Что на самом деле было в гаремах османских султанов

Постельные обязанности султана

Это может показаться странным, но султан, которого величали повелителем мира, имел перед женами некоторые обязательства. Всю неделю владыка мог делать все, что ему вздумается, но ночь с пятницы на субботу он был обязан проводить с одной из своих законных жен. Пропущенные три пятницы подряд были поводом обратиться в суд — жены могли пожаловаться на своего повелителя, пренебрегающего мужскими обязанностями.

У султана, кроме сотен наложниц, было от 4 до 8 жен и, чтобы не возникло накладок, одна из самых ответственных наложниц вела особый журнал по учету свиданий монарха с его супругами.

Известно, что на вкус и цвет товарища нет, поэтому при разных султанах в гаремах находились наложницы разных типажей. Повелитель сам задавал стандарт красоты, опираясь на свой вкус и свои представления о прекрасном, зачастую очень своеобразные.

Зульфия мой халат гладит у доски

Все женщины гарема были заняты на различных работах по хозяйству дворца. Каждой из них, в зависимости от положения и социального статуса, выплачивалось ежедневное денежное содержание. К примеру, мать Султана Мурада III Нурбану ежедневно получала 3 000 акче. Для сравнения в то же время глава янычарского корпуса получал всего 500 акче. Известная многим читателям по фильму «Великолепный век» жена Сулеймана Великолепного (Кануни) Хюррем Султан в качестве ежедневного содержания получала 2 000 акче. Распределением заработной платы занимался главный евнух.

Хюррем Султан. Картина XVl века. Илл. wikipedia.org

Обитательницы гарема жили в комнатах по пять человек. К четырем молодым девушкам для порядка обязательно подселялась женщина в возрасте. Мать султана и беременные джарийе, которые имели статус хасеки, жили в отдельных покоях. Самым большим авторитетом в гареме была Валиде Султан, т. е. мать султана Османской империи. После нее главный евнух, дочери султана и молочная мама султана.

Между беременными «женами» султана очень часто возникали споры о том, кто из сыновей станет следующим правителем. Формировались различные союзы и группы, в которые волей не волей были втянуты визири, члены дивана, янычарского корпуса и другие госслужащие. Плелись интриги, готовились заговоры и перевороты.

В виду того, что по правовому статусу джарийе были рабынями, а ислам запрещал порабощение мусульман, обитательницами гаремов в основном становились представительницы других культур и религий. Среди историков есть расхожее мнение, что именно это привело к упадку Османскую империю.

Обитательницы гарема жили в комнатах по пять человек. К четырем молодым девушкам для порядка обязательно подселялась женщина в возрасте. Мать султана и беременные джарийе, которые имели статус хасеки, жили в отдельных покоях. Самым большим авторитетом в гареме была Валиде Султан, т. е. мать султана Османской империи. После нее главный евнух, дочери султана и молочная мама султана.

Как появился гарем первых правителей Османского государства

Как появился гарем первых правителей Османского государства

На раннем этапе становления Османского бейлика его правители не могли обращаться к главам соседних, более крупных эмиратов для заключения междинастийных союзов, поскольку последние не воспринимали их как достаточно сильных союзников. Поэтому и Осман, и его сын Орхан выбирали себе жен либо из местных мусульманских семей равного им статуса, либо из дочерей управителей соседних христианских территорий 13 . В основном эти браки заключались исходя из политических интересов, что было типичным для подобных союзов.

По сведениям, сохранившимся в ранних османских хрониках, основатель бейлика Осман был женат на Рабиа-хатун (или Бала-хатун), дочери шейха Эде Бали, который был одним из лидеров организации ахи 14 , и на дочери правителя небольшого соседнего бейлика Умур-бея Малхатун 15 . Возможно у Османа, имевшего пять или шесть сыновей и одну дочь 16 , были также и другие жены и наложницы. Однако отсутствие достоверных сведений о самом бейлике и семье Османа осложняет работу исследователей, собирающих материалы о начальном периоде Османской династии. Для примера отметим, что в ряде хроник дочь шейха Эде Бали, которую вслед за Ашик-пашой-заде именовали Малхун-хатун 17 , была выдвинута на первый план как мать Орхан-бея. Между тем имя матери Орхана гораздо ближе по звучанию к имени дочери Умур-бея. Более того, историкам известно, что Рабиа-хатун родила другого сына Османа – Алаэддина Али 18 . Матери других его сыновей до сих пор неизвестны.

На основании разысканий А.Д. Олдерсона установлено, что Орхан-бей заключил официальные браки с шестью женщинами: дочерью управителя византийской крепости Ярхисар, Нилуфер; дочерью византийского императора Андроника Палеолога, Аспорча 19 ; Билун (или Сийлун), чей отец неизвестен; дочерью византийского императора Иоанна VI Кантакузена, Феодорой 20 ; дочерью сербского короля Стефана Душана, Феодорой; дочерью своего дяди Гюндюза, Эфтендизе (или Эфенди) 21 .

Из них в ранних османских хрониках упоминается лишь Нилуфер, поскольку ее считают матерью следующего османского правителя, Мурада I 22 . Однако и это утверждение вызывает большие сомнения. Согласно приводимым рассказам, в 1299 г., отец Нилуфер (ее настоящее имя Глафира) собирался выдать ее замуж за управителя другого города-крепости – Биледжик. Опасаясь объединения сил двух византийских вельмож, Осман во время свадебного торжества совершил набег и захватил крепости Биледжик и Ярхисар. Глафира была взята в плен и выдана за Орхана 23 , которому тогда было либо 12, либо 17–18 лет. Поскольку Мурад родился в 1326 г. 24 , правильнее считать, что Нилуфер могла быть матерью старшего из сыновей Орхана – Сулеймана 25 , так как, по мнению некоторых историков, он родился в 1306 г. Если принять во внимание то обстоятельство, что разница в возрасте Сулеймана и Мурада составляет около 20 лет, то, возможно, правы те исследователи, которые считают, что к 1326 г. Нилуфер-Глафира уже умерла, ибо ее имя не значится в вакуфной грамоте Орхана от 1324 г., где в качестве свидетелей могли выступать члены его семьи, достигшие совершеннолетия 26 . Поэтому матерью Мурада могла быть наложница Орхана, имевшая то же имя Нилуфер, поскольку оно было типичным для невольниц того времени. Однако Нилуфер-наложница не была упомянута в указанной вакуфной грамоте 1324 г., возможно, она могла войти в семью Орхан-бея либо непосредственно перед рождением Мурада, либо после его рождения.

Важной особенностью династических браков Орхана было появление в его гареме дочерей византийских императоров и сербского царя, что по времени совпадало с завоеванием османскими войсками последних крупных византийских центров в Малой Азии и первыми их экспедициями на балканские земли (1331–1352 гг.). Та же традиция характерна и для гарема Мурада I. По сведениям историков, в нем наряду с наложницей Гюльчичек, матерью будущего султана Баязида I, дочерью одного из лидеров организации «ахи», и паша Мелек-хатун, дочерью Кызыл Мурада, находились также сестра болгарского царя Ивана Шишмана, Тамара (Мара), и одна из дочерей византийского императора Иоанна V Палеолога 27 .

