Межправительственные соглашения России с Йеменом

Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией

Главная / Западная Азия / Йемен / Участие в международных организациях и режимах, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией — Далее

Президент А. А. Салех пять раз побывал в Москве с официальными визитами: в 1981, 1984, 2002, 2004 и 2009 годах. В декабре 2002 года в ходе его официального визита в Москву были подписаны Декларация о принципах дружественных отношений и сотрудничества между Россией и Йеменом, межправительственное Соглашение о сотрудничестве в области науки, культуры, образования, спорта и туризма и межправительственное Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений. В октябре 1997 года в Аммане состоялась встреча президента Салеха с министром иностранных дел России. В рамках «саммита тысячелетия» в сентябре 2000 года в Нью-Йорке состоялась его краткая встреча с Президентом РФ В. В. Путиным. В декабре 1996 года Москву посетил с официальным визитом председатель Палаты представителей ЙР Абдалла аль-Ахмар. Состоялись его встречи с руководством обеих палат Федерального Собрания, заместителем Председателя Правительства РФ, министром иностранных дел РФ. В марте 1997 года в Сане находилась парламентская делегация РФ во главе с заместителем председателя Государственной Думы М. С. Гуцериевым.

Межправительственные соглашения России с Йеменом

Йемен можно без преувеличения отнести к числу традиционных торговых партнеров России на Ближнем Востоке.

Достаточно напомнить, что значительная часть промышленных объектов на юге современного Йемена была построена при содействии СССР, на долю которого приходилось более 50% иностранных кредитов, полученных Южным Йеменом.

Однако за последние годы торговые связи России с этой страной не получили заметного развития, осуществляясь в небольших объемах. Почему это происходит?

На наш взгляд, динамику двустороннего экономического сотрудничества во многом сдерживают следующие факторы:

• нехватка у Йемена финансовых ресурсов;

• зависимость страны от иностранной помощи и инвестиций;

• отсутствие взаимоприемлемых схем финансирования проектов;

• географическая удаленность Йемена от России и отсутствие прямого морского сообщения.

Кроме того, потенциальные возможности участия российских компаний в различных проектах на территории Йемена резко сужаются, поскольку большинство предложений иностранных партнеров рассматриваются Саной при условии наличия инвестиционной составляющей.

Так, из-за проблемы финансового обеспечения компания «Тенгри Групп» не смогла получить контракт на расширение и модернизацию цементного завода в г. Баджиль.

По этой же причине российским предприятиям «Сельхозпромэкспорт», «Зарубежводстрой», «Машиноимпорт» не удалось заключить соглашения на проведение строительных работ в области ирригации и энергетики.

Еще одним весьма серьезным «камнем преткновения» на пути активного развития российско-йеменских торговых связей бесспорно является крайне несовершенная и недостаточная договорно-правовая база, которая нуждается в обновлении и пополнении.

В настоящее время межгосударственные внешнеэкономические отношения опираются на:

• Торговое соглашение и Соглашение о создании Постоянной Советско-йеменской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, подписанными 16 февраля 1991 г. от имени бывшего СССР;

• Соглашение об урегулировании задолженности Йеменской Республики перед Российской Федерацией по ранее предоставленным кредитам от 24 декабря 1999 г.;

• Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений и Меморандум о переговорах по вопросам развития торговли, экономического и технического сотрудничества между Российской Федерацией и Йеменской Республикой, подписанными 11 декабря 2002 г.

Примечательно, что в такой динамично развивающейся сфере современных международных отношений, как внешнеэкономическая деятельность, действуют нормативные акты, подписанные Саной еще с СССР. Данное обстоятельство свидетельствует о высокой степени запущенности двусторонней правовой базы. Времена СССР ушли, и, как следствие, торговые отношения оказались в новых условиях. Связано это, помимо прочего, с глобализацией международных экономических отношений.

Еще более усугубляет ситуацию то, что в рамках Межправительственной комиссии, учрежденной в соответствии с Соглашением от 16 февраля 1991 г., вопросы развития двусторонних торгово-экономических отношений вовсе не рассматривались, так как она заседаний не проводила.

Справедливости ради все же заметим, что, в соответствии с поручением Правительства России от 6 апреля 2009 г. по итогам официального визита в Москву Президента Йемена А.А. Салеха, Минэкономразвития России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами надлежит детально и всесторонне прорабатывать вопрос о возобновлении деятельности данного института. Высока ли будет его эффективность? Однозначно ответить сложно.

Результатом отмеченных выше обстоятельств стало то, что российско-йеменская торговля в течение последних нескольких лет осуществляется в относительно небольших объемах и во многом формируется за счет российского экспорта, динамика которого подвержена колебаниям.

Минэкономразвития России приводит следующие данные.

Товарооборот в 2008 г. составил 129,4 млн долл. Это меньше на 27,7% по сравнению с 2007 г. Российский экспорт в 2008 г. составил 129,2 млн долл. (в 2007 г.- 178,8).

