Дворец Сан-Суси в Потсдаме – одна из главных достопримечательностей Германии

Адрес дворца Са-Суси

Дворцово-парковый комплекс Сан-Суси находится по адресу: Потсдам, Maulbeerallee, 14469, Schloss Sanssouci. Официальный сайт: spsg.de.


Новый дворец работает по другому расписанию и доступен к посещению во все дни, кроме вторника. Время работы — с 10.00 до 18.00. Обзорные экскурсии проходят в 10.00, 12.00, 14.00 и 16.00.

История появления ансамбля Сан-Суси

Процесс созидания Сан-Суси в Германии можно разделить на 2 основных этапа:

  1. Работы, начатые Фридрихом II Великом в 1745 году, и продолжавшиеся пару десятилетий.
  2. Реконструкция старых и строительство новых объектов под руководством Фридриха Вильгельма IV в 1840 -1860 годах.

В 1743 году, совершая деловую поездку, король заметил под Потсдамом просторную, очень живописную холмистую местность. Фридриху II она настолько понравилось, что он решил обустроить там летнюю резиденцию.

Сначала на пологом холме заложили террасы с виноградниками, которые стали своеобразным ядром всего комплекса. Позже, в 1745 году, на виноградном холме начали строить замок Сан-Суси – «скромный виноградарский домик», как отзывался о нём Фридрих II. Этот дворец строился как частный летний дом, где король мог бы читать любимые книги и рассматривать произведения искусства, философствовать и музицировать, поселить рядом любимых собак и лошадей.

Старый Фриц, как звали короля в народе, сам создавал большую часть эскизов будущего замка. Потом архитекторы разрабатывали по ним проекты и отправляли на утверждение королю.

Виноградарский домик был торжественно открыт в 1747 году, хотя к тому времени были готовы не все его залы.

Когда террасы с виноградниками и замок были полностью закончены, приступили к обустройству окрестностей: цветочные клумбы, газоны, клумбы с цветами и фруктовые сады.

При Фридрихе II в парке Сан-Суси появились Картинная галерея, Новый дворец, Чайный домик и многое другое.

Старый Фриц умер в 1786 году, и только в 1991 году его останки были перезахоронены в могилу, в парке Потсдама.

До 1840 года виноградарский домик почти всегда оставался пустым и постепенно приходил в упадок. Но когда на престол взошёл Фридрих Вильгельм IV, буквально боготворивший весь парк Сан-Суси в Потсдаме, он вместе со своей супругой поселился в замке.

Боковые флигели требовали ремонта, и новый король взялся проводить большую реконструкцию. Была задумка воссоздать первоначальный облик замка, но старые чертежи не сохранились. Восстановительные работы выполнялись очень талантливо, новое соединялось со старым гармонично и с высоким чувством стиля.

Строительство, начатое с приходом на трон Фридриха Вильгельма IV, длилось до 1860 года. За это время к парку Сан-Суси были присоединены новые земли, сооружён замок Шарлоттенхоф и вокруг него обустроен парк.

До 1873 года в Сан-Суси жила вдова Фридриха Вильгельма IV, после этого он ещё какой-то период принадлежал Гогенцоллернам.

В 1927 году во дворце начал работать музей, в него и в парк был открыт доступ посетителям. Сан-Суси стал первым в Германии дворцом-музеем.


Когда террасы с виноградниками и замок были полностью закончены, приступили к обустройству окрестностей: цветочные клумбы, газоны, клумбы с цветами и фруктовые сады.

Дворец и парк Сан-Суси (Schloss und Park Sanssouci)

Дворец и парк Сан Суси в Потсдаме — выдающийся архитектурный ансамбль, появлением которого Германия обязана необыкновенной и разносторонней личности прусского короля Фридриху Ⅱ Великого. Взойдя на престол в 1740 г., Фридрих Ⅱ начал реформирование Пруссии согласно канонам и духу эпохи Просвещения. Первым делом он отменил цензуру и пытки, в 1942 г. учредил Королевскую оперу, в 1744 — Берлинскую академию наук и первую публичную библиотеку.

А в 1747 г. Фридрих начал строительство своей летней резиденции в Потсдаме, получившей название Сан Суси, в которую, после окончания семилетней войны, он переселился навсегда, покинув нелюбимый Берлин. «Прусский Версаль» — как часто называют дворцово-парковый комплекс в Потсдаме с 1990 г. входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, как выдающийся образец монархической дворцовой и ландшафтной архитектуры ⅩⅧ в.

Внешне дворец Сан Суси больше всего соответствует канонам южно-германского и австрийского барокко. Здание состоит из центрального зала-ротонды с куполом и двух длинных одноэтажных пристроев по обеим сторонам с анфиладами комнат. Фасады богато орнаментированы и украшены скульптурами, вазами и пилястрами. Гермы, изображающие вакхов и вакханок символизируют тему виноделия.

Замок Бельведер на Пфинстберге

Фредерик Вильгельм IV заказал строительство этой грандиозной смотровой площадки в середине XIX века, поскольку прекрасно знал, какой превосходный вид открывается с вершины холма Пфингстберг, высота которого составляет 76 метров.

Несмотря на то, что ныне бельведер представляет собой лишь скромную часть того, что было здесь когда-то давно, он все равно заслуживает вашего внимания. В середине 90х годов после сноса Берлинской стены здесь начались масштабные реставрационные работы, которые идут до сих пор.

Обязательно посетите небольшой храм Помоны, расположенный в парке, который окружает бельведер. На восточной и западной сторонах можно увидеть величественные колоннады в коринфском стиле, в то время как северную сторону отличают арки, оформленные в стиле ренессанс.

Адрес: Бельведере Пфингстберг, Потсдам, Германия.

Обязательно посетите небольшой храм Помоны, расположенный в парке, который окружает бельведер. На восточной и западной сторонах можно увидеть величественные колоннады в коринфском стиле, в то время как северную сторону отличают арки, оформленные в стиле ренессанс.

Дворец Сан-Суси – немецкий Версаль и торжество рококо

Сан-Суси – летний дворец короля Пруссии Фридриха Великого, расположенный в Потсдаме, недалеко от Берлина. Его часто считают немецким соперником Версаля. Оба эти шедевра мировой архитектуры выполнены в стиле рококо, но немецкий дворец Сан-Суси, безусловно, менее вычурный. Дворец был спроектирован и построен Георгом Вензеласом фон Кнобельсдорфом в период между 1745 и 1747 годами с целью удовлетворить потребность короля Фридриха в частной резиденции, где он мог отдохнуть от пышности и церемонии берлинской жизни. Название дворца подчеркивает цели его строительства, ведь французская фраза (sans souci) переводится как «без проблем» или «без забот», символизируя, что дворец был местом для отдыха, а не местом власти.

Сан-Суси – это большая одноэтажная вилла, на самом деле более похожая на Шато-де-Марли, чем на Версаль. Дворец имеет всего десять основных комнат и был построен в центре террасного холма в сердце парка. Влияние личного вкуса короля Фредерика на дизайн и оформление дворца было настолько велико, что стиль, в котором он оформлен, эксперты стали называть «Фредерик Рококо». Из-за разногласий относительно места расположения дворца в парке Кнобельсдорфом даже был уволен в 1746 году. Закончил проект голландский архитектор Ян Боуман.