Состав гарема Баязида I имел свои отличия. В нем появляются наследницы правителей малоазийских бейликов, ставших вассалами Баязида. Так, его женой стала Девлетшах-хатун, дочь эмира Сулейманшаха из Гермияна. Вместе с ней к Османскому государству в качестве приданого отошла часть территории этого бейлика 28 . Вслед за ней в гареме появилась Хафса-хатун, дочь Исабея, правителя княжества Айдын. Вместе с ними историки упоминают

Марию (Оливеру Деспину), дочь сербского царя Лазаря, еще одну дочь византийского императора Иоанна V Палеолога, наложницу по имени Девлет, родившую будущего султана Мехмеда I 29 .

Обращает на себя внимание тот факт, что во второй половине XIV в. османские правители заключали браки в основном с принцессами соседних христианских государств. С конца XIV и в XV в. бракосочетания преимущественно заключались с принцессами других анатолийских мусульманских бейликов.

Новые династические браки явно свидетельствовали, что балканские и малоазийские династы пытались сохранить таким образом часть своей власти и своих доходов и одновременно защититься от других воинственных соседей или – вместе с Османами – самим напасть на соседей. Правители Османского государства заключили подобные союзы со всеми своими соседями в Малой Азии и на Балканах, и все их земли постепенно были присоединены к его территории 30 . В других случаях подобные браки позволяли увеличить буферную зону, отделявшую их владения от сильных соперников. Так, женившись на дочери правителя княжества Джандар (Чандар), Мурад I обеспечил себе подобную зону, разделявшую его земли и владения Трапезундской империи. Баязид I, взяв себе невесту из бейлика Гермиян, увеличил союзную территорию, необходимую ему в конфронтации с сильным княжеством Караман.

Последний династический брак был заключен в 1435 г. между султаном Мурадом II и Марой, дочерью сербского деспота Георгия Бранковича. После этого Османы заключили еще три подобных брака, но они совершались не действующими правителями, а их детьми. В 1449 г. Мурад II женил своего сына Мехмеда (будущего султана Мехмеда II Фатиха) на Ситти-хатун, дочери правителя княжества Дулькадир, расположенного на юго-восточной окраине Османского государства 31 . В свою очередь, Мехмед II в 1467 г. женил своего сына Баязида (будущего султана Баязида II) на Айше-хатун, другой принцессе того же бейлика, чтобы обеспечить нейтралитет его правителей во время военной кампании против государства Аккоюнлу в 1468 г. Самый поздний пример подобной практики был отмечен в 1504 г., когда сын Баязида II Селим женился на Айше, дочери крымского хана Менгли-Гирея 32 .

Со второй половины XV в. начинает утверждаться другая традиция формирования султанского гарема, следовавшая за прекращением практики заключения династических союзов и возвращения к традиционному для мусульманских правителей обычаю проживания с наложницами без заключения с ними официального брака. Отчасти возрождение этого обычая было связано с тем, что складывавшаяся Османская империя поглотила большинство тех государств и княжеств, с которыми ранее заключались подобные союзы. После завоевания Константинополя его новые правители обрели имперские амбиции и стали смотреть свысока на своих соседей, так же как некогда эти соседи смотрели на самих Османов. Не только христианские короли и князья перестали считаться достойными для заключения с ними брачных договоров, но и представители именитых тюркских династий. Мехмед II Фатих и его преемники предпочитали опираться на людей, обращенных в ислам на основе практики «девширме», полагая, что эти подданные, получившие название «государевых рабов» (капыкулу) и находившиеся в полной зависимости от султана, будут верой и правдой служить ему. Они еще больше усилили систему девширме, возведя ее в ранг государственной политики и назначая капыкулу на самые высокие государственные должности. Через несколько десятилетий после завоевания Константинополя вся османская правящая элита, за исключением улемов, формировалась из «государевых рабов».

Вероятно, общее укрепление роли капыкулу в жизни государства наложило свой отпечаток и на практику сожительства султанов с невольницами, принявшими ислам, численность которых в гареме стала быстро расти. Уже Мурад II, а за ним и его сын Мехмед II Фатих почти не интересовались своими законными женами, проводя больше времени с наложницами. По свидетельству византийского историка Г. Сфранзи, сербская принцесса Мара во время своего пребывания в гареме так и не вступила в брачные отношения со своим мужем, поэтому не существовало препятствий, мешавших ей в дальнейшем выйти замуж за последнего византийского императора Константина IX Палеолога 33 . По мнению М. Ч. Улучая, годы правления Баязида II (1481–1512) стали своеобразным «переходным периодом» от системы междинастийных браков к практике сожительства с наложницами 34 .

В дальнейшем все заметнее становится схожесть состава Эндеруна и гарема. Хотя в школе Эндеруна теоретически могли заниматься и юноши из мусульманских семей, тем не менее персонал Эндеруна в большинстве своем пополнялся за счет бывших рабов и юношей, насильственно обращенных в ислам. Равным образом персонал султанского гарема состоял из бывших невольниц, принявших ислам. Как раз в то время, когда капыкулу стали играть все более важную роль в государственной политике, в гареме появились женщины, которые могли активно вмешиваться в дела управления государством. Теоретически невольница не имела никаких прав и не могла влиять на решения своего повелителя. Не могла она и оказывать воздействие на него во имя защиты интересов определенных категорий лиц. Однако наложница, родившая наследника престола, могла стать матерью следующего султана. И в этом качестве бывшая невольница обладала возможностями для влияния не только на своего сына, но и на государственную политику в целом.

Изменившиеся принципы формирования гарема определили и другую традицию его существования, заключавшуюся в получении мужского потомства от наложниц. С середины XV в. в жизни гарема установилась традиция, согласно которой каждая наложница не могла иметь от султана более одного сына. Матери сыновей всех детей Мехмеда II и Баязида II были разными 35 . Принцип «одной наложнице одного сына», так же как и политика ограничения рождения детей от официальных жен из благородных семей, стал основным в репродукции османской династической семьи в конце XV – начале XVI в. Данный обычай соблюдался до правления султана Сулеймана 36 .

В этих условиях появление в гареме потомственных мусульманок стало рассматриваться как нарушение существующего порядка. Поэтому понятна негативная реакция султанского двора на бракосочетание юного султана Османа II и Акиле, дочери шейх-уль-ислама Эсад-эфенди, ибо оно вело к появлению в гареме девушки из уважаемой мусульманской семьи 37 . Единственными относительно свободными жителями гарема считались лишь дочери султанов и матери тех шахзаде, которые становились султанами.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Обращает на себя внимание тот факт, что во второй половине XIV в. османские правители заключали браки в основном с принцессами соседних христианских государств. С конца XIV и в XV в. бракосочетания преимущественно заключались с принцессами других анатолийских мусульманских бейликов.

Факты, которые приукрасили создатели фильма

Образ исторической Хюррем отличается от того, который воплотила турецкая актриса Мирьем Уизерли. Сохранились воспоминания венецианского посла тех времен. Он пишет, что Хюррем была скорее миловидной, чем красивой. В «Великолепном веке» Хюррем просто красотка. И скромной ее трудно назвать. Впрочем, все те ухищрения и приемы, которые она использовала для того, чтобы завоевать расположение Сулеймана и потом добиться привилегий для сыновей, действительно зафиксированы историей. Исследователи подтверждают, что после ее появления в гареме султан Сулейман перестал «входить» к другим женщинам.

