Где находится Место дуэли Лермонтова. Местоположение Места дуэли Лермонтова на карте Пятигорска и описание

История

Место дуэли Лермонтова в Пятигорске изначально было отмечено каменной пирамидкой со стихами поэта. Позднее, в честь 60-летия со дня рождения Михаила Юрьевича, на этом месте был установлен полукруглый памятник, украшенный венками. Тогда в центре памятника располагалась тумба с бюстом Лермонтова. Каждый год, 15 июля, вокруг памятника собирались люди, проходила панихида по поэту.

Со временем памятник пришел в негодность. К 100-летию Михаила Юрьевича было принято решение не восстанавливать устаревший монумент, а заново построить памятник. Но, из-за войны, памятник открыли только в 1915 году. Его авторами стали Б. М. Микешин (скульптор обелиска), Л. А. Дитрих и В. В. Козлов (скульпторы из Санкт-Петербурга, спроектировавшие ограду). Результатом стал тот самый памятник, который мы видим на фото места дуэли Лермонтова.

По свидетельствам современников, Лермонтов мог бы выжить. Но вооруженная встреча не афишировалась и проходила не по правилам. Так, по историческим свидетельствам удалось установить, что на месте проведения трагического события не было врача. Неизвестно по какой причине, отсутствовали секунданты со стороны поэта. Первым стрелял Мартынов. Он прострелил грудь Михаила Юрьевича. Секундант Мартынова отправился за доктором, но, из-за непогоды, не смог доставить врача. Великий поэт скончался на поляне, на месте дуэли.

Место дуэли М.Ю. Лермонтова

На северо-западном склоне Машука стоит одинокий памятник. Здесь погиб выдающийся поэт России Михаил Юрьевич Лермонтов.

15 июля 1841 года грозовым вечером на склоне Машука состоялась дуэль поручика М. Ю. Лермонтова с майором Н.С. Мартыновым. Решающий выстрел оборвал жизнь молодого поэта. Упав замертво на землю, Лермонтов оросил ее своей алой кровью.

  • Фото: предоставлено пятигорским краеведческим музеем
  • Фото: предоставлено пятигорским музеем краеведения
  • Фото: предоставлено пятигорским краеведческим музеем
  • Фото: Предоставлено пятигорским краеведческим музеем
  • Фото: предоставлено пятигорским Музеем краеведения

Место поединка никак не было отмечено. Почитателям творчества поэта пришлось разыскивать это место только спустя много лет. Пятигорские фотографы Г. И. Раев и А. К. Энгель в 1878 г. на поляне, где по мнению старожилов произошла дуэль, положили придорожный камень. Контрагент КМВ А. М. Байков, большой почитатель поэта, распорядился 15 июля 1881 г. установить из машукского камня скромный обелиск на этом месте высотой семьдесят сантиметров.

На нем была нанесена простая надпись, которая сообщала: «Михаил Юрьевич Лермонтов. 15 июля 1841».

В июне 1901 г., в преддверии 60-летия со дня гибели поэта, было принято решение на месте дуэли соорудить временный недорогой памятник по проекту, составленным главным архитектором КМВ И. И. Байковым. Вокруг первоначального обелиска установили оштукатуренное дощатое сооружение в виде полукруглой высокой ограды. Оно состояло из прямоугольных столбов, украшенных лепными рельефами и венками, и пятиметровой тумбы. На тумбу водрузили гипсовый бюст поэта, а на концах ограды установили металлические жертвенники с венками. На памятнике сделали надпись: «Здесь погиб на поединке Михаил Юрьевич Лермонтов. 15 июля 1841 года». 15 июля 1901 г. сооружение было открыто. Этот памятник простоял пять лет. За это время он сильно обветшал, и зимой 1907 года его разобрали. Решено было сделать новый обелиск из камня и бетона, но для этого нужны были средства.

Накануне 100-летия со дня рождения Лермонтова, в начале 1914 г., министерство, управлявшее Кавказскими Водами, предоставило средства для сооружения постоянного монумента в Пятигорске на месте дуэли. Был приглашен скульптор Б. М. Микешин. Памятник, изготовленный из светлого кисловодского доломита, был окончен весной 1915 г. Он напоминал, композиционно, надгробный обелиск А. В. Пастухова, поставленный на вершине Машука. Высота памятника 8,3 м. Темно-бронзовый барельефный портрет поэта помещен в круглой нише пьедестала. Лермонтов изображен в форме поручика Тенгинского пехотного полка. Стоящий на прямоугольном пьедестале строгий и высокий обелиск создан в классической форме «указующего перста», очень широко принятой в России в XVIII веке.

Приемной комиссией Управления КМВ были обнаружены дефекты памятника и предписано было их исправить, предложив также сделать ограду. Микешин, отказав, уехал из Пятигорска. Тогда дирекция Вод пригласила петербургских скульпторов В. В. Козлова и Л. А. Дитриха исправить изъяны и соорудить ограду. Ограда была сооружена со сидящими на углах каменными грифами и столбиками в виде пуль, соединенными цепями. По всей видимости, они должны были означать «мучительную смерть от огнестрельной раны».

Памятник открыли 15 июля 1915 г. без всяких торжественных мероприятий, ведь в это время шла война. Когда Б. М. Микешин увидел в журнале фотоснимки созданного им памятника, выступил с возражением против изменения задуманной им идеи. С возмущением он написал в Управление Вод об «антихудожествен ной и безобразной ограде, позорящей его, как автора памятника». Аллегорическая ограда, не смотря на возражение, была сохранена.

В день гибели поэта, каждый год на этом месте проводится поэтический митинг. Он собирает большое количество людей. Стоящий на месте дуэли М. Ю. Лермонтова монумент стал одним из лермонтовских мест. Само место дуэли до сих пор не известно и продолжаются поиски его точного местонахождения. Большинство лермонтоведов располагают его значительно дальше от города рядом с Перкальской скалой.

У поворота с проспекта Калинина на дорогу, по которой можно добраться к скорбному обелиску, стоят высокие каменные пилоны с трехчетвертными колоннами. На их вершине изображены арфа и раскрытая книга, созданные по проекту архитектора Б. П. Светлицкого в 1951г.

15 июля 1841 года грозовым вечером на склоне Машука состоялась дуэль поручика М. Ю. Лермонтова с майором Н.С. Мартыновым. Решающий выстрел оборвал жизнь молодого поэта. Упав замертво на землю, Лермонтов оросил ее своей алой кровью.

Убийство

Все видели, что Лермонтов не собирался стрелять. Когда противники сошлись у барьера, поэт опустил пистолет, говоря, что не намерен стреляться из-за пустяков.

Раздражённый Мартынов, для которого постоянные насмешки пустяком не являлись, отступать был не готов и предупредил бывшего приятеля, что, если тот не выстрелит, он убьёт его. Лермонтов стрелял вверх, в воздух.

Мартынов целился невероятно долго, настолько, что секунданты уже намеревались развести дуэлянтов. От меткого выстрела, прошедшего сквозь сердце и лёгкие, по свидетельству князя Васильчикова, Лермонтов упал и скончался на месте.

Отправленный за врачом и повозкой в Пятигорск князь Васильчиков вернулся только с последней – врач в такую погоду ехать за город отказался.

Человека, убитого на дуэли, приравнивали к самоубийце. Именно поэтому похоронить Лермонтова можно было только после получения разрешения от следственной комиссии.


