Канченджанга на карте

Канченджанга

Канченджанга является самой высокой горой в Индии и второй после Эвереста в Непале. Хребет относится к Гималаям, а его название переводится как «пять сокровищ снега», подразумевая пять вершин, три из которых относятся к Индии, а две – к Непалу. Эти горы всегда покрыты снегом и очень опасны для альпинистов.

На карте видно, что гора Канченджанга расположена на самой границе между Непалом и Индией. Индийская часть относится к штату Сикким. Это огромный горный массив, включающий пять самых высоких пиков гор:

  • Главная, 8586 м (Индия);
  • Западная, 8505 м (Непал);
  • Южная, 8494 м (Индия);
  • Центральная, 8482 м (Индия);
  • Кангбачен, 7903 м (Непал).

Главная гора является самой загадочной, опасной и интересной из всех. На ее вершине находится четыре основных ледника: Зему, Талунг, Ялунг и еще один безымянный. Они питают реки Тиста, Арун и Коси. Площадь оледенения в общей сложности составляет около 314 кв. км. Эти ледники коварны, лед на них тает, вызывая частые сходы лавин. А потому гора Канченджанга считается самой опасной в Гималаях.

Восхождение на Канченджангу

Первые попытки подъема на гору предпринимались еще в середине XIX в., но за сто лет никто так и не смог покорить ее. Лишь в 1955 году группа британских альпинистов, преодолев сложный маршрут по леднику Ялунг, смогла подняться на Канченджангу и успешно вернуться вниз. С тех пор покорители вершин потянулись сюда чередой в надежде повторить их подвиг.

Примерно 20% гибнет, так и не достигнув пика, либо их настигает лавина на спуске. За это Канченджанга получила прозвище «гора-убийца». Здесь нет легких маршрутов: в восточных Гималаях тяжесть муссонной влаги оседает на ледники, создавая благоприятные условия для схода снега.

Треккинг к Канченджанге

Есть четыре альпинистских маршрута для подъема на гору. Три из них находятся в Непале с юго-запада, северо-запада и северо-востока, и только один – в Индии. Это очень опасный путь, на сей момент лишь восхождения по нему были успешными. Главная его особенность – «Большой шельф», огромное наклонное плато на высоте 7500 м, покрытое висячим ледником. Маршрут почти полностью проходит по снегу, леднику и одному ледопаду. С 2000 этот трек на Канченджангу запрещен индийским правительством.

Легенды Канченджанги

У народа Сиккима пик считается священным. Ранние экспедиции, которые поднимались на гору, останавливались в нескольких метрах от вершины, чтобы не осквернить верования. Легенды гласят, что в окрестностях Канченджанги обитает горное божество, называемое Дзо-Нга, или «демон Канченджанга», что-то вроде йети. Местные жители уверяют, что встречали его и находили следы его огромных ног. Также старожилы верят, что на склонах горы скрыта долина бессмертия, а в 1962 тибетский лама повел на ее поиски 300 последователей, но так и не нашел.

Природа Канченджанги

Это величественные Гималаи, и этим все сказано. В 1977 году здесь был создан национальный парк, занявший 25% территории штата Сикким. Подножие горы покрыто сосновыми лесами, среди которых в ущельях текут реки, в некоторых местах превращаясь в бурные водопады. На ослепительных вершинах играют блики солнечного света, перемежаясь с плотными облаками и завесами тумана. Гора Канченджанга дарит потрясающие ракурсы для фото. Удивительные рододендроновые заросли наполняют горный воздух неповторимыми ароматами, особенно после сезона муссонов. В предгорьях обитают редкие ирбисы и малые панды.

Как добраться?

На территории Сиккима нет авиа и ж/д сообщения, горные ландшафты не позволяют оборудовать такие пути. Можно доехать на поезде до Нью-Джалпайгури в Западной Бенгалии, далее автобусом до столицы Сиккима Гангтока (около 4 ч.). К Национальному парку Канченджанга отсюда ходят автобусы и такси.

Есть четыре альпинистских маршрута для подъема на гору. Три из них находятся в Непале с юго-запада, северо-запада и северо-востока, и только один – в Индии. Это очень опасный путь, на сей момент лишь восхождения по нему были успешными. Главная его особенность – «Большой шельф», огромное наклонное плато на высоте 7500 м, покрытое висячим ледником. Маршрут почти полностью проходит по снегу, леднику и одному ледопаду. С 2000 этот трек на Канченджангу запрещен индийским правительством.

Восхождение на Канченджангу

Эрцог поставил на это восхождение всю свою репутацию и поэтому готов все принести в жертву. Ляшеналь понимает, что восхождение на вершину чревато обморожением и утратой конечностей. Он спрашивает Эрцога: «Если я вернусь, что ты будешь делать?»

Аннапурна

Аннапурна — это не одна вершина, а целый горный массив в Гималаях, высшая точка которого достигает высоты в 8091 метр. Аннапурна — десятая по высоте из всех восьмитысячников. Она первая из гор такого типа позволила человеку покорить свою вершину. Однако это не дает повода думать, что подъем на нее — увеселительная прогулка. Еще каких-то 30 лет назад каждый второй альпинист навсегда оставался на склонах Аннапурны, но сейчас эти цифры стали более оптимистичными: смертность скалолазов на горе составляет около 19%.

Казалось бы, что страшного в горе Эйгер, что в Бернских Альпах. Ее высота всего 3970 метров, но что здесь опасного? Несмотря на «детскую» высоту, эта вершина соперничала с восьмитысячниками по опасности и трудности восхождения.

История покорения

Первое восхождение на Канченджангу произошло в 1955 году. Вершины достигли два англичанина, Джордж Бэнд и Джо Браун. Любопытно, что на самую высокую точку горы они не поднялись: такова была воля сиккимского короля, который дал англичанам разрешение взойти на гору, являющуюся священной для его подданных. Запрет объяснялся нежеланием нарушать «покой вершины».

Дело в том, что местные жители воспринимают гору, как живое существо женского пола, обладающее довольно капризным характером. В частности, она очень ревниво относится к попыткам её превзойти. Существует легенда, что некогда люди решили построить из глиняных горшков башню до небес. Но когда башня стала выше вершины Катченджанги, самолюбивая гора рассорила людей. Итогом ссоры стало обрушение башни.

После первой экспедиции традиция не подниматься на самую вершину, а останавливаться в нескольких десятках метров ниже стала обязательной для всех альпинистов, поднимающихся на этот восьмитысячник.

Кстати, после покорения горы, руководитель британской экспедиции, знаменитый альпинист Чарльз Эванс написал замечательную книгу «Неприкосновенная Канченджанга», в которой рассказывается об этапах этого непростого восхождения.


По мнению местных жителей, гора с женским характером убивает всех женщин, которые осмеливаются подняться на неё. Долгое время эта легенда поразительным образом оправдывалась. Так, в 1991 году Мария Франтор и Жозе Розман попытались стать первыми женщинами, покорившими третий восьмитысячник мира.

Канченджанга в культуре Править

Канченджанга была одной из любимых тем в живописи русского гуманиста, мыслителя, философа и живописца Николая Рериха. В одной из своих книг он писал об этом горном массиве и о неповторимой красоте окружающих мест:

Горцы чувствуют красоту. Они чувствуют искреннюю гордость обладания этими неповторимыми снежными пиками – мировыми гигантами, облаками, туманами. Разве не являются они попросту великолепным занавесом перед Великой Тайной, лежащей за Канченджангой? Много прекрасных легенд связано с этой горой. За Канченджангой находятся старинные менгиры великого культа солнца. За Канченджангой расположено место рождения священной Свастики, знака огня. Сейчас, в день Агни-Йоги, элемент огня снова входит в дух, и все сокровища земли почитаются. В долинах героям посвящено не так много легенд, как в горах! Все Учителя путешествовали в горах. Самые высокие знания, самые вдохновенные песни, самые высокие звуки и цвета создаются в горах. На самых высоких горах находится Высшее. Самые высокие горы стоят как свидетели Великой Реальности. [1]

Святослав Николаевич Рерих неоднократно запечатлевал эту величественную горную гряду на больших полотнах.

Вершина Канченджанги прекрасно была видна из дома в Калимпонге, где после ухода из жизни Николая Константиновича продолжали свой жизнетворческий путь Юрий Николаевич и Елена Ивановна.

Дарджилингская Гималайская железная дорога

Вершина Канченджанги прекрасно была видна из дома в Калимпонге, где после ухода из жизни Николая Константиновича продолжали свой жизнетворческий путь Юрий Николаевич и Елена Ивановна.

