Храм Гроба Господня в Израиле: детальные сведения с фото

Фото и информация о храме гроба Господня в Израиле

Израиль и его главный город Иерусалим хранят богатое историческое христианское наследие. Бесценной Святыней, к которой стремятся потоки верующих, паломников и просто туристов, является Храм Гроба Господня. Израиль знакомит всех желающих с этим святым местом, где был распят и погребен Иисус.

Храм – это целый комплекс строений, включающий места Крестного Пути Спасителя. Они находятся под сводами Святыни. Пережив страшные землетрясения и пожары, храмовый комплекс все же сохранил ценные доказательства жизни и казни Мессии.

Отправившись в Старый город, можно беспрепятственно посетить пещеру, где было положено тело распятого Христа. Но что же можно увидеть внутри, на что обратить внимание.


Храм – это целый комплекс строений, включающий места Крестного Пути Спасителя. Они находятся под сводами Святыни. Пережив страшные землетрясения и пожары, храмовый комплекс все же сохранил ценные доказательства жизни и казни Мессии.

История

Это место пользовалось особым почитанием еще во времена ранних христиан, первых массовых последователей учения Иисуса. Не забыли о святыне даже в тяжелые для Иерусалима дни, когда в 70 году нашей эры город был практически полностью уничтожен римской армией. Тогда храмовых построек здесь не было. Но уже в 135 году император Адриан приказал возвести на данной территории святилище, посвященное Юпитеру и Венере.

Культовые постройки существовали до того времени, пока византийский император Константин, к которому перешла власть над этими местами, не сделал христианство государственной религией. Его мать, правившая наравне с сыном, в уже достаточно преклонном возрасте приняла религиозное учение и отправилась в паломничество к Святой Земле. Считается, что главным толчком для этого стал сон Елены, в котором Бог велел ей совершить поездку в Иерусалим и вывести на всеобщее обозрение святые места, покрытые нечестивыми постройками.

Под руководством матери императора, а также Макария Иерусалимского – главного епископа, на месте языческого святилища были проведены раскопки. В их результате обнаружили Животворящий Крест, пещеру, в которой был похоронен Иисус, 4 гвоздя, а также табличку (титло) с надписью INRI, что означает «Иисус Назаритянин, царь Иудейский».

По преданию, Елена нашла сразу 3 креста. Чтобы определить настоящий, она поочередно прикладывала их к гробу с недавно умершим человеком, которого готовились хоронить. Когда она прикоснулась к покойнику настоящим распятием, моментально произошло чудо воскрешения.

Иллюстрация, показывающая, каким был первый Храм Гроба Господня, построенный при царице Елене

На месте всех этих находок и был заложен первоначальный Храм Гроба Господня. В частности, были возведены Ротонда Воскресения под названием Анастасис, базилика Мартириум, а также сад Иосифа Аримафейского, где, как считается, и находится Голгофа. Освящение храмового комплекса прошло в 335 году в присутствии императора, его семьи, посланников духовенства нескольких стран.

«Недвижимая лестница» на литографии Дэвида Робертса, 1842 год

В 614 году персидский царь Хозров захватил город, при этом святыня была повреждена огнем, а главные ее реликвии присвоены завоевателями. После этого прискорбного инцидента в течение нескольких лет продолжались реставрационные работы, финансировавшиеся из казны жены Хозрова, которая была христианкой, а также византийского императора Ираклия. Именно он в 629 году отобрал реликвии и сам Иерусалим у захватчиков.

Гравюра, Эдвард Файнден, 1834 год

Уже в 636 году город постигла новая беда – арабское завоевание, однако халиф Умар ибн Хатаб не стал уничтожать храм и даже разрешил там регулярное проведение христианских служений. В начале XI века уже другой правитель, поддавшись антихристианским подговорам, приказал полностью уничтожить святыню. В результате были сильно повреждены гробница и базилика. К 1050 году храм снова перешел к византийским правителям – Константин Мономах приказал отстроить его.