В XIX веке дворец стал резиденцией Фридриха Вильгельма IV. Он пригласил архитектора Людвига Персия для восстановления и расширения дворца, в то время как Фердинанду фон Арниму было поручено облагородить территорию и, следовательно, улучшить вид из дворца. Город Потсдам с его дворцами был излюбленным местом жительства немецкой императорской семьи до падения династии Гогенцоллернов в 1918 году.

После Второй мировой войны дворец стал одной из главных туристических достопримечательностей Восточной Германии. После воссоединения Германии в 1990 году тело Фредерика было возвращено во дворец и захоронено в новой гробнице с видом на сады, которые он создал. Сан-Суси и его обширные сады стали объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1990 году.

Выбор места расположения и создание проекта дворца Сан-Суси

Расположение Сан-Суси над великолепным виноградником представляет собой идеал гармонии между человеком и природой, в ландшафте, созданном человеческими руками. Холм, на котором Фредерик создал свой террасный виноградник, должен был стать местом расположения его резиденции. Сам небольшой, но роскошный дворец получил название «mein Weinberghäuschen», что в переводе с немецкого означает «Мой маленький дом виноградников». Фредерик хотел жить в этой живописной местности, достигая единения с природой и отвлекаясь от городской суеты и дворцовых интриг.


Фото: источник

Спустя двадцать лет после строительства скромного первого дворца Сан-Суси Фредерик построил Новый дворец (Neues Palais) в западной части парка. Этот гораздо более роскошный и большой дворец в стиле барокко находился в прямом контрасте с первым небольшим строением и был призван продемонстрировать силу и величие короля Фредерика. Дизайн Нового дворца должен был доказывать, что возможности Пруссии нисколько не изменились, несмотря на близкое поражение в Семилетней войне. Фредерик не скрывал своего намерения, даже ссылаясь на новое строительство как на свою «фанфароннаду» (хвастовство).

Роскошество Нового дворца имело исключительно демонстративный характер. Фредерик почти никогда не оставался в Новом дворце, кроме как в редких случаях, когда ему необходимо было развлечь и произвести впечатление на дипломатов.

Интересно, что до наших дней дошли эскизы самого Фредерика, который собственноручно изобразил будущий дворец на бумаге. Также имеется проект дворца, предложенный архитектором Георгом Вензеласом фон Кнобельсдорфом. Благодаря этим сохранившимся свидетельствам, можно сделать однозначный вывод, что король Фредерик не принял большинство предложений и идей профессионального архитектора и настоял на реализации своего «рисунка». Главное же отличие профессионального проекта от эскиза заказчика заключалось в том, что Кнобельсдорф предлагал построить во дворце большой подвальный этаж, предназначенный для размещения прислуги. Это должно было приподнять здание над поверхностью земли и предполагало строительство роскошной входной лестницы. Однако Фридрих хотел жить в скромном небольшом дворце и категорически отказался от идеи возведения помпезной и торжественной лестницы.

В парке, к востоку от дворца, находится картинная галерея Сан-Суси, построенная в период с 1755 по 1764 год под руководством архитектора Иоганна Готфрида Бюринга. Галерея стоит на месте бывшей теплицы, где Фридрих выращивал тропические фрукты. Картинная галерея – старейший сохранившийся музей, построенный специально для правителя Германии. Как и сам дворец, это длинное низкое здание, в котором доминирует центральный куполообразный холл.

После смерти Фредерика началась новая эра, очевидным признаком которой стало изменение архитектурных стилей. Неоклассицизм, популярный в других частях Европы, но проигнорированный Фридрихом, теперь нашел путь и в консервативные города Потсдам и Берлин во время правления нового короля Фридриха Вильгельма II. Он заказал строительство нового дворца в новом модном стиле и останавливался в Сан-Суси только изредка.

Гостиная и спальни были отремонтированы и полностью изменены сразу после смерти Фредерика. Реконструкцию проводил Фредерик Уильям фон Эрдманнсдорф – сторонник нового неоклассического стиля. В результате его влияния Сан-Суси стал первым из дворцов в Потсдаме и Берлине, который был перестроен в неоклассическом стиле.


Фото: источник

Архитектура, скульптура и лепнина дворца

Фредерик не случайно выбрал стиль архитектуры рококо для строительства и декорирования резиденции Сан-Суси. Этот легкий, воздушный, немного игривый архитектурный стиль лучше всего отражает назначение резиденции, которая строилась исключительно для отдыха и отвлечения от суеты городской жизни. Стиль рококо появился во Франции в начале 18-го века как вариация на тему стиля барокко, но, в отличие от более тяжелых форм и темных цветов барокко, рококо характеризовался богатством, изяществом и легкостью. Мотивы рококо были сосредоточены на беззаботной аристократической жизни, а не на героических битвах и религиозных деятелях.

Дворец имеет одноэтажный главный блок с двумя фланговыми боковыми крыльями. Здание занимает почти всю верхнюю террасу. Потенциальная монотонность фасада разрушается центральным куполом, возвышающимся над крышей, с названием дворца, написанным позолоченными бронзовыми буквами. Вторичные боковые крылья отделяются двумя симметричными рядами деревьев, каждый из которых заканчивается в свободно стоящих решетчатых беседках, богато украшенных золочеными орнаментами.


Фото: источник

Сад перед дворцом украшен резными скульптурами атласа и кариатид. Сгруппированные в пары между окнами, они поддерживают балюстраду. Эти фигуры обоих полов, созданные из гипса и песчаника, представляют собой спутников божества вина Вакха. Доставлены фигуры из мастерской скульптора Фридриха Кристиана Глюма. В той же мастерской были созданы вазы, расположенные на балюстраде, и группы херувимов над окнами купола.

Северный входной фасад, напротив, более сдержан. Здесь расположены величественные сегментированные колоннады из 88 коринфских колонн. Особенностью колон стал выраженный изгиб наружу от дворцового здания, необходимый, чтобы окружить полукруглый двор. Как и на южной стороне, балюстрада с вазонами из песчаника украшает крышу главного корпуса.

Фланговые корпуса – это два вторичных крыла, обеспечивающие размещение большого количества обслуживающего персонала и хозяйственных помещений, необходимых для комфортной жизнедеятельности монарха 18-го века, также желающего уединения. Во времена Фредерика эти одноэтажные крылья были покрыты листвой вьющихся растений, чтобы показать их мирскую цель. В восточном крыле располагались комнаты секретарей, садовников и слуг, а западное крыло занимали дворцовые кухни, конюшни и ремиз (дом тренеров).

Фредерик регулярно занимал дворец, приезжая сюда каждое лето на протяжении всей своей жизни, но после его смерти в 1786 году резиденция длительное время оставалась незанятой. Правители Пруссии пренебрегали дворцом вплоть до середины 19-го века. В 1840 году, спустя 100 лет после восхождения Фридриха на трон, его великий племянник Фридрих Вильгельм IV и его жена заняли здесь комнаты для гостей. Королевская пара сохранила существующую мебель и заменила отсутствующие предметы мебелью, оставшейся со времен Фридриха. Комната, в которой умер Фридрих, должна была быть восстановлена ​​до первоначального состояния, но этот план никогда не исполнялся из-за отсутствия достоверных документов и свидетельств того времени. Однако кресло, в котором умер Фридрих, было возвращено во дворец в 1843 году.