Путешествие в Сикким. Часть 4. Юксом и Канченджанга

Чортен (ступа) в Юксуме

Крайней точкой нашего путешествия в западном Сиккиме был Юксом (иногда пишут Юксум). В Юксоме заканчивается автомобильная дорога и далее начинаются пешие маршруты к подножию священной горы Сиккима — Канченджанги и в прилегающий национальный парк. Поэтому здесь можно встретить довольно много (по сиккимским меркам) туристов и приличные отели, хотя в настоящее время Юксом — просто небольшая деревня.

Cлово «Юксом»в переводе с местных наречий означает примерно «место встречи трех лам». Как я уже писал, в Юксоме в середине XVII века произошла встреча трех великих лам школы Нингма, завершивших открытие «скрытой долины Сиккима» и установивших династию правителей — Чогьялов. Место коронации первого монарха Сиккима называется «трон Норбуганга». Естественно, Юксом считается священным местом для сиккимцев. Он являлся первой столицей Сиккима, кроме того, вокруг него расположены старейшие и самые священные буддийские монастыри.

Вот он, трон Норбуганга. На этом месте монахи непрерывно читают тибетсткие мантры. Наверно, это нелегко сделать, поскольку здесь постоянно отираются бледнолицые братья, да и вообще праздношатающаяся публика :).

За спиной монаха видны каменные сидения. Это как раз те сидения, на которых находились великие ламы и первый Чогьял во время церемонии коронации. Самое высокое было предназначено для великого ламы Лацуна Чембо, справа находился Чогьял, слева — два других ламы. Их имена высечены на сидениях. По традиции, великий лама Лацун Чембо прибыл в Юксом с Севера, из Тибета, два других ламы пришли с запада и юга, а первый Чогьял, Пунцог Намгьял, с востока. Пунцог был посвящен в монархи путем окропления водой из находящегося рядом озера. Всю эту ценную информацию можно почерпнуть из таблички, установленной вблизи трона :).

Уличная сценка в Юксоме

Озеро «Катхок Потхари»

А это — то самое озеро, вода из которого была взята для церемонии посвящения Чогьяла. Озеро называется «Катхок Потхари» и, конечно, является священным.

Для соблюдения всех формальностей необходимо совершить обход вокруг озера.

Как и следовало ожидать, на берегу озера лежала медитирующая собака. Она прошлась с нами вокруг озера, получила честно заработанную пачку печенья и вернулась на свое место.

В Юксоме произошло знаменательное событие — мы увидели Канченджангу, главную гору Сиккима. Как я уже писал, увидеть Канченджангу весной, во время туристического сезона, достаточно трудно, из-за высокой влажности и постоянного наличия испарений в воздухе. В это время увидеть Канчеджангу можно только на рассвете, при этом должен пройти ночной дождь и осадить водяную взвесь. Если к утру небо прояснится и температура перед рассветом снизится, то Канченджанга будет видна.

Нам крупно повезло, и во время нашего двухдневного пребывания в Юксоме так и происходило — ночью шел дождь, и рано утром можно было увидеть Канченджангу. Затем воздух постепенно прогревался, и водяные испарения опять скрывали снежные вершины.

Канченджанга (другое написание Канченджунга) означает что-то типа «Пять сокровищ снегов», поскольку она имеет пять вершин (нам удалось увидеть не все вершины). На самом деле Канченджанга является скорее огромным горным массивом, чем единой горой. Четыре из пяти её главных вершин превышают 8 000 метров, при этом главная вершина — Канченджанга 1 является третьим по величине восьмитысячником мира.

С Канченджангой связано много местных легенд и поверий. Она является главной святыней сиккимцев, в её «скрытых долинах» хранятся «пять сокровищ»: золото, серебро, драгоценные камни, зерно и священные книги. В связи со святостью горы индийское правительство неохотно выдает разрешения на альпинистские экспедиции, кроме того, многие восхождения завершились неудачно.
Интересно, что первая экспедиция по покорению Канченджанги была организована в 1905 году знаменитым западным магом и оккультистом Алистером Кроули. Экспедиции удалось подняться почти на семь тысяч метров, но затем во время схода лавины погиб один из членов экспедиции и трое носильщиков. Некоторые из участников посчитали, что таким образом была принесена жертва духу горы и дальше все должно пойти гладко, но Кроули все же распорядился повернуть назад.

Покорить Канченджангу удалось только через пятьдесят лет, после ряда неудачных и трагических попыток. В 1955 английская экспедиция поднялась на Канченджангу 1, однако, уважая верования сиккимцев, остановилась в нескольких метрах от вершины. Таким же образом поступали и участники большинства удачных восхождений, которых, собственно, было не так уж много.

До середины XIX века Канченджанга считалась самой высокой горой мира, но затем, после уточнения, таковой был признан Эверест.
Окрестности Канченджанги считаются одним из мест обитания йети — снежного человека. В начале XX века его видели члены английской геологической экспедиции. Но в последнее время такие встречи прекратились…

Канченджанга постепенно прячется за облака

Солнце поднимается все выше, и Каченджангу покрывают облака и туман.

Еще раз во время поездки увидеть силуэт Канченджанги нам удалось только в Гангтоке, да и то не ясно — то ли был он, то ли привиделось, поскольку очень хотелось :).

Во время пребывания в Юксоме нам удалось совершить небольшой однодневный трекинг по окрестностям. Об этом в следующей части рассказа.

Солнце поднимается все выше, и Каченджангу покрывают облака и туман.

Великобритания, 1903

Разведка подступов к горе

  • D. Frechfield. Round Kangchenjunga. London: 1903.
  • Сенаторов В. Траверс. Москва: Агентство «САВВ», 1992. 224 с.

Канченджанга-занятная гора-женщина!