Человека, убитого на дуэли, приравнивали к самоубийце. Именно поэтому похоронить Лермонтова можно было только после получения разрешения от следственной комиссии.

Последовательность увековечивания в архитектуре

Такое печальное историческое событие не могло остаться забытым. В первое время, место дуэли в Пятигорске было обозначено небольшой пирамидой из камня, где написаны стихи в память поэта. Позже, для чествования юбилейной даты, шестидесятилетия со дня рождения поэта, был установлен памятник, имевший форму полукруга с украшением из венков и рельефных деталей.

В середине находилась высокая тумба и бюст поэта. Архитектором этого проекта был И. И. Байков. Отрадно, что после открытия памятника, здесь ежегодно, 15 июля, собиралось большое количество людей: давались пожертвования, проводилась панихида. Но, не смотря на приток денег, памятник — год от года приходил в негодность.

После преодоления больших финансовых сложностей, проблемных ситуаций и продолжительных ремонтных работ, архитекторы Микешин и Дитрих создали проект, по которому памятник должен был состоять из обелиска и ограды.

Высота установленного в середине столба превышает 8 метров. Само сооружение выполнено из доломита и бронзы. По центру расположен бюст поэта, указаны годы жизни Лермонтова.

Ограда из бетонных столбиков напоминают образы пуль, они соединены между собой тяжелыми цепями. Четыре грифа по углам охраняют величественное произведение архитектуры. Памятник открыли в 1915 году, когда шла полным ходом Первая мировая война. Поэтому на месте дуэли собралось мало людей.


Туристы также обязательно посещают это красивейшее место. На дороге, ведущей к памятнику, уже с поворота их встречают каменные пилоны, на верхушке которых открытая книга и арфа, символ вдохновения. Этот архитектурный ансамбль был создан в 1951 году Б. П. Светлицким.

Как добраться (доехать) до места дуэли Лермонтова в Пятигорске

От курортного района Пятигорска, с его многочисленными санаториями, дойти до места дуэли можно минут за 40, по живописным горным склонам. От проспекта Калинина доедете на своем авто по асфальтированной дороге. Парковка большая. Место для авто всегда найдется.

Тем, кто едет общественным транспортом можно садится на маршрутку № 16; 112-а; 113; 113-а; 213 или 223-Б. До остановки «Место дуэли Лермонтова» идет 223-й автобус. Некоторые туристы добираются местной электричкой. От ж/д станции – 20 минут ходьбы.

Я бы рекомендовал такой маршрут:

  • Поднимаемся на гору Машук на канатной дороге (за 210 рублей в один конец).
  • С горы спускаемся пешком (около часа), подходя к «Воротам любви» нужно свернуть направо.

Полезные ссылки:

Место дуэли Лермонтова в Пятигорске недаром является одним из самых популярных туристических объектов. Среди всех достопримечательностей города эта пользуется огромным спросом. Особенно у ярых поклонников творчества поэта. Всем интересного и увлекательного отдыха!

Общественно-политическая газета

  • Vkontakte
  • Twitter
  • Facebook
  • Instagram
  • Youtube
  • Odnoklassniki
  • RSS

  • Главная
  • Новости
    • Политика
    • Общество
    • Право и закон
    • Образование
    • Культура
    • Медицина
    • Молодежь
    • Регион
    • Происшествия
    • Спорт
    • События
  • Анонсы
  • Фото
  • Газета
    • Пятигорская Правда
    • Бизнес Пятница
    • Редакционная колонка
  • Контакты
  • Гостевая книга

Другая причина заключалась в ином, более существенном обстоятельстве. Сейчас общим стало (даже в лермонтовской среде) мнение, что 15 июля 1841 г. у подножия Машука Мартынов стал убийцей гениального русского поэта. Если подходить непредвзято, для окружающих Лермонтов в то время был всего лишь поручиком Тенгинского пехотного полка, пишущим и иногда публикующим стихи и прозу.

Volvo XC70 Maverick (бродяга) › Бортжурнал › Грузинский вояж “Бродяги”. Часть 7. Пятигорск. Место дуэли М.Ю. Лермонтова, гора Машук, озеро Провал.

Часть 7. Дорога домой. Пятигорск. Место дуэли М.Ю. Лермонтова, гора Машук, озеро Провал.

Так как мы приехали в Пятигорск под вечер, решено было сходить в ближайшую «Пятерочку» купить продуктов на ужин и на дальнейшую дорогу.
Квартира находилась не очень далеко от места дуэли М.Ю. Лермонтова, утром решено было начать нашу прогулку именно с этого места. Точные координаты места дуэли Лермонтова: 44°03′32″ с.ш. 43°04′37″ в.д. Можно доехать на автобусе № 223 и маршрутных такси № 16, № 112а, № 113, № 113а, № 213, № 223Б. Остановка «Место дуэли Лермонтова». Из-за того, что дорога холмистая, многие добираться до места дуэли на такси.
В 20 минутах ходьбы от места дуэли находится железнодорожная станция «Лермонтовская», на которой останавливаются поезда «Кисловодск — Минеральные Воды».
Естественно, при таком многообразии выбора, мы пошли пешком. Подышать чистым горным воздухом и размяться.