Теперь это было значительно более скромное здание, которое вернуло свое былое великолепие только после завоевания Иерусалима Крестоносцами в XII веке. Храмовый комплекс был переделан в романском стиле, а все его постройки объединены одной крышей. Также проводилась реконструкция столпов Елены – основных опор в ротонде.

В дальнейшие годы, когда Иерусалим периодически переходил к мусульманским захватчикам, храм не пострадал. А вот землетрясения в 1545 и 1927 годах, пожар 1808 года нанесли серьезный урон всем постройкам, которые в XX веке были дополнительно укреплены стальными конструкциями, а также украшены новыми фресками. Именно в таком виде можно увидеть Храм Гроба Господня сегодня.

Молитвы в Храме Гроба Господня


Из внешних достопримечательностей Храма Гроба Господня можно отметить также Колонну Благодатного Огня. Это одна из опор левого, действующего входа, которая была расколота молнией – первым схождением Благодатного Огня в 1634 году во время празднования Великой Субботы. В этот день между православными и армянскими христианами возник спор о том, кто имеет право первым провести службу. Во время этих препирательств из грозовой тучи ударила сильнейшая молния, породившая в расколотой колонне Святой Огонь.

Кувуклия и Гроб Господень

Над Гробом Господним стоит мраморная часовня — Кувуклия, в которой в Великую Субботу возжигается Благодатный огонь. Она состоит из двух частей — придела Ангела и пещеры Гроба Господня.

Кувуклия, современный вид Eman, Public Domain

До 22 марта 2017 г. Кувуклия снаружи была усилена металлической стяжкой, поскольку сооружение подвергалось воздействию землетрясения и пожара.

В приделе Обретения Креста установлена мраморная плита обозначающая место, где был найден крест.

Внутреннее убранство

Храм Гроба Господня в Иерусалиме, фото которого присутствуют в большинстве туристических проспектов Израиля, состоит из 3 частей.

Храм Воскресения Господня или Кафоликон, расположившийся в центральной части комплекса, отгорожен от других не достающими до потолка стенами. Первоначально он включал в себя несколько святилищ, однако греческая реконструкция кардинально изменила общую структуру сооружения. Помимо боковых стен, которые также появились по ее окончанию, в церкви установили высокий иконостас, два 2 тронных места (для Патриарха Израиля и его эпитропа), а также галерею с тремя балкончиками, с которых священник читает тексты Евангелия.

Под куполом Кафоликона, возвышающимся над его северной частью, находится «мезомфалос». Он представляет собой мраморную полусферу, размещенную на специальной подставке и указывающую на так называемый «пуп Земли». Сам купол украшен мозаикой, изображающей 12 святителей, Деву Марию, Св. Иоанна и двух главных ангелов-хранителей — Гавриила и Михаила. Ниши между окнами декорированы портретами ангелов, сделанными в наши дни. Храм Господнего Воскресения окружают широкие галереи. В одной из них можно увидеть Аркаду Девы – величественные 4-х гранные обелиски и колонны, среди которых виднеются остатки мраморного строения императора Адриана.

Попасть в эту зону храмового комплекса можно по лестнице из 13 ступеней, расположенной у входа в Кафоликон. Здесь находятся 2 нефа (для православных и католиков) и отверстие в земле, откуда изъяли крест (обозначено кругом серебристого цвета). Опустив руку в углубление, можно коснуться Голгофы, места, где казнили Христа. Рядом с серебряным кругом есть 2 черных – они указывают на кресты преступников, убитых вместе с Пророком. В близстоящей скале есть довольно заметная трещина. Говорят, что она появилась одновременно с последним вздохом мученика.

Кроме того с Голгофой в Израиле связано еще одно интересное придание. Считается, что на месте будущего распятия был захоронен Адам, прародитель всего человечества, выгнанный из Рая по причине грехопадения. Кровь Христа, просочившаяся сквозь землю, попала на останки первого человека и искупила грехи.

Мраморная Кувуклия, сооруженная над Гробом Господним, включает в себя две части – пещеру, ставшую усыпальницей Иисуса, и Ангельский придел. Именно здесь в Пасхальную Субботу зажигают Священный огонь, который затем разносится по всей планете.

