Лондонский мост — ряд исторических мостов через Темзу

Старый Лондонский мост (Средние века)

Старый Лондонский мост, заложение фундамента которого на месте прежнего деревянного было начато священником Питером из Коулчерч еще в 1176 году, был завершен лишь в 1209 году, и ему суждено было простоять более шестисот лет. Это был первый большой каменный мост в Великобритании, с 19-ю стрельчатыми арками в готическом стиле, подъемником для прохода парусных судов вверх по реке и даже часовней Сент-Томас.

Расходы на строительство, которое длилось в течение 33-х лет и пережило смену трех монархов, были настолько огромны, что король Генри II в свое время пытался их перекрыть налогами на шерсть и овчину. Вероятно, именно этот факт дал почву для более поздней легенды о возведении моста на мешках шерсти и современной традиции появляться на нем с овцами.

Мост сразу стал своеобразным центром деловой и коммерческой жизни города. Между его укрепленными воротами по обе стороны от проезжей части выстраивались магазины с жилыми помещениями сверху, с которых и взималась рента на обслуживание конструкции.

Разместившиеся на нем здания значительно увеличивали нагрузку на своды и были главной опасностью при пожаре. Так, всего лишь по истечении трех лет после завершения строительства сильный пожар вспыхнул одновременно с обоих концов моста, уничтожив все постройки и погубив 3 тыс. человек.

Дома, расположенные вблизи, также неоднократно сжигались во время восстаний, но быстро отстраивались как источники дохода. А в 1282 году пять мостовых арок разрушились под давлением зимнего льда, но также были восстановлены. Пожар 1633 года, разрушив северную треть конструкции, как ни парадоксально, предотвратил дальнейшее его повреждение во время Великого пожара в Лондоне (1666).

Южные ворота моста прославились одним из ужаснейших обычаев средневекового Лондона – насаживать на пики предварительно прокипяченные в дегте головы предателей, среди которых оказался и Томас Мор.


В 1580-х годах, во время правления королевы Елизаветы I, на мосту были установлены водяные мельницы, создававшие разноуровневые пороги и делавшие тем самым переправу по реке сквозь узкие мостовые арки более опасной. Считалось, что мудрецы переходили Темзу по мосту, а дураки – под ним.

Мосты через Темзу

А вы знаете, что летом 1894 года состоялось открытие Тауэрского моста? Да-да, того самого знаменитого двухэтажного моста, который ещё часто путают с другим – Лондонским. На самом же деле, Лондонский мост находится выше по течению и значительно уступает своему знаменитому собрату в размерах и сложности конструкции 🙂

В связи с «днём рождения» одного из символов Великобритании – расскажем немного о самых знаменитых мостах, которые соединяют правый и левый берега реки Темзы.

1. Тауэрский мост (Tower Bridge)

Этот мост не только красив, но и является уникальной архитектурной и инженерной находкой. Подвижные центральные части моста поднимаются почти вертикально (на 83°) и способны пропускать крупные суда.
About… The Tower Bridge is a different example of a double-decker bridge, with the central section consisting of a low level bascule span and a high level footbridge.

2. Вестминстерский мост (Westminster Bridge)

Имеет самое большое количество опор и арок из всех мостов над Темзой. На левом берегу реки, совсем рядом с ним находятся знаменитый Биг Бен и Вестминстерский дворец.
About…The northern end of Westminster Bridge is marked by the most famous and magnificent Victorian tower, housing the bell known as “Big Ben”, with the Houses of Parliament next to the bridge.

3. Лондонский мост (London Bridge)

Формально – самый «старый» мост через Темзу. Принято считать, что первый мост был построен здесь ещё во времена римлян, и до середины XVIII века был единственным (!) мостом соединяющим два берега.
About… The London Bridge was the one bridge not subsequently stripped of illumination, which is switched on at night.

4. Мост Ватерлоо (Waterloo Bridge)

Является «братом» Лондонского моста, с одним только отличием, что имеет четыре опоры вместо двух. Назван в честь важного для Англии исторического события – победы британских войск над Наполеоном при Ватерлоо.
About… Due to the lack of a male workforce during the war, the majority working on the construction of Waterloo Bridge were female, earning it the unofficial title of ‘The Ladies Bridge’


5. Воксхолльский мост (Vauxhall Bridge)

Один из самых ярких в Лондоне – этот мост сделан из стали и гранита, окрашен в жёлтый и красный. На опорах размещены бронзовые скульптуры, каждая из которых несёт свою определённую смысловую нагрузку.
About… Positioned on the abutments of the Vauxhall Bridge are bronze statues looking over the water.

6. Хаммерсмитский мост (Hammersmith Bridge)

Первый в Лондоне подвесной мост. К тому же, позволяющий пешеходное и автомобильное движение. Но в скором времени ему всё равно потребовалась поддерживающая конструкция – мост перестал справляться с толпами людей.

About… The Hammersmith Bridge, the first suspension bridge over the River Thames, carries traffic to and from Barnes and southwest London.

7. Мост Миллениум или Мост Тысячелетия (London Millenium Footbridge))

С виду – самый современный и высокотехнологичный пешеходный мост. Кстати, пользуется большим успехом у деятелей киноиндустрии. Мост Миллениум «снимался» в фильмах «Тор 2», «Стартрек: Возмездие», «Стражи Галактики» и многих других.
About…The Millennium Bridge is a 330m steel bridge linking the City of London at St.Paul’s Cathedral with the Tate Modern Gallery at Bankside.

8. Мост Альберта (Albert Bridge)

После войны этот мост чуть было не отдали под снос, но жители выступили с протестом и отстояли его право на существование. Мост был включён в список памятников Лондона и почти полностью обновлён.
About… The Albert Bridge is the only Central London bridge never to have been replaced.