Появившиеся в начале 18 века и официально запрещённые, дуэли всё же были чрезвычайно популярны как защита дворянской чести. Порядок их был закреплён дуэльным кодексом Франции, но он соблюдался отнюдь не полностью.
И хотя поединки эти приравнивались к уголовному преступлению, они случались часто. Отказ от них расценивался как малодушие и закреплял за отказавшимся ярлык труса, в случае если противники равны по социальному статусу, а также приводил к тому, что офицер, вызываемый на дуэль, должен подать в отставку. Так что цена в любом случае была высока.
Однако, приняв вызов, дуэлянты вполне могли разойтись мирно, если обидчик принёс извинения и признал свою неправоту. Ситуаций таких было множество. Как символ примирения, расценивался и выстрел в воздух.
18 февраля 1840 года состоялась дуэль М. Ю. Лермонтова с Э. де Барантом, за которую поэт был арестован и предан военному суду. Суд вынес решение о трёхмесячном содержании Лермонтова в крепости с последующим направлением в один из армейских полков. Но Николай I ограничил наказание ссылкой на Кавказ, в Тенгинский пехотный полк, сражавшийся с горцами на самом опасном участке военных действий. По пути к месту службы Лермонтов заехал в Пятигорск для лечения.
Здесь 15 июля 1841 года на северо-западном склоне горы Машук произошла дуэль между М.Ю. Лермонтовым и его бывшим однокашником по Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, а так же его партнером по фехтованию на эспандронах (тупая спортивная шпага) Н.С. Мартыновым.
Выходец из богатого рода, майор в отставке, двоюродный брат писателя М. Загоскина, знаменитого своими историческими романами, прекрасно образованный, начитанный и с молодых лет пишущий стихи и прозу, Николай Соломонович Мартынов устал терпеть колкие и язвительные насмешки в свой адрес от острого на язык поэта.
Он многократно просил Лермонтова, который при любом удобном случае отпускал в адрес отставного майора неприятные замечания, перестать подшучивать над ним и говорить о нём нелицеприятные вещи. Особенно в обществе дам, вниманием одной из которых он очень дорожил. Последней каплей стали событие произошедшее в доме Верзилиных вечером 13 июля 1841 г.
Князь Трубецкой музицировал. В другом конце гостиной, сидя на диване, Лермонтов разговаривал с Эмилией Александровной, дочерью супруги Верзилина от первого брака. Неподалёку беседовали Мартынов и Надежда Петровна Верзилина, общая дочь супругов Верзилиных. Рыжеволосая красавица, она нравилась обоим будущим противникам. Надо сказать, что Мартынов был очень щепетилен во внешности и крайне утрировал вкусы обитателей гор. За это товарищи неоднократно посмеивались над ним. И в этот раз он был одет как настоящий горец: в черкесский костюм, дополненный большим кинжалом.
Лермонтов иронично заметил своей собеседнице, что ей нужно быть осторожной, общаясь с этим страшным горцем. Шутка, адресованная девушке, по роковой случайности прозвучала на весь зал, так как именно в этот момент князь Трубецкой остановил игру. Все рассмеялись.
Но быть посмешищем, особенно в глазах милой сердцу Надежды Петровны, Мартынову не хотелось. Он вышел из себя и резко произнёс, что больше терпеть насмешки Лермонтова не будет.
Вечер был закончен. Выйдя из дома, Лермонтов не спешил извиняться, а Мартынов был в бешенстве. Итогом их возбуждённого разговора, свидетелей которого нет, стал вызов поэта на дуэль.
Последняя дуэль.
Небольшая поляна, находившаяся в четырех километрах от Пятигорска, была выбрана для проведения поединка. Погода была ужасная. По воспоминаниям очевидцев, буря грохотала и скорбно выла, гром оглушительно гремел, а молния ослепительно сверкала.
По условиям дуэли стрелялись на расстоянии пятнадцати шагов. До трёх выстрелов. Должны были присутствовать секунданты с обеих сторон, экипаж, врач. Двух последних, однако, не было. Помешала непогода.
Убийство, а не дуэль.
Все видели, что Лермонтов не собирался стрелять. Когда противники сошлись у барьера, поэт опустил пистолет, говоря, что не намерен стреляться из-за пустяков.
Раздражённый Мартынов, для которого постоянные насмешки пустяком не являлись, не готов был отступать и предупредил бывшего приятеля, что, если тот не выстрелит, он убьёт его. Лермонтов стрелял вверх, в воздух.
Мартынов целился невероятно долго, настолько, что секунданты уже намеревались развести дуэлянтов. От меткого выстрела, прошедшего сквозь сердце и лёгкие, по свидетельству князя Васильчикова, Лермонтов упал и скончался на месте.
Отправленный за врачом и повозкой в Пятигорск князь Васильчиков вернулся только с повозкой – врач в такую погоду ехать за город отказался.
17 июля 1841 года тело поэта захоронили на Пятигорском кладбище. В то время, человека, убитого на дуэли, приравнивали к самоубийце. Именно поэтому похоронить Лермонтова можно было только после получения разрешения от следственной комиссии. Это объясняет такой большой интервал.
Гроб несли четыре человека, каждый из которых – непреднамеренно – представлял полк, где Лермонтову довелось служить: Нижегородский драгунский, Тенгинский пехотный, Лейб-гусарский и Гродненский гусарский.
Через 8 месяцев тело Лермонтова было предано родной земле. По просьбе бабушки поэта, Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, император разрешил перевезти прах в свинцовом гробу и захоронить его в семейном склепе, рядом с матерью и дедом, в родовом имении Тарханы. Место это с 23 апреля 1842 г. стало объектом упокоения русского поэта.
Изначально место дуэли никак не было обозначено. Почитатели творчества Лермонтова разыскали его спустя почти сорок лет после поединка. Руководствуясь мнением старожилов о месте дуэли, в 1878 г. пятигорские фотографы Г.И. Раев и А.К. Энгель положили придорожный камень на поляне.

Так как мы приехали в Пятигорск под вечер, решено было сходить в ближайшую «Пятерочку» купить продуктов на ужин и на дальнейшую дорогу.
Квартира находилась не очень далеко от места дуэли М.Ю. Лермонтова, утром решено было начать нашу прогулку именно с этого места. Точные координаты места дуэли Лермонтова: 44°03′32″ с.ш. 43°04′37″ в.д. Можно доехать на автобусе № 223 и маршрутных такси № 16, № 112а, № 113, № 113а, № 213, № 223Б. Остановка «Место дуэли Лермонтова». Из-за того, что дорога холмистая, многие добираться до места дуэли на такси.
В 20 минутах ходьбы от места дуэли находится железнодорожная станция «Лермонтовская», на которой останавливаются поезда «Кисловодск — Минеральные Воды».
Естественно, при таком многообразии выбора, мы пошли пешком. Подышать чистым горным воздухом и размяться.

Место дуэли Лермонтова

раздел: Места #теги: лермонтов место дуэли посещение: свободное

Многие места Пятигорска неразрывно связаны с именем и творениями великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. И, конечно, место трагической гибели поэта – одна из самых известных достопримечательностей города…

Сегодня никто не знает точно, где происходил поединок поручика Лермонтова и майора Мартынова. Существует множество версий этого события, но истину установить уже невозможно. Даже в документах следственной комиссии место гибели поэта никак не обозначено. Мистики добавляет и характер ранения. Пуля пробила оба лёгких, сердце и вышла в районе шеи. Такое могло быть, только если стрелявший лежал у ног Лермонтова. В советское время существовала версия, что в поручика стрелял не Мартынов (с которым поэт был дружен), а кто-то третий. Правды мы, наверное, не узнаем никогда. Друг и секундант Лермонтова князь Васильчиков сказал: “Я не открою правды, пока её не расскажет Мартынов”. Значит, существует какая-то информация, до сих пор неизвестная нам.

По записям очевидцев, в момент выстрела раздался мощный громовой раскат и начался сильнейший ливень. Тело Лермонтова не могли вывезти несколько часов, – извозчики отказывались ехать в ненастную погоду к месту дуэли.

В 1878 году на предполагаемом месте гибели поэта фотографы Энгель и Раев установили камень. Первый памятник появился только через сорок лет после рокового события – в 1841 году. Это был обелиск высотою 70 см, высеченный из машукского камня.

Многие места Пятигорска неразрывно связаны с именем и творениями великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. И, конечно, место трагической гибели поэта – одна из самых известных достопримечательностей города…

Сегодня никто не знает точно, где происходил поединок поручика Лермонтова и майора Мартынова. Существует множество версий этого события, но истину установить уже невозможно. Даже в документах следственной комиссии место гибели поэта никак не обозначено. Мистики добавляет и характер ранения. Пуля пробила оба лёгких, сердце и вышла в районе шеи. Такое могло быть, только если стрелявший лежал у ног Лермонтова. В советское время существовала версия, что в поручика стрелял не Мартынов (с которым поэт был дружен), а кто-то третий. Правды мы, наверное, не узнаем никогда. Друг и секундант Лермонтова князь Васильчиков сказал: “Я не открою правды, пока её не расскажет Мартынов”. Значит, существует какая-то информация, до сих пор неизвестная нам.

По записям очевидцев, в момент выстрела раздался мощный громовой раскат и начался сильнейший ливень. Тело Лермонтова не могли вывезти несколько часов, – извозчики отказывались ехать в ненастную погоду к месту дуэли.

В 1878 году на предполагаемом месте гибели поэта фотографы Энгель и Раев установили камень. Первый памятник появился только через сорок лет после рокового события – в 1841 году. Это был обелиск высотою 70 см, высеченный из машукского камня.