«В горах нет ни честности,
ни коварства. Они просто опасны».
Райнхольд Месснер

58-летний Давид Кируани, лёжа в полудрёме на стареньком диване, впервые смотрел фильм братьев Коэнов «Невыносимая жестокость». Мужчину уже окончательно сморило, когда одно имя, неожиданно названное героем Джорджа Клуни, заставило его резко открыть глаза. Тот, в поисках компромата на жену клиента, сакраментально произнёс: “Нам нужен Тенцинг Норгей”.
Растревоженный Кируани медленно спустил искалеченные ноги с края дивана и перекинул безвольное тело через колесо инвалидной коляски. Затем он медленно подкатил к столу, где стояла открытая бутылка Bulleit Bourbon. В окне, в мутноватой дымке, виднелась одна из самых высоких гор Грузии – Шхара….. Давид налил себе полстакана, и медленно глотая золотистую жидкость, непроизвольно задумался. Неплохой виски, ударив в голову, всколыхнул воспоминания, о которых бывший альпинист пытался забыть уже около 15 лет. В квартире давно ничего не напоминало об его прошлом. Абсолютно ничего. На стенах не было ни одной фотографии…. И вот имя знаменитого сирдара снова заставило мужчину прокрутить в голове те, кажущиеся уже почти не реальными, трагические события……
Давид родился в Сванетии и с детства любил с отцом подниматься на местные вершины. Когда он в 10 лет взошёл с родителем на пятитысячную Джангу, то поразил этим не только своего предка, но и всех местных альпинистов. Папа очень гордился своим сыном и называл его Истинным Природным Сваном. Необычайная выносливость и удивительное строение лёгких, способное как у шерпов обходиться меньшим количеством кислорода со временем дали возможность талантливому юноше перебраться в Россию, где он, познакомившись со знаменитыми альпинистами, начал с лёгкостью покорять одну вершину за другой. К середине 80-х парень побывал практически на всех высочайших пиках Европы и вскоре даже сопроводил опытную группу до штурмового лагеря 8200 м на Джомолунгме.
В 90-е Кируани стал водить начинающих альпинистов к Пику Победы в Тянь-Шане, иногда выбираясь с профессионалами и в Гималаи. Вскоре он с группой югославов и шведов покорил заветный Эверест. Причём это восхождение далось ему гораздо легче, чем многоопытным спутникам, особенно на спуске, когда Давид пожертвовал ослабевшему скандинаву свой кислород. Тогда, даже сверхвыносливые шерпы удивились его необыкновенным способностям выживать в горах. И так как молодой человек постоянно с гордостью напоминал, что он по национальности «сван», то к нему со временем прикрепилось прозвище Rocky Swan, что при желании можно было перевести, как «Скалистый Лебедь».
В начале зимы 1995-го на Давида вышла группа альпинистов собирающаяся совершить восхождение на Аннапурну I. Эти пятеро парней «за тридцать» были из разных стран, но по их словам, вместе они покорили уже не одну вершину. Теперь, за полгода до этого рискового восхождения Кируани решил всё же удостовериться в реальных возможностях мужчин штурмовать эту «гибельную» гору. После нескольких дней проведённых с ними на Пике Победы сван понял, что ребята совсем не готовы штурмовать Аннапурну, честно «забирающую» более трети, далеко не самых слабых, человеческих жизней. И он откровенно признался в нежелании сопровождать эту их малореальную экспедицию.
Но чех Зденек и самый упёртый, серб Родован, отправились к Давиду с целью, всё же, как-то договориться. Они предложили альпинисту 200 000$ и 5 месяцев упорных тренировок. Давно мечтающий прикупить себе домик в Андорре Кируани был вынужден уступить….
….и вот летом 1995 года их группа, состоящая из 6 человек, высадилась в базовом лагере на высоте около 4130 м, где их уже ждали четверо выносливых шерпов. Давид, пару месяцев назад уже побывал здесь, сделав пробную попытку на 6 500 м. Он терпеливо выслушивал восходителей когда-то покоривших Аннапурну I. То, что он узнал, не прибавило оптимизма осторожному Свану. Но двести «штук» уже мирно лежали на его швейцарском счету, и оставалось лишь повести этих авантюрных ребят к вожделенной вершине…..
……………они чудом добрались до «штурмового лагеря», потратив на гору несколько лишних роковых дней. Ночевать здесь было безумием и они спустились до 7000 м. Погода резко начала портиться и группа с трудом поставив палатку стала готовиться к ночлегу. К тому же днём, словно предчувствуя недоброе, их покинули шерпы. Никакие прибавки к оплате не смогли удержать этих суровых горцев, чьи силуэты постепенно исчезли на фоне угрожающе мрачнеющего неба.
Утром выяснилось, что Зденек заболел и практически не мог двигаться. Давид, глядя на измученных ребят, на всё усиливающийся ветер, посоветовал отменить покорение вершины и начать спускаться в базовый лагерь. «Вы в таком состоянии не сможете подняться по практически отвесной скале», – заметил он, глядя на уходящую в бесконечность каменную вершину, – и не факт, что у нас всех получится просто спуститься вниз. В такую погоду и с ослабевшим чехом – это уже будет необыкновенной удачей».
Но упрямый Родован молча начал готовиться к штурму горы-убийцы. Также поспешили проверить оборудование и баллоны с кислородом, суровый швед с двумя сомневающимися норвежцами. Кируани в последний раз попытался отговорить потенциальных самоубийц от этой бессмысленной авантюры, но четвёрка сухо попрощавшись со сваном и славянином, сгибаясь под шквалистым ветром, «потащилась» к едва видимым в начавшейся пурге мрачным скалам….
Давид заглянул в палатку к Зденеку. «Ты можешь двигаться? Скоро пойдём вниз через Французское ущелье», – негромко произнёс он, просчитывая в уме предстоящий спуск. «Ano», – почему-то по-чешски ответил тот и попытался встать на ноги……
…………безжалостный ветер сбивал с ног, сдувая последнее тепло с их лиц. На Эвересте Давид бы мог большую часть пути просто волочить за собой импровизированные сани с потерявшим последние силы чехом. Но это была Аннапурна…..
Пройдя за несколько часов всего около 300 метров, они уже не смогли услышать, как под «штурмующей» вершину группой подломился карниз, унеся отчаянных парней на вечную стоянку на так и не покорённой ими горе. Сван, понимая, что при таком медленном спуске кислорода наверняка не хватит, не надевал свою маску. Каждый час он наклонялся к лицу Зденека, убедиться, что тот ещё жив….
……спасатели нашли их через сутки на высоте 5800. Совершенно обессиливший и жутко обмороженный Давид отчаянными полуметровыми рывками упорно продолжал передвигать тело всё ещё живого альпиниста в кислородной маске…..
……….Кируани задумчиво налил в стакан ещё на треть «Бурбона». Ему совсем не хотелось вспоминать последующее расследование, когда выздоровевший чех обвинил его в гибели друзей. И ….. ….Мужчина медленно допил виски, и воспоминания сами собой заполнили его затуманившийся мозг….
. Через полгода его полностью оправдали, и Скалистый Сван смог вновь сопровождать альпинистов на Пик Победы. Ещё через год Кируани начали привлекать к сложным спасательным операциям, когда только его невероятная выносливость после 7000 м могла принести успех. Так прошло почти пять лет….
……..Давид готовился к очередной группе, когда в его «бунгало», постучав, вошла молодая брюнетка лет 25. Её волевое лицо было довольно привлекательно, и мужчина вопросительно поднял на девушку глаза.
—-Вы, как я понимаю, Rocky Swan?
—- Ну, допустим, так меня называют. А что Вы хотели?
—-Я хочу…. Вы только не удивляйтесь, с Вашей помощью покорить …. Канченджангу.
—-Кого Вы хотите завоевать!? Гору – убийцу женщин. Полагаете, что я окончательно спятил.
—-Мне сказали, что только Вы способны довести меня до её вершины. Даю 250 000$!
—-Да хоть 300! Я не собираюсь сопутствовать гибели такой очаровательной молодой женщины.
—-Ладно! Полмиллиона. И, вообще, британка Джинетт Харрисон как-то всё же смогла спуститься живой с восьми с половиной тысяч в 98-м году.
—-Ей безумно повезло, но лишь для того, чтобы полтора года спустя погибнуть на Дхаулагири, ….
Во время этого диалога Давид внимательно разглядывал решительную незнакомку. Он тогда не смог купить домик в Андорре, так как после длительного судебного процесса и выплаты неблагодарному чеху на его счету осталось не больше 35000$.
«Попробуйте подтянуться на каждом пальце по 10 раз», – вдруг, произнёс он, показывая на стоящий в комнате турник. Девушка молча сняла куртку, и зацепившись за перекладину указательными пальцами легко подняла своё тренированное тело 15 раз. Потом она проделала то же на средних пальцах, потом на безымянных….. «Ладно, на мизинцах не надо», – чуть более весело произнёс Сван, постепенно подчиняясь меркантильной стороне своей сомневающейся души. «Так, полмиллиона вперёд. Оборудование выбираю я сам. И несколько месяцев на подготовку», – отчего-то легко согласился альпинист, вероятно, за 5 прошедших лет утративший боль от того рокового восхождения.
—-А как зовут, девушку жаждущую смерти? И откуда Вы?
—-Отец назвал меня ГернИка. Я родилась в Басконии, но давно живу в Швейцарии. 15 лет назад моя мать погибла под лавиной в Альпах и с тех пор я хочу покорить безжалостную Канченджангу. Мой отец богат и он, конечно, ничего не знает про мою мечту. Вы не думайте, я пару лет назад забиралась на Аннапурну III.
—-Куда. Да, не может быть! На самую её вершину?
—-Ну, допустим, меня не пустили дальше штурмового лагеря. Но, я чувствую, она бы мне покорилась!
«Ну, да. Ну, да», – пробормотал Давид, проверяя крепления на концах верёвки. – Я сегодня иду с ребятами на Пик. Можете дождаться меня здесь. Завтра, Бог даст, вернёмся». Сам не понимая отчего, Кируани игриво подмигнул симпатичной басконке и открыл дверь….
….. через неделю тренировок они не могли не сблизиться, и 40-летнему мужчине захотелось просто жить с этой удивительной девушкой, иногда поднимаясь на европейские вершины и читая о Гималаях в прессе. Но дочь Басконии была одержима одолением «горы-женщины» и вскоре они приступили к изнуряющим тренировкам в Непальских горах.
Давид до последнего надеялся отговорить возлюбленную от смертельной попытки, но та пригрозила, что найдёт кого-то более смелого. И вот летом 2001-го, ровно через 6 лет после того рокового восхождения, они высадились у подножья Канченджанги на границе Непала и Индии……
…..первые несколько дней погода баловала покорителей. Где-то после 5-ти тысяч влюблённый парень перестал целовать свою красотку, так как тыкаться остекленевшими губами в ледяную щёку было теперь довольно бессмысленно….. Они бесконечно долго поднимались по Юго-западной стене через ледник Ялунг….
…….и вот штурмовой лагерь на 8200 м. … Рядом расположились, судя по всему, бородатые шведы. Нанятые разными командами шерпы заговорили, наверное обсуждая возможности своих подопечных.… Узнав, что знаменитый Rocky Swan решил покорить 3-ю вершину Мира с этой прелестной девушкой, ребята загудели на своём странном языке, неодобрительно покачивая курчавыми рыжими бородами. Они отлично знали, как здесь в 91-м на спуске погибли отчаянные француженки – Мари Франтор и Жози Розман. Гора-женщина очень нехотя принимает «себе подобных», но, возможно, со Сваном ей повезёт….
……не смотря на посильную помощь скандинавов, взявших парочку в свою «связку», восхождение далось дочери басков слишком тяжело. Большую часть работы по покорению вершины ГернИкой проделал неутомимый Давид. Из шведов, взойти на 8586 м смогли лишь трое, самых выносливых. Теперь любовникам предстояло самое сложное – опасный спуск с этой безжалостной горы….
……чудом «доставив» вконец обессиленную альпинистку в штурмовой лагерь, Кируани решил остаться на ночь. Он тепло простился со шведами, с жалостью смотрящими на еле шевелящуюся басконку и те обещали прислать спасателей им навстречу…. Ночью ГернИка на минутку сняла кислородную маску и прошептала на ухо любимому: «Только благодаря Тебе, Горный Сван, я смогла осуществить свою мечту. И чтобы теперь не случилось, не вздумай винить себя. Всё просто замечательно!» Девушка глухо закашлялась и доверчиво прижалась к Давиду…..
……дважды повторенная трагедия превращается в фарс…. Вызванные верными шведами спасатели через двое суток обнаружили примерно на 6000 м полузасыпанного снегом Свана с лежащим на его коленях телом давно закоченевшей возлюбленной. Ударивший мороз не дал возможность даже этому сверхчеловеку спасти свою напарницу от предсказуемой гибели. Поднявшийся ветер помешал альпинисту нормально ориентироваться, и за сутки до спасения отчаянная парочка сорвалась со скалы. С переломанным позвоночником Давид смог спуститься ещё на полкилометра, когда его ноги окончательно отнялись….
Обмороженное лицо Кируани навсегда осталось покрытым жутковатыми шрамами, а ноги с невероятным трудом удалось спасти опытным швейцарским хирургам…. Все деньги альпинист пожертвовал вдовам погибших восходителей…..
…..бутылка опустела. Давид откинул седую голову на спинку коляски, и по его изуродованной щеке скатилась одинокая, как спускающийся по глэтчеру альпинист, прозрачная мужская слеза…..

