Фотографии Памятника Белому Биму

История создания

Идея поставить памятник Белому Биму появилась еще в 80-х годах прошлого века. Авторство принадлежит известной в Воронеже семье скульпторов – Эльзе Пак и Ивану Дикунову. В ходе работы создатели консультировались с самим Гавриилом Троепольским, но до установки памятника он не дожил, скоропостижно скончавшись в 1995 году.

Открытие памятника состоялось в 1998 году, было приурочено к празднованию дня рождения Воронежа. Это не единственное мероприятие, проведенное рядом с Белым Бимом. Здесь также организовывались:

  • представление, приуроченное к 105-летию Гавриила Троепольского;
  • Всероссийская акция «Россия без жестокости».


Открытие памятника состоялось в 1998 году, было приурочено к празднованию дня рождения Воронежа. Это не единственное мероприятие, проведенное рядом с Белым Бимом. Здесь также организовывались:

Кто такой Белый Бим Чёрное ухо?

Повесть «Белый Бим Чёрное ухо» написана в 1971 году воронежским писателем Троепольским Г. Н. Книга получила всемирную известность и приобрела успех сразу после выхода в свет. Была многократно переиздана и переведена на множество языков мира. В 1971 году автор книги был удостоен Государственной премии СССР.

Книга повествует о драматичной и преданной любви собаки к своему хозяину. Поиски хозяина, путешествие без надзора, встречи с добрыми и злыми людьми, многочисленные испытания, предательство и наговоры, трагическая судьба – смерть в приюте, не успев встретиться с хозяином.

Цитата из книги:

История создания: технические сложности

Гавриил Троепольский горячо одобрил идею, но реализовать ее оказалось непросто. История создания скульптуры изобилует крутыми поворотами.

По сюжету книги Бим – шотландский сеттер нестандартной окраски. Найти такую собаку оказалось очень трудно; даже в фильме Бима играл пес породы английский сеттер. В Воронеже же выбор шотландских сеттеров оказался и вовсе ограничен. И моделью для памятника стала Люта, представитель племени ирландских сеттеров.

Ее хозяин, студент строительного института М.Викторов, охотно согласился предоставить свою собаку для хорошего дела. Но модель оказалась капризной – сидеть смирно она не желала, и Эльзе Пак приходилось схватывать очертания ее фигуры урывками. При этом все получилось – Троепольский осмотрел модель памятника и признал его идеальным.

Затем начались трудности с изготовлением. Скульпторы решили сделать фигуру собаки из нержавейки, и только одну лапу и ухо – из бронзы. Выполнить работу брался авиационный завод. Но тут началась перестройка со всеми ее экономическими проблемами, и у предприятия не нашлось на это средств.

В результате открытие состоялось лишь в 1998 году вместо запланированного 1985-го. Воронежский памятник Биму был отлит за собственные средства скульпторов в одной из литейных мастерских Пензы.

Но все же цель была достигнута – возле театра кукол «Шут» появился памятник Белому Биму. Воронеж стал вторым городом в стране, располагающим памятником собаке и первым в мире, где эта собака – литературный герой.

Как создавали знаменитую скульптуру воронежского Бима?

Памятник Белому Биму знаком каждому воронежцу, его без преувеличения можно назвать одним из символов города. Но немногие знают, насколько интересна история создания этой уникальной скульптуры.

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Читать все комментарии

Вот уже больше 17 лет Белый Бим терпеливо выдерживает пристальное внимание к своей персоне. То и дело к нему подбегают дети, гладят маленькими ладошками, обнимают и целуют прямо в морду. Взрослые люди тоже редко пройдут мимо — кто погладит, кто за ухо потреплет. Потому-то бронзовое ухо собаки, которое по задумке авторов скульптуры должно было со временем почернеть, блестит от постоянных поглаживаний.

Памятник Биму на проспекте Революции напротив театра кукол «Шут» появился в 1998 году. С тех пор он стал визитной карточкой Воронежа. Между тем история появления памятника этому литературному герою долгая и непростая.
Как Люта стала Бимом

После того как в 1984 году построили новое здание театра кукол «Шут», его архитектор Николай Топоев предложил скульпторам Ивану Дикунову и Эльзе Пак, которые изготовили украшающие здание театра скульптуры, сделать памятник Белому Биму.

