Карта Павло-Обнорского монастыря, где находится Павло-Обнорский монастырь на карте мира

Церковь Павла Обнорского

Церковь Павла построена около 1546 года мастером Григорием. По архитектуре относилась к популярному в тот период в московском и северном зодчестве типу «под колоколы». Согласно описи монастыря 1654 года, в церкви находились мощи чудотворца Павла Обнорского. В описи 1687 года указывается, что при игумене Иосифе колокольня церкви перестроена в книгохранилище, до этого помещавшееся над Успенской церковью. В это же время был перестроен алтарь, а деревянная паперть заменена на каменную. Впоследствии на место библиотеки был перенесён престол во имя Сергия Радонежского, а книги возвращены в помещение Успенской церкви.

В церкви имелся пятиярусный иконостас, имевший некоторые черты, сходные с иконостасом Троицкого собора (например, 15 херувимов и серафимов в навершии).

Церковь Павла Обнорского и Сергия Радонежского была разобрана в 1875 году. На ее месте была возведена одноглавая четырёхстолпная церковь во имя Корсунской Богоматери с приделами Сергия Радонежского и Павла Обнорского. Архитектура церкви была выдержана в характерном для конца XIX века псевдорусском стиле.

Как и большинство других построек монастыря, церковь была взорвана в 1930-е годы. На месте уничтоженной церкви в 2000-е поставлена деревянная клетская часовня, в которой находится рака над местом упокоения мощей преподобного Павла Обнорского.

Как и большинство других построек монастыря, церковь была взорвана в 1930-е годы. На месте уничтоженной церкви в 2000-е поставлена деревянная клетская часовня, в которой находится рака над местом упокоения мощей преподобного Павла Обнорского.

Как добраться

Адрес: Вологодская обл., Грязовецкий р-н, д. Юношеское

1. От автовокзала города Грязовца на автобусе до деревни Косиково. Далее пешком 4 км по указателю.

2. На личном автомобиле из Вологды или Грязовца до поворота по указателю “Юношеское”, далее 4 километра.


2. На личном автомобиле из Вологды или Грязовца до поворота по указателю “Юношеское”, далее 4 километра.

Павло-Обнорский монастырь

Ансамбль Свято-Троицкого Павло-Обнорского монастыря – памятник регионального значения. Поставлен под государственную охрану постановлением Губернатора Вологодской области №945 от 15.10.2001 года. В 2014 году исполнилось 600 лет со дня основания обители

Монастырь находится в Грязовецком районе Вологодской области, село Юношеское, п/о Ростилово. В середине 1990-х годов возвращен Русской Православной церкви Московского Патриархата.

Свято-Троицкий Павло-Обнорский монастырь основан преподобным Павлом Обнорским.

Павел Обнорский (1317, Москва – 10 января 1429, Вологодская губерния) – ученик Сергия Радонежского, основатель Павло-Обнорского монастыря. Почитается Русской церковью в лике преподобных, память 10 января (по юлианскому календарю).

Родился в 1317 году в Москве, с детства имел склонность к монашеской жизни. В 22 года, когда родители стали предлагать ему вступить в брак, ушел из дома и в Рождественском монастыре на Волге принял монашеский постриг. Позднее перешел в Троицкий монастырь (ныне Лавра) и стал учеником Сергия Радонежского. В поисках места для уединения Павел посещал различные пустыни. После странствий остановился в Комельском лесу, где три года прожил в дупле липы при речке Грязовице, а затем перешел в том же лесу на реку Нурму, построил себе келью и выкопал колодец. Место жительства Павла стало известно, к нему начали приходить желающие стать его учениками. В 1414 году по благословению Сергия Радонежского и с согласия митрополита Фотия Павел строит Свято-Троицкий храм, вокруг которого возникает монастырь, получивший название Павло-Обнорский.

Для обители Павел установил строгий общежительный устав, управление возложил на своего ученика Алексия, которого сделал игуменом. Сам Павел продолжил проживать в уединенной кельи рядом с монастырем.

Скончался Павел 10 января 1429 года. Его житие было написано около 1546 года. Канонизирован в 1457 году. Мощи Павла Обнорского хранились под спудом в церкви Сергия Радонежского, основанного им монастыря. В 1878 году над ними была установлена массивная серебряная рака. 26 сентября 1920 года рака была вскрыта. В настоящее время мощи хранятся в деревянной часовне на территории Павло-Обнорского монастыря.

Подписи игуменов Свято-Троицкого Павло-Обнорского монастыря стоят под важнейшими государственными актами XVI-XVII веков. Располагающая к монашескому подвигу пустынная природа привлекала сюда насельников. В монастыре процветал подвиг пещерного жительства и существовал уединенный скит во имя Воскресения Христова, основанный учеником преподобного Серафима Саровского игуменом Иоасафатом. К обители были приписаны Спасо-Преображенский Макариево-Писемский и Свято-Благовещенский Иннокентиево-Комельский монастыри.

При монастыре были 5 часовен (одна из них – над колодцем, выкопанном прп. Павлом) и пещеры, которые существуют и поныне. В монастыре находились: чудотворная Корсунская икона Божьей Матери, особо чтимый образ Успения Божьей Матери в Успенской церкви, почитаемый с древних времен образ прп. Павла, писанный с него прп. Дионисием Глушицким, а также дупло того дерева, в котором жил прп. Павел. Хранившийся в монастыре медный восьмиконечный крест, которым благословил Павла Обнорского Сергий Радонежский, расплавился во время пожара в 1909 году.

Первый каменный храм был возведен в 1505-1516 гг. в честь Живоначальной Троицы. Почти через сто лет от основания монастырю суждено было претерпеть страшное поражение и совершенное опустошение – в 1538 году казанские татары, разграбив монастырь сожгли его и удалились. В 1605-1610 годах Троицкий собор был капитально перестроен. В XVII веке сооружается колокольня и монастырская ограда.

Монастырь в 1628-1630 года по Писцовым книгам предстает в следующем виде:

«Монастырь Павлов на речке Нурме: в нем церковь Живоначальныя Троицы с приделом Павла Обнорскаго; другая церковь Успения Богородицы с трапезою; третья церковь преподобнаго Сергия Радонежскаго; все три каменныя. На монастырье келья игуменская, келья казенная и 20 келлий братских. За монастырем – двор конюшенный, два двора скотских, две мельницы с тремя жерновами».

В Переписных книгах 1678 года стольника Петра Голохвастова и подьячего Ивана Саблина, значится: церковь Троицкая в Павлове монастыре о трех главах; кроме придела преп. Cepгия Радонежского при Троицком храме освящен другой придел – во имя Рождества Иоанна Предтечи; над церковью преподобного Павла Обнорского сооружена колокольня каменная и на ней больших и малых 13 колоколов; две кельи казенные каменные, кельи игуменские деревянные и 17 келий братских также деревянных.

В конце XIX века пространство, занимаемое монастырем, представляло почти правильный четвероугольник, обнесенный с восточной и северной, отчасти с западной и южной сторон, каменною, вышиною под три метра оградою. На трех углах ограды возвышались восьмиугольные, на половину каменные и деревянные, с деревянными, покрытыми железом, куполами и шпицами башни. С прочих сторон монастырь ограждается каменными монастырскими зданиями, из которых одно на юго-западном углу монастыря заменяет четвертую башню. Для богомольцев была устроена гостиница.