(на фото САМАЯ красивая гора Гималаев—Канченджанга).

«В горах нет ни честности,
ни коварства. Они просто опасны».
Райнхольд Месснер

Канченджанга на карте

Автор: Алексей Болотов, Екатеринбург

Фото Алексея Болотова

«Сама идея экспедиции родилась очень давно. Канченджанга вообще такая гора очень знаковая. Вторая российская экспедиция, тогда еще не российская, а экспедиция Совесткого Союза в Гималаи была на вершину Канченджанги. Это одна из самых труднодоступных гор в мире. И по высоте, и по удаленности от цивилизации. Есть горы, которые близко к населенным пунктам – Эверест, Лхоцзе. А есть, которые очень далеко, и там бывает мало народу, и с этим связано, что туда ходит мало экспедиций.

Много трудностей с этим связано и на Канченджанге, что там мало портеров. Экспедициям, которые заезжали в этом году весной, не хватало портеров, которые переносят вещи до базового лагеря. Поэтому наши вещи пришли с опозданием дней на 8. То есть мы просто сидели в базовом лагере и не могли никуда выйти, потому что у нас не было снаряжения.

Канченджанга очень высокая, третья вершина в мире по высоте после Эвереста и К2. Почти 8600. Это очень высоко. И до такой горы надо было дорасти, набраться опыта, набраться сил. В этом году я посчитал, что дорос и организовал туда экспедицию.

Сам по себе район очень интересный, район дикий, неосвоенный. Очень интересные тропы. Если в других частях Непала через каждый час ходу можно найти гостиницу, магазин какой-то, где можно купить напитки и еды, то здесь нет ничего. Жить надо в палатках весь треккинг, гостиниц нет. Только в одном месте, в Гунзе есть нормальная гостиница, нормальная по непальским меркам, обычные нары. Тропы не маркированные, заблудиться очень легко. Это самый восток Непала, и гора Канченджанга стоит на границе Индии и Непала.

Очень буйная растительность. Очень буйные леса, огромные деревья в несколько обхватов толщиной. Человека три, может быть, и обхватят дерево, но не каждое, есть очень серьезные деревья. Лес впечатляющий, начиная от джунглей и заканчивая на высоте нашим березовым лесом. Березы практически как у нас, только кора не белого цвета, а красного. Осенью там растут грибы, красноголовики, белые – непальцы их не едят, говорят, что это есть нельзя, от этого можно умереть сразу. Они едят сморчки, то, есть то, что мы не едим.

Природа там очень интересная, представлены все климатические пояса, начиная от джунглей на высоте1000 м. потом бамбуковые леса, потом еще выше хвойные леса, еще выше березовый лес и там уже выше пошел кустарник, редколесье и зона тундры.

Мы живем еще выше, даже не в зоне тундры, а в зоне камней. Травы там совсем немного и она только летом, зимой там снег. Птиц много различных, животных много, козлов диких, ходят по склонам в основном рядом с лагерями, где ставят палатки, потому что они ищут соль.

Базовый лагерь находится на высоте5500 метров. Это очень высоко для базового лагеря, это практически высота Эльбруса. Весь треккинг с нами прошла моя жена, Светлана, она молодец. И мы там жили в течение полутора месяцев. Не спускались отдыхать, только вверх понимались. Таким образом, получается, что от базового лагеря до вершины надо подниматься3000 метровс лишним.

Было еще три экспедиции. Французско-швейцарская, они заехали позже нас. Как-то так мы вместе не ходили, не пересекались на маршруте, но в день восхождения я совершал его с ними, присоединился к ним.

Дальше была интернациональная команда самая большая, где было 12 участников и 12 высотных шерпа. Для примера у нас не было ни одного высотного шерпа, то есть мы всегда свои вещи носим сами. А люди, которые хотят, чтобы за них заносили палатки, кислород (очень многие с кислородом ходят на такую высоту), нанимают шерпа. Это достаточно дорого, но без них обойтись не могут. И еще была одна экспедиция, там были 2 итальянца, поляк и румын, старые знакомые наши.

Работа проходила как обычно. Пошли наверх, провесили веревки на опасных участках. На неопасных мы не провешивали веревки, только там, где реально надо. Поставили лагерь первый. Спустились вниз, отдохнули в базовом лагере дня 2-3. Пошли выше, второй лагерь поставили, протоптали дорогу, веревки провешали, палатки занесли, газ занесли, продукты – опять спустились, отдохнули. Вот так потихоньку-полегоньку до 4-го лагеря. Всего было у нас 4 лагеря.

Четвертый лагерь штурмовой, из которого мы выходили на восхождение, на высоте 7500. Это не очень высоко, потому что до вершины еще почти1100 метров, это много для одного дня пути. 1100 на высоте 8000 сначала набрать, потом сбросить – достаточно долго, достаточно тяжело.

Еще у нас как получилось. Мы шли с моим напарником, Колей Тотмяниным из Санкт-Петербурга, он очень сильный альпинист. Мы с ним ходили, все провешивали веревки и на восхождение тоже хотели идти вместе. Классический маршрут на вершину идет от штурмового лагеря немножко влево, а потом траверсом вдоль гребня вправо по горизонтали. А шерпы внизу, которые были уже на этой горе, они нам сказали, что не ходите так, можете лезть прямо вверх, через скалы, что скалы там несложные.

Мы так и сделали в день восхождения, на восхождении полезли по этим скалам. Но они оказались очень сложными, непроходимыми и поэтому с первого раза восхождение у нас не получилось. Это 14 мая мы попытались взойти, дошли где-то до высоты 8450, то есть метров 100-150 не дошли до вершины. В этот же день спустились, когда поняли, что нам не пролезть эти скалы. А обходить уже – мы были усталые, и времени было много, засветло бы мы не спустились. Поэтому мы спустились в этот день.

Отдохнули, потом спустились в третий лагерь на высоте 7000, он был более комфортный и пониже немножко. Там три дня ждали погоду. На третий день поднялись в штурмовой лагерь на 7500. Вечером я переговорил с французской экспедицией, и они сказали, что в 10 часов вечера они выходят на восхождение. Вот так они решили, чтобы времени больше было, чтобы была такая страховка, чтобы успеть засветло спуститься. Я решил идти с ними. Коля отказался, сказал, что ночью идти холодно и лучше он пойдет утром по нашим следам.

Ночью сложнее, и главное, холоднее идти, зато спускаешься днем, когда тепло, гарантированно в светлое время. Вообще сейчас это модно – выходить с вечера, чтобы утром быть на вершине, и потом уже спускаешься и у тебя времени для спуска очень много.

Я вышел с французами и в 9 утра мы были на вершине, 11 часов у нас занял путь. Группа у французов оказалась достаточно сильная, у них поднялись 5 человек, 3 француза и 2 шерпа, половину с кислородом, половину без кислорода они шли. Я – без кислорода, потому что я всегда хожу без кислорода. Темп у них был очень высокий, очень хороший, мне очень понравилось, и я за ними еле успевал.

И вот в 9 часов мы были на вершине. Погода была хорошая, но низ был затянут облакам. То есть гор, Эвереста, Макалу – не видно было, только соседние ближние горы. Ветер был не сильный, не очень холодно. Мы понимались, сфотографировали друг друга и через полчасика пошли вниз.