Супруги взялись за работу. Но для начала нужно было найти подходящую модель — собаку породы сеттер. В книге Троепольского Бим относился к шотландским сеттерам. Но в Воронеже в середине 80-х было совсем немного представителей этой породы. В результате Дикуновы нашли модель. Правда, роль Бима исполнил не шотландский, а ирландский сеттер — собака по кличке Люта. Она принадлежала студенту Воронежского инженерно-строительного института (ныне архитектурно-строительный университет) Михаилу Викторову. Сейчас Михаил является доцентом кафедры дизайна в родном вузе.

— Это было в 1985 году, — рассказывает Михаил Викторов. — Я не был знаком лично с Дикуновыми. Они обратились ко мне через знакомых с просьбой использовать Люту — ей тогда было 2 года — в качестве модели для будущей скульптуры Бима.
Неусидчивая модель

Своего Бима Эльза Николаевна задумала сделать сидящим — будто он терпеливо ждёт хозяина. Однако охотничья порода Люты брала своё — как вспоминает Эльза Пак, которая лепила фигуру Бима из глины, собака носилась по всей мастерской и лишь иногда присаживалась. Тем не менее мастеру удалось уловить все нюансы «фигуры» (экстерьера) сеттера.

Михаил Викторов со своим сеттером Лютой, которая и стала моделью для одного из лучших памятников Воронежа (фото середины 80-х годов)

К слову, хозяин Люты Михаил заядлым охотником не был. Но время от времени договаривался с охотниками и ходил на охоту со своей собакой. В лесу она чувствовала себя как рыба в воде и с удовольствием приносила подстреленных уток.

Хозяин рассказывает, что Люта была доброй и слишком доверчивой. В 1991 году её украли.

Будущий памятник Троепольскому понравился

Пока скульпторы работали над Бимом, Гавриил Троепольский не раз приходил в мастерскую. 80-летний писатель приезжал в мастерскую на собственных «Жигулях» и долго осматривал фигуру собаки со всех сторон.

— «Признаюсь честно, при­ехал вас раскритиковать, а у вас получилось исключительно! Даже не упустили из виду кичку (выпуклая косточка на черепе у собаки)», — говорил нам писатель, — рассказывает Иван Павлович Дикунов. — Был он очень доволен. И конечно, хотел увидеть, как Бима устанавливают.

Когда фигура собаки из глины была уже готова, её нужно было отлить из нержавеющей стали. Чтобы сделать это, Иван Павлович Дикунов договорился с авиационным заводом. Но из-за сложного перестроечного времени проект заморозился.

— Мне было неудобно смотреть Троепольскому в глаза, когда мы встречались, — рассказывает скульптор. — Но я дал ему слово: «Гавриил Николаевич, отольём обязательно». К сожалению, он не дождался, умер… (Гавриила Троепольского не стало в 1995 году. — «Ё!».)

На открытии памятника Биму 5 сентября 1998 года присутствовали скульпторы Иван Дикунов и Эльза Пак (слева), архитектор Николай Топоев (в центре с дочкой)

Михаил Викторов со своим сеттером Лютой, которая и стала моделью для одного из лучших памятников Воронежа (фото середины 80-х годов)

Необычные памятники Воронежа: памятник Биму

В Воронеже много красивых памятников. Но мне хочется рассказать про самые необычные памятники Воронежа. И первый рассказ будет о памятнике собаке.

Эта собака никогда не существовала в реальности. Но она живёт в сердцах многих людей. А впервые она пришла в этот мир из-под руки талантливого воронежского писателя… Этот текст украден с сайта Дороги мира (worldroads.ru)!

Наверное, если и не все, то многие читали повесть Гавриила Троепольского «Белый Бим Чёрное Ухо». Это – удивительная и трогательная до слёз история необычного шотландского сеттера белого окраса с чёрными пятнами (по замыслу писателя, щенок родился нестандартным, этакой «белой вороной»). Может быть, Вы и фильм видели по этой повести. А если ни повесть не читали, ни фильма не видели, то сделайте и то, и другое – не пожалеете.