За январь-апрель 2009 г. товарооборот составил 33,2 млн долл. против 23,5 млн долл. за аналогичный период 2008 г., российский экспорт 33 и 23,5 млн долл. соответственно.

Основные товары российского экспорта включают в себя: пшеницу (68,8%), машины и оборудование, включая продукцию ВПК (23,4%), нефть и нефтепродукты (4,8%). Также в Йемен поставляются бумага (1,5%) и изделия из металлов (0,9%).

Стоит отметить, что незначительность удельного веса сырьевых товаров и полуфабрикатов в российском экспорте в Йемен является не столько результатом конкуренции на местном рынке, сколько следствием слабой заинтересованности отечественных экспортеров в работе с этой страной в силу трудностей, с которыми они сталкиваются при организации отгрузок товаров небольшими партиями в условиях отсутствия прямых морских перевозок.

Что касается импорта из Йемена, то он осуществляется в незначительных объемах и с 2006 г. представлен в основном кофе и морепродуктами.

Необходимо подчеркнуть, что Москва пыталась наладить более тесные и плодотворные торговые связи с Йеменом. Неслучайно в 2005 г. Сану посетила российская делегация во главе с Президентом ТПП России Е.М. Примаковым, который провел переговоры с представителями местного бизнеса.

Ожидалось, что импульс развитию двусторонних отношений придадут заключенные в ходе поездки Соглашение между ТПП Йемена и России и Соглашение о создании двустороннего Российско-йеменского делового совета.

В итоге игра стоила свеч и мертвый камень был сдвинут с места. В декабре 2007 г. Совет при поддержке Минэкономразвития России, МИД России и ТПП России провел в Сане деловой форум, на котором были определены приоритетные области перспективного развития торгово-экономического сотрудничества между двумя странам. В это число вошли:

• производство и переработка нефти;

• добыча минеральных ресурсов;

• строительство, развитие морского и железнодорожного транспорта;

• создание гидротехнических объектов;

Энергетическое сотрудничество пока лишь ограничивается оказанием содействия йеменцам в эксплуатации ранее построенных объектов. Российский «Технопромэкспорт» осуществляет поставки запасных частей и плановый ремонт оборудования для ТЭС «Аль-Хисва».

Кроме того, компания осуществляет техническую помощь местным заказчикам путем предоставления услуг российских специалистов.

В то же время объединение активно прорабатывает с йеменской стороной вопросы участия в сооружении новых объектов электроэнергетики:

• ТЭС «Маариб-2» мощностью 400 МВт;

• ТЭС «Маабар» мощностью 400 МВт;

• ТЭС «Бальхаф» мощностью 800 МВт;

• ТЭС для НПЗ г. Адена мощностью 18 МВт;

• восстановление электростанции и опреснительной установки ТЭС «Аль Хисва».

В области промышленности строительных материалов «Техностройэкспорт» до последнего времени на коммерческой основе обеспечивал эксплуатацию Баджильского цементного завода. Деятельность предприятия заключалась в командировании специалистов и поставки оборудования, запасных частей и материалов. Однако в связи с завершением обязательств по подписанным контрактам сотрудничество по этому объекту приостановлено.

Важно заметить, что, помимо названных перспективных направлений совместной деятельности, у сторон имеются неплохие шансы на сотрудничество в нефтегазовом секторе Йемена в рамках участия российских компаний в добыче, транспортировке и переработке углеводородного сырья.

Для достижения этой цели постоянный мониторинг инвестиционных возможностей вхождения в проекты на территории страны активно осуществляют «Лукойл» и «Стройтрансгаз».

Кроме добычи нефти и газа, неподдельный интерес для российских компаний может представлять участие в проекте по созданию соответствующей инфраструктуры для разработки, обогащения и транспортировки минерального сырья из континентальной части Йемена.

Казалось бы, в Йемене имеется ряд потенциально рентабельных и заманчивых энергетических проектов, на которые многим российским инвесторам стоит всерьез обратить внимание. Однако не все так просто, как может показаться в первого взгляда.

Ярким тому доказательством служит одно обстоятельство. Несмотря на проявляемую отдельными российскими компаниями заинтересованность участвовать в реализации проектов на йеменском рынке и ведущиеся проработки, заметных результатов до сих пор не достигнуто. Объясняется это тем, что местные представители власти и крупного бизнеса неохотно встречают новичков. Действуя согласно пословице: старый друг лучше новых двух, йеменская сторона сотрудничает исключительно с теми компаниями, которые давно присутствуют на этом рынке.

Еще одним важным фактором является то, что без обеспечения финансирования проектов сотрудничества российским компаниям рассчитывать на завоевание серьезных позиций на йеменском рынке не приходится. В этой связи определенные перспективы имело бы использование на цели реализации совместных проектов до 20% сумм, подлежащих погашению в рамках упоминавшегося нами Соглашения об урегулировании задолженности 1999 г..