Фридрих Уильям IV, художник, интересующийся архитектурой и ландшафтным дизайном, превратил дворец из уединенного и затворнического дома своего великого дяди в полностью функционирующий и фешенебельный загородный дом. Небольшие служебные крылья здания были увеличены в период между 1840 и 1842 годами. Это было необходимо, потому что в то время как Фредерик философствовал и играл музыку в Сан-Суси, он любил жить скромно и без блеска. В связи с этим полноценное функционирование загородного дома должен был обеспечивать и поддерживать большой штат слуг. Однако с возрастом его скромность превратилась в скупость. Он не разрешал ремонт внешнего фасада и допускал реставрацию отдельных комнат только изредка и с большой неохотой.


Фото: источник

Увеличение хозяйственной части дворца предполагало некоторые изменения. Кухня была перенесена в восточное крыло. Маленький винный погреб Фредерика Великого был увеличен, чтобы обеспечить достаточные складские помещения для увеличенного дома, а на новом верхнем этаже располагались комнаты для персонала.

Западное крыло позже стало известно как «The Ladies ‘Wing», предоставлялось в качестве жилья для незамужних дам и гостей. В те времена это была обычная практика в домашних хозяйствах середины XIX века, в которых часто было обустроено также соответствующее «Бакалаврское крыло», предназначенное специально для не состоящих в браке мужчин, гостей и членов семьи. Номера были украшены сложными буисериями, панелями и гобеленами. Это новое жилье для дам было жизненно необходимо. Дело в том, что во времена Фредерика великого развлечения в Сан-Суси были не предусмотрены, и известно, что женщин там никогда не бывало, поэтому для них не было создано никаких удобств. Фридрих женился на Элизабет Кристин из Брансуик-Беверна в 1733 году, но отдалился от своей жены после его вступления на трон в 1740 году. Королева осталась одна во Дворце Шёнхаузена в Берлине после разлуки, а Фридрих предпочел полное уединение и тишину резиденции Сан-Суси.

Интересно, что внутреннее убранство комнат дворца также было разработано и придумано самим королем. При этом правитель доверил реализацию своих идей художникам и оформителям Иоганну Августу Нал, братьям Хоппенхаупт, братьям Шпиндлер и Иоганну Мельхиор Камбли. Они создали уникальные художественные, лепные и скульптурные объекты, которые были призваны удовлетворить жажду правителя Пруссии к искусству и красоте.

Сегодня резиденция Сан-Суси – символ немецкого рококо и реализация легкого воздушного архитектурного стиля, богатого великолепной лепниной и скульптурой. При этом дворец максимально гармонично вписывается в окружающую картину изысканного ландшафта и садов и позволяет ощутить единение человека с природой.

После смерти Фредерика началась новая эра, очевидным признаком которой стало изменение архитектурных стилей. Неоклассицизм, популярный в других частях Европы, но проигнорированный Фридрихом, теперь нашел путь и в консервативные города Потсдам и Берлин во время правления нового короля Фридриха Вильгельма II. Он заказал строительство нового дворца в новом модном стиле и останавливался в Сан-Суси только изредка.

Сан-Суси в Потсдаме

Сан-Суси – парк в Потсдаме с одноименным дворцом. Лучшее архитектурное творение Фридриха Великого. Летняя резиденция и излюбленное место «беззаботной» жизни «старого Фрица», за свою красоту прозванное также «прусским Версалем».


Логично предположить, что в рожденном сыне Фридрихе II «король-солдат» хотел увидеть продолжателя славных традиций, но судьбой было предначертано увидеть совершенно противоположное. С детства Фридрих II полюбил все то, что ненавидел его отец – музыку и танцы, живопись и литературу. Чем и выводил из себя агрессивного и деспотичного отца. Особенную тягу Фридрих испытывал к философии и живописи, и был очень любознательным.

Дворец Сан-Суси. Потсдам. Германия.

Дворец Сан-Суси. Потсдам. Германия.


Идея гармонии между человеком и окружающей природой нашла своё отражение в расположении и декоративном оформлении дворца Сан – Суси, разместившегося на вершине виноградного холма. Виноградные террасы Сан – Суси образуют ядро парка, которое венчает небольшой замок, который Фридрих Великий называл своим «маленьким виноградарским домиком».

Дворец Сан – Суси. Южный (садовый) фасад


Скульптура на верхней террасе

Здесь на лоне природы, наслаждаясь прекрасными видами из окон дворца, прусский король мечтал без забот проводить летние месяцы, предаваясь своим увлечениям и художественным наклонностям и занимаясь государственными делами.


Сетчатый павильон в дворце Сан – Суси

13 января 1745 года указом своего кабинета Фридрих Великий распорядился о строительстве загородного дома в Потсдаме. По его эскизам архитектор Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф создал проект будущего Сан – Суси.

7

Фридрих II принимал активное участие в процессе создания всех возводимых для него архитектурных сооружений как с административной, так и с художественной точки зрения. Эскизы создавались по заданным им параметрам, до начала строительства составлялась предварительная смета расходов. Работы начинались только с разрешения от короля.

Он вмешивался во все дела и хотел знать обо всём до мелочей, что часто приводило к разногласиям между архитекторами и королём.



Диана

Спустя два года после начала строительства 1 мая 1747 года несмотря на то, что ещё не все залы дворца были готовы, состоялось торжественное открытие виноградарского дворца. Здание дворца предназначалось исключительно для короля и приглашённых им гостей. После вступления на трон в 1740 году Фридрих отдал своей супруге Бевернской дворец Шёнхаузен под Берлином. Сан – Суси был дворцом «sans femmes» — без женщин.

В Сан – Суси прусский монарх сочинял музыку, музицировал и предавался философии. Он сурово управлял своей страной и жил скромно и без роскоши. Его скромность с возрастом превратилась в скупость.


Фридрих Великий

Ещё до строительства дворца, Фридрих распорядился разместить на верхней террасе холма погребальную камеру, где должен был быть похоронен после смерти (изначально он хотел быть похороненым в Райнсберге). Как-то прогуливаясь по верхней террасе, Фридрих указал своему компаньону на строящуюся погребальную камеру, и пояснил «Только когда я буду здесь — я буду без забот». На дворце была размещена надпись «Sans, souci.» и уже потом никто не вспоминал об этом пояснении Фридриха и возникла идея, что король якобы там собирался жить без забот и отдаваться развлечениям.


Могила Фридриха Великого

Фридрих Великий запрещал ремонтировать дворец снаружи и с большим неудовольствием терпел ремонт внутри дворца. Фридрих пожелал быть похороненным в Сан – Суси и умер в Сан – Суси.Старый Фриц, как его называли в народе, умер 17 августа 1786 года в кресле в своём кабинете во дворце Сан – Суси. В своём завещании он пожелал быть захороненным в могиле рядом со своими любимыми псами.


Новый дворец в Потсдаме (нем. Neues Palais) — дворец в стиле позднего барокко, возведённый в 1763—1769 годах по желанию Фридриха Великого на западном краю парка Сан- Суси. Был предназначен для официальных приёмов. Ни Фридрих, ни его непосредственные преемники во дворце постоянно не жили.



Новый Дворец

Самым большим помещением дворца является Мраморный зал, который имеет эллиптическую форму. Концертный кабинет дворца в Сан – Суси считается одним из самых красивых помещений эпохи немецкого рококо. Живопись, скульптура, прикладные искусства, представленные здесь, гармонично образуют единое целое.



