Советы по постановке на миграционный учет

Необходимые документы

Для соблюдения норм регистрации иностранца на территории нашей страны потребуется представить документы иностранного гражданина и принимающей стороны. Помимо бланка потребует подготовить и представить следующие документы:

  1. Паспорт или другой документ, позволяющий идентифицировать личность. Дополнительно может потребоваться копия;
  2. Оригинал и копию миграционной карты. Для граждан Беларуси это не требуется;
  3. В случае прибытия по визе, предоставить ее копию.

Эти документы могут потребоваться при заполнении бланка регистрации.

20 марта 2019 года были внесены изменения в существующих правилах постановки на миграционный учет. Теперь дополнительно к бланку необходимо представить:

  1. Копии всех страниц документа, подтверждающих личность человека;
  2. Копия миграционной карты;
  3. Копия договора или другого документа, подтверждающие право иностранца проживать по указанному адресу;

Граждане государств-членов ЕАЭС, если они приглашены в качестве сотрудника российской компании, обязаны представить дополнительные документы:

  1. Копию договора между сотрудником и работодателем;
  2. В случае прибытия в страну с родственниками, предоставить копии документов, подтверждающих родство.

Но в данном случае список необходимых документов для подтверждения прибытия иностранца, заметно отличается.

Порядок процедуры, документы

Документы, которые потребуются (п.28 Постановления правительства):

  • миграционная карта (копии страниц с отметками);
  • паспорт приезжего (копия);
  • паспорт человека, который будет регистрировать иностранца;
  • копия документа на помещение, по адресу которого происходит постановка на миграционный учет;
  • копия трудового договора — если регистрируют по адресу компании, в которой работает иностранец;
  • если приезжий будет жить в помещении компании, в которой работает, не имеющем адреса, то потребуется письмо от директора организации или иного уполномоченного сотрудника о том, что иностранец действительно проживает в помещении данной фирмы.

Сама процедура несложная (ст. 22 ФЗ «О миграционном учете…»):

  1. Приезжий должен передать человеку, который будет его ставить на учет, паспорт и миграционную карту.
  2. Человек, который будет ставить гостя на МУ, заполняет уведомление о прибытии. В бланке не допускаются ошибки или исправления, текст — на русском языке. Писать можно от руки или на компьютере.
  3. Человек, принимающий иностранца, приходит в одну из организаций: МФЦ, отделение МВД, на почту, где подает уведомление.
  4. Сотрудник проверяет бумаги и информацию, которая вписана в уведомлении. Если все в порядке, то он незамедлительно проставляет в уведомлении отметку о том, что оно принято.
  5. Сотрудник, принимающий уведомление, должен выдать заявителю отрывной квиток уведомления. В последствии, данный квиток нужно передать иностранному гражданину.
  1. Приезжий должен передать человеку, который будет его ставить на учет, паспорт и миграционную карту.
  2. Человек, который будет ставить гостя на МУ, заполняет уведомление о прибытии. В бланке не допускаются ошибки или исправления, текст — на русском языке. Писать можно от руки или на компьютере.
  3. Человек, принимающий иностранца, приходит в одну из организаций: МФЦ, отделение МВД, на почту, где подает уведомление.
  4. Сотрудник проверяет бумаги и информацию, которая вписана в уведомлении. Если все в порядке, то он незамедлительно проставляет в уведомлении отметку о том, что оно принято.
  5. Сотрудник, принимающий уведомление, должен выдать заявителю отрывной квиток уведомления. В последствии, данный квиток нужно передать иностранному гражданину.

Снятие с учета иностранца в РФ в 2022 году

С 10.08.2018 года вступили в силу поправки в ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан в РФ». В документе указано, что вся ответственность за отправление гражданина другого государства лежит на резиденте РФ, принимающем в стране регистрации или постоянного проживания. Привлечение к наказанию осуществляется на основании ст.18.9 КоАП РФ. Для юридических лиц штраф может достигать от 400 тыс. до 500 тыс. за каждого иностранца.

Важно: на практике обнаружить, что иностранное лицо не снято учета в России, можно только при трудоустройстве в то же предприятие, если гражданин выезжал из РФ для обновления миграционной карты или в связи с другими обстоятельствами и заново заехало в Россию.

– Нет, так сделать нельзя. Нужно поставить иностранца на учет в течение 7 календарных дней после прибытия. Накануне выезда сообщить об убытии, а потом снова обратиться в миграционную службу для повторной регистрации. Иначе будет наложен штраф на организацию от 400 до 500 тыс. руб.

Регистрация по месту жительства

Постановка на учет по месту жительства осуществляется при обращении в государственный орган миграционной службы или МФЦ. Миграционный учет по месту жительства позволяет зарегистрировать иностранца в своей квартире, если основанием пользования жилым помещением является договор аренды или право собственности. Порядок регистрации по месту жительства установлен главой 3 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ.

Процедура представляет собой последовательность таких действий:

  1. Подготовка заявления и сбор прилагаемых документов.
  2. Оплата госпошлины — 350 руб.
  3. Обращение в территориальный орган миграционной службы.
  4. Получение отметки о регистрации.

При обращении по вопросу регистрации по месту жительства иностранец предоставляет такие документы:

  • заявление;
  • документ, устанавливающий право владения жилым помещением, где можно зарегистрировать иностранного гражданина для проживания;
  • паспорт;
  • документ, разрешающий проживание.

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.12.2014 № 02АП-10232/2014 по делу № А28-9272/2014

Для чего нужна временная регистрация

Регистрация иностранного гражданина является обязательной процедурой абсолютно для всех иностранцев.

Так выглядит справка о временной регистрации в Москве

Данная процедура помогает:

  1. Выработать и реализовать механизм управления государственной политикой в сфере миграции.
  2. Создать необходимую правовую базу для реализации прав граждан других государств.
  3. Сформировать единую государственную базу мигрантов, помогающую отслеживать реальных поток иностранных подданных, приехавших в РФ.
  4. Планировать территориальное развитие страны.

Вернуться к оглавлению


Стоит сразу отметить, что сроки оформления регистрации иностранного гражданина по месту пребывания зависят от национальности и гражданства человека, приехавшего в РФ.

Сроки постановки на учет

В законе прописаны основные сроки для всех иностранных граждан:

  • в течении 3 рабочих дней МВД записывает в документах сведения о месте нахождения;
  • 1 день, следующий за днем обращения, для передачи документов из МФЦ в УВМ.