Церкви в монастыре

Соборная во имя Троицы, каменная, холодная, одноэтажная, строена на средства Великого князя Василия III Иоанновича, между 1505 и 1516 годами. Иконостас четырехъярусный, «нового дела». Древний иконостас сгорел во время большого пожара в монастыре, бывшего в 1767 году. Из него уцелели только 25 образов.

Церковь преподобного Павла, основателя монастыря, устроенная над его гробом в 1546 году. В ней иконостас старинный, искусной резьбы, позолоченный, хорошей греческой живописи. Стены храма расписаны. Над почивающими под спудом мощами преподобного Павла была устроена рака «одетая» медными, искусной чеканки листами. Над ней в углублении стены и на двух колоннах возвышается резная деревянная золоченая сень. В трапезной церкви хранилась в стеклянном футляре часть липового дупла, в котором преподобный Павел жил три года, подвизаясь в лесах Комельских.

Церковь преподобного Сергия Радонежского. Придел в честь Рождества Иоанна Предтечи пристроен к ней не позднее 1644 года.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы с высокой колокольней.

Обитель закрыта в 1924 году по решению Грязовецкого УИКа. В 20-30-ые годы ХХ века были разрушены Троицкий собор с прилегающими храмовыми постройками, колокольня, ограда. На территории монастыря размещалась опытная педагогическая станция, школа, детский дом. В 1945 году открылся детский санаторий, затем областная санаторно-лесная школа. Возвращен верующим в 1994 году, как подворье Вологодского Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря.

5 июня 1999 года был освящен трапезный храм во имя Успения Богородицы. Пока не освящен Скитской храм во имя Воскресения Христова с приделами Покрова Божьей Матери Тихвинской иконы Царицы Небесной и Всех святых.

Сегодня в монастыре хранятся следующие святыни: мощи прп. Павла Обнорского и прмчч. Обнорских: Ефрема, Герасима, Иеронима, Исаакия, Дионисия и Митрофана, покоятся под спудом, на месте разрушенного Троицкого собора обители. Вблизи монастыря находятся камень, на котором молился преподобный Павел Обнорский, и колодец который он выкопал. В храме Богоявления Господня с. Раменье хранится дупло, в котором молился прп. Павел, и покров с его мощей.

В 2003 году на заседании Синода РПЦ было принято решение преобразовать подворье Спасо-Прилуцкого монастыря в самостоятельный Свято-Троицкий Павло-Обнорский монастырь.

Восстановление строений монастырского ансамбля проводились за счет собственных средств монастыря, Вологодской епархии и благотворителей. В 2008 году работы велись работы по вычинке и покраске фасадов братских келий с внутренней стороны монастыря, по восстановлению монастырской ограды. На научно-проектные работы по восстановлению колокольни Успенской церкви выделены средства из областного бюджета в размере 451,8 тыс. рублей. В 2009 году велось строительство деревянной колокольни, восстановление Святых ворот, части монастырских стен и башенок.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы с высокой колокольней.

Карта Павло-Обнорского монастыря, где находится Павло-Обнорский монастырь на карте мира

Павло-Обнорский монастырь

Основатель монастыря инок Павел родился в Москве в первой половине XIV столетия. С юности он ощутил тягу к монашескому образу жизни. В возрасте 22 лет он принял постриг в одном из небольших поволжских монастырей. Вскоре Павел пришел в обитель Сергия Радонежского, которая, словно магнит, притягивала к себе ищущих духовного совершенства. Среди многочисленных учеников Сергия Павел оказался одним из самых выдающихся и вместе с тем – самых строптивых. В то время как сам радонежский подвижник стремился к распространению на Руси общежительных монастырей, которые должны были явить ожесточившемуся миру пример евангельских отношений между людьми, Павел всей душой тянулся к одиночеству, к полноценному отречению от “мира” и погружению в созерцательное “безмолвие”. Павел, согласно его житию, “по благословению святого Сергия отъиде вдале от монастыря в отходную келию и бысть в ней лет 15”. Но этого добровольного заточения ему показалось недостаточно. Он захотел уйти на север, в безлюдные заволжские леса. На прощание Сергий в знак благословения дал Павлу крест, который тот хранил всю жизнь.

Павел отправился странствовать по монастырям и пустыням Заволжья. Придя в леса Буйского уезда, он три года жил в дупле огромной липы. Во время своих скитаний Павел встречался с такими известными в то время подвижниками, как Авраамий Чухломский и Сергей Нуромский. Одинокая жизнь в дремучих лесах сыскала Павлу славу великого подвижника. К нему стали приходить иноки, желавшие “спасать душу” вместе с ним.

Наконец старец решил изменить своему одиночеству и создать монашескую общину. В 1414 году Павел получил у митрополита Фотия благословение на основание монастыря. Его главный храм был посвящен троице. К концу жизни у Павла вновь проснулась тяга к “безмолвию”. Оставив во главе обители одного из учеников, Павел поселился на другом берегу Нурмы. Там он и умер 10 января 1429 года. Во второй половине XIX века монастырские власти выкупили этот участок земли и построили там две мемориальные часовни: на месте молитвенной кельи Павла и над выкопанным колодцем.

Зимой 1529 года Василий III со своей второй женой Еленой Глинской предпринял богомольное путешествие в Кирилловский монастырь для испрошения чадородия и, посещая лежавшие на пути монастыри, не миновал и обители Павловой. Вскоре здесь приступили к сооружению и второго каменного храма в честь Успения Пресвятыя Богородицы.

Но уже несколько лет спустя, в 1538 году в эти края пришли с юга, по Обноре, казанские татары, разграбившие обитель. Это произошло в период управления монастырем игумена Протасия, первого автора жития преподобного Павла Обнорского. Однако, благодаря покровительству московских великих князей и царей, благоволивших к северным монастырям и часто посылавших сюда богатые вклады, обитель сумела уже в XVI веке выстроить несколько каменных зданий, наладить обширное хозяйство. Об этом свидетельствует писцовая книга 1628-1630 годов. “Монастырь Павлов на речке Нурме: в нем церковь Живоначальныя Троицы с приделом Павла Обнорского; другая церковь Успения Богородицы с трапезою; третья церковь преподобного Сергия Радонежского; все три каменные. В церквах Божие милосердие образа, свечи, книги, ризы, колокола и всякое церковное строение блаженныя памяти государя царя и великого князя Василия Иоановича. На монастыре келья игуменская, келья казенная и 20 келий братских. За монастырем – двор конюшенный, два двора скотских, две мельницы с тремя жерновами. Пашни на 165 четвертей в каждом поле; сена около полей на 400 копен; лесу строевого и дровяного в длину 8, в ширину 6 верст, а инде и более”.

В мае 1545 года монастырь посетил царь Иван Васильевич Грозный. Русский историк Н.М. Карамзин в своем труде “История государства Российского” цитирует то место “Царственной книги”, где рассказывается об этой поездке царя: “Лета 7053 (в 1545 году) ездил Государь с братом Юрием и князем Владимиром Андреевичем в Троицкий монастырь и в Переславль, а оттуда, отпустив князей Юрия и Владимира в Москву, поехал в Ростов, Ярославль, на Белоозеро в Кириллов монастырь, Ферапонтов, Вологодский Спасов на Прилуке, Корнильев, Павлов, к Борису и Глебу на Устье, и возвратился в Москву Июля в 7-й день”. Впрочем, царь замаливал свои грехи не только участием в продолжительных службах в храмах, но и обильными пожертвованиями в монастырские казны. По царской грамоте в 1541 году монастырю приписаны местные деревни, а в 1546 прибавлены деревни: Скалино Костромском и Инжевар в Белозерском уездах со многими окружными деревнями, угодьями, починками и урочищами, несколько позднее царь приписывает к монастырю Макариево-Писемскую пустынь. Не забывали московские князья монастырь и позднее.