Посреди часовни стоит пьедестал с куском священного камня, отломанным ангелом. Во время литургии его используют в качестве престола. Вдоль стены горят лампадки – 15 штук в 3 ряда (по количеству исповеданий). Вход в Кувуклию декорирован мраморным порталом, по одну сторону которого изображен архангел Гавриил, а по другую – жены-мироносицы. Не меньшего внимания заслуживает и мраморный полог, расположенный в верхней части портала. Нанесенная на него надпись указывает на воскрешение Сына Божьего.

Главной же достопримечательностью часовни является Тридневное каменное ложе Христа, установленное в небольшой камере. Когда-то оно находилось в вольном доступе, но в 1812 году было закрыто мраморной плитой, защищающей святыню от вандалов. На полках, прибитых около Тридневного ложа, стоят иконы Воскресения – по одной от каждой православной конфессии.

Храм Гроба Господня в Иерусалиме (Израиль) находится по адресу 1 Helena Str., Old City, P.O.B. 186, Jerusalem. Попасть в него можно несколькими способами.

Режим работы

Часы посещения храма Гроба Господня:

  • октябрь—февраль — с 04:00 до 19:00;
  • март — с 05:00 до 19:30;
  • апрель—август — с 05:00 до 21:00;
  • сентябрь — с 05:00 — до 20:30.

Уточнить расписание служб и время работы можно на официальном сайте.

Маршруты и остановки городских автобусов можно посмотреть на официальном сайте транспортной компании Egged.

История создания Храма Гроба Господня

Храм был построен тысячи лет назад, так как для христиан это место всегда было святыней. В 135 году в районе пещеры воздвигли храм Венеры. Первая же церковь появилась благодаря св. царице Елене. Новый храм раскинулся от Голгофы до Животворящего Креста.

Весь комплекс состоял их отдельных строений. К ним относились:

  • храм-мавзолей округлой формы;
  • базилика с криптой;
  • перистильные дворы.

Фасад Храма Воскресения и его убранство были живописно украшены. Процесс освещения проходил 13 сентября 335 года.

В 614 году Израиль подвергся нападениям войск Персии, после чего священный комплекс был захвачен и частично разрушен. Реконструкция завершилась к 626 году. Спустя десятилетие церковь вновь была подвергнута нападению, но в этот раз святыни не пострадали.

В начале 11 века Храм Гроба Господня был разрушен Аль-Хакимом би-Амруллахом. Позднее Константин Мономах получил разрешение на восстановление святого собора. В результате он построил новый храм, но он в разы уступал предшественнику по своему величию. Строения больше напоминали отдельные часовни, по-прежнему основным сооружением осталась ротонда Воскресения.

Во времена Крестовых походов комплекс был заново отстроен с применением элементов романского стиля, в результате чего новый храм вновь охватил все святые места, связанные с пребыванием Иисуса в Иерусалиме. В архитектуре также прослеживалась готика, но частично сохранился и первозданный вид собора с колоннами, называемыми «столпами Елены».

В середине 16 века отстроенная колокольня несколько снизилась из-за землетрясения. В это же время храм был расширен силами монахов-францисканцев. Они также занялись внутренним убранством кувуклии.

В 1808 году вспыхнул пожар, из-за которого шатер над мавзолеем и кувуклия значительно пострадали. Ремонт длился около двух лет, после чего разрушения были исправлены, а в 60-х годах 19 века куполу придали форму полусферы, отчего он стал похож на Анастасис, созданный Константином Великим.

В середине 20 века в планах была глобальная перестройка храма, но осуществить задуманное не получилось из-за ВМВ. В 1959 году началась масштабная реставрация, позднее, к концу века изменениям подвергли и купол. В 2013 году из России был доставлен последний из колоколов, который установили на запланированное место.

В 614 году Израиль подвергся нападениям войск Персии, после чего священный комплекс был захвачен и частично разрушен. Реконструкция завершилась к 626 году. Спустя десятилетие церковь вновь была подвергнута нападению, но в этот раз святыни не пострадали.