Коля вышел в 4 утра, я его встретил на спуске. Сказал, как ему идти, примерно, сколько идти, там еще далеко было – он рассчитывал быстрее подняться. Он шел один, где надо – веревки уже висели, не опасно было, и он поднялся на вершину.

Вот, собственно, так мы и поднялись, потом спустились вниз, и пошли домой. Раньше у меня не было такой цели – подняться на все 14 вершин выше 8000. Не было такой цели еще совсем недавно, даже пару лет назад. Я просто ходил в горы, которые мне были интересны и, по возможности, на новые восьмитысячники. Мне интересны сложные маршруты, по классике я хожу от безысходности, когда нет других вариантов. Вот и все. А вот с этого года эта цель появилась. Надо сейчас уже эту программу заканчивать, 4 горы осталось – Лхоцзе – самая высокая, Нангапарбат, Броуд-пик, Шиша-Пангма. Я на Лхоцзе пытался подняться в том году, не получилось у нас. Вся экспедиция заболела и никто не поднялся.

За пару лет думаю, реально совершить эти восхождения. Это ведь только время и деньги. Думаю, что да. Если все хорошо будет, почему нет?

Я не один в России нацелен на 14 гор. Есть Сергей Богомолов, у него сейчас 13 гор из 14-ти. Не хватает одной. Он уже 5 раз ездил на эту гору, было 5 попыток, К2, это сложная гора. Насколько я знаю, в следующем году он собирает сильную экспедицию, чтобы была команда сильная и с этой командой попытаться взойти.

Сейчас я еду вот как раз на К2, хочу совершить восхождение по новому маршруту. Сложный маршрут и ценится совсем по-другому, и требования к команде другие предъявляются. Мой напарник из Франции, Людовик, предложил пролезть новый маршрут, а на такую гору, как К2 по любому маршруту залезть всегда почетно, а новый маршрут сделать – будет вообще здорово. В планах восхождение где-то в конце июля».

Дальше была интернациональная команда самая большая, где было 12 участников и 12 высотных шерпа. Для примера у нас не было ни одного высотного шерпа, то есть мы всегда свои вещи носим сами. А люди, которые хотят, чтобы за них заносили палатки, кислород (очень многие с кислородом ходят на такую высоту), нанимают шерпа. Это достаточно дорого, но без них обойтись не могут. И еще была одна экспедиция, там были 2 итальянца, поляк и румын, старые знакомые наши.

Итак, отправляемся в самую восточную часть Непала, практически на границу с Сиккимом (штат Индии) к подножию Канченджанги (8586 м).
Национальный Парк Канченджанги занимает огромную территорию (2035 км кв.). Долины в низовьях реки Тамур, где выращивают рис, сменяются субтропическими лесами, переходящими в красивейшие альпийские луга, каменистые ущелья и ледниковые отроги г.Канченджанга. Треккинг здесь поражает разнообразием пейзажей, богатством флоры и фауны. 30 разновидностей рододендронов, множество орхидей, лилий и примул произрастают в национальном парке. Если мы будем внимательными, у нас есть все шансы увидеть на тропе голубого барана, красную панду в лесу, следы гималайского черного медведя и снежного леопарда.

Канг-чен-цзод-нга – тиб. «Пять сокровищ великих снегов», так как горный массив состоит из 5 вершин, 4 из которых превышают 8 км (Канченджанга Главная 8586 м, Южная 8491 м, Центральная 8478 м , Канченджанга Западная или Ялунг-Канг 8505 м и Кангбачен 7902 м).

Стоимость поездки “Канченджанга трек, Непал” : 2100$ при группе 4 -6 человек, 2000$ при группе 6-10 человек.

Путешествовать с нами комфортно

До 1852 года Канченджанга считалась высочайшей горой мира, однако расчёты, выполненные после экспедиции 1849 года, показали, что Эверест выше, а Канченджанга является третьей по высоте вершиной.
Первое успешное восхождение было совершено 25 мая 1955 года участниками британской экспедиции Джорджем Бэндом и Джо Брауном.
На сегодняшний день на Канченджангу проложены 11 различных маршрутов восхождения (не учитывая вариант Бюлера 1988 года).

Восточный Непал, трек к Канченджанге и Жанну. Программа маршрута, осень 2019.

Объявляется набор в группу на треккинг в Непале, по маршруту к базовым лагерям Канченджанги и Жанну. Заявки принимаются только от участников, ранее ходивших со мной, при условии соответствия требованиям по физ.подготовке, оговоренным ниже.

Сроки:

с 20 октября по 10 ноября 2019 года

Стоимость: 1100 долларов (скидки для этого трека не предусмотрены, т.к. цены изначально рассчитаны на участников, идущих со мной по второму и более разу, а мероприятие достаточно дорогостоящее c учетом непростой логистики, спецпермитов/гидов и проч.). Подробнее про стоимость смотрите ниже.

Максимальная высота: 5200 м. Но в радиалках можно и к 6000 приблизиться, при хорошем самочувствии 🙂

Количество участников в группе: до 15 человек.

[ Требования к участникам ] Отдельно про требования к участникам:

К участию в данном треккинге принимаются только люди, ранее уже ходившие со мной.

При этом, участники должны соответствовать одновременно двум условиям:

– хорошая физическая подготовка (в качестве контрольного норматива – бег на 10 км за 1 час, и это, на самом деле, весьма посредственный результат, который всего лишь позволит вам надеяться на прохождение маршрута, но, если вы хотите получать удовольствие от процесса и активно участвовать в радиалках, то десятку неплохо бы выбегать из 50 минут)

– наличие высотного опыта от 4000 метров, с ночевками от 3500 метров.

[ Отличительные особенности данного трека ] Отличительные особенности данного трека.

Начнем с того, что в районе Канченджанги сам я ни разу не был. Соответственно, маршрут будет носить характер разведки, со всеми вытекающими последствиями. С нами, естественно, будет местный непальский гид, знающий район и ходивший ранее по основным треккинговым тропам. Будет навигатор с закачанными картами. Будут описания, надерганные из интернета. Но будут и радиалки по местам, информация по которым крайне скудна или вообще отсутствует.

Основная идея маршрута – придерживаться основных треккинговых троп с ночевками в лоджах (без палаток), но при этом совершать как можно больше разведочных радиальных выходов в боковые долины.

Основные точки маршрута, которые планируется посетить (из тех, что на слуху): северный базовый лагерь Канченджанги, базовый лагерь Жанну, перевал Селеле Ла.

Хотелось бы охватить район по максимуму. Трехнедельный срок является для этого не вполне достаточным. Компенсировать сжатые сроки предполагается быстротой передвижения 🙂 Соответственно, переходы запланированы длительные и непростые, с жесткими наборами и сбросами высоты.

От лоджей на этом маршруте не стоит ожидать особого комфорта. Все предельно просто: далбат на обед, Hot bucket в качестве душа (и то, не везде). С электричеством местами проблемы, мобильной связи нет практически нигде.

Насколько я могу судить из описаний, состояние троп в отдельных местах также оставляет желать лучшего. Есть потенциально камнеопасные участки. Каски на голову обязательны для всех.

Отдельно стоит упомянуть про сложности с логистикой. Чтобы попасть к началу маршрута, нам придется потратить более суток в один конец, и столько же обратно. В рамках этой программы вы узнаете все (или почти все) о непальском наземном транспорте. Вы прочувствовали ласковый сарказм этой фразы и хорошо подумали, прежде чем решиться на поездку, правда ведь? Тогда вливайтесь в наши стройные ряды 🙂

Ах, да. Про портеров. Их можно брать 🙂 Но лучше не брать. Потому что они будут плакать и рыдать, слишком длительные переходы запланированы по программе. Вы-то плакать и рыдать не будете, я знаю.

[ Программа по дням ] Программа по дням.

День первый, 20 октября. Прилет в Катманду, слезы умиления (Внимание: прилет должен быть до 10 утра! Это связано с особенностями получения спецпермитов в район Канченджанги, потребуются оригиналы ваших паспортов с непальскими визами). Встреча со мной в аэропорту. Трансфер в забронированную гостиницу. Ступа, барабаны, время на отдых. При необходимости – докупка недостающей экипировки.

День второй, 21 октября . Рано утром – перелет в Бадрапур (лететь 40 минут). Пересаживаемся в зарезервированные джипы и едем в Тапледжунг (8-9 часов пыльной трясучки по серпантинам). Ночуем в Тапледжунге.

День третий, 22 октября. Утром садимся в джипы и едем до Чирвы (высота 1270 м), после чего еще 4-5 часов идем пешком до Лелепа(1750 м) или Сукетума (1600 м), по обстоятельствам.

День четвертый, 23 октября. Переход до Амджилосы (высота 2400 м).