Далекий Восток, так восхитивший Европу столетия назад, предстает в парке Сан-Суси разнообразием образов. Будто ниоткуда возникает Китайский чайный домик — миниатюрный, как фарфоровая статуэтка. Белая крыша в виде шатра, а над куполом под зонтиком сидит улыбающийся китайский мандарин. Так и хочется его поприветствовать.


Чайный домик в Сан – Суси

Китайский чайный домик был построен в 1745-1747 годах, и строительством его руководил сам архитектор Бюринг. Вокруг центрального зала расположены три кабинета, перемежающиеся тремя открытыми верандами, несущие колонны которых выполнены в виде пальмовых стволов. Экзотический эффект усиливают позолоченные скульптурные группы, установленные у стен кабинетов и на открытых верандах.



Фрагмент Китайского Чайного Домика

Внутри домика представлена коллекция китайского и японского фарфора. Центр комплекса Сан-Суси образовывал виноградник, а перед Новыми палатами располагался вишневый сад. Редкие деревья привозили сюда из разных диковинных стран.


Оранжерейный дворец (нем. Orangerieschloss, также Новая оранжерея) — здание в стиле итальянского ренессанса, построенное в 1851—1864 годах по указанию Фридриха Вильгельма IV в его резиденции Потсдаме у северной границы парка Сан – Суси. Проект Оранжерейного дворца был подготовлен по эскизам короля архитекторами Фридрихом Августом Штюлером и Людвигом Фердинандом Гессе.



Виноградные террасы




Фонтан Сан – Суси

Знаменитые виды на сады в Сан – Суси появились благодаря решению Фридриха Великого разбить виноградники на южных склонах Борнштедтских холмов. Когда-то на холмах росли дубы. При «короле-солдате» Фридрихе Вильгельме I деревья вырубили и использовали для укрепления болотистых почв в строящемся Потсдаме. 10 августа 1744 года Фридрих Великий повелел разбить на голых холмах виноградные террасы.


Виноградные терассы

Центральная часть шести широких террас, разбитых на склоне холма, была углублена для того, чтобы максимально использовать солнечное освещение. На шпалерах вилась виноградная лоза, привезённая не только из Португалии, Италии, Франции, но и из Нейруппина, а в 168 застеклённых нишах рос инжир.


Виноградные террасы

Передняя часть террас, отделённая изгородью из фруктовых шпалер и украшенная формовыми тисами, засевалась газоном. По центральной линии на вершину холма вели 120 (сейчас 132) ступеней, разделённые на шесть пролётов в соответствии с количеством террас, а с двух сторон холм обустроен подъездной рампой.


Вид на Большой фонтан


Под холмом, в партере в 1745 году был заложен декоративный сад, центр которого в 1748 году занял «Большой фонтан». Фридрих не смог насладиться видом бьющего фонтана из-за того, что нанятые им специалисты плохо владели фонтанным делом. С 1750 года чашу фонтана окружают мраморные статуи Венеры, Меркурия, Аполлона, Дианы, Юноны, Юпитера, Марса и Минервы, а также аллегорическими изображениями четырёх элементов: огня, воды, воздуха и земли.


Венера и Меркурий


Главная аллея Сан – Суси (в отличие от Версаля) ведет не к монументальному зданию дворца, а к ротондам с фонтанами и скульптурами. Древние липы, дубы, красные каштаны окружают дворец, который историки впоследствии назвали «шедевром потсдамского рококо».



В одном из залов Оранжерейного дворца разместилась картинная галерея с копиями творений Рафаэля. Бывшие гостевые апартаменты и помещения для прислуги используются под музей и главным архивом земли Бранденбург, а в залах дворца проводят зиму кадки с экзотическими растениями из парка Сан – Суси.


архитектор Сан – Суси Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф


RUBENS, Pieter Pauwel The Holy Family with the Basket c. 1616. Picture Gallery, Potzdam-Sanssouci



Картина Адольфа фон Менцеля концерт в Сан-Суси. Фридрих Великий играет на поперечной флейте


Adolph-von-Menzel-Tafelrunde Адольф фон Менцель.Философы за столом короля Фридриха II.Круглый стол в Сан-Суси. 1850. Утеряна при пожаре в 1945 г.



Живописное зрелище представляет собой цветник перед Картинной галереей. От ротонды в виде веера отходят восемь дорожек, которые обрамлены по сторонам живой изгородью и деревьями, крона которых подстрижена в форме шара. Середину ротонды украшает бассейн с фонтаном. Перед живыми изгородями стоят восемь мраморных бюстов работы фламандского скульптора Ф. Дузарта. Почти все бюсты изображают членов правящего дома Оранских, поэтому и ротонду называют «оранской».










Ветряная мельница, появившаяся в 1736 году, подчёркивала сельскую идиллию Сан-Суси и являлась по мнению Фридриха украшением дворца.


парк Сан – Суси, восстановленная мельница

При Фридрихе Вильгельме I, отце Фридриха Великого, в Потсдаме обосновались голландцы-эмигранты, закрепив за собой целый квартал. Голландец Ван дер Бош выстроил за городом ветряную мельницу в 1739 г. Когда спустя 5 лет началось строительство дворца Сан – Суси, король потребовал ее убрать. Хозяин мельницы подал в суд и выиграл тяжбу у короля! С тех пор мельница привычно вписалась в парковый пейзаж, подчеркивая сельскую идиллию Сан-Суси, и стала по мнению Фридриха украшением парка. В 1787-1791 гг. ее вновь отстроили.


В ходе боев за Потсдам в апреле 1945 года, здание дворца уцелело, но сгорела галерея с ветряной мельницей. В 1993 г. ее отстроили заново и оборудовали новым мельничным поставом.


В 1990 г. Сан-Суси с его дворцами и большим парком внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО со следующим обоснованием: «Дворец и парк Сан – Суси, часто называемые „прусским Версалем“, являют собой синтез художественных направлений в европейской городской и придворной архитектуре XVIII в. Ансамбль является выдающимся образцом архитектурного творчества и ландшафтного дизайна, возникшего на интеллектуальной основе монархической идеи государственного устройства».


Цитата сообщения -Juliana- Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!Дворец Сан-Суси. Потсдам. Германия.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Цитата сообщения -Juliana- Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!Дворец Сан-Суси. Потсдам. Германия.

Сансуси – главная достопримечательность Потсдама

На сегодняшний день, Сансуси не утратил своей особой магии и шарма. Внутренние ряды комнат всё ещё сохраняют оригинальный элегантный дизайн и меблировку. А обширный парк и территории, включая Новый Дворец, Новые Палаты, Китайский Дом, Оранжерею и Шарлоттенхоф, красивые и впечатляющие как никогда раньше.

Весь дворцово-парковый комплекс объявлен объектом всемирного наследия, признан «выдающимся примером архитектурных творений и ландшафтного дизайна», а также «культурным объектом исключительного качества».

Позднее, Фридрих Вильгельм Четвёртый расширил два крыла. В 1873 Вильгельм Первый превратил дворец в музей – и он стал буквально первым дворцовым музеем в Германии. Сансуси остался невредимым во Вторую Мировую Войну, хотя некоторые из произведений искусства и мебель, изъятые в целях безопасности, считаются пропавшими.