Каменный Троицкий собор был возведен в монастыре в 1505 – 1516 годах. К сожалению, он был уничтожен в 1936 году. О его облике можно судить лишь по старым описаниям, рисункам и фотографиям. Это был стройный четырехстолпный храм с позакомарным покрытием и трехапсидной алтарной частью. У основания закомар шел профилированный карниз. Лопатки делили фасады на три прясла. Согласно описи 1678 года, собор был трехглавым. В целом и в деталях храм напоминал построенный в то же время собор ярославского Спасо-Преображенского монастыря. Позднее собор утратил две боковые главки, на литографии 1880 года он изображен одноглавым. Однако вскоре на соборе были поставлены четыре декоративные главы. На литографии 1883 года собор пятиглавый.

В соборе Павлова монастыря хранилось немало первоклассных произведений искусства. В его украшении принимал участие великий художник средневековой Руси Дионисий. Три иконы из деисусного чина (Богоматерь, Иоанн Предтеча, апостол Петр) были переданы из Павлова монастыря в Корнильево-Комельский, а оттуда попали в собрание Вологодского музея. Предполагают, что они написаны Дионисием. То же можно сказать и об иконе “Распятие” из Павлова монастыря (ныне находится в Государственной Третьяковской галерее).

Собор был первой, но далеко не последней каменной постройкой в монастыре. Продолжить строительство позволила щедрость молодого великого князя Ивана IV. В 1545 году он “поехал по чюдотворцем молитися в Переславль, и из Переславля поехал в Ростов, и в Ферапонтов монастырь, и на Вологду к Спасу на Прилуки, и Корнилов, и в Павлов, и к Борису-Глебу на Устию; во всех тех монастырех кормил и милостынею удоволил”. Вскоре у южной стены Троицкого собора был возведен небольшой храм, в верхнем этаже которого находился престол во имя Сергия Радонежского, а в нижнем – Павла Обнорского. Постройку этого храма, несомненно, ускорила и общерусская канонизация Павла Обнорского на церковном соборе 1547 года. В Павловской церкви находилась гробница основателя монастыря. В ней лежал крест, которым Сергий Радонежский благословил Павла. В трапезной этой церкви хранилась и другая реликвия – часть липового дерева, в дупле которого поселился Павел, придя в обнорские леса.

Развитие соборного комплекса продолжалось в XVII столетии. В начале века в восточном конце северной паперти собора был устроен придел во имя Рождества Иоанна Предтечи, завершенный высоким шатром. В третьей четверти XVII века у юго-западного угла была поставлена трехъярусная шатровая колокольня. В итоге возникла живописная многообъемная композиция с двумя шатрами по сторонам основного четверика. В 1875 году была разобрана Павловская церковь и колокольня. На их месте был возведен одноглавый четырехстолпный храм во имя Корсунской Богоматери и приделами Сергия Радонежского и Павла Обнорского.

Его архитектура была выдержана в характерном для того времени псевдорусском стиле. Как и древний Троицкий собор с церковью Иоанна Предтечи, он был взорван в 1930-е годы.

28 мая 1536 года в монастыре началось строительство трапезного комплекса. Он должен был включать в себя, помимо собственно трапезной, теплую церковь Успения Богоматери, келарскую палату, настоятельские покои, хозяйственные помещения, а также упомянутую в источниках, но неизвестную по назначению “белую палатку”. Недостаток средств сильно затормозил возведение трапезной. Оно было завершено лишь 15 августа 1586 года. Окончить строительство помогли деньги, присланные незадолго до кончины Иваном IV. Раскаявшийся царь приказал монахам поминать в своих молитвах невинные жертвы опричного террора.

Трапезный комплекс сохранился в виде сложного конгломерата разновременных построек. Его композиционное ядро – поднятая на высокий подклет прямоугольная в плане одностолпная трапезная палата. Перестройка палаты началась еще в XVIII веке, когда она перестала использоваться по прямому назначению и была превращена в обширную теплую церковь Успения Богоматери. Над ее сводами поднялся высокий восьмерик с барабаном и главкой, существовавший до 1880-х годов. В 1860-е годы были разобраны древние своды и устроен деревянный потолок, балки которого опирались на четыре каменных столба. Тогда же были растесаны древние щелевидные окна.

Подобно другим современным ей зданиям такого типа, трапезная палата имеет весьма лаконичное, однако по-своему выразительное убранство фасадов. Широкие лопатки на углах между окнами подчеркивают монументальность здания. По верху стен идет декоративный поясок консолей, хорошо сохранившийся на чердаке, где можно увидеть верхнюю часть северной стены палаты, скрытую на фасаде поздней постройки.

С запада к трапезной примыкает длинный трехэтажный корпус – настоятельские покои, два нижних его этажа также относятся к XVI веку, а третий, завершенный треугольным фронтоном, надстроен в третьей четверти XIX века.

К западу от трапезной сохранилось еще одно старинное здание – двухэтажный келейный корпус, выстроенный во второй половине XVII века. Он стоял в одну линию с западным пряслом разобранной ныне каменной монастырской ограды, немного севернее трехпролетных Святых ворот. Внутреннее членение здания на одинаковые по размерам ячейки-кельи выявлено на фасадах с помощью широких лопаток. Над межэтажной тягой помещен пояс “ширинок” с круглыми вставками, а вверху – многообломный карниз с раскреповками. Оконные проемы растесаны, однако на втором этаже сохранились килевидные завершения наличников.

В монастыре сохранился и второй келейный корпус, стоявший в линию с южной стеной монастыря. Он выстроен в середине XVIII века и представляет собой длинное, прямоугольное в плане здание под четырехскатной крышей. Фасады корпуса декорированы одними лишь лопатками.

XVIII столетие было тяжелым временем для русских монастырей вообще и для Павлова – в частности. Уже в Петровскую эпоху начались решительные сокращения привилегий монастырей, изъятие их доходов. В результате конфискации церковных земель в 1764 году Павлов монастырь потерял около двух тысяч крестьянских душ. Трудности усугубил сильный пожар, охвативший обитель в 1764 году. В 1771 году новый настоятель, архимандрит Пахомий, так описывает состояние вверенной ему обители: “Монастырь Павлов по осмотру нашему явился весьма ветх; ограда пала, кельи погнили, и как настоятелю, так и братии негде стало жить, а на церквах кровли ветхие ж, и течь имеется немалая; каменное строение все ветхо, и в соборной церкви опасно служить”.

В 1777 году был наконец произведен ремонт зданий. Однако и в последующие сто лет монастырь влачил жалкое существование на скудном казенном содержании. Положение резко изменилось с приходом в обитель игумена Иоасафа Тихонова (1861-1877). Выходец из среды тамбовского купечества, Иоасаф был наделен незаурядной деловой хваткой и неиссякаемой энергией. Возрождение Павлова монастыря стало делом его жизни. Получив в наследство от предшественника, игумена Анатолия, пустую казну и полуразвалившиеся здания, Иоасаф за годы своего настоятельства потратил на строительство и прочие нужды монастыря более 200 тысяч рублей. Почти все эти средства были получены им от “добровольных жертвователей” – местных и костромских купцов, которых Иоасаф умел заставить раскошелиться “на святое дело”.