  • Юридическое лицо. Список:
    • копии:
      • свидетельства о государственной регистрации;
      • ИНН;
      • уведомления из территориального органа Федеральной службы государственной статистики;
      • свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ;
      • приказа о назначении руководителя;
      • паспорта руководителя;
      • трудового договора с иностранным гражданином;
      • договора аренды или свидетельства о праве собственности на занимаемое помещение;
    • сведения об организации (адрес, телефон);
    • оригинал выписки ЕГРЮЛ (сделанной не ранее 2 месяцев назад).

Пошаговая инструкция

Иностранный гражданин въезжает на территорию России и получает миграционную карту.

Принимающая сторона заполняет бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания и предоставляет его в УВМ МВД лично, через почтовое отделение или через МФЦ.

УВМ проверяет и принимает уведомление о прибытии иностранца и заносит предоставленные сведения в базу данных, после чего ставит отметку о приеме уведомления на отрывную часть бланка и возвращает его принимающей стороне.

Принимающая сторона отдает полученную отрывную часть бланка уведомления с отметкой УВМ МВД о приеме уведомления иностранному гражданину.

Теперь иностранный гражданин может находиться в России до 90 суток с момента въезда в страну.

По истечении 90 суток иностранный гражданин должен либо продлить регистрацию по имеющимся основаниям, либо выехать за пределы РФ на 3 месяца.

Отправлять уведомление об убытии иностранного гражданина не нужно, так как данная информация автоматически поступает в базу данных УВМ МВД при выезде иностранца из России.

Документы для миграционного учета

Для постановки на миграционный учет иностранных граждан потребуются как документы самого иностранного гражданина, так и принимающей стороны, которая будет «регистрировать» иностранца.

Данные документы понадобятся, чтобы заполнить бланк регистрации иностранного гражданина.

Памятка о порядке постановки на регистрационный и миграционный учет граждан, временно пребывающих в городе Москве, и ответственности за нарушение правил регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания (жительства) и миграционного

Уважаемые граждане!

Федеральным законом от 21.12.2013 № 376-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» усиливается ответственность (вплоть до уголовной) за нарушение правил регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания (жительства) в пределах Российской Федерации и миграционного учёта иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

Порядок регистрации граждан Российской Федерации в жилом секторе

по месту пребывания

Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

1. Где осуществляется регистрация по месту пребывания и кто её осуществляет

Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны по истечении указанного срока обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию:

– в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – многофункциональный центр) района;

– в товарищество собственников жилья (ТСЖ);

– в жилищно-строительный кооператив (ЖСК).

2. По каким документам осуществляется регистрация прибывших для временного проживания в город Москву граждан Российской Федерации

В вышеуказанные органы представляется заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания (выдается в вышеуказанных органах) и документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение), документ удостоверяющий личность.

Результатом предоставления государственной услуги является получение гражданином свидетельства о регистрации по месту пребывания, оформляемого и выдаваемого ФМС.

Срок регистрации определяется по соглашению с собственником жилого помещения.

Гражданин Российской Федерации вправе не регистрироваться в г.Москве по месту пребывания в жилом помещении, если жилое помещение, в котором он зарегистрирован по месту жительства, находится в г.Москве или в Московской области.

Основания, по которым гражданин может быть снят

с регистрационного учета

За нарушение правил регистрации граждан Российской Федерации предусмотрена ответственность согласно Кодексу об административных правонарушениях и Уголовному кодексу Российской Федерации.

В случае выявления факта фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания в жилом помещении производится снятие этого гражданина с регистрационного учета по месту пребывания на основании решения органа регистрационного учета.

Под фиктивной регистрацией гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилых помещениях в Российской Федерации понимается постановка их на учет по месту пребывания (проживания) в жилых помещениях на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилых помещениях без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для пребывания (проживания).

Ответственность за нарушение правил регистрации

За нарушение правил регистрации граждан Российской Федерации предусмотрена ответственность согласно Кодексу об административных правонарушениях и Уголовному кодексу Российской Федерации:

– за проживание гражданина Российской Федерации без документа, удостоверяющего его личность (паспорта), или по недействительному документу в городе Москве увеличены размеры административного штрафа (от 3 тыс. до 5 тыс. рублей);

-за проживание гражданина Российской Федерации в городе Москве без регистрации по месту пребывания или жительства, либо допущение такого проживания собственником жилья свыше установленных сроков предусмотрена ответственность в виде административного штрафа для граждан – в размере от 3 тыс. до 5 тыс. рублей, для собственников жилья – от 5 тыс. до 7 тыс. рублей;

– за нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 тыс. до 5 тыс. рублей, на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) – от 5 тыс. до 7 тыс. рублей.

За фиктивную регистрацию гражданина Российской Федерации по месту пребывания либо жительства установлена уголовная ответственность (статья 322.2 Уголовного кодекса Российской Федерации), предусматривающая наказание в виде:

– штрафа в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей;

– принудительных работ на срок до трех лет либо лишения свободы на тот же срок.

Не подлежат привлечению к ответственности граждане, зарегистрированные по месту жительства в городе Москве или Московской области, но проживающие без регистрации по месту пребывания соответственно в Московской области или в городе Москве.

Порядок постановки на миграционный учет иностранных граждан

и лиц без гражданства (далее – иностранные граждане).

Место пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации – жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин и (или) по адресу которых иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания.

При осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения.

1. Кем осуществляется постановка на миграционный учет иностранных граждан

Постановку на миграционный учет осуществляет принимающая иностранного гражданина сторона (организация или частное лицо).

Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной не позднее 7 рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания

2. Какие документы необходимы для постановки на миграционный учет

Для постановки на миграционный учет по месту пребывания иностранный гражданин по прибытии в город Москву предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту.

3. Как направляется уведомление о постановке на миграционный учет и в какие сроки

Принимающая сторона направляет в орган миграционного учета уведомление о прибытии иностранного в место пребывания через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг либо направлением почтового отправления в течение 7 рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания получает от нее отрывную часть бланка указанного уведомления.

Принимающая сторона с соблюдением сроков представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр или направляет его в установленном порядке почтовым отправлением.

Подтверждением выполнения принимающей стороной и (или) иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, является отметка в отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, проставляемая в установленном порядке органом миграционного учета, или организацией федеральной почтовой связи.

Отрывная часть бланка уведомления о прибытии возвращается иностранному гражданину.

Срок пребывания на территории Российской Федерации

Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, а прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 суток.

По истечении разрешенного срока временного пребывания иностранный гражданин должен покинуть пределы Российской Федерации.

Срок временного пребывания трудящегося-мигранта определяется сроком действия трудового договора трудящегося-мигранта с работодателем либо сроком действия патента не осуществление трудовой деятельности у физического лица.

Ответственность за нарушение правил миграционного учета

За нарушение правил миграционного учета иностранных граждан предусмотрена ответственность согласно Кодексу об административных правонарушениях и Уголовному кодексу Российской Федерации.

Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о миграционном учете, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации:

– за нарушение иностранным гражданином правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) (отсутствие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или утрата таких документов, уклонение от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания) – влечет наложение административного штрафа в размере от 5 тыс. до семи тыс. рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

– за неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тыс. до 4 тыс. рублей.

За фиктивную регистрацию или постановку на учет иностранного гражданина установлена уголовная ответственность (статьи 322.2 и 322.3 Уголовного кодекса Российской Федерации), предусматривающая наказание в виде:

– штрафа в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей;

– принудительных работ на срок до трех лет либо лишения свободы на тот же срок.

Под фиктивной постановкой на миграционный учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях в Российской Федерации понимается постановка их на учет по месту пребывания (проживания) в жилых помещениях на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилых помещениях без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для пребывания (проживания).

Подробные разъяснения по вышеуказанным вопросам вы можете получить в органах ФМС России по месту жительства.

Порядок регистрации граждан Российской Федерации в жилом секторе

Методические рекомендации по постановке ИГ и ЛБГ на учет по месту пребывания, в т.ч. обучающихся в образовательных организациях

Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства 1 в Российской Федерации – государственная деятельность по фиксации и обобщению сведений об иностранных гражданах и об их перемещениях, осуществляемая, в том числе в целях выработки и реализации государственной политики в сфере миграции, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции. Миграционный учет носит уведомительный характер.

Обязанность по постановке иностранных граждан на учет по месту пребывания возлагается на принимающую сторону.

Принимающей стороной могут являться как граждане России, так и постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане (имеющие вид на жительства), а также юридические лица, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства жилое или иное помещение, либо организация, в которой иностранный гражданин в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 Федерального закона от 18 июня 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» 2 .

В качестве принимающей стороны в отношении членов своей семьи 3 могут выступать также иностранные граждане, относящиеся к высококвалифицированным специалистам 4 и имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации.

В отдельных случаях обязанность по постановке на учет по месту пребывания возлагается на самого иностранного гражданина.

К таким случаям относятся пребывание иностранного гражданина в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности. Кроме того, иностранному гражданину необходимо самостоятельно уведомить подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России о своем прибытии в место пребывания при наличии документально подтвержденных уважительных причин (например: болезнь, физическая невозможность и т.д.), препятствующих принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии в место пребывания в орган миграционного учета.

Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин (иностранный гражданин, имеющий вид на жительство) вправе самостоятельно уведомить о своем прибытии в место пребывания непосредственно соответствующее подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России с письменного согласия принимающей стороны.

Иностранные граждане, а также иностранные юридические лица и другие иностранные организации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации и владеющие жилыми или иными помещениями, находящимися на территории Российской Федерации, в случае предоставления таких помещений для временного пребывания иностранным гражданам выполняют обязанности принимающей стороны по постановке лиц, которым предоставляются помещения, на учет по месту пребывания.

Для постановки на учет по месту пребывания иностранный гражданин предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту 5 (для временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина).

Принимающая сторона на основании предъявленных иностранным гражданином документов заполняет бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания 6 и в течение 7 рабочих дней со дня прибытия в место пребывания представляет указанный бланк, копии документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, и его миграционной карты (для временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина) в территориальный орган МВД России непосредственно либо направляет по почте, либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг 7 .

Непредставление миграционной карты с Уведомлением не является основанием для отказа в постановке иностранного гражданина на учет по месту пребывания.

Территориальный орган МВД России либо организация почтовой связи, либо МФЦ, получившие от принимающей стороны заполненное Уведомление и указанные выше копии документов, проставляют в Уведомлении отметку о его приеме и возвращают отрывную часть Уведомления принимающей стороне.

Принимающая сторона передает иностранному гражданину отрывную часть Уведомления. Наличие у иностранного гражданина отрывной части Уведомления с проставленной отметкой подтверждает его постановку на миграционный учет.

8 июля 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 27 июня 2018 года № 163-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» 8 .

В соответствии с внесенными изменениями в качестве места пребывания сохраняются жилое помещение, не являющееся местом жительства, и иное помещение 9 , а также введено новое условие о необходимости фактического проживания иностранного гражданина в этом помещении (регулярного использования для сна и отдыха).

В силу внесенных изменений физическое или юридическое лицо является принимающей стороной для иностранного гражданина в случае представления в соответствии с законодательством Российской Федерации данному иностранному гражданину жилого или иного помещения для фактического проживания. Постановка на учет по месту пребывания иностранного гражданина в данном случае осуществляется по адресу предоставленного жилого или иного помещения.

В том числе в качестве принимающей стороны могут выступать физические и юридические лица, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину жилое или иное помещение, которое в свою очередь предоставлено принимающей стороне во владение и (или) пользование на основании гражданско-правового договора (аренды, найма, безвозмездного найма и т.д., если условиями договора предусмотрена возможность представления данного помещения третьим лицам.

В качестве принимающей стороны образовательная организация может выступить исключительно в случае фактического проживания иностранного гражданина в помещении (общежитии), принадлежащем ВУЗу, либо непосредственно в помещении ВУЗа.

Иностранный студент, проживающий в период обучения в съемном жилом помещении, подлежит постановке на учет по адресу этого жилого помещения. Принимающей стороной для данного иностранного студента будет являться лицо, предоставившее ему это жилое помещение, и на которое возлагается обязанность по предоставлению необходимых документов для постановки иностранного студента на учет по месту пребывания.

В случае, если адрес образовательной организации совпадает с адресом жилого или иного помещения, предоставленного в соответствии с законодательством Российской Федерации иностранному гражданину для фактического проживания, то он подлежит постановке на учет по месту пребывания по адресу данного помещения.

В отношении иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях и поставленных на учет по месту пребывания до вступления в силу Федерального закона № 163-ФЗ, не требуется переоформление постановки на учет по месту пребывания.

В соответствии с пунктом 121 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению, выдаче, продлению срока действия и восстановлению виз иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденного приказом МВД России от 16 ноября 2017 г. № 859, иностранному гражданину, въехавшему в Российскую Федерацию для обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обыкновенная учебная виза продлевается подразделением по вопросам миграции территориального органа МВД России по месту постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина.

В соответствии с пунктом 7 статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ обязанность по предоставлению в территориальный орган МВД России документов, необходимых для продления срока временного пребывания иностранных студентов, возложена на образовательную организацию.

Образовательная организация обязана обратиться с ходатайством о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, обучающегося в ней, не позднее чем за двадцать дней до окончания срока его временного пребывания в Российской Федерации.