Дворец Сан-Суси в Потсдаме

От центральной 2,5-километровой аллеи парка Сан-Суси к дворцу ведет лестница, насчитывающая 132 ступени. У подножия холма при Фридрихе Великом был разбит барочный декоративный сад. На шести террасах помимо винограда в застекленных нишах высадили инжир, а также создали изгороди из фруктовых шпалер.

От центральной 2,5-километровой аллеи парка Сан-Суси к дворцу ведет лестница, насчитывающая 132 ступени. У подножия холма при Фридрихе Великом был разбит барочный декоративный сад. На шести террасах помимо винограда в застекленных нишах высадили инжир, а также создали изгороди из фруктовых шпалер.

История строительства

Красоту местности по достоинству оценил король Фридрих II Великий, когда в 1743 году путешествуя из Берлина в Потсдам, обратил внимание на живописный холм и открывающийся с него красивый вид на окрестности. Тогда и появилась у него идея основать здесь летнюю королевскую резиденцию, где он мог бы отдыхать душой, уединяться со своими мыслями, философствовать и заниматься музыкой.

Дворец Сан-Суси на фоне Виноградных террас, фото blacky_hs

Сначала на склонах холма появились террасы виноградников, а позже в 1745 году началось строительство дворца. Фридрих II принимал непосредственное участие в проектировании и строительстве. Многие эскизы были созданы им лично, а готовые проекты обязательно должны были быть представлены для утверждение. Строительством руководил близкий друг короля архитектор Георг Ванцеслаус фон Кнобельсдорф.

Дворец Сан-Суси на фоне Виноградных террас, фото blacky_hs

Дворец Сан-Суси в Потсдаме: история, описание, график работы

Дворец Сан-Суси в Потсдаме — одна из знаменитейших достопримечательностей Германии. Его название в переводе с французского означает « без забот». Именно такой была задумка авторов — построить императорскую резиденцию, где можно было бы жить без забот и печалей .

Дворец Сан-Суси возник благодаря красоте мест, на которых раскинулся старинный город Потсдам. Однажды прусский король, проезжая мимо, восхитился здешними красотами , и представил на их фоне летнюю резиденцию. Не роскошную, но скромную. По-королевски скромную.

Фридрих II действительно не любил излишнюю роскошь. В быту ценил порядок, умеренность и простоту. А еще это был очень образованный правитель: свободно говорил на пяти языках, не считая родного, увлекался философией, сочинял музыку. Но в историю Фридрих II вошел прежде всего как отважный правитель, не раз лично водивший солдат в атаку. И, конечно, как создатель ныне популярной среди туристов достопримечательности — дворца Сан-Суси.

Король сам создавал эскизы для будущей резиденции, придерживаясь стиля рококо. Архитектор Георг фон Кнобельсдорф претворил идею в жизнь.

В отличие от помпезных сооружений той эпохи, призванных демонстрировать политическую силу Пруссии, дворец Сан-Суси задумывался как небольшой и уютный замок. В нем всего 12 комнат, из которых сам Фридрих пользовался только пятью.

К слову, замок был sans femmes, то есть без женщин — представительницам слабого пола вход во вдорец Сан-Суси был заказан.

Фридрих был большим ценителей литературы и живописи. Находясь в замке, в окружении книг и картин, он наслаждался тишиной и предавался философским мыслям.

Прусский король очень любил свое детище и всю жизнь совершенствовал и достраивал его. Мечтал проводить время на лоне природы, наслаждаясь живописными видами из окон дворца.

Рядом с дворцом Сан-Суси была построена ветряная мельница. Для создания сельской идиллии. А Китайский чайный дворик у стен дворца — дань тогдашней моде: в те времена многие европейцы увлеклись культурой Поднебесной.

Китайский Чайный домик

Впрочем, в полной мере наслаждаться беззаботной жизнью Фридриху Великому было некогда — Пруссия вела завоевательные войны, королю приходилось часто отлучаться из тихой резиденции в военные походы.

Однако именно здесь, во дворце Сан-Суси, старый Фриц (народное прозвище короля) скончался, сидя в своем любимом кресле. В последние годы жизни тема смерти сильно беспокоила его. Он написал завещание, в которых дал подробное указание, как и где его похоронить. Сценарий похорон зависел от того , где именно король отойдет в мир иной: у себя в кабинете или на поле брани. Что касается места, здесь был только один вариант — на холме у дворца Сан-Суси. Но племянник не выполнил его указания. Короля похоронили на территории одной из потсдамских церквей.

Через 100 лет после правления Фридриха Великого на прусский трон взошел Фридрих Вильгельм IV, также очарованный дворцом Сан-Суси. Он попросил разрешения пожить в резиденции, когда был кронпринцем, а придя к власти, окончательно переселился во дворец и занялся его перестройкой.

Он переделал внутренние покои, сохранив стиль рококо, и пристроил боковые флигели. При нем возведены дворец-оранжерея, римские купальни и церковь Фриденскирхе (у стен этого храма Фридрих Вильгельм IV и был похоронен).

Сан-Суси перестал быть королевской резиденцией после ликвидации монархии. До 1927 года еще оставался в собственности династии Гогенцоллернов , но потом был передан Управлению государственных музеев и открыт для широкой публики.

В годы войны многие картины из дворца были вывезены в Райнсберг . Во время бомбардировки в апреле 1945-го сгорело несколько построек, расположенных рядом с замком, в том числе старая мельница. Сам же дворец Сан-Суси чудом уцелел.

Одноэтажный дворец расположен над шестью террасами ступенчатого зеленого виноградного сада. Карниз фасада дворца Сан-Суси украшен фигурами нимф и сатиров. На самом фасаде помещены двойные коринфские пилястры, переходящие в колонны и образующие парадный двор с замкнутым контуром и въездом в центре.

Король повелел разбить виноградники на склонах перед дворцом, на месте дубравы, вырубленной его предшественником Фридрихом l. Сорта виноградной лозы собирали по всей Европе. Чтобы максимально использовать солнечный свет, террасы сделали очень широкими, и до сих пор они служат украшением парка, гармонично завершая оформление ландшафта.

В застекленных нишах рос инжир. К главному входу дворца вели 120 ступеней, составляющие широкую центральную линию. Виноградные террасы Сан-Суси стали центральным элементом парка, образованного вокруг здания дворца.

Ниже виноградников расположился сад с большим фонтаном, установленным в 1748-м. Спустя два года здесь появились мраморные статуи древнегреческих богов, скульптурные композиции на темы охоты и аллегорические изображения.

Увы, автору проекта не удалось увидеть фонтан в действии — воду тогда не смогли поднять на гору даже насосами. Механизм заработал лишь в середине XIX века.

В 60-е XVIII века рядом с любимым замком Фридриха II был построен Новый дворец. В отличие от Сан-Суси, не для отдыха от политической суеты, а для того, чтоб показать военную мощь Пруссии, силы которой и после Семилетней войны не иссякли.

Почти два столетия дворец Сан-Суси ограждал своих обитателей от забот. Теперь он принимает гостей и дарит им красоту и атмосферу царской роскоши.

График работы, адрес

Музей принимает туристов каждый день, кроме понедельника. В сезон (с апреля по октябрь) закрывается в шесть вечера. В остальные месяцы работает до пяти. Дворец Сан-Суси можно посетить как с экскурсоводом, так и самостоятельно. Но летом лучше выбирать первый вариант. В разгар сезона экскурсии расписаны на день вперед , по вторникам музей, как правило, закрыт для свободного посещения. Билет стоит порядка 12 евро.

