к поверхностному жизнеподобию, чрезмерное внимание к второстепенным деталям, тяга к украшательству. Такой подход нередко замутнял изначальную художественную идею, вступая в противоречие с логикой построения формы [6] (см. также Сталинский ампир).

    Монументу не суждено было долго простоять. Уже к концу 1930-х годов он нуждался в реставрации, так как изготовлен был наспех, из недолговечных материалов низкого качества: обелиск был сложен из кирпича и оштукатурен «под гранит», а статуя отлита из бетона. Но до реставрации дело не дошло: незадолго до Великой Отечественной войны, 22 апреля 1941 года, монумент был разрушен под предлогом расчистки площади. Голова статуи Свободы ныне хранится в Третьяковской галерее, попав туда совершенно случайным образом. Поэт Анатолий Мариенгоф впоследствии иронично отмечал:

    Фото достопримечательности: Памятник Юрию Долгорукому

    Годом основания Москвы считается 1147 год (первое упоминание о городе в летописях), а его основателем – князь суздальский Юрий Долгорукий. Памятник князю был установлен еще во времена правления Никиты Хрущева, но с наибольшим пиететом к персоне князя и его заслугам в Москве стали относиться только с приходом на пост мэра Юрия Лужкова, при котором празднества в честь основания российской столицы стали ежегодными.

    Памятник Юрию Долгорукому

    Па́мятник Ю́рию Долгору́кому — московский скульптурный памятник «основателю города», первому суздальскому князю (впоследствии также Великому князю Киевскому). Установлен в 1954 году на Тверской площади (c 1918 по 1993 год называвшейся Советской), напротив здания Мэрии Москвы (в советскую эпоху — здание Моссовета). Скульпторы С. М. Орлов, А. П. Антропов, Н. Л. Штамм, архитектурное оформление В. С. Андреева.

    Памятник, заменивший конную статую генерала Скобелева, стал одним из символов столицы. Вокруг него сложился ряд легенд в московском городском фольклоре.

    По личному распоряжению И. В. Сталина в 1946 году была даже снаряжена экспедиция в Киев во главе с археологом и антропологом М. М. Герасимовым с целью разыскать останки Юрия Долгорукого. По идее Сталина, во время юбилейных торжеств должно было состояться торжественное перезахоронение праха князя. Однако экспедиция оказалась неудачной; при изучении существующего и поныне «официального» места захоронения князя выяснилось, что оно ложное.

    Памятник князю Долгорукому в Москве

    В центре Москвы на Тверской площади красуется памятник первому суздальскому, а в последствии и Великому князю Киевскому, Юрию Долгорукому.

    Это одно из любимых мест гостей и жителей города – монумент передает все величие и роскошество столицы России.

    Это одно из любимых мест гостей и жителей города – монумент передает все величие и роскошество столицы России.

[flat_ab id="3"] Ссылка на основную публикацию