В ходатайстве, помимо основания для продления срока временного пребывания (реквизиты приказа о зачислении, переводе, отчислении либо договора об обучении), указываются следующие сведения об иностранном гражданине:

– фамилия, имя, отчество (при наличии);

– гражданство (подданство) (при наличии);

– наименование и реквизиты (серия, номер, дата и место выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве;

– адрес места пребывания.

В ходатайстве также указываются полное наименование и адрес места нахождения образовательной организации, а также предполагаемый срок временного пребывания, (но не более тридцати календарных дней с даты отчисления иностранного гражданина из образовательной организации в связи с завершением им обучения).

Одновременно с ходатайством представляются:

– документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, и его копия (все страницы);

– миграционная карта (при наличии) и ее копия;

– документ, подтверждающий поступление в образовательную организацию либо перевод иностранного гражданина в той же образовательной организации с одной образовательной программы, имеющей государственную аккредитацию, на другую образовательную программу, имеющую государственную аккредитацию, в том числе другого уровня, либо документ, подтверждающий перевод иностранного гражданина в другую образовательную организацию для продолжения обучения по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, либо документ, подтверждающий отчисление из образовательной организации в связи с завершением им обучения по указанной основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, и их копии.

После принятие решения о продлении срока временного пребывания иностранный гражданин может быть поставлен на учет по месту пребывания вплоть до окончания срока обучения данного иностранного гражданина по очной или очно-заочной форме в указанной образовательной организации.

Обращаем внимание, что должностные лица образовательной организации должны принять исчерпывающие меры по обеспечению соблюдения иностранным гражданином порядка пребывания (проживания) в Российской Федерации, продления срока временного пребывания.

Для сведения сообщается, что в соответствии с международными договорами Российской Федерации освобождены от постановки на учет по месту пребывания: граждане Украины и граждане Республики Беларусь – в течение 90 дней, граждане Республики Армения, Республики Казахстан и Киргизской Республики – 30 дней, граждане Республики Таджикистан – 15 дней с даты пересечения Государственной границы Российской Федерации. Граждане государства-члена Евразийского экономического союза, прибывшие в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства на территорию российской Федерации (в том числе для занятия преподавательской деятельностью) и члены семей освобождаются от обязанности по постановке на учет по месту пребывания в течении 30 суток с даты въезда.

1 Далее – «иностранные граждане», если не оговорено иное.

2 Далее – «Федеральный закон».

3 В соответствии с пунктом 1.1 статьи 13.2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» членами семьи высококвалифицированного специалиста признаются его супруг (супруга), дети (в том числе усыновленные), супруги детей, родители (в том числе приемные), супруги родителей, бабушки, дедушки, внуки. Далее – «Федеральный закон № 115-ФЗ».

4 Высококвалифицированный специалист – иностранный гражданин или лицо без гражданства, получившие разрешение на работу в соответствии со статьей 13.2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

5 В соответствии с международными договорами Российской Федерации миграционная карта не заполняется при въезде на территорию Российской Федерации иностранными гражданами, указанными в пункте 2 статьи 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об использовании миграционной карты единого образца (заключено в г. Москве 5 октября 2004 года). Кроме того, освобождаются от использования миграционной карты при въезде в Российскую Федерацию граждане государств – членов Евразийского экономического союза, при условии, что срок их пребывания не превышает 30 суток с даты въезда.

Для сведения сообщается, что в соответствии с международными договорами Российской Федерации освобождены от постановки на учет по месту пребывания: граждане Украины и граждане Республики Беларусь – в течение 90 дней, граждане Республики Армения, Республики Казахстан и Киргизской Республики – 30 дней, граждане Республики Таджикистан – 15 дней с даты пересечения Государственной границы Российской Федерации. Граждане государства-члена Евразийского экономического союза, прибывшие в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства на территорию российской Федерации (в том числе для занятия преподавательской деятельностью) и члены семей освобождаются от обязанности по постановке на учет по месту пребывания в течении 30 суток с даты въезда.

Порядок постановки иностранных граждан на миграционный учет в РФ

Каждый гражданин иностранного государства, пребывающий на территорию Российской Федерации, обязан стать на миграционный учет в установленный законодательством срок. Постановка на миграционный учет производится по определенным правилам и сопровождается предоставлением целого перечня документов, свидетельств и справок. При несвоевременном уведомлении миграционных органов гражданин иностранного государства рискует получить штраф и быть депортированным из страны.

Обратите внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с нашим юристом внизу экрана или позвонить по телефону: +7 (499) 703-43-76 Москва; +7 (812) 309-78-32 Санкт-Петербург. Бесплатный звонок для всей России.


Каждый гражданин иностранного государства, пребывающий на территорию Российской Федерации, обязан стать на миграционный учет в установленный законодательством срок. Постановка на миграционный учет производится по определенным правилам и сопровождается предоставлением целого перечня документов, свидетельств и справок. При несвоевременном уведомлении миграционных органов гражданин иностранного государства рискует получить штраф и быть депортированным из страны.

Миграционный учет, который нам не нужен

Миграционный учет иностранных граждан является важнейшим элементом контроля миграционной обстановки на территории Российской Федерации. Миграционный учет должен отслеживать фактическое место пребывание (проживание) иностранцев, не допущение образования закрытых анклавов, планирование профилактических мероприятий правоохранительными органами. Необходим контроль и за общим количеством временно пребывающих иностранных граждан в субъекте в целом, для предотвращения социальной напряженности среди местного населения. Согласно мнению экспертов, количество иностранцев временно проживающих и пребывающих в субъекте не должно превышать более 10 процентов от местного населения. Свыше этих показателей в обществе зреет социальная напряженность.

Все это в основном относится к иностранцам, которые прибыли в России не в короткую поездку — туризм или к друзьям, а для осуществления трудовой деятельности, а также для получения разрешения на временное проживание, вида на жительства или гражданства.

Опять таки не надо забывать, что правдивые цифры миграционного учета необходимы субъекту для правильного планирования инфраструктуры в районах с возрастающим населением, пусть и временным.

Однако, анализ действующего законодательства и правоприменительной практики показывает, что сегодняшние нормы миграционного учета не отвечает вышеуказанным требованиям.

К сожалению они не отвечают не только государственным нуждам, но и становятся «головной болью» как самих иностранцев, так и работодателей и иных организаций, в помещениях которых временно размещаются иностранные работники.

Проблема кроется в положениях Федерального закона от 18.07.2006 №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», а именно в пп.7 п.1 ст.2 и п.2 ст.21 указанного закона.