К шестидесятилетию смерти М.Ю. Лермонтова в 1901 году по проекту главного архитектора КМВ И. И. Байкова в первоначальный памятник были внесены дополнения. Из досок соорудили полукруглую ограду. Она состояла из пятиметровой тумбы и столбов, украшенных лепными венками. В центре стоял бюст поэта, отлитый из гипса (скульптор Л.А. Шодкий). По краям ограды были укреплены металлические жертвенники. Памятник был похож на мавзолей с жертвенным алтарём. Правда, простоял он недолго, всего пять лет. Зимой 1907 года, из-за сильных морозов он сильно обветшал, и вскоре неизвестные вандалы довершили разрушение.

Работа над новым памятником была поручена скульптору Б.М. Микешину. Памятник собирались открыть к столетнему юбилею со дня рождения М.Ю. Лермонтова, в июле 1914 года. К сожалению, успеть в срок не удалось. Памятник открыли только в следующем, 1915 году без особенных торжеств, ведь в это время шла первая мировая война.

Обелиск из светлого кисловодского доломита окружают каменные столбы, выполненные в виде пуль и соединённые между собой цепью; по углам установлены каменные грифы. По проекту Микешина этой ограды быть не должно. Её символизм изменил изначальный замысел архитектора, но ограда осталась по решению заказчика.

Грифы символизируют птиц-могильщиков, ожидающих свою добычу, а пули напоминают нам, что поэт погиб на дуэли. Хотя, трактуют эту ограду и иначе. Стоит обратить внимание, что со стороны обелиска фигуры грифов напоминают жандармов в шинелях и надвинутых на глаза фуражках.

Именно к этому памятнику сегодня приезжают туристические экскурсии. У пятигорских молодоженов сложилась традиция приезжать и возлагать цветы к памятнику в день свадьбы. Возле Памятника разбит небольшой уютный сквер с множеством удобных лавочек. Рядом проходят несколько терренкурных маршрутов, в том числе и дорога вокруг горы Машук.

Сегодня никто не знает точно, где происходил поединок поручика Лермонтова и майора Мартынова. Существует множество версий этого события, но истину установить уже невозможно. Даже в документах следственной комиссии место гибели поэта никак не обозначено. Мистики добавляет и характер ранения. Пуля пробила оба лёгких, сердце и вышла в районе шеи. Такое могло быть, только если стрелявший лежал у ног Лермонтова. В советское время существовала версия, что в поручика стрелял не Мартынов (с которым поэт был дружен), а кто-то третий. Правды мы, наверное, не узнаем никогда. Друг и секундант Лермонтова князь Васильчиков сказал: “Я не открою правды, пока её не расскажет Мартынов”. Значит, существует какая-то информация, до сих пор неизвестная нам.

Где находится Место дуэли Лермонтова. Местоположение Места дуэли Лермонтова на карте Пятигорска и описание

На северо-западном склоне Машука у окружной дороги находится печальный памятник, в окрестностях того места, где погиб великий поэт России.

Поединок поручика М. Ю. Лермонтова с майором Н. С. Мартыновым на склоне Машука состоялся ненастным вечером 15 июля 1841 года. Роковой выстрел оборвал «целую бездну гениальных творений», и молодой поэт замертво пал на землю, оросив ее своей горячей кровью. Следственная комиссия приезжала на место поединка, но никак его не отметило. Спустя долгие годы почитателям поэта пришлось разыскивать его вновь. В 1878 г. пятигорские фотографы А. К. Энгель и Г. И. Раев положили придорожный камень на поляне, где, по словам старожилов, произошла дуэль. По распоряжению большого почитателя Лермонтова, контрагента КМВ А. М. Байкова, 15 июля 1881 г. здесь был установлен скромный обелиск из машукского камня высотой в аршин (70 см). Скупая надпись на нем гласила «Михаил Юрьевич Лермонтов. 15 июля 1841». Позднее некая В. Козлова начертала на обелиске свое признание в любви к поэту. Стали появляться первые проекты памятника.

В июне 1901 г., в канун 60-летия гибели поэта, местная Комиссия по чествованию памяти М. Ю. Лермонтова решила соорудить недорогой временный памятник на месте дуэли по проекту главного архитектора КМВ И. И. Байкова. За три недели вокруг первоначального обелиска установили дощатое оштукатуренное сооружение в виде высокой полукруглой ограды, состоящей из пятиметровой тумбы и прямоугольных столбов, украшенных лепными венками и рельефами. На тумбе стоял гипсовый бюст поэта, изваянный скульптором Л. К. Шодким. На концах ограды были установлены металлические жертвенники с венками. На памятнике имелась надпись: «Здесь погиб на поединке Михаил Юрьевич Лермонтов. 15 июля 1841 года. 1901 г.». Сооружение, производившее впечатление мавзолея со священным алтарем, было открыто 15 июля 1901 г. В этот день здесь ежегодно стала проводиться гражданская панихида. Надеялись вскоре собрать достаточную сумму пожертвований и повторить этот памятник из бетона, камня и металла. Через пять лет деревянный памятник обветшал, а холодной зимой 1907 г. неизвестные варвары разрушили его. К очередному юбилею (15 июля) по рисунку ваятеля Л. Шодкого был поставлен новый дощатый постамент в виде пятиметрового обелиска с прежним бюстом наверху. Это временное сооружение стали разбирать по окончании сезона и собирать в начале лета. Управление Вод вместе с Пятигорской городской думой продолжало искать возможность возведения постоянного памятника Лермонтову на месте дуэли, сбор средств на который шел очень медленно.

В начале 1914 г., в канун 100-летия со дня рождения Лермонтова, министерство, управлявшее Кавказскими Водами, выделило средства для сооружения в Пятигорске постоянного монумента на месте дуэли и пригласило скульптора Б. М. Микешина, по проекту которого тогда в Петербурге возводился лермонтовский памятник у Кавалерийского училища. Согласно договору с Дирекцией Вод скульптор обязался сдать монумент в июле 1914 г. Но по вине подрядчиков новый памятник из светлого кисловодского доломита был готов только весной 1915 г. Композиционно он напоминал надгробный обелиск А. В. Пастухова на вершине Машука.

Высокий и строгий обелиск на прямоугольном пьедестале имеет классическую форму «указующего перста», широко распространенную в России XVIII века. В круглой нише пьедестала помещен барельефный темно-бронзовый портрет поэта в форме поручика Тенгинского пехотного полка. Высота памятника – 8,3 м.

Однако приемная комиссия Управления КМВ обнаружила дефекты памятника и потребовала от скульптора их исправления, а также предложила сделать ограду. Ответив отказом, Микешин демонстративно уехал из Пятигорска. Тогда дирекция Вод пригласила работавших на отделке Ессентукской грязелечебницы петроградских скульпторов Л. А. Дитриха и В. В. Козлова исправить дефекты памятника и дополнить его оградой. Они соорудили ограду: столбики с цепями и на углах каменные фигуры грифов. Ограда имела самостоятельное значение. Каменные столбики в виде пуль, тяжелые металлические цепи и громадные ожидающие добычи грифы («птицы-могильщики») должны были, видимо, символизировать «мучительную смерть от огнестрельной раны».

Памятник был открыт 15 июля 1915 г. без особых торжеств, т. к. в это время шла тяжелая война. Автор проекта Б. М. Микешин, увидев фотоснимки своего памятника в журнале, выступил с протестом против искажения задуманной им идеи обелиска. Он возмущенно написал в Управление Вод об «антихудожественной и безобразной ограде, позорящей его, как автора памятника». Несмотря на протест, аллегорическая ограда была сохранена.

