Фотографии катакомб Капуцинов

Катакомбы капуцинов: тысячи мумий в одной из главных достопримечательностей Палермо

Катакомбы капуцинов — знаменитые на весь мир погребальные подземелья в Палермо (Сицилия, Южная Италия). Там покоится более 8000 мумифицированных тел людей, умерших между XVII и XIX веками. Сегодня катакомбы капуцинов – одна из главных достопримечательностей Палермо.


Катакомбы капуцинов в Палермо.


Особенности почвы и микроклимата препятствовали разложению тел.

В 1599 году монахи-капуцины сделал шокирующее открытие во время эксгумации тел, которые извлекли из катакомб под монастырем в Палермо – многие тела мумифицировались естественным образом. Особенности почвы и микроклимата препятствовали разложению тел. После этого открытия монахи решили мумифицировать одного из своих умерших – Сильвестро из Губбио, – поместив усопшего в катакомбах. Вскоре в катакомбы начали сносить тела умерших монахов и даже знатных горожан Палермо.


Коллекция из более чем 8000 тел, мумифицированных естественным образом.

Позднее катакомбы стали своеобразным символом статуса — считалось престижным быть погребенным в катакомбах капуцинов. Тела вначале обезвоживали, укладывая их на восемь месяцев на стойки керамических труб в катакомбах, а после промывали уксусом. Некоторые тела бальзамировали, а другие помещали в герметичные стеклянные шкафы. Монахов хоронили в их повседневной одежде, а иногда и с веревками, которые они носили в качестве епитимьи.


Некоторые тела бальзамировали, а другие заключали в герметичные стеклянные шкафы.

Некоторые из умерших писали завещания, в которых уточняли, в какой одежде их нужно хоронить. Некоторые даже просили, чтобы их тела несколько раз в год переодевали согласно последней моде. Родственники ходили в катакомбы молиться за умерших и поддерживать их тела в презентабельном состоянии.


Катакомбы содержались на пожертвования родственников умерших.

Монахи-капуцины брали деньги на содержание огромных катакомб у родственников умерших. Каждое новое тело сначала помещалось во временную нишу, а затем его вывешивали, выставляли или укладывали в открытом виде в постоянное место. Пока родственники вносили деньги, тело оставалось на своем месте, но когда родственники прекращали выплаты, тело перекладывали на полку до тех пор, пока выплаты не возобновлялись.


Мумификация была запрещена в 1880 году.

В 1880-е годы сицилийские власти запретили практику мумификации. Последним монахом, который был погребен в катакомбах, стал брат Риккардо. умерший в 1871 году, а последние погребения датируются 1920 годом. Сегодня катакомбы – место паломничество туристов.

Именно в 1920 в Катакомбах капуцинов погребена Розалия Ломбардо -девочка, тело которой до сих пор сохранилось нетленным.


Практика мумификации на Сицилии и в Палермо.

Известно, что профессор Альфредо Салафия, который проводил бальзамирование Розалии Ломбардо, использовал формалин, чтобы убить бактерии, спирт, чтобы высушить тело, глицерин, чтобы предотвратить тело от пересушивания, салициловую кислоту, чтобы убить грибок, а также самый важный компонент – соли цинка (сульфат цинка и хлорид цинка), чтобы придать телу достаточную жесткость. Но рецепт бальзамирования утерян.


Многие мумии в Катакомбах капуцинов до сих пор прекрасно сохранились.

Во время Второй мировой войны американские бомбардировщики случайно попали в монастырь, в результате чего многие мумии были уничтожены. Сегодня вдоль стен катакомб можно найти около 8000 тел и 1252 мумий. Залы разделены на семь категорий: мужчины, женщины, девушки, дети, священники, монахи и ученые. Некоторые тела сохранились лучше, чем другие, а доступ к гробам с ними и поныне открыт для их потомков.


Мужчины, женщины, девушки, дети, священники, монахи и ученые.

Хотя катакомбы открыты для общественности, фотосъемка внутри запрещена. Также, чтобы туристы не фотографировались вместе с мумиями, тела ограждены железными решетками.

У некоторых народов мумификация практикуется и сегодня.


Хотя катакомбы открыты для общественности, фотосъемка внутри запрещена. Также, чтобы туристы не фотографировались вместе с мумиями, тела ограждены железными решетками.

Информация для посещения катакомб

Вход в катакомбы по сей день находится в церкви Санта Мария делла Паче, до которой можно добраться с Пьяцца Индепенденца на автобусе № 327. Для этого нужно после 15-минутной поездки выйти на Виа Каппуччини, пройти по ней до первого перекрёстка и повернуть направо на Виа Пиндемонте, которая выведет на Пьяцца Каппуччини, где и находится конечная точка маршрута.

Время работы: каждый день с 9 до 13 и с 15 до 18 часов.
Стоимость посещения: 3 евро.
Расположение на карте:


Девочка выглядит абсолютно живой (благодаря рентгеновскому снимку было обнаружено, что тело ребенка полностью сохранилось – можно четко увидеть внутренние органы и мозг) и создается впечатление, что она просто спит. Благодаря этому девочка получила прозвище “Спящая красавица”.

Музей мертвецов в Палермо (48 фото, видео)

Катакомбы капуцинов (итал. Catacombe dei Cappuccini) — погребальные катакомбы, расположенные в городе Палермо на Сицилии, в которых в открытом виде покоятся останки более восьми тысяч человек, по большей части местной элиты и выдающихся граждан — духовенства, аристократии и представителей различных профессий. Это одна из самых знаменитых выставок мумий — скелетированные, мумифицированные, забальзамированные тела усопших лежат, стоят, висят, образуют композиции.

К концу XVI века количество насельников монастыря капуцинов значительно возросло, и возникла необходимость в достойном и вместительном кладбище для братии. Для этой цели была приспособлена крипта под монастырским храмом. В 1599 году здесь был погребён брат Сильвестро из Губбио, а затем сюда были перенесены останки нескольких ранее скончавшихся монахов. В дальнейшем помещение крипты стало тесным, и капуцины постепенно вырыли длинный коридор, в котором вплоть до 1871 года помещались тела умерших монахов.

Благотворители и жертвователи монастыря также выражали желание быть похороненными в Катакомбах. Для их захоронения были вырыты дополнительные коридоры и кубикулы. Вплоть до 1739 года разрешение на погребение в Катакомбах выдавали архиепископы Палермо или руководители ордена капуцинов, затем — настоятели монастыря. В XVIII-XIX веках Катакомбы капуцинов стали престижным кладбищем для духовных лиц, дворянских и буржуазных семей Палермо.

Катакомбы капуцинов были официально закрыты для погребений только в 1882 году. За три века на этом своеобразном кладбище было захоронено около 8 000 жителей Палермо — духовенства, монахов, мирян. После 1880 года по исключительным прошениям в Катакомбах были положены ещё несколько усопших, в том числе вице-консул США Джованни Патернити (1911) и двухлетняя Розалия Ломбардо, нетленные тела которых являются главными достопримечательностями катакомб.