Другой романтический вымысел создателей «Великолепного века» связан с историей первой жены Сулеймана. В реальности Махидевран Султан (в сериале ее сыграла актриса Нур Айсан) не была супругой султана. А после того как в порыве ревности она попробовала отравить Хюррем, ее навсегда изгнали из дворца. В сериале же владыка простил ее, позволив вернуться во дворец.

Приукрасили создатели сериала и внешний образ героинь. Прежде всего это касается одежды, которую костюмеры «Великолепного века» заметно осовременили. Таких декольтированных платьев во времена Османской империи точно не носили. Наряды в те века были гораздо проще по фасону, главное богатство костюмов составляла отделка, а также дорогие и фактурные ткани с блестками и золотыми нитями. Ну и, конечно, украшения.

Кадр из сериала «Великолепный век»

Вольно обошлись создатели «Великолепного века» и с прическами героинь. В то время как в сериале красавицы щеголяли роскошными локонами, реальные обитательницы гаремов убирали волосы в аккуратную прическу. Восточные красавицы XVI столетия и подумать не смели о том, чтобы ходить с распущенными волосами – чаще всего им приходилось носить косы.

Кадр из сериала «Великолепный век»

Что на самом деле было в гаремах османских султанов

В историческом центре Стамбула, на мысе Сарайбурну, в месте впадения Босфора и Золотого Рога в Мраморное море, стоит Топкапы, главный дворец Османской империи до середины 19 века.
Для тех, кому понравился турецкий сериал “Великолепный век”, посещение Топкапы даст возможность окунуться в атмосферу той эпохи, когда жила Роксолана-Александра.

Богдадский павильон, часть дворца Топкапы, которая относится к внутренним покоям султана. Отсюда открывается замечательный вид на Босфор и залив Золотой Рог.

Посещение гарема в обычный туристический маршрут не входит, и надо покупать отдельный билет, но посмотреть место, где жила женская половина населения дворца, не менее интересно, чем дворцовую кухню или музей оружия.

Как в любом дворце у входа в гарем располагалась стража. По коридору слева и справа расположены комнаты, где жила гаремная стража – евнухи. Гарем был полностью скрыт от посторонних глаз. “Если бы солнце не имело в персидском языке женского рода, даже оно не было бы допущено в гарем”. – Писал в 15 веке летописец Турсун Бей.

Дальше этого коридора мужчины не допускались. Сюда подъезжали кареты, в которых девушки ехали на прогулку или по каким-то делам.

Когда турки захватили Константинополь и сделали город столицей Османской империи, евнухов туда поставляли наместники Египта, как ценные подарки султану.
Для того, чтобы стать евнухом, мальчикам приходилось пройти варварскую и мучительную процедуру, когда удаляли половые органы и вставляли трубочку для мочеиспускания, взамен евнух получал шанс подняться к вершине власти.
Идеальным возрастом для операции считали 8 лет. Жертву привязывали к столу, орган перетягивали веревкой и резали острым лезвием. Рану прижигали каленым железом или заливали смолой, в канал для вывода мочи вставляли бамбуковую трубочку. Затем ребенка на несколько дней закапывали по шею в горячий песок. Заживление и невыносимая боль при мочеиспускании продолжались несколько месяцев. Многие кастрированные умирали от шока, потери или заражения крови. Остальные приобретали тонкий голос, женственные черты лица и строение тела, а также пожизненное недержание мочи.
На пути к важной должности в администрации гарема евнухи должны были преодолеть несколько ступеней иерархии. В конце концов, они могли дослужиться до начальника и заработать на собственную резиденцию, или уволиться со службы и жениться. Евнухи хотя и теряли свой главный мужской орган, но часто не теряли желания, да и другие органы у них работали исправно. Например, сестра султана Сулеймана Великолепного вышла замуж за кастрата.
Бизнес по поставке в гаремы евнухов принадлежал христианам, поэтому первые сто лет евнухи в гаремах Стамбула были белыми. Но затем предпочтение начали отдавать черным евнухам, чтобы отличить их возможных детей, которых они могли сделать с наложницами – еще одна страховка на всякий случай. Африканские евнухи начали выполнять при дворе самую важнейшую работу. Белым теперь доверяли только внешний периметр и помещения для мужчин, черные присматривали за гаремом и личными апартаментами султана. Начальник черных евнухов, кизляр-ага, формально руководил персоналом гарема и дворца, а фактически занимал важнейшую должность в государстве после великого визиря и главного муфтия.
Только кизляр-ага имел одновременно доступ и к султану, и к гарему, был связующим звеном между ними. Кизляр-ага знал все, поэтому получал огромные взятки от иностранных послов. Говорят, кизляр-ага имел в месяц 1,5 миллиона долларов, если пересчитать на наши деньги.

Картина Фрэнсиса Смита “Кизляр-ага, начальник черных евнухов и первый охранник гарема” 1763–1779 годы.

О жизни в гареме мы знаем, в основном, из работ писателей и художников-ориенталистов. Для европейцев 18-начала 19 веков Восток был, практически, неизвестен, но земля слухами полнится, и слухи о пышности султанского двора летели во все стороны и достигали ушей европейцев. Давно замечено, что закату любой империи присуща атмосфера роскоши, Османская империя к тому времени теряла свои земли, пока не сузилась до территории современной Турции. В Европе набирала обороты техническая революция с ее обезличивающей индустриализацией. Дома была угольная пыль, сотни дымящих труб, индустриальный пейзаж, тяжелый, изнуряющий труд на заводах и фабриках, а там, на Востоке, – роскошь, нега, аромат благовоний.
На Восток, потянулись европейские ученые, художники, писатели в поисках вдохновения, новых впечатлений и просто приключений. Это исследование и родившиеся в его процессе произведения искусства получили впоследствии название “ориентализм”.
Ориенталисты были людьми, воспитанными в строгом европейском христианстве. Столкнувшись с новыми для себя обычаями, они их домысливали и даже специально искажали. В гарем художников и писателей никто, конечно, не пускал, но зато они бывали в злачных местах Стамбула, где встречались с доступными танцовщицами. Приукрашенные и недостоверные рассказы и картины ориенталистов о жизни в Османской империи создали у европейцев ложное представление о гареме, как о месте, где содержались бесчисленные, непременно прекрасные, наложницы султана, и где он предавался бесконечным сексуальным утехам.
Например, одалиски считались на западе наложницами или сексуальными рабынями, а на самом деле одалиска в гареме всего лишь служанка для высокородых женщин.

Картина Йозефа Седлачека “Одалиска” (1900 год) и “Одалиска в Топкапы”, картина придворного художника начала 18 века

Гарем Топкапы имеет не только историческую, но и архитектурную ценность. В нем можно отыскать стили, начиная с 16 века и заканчивая началом 19, но в основном гарем олицетворяет эпоху правления султана Сулеймана I Великолепного, который считается величайшим султаном из династии Османов. Именно в эти помещения дворца въехал гарем, когда любимой женой султана стала Роксолана. До этого гарем располагался вне дворца.