Обелиск на месте дуэли М. Ю. Лермонтова является замечательным украшением одного из самых дорогих лермонтовских мест, где каждый год в день гибели поэта проводится многолюдный поэтический митинг. До сих пор продолжаются поиск точного места дуэли. Лермонтоведы считают, что «истинное» место дуэли находится гораздо дальше от города, где-то у Перкальской скалы. Если научные исследования позволят в будущем более точно установить место дуэли, то знаменитый обелиск будет, вероятно, перенесен на новое место.

Место поворота с автомагистрали (пр. Калинина) на дорогу, ведущую к скорбному обелиску, отмечено высокими каменными пилонами с трехчетвертными колоннами, на вершине которых изображены арфа и раскрытая книга. Они созданы в 1951г. по проекту зодчего Б. П. Светлицкого.

Поединок поручика М. Ю. Лермонтова с майором Н. С. Мартыновым на склоне Машука состоялся ненастным вечером 15 июля 1841 года. Роковой выстрел оборвал «целую бездну гениальных творений», и молодой поэт замертво пал на землю, оросив ее своей горячей кровью. Следственная комиссия приезжала на место поединка, но никак его не отметило. Спустя долгие годы почитателям поэта пришлось разыскивать его вновь. В 1878 г. пятигорские фотографы А. К. Энгель и Г. И. Раев положили придорожный камень на поляне, где, по словам старожилов, произошла дуэль. По распоряжению большого почитателя Лермонтова, контрагента КМВ А. М. Байкова, 15 июля 1881 г. здесь был установлен скромный обелиск из машукского камня высотой в аршин (70 см). Скупая надпись на нем гласила «Михаил Юрьевич Лермонтов. 15 июля 1841». Позднее некая В. Козлова начертала на обелиске свое признание в любви к поэту. Стали появляться первые проекты памятника.

Лермонтов. Место дуэли

Когда в душный предгрозовой час 15(27) июля 1841 года у подножия Машука прогремел выстрел, оборвавший жизнь Михаила Юрьевича Лермонтова, ни двадцатипятилетний отставной майор Мартынов, хладнокровно разрядивший кухенрейтер в своего давнего товарища, ни четверо других участников дуэли не могли даже помыслить о том, что ими погублен великий национальный поэт России. Ни один из них не дал себе труда приметить место убиения, ибо ни один не в состоянии был даже допустить мысль, что это место может стать священным для каждого совестливого россиянина. Их, называвших себя друзьями Лермонтова, хватило лишь на то, чтобы сокрыть правду об обстоятельствах дуэли, связать себя словом «не говорить никому ничего другого кроме того, что будет показано на формальном следствии».

Итог известен. За 170 с лишним лет никому из многочисленных исследователей так и не удалось приоткрыть полог тайны и узнать, что же произошло в тот роковой вторник в седьмом часу пополудни. Тайну верно хранит и само место дуэли. Многие десятилетия почитатели таланта Лермонтова совершают паломничество к известному монументу в окрестностях Пятигорска и далеко не все знают, что установлен он совсем не на том месте, где пролилась кровь поэта.

Гениями становятся после смерти. В этом правиле, пожалуй, только Пушкин был исключением. Он погиб, находясь в зените славы, общепризнанным первым поэтом России. Немилосердная судьба отвела Лермонтову для активной работы в литературе всего лишь четыре с небольшим года. Включая офицерскую службу, ссылки, войну. Но и при всем этом он совершил то, чего не удалось больше никому – довел свое поэтическое творчество до мировых вершин. Впрочем, при его жизни понять это было дано очень немногим. А жестокая судьба продолжала преследовать поэта и после гибели – то умалчиванием, то необоснованными обвинениями. И всегда – ложью и клеветой.

Почти четыре десятилетия существовал то ли официальный, то ли молчаливый запрет на биографию Лермонтова. О его жизни, а особенно о кончине никто не решался написать ни слова, ибо отношение властей к поэту было хорошо известно. Император Николай Павлович, этот, по выражению Ф.И.Тютчева, «Дон Кихот самодержавия», еще пуще надменные царедворцы, «жадною толпой стоящие у трона», не могли простить поэту праведно-гневных, обличительных стихов. Серый лицом карлик, так и не научившийся сносно говорить по-русски, но руководивший «наружной российской политикой» (Юрий Тынянов) Карл-Роберт Нессельроде, верховный жандарм и «бестолковый царедворец» А. X. Бенкендорф, великий мастер служебных злоупотреблений генерал Главного штаба П. А. Клейнмихель. Эти и иже с ними личности готовы были делать все возможное, чтобы само имя Лермонтова вытравить из памяти народной. Но что земная, даже будь она царственной, власть в сравнении с властью гения! Слава поэта росла, ширилась год от года, его произведения расходились в огромных рукописных и печатных экземплярах. Постепенно имя Лермонтова заняло достойное место среди выдающихся деятелей русской культуры, а периодически появляющиеся все новые факты его биографии начали становиться общественно-значимыми для миллионов сограждан. Более того в 1881 году, к 40-летию гибели поэта, власти даже инициировали создание особой комиссии для определения и увековечивания места давней дуэли.

Председателем комиссии был назначен вице-губернатор Терской области Г. X. Якобсон. На комиссию возложили непростую задачу: «через опрос сведущих людей и собрание надлежащих данных прийти к заключению о месте, где был убит поэт, и затем местность эту снять на план, определить пункт для постановки жертвуемого креста с оградою».

Комиссия отнеслась к возложенной на нее миссии в высшей степени добросовестно. Были соответствующие обращения в архивы, письма к родственникам поэта, настойчивые поиски очевидцев событий сорокалетней давности. К сожалению, к тому времени в живых осталось лишь двое, заслуживающих внимания свидетелей: пятигорский мещанин Евграф Чалов, сопровождавший на своих лошадях секундантов А. Столыпина (Монго) и А. Васильчикова к месту дуэли (подчеркнем: только по его собственным показаниям, которые больше ничем и никем не подтверждалось), и его земляк Иван Чухнин – младший брат Кузьмы Чухнина, бывшего дворового кучера, которому выпала скорбная участь довезти бездыханное тело Лермонтова до дома Чиляева, где поэт и Столыпин снимали квартиру. В период работы комиссии Чалову шел 72 год, Чухнину было 64 года. Многое забылось, растворилось в памяти. Их сведения не во всем совпадали. Комиссия пришла «к заключению, что место дуэли, указанное Чаловым, более вероятное, так как он сам был очевидцем дуэли; видел место днем и после того много раз бывал на этом месте. Чухнин же сам не был очевидцем дуэли; брат его Кузьма, везший тело Лермонтова ночью, легко мог в следующие дни ошибиться точным определением места, тем более, что по словам Ивана Чухнина, когда они приехали на 3-й день на место, указанное Кузьмою Чухниным, то на поляне никаких признаков дуэли не осталось. Место это впрочем находится на близком расстоянии от указанного Чаловым, что еще более подтверждает показание сего последнего».

«Протокол Комиссии по определению места дуэли поэта М.Ю.Лермонтова близ Пятигорска», откуда взят выше приведенный отрывок, был утвержден 22 сентября 1881 года начальником Терской области генерал-адъютантом А.П.Свистуновым. В том же году на площадке, указанной Чаловым, был установлен каменный пирамидальный обелиск.