Дворец Сан-Суси находится недалеко от Берлина. Адрес : : Потсдам, Maulbeerallee, 14469, Schloss Sanssouci.

Он переделал внутренние покои, сохранив стиль рококо, и пристроил боковые флигели. При нем возведены дворец-оранжерея, римские купальни и церковь Фриденскирхе (у стен этого храма Фридрих Вильгельм IV и был похоронен).

Первый взгляд на Потсдам

Безусловно, главной достопримечательностью уютного городка Потсдам является знаменитый на весь мир дворец Сансуси (Schloss Sanssouci) с одноименным парком вокруг него (Sanssouci Park). Название происходит от французского sans souci, что означает «без забот». Таким ты себя здесь и ощущаешь.

Sanssouci – это огромнейшая территория с множеством тихих и не очень аллей, густой растительностью, изысканными садовыми композициями, прудами, птичками, а еще помпезными дворцами, беседками и даже ботсадом. Облагородил эту местность в середине 18 века легендарный прусский король Фридрих Великий, среди прочего вдохновившийся барочной архитектурой Франции и Италии.

Как только прибываешь на вокзал Потсдама – тебя тут же атакуют всевозможные зазывалы отправиться на экскурсию. Программы бывают разные – только Сансуси или же целый набор дворцов и других достопримечательностей города, находящиеся довольно на большом расстоянии друг от друга. Такой вариант удобен для тех, кто хочет увидеть все и по-быстрому, и чтоб ножки не уставали.

Мы же не ищем легких путей. Поверьте, парк Сансуси, как и весь Потсдам, того стоит, чтобы неспешно прогуляться по нему самостоятельно, уделяя понравившимся местам столько времени, сколько понадобится. Да и зачем платить больше.

Итак, от железнодорожного вокзала Потсдама, куда и приходит электричка S7, до входа в парк Сансуси идти чуть больше двух с половиной километров – к воротам со стороны Фриденскирхе, являющимся главным входом в комплекс. Это ближайший вход в парк, если идти из центра города, а потому именно там лучше всего начинать прогулку по Сансуси.

К тому же, если выбрать такой маршрут, можно захватить большее количество must see достопримечательностей Потсдама, пройтись по уютным улочкам и полюбоваться недавно отреставрированными красивыми зданиями.

В путешествиях в «нелетную» погоду есть одно большое преимущество – очень мало туристов. А потому ни что не мешает тебе спокойно бродить по улицам, осматривать достопримечательности и, разумеется, делать фото с минимальным количеством посторонних в кадре. Даже на центральной Старой рыночной площади Потсдама (Alter Markt) в день моего визита почти никого не было. А ведь это было воскресенье!

Достаточно пройти всего 600 метров от вокзала Потсдама, перейдя по мосту через городскую реку Хафель (Havel), и вы упретесь в первую достопримечательность на маршруте – Потсдамский городской дворец (Potsdamer Stadtschloss), где нынче заседает Ландтаг земли Бранденбург. Его вы гарантированно заметите издалека, ведь после масштабной реконструкции в 2010-2014 годах он приобрел уж очень яркий розовый цвет.

Изначальный дворец здесь был построен в середине 17 века, однако спустя столетие был он основательно перестроен под почитаемое Фридрихом Великим барокко. В середине 20 века дворец постигла характерная чуть ли не для всего Потсдама судьба: разрушение в результате бомбардировок 1945 года и еще больший упадок во времена ГДР. Уже после объединения Германии на месте дворца начали строить кинотеатр, потом передумали, и только в новом тысячелетии реконструкцией дворца занялись основательно.

К слову, во внутренний дворик дворца можно свободной зайти, хотя это и правительственное учреждение, а там довольно симпатично. Тем более, что как раз здесь расположена еще одна городская достопримечательность – портал Фортуны (Fortunaportal) – арка с четырьмя орлами, мифологическими фигурами и скульптурой богини Удачи. Если верить легенде, каждый, кто пройдет через портал, обретет счастье.

Именно с тыльной стороны Потсдамского дворца и находится Старая рыночная площадь. Особого внимания здесь заслуживает необычная евангелистская Церковь Святого Николая (St. Nikolaikirche) в стиле классицизм.

Именно она считается неофициальным символом города. Это сравнительно молодое, как для Германии, здание церкви – 30-х годов 19 века, разрушенное в ходе Второй мировой войны и восстановленное в полном соответствии с оригинальными чертежами к 1981 году. Если есть время и желание – не поленитесь зайти внутрь, там довольно необычно.

Также на рыночной площади заслуживают внимания еще один символ города – Старая ратуша (Altes Rathaus), мраморный обелиск в римском стиле напротив Церкви Святого Николая (Obelisk auf dem Alten Markt), так называемый «Чесночный дом» (Knobelsdorffhaus), который вместе со Старой ратушей образует комплекс Потсдамского музея (Potsdam Museum – Forum für Kunst und Geschichte), художественный Музей Барберини (Museum Barberini) и Потсдамский музей кино (Filmmuseum Potsdam).

Стоит отметить, что на главной исторической площади Потсдама до сих пор продолжается реконструкция. Город серьезно пострадал в результате бомбардировок американцев в апреле 1945 года, а позже после захвата советскими войсками. Тогда практически весь его центр был разрушен. Во времена ГДР его восстановлением занимались не особо, да и базирующиеся здесь советские военные гарнизоны часто использовали исторические здания не по назначению.

Спасать ситуацию постепенно начали только после объединения Германии, да и то ввиду нехватки средств серьезные работы запустились только в 2000-х. С другой стороны, именно поэтому центр Потсдама сейчас выглядит так опрятно, ведь дома здесь отреставрированы-покрашены совсем недавно.

Со Старой рыночной площади нужно идти к еще одной городской достопримечательности – Бранденбургским воротам Потсдама (Brandenburger Tor in Potsdam), которые еще называют Малые Бранденбургские ворота. Интересный факт – эти ворота на 18 лет старше берлинских Бранденбургских ворот, являющихся одним из символов Германии. Это сооружение в Потсдаме появилось по приказу все того же Фридриха Великого как символ победы в Семилетней войне, а потому и по виду больше напоминает древнеримскую триумфальную арку.

Маршрут лучше проложить через Фридрих-Эберт-Штрассе (Friedrich-Ebert-Straße), хотя Гугл будет упорно предлагать пойти вдоль Федеральной трассы №2, по которой мы уже шли от вокзала. Если же выйти на Фридрих-Эберт-Штрассе и идти по левой стороне, можно еще заглянуть во дворик на Новую рыночную площадь (Am Neuen Markt), Новый рынок (Neuer Markt) и к Музею истории Пруссии (Haus der Brandenburgisch-Preußischen Geschichte). Дальше стоит вернуться на Фридрих-Эберт-Штрассе и дойти до пересечения с Йоркштрассе (Yorckstraße), проходящей вдоль Старого городского канала (Alter Stadtkanal).

Особенно на Йоркштрассе меня привлекло одно здание – Das Palais Am Stadtkanal (Brockessches Haus). Этот дворец был построен во второй половине 18 века для нужд известного тогда в городе стекольных дел мастера, многое пережил, а взялись за него лишь в 2014 году.