Уже в XVII веке выяснилось, что особенность почв и атмосферы Катакомб капуцинов препятствуют разложению тел. Основным методом приготовления тел к размещению в Катакомбах стало высушивание их в специальных камерах (Collatio) в течение восьми месяцев. После этого срока мумифицированные останки омывали уксусом, облачали в лучшие одежды (иногда, согласно завещаниям, тела переодевали несколько раз в год) и помещали непосредственно в коридорах и кубикулах Катакомб. Часть тел помещалось в гробы, но в большинстве случаев тела вывешивали, выставляли или укладывали в открытом виде в нишах или на полках вдоль стен.

Во время эпидемий метод сохранения тел видоизменялся: останки умерших погружали в разбавленную известь или растворы, содержащие мышьяк, а после этой процедуры тела также выставлялись на обозрение. В 1837 году размещение тел в открытом виде было запрещено, но, по желанию завещателей или их родственников, запрет обходили: в гробах удаляли одну из стенок или оставляли «окошки», позволяющие видеть останки.

Самой известной частью Катакомб является часовня святой Розалии (до 1866 года была посвящена Богородице скорбей). В центре часовни в стеклянном гробу покоится тело двухлетней Розалии Ломбардо (умерла в 1920 году от воспаления легких). Отец Розалии, тяжело переживавший её смерть, обратился к известному бальзамировщику доктору Альфредо Салафии с просьбой сохранить тело дочери от тления. В результате успешного бальзамирования, секрет которого Салафия так и не раскрыл, тело сохранилось нетленным. Остались невредимыми не только мягкие ткани лица девочки, но и глазные яблоки, ресницы, волосы.

В настоящее время секрет состава был установлен итальянскими учеными. Согласно сведениям из найденного дневника Салафии, в состав входит формалин, спирт, глицерин, цинк и некоторые другие ингредиенты. Смесь подавалась под давлением через артерию и расходилась по кровеносным сосудам по телу. Проведённые в США исследования по бальзамированию с применением состава Салафии дали великолепные результаты. Захоронение Розалии Ломбардо стало последним в истории катакомб капуцинов в Палермо. С мумией девочки связан ряд таинственных историй. Тридцать пять лет назад здешний смотритель сошел с ума. По его словам, он видел, как девочка открывала глаза…

В кубикуле, примыкающей к часовне, находится ещё несколько идеально сохранившихся тел. В их числе тело молодого человека с огненно-рыжими волосами, нескольких священников, а также вице-консула США Джованни Патернити (умер в 1911 году), единственного захороненного в Катакомбах гражданина США.

Для удобства ориентировки залы разбиты на категории: мужчины, женщины, девственницы, дети, священники, монахи и “профессии”.

Коридор монахов представляет собой исторически самую древнюю часть Катакомб. Захоронения производились здесь с 1599 по 1871 годы. В правой от нынешнего входа части коридора (закрыта для посещения) помещены тела 40 наиболее почитаемых монахов и лиц, так или иначе связанных с религией.

Коридор мужчин образует одну из двух длинных сторон прямоугольника. Здесь в течение XVIII-XIX века помещались тела благотворителей и жертвователей монастыря из числа мужчин-мирян. В соответствии с завещаниями самих похороненных здесь или желания их родственников тела усопших облачены в разнообразные одежды — от грубого погребального савана наподобие монашеского одеяния до роскошных костюмов, сорочек, жабо и галстуков.

Кубикула детей расположена на пересечении Коридоров мужчин и священников. В небольшой комнатке в закрытых или открытых гробах, а также в нишах вдоль стен помещены останки нескольких десятков детей. В центральной нише помещена детское кресло-качалка, на которой сидит мальчик, держащий на руках свою младшую сестру.

Превратившиеся в скелеты останки составляют удивительный контраст с детскими костюмчиками и платьицами, любовно выбранными родителями, что отмечено Мопассаном в «Бродячей жизни»: “…Мы приходим в галерею, полную маленьких стеклянных гробиков: это дети. Едва окрепшие косточки не выдержали. И трудно разглядеть, что, собственно, лежит перед вами, настолько они изуродованы, расплющены и ужасны, эти жалкие детишки. Но слезы навертываются у вас на глаза, потому что матери одели их в маленькие платьица, которые они носили в последние дни своей жизни. И матери все еще приходят сюда поглядеть на них, на своих детей!”

Коридор женщин образует одну из меньших сторон прямоугольника. Вплоть до 1943 года вход в этот коридор был закрыт двумя деревянными решётками, а ниши с телами были защищены стеклом. В результате бомбардировки союзников в 1943 году одна из решёток и стеклянные преграды были разрушены, а останки значительно повреждены. Большинство помещённых здесь тел женщин лежат в отдельных горизонтальных нишах, и лишь несколько наиболее сохранившихся тел поставлены в вертикальных нишах.

Тела женщин облачены в лучшие одежды по моде XVIII-XIX веков — шёлковые платья с кружевами и оборками, шляпки и чепцы. Шокирующее несоответствие между рассыпавшимися от времени останками и кричащими модными нарядами, в которые они облачены, подмечены Мопассаном: “Вот женщины, еще более уродливо комичные, чем мужчины, потому что их кокетливо принарядили. Пустые глазницы глядят на вас из-под кружевных, украшенных лентами чепцов, обрамляющих своей ослепительной белизной эти черные лица, жуткие, прогнившие, изъеденные тлением. Руки торчат из рукавов новых платьев, как корни срубленных деревьев, а чулки, облегающие кости ног, кажутся пустыми. Иногда на покойнике надеты одни лишь башмаки, огромные на его жалких, высохших ногах”.

Небольшая кубикула, расположенная на пересечении Коридоров женщин и профессионалов, отведена для погребения девушек и незамужних женщин. Около десятка тел лежат и стоят у деревянного креста, над которым помещена надпись «Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы он ни пошёл» (Отк.14:4). Головы девушек увенчаны металлическими венцами в знак девственной чистоты усопших.

Новый коридор — самая новая часть Катакомб, использовавшаяся после запрета выставлять на обозрение тела усопших (1837). Вследствие этого запрета в коридоре нет стеновых ниш. Всё пространство коридора было постепенно (1837-1882) заполнено гробами. В результате бомбардировки 11 марта 1943 года и пожара 1966 года большая часть гробов была уничтожена. В настоящее время уцелевшие гробы помещены вдоль стен в несколько рядов, так что в центральной части коридора можно увидеть пол, украшенный майоликой. Помимо этого в Новом коридоре можно увидеть несколько «фамильных групп» — тела отца и матери семейства с их несколькими детьми-подростками выставлены вместе.