9. Мост Королевы Елизаветы II (Queen Elizabeth II Bridge)

Этот автодорожный мост открывала в 1991 году лично сама королева Елизавета II. Это самый восточный мост Лондона, граничащий с пригородом. В среднем через мост проезжает более 72700 автомобилей.
About… Queen Elizabeth II Bridge crosses the Thames at Dartford in southeastern England.

Здесь рассказано только о самых необычных мостах, имеющих интересные истории или факты в своей «биографии». Всего же в Лондоне находится 30 мостов через реку, каждый из которых – по-своему уникален.

Хотите узнать ещё больше о культуре, истории и достопримечательностях англоязычных стран?
Приходите на открытые семинары в Парке Горького и на заседания разговорного английского клуба.

2. Вестминстерский мост (Westminster Bridge)

Имеет самое большое количество опор и арок из всех мостов над Темзой. На левом берегу реки, совсем рядом с ним находятся знаменитый Биг Бен и Вестминстерский дворец.
About…The northern end of Westminster Bridge is marked by the most famous and magnificent Victorian tower, housing the bell known as “Big Ben”, with the Houses of Parliament next to the bridge.

10. Лондон: между Тауэрским и Лондонским мостами

В этой серии мы с вами перейдем по знаменитому Тауэрскому мосту на южный берег Темзы. Когда-то на южном берегу был отдельный город Саутуарк. Но затем он слился в единый Лондон вместе с Сити и Вестминстером. Если Вестминстер – был местом для аристократии, Сити – купцов и ремесленников, то Саутуарк – всегда считался местом маргинальным. И до сих пор его южные окраины занимают почетные места в топе самых опасных районов Лондона. Но мы пройдемся только по его благополучной части – по набережной Темзы между Лондонским и Тауэрским мостами.

Карта достопримечательностей районов Сатуарк и Саут-Банк из этого рассказа отмечены серым цветом.

Каждый раз, когда благодарные читатели заглядывают в мои “карты прогулки”, то ужасаются моему педантству. Видимо, вам представляется процесс моей прогулки по городам Европы примерно так: я отмечаю тысячу точек на карте, а затем кропотливо их все обхожу. Отнюдь! На самом деле все обстоит совсем не так. Конечно, я готовлюсь к поездке, иначе считаю, что время потрачено зря. Слишком у меня мало времени, чтобы бродить не пойми где. Но обычно гуляю я без четкого плана и практически не заглядываю в свои “точки” и карту города. Да, у меня хорошая зрительная память, я всегда держу в голове общую картинку, которая осталась после подготовки к поездке. Но прямо такой цели, как обойти все достопримечательности у меня нет. Из-за чего время от времени я упускаю что-то важное. Но зато чувствую себя свободным человеком и могу посетить понравившееся мне место несколько раз.

Я неслучайно завел этот разговор в рассказе о Саутуарке. Именно южный берег Темзы в Саутуарке и соседнем районе Бэнксайд стал местом, которое мне приглянулось больше всего в Лондоне. Процентов тридцать времени в Лондоне я провел прохаживаясь по набережной, любуясь мостами и видами на Сити и Вестминстер, ну и местные пабы и кофейни тоже не остались без внимания. Тут есть субъективная причина, я вырос в Твери на берегу Волги, так что река для меня – что-то привычное и домашнее, ну и объективно прогулочная зона вдоль Темзы очень крутая в Лондоне, причем именно набережная на южном берегу реки.

Здесь не так богато достопримечательностями, как на северном берегу. Но кое-что интересно и историческое в Саутуарке есть. В первую очередь – это прекрасный вид на Тауэрский мост. Лет сто назад, когда еще не было всех этих огурцов и раций (названия лондонских небоскребов), башни моста наверно смотрелись еще более эффектно. Но и сейчас впечатляют. Вообще, странно, что больше никто не смог повторить эту простую идею – на опорах моста возвести внушительные здания. Понте-Веккьо во Флоренции не в счет. Я, кстати, всегда считал, что у Тауэрского моста средневековая основа. Но нет. Мост относительно новый, ему чуть более ста лет. Самый старый мост на Темзе – это Лондонский мост.

Восточнее моста начинаются какие-то совсем нетуристические места. Тут, например, похоже на плавучие дома Амстердама.

Зато на западе от него возвышается такая красота. Скошенное от ветра яйцо – это лондонский Сити-холл. по сути мэрия города. Идея, что здание знаменитого Фостера напоминает нарезанное слоями яйцо, пришла не только мне в голову, даже мэр Лондона Борис Джонсон так называл свою резиденцию.

В центре Лондона и особенно в Сити порядком уродливых зданий. Другое дело, что общее впечатление они не портят. Но по отдельности, некоторые экземпляры неприятно поражают. Этот “красавец” возвышается по соседству с Тауэром, всячески его подавляя.

На этом снимке понятнее, как здание портит прекрасный вид.

Но все-таки Лондон мне запомнился не отдельными недостатками, а фантастически удобной и эстетичной городской средой. И в Саутуарке таких примеров множество. Из бывших складов, доков и прочих промзон создают прекрасные пространства для горожан и туристов. Здорово, что и у нас в Москве таких мест становится все больше.

Вид от Тауэрского моста на разношерстный Сити, по которому мы прошлись в прошлом рассказе. Справа торчит Монумент (обелиск в честь Великого Пожара), на котором, как вы помните, расположена обзорная площадка.

Тауэрский мост еще крайне фотогеничен сам с себя. Правда, жаль, что не застал его развод. Да, да, мост еще и разводится, как наши питерские мосты.

Прекрасен с любого ракурса.

