Где находится Смоленский собор Белгорода. Местоположение Смоленского собора Белгорода на карте Белгорода и описание

Деятельность прихода

При соборе действуют:

  • Воскресная школа
  • Библиотека


с 6:00 до 19:00 в Воскресные дни и дни двунадесятых праздников

Смоленский собор в г. Белгород

В начале XVIII века, когда Белгород был не просто форпостом, но и духовно-административным центром огромной по протяженности Белгородской засечной черты, часовой полка Мефодий Иванов, несший вахту у восточных ворот крепости, стал свидетелем события, нашедшего отражение в «Повести о явлении чудотворной иконы Смоленския Пресвятыя Богородицы Одигитрии, явившейся в Белгороде…». Вот что гласит древнее сказание о времени и обстоятельствах прославления иконы Пресвятой Богородицы, доныне находящейся в Смоленском соборе г.Белгорода.

«С 14 на 15 октября 1703 года в полночь, среди глубокой тьмы, часовой жилого Белгородского полка Мефодий Иванов поражен был необыкновенным зрелищем: на городских воротах от образа Смоленской Божьей Матери блеснул свет, наподобие солнечного, и от света сего зажглась сама собою явившаяся восковая свеча».

На месте чудесного прославления иконы в том же 1703 году была воздвигнута для молебных пений часовня, а через уже два года стечение народа было так велико, что помимо часовни чудотворному образу строится Смоленская церковь.

Изначально в бытие Преосвященного Иустина, Митрополита Белоградского и Обоянского, тщанием и иждивением воеводы князя генерала и губернатора Кольцова-Мосальского построили деревянную церковь, а в лето 1705 года освятили и украсили. Чуть позже в 1727 г. Преосвященный Архиепископ Белоградский Петр заложил каменную церковь о двух этажах. В нижнем этаже во имя явления Смоленския иконы
Пресвятыя Богородицы Одигитрии, в верхнем этаже во имя святых первоверховных Апостолов Петра и Павла. Нижний этаж был освящен Преосвященным Митрополитом Белоградским Антонием в 1743 г., а верхний освящен Святейшего Правительствующего Синода Членом, Епископом Белоградским Порфирием (Крайским), 24 мая 1763 года.

Срок возведения – 27 лет – поначалу кажется неоправданно большим, но, учитывая размеры храмового сооружения и возможные задержки поступления денежных средств, он выглядит объяснимым.

Хотя службы совершались со дня освящения, благоустройство храма далеко не было еще закончено. Так, верхняя церковь частью еще была раскрыта и доступна влиянию непогоды, и в 1767 году нанят был плотник «закрыть трапезу и всходы». Пол в нижней части церкви был кирпичный, заново перемощенный в 1773 году, который и держался до 1792 года, когда был заменен полом чугунным. Ограда вокруг храма до 1776 года была деревянная, из частокола; в этом же году, вместо частокола, устраивается каменный фундамент, а в 1787 году на этом фундаменте поставлена была «столярной работы решетка», и только лишь в 1805 году сделана была на ограду решетка железная. С 1783 года начинается постройка в нижней церкви иконостаса, вырезать который взялся, по контракту «Московского ведомства, придворной оружейной конторы художник Иван Ситников»; для означенного иконостаса «куплена у помещика Николая Выродова обветшалая Вознесенская церковь, за оную уплачено денег 250 руб.». Иконостас сей окончательно был готов в 1792 году. В 1793-5 годах для вновь устроенного иконостаса живописцем Андреем Ивановым-Чашиным написаны были иконы, и все это позлащено червонным золотом.

Начиная с 1802 года снова производится в больших размерах заготовка кирпичного, лесного и железного материала, а в 1804 году Тульским оружейным мастером Петром Мосоловым из заготовленного материала произведены, согласно заключенному контракту, следующие работы: вместо прежних железных (1770 г.) сделаны в храме новые каменные шейки. Вместо железных же стропил на куполах церкви и алтаря положены стропила деревянные, в осьмериках пробиты восемь новых окон и устроены для них рамы и т.д.