В соответствии с этим документом, Россией было списано почти 90% йеменских долгов. Оставшаяся сумма подлежит погашению в соответствии с согласованным графиком платежей, которого Сана до настоящего времени придерживается.

Нормативно-правовым актом предусматривается, что на основании двусторонних договоренностей и в добровольном порядке российское правительство может использовать до 20% урегулируемых сумм, подлежащих погашению, для обмена на долю российской стороны в проектах по защите окружающей среды, помощи развитию или иных инвестиционных проектах на территории Йемена.

В заключение хотелось бы вернуться к результатам официального визита в Россию А.А. Салеха и отметить проявившиеся в ходе его переговоров с российскими официальными лицами заинтересованность и настрой на поэтапное развитие торгово-экономических связей с Москвой. Особо выделяя среди конкретных областей сотрудничества энергетику, добычу полезных ископаемых и военно-техническую сферу, глава Йемена заявил о готовности предоставить российским компаниям привилегии при реализации крупных проектов на территории его государства.

Эти предложения, конечно же, выглядит заманчиво, однако ситуация в Йемене крайне нестабильная и чревата различными вариантами развития событий в будущем. Основной виток напряженности следует ожидать накануне президентских выборов, намеченных на 2011 г.

Следовательно, потенциальным российским инвесторам в местную экономику не стоит сбрасывать со счетов вереницу различных политических, экономических и правовых рисков, которые могут разрушить их долгосрочные планы, как карточный домик.

Нормативно-правовым актом предусматривается, что на основании двусторонних договоренностей и в добровольном порядке российское правительство может использовать до 20% урегулируемых сумм, подлежащих погашению, для обмена на долю российской стороны в проектах по защите окружающей среды, помощи развитию или иных инвестиционных проектах на территории Йемена.

Российско-йеменские отношения

Россию и Йемен связывают традиционно дружественные отношения. Первый Договор о дружбе и торговле между Москвой и Саной был подписан в 1928 г. Дипломатические отношения установлены 31 октября 1955 г.

СССР активно поддерживал как Йеменскую Арабскую Республику (ЙАР), так и Народно-Демократическую Республику Йемен (НДРЙ), оказывая им существенную безвозмездную помощь.

30 декабря 1991 г. Йеменская Республика (ЙР), образованная в мае 1990 г. в результате добровольного объединения ЙАР и НДРЙ, заявила об официальном признании Российской Федерации в качестве правопреемницы бывшего СССР.

Политическое взаимодействие. Позиции наших стран по представляющим взаимный интерес вопросам двусторонней и международной повестки дня зафиксированы в Декларации о принципах дружественных отношений и сотрудничества между Российской Федерацией и Йеменской Республикой
от 01.01.01 г. В ней, в частности, отражены совпадение или близость подходов наших стран по большинству глобальных и региональных проблем.

Йемен позитивно реагирует на наши внешнеполитические инициативы, поддерживает продвигаемые Россией в рамках ООН проекты резолюций, а также российских кандидатов на выборах в руководящие органы ООН и другие международные организации.

В 2010 г. появилось новое направление российско-йеменского политического взаимодействия. На состоявшейся 27 января 2010 г. в Лондоне международной встрече высокого уровня по Йемену, в которой приняли участие министры иностранных дел двадцати стран, включая , а также представители Международного валютного фонда и Всемирного банка в качестве неформального международного координационного механизма оказания содействия ЙР была создана «Группа друзей Йемена», в которую вошла и Россия. Наши представители регулярно принимают участие в работе Группы.

Контакты на высшем и высоком уровне.

Президент ЙР А. Салех неоднократно посещал нашу страну с официальными и рабочими визитами (СССР – в 1981 и 1984 гг., Российскую Федерацию – в 2002, 2004, феврале 2009, июне 2010 гг.), в ходе которых, в частности, встречался с Президентом Российской Федерации, Председателем Правительства, Председателем Государственной Думы, Министром иностранных дел.

Краткая встреча с А. Салехом состоялась в сентябре 2000 г.
в рамках «Саммита тысячелетия» в Нью-Йорке.

В марте 2007 г. имел место телефонный разговор с А. Салехом,
в ходе которого последний обратился с просьбой об обеспечении срочных поставок Йемену российской продукции военного назначения по льготным ценам в связи
с ожесточением боевых действий между правительственными войсками и шиитскими мятежниками на севере Йемена.

1-4 апреля 2013 г. состоялся официальный визит в Россию Президента ЙР А. Хади. Состоялись его переговоры с Президентом Российской Путиным, Председателем Правительства Российской Медведевым, Председателем Совета Федерации Федерального собрания Российской Матвиенко, встречи с Секретарем Совета Безопасности Российской Патрушевым, руководством ТПП России и ведущих российских компаний, включая , а также с Председателем Совета муфтиев Гайнутдином.