В гареме Топкапы более 300 помещений, среди них две мечети, 8 хамамов, больница, прачечная плюс множество коридоров и потайных помещений. Большинство комнат закрыто для туристов. Гарем предназначался не для увеселений султана, а для повседневной жизни его многочисленной родни: матери, тетушек, сестер, жен, дочерей и даже малолетних сыновей, а так же фавориток и наложниц. Распорядок дня в гареме был строгим. Когда звучал утренний призыв к молитве, женщины должны были идти в баню, молиться, быстро завтракать и начинать работу в гареме. Молодые женщины в гареме должны были учиться. Им преподавали уроки религии, музыки, искусства, вышивания и чистописания, учили языкам. Весь день женщин был заполнен разными делами, в гареме была строгая дисциплина, на развлечение и праздное времяпрепровождение времени почти не было.
Наложниц в гареме было не так много, обычно они попадали в гарем девочками, и их тоже учили музыке, кулинарии, шитью, придворному этикету, искусству доставлять наслаждение мужчине.
Выбрав на ночь наложницу, султан посылал ей подарок (чаще всего это были шаль или перстень). После этого девушку отправляли в баню, одевали в красивую одежду, и она шла к дверям спальни султана, где должна была ждать, пока султан не ляжет в постель. Войдя в спальню, она ползла на коленях до постели, и целовала ковер. Если султану понравилась ночь, проведенная с наложницей, он отправлял ей богатые подарки. Бывало такое, что наложница ни разу не попадала в постель к султану, тогда через 9 лет она получала вольную и могла выйти замуж.
Проходила наложница к султану вот по этому коридору, который назывался Золотой путь.

В гареме для любопытных туристов открыт только первый этаж, который предназначался для привилегированных женщин. Наложницы жили на втором этаже. Самые лучшие комнаты принадлежали матери султана – валиде, их у нее было более 40.

В гареме была система обогрева, но камины были только у самых знатных и близких к султану людей.

Все стены и потолки гарема украшены мозаикой и росписью. Мозаику делали из изникской плитки. В Изнике производили плитку для многих знаковых строений Турции, в том числе и для Голубой мечети.

Гора Арафат в Мекке

Личность Роксоланы, как ее звали в Европе, или Хюррем-султан, как ее называли в гареме, до сих пор остается загадкой. Никаких документальных источников о жизни женщины, которая стала известна на Западе по имени Роксолана (имя было буквально изобретено гамбургским послом в Османской империи, который назвал девушку по имени территории, с которой она происходила, где проживало племя роксоланов или аланов) до ее поступления в гарем, нет. Кто она была, чья дочь, к какому сословию относилась? Ответов на эти вопросы нет, есть только предположения, основанные на художественных домыслах. По польской версии принято считать, что звали Роксолану Александрой, и была она дочерью священника Гаврилы Лисовского из городка Рогатин на Западной Украине. Поскольку в те времена эта территория находилась под поляками, Роксолану нередко называли полькой.
Украинские источники настаивают, что Роксолану звали Анастасией, поскольку существует старая песня о красивой девушке Настусеньке из Рогатина, которую похитили крымские татары и продали в султанский гарем. Песню называют народной, но на самом деле это переделанный отрывок поэмы Podole польского поэта Маврикия Гославского (жил в начале 19 века).
Мало того, один из киевских историков утверждал, что при поисках в архивах в галицких городских и земских актовых книгах не обнаружил даже упоминания рода Лисовских до середины 16 века (Роксолана родилась где-то в самом начале 16 века).Выдвигались предположения, что Роксолана была русской (она знала русский язык), француженкой или даже черкеской.
Немецкий художник Мельхиор Лорк был в Турции именно в те годы, когда правил Сулейман Великолепный, и писал портрет самого султана и его приближенных. Предполагается, что писал он и Роксолану.

Портрет Роксоланы, гравюра Мельхиора Лорка, 1581 год (создана после смерти Роксоланы)

Тайной покрыта и внешность Роксоланы. Доподлинно известно только то, что писаной красавицей она не была. У нее была привлекательная внешность, она была “милой” по словам иностранных послов, но не более того.
Чем же Роксолана смогла привлечь такого избалованного женской красотой человека, как турецкий султан? Сулейман Великолепный любил волевых, умных, чувственных и образованных женщин. Роксолана была умна, хитра, наблюдательна, обладала волевым характером и умела учиться, а уж образование и умение быть чувственной, видимо ей дали в “школе” при гареме.
К тому же прозвище Хюррем, которое Роксолана получила в гареме, видимо, отражают главные черты ее характера. Хюррем, образованное от персидского [Khorram], означает – “веселая, смеющаяся, дарящая радость”.

Роксолана. Неизвестный художник. Начало 16 века

Историю драки Роксоланы и другой наложницы султана, Махидевран, за которым последовало возвышение Роксоланы, описал в своём отчёте за 1533 год венецианский посол Бернардо Наваджеро. Видимо, этот факт биографии Роксоланы подлинный. Немаловажен и тот факт, что на сторону Роксаланы встала мать Сулеймана. Специально для Роксаланы султан ввел новый титул при своем дворе – хасеки. И с 1534 года Роксолана стала хозяйкой дворца и главным политическим советником Сулеймана.
У Роксоланы с Сулейманом родилось пятеро детей – четыре сына и дочь. Из сыновей пережил Сулеймана Великолепного лишь один – Селим. Двое были задушены в процессе борьбы за трон, третий – умер во младенчестве.
Существует предположение, что к гибели сыновей причастна сама Роксолана, якобы это было сделано для того, чтобы ее любимый сын Селим не погиб при распрях или не потерял власть. Хотя достоверных данных об этом нет. Зато есть данные о том, что около сорока сыновей султана, рожденных другими женами и наложницами, по ее приказу были разысканы и убиты. Говорят, даже мать султана была потрясена такой кровожадностью любимой жены сына, хотя она тоже не отличалась кротким нравом. Роксолану боялись не только во дворце, но и за его стенами.

Матео Пагани, “Султана Роксолана”, 1550 год. Источник: British Museum / Wikipedia

За 40 лет брака Роксолана оставалась любимой женой, а ее сын Селим стал наследником. Видимо, жестокость к предполагаемым соперницам были необходимым элементом выживания, а главное, нужно было следить за каждым своим шагом и не делать ошибок. В гареме было заведено неугодную жену или наложницу живьем сажать в кожаный мешок с ядовитой змеей и разъяренной кошкой, а затем, привязав камень сбрасывать в воды Босфора. Провинившиеся считали за счастье, если их просто быстро удавят шелковым шнурком.

Но, видимо, Роксолана не была жестокой по своей натуре. Делала она и добрые дела. Построила несколько мечетей, открыла школу, организовала дом для умственно отсталых, открыла бесплатную кухню для нищих и наладила контакты со многими европейскими странами.
Умерла Роксолана в 55 лет. Султан больше не женился, Роксолана оставалась его возлюбленной женой даже после своей смерти. Султан умер через 8 лет. Обе гробницы, Сулеймана и Роксоланы, стоят рядом возле мечети Сулеймана. Такой чести за всю историю Османской империи удостоилась единственная женщина – Роксолана.