Коридор профессионалов, идущий параллельно Коридору мужчин, составляет одну из двух длинных сторон прямоугольника. В этом коридоре помещены тела профессоров, юристов, художников, скульпторов, профессиональных военных. В числе захороненных здесь примечательны: Филиппо Пеннино — скульптор, Лоренцо Марабитти — скульптор, работавший, в том числе, в соборах Палермо и Монреале, Сальваторе Манцелла — хирург, Франческо Энеа (умер в 1848 году) — полковник, лежащий в великолепно сохранившейся военной форме армии Королевства Обеих Сицилий. Согласно местной легенде, принимаемой или отвергаемой различными исследователями, в Коридоре профессионалов покоится тело испанского живописца Диего Веласкеса.

Катакомбы капуцинов рассматривались жителями Палермо как кладбище, хоть и необычное. Поскольку в XVIII-XIX веках захоронение здесь было вопросом престижа, в Катакомбах покоятся предки многих нынешних жителей Палермо. Катакомбы регулярно посещаются потомками тех, чьи тела находятся здесь. Более того, после официального закрытия Катакомб для погребений (1882), у стен монастыря было устроено «обычное» кладбище, так что традиция захоронения «у капуцинов» сохраняется до сих пор.

Катакомбы капуцинов были официально закрыты для погребений только в 1882 году. За три века на этом своеобразном кладбище было захоронено около 8 000 жителей Палермо — духовенства, монахов, мирян. После 1880 года по исключительным прошениям в Катакомбах были положены ещё несколько усопших, в том числе вице-консул США Джованни Патернити (1911) и двухлетняя Розалия Ломбардо, нетленные тела которых являются главными достопримечательностями катакомб.

Мастерок.жж.рф

Сегодня Катакомбы капуцинов называют самой главной достопримечательностью Палермо. Их ежегодно посещает большое количество туристов, правда, допуск осуществляется не во все помещения, да и особо жуткие мумии все же не показывают. В катакомбах нельзя фотографировать, а современные послушники монастыря все чаще задумываются над тем, чтобы запретить в катакомбы доступ зевакам и оставить мумии в покое.

Коридор мужчин

В довольно обширном помещении с выбеленными известью каменными стенами размещены мумии рядовых граждан мужского пола, жертвовавших немалые деньги на содержание монастыря. На многих из них хорошо сохранились погребальные одежды, контрастирующие со страшным видом пустых глазниц на черепах. По виду одежды можно сделать вывод о социально-финансовом положении умерших людей. Одни из мужчин одеты в простые холщовые пижамы, другие – в роскошные фраки и смокинги, тонкие сорочки с жабо или с галстуками. Некоторые из останков установлены группами, некоторые расположены в отдельных нишах, демонстрируя посетителям безобразные проявления смерти.

В довольно обширном помещении с выбеленными известью каменными стенами размещены мумии рядовых граждан мужского пола, жертвовавших немалые деньги на содержание монастыря. На многих из них хорошо сохранились погребальные одежды, контрастирующие со страшным видом пустых глазниц на черепах. По виду одежды можно сделать вывод о социально-финансовом положении умерших людей. Одни из мужчин одеты в простые холщовые пижамы, другие – в роскошные фраки и смокинги, тонкие сорочки с жабо или с галстуками. Некоторые из останков установлены группами, некоторые расположены в отдельных нишах, демонстрируя посетителям безобразные проявления смерти.

Кубикула детей

Здесь захоронены малыши. Все покоятся в открытых или закрытых гробиках. Самое глубокое впечатление от этого зала производит центральная композиция — старший брат сидит на кресле и держит на руках останки своей младшей сестры.

Здесь расположились мужчины, в основном, обычные жители Палермо, кто жертвовал хорошие деньги на поддержание монастыря. Но за деньги, как известно, бессмертие не купишь, и теперь эти, некогда успешные люди, лишь вынуждены показывать страшное лицо смерти.

Катакомбы капуцинов в Палермо и девочка Розалия

Этот необычный музей в городе Палермо на Сицилии кроме как кладбищем и не назовешь. Единственное, что отличает это ничем не примечательное здание монастыря ордена капуцинов от настоящего захоронения мертвых, так это то, что мертвецы находятся не под землей, а на земле. Вот уже на протяжении нескольких столетий туристы в Палермо, не упускают возможность прогуляться по катакомбах капуцинов (Catacombe di Cappuccini), где всеобщему обозрению предоставлены более восьми тысяч мумий.

Вообще эта местная огромная выставка мумий вызывает у туристов немалый интерес. Большой и мрачный склеп представляет собой целую сеть проходов и коридоров, по сторонам которых лежат, стоят, сидят и даже весят те, кто погибли много лет назад, были забальзамированы и позже доставлены прямо сюда.

На самом деле кладбище капуцинов — зрелище не для слабонервных. Иногда кажется, что какой-нибудь старый мертвец упадет прямо на вас, клацнет зубами, либо улыбнется, кивнет или вовсе зайдется в нервном смехе.

История местного подземного царства Аида начинается еще в далеком 16 веке, когда возникший на Аппенинском полуострове монашеский орден капуцинов переместился на остров Сицилия и стал весьма популярным. Представители этого монашеского ордена не хотели, чтобы их хоронили вдали от монастыря, поэтому решили создать кладбище прямо на его территории — прямо под ним.

Первая могила появилась в склепе еще в самом конце 17 века. По мере заполнения кладбища новыми «постояльцами» добавлялись и удлинялись новые коридоры и проходы. Вскоре монахи поняли, что специфический воздух, витающий в стенах склепа не позволяет трупам разлагаться.

Именно поэтому это место «облюбовала» местная элита. Под сводами монастыря теперь хоронили знатных в городе и округе людей, которых предварительно высушивали и наряжали. Лишь в конце 19 века на местном кладбище больше не производилось никаких захоронений. К тому времени в склепе были захоронены восемь тысяч островитян.

Последней в склепе оказалась двухлетняя девочка Розалия Ломбардо (Rosalia Lombardo), которая умерла в 20-х годах двадцатого века от воспаления легких и по просьбе отца была забальзамирована местным врачом Альфредо Салфией (Alfredo Salfia).

Пожалуй, это одна из самых известных мумий в музее капуцинов: прошло почти сто лет, а состояние тела девочки не изменилось. И по сей день кажется, что ребенок просто спит в своем стеклянном гробу. Ее волосы, брови и ресницы абсолютно не изменились. Некоторые охранники музея и вовсе заявляют, что иногда малышка открывает глаза. Состояние маленького тела вызывало недоверие у многих специалистов, однако когда оно было изучено через рентгеновские лучи, врачи и ученые были повергнуты в шок, а те, кто утверждал, что в музее лежит кукла, немедленно отказались от своих слов: современное оборудование подтвердило не только то, что в стеклянном гробике лежит девочка, но и показало, что все ее органы находятся в идеальном состоянии. Рецепт такого бальзамирования давно уже стал известен. Розалию превратили в мумию, используя спирт, салициловую кислоту, глицерин и прочие компоненты, которые ввели прямо в кровеносную систему девочки. В честь малышки была переименована часовня при монастыре.