Поддерживаются регулярные контакты на уровне министров иностранных дел. В октябре 1996 г. Москву посетил Министр иностранных дел ЙР А. Арьяни.
В октябре 1997 г. в Аммане состоялась встреча Министра иностранных дел Примакова с Президентом ЙР А. Салехом. В апреле 2001 г. и апреле–мае 2008 г. состоялись визиты в Россию Министра иностранных дел ЙР А. Керби.

В июне 2005 г. в Сане для участия в министерском заседании ОИК побывал Министр иностранных дел Лавров. Он был также принят Президентом ЙР А. Салехом.

В сентябре 2009 г. «на полях» 64-й сессии ГА ООН в Нью-Йорке состоялась беседа с А. Керби.

Последняя встреча мининдел наших стран прошла в январе с 2010 г.
в преддверии международной встречи высокого уровня по Йемену в Лондоне.

В июле 2011 г. провел телефонный разговор с исполнявшим в тот момент обязанности главы государства Вице-президентом Хади.

В октябре 2011 г. принял в Москве делегацию лидеров йеменской оппозиции в составе ротационного председателя блока «Ликаа Муштарак», генсекретаря Йеменской социалистической партии Я. Наомана, сопредседателя
от оппозиции в Подготовительном комитете по национальному диалогу М. Басиндвы и главы партии «Ислах» А. Аль-Аниси.

Осуществляется регулярный обмен посланиями на уровне глав государств и внешнеполитических ведомств.

Развиваются межпарламентские связи.

В декабре 1996 г. Москву посетил председатель Палаты депутатов ЙР
А. Аль-Ахмар.

В марте 1997 г. в Сане находилась российская парламентская делегация во главе с заместителем Председателя Государственной Гуцериевым. Подписан документ о межпарламентском сотрудничестве.

В марте 2005 г. Йемен посетила делегация Российско-Арабского межпарламентского объединения Совета Федерации (РАМО) во главе с членом Совета Федерации, координатором РАМО .

В мае 2005 г. заместитель Председателя Совета Торшин посетил Йемен для участия в торжествах по случаю 15-й годовщины объединения страны.

В ноябре 2006 г. в Йемене побывала делегация Совета Федерации во главе с Председателем Комитета по международным делам , который провел переговоры с Председателем Палаты депутатов ЙР А. Аль-Ахмаром, Председателем Консультативного совета А. Абдель Гани, Министром иностранных дел А. Керби.

В мае 2008 г. по приглашению в Москве и Санкт-Петербурге побывала делегация Консультативного совета ЙР во главе с его Абдель Гани. Члены делегации были приняты , , Первым заммининдел Денисовым.

В октябре 2008 г. посетил Сану, где встретился с Президентом ЙР А. Салехом, Премьер-министром А. Муджавваром, Председателем Консультативного совета А. Абдель Гани.

С августа 1997 г. на основе Протокола о консультациях между Министерствами иностранных дел России и Йемена проводятся регулярные контакты между внешнеполитическими ведомствами двух стран по актуальным глобальным, региональным и двусторонним вопросам. Как правило, встречи осуществляются на уровне заместителей министров и руководителей профильных подразделений. Последние консультации прошли в Сане 15-16 февраля 2012 г. с участием директора Департамента Ближнего Востока и Северной Африки МИД Вершинина. Он был принят и. о. Президента ЙР А. Хади и Председателем Правительства национального единства М. Басиндвой, которым вручил послания , встретился с мининдел Керби, с лидерами ведущих йеменских политобъединений.

С начала 2011 г. Йеменская Республика, как и ряд других государств Ближнего Востока и Северной Африки, переживала масштабный внутриполитический кризис, приведший к серьезной дестабилизации в стране.
Это наложило существенный отпечаток на российско-йеменское взаимодействие практически во всех областях, которое, хоть и продолжает развиваться, но пока
в «усеченном» формате.

В соответствии с распоряжением Президента и Правительства Российской Федерации 12–14 июня 2011 г. МЧС России осуществило три спецрейса в йеменские города Сану и Аден. Было эвакуировано 214 россиян и граждан стран СНГ, изъявивших желание вернуться на родину в связи с резким ухудшением ситуации. Среди них – сотрудники ряда российских компаний, что затруднило реализацию проектов двустороннего сотрудничества.

В соответствии с принятыми 24 сентября 2010 г. странами-членами «Группы друзей Йемена», включая Россию, рекомендациями международному сообществу по оказанию содействия ЙР в сферах экономики, государственного управления и юстиции 17 июля 2011 г. МЧС России осуществило поставку в Йемен 1 тыс. тонн пшеничной муки в счет регулярного целевого взноса нашей страны за 2011 г. на сумму 1 млн. долл. США во Всемирную продовольственную программу ООН.
7 февраля 2012 г. МЧС России провело очередную гуманитарную операцию, поставив в Сану 30-тонный груз (палатки, одеяла, продукты питания), который был распределен главным образом среди йеменских беженцев и перемещенных лиц.