При Иоасафе была выровнена ведущая от шоссе к монастырю дорога, устроены гостиница для состоятельных богомольцев и отдельный дом для их прислуги. Река Нурма, подходившая к самым стенам обители, была отведена в сторону с помощью особого канала, а ее высохшее русло использовано под огород. Вокруг монастыря возвели каменную ограду в три метра высотой, с тремя восьмиугольными башнями и двумя воротами. Под ее южным пряслом были устроены сохранившиеся до наших дней погреба с кирпичными сводами. На высоком, но безлесном правом берегу Нурмы по распоряжению игумена были посажены еловая и сосновая рощи.

Для себя игумен выстроил в лесу, в отдалении от монастыря, “молитвенную келью”, рядом с которой выкопал пруд и устроил небольшой огород. Место для кельи он избрал историческое – рядом с тем камнем, у которого беседовали Павел Обнорский и Сергий Нуромский.

Деятельность Иоасафа не знала границ. Однажды он лично расписал стены обители двенадцатью картинами из жизни Серафима Саровского. Возмущенное таким самоуправством – а может быть, и качеством живописи, – епархиальное начальство велело закрасить картины.

Однако мелкие неудачи не охлаждали пылкую фантазию Иоасафа. Его сознанием овладела причудливая идея: устроить близ монастыря своего рода “мемориал”, напоминающий о Страстях господних. С этой целью к западу от обители был насыпан первый холм, похожий на усеченный конус, – так называемая “Голгофа”. На его верхней площадке была выстроена восьмиугольная деревянная часовня, в которой помещено огромное распятие с предстоящими – Богородицей и Иоанном Богословом.

Но часовня была лишь временным сооружением. По замыслу игумена на ее месте надлежало воздвигнуть нечто фантастическое: огромный храм с престолами, посвященный важнейшим событиям последних дней земной жизни Иисуса. Стены здания должны быть были стеклянными, защищенными проволочной сеткой. Это позволило бы наблюдать за богослужением, не только находясь внутри храма, но и стоя снаружи. Верх здания мыслился облегченным, состоящим из деревянных конструкций.

Более реалистичным и потому более успешным оказался второй “духовный” замысел Иоасафа. Желая поднять престиж обители, вернуть ей славу “высокого жития”, он решил устроить близ нее скит. Эта древняя форма монашеского подвига получила свое название от пустыни Скит близ Александрии, где в IV веке н.э. подвизался знаменитый отшельник Макарий Великий. Жить в скиту могли только наиболее стойкие иноки. На Руси всегда отдавали предпочтение большим монашеским общинам – киновиям. Однако в середине XIX века многие крупные монастыри обзавелись собственными скитами – своего рода “филиалами”, где жили несколько старцев-схимиков. Высшие духовные и светские власти поощряли устройство скитов, видя в этом средство укрепления престижа церкви и монашества. Особенно славились своими скитами во второй половине XIX века Оптина Пустынь, Саров, Валаам, Соловки.

Устройство скита в Павловом монастыре было отмечено той же причудливой фантазией игумена Иоасафа, что и создание “Голгофы”. Основанием для скита послужил насыпной холм, расположенный в сотне метров восточнее монастыря. По преданию, именно здесь Павел Обнорский увидел в чаще леса чудесное сияние, отмечавшее “святое место”. На вершине холма в 1867 – 1969 года Иоасаф выстроил двухэтажную церковь Воскресения Христова, сохранившуюся до наших дней. В ее нижнем этаже должны были разместиться кельи монахов-скитников, а в верхнем – собственно храм.

Воскресенская церковь представляет собой образец суховатой эклектики с преобладанием псевдорусских мотивов. Храм был увенчан тринадцатью большими и малыми главками: пять на возвышенном прямоугольном тамбуре, остальные – на щипцах, которыми завершаются фасады.

Игумен позаботился и о благоустройстве окружающей территории. Склоны холма были обложены дерном. У подножия, на краю верхней площадки и вокруг церкви устроены дорожки, посыпанные песком или мощенные кирпичом. Вдоль дорожек были высажены деревья, главным образом ели. Между дорожками Иоасаф распорядился посадить малинник.

В восточном склоне холма была выкопана пещера для молитвенного уединения по примеру древних “отцов монашества”.

Для своего любимого детища – скита – игумен лично составил устав, отличавшийся строгим благочестием. Иноки должны были жить в непрестанном труде и молитве, питаться только растительной пищей. Женщинам вход на территорию скита был категорически воспрещен.

Вероятно, именно строгость скитского устава и обрекла весь план на неудачу. Монахи не желали жить в скиту. Имея все необходимое для “монашеского подвига”, скит пустовал до 1913 года за неимением самих подвижников. Времена изменились, и любителей “безмолвия” уже нелегко было найти даже среди монахов.

Тяжелая болезнь заставила Иоасафа уйти с поста игумена в ноябре 1877 года. После этого строительство в Павловском монастыре почти прекратилось. Единственным крупным зданием, возведенным в “послеиоасафовский” период, явилась колокольня. Она была построена в 1881-1887 годах и представляла собой четырехъярусный столп с огромной луковичной главкой. До наших дней у восточной стены трапезной сохранились нижние ярусы колокольни, декорированные в “русско-византийском” стиле.

Если бы в конце XIX – начале XX века в Павловском монастыре велась летопись, на ее страницах были бы занесены лишь несколько достойных упоминания событий. В 1904 году в здании настоятельского корпуса была устроена иконописная школа на двадцать учеников. В 1908 году началась постройка новой, двухэтажной гостиницы. Ее большое, но непритязательное здание существует и поныне. Летом 1909 года монастырь стал жертвой страшного пожара. В огне погибла и устроенная Иоасафом серебряная рака Павла Обнорского.

Средства на восстановление обители собирали по всей России. Царь Николай II пожертвовал новую раку для мощей преподобного. Летом 1912 года работы по ликвидации последствий пожара были завершены. В связи с этим монастырь посетила сестра императрицы Александры Федоровны, великая княгиня Елизавета Федоровна, вдова убитого эсеровскими боевиками в феврале 1905 года московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича. После гибели мужа она постриглась в монахини и прославилась своей благотворительностью.

В настоящее время монастырь является действующим филиалом Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря.

В мае 1545 года монастырь посетил царь Иван Васильевич Грозный. Русский историк Н.М. Карамзин в своем труде “История государства Российского” цитирует то место “Царственной книги”, где рассказывается об этой поездке царя: “Лета 7053 (в 1545 году) ездил Государь с братом Юрием и князем Владимиром Андреевичем в Троицкий монастырь и в Переславль, а оттуда, отпустив князей Юрия и Владимира в Москву, поехал в Ростов, Ярославль, на Белоозеро в Кириллов монастырь, Ферапонтов, Вологодский Спасов на Прилуке, Корнильев, Павлов, к Борису и Глебу на Устье, и возвратился в Москву Июля в 7-й день”. Впрочем, царь замаливал свои грехи не только участием в продолжительных службах в храмах, но и обильными пожертвованиями в монастырские казны. По царской грамоте в 1541 году монастырю приписаны местные деревни, а в 1546 прибавлены деревни: Скалино Костромском и Инжевар в Белозерском уездах со многими окружными деревнями, угодьями, починками и урочищами, несколько позднее царь приписывает к монастырю Макариево-Писемскую пустынь. Не забывали московские князья монастырь и позднее.

