Дрезденская картинная галерея – величественная экспозиция картин

«Шоколадница»

На одной из самых известных картин художника Жана-Этьена Лиотара изображена молодая немецкая горничная, несущая на подносе чашку горячего шоколада. Она известна как «Венская шоколадница» или просто «Шоколадница». Картина была написана в 1744 году на листе пергамента темперой и выставлена в одной из галерей Венеции. Уже в следующем году ее купил для Дрезденского собрания граф Франческо Альгаротти, доверенное лицо саксонского курфюрста. В сопроводительном письме граф написал: «Это самая восхитительная пастель из всех, которые я видел».

Сегодня прелестная «Шоколадница» обращает на себя внимание креативной презентацией перед зрителями. Ей отведен зал, при входе в который ощущается характерный аромат горячего шоколада.


Осмотрев коллекцию картин Дрезденской галереи, пройдитесь по другим музеям Цвингера, осмотрите многочисленные архитектурные памятники комплекса. В нескольких минутах ходьбы, на набережной Эльбы, находится Галерея новых мастеров, где экспонируется коллекция работ выдающихся европейских живописцев XIX-XX столетий. Ее шедевры размещены в музее изобразительных искусств Альбертинум. Оба музея объединены под эгидой Государственных художественных собраний Дрездена.

Журнал «ПАРТНЕР»

  • Политика
    • Германия
  • Социальные вопросы
    • Базовое обеспечение в старости
  • Иммиграция
    • Поздние переселенцы
  • Экономика и финансы
    • Личные сбережения
  • Образование
    • Немецкая школа
  • Общество
    • Этика
    • Общественные организации
    • Человек и общество
  • Техника и наука
    • Компьютер и Интернет
    • Телефон
    • Автомобиль
  • Здоровье
    • Здоровый образ жизни
    • Алкогольная- и Наркозависимость
  • История
    • История Европы
  • Культура
    • Живопись
    • Литература
    • Выставки и музеи
  • Путешествия
    • Путешествия по Европе

Подразделение Красной армии («Комиссия по трофеям») отобрало и отправила в Москву и Киев лучшие полотна разрушенной галереи. Десять лет спустя, 25 августа 1955 г., сокровища Дрезденской галереи были возвращены ГДР. О событиях военного времени сегодня напоминает лишь надпись у входа в музей, сделанная в 1945 году советским солдатом Чакутиным – “Музей проверен – мин нет”.

Дрезденская картинная галерея – “дважды спасённая”

Категория: СССР

| Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 4 664, фото: 6

3 мая 1955 г в Москве в Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина была торжественно открыта выставка спасенных от уничтожения и отреставрированных в СССР шедевров Дрезденской картинной галереи.

Картинная галерея Дрездена заслуженно считается одной из важнейших мировых сокровищниц живописи.

Она неслучайно называется «дважды спасенной»: первый раз – солдатами Советской Армии в мае 1945 года, во второй раз – советскими реставраторами в 1945-1957 годах. Эта галерея – это своеобразный символ окончания войны и начало долгого и тесного сотрудничества во имя мира и искусства.

Дрезденская картинная галерея представляет собой ядро Государственных собраний произведений искусства Дрездена, куда, помимо картинной галереи, входят гравюрный кабинет; нумизматический кабинет; собрание древностей, пятнадцатитысячная коллекция японского, китайского и саксонского фарфора; собрание античной скульптуры; ювелирная коллекция драгоценных камней (так называемый «Зеленый свод»); оружейная палата; зоологический музей; физико-математический зал; королевская библиотека.

Также как и другие музеи Дрездена, картинная галерея вышла из основанной в 1560 году по приказу курфюста Августа І Саксонского (1533-1586) Кунсткамеры, в которой по инвентарной описи 1658 года уже насчитывалось 118 картин.

Фактической датой основания Королевской картинной галереи считается 1722 год, когда курфюст Август ІІ Сильный (1670-1733) приказал произвести генеральную опись всех принадлежащих ему картин и из лучших произведений создать галерею. Первый каталог Королевской галереи Дрездена был опубликован в 1765 году.

Приход фашистов к власти в Германии и события второй мировой войны (1939-1945 гг) подвергли Дрезденскую коллекцию реальной опасности уничтожения.

Начиная с 28 августа 1939 года, в течении всей войны Галерея оставалась закрытой. Фашистское правительство подвергло картины Дрезденской галереи жестоким испытаниям. Произведения живописи были эвакуированы в 45 совершенно неподготовленных хранилищ. Это были заброшенные шахты, туннели, штольни. Самым восточным был замок Иохимштейн, близ Циттау, непосредственно у польской границы, самым западным – замок Крибштейн в 3-х км от Вальдхейма.

Так, в хранилище «Т» 28 и 29 апреля 1945 года согласно списку профессора Фосса были доставлены «Дрезденский алтарь» Дюрера, картины Кранаха, Веронезе. Все картины, доставленные в туннель, не были защищены. Они были поставлены в товарный вагон друг за другом без всякой упаковки, на многих картинах на тыльной стороне полотна можно было найти следы начинающегося плесневения.