К 60-летию со дня гибели поэта его почитатели решили увековечить место дуэли более внушительным памятником. Был объявлен конкурс на лучший проект и сбор для этих целей народных средств. Победил проект архитектора И. И. Байкова. В июле 1901 года памятник был торжественно открыт. Он представлял собой гипсовый бюст на постаменте с примыкающей к нему 13-метровой балюстрадой. Но уже через шесть лет из-за нестойкости материала сооружение пришлось разобрать. Только в 1915 году на этом месте появился новый памятник скульптора Б. М. Микешина – обелиск, выполненный из кисловодского песчаника с бронзовым бюстом поэта в круглой нише.

А через несколько лет в архиве канцелярии шефа III жандармского отделения обнаружился документ, вызвавший сенсацию среди лермонтоведов. Это был акт, составленный следственной комиссией на второй день после дуэли. В акте – подробное описание места дуэли.

«Это место отстоит на расстоянии от города Пятигорска верстах в четырех, на левой стороне горы Машухи, при ее подошве. Здесь пролегает дорога, ведущая в немецкую Николаевскую колонию. По правую сторону дороги образуется впадина, простирающаяся с вершины Машухи до самой ее подошвы; а по левую сторону дороги впереди стоит небольшая гора, отделившаяся от Машухи. Между ними проходит в колонию означенная дорога. От этой дороги начинаются первые кустарники, кои, изгибаясь к горе Машухе, округляют небольшую поляну. Тут-то поединщики избрали место для стреляния».

Стало очевидным: знаменитый мемориал, установленный, как значится в многочисленных источниках, на месте гибели поэта, никакой стороной не вписывается в ту местность, которую в действительности избрали поединщики. Ну а где же настоящее место дуэли? Этот вопрос вновь встал тогда в полный рост и уже целый век волнует почитателей поэта. Предпринимались неоднократные попытки найти его и увековечить, восстановив таким образом историческую истину и справедливость, однако содержащегося в найденном документе описания местности недостаточно, чтобы осуществить задуманное, не совершив еще оной ошибки. Но проблема не только в этом.

Многолетний сотрудник Пятигорского музея «Домик Лермонтова» С. И. Недумов (именно ему посчастливилось обнаружить акт следственной комиссии), опубликовавший более сотни исследовательских работ о Лермонтове, разыскал, как сообщалось в печати, место гибели поэта, но так и не добился официального признания результатов своего исследования. Причины самые банальные: российским и местным властям не было и нет дела до Лермонтова.

Недумов умер в 1963 году, ничего не доказав, ничего не добившись. Да что Недумов! Имеющий немалый политический вес и общественный авторитет А.Т.Твардовский, мечтавший о том, чтобы еще к 150-летию со дня рождения Лермонтова были решены и вопрос о реальном месте дуэли, и «вопросы капитального порядка», не дождался этого. Можно назвать еще десятки более или менее известных фамилий людей, которые в разное время пытались как-то сдвинуть дело с мертвой точки. И каждый раз их усилия оставались тщетными.

Пусть не покажется в данном контексте это верхом нескромности, но делал такую попытку и я – к 150-летие со дня гибели поэта – в военном еженедельнике «Сын Отечества», приложении газеты Министерства обороны «Красная звезда». Напомню читателем, что это был 1991 год – время нашей общей эйфории и радужных, но абсолютно пустых надежд. Являясь заместителем редактора еженедельника, курируя в нем вопросы истории, культуры, искусства и проч., с наивностью, свойственной лейтенанту, в крайнем случае, капитану, но никак не полковнику, я уверовал в то, что мне вполне под силу за предъюбилейные печальные лермонтовские месяцы сделать, наконец, то, что давно нужно было сделать. Объединить усилия энтузиастов, музейных специалистов, работников Министерства культуры и с помощью местных органов власти общими силами создать специальную комиссию, способную на основании проведенных в разное время исследований определить и узаконить место дуэли. С публикацией об этом и обратился через еженедельник к официальным лицам и общественности, в том числе к военнослужащим и лично министру обороны Маршалу Советского Союза Д.Т.Язову.

Почему к военнослужащим? По имеющимся данным, которые, безусловно, надо неоднократно проверить и лучше всего с привлечением военных топографов, искомое место находится (точнее будет сказать, находилось почти полтора десятка лет назад) на заповедном, не тронутом цивилизацией участке подножия Машука, где со всех сторон нависают деревья да хозяйничают птицы. Увековечить его надо так, чтобы оставить окружающее в первозданном виде. Можно ли это сделать без подъездных дорог, без тяжелой техники, ничего не перепахивая, не ломая? Можно, если за дело возьмутся военные строители, если они, используя уникальные технические возможности, будут действовать не столько по приказу, сколько по душевному устремлению, ведомые любовью к великому поэту и храброму офицеру. Чрезмерных усилий строительство не потребует. А средства. Они, как представлялось, не слишком большие. Неужели же не найдутся в Отечестве меценаты, отзывчивые, щедрые люди? Неужели не откликнутся, не помогут? Так или примерно так говорилось в публикации, адресованной командованию Северо-Кавказского военного округа, курсантам ставропольских военных училищ, министру обороны.

Официальной реакции на публикацию, однако, не последовало. Ничего не дали обращения и телефонные звонки к военным, к разного рода чиновникам, общественным организациям и иным инстанциям. Нет, прямых отказов не было. Напротив, идеи, предложения находили, вроде бы, полную поддержку. Намечались какие-то планы, кому-то давались поручения, согласовывались и утрясались вопросы. Но в итоге выяснялось, что нет специалистов, «в полной мере владеющих проблемой», что Лермонтовская комиссия после смерти ее председателя Сергея Баруздина распалась и прекратила существование, что документы, касающиеся места дуэли, разрозненны, противоречивы, что они являются собственностью энтузиастов-одиночек, а не государственных организаций, что совершенно неясно, кто именно должен и на основании каких циркуляров всем этим заниматься. И потянулась наша родимая уныло-бесконечная волынка.

Потом грянул август 91-го, разваливший страну и общество, пошли замены лозунгов и жизненных приоритетов; государственно-чиновничья и партийная номенклатура, резво развернувшись в обратную сторону и приняв лик демократов, усердно принялась за строительство светлого капиталистического будущего. До Лермонтова ли кому было, до его ли посмертной судьбы?!
А читательские отклики на публикацию продолжали поступать: письма, открытки, телефонные звонки. Их авторы сопереживали, советовали, возмущались, предлагали посильную помощь. Среди них были и те, кто сам занимался этой проблемой многие годы.

Архитектор из Днепропетровска В.А.Щербаченко несколько десятков лет исследовал тему гибели Лермонтова. Кстати, он не только архитектор, но еще и художник, и, что в данном случае особенно важно, геодезист-маркшейдер. Судя по письму, Щербаченко еще в 1963 году впервые в истории розыска места дуэли Лермонтова выполнил топографическую съемку местности. Изыскания привели к Волчьей балке. Построенные с помощью теодолита поперечные профили балки позволили выявить в зарослях орешника и бузины шесть старых затерянных дорог. Только одна из этих дорог вела в ту самую Николаевскую колонию (ныне поселок Иноземцево), которая упоминается в акте обследования места дуэли. Потом начался поиск площадки – той единственной из многих, которая должна быть в длину не менее 15 метров и иметь к северу уклон, равный 6,3 градуса. И площадка, отвечающая всем заданным условиям, была разыскана.