Наряду с Сохо, набережная Темзы также является одним из самых тусовочных мест Лондона. К вечеру тут собираются толпы горожан и туристов. Я предпочитал проводить вечера в Лондоне именно в этом районе.

Вид на Сити-Холл и Тауэрский мост.

Неподалеку от Тауэрского моста на вечной стоянке расположен крейсер Аврора HMS Belfast. Легкий крейсер был построен в 1938 г и успел поучаствовать во Второй Мировой и Корейской войнах. Сейчас, как вы понимаете, тут музей, т.е. на корабль можно попасть обычным туристам.

Галерея Hay’s – еще один прекрасный пример деиндустриализации доков, верфей и складов Лондонского порта. Когда-то через это здание проходило 80% английского чая. Но в 80-х годах здание прошло процесс ревитализации. Ревитализация промышленных зданий отличается от реконструкции тем, что предполагает изменение функционального назначения здания, сохраняя его как ценный историко-культурный объект, то есть не изменяя его внешний облик, — практически все изменения самого здания касаются интерьеров. Так что сейчас – это оживленный торговый центр. В центре галереи скульптура Навигатор.

Крейсер Белфаст и Тауэрский мост, как сразу определят знатоки Лондона, этот вид открывается с Лондонского моста.

Лондонский мост — мост в Лондоне, связывающий лондонские районы Сити и Саутуарк, разделённые рекой Темзой. В течение истории Лондона на этом месте сменилось несколько мостов под тем же названием: ряд деревянных мостов, начиная с римских времён, каменный мост, построенный в 12-м веке и простоявший более 600 лет, и ещё один каменный арочный мост 19-го века. Современный мост — железобетонный балочный с прогонами коробчатого сечения — был открыт для движения транспорта в 1973 году; он находится на 30 метров выше по течению, чем мосты прошлых веков.

В Тауэрском мосту расположен музей, где можно посмотреть, как работают его механизмы. Но частично можно посмотреть на начинку моста и с улицы через такие окна.

Тауэрский мост – один из самых крутых в мире, подтверждаю. Архитектор спроектировал мощное сооружение: две башни высотой в 64 метра соединяются галереями; под ними – два разводных крыла; боковые пролёты – висячие. Башни выглядят древними, на самом деле это гигантские стальные рамы, одетые в портлендский камень и корнишский гранит. Этот готический силуэт стал одним из символов Лондона, а ведь в 1894 году, когда мост построили, его называли безвкусным, вычурным, абсурдным и просто чудовищным.

Переправа через Темзу в этом месте стала в 19-м веке настоятельной необходимостью. Чуть ниже расскажу, как обстояли дела с переправой, пока мост был один единственный. Итак, новый мост сделали разводным, чтобы пропускать торговые суда, подходившие для разгрузки прямо к городским пристаням. Пешеходы могли переходить в любой момент – через верхние галереи, но люди не хотели подниматься и предпочитали пережидать, пока мост сведут.

Тауэрский мост до сих пор разводится не так, как, например, мосты в Санкт-Петербурге – не ночью на несколько часов, а когда угодно, на время, необходимое для прохода судна (обычно не больше десяти минут: тысячетонные крылья могут быть подняты за девяносто секунд). Любое судно высотой более 9 метров может подать заявку на разводку за сутки до нужного времени. Таких заявок поступает около тысячи в год, и платит за разводку не кораблевладелец, а благотворительный фонд Bridge House Estates. Увы, я за три дня так и не застал ни одного развода, так что оставлю это зрелище на следующую поездку.

Скульптура огромной разрезанной на части головы напротив Музея Дизайна называется “Голова изобретений”. В дырки между частями головы засунуты таблички с цитатами из Леонардо Да Винчи.

Вообще, мне эта часть Саутуарка очень понравилась. Называется этот район Shad Thames. В Викторианскую эпоху здесь были расположены крупнейшие в Лондоне склады. В 70-е годы они были полностью закрыты и постепенно стали приходить в упадок. Чем первыми воспользовались разные творческие личности, недвижимость в Лондоне всегда была в цене. А тут пустовали огромные площади в самом центре Лондона. Наконец за Shad взялись власти и в 90-е после проведенной регенерации бывшие склады превратились в элитную недвижимость. Мне тут очень понравилось прогуливаться, такие живописные тоннели.

Поищите на одной из площадей этого квартала фонтан “Водопад”, сиськи довольно интересный, хотя и не работал в мой приезд.

Со стороны (например, с Тауэрского моста) Shad Thames тоже смотрится весьма эффектно.

Вот для ориентира эта самая Butler’s Wharf (верфь) выглядывает с восточной стороны Тауэрского моста.

Ну, и закончу этот рассказ на самом примечательном в прямом смысле здании Лондона – небоскребу Осколок.

Небоскрёб Shard – Осколок, действительно, похож на осколок стекла: сверкающая узкая пирамида (при строительстве использовали 11 тысяч стеклянных панелей), как бы расщеплённая сверху. Осколок на южном берегу Темзы был построен в 2012 году, и целых три месяца считался самым высоким зданием в Европе. Но затем его обогнал наш небоскрёб Меркурий Сити Тауэр (в котором я работаю последний два года, кстати). Так что теперь англичанам приходится называть Shard самым высоким зданием в Западной Европе.