Осуществляется взаимодействие в сфере образования. В 2010/2011 учебном году по просьбе йеменской стороны ежегодно выделяемая квота на обучение
в российских вузах за счет средств федерального бюджета была увеличена
с 80 до 100 госстипендий. Квота выбирается йеменцами, как правило, полностью.
В российских вузах, главным образом технических и медицинских, сейчас обучаются свыше 400 студентов из Йемена. На 2011/2012 учебный год йеменской стороне было предоставлено 110 стипендий (80 – для специалистов,
30 – аспирантам).

18 ноября – 2 декабря 2012 г. в Дипакадемии МИД России за счет средств, выделенных из госбюджета, была организована стажировка для 15 дипломатических сотрудников МИД Йемена.

Предпринимаются шаги по укреплению договорно-правовой базы двусторонних отношений. По линии Минюста России идет согласование
с йеменской стороной проектов межправительственных соглашений о взаимной охране прав на результаты интеллектуальной деятельности, используемые
и полученные в ходе двустороннего военно-технического сотрудничества,
о сотрудничестве в области борьбы с преступностью, договоров о взаимной правовой помощи по уголовным делам, о выдаче и о передаче лиц, осужденных
к лишению свободы. На рассмотрении йеменской стороны находится российский проект межправсоглашения о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

В марте 2007 г. имел место телефонный разговор с А. Салехом,
в ходе которого последний обратился с просьбой об обеспечении срочных поставок Йемену российской продукции военного назначения по льготным ценам в связи
с ожесточением боевых действий между правительственными войсками и шиитскими мятежниками на севере Йемена.

Межправительственные соглашения в области туризма

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о сотрудничестве в области туризма от 15.09.2001 г.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Республики Беларусь о сотрудничестве в области туризма от 21.02.1995 г.

Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических республик и Правительством Королевства Бельгии о сотрудничестве в области туризма от 25.06.1975 г.

Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических республик и Правительством Республики Болгария о сотрудничестве в области туризма от 08.05.2007 г.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Боливия о сотрудничестве в области туризма от 14.12.1999 г.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Бразилии о сотрудничестве в области туризма от 13.12.2001 г.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Венгерской Республики о сотрудничестве в области туризма от 20.12.2002 г.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Боливарианской Республики Венесуэла о сотрудничестве в области туризма от 14.12.2001 г.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о сотрудничестве в области туризма от 24.11.1997 г.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Греческой Республики о сотрудничестве в области туризма от 30.06.1993 г.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о сотрудничестве в области туризма от 05.07.2002 г.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Доминиканской Республики о сотрудничестве в области туризма от 10.10.1994 г.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Арабской Республики Египет о сотрудничестве в области туризма от 15.03.2008 г.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Государства Израиль о сотрудничестве в области туризма от 25.04.1994 г.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии о сотрудничестве в области туризма от 30.06.1994 г.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Иорданского Хашимитского Королевства о сотрудничестве в области туризма от 2004 г.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран о безвизовых групповых туристических поездках граждан Российской Федерации и граждан Исламской Республики Иран от 28 марта 2017 года

Межправительственное Соглашение о сотрудничестве в области туризма от 09.02.2006 г.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Исландия об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Республики Исландия от 25.10.2011 г.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о сотрудничестве в области туризма от 05.06.2000 г.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Йеменской Республики о сотрудничестве в области туризма от 17.12.2001 г.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в области туризма от 15.02.2001 г.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр о сотрудничестве в области туризма от 24.03.1994 г.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области туризма от 03.11.1993 г.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках от 29 февраля 2000 г.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Корейской Народно-Демократической Республики о взаимных поездках граждан от 28.02.2001 г.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Коста-Рика о сотрудничестве в области туризма от 28.11.1997 г.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Куба о сотрудничестве в области туризма от 15.10.1995 г.

Соглашение Между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики о сотрудничестве в сфере туризма от 20.12.2010 г.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Ливанской Республики о сотрудничестве в области туризма от 13.03.1998 г.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о сотрудничестве в области туризма от 29.06.1999 г.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Македонии о сотрудничестве в области туризма от 05.10.2001 г.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Мальта о сотрудничестве в области туризма от 20.06.1995 г.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Марокко о сотрудничестве в сфере туризма от 07.09.2006 г.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Мексиканских Соединенных Штатов о сотрудничестве в области туризма от 28.01.1997 г.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о сотрудничестве в области туризма от 01.07.2003 г.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Норвегии о сотрудничестве в области культуры, образования и научных исследований от 24 октября 1994 г.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Панама о сотрудничестве в области туризма от 04.05.2007 г.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша о сотрудничестве в области туризма от 16.01.2002 г.