Действующая редакция статей 2 и 21 указанного Закона, формально запрещает постановку на «первичный» миграционный учет юридическими лицами, к которым иностранные граждане прибыли для осуществления рабочей деятельности, пока между ними отсутствуют трудовые отношения. Заключение же трудового договора возможно только после получения иностранным лицом патента на работу. Из практики сроки получения разрешительного документа в органах МВД сегодня составляют от 30 до 70 дней с момента въезда на территорию Российской Федерации.

Сегодня зачастую миграционные подразделения МВД России, со ссылкой на данную норму отказывают в постановке на миграционный учет иностранных граждан на первые 90 суток с момента въезда в Российскую Федерацию, прибывших из стран с безвизовым режимом, где принимающей стороной выступает юридическое лицо если оно не оказывает гостиничные услуги.

Абсурдность ситуации ситуации состоит в том, что юридическое лицо готово изначально нести за иностранца ответственность предоставив ему свое помещение для временного пребывания, поставив его на миграционный учет на свою организацию. Этот иностранец, после получения патента и заключения трудового договора, будет все же поставлен на миграционный учет по адресу своего уже работодателя.

Складывающаяся ситуация, заставляет иностранца искать места формального размещения в организациях, оказывающих гостиничные услуги, или физических лиц, готовых формально поставить его на миграционный учет в жилое помещение. Все это приводит к расширению теневого рынка миграционного учета и создания почвы для появления «резиновых» квартир. Такая позиция приводит к тому, что «первичный» миграционный учет не отражает фактического нахождения иностранца в адресе регистрации, так как он даже не знает где находится помещение по адресу которого его поставили на миграционный учет.

Это легко проверить если взять статистику региональных миграционных подразделений МВД России и посмотреть цифры по аннулированию миграционного учета и основания, послуживших для аннулирования. Сразу скажу цифры не маленькие, а основания – не нахождение в адресе регистрации. Более того, позже на этом же основании возбуждаются и уголовные дела в отношении уже лиц лиц занимавшихся постановкой иностранных граждан на миграционный учет, так как по закону: постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов, либо постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом или ином помещении без их намерения фактически проживать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для фактического проживания есть фиктивная постановка учет по месту пребывания и является уголовно наказуемым деянием.

В последующем, аннулирование миграционного учета иностранному гражданину может служить основанием привлечения его к административной ответственности за нарушение миграционного законодательства.

Необходимо учесть, что у многих работодателей имеются общежития, или места, где возможно проживание работников, в том числе прибывших работать вахтовым методом и именно в эти помещения, после получения иностранным гражданином патента и заключения с ним трудового договора, принимающая сторона производит постановку на миграционный учет. Но даже если помещение оформлено официально как общежитие, то оно не попадает под понятие гостиничное размещение. И часто иностранные работники живут рядом со строительными объектами в городках из бытовок, у которых в принципе нет, адреса, но в соответствии с положениями закона, все же можно ставить на миграционный учет и на этот «вагончик».

Страдают и частные агентства занятости, и различные кадровые агентства, которые занимаются организованным набором иностранной рабочей силы для российских работодателей и подбором персоналии из числа иностранных работников прибывших в Россию в поисках работы. Такие организации не выступают работодателями для иностранных граждан, но именно они фактически являются, при указанных обстоятельствах, принимающей стороной для иностранного гражданина первые 90 суток нахождения его на территории России. И зачастую именно они предоставляют временное жилье иностранцу на время оформления документов дающих право работы на территории Российской Федерации.

Имеющаяся практика показывает разнообразие в применении норм, когда при одной и той же редакции закона, миграционные подразделения МВД России то разрешают юридическим лицам ставить на «первичный» миграционный учет иностранных граждан, не являющихся еще работниками данной организации, то запрещают это делать. Все зависит от воли конкретного руководителя подразделения по вопросам миграции в субъекте. Практика применения указанных норм также различается и от субъекта к субъекту.

В том числе из-за этих норм «буксуют» различные межправительственные соглашения об организованных наборах иностранных работников для российских работодателей. Хотя именно оргнаборы иностранной рабочей силы призваны стать инструментом борьбы как со стихийной трудовой миграцией, так одним из инструментов в борьбе с незаконной миграцией.

Все вышеизложенное недопустимо для правового государства и ведет к дискриминации органов внутренних дел и создает высокие коррупционные риски. Постоянный гнет возможного привлечения к административной ответственности как самого иностранца, так и лица предоставивших ему помещение для временного пребывания, поставившего или не поставившего на миграционный учет иностранца или хуже того — привлечение к уголовной ответственности.

С учетом изложенного предлагается рассмотреть вопрос о внесении изменений в статьи 2 и 21 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Согласно изменениям п. 2 ст.21 представлен в новой редакции:

«2. Иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания по адресу организации:

а) в которой он в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность;

б) частного агентства занятости, в которое прибыл иностранных гражданин за подбором подходящей работы;

в) в которую он прибыл с целью трудоустройства;

в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном.»

В этой связи необходимо скорректировать и понятие принимающей стороны закрепленной в пп.7 п.1 ст. 2 Закона:

«7) сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее – принимающая сторона), – гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся
в Российской Федерации, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства жилое или иное помещение, либо организация, в которой иностранный гражданин в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность, а также частное агентство занятости, или иная организация, в которую иностранный гражданин прибыл с целью трудоустройства, в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона. В качестве принимающей стороны в отношении членов своей семьи, определяемых в соответствии с пунктом 9 настоящей части, могут выступать также иностранный гражданин или лицо без гражданства, относящиеся к высококвалифицированным специалистам в соответствии с пунктом 8 настоящей части и имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации».

Начинаем работу по внесению соответствующих изменений в Закон.

Текст является рабочим вариантом предложений.

Миграционный учет иностранных граждан является важнейшим элементом контроля миграционной обстановки на территории Российской Федерации. Миграционный учет должен отслеживать фактическое место пребывание (проживание) иностранцев, не допущение образования закрытых анклавов, планирование профилактических мероприятий правоохранительными органами. Необходим контроль и за общим количеством временно пребывающих иностранных граждан в субъекте в целом, для предотвращения социальной напряженности среди местного населения. Согласно мнению экспертов, количество иностранцев временно проживающих и пребывающих в субъекте не должно превышать более 10 процентов от местного населения. Свыше этих показателей в обществе зреет социальная напряженность.

Порядок постановки на миграционный учет по месту пребывания

По своей сути, постановка иностранных граждан на миграционный учет по месту пребывания представляет собой уведомление в установленном порядке органа миграционного учета (соответствующего подразделения по вопросам миграции МВД России) об их прибытии в место пребывания.

Порядок постановки на миграционный учет в РФ по месту пребывания, как правило, выглядит следующим образом.