Все мумии, находящиеся под землей монастыря капуцинов, распределены по статусу, который они занимали при жизни, половым, профессиональным и прочим признакам. Так, здесь вы найдете зал девственниц, детский зал, зал супружеских пар и многие другие помещения.

Катакомбы капуцинов не раз были упомянуты известными испанскими, итальянскими и французскими писателями, тем самым сделав музей весьма известным во всей Европе.

Однако сюда приезжают не только туристы, но и те люди, чьи предки захоронены в склепе под монастырем. Хранители музея запрещают фотографировать экспонаты: съемка может негативно сказаться на телах мертвецов.

Катакомбы капуцинов не раз были упомянуты известными испанскими, итальянскими и французскими писателями, тем самым сделав музей весьма известным во всей Европе.

Музей мертвецов в Палермо: факты и мистика. Жуткие фотографии!

Это рассказ об уникальном музее в Палермо, который вызывает у посетителей самые разнообразные эмоции от любопытства до отвращения, но никого не оставляет равнодушным. В данным топике содержатся жуткие фотографии, поэтому просьба, впечатлительным в публикацию не заглядывать!

Катако́мбы капуци́нов— погребальные катакомбы, расположенные в Палермо, в которых в открытом виде покоятся останки более восьми тысяч человек. Это одна из самых знаменитых выставок мумий — склеретированные, мумифицированные, забальзамированные тела усопших лежат, стоят, висят, образуют композиции, поэтому и ощущение, что находишься не на кладбище, а в настоящем городе мертвых. Многие мумии одеты по последней, на момент захоронения, моде. Все мумии застыли в разных позах, с разным поворотом головы, на некоторых сохранились остатки волос и усов. Зрелище захватывающее и отталкивающее одновременно! Ты видишь остатки плоти и фактически тебя от мумии не отделяет ни саркофаг, ни даже перегородка.

Фотографии делать запрещено, поэтому только первые фотографии сделаны мной, остальные взяты с просторов интернета.

Вход в Катакомбы выглядит совершенно обыденно, на входе встречает монах, который продает билеты и сувениры. Пока все как в обычном музее

.

Лестница ведущая вниз.

И дальше начинаются катакомбы. На каждом теле бирка с указанием имени и фамилии и даты захоранения. Коридоры узкие и идешь буквально через строй мертвецов. .При желании, не знаю, возникало ли у кого-нибудь такое желание, до останков можно дотронуться рукой.

Самая старая часть – это захоронения монахов.В XVIII-XIX веках Катакомбы капуцинов стали престижным кладбищем для духовных лиц, дворянских и буржуазных семей Палермо. Для их захоронения были вырыты дополнительные коридоры. Для удобства ориентировки залы разбиты на категории: мужчины, женщины, девственницы, дети, священники, монахи и профессионалы – захоронения известных деятелей из различных профессиональных областей: врачей и юристов, священиков, деятелей искусств, военных.

Коридор женщин – самое запоминающееся зрелище. Черепа с пустыми глазницами украшают модные головные уборы, драгоценностями и бижутерией украшены высохшие руки мумий выглядывавшие из красивой одежды.

Коридор детей – здесь захоронены малыши. Все покоятся в открытых или закрытых гробиках. Самое глубокое впечатление от этого зала производит центральная композиция — старший брат сидит на кресле и держит на руках останки своей младшей сестры.

Самой известной частью Катакомб является часовня святой Розалии, в центре часовни в стеклянном гробу покоится тело двухлетней Розалии Ломбардо, которая умерла в 1920 году от воспаления легких. Отец Розалии обратился к известному бальзамировщику доктору Альфредо Салафии с просьбой сохранить тело дочери от тления. В результате успешного бальзамирования, секрет которого Салафия так и не раскрыл, тело сохранилось нетленным. Остались невредимыми не только мягкие ткани лица девочки, но и глазные яблоки, ресницы, волосы.

Тело выглядит именно так, как видно на фотографии. Кажется, что девочка просто спит.

Именно это вызывало много вопросов и недоверия, Высказывались предположения, что малышка находится в летаргическом сне, или она вообще является куклой. Но результаты рентгеновского исследования, проведенные группой ученых в 2009 году, подтвердили, что это настоящий умерший ребенок, тело которого не подверглось никаким изменениям.

Это были факты, а дальше начинается мистика

Есть фотографии, на которых видно, что глаза девочки приоткрыты. Именно по этой причине в одночасье сошел с ума один из служителей катакомб, который увидел, как девочка открыла глаза.

Специалисты утверждают, что были зафиксированы слабые электроимпульсы, исходящие от мозга девочки. Компьютер зафиксировал две вспышки продолжительностью 33 и 12 секунд. Такое возможно только если человек жив, подобные вспышки можно ожидать у спящей, но не у мертвой девочки.

Монахи рассказывают, что вокруг таинственной комнаты, в которой в стеклянном гробу лежит девочка, постоянно происходят какие-то чудеса. В частности, пропадает ключ от деревянной решетки, закрывающей вход.

Служители часовни утверждают, что иногда от тела девочки исходит слабый аромат лаванды. Объяснить это явление ученые не в силах до сих пор, а глубоко религиозные люди считают Розалию «вестницей Бога».

О данном музее я знала давно и при возможности планировала его обязательно посетить. Предварительно читала о нем информацию и смотрела фотографии и была подгготовлена к тому, что увижу. И тем не менее спустившись по лестнице вниз в коридоры катаком я резко ощутила дурноту, в катакомбах прохладно, свежий воздух, отсутвуют запахи и тем не менее мне стало нехорошо. Как только мы закончили осмотр и поднялись наверх я снова стала чувствовать себя отлично. Чем объяснить данный феномен не знаю.

Катако́мбы капуци́нов— погребальные катакомбы, расположенные в Палермо, в которых в открытом виде покоятся останки более восьми тысяч человек. Это одна из самых знаменитых выставок мумий — склеретированные, мумифицированные, забальзамированные тела усопших лежат, стоят, висят, образуют композиции, поэтому и ощущение, что находишься не на кладбище, а в настоящем городе мертвых. Многие мумии одеты по последней, на момент захоронения, моде. Все мумии застыли в разных позах, с разным поворотом головы, на некоторых сохранились остатки волос и усов. Зрелище захватывающее и отталкивающее одновременно! Ты видишь остатки плоти и фактически тебя от мумии не отделяет ни саркофаг, ни даже перегородка.

Катакомбы Капуцинов, Палермо – музей мертвых на Сицилии

  • Обновлено: 29.09.2017
  • Юлия Клаос

Катакомбы Капуцинов (итальянское название Catacombe dei Cappuccini) – музей смерти, место не для слабонервных, где можно лицом к лицу встретиться с мертвыми.