Высота Осколка 309,6 метра, из-за этого в Великобритании шли ожесточённые дискуссии: надо ли Лондону мериться небоскребами с континентом или лучше поберечь свою линию горизонта? Как вы понимаете, выиграли сторонники высотки. Проект разработал Ренцо Пьяно, знаменитый итальянский архитектор, автор парижского центра Помпиду. Пьяно утверждал, что презирает высотные здания, – но, видимо, не слишком, раз удалось уговорить его. Якобы архитектора уговаривали во время обеда, и Пьяно всё время был против, а потом взял меню и начал набрасывать на нём айсберг, словно выходящий из Темзы. Позже Пьяно говорил, что вдохновлялся проходящими рядом железнодорожными линиями, шпилями лондонских церквей, которые в 18-м веке писал Каналетто, и мачтами парусных судов.

Для туриста небоскрёб интересен прежде всего своими верхними этажами – там находятся смотровые площадки, которые выше любых других в Лондоне почти в два раза. Увы, у обзорок есть один недостаток – дико дорогие билеты, лучше покупать их по интернету, выйдет дешевле. На данный момент получается что-то порядка 2000 рублей с человека.

Читатели уже предвкушают мое очередное нудение, что я де любитель замков и соборов, а не этих стеклянно-бетонных монстров. Отнюдь! Осколок, почему то пришелся мне по нраву. Не уверен, что он прямо идеально вписался в архитектуру Южного берега, но с другой стороны он какой-то магнетический, и в отличие от Рации и Огурца с противоположного берега Темзы заслужил мою симпатию.

Место паромщика, запрятанное в цепочке ресторанов Бэнксайда, это крошечная часть истории Лондона. Встроенная в стену Греческого ресторана глыба из кремня называется The Ferryman’s Seat. Хотя оно уже долго не используется, это живое свидетельство времен, когда Темза была центром оживленного судоходства.

В 19-м веке в Лондоне еще не было столько мостов через Темзу, как в наши дни. Постоянный мост был вообще только один – Лондонский мост. Сотни лет жители Лондона и его гости пользовались этим мостом, чтобы перебраться с одного берега на другой. Единственной альтернативой мосту были паромы. В 16-м и 17-м веке район Бэнксайд стал центром развлечений: театры, ямы для травли медведей, гостиницы и бордели. Так что профессия паромщика становилась все более важной, т.к. основные жилые районы находились на северном берегу. Во времена Шекспира на Темзе было зарегистрированы 2453 паромщика!

Т.к. паромщики часто работали по ночам, отвозя богачей обратно после вечеринок в их дома в Вестминстере или Сити, то им требовалось место для отдыха недалеко от пристани. Так и возникли такие плоские камни, вмонтированные в стены домов на набережной. Увы, возраст камня на фото точно неизвестен, но предполагают, что ему несколько столетий.

Так, здесь, пожалуй, прервемся, а в следующем рассказе закончим прогулку по Южному берегу Темзы и попрощаемся с Лондоном. А в заключение покажу еще несколько картинок из районов Саутуарка и Бэнксайда.

Для туриста небоскрёб интересен прежде всего своими верхними этажами – там находятся смотровые площадки, которые выше любых других в Лондоне почти в два раза. Увы, у обзорок есть один недостаток – дико дорогие билеты, лучше покупать их по интернету, выйдет дешевле. На данный момент получается что-то порядка 2000 рублей с человека.

Воксхольский мост

Нынешний мост: 1906

Не самый древний, не самый красивый, не самый технологически выдающийся – мост себе и мост. Но в русскоязычном тексте просто-напросто обязано найтись место для Воксхольского моста. Причина обнаруживается на пересечении русской этимологии и лондонской топонимики. Примерно 800 лет назад на южном берегу реки находилось имение человека, известного как Фальк из Брете, который верно служил паре английских королей. Слово «Фальк» (Falkes) прилипло к слову hall, которое в английском описывает более-менее любую большую постройку, а результат в конечном счете превратился в Vauxhall. Одним из главных мест встречи лондонской публики после реставрации монархии в 1660-м стали увеселительные сады, а один из главных находился именно здесь и назывался Vauxhall Gardens. И сама идея такого сада, и обозначающее его слово стремительно распространялись по Европе и в 1760-х добрались до России. «Воксал» можно найти у Пушкина, а наиболее судьбоносный отечественный воксал был открыт в Павловске в мае 1838 года – для развлечения пассажиров первой в России железной дороги. Так нормандский наемник XIII века подарил русскому языку слово «вокзал».

Нынешний мост: 1862

Мосты Лондона

Простирающийся вдоль реки Темзы, Лондон прочно связан мостами. Они в столице Великобритании и часть истории, и важная достопримечательность. Некоторые мосты окажутся вам знакомы еще со школьных предметов, какие-то из любимых книг, другие удивят футуристичным дизайном.

Советуем зарядить телефоны и камеры перед прогулкой по набережным и мостам — фотографий будет много!

Начнем путешествие с самого известного моста. Он был открыт относительно недавно — в конце 19 века. Состоит из 3 частей: две башни в неоготическом стиле и средняя часть между ними, с застекленным пешеходным переходом. Тауэрский мост до сих пор разводят, когда по Темзе движутся большие суда. Это происходит несколько раз в неделю, расписание есть на сайте — выбирайте время и отправляйтесь делать красивые снимки из ближайшего к мосту парка Potters Fields.

Сэкономь на путешествии!

Во время Второй Мировой Войны немецкие авиационные силы прилагали все усилия для уничтожения наиболее важных сооружений столицы Великобритании. В числе главных целей был и Тауэрский мост, однако, к счастью, конструкция осталась цела.

Лондонский мост — ряд исторических мостов через Темзу

Даже те, кто никогда не был в Англии, сразу же его узнают

Это Тауэрский мост – один из символов Лондона и Британии. Необычный внешний вид делает его легко узнаваемым: на внушительных речных опорах стоят две башни в готическом стиле, которые соединены разводными пролетами и пешеходными галереями.

Всё же, иногда путают с Лондонским мостом, расположенным выше по течению.