Если читатель думает, что уникальными исследованиями Щербаченко заинтересовались власть предержащие от культуры, то он глубоко заблуждается. Результаты исследований остались невостребованными. Определенную роль в этом сыграл тогда Ираклий Андроников.

«Ираклий Луарсабович в письме ко мне обещал пригласить меня с докладом о результатах проведенных мною исследований на лермонтовскую научную конференцию, посвященную проблемам установления места дуэли, но не сдержал слова, – писал в редакцию Щербаченко. – Сколько, если судить по публикациям, ученые-теоретики поломали копий на той конференции! Одни утверждали, что место снесено при прокладке кольцевой дороги, другие – что оно заросло непроходимым кустарником и его уже невозможно отыскать, третьи – что нужно привлекать топографов и с их помощью начинать серьезные исследования местности. Андроников же сидел и молчал. А мог бы встать и сказать: «Товарищи! Зачем тратить время на споры. Топографические изыскания уже выполнены лермонтоведом-любителем В. А. Щербаченко. Он заснял Волчью балку, ощупал там каждую полянку и в результате нашел не только место, но и точку, где стоял поэт. Давайте заслушаем его и решим, насколько точны и научно обоснованы его выводы».
Да, мог бы сказать, но промолчал, похоронив дело неизвестно до каких времен. Ведь без его милостивейшего разрешения ни один редактор не принимал статью о Лермонтове. А Андроников был монополист, маленький Сталин в лермонтоведении. »

Почти в одно время с публикацией в «Сыне Отечестве» на тему место дуэли Лермонтова выступила и газета по своей тематике не очень близкая к литературе и лермонтоведию – «Новая строительная газета». В трех номерах кряду, в каждом размером в газетную полосу, она опубликовала обстоятельные изыскания того же В.А.Щербаченко. И снова – в ответ тишина. И снова это никого не заинтересовало.

А в следующем году будет уже 175-летие печальной дуэли. Не нужно быть пророком, чтобы предугадать – ничего, абсолютно ничего не изменится. Такие мы люди, уточним – русские люди, увы.

***
На предполагаемом месте дуэли М. Ю. Лермонтова наши дореволюционные предки трижды возводили памятники. И не их вина в том, что строили не в нужном месте. Наши деды и отцы за всю послереволюционную историю ничего не сделали, чтобы исправить ошибку. И мы с вами пока не помышляем об этом. Нас хватает на все: на политические распри и междоусобные бойни, на конкурсы красоток и ослепительные шоу, на показушные помпезные «стройки века» и мутные потоки бездарно-детективно-эротической литпродукции. Неужели нас так и не хватит на то, что мы должны, что по элементарным понятиям чести и долга обязаны сделать для великого поэта и гражданина Государства Российского?!

Стало очевидным: знаменитый мемориал, установленный, как значится в многочисленных источниках, на месте гибели поэта, никакой стороной не вписывается в ту местность, которую в действительности избрали поединщики. Ну а где же настоящее место дуэли? Этот вопрос вновь встал тогда в полный рост и уже целый век волнует почитателей поэта. Предпринимались неоднократные попытки найти его и увековечить, восстановив таким образом историческую истину и справедливость, однако содержащегося в найденном документе описания местности недостаточно, чтобы осуществить задуманное, не совершив еще оной ошибки. Но проблема не только в этом.

Лермонтовские места в Эммануэлевском парке

Любил гулять Лермонтов и по только что созданному Эммануэлевскому парку. Его тенистые аллеи, гроты, беседки и смотровые площадки также нашли свое отражение в «Княжне Мэри». При подъеме в Эммануэлевский парк от Академической галереи мы выходим к Гроту Лермонтова. Поэт любил сидеть здесь и любоваться открывающимися панорамными видами. Не зря, наверное, именно около этого грота, названного теперь именем поэта, Печорин встречает Веру, единственно искренне любимую им женщину.

Выше Грота Лермонтова, если подняться по дорожкам Эммануэлевского парка, находится удивительное архитектурное сооружение – беседка «Эолова Арфа». Ее Лермонтов также запечатлел в своей повести. Около нее в те времена любили собираться отдыхающие, так называемое поэтом «водяное общество», и любоваться со смотровой площадки, находящейся около музыкальной беседки, видами Пятигорских окрестностей и красавцем Эльбрусом. Для этого на площадке был специально установлен телескоп.

Был Лермонтов и около знаменитого озера Провал. В те времена еще не было прорубленного к озеру тоннеля, и молодежь по горным тропинкам пробиралась к воронке в горе Машук, откуда было видно озеро. В «Княжне Мэри» Лермонтов называет эту воронку угасшим кратером, ибо так в те времена считалось.

Место дуэли Лермонтова

Дуэль между Лермонтовым и Мартыновым произошла во вторник 15 (27) июля 1841 г. около 7 часов вечера. Многие обстоятельства этого трагического события остаются неясными, поскольку показания очевидцев — самого Мартынова и секундантов М.П. Глебова и А.И. Васильчикова — давались на следствии, когда участники дуэли были озабочены не столько установлением истины, сколько тем, чтобы приуменьшить собственную вину.

Причины дуэли. Мартынов показал на следствии: «С самого приезда своего в Пятигорск Лермонтов не пропускал ни одного случая, где бы мог он сказать мне что-нибудь неприятное. Остроты, колкости, насмешки на мой счет. На вечере в одном частном доме,— за два дня до дуэли,— он вывел меня из терпения, привязываясь к каждому моему слову,— на каждом шагу показывая явное желание мне досадить.— Я решился положить этому конец». Глебов показал: «Поводом к этой дуэли были насмешки со стороны Лермонтова на счет Мартынова, который, как говорил мне, предупреждал несколько раз Лермонтова. ». Васильчиков показал: «О причине дуэли знаю только, что в воскресенье 13-го июля поручик Лермонтов обидел майора Мартынова насмешливыми словами; при ком это было и кто слышал сию ссору, не знаю. Также неизвестно мне, чтобы между ними была какая-либо давнишняя ссора или вражда. ».

До последнего момента секунданты надеялись, что всё закончится примирением или “пустыми выстрелами”. Не испугали дуэлянтов и суровые условия поединка: 15 шагов между барьерами вместо обычных 25 и право каждого на 3 выстрела, с вызовом отстрелявшегося к барьеру!

Надвигалась сильная гроза, поэтому быстро стемнело. Врача не приглашали. По словам князя Васильчикова, Лермонтов всю дорогу к месту дуэли шутил, говорил что сам стрелять не будет, да и Мартынов стрелять не станет. Громкий выстрел дуэльного пистолета, который предательски прогремел в предгрозовом небе у подножия живописной горы Машук, оборвал жизнь Лермонтова, полную мучительных раздумий, неразделенной любви, беспрестанных скитаний по дорогам Кавказа и России. По основной версии поэт выстрелил вверх, а его противник – прямо ему в грудь.

В советское время распространен был взгляд, что Лермонтова, как и Пушкина, убили по приказу или, по крайней мере, с согласия императора Николая 1.Сторонники подобных теорий обычно ссылаются на своеобразный характер пулевого ранения: пуля пробила тело Лермонтова навылет под углом около 35 градусов к горизонту. Однако с точки зрения баллистики в этом нет ничего странного: из-за неровностей дуэльной площадки Лермонтов стоял выше Мартынова и повернулся к нему правым боком, к тому же поднял правую руку с пистолетом вверх, так как только что выстрелил в воздух.