День пятый. Переход до Фоле, высота 3150 м. Очень долгий и напряженный ходовой день.

День шестой. Переход до Гунзы (3450 м). Это короткий переход на 1,5 часа, после которого уставшие участники ложатся отдыхать без задних ног после предыдущего дня. У тех, кто добросовестно тренировался перед треком, возможно, найдутся силы для радиалки в направлении перевала Лапсанг, до высоты примерно 4500 м.

День седьмой . Переход до Камбачена (4100 м). Спокойный такой денек. Отдыхаем перед грядущими упражнениями.

День восьмой . Сегодняшний день целиком посвящен радиалке вдоль ледника Кумбакхарна, в базовый лагерь Жанну. Идем до высоты 4700 – 4800 м. Отсюда открывается прекрасный вид на северную стену Жанну. Ту самую стену, за которую российская команда в 2004 году получила Золотой Ледоруб. Почитайте тут немного об этом восхождении: интервью с участниками восхождения на Жанну. “Мы раньше думали, что занимаемся альпинизмом. Это оказалось детским лепетом по сравнению с Жанну” – так сказал Николай Тотмянин, один из участников той экспедиции, заслуженный мастер спорта, сильнейший альпинист-высотник.

День девятый. Мы проводим в Камбачене еще одну ночь, а сегодня делаем радиальный выход по долине реки Нупчу Кхола к озерам Нупчу Покхари, до высоты 5000 м.

День десятый . Переход до Лонака (4780 м).

День одиннадцатый . Радиалка к северному базовому лагерю Канченджанги (5200 м). Про уникальную советскую экспедицию на Канченджангу 1989 года с траверсом четырех ее восьмитысячных вершин можно почитать по ссылке: воспоминания Сергея Богомолова.

День двенадцатый . Радиальный выход вверх по леднику Лонак, до высоты 5200 – 5400 м.

День тринадцатый . Спускаемся вниз в Гунзу (3450 м). Очень долгий переход, более 20 км.

День четырнадцатый . Переход из Гунзы в Церам (3870м) через перевал Селеле Ла (4650 м), который по факту представляет собой связку из трех перевалов. Возможно, самый тяжелый день на треке.

День пятнадцатый, 3 ноября. Переход в Тортонг (3000 м).

День шестнадцатый, 4 ноября. Переход в Ямпхудин (2080 м). Еще один самый тяжелый день на треке 🙂 Вы же помните, что в Непале, чтобы сильно спуститься, надо сначала сильно подняться 🙂

День семнадцатый, 5 ноября. Переход в Кебанг (1900 м)

День восемнадцатый, 6 ноября . Переход в Тарпу (1000 м). Хотя, возможно, джипы получится нанять уже в Хапу Кхоле.

День девятнадцатый, 7 ноября. Резервный день (если все будет без накладок, то этот день предполагается использовать для радиалок в окрестностях базового лагеря Канченджанги: там при желании можно подняться вплоть до 6000 м).

День двадцатый, 8 ноября. Переезд в Катманду (выезд рано утром, с расчетным прибытием в Катманду на следующее утро, ночной переезд в автобусе).

День двадцать первый, 9 ноября. Утром мы рассчитываем уже приехать в Катманду, но этот день рассматриваем также как резервный на случай задержек в дороге.

День двадцать второй, 10 ноября. В этот день вы самостоятельно добираетесь на такси до аэропорта и улетаете из Катманду к себе домой.

Примечание по программе: Программа пока предварительная. Возможно, что-то еще поменяем в процессе углубленного планирования или по ходу движения. Вариантов там много.

Расходы на поездку, общая цена вопроса.

Стоимость пакета услуг – 1100 долларов . Скидки не предусмотрены.
В стоимость пакета услуг включено:
– трансфер из Катманду до начальной точки трека (внутренний перелет до Бадрапура и переезд на частном транспорте до Тапледжунга и далее до Чирвы;
– обратный трансфер в Катманду после трека (частные джипы до Илама и местный автобус от Илама до Катманду, в котором по отзывам ехать более комфортно, чем в джипах, несмотря на то, что мы не арендуем его целиком под себя);
– разрешительная документация на треккинг (пермиты и карточки TIMS);
– мои услуги в качестве организатора и гида-проводника;
– услуги обязательного непальского гида;
– проживание в гостинице в Катманду 2 ночи (двухместное размещение);
– проживание в лоджах на треке (в большинстве случаев также двух- или трехместное размещение, но возможно 4-6 местное в отдельных случаях на высотной части маршрута);
– мои консультации перед поездкой по экипировке и любым другим вопросам, в неограниченном объеме;
– трансфер из аэропорта (за исключением последнего такси в аэропорт, которое вы оплачиваете самостоятельно).

Дополнительно оплачивается:
– авиаперелет в Непал (500 – 1000 долларов, если лететь из России);
– виза в Непал на 30 дней (50 долларов);
– питание и напитки (из расчета 20 – 30 долларов в день при трехразовом питании, в зависимости от аппетита);
– медицинская страховка (около 100 долларов);
– горячий душ и зарядка аккумуляторов в лоджах на треке, иные мелкие личные траты;
– расходы, связанные со сходом участника с маршрута (индивидуальное проживание, индивидуальные переезды и т.п.)
– такси до аэропорта Катманду на обратном пути, 6 долларов за машину (участники улетают обычно разными рейсами и в разные дни, поэтому обратный трансфер из гостиницы до аэропорта я не обеспечиваю: к концу поездки люди уже осваиваются в Непале, и нанять такси самостоятельно не вызывает ни у кого проблем, машины постоянно дежурят у гостиницы)

Примечание: вышеуказанная стоимость не зависит от количества людей в группе. Недобор людей – это мои собственные риски, трек состоится в любом случае, я туда и один готов пойти.

Порядок оплаты.

Стоимость пакета услуг оплачивается в стопроцентном размере в день нашей с Вами встречи в Катманду. Жители Санкт-Петербурга могут оплатить заранее при встрече со мной (если есть желание).

Про вопросы проживания и питания на треке, требования к участникам, необходимые документы, подготовку к треку, экипировку и некоторые другие полезные вопросы можно прочитать здесь.

День двенадцатый . Радиальный выход вверх по леднику Лонак, до высоты 5200 – 5400 м.

Канченджанга

Горный массив Канченджанга. Вид из Дарджилинга

горный массив Канченджанга

Канченджа́нга (англ. Kangchenjunga , nepali: कञ्चनजङ्घा), также Канчинджунга) — горный массив в Гималаях. Главная вершина массива — Канченджанга Главная (8586 м) — третий по высоте восьмитысячник мира. Название Канченджанга означает Пять сокровищ великих снегов — в этом горном массиве насчитывается пять основных вершин.

Горный массив Канченджанга. Вид из Дарджилинга

Палатка Век Канченджанга

  • Описание
  • Отзывы
  • Аксессуары
  • Файлы и документы
  • Наличие в магазинах

Высокогорная палатка Канченджанга. Легендарная палатка, разработанная Свердловскими альпинистами для высотных восхождений. Отработанная годами конструкция, особо прочный каркас.

Особенности:

  • Тип палатки – “полубочка”. Устанавливается на алюминиевые дуги повышенной прочности. Для удобства и быстроты установки дуги они продеваются по направляющим. Концы дуг устанавливаются в карманы из прочной стропы. Глубина и конструкция кармана облегчает установку и убирает проблему с выпадением дуги
  • Наружный слой – силовой, он держит ветровую нагрузку
  • Второй слой, тонкий “бантичный” капрон. Он препятствует попаданию измороси на одежду и спальники, которая образуется между слоями в палатке
  • Уникальная система оттяжек с пряжками для финишной подтяжки палатки позволяет хорошо растянуть скаты палатки
  • Система оттяжек – “за каркас”. Не одна оттяжка не пришивается к палатке, это позволяет ей выдержать сильные ветровые нагрузки. Ткань не испытывает разрывной нагрузки при отрывании оттяжки палатки при классической схеме. Это увеличивает живучесть палатки, что очень важно в высокогорных экспедициях
  • Два входа – типа “тубус” на торцах палатки. Для загрузки или проветривания “тубус” подвязывается вязками
  • Два вентиляционных тубуса на торцах для проветривания палатки
  • На одном из торцов ветроотбойный клин, его предназначение – уменьшить нагрузку на торец палатки при сильных ветрах, особенно в местах, где нет возможности установить перед торцом палатки снежную стенку. Клин образует дополнительный тамбур, который можно использовать для хранения снаряжения и приготовления пищи
  • Внутри палатки по всей длине расположены шнуры для просушки одежды и обуви в походных условиях

Характеристики:
Вместимость: 1-4 человека
Вес с каркасом, кг: 4,12
Вес палатки, кг: 2,56
Вес дуг, кг: 1,50
Размер дна, м: 2,00 х 2,00
Высота палатки, м: 1,20
Размер в упаковке, м: 0,25 х 0,25 х 0,85
Материал 1-й слой: Taffeta 20D SIL PU рип/стоп
Материал 2-й слой: Капрон 100%
Материал дна: Taffeta 210T PU 4000 рип/стоп
Дуги: дюралюминий Д16Т, d 14мм

Высокогорная палатка Канченджанга. Легендарная палатка, разработанная Свердловскими альпинистами для высотных восхождений. Отработанная годами конструкция, особо прочный каркас.