Упомянутым ремонтом заканчивается первый период внешнего и внутреннего благоустройства Смоленского собора. За исключением устройства над лестницей крытой галереи (1862 г.), снаружи храм остается в прежнем виде; внутри же, начиная с 30-х годов XIX столетия, вид храма постепенно обновляется и украшается усердием граждан Белгородских. Среди последних особенно широкой благотворительностью, при замечательной простоте своих личных потребностей, выделялся известный именитый гражданин и купец Михаил Константинович Мачурин. Этот щедрый благотворитель, не состоя даже и прихожанином Смоленского собора, исключительно на свои собственные средства отделал в 1825 году всю верхнюю церковь под мрамор, а в 1839 году в нижней церкви устроил новый придел с северной стороны в честь своего Ангела, Архистратига Михаила «дабы иметь возможность и зимой совершать поздние литургии». На средства того же М.К. Мачурина в 1848 году «возобновляется вся вообще нижняя церковь», как писалось о сем в Клировых Ведомостях.

В 1847 году причт и церковный староста Смоленского собора просили Епархиальное Начальство о разрешении заменить в нижней церкви чугунный пол деревянным потому, что «от оного чугунного пола в зимнее и весеннее время бывает нестерпимо холодно, и многие прихожане, опасаясь простуды в ногах, мимо храма своего ходят в иноприходные церкви». Указом Белгородского Духовного Правления от 4 апреля того же года просьба эта была удовлетворена, и пол замощен был досками на средства благотворителей.

С 1859 года начинается дело об устройстве, вместо чугунных, каменных всходов и крытых галерей над ними. Благодаря возникшей по этому делу переписке, к устройству каменной крытой лестницы по высочайше утвержденному проекту оказалось возможным приступить лишь в 1862 году, когда лестница и была наконец устроена стараниями церковного старосты Гавриила Ивановича Муромцева. До сего времени эти всходы не сохранились.

Живопись иконостаса в нижней церкви Смоленского собора приходила в негодность от постоянно бывшей там сырости. Особенно же позолотные работы скоро темнели и портились, почему причт и церковный староста в 1868 году рапортом просили Преосвященного Епископа Сергия о разрешении, для уничтожения сырости, устроить три печи и одновременно перемостить в нижней церкви полы. По сему вопросу 7 июля состоялась следующая резолюция его Преосвященства: «На то и другое дается согласие. Но для устройства печей нужно предварительное освидетельствование архитекторов и указание». 27 июля Курский архитектор Дворжецкий засвидетельствовал, что в техническом отношении к устройству печей в нижней церкви препятствий не встречается, и печи в том же году были поставлены упомянутым церковным старостою Г.И. Муромцевым. Тогда же и при том же старосте в нижней церкви снят балдахин, осенявший престол, а в верхней – киот под явленной Смоленской иконой Божией Матери и над иконой Апостолов Петра и Павла, по своей величине занимавший слишком много места, были заменены киотами меньших размеров и более изящной работы, а также устроен был новый пол.

Одновременно с этим Белгородский потомственный почетный гражданин Василий Михайлович Мачурин устанавливает за свой счет в нижней церкви новый иконостас вместо старого, который согласно донесению причта и церковного старосты, «от долгого стояния так обветшал, что во многих местах проглядывают трещины, и нет совершенно следов позолоты». Постройка иконостаса была разрешена следующей резолюцией Преосвященного Епископа Сергия: «с признательностью жертвователю благословляю устроить иконостас по приложенному рисунку». Тем же летом известным подрядчиком Гетманом все работы были уже закончены, как свидетельствует о том следующая собственноручная надпись жертвователя на плане: «В смоленскую нижнюю церковь сей иконостас сооружен был в память родителей Михаила и Марии и сына – отрока Василия, 1868 года, октября».

В последний раз верхняя церковь возобновлена была в 1884 году старанием и усердием церковного старосты Михаила Васильевича Мачурина, при чем для переделанного иконостаса нижний ярус, вместе с царскими, южными и северными дверьми, устроен совершенно новый.

Так, при помощи Божьей, старанием и усердием церковных старост и щедрых благотворителей, поддерживался сей величественный храм, возникший благовременно по случаю явления чудотворной иконы Божией Матери – Одигитрии.

Увы, все их труды в годы лихолетья были совершенно истреблены, остались голые полуразрушенные стены.