La Sultana Rossa (то есть русская султанша). Тициан, 1550-е годы

На портрете Роксоланы работы Якопо Тинторетто, который находится в музее Топкапы, Роксолана изображена в одеяниях “Хюррем Султан” с высокой короной, украшенной драгоценными камнями, которую носили только султанский жены, и с “менгюшем” в ухе – сережкой в виде полумесяца, которая испокон веков являлась символом власти.

Историки и исследователи считают, что Роксолана была артистичной натурой, у нее был хороший вкус.
В представлении султана платье его любимой должно было выглядеть так
“Повторял я множество раз:
Сшейте моей любимой платье.
Сделайте из солнца верх, подкладкой поставьте месяц,
Из белых облаков нащипайте пуху, нитки ссучите
из морской синевы,
Пришейте пуговицы из звезд, а из меня сделайте петли!”
Видимо, стихотворение о платье султан написал не случайно. Существуют свидетельства, что Роксолана собственноручно моделировала и шила свои одеяния, своими руками она даже сшила шелковую рубашку и жилет для персидского принца Элькаса Мирзы, укрывавшегося в Османской империи от недругов.
Наряды Роксоланы отличались от нарядов остальных гаремных дам оригинальным кроем и подбором тканей.
В “Женском Султанате” описываются платки, принадлежащие Хюррем, которые находятся Музее исламских вакыфов: “платок был голубым с вышитыми на нем зелеными и красными цветами и расшитыми краями, другой был из белого шелка с вышивкой гвоздик из переплетения бумажных и золотых нитей, еще один платок, записанный на Хюррем, был украшен небольшими жемчужинами на золотом фоне и игольным кружевом”.
Роксолана любила и носила изысканные украшения. В сериале часть сюжетной линии связана с “кольцом Хюррем”. Это красивое кольцо с изумрудом стало для некоторых поклонников сериала чуть ли не символом самого сериала. Современные “кольца хюррем” продаются на ура.
На самом деле кольцо придумано сценаристами. В некоторых источниках пишется, что кольцо существовало, но вместо изумруда был бриллиант в обрамлении 49 алмазов поменьше, и хранится кольцо в музее Топкапы, а до этого передавалось из поколения в поколение. В других же источниках об этом бриллианте (или похожем на него как две капли воды), экспонирующимся в музее Топкапы, сообщается, что это бриллиант “Ложечник”, который в 1669 году в одном из районов Стамбула нашел уборщик мусора в куче отбросов (Роксолана умерла в 1558 году, и дата ее смерти известна доподлинно).
Пожалуй, что из предметов декора, которые могут помнить Роксолану, это дворцовые вазы, самые ранние из которых датируются 13 веком.

Но, видимо, Роксолана не была жестокой по своей натуре. Делала она и добрые дела. Построила несколько мечетей, открыла школу, организовала дом для умственно отсталых, открыла бесплатную кухню для нищих и наладила контакты со многими европейскими странами.
Умерла Роксолана в 55 лет. Султан больше не женился, Роксолана оставалась его возлюбленной женой даже после своей смерти. Султан умер через 8 лет. Обе гробницы, Сулеймана и Роксоланы, стоят рядом возле мечети Сулеймана. Такой чести за всю историю Османской империи удостоилась единственная женщина – Роксолана.

По следам «Великолепного века». Какой была настоящая жизнь в гареме

Упражнение первое: нефритовое яичко. Девушку усаживали на скамейку с отверстием. Ноги широко разводили, а во влагалище испытуемой закладывали нефритовое яичко небольшого размера, к которому были прикреплены несколько нитей. Девушка должна была сжимать мышцы так, чтобы нити порвались, когда за них тянули.

Что на самом деле было в гаремах османских султанов

Некоторые попадают в гарем по собственному желанию, но некоторые — по принуждению. О гареме есть много мифов, но мы расскажем, как девушки жили в гареме на самом деле.


Некоторые попадают в гарем по собственному желанию, но некоторые — по принуждению. О гареме есть много мифов, но мы расскажем, как девушки жили в гареме на самом деле.

Гаремы султанов: иерархия

Как уже говорилось, в гареме султана самым главным был сам султан. Но руководила всем, как правило, валиде. Это мать султана, которая перебиралась в султанский гарем сразу после объявления своего сына на столь высокий трон. Она подбирала наложниц, следила, чтобы у них все было, руководила слугами.

Вслед за ней в иерархии султанского гарема находились жены султана, особенно те, которые успели родить ему сына. У кого сын, то есть наследник престола, будет старше, тот имеет явное преимущество.

За безопасность в гареме отвечали начальник безопасности под названием дар-ус-саадет агасы, великий визирь и евнухи.

Конечно, самыми колоритными здесь были наложницы или джарыйе. О них мы расскажем далее.

Также часто рабынь покупали на рынке еще детьми. Представьте себе 5-летнюю девочку, которая воспитывалась в гареме. А когда она достигала физического развития, ее представляли султану, но об этом попозже.

Евнухи руководили служанками, управляли хозяйством, вели учет и бухгалтерию, поддерживали порядок, наказывали наложниц, например, за лесбийские отношения или за отношения с другими евнухами.

Судьба брошенного гарема последнего османского султана

Последний султан Османской империи, Мехмед VI, был вынужден покинуть свой пост и бросить свой гарем на произвол судьбы. Почему так произошло, и что стало с брошенным гаремом?

Несколько столетий Османская империя была могущественным государством. Однако, начиная со 2 половины 19 века, султанат начал утрачивать доверие как народа, так и правителей соседних стран.

Несмотря на создание и внедрение современных реформ, модернизацию всех сфер общества, Османская империя погрузилась в кризис. Остальной мир боролся за равноправие, в этом государстве до сих пор у власти стоял султан. Быстрыми темпами империя пришла к распаду в 1922 году. Члены правящей династии и султан покинули страну, а вот гарем оставили на волю судьбы.

Уже в 19 веке наложниц не пленили и не обращали в рабство. Девушки добровольно или с согласия родителей отправлялись жить в гарем. Многим бедным семьям нужны были деньги, поэтому они отправляли дочерей служить султану. Наложница получала хорошее жалование и могла содержать родителей.

Выдуманные персонажи

Любвеобильность Сулеймана Великолепного в сериале порядком преувеличена, и такие героини как принцесса Изабелла, Фирузе и Садыка-хатун – вымысел сценаристов. Главные конкурентки Хюррем – султан внесли в сериал свою долю перчинки и заставили понервничать не только возлюбленную Сулеймана, но и большую часть женской аудитории. Однако на самом деле, после того, как Хюррем стала законной супругой Султана, он распусти гарем.

Зрителей сразу смутили декольтированные платья героинь сериала. Якобы в те времена обитательницы гарема не носили такие открытые наряды, поскольку каноны ислама предписывают закрытую форму одежды. Однако никто достоверно не может сказать, какая именно была одежда, потому как доступ в гарем был строго закрыт. Создатели костюмов к сериалу, уточняют, что опирались на образы Османской эпохи, при это попытались создать для современного зрителя картинку, которая бы притянула зрителя к экрану. Роскошь и откровенность нарядов – сделало свое дело.

Правила жизни в турецком гареме

О приличиях в султанской спальне, гаремной иерархии, наследных принцах, евнухах и свободе.