Сейчас там элитные квартиры и офисы, в том числе, Deutsche Post. Особого внимания заслуживают двери дома.

Со Старой рыночной площади нужно идти к еще одной городской достопримечательности – Бранденбургским воротам Потсдама (Brandenburger Tor in Potsdam), которые еще называют Малые Бранденбургские ворота. Интересный факт – эти ворота на 18 лет старше берлинских Бранденбургских ворот, являющихся одним из символов Германии. Это сооружение в Потсдаме появилось по приказу все того же Фридриха Великого как символ победы в Семилетней войне, а потому и по виду больше напоминает древнеримскую триумфальную арку.

Парк Сан-Суси

Кроме знаменитых виноградников, дворец окружает декоративный парк с лужайками, водоемами и цветущими кустарниками. Большинство посадок подчинено законам геометрии. Садовники разместили несколько квадратных насаждений с фруктовыми деревьями. В специальных парниках растут дыни, персики, бананы и апельсины. Среди зарослей можно обнаружить обелиски богинь Флоры и Помоны.

При большой любви к стилю барокко Фридрих II оборудовал в парке систему фонтанов, как неотъемлемого атрибута этого направления. Однако, при короле фонтаны были довольно слабыми. Архитекторам не хватило знаний, чтобы сделать напор воды сильнее. Эту проблему решили только спустя столетие, установив очень мощный насос. Теперь у подножия виноградников струи большого фонтана вздымались на высоту 38 м.

Со временем парк расширился на юг и восток за счет присоединения новых земель. Его дополнили новыми террасами и водоемами. Кроме зеленых насаждений, на просторах парка постепенно появлялись весьма изящные постройки. Наиболее привлекательными из них стали:

  • картинная галерея;
  • храм дружбы;
  • чайный домик;
  • домик с драконами;
  • искусственные руины;
  • грот Нептуна и другие.

За состоянием парка и дворца ведется тщательный контроль, поэтому и сегодня туристы ощущают легкий, праздный дух, который так любил его родоначальник. Экскурсии доставляют огромное удовольствие каждому посетителю, а их в день бывает несколько сотен.


Со временем парк расширился на юг и восток за счет присоединения новых земель. Его дополнили новыми террасами и водоемами. Кроме зеленых насаждений, на просторах парка постепенно появлялись весьма изящные постройки. Наиболее привлекательными из них стали:

Дворец Сан-Суси (главное фото)

Дворец Сан-Суси был построен в первой половине восемнадцатого столетия по эскизам Фридриха Великого. Чтобы вам было понятнее, Фридрих Великий был правителем Пруссии сорок шесть лет. За то время, пока он возглавлял стану, на территории города появилось множество памятников архитектуры, в том числе дворец Сан-Суси.

Одноэтажное здание построено в стиле рококо. Отличительными особенностями достопримечательности являются эллиптический купол и круглые залы, поражающие воображение туристов. Именно здесь он завещал похоронить себя. К огромному сожалению, последняя воля правителя не была исполнена.

Туристам особенно интересно будет взглянуть на овальный мраморный зал и посетить небольшую галерею с искусным декором, концертный зал с большими фресками, спальню и кабинет, а также библиотеку со множеством старинных бюстов и комнату Вольтера.

Одноэтажное здание построено в стиле рококо. Отличительными особенностями достопримечательности являются эллиптический купол и круглые залы, поражающие воображение туристов. Именно здесь он завещал похоронить себя. К огромному сожалению, последняя воля правителя не была исполнена.

Королевский дворец Сан-Суси в Потсдаме

Страны: Германия
18-02-2013, 16:00
Дворец Сан-Суси – одна из самых известных и самых роскошных достопримечательностей немецкого города Потсдам. За богатое окружение и необычный внешний облик его даже называют «Прусским Версалем». Вытянутый желтый фасад дворца расположился на небольшом холме, вокруг которого растут стройные ряды виноградников. С французского Sans Souci дословно переводится как «Без забот», чего собственно и хотел добиться его создатель – сам дворец и остальной комплекс из красивых сооружений, окружающих его, должны были казаться беззаботными и гармоничными.

Дворец Сан-Суси по праву можно назвать жемчужиной грациозного одноименного дворцово-паркового ансамбля времен средневековья, достойно венчающей собой пространную территорию, преисполненную прекрасными дворцами и другими сооружениями эпохи Гогенцоллернов.

Возводился дворец Сан-Суси по проекту короля Фридриха II Великого три года. Строительством занимался близкий друг прусского монарха архитектор Георг фон Кнобельсдорф, один из основных представителей стиля фридерицианское рококо.

Идея заключалась в том, чтобы не затронуть природную идиллию виноградных холмов крупногабаритным угловатым зданием, для чего было запланировано построить небольшое приземистое и аккуратное здание дворца в стиле рококо. В итоге в 1747 году замысел Фридриха Великого воплотился в жизнь – выросший на этом месте очаровательный летний особняк король стал называть «своим маленьким виноградарским домиком».

Обстановка в сельском стиле подчеркивалась стоящей недалеко ветряной мельницей, которую король назвал украшением Сан-Суси.

Дворцу Сан-Суси хотя и предназначено было быть официальным, все же по большей части он был частным зданием, а не парадной резиденцией. Изначально залы и площади его не предполагали размещения гостей, в нем находились лишь помещения для официальных приемов. Все дворцовые помещения были тщательно продуманы, впрочем, как и весь парк Сан-Суси.

Центром дворцово-паркового ансамбля, конечно же, является летний дворец, в окружении которого располагаются пандан, Новые палаты и Картинная галерея с собранием бесценных картин кисти мастеров средневековья. По левую сторону от королевской резиденции на горе Клаусберг размещается изысканный Оранжерейный дворец. Далее возвышается огромный Новый дворец, в котором могло вместиться колоссальное число приглашенных гостей. В нижней части по центральной оси дворца располагается регулярный парк, а в верхней искусственные руины, из которых вода должна была поступать к королевским виноградникам. Но, к сожалению, бассейн на горе Руиненберг так и не достроили.

Одноэтажное здание дворца, выполненное в желтом цвете, органично вписывается в пейзаж и занимает практически всю верхнюю террасу. Полукруглые флигели по боковым сторонам соединены, плавно перетекая, с основной постройкой, и без единого «шва».

Боковые флигели со стороны сада скрывают крытые галереи, увенчивающиеся двумя сетчатыми зелеными павильонами, украшенными золотым орнаментом.

Анфиладный ряд внутренних помещений дворца сглаживается полуовальным центром фасада. Королевские залы хорошо освещены благодаря многочисленным стеклянным дверям. Над центральным окном красуется надпись «Сан-Суси», выполненная в бронзе.

Огромное число скульптурных изваяний вакханок и вакхов, изготовленных скульптором Кристианом Глуме, импровизированно поддерживают крышу дворца, которая окружена балюстрадой, украшенной вазами.

Северный фасад с противоположной стороны, наоборот, выглядит строгим и безмятежным. Вместо полуовальной и вычурной крыши южного фасада в центре северного находится прямоугольный ризалит с простой плоской крышей, а перекрытия вместо вакхов поддерживают изящные коринфские пилястры.