Соглашение между Российской Федерацией и Португальской Республикой о сотрудничестве в сфере туризма от 27.02.2007 г.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Румынии о сотрудничестве в области туризма от 27.09.1993 г.

Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сан-Марино о сотрудничестве в области культуры, образования, спорта, туризма и торгово-экономической деятельности от 19.02.2002 г.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сейшельские острова о сотрудничестве в области туризма от 21.06.1999 г.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Сирийской Арабской Республики о сотрудничестве в области туризма от 23.02.1998 г.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Словацкой Республики о сотрудничестве в области культуры, науки и техники, образования, здравоохранения, информации, спорта и туризма от 28.05.1998 г.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Таиланд о сотрудничестве в области туризма от 17.10.2002 г.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Тунисской Республики о сотрудничестве в области туризма от 27.03.1998 г.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Туркменистана о сотрудничестве в области туризма от 02.10.2017 г.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в области туризма от 24.03.1995 г.

Соглашение между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Российской Федерации о развитии сотрудничества в области туризма от 05.04.2017 г.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о сотрудничестве в области туризма от 16.07.1999 г.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Филиппины о сотрудничестве в области туризма от 14.03.2006 г.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о сотрудничестве в области туризма от 10.01.2003 г.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Хорватии о сотрудничестве в области туризма от 1(14).10.2002 г.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Южно-Африканской Республики о сотрудничестве в области туризма. Соглашение от 23.11.1998 г.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии о культурных связях от 13.11.1998 г.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о сотрудничестве в области туризма от 24.11.1997 г.

Межправительственные договоры

Подписано в Москве 24 августа 1994 года
Вступило в силу 11 июля 1996 года

Подписано в Москве 24 августа 1994 года
Вступило в силу 11 июля 1996 года

Подписано в Белграде 7 февраля 1995 года
Вступило в силу 12 сентября 1996 года

5. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о сотрудничестве в области культуры, образования, науки и спорта

Подписано в Белграде 19 июля 1995 года
Вступило в силу 12 сентября 1996 года

подписано в Москве 11 октября 1995 года
вступило в силу 19 июля 1996 года

Подписана в Москве 12 октября 1995 года
Вступила в силу 9 июля 1997 года

Подписано в Москве 11 апреля 1996 года
Вступило в силу 12 сентября 1996 года

Подписан в Москве 11 апреля 1996 года
Вступил в силу 12 сентября 1996 года

Подписано в Белграде 3 июля 1996 года

Подписано в Белграде 31 октября 1996 года
Вступило в силу 10 марта 1998 года

Подписано в Белграде 31 октября 1996 года
Вступило в силу 10 марта 1998 года

Подписано в Белграде 31 октября 1996 года
Вступило в силу 10 марта 1998 года

Подписано в Москве 6 ноября 1996 года
Вступило в силу 20 августа 1997 года

15. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о военно-техническом сотрудничестве

Подписано в Москве 3 декабря 1997 года

Подписано в Москве 3 декабря 1997 года
Вступило в силу 28 апреля 1998 года

Подписано 28 августа 2000 года
Временно применяется в российско-сербских
отношениях с даты подписания

Подписано в Москве 28 января 2003 года
Вступило в силу 28 января 2003 года

Подписано 27 апреля 2007 года
Вступило в силу 16 июня 2009 года

подписано в Москве 25 января 2008 года
вступило в силу 30 сентября 2008 года

подписано в Москве 20 февраля 2009 года
вступило в силу 10 июня 2009 года

подписано в Белграде 10 июня 2009 года
вступило в силу 09 марта 2010 года

Подписана в Белграде 20 октября 2009 года

подписано в Белграде 20 октября 2009 года
вступило в силу 9 декабря 2010 года

подписано в Москве 7 апреля 2010 года
вступило в силу 13 августа 2010 года

Подписано в Белграде 23 марта 2011 года
Вступило в силу 9 декабря 2011 года

Подписано в Белграде 23 марта 2011 года
Вступило в силу 8 ноября 2011 года

Подписано в Белграде 23 марта 2011 года
Вступило в силу 27 августа 2014 года

Подписан в Белграде 22 июля 2011 года
Временно применяется

Подписано в Москве 21 октября 2011 года
Вступило в силу 12 апреля 2012 года

Подписано в Москве 21 октября 2011 года
Вступило в силу 12 марта 2012 года

Подписано в г. Ниш 25 апреля 2012 года
Вступило в силу 9 февраля 2013 года

Подписано в г. Ниш 25 апреля 2012 года
Вступило в силу 9 февраля 2013 года

Подписана в г. Нью-Йорке 26 сентября 2012 года
Применяется со дня подписания

Подписано в г. Белграде 13 октября 2012 года
Вступило в силу 20 декабря 2013 года