Воздух, напоенный похотью, сластолюбивые правители, разврат и роскошь — таким представлялся европейцам гарем восточных владык. Способствовало само значение арабского слова haram — запретное, тайное, недоступное (а значит, греховное). Но в этом скрытом от чужих глаз месте шла обычная жизнь со своей четкой иерархией, сводом неукоснительных правил, взлетами и падениями по «карьерной лестнице».

Соитие — дело божественное

Джулио Розати. Танцы в гареме

В средневековой Европе полагали: рядом с любовным ложем всегда соседствует бес. Именно он распаляет, лишает разума, толкает на греховные безумства. Так же и на Руси: перед тем как вступить в любовную связь, снимали крест — Бог и похоть несовместимы. А вот на Востоке перед тем, как познать женщину, непременно произносили: «Бисмилляхи Рахмани Рахим». Фраза эта, означающая «во имя Аллаха Милостивого», служила гарантией искренности намерений свершений ради довольства Аллаха, а говорящий ее таким образом заручался благословением Всевышнего и вовсе не предавался разврату, а совершал благое дело, которое в Судный день среди прочих помогло бы избежать ада. А уж если результатом сближения станет рождение дитяти, то список добрых дел будет существенно пополняться до тех самых пор, пока жив последний из потомков этого ребенка.

Ограничение поз — забота о здоровье ребенка

Жюль Жозеф Лефевр. Одалиска

Тем не менее для совершения «богоугодного дела» существовали ограничения. Женщина становилась «неприкасаемой» во время месячных, к ней нельзя было подходить в течение Рамадана, а также в три ночи месяца по лунному календарю: первую, 15-ю и последнюю — во избежание рождения слабоумного дитяти. Забота о здоровье будущего ребенка диктовала любовникам и позы — зачатый в неестественном положении рисковал родиться косым или горбатым. Не разрешалось смотреть на половые органы партнера во время акта любви, и потому султаны аккуратно прикрывали достоинство парчовым покрывалом. Иначе, считалось, ребенок мог родиться слепым. Существовал запрет и на групповой секс, даже возлежать на ложе сразу с двумя наложницами было греховно.

Из рабынь в жены

Харун ар-Рашид

Считается, что классический гарем возник в Османской империи, созданной турками в 1299 году, хотя легенды о запретном месте касаются гораздо более ранних времен. Согласно им, арабский халиф Гарун аль-Рашид (Харун ар-Рашид, 786–809) содержал в своем дворце более 2000 женщин, 24 из которых носили почетное звание наложницы.

Попадали в святая святых в те времена женщины обычно двумя способами: либо покупались на невольничьих рынках, либо были военной добычей. Так что национальный состав рабынь был весьма пестр. За страстность натуры весьма ценились жительницы Северной Африки из племени берберов. В IX–X веках аристократию гарема составляли византийские гречанки.

Антон Хикель . Роксолана и султан. 1780 год

Частенько в стенах сераля оказывались славянки. Самая знаменитая из них — Хюррем, известная истории под именем Роксолана. От рождения она звалась Анастасией и была дочерью православного священника Гаврилы Лисовского. Похищенная татарами и проданная в Стамбуле на невольничьем рынке в гарем, девушка добилась того, о чем другие не могли и мечтать: стала не только любимой наложницей султана Сулеймана I, но его законной женой, родившей ему трех сыновей.

«Повезло» и француженке Эме де Ривери, кузине жены Бонапарта Жозефины, в 1784 году захваченной в плен алжирскими пиратами и также проданной на рынке рабов. Она стала матерью султана Махмуда II. Во всяком случае так, несмотря на некоторые неувязки в датах, повествует легенда.

Будь здорова, не храпи

Девушки в турецком гареме, 1870 год

Шанс получить в гаремной лотерее призовой фонд был невелик, но все-таки существовал. И заботливые родители из, например, кавказских князей, желая дочерям блистательной доли, продавали девочек в султанский дворец, письменно отказываясь от всяких прав на них. Дальше тем, как и коллегам с невольничьего рынка, предстоял курс обучения. Длительность его зависела от возраста девочки, а конец приходился на подростковый период. Но сначала — осмотр доктора и повитухи. Поступившая в гарем должна была быть девственницей и обладать отменным здоровьем. В первую ночь проверялось также, не храпит ли, не разговаривает ли во сне кандидатка.

Далее девушка могла приступать к изучению Корана (принятие ислама было обязательным), обучению танцам, игре на музыкальных инструментах, искусству беседы, каллиграфии, рукоделию, придворному этикету. Учили, разумеется, и тому, как доставить мужчине удовольствие. Средний возраст молодых рабынь составлял 12–14 лет. По истечении обучения предстоял экзамен, который принимала сама валиде-султан — мать правителя, первый человек в гареме. Не сдавшие экзамен становились прислугой без права повышения в должности.

Сделать карьеру

Роксолана в гареме султана

Гаремом можно было управлять и не имея титула валиде, но будучи женой султана и став хасеки («хасеки-султан» — титул жен и наложниц османских султанов, второй по значимости титул в гареме после валиде — матери). Пример тому все та же Роксолана, управлявшая гаремом 24 года. Именно для нее Сулейман учредил подобное звание. А ведь начинала как все, джарийе — простой рабыней.

Гаремная карьерная лестница насчитывала множество ступенек. Успешно закончившие курс обучения назывались уста. Наложниц, еще не имевших отношений с правителем, но уже добившихся положения, именовали пейк. Гёзде звали тех, на кого уже было обращено высочайшее внимание. Даже если дело ограничивалось одной ночью, им уже полагались апартаменты попросторнее, увеличенное денежное содержание и несколько черных служанок. Икбал — титул постоянной фаворитки, получавшей еще большие возможности. Если гёзде или икбал рожали, они становились кадын (kadin — женщина, госпожа). Самые удачливые из них получали статус кадын-эфенди — жены султана. Таковых правителю предписывалось иметь не более четырех, но бывало и до восьми.

От звания к званию разнились суммы денежного довольствия, выплачиваемого наложницам, покои, количество служанок и прочие блага. При беременности и успешном разрешении от бремени количество подарков и ежемесячно выплачиваемых денег резко увеличивалось.

На свободу с чистой совестью

Жан Леон Жером. Бассейн в гареме. 1876 год

Каждая рабыня мечтала, что наступит день, когда повелитель ее заметит, но автоматического перехода «из класса в класс» не существовало. Претенденток были тысячи, а султан всего один. Даже самые красивые и смышленые могли оказаться обойденными высочайшим вниманием, став жертвой интриг, которые, разумеется, так и бурлили в женском коллективе, или просто не поймать свой миг удачи.

Через девять лет беззаветного служения гаремному делу женщина имела право, получив разрешение господина, уйти на волю — статус свободного человека удостоверялся письменно. В этом случае ей, как правило, подыскивали хорошего мужа, покупали дом, давали немалое приданое, обеспечивали регулярными выплатами из казны.

Османские вельможи такую женитьбу считали большой удачей. В гареме содержались красавицы со всех концов света, имевшие прекрасное воспитание, обученные этикету и уважительному отношению к мужу.

Лучшие евнухи — эфиопы

Открытка с изображением главного черного евнуха султана Абдул-Хамида II. Начало XX века

Девять лет тоже надо было как-то скоротать, и жаждущие любви девицы частенько находили утешение у сторожащих их евнухов (далеко не все из них в результате операции оказывались полностью равнодушны к сексуальным удовольствиям).