Принимающая сторона на основании предъявленных иностранным гражданином документа, удостоверяющего личность и миграционной карты, снимает с них копии, а также заполняет бланк уведомления о его прибытии в место пребывания.

Данный документ должен быть заполнен на русском языке от руки разборчиво ручкой с черными или темно-синими чернилами.

При этом какие-либо сокращения слов, исправления и аббревиатуры не допускаются.

Свое согласие на постановку на миграционный учет иностранного гражданина в РФ по месту пребывания, а значит, и согласие на его фактическое проживание или нахождение, принимающая сторона выражает подписью на оборотной стороне указанного уведомления.

Если в качестве принимающей стороны выступает организация, то подпись ответственного лица скрепляется печатью данной организации (при ее наличии).

Лицо, которое подает или направляет в установленном порядке уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в подразделение по вопросам миграции МВД РФ должно представить при этом документ, удостоверяющий его личность.

Бланк указанного уведомления заполняется принимающей стороной на каждого иностранного гражданина, который подлежит постановке на учет по месту пребывания, независимо от его возраста.

При этом к нему должны быть приложены:

копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (тех его страниц, которые содержат информацию об иностранном гражданине, а также имеют отметки о пересечении им Государственной границы России либо иного иностранного государства);

копия миграционной карты (представляется при желании);

копия документа, подтверждающего право пользования жилым или иным помещением, которое предоставляется иностранному гражданину для фактического проживания.

Следует обратить особое внимание, что указанное уведомление должно быть подано или направлено не позднее семи рабочих дней со дня прибытия иностранного гражданина в место пребывания.

Должностные лица подразделения по вопросам миграции МВД РФ или сотрудники организации почтовой связи, получившие от принимающей стороны заполненное уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания (после проверки точности внесенных в него сведений) и указанные выше копии, обязаны незамедлительно проставить в уведомление отметки о его приеме и возвратить его отрывную часть.

Принимающая сторона должна передать иностранному гражданину отрывную часть уведомления, которая и служит подтверждением наличия у него постановки на миграционный учет в РФ по месту пребывания.

Выше мы рассмотрели наиболее распространенный на практике порядок постановки на миграционный учет по месту пребывания.

Но из него имеются два исключения, при которых временно пребывающий в нашей стране иностранный гражданин должен лично подготовить и представить уведомление о прибытии:

Если имеются уважительные причины, которые не позволяют принимающей стороне подать или направить уведомление о прибытии в место пребывания, то оно может быть подано в орган миграционного учета непосредственно самим иностранным гражданином.

Для этого он должен дополнительно приложить документы, подтверждающие уважительность причин, не позволяющих принимающей стороне направить уведомление, а также копию документа, удостоверяющего личность гражданина России или постоянно проживающего в России иностранного гражданина, являющегося принимающей стороной.

Если иностранный гражданин имеет право собственности на жилое помещение, находящееся на территории России, то он может заявить его в качестве места своего временного пребывания.

Для этого он должен лично представить уведомление о своем прибытии в место пребывания непосредственно в орган миграционного учета либо через многофункциональный центр.

К этому уведомлению необходимо дополнительно приложить копию документа, который подтверждает право собственности на соответствующее жилое помещение.

копия документа, подтверждающего право пользования жилым или иным помещением, которое предоставляется иностранному гражданину для фактического проживания.

Миграционный учет: что нужно знать, принимая на работу иностранца

Автор: Ольга АБАШНИКОВА, методолог BDO Unicon Outsourcing

Горячие вопросы:

Когда работодатель обязан ставить на учет временно пребывающего иностранца?

Как поставить на миграционный учет иностранца?

Нужно ли уведомлять о прибытии иностранца в место командировки?

Миграционный учет нужен, чтобы зафиксировать и обобщить сведения об иностранцах и лиц без гражданства. В частности, к таким сведениям относятся гражданство, цель въезда и заявленные сроки пребывания, дата постановки на учет по последнему месту пребывания и т. д. Ведет такой учет ФМС России и ее территориальные отделения. В большинстве случаев направить уведомление о прибытии мигранта в место пребывания – это обязанность работодателя. И, как правило, возникают вопросы, в отношении каких иностранцев необходимо отправлять уведомление, куда и в какие сроки.

Когда работодатель обязан ставить на учет временно пребывающего иностранца?

Принимаем на работу временно пребывающих иностранцев. Обязаны ли мы ставить их на миграционный учет?

Работодатель обязан поставить на миграционный учет временно пребывающего иностранца, то есть направить соответствующее уведомление в ФМС России, если является для него принимающей стороной. Иностранные граждане подлежат учету независимо от того, какой они имеют статус. Временно и постоянно проживающие иностранцы должны быть зарегистрированы по месту жительства и поставлены на учет по месту пребывания, временно пребывающие – только поставлены на учет по месту пребывания (ч. 2, 3 ст. 7, ст. 14, ч. 1, 2 ст. 20 Федерального закона от 18 июля 2006 г. № 109- ФЗ, далее – Закон № 109-ФЗ). Это связано с тем, что по месту жительства иностранец может быть зарегистрирован, только если у него есть право владения или пользования жилым помещением (п. 1 ст. 15, подп. «в» п. 1, подп. «б» п. 2 ст. 17 Закона № 109-ФЗ).

Под местом жительства иностранного гражданина понимается жилое помещение, по адресу которого он зарегистрирован в установленном порядке (п. 3 ч. 1 ст. 2 Закона № 109-ФЗ). Под местом пребывания – жилое помещение, которое не является местом жительства, а также иное помещение, в котором иностранец находится и по адресу которого ставится на учет в установленном порядке (п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона № 109-ФЗ). По месту жительства мигрант регистрируется самостоятельно. Для этого он подает соответствующее заявление и ему проставляют в виде на жительство или в разрешении на временное проживание конкретный адрес жилого помещения (ч. 1 ст. 18 Закона № 109-ФЗ).

Иностранца на учет по месту пребывания ставит принимающая сторона, самостоятельно он это сделать не вправе. Исключение составляют случаи, когда принимающая сторона не может направить уведомление в орган ФМС России по уважительным причинам, а также если иностранец имеет в собственности жилое помещение, которое он заявит в качестве своего места пребывания (ч. 3, 3.1 ст. 22 Закона № 109-ФЗ). Принимающей стороной по отношению к иностранцу могут выступать юридические лица, их филиалы или представительства, граждане РФ, а также постоянно проживающие в России иностранцы и т. д. (п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона № 109-ФЗ).

При постановке иностранца на учет по месту пребывания государственная пошлина не взимается (п. 52 административного регламента, утвержденного приказом ФМС России от 29 августа 2013 г. № 364).

Как поставить на миграционный учет иностранца?