В 20-х годах прошлого столетия храм был закрыт, разграблен. Хотя в нем и располагались склады – то писчебумажный, то строительный, то соляной с бакалейным, то бутылочно-тарный – молитвенная жизнь в нем все же теплилась. Но 26.06.1936 года было утверждено Курской культкомиссией решение Белгородского городского совета от 28.03.1936 года о совершенном закрытии многих церквей, в том числе и Смоленского собора. При живых-то людях он стал умирать, разрушаться – не хотел быть складом…

Сильно пострадал собор в войну – при освобождении Белгорода. В 1943 году артиллерийским огнем была уничтожена колокольня – там угнездились вражеские пулеметчики, снаряды взорвались и в трапезной части храма, лишив ее перекрытия и разрушив стены. И хотя собор во время боев служил убежищем для многих белгородцев, защищая их от бомб и снарядов, никто и после войны не позаботился о его ремонте.

С течением времени храм совершенно ветшал, уже и складов в нем не устраивали и стоял он сиротой в стороне от столбовой дороги – проспекта Ленина – по которой в «светлое будущее» шагали себе мимо люди, никогда не бывшие его прихожанами.

Окрестные детишки – из числа учеников 3-ей школы и строительного техникума проводили в его развалинах много времени, открывая для себя новый, неизвестный прежде мир, затихая своим громким разноголосьем, когда встречались со строгим взглядом святого, блеснувшим вдруг с едва видимой фрески. Что это было, почему. Но многие из этих детей, потом уже, взрослыми, стали прихожанами этого храма.

Так или иначе, но в 1958 г. храм решили разрушить, взорвать. Но он выстоял, хоть и содрогнулся от взрыва до глубины своей души.

Потом, в 1974 г., его опять взрывали. Но спасла его тогда 3-я школа, ибо после мощнейшего взрыва храм пошатнулся, затрещал-застонал, но опять выстоял, не пал на колени перед святотатцами грудой развалин, а вот школа пришла тогда в аварийное состояние. Дальше взрывать было нельзя! И не стали, огородили забором, а за ним потихоньку сама собою стала возникать свалка, торжествовала мерзость запустения. И хотя храм был объявлен памятником архитектуры, на его жизнь еще и еще покушались. Желающие спасти это чудо не могли еще выступить открыто, ибо это означало бы, что они исповедуют ценности другие, нежели все общество тогда. Вот и решили – не взрывать, а устроить в нем… органный зал. Тогда, в конце 80-х началось какое-то строительное движение, стали убирать мусор, наводить хотя бы мало-мальский порядок – трудились студенты, работники культуры, дай им Бог здоровья! А в 1991 году храм вернули церкви, появилось сообщество единомышленников, прообраз будущей общины. Потом, в 1992 году назначили священника – протоиерея Иоанна Абрамука и 10 августа 1992 года совершилась в нем на первом этаже первая Божественная литургия. Возглавил ее тогда архиепископ, а ныне митрополит Курский и Рыльский Иувеналий (Тарасов).

Освящение же нижнего храма совершилось Высокопреосвященнейшим Ювеналием лишь 23 декабря 1993 года, в день памяти св. Иоасафа Белгородского.

С начала 1994 года развернулись строительные работы по возобновлению верхнего храма во имя святых первоверховных Апостолов Петра и Павла. Первоначально наверх было страшно входить – груды мусора, битого кирпича, зияющие раны на стенах, крыши нет, березы растут прямо из проломленных стен… Белгородцы-старожилы помнят, как это выглядело. Так вот, из этих стен было убрано 763 КРАЗа мусора. Последние сорок машин мусора вывезли со двора храма в июне 1996 года, за месяц до освящения.

Храм был расписан, положены полы, набито тело иконостаса, леса сняты. 11 июля 1996 года храм был освящен Владыкой Иоанном. А до этого на вновь отстроенной колокольне в Великий Четверг 1995 года впервые грянули колокола. В 1997 году обновлены купола и кресты храма – оттоле они сияют немеркнущей позолотой.

Многие изменения пришлось пережить храму за почти трехвековую историю. Не все конечно в реконструкции храма сделано так, как хотелось бы. Но главное, храм действует, он по прежнему прекрасно вписывается в окружающий его архитектурный ансамбль и, бесспорно, является городской «жемчужиной», поражающей нас своим спокойным, уверенным величием. Смоленский собор сполна проверен на прочность и сохранил не только нерушимые массивы стен, но и свое высшее предназначение.