В другого «надежного» места для вывоза художественных сукровищ, после долгих поисков, были выбраны известняковые каменоломни в Покау-Ленгефельде (округ Мариенберг в Рудных горах). Для переправки больших не упакованных картин, был построен пандус; по нему они спускались на дно шахты на глубину 52 метров. Новое место для хране ния картин было очень влажным. Но это была не единственная опасность. В шахтах имелось большое количество боеприпасов и взрывчатых веществ. В последние дни войны, в 1945 году, фашисты заминировали все хранилища картин.

В результате английского ночного авианалета под кодовым названием «Удар грома» 13 февраля 1945 г. Цвингер был полностью разрушен. Более 1400 бомбардировщиков сбросили на город 3749 тонн бомб, 75% которых были зажигательными. Дрезден горел пять дней. 35 тысяч жителей погибло. В день бомбардировки Дрездена сгорела машина, в которой перевозили в очередное хранилище 154 картины.

Картины Дрезденской картинной галереи были спасены только благодаря усилиям солдат Советской Армии. Разыскали картины солдаты 1-го Украинского фронта, которым командовал маршал И.С.Конев. По приказу Конева, освободив Дрезден, воины 1-го Украинского фронта начали поиски картин знаменитой галереи. В течение семи дней мая 1945 года младшему лейтенанту трофейной бригады 164-ого батальона 5-ой Гвардейской Армии 1-го Украинского фронта Рабиновичу Леониду Наумовичу удалось разыскать штольню в Покау-Ленгефельд и хранилище «Т».

Леонид Рабинович, уроженец Одессы, художник Киевского театра оперы и балета, после войны вернулся в Киев и, под псевдонимом Л.Волынский, опубликовал автобиографическую повесть «Семь дней».

В помощь солдатам были командированы искусствоведы из Москвы. Руководителем бригады искусствоведов, направленной в Германию для участия в розыске, сборах и реставрации произведений искусств, находившихся в Дрезденской галерее, приказом Комитета искусств при Совете Министров СССР был назначен А.С. Рототаев. В бригаду вошли искусствовед Н.И.Соколова, художники Николай Афанасьевич Пономарёв и Михаил Филиппович Володин, а также Степан Сергеевич Чураков – реставратор Государственной Центральной художественной реставрационной мастерской ».

Официальное решение Государственного Комитета Обороны СССР о транспортировке художественных ценностей в Москву было получено 12 июля 1945 года. Трофейное управление было обязано обеспечить 30 пульмановских вагонов и надлежащую упаковку художественных ценностей.

Более десяти лет (1945-1957) после войны в Москве, Ленинграде и Киеве велась кропотливая работа по восстановлению шедевров мирового искусства.

Понадобились годы тончайшей работы, для того, чтобы каждая частичка отставшего от грунтовки красочного слоя вновь попала на свое место. 30 марта 1955 года Совет Министров СССР вынес решение о передаче правительству Германской Демократической Республики дважды спасенные советскими людьми картин Дрезденской галереи.

Перед передачей 515 лучших произведений было экспонировано на выставке в Москве. В 1955 году Дрезденской картинной галереи передали1240 спасенных шедевров, а в 1958 году, к празднованию 400-летия основания Дрезденских музеев (1960) состоялся второй этап передачи произведений, находившихся на реставрации в СССР.

Неоспорима ведущая роль художников-реставраторов городов Москвы, Ленинграда и Киева, проводивших на протяжении более десяти лет изнуряющую битву с плесенью и грязью, разрывами холста и повреждением красочного слоя. За реставрацию и спасение шедевров Дрезденской картинной галереи были награждены орденами и избраны почетными гражданами города Дрезден ряд советских реставраторов.

В другого «надежного» места для вывоза художественных сукровищ, после долгих поисков, были выбраны известняковые каменоломни в Покау-Ленгефельде (округ Мариенберг в Рудных горах). Для переправки больших не упакованных картин, был построен пандус; по нему они спускались на дно шахты на глубину 52 метров. Новое место для хране ния картин было очень влажным. Но это была не единственная опасность. В шахтах имелось большое количество боеприпасов и взрывчатых веществ. В последние дни войны, в 1945 году, фашисты заминировали все хранилища картин.

«Девушка, читающая письмо у открытого окна» Вермеер

Голландский художник Ян Вермеер Дельфтский за свою недолгую жизнь успел написать немного работ, каждая из которых является шедевром. Вермеера называют мастером света, тени и цвета. Картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» воздушна, пронизана светом, игрой отражений. Волшебная кисть Вермеера при небольшой палитре создает удивительно яркий общий эффект. Эта картина недавно вернулась из реставрационной мастерской и засияла в первоздвнном виде.

Тициан Вечеллио является величайшим представителем венецианской школы живописи, мастером колористики. Картина «Динарий кесаря», написанная на тему библейской притчи о Христе и фарисее, вся посвящена контрасту, противопоставлению высокого и низкого, светлого и темного. Иисус отвечает на провокацию фарисея: «Воздай Богу Богово, а Кесарю кесарево».