Евнухами становились, как правило, выходцы из Африки. Объяснялась такая выборка чисто практически: белые мальчики тяжело переносили кастрацию и часто от нее умирали. Абиссинцы (эфиопы) оказались гораздо крепче, оттого более ценились на невольничьем рынке, а стало быть, и чаще похищались.

Кизляр-ага в XVIII веке

Выжившие же, как и плененные рабыни, имели шанс сделать неплохую карьеру, вершиной которой была должность главного евнуха (кызлар-ага). Он выбирал на рынке женщин в гарем, рассказывал правителю об их поведении. Мог навсегда загубить репутацию девушки или, наоборот, способствовать ее продвижению.

Сфера влияния кызлар-аги не ограничивалась гаремом — по значимости он был вровень с великим визирем и был единственным, кто мог обращаться к султану в любое время дня и ночи. Главный евнух также имел должность начальника корпуса алебардщиков, охранявших гарем.

Кто первый добрался до трона, тот и султан

Гюстав Буланже. Гарем дворца

С XVI века главный гарем Османской империи располагался в историческом центре Стамбула, во дворце Топкапы. Туда его перевели из Изразцового павильона, где он существовал раньше, по просьбе вездесущей Роксоланы, которой хотелось «быть поближе к мужу». В задней половине дворца всегда звучал хор детских голосов. Их матери могли быть счастливы — они выделились, добились своего. Но теперь их мечты могли простираться дальше: вдруг удастся стать валиде-султан? И надо сказать, надежды эти были не совсем беспочвенны. Хотя формально наследником трона становился старший из сыновей, на деле любой из них имел право претендовать на престол. Так что борьба между матерями шла нешуточная.

До 1607 года в империи не было ясного закона о престолонаследии. Дело решала быстрота: правителем становился тот, кто после смерти отца первым успевал добраться до дворца, сменить стражу и завладеть сокровищницей. Тут спортивные игры кончались и начиналось убийство: родственники не собирались так легко сдаваться. Родни у каждого было немало (Мурад III, например, имел больше сотни детей), и кровопролитие могло длиться бесконечно. Мехмед II (1451–1481) решил перевести дело в законное русло. Его указ не только разрешал, но и предписывал новому султану истреблять всех родственников мужского пола. Чем не преминул, например, воспользоваться его внук Селим I, лишивший жизни двоих братьев, троих сыновей и четверых племянников. Поскольку кровь османов считалась священной, принцев предпочитали душить.

В 1617 году закон стал более гуманен: потенциальных наследников престола не убивали, а запирали в специальные помещения дворца Топкапы — kafes (клетки). Заключение часто оказывалось пожизненным.

Были гаремы и на Руси. Самый многочисленный штат жен и наложниц имел, как ни странно, князь Владимир Святославич, почитаемый как креститель Руси. Подробнее о гаремах в мире — в нашей статье «Гарем и его секреты».

Попадали в святая святых в те времена женщины обычно двумя способами: либо покупались на невольничьих рынках, либо были военной добычей. Так что национальный состав рабынь был весьма пестр. За страстность натуры весьма ценились жительницы Северной Африки из племени берберов. В IX–X веках аристократию гарема составляли византийские гречанки.

Правда и легенды о любимой жене Султана Сулеймана: Какой на самом деле была Роксолана

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Об этой необыкновенной женщине слагали стихи и поэмы, писали романы и пьесы; одни вспоминали о ней трепетно и с восторгом, иные – обвиняли в разрушении стереотипов исламского общества и самой Османской империи. Поэтому совсем не удивительно, что почти за пять веков биография Роксоланы, таящая множество противоречий и загадок, так обросла легендами и вымыслами.

Поэтому и говорить объективно об этой знаменитой женщине весьма сложно. Хюррем Хасеки-султан – так ее называли в Османской империи, в Европе ее знали под именем Роксолана. Настоящее же имя достоверно неизвестно. Но, опираясь на литературные традиции и на основную версию, она родилась в небольшом городке Рогатин, что на Западной Украине. И поскольку в те времена та территория находилась под поляками, Роксолану нередко называли полькой. Однако по официальным данным, она была по национальности украинкой.

А своим именем, вошедшем на века в историю, она обязана послу римской империи Де Бусбеку, назвавшем её в своих отчетах “Роксоланой”, имея в виду распространенное в конце 16 столетия название тех мест, откуда султанша была родом — Роксолания. Имя «Роксолана» звучало как «Рюсса», «Росса», «Россана».

А что касается реального имени, то до сих пор ведутся среди исследователей бурные споры. Ведь в первоисточниках 16 века о нем нет достоверных сведений. Лишь намного позже одни начали называть ее Анастасией, дочерью священнослужителя Гаврилы Лисовского. А иные историки считали – Александрой и полячкой по национальности. Сейчас некоторыми исследователями нередко упоминается версия о русских корнях великой султанши, что не имеет под собой веских оснований.

А самая популярная версия гласит, что приблизительно в 1520 году во время очередного набега татар 15-летнюю Анастисию Лисовскую взяли в плен, увезли в Крым, а оттуда переправили в Стамбул. Там и приметил ладную девушку визирь Ибрагим-паша, который и подарил ее Сулейману I.

Именно с того времени и начнется ее величественная биография. За Анастасией в гареме закрепилось имя “Хюррем”, что означало “веселая”. И за очень короткое время из обычной наложницы, она станет любимой женой Сулеймана I Великолепного, который ее боготворил, посвящал в свои государственные дела и писал для нее свои стихи.

Ради возлюбленной он сделает то, что никто и никогда из султанов до него не делал: свяжет себя узами официального брака с наложницей. Для этого Роксолана примет ислам и, став главной женой, будет около сорока лет влиятельной персоной в Османской империи.

Справедливости ради нужно отметить, что никто и никогда не описывал Роксолану, как какую-то очень красивую женщину, она обладала привлекательной внешностью – не более того. Чем же тогда приворожила славянская девушка турецкого султана? Сулейман Великолепный любил волевых, умных, чувственных и образованных женщин. А ума и мудрости ей было не занимать.

Именно этим объясняется тот факт, что Роксолане удалось влюбить в себя молодого султана так легко и стать владычицей его сердца. К тому же, будучи весьма образованной женщиной, она отлично разбиралась в искусстве и политике, поэтому Сулейман вопреки всем обычаям ислама позволил ей присутствовать на совете дивана, на переговорах дипломатических послов. К слову, Сулейман Великолепный был величайшим султаном из династии Османов, и при его правлении империя достигла апогея своего развития.

Специально для нее султан ввел новый титул при своем дворе – хасеки. И с 1534 года Роксолана станет хозяйкой дворца и главным политическим советником Сулеймана. Ей приходилось самостоятельно принимать послов, вести переписку с влиятельными политиками европейских государств, заниматься благотворительностью и строительством, покровительствовать мастерам искусства. А когда супругам приходилось разлучаться на некоторое время, они переписывались красивыми стихами на арабском и персидском языках.

У Роксоланы с Сулейманом родилось пятеро детей – четыре сына и дочка. Однако, из сыновей пережил Сулеймана Великолепного лишь один – Селим. Двое погибли в процессе кровавой борьбы за трон, третий – умер во младенчестве.