Много – много потрудились горожане – и целые трудовые коллективы и отдельные жертвователи – для того, чтобы их соединенными усилиями Смоленский собор стал бы украшением города и свидетелем духовного величия белгородцев, много раз одерживавших ратные победы, а через воскрешение нашего храма – и победу там, где «поле битвы – сердце человека». Честь им и хвала, Ты Господи, знаешь их имена!

Так, при помощи Божьей, старанием и усердием церковных старост и щедрых благотворителей, поддерживался сей величественный храм, возникший благовременно по случаю явления чудотворной иконы Божией Матери – Одигитрии.

История храма

Начало строительства каменного двухэтажного Смоленского собора приходится на период относительно мирной истории губернского центра. Если говорить об архитектурном облике храма, то нужно заметить, что в XIX столетии он основательно перестраивался. В целом же его архитектура характерна для Слободской Украины и порубежной с ней зоны России, хотя и имеет свои оригинальные черты.

Собор относится к памятникам с вертикально вытянутым основным объёмом, завершённым малым восьмериком. Такие храмы были распространены уже в самом начале XVIII века. По поводу расположения престолов почти все исторические материалы свидетельствуют, что в первом этаже находился главный из них – Смоленский, а во втором – Петропавловский.

В 20-х годах XX века храм был закрыт и разграблен и долгие годы находился в запустении. Когда прекратились службы, в стенах собора стали устраивать склады, в том числе нанёсший огромный ущерб алтарю первого этажа склад химикатов. После войны собор дважды пытались взорвать, уничтожить, снести с лица земли – в 1958 и 1974 годах, но крепкое здание выстояло. Храм вернули верующим в 1992 году.

Настоятель Смоленского собора протоиерей Павел Вейнгольд вспоминает:

«К моменту освящения верхнего храма в 1996 году – в июле он освящался, а в июне было вывезено 40 КрАЗов мусора. Когда работы в верхнем храме только начались, туда было страшно входить – груды мусора, битого кирпича, зияющие дыры в кладке. Белгородцы-старожилы помнят, как это выглядело. Нам помогали в восстановлении собора военные Белгородского учебного центра, у нас с ними с тех пор продолжается дружба. А всего за время восстановления собора было вывезено 763 КрАЗа мусора! И всё это переносилось на хрупких женских плечах, потому что нам помогали очень многие верующие люди, в основном это были женщины. Определённые сложности были и с самим зданием. Мы обратились к специалистам по поводу укрепления сводов верхнего храма. Своды были разрушены в войну попаданием нескольких артиллерийских снарядов, которые из-за толщины стен взрывались внутри них и как бы «раздували» их, а после войны там выросли деревья, их корни расшатывали кладку. Специалисты сказали тогда, что все работы и службу нужно прекратить, что это опасно. И когда мы поняли, что помощи не дождаться, то сами все эти «раны» в кладке самостоятельно «затянули», используя железнодорожные домкраты, и кладка встала на место. Колокольный звон в храме возо­бновили в Великий Четверток 20 апреля 1995 года».

Батюшка считает, что храм не должен остаться в памяти людей разрушенным.

«Стыдно за наших предков, допустивших такое поругание святого места, – говорит отец Павел. – Хотелось бы, чтобы Господь изгладил и простил это прегрешение, чтобы в памяти народа Смоленский собор навсегда оставался таким же величественным и прекрасным, какой он есть сейчас».

Смоленский собор: вид современный. Фото: Белгородская епархия

Сама икона, по словам отца Павла, хранилась в серебряном окладе. Когда же решили, что ей необходима реставрация, ризу сняли – оказалось, что там внутри набиты газеты 1925-27 годов, и что сам оклад не принадлежит этой иконе – в ризе были несовпадения с ликом Спасителя и Богоматери, а на самом окладе можно было различить отпечаток сапога. Видимо, оклад кто-то сорвал с другой иконы, но так как серебро было очень тонким, просто бросил, да ещё и наступил сапогом. А благочестивые люди, чтобы сохранить чудотворную икону, этот оклад использовали.