Рафаэль «Сикстинская мадонна» (1513–1514)

Исследователи полагают, что выражение «гений чистой красоты», которое Пушкин использовал в своей поэзии, придумал его учитель Василий Жуковский, увидев картину Рафаэля.

В XVI веке в результате междоусобной войны в Италии под власть папы Юлия II перешла Пьяченца — город, имевший особое отношение к роду понтифика Ровере. Здесь находился монастырь святого Сикста, который покровительствовал всем Ровере. Папа заказал в подарок монастырю картину у Рафаэля. Агенты Августа ІІІ приобрели полотно и перевезли в Дрезден. После Второй мировой войны картина была вывезена в СССР и вернулась в Германию только в 1955 году.

Исследователи предполагают, что прообразом для Мадонны стала подруга Рафаэля Маргерита Лути. Возле Пресвятой Девы изображен папа Сикст ІІ, покровитель рода Ровере. Левая рука папы прижата к груди в знак верности Богоматери, а правая с указывает на престольное распятие, стоявшее за алтарем, над которым висела картина. По другую сторону от Мадонны расположена святая Варвара. Внизу изображены два ангелочка, которые безучастно смотрят вдаль, зная судьбу младенца заранее.

Картину приобрел Август II в 1695 году как произведение Джорджоне, но уже в каталоге 1722 года она значилась как «Известная Венера Тициана, лежащая на фоне ландшафта». Только в ХІХ веке искусствовед Джованни Морелли установил, что произведение принадлежит кисти Джорджоне.

Дрезденская картинная галерея

Этот сайт посвящен экспозиции Дрезденской картинной галереи, как путеводитель по залам. В меню вы видите название залов, следуя по меню, Вы как будто пройдетесь по галерее Старых Мастеров.
Конечно, виртуальный тур не заменит посещения музея, иллюстрации недостаточно отражают очарование работы кисти великих художников.

Информация для посетителей

Время работы: с 10 до 18 часов (понедельник-выходной день)

Адрес: Земпербау при Цвингере (Semperbau am Zwinger)
Театральная площадь 1 (Theaterplatz 1), Дрезден

Билет в музеи Цвингера

(Картинная галерея Старых мастеров, Собрание фарфора и Физико-математический салон, временные выставки,):

  • стоимость 10 евро, в зависимости от сезона
  • льготн.: 7,50 евро,
  • для детей до 17 лет -бесплатно
  • онлайн покупка билетов в галерею Старые мастера
  • частные русскоговорящие гиды

Создание Цвингера – от оранжереи к естественнонаучным музеям

Курфюрст Саксонии Фридрих Август Сильный, не имевший особых политических, военных и экономических заслуг, прославился как основатель знаменитых музеев Дрездена. Довольно значительным стало его влияние на культурное развитие Саксонии. Благодаря Августу Сильному Дрезден, как столица Саксонии, заслужил славу «Флоренции на Эльбе». Курфюрст сам был ценителем прекрасного и коллекционером.

Началось с того, что вечно нуждающийся в золоте Август Сильный, «пригласил» известного своими опытами трансмутации алхимика Фридриха Бёттгера в Мейсен. Алхимик так и не сумел добыть золота, но открыл секрет изготовления фарфора. «Белое золото», как называли мейсенский или саксонский фарфор, принесло первые крупицы славы. Правда первые изделия по этому рецепту были коричневого цвета, и только в 1709 году был открыт секрет каолина. Затем, по указанию Августа Сильного, в Мейсене была основана ставшая знаменитой фарфоровая мануфактура.

У Августа Сильного возникают новые идеи, и в 1709 году архитектору Пёппельману поручили возвести на центральной площади Дрездена амфитеатр с триумфальными арками. Затем последовал заказ на строительство оранжереи на внутренней стороне цвингеровского вала.

А через год у Августа Сильного возникли идеи по строительству дворцово-паркового комплекса. Франция, Вена, Рим послужили Пёппельману школой изучения творчества мастеров античности, возрождения, барокко.

Провозвестником дрезденского барокко считался Каспар фон Кленгсль, под чьим руководством начал работать Пёппельман. Великолепие и величие монарха архитектурные творения могли только подчеркнуть и утвердить. Поэтому Август Сильный так взялся за преображение облика Дрездена. Знаменательным в истории стал 1709 год – когда началось строительство оранжереи. Создать оранжерею для апельсиновых и лавровых деревьев, которые на то время были в моде, было прекрасной идеей. Цвингер, как место между двумя валами прекрасно подходил для защиты экзотических растений от резких западных и северных ветров. Архитектор поддержал замысел короля, но в процессе строительства появлялись новые идеи и проводились ранее непредвиденные работы. Была снесена часть бастионов Цвингера (фортификационных сооружений), углублен фарватер Эльбы.

В королевский проект были добавлены закругленные галереи вместо открытых террас. Пока шло строительство оранжереи, архитектор Пёппельман знакомился с новейшими планами и секретами строительства дворцово-садовых комплексов за границей.