К нам трудоустраивается временно пребывающий безвизовый иностранец. Он заявил, что уже поставлен на миграционный учет по адресу жилого помещения. Должны ли мы ставить его на учет по месту нахождения юридического лица? В каком порядке ставится на учет временно пребывающий иностранец?

Нет, вам не нужно ставить иностранца на миграционный учет по месту нахождения юрлица. Иностранный гражданин, временно пребывающий в России, должен быть поставлен на учет по месту пребывания (ч. 3 ст. 7 Закона № 109-ФЗ). При этом он может подлежать учету как по адресу жилого помещения, так и по юридическому адресу работодателя (подп. 4 ч. 1 ст. 2 Закона № 109-ФЗ). В рассматриваемой ситуации иностранец уже встал на учет по месту пребывания (жилое помещение) до того, как трудоустроился.

ПРАВО И ПРАКТИКА

Однако работодателю нужно убедиться в правдивости слов соискателя. Для этого попросите его представить отрывную часть уведомления о прибытии иностранца в место пребывания. При трудоустройстве безвизовый иностранец предъявляет патент, в котором определена территория, где работнику разрешено трудиться. Место пребывания, указанное в отрывной части уведомления, должно совпадать с территорией, которая определена в патенте. Иначе работодатель становится принимающей стороной и обязан поставить работника на учет по адресу своего местонахождения.

Постановка на миграционный учет временно пребывающего иностранца представляет собой следующую процедуру. Работодатель – принимающая сторона должен уведомить территориальное отделение ФМС России о том, что иностранец прибыл в место пребывания. Сделать он это может лично, через многофункциональный центр или направить уведомление по почте (подп. «а» п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона № 109-ФЗ, п. 22, 27 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 9, далее – Правила). Форма уведомления утверждена приказом ФМС России от 23 сентября 2010 г. № 287. Для того чтобы работодатель смог заполнить уведомление, иностранец обязан предъявить ему миграционную карту и документ, удостоверяющий личность (подп. «а» п. 1 ч. 2 ст. 22 Закона № 109-ФЗ).

После того как работодатель уведомит ФМС России, ему должны выдать отрывную часть бланка уведомления с отметкой о прибытии. Этот документ необходимо вручить иностранцу. Наличие у работника отрывной части будет подтверждением того, что он поставлен на миграционный учет (подп. «б» п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона № 109-ФЗ).

Важным моментом, на который стоит обратить внимание работодателю, являются сроки, в которые необходимо поставить на учет иностранца. Так, мигрант должен быть поставлен на учет в течение семи рабочих дней с момента прибытия в место пребывания (п. 3 ч. 2 ст. 20 Закона № 109-ФЗ). Если работодатель направляет уведомление по почте либо через многофункциональный центр, то бланк надо заполнить в двух экземплярах. Один из них будет храниться на почте либо в многофункциональном центре в течение года (п. 27 Правил).

Нужно ли ставить на миграционный учет граждан Белоруссии, Казахстана, Армении?

Наша организация периодически принимает на работу граждан Белоруссии, Казахстана и Армении. Нужно ли их ставить на миграционный учет?

Да, работодатель обязан ставить на миграционный учет граждан Белоруссии, Казахстана и Армении, если является принимающей стороной. Граждане из перечисленных стран пользуются льготами, так как между этими государствами и Россией заключен Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее – Договор о ЕАЭС). Однако они, как и остальные иностранцы, подлежат миграционному учету (ст. 7 Закона № 109-ФЗ).

При этом есть одно отличие – иностранные граждане, приехавшие из Белоруссии, Казахстана или Армении с целью трудиться, вправе не вставать на учет в течение 30 дней со дня въезда в Россию (п. 6 ст. 97 Договора о ЕАЭС).

Только после истечения этого срока работодатель должен поставить их на учет по месту пребывания (п. 6 ст. 97 Договора о ЕАЭС, ч. 2, 3 ст. 7, ч. 1, 2 ст. 20 Закона № 109-ФЗ). В общем случае мигранты должны быть поставлены на учет в течение семи дней со дня прибытия в место пребывания (таблица на стр. 49).

Когда иностранцу продлевается срок пребывания в России?

Мы заключили с безвизовым временно пребывающим иностранцем трудовой договор на неопределенный срок. Патент у него действителен, а вот срок пребывания истекает. Обязаны ли мы продлить указанный срок? Как продлить срок временного пребывания иностранца?

Срок временного пребывания иностранца в России продлевается автоматически, если он получил патент (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, далее – Закон № 115-ФЗ). Однако об изменении срока пребывания иностранца надо уведомить ФМС России в течение трех рабочих дней, так как данные сведения относятся к фиксируемым. Для этого нужно отправить соответствующее заявление, к которому приложить заполненный бланк уведомления о прибытии и копии необходимых документов (п. 9 ч. 1 ст. 9 Закона № 109-ФЗ, п. 42 Правил). Сделать это должен работодатель, если является принимающей стороной, а если нет, то сам иностранец.

Срок пребывания иностранца на территории России зависит от его статуса. Так, в частности, если иностранец:

– временно пребывает в стране и въехал в визовом порядке, то срок пребывания ограничен сроком действия визы;

– временно пребывает в стране и въехал в безвизовом порядке, то пребывание ограничено сроком 90 суток суммарно в течение каждого 180-дневного периода (п. 1 ст. 5 Закона № 115-ФЗ);

– постоянно проживает в стране, то срок пребывания ограничен сроком действия вида на жительство (выдается на срок до пяти лет) (п. 3 ст. 8 Закона № 115-ФЗ);

– временно проживает в стране, то срок пребывания ограничен сроком действия разрешения на временное проживание (выдается на три года) (ст. 6 Закона № 115-ФЗ) и т. д.

Срок временного пребывания иностранца в России продлевается при выдаче ему разрешения на работу или патента, продлении срока действия визы и т. д. (п. 2, 5 ст. 5 Закона № 115-ФЗ). Соответствующее заявление нужно подать в территориальный орган ФМС России по месту постановки иностранца на учет. Сделать это нужно не позднее семи рабочих дней до окончания срока временного пребывания (п. 3 Порядка, утвержденного приказом ФМС России от 15 декабря 2014 г. № 655). Если иностранцу продляют срок пребывания, то в его миграционной карте ставится отметка. При отказе – вручается уведомление. Решение принимается в течение семи рабочих дней (п. 10, 12, 13 Порядка, утвержденного приказом ФМС России от 15 декабря 2014 г. № 655).

Нужно ли уведомлять о прибытии иностранца в место командировки?

У нас работает временно пребывающий визовый иностранец. Мы его отправляем в служебную командировку в другой город продолжительностью 10 дней.

Нужно ли его ставить на учет по месту командирования?