От главного здания дворца отходят две колоннады, которые полукругом окружают парадный двор и раскрываются на севере перед подъездной рампой. 88 колон, выстроенные в два ряда, образуют крытую галерею, которая также окрашена в тон королевской резиденции, и украшена балюстрадой с вазами из песчаника.

У Фридриха Великого была еще одна необычная прихоть. Он не хотел, чтобы во дворце был цокольный этаж, хотя фон Кнобельсдорф этому всячески возражал. Но король свое решение аргументировал тем, что его частная резиденция должна символизировать единение природы и человека, поэтому из помещений первого этажа он должен попадать прямо в сад беспрепятственно. По всей вероятности Фридрих позже пожалел о своем решении, поскольку пренебрежение советами друга вышло ему боком – помещения настолько близко находились от земли, что сказалось на самочувствии короля, больного подагрой, и в скором времени его болезнь сильно обострилась.

Интерьеры дворца оформлялись в стиле рококо под непосредственным руководством Фридриха Великого. Он детально разработал каждую композицию и лично набросал эскизы, по которым впоследствии работали приглашенные королем художники, такие как Иоганн Камбли, Иоганн Наль, Генрих Шпиндлер и братья Хоппенхаупты.

Со стороны северного фасада при входе в резиденцию расположен вестибюль, который, как и фасад, так же скромно оформлен. Но при слове «скромно», конечно же, имеется в виду, что более строгая северная часть сравнивается с южной, буквально утопающей в роскоши. Поэтому начав осмотр с вестибюля здания, особо скромным он точно не покажется. Его стены на равные части поделены десятью парами коринфских белых колонн, украшенных позолоченными капителями. Над дверью размещены три декоративные композиции, которые напоминают о виноградниках, находящихся рядом. Зал отделан высокосортной штукатуркой – позолоченным искусственным мрамором. Вестибюльным потолком занимался художник Иоганн Харпер, который изобразил на нем богиню Флору и ее гениев, сбрасывающих на головы посетителей цветы с небес.

Когда оказываешься в овальном Мраморном зале напротив, расположенного у южного входа Сан-Суси, сразу вспоминаешь о «скромности» северного вестибюля. Об оформлении главного парадного зала королевской резиденции говорит уже то, что прообразом для него стал римский Пантеон. Над Овальным залом возвышается купол дворца Сан-Суси, богато украшенный золотом, а полы здесь выложены высококачественным редчайшим силезским и каррарским мрамором, символически подчеркивающим присоединение австрийской провинции к Пруссии. Фридриха II не случайно предпочел прообраз римского Пантеона, поскольку «Храм всех богов» был для него символом толерантности в государстве. Впрочем, это отразилось и на каждой новой фридерицианской постройке, неизменно венчавшейся круглым куполом.

Помещения по обе стороны от Мраморного зала и вестибюля размещены уже несимметрично. Восточная часть включает в себя королевские апартаменты, такие как Концертный зал, кабинет, спальня и Зал аудиенций. На северной стороне расположены длинная галерея и библиотека, а на западной – пять небольших гостевых комнат. К Мраморному залу примыкает роскошный Зал аудиенций, который по большей части использовался не для великосветских приемов, а в качестве столовой. Стены помещения украшают многочисленные картины выдающихся французских художников и живописцев XVIII века.

Концертный зал обит резными деревянными панелями, которые дополнены множеством декоративных украшений и деталей, фресками и зеркалами. Его роскошный интерьер выполнен в стиле рококо. Король настолько был предан тематике единения с природой, что даже потолок в музыкальном салоне резиденции имитировал под трельяжную садовую беседку, в центре которой сымпровизирована повисшая паутина с позолоченными паучками.

О функциональном предназначении помещения недвусмысленно говорят старинный рояль 1746 года работы немецкого органного мастера Готфрида Зильбермана и пюпитр для нот, выполненный в 1767 году декоратором Мельхиором Камбли. Здесь в 1747 году состоялась встреча Фридриха Великого и признанного музыкального гения Иоганна Себастьяна Баха.

Спальня и кабинет Фридриха II, к сожалению, в изначальном виде до наших времен не сохранились, поскольку их интерьеры в 1786 году были переделаны в стиль классицизма Фридрихом фон Эрдмансдорфом. Позолоченные гипсовые рокайли на потолке и золоченная деревянная резьба на стенах из зеленого шелка уступили место унылой классической обстановке, чуть разбавленной по центру ионическими колоннами, на месте некогда пышно украшенного парапета, и изображением всех знаков зодиака, расположенном на потолке. От прежнего убранства остался один только камин.

Спальню и кабинет короля с его личной библиотекой соединяет узкий коридор. На сегодняшний день эта библиотека считается одним из самых гармоничных и роскошных помещений в декоративном стиле рококо, что были созданы когда-либо. В небольшой круглой комнате стены обиты массивными панелями из кедра и оборудованы стеллажами из того же материала, а само помещение украшают позолоченные рокайли. Для отделки библиотеки кедр был выбран не случайно – аналогичные панели использовались в отделке иерусалимского Храма Соломона, являющийся краеугольным понятием для вольных каменщиков, членов масонской ложи, к числу которых принадлежал некоторое время и Фридрих Великий.

В библиотеке Сан-Суси хранилось более двух тысяч томов. Занимательно то, что по королевской прихоти во всех дворцах Фридриха (Сан-Суси, Шарлоттербурге, Новом дворце, в Берлине, Бреслау и Потсдаме) библиотеки были обустроены собраниями с абсолютно идентичными книгами, причем все они были расставлены еще и в том же порядке. Так, король, покидая один дворец, ставил недочитанную книгу на место, а по приезду в другой брал с той же полки ту же книгу и продолжал ее читать, как ни в чем не бывало. Отличались книги лишь в монограммах на их переплетах, которые указывали на принадлежность той или иной королевской библиотеки. Все книги были переплетены немецкими и французскими мастерами коричневой и красной позолоченной козьей кожей.

Внешнюю сторону парадного двора Сан-Суси с пятью окнами украшают многочисленные зеркала, на внутренней стороне узкая вытянутая галерея, где чередуются в специальных нишах картины со скульптурами древнеримских и древнегреческих богов, которых король особо почитал.

В противоположном крыле расположено пять гостевых комнат, из которых две именные. Особняком стоит комната Роттенберга. Она не входит в общую анфиладу дворцовых залов, и с библиотекой, расположенной в королевском крыле, является парным помещением. Другие гостевые комнаты образуют «двойные апартаменты» с нишами в округлой стене.

Комната Вольтера также была предназначена для гостей и известна из-за богатого своего декоративного оформления еще под другим названием «Цветочная комната». В помещении деревянные стены желтого цвета украшены разноцветной резьбой, автором которой стал художник Хоппенхаупт Младший. В облицовке стен угадываются очертания фруктов и цветочных гирлянд, разных животных и птиц.

В дополнение к роскошному дворцу прилегает дворцово-парковый ансамбль Сан-Суси, на территории которого находятся террасы виноградников, барочный декоративный сад, цветочные клумбы, газоны и древесные насаждения.

От главного здания дворца отходят две колоннады, которые полукругом окружают парадный двор и раскрываются на севере перед подъездной рампой. 88 колон, выстроенные в два ряда, образуют крытую галерею, которая также окрашена в тон королевской резиденции, и украшена балюстрадой с вазами из песчаника.

[flat_ab id="3"] Ссылка на основную публикацию