Храм Гроба Господня на видео


Автор: Священник Константин Пархоменко.

Храм включает в себя три основные части: часовню Гроба Господня, Храм Воскресения и Храм на Голгофе.

Во избежание раздоров между конфессиями, по традиции, ключи от Храма Гроба Господня хранятся в мусульманской семье, а право пользоваться этими ключами – закрывать и открывать Храм имеет право только один человек, представитель другой мусульманской семьи. Это право передается в семьях по наследству из поколения в поколение уже девять веков.

Нужно сказать, что борьба между конфессиями за влияние и контроль над христианскими святынями Иерусалима и в частности находящимися в Храме Гроба Господня в Израиле продолжались веками. Дело не ограничивалось доносами и упреками, но иногда доходило и до драки между монахами.

Во времена османского владычества чтобы не допустить кровопролития и даже разрушения храма правительству и паше лично приходилось постоянно вмешиваться и регулировать отношения между конфессиями. Известны указы паши от 1604, 1637, 1757 и 1852 годов. Последние два указа представляют собой свод правил и разделения прав и имеют название Статус-кво Святой Земли. Эти правила соблюдаются до сих пор.

О разногласиях между конфессиями Вы сразу вспомните, как только подойдете к Храму Гроба Господня. Об этом красноречиво напоминает лестница, стоящая на фасаде второго этажа и прислоненная к правому окну.

О том что она стоит там давно свидетельствует гравюра Эдварда Файндена от 1834 года. В том же месте она находится и по сей день. Сегодня эта обычная лестница – символ соблюдения Статус-кво – ничто в Храме не может быть изменено, передвинуто или отремонтировано без согласия всех шести конфессий.

Как же она попала туда и для какой цели использовалась? Скорее всего по ней пробирались в Храм монахи не желавшие платить находящимся внутри у входа турецким стражникам. На схеме Храма Гроба Господня это место обозначено №4 – диван турецкой гвардии стоящий слева от входа.

Второе напоминание о распри между конфессиями Вы так же увидите не успев войти. Это Колонна Святого Огня находящуюся слева от входа в Храм. По преданию в 1579 году армяне подкупили османов и те заперли Храм на Пасху, в Великую Субботу 6-го апреля.

Православные стояли в растерянности у запертого входа когда налетела туча и из нее ударила молния в эту колонну. Благодатный Огонь сошел и в этот раз.

Увидев горящую колонну, один из потрясенных турецких стражников стоявших сверху, спрыгнул вниз к христианам с криками, прославляющими христианскую веру. Ступни его ног после прыжка вошли в мраморную плиту как в воск. Его следы перед входом в Храм Гроба Господня в Иерусалиме можно увидеть и сегодня.

Первая церковь на месте распятия Христа была построена св. царицей Еленой. Затем Храм неоднократно подвергался разрушениям и восстанавливался в виде стоящих отдельно часовен. Под одной крышей места казни и воскрешения Христа Храм объединил в 1147 году.

Храм Гроба Господня пережил землетрясение в 1545 году и пожар в 1808 году.


Автор: Священник Константин Пархоменко.

Храм Гроба Господня

Храм Гроба Господня (Воскресения Христова) в Иерусалиме — это главный храм христианского мира, где заключены две святыни и свидетельства Воскресения Христова — Голгофа и Гроб Господень, а также другие места, связанные с искупительной жертвой Иисуса Христа, его Крестными страданиями и Воскресением.

Портал «Православие и мир» предлагает читателям отправиться в фотопутешествие по Храму Гроба Господня и его окрестностям — вместе с фотографом Юлией Маковейчук.

Храм Гроба Господня

Вход в Храм Гроба Господня. Ночь.

Уборка в одном из приделов. Здесь находилась темница, в которую был заключен Спаситель перед распятием.