Павло-Обнорский монастырь

Свято-Троицкий Павло-Обнорский монастырь является одним из самых древних православных мужских монастырей Северной Руси. Находится он в Грязовецком районе Вологодской области на берегу реки Нурмы рядом с местом, где она впадает в реку Обнору. Датой основания этой святой обители считается 1414 год. В то время ученик преподобного Сергия Радонежского Павел Обнорский, который посвятил себя монашеской жизни, построил на этом месте келью и выкопал колодец. После благословения учителя Павел строит Свято-Троицкий храм, а вокруг него монастырь, который получил название Павло-Обнорский. После смерти в 1429 году святого Павла Обнорского, его мощи покоятся в монастыре.

Свято-Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь с. Юношеское Епархиальные монастыри РПЦ

Старейший документальный источник по истории Павло-Обнорского монастыря — писцовая книга Гавриила Коробьина и подъячего Федора Стогова 1628-1630 гг., в которой говорится: «Монастырь Павлов на речке Нурме, в нем церковь Живоначальныя Троицы с приделом Павла Обнорского, другая церковь Успения Богородицы с трапезою, третья церковь в честь преподобнаго Сергия Радонежского, все три каменные. В церквах Божие милосердие образа, свечи, книги, ризы, колокола и всякое церковное строение…»

Карта Павло-Обнорского монастыря, где находится Павло-Обнорский монастырь на карте мира

Основан учеником прп. Сергия Радонежского прп. Павлом Обнорским в 1414 году по благословению Московского свт. Фотия. Подписи игуменов этого монастыря стоят под важнейшими государственными актами того времени. Распологающая к монашескому подвигу пустынная природа привлекала сюда насельников, и даже в тяжелейшие периоды своей истории обитель была крепка духом своих подвижников и монахов. В монастыре процветал подвиг пещерного жительства и существовал уединенный скит во имя Воскресения Христова, основанный учеником прп. Серафима Саровского игуменом Иоасафатом. Так же в этом монастыре подвизались: прп. Лонгин Коряжемский, прп. Адриан Монзенский, великий старец Пафнутий – будущий митрополит Сарский и Подонский.

Первый каменный и главный храм обители был построен и освящен в честь Живоначальной Троицы. Каменное здание собора возвели в 1505-1516 гг. В оформлении собора принимали участие крупнейшие иконописцы того времени. В их числе – великий Дионисий. Три иконы его работы хранятся сейчас в Вологодском музее.

Иконостас этого храма писал Дионисий Московский. После закрытия обители в 1924 году были разрушены Троицкий собор, колокольня, ограда. На территориии монастыря размещался пионерский лагерь и другие воспитательные учреждения. Только в 1994 году, в стенах обители опять зазвучали молитвы и славословия Богу. Обитель, бывшая когда-то ставропигиальным монастырем и имевшая приписными Спасо-Преображенский Макариево-Писемский и Свято-Благовещенский Иннокентиево-Комельский монастыри, сейчас является подворьем Вологодского Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря.

После Троицкого собора в монастыре были построены еще два каменных храма и храм Успения Пресвятой Богородицы.

В 1545 году монастырь посетил Иван IV Грозный. Вскоре у южной стены Троицкого собора был возведен небольшой храм, в верхнем этаже которого находился престол во имя Сергия Радонежского, а в нижнем – Павла Обнорского.С 1536-го по 1586 годы шло строительство трапезного комплекса и возведена трехярусная шатровая колокольня.

Вокруг монастыря возвели каменную ограду в три метра высотой, с тремя восьмиугольными башнями и двумя воротами. У подножия, на краю верхней площадки и вокруг церкви устроены дорожки, посыпанные песком или мощенные кирпичом. Вдоль дорожек были высажены деревья, главным образом ели. На высоком, но безлесном правом берегу Нурмы по распоряжению игумена были посажены еловая и сосновая рощи.

Летом 1909 года в монастыре случился страшный пожар. Средства на восстановление обители собирали по всей России. Царь Николай II пожертвовал новую раку для мощей преподобного Павла Обнорского. Летом 1912 года работы по ликвидации последствий пожара были завершены. После установления советской власти обитель была закрыта. Разрушен Троицкий собор, колокольня, ограда.

В настоящее время идет медленное восстановление монастыря.

Реставрируется трапезная,колокольня,строиться новая кирпичная ограда. Пройдя через проем Святых ворот, попадаем на территорию монастыря. Это действующий мужской монастырь. В центре стоит трапезная палата, имеющая весьма лаконичное, однако по-своему выразительное убранство фасадов. Широкие лопатки на углах между окнами подчеркивают монументальность здания. По верху стен идет декоративный поясок консолей, хорошо сохранившийся на чердаке, где можно увидеть верхнюю часть северной стены палаты, скрытую на фасаде поздней постройки. С запада к трапезной примыкает длинный трехэтажный корпус – настоятельские покои, два нижних его этажа также относятся к XVI веку, а третий, завершенный треугольным фронтоном, надстроен в третьей четверти XIX века. К западу от трапезной сохранилось еще одно старинное здание – двухэтажный келейный корпус, выстроенный во второй половине XVII века. Он стоит в одну линию с разобранной ныне каменной монастырской ограды. Это братский корпус, куда вход запрещен.

На территории монастыря восточнее есть еще одна возвышенность. По преданию, именно здесь Павел Обнорский увидел в чаще леса чудесное сияние, отмечавшее “святое место”. На вершине холма в 1867 – 1969 года игумен выстроил двухэтажную церковь Воскресения Христова, сохранившуюся до наших дней. В ее нижнем этаже должны были разместиться кельи монахов-скитников, а в верхнем – собственно храм. Монастырь стоит на реке Нурма. Река Нурма, подходившая к самым стенам обители, была отведена в сторону с помощью особого канала, а ее высохшее русло использовано под огород.

На правом берегу реки Нурмы (куда можно попасть через пешеходный мост и подняться в гору) расположен памятник природы “Старый парк Юношеское”, который включает в себя еловую рощу, заложенную монахами в 1862 году и два чудотворных источника( верхний и нижний). Источники, где можно набрать кристально чистую святую воду, славятся своей лечебной силой. На одном из источников оборудована купальня.

5 июня 1999 года был освящен трапезный храм во имя Успения Богородицы. Скитской храм во имя Воскресения Христова с приделами Покрова Божией Матери, Тихвинской иконы Царицы Небесной и Всех святых не освящены. При монастыре были 5 часовен и пещеры, которые существуют и поныне.

Святыни монастыря: мощи прп. Павла Обнорского и прмчч. Обнорских: Ефрема, Герасима, Иеронима, Исаакия, Дионисия и Митрофана, покоятся под спудом, на месте разрушенного Троицкого собора обители. Части мощей прмч. игумена Климента и прпп. Андроника Ветхопещерника и Феодора Калики, Киево-Зверинецких. Частицы мощей около 100 святых, в их числе мощи апп. и евв. Матфея, Марка и Луки; ап.Андрея; свт. Николая Чудотворца; трех святителей; вмч. и целителя Пантелеимона; прп. Сергия Радонежского; св. блгв. кн.Александра Невского; первосвятителей Московских. Вблизи монастыря находятся камень, на котором молился прп. Павел Обнорский, и кладезь, который он выкопал. В храме Богоявления Господня с. Раменье хранится дупло, в котором молился прп. Павел, и покров с его мощей. Многие святыни обители хранятся в музеях.