В этом таинственном месте витает особая атмосфера, температура ниже, чем за стенами, а царящие в склепе полумрак и тишина лишь добавляют остроты ощущений. Несмотря на всю кажущуюся жуткость, музей пользуется особой популярностью среди гостей города и является одной из выдающихся достопримечательностей не только Сицилии, но всей Италии.

В настоящее время Катакомбы капуцинов представляют собой музей – погребальное место (крипта), где в едином крытом помещении, расположенном под монастырем Convento dei Cappuccini, в открытом виде покоятся останки более восьми тысяч человек.

Катакомбы Капуцинов в Палермо возникли в месте захоронения монахов монастыря. Некогда обосновавшиеся в данном месте монахи-капуцины, в 1534 году под алтарем Святой Анны в церкви Санта – Мария – делла – Паче создали кладбище, где в братской могиле хоронили умерших монахов. Однако к 1597 году сообщество капуцинов возросло и уже одной могилы для захоронения стало недостаточно. После чего было принято решение создать кладбище более больших размеров позади главного алтаря, используя имеющиеся тогда на данной местности древние пещеры. После завершения создания крипты, усопшие братья-монахи были перемещены из старого склепа в новый. Однако, во время эксгумации, было отмечено, что тела некоторых монахов остались в хорошо сохранившемся состоянии и были естественным образом мумифицированы. Капуцины посчитали такой случай актом Бога, и, вместо того, чтобы хоронить останки, они решили оставлять тела своих братьев как реликвии и расставляли их в нишах вдоль стен коридора нового кладбища.

Такое «чудо» принесло немалую известность монастырю, в крипте стали хоронить не только представителей духовенства, но также влиятельных вельмож, знать, элиту и выдающихся граждан того времени, а в 1783 году было принято решение предоставить погребение всем, кто был в состоянии позволить себе расходы на подобное захоронение. Быть похороненным в подземной крипте стало весьма престижной традицией среди горожан.

Так, в настоящее время, катакомбы капуцинов представляют собой довольно больших размеров подземное кладбище, состоящее из коридоров, где вдоль стен стоят, лежат и даже сидят многочисленные мумифицированные тела давно усопших людей. Есть коридоры мужчин и женщин; детей и невинных девушек (кубикулы детей и девственниц); а также коридоры, где покоятся монахи, выдающиеся люди искусства и науки тех времен.

В Катакомбах можно видеть тела усопших всех возрастов, начиная от стариков и заканчивая маленькими детьми. Некоторые тела лежат в открытых или закрытых гробах.

Все тела расположены так близко к посетителям, что до них можно дотянуться, стоит лишь протянуть руку, разглядеть каждую сохранившуюся часть тела и скелета усопшего, а также наряды прошлых веков.

В часовне Святой Розалии в одном из гробов можно видеть тело двухлетней девочки – Розалии Ломбардо. Тело юной Розалии сохранилось в таком виде, что взглянув на него можно подумать, что это вовсе и не усопший человек, а кукла. На теле видны ресницы, есть все волосы, глазные яблоки и кожный покров.

Вокруг тела Розалии ходит множество легенд, одни из которых гласят, что девочка находится в летаргическом сне, другие – что после кончины малышки Розалии безутешный отец не смог принять факт смерти и расставания с любимой дочуркой. Тогда он обратился к известному в то время бальзамировщику Альфреду Салафии с просьбой сохранить тело нетленным. После проведенных Альфредо процедур, тело девочки перестало подвергаться каким-либо изменениям, а секрет сохранения тела великой мастер так и унес с собой в могилу.

В этом таинственном месте витает особая атмосфера, температура ниже, чем за стенами, а царящие в склепе полумрак и тишина лишь добавляют остроты ощущений. Несмотря на всю кажущуюся жуткость, музей пользуется особой популярностью среди гостей города и является одной из выдающихся достопримечательностей не только Сицилии, но всей Италии.

Катакомбы капуцинов

Катакомбы капуцинов расположены под Монастырём капуцинов. К концу XVI века количество насельников монастыря капуцинов значительно возросло, и возникла необходимость в достойном и вместительном кладбище для братии. Для этой цели была приспособлена крипта под монастырским храмом. В дальнейшем помещение крипты стало тесным, и капуцины постепенно вырыли длинный коридор, в котором вплоть до 1871 года помещались тела умерших монахов.

Благотворители и жертвователи монастыря также выражали желание быть похороненными в Катакомбах. Для их захоронения были вырыты дополнительные коридоры и кубикулы. Вплоть до 1739 года разрешение на погребение в Катакомбах выдавали архиепископы Палермо или руководители ордена капуцинов, затем — настоятели монастыря. В XVIII-XIX веках Катакомбы капуцинов стали престижным кладбищем для духовных лиц, дворянских и буржуазных семей Палермо.

По мере увеличения числа захороненных здесь тел Катакомбы расширялись — увеличивались существовавшие коридоры и прорывались новые. В результате Катакомбы в плане приобрели вид прямоугольника с дополнительным коридором (Коридор священников), параллельным меньшей из сторон. Стороны прямоугольника — это так называемые Коридоры монахов, мужчин, женщин и профессионалов. На пересечении основных коридоров созданы небольшие кубикулы — детей, девственниц и часовня святой Розалии.

Коридор монахов представляет собой исторически самую древнюю часть Катакомб. Захоронения производились здесь с 1599 по 1871 годы. В правой от нынешнего входа части коридора (закрыта для посещения) помещены тела 40 наиболее почитаемых монахов.

Все тела капуцинов облачены в одеяния своего ордена — грубую рясу с капюшоном и с верёвкой вокруг шеи.

Коридор мужчин образует одну из двух длинных сторон прямоугольника. Здесь в течение XVIII-XIX века помещались тела благотворителей и жертвователей монастыря из числа мужчин-мирян. В соответствии с завещаниями самих похороненных здесь или желания их родственников тела усопших облачены в разнообразные одежды — от грубого погребального савана наподобие монашеского одеяния до роскошных костюмов, сорочек , жабо и галстуков.

Кубикула детей расположена на пересечении Коридоров мужчин и священников. В небольшой комнатке в закрытых или открытых гробах, а также в нишах вдоль стен помещены останки нескольких десятков детей. В центральной нише помещена детское кресло-качалка, на которой сидит мальчик, держащий на руках свою младшую сестру.

Превратившиеся в скелеты останки составляют удивительный контраст с детскими костюмчиками и платьицами, любовно выбранными родителями, что отмечено Мопассаном в «Бродячей жизни».

Коридор женщин образует одну из меньших сторон прямоугольника. Вплоть до 1943 года вход в этот коридор был закрыт двумя деревянными решётками, а ниши с телами были защищены стеклом. В результате бомбардировки союзников в 1943 году одна из решёток и стеклянные преграды были разрушены, а останки значительно повреждены.