Рабочие оказались приезжими из Одессы, трудятся во Славу Божию. В разговоре они сказали, что просто приехали потрудиться, купили билет на самолет и все. Кто полгода назад, кто четыре месяца. Пришли в Храм Гроба Господня и обратились к тем служителям, которые хоть немножко понимали по-русски, и их взяли на послушание.

Близ лестницы, уходящей вниз к церкви св. Елены, помещается придел Тернового венца.

Подземная церковь св. Елены в настоящее время принадлежит армянам, которые приобрели ее, по одной версии, у грузинской православной общины, по другой — у эфиопов. Храм имеет два престола: северный алтарь посвящен Благоразумному разбойнику; главный, центральный, — царице св. Елене и ее современнику св. Григорию Просветителю. Согласно армянскому преданию, когда свт. Григорий после долгого молитвенного подвига пришел поклониться Гробу Господню, то был удостоен схождения Cвятого Огня.

Небольшой крестово-купольный храм (20×13 м) первоначально являлся криптой базилики императора Константина. Купол в центре поддерживают 4 древние монолитные колонны, своды возведены не ранее XII в. Плоскость пола между колоннами покрыта мозаикой, сюжеты которой взяты из истории Армении.

Особой нишей и каменным седалищем отмечено в храме место за престолом, посвященным св. Елене, где царица сидела во время раскопок.

В окне горят 3 неугасимые лампады.

Церковь cв. Елены с 13 ступенями.

Справа виден вход вниз… Церковь cв. Елены соединена с католической церковью Обретения Креста, расположенной в самой нижней точке всего храмового комплекса. За каменным престолом возвышается на высоком постаменте большая бронзовая статуя cв. Елены с обретенным ею Крестом в руках, подаренная австрийским эрцгерцогом Максимилианом.

В правом углу придела, под низко нависающей скалой, лежит небольшая мраморная плита с белым 8-конечным правосл. крестом на черном фоне, обозначающая место, где было обнаружено Честное Древо.

Внутри храма, напротив входа, лежит Камень Помазания, покрытый красной мраморной полированной плитой (толщина 30 см), на боковых сторонах которой по периметру вырезан греч. текст тропаря св. Иосифу Аримафейскому(«Благообразный Иосиф»). Соответствующий евангельский текст (Ин 19. 38-40) написан по-гречески на мраморной доске, висящей справа. Снятие с Креста, умащение тела благовониями и положение во гроб изображены на большом мозаичном панно, стилизованном под византийский образец, на стене, непосредственно за Камнем помазания (мозаика выполнена по благословению Патриарха Диодора в 1990 В. Цоцонисом). Над Камнем — 8 лампад (4 — греческие, 2 — армянские, 1 — латинская, 1 — коптская).

На фото коптский монах затепляет лампаду.

Свидетельств о том, на каком именно месте тело Господа было приготовлено к погребению, до нас не дошло. Но уже с V в. в последовании Великой пятницы выделяется чин Погребения плащаницы. В храме он совершается следующим образом: покрытую лепестками роз плащаницу шесть архиереев переносят с Голгофы на Камень Помазания; после литии у Камня плащаницу торжественно с троекратной литанией вокруг Кувуклии переносят и полагают на Тридневное ложе, затем уносят в алтарь кафоликона.

Двор храма Гроба Господня.

Служители храма Гроба Господня, охранники.

Фасад храма Гроба Господня со стороны входа (южная сторона) — типичное произведение романской архитектуры XII в. В сдвоенных люнетах портала находились первоначально мраморные барельефы, изображавшие «Вход Господень в Иерусалим» и «Погребение Спасителя» (переданы на хранение в Музей Рокфеллера в Иерусалиме).

Очередь в кувуклию.


Внутри храма, напротив входа, лежит Камень Помазания, покрытый красной мраморной полированной плитой (толщина 30 см), на боковых сторонах которой по периметру вырезан греч. текст тропаря св. Иосифу Аримафейскому(«Благообразный Иосиф»). Соответствующий евангельский текст (Ин 19. 38-40) написан по-гречески на мраморной доске, висящей справа. Снятие с Креста, умащение тела благовониями и положение во гроб изображены на большом мозаичном панно, стилизованном под византийский образец, на стене, непосредственно за Камнем помазания (мозаика выполнена по благословению Патриарха Диодора в 1990 В. Цоцонисом). Над Камнем — 8 лампад (4 — греческие, 2 — армянские, 1 — латинская, 1 — коптская).