4. Николо-Иоасафовский собор

В 1799 году при Новом городском кладбище была построена небольшая кирпичная часовня, позднее, в середине XIX века, она была расширена благодаря усилиям старосты и прихожан. По сей день в Николо-Иоасафовском соборе находится старинный иконостас XIII века, перенесенный сюда в 1962 году из закрытого Преображенского собора. С тех пор собор получил статус кафедрального. Святыни собора – гробница и предметы облачения святителя Иоасафа, Песчанская икона Божией Матери.

Адрес: г. Белгород, ул. Попова, 56

Адрес: г. Белгород, ул. Попова, 56

День Святой Троицы. Пятидесятница


01.08.2022 . Опубликовано в Новости

Успенско-Николаевский собор

Успенско-Николаевский собор — это православный собор в Белгороде, который был построен в 1703-м году. Это самый древний из сохранившихся соборов города.

С XVIII века на месте храма располагалась деревянная церковь, которая позже сгорела. Собор на этом месте строился в период с 1692-го по 1703-й год. В 1701-м году на его строительство Петр Первый выделил средства. В середине 1750-х годах в храме произошел пожар, после чего он был заново восстановлен.

После революции собор закрыли, в начале 1930-х годов он использовался как тюрьма, а в 50-80-х годах тут размещался хлебозавод. В 1993-м году при соборе был открыт Марфо-Марьинский женский монастырь. И только 1998-м году храм был передан церкви и в нем начали проводить реставрацию. Собор был полностью восстановлен к 2005-му году.

Координаты: 50.59604400,36.57577500

В Смоленском соборе хранится особо почитаемая Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» («Путеводительница»). Собор является памятником архитектуры. Это редкий для Белгородского региона тип двухэтажного храма, построенного в стиле барокко.

С чем путают

У многих рождаются сомнения, в какой стране находится Белгород.

Порой это происходит из-за схожести названий. Столица Сербии и самый крупный город страны — Белград. Является одним из наиболее древних городов Европы. В городе проживает более миллиона человек.

Или люди сомневаются, в России или на Украине находится Белгород. Действительно, город располагается рядом с границей. Всего лишь в 40 километрах от неё. Однако, можно сказать, что он относился к Украине только в самом начале своей истории. Белгород образовался из пограничной крепости. До 1727 года относился к Киевской губернии. Однако, потом Белгородская губерния становится самостоятельной. После революции в составе РСФСР.

  • от Белгорода до столицы России 697 километров;
  • до границы России и Украины 40 километров;
  • до Старого Оскола 108 км по карте, 151 км по автодороге;
  • до Нового Оскола 87 по прямой, 116 по дороге;
  • до Курска 139 км.

Преображенский кафедральный собор

К собору легко добраться от железнодорожного вокзала. Можно прогуляться пешком. Расположен он на улице Преображенской, 63-В, вблизи Соборной площади.

Преображенскому кафедральному собору более 200 лет

Освящение собора провели в 1813 году в ознаменование победы русского народа в Отечественной войне. Об этом повествует табличка у входа. Храму уделяли внимание высокие чины духовенства:

  • в нем служил литургию Святейший Патриарх Алексий II;
  • храм удостоен редкой церковной награды Святейшего Патриарха Кирилла.

Внутри собора бросаются в глаза богатые росписи на стенах и множественные иконы, большой красивый иконостас. Стоит упомянуть об иконе “Чернобыльский Спас”, посвященной людям, пострадавшим в катастрофе.

В соборе покоятся мощи святителя Иоасафа Белгородского, которые сохранились почти полностью. Каждый день, после служения водосвятного молебна, их открывают для поклонения с возможностью прикоснуться к руке святителя. К нему обращаются с просьбой об исцелении от болезни. На время с 19 августа по 16 сентября мощи перевозят в Иоасафовский собор Белгорода.