Да, нужно, поскольку временно пребывающий иностранец должен быть поставлен на учет не позднее семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания (п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона № 109-ФЗ). При этом если иностранец остановится в гостинице, то направить уведомление должна администрация гостиницы. После того как работник вернется из служебной поездки, ему нужно будет вновь встать на миграционный учет.

В случае если в командировку едет высококвалифицированный специалист, то его можно не ставить на учет в месте командирования в течение 30 дней (ч. 4.1 ст. 20 Закона № 109-ФЗ). Учтите, что направить временно пребывающего иностранца за пределы субъекта, где было выдано разрешение на работу, можно, но только если он работает по профессии, которая указана в Приложении к приказу Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 г. № 564н. Например, переводчик, корреспондент, экспедитор и т. д.

Нормативная база

Актуальные тексты документов доступны на эл.Кдело.рф

Документ

Поможем вам

Часть 3 ст. 20 Федерального закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ

Уточнить, в какой срок нужно направить уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания

Пункт 6 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.

Узнать, что граждане Белоруссии, Казахстана и Армении, прибывшие в Россию для трудоустройства, могут не вставать на учет по месту пребывания в течение 30 суток с даты въезда

В какой срок необходимо ставить иностранца на учет по месту пребывания

Категория иностранца

Срок постановки на учет

Постоянно проживающий, постоянно или временно пребывающий иностранец

Не позднее семи рабочих дней со дня прибытия иностранца в место пребывания

Постоянно, временно проживающий или пребывающий иностранец, если он находится в гостинице, учреждении, исполняющем административное наказание, учреждении для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства и т. д.

В течение одного рабочего дня, следующего за днем прибытия иностранца в место пребывания

Постоянно проживающий иностранец, если он не имеет места жительства или работает вахтовым методом

Не позднее 90 дней с момента въезда в Россию иностранца

Высококвалифицированный специалист, при передвижении по территории России

Не позднее 30 дней с момента прибытия в новое место пребывания

Граждане республик Беларусь, Казахстан или Армения

Не позднее 30 дней с момента въезда в страну

Важные выводы

1. Работодатель должен поставить иностранного гражданина на миграционный учет по месту пребывания, только если является принимающей стороной.

2. Отрывную часть бланка уведомления о постановке иностранца на учет по месту пребывания с отметкой о прибытии работодатель должен отдать иностранцу. Этот документ будет доказательством того, что тот встал на миграционный учет.

3. Граждане Белоруссии, Казахстана и Армении подлежат миграционному учету по месту пребывания. Но в отличие от остальных иностранцев они вправе не вставать на учет в течение 30 дней со дня въезда на территорию РФ, если прибыли с целью трудиться.

К нам трудоустраивается временно пребывающий безвизовый иностранец. Он заявил, что уже поставлен на миграционный учет по адресу жилого помещения. Должны ли мы ставить его на учет по месту нахождения юридического лица? В каком порядке ставится на учет временно пребывающий иностранец?

Как еще работодатель может помочь иностранному гражданину:

1. Подготовить документы для миграционного учета:

Чтобы получить регистрацию, необходимо заполнить форму уведомления (Уведомление о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, установленное Приложением N 3 к Приказу МВД России от 23.11.2017 N 881). Так как иностранные граждане зачастую не знают русского языка, а собственники жилых помещений могут не обладать достаточной информацией о требованиях законодательства, работодателю рекомендуется проконтролировать корректность заполнения уведомления, а также оказать помощь при выборе учреждения (Почта России, МФЦ, органы МВД) для его предоставления.

2. Работодатель вправе осуществить постановку сотрудника на миграционный учет при наличии доверенности от собственника жилого помещения:

2.1. Собственник жилого помещения вправе выдать нотариальную доверенность на сотрудников компании работодателя для постановки иностранного гражданина на миграционный учет, однако следует обратить внимание на некоторые особенности такой доверенности:

  • доверенность должна быть нотариально заверена;
  • доверенность должна содержать ФИО и паспортные данные тех иностранных граждан, миграционный учет которых планируется осуществлять в дальнейшем.

2.2. Что делать если собственник помещения не проживает в России, но готов выдать доверенность: Такую доверенность необходимо нотариально заверить за рубежом и включить в документ информацию об иностранных гражданах, подлежащих миграционному учету. Затем доверенность необходимо легализовать (обычно это значит «поставить апостиль») и направить в Россию. После получения доверенность ее следует перевести на русский язык и нотариально заверить перевод. После этого документ может быть использован на территории России.

3. Разъяснить иностранным гражданам новый порядок постановки на миграционный учет:

Чтобы исключить риски, связанные с отсутствием или несвоевременной постановкой на миграционный учет работников, являющихся иностранными гражданами, работодателям рекомендуется:

  • дополнительно разъяснять работникам новые требования законодательства;
  • обеспечить поддержку при коммуникациях с собственниками жилых помещений;
  • обсудить возможные варианты помощи иностранному гражданину с постановкой его на миграционный учет с учетом новых требований законодательства (как получение доверенности от собственника жилого помещения);
  • в случае сложных ситуаций оказать юридическую помощь или обратиться к специалистам для получения разъяснений.

3. Разъяснить иностранным гражданам новый порядок постановки на миграционный учет:

Кто несет ответственность?

Ответственность за иностранного гражданина на территории РФ несёт принимающая сторона, то есть владелец помещения, в котором иностранец ставится на миграционный учет. Стоит также отметить, что владелец того помещения, в котором иностранец не зарегистрирован, но по факту пребывает, тоже несёт ответственность за него.

Принимающая сторона обязана:

— Уведомить о пребывании иностранца (поставить на учет);

— Сообщить, если иностранный гражданин убыл (снять с учета).

Не пренебрегайте снятием иностранца с миграционного учета! При обнаружении, что иностранец не снят с учета, но по факту больше не пребывает по месту регистрации, владельцу помещения грозит административная ответственность и штраф от 250 000 рублей!

Работодатель, если он не является принимающей стороной (то есть не регистрирует иностранца по своему адресу), не обязан отслеживать постановку иностранного сотрудника на миграционный учет. Но мы не рекомендуем пускать ситуацию на самотек! При обнаружении у иностранца проблем с регистрацией, миграционная служба автоматически выдворяет гражданина с территории РФ. Зачастую такие проверки заканчиваются массовым выдворением или депортацией сотрудников, что негативно сказывается на работе компании, в которой трудились данные работники.

Работодатель может заключить договор аренды с общежитием, хостелом или другим местом пребывания иностранцев и от своего имени ставить на миграционный учет иностранных сотрудников в этих помещениях.

[flat_ab id="3"] Ссылка на основную публикацию