КУПИТЬ ГОРЯЩИЙ ТУР В ИЗРАИЛЬ ⇒

Благодаря этому царице Елене и епископу Макарию в 325 году удалось обнаружить гробницу Иисуса, а так же кресты Иисуса и двух разбойников. Говорят, что для того чтобы понять какой из них является крестом Иисуса царица Елена возлагала их поочередно к гробу покойника, проходившей мимо процессии. При прикосновении Животворящего Креста произошло чудо воскрешения.

По приказу императора Константина все горные глыбы со святого места были вывезены, остались только две: одна с Голгофы, на которой был водружен Крест, а другая с Гроба Господня, изолированного огромной каменной часовней, которой было дано название Anastasis, что означает Воскресение.

Первый Храм на этом месте начали возводить в 326 году и закончили в 335 году. Все было украшено мрамором, блестело золотом и драгоценными камнями. Но этот Храм простоял менее 300 лет и в 614 году был разрушен персами.

После этого Храм неоднократно восстанавливался, разрушался, переживал стихийные бедствия и перестраивался. Тот вид, в котором он предстает перед нами сегодня, он обрел в 1810 году, будучи отреставрированным после сильнейшего пожара.

С 1852 года и по настоящее время территория Храма Гроба Господня поделена между шестью религиозными христианскими общинами: католической, греко-православной, армянской (этим трем общинам принадлежит обширная зона), коптской, сирийской, эфиопской (монастырь последней находится на крыше храма). Каждой из конфессий строго определены часы для молитв.

В связи с тем, что между конфессиями не редко в разные время возникали конфликты, ключи от Храма Гроба Господня с середины 12 века хранятся в мусульманской семье. И в течение многих веков передаются старшему сыну из поколения в поколение.


Следует отметить, что получение Благодатного огня происходит только по молитвам православного патриарха.

myphototravel

Первая церковь Гроба Господня была заложена св. царицей Еленой, матерью римского императора Константина. В путешествие в Иерусалим Елена отправилась в возрасте около 80-ти лет.

Израиль, Иерусалим, Храм Гроба Господня – отзыв

Конечно же, Храм Гроба Господня к посещению я обязательно рекомендую. Всем и каждому!

Храм Гроба Господня, Израиль

Все времена, все народы и мировые религии имели центр социального, духовного бытия который назывался храмом. Храм является местом, где можно покланяться Господу. Израиль просто переполнен этими святыми местами, поскольку это государство трех колоссальных мировых вероисповеданий. Но, как бы там ни было самая уникальная реликвия христианского существования в Израиле – это его святилища, а если точнее – это Храм Гроба Господня, который расположен в бессмертном городе, а также в столице Израиля в Иерусалиме.

Главной святыней всего христианского народа на земле является Храм Гроба Господня. Его своды хранят под собой гору Голгофа, место где был распят Иисус Христос, а также Кувуклия – это место, в котором Избавитель Воскрес. Именно по этой причине этот израильский Храм обладает двояким названием – Храм Воскресения, а также Храм Гроба Господня. Своды этого Храма размещают под собой шесть храмов, имеющие различную концессию: православную, католическую, армянскую, коптскую, эфиопскую и сирийско-маронитскую.

Главной святыней паломников, к которой приезжают поклониться со всех концов света является Гроб Господень. Он размещен в Ротонде, который имеет название – Храм Воскресения. Этот Храм разделяется на несколько границ, правильней будет сказать, что у каждого имеется определенная христианская конфессия. В настоящее время в Израиле в Храм Господня входят сооружения такие как, Храм, расположенный на Голгофе, часовня этого Храма, Храм Воскресения.