За сорок лет брака Хюррем удалось практически невозможное. Она была провозглашена первой женой, а ее сын Селим стал наследником. При этом были задушены два младших сына Роксоланы. По некоторым источникам именно ее обвиняют в причастности к этим убийствам – якобы это было сделано для того, чтобы упрочить положение ее любимого сына Селима. Хотя достоверных данных об этой трагедии так и не было найдено. Зато есть данные о том, что около сорока сыновей султана, рожденных другими женами и наложницами, по ее приказу были разысканы и убиты.

Говорят, что даже мать султана была потрясена теми жесткими методами, благодаря которым завоевывала себе власть Роксолана. Биография этой необыкновенной женщины свидетельствует, что ее боялись и за пределами дворца. Сотни неугодных ей персон быстро погибали в руках палачей.

Роксолану можно было понять, живя в постоянном страхе, что в любой момент султан может увлечься новой красивой наложницей и сделать ее законной супругой, а старую жену приказать казнить. В гареме было заведено неугодную жену или наложницу живьем сажать в кожаный мешок с ядовитой змеей и разъяренной кошкой, а затем, привязав камень сбрасывать в воды Босфора. Провинившиеся считали за счастье, если их просто быстро удавят шелковым шнурком.

Время шло, но Роксолана и дальше оставалась для Сулеймана самой лучшей: чем дальше – тем сильнее он ее любил. Когда ей было уже под 50, посол из Венеции писал о ней: «Для его величества султана это настолько любимая жена, что – поговаривают, – после того как он ее узнал, больше уже не захотел знать ни одной женщины. А этого не делал еще ни одни из его предшественников, так как у турков есть обычай менять женщин».

К счастью, не только коварство и холодный расчет прославили Хюррем-султан. Она успела сделать многое для процветания Стамбула: построила несколько мечетей, открыла школу, организовала дом для умственно отсталых, а также открыла бесплатную кухню для нищих, наладила контакты со многими европейскими странами.

На 55 году жизни биография влиятельнейшей женщины обрывается. Роксолана была похоронена со всеми почестями, которых не знала ни одна женщина ислама. После ее смерти султан до последних дней даже не думал о других женщинах. Хюррем оставалась его единственной возлюбленной. Ведь он в свое время ради нее распустил свой гарем.

Султан Сулейман умер в 1566 году, пережив свою супругу всего на восемь лет. Их гробницы и по сегодняшний день стоят рядом, возле мечети Сулеймана. Стоит отметить, что за 1000-летнюю историю Османского государства такой чести была удостоена только одна женщина – Роксолана.

После смерти султана трон занял любимый сын Хюррем-султан Селим. Во время его восьмилетнего правления начался упадок империи. Вопреки Корану он любил «принять на грудь», поэтому и остался в истории под именем Селим-Пьяница. К счастью, Роксолана до этого не дожила.

Жизнь и возвышение Роксоланы так взволновали творческих современников, что даже великий живописец Тициан (1490–1576), написал портрет знаменитой султанши. Картина Тициана, написанная в 1550-е годы, называется La Sultana Rossa, то есть, русская султанша.

Немецкий художник Мельхиор Лорис был в Турции именно в те годы, когда правил Сулейман Великолепный. Он писал портреты самого Сулеймана и его придворных. Вероятность того, что этот портрет Роксоланы, выполненный на дощечке, принадлежит кисти этого мастера вполне вероятна.

Портретов Роксоланы в мире насчитывается немало, но среди исследователей нет единого мнения в том, какой из этих портретов является наиболее достоверным.

Эта загадочная женщина будоражит до сих пор фантазию художников, по-новому трактующих ее образ.

В истории человечества были и другие великие женщины-правительницы , оставившие после себя значимый след.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:


К счастью, не только коварство и холодный расчет прославили Хюррем-султан. Она успела сделать многое для процветания Стамбула: построила несколько мечетей, открыла школу, организовала дом для умственно отсталых, а также открыла бесплатную кухню для нищих, наладила контакты со многими европейскими странами.

Эмине Маршания

Маленькую девочку Эмине отправили во дворец для обучения вместе с сестрами. Когда она стала превращаться в прекрасную девушку, ее заметил молодой султан и предложил ей стать его женой. Она настолько пленила пашу, что тот практически потерял голову от ее красоты. Так Маршания стала первой женой султана, она родила ему троих дочерей. Когда империя пала, Мехмед забрал ее с собой. Эмине занималась благотворительностью и была рядом с мужем до последнего дня его жизни. После смерти султана женщина переехала в Каир и там осталась доживать свой век.

А вот какая судьба постигла первых пять жен.

Образование в гареме

Часть гаремных девушек выдавали замуж за молодых чиновников, взращённых в Эндеруне (мужская часть дворца, включающая лучшую в государстве школу, готовящую из девширме государственных деятелей). Более того, за подходящих гос. деятелей выдавали даже сестёр и дочерей Султана. Несмотря на то, что до 16 века представители династии Османов женились на иностранках (мусульманках или нет) из других династий, после 16 века эта практика прекратилась, также перестали отдавать в другие государства невестками девушек из Османского рода. В этом смысле гарем был местом, в котором девушек обучали и готовили к замужеству с классом управленцев, которых готовили в Эндеруне. Девушки в гарем брались не только для того, чтобы они были жёнами или любимицами Султана. Их также покупали в гарем и обращали в ислам для того, чтобы счастье их нашло в другом месте. Девушки с выдающимися способностями, которые нравились Султану, оставались во дворце в качестве служащих, и потом тех из них, что хорошо выучат турецкий и ислам и полностью ассимилиркуются в дворцовой Османской цивилизации, выдавали замуж за выходцев из Эндеруна, которые переходили в Бирун (класс государственных управленцев). Раз девширме не были «аристократами по крови» и не имели никаких законных оснований претендовать на власть, Османская верхушка не отдалялась от народа. Правящий класс формировался через брак. И до тех пор, пока представители этого класса были в форме и шевелили мозгами, они оставались при правителе, но стоило им только оступиться, их тут же вышвыривали из этого класса, ведь никаких юридических прав на власть у них не было.

В гарем забирали хорваток, гречанок, россиянок, украинок и грузинок. Были там даже девушки из Италии и Франции. Но вот армяне и евреи были частью подданых, поэтому армянок и евреек в гарем не брали, а армян и евреев не брали в корпус Капыкулу, не обращали в мусульман и не брали на военную службу. Девушек из мусульманских народностей брали в гарем настолько редко, что это можно назвать исключением. Конечно же, судьбы гаремных девушек, как и везде, складывать очень по-разному.

Как и в любом обществе, в гареме тоже были свои недостатки. Те, кто был красив и умён, ставали любимицами и одалисками Султана, потом хасеки – матерями Шехзаде, или же, возможно, когда-то становились Валиде Султан. И тут не угадаешь. Кто знает, может, хасеки, которую отправили в Старый Дворец, потому что её муж Падишах умер, однажды вернётся в Топкапы в статусе Валиде Султан, приветствуемая с большими почестями загонами янычар на протяжении всего пути из Баезида, а потом во дворце ей поцелует руки сам Султан, потому что это её сын стал Падишахом.

[flat_ab id="3"] Ссылка на основную публикацию