Привлекают паломников еще несколько святынь:

  • Икона Божией Матери “Знамение”. Долгое время она была утеряна. Обнаружили ее при сносе старых домов в ужасном состоянии — поверхность покрывал слой ржавчины. Ее поместили под стекло в качестве экспоната в краеведческом музее. Вскоре сотрудники заметили, что икона постепенно самообновилась — сначала появился лик Божией Матери, затем фигура Младенца и подпись под иконой.
  • Чудотворная икона Николы Ратного, известная чудотворными историями. Во время одного из нападений татары резко остановились на плотине, увидев настоятеля с иконой святителя Николая Чудотворца. Затем развернулись и стали убегать. Многие упали с лошадьми в воду и погибли. Происходило это в селе Устинка Белгородской области. Реликвии более 500 лет.
  • Икона Ильи Пророка с камнем из пещеры, в которой он молился.
    Территория храма отличается чистотой, богатством цветов, дорожек из тротуарной плитки.


Внутри собора бросаются в глаза богатые росписи на стенах и множественные иконы, большой красивый иконостас. Стоит упомянуть об иконе “Чернобыльский Спас”, посвященной людям, пострадавшим в катастрофе.

Фото, видео, заметки и статьи из прошлого

  • Главная
    • Блог Сергея Рудешко
    • Партнеры
    • Все материалы
    • Другие статьи
  • Белогорье
    • Краеведы
    • Удивительное рядом
    • История
    • Интересное
    • Достопримечательности
  • Библиотека
    • Книги
    • Летописцы Белогорья
  • Фотогалерея
    • Фото
    • Фотографы
    • Открытки
  • Карта
  • Обратная связь

Построена в 1777 г. средствами прихожан. Состоит из двух частей: южной (бывшей зимней) и северной (бывшей летней), соединенных арками. В ней, в одной из ниш, прежде помещалась статуя Спасителя в багрянце и терновом венке, сделанная довольно грубо; показывалась она обыкновенно в страстную субботу. При ремонте церкви в конце прошлого столетия нашли в стене старинное евангелие и некоторые богослужебные принадлежности.

Белгород — название

Существует несколько версий происхождения названия города:

  • По одной из них слова Белый город означают крепость, стены которой построены из белого камня
  • Также исследователи считают, что поскольку город расположен на склонах меловой горы (то есть Белой горы), то его название означает город на белой горе.

Герб города содержит изображение льва и взлетающего орла, на флаге также изображены лев и орел. По одной из версий, эта композиция символизирует победу России в русско-шведской войне: орел, символизирующий русскую армию, преследует льва — символ Швеции.

Смоленский собор (Белгород)

Православный собор
Смоленский собор
50°35′43″ с. ш. 36°35′42″ в. д. H G Я O
Страна Россия Россия
Город Белгород, Гражданский просп., 50
Конфессия Русская Православная Церковь
Епархия Белгородская и Старооскольская
Благочиние I Белгородское
Архитектурный стиль Московское барокко
Строительство 1727—1754 годы
Статус ОКН № 3110003000 № 3110003000
Сайт smsobor.ru
Смоленский собор на Викискладе
Объект культурного наследия, объект № 3110003000
объект № 3110003000

Собо́р Ико́ны Бо́жией Ма́тери Смоле́нская (Смоле́нский собор) — православный собор в Белгороде.

Собо́р Ико́ны Бо́жией Ма́тери Смоле́нская (Смоле́нский собор) — православный собор в Белгороде.

Храм Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Живописное здание выполнено из деревянных и каменных элементов. Сооружение венчает 17 куполов, маковки покрыты позолотой. Фасад украшен искусной резьбой.

Святыня возведена в 2000-ом году.

  • Адрес: пересечение улиц Щорса и Королёва.
  • Расположен по адресу: ул. Пушкина, 19а

Дмитрий Романенко.

Смоленский собор был основан на месте явления чудотворной иконы “Смоленския Пресвятыя Богородицы Одигитрии” в октябре 1703 года.

Сделал для себя открытие, что в советские времена Смоленский собор дважды взрывали. Было это в 1958 и в 1974 годах. Но здание всё-таки устояло. Ну и немаловажную роль сыграло близкое местоположение к школе №3.

Окончательное восстановление храма произошло в 1997 году.

Цветная фотография найдена посредством Яндекса.

  • 1
  • Ответить
  • Ветвь дискуссии

В качестве основы этому факту взял статью с сайта храма.

“Так или иначе, но в 1958 г. храм решили разрушить, взорвать. Но он выстоял, хоть и содрогнулся от взрыва до глубины своей души.