Тауэрский мост или как его называют британцы, Tower Bridge, соединяет южный и северный берег Темзы, находится в центре Лондона, столицы Великобритании, недалеко от Тауэра, по многочисленным описаниям – одной из самых знаменитых и зловещих темниц мира, в честь которой и была названа эта переправа.

Долгое время Темзу пересекал один Лондонский мост (London Bridge), связывающий лондонские районы Сити и Саутуарк, разделённые рекой Темзой. И вот пришли новые времена. В связи с интенсивным развитием восточного района Лондона Ист-Энд во второй половине XIX века, резким экономическим подъемом и ростом населения, жителям стало неудобно перебираться на другой берег реки по существовавшему Лондонскому мосту. Встал вопрос о строительстве новой переправы через Темзу восточнее “Лондонского моста”, которая разгрузила бы расположенные в этом районе мосты Лондона.

В 1872 году английский парламент рассмотрел законопроект о строительстве моста через Темзу. Хотя комендант Тауэра был против этой идеи, парламент решил, что городу нужен еще один мост, который бы эффектно гармонировал с архитектурой лондонского Тауэра. Тауэрский мост, какой он есть сегодня, обязан своим появлением решению парламента.

В 1876 году специально созданный комитет объявил открытый конкурс на проект нового моста. Согласно требованиям, мост должен быть достаточно высоким, чтобы под ним могли проходить массивные торговые суда, а также обеспечивать непрерывное движение людей и повозок. На конкурс было прислано около 50 интересных проектов!

Большинство конкурсантов предлагали варианты высоких мостов со стационарными пролетными строениями. Но они имели два общих недостатка: расстояние над поверхностью воды во время прилива было недостаточным для прохода судов с высокими мачтами, а подъем на мост – слишком крутым для тянущих повозки лошадей. Один из архитекторов предложил проект моста, в котором люди и повозки поднимались на высокий мост с помощью гидравлических лифтов, другой – мост с кольцевыми частями и раздвижными настилами.

Проект, который бы полностью соответствовал всем требованиям комиссии, выбирали долго – победителя конкурса определили лишь через восемь лет. В 1884 году был выбран проект разводного подвесного моста архитектора Хороса Джонса . Несмотря на все достоинства проекта, решение о его выборе затягивалось, и тогда Джонс в сотрудничестве со знаменитым инженером Джоном Волфе-Берри разработал еще один новаторский мост, устранив в новом проекте все недостатки первого. Берри, в частности, предложил Джонсу сделать верхние пешеходные дорожки, которых в первоначальном проекте не было.

На создание проекта Джонса вдохновили голландские разводные мосты, перекинутые через каналы. Его проект разводного подвесного моста был с противовесом и не ограничивал движение пешеходов. Для этой цели были устроены галереи между башнями моста на высоте около 42 метров. С помощью лифтов внутри башен люди поднимались в галереи, расположенные на высоте 34 метра над проезжей частью, и могли свободно пересекать мост даже во время пропуска судов.

На создание грандиозного сооружения выделили огромнейшую по тем временам сумму £585 000. На строительстве моста были задействованы пять крупных подрядчиков, использовался труд 432 рабочих-строителей. Строительные работы начались 21 июня 1886 года и продолжались в течение 8 лет. В мае 1887 года, еще до завершения укладки фундамента, Хорас Джонсон внезапно умер. И после его смерти строительство возглавил Джон Вольфе-Берри. Последний пригласил себе в помощники талантливого архитектора Джорджа Стивенсона, благодаря которому мост претерпел ряд стилистических изменений.

30 июня 1894 года мост был торжественно открыт Принцем Уэльским Эдуардом и его супругой принцессой Александрой.

Открытие Тауэрского моста 30 июня 1894 года, работа кисти Уильяма Лионеля Уайли.

Тауэрский мост – одно из последних чудес света оставленный потомкам викторианской эпохой. Мост был выполнен в готическом стиле, но с применением ряда новаторских разработок. И состоит из двух башен, связанных на верхнем уровне двумя горизонтальными переходами. Центры подвижных ферм моста и механизмы управления размещены в основании башен.

Тауэр-бридж представляет собой разводной мост длиной 244 м с двумя поставленными на промежуточные опоры башнями высотой 65 м, стоящими на мощных опорах. Центральный пролёт между башнями, длиной 61 м, разбит на два подъёмных крыла, которые для пропуска судов могут быть подняты на угол 86°. Благодаря этому под мостом могут свободно проходить суда грузовместимостью до 10 тысячи тонн. Каждое из более чем тысячетонных крыльев снабжено противовесом, минимизирующим необходимое усилие.

Благодаря наличию восьми гидравлических двигателей, достаточно всего пары минут, чтобы обеспечить свободный проход плывущему судну. До 1974 года мост поднимался за счет работы паровых машин, в топках которых сжигался уголь, приводивший в работу насосы. Они закачивали воду в резервуары, запасая энергию. Но прогресс не стоял на месте, и весь механизм был заменен на электрогидравлическую систему, которая значительно экономила время и затраты.

Интересно, что этот лондонский мост никогда не разводился по расписанию. Раньше пролёты поднимали всегда, когда под ним должен был пройти корабль: во время приближения судна к конструкции, звучал сигнал, который означал, что мост начнёт разводиться, после чего все поспешно покидали его, а вход перекрывался шлагбаумами. Когда корабль проплывал, раздавался ещё один сигнал – Тауэрский мост сходился и движение возобновлялось.