Непосредственно около входа недалеко от двери, на мраморном полу есть камень Миропомазания. Именно здесь Иосифу и Никодиму удалось найти тело Христа, они смазали его маслом, а также алоэ, и прикрыли плащаницей. Этот камень выполнен из мрамора и имеет бледно-розовый цвет. Прямо над этим Камнем оборудован балдахин, который размещен на четырех столбиках. На нем все время висят неугасимые лампады.


Непосредственно около входа недалеко от двери, на мраморном полу есть камень Миропомазания. Именно здесь Иосифу и Никодиму удалось найти тело Христа, они смазали его маслом, а также алоэ, и прикрыли плащаницей. Этот камень выполнен из мрамора и имеет бледно-розовый цвет. Прямо над этим Камнем оборудован балдахин, который размещен на четырех столбиках. На нем все время висят неугасимые лампады.

О святом месте

И еще несколько любопытных фактов о храме Гроба Господня. Камень Миропомазания, на котором тело снятого с креста Спасителя перед погребением умащали благовонными маслами, является единственным местом в мире, где любой христианин может самостоятельно, не прибегая к помощи духовенства, освятить нательный крест или другие предметы религиозного обихода. Камень, ныне покрытый мраморной плитой, чудесным образом источает миро. Слева от него на полу находится мраморный круг — на этом месте, по преданию, во время помазания тела Сына Божьего стояла Дева Мария.

Израиль, Иерусалим, Храм гроба Господня и Стена плача

В историческую часть города ведет 8 ворот: Яффские, Сионские (ворота Давида), Дамасские (Шхемские), Мусорные (Навозные), Львиные, Ирода (Цветочные), Новые и Золотые. Мы зашли в город через Яффские ворота, от них удобнее всего совершать прогулку по Старому городу.

Иерусалим поделен на четыре квартала: мусульманский, христианский, армянский и еврейский. Мусульманский квартал самый большой и его населяют арабы. Здесь находятся наиболее значительные места для мусульман мечети, они почитаются мусульманами наравне с Меккой. Тут огромное количество магазинчиков и лавочек, рассчитанных на туристов.

Армянский квартал самый маленький, они живут своей немногочисленной и замкнутой общиной, говорят на своем языке, учатся в национальных школах. Представители армянской диаспоры в основном занимаются творческими профессиями.

В центре христианского квартала находится Храм Гроба Господня, где, согласно церковной традиции, был распят, похоронен, а затем воскрес Иисус Христос. Туда то мы сначала и проследуем.

В еврейском квартале расположена святая святых иудейского народа – Стена плача, у которой сегодня тоже побываем.

Паломники идут в храм тем же путем, которым когда-то шел Иисус Христос – Виа Долороса, Крестный путь, Дорога скорби – это дорога, по которой Иисус Христос прошел от места приговора к казни до Голгофы. На Виа Долороса находятся девять из четырнадцати остановок Крестного пути Христа. Последние из оставшихся остановок находятся на территории храма Гроба Господня.

Древним узкие улочки, вымощеные камнем, идут через узкие кварталы и рынки. Без проводника тут очень легко заблудиться. Находиться в самой гуще базара непередаваемое ощущение. Как будто мы перенеслись веков на 10 назад в прошлое. Тут продается все: от ковров ручной работы до всяких мелких сувениров, бижутерии, сладостей. Каждый упорно зазывает к себе купить какую-нибудь безделушку.

Пройдя еще немного, мы очутились на площади перед Храмом Гроба господня. Тут всегда огромное количество людей, одни собираются войти в храм, а другие уже выходят. Войти в Храм можно через деревянные ворота – это единственное место, доступное для прохода обычным людям.

Прямо после входа в Храм расположен Миррский камень или камень помазания. По преданию, именно на него положили тело Иисуса Христа после распятия, чтобы подготовить к погребению. Если положить на этот камень любой предмет, то он будет освещен, поэтому сюда кладут крестики, свечи, иконки и прочее.

Гора Голгофа, где был распят Иисус, тоже находится в пределах Храма. Туда ведут узкие высокие ступеньки. Честно говоря, Голгофу я представлял совершенно по иному и никак не мог подумать, что это небольшой холм.