Потом, в 1974 г., его опять взрывали. Но спасла его тогда 3-я школа, ибо после мощнейшего взрыва храм пошатнулся, затрещал-застонал, но опять выстоял, не пал на колени перед святотатцами грудой развалин, а вот школа пришла тогда в аварийное состояние.”
http://www.smsobor.ru/history/18/

  • Ответить
  • Уровень выше
  • Ветвь дискуссии

Да, тут я видел, но это встречается только на этом сайте (скажем, у того же Крупенкова, который выдаёт обычно много версий, даже на уровне слухов и городских сплетен – подобного не встречается). Вся же статья (обратите внимание) достаточно “поэтическая”, и, мне кажется, здесь присутствует некоторое мифотворчество.
Прежде всего – чисто технически: почему (коль решение снести-взорвать было принято и “отмашка” на это уже дана) его не взорвали (пусть первым взрывом и не получилось) вторым, третьим. не снесли другими способами?
(Это знаете, как кого-то приговорили бы к высшей мере, но оставили в живых, поскольку пистолет у палача осечку дал или промахнулись при казни.)

Второе, – это ещё более “поэтическое” про “а школа пришла тогда в аварийное состояние” и. проработала ещё 35 лет (с детьми внутри!) 🙂

Нет, что-то тут не то.

  • Ответить
  • Уровень выше
  • Ветвь дискуссии
  • Развернуть
  • Ответить
  • Ветвь дискуссии

Но тут две странности (имхо):
1. Слишком уж разрушенное здание церкви (мне кажется, в довоенные годы, даже без всякого ремонта за 23 года советской власти оно не могло обветшать до такой степени).
2. Если же принять, что это фотография времен первой оккупации, то слишком уж новой (совершенно не тронутой войной) выглядит школа.

План города Белгорода с прилегающими слободами 1911 года







голосовать:
183
точность:



Скачать карту полностью
Старая карта Белгорода 1911 года из путеводителя Кулгаева картинка
Второй вариант плана Белгорода 1911 года картинка
Информация

XVIII. Лучшие виды Белгорода и окрестности.

Где находится Смоленский собор Белгорода. Местоположение Смоленского собора Белгорода на карте Белгорода и описание

17 (4 ст. ст.) сентября 1911 г., согласно Определению Священного Синода, состоялось прославление святителя Иоасафа в лике святых и обретение его чудотворных мощей.

В декабре 1920 г. мощи Святителя были вскрыты и отправлены в музей религии и атеизма, размещенный большевиками в Санкт-Петербургском Казанском соборе. Спасенные верующими сотрудниками музея от уничтожения мощи были спрятаны в грунте на чердаке собора.

28 февраля 1991 г. мощи были обретены и освидетельствованы. Из Преображенского собора Санкт-Петербурга мощи были доставлены в Богоявленский собор г.Москвы, затем – в Курск, а оттуда – в Белгород. 16 сентября 1991 г. мощи святителя Иоасафа были перенесены торжественным крестным ходом, возглавляемым Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, в Преображенский кафедральный собор г. Белгорода, где было совершено всенощное бдение, а на следующий день – Патриаршая Божественная Литургия и молебен Святителю. С тех пор мощи святителя Иоасафа пребывают в Преображенском соборе.

В 1997 г. в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, а в 1998 и 1999 годах – в праздник Преображения Господня мощи Святителя переносились крестным ходом в Иоасафовский собор, где находились до 16 сентября, когда снова возвращались крестным ходом в Преображенский собор. Таким образом, установлена новая традиция в почитании Святителя.

Икона Пресвятой Богородицы “Знамение”