Наместник: игумен Амфилохий (Кузнецов)
Братия: 4 человека.
В обители около 5 трудников и вольнонаемных работников.
При обители действует столярная мастерская. В монастыре пекут свой хлеб. Имеется небольшая библиотека.
По благословению, паломники могут остановиться в обители на несколько дней, чтобы поклониться ее святыням. Питание предоставляется.

Богослужения совершают насельники Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря ежедневно:
– в будни – в 6.00 (Утреня и 1-й час, 3-й, 6-й часы и Литургия), вечером – в 18.00 (9-й час, Вечерня)
– в воскресные и праздничные дни – Литургия в 9.00, накануне – Всенощное бдение с 17.00.

Памятные даты:
Пятидесятница (день Живоначальной Троицы);
23 января – преставление прп. Павла Обнорского;
дни престольных праздников.

Адрес: 162011, Вологодская область, Грязовецкий район, п/о Ростилово, с. Юношеское, подворье Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря Свято-Троицкий Павло-Обнорский монастырь

Телефон: 8 (81755) 5-42-71, факс: 8 (81755) 2-37-73

Как добраться: от автовокзала города Грязовца на автобусе до д. Косиково. Далее пешком 4 км по указателю.

Летом 1909 года в монастыре случился страшный пожар. Средства на восстановление обители собирали по всей России. Царь Николай II пожертвовал новую раку для мощей преподобного Павла Обнорского. Летом 1912 года работы по ликвидации последствий пожара были завершены. После установления советской власти обитель была закрыта. Разрушен Троицкий собор, колокольня, ограда.

Свято-Троицкий Павло-Обнорский монастырь, Russia

Россия, Вологодская область, Грязовецкий район, село Юношеское

Православный мужской монастырь, основанный в 1414 году на берегу реки Нурмы неподалёку от её впадения в Обнору, на территории современного Грязовецкого района Вологодской области, учеником Сергия Радонежского святым Павлом Обнорским.

Один из самых древних, и в прошлом, больших монастырей Русского Севера. Большинство построек XVI—XVIII веков, в том числе Троицкий собор, были уничтожены вскоре после закрытия монастыря Советской властью в 1924 году. В советское время уцелевшие здания использовались как детский дом, пионерский лагерь. В 1994 году возвращён церкви, до 2003 года — подворье Спасо-Прилуцкого монастыря, в настоящее время — самостоятельный мужской монастырь. В монастыре покоятся мощи его основателя святого Павла Обнорского, из Троицкого собора происходит несколько икон, в том числе работы Дионисия, в настоящее время находящихся в собрании Третьяковской галереи, Русского музея, Вологодского музея-заповедника. Немногие сохранившиеся постройки — комплекс памятников архитектуры.
Соборная церковь Святой Троицы была построена между 1505 и 1516 годами (по другим данным — в 1521 году) попечением Василия III. Строили собор, вероятно, ростовские зодчие. В 1605—1610 годах Троицкий собор был капитально перестроен. В восточном конце северной паперти, то есть, у северо-восточного угла собора был устроен придел во имя Рождества Иоанна Предтечи. Придел получил завершение в виде высокого шатра. Троицкий собор был уничтожен в 1936 году.
Иконостас для деревянного Троицкого собора был заказан Дионисию, известнейшему русскому иконописцу своего времени, за 6 лет до строительства каменного собора. От первоначального иконостаса Троицкого собора письма Дионисия сохранилось четыре иконы.
Успенская церковь — второй каменный храм монастыря, как и Троицкий собор, построен ростовскими зодчими. Исходно задумана как трапезный храм.
Церковь Павла Обнорского построена около 1546 года мастером Григорием. По архитектуре относилась к популярному в тот период в московском и северном зодчестве типу «под колоколы». Согласно описи монастыря 1654 года, в церкви находились мощи чудотворца Павла Обнорского.
Оставить отзыв Я был тут! Редактировать Все достопримечательности Вологодской области

Английское название: Pavlo-Obnorsky Monastery

  • Усадьбы Вологодской области 9 июня 2017 В течение трех дней в Вологодской области мы осматривали старинные усадьбы. Каждая из них была по-своему интересна и обладала своей особенной атмосферой. Атмосферу, в частности, помогали создавать актеры и музыкальные коллективы. Область планирует и в дальнейшем развивать это новое направление и включить.
  • “Сказки Русского Севера” 13 февраля 2012 Краткосрочный приезд друзей в Гостевой комплекс “Каменный Бор” на выходные обещал насыщенное общение, наслаждение красотой северной природы, испытание организма физической нагрузкой и проверку удачливости в рыбной ловле. Природа встретила нас солнечной морозной погодой, красивым закатом, которым мы любовались.
  • Череповец. Дом -музей Ивана Андреевича Милютина. Череповец. Дом Милютина . Что мы знаем про Череповец? Для большинства россиян имя города неразрывно связано с предприятием Северсталь. Между тем у города богатейшая интересная история. И там есть что посмотреть и чем заняться

Православный мужской монастырь, основанный в 1414 году на берегу реки Нурмы неподалёку от её впадения в Обнору, на территории современного Грязовецкого района Вологодской области, учеником Сергия Радонежского святым Павлом Обнорским.

Один из самых древних, и в прошлом, больших монастырей Русского Севера. Большинство построек XVI—XVIII веков, в том числе Троицкий собор, были уничтожены вскоре после закрытия монастыря Советской властью в 1924 году. В советское время уцелевшие здания использовались как детский дом, пионерский лагерь. В 1994 году возвращён церкви, до 2003 года — подворье Спасо-Прилуцкого монастыря, в настоящее время — самостоятельный мужской монастырь. В монастыре покоятся мощи его основателя святого Павла Обнорского, из Троицкого собора происходит несколько икон, в том числе работы Дионисия, в настоящее время находящихся в собрании Третьяковской галереи, Русского музея, Вологодского музея-заповедника. Немногие сохранившиеся постройки — комплекс памятников архитектуры.
Соборная церковь Святой Троицы была построена между 1505 и 1516 годами (по другим данным — в 1521 году) попечением Василия III. Строили собор, вероятно, ростовские зодчие. В 1605—1610 годах Троицкий собор был капитально перестроен. В восточном конце северной паперти, то есть, у северо-восточного угла собора был устроен придел во имя Рождества Иоанна Предтечи. Придел получил завершение в виде высокого шатра. Троицкий собор был уничтожен в 1936 году.
Иконостас для деревянного Троицкого собора был заказан Дионисию, известнейшему русскому иконописцу своего времени, за 6 лет до строительства каменного собора. От первоначального иконостаса Троицкого собора письма Дионисия сохранилось четыре иконы.
Успенская церковь — второй каменный храм монастыря, как и Троицкий собор, построен ростовскими зодчими. Исходно задумана как трапезный храм.
Церковь Павла Обнорского построена около 1546 года мастером Григорием. По архитектуре относилась к популярному в тот период в московском и северном зодчестве типу «под колоколы». Согласно описи монастыря 1654 года, в церкви находились мощи чудотворца Павла Обнорского.