Подписано в г. Москве 11 января 2013 года
Вступило в силу 19 марта 2013 года

Подписано в Москве 10 апреля 2013 года
Вступило в силу 6 июня 2013 года

Подписано в Москве 10 апреля 2013 года
Вступило в силу 1 января 2015 года

Подписано в Москве 10 апреля 2013 года

Вступило в силу 2 июня 2015 года

Подписано в Москве 10 апреля 2013 года
Вступило в силу 20 января 2014 года

Подписано в Белграде 13 ноября 2013 года
Вступило в силу 2 сентября 2014 года

Подписано в Белграде 16 октября 2014 года

Вступило в силу 2 июля 2015 года

Подписано в Белграде 16 октября 2014 года

Вступило в силу 20 мая 2015 года

подписано в Белграде 16 октября 2014 года
Вступили в силу 1 апреля 2015 года

Подписано в Москве 27 октября 2015 года

46.Меморандум о взаимопонимании между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии в области экономического сотрудничества, привлечения инвестиций и реализации совместных проектов

подписано в Белграде 20 октября 2009 года
вступило в силу 9 декабря 2010 года

Межправительственные соглашения России с Йеменом

5.2.20. Правовой режим внешнеторговых сделок в рамках
международных договоров о развитии военно-технического
сотрудничества с отдельными странами СНГ

Как отмечалось ранее, с 2009 по 2017 г. заключены межправительственные соглашения о развитии военно-технического сотрудничества между Российской Федерацией и Республиками Беларусь, Армения, Узбекистан, Кыргызстан (см. п. 2.2.6 комментария).
Практическая реализация указанных международных договоров определена в следующих Указах Президента РФ:
Указ Президента РФ от 21 июня 2017 г. N 279 “Об утверждении Положения о порядке реализации Договора между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан о развитии военно-технического сотрудничества от 29 ноября 2016 г.” ;
——————————–
СЗ РФ. 2017. N 26 (ч. I). Ст. 3830.

Указ Президента РФ от 12 декабря 2014 г. N 773 “Об утверждении Положения о порядке реализации Договора между Российской Федерацией и Республикой Армения о развитии военно-технического сотрудничества от 25 июня 2013 г.” ;
——————————–
СЗ РФ. 2014. N 50. Ст. 7052.

Указ Президента РФ от 24 марта 2012 г. N 341 “Об утверждении Положения о порядке реализации Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о развитии военно-технического сотрудничества от 10 декабря 2009 г.” ;
——————————–
СЗ РФ. 2012. N 13. Ст. 1492.

Указ Президента РФ от 2 марта 2016 г. N 95 “Об утверждении Положения о порядке реализации Договора между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о военно-техническом сотрудничестве от 24 декабря 2013 г.” .
——————————–
СЗ РФ. 2016. N 10. Ст. 1395.