И хотя эта книга – о непростой судьбе собаки, но прежде всего – она о человечности и благородстве души. В ней есть изумительные по простоте и глубине мысли. Вот, например, что говорит Гавриил Троепольский в кратком предисловии к своей повести:

Какие-то очень нехорошие люди время от времени отпиливают то самое правое бронзовое ухо Белому Биму Чёрное Ухо. Ну нет у этих вандалов ни ума, ни совести… Видимо, не читали они ни в детстве, ни во взрослом возрасте эту повесть. Не смотрели фильма. Или им просто чуждо всё человеческое, потому что и людьми-то они, по сути, не являются… Так, прямоходящие приматы, не больше…

Памятник Белому Биму

Декабрь 31, 2018

Памятник Белому Биму на площадке перед Театром кукол «Шут»

Не так часто случается, что памятник ставят не автору литературного произведения, а его персонажу. Но именно так произошло с известным воронежским писателем Гавриилом Троепольским, о памятнике которому местные власти заговорили лишь в 2018 году, тогда как главный герой его повести «Белый Бим Чёрное ухо» был отлит в металле и установлен возле Театра кукол «Шут» гораздо раньше – в 1998 году, то есть спустя три года после кончины писателя. Авторами памятника стали известные воронежские скульпторы Иван Дикунов и Эльза Пак.

«Белый Бим» установлен на многолюдном проспекте Революции, без пьедестала и ограждения, в натуральную величину собаки. Если постоять на некотором отдалении от металлической скульптуры хотя бы несколько минут, то будет видно, как часть из проводящих мимо памятника людей дотрагивается до морды пса, поглаживают его, улыбаются и идут дальше по своим делам. Доступность, контактность памятника, делает его по-особенному близким и дружественным, хотя и более беззащитным перед вандалами.

Памятник Белому Биму

Кому же поставлен сей памятник, столь популярный у воронежцев и гостей города? Странный вопрос, подумает читатель – конечно, главному персонажу повести, переведённой более чем на 20 языков и одноимённого кинофильма С. Ростоцкого, вышедшего на большой экран в 1977 году. Да и медальон на груди собаки отчётливо подтверждает этот факт.

Белый Бим Чёрное ухо с медальоном

Однако такое видение памятника будет слишком плоским, одномерным. На самом деле многие из тех людей, что любуются отлитым в металле псом, поглаживают его, приводят к нему своих детей, даже и не подозревают о существовании повести и кинофильма. Для них Белый Бим – это олицетворение других мыслей, ценностей и эмоций. Пожалуй, главная их них – это отношения между человеком и собакой, чувства верности, преданности, самопожертвования, сопереживания.

Со школьной скамьи все мы помним тяжёлую фабулу тургеневского рассказа «Муму». Из окружающей жизни нам известно различное отношение россиян к собакам – от беззаветной любви до садистов, которые мучили и убивали животных ради выкладки трагических кадров в Интернете.

Памятник Хатико в Японии

Но как бы то ни было, люди в большинстве стран мира считают собаку верным другом, поводырём, спасателем, сторожем, охотником. Собакам некоторые состоятельные люди завещают наследство, водят их на груминг, покупают и самостоятельно шьют специальную одежду. Взаимная любовь людей и собак имеет очень давнюю историю.

Первый памятник псу по кличке Хатико был поставлен в Японии в 1934 году. Причём сам героический пёс присутствовал на открытии металлической скульптуры себе. Как известно, верная своему хозяину собака приходила на станцию многие годы, не зная, что он умер от инсульта. Верность и несгибаемость Хатико сделала пса мировой знаменитостью. У его памятника назначают свидания влюблённые. И даже могила Хатико стала ныне объектом поклонения.

Примерно такую же историю рассказывают жители российского города Тольятти, где в 2003 году был установлен памятник псу Верному. Народная молва гласит, что Верный вместе со своими хозяевами попал в автомобильную катастрофу, люди погибли, а он выжил и много лет приходил к дороге, ждал, когда вернутся близкие ему люди.

Памятник псу Верному в Тольятти

В отличие от воронежского памятника Белому Биму, фигура пса Верного установлена на постаменте (см. фото). Люди возлагают к его изваянию цветы и венки, чего нельзя увидеть у фигуры Белого Бима. И оно понятно, ведь Бим – литературный персонаж, аллегория, символизирующая собак вообще. Поэтому задача памятника – пробуждение в человеке добрых чувств, осознание своей ответственности перед животными (как говорил французский писатель Экзюпери: «Мы навсегда в ответе за тех, кого приручили»), создание доверительной обстановки, дружественной городской среды, позитивной визуальной культуры.

Белый Бим столь же популярный у воронежцев памятник, что и Котёнок с улицы Лизюкова, который внёс в расширение известности города Воронежа и локальный туризм огромный вклад. Думается, что и Белый Бим ещё не до конца использовал все свои возможности в части сувенирной продукции, пиара, содружества торговых марок, в рекламных, воспитательных, образовательных целях.