Английское название: Pavlo-Obnorsky Monastery

Николай (в миру Терентий Яковлев Белышов) (1794-1872).

Архимандрит Агафангел: [некролог] // Вологодские епархиальные ведомости. – 1907. – № 3. – С. 56-57. – В конце подпись: А. А.

Павло-Обнорский монастырь и священная роща

Нурма — река в Вологодской области России. Ну́рма переводится как «луговая река», от мерянского «нур» — луг, поле. Это слово родственно карельско-финскому nurmi — «лужайка, луг», эст. nurm — «возвышенность, поле», марийскому нур — «поле на возвышенности».
Рядом с рекой находится Троицкий монастырь Павла Обнорского, а неподалеку древняя святыня народного православия — священная роща.

Место Нуромской рощи действительно удивительное. Она растет на высоком правом берегу реки. В роще, в непосредственной близости от реки, есть источник с превосходной водой.

Чуть дальше в лесу есть огромный валун с плоским верхом, на котором любил молиться Павел и с которого его прогоняли местные язычники меряне. Говорят, что этот камень удивителен по своим свойствам. Если лечь на него, то он поможет от боли в суставах, позвоночнике, от застарелого радикулита. По преданию, во время таких молитвенных стояний на камне к святому Павлу приходили лесные звери.

Когда паломники подходят к нему, то многих охватывает удивительное чувство счастья и спокойствия.
Рядом с валуном растет священная ель, древо предков у всех финно-угров, увешанная иконами и тряпицами. В ее оголившихся корнях паломники оставляют подношения — деньги, конфеты, хлеб. Удивительно, но монахи монастыря не борются с язычествующими православными.

Свято-Троицкий Павло-Обнорский монастырь — православный мужской монастырь, основанный в 1414 году на берегу реки Нурмы учеником Сергия Радонежского святым Павлом Обнорским. Один из самых древних монастырей Русского Севера.

В монастыре покоятся мощи его основателя святого Павла Обнорского, из Троицкого собора происходит несколько икон, в том числе работы Дионисия, в настоящее время находящихся в собрании Третьяковской галереи, Русского музея, Вологодского музея-заповедника. Немногие сохранившиеся постройки — комплекс памятников архитектуры.

Монастырь основан Павлом, отшельником, учеником Сергия Радонежского. 15 лет жил вблизи Троицкого монастыря в уединении. После чего получил от преподобного Сергия благословение на основание собственной обители, и в знак этого благословения — кованый медный крест (сохранялся в Обнорском монастыре до пожара 1909 года). После чего направился в Комельские леса, где 3 года жил в дупле липы (дупло сохранялось в монастыре).

Преподобный Павел спасается в дупле липы (клеймо иконы XVII века)

После трех лет жизни в дереве, пропитавшись древесным Духом, Павел уходит на реку Нурму в священную рощу, располагающуюся на ее берегу. Там, неподалеку от огромного камня и родников, он строит свою келью.

Вокруг кельи стали селиться отшельники. Согласно житию Павла Обнорского, в 1414 году, обратился к митрополиту Фотию за разрешением на основание монастыря, В итоге на левом берегу Нурмы был построен деревянный Троицкий собор и основан общежительный монастырь. После своей кончины в 1429 году преподобный был похоронен у южной стороны Троицкого собора.

Территория монастыря, по форме приближавшаяся к правильному четырёхугольнику, имела по периметру длину около 590 метров. С северной и восточной стороны полностью, а с западной и южной — частично, в 1862—1866 годах монастырь был обнесён каменной стеной высотой около 3 метров. Все постройки монастыря: ограда, башни и ворота, Троицкий собор, Придел Иоанна Предтечи, Придел Сергия Радонежского, Церковь Успения Богоматери с колокольней, Церковь Павла Обнорского, кельи, трапезный комплекс, келарскую палату, настоятельские покои, хозяйственные помещения и прочее.

Монастырь закрыт в 1924 году , а в последующие годы были разрушены Троицкий собор с прилегающими храмовыми постройками, колокольня и ограда. На территории монастыря размещались опытная педагогическая станция, школа, детский дом и другие учреждения.

Вот что осталось от монастыря в настоящее время:

Сохранившиеся здания Павло-Обнорского монастыря

Церковь Успения с бывшей трапезной палатой

Настоятельский корпус, пристроенный к Успенской церкви, вид со стороны бывших Святых ворот

Братский корпус, вид с территории монастыря

Колодец, по преданию, выкопанный Павлом Обнорским

Возвращён церкви в 1994 году. Проведены научно-проектные работы по восстановлению колокольни Успенской церкви. С 2009 года ведётся строительство деревянной колокольни, восстановление Святых ворот, части монастырских стен и башенок.

Иконостас
Иконостас для деревянного Троицкого собора был заказан Дионисию, известнейшему русскому иконописцу своего времени, за 6 лет до строительства каменного собора. В работе над иконостасом, вероятнее всего, принимали участие помощники Дионисия — его сыновья Феодосий и Владимир; бесспорной работой самого мастера можно считать икону «Распятие».

Спас в силах. Икона деисусного ряда Троицкого собора. Дионисий, 1499-1500 гг.

Распятие. Икона праздничного ряда Троицкого собора. Дионисий, 1499-1500 гг.

Уверение Фомы. Икона праздничного ряда Троицкого собора. Дионисий, 1499-1500 гг.

Успение. Икона местного ряда Троицкого собора. Дионисий, 1499-1500 гг.

Братский корпус, вид с территории монастыря

Карта Павло-Обнорского монастыря, где находится Павло-Обнорский монастырь на карте мира

Монастырь основан Павлом, отшельником, учеником Сергия Радонежского. Павел родился в Москве в 1317 году. Юношей ушёл из дома, чтобы избежать женитьбы, к которой склоняли его родители. В 21 год постригся в монахи, затем отправился к Сергию Радонежскому, и по его благословению 15 лет жил вблизи Троицкого монастыря в уединении. После чего получил от преподобного Сергия благословение на основание собственной обители, и в знак этого благословения — кованый медный крест (сохранялся в Обнорском монастыре до пожара 1909 года). В 1389 году построил себе келью вблизи обители Дионисия Глушицкого, однако по просьбе последнего вынужден был покинуть её. После чего направился в Комельские леса, где 3 года жил в дупле липы (дупло сохранялось в монастыре). Затем преподобный Павел, последовав по реке Нурме, на её правом берегу устроил келью. Вокруг кельи стали селиться отшельники.

Согласно житию Павла Обнорского, в 1414 году, по видению, которое имел преподобный Павел (звон колоколов с противоположного берега реки), он обратился к митрополиту Фотию за разрешением на основание монастыря, но получил отказ в грубой форме. Однако после того, как митрополит сам имел видение, он призвал Павла и дал разрешение, и на левом берегу Нурмы был построен деревянный Троицкий собор и основан общежительный монастырь. Павел благословил на игуменство своего любимого ученика Алексия, при этом сам продолжал жить в своей келье, посещая монастырь только по праздникам. Его любимым собеседником и духовным отцом был Сергий Нуромский, в память об их встречах между Павло-Обнорским и Спасо-Нуромским монастырями была выстроена часовня. После своей кончины в 1429 году преподобный был похоронен у южной стороны Троицкого собора.