Стоит заметить, что покинуть Тауэрский мост вовремя удавалось далеко не всегда. Однажды по какой-то причине не был подан сигнал о разводе моста, а потому ехавший по мосту водитель автобуса, Альберт Гантон, внезапно увидел, как Tower Bridge начал подниматься. Решение было принято мгновенно – он нажал на газ и перепрыгнул на другой, ещё не пришедший в движение пролёт. Это спасло жизнь ему и двадцати пассажирам (хоть двенадцать из них и получили незначительные повреждения), а Гантону вручили премию в 10 фунтов стерлингов.

Особой популярностью среди горожан пешеходные галереи не пользовались, поскольку большинство предпочитало подождать, пока мимо пройдёт судно и посмотреть на разводящийся мост, чем преодолевать высокий подъём или ехать в лифте.

К тому же в скором времени пешеходные галереи моста приобрели “славу” места сбора карманных воров. По этой причине в 1910 году галереи были закрыты. Вновь открылись они лишь в 1982 году и используются как музей и смотровая площадка, с которой можно разглядеть район Сити, купол Гринвичской обсерватории, собор святого Павла, Доки Святой Екатерины.

В конце 2014 года на одной из галерей в честь ста двадцатилетия со дня основания этой достопримечательности Лондона была открыта площадка с прозрачным полом длиной в одиннадцать и шириной около двух метров. Собрана она была из шести стеклянных панелей, каждая из которых имеет толщину 7,6 см, а вес – 530 кг.

Проект оказался не из дешёвых и обошёлся в 1 млн. фунтов стерлингов. Теперь все желающие имеют возможность, стоя на прозрачном полу и смотря под ноги, наблюдать за тем, как разводится лондонский мост, плывут корабли или едут автомобили.

Необыкновенный, захватывающий, потрясающий – именно такой вид открывается с этого знаменитого моста, визитной карточки Лондона.

Интересные факты –

Т ауэрский мост – самый низко расположенный в течении Темзы мост (он первым встречается, если подниматься по ней из Северного моря) и единственный из всех мостов, который является разводным.

В 1968 году американский бизнесмен из Миссури Роберт МакКаллох купил предназначенный к сносу старый «Лондонский мост». Старый мост разобрали, и перевезли в США, каменные блоки вмонтированы в качестве облицовки в железобетонную несущую конструкцию моста, установленного у канала рядом с городом Лейк-Хавасу-Сити, Аризона. Популярная городская легенда гласит, что МакКэллох купил мост, приняв его за «Тауэрский мост» – один из символов туманной столицы. МэкКэллох и член городского совета Лондона Айвен Лакин, курировавший эту сделку, отрицают такую интерпретацию событий.

В 1912 году лётчик Фрэнк МакКлин пролетел на своём биплане между двумя ярусами пролётов моста, уворачиваясь от столкновения.

В 1952 году водитель автобуса с пассажирами оказался на мосту в момент разводки и, ускорившись, заставил автобус перепрыгнуть с одного поднимающегося крыла на другое. (см. чуть выше)

В нутри каждой башни есть винтовая лестница в 300 ступенек и два лифта, берущие сразу 30 человек. Один лифт предназначен для подъёма, другой – для спуска. Но эти способы передвижения по мосту оказались накладными, и жители города отказались ими пользоваться – в 1910 году пролёт верхнего яруса закрыли, поскольку люди предпочитали ждать сводки моста.

Р аньше мост разводился до 50 раз в день, но в наши дни – 4-5 раз в неделю.

У правление мостом походит на управление кораблём: у него есть свой капитан и команда матросов, которые отбивают склянки и стоят на вахте, как на военном судне.

Большинство конкурсантов предлагали варианты высоких мостов со стационарными пролетными строениями. Но они имели два общих недостатка: расстояние над поверхностью воды во время прилива было недостаточным для прохода судов с высокими мачтами, а подъем на мост – слишком крутым для тянущих повозки лошадей. Один из архитекторов предложил проект моста, в котором люди и повозки поднимались на высокий мост с помощью гидравлических лифтов, другой – мост с кольцевыми частями и раздвижными настилами.

Мастерок.жж.рф

Тех, кто на восточной стороне ожидает увидеть доки, ждет разочарование: их перенесли вниз по течению, подальше от современного мегаполиса. Вместо этого перед взором предстает перестроенный район Доклэндс, поражающий своими зданиями и постройками, выполненными в стиле модерн.

Открытие в 2002 году

Второе открытие сооружения состоялось 22 февраля 2002 года. С тех пор колебания не повторялись, но не смотря на это лондонцы по — прежнему называют его «шатким».

Сооружение привлекает туристов своим необычным видом. Один из создателей моста архитектор Норман Фостер назвал его «стрелой света, рассекающей реку».

Ежедневно десятки тысяч лондонцев и туристов приходят сюда, чтобы увидеть и сфотографировать эту достопримечательность, ставшую символом Лондона.

В настоящее время это место отдыха и гуляний, на ее берегах строятся дома, в том числе и высотные. Река привлекает и спортсменов, любителей каяков, гребцов и яхтсменов.

Тауэрский мост

Тауэрский мост (англ. Tower Bridge) — комбинированный (частично подвесной, частично разводной) мост через Темзу, построенный в неоготическом стиле в 1886–1894 годах. Мост получил название благодаря близкому соседству с Тауэром и со временем стал одним из символов Лондона.

содержание:

История Тауэрского моста
Строительство Тауэрского моста
Особенности конструкции
Транспортное значение
Пешеходные галереи
Интересные факты
Фотогалерея
Видеоэкскурсия
Практическая информация:
график работы (экспозиция)
входные билеты (экспозиция)
полезные ссылки
адрес
на карте Лондона

История Тауэрского моста

Во второй половине XIX века возросшее экономическое значение района Ист-Энд и, как следствие, интенсификация транспортных и пешеходных потоков в нём поставили перед городскими властями Лондона вопрос о строительстве нового транспортного перехода ниже Лондонского моста по течению Темзы. Традиционный мост для таких целей не подходил, поскольку это сделало бы невозможным заход в лондонский порт судов с высокими мачтами.