С историей прославления и обретения мощей святителя Иоасафа связаны еще два воистину чудесных события, происшедших в последние годы. Первое из них – передача нашей епархии бесценных реликвий – скуфьи, парамана и четок, принадлежавших Святителю. Эти вещи были найдены в Москве художницей Галиной Викторовной Вороновой в квартире ее знакомой – Ксении Евгеньевны Топилиной, умершей в конце апреля 1997 г. Принадлежность реликвий Святителю была установлена священнослужителями Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Второе событие – чудесное обновление иконы Пресвятой Богородицы “Знамение”, которая была найдена в одном из полуразрушенных домов Белгорода. Эта икона и икона Святителя Иоасафа – подобная по ей по размеру и материалу – были помещены на застекленной витрине рядом с документами, свидетельствующими о вскрытии мощей Святителя на развернутой в музее с 17 сентября по 17 ноября 1998 г. выставке “Дорогою любви Христовой”, посвященной памяти Святителя. Икона “Знамение”, вначале целиком покрытая ржавчиной, за время проведения выставки (когда к иконе под стеклом не прикасалась рука человека) чудесно просветлела: ржавчина постепенно исчезла с лика и рук образа Пресвятой Богородицы, с лика и нимба над головой Богомладенца, затем – с подписи под иконой. Сотрудники музея, в числе которых были и люди неверующие, видя это явное чудо, составили соответствующий Акт, заверив его своими подписями и печатью музея, а икону передали 7 декабря 1998 г. настоятелю Преображенского кафедрального собора протоиерею Олегу Николаевичу Кобцу.

Смоленская икона Божией Матери

Смоленская икона Божией Матери чудесно просияла в ночь на 15 октября 1703 г. над вратами крепостной стены г. Белгорода. В 1743 г. был возведен Смоленский собор, в котором святыня находилась до закрытия храма в 1920-е гг.
Долгое время чудотворная икона считалась утраченной. Вновь была обретена в 1990-х гг. В настоящее время почитаемый образ находится в восстановленном Смоленском соборе г. Белгорода.

Икона “Николая Ратного”

Иконе святителя Николая, именуемой “Николай Ратный” – более 500 лет. По преданию, она защитила жителей села Устинка (Шебекинский район) от нападения монголо-татарских войск. Увидев неприятеля, насельники Николаевской пустыни, находившейся в селе, вышли навстречу ему с иконой сет. Николая Чудотворца. Переправлявшиеся через реку татары вдруг остановились, начали тесниться и падать с плотины, в воду.
В советские годы почитаемая икона была утеряна. Обретение святыни произошло в 1995 г. Сегодня она находится в Преображенском кафедральном соборе г. Белгорода.

Чудотворный Кошарский Крест

Чудотворный Кошарский Крест был изготовлен на Афоне и подарен иноком Афонского монастыря своему брату Юрию Выродову -землевладельцу, проживающему в с. Кошары. Но помещик не питал к святыне благоговения, и однажды после неудачной охоты приказал бросить Крест в болото.
Чудесное обретение поруганной святыни произошло в конце XVIII века. Слепой, услышавший во сне обещание, что будет исцелен, если найдет и вынесет из трясины Крест, тотчас прозрел, прикоснувшись к своей находке. Кошарский Крест находится в Крестовоздвиженском храме г. Белгорода.

Свято-Троицкий подземный монастырь

Холков-Царев-Николаевский, или Троицкий мужской подземный монастырь был основан в 1620 году иноком Геласием. Происхождение холковских пещер до сих пор остается загадкой. Неизвестно, рыли их иноки в первой четверти XVII века или они уже существовали до их прихода сюда. По своему архитектурному и планировочному решению холковские пещеры напоминают знаменитые Киево-Печерские.

В 1764 году указом Екатерины II Холковский монастырь был упразднен. Богослужение в отреставрированном подземном Свято-Троицком храме возобновилось в 1995 году.

Среди других известных православных святынь Белгородчины следует отметить иконы Пресвятой Богородицы ” Живоносный Источник” (г. Старый Оскол, XVIII век), “Помощница в родах”(явлена в XVII в., ныне находится в Спасо-Преображенском кафедральном соборе г. Губкин), Казанская (XVIII век, находится в Свято-Троицком храме г.Старый Оскол), иконы святой великомученицы Параскевы (Пятницы) (XVIII век, ныне находится в Успенском храме г. Новый Оскол), святого великомученика и целителя Пантелеимона (явлена на источнике в лесу у села Вязовое Прохоровского района в конце XVIII века, ныне ее чудотворный список находится в Никольском храме того же села).

В 1764 году указом Екатерины II Холковский монастырь был упразднен. Богослужение в отреставрированном подземном Свято-Троицком храме возобновилось в 1995 году.

[flat_ab id="3"] Ссылка на основную публикацию