Начало перестройки Межсоюзного дома самодеятельности в Воронежский театр кукол. 1983.

Театр кукол «Шут», перед которым стоит памятник Белому Биму. Фигуры на колоннах выполнены И.Дикуновым и Э. Пак.

Памятник Хатико в Японии

Памятник “Белому Биму” / Monument ot “White Bim”

51° 39.9638 ′N , 39° 12.3249 ′E
51.66606N, 39.20542E
51°39′57.83″N, 39°12′19.49″E

Ошибка в координатах?

    Скрыть пустые объекты

Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на этот объект в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее

Советы — это отзывы пользователей об опыте посещения отелей, ресторанов, магазинов и достопримечательностей. Вы тоже можете внести свой вклад, поделившись впечатлениями из поездки или написав об интересных местах своего города.

  • 1

Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

О памятнике Биму в Воронеже

Собака-кенгуряка

С собакой всё в порядке. Место действия Воронеж, проспект Революции.

— Жалко, я тогда не догадался сфотографировать телефон участкового! — сокрушается Виноградов.

Памятник Белому Биму (В. И. Кононов, 2012)

В предлагаемой читателю книге из серии «История воронежского памятника» рассказано об обстоятельствах сооружения памятника Белому Биму, о жизненном и творческом пути замечательного писателя-земляка – Г. Троепольского, в творческом воображении которого родился трогательный образ преданной собаки, о воронежских скульпторах, давших вторую жизнь литературному Биму.

Памятники собакам – явление в мире довольно редкое. Их едва ли наберется около двух десятков, и их знают наперечет. Хотя за их верную и бескорыстную службу в течение тысячелетий человек мог бы быть и пощедрее на монументальные знаки внимания своему четвероногому другу и помощнику.

Памятник Белому Биму (В. И. Кононов, 2012)

В предлагаемой читателю книге из серии «История воронежского памятника» рассказано об обстоятельствах сооружения памятника Белому Биму, о жизненном и творческом пути замечательного писателя-земляка – Г. Троепольского, в творческом воображении которого родился трогательный образ преданной собаки, о воронежских скульпторах, давших вторую жизнь литературному Биму.

В предлагаемой читателю книге из серии «История воронежского памятника» рассказано об обстоятельствах сооружения памятника Белому Биму, о жизненном и творческом пути замечательного писателя-земляка – Г. Троепольского, в творческом воображении которого родился трогательный образ преданной собаки, о воронежских скульпторах, давших вторую жизнь литературному Биму.

Памятник Барри, Париж, Франция

Фото: Tommie Hansen/wikipedia.org

Знаменитый пес породы, впоследствии ставшей известной как сенбернар, в начале 19 века работал спасателем при монастыре Святого Бернара в Швейцарии, расположенном недалеко от опасного горного перевала, где часто бывали снежные бури. По легенде, Барри спас 40 человек и был убит 41-м спасенным, принявшим его за волка.

Памятник Барри была установлен в 1899 году напротив входа на кладбище собак под Парижем. Скульптура представляет собой собаку, на спине которой лежит ребенок, держащийся руками за ошейник. Внизу находится надпись: “Барри из Большого Сен-Бернара. Он спас жизнь сорока человек. Сорок первый убил его”.

Чучело Хатико можно увидеть в Национальном музее науки в Токио, также ему отведено почетное место на японском виртуальном кладбище домашних животных.

Напишите отзыв о статье “Памятник Белому Биму”

Памятник был установлен на проспекте Революции у театра кукол «Шут» в 1998 году [1] . Открытие памятника состоялось 5 сентября 1998 года во время праздника города.

За кадром фильма «Белый Бим Черное ухо»: Номинация на «Оскар» и трагическая судьба четвероногого актера

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Повесть «Белый Бим Черное ухо» стала самым известным произведением писателя Гавриила Троепольского. Впервые ее напечатали в 1971 г. в журнале «Наш современник», а через 3 года ее взялся экранизировать известный режиссер Станислав Ростоцкий. В главной роли он видел исключительно Вячеслава Тихонова, однако на тот момент он был занят в съемках другого проекта, и режиссеру пришлось ждать, пока он освободится. Тихонов сразу же согласился сыграть эту роль – ему уже тогда порядком надоел образ разведчика Штирлица, с которым все его ассоциировали. Но на протяжении трех лет постоянно возникали какие-то препятствия, которые мешали Ростоцкому приступить к съемкам. Целый год ушел на то, чтобы выбить у начальства деньги на дорогую иностранную пленку – иначе бы пришлось снимать под ослепительным и жарким светом софитов. И если актеры привыкли к таким условиям, собаку нельзя было обречь на такие мучения.