В 1877 году для решения этой проблемы был сформирован «Особый комитет по мостам и подземным сообщениям» во главе с сэром Альбертом Дж. Альтманом. На рассмотрение комитета было подано более 50 проектов. Их изучение длилось очень долгое время — лишь спустя 7 лет, в 1884 году, был одобрен проект, предложенный городским архитектором, сэром Горацио Джонсом. Для решения проблемы прохода судов инженер сэр Джон Вульф-Бэрри предложил идею комбинированного моста — центральная секция моста между двумя башнями должна была быть разводной, а секции от башен к берегам — подвесными.

После восьми лет строительства мост был торжественно открыт 30 июня 1894 года Принцем Уэльским (будущим королём Эдуардом VII) и его женой Александрой Датской.

До постройки моста кратчайшим путём сообщения через Темзу был Тауэрский подземный туннель (находился на расстоянии 400 метров к западу от моста). Он был открыт в 1870 году и является одной из старейших в мире линий метро, но движение поездов по нему было прекращено уже через 3 месяца. Через некоторое время переход был открыт для движения пешеходов за отдельную плату, но после постройки Тауэрского моста его доходы сильно упали (его использование было бесплатным), и в 1898 году туннель был закрыт.

В 1977 году металлические конструкции моста были окрашены в красный, голубой и белый цвета по случаю празднования серебряного юбилея Елизаветы II. Изначальный цвет металлических конструкций — шоколадно-коричневый.

В начале XXI века была проведена реконструкция Тауэрского моста, включающая в себя очистку от старой краски, повторную окраску и установку новой системы осветления на башнях и пешеходных галереях.

В 2012 году Тауэрский мост стал одним из объектов, на которых была размещена олимпийская символика в связи с проведением в Лондоне Олимпийских игр. Во время церемонии открытия игр известный футболист Дэвид Бекхэм провёз Олимпийский огонь на спортивном катере под мостом, после чего с моста был запущен грандиозный фейерверк.

Тауэрский мост, как и ещё четыре моста через Темзу, принадлежит благотворительному фонду Bridge House Estates, который в свою очередь контролируется Корпорацией лондонского Сити (City of London Corporation) — муниципальной администрацией старейшего района Лондона.

Прогулка по Лондону — групповая экскурсия (не более 15 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями — 2 часа, 15 фунтов

Экскурсия по району Сити — увидеть историческое ядро Лондона и узнать о главных этапах его развития — 3 часа, 30 фунтов

История кофе и чая в Лондоне — узнать, где и как зарождалась культура чае- и кофепития, и окунуться в атмосферу тех славных времён — 3 часа, 30 фунтов


После восьми лет строительства мост был торжественно открыт 30 июня 1894 года Принцем Уэльским (будущим королём Эдуардом VII) и его женой Александрой Датской.

Особенности и значение сооружения

Арочная конструкция Вестминстерского моста окрашена в зеленый цвет, соответствующий цвету кресел в Палате общин Англии. Примечательно, что соседний с Вестминстерским Ламбетский мост окрашен в красный цвет, согласно цвету сидений, поставленных в Палате лордов.

Стоит отметить, что строительство Вестминстерского моста способствовало стремительному расширению города на северо-запад, так уже в конце XVIII столетия район Уэст-Энд подвергся практически полной модернизации.

На сегодняшний день Вестминстерский мост является самым старым сооружением, соединяющим юго-восточную, более современную, и западную, историческую с ее старинными постройками административного значения, часть Лондона.

Красота и величие Вестминстерского моста на протяжении многих лет являлись источником вдохновения для творческих личностей. Например, в 1871 году известный художник Клод Моне написал картину «Темза у Вестминстера».

Также известным произведением, связанным с мостом, является сонет Уильяма Вордсворта, который так и называется — «Сочинено на Вестминстерском мосту 3 сентября 1802 года». Стоит заметить однако, что поэт любовался Лондоном еще на первом, каменном Вестминстерском мосту. Несмотря на это, сейчас на мосту размещена памятная табличка с текстом стихотворения, чтобы прохожий замедлил шаг и убедился: «нет зрелища пленительней».

Также известным произведением, связанным с мостом, является сонет Уильяма Вордсворта, который так и называется — «Сочинено на Вестминстерском мосту 3 сентября 1802 года». Стоит заметить однако, что поэт любовался Лондоном еще на первом, каменном Вестминстерском мосту. Несмотря на это, сейчас на мосту размещена памятная табличка с текстом стихотворения, чтобы прохожий замедлил шаг и убедился: «нет зрелища пленительней».

Сайт для самостоятельного изучения английского языка онлайн

Тауэрский Мост (Tower Bridge)

В феврале 1876 года лондонские власти объявили открытый конкурс на проект нового моста.

p_i_f

Старый Лондонский мост имел большое влияние на характер развития Лондона как города. Будучи единственной переправой через Темзу, мост был причиной того, что на ее северном берегу наибольшая плотность застройки была именно в непосредственной от него близости. На южном берегу застройка была менее плотной и как бы веером расходилась от моста вдоль реки и в Саутуорк.

Лондонский мост

В Лондоне немало больших и красивых мостов через Темзу. Но известнее всех Лондонский мост и мост Тауэр, которые часто путают друг с другом. Того, кто наслышан о Лондонском мосте, личное знакомство с ним может разочаровать, поскольку мост этот далеко не самый большой и не самый старый (возведен в 1967 году).