В целом порядки реализации межправительственных соглашений о развитии в рамках вышеперечисленных указов унифицированы (есть небольшая особенность в порядке реализации военно-технического сотрудничества с Белоруссией).
К особенностям по сравнению с обычным порядком, установленным Указом Президента РФ N 1062, относятся:
1. Участниками сделок являются не субъекты военно-технического сотрудничества в соответствии с Законом о ВТС, а 1) федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные выполнять функции государственного заказчика государственного оборонного заказа в интересах Вооруженных Сил РФ, иных войск, воинских формирований, правоохранительных органов и специальных служб, а также 2) организации, имеющие право на соответствующий вид деятельности в отношении продукции военного назначения, т.е. получившие лицензию на разработку и производство в отношении вооружения и военной техники (далее – уполномоченные организации Российской Федерации).
2. Ввоз и вывоз продукции военного назначения осуществляется не на основании лицензий ФСВТС России, а на основании выписок из перечней продукции военного назначения, предназначенной для ввоза в Российскую Федерацию (вывоза из Российской Федерации), утвержденных ФСВТС России и уполномоченным органом государства – участника межправительственного соглашения.
Уполномоченные организации Российской Федерации, заинтересованные в приобретении продукции военного назначения, направляют в ФСВТС России заявки с обоснованием необходимости приобретения указанной продукции.
На основании заявок уполномоченных организаций Российской Федерации ФСВТС России формирует перечень продукции военного назначения, предназначенной для ввоза в Российскую Федерацию. Указанный перечень в части, касающейся организаций – разработчиков и производителей продукции военного назначения, относящихся к сфере деятельности Министерства промышленности и торговли РФ (Минпромторг России) и (или) иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти либо организаций (далее – заинтересованные органы либо организации), направляется ФСВТС России в Минпромторг России и (или) иные заинтересованные органы либо организации, которые в 14-дневный срок рассматривают направленный им перечень с точки зрения оценки возможности производства указанной в нем продукции военного назначения соответствующими организациями с учетом выполнения государственного оборонного заказа, при отсутствии возражений согласовывают его и возвращают в ФСВТС России. В случае неполучения ФСВТС России ответов от Минпромторга России и (или) иных заинтересованных органов либо организаций в указанный срок перечень считается согласованным. После согласования перечня ФСВТС России утверждает его и направляет в уполномоченный орган государства – участника межправительственного соглашения.
После получения письменного уведомления уполномоченного органа государства – участника межправительственного соглашения об утверждении перечня продукции военного назначения, предназначенной для ввоза в Российскую Федерацию, ФСВТС России письменно информирует об этом уполномоченные организации Российской Федерации в части, их касающейся. Данная информация ФСВТС России является основанием для проведения уполномоченными организациями Российской Федерации переговоров с уполномоченными организациями иностранного государства и заключения контрактов в соответствии с утвержденным перечнем в части, их касающейся.
Аналогичная работа проводится ФСВТС России при получении от уполномоченного органа государства – участника межправительственного соглашения утвержденного перечня продукции военного назначения, в приобретении которой заинтересованы уполномоченные организации такого государства. ФСВТС России утверждает после его проработки с заинтересованными органами и организациями перечень продукции военного назначения, предназначенной для вывоза из Российской Федерации, и письменно информирует об этом уполномоченный орган государства – участника межправительственного соглашения и уполномоченные организации Российской Федерации в части, их касающейся. Данная информация ФСВТС России является основанием для проведения уполномоченными организациями Российской Федерации переговоров с уполномоченными организациями иностранного государства и заключения контрактов в соответствии с утвержденным перечнем в части, их касающейся.
В заключаемых контрактах должны быть отражены вопросы, касающиеся определения условий использования результатов интеллектуальной деятельности, передаваемых уполномоченным организациям государства – участника межправительственного соглашения, и (или) обеспечения их правовой охраны, а также обязательства данного государства использовать экспортируемую продукцию военного назначения только в заявленных целях, не допускать ее реэкспорта или передачи третьим странам без согласия Российской Федерации и обеспечить защиту сведений, составляющих государственную тайну, полученных при выполнении контрактов.
В случае если поставка продукции военного назначения предусматривает передачу сведений, составляющих государственную тайну, уполномоченные организации Российской Федерации информируют об этом ФСВТС России и осуществляют подготовку документов для принятия решения о передаче этих сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Уполномоченные организации Российской Федерации в течение 10 рабочих дней направляют заключенные контракты в ФСВТС России для регистрации.
Зарегистрированные контракты являются основанием для включения в установленном порядке продукции военного назначения, предназначенной для ввоза в Российскую Федерацию (вывоза из Российской Федерации), в импортно-экспортную часть государственного оборонного заказа на соответствующий год.
Вывоз из Российской Федерации в государство – участник межправительственного соглашения продукции военного назначения, не включенной в список продукции военного назначения, разрешенной к передаче иностранным заказчикам, передача лицензий на производство продукции военного назначения, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также оказание военно-технической помощи осуществляются в соответствии с перечнями, утвержденными ФСВТС России, на основании решений Президента РФ в каждом отдельном случае.
Вывоз из Российской Федерации в государство – участник межправительственного соглашения продукции военного назначения из наличия федеральных органов исполнительной власти, предусматривающий использование бюджетных ассигнований федерального бюджета или применение особых условий расчетов за поставляемую продукцию военного назначения (отсрочка платежей, внешнеторговая бартерная сделка и другие) либо передачу сведений, составляющих государственную тайну, а также оказание технического содействия в создании специальных объектов на территории государства – участника межправительственного соглашения осуществляются в соответствии с перечнями, утвержденными ФСВТС России, на основании решений Правительства РФ в каждом отдельном случае.
Имеется незначительное отличие порядка поставок в рамках межправительственного соглашения с Белоруссией от других стран. Так, п. 16 Положения о порядке реализации Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о развитии военно-технического сотрудничества от 10 декабря 2009 г. определено, что проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по модернизации и модернизация продукции военного назначения, включенной в список продукции военного назначения, разрешенной к передаче иностранным заказчикам, осуществляется в соответствии с перечнями, утвержденными ФСВТС России, с письменного согласия Правительства РФ в каждом отдельном случае.
Порядок реализации межправительственных соглашений с Арменией, Казахстаном и Узбекистаном предписывает проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, не конкретизируя их предмет, т.е. в том числе в отношении и модернизации, осуществлять по спискам ФСВТС России на основании решений Президента РФ. В отношении модернизации не устанавливается специальный режим в рамках полномочий Президента РФ либо Правительства РФ, что означает, что модернизация может проводиться на основании включения соответствующих работ в списки ФСВТС России.

Указ Президента РФ от 12 декабря 2014 г. N 773 “Об утверждении Положения о порядке реализации Договора между Российской Федерацией и Республикой Армения о развитии военно-технического сотрудничества от 25 июня 2013 г.” ;
——————————–
СЗ РФ. 2014. N 50. Ст. 7052.

[flat_ab id="3"] Ссылка на основную публикацию