Больше всего проблем возникло с поиском «актера» на главную роль – нужно было не только подобрать собаку той же породы (шотландского сеттера), но и найти среди них ту, которая смогла бы справиться со всеми задачами на съемочной площадке. В итоге в фильме снялись две собаки – главным героем стал английский сеттер Стив, или Степка, а его «дублером» был Денди, который снялся всего в одной сцене – там, где лапа Бима застряла в железнодорожной стрелке.

В состав съемочной группы входил профессиональный дрессировщик, кинолог Виктор Сомов. Он очень высоко оценил работу Степки, о котором все говорили, будто он сам прочитал сценарий и всегда знал, что нужно делать в той или иной сцене. Вячеслав Тихонов рассказывал: « Мне нужно было за очень короткий срок подружиться со взрослой собакой. Причем не просто подружиться, а сделать так, чтобы у зрителей не оставалось никаких сомнений, что эта собака – моя. Задача непростая! Пес очень тосковал по своему хозяину, который сдал его на полтора года напрокат. Все старались: кто колбаской угостит, кто сосиской, кто сладостями. Значит, идти этим путем нельзя. И здесь помогла любовь к животным. Приходя на площадку, я первым делом стал гулять с собакой. Через некоторое время пес стал ждать меня. А когда начались сами съемки – он по всей студии искал меня и всегда находил. В фильме видно, что Бим относится ко мне как к хозяину, а я в кадре делаю вид, что совсем на него не обращаю внимания. Но я точно знал, что вот сейчас заверну за угол – и он помчится за мной ».

Учитывая то, что главным героем был четвероногий актер, многие сцены снимали без репетиций или же репетировали без Степки, а сцену снимали вместе с ним. А для того, чтобы собака показывала нужные «эмоции», с ней иногда поступали достаточно жестоко. Когда ее хозяина по сценарию забирала «скорая», пес должен был смотреть ему вслед с тоской и любовью, но «сыграть» это абсолютно невозможно. И после того, как Тихонов много дней подряд гулял со Степкой, и тот к нему уже привык, им несколько дней не разрешали видеться. Потом сцену отрепетировали без собаки, а в момент съемок Степку выпустили на съемочную площадку. И он вел себя так, будто действительно прощался с любимым хозяином.

Кинолог Виктор Сомов рассказывал: « Дело в том, что собаки не могут играть или что-то изображать. Они всегда правдивы в своих чувствах и поступках. Поэтому было необходимо, чтобы Бим истинно любил своего хозяина – артиста Вячеслава Тихонова. Привязать, влюбить в себя охотничью собаку в короткий срок можно только охотой. Для этого Тихонову пришлось значительное время провести с Бимом на охоте… Затем на короткое время их разлучили, и Бима на охоту не брали. Теперь момент встречи Бима с Тихоновым должен был выплеснуть все его собачьи чувства. Съемка была ответственной, так как второго дубля получить было невозможно. Сцену репетировали без Бима, и когда все было готово, впустили собаку. Как все получилось, вы видели на экране ».

Зрители настолько поверили этой истории, что многих актеров долгое время отождествляли с их героями. Больше всего не повезло актрисе Валентине Владимировой, сыгравшей безымянную героиню (ее называли в фильме просто «теткой»). По сценарию она была злой соседкой хозяина Бима, которая буквально довела его до гибели. Актриса сетовала: « После этого фильма со мной даже соседи перестали здороваться… Никто не думал, что фильм станет кассовым. И уж точно никто не думал, что у зрителей я навсегда останусь олицетворением этой злой тетки ». Однажды, когда герои фильма встречались со школьниками, ученики даже отказались с ней общаться.

Фильм действительно пользовался невероятным успехом у зрителей. В год выхода его признали лучшим фильмом года, согласно опросу читателей журнала «Советский экран», а в 1978 г. номинировали на «Оскар». Говорят, когда американцы смотрели картину, в сцене на железнодорожных путях они аплодировали стоя. Фильм получил главную премию на Международном кинофестивале в Карловых Варах, а позже режиссер Станислав Ростоцкий, оператор Вячеслав Шумский и актер Вячеслав Тихонов были удостоены Ленинской премии. А спустя еще 20 лет, в 1998 г. в родном городе писателя Троепольского – Воронеже – бел установлен памятник легендарному Биму.