Большинство помещённых здесь тел женщин лежат в отдельных горизонтальных нишах, и лишь несколько наиболее сохранившихся тел поставлены в вертикальных нишах. Тела женщин облачены в лучшие одежды по моде XVIII-XIX веков — шёлковые платья с кружевами и оборками, шляпки и чепцы. Шокирующее несоответствие между рассыпавшимися от времени останками и кричащими модными нарядами, в которые они облачены, подмечены Мопассаном.

Небольшая кубикула, расположенная на пересечении Коридоров женщин и профессионалов, отведена для погребения девушек и незамужних женщин. Около десятка тел лежат и стоят у деревянного креста, над которым помещена надпись «Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы он ни пошёл». Головы девушек увенчаны металлическими венцами в знак девственной чистоты усопших.

Новый коридор — самая недавняя часть Катакомб, использовавшаяся после запрета выставлять на обозрение тела усопших (1837). Вследствие этого запрета в коридоре нет стеновых ниш. Всё пространство коридора было постепенно (1837-1882) заполнено гробами. В результате бомбардировки 11 марта 1943 года и пожара 1966 года большая часть гробов была уничтожена. В настоящее время уцелевшие гробы помещены вдоль стен в несколько рядов, так что в центральной части коридора можно увидеть пол, украшенный майоликой. Помимо этого в Новом коридоре можно увидеть несколько «фамильных групп» — тела отца и матери семейства с их несколькими детьми-подростками выставлены вместе.

Коридор профессионалов, идущий параллельно Коридору мужчин, составляет одну из двух длинных сторон прямоугольника. В этом коридоре помещены тела профессоров, юристов, художников, скульпторов, профессиональных военных.

Согласно местной легенде, принимаемой или отвергаемой различными исследователями, в Коридоре профессионалов покоится тело испанского живописца Диего Веласкеса.

Параллельно Коридорам монахов и женщин проходит дополнительный коридор, в котором помещены многочисленные тела священников епархии Палермо. Тела облачены в разноцветные богослужебные ризы, контрастирующие с иссохшими мумиями. В отдельной нише помещено тело единственного захороненного в Катакомбах прелата — Франко д’Агостино, епископа Пьяна-дельи-Албанези.

Часовня святой Розалии

Самой известной частью Катакомб является часовня святой Розалии (до 1866 года была посвящена Богородице скорбей). В центре часовни в стеклянном гробу покоится тело двухлетней Розалии Ломбардо (умерла в 1920 году). В результате успешного бальзамирования, которое провёл Альфредо Салафия, тело сохранилось совершенно нетленным.

В кубикуле, примыкающей к часовне, находится ещё несколько идеально сохранившихся тел. В их числе тело молодого человека с огненно-рыжими волосами, нескольких священников, а также вице-консула США Джованни Патернити (умер в 1911 году), единственного захороненного в Катакомбах гражданина США.

Часовня святой Розалии

Информация к посещению

Piazza Cappuccini, 1, Palermo

Восемь тысяч человеческих мумий всех возрастов и в одном помещении, разделенном комнатами и коридорами… Они сидят, стоят, лежат, запрокинули голову, приоткрыли рот или протянули руки, и одеты, как в день своей кончины.

Музей мертвецов в Палермо, знаменитые погребальные катакомбы капуцинов – зрелище не для слабонервных, но не увидеть его, будучи на Сицилии, было бы ошибкой. Ведь здесь, как отметил после посещения этого места поэт Ипполито Пиндемонте, действительно «два мира разделены ничтожной преградой, и Жизнь и Смерть никогда не были так близки».

Катакомбы капуцинов – уникальное место упокоения, которому уже 420 лет. Расположено кладбище на площади Пьяцца Каппучини, за историческим центром Палермо, под монастырем. А возникло оно как место захоронения умерших монахов-францисканцев (капуцинов), обитателей монастыря. Первый покойник был погребен здесь в 1599 году. Сначала это было небольшое помещение в нижней церкви. Постепенно потребность в территории для усопших возрастала – монахи расширили и удлинили коридор, где оставляли умерших. Однако многие жители Палермо: представители дворянства, духовенства и буржуазии – изъявляли желание быть похороненными в этом святом месте. В связи с чем помещения под монастырем постоянно расширялись, возникали дополнительные комнаты. Разрешение на погребение выдавали руководители ордена капуцинов. В 1882 году было проведено последнее захоронение, но в начале XX века, по исключительному прошению, здесь нашли последний приют еще несколько человек.

Достопримечательности не для всех: О чём расскажут катакомбы Капуцинского монастыря на острове мафии

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.


В 1534 году на Сицилии появились первые капуцины, они селились к западу от Палермо. Рядом с выделенной для них часовней Santa Maria della Pace капуцины построили на пожертвования горожан свой монастырь Convento dei Cappuccini.

Страшнее хоррора: катакомбы капуцинов — тысячи мумий в одном месте (9 фото + видео)

Катакомбы капуцинов в Палермо

Катакомбы капуцинов — знаменитые на весь мир погребальные подземелья в Палермо (Сицилия, Южная Италия). Там покоится более 8000 мумифицированных тел людей, умерших между XVII и XIX веками. Сегодня катакомбы капуцинов — одна из главных достопримечательностей Палермо.

Особенности почвы и микроклимата препятствовали разложению тел

В 1599 году монахи-капуцины сделал шокирующее открытие во время эксгумации тел, которые извлекли из катакомб под монастырем в Палермо — многие тела мумифицировались естественным образом. Особенности почвы и микроклимата препятствовали разложению тел. После этого открытия монахи решили мумифицировать одного из своих умерших — Сильвестро из Губбио — поместив усопшего в катакомбах. Вскоре в катакомбы начали сносить тела умерших монахов и даже знатных горожан Палермо.

Коллекция из более чем 8000 тел, мумифицированных естественным образом

Позднее катакомбы стали своеобразным символом статуса — считалось престижным быть погребенным в катакомбах капуцинов. Тела вначале обезвоживали, укладывая их на восемь месяцев на стойки керамических труб в катакомбах, а после промывали уксусом. Некоторые тела бальзамировали, а другие помещали в герметичные стеклянные шкафы. Монахов хоронили в их повседневной одежде, а иногда и с веревками, которые они носили в качестве епитимьи.

Некоторые тела бальзамировали, а другие заключали в герметичные стеклянные шкафы

Некоторые из умерших писали завещания, в которых уточняли, в какой одежде их нужно хоронить. Некоторые даже просили, чтобы их тела несколько раз в год переодевали согласно последней моде. Родственники ходили в катакомбы молиться за умерших и поддерживать их тела в презентабельном состоянии.