Лермонтова не смогли похоронить по церковным обычаям, невзирая на все хлопоты его друзей. Примечательно, что официальное известие о его гибели гласило примерно так: «15 июля разразилась большая буря с молнией и громом. В это самое время прямо между горами Бештау и Машук, умер М. Лермонтов, проходивший в Пятигорске лечение».

В 1881 году для определения места дуэли была создана комиссия, в которую вошел первый биограф поэта Павел Александрович Висковатый. К Этому времени уже не осталось в живых никого из бывших секундантов (Глебова, Столыпина, Трубецкого, Васильчкова).Комиссия признала, что точно определить, где же произошла дуэль, невозможно. Но на предполагаемом месте на Северо-Западном склоне горы Машук, установили небольшой обелиск.

Современный третий по счету памятник на месте дуэли Лермонтова был открыт 15 июля 1915 года. Обелиск сделан из белого кисловодского песчаника, в его центре бронзовый медальон с горельефом Лермонтова в форме поручика 77-го Тенгинского пехотного полка.

Интересно, что автор памятника петербургский скульптор Борис Микешин хотел видеть под именем поэта надпись 1814-1914. Но заказчик (Управление Кавказских Минеральных Вод) изменил ее на годы жизни поэта и, к возмущению Микешина, дополнил памятник декоративной оградой. Ее выполнили скульпторы Леопольд-Август Дитрих и Василий Козлов. Невысокие столбики вокруг памятника напоминают патроны для револьвера, по углам ограды сидят грифы – птицы, слетающиеся на смерть.

РАСПОЛОЖЕНИЕ: подножие горы Машук

КАК ДОБРАТЬСЯ: от ж/д вокзала трамваем №2 до конечной остановки, затем по дороге идущей вверх пешком 10-15 минут.

До последнего момента секунданты надеялись, что всё закончится примирением или “пустыми выстрелами”. Не испугали дуэлянтов и суровые условия поединка: 15 шагов между барьерами вместо обычных 25 и право каждого на 3 выстрела, с вызовом отстрелявшегося к барьеру!

Кавказ Лермонтова. Где поэт принимал ванны, пил кофе и стрелялся на дуэли

Михаил Лермонтов погиб 175 лет назад, но память о нем не угасает по-прежнему. Особенно на Северном Кавказе, где поэт провел едва ли не большую часть своей недолгой жизни и где завершил её. Где бывал и где погиб Лермонтов, рассказывает «АиФ-СК».

Первый памятник из машукского камня появился здесь в 1890-х годах. На нём были выбиты строки, посвящённые поэту. В начале XX века – в 1901 году, к 60-летию со дня гибели Михаила Юрьевича, рядом со скромным камнем торжественно открыли новый, гораздо более внушительный монумент.

Место дуэли М.Ю. Лермонтова

На северо-западном склоне Машука стоит одинокий памятник. Здесь погиб выдающийся поэт России Михаил Юрьевич Лермонтов.

15 июля 1841 года грозовым вечером на склоне Машука состоялась дуэль поручика Михаила Лермонтова с майором Николаем Мартыновым. Решающий выстрел оборвал жизнь молодого поэта. Упав замертво на землю, Лермонтов оросил ее своей алой кровью.

Место поединка никак не было отмечено. Почитателям творчества поэта пришлось разыскивать это место только спустя много лет. Пятигорские фотографы Григорий Раев и Энгель в 1878 году на поляне, где по мнению старожилов произошла дуэль, положили придорожный камень. Контрагент КМВ Александр Байков, большой почитатель поэта, распорядился 15 июля 1881 г. установить из машукского камня скромный обелиск на этом месте высотой семьдесят сантиметров.

На нем была нанесена простая надпись, которая сообщала: «Михаил Юрьевич Лермонтов. 15 июля 1841».

В июне 1901 г., в преддверии 60-летия со дня гибели поэта, было принято решение на месте дуэли соорудить временный недорогой памятник по проекту, составленным главным архитектором КМВ Иваном Ивановичем Байковым. Вокруг первоначального обелиска установили оштукатуренное дощатое сооружение в виде полукруглой высокой ограды. Оно состояло из прямоугольных столбов, украшенных лепными рельефами и венками, и пятиметровой тумбы. На тумбу водрузили гипсовый бюст поэта, а на концах ограды установили металлические жертвенники с венками. На памятнике сделали надпись: «Здесь погиб на поединке Михаил Юрьевич Лермонтов. 15 июля 1841 года». 15 июля 1901 г. сооружение было открыто. Этот памятник простоял пять лет. За это время он сильно обветшал, и зимой 1907 года его разобрали. Решено было сделать новый обелиск из камня и бетона, но для этого нужны были средства.

Накануне 100-летия со дня рождения Лермонтова, в начале 1914 г., министерство, управлявшее Кавказскими Водами, предоставило средства для сооружения постоянного монумента в Пятигорске на месте дуэли. Был приглашен скульптор Борис Михайлович Микешин. Памятник, изготовленный из светлого кисловодского доломита, был окончен весной 1915 г. Он напоминал, композиционно, надгробный обелиск Андрея Васильевича Пастухова, поставленный на вершине МашукА. Высота памятника 8,3 м. Темно-бронзовый барельефный портрет поэта помещен в круглой нише пьедестала. Лермонтов изображен в форме поручика Тенгинского пехотного полка. Стоящий на прямоугольном пьедестале строгий и высокий обелиск создан в классической форме «указующего перста», очень широко принятой в России в XVIII веке.

Приемной комиссией Управления КМВ были обнаружены дефекты памятника и предписано было их исправить, предложив также сделать ограду. Микешин, отказав, уехал из Пятигорска. Тогда дирекция Вод пригласила петербургских скульпторов Козлова и Дитриха исправить изъяны и соорудить ограду. Ограда была сооружена со сидящими на углах каменными грифами и столбиками в виде пуль, соединенными цепями. По всей видимости, они должны были означать «мучительную смерть от огнестрельной раны».

Памятник открыли 15 июля 1915 г. без всяких торжественных мероприятий, ведь в это время шла война. Когда Микешин увидел в журнале фотоснимки созданного им памятника, выступил с возражением против изменения задуманной им идеи. С возмущением он написал в Управление Вод об «антихудожественной и безобразной ограде, позорящей его, как автора памятника». Аллегорическая ограда, не смотря на возражение, была сохранена.

В день гибели поэта, каждый год на этом месте проводится поэтический митинг. Он собирает большое количество людей. Стоящий на месте дуэли Лермонтова монумент стал одним из лермонтовских мест. Само место дуэли до сих пор не известно и продолжаются поиски его точного местонахождения. Большинство лермонтоведов располагают его значительно дальше от города рядом с Перкальской скалой.

У поворота с проспекта Калинина на дорогу, по которой можно добраться к скорбному обелиску, стоят высокие каменные пилоны с трехчетвертными колоннами. На их вершине изображены арфа и раскрытая книга, созданные по проекту архитектора Бориса Павловича Светлицкого в 1951 году.

На северо-западном склоне Машука стоит одинокий памятник. Здесь погиб выдающийся поэт России Михаил Юрьевич Лермонтов.

Место дуэли Лермонтова и первоначального погребения в Пятигорске

Россия, Ставропольский край, Кавказские Минеральные Воды, Пятигорск

Россия, Ставропольский край, Кавказские Минеральные Воды, Пятигорск

[flat_ab id="3"] Ссылка на основную публикацию