В глубине часовни через стеклянное окно видна расселина шириной 15 см, по которой, согласно традиции, кровь Христа достигла прах Адама. На нижнем уровне, под православным престолом Голгофы, находится так называемая часовня Главы Адамовой. Согласно преданию, распятие Иисуса Христа произошло на месте погребения Адама.

Внутренний интерьер Храма

Ротонда с огромным куполом, под которым непосредственно расположена Кувуклия.

Кувуклия – небольшая часовня, непосредственно в которой находится Гроб Господень. Очередь сюда самая большая, мы простояли около часа. Запускают по несколько человек, фотографировать там запрещено. Там я испытал самые необычные эмоции, которые сложно описать.

После Храма мы снова пошли по узким улочкам Иерусалима в сторону еврейского квартала и Стены Плача.

Чтобы подойти к стене, необходимо пройти металлодетекторы и показать содержимое сумок военным. Это место очень сильно охраняется, т.к. велика опасность террактов. Сама стена разделена на 2 части: слева мужская и справа более маленькая женская.

При ее посещении необходимо надеть кипу, они выдаются на входе.

Сами евреи называют ее Западной стеной, а название “Стена плача” возникло у христиан. Дело в том, что когда евреи молятся, то немного покачиваются и возникает ощущение, что они плачут. Еще есть традиция писать записки со своими желаниями и вкладывать в расселины между камнями стены. Если это сделать, то написанные желания обязательно сбудутся.

Выходили из Иерусалима мы через другие ворота – Мусорные. Отсюда открывается вид на Масличную гору – место, с которой Иисус вознёсся на Небо и на которую, возможно, вернётся в конце времён.

Провести день в таком городе – это ужасно мало. Я бы с удовольствием вернулся бы и подробнее изучил старые улочки Иерусалима и другие кварталы.

Внутренний интерьер Храма

Комплекс храма Гроба Господня

Храм Воскресения Христова огромен и величественен. Приделы, связанные с моментами распятия Христа, хранят атмосферу святости. В комплекс храма Гроба Господня входят:

  • Кафоликон – православный храм в храме.
  • Гроб Господень – погребальное место Спасителя и главный алтарь.
  • Голгофа – холм, где распяли Иисуса Христа.
  • Кувуклия – часовня в Ротонде.
  • Камень миропомазания – освященная копия плиты, на которую был уложен снятый с креста Иисус.

Храм разделен между 6 конфессиями христианской церкви: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской. Каждой выделены приделы и часы для молитв.

Во избежание раздоров между конфессиями по традиции ключи от главного входа с 638 года переданы на постоянное хранение арабской семье Джуди, а право каждый день открывать этими ключами вход – семье Нусейба. Девять веков привилегия передается от отца к сыну.

Приделы комплекса:

  1. Придел Адама с его главой, на которую во время распятия стекла пречистая кровь Спасителя, пролившись сквозь расселину в скале, омыла грех Адама. Поэтому на Голгофе внизу распятия изображается череп.
  2. Придел Тернового Венца с венцом, возложенным в Претории на главу Иисуса Христа. Под престолом – часть камня, на котором сидел Господь, когда возлагали ему венец.
  3. Придел обретения Животворящего Креста с входом в храм святой Елены. На месте обретения Креста – греческий престол. Здесь сохранены огромные обломки природных скал в том виде, в каком они остались после землетрясения во время распятия Христа. В память о событии обретения Креста в Православной церкви установлен праздник Воздвижение Креста Господня 27 сентября.
  4. Придел Разделения Риз с иконами, изображающими сцены разделения хитона Христа после казни. По обычаю того времени распявшие Христа делили его одежды, бросая жребий.
  5. Придел Марии Магдалины с отмеченным мраморным кругом местом явления воскресшего Христа.

  • Церковью Четырех апостольских животных.
  • Монастырем на вершине храма святой Елены.
[flat_ab id="3"] Ссылка на основную публикацию