Согласно житию Павла Обнорского, в 1414 году, по видению, которое имел преподобный Павел (звон колоколов с противоположного берега реки), он обратился к митрополиту Фотию за разрешением на основание монастыря, но получил отказ в грубой форме. Однако после того, как митрополит сам имел видение, он призвал Павла и дал разрешение, и на левом берегу Нурмы был построен деревянный Троицкий собор и основан общежительный монастырь. Павел благословил на игуменство своего любимого ученика Алексия, при этом сам продолжал жить в своей келье, посещая монастырь только по праздникам. Его любимым собеседником и духовным отцом был Сергий Нуромский, в память об их встречах между Павло-Обнорским и Спасо-Нуромским монастырями была выстроена часовня. После своей кончины в 1429 году преподобный был похоронен у южной стороны Троицкого собора.

В работе над иконостасом Павло-Обнорского монастыря, вероятнее всего, принимали участие помощники Дионисия – его сыновья, но бесспорной работой самого мастера можно считать икону «Распятие».

Об этом свидетельствует не только исключительное качество живописи, но и особое духовное содержание, которое получает в этой иконе традиционный сюжет. Иконографическое решение Распятия свидетельствует о знакомстве Дионисия не только с творческим наследием Андрея Рублева, но и с кругом современных ему богословских идей.

В идеальный мир иконы художник включает изображения персонификаций Ветхозаветной и Новозаветной церквей, что можно рассматривать как отголосок богословской полемики с еретиками вокруг понятия церкви в конце XV века.

Главная тема дионисиевской иконы «Распятие» – победа жизни над смертью. Здесь нет страдания, а есть прообраз грядущего воскресения, торжественная гамма красок отмечена тональным благородством и изысканностью, пропорции фигур вытянуты, их позы грациозны. Глубина образа раскрывается через сложное ритмическое решение композиции, изобилующее повторами и выразительными паузами.

Зимой 1529 года Василий III со своей второй женой Еленой Глинской предпринял богомольное путешествие в Кириллов и в лежавшие на пути монастыри для испрошения чадородия. Посетил он и обитель преподобного Павла. Вскоре здесь приступили к сооружению второго каменного храма в честь Успения Пресвятыя Богородицы.

Но уже несколько лет спустя, в 1538 году в эти края пришли с юга казанские татары, разграбившие обитель. Это произошло в период управления монастырем игумена Протасия, первого автора жития преподобного Павла Обнорского. Однако, благодаря покровительству московских великих князей и царей, благоволивших к северным монастырям и часто посылавших сюда богатые вклады, обитель сумела уже в XVI веке выстроить несколько каменных зданий, наладить обширное хозяйство.

Тяжелая болезнь заставила Иоасафа оставить пост игумена в ноябре 1877 года. После этого строительство в Павловском монастыре почти прекратилось. Единственным крупным зданием, возведенным в «послеиоасафовский» период, явилась колокольня.

История

В 1585 году жалованная грамота была писана Фёдором Иоанновичем, в 1599 — Борисом Годуновым, а в 1607 году — Василием Шуйским, благодаря последним монастырь получил рыбную ловлю на реке Вёксе (вклад Вологодского князя Андрея Меньшого). В 1621 году Михаилом Фёдоровичем и в 1625 году его отцом Патриархом Филаретом все предшествующие грамоты были подтверждены, а также дарованы сёла в Вологодском, Ярославском и Костромском уездах, и рыбная ловля на реке Сухоне. В 1677 году Фёдор Алексеевич по просьбе игумена Иосафа в специальной грамоте переписал все дарованные ранее вотчины, рыбные ловли и угодья с указанием всех прежних жалованных грамот. В 1684 году права монастыря на владение всеми землями было подтверждено грамотой Иоанна и Петра Алексеевичей. К концу XVII века в обители проживало 59 насельников, монастырь владел 8 сёлами (одно — близ Гря́зовца, остальные в Пошехонья), 122 деревнями, в которых было 710 дворов, а в них «крестьян и бобылей» 1 798 душ. К монастырю была приписана Макарьева пустынь в Костромском уезде. Имелось два подворья в Вологде (в Новинках и на Мостовой улице) и одно — в Москве (у Сретенских ворот).

Восстановление обители производилось на средства Вологодской области

На восстановление мужского монастыря было выделено некоторое количество бюджетных средств области. Провелись работы по реконструкции колокольни Успенской церкви. С 2009 года идет возведение деревянной колокольни, а также восстанавливают части монастырских стен и башен.

Вход в Павло-Обнорскую обитель. Фото: gradm.ru

По своей форме территория монастыря напоминает четырехугольник, длина периметра примерно 590 метров, обнесенный каменной стеной трезметровой высоты. С западной стороны — каменные святые врата, с восточной — простые деревянные ворота в форме шатра.

Наместником стал игумен Амфилохий Кузнецов. Братия составляла всего 4 человека. При обители открыли столярную мастерскую и хлебопекарню. Была устроена небольшая библиотека.

Троицкий собор

Соборная церковь Святой Троицы построена между 1505 и 1516 годами (по другим данным — в 1521 году) попечением Василия III. Строили собор, вероятно, ростовские зодчие. Здание собора состояло из двухсветного четырёхстолпного основного объёма, с восточной стороны имевшего трёхапсидную алтарную часть, с западной стороны — притвор во всю ширину стены. Все стены, кроме восточной, имели порталы. Между восточными столпами был укреплён иконостас. Собор венчали три световых барабана с крытыми лемехом главами. Покрытие было позакомарным, у основания закомар шёл профилированный карниз. Лопатки делили фасады на три прясла. В целом и в деталях храм напоминал построенный в эти же годы собор ярославского Спасо-Преображенского монастыря.

Придел Иоанна Предтечи

В 1605—1610 годах Троицкий собор был капитально перестроен. В восточном конце северной паперти, то есть, у северо-восточного угла собора был устроен придел во имя Рождества Иоанна Предтечи. Придел получил завершение в виде высокого шатра. В третьей четверти XVII века у юго-западного угла была поставлена трёхъярусная шатровая колокольня. При этом, по Переписным книгам 1678 года стольника Петра Голохвастова и подьячего Ивана Саблина, Троицкий собор по-прежнему имел три главы. Кроме того, с южной стороны была пристроена церковь Павла Обнорского «под колоколы». Таким образом, возникла живописная многообъёмная композиция с двумя шатрами по сторонам основного трёхглавого четверика. Позднее собор утратил две боковые главы, на литографии 1880 года он изображён одноглавым. Однако вскоре были поставлены четыре декоративные (глухие) главки, и на литографии 1883 года собор пятиглавый.

Придел Сергия Радонежского

Находился по правую сторону от алтаря Троицкого собора. Имел пятиярусный иконостас.

Троицкий собор был уничтожен в 1936 году.

Трапезный комплекс сохранился частично в виде сложного конгломерата разновременных построек. Его композиционное ядро — поднятая на высокий подклет прямоугольная в плане одностолпная трапезная палата. Перестройка палаты началась ещё в XVIII веке, когда она перестала использоваться по прямому назначению и была превращена в помещение церкви Успения Богоматери. Над её сводами был установлен высокий восьмерик с барабаном и главкой, существовавший до 1880-х годов. В 1860-е годы были разобраны древние своды и устроен деревянный потолок, балки которого опирались на четыре каменных столба. Тогда же были растёсаны древние щелевидные окна.

[flat_ab id="3"] Ссылка на основную публикацию