Канченджанга

Картон, темпера. 30,5 х 45,8 см.

Музей Николая Рериха.

Канченджанга это горный массив в Больших Гималаях, на границе Непала и Сиккима (Индия). В переводе с тибетского означает “пять хранилищ больших снегов” или “пять сокровищ великих снегов”. Четыре вершины поднимаются выше 8000 м, главная достигает 8585 м.

Рерих Н.К. Сердце Азии / Цветы Мории. Пути благословения. Сердце Азии. Рига: Виеда, 1992.

Начнем с Сиккима.

Необыкновенно благостное впечатление производит эта благословенная страна, связанная с воспоминаниями о великих подвижниках религии. Здесь жил Падма Самбхава, основатель красношапочной секты; здесь проходил на Тибет Аттиша, возглашавший учение Калачакры; здесь по пещерам пребывали многие аскеты, наполняя пространство своими благими мыслями.

За Канченджангой в подземельях и до сих пор пребывают затворники, и только дрожащая рука, протянутая по условному знаку за пищей, показывает, что физическое тело еще не отошло. Все 17 вершин Гималаев сияют над Сиккимом. С запада к востоку: Канг, Джану, Малый Кабру, Кабру, Доумпик, Талунг, Канченджанга, Пандим, Джубони, Симву, Нарсинг, Синиолчу, Пакичу, Чомомо, Лама Андем, Канченджау. Целая снеговая страна, меняющая свои очертания при каждом изменении света. Поистине неисчерпаемая впечатлениями и неустанно зовущая.

Нигде на земле настолько не выражены два совершенно отдельных мира, мир земной с богатой растительностью, с блестящими бабочками, фазанами, леопардами, енотами, обезьянами, змеями и всей неисчислимой животностью, которая населяет вечнозеленые джунгли Сиккима. А за облаками в неожиданной вышине сияет снежная страна, не имеющая ничего общего с кишащим муравейником джунглей. И этот вечно волнующийся океан облаков и непередаваемых разнообразий туманов!

Канченджанга одинаково обращала внимание как тибетцев, так и индусов. Здесь складывались вдохновляющие мифы творчества Шивы, выпившего яд мира для спасения человечества. Здесь из облачного бурления воздымалась блистающая Лакшми для счастья мира. Общее благостное впечатление поддерживается и монастырями Сиккима. На каждом бугре, на каждой вершине, сколько хватает глаз, вы замечаете белые точки – это все прилепились твердыни учения Падмы Самбхавы, официальной религии Сиккима. (…)

На вершинах Сиккима, в Гималайских отрогах, среди аромата балю и цвета рододендронов опять лама, подобный средневековому изваянию, указал на пять вершин Канченджанги и сказал:

“Там находится вход в священную страну Шамбалы. Подземными ходами через удивительные ледяные пещеры немногие избранные даже в этой жизни достигали священное место. Вся мудрость, вся слава, весь блеск собраны там”. (…)

Все взоры обращены туда, где превыше облаков вздымаются величественные белые вершины. Возносятся, как особая заоблачная страна. Все чаяния обращены к Гималаям.

Канг-чен-цзод-нга – Пять Сокровищ Великих Снегов. Отчего так зовется эта величественная гора? Она хранит пять сокровищ мира. Какие это сокровища? – золото, алмазы, рубины?

Нет, старый Восток ценит иные сокровища. Сказано: “Придет время, когда голод охватит весь мир. Тогда появится Некто, кто откроет великие сокровищницы и напитает все человечество”.

Конечно, вы понимаете, что некто напитает человечество не физическою, но духовною пищей.

Восходя на Гималаи, вы приветствованы именем Шамбалы. При спуске в долины, то же самое великое понятие благословляет вас. Шамбала напитает человечество духовною пищей познания великих энергий.

Рерих Н.К. Алтай – Гималаи. XII. Тибет (1927-1928).

Геше Ринпоче, настоятель донкара в Чумби, знает, что на север от Канченджунги лежит пещера. Вход в нее очень узок, но затем она расширяется и приводит в целый город. Настоятель многое знает и просит молчать до времени. Должное следствие получается лишь во времени, когда соблюден точный срок. Сознание Геше глубоко. Он видит далекие события. Выходя как бы из полудремоты сосредоточения, он говорит о самых неожиданных действиях, о дальних отсутствующих людях.

Рерих Н.К. Сокровище снегов / Шамбала. М.: МЦР, 1994.

По всему Сиккиму снова гремят огромные трубы! Для всех это великий торжественный день. Давайте пойдем в храм и посмотрим танцы в Великий День Почитания Канченджанги!

Со всех концов Сиккима собирается множество людей в удивительных и разнообразных одеждах. Вот сиккимцы в своих коротких красных одеяниях, в конических, украшенных перьями шляпах; вот рассудительные бутанцы, поразительно похожие на басков или венгров; здесь же стоят жители Кама в красных тюрбанах; вы можете увидеть маленькие круглые шапки храбрых непальских гуркхов; тут и люди из Лхасы в их длинных, похожих на китайские, одеждах; застенчивые тихие лепча, много шерпов; все типы горцев из всех уголков приехали почтить Пять Сокровищ Канченджанги, которая стоит вехой на пути в Священный Город Шамбалы.

Трубы ревут. Барабаны бьют. Толпа кричит и свистит. Выходит Хранитель Сиккима в огромной красно-золотой маске с коротким копьем в руке. Вокруг источника, из которого каждое утро струится святая вода, впечатляющий Хранитель поворачивается в медленном благословляющем танце, совершая свои магические круги. Вероятно, он проникает взглядом в религию Сиккима. В тот же самый час в каждом монастыре Сиккима совершается один и тот же священный танец Хранителя. Закончив свое выступление, Хранитель присоединяется к живописному ряду музыкантов.

Снова звук труб и рев толпы. Затем из храма появляется Хранительница. Подобно Кали или Дакини, черепа украшают ее голову, на ней темное одеяние, божество очерчивает тот же круг; совершив заклинания, она садится рядом с Хранителем.

Снова толпа кричит и неистовствует. Один за другим появляются Хранители Пяти Сокровищ Канченджанги. Они готовы сражаться за Святую Гору, потому что в ее пещерах находятся сокровища, оберегаемые веками. Они готовы охранять религию, которую блюдут отшельники, посылающие свои благословляющие молитвы из горных глубин. Сияние струится по одеждам этих Стражей. Они сверкают, как снега, ярко вспыхивающие в лучах солнца. Они готовы бороться. Они вооружены мечами и защищены круглыми щитами. Начинается Танец Воинов, напоминающий танцы команчей Аризоны; мечи рассекают воздух, ружья стреляют. Жители Сиккима могут радоваться, глядя, как охраняются сокровища Канченджанги! Они могут гордиться: еще никогда не была завоевана скалистая Вершина Белой Горы! Только благородные Хранители Тайн, Высокие Дэвы, знают дорогу к ее Вершине. Стражи заканчивают свой танец; они делятся на две группы. Двигаются медленной поступью, исполняя длинную песню; похваляются и спорят друг с другом. Каждый говорит о своей отваге: “Я могу поймать рыбу без сетей”; “Я могу проскакать по всему миру без лошади”; “Никто не может сопротивляться моему мечу”; “Мой щит – крепкий”. И снова следует короткий Танец Воинов. Они проходят в храм. Оба Хранителя поднимаются и снова, после нескольких кругов танцев, уходят через низкую дверь. Представление закончилось.

Теперь мощь Канченджанги раскрывается другим образом. Видим луки и стрелы в руках людей. Стародавнее развлечение Сиккима – древнее искусство стрельбы из лука будет показано. Далеко стоят мишени. Но горцы еще не забыли благородного искусства, и стрелы попадают в самое сердце цели так же, как они попадали в сердце врагов Канченджанги. Праздник окончен. Длинные исполинские трубы снова уносят в храм; барабаны, гонги, кларнеты и цимбалы умолкли. Двери храма закрылись. Это не буддизм, это – Почитание Канченджанги.