К сожалению, судьба Степки сложилась трагически. Его хозяин часто отдавал своего пса «в аренду» на киностудию, а сам исчезал. За полтора года съемок в фильме «Белый Бим Черное ухо» он ни разу не навестил своего питомца. Собака так тосковала по своему хозяину, что едва не сорвала съемки. Но после их завершения эта история повторялась еще не раз. Говорят, в результате сердце пса не выдержало, и он умер, не выдержав очередной разлуки.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

В состав съемочной группы входил профессиональный дрессировщик, кинолог Виктор Сомов. Он очень высоко оценил работу Степки, о котором все говорили, будто он сам прочитал сценарий и всегда знал, что нужно делать в той или иной сцене. Вячеслав Тихонов рассказывал: « Мне нужно было за очень короткий срок подружиться со взрослой собакой. Причем не просто подружиться, а сделать так, чтобы у зрителей не оставалось никаких сомнений, что эта собака – моя. Задача непростая! Пес очень тосковал по своему хозяину, который сдал его на полтора года напрокат. Все старались: кто колбаской угостит, кто сосиской, кто сладостями. Значит, идти этим путем нельзя. И здесь помогла любовь к животным. Приходя на площадку, я первым делом стал гулять с собакой. Через некоторое время пес стал ждать меня. А когда начались сами съемки – он по всей студии искал меня и всегда находил. В фильме видно, что Бим относится ко мне как к хозяину, а я в кадре делаю вид, что совсем на него не обращаю внимания. Но я точно знал, что вот сейчас заверну за угол – и он помчится за мной ».

Памятник кошке Таузер, Крифф, Великобритания

Фото: flickr.com/Karen Bryan

Еще один мемориал в Шотландии увековечивает память кошки Таузер, прославившейся рекордным количеством пойманных мышей – почти 29 тысяч за 24 года жизни. Ее «трудовой подвиг» не остался незамеченным и был внесен «Книгу рекордов Гиннесса».

Кошка проживала на старейшей винокурне Glenturret, где производят самый популярный в Шотландии виски – The Famous Grouse («знаменитая куропатка»). Поскольку виски делается из отборного зерна, на предприятии всегда было много мышей, с которыми кошка Таузер успешно боролась.

Памятник красуется прямо перед винокурней, работники которой уверены, что своей ловкостью и долгожительством кошка обязана ежедневной порции молока с добавлением капли виски, а также алкогольным парам, которые ей ежедневно приходилось вдыхать.

За вклад в науку

Во многих городах мира установлены памятники подопытным животным, внесшим вклад в науку. Так, например, во дворе Санкт-Петербургского университета есть памятник подопытной кошке, а у здания Пастеровского института в Париже – памятник лягушке.

Сотрудники новосибирского Института цитологии и генетики РАН увековечили заслуги подопытных грызунов, установив в академгородке скульптуру мыши, «вяжущей» спицами спираль ДНК. Жители Сухуми, в свою очередь, отдали дань уважения обезьянам, участвовавшим в опытах при изучении человеческих болезней.

Еще в середине 30-х годов на Аптекарском острове в Санкт-Петербурге появился памятник подопытной собаке. Идея монумента принадлежит академику Павлову – тому самому, который прославился своими опытами на четвероногих.

Кошка проживала на старейшей винокурне Glenturret, где производят самый популярный в Шотландии виски – The Famous Grouse («знаменитая куропатка»). Поскольку виски делается из отборного зерна, на предприятии всегда было много мышей, с которыми кошка Таузер успешно боролась.

Много Гулливеров

Очень необычная скульптура Гулливера установлена на Университетской набережной в Северной столице. Этот удивительный объект появился в 2007 году. Памятник литературному герою Гулливеру обозначает воплощение относительности и бесконечности.

Выполнен в виде бесконечной череды Гулливеров из бронзы, которые уменьшаются в размерах, каждый из них в несколько раз меньше предыдущего. Необычный памятник создал скульптор Тимур Юсуфов.

Открытие монумента состоялось в апреле 2003 года. Среди гостей присутствовал внук чешского писателя. Найти скульптуру несложно. Достаточно добраться до станции метро «Купчино» и дойти до Балканской площадь со стороны северного входа в метро.

[flat_ab id="3"] Ссылка на основную публикацию