Катакомбы содержались на пожертвования родственников умерших

Монахи-капуцины брали деньги на содержание огромных катакомб у родственников умерших. Каждое новое тело сначала помещалось во временную нишу, а затем его вывешивали, выставляли или укладывали в открытом виде в более постоянное место. Пока родственники вносили деньги, тело оставалось на своем постоянном месте, но когда родственники прекращали выплаты, тело перекладывали на полку до тех пор, пока выплаты не возобновлялись.

Мумификация была запрещена в 1880 году

В 1880-е годы сицилийские власти запретили практику мумификации. Последним монахом, который был погребен в катакомбах, стал брат Риккардо. умерший в 1871 году, а последние погребения датируются 1920 годом. Сегодня катакомбы — место паломничество туристов.

Именно в 1920 в Катакомбах капуцинов погребена Розалия Ломбардо -девочка, тело которой до сих пор сохранилось нетленным.

Практика мумификации на Сицилии и в Палермо

Известно, что профессор Альфредо Салафия, который проводил бальзамирование Розалии Ломбардо, использовал формалин, чтобы убить бактерии, спирт, чтобы высушить тело, глицерин, чтобы предотвратить тело от пересушивания, салициловую кислоту, чтобы убить грибок, а также самый важный компонент — соли цинка (сульфат цинка и хлорид цинка), чтобы придать телу достаточную жесткость. Но рецепт бальзамирования утерян.

Многие мумии в Катакомбах капуцинов до сих пор прекрасно сохранились

Во время Второй мировой войны американские бомбардировщики случайно попали в монастырь, в результате чего многие мумии были уничтожены. Сегодня вдоль стен катакомб можно найти около 8000 тел и 1252 мумий. Залы разделены на семь категорий: мужчины, женщины, девушки, дети, священники, монахи и ученые. Некоторые тела сохранились лучше, чем другие, а доступ к гробам с ними и поныне открыт для их потомков.

Мужчины, женщины, девушки, дети, священники, монахи и ученые

Хотя катакомбы открыты для общественности, фотосъемка внутри запрещена. Также, чтобы туристы не фотографировались вместе с мумиями, тела ограждены железными решетками.

Это кажется невероятным, но мумификация у некоторых народов практикуется и сегодня. Так, в племени анга используется шокирующая практика копчения тел.

Особенности почвы и микроклимата препятствовали разложению тел

Необычный музей – 8000 тел под землей Палермо (18+)

Внимание. Статья содержит пугающие фотографии! 18+

На Сицилии в городе Палермо находятся погребальные катакомбы капуцинов. В них нашли свое последнее пристанище более 8 тысяч человек, которые покоятся в открытом виде и доступны для обозрения посетителей. Большинство «обитателей» Catacombe dei Cappuccini – представители местной элиты и граждане, при жизни заслужившие большое уважение среди горожан (представители духовенства, аристократии и просто выдающиеся люди разных профессий). Эти катакомбы являют собой одну из самых известных выставок усопших.
«Экспонаты» тут стоят, лежат, размещены в причудливые композиции, при этом сами тела тут могут быть забальзамированными, мумифицированными или же просто обветренными временем скелетами.

История катакомб капуцинов берет свое начало в конце XVI века, когда количество монахов в монастыре возросло настолько, что появилась острая необходимость в создании собственного места последнего упокоения. Для этого была выбрана крипта, которая находилась под монастырским храмом. Когда помещение стало слишком тесным для дальнейших захоронений, монахи вырыли длинный коридор, в котором находили свое упокоение капуцины вплоть до 1871 года.

Так выглядели Катакомбы в конце XIX века.

С какого-то момента многие меценаты и благотворители монастыря стали выражать желание найти свое упокоение рядом с монахами в Катакомбах. Специально для них вырывали отдельные коридоры и комнатки, в связи с чем подземелье постоянно расширялось. Для захоронения в Catacombe dei Cappuccini до 1739 года нужно было получить разрешение лично у архиепископа Палермо или кого-то из руководителей ордена капуцинов. Позже такие разрешение уже могли выдавать и настоятели монастыря. Со временем быть захороненным в этом месте стало великой честью для жителей Палермо, поэтому Катакомбы стали престижным кладбищем для известных и влиятельных семей города, представителей дворянства и духовных лиц.

Катакомбы в Палермо наши дни.

Еще в XVII веке стало ясно, что особое сочетание атмосферы, почв и микроклимата этих подземелий останавливают разложение тел. Именно поэтому все тела перед размещением в катакомбах обрабатывали особым образом. Сначала их на протяжении восьми месяцев высушивали в специальных камерах Collatio, после чего омывали уксусом и, одев в лучшие одежды, размещали в коридорах или комнатах. В некоторых случая усопшие помещались в специальные гробы, но в подавляющем большинстве тела просто выставляли, вывешивали или укладывали в нишах и на открытых полках.

Особую осторожность монахи соблюдали во времена эпидемий. В такие периоды перед тем, как разместить тело в катакомбах, его погружали в специальные растворы разбавленной извести или мышьяка.

В средине XIX века дальнейшие захоронения в открытом виде были запрещены. Но порой этот запрет удавалось обойти. Согласно завещанию умерших или пожеланиям родственников в гробах вырезались специальные «окошки» или удалялась полностью одна из стенок, что позволяло созерцать останки.

Лишь спустя почти 300 лет после первого захоронения в 1882 году катакомбы капуцинов закрылись для новых погребений. За это время стены подземных коридоров приняли в свои объятия тела более 8 000 горожан. После официального закрытия в катакомбах были захоронены еще несколько человек, но каждое из этих событий сопровождалось специальным исключительным прошением. Именно так в подземельях упокоились Джованни Патернити (вице-консул США) и двухлетняя Розалия Ломбардо. Поныне их нетленные тела являются ключевыми достояниями музея, и с ними связано множество легенд.

На протяжении всех трех веков функционирования катакомб в качестве кладбища, их площадь постоянно увеличивалась за счет расширения имеющихся коридоров и вырывания новых. Ныне подземелья имеют форму огромного прямоугольника, который параллельно меньшей стороне пересекает еще один дополнительный коридор (коридор священников). Тела в катакомбах размещались отнюдь не в произвольном порядке. Стороны прямоугольника носят названия коридоров мужчин, женщин, монахов и профессионалов. В вершинах прямоугольника находятся небольшие комнаты – девственниц, детей и часовня святой Розалии.

План Катакомб

Наибольшей популярностью среди посетителей Катакомб пользуется часовня, что до 1866 года именовалась часовней Богородицы скорбей, а ныне является местом последнего упокоение двухлетней Розалии Ломбардо, которая в 1920 году умерла от воспаления легких. Благодаря непревзойденному мастерству бальзамирования доктора Альфредо Салафии тело девочки было сохранено в нетронутом виде. Глядя на нее, создается впечатление, что малышка просто задремала после изнуряющей прогулки по улицам Палермо. Прекрасно сохранившиеся, нетронутые тленом, волосы, ресницы, кожа, ярко-синие глаза столетиями не давали покоя ученым, стремившимся раскрыть секреты доктора Салафии.