И когда мы видим прекрасный снежный пик, мы понимаем дух праздника, потому что почитание Красоты является основой возвышенного чувства. Горцы чувствуют Красоту. Они чувствуют искреннюю гордость обладания этими неповторимыми снежными пиками – мировыми гигантами, облаками, туманами. Разве не являются они великолепным занавесом перед Великой Тайной, лежащей за Канченджангой? Много прекрасных легенд связано с этой горой.

За Канченджангой находятся старинные менгиры великого культа солнца. За Канченджангой расположено место рождения священной Свастики, знака Огня. Сейчас, в день Агни Йоги, элемент Огня снов входит в дух, и все сокровища земли почитаются. Не так много легенд посвящено героям в долинах, как в горах! Все Учителя путешествовали по горам. Самые высокие знания, самые вдохновенные песни, самые высшие звуки и цвета создаются в горах. На самых высоких горах находится Высшее. Самые высокие горы стоят как свидетели Великой Реальности. Дух доисторического человека уже радовался и понимал величие гор.

Кто бы ни созерцал Гималаи, вспоминает великое значение горы Меру. Благословенный Будда путешествовал в Гималаях в поисках Света. Там, около легендарной святой Ступы, в присутствии всех Богов, Благословенный получил свое Озарение. Воистину, все, что связано с Гималаями, несет великий символ горы Меру, стоящей в Центре Мира. (…)

Как только вы подниметесь на пики Гималаев и окинете взглядом космический океан облаков внизу, вы увидите бесконечные валы скальных цепей и жемчужные вереницы облачков. Позади них движутся серые слоны небес, тяжелые муссонные облака. Разве это не космическая картина, которая дает вам возможность понять великие творческие проявления? Мощный Змей в бесконечных кольцах поддерживает Млечный Путь. Синяя Черепаха небес и звезды без числа – как бриллиантовые сокровища предстоящей победы. Вы вспоминаете огромные менданги на Сиккимском хребте с их каменными сиденьями, которые служат великим отшельникам для медитации перед восходом солнца; великий поэт Миларепа знал силу часа для медитации перед рассветом, и в этот благословенный момент его дух сливался с великим мировым духом в осознанном единстве.

Перед восходом солнца начинается бриз, и молочное море волнуется. Сияющие Дэвы приближаются к хвосту Змея, и великое пахтание начинается! Облака рушатся, как разбитые стены темницы. Воистину, светящийся Бог приближается! Но что случилось? Снега – красные, как кровь. Облака собираются в зловещую мглу, и все, что было прежде сверкающим и прекрасным, становится плотным, темным, покрывающим кровь битвы. Асуры и Дэвы сражаются, ядовитые испарения расползаются повсюду. Творение должно погибнуть! Но Шива самоотверженно поглощает яд, который угрожал миру разрушением. Он – великий, синегорлый. Лакшми возникает из темноты, неся Чашу нектара. Перед ее лучезарной Красотой все злые духи ночи рассеиваются. Новая Космическая энергия проявлена в мире!

Где еще можно получить такую радость, как восход солнца над Гималаями; когда синева интенсивней сапфиров; когда из далекого далека сверкают ледники, как несравненные драгоценные камни. Все религии, все учения синтезируются в Гималаях. Девой рассвета, Ушаси древних Вед, овладевает такая же возвышенная добродетель, как и исполненной радости Лакшми. Здесь можно ощутить всепобеждающую силу Вишну! Раньше он был Нарайяной, Космической Сущностью в глубинах Творения. В конце концов, он появляется как Бог солнца, и в его улыбке из темноты возникает великая Богиня счастья.

А можно ли не заметить эту связь между Лакшми и Майей, матерью Будды? Все великие символы, все герои, казалось, были приведены на Гималаи как к высочайшему алтарю, где человеческий дух приближается к божественному. Разве сияющие звезды не ближе, когда вы находитесь в Гималаях? Разве сокровища Земли не в Гималаях? Простой погонщик в вашем караване спрашивает вас: “Но что скрыто под могучими горами? Почему самые великие плато как раз в Гималаях? Сокровища должны быть там!”

У подножия Гималаев есть множество пещер, и говорят, что из этих пещер подземные ходы ведут далеко за Канченджангу. Некоторые даже видели каменную дверь, которая никогда не открывалась, потому что время еще не пришло. Глубокие ходы ведут к Прекрасной Долине. Вы можете понять происхождение и реальность легенд, когда вы знакомитесь с неожиданными образованиями в природе Гималаев, когда вы лично осознаете, как близко соприкасаются ледники и богатая растительность. Почитание Канченджанги простым народом не удивит вас, потому что в этом вы видите не суеверие, а реальную страницу поэтического фольклора. Это народное благоговение перед Красотой Природы находит отклик в возвышенном сердце впечатлительного странника, который, тронутый великолепием здешней красоты, всегда готов поменять город на Горные Вершины. Для него это возвышенное чувство имеет во многом такое же значение, как и победный танец Стражей Гор, и отряд лучников, бдительно стоящий на защите Красоты Канченджанги.

Привет непобедимой Канченджанге!

Рерих Н.К. Священная Земля / Гималаи – Обитель Света. Адамант. Самара: ТОО “Агни”, 1996.

В торжественном величии Гималаев сокрыт источник, давший драгоценное учение всем народам. В каждой стране по-своему говорят о нем, как о Священной Земле, или Обители Мудрости. И Индия, родина Благословенного, знает о древних Риши, укреплявших свой дух среди этих удивительных мест. (…)

В святых пещерах Кайласа – преддверье чудес. Народная мудрость, которая связывает все высокие духовные учения и достижения с влиянием Гималаев, дала этим высотам самые звучные и поэтические названия: “Канченджанга” (Пять сокровищ великих снегов); “Джомо-кангкар” (Королева белых снегов), известная как Эверест; “Джо-мо Лха-ри” (Божественная вершина королевы); “Канг Ринпоче” (Драгоценный снег), известная как Кайлас; “Ночин Канг занг” (Благословенные снега Дэв); “Гон-по-ри” (Вершина Покровителя). Люди, вдохновленные всем героическим и прекрасным, дали им такие звучные имена. От Памира до Лхасы, от Куньлуня до Брахмапутры услышишь легенды о Гималаях.

Рерих Н.К. Самое первое / Листы дневника. Том 2. М.: МЦР, 1995.

Вот бы припомнить самое первое. Самое раннее. Тоже из самого раннего: старинная картина – гора при закате. Потом оказалось не что иное, как Канченджанга. Откуда? Как попала? В книге Ходсона была подобная гравюра. Картина с гравюры или гравюра с картины? Были кой-какие старинные вещи, но их как-то не ценили. В те годы отличную мебель выбрасывали на чердак и заменяли мягкою бесформенностью.

Рерих Н.К. Радость / Листы дневника. Том 2. М.: МЦР, 1995.

Одна из первых радостей была в музыке. Приходил к нам старенький слепой настройщик. Приводила его внучка. После настройки рояля он всегда что-нибудь играл. Рояль был хороший – Блютнер с надписью Лешетицкого. Слепой настройщик, должно быть, был отличным музыкантом, и игра его запомнилась.

Бывало, ждешь не дождешься, когда кончится настройка. Как бы не помешал кто долгожданной игре. Гостиная была голубая, на стене Канченджанга. Теперь знаю, что именно эта любимая гора была в розовом закате. Слепой играл что-то очень хорошее. Было удивительно, что слепой играет.

Рерих Н.К. Индия / Листы дневника. Том 2. М.: МЦР, 1995.

От самого детства наметилась связь с Индией. Наше именье “Извара” было признано Тагором как слово санскритское. По соседству от нас во времена Екатерининские жил какой-то индусский раджа и до последнего времени оставались следы могольского парка. Была у нас старая картина, изображавшая какую-то величественную гору и всегда особенно привлекавшая мое внимание. Только впоследствии из книги Брайан-Ходсона я узнал, что это была знаменитая Канченджанга. Дядя Елены Ивановны в середине прошлого столетия отправился в Индию, затем он появился в прекрасном раджпутском костюме на придворном балу в Питере и опять уехал в Индию. С тех пор о нем не слыхали. Уже с 1905 года многие картины и очерки были посвящены Индии. “Девассари”, “Лакшми” (в “Весах”), “Индийский путь” (по поводу поездки Голубева), “Граница царства”, “Кришна”, “Сны Индии” – все это было написано еще до поездки в Индию, так же, как “Гайятри” и “Города пустынные”. С 1923 года мы были уже в Индии и с тех пор все познание Индии, любовь к ней и многие дружеские сношения возросли. Еще в 1920 году в Лондоне нас посетил Рабиндранат Тагор и звал в Индию. После этого в “Модерн Ревью” в Калькутте появилась большая статья о моем искусстве. Это было как бы введением в Индию. Елена Ивановна уже давно знала и любила книги Рамакришны и Вивекананды.

Музей Николая Рериха.

[flat_ab id="3"] Ссылка на основную публикацию