В отличие от Тауэрского Лондонский мост совсем невысок. Издали кажется, будто он стелется над водой. Лондонский мост связывает районы Сити и Саутворк, разделенные рекой Темзой. Он находится между двумя другими мостами – Тауэрским мостом на западе, ниже по течению, и железнодорожным мостом Кенон-стрит на востоке, выше по течению.

Первый Лондонский мост, расположенный чуть правее нынешнего, появился в XII в. Уровень технического развития того времени был невысок, он не позволял соорудить навесную конструкцию через всю Темзу, поэтому мост делался из дерева и был плавучим. У строителей Лондонского моста отсутствовала какая-либо серьезная техника, и даже навыки античных времен, оказались утрачеными. Чтобы вкопать в дно опоры будущего сооружения, пришлось временно осушать дно реки, вырыв на ее пути громадные отводные каналы. Всего опор было 18, и только на одно их выравнивание ушло несколько лет. Работы велись очень медленно и с большим количеством неприятностей. Уже почти готовый мост трижды разрушался волнами, а один раз он даже был сломан мачтой некстати появившейся баржи с солью. Но в 1163 г. строительство все же было завершено.

Понимающий недолговечность этой плавучей конструкции король Генрих II Плантагенет велел своему духовнику и по совместительству архитектору Питеру Кочерчу заняться строительством каменного моста длиной 250 м. Его сооружение началось в 1176 г. рядом с деревянным мостом, но закончилось лишь через 30 лет, когда ни короля, ни архитектора уже не было в живых. В 1209 г. мост удалось завершить. Постепенно мост вновь отстроился. В 1282 г. его ждало еще одно испытание – от морозной зимы камень опор треснул, и несколько арок полностью разрушилось. Деньги на ремонт собрали только в 1381 г., когда по мосту в город въехал вождь крестьянского восстания Уот Тайлер. Этот мост простоял до XIX в. Его миновал даже великий лондонский пожар 1666 г., уничтоживший весь центр города.

По средневековому обычаю, Лондонский мост был густо застроен домами и лавками, а в самом центре его даже была возведена церковь, посвященную святому Томасу Бекету – архиепископу, убитому по приказу короля Генриха II. За право строительства и торговли на мосту казна брала неплохие деньги, что позволило ей отчасти возместить расходы на его сооружение. Купцы не скупились – единственный мост между двумя частями Лондона стал бойким местом. Но в июле 1212 г. в Саутуорке вспыхнул пожар. Жители в панике бежали на мост и, оказавшись в огненной ловушке, в панике прыгали в Темзу. По словам хронистов, в огне и воде погибло около 3 тысяч лондонцев.

К XVII в. старый мост лишился большинства своих украшений. Когда-то на него заезжали с севера через ворота Дроубридж-Гейт, где на кольях выставлялись головы казненных преступников. У ворот стоял стражник, взимавший пенни за проезд – мост веками продолжал приносить доход казне. В 1577 г. ворота снесли, а головы перенесли к Большим каменным воротам. Церковь Святого Томаса в 1549 г. (время Реформации) превратилась в жилой дом. Таких домов на мосту насчитывалось до сотни. Некоторые хозяева наращивали мост балками, чтобы увеличить жилую площадь, а потому их дома наполовину висели над водой. У опор моста устраивались пирсы – деревянные плоты. По базарным дням на Лондонском мосту царило настоящее столпотворение.

В 1760 г. было решено снести все здания, чтобы освободить его для карет и пешеходов. Однако уменьшение нагрузки дало неожиданный эффект – мост стал разрушаться. В 1825 г. задумали построить новый мост, поручив это известному архитектору Джону Ренни. Накануне начала работ он умер, и воплощать проект пришлось его сыну и тезке. На этот раз дело пошло быстрее – в июне 1825 г. в дно Темзы вбили первую опору, а уже в августе 1831-го король Вильгельм IV торжественно открыл движение по новому мосту. Обновленный Лондонский мост не отличался живописностью, как старый, к тому же был ненамного шире – всего 25 м. Между тем количество экипажей на дорогах росло, появились омнибусы, а потом и автомобили. У моста скапливались постоянные пробки. Особенно туго приходилось пешеходам, тротуары для которых имели ширину лишь 2 м. То и дело в толчее кого-нибудь сталкивали под колеса транспорта. В 1902 г. мост слегка расширили, но это помогло мало.

Современная конструкция была спроектирована в 1967 году инженером Гарольдом Н. Кингом. Открытие состоялось в 1973 году при участии королевы Елизаветы II. Новые технологии позволили сделать мост более «воздушным», ограничив его двумя опорами в воде и еще двумя на суше. Его возводили вокруг старого моста, постепенно убирая части последнего. При этом проектировщики постарались сохранить георгианский интерьер предыдущего сооружения, возведенного по проекту Джона Ренни. Новый мост имел ширину 40 м, что значительно разгрузило движение в центре Лондона.

К XVII в. старый мост лишился большинства своих украшений. Когда-то на него заезжали с севера через ворота Дроубридж-Гейт, где на кольях выставлялись головы казненных преступников. У ворот стоял стражник, взимавший пенни за проезд – мост веками продолжал приносить доход казне. В 1577 г. ворота снесли, а головы перенесли к Большим каменным воротам. Церковь Святого Томаса в 1549 г. (время Реформации) превратилась в жилой дом. Таких домов на мосту насчитывалось до сотни. Некоторые хозяева наращивали мост балками, чтобы увеличить жилую площадь, а потому их дома наполовину висели над водой. У опор моста устраивались пирсы – деревянные плоты. По базарным дням на Лондонском мосту царило настоящее столпотворение.

[flat_ab id="3"] Ссылка на основную публикацию