Розалии Ломбардо.

Ныне профессиональные секреты, которые легендарный бальзамировщик унес с собой в могилу, были восстановлены по записям его недавно найденного дневника. После проведенных экспериментов в США были подтверждены уникальные свойства изобретенного еще в начале XX столетия состава. Альфредо Салафии применял смесь спирта, формалина, цинка, глицерина и ряда других ингредиентов, которую через артерию под большим давлением впрыскивали в организм. После этого состав по кровеносным сосудам распространялся по всему организму навсегда останавливая процессы тления.

Тело маленькой Розалии стало последним в многовековой истории захоронений Catacombe dei Cappuccini. Как не странно, но благодаря исключительной сохранности тела, именно с ней связано множество мистических историй.

Согласно местным легендам часовня святой Розалии является центом целого ряда чудесных и таинственных событий. Именно тут постоянно теряется ключ от деревянной решетки, перекрывающей вход в часовню. А в 70-х годах местный настоятель сошел с ума, утверждая, что видел, как Розалия раскрыла глаза.

Среди монахов девочку называют «Спящей красавицей». Говорят, что временами часовню, где покоится ее тело, наполняет запах весенних полевых цветов, а само тело содрогается так, как будто бы девочка плачет. Отец Донателло, который охотно рассказывает различные легенды и истории катакомб копуцинов, сожалеет лишь о том, что не может предоставить фактических подтверждений всех тех чудес, что окружают стеклянный гроб Розалии Ломбардо.

По соседству с часовней расположены еще несколько отлично сохранившихся усопших. Среди них есть несколько священников, молодой человек с ярко-рыжими волосами и вице-консул США Джованни Патернити, который является единственным гражданином США, что был захоронен в катакомбах Палермо.

Молодой человек с ярко-рыжими волосами.

Вице-консул США Джованни Патернити.

Самой древней частью катакомб (захоронения тут датируются периодом с 1599 по 1871 года) является коридор монахов. Ныне часть этого коридора закрыта для посещения. В ней размещены сорок тел самых уважаемых монахов и религиозных лиц. Тут все усопшие одеты в религиозные одеяния и представляют целые поколения капуцинов, обитавших в монастыре.

Коридор монахов:

Одна из длинных сторон «прямоугольника» катакомб стала последним домом для десятков благотворителей и меценатов монастыря. Мужчины, согласно их завещаниям, были захоронены в известных катакомбах в коридоре мужчин. Согласно последней воле усопших или же желанию родственников их тела облачены в разнообразные одежды: от монашеских роб до торжественных костюмов, роскошных сорочек и т.д.

Коридор мужчин:

На углу коридоров священников и мужчин расположена комната детей. В нишах, углублениях, в закрытых и открытых гробах здесь размещены десятки детских тел. Атмосфера в этой части катакомб наиболее давящая. Скорбь, ускользнувшая из часовни Розалии, давит тут в полной мере.

Комната детей:

Одна из меньших сторон периметра катакомб носит название коридора женщин. Эта часть подземелий когда-то была огорожена с обеих сторон деревянными решетками, а все тела в нишах находились за стеклянными колпаками. Во время второй мировой войны в 1943 году Палермо был подвергнут бомбардировке, в результате чего большинство тел в этой части было изрядно повреждено, а решетки разломаны. Именно поэтому ныне здесь останки в основном распложены в горизонтальных нишах, а в вертикальном положении представлено лишь несколько наиболее хорошо сохранившихся мумий.

Коридор женщин:

Все тела в коридоре женщин облачены в модные одеяния XVIII-XIX веков. Среди одежд превалируют кружевные шелковые платья, различные шляпки, чепцы и т.д.

На стыке коридоров профессионалов и женщин находится кубикула девственниц. Тут захоронены около десятка тел девушек и незамужних женщин. Все останки украшены специальными металлическими венками, что символизируют девственную чистоту и невинность умерших женщин.
Рядом находится так называемый Новый коридор – самая новая часть подземелий. Тут выставлялись гробы с телами после запрета на демонстрацию останков (1837). Большинство гробов были повреждены или уничтожены во время бомбардировок и пожаров, а оставшиеся ныне стоят вдоль стен. Также сейчас тут выставлены на показ целые семейства – тела родителей вместе детьми.

Новый коридор:

Периметр прямоугольника замыкается коридором профессионалов. Тут нашли последнее пристанище тела многих уважаемых граждан, юристов, врачей, профессоров, скульпторов, художников, военных офицеров и других. Здесь покоятся скульпторы Филиппо Пеннино и Лоренцо Марабитти, хирург Сальваторе Манцелла, полковник Франческо Энеа (его армейская форма Королевства Обеих Сицилий идеально сохранилась). Также легенда гласит, что где-то в этом коридоре был похоронен и известный испанский живописец Диего Веласкес.

Отдельная часть подземелий – это коридор священников, что расположен параллельно коридору монахов. Здесь на протяжении многих десятков лет размещались тела представителей епархии Палермо. Меж мумий рядовых священников в богослужебных ризах размещено и тело Франко д’Агостино, прелата и епископа Пьяна-дельи-Албанези.

Среди самих жителей Палермо катакомбы воспринимаются больше как необычное кладбище, чем как достопримечательность или музей. Это связано с тем, что на протяжении нескольких веков быть похороненным в этих катакомбах было вопросом статуса и престижа. Поэтому предки многих нынешних горожан покоятся именно здесь, а их потомки приходят сюда почтить их память. После закрытия подземелий для новых захоронений у стен монастыря было основано новое, на этот раз, вполне обычное кладбище. Так что традиция хоронить «у капуцинов» жива и по сей день.

Казалось бы, что с таким количеством останков и полуистлевших тел в подземельях должен стоят ужасный запах, но, тем не менее, в катакомбах нет ничего такого и в помине. Объяснять этот факт можно по-разному – бальзамированием, уникальным микроклиматом и составом воздуха и т.д. – но это точно играет на руку многочисленным туристам и посетителям. Ведь именно Catacombe dei Cappuccini являются одной из самых известных достопримечательностей города Палермо, посмотреть которую ежегодно приезжают тысячи людей со всего мира.

Согласно местным легендам часовня святой Розалии является центом целого ряда чудесных и таинственных событий. Именно тут постоянно теряется ключ от деревянной решетки, перекрывающей вход в часовню. А в 70-х годах местный настоятель сошел с ума, утверждая, что видел, как Розалия раскрыла глаза.

za_bobro

Фотографий у меня немножко есть. Души за мной по этому поводу, почему-то так и не пришли. Может в Палермо не успели, а на длинные расстояния им лень.

[flat_ab id="3"] Ссылка на основную публикацию