Вернувшись в Дрезден Пёппельман внес в план новые изменения. К закругленным галереям он предложил достроить с двух сторон под прямым углом двухэтажные павильоны с парадными залами и использовать перепад высоты между оранжереей и цвингеровским валом для создания водяного театра из каскада фонтанов – Купальни Нимф (позднее названного так). Скульптура занимала немаловажное место в общем решении всего архитектурного ансамбля.

После строительства Закругленных Галерей в 1712 году во дворе перед оранжереей и ее павильонами был разбит сад. В 1713 году закончили строить Угловые Павильоны и начали – Южные Галереи и Коронные Ворота. Дрезденская крепость лишилась вала с оборонительными приспособлениями и защитного рва.

Так получилось, что при строительстве архитектор исходил из характера местности и стоявших на ней сооружений. Точных планов при строительстве не имелось, все корректировалось на ходу, и казна несла огромные убытки. Августу Сильному постоянно приходилось улаживать конфликты между министерствами и ведомствами. К сожалению, эта мелочность была необходима при таком состоянии экономики.

Входные двери в Закругленные Галереи выполнял Павильон на валу. В его комплекс входили лестницы, небольшой парадный зал и три, составляющие грот, фонтана.

В 1718 году строительство Павильона на валу было окончательно закончено. Уже велись работы по внутренней отделке залов Физико-математического Павильона, и окончилось строительство Купальни Нимф за Французским Павильоном.

Дальнейшие работы требовали ускорения – в 1719 году должна будет состояться свадьба кронпринца Фридриха-Августа с принцессой Марией Иозефой. Август Сильный уже видел себя императором и основателем новой династии Германской нации. Свадьба должна стать актом государственной важности и привлечь внимание европейской общественности. Празднества предполагалось проводить в самой помпезной обстановке.

Цвингер строился и перестраивался. В 1728 году возникли новые планы, давшие ход совершенно новому строительству. Из галерей Цвингера убрали оранжерею. Мечта архитектора о райском королевском саде так до конца и не осуществилась. На месте оранжереи Август Сильный предложил обустроить естественнонаучные музеи. Зато в 1730 году Цвингер приобрел громкое имя Королевского Дворца Наук.

В последующие 200 с небольшим лет в Дрезденской картинной галерее постоянно ведутся реставрационные работы. Она пережила пять таких периодов, и окончательная реставрация закончилась в 1964 году.

Еще музеи Дрездена


После строительства Закругленных Галерей в 1712 году во дворе перед оранжереей и ее павильонами был разбит сад. В 1713 году закончили строить Угловые Павильоны и начали – Южные Галереи и Коронные Ворота. Дрезденская крепость лишилась вала с оборонительными приспособлениями и защитного рва.

Как добраться

Добираться просто. Надо придти на набережную. Посмотрите карту.

Для ориентировки: от ж/д вокзала до Галереи старых мастеров пешком по прямой минут 7-10. Идти по по улице Reitbahnstrasse.

Адрес: Gemäldegalerie Alte Meister (Semperbau am Zwinger), Theaterplatz 1


Среди картин, которые хотелось увидеть своими глазами, были полотна великого Вермеера, Джорджоне и Рафаля.

Дрезденская картинная галерея – величественная экспозиция картин

Дрезден. Картинная галерея. Находится в Дворцовом ансамбле Цвингер. Это в центре Дрездена. В парке ансамбля великолепный ансамбль из фонтанов. Приятно просто погулять, выйдя из галереи и подумать о бренном мире, вдохновившись от увиденного.

История галереи начиналась с начала XVI века, когда курфюрст Саксонский Фридрих III Мудрый увлекся коллекционированием предметов искусства. Но по-настоящему выдающимся саксонское собрание стало при курфюрсте Саксонском и короле Польском Августе II Сильном (1670—1733), когда оно в несколько «приемов» пополнилось выдающимися работами Джорджоне, Пуссена, Корреджо, Тициана, Паоло Веронезе, Вермера, Ван Дейка, Рубенса, Рембрандта, Тьеполо. При Августе III (в 1754 году) была приобретена «Сикстинская Мадонна» Рафаэля. Поистине жемчужина коллекции. Увидеть этот шедевр стараются все туристы. Отзыв о посещении Дрезденской галереи.

Датой рождения Дрезденской картинной галереи считается 1722 год, когда собрание — в связи со строительством комплекса Цвингер — было выделено из общего корпуса разнообразных предметов искусства и просто диковинок. Название «Цвингер» указывает на изначальное расположение дворца — между стеной и рвом городской крепости. Задуманный Августом II Сильным как оранжерея, он по окончании строительства превратился в Королевский комплекс естественнонаучных музеев. Шедевр немецкого барокко, Цвингер, — детище замечательного немецкого архитектора М. Д. Пеппельмана.

Страшные испытания выпали на долю галереи в конце Второй мировой войны. При варварской бомбардировке города, предпринятой 13 и 14 февраля 1945 года англо-американской авиацией и превратившей Дрезден в груду развалин (тогда погибло более 130 тысяч мирных жителей), Цвингер обратился в прах. В огне тогда сгорело более 300 картин. Впрочем, большую часть полотен заблаговременно укрыли в специальном помещении с отоплением и вентиляцией. Но глазам советских солдат, обнаруживших это укрытие, предстала печальная картина — система обеспечения не работала, помещение было полузатоплено, многие картины находились в аварийном состоянии. Кстати большинство картин было реставрировано именно в Советском Союзе.
Сокровища галереи были вывезены в Москву, где их спасением занимались такие профессионалы, как Б. Виппер и П. Корин. «Командировка» картин в СССР длилась 10 лет — в 1955 году, после триумфального показа спасенных сокровищ в московском Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, советское правительство передало 1240 (!) картин германской Демократической Республике, и они отправились домой, в Дрезден.
К тому времени Цвингер отстроили практически заново. С 1956 года Дрезденская картинная галерея стала работать в нормальном режиме, хотя в основных чертах восстановительные работы в Цвингере закончились лишь в 1964 году.
Сегодняшняя Дрезденская картинная галерея — это 50 залов и около трех тысяч «единиц хранения».

Считается, что деревянный объект, на который опираются ангелочки, – это гроб Юлия II, чья тиара стоит в нижнем левом углу картины.

Это наиболее известная из картин Рафаэля, посвященных теме Мадонны с младенцем. Одно время эта работа считалась самой знаменитой картиной в мире, – причем не только благодаря своей красоте, но и потому что король Фредерик Август III Саксонский купил ее у церкви Сан-Сиксто, в Пьяченце, за огромные деньги. Случилось это в 1754 году. От названия церкви произошло и новое, известное теперь во всем мире, название картины – «Сикстинская мадонна», а прежде она называлась «Мадонна с младенцем, со Святым Сикстом и Святой Варварой» (церковь, для которой была написана картина, обладала реликвиями, связанными с этими святыми). Точные обстоятельства, при которых была заказана эта картина, нам не известны, а первое упоминание о ней, датированное 1550 годом, мы находим у Вазари в его «Жизни художников». Однако можно предположить, что папа Юлий II подарил эту картину церкви в благодарность за тот вклад, который внесла Пъяченца во время войны с Францией, в дни, когда захватчики оккупировали значительную часть Северной Италии. Французов изгнали из страны в 1512 году, а «Сикстинская мадонна», очевидно, была написана как раз между 1512 и 1514 годами, когда церковь святого Сикста, сильно пострадавшая во время войны, была вновь открыта после реконструкции. Фигура Девы выглядит здесь величественнее, чем на других полотнах Рафаэля, посвященных Матери Иисуса. Это единственный случай, когда мадонна изображена художником в полный рост и почти в натуральную величину. Коленопреклоненная фигура святого Сикста, благоговейно взирающего с края облака на небесный образ Мадонны с младенцем. Сикст, один из первых римских епископов, принял мученическую смерть в 258 году. Ангелочки, вносят, в картину нотку озорства и непринужденности.

Сикстинская Мадонна. Фрагмент.

Не менее известная картина Дрезденской картинной галереи, это «Шоколадница» (Прекрасная шоколадница) написанная пастелью художником из Швейцарии Жаном Этьеном Лиотаром. Вы никогда не пройдете мимо этой картины. Свою «Шоколадницу» Жан Этьен Лиотар написал в светлых тонах и она невольно притягивает к себе взгляд любого, кто проходит мимо. Милая привлекательная женщина с подносом горячего шоколада внушает оптимизм и радость жизни.

С этой картиной связано не мало мифов и легенд. До сих пор никто не может сказать точно, кто изображен на этой картине. По одной из версий «Шоколадница», это камеристка Марии Терезии. Жан Этьен Лиотар, случайно её увидевший на приеме у королевы, был очарован её молодостью и обаянием. По другой версии на картине изображена Анна Бальдауф, дочь обедневшего дворянина, в которую влюбился князь Иосиф фон Лихтенштейн. Но, как это обычно бывает, «жениться по любви, жениться по любви, не может ни один, ни один король». Анна была не из рода богатых и служила простой горничной при дворце. Но любовь творит чудеса и в один прекрасный день, служанка «превратилась» в герцогиню и стала-таки женой князя. В память о том, кем в прошлом была любимая князя, Жан Этьен Лиотар и написал эту картину, которая стала свадебным подарком молодым. Эти и другие истории вы услышите от гидов, которые будут сопровождать вас по галереи. Уверен, картина «Шоколадница» Жана Этьена Лиотара произведет на вас сильное впечатление. Запомните это. Ради неё стоит немного задержаться в Дрезденской картинной галерее. Размер картины 82,5 х 52,5 см.

Не менее известная картина Дрезденской картинной галереи, это «Шоколадница» (Прекрасная шоколадница) написанная пастелью художником из Швейцарии Жаном Этьеном Лиотаром. Вы никогда не пройдете мимо этой картины. Свою «Шоколадницу» Жан Этьен Лиотар написал в светлых тонах и она невольно притягивает к себе взгляд любого, кто проходит мимо. Милая привлекательная женщина с подносом горячего шоколада внушает оптимизм и радость жизни.

Основание

Курфюст Саксонии Август в 1560 году начал собирать Кабинет редкостей (Кунсткамеру), которые стали популярным увлечением знати в то время. Тогда картины не были основной темой коллекции, аристократы собирали просто разные редкости: от механизмов и природных феноменов до скульптур и живописи.

Непосредственно живописью занялся в XVIII веке потомок Август Сильный, большой знаток искусства. На его время пришлась эпоха расцвета Саксонии и он мог выделять значительные средства на покупку картин. Дело продолжил и его сын, Август III. Коллекция картин сильно разрослась и уже не помещалась в обычный домашний кабинет, потому ее перенесли в бывшее здание конюшни и открыли для посетителей, тогда это были только придворные и представители городской знати.

Помещение Дрезденской галереи в 1830 году

В этот период картины выкупались коллекциями, состоящими из сотен картин. Также приобретались и уникальные шедевры, в том числе и сегодняшняя жемчужина галереи – Сикстинская мадонна работы Рафаэля.

Фридрих Август II в середине XIX века поручил комиссии, которая руководила музеем, заняться строительством нового здания для размещения еще более выросшей коллекции картин. Был приглашен Готфрид Земпер, фактически придворный архитектор в Дрездене.

Что представляет собой Дрезденская галерея

Посещение знаменитых музеев и галерей всегда обязательный пункт моих путешествий, но обычно этот пункт и самый утомительный: бесконечная очередь, где порой стоишь больше часа, после такое же бесконечное число залов, и столько всего, что требует пристального внимания: картины, скульптуры, интерьеры. От обилия экспонатов я потихоньку начинаю сходить с ума и к концу второго часа устало опускаюсь на скамейку в одном из залов, лениво просматривая буклет и решая, какие самые главные шедевры осталось посмотреть. Несмотря на богатство коллекций и роскошь музейных залов, мне больше не хочется возвращаться ни в Лувр, ни в Музей Прадо, ни во многие другие подобные хранилища культурного наследия. Дрезденская галерея – приятное исключение в этом ряду музеев мирового значения.

Относительно небольшую Галерею Старых мастеров (так официально называется Дрезденская галерея) можно осмотреть за пару часов, при этом не в дикой спешке, а не торопясь, подробно изучая особенно интересные полотна.

Здесь ничто не отвлекает от картин: внешне роскошный дворцовый комплекс Цвингер, где расположилась галерея, внутри отделан очень просто: однотонные стены, небольшие декоративные панели внизу и сдержанные барельефы под потолками. Почти в каждом зале есть мягкие кожаные диваны, так что можно присесть и любоваться понравившейся картиной сколько пожелаете.

Единственное, что меня смущало, это размещение некоторых картин вторым рядом, почти под потолком. Из-за лакировки они бликуют и рассмотреть их как следует почти невозможно. Правда, периодически в музее устраивают реорганизацию, так что, вернувшись сюда через пару лет, вы можете обнаружить, что те самые «верхние» картины заняли почетные места в соседних залах. Именно так было со мной и моими любимыми натюрмортами голландцев Иорданса и Снейдерса.

Планировка галереи очень проста: на нулевом этаже, через который вы входите в галерею, расположились залы с работами итальянских мастеров 15-16 веков, эпохи Возрождения. Кассы, гардероб, сувенирный магазин и пункт выдачи аудиогидов находятся внизу, на -1 этаже, а основная часть экспозиции продолжается на первом – здесь вы найдете картины 16-18 веков, включая «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля, залы Рембрандта, Веласкеса, Ван Дейка, Тициана и Караваджо. На втором этаже всего 5 залов, где можно посмотреть работы художников рубежа 18-19 веков, а также жанровую живопись и пастели 17-18 веков. Посмотреть список залов музея можно вот здесь.

Относительно небольшую Галерею Старых мастеров (так официально называется Дрезденская галерея) можно осмотреть за пару часов, при этом не в дикой спешке, а не торопясь, подробно изучая особенно интересные полотна.

Как добраться до Дрезденской галереи

Найти дрезденскую галерею старых мастеров можно в центральной части Дрездена.

Точный адрес: Theaterplatz 1, 01067 Dresden, Германия

Как доехать на общественном транспорте:

Трамвай:Маршруты 1, 2, и 4 доезжают до остановочного пункта Postplatz, который расположен рядом, всего в 5 минутах ходьбы;

Трамвай:маршрутами 4 и 11 можно доехать до Am Zwingerteich и попасть в музей, пройдя через парк около 5 минут.

Автобус:необходимо сесть на маршруты 62 или 94 и доехать до Postplatz.

Электричка:до станции Mitte по веткам S1 и S2, потом пешком до музея около 15 минут.

Электричка:до станции Mitte по веткам S1 и S2, потом пешком до музея около 15 минут.

Зал «Сикстинской Мадонны»

Главное полотно Галереи Старых мастеров – «Сикстинская Мадонна», написанная Рафаэлем в 1513-14 гг. Картину приобрел Август III в 1754 году после настоятельных переговоров, тянущихся два года, за невероятно высокую по тем временам цену – 20 тысяч дукатов. Говорят, что шедевр поместили в зале галереи, где стоял трон. Король настолько был восхищен картиной, что приказал убрать трон со словами: «Освободите место для великого Рафаэля!»

В настоящее время «Сикстинская Мадонна» располагается в главном зале на втором этаже галереи:

По наиболее распространенному предположению, образ Мадонны с младенцем на руках в окружении Святого Сикста и Святой Варвары был написан для небольшой монастырской церкви. Картина выполнена на полотне, что нетрадиционно для того времени. В дополнение, это была первая работа, где в композиции нашлось место для зрителя. Святой Сикст раскрывает треугольник композиции, будто приглашая Мадонну спуститься к зрителю.

Трудно назвать еще какую-либо картину, обладающую такой же всемирной славой, как «Сикстинская Мадонна». Кто-то из посетителей Дрезденской галереи ожидает невероятного потрясения от встречи с картиной, и, если оно не наступает, остается разочарованным. Но зачем ждать каких-то пронзительных эмоций. Картина впечатляющая. Невероятно современная и естественная.

Посетители надолго задерживаются в зале, многократно прослушивают рассказ аудиогида об истории полотна. Признаться, мне как-то мешали те картины, которые расположены с двух сторон от «Сикстинской Мадонны». Либо там должны находиться работы меньшего размера, либо всю стену стоит посвятить только полотну Рафаэля…

Эта картина правилась автором. Там, где сейчас развевается оконная занавеска, изначально был изображен купидон.

Как добраться до Дрезденской картинной галереи

Располагается по адресу Zwinger, Theaterplatz 1. Лифт для подъема располагается рядом с входом в музеи во дворе Цвингер.

Доехать сюда можно на трамвае или автобусе, следующем до остановки Postplatz. Если поедете на электричке, то ближе всего к музею располагается станция Dresden Mitte.

Располагается по адресу Zwinger, Theaterplatz 1. Лифт для подъема располагается рядом с входом в музеи во дворе Цвингер.

Дрезденская галерея.

Рафаэль Санти «Сикстинская Мадонна».
Знакомая с детства Мадонна из старого альбома про Дрезденскую галерею, где половина иллюстраций были черно-белыми, но
Дрезденская галерея – это что-то необъятное. Мы провели там много времени, и его все равно не хватило. Собственно, посетили только часть галереи под названием «Картины старых мастеров». А есть ещё галерея так называемой современной живописи, где представлен XIX век с Фридрихом и прерафаэлитами. И есть выставка драгоценностей в королевском дворце. Одного дня для Дрездена очень мало, но всё же стоит посетить, чтобы увидеть Сикстинскую Мадонну и другие мировые шедевры.
В галерее есть одна точка, откуда видно одновременно и Мадонну, и ещё одну знаменитейшую картину:

Рембрант. Автопортрет с Саскией на коленях.

И ещё один портрет Саскии кисти Рембранта.

Рубенс. Вирсавия.
Антагонист Рембранта по художественному стилю, стране и материальному положению находится в соседнем зале.

Вермеер Делфтский.У сводни.
Предположительно – это сюжет на тему евангельской притчи о блудном сыне.

Вермеер Делфтский. “Девушка, читающая письмо у открытого окна”.
Глядя на эту картину, я подумала – а действительно ли жизнь в Голландии была такой тихой и счастливой?

Вильм Класс Хеда. Завтрак с ежевичным пирогом.

Альбрехт Дюрер. Портрет молодого человека (Бернхарта ван Рестена)

Лукас Кранах старший. Портрет герцога Генриха Благочествого Саксонского и Катарины Мекленбург.
Портрет был написан по случаю бракосочетания герцога Генриха (1473-1541) и принцессы Катарины (1487-1561) в 1512 году. Интересно, что дочери этих немецких правителей в галерее Вены http://melanyja.livejournal.com/133509.html

Ханс Хольбейн младший. Charles de Solier, Sieur de Morette

Ян ван Эйк. Триптих. Мадонна со святым Георгием и святой Екатериной.

Антонелло де Мессина. «Святой Себастьян».
Видела эту картину, когда её привозили в Москву. http://melanyja.livejournal.com/142823.html
Тогда не думала, что получится встретиться со святым Себастьяном в Дрездене.

Тициан. Динарий кесаря.
15 Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах.
16 И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице;
17 итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?
18 Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры?
19 покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий.
20 И говорит им: чье это изображение и надпись?
21 Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.
(Матф.22:15-21)

Тициан. Портрет дамы в белом.
Предположительно – дочь художника Лавиния в свадебном наряде.

Джорджоне. Спящая Венера.

Пентуриккио. Портрет мальчика.

Веласкес. Граф Оливарес.
Гаспар де Гусман граф Оливарес (1587-1645), всесильный министр испанского короля Филиппа IV на картине великого портретиста.

Клод Лоррен. Пейзаж с бегством в Египет.
Евангельская сцена в заглавии картины, но все ли увидят её среди пейзажа?

Антуанн Ватто. Общество в парке.
Приятная компания, пикник.

Лиотар. Шоколадница.
Ещё один символ Дрезденской галереи, нежная пастель с изображением девушки-служанки, всё гениальное просто.

Бернардо Белотто, прозванный Каналетто. Площадь Ноймаркт.
Один из видов Дрездена, отражающий столицу Саксонии в период расцвета. Когда-то писала о его творчестве http://melanyja.livejournal.com/144681.html

Белотто. Вид Дрездена с реки Эльбы.

Несколько слов о самой галерее. Она не такая большая, как Эрмитаж, например, но очень насыщенная. Заслуживает внимание размещение картин: рядом с шедевром не пустая стена, а в несколько рядом висят какие-нибудь картины художников второго-третьего плана. Так что можно сравнить – вот это шедевр, а вот это рядовая живопись того времени, которая однако украсила бы какой-нибудь провинциальный музей.
Ещё в Дрезденской галерее обращает на себя внимание надпись большими буквами «Добро пожаловать» на лестнице к кассам, которая опережает аналогичную надпись на немецком. Вообще, русских туристов в галерее очень много, и местные немецкие экскурсоводы говорят на русском.
Билет в галерею старых мастеров включает в себя также посещение оружейной выставки с разными доспехами и мужскими игрушками типа старых шахмат, а также выставку фарфора, довольно интересную, но на которую совершенно не остаётся сил и внимания после галереи.

Пентуриккио. Портрет мальчика.

Собрание Дрезденской галереи

«Сикстинская Мадонна» Рафаэля

Дрезденская картинная галерея знаменита благодаря работам таких мастеров как Ван Дейк, Тициан, Рубенс, Джорджоне и многих других художников. Жемчужина коллекции — «Сикстинская Мадонна» Рафаэля. Величайший шедевр итальянского Высокого Возрождения.

«Спящая Венера» Джорджоне

Галерея старых мастеров является одной из самых посещаемых и значительных собраний европейской живописи XIV-XVIII веков. Привлекает внимание картина «Спящая Венера» Джорджоне, которая вдохновляла многих художников.

Вид Дрездена с мостом Августа с правого берега Эльбы, Бернардо Беллотто, 1748 год

В разделе живописи XVIII века найдете работы Бернардо Беллотто (Каналетто Младший), который сумел с фотографической точностью передать на своих полотнах уникальные виды Дрездена и его окрестностей того времени.

Сокровищем галереи являются произведения фламандского барокко. Среди творений этой эпохи можно выделить работы фламандского мастера Питера Пауля Рубенса.

Гордостью Галереи старых мастеров является и раздел голландской живописи, представителем которой является Рембрандт Харменс ван Рейн.

Уникальная немецкая живопись представлена работами таких мастеров как Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах, Ганс Гольбейн и т. д.

«Шоколадница» Жан-Этьен Лиотар.

Необходимо отметить, что в галерее представлено собрание пастелей, где особое место досталось «Шоколаднице» — работе Жана-Этьена Лиотара.

«Девушка, читающая письмо у раскрытого окна» Ян Вермер

С творчества Яна ван Эйка в Галерее старых мастеров начинается Нидерландское Возрождение. В галереи есть портреты Франца Хальса. Большую ценность представляют произведения «У сводни», «Девушка, читающая письмо у раскрытого окна», настоящие шедевры Вермеера Дельфтского.

В Галереи старых мастеров находится самое большое в Германии собрание картин голландца Якоба ван Рейсдаля. Вершиной творчества этого художника является картина «Еврейское кладбище», которая представляет собой аллегорию неминуемой смерти человека, его существования на земле, а также постоянное возрождение жизни. Если говорить о картинах великого художника Рембрандта, то в галереи их насчитывается около 15.

«Вирсавия у фонтана», Питер Пауль Рубенс, 1635г.

Рубенс является главным создателем стиля барокко в европейском искусстве. Пожалуй, самая известная его картина — «Вирсавия у фонтана».

Творчество художника А. Ван Дейка в Дрезденской галерее представлено картинами: «Дама в черном перед красной портьерой» и «Господин в черном перед колонной». Представлены так же его работы, на которых изображены дети короля Англии Карла I.

В Галереи старых мастеров собраны произведения таких мастеров как Адриан Броувер, Давид Тенирс Младший, Ян Брейгель Старший и др.

Что касается Французской школы XVII века, то ее яркий представитель — это Н. Пуссен и его картина «Царство Флоры».

В Галереи старых мастеров имеются и работы мастеров английской школы XVIII века: Д. Рейнольдса и Г. Реберна.

Художники Б. Мурильо, Д. Веласкес и Х. Рибера иллюстрируют в Дрезденской картинной галерее испанскую школу XVII века.

Из окон Галереи старых мастеров открывается удивительный вид на Театральную площадь, которую также можно назвать настоящим произведением искусства Дрездена.

«Шоколадница» Жан-Этьен Лиотар.

[flat_ab id="3"